С 1850-х годов в Англии начало развиваться новое направление в поэзии и живописи. Оно получило название "прерафаэлиты". В этой статье представлены основные идеи художественного сообщества, тематика творческой деятельности, картины прерафаэлитов с названиями.
Стремясь уйти от надоевших академических традиций и реалистичной эстетики викторианской эпохи, группа художников создала собственное Оно проникло практически во все сферы жизни, формировало особенности поведения и общения своих создателей. И направление искусства, и его представители-живописцы носили одно и то же название - прерафаэлиты. Картины их демонстрировали духовное родство с эпохой раннего Возрождения. Собственно, и название братства говорит само за себя. Живописцев интересовали творцы, работавшие до расцвета Рафаэля и Микеланджело. Среди них - Беллини, Перуджино, Анжелико.
Направление развивалось на протяжении второй половины 19 века.
До 1850-х годов все английское искусство находилось под крылом художеств. Ее президент сэр как и любой другой представитель официального учреждения, неохотно принимал нововведения и не поощрял эксперименты своих учеников.
В конце концов, такие тесные рамки заставили нескольких живописцев со схожими взглядами на искусство в целом объединиться в братство. Первыми его представителями стали Холман Хант и Данте Россетти. Они познакомились на выставке в академии и в ходе беседы поняли, что их взгляды во многом схожи.
Россетти писал в это время картину "Юность Девы Марии", и Хант помог ему завершить ее не делом, но словом. Уже в 1849 году полотно красовалось на выставке. Молодые люди сошлись во мнении, что современная английская живопись переживает не лучший период в своей истории. Чтобы как-то оживить этот вид искусства, необходимо было вернуться к доакадемическим истокам, к простоте и чувственности.
Первоначально братство прерафаэлитов, картины которых вдохнули новую жизнь в британскую культуру, состояло из семи человек.
1. Холман Хант. Прожил длинную жизнь, оставаясь верным своим взглядам на искусство до самой смерти. Он стал автором нескольких изданий, повествующих о членах братства и описывающих картины прерафаэлитов. Среди известных полотен самого живописца - "Тень смерти" (религиозная картина, изображающая Иисуса), "Изабелла и горшок с базиликом" (по мотивам поэмы Джона Китса), (написана на основе библейских сказаний).
2. Джон Милле. Известен как самый молодой ученик академии искусств, ставший впоследствии ее президентом. Джон после продолжительной работы в стиле прерафаэлитов отрекся от братства. Чтобы прокормить семью, он стал писать портреты на заказ и преуспел в этом. Самые примечательные работы - "Христос в родительском доме" (религиозная картина, наполненная символами будущей жизни и смерти Христа), "Офелия" (написана на основе эпизода из "Гамлета"), "Мыльные пузыри" (полотно позднего периода творчества, прославилось как реклама мыла).
3. Данте Россетти. Картины наполнены культом красоты и эротизма женщины. Его жена Элизабет стала главной музой живописца. Ее смерть подкосила Данте. Он положил ей в гроб все свои рукописи со стихами, но через несколько лет, придя в себя, добился эксгумации и забрал их из могилы. Известные работы: "Блаженная Беатриса" (изображена жена Данте, находящаяся между жизнью и смертью), "Прозерпина" (древнеримская богиня с гранатом в руках), "Вероника Веронезе" (символичное полотно, отражающее процесс творчества).
4. Майкл Россетти. Брат Данте, который тоже учился в академии. Но в итоге выбрал для себя путь критика и писателя. Картины прерафаэлитов неоднократно подвергались его разбору. Являлся биографом своего брата. Сформулировал основные концепции направления.
5. Томас Вулнер. Был скульптором и поэтом. В своем раннем творчестве поддерживал идеи прерафаэлитов, обращался к природе и учитывал незначительные детали. Публиковал свои стихи в журнале братства, но потом отошел от их общих идей и сконцентрировался на классических формах.
6. Фредерик Стивенс. Художник и искусствовед. Довольно рано разочаровался в своем таланте живописца и сосредоточился на критике. Считал своей миссией объяснить публике цели братства и прославлять картины прерафаэлитов. Сохранилось несколько его полотен: "Маркиз и Гризельда", "Мать и дитя", "Смерть короля Артура".
7. Джеймс Коллинсон. Был верующим человеком, поэтому писал картины на религиозные тематики. Покинул сообщество после того как картину Милле в прессе раскритиковали и назвали богохульной. Среди его работ - "Святое семейство", "Отречение Елизаветы Венгерской", "Сестры".
Прерафаэлиты, картины которых вызывали много споров, имели ряд единомышленников. Они не входили в братство, но придерживались основных идей. Среди них - художник Л. Альма-Тадема, дизайнер Ф. М. Браун, живописец У. Деверелл, вышивальщица М. Моррис, иллюстратор А. Хьюз и другие.
Первоначально картины прерафаэлитов были встречены критиками довольно тепло. Они были как глоток свежего воздуха. Однако ситуация накалилась после представления в свете нескольких религиозных картин, написанных в несоответствии с канонами.
В частности, картина "Христос в родительском доме" кисти Милле. На полотне изображена аскетичная обстановка, сарай, возле которого пасется отара овец. Богородица стоит на коленях перед маленьким Иисусом, который поранил ладонь гвоздем. Милле наполнил эту картину символами. Кровоточащая рука - знак будущего распятия, чаша с водой, которую несет Иоанн Креститель, - символ Крещения Господня, голубь, сидящий на лестнице, отождествляется со Святым духом, овцы - с невинной жертвой.
Критики назвали эту картину богохульной. Газета "Таймс" окрестила полотно бунтом в искусстве. Другие, указывая на сравнение святого семейства с простым людом, характеризовали произведение Милле как возмутительное и омерзительное.
Картина Россетти "Благовещение" также подверглась нападкам. Живописец отступил от библейских канонов, одев Богородицу в белые одежды. На полотне она изображена испуганной. Критик Ф. Стоун сравнил творчество прерафаэлитов с бесполезной археологией.
Кто знает, как сложилась бы судьба братства, если бы на его стороне не выступил критик Джон Рёскин, с мнением которого считались все.
Джон Рёскин был историком искусств и написал не одну научную работу, прежде чем познакомился с творчеством прерафаэлитов. Каково было его удивление, когда он понял, что все мысли и идеи, отраженные в его статьях, нашли свое место на холстах братства.
Рёскин ратовал за проникновение в сущность природы, внимание к деталям, отстранение от навязанных канонов и изображение сцен такими, какими они должны быть. Все это включала в себя и программа прерафаэлитов.
Критик написал несколько статей для "Таймс", где высоко оценил творчество художников. Он купил некоторые их картины, поддержав творцов и морально, и финансово. Рёскину нравилась новая и необычная манера письма Прерафаэлиты впоследствии создали несколько портретов своего защитника и покровителя.
Изначально художники обращались исключительно к евангельским сюжетам, ориентируясь на опыт творцов раннего Ренессанса. Они не стремились исполнить картину по церковным канонам. Главной целью было перенесение философской мысли на холст. Именно поэтому полотна прерафаэлитов так детализированы и символичны.
"Юность Девы Марии" Россетти вполне соответствовала запросам викторианской эпохи. На ней была изображена скромная девушка под присмотром своей матери. Обычно ее изображали читающей, Данте же вложил в руки Девы иголку. Она вышивала на полотне лилию - символ чистоты и непорочности. Три цветка на стебле - Отец и Сын и Святой дух. Листья пальмы и терн с шипами - радости и горести Марии. В картине нет бессмысленных предметов, цветов и действий - все призвано указать на философский смысл.
Чуть позже художники-прерафаэлиты, картины которых привлекали общественное внимание, стали обращаться к темам людского неравенства ("Леди Лилит"), эксплуатации женщин ("Проснувшаяся стыдливость"), эмиграции ("Прощание с Англией").
Немаловажную роль в творчестве братства играли картины по мотивам произведений английских поэтов и писателей. Живописцев вдохновляли сочинения Шекспира, Китса, а также итальянца Данте Алигьери.
Тематика картин с женскими персонажами у прерафаэлитов довольно разнообразна. Едины они были лишь в одном - на их полотнах царила женская красота. Дамы изображались неизменно прекрасными, спокойными, с ноткой таинственности. Сюжеты встречаются разные: проклятье, смерть, безответная любовь, душевная чистота.
Довольно часто поднимается тема супружеской неверности, где женщина выставляется в неблаговидном свете. Разумеется, она несет жестокую кару за свой поступок.
Женщины зачастую поддаются соблазну и сладострастию в картинах прерафаэлитов ("Прозерпина"). Но есть и обратный сюжет, где мужчина является виновником падения женщины (как в картинах "Марианна", "Проснувшаяся стыдливость").
В основном натурщицами для своих картин художники выбирали близких и родных. Россетти часто писал с мамы и сестры ("Юность Девы Марии"), но прибегал также к услугам своей любовницы Фанни ("Лукреция Боржия"). Пока была жива Элизабет, его любимая жена, женские образы приобретали ее лицо.
Эффи Грей, жена Милле и экс-супруга Рёскина, запечатлена на картине "Приказ об освобождении" и портретах кисти Джона.
Энни Миллер, невеста Ханта, позировала почти всем художникам братства. Она изображена на полотнах "Елена Троянская", "Проснувшаяся стыдливость", "Женщина в желтом".
Пейзажи писали только некоторые художники этого направления. Они вышли из стен кабинетов и работали на пленэре. Это помогало живописцам уловить все до последней детали, их картины становились совершенными.
Часами проводили время прерафаэлиты на природе, дабы не упустить ни одну мелочь. Эта работа требовала титанического терпения и способности к созиданию. Вероятно, из-за особенностей программы направления пейзаж не приобрел такого распространения, как другие жанры.
Наиболее полно отражены принципы рисования природы в картинах Ханта "Английские берега" и Милле "Осенние листья".
После нескольких успешных выставок братство прерафаэлитов начало разваливаться. Объединяющей их любви к Средним векам было недостаточно. Каждый искал свой путь. Один лишь Хант остался верен принципам этого направления до конца.
Определенность наступила в 1853 году, когда Милле получил членство Королевской академии. Братство распалось окончательно. Некоторые отошли от живописи на долгое время (например, Россетти занялся сочинительством).
Несмотря на фактическое прекращение существования, прерафаэлиты как направление действовали еще какое-то время. Однако манера написания картин и общие принципы несколько исказились.
К художникам, представляющим поздний этап течения, относят Симеона Соломона (работы отражали суть движения эстетизма и гомосексуальные мотивы), Эвелин де Морган (писала на мифологические темы, например, "Ариадна на Наксосе"), иллюстратора Генри Форда.
Есть еще ряд художников, на которых повлияли картины прерафаэлитов. Фотографии некоторых из них нередко появлялись в британской прессе. Это Софи Андерсон, Фрэнк Дикси, Джон Годвард, Эдмунд Лейтон и прочие.
Прерафаэлитизм называют чуть ли не первым художественным направлением Англии, которое прославилось на весь мир. У каждого критика или обывателя есть свое собственное мнение и право на оценку творчества живописцев. Несомненно только одно - это течение проникло во все сферы жизни общества.
Сейчас многое переосмысливается. Пишутся новые научные труды, например, "Прерафаэлиты. Жизнь и творчество в 500 картинах". Кто-то приходит к мысли, что представители этого направления стали предшественниками символистов. Кто-то говорит о влиянии прерафаэлитов на хиппи и даже Джона Толкина.
Полотна художников выставлены в ведущих музеях Британии. Вопреки сложившемуся мнению, картины прерафаэлитов в Эрмитаже не хранятся. Выставка полотен впервые была показана в России в 2008 году в Третьяковской галерее.
Название «прерафаэлиты» (англ. Pre-Raphaelites) должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.
Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.
Братство прерафаэлитов
Д. Г. Россетти - Юность Девы Марии, 1848—1849
История Братства начинается в 1848 году, когда на выставке Королевской Академии художеств познакомились студенты Академии — Холман Хант и Данте Габриэль Россетти, ранее видевший работы Ханта и восхищавшийся ими. Хант помогает Россетти закончить картину «Юность Девы Марии» (англ. Girlhood of Mary Virgin, 1848-49), которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Джоном Эвереттом Милле, юным гением, поступившим в Академию в возрасте 11-и лет. Они не просто стали друзьями, но обнаружили, что разделяют взгляды друг друга на современное искусство: в частности, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучшим способом возродить её будет возвращение к искренности и простоте раннего итальянского искусства (то есть искусства до Рафаэля, которого прерафаэлиты считали основателем академизма).
Огастас Эгга - Прошлое и настоящее, 1837
На картине Россетти «Юность Девы Марии» впервые появляются три условные буквы P. R. B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), этими же инициалами были отмечены «Изабелла» Милле и «Риенци» (англ. Rienzi) Ханта. Члены Братства также создали свой собственный журнал, под названием «Росток», хотя он просуществовал лишь с января по апрель 1850 года. Его редактором стал Уильям Майкл Россетти (брат Данте Габриэля Россетти).
Прерафаэлиты и академизм
Д. Г. Россетти - Священный Грааль, 1860
Д. Э. Милле - Офелия, 1852
Д. Г. Россетти - Леди Лилит, 1868
Членов Братства с самого начала раздражало влияние на современное искусство таких художников, как сэр Джошуа Рейнольдс, Дэвид Уилки и Бенджамин Хейдон. Сэра Джошуа (президента Академии художеств) они даже прозвали «сэр Слошуа» (от англ. slosh — «шлёпать по грязи») за неряшливую технику живописи и стиль, как они считали, полностью заимствованный из академического маньеризма. Положение усугублялось тем, что в то время художники часто использовали битум, а он делает изображение мутноватым и тёмным. В противоположность, прерафаэлиты хотели вернуться к высокой детализации и глубоким цветам живописцев эпохи Кватроченто. Они отказались от «кабинетной» живописи и начали рисовать на природе, а также внесли изменения в традиционную технику живописи. На загрунтованном холсте прерафаэлиты намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, а затем писали поверх белил полупрозрачными красками. Выбранная техника позволила добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что их работы сохранились в первозданном виде до наших дней.
Борьба с критикой
Поначалу работы прерафаэлитов принимали довольно тепло, однако вскоре обрушилась суровая критика и насмешки. Излишне натуралистичная картина Милле «Христос в родительском доме», выставленная в 1850 году, вызвала такую волну негодования, что королева Виктория попросила доставить её в Букингемский дворец для самостоятельного осмотра.
Д. Э. Милле - Христос в родительском доме, 1850 г.
«Игнорируя все великое, что было создано старыми мастерами, эта школа, к которой принадлежит Россетти, плетется неуверенными шагами к своим ранним предшественникам. Это — археология, лишенная всякой пользы и превратившаяся в доктринерство. Люди, принадлежащие этой школе, заявляют, что они следуют правде и простоте природы. На самом деле они рабски имитируют художественную неумелость».
Принципы Братства подверглись критике со стороны многих уважаемых живописцев: президента Академии художеств, Чарльза Истлейка, группы художников «Клика», которую возглавлял Ричард Дадд. В результате Джеймс Коллинсон даже отрекся от Братства, и была разорвана помолвка с Кристиной Россетти. Впоследствии его место занял живописец Уолтер Деверелл.
Положение в определённой степени спас Джон Рёскин, влиятельный историк искусства и художественный критик Англии. Несмотря на то, что в 1850 году ему было только тридцать два года, он уже являлся автором широко известных работ об искусстве. В нескольких статьях, опубликованных в «Таймс», Рёскин дал произведениям прерафаэлитов лестную оценку, подчеркнув, что лично не знаком ни с кем из Братства. Он провозгласил, что их работы могут «лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет». Кроме того, Рёскин купил многие из картин Габриэля Россетти, чем поддержал его материально, и взял под свое крыло Милле, в котором сразу увидел выдающийся талант.
Джон Рёскин и его влияние
Д. Э. Милле - Джон Рёскин на портрете, 1853—1854 гг.
«Нынешние художники, — писал Рёскин в „Современных художниках“, — изображают [природу] или слишком поверхностно, или слишком приукрашенно; они не стараются проникнуть в [её] сущность». В качестве идеала Рёскин выдвигал средневековое искусство, таких мастеров Раннего Возрождения, как Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини, и побуждал художников «писать картины с чистым сердцем, ни на что не ориентируясь, ничего не выбирая и ничем не пренебрегая». Аналогичным образом Мэдокс Браун, оказавший влияние на прерафаэлитов, писал о своей картине «Прощание с Англией» (англ. The Last of England, 1855 год): «Я постарался забыть все существующие художественные течения и отразить эту сцену так, как она должна была бы выглядеть». Мэдокс Браун специально писал эту картину на побережье, чтобы добиться эффекта «освещения со всех сторон», которые бывает на море в пасмурные дни. Прерафаэлитская техника писания картин предполагала проработку каждой детали.
М. Браун - Прощание с Англией, 1855
Рёскину принадлежит ясное определение художественных целей прерафаэлитизма:
Легко управлять кистью и писать травы и растения с достаточной для глаза верностью; этого может добиться всякий после нескольких лет труда. Но изображать среди трав и растений тайны созидания и сочетаний, которыми природа говорит нашему пониманию, передавать нежный изгиб и волнистую тень взрыхленной земли, находить во всём, что кажется самым мелким, проявление вечного божественного новосозидания красоты и величия, показывать это немыслящим и незрящим — таково назначение художника.
Идеи Рёскина глубоко тронули прерафаэлитов, особенно Уильяма Холмана Ханта, который заразил своим энтузиазмом Милле и Россетти. В 1847 году Хант писал о книге Рёскина «Современные художники»: «Как никакой другой читатель, я чувствовал, что книга написана специально для меня». Определяя свой подход к работе, Хант также отмечал, что для него важно исходить из предмета, «и не только из-за того, что существует шарм законченности предмета, а для того, чтобы понять принципы дизайна, существующие в Природе».
Распад
Артур Хьюз - Апрельская любовь, 1855—1856 гг.
Д.Э. Милле - Гугенот, 1852
Попытки возрождения Братства в качестве Хогартского клуба (англ.), существовавшего с 1858 по 1861 годы, не удались.
Дальнейшее развитие прерафаэлитизма
Д. Г. Россетти - Первая годовщина смерти Беатриче, 1853
Эдвард Бёрн-Джонс - Король Кофетуа и нищенка, 1884
Генри Форд - Мачеха, превращающая братьев в лебедей, 1894
Эвелин Пол - Божественная комедия
«Искусства и ремёсла»
Уильям Моррис считается одной из наиболее влиятельных фигур в истории декоративного искусства XIX века. Он основал движение «Arts and Crafts Movement» (англ. «Искусства и ремёсла»), главной идеей которого было возвращение к ручному мастерству как к идеалу прикладного искусства, а также возведение в ранг полноправных искусств книгопечатания, словолитья, гравюры. Это движение, которое подхватили Уолтер Крейн, Макинтош, Нельсон Доусон, Эдвин Лаченс, Райт и другие, впоследствии проявилось в английской и американской архитектуре, дизайне интерьеров, ландшафтном дизайне.
Поэзия
Под влиянием поэзии прерафаэлитов развизвалось британское декадентство 1880-х годов: Эрнст Доусон, Лионель Джонсон, Майкл Филд, Оскар Уайльд. Романтическая тоска по Средневековью нашла отражение в раннем творчестве Йейтса.
Уильям Йейтс - Тот, кто мечтал о волшебной стране (1893)
Он медлил на базаре в Дромахере,
Считал себя в чужой стране родным,
Мечтал любить, пока земля за ним
Не запахнула каменные двери;
Но кто-то груду рыб невдалеке,
Как серебро, рассыпал на прилавке,
И те, задрав холодные головки,
Запели о нездешнем островке,
Где люди над расшитою волною
Под тканой сенью неподвижных крон
Любовью укрощают бег времен.
И он лишился счастья и покоя.
Он долго брел песками в Лиссаделле
И в грезах видел, как он заживет,
Добыв себе богатство и почет,
Пока в могиле кости не истлели;
Но из случайной лужицы червяк
Пропел ему болотной серой глоткой,
Что где-то вдалеке на воле сладкой
От звонкого веселья пляшет всяк
Под золотом и серебром небесным;
Когда же вдруг наступит тишина,
В плодах лучатся солнце и луна.
Он понял, что мечтал о бесполезном.
Он думал у колодца в Сканавине,
Что ярость сердца на глумливый свет
Войдет в молву окрест на много лет,
Когда потонет плоть в земной пучине;
Но тут сорняк пропел ему о том,
Что станет с избранным его народом
Над ветхою волной, под небосводом,
Где золото разъято серебром
И тьма окутывает мир победно;
Пропел ему о том, какая ночь
Влюбленным может навсегда помочь.
И гнев его рассеялся бесследно.
Он спал под дымной кручей в Лугнаголле;
Казалось бы, теперь, в юдоли сна,
Когда земля взяла свое сполна,
Он мог забыть о бесприютной доле.
Но разве черви перестанут выть,
Вокруг костей его сплетая кольца,
Что Бог на небо возлагает пальцы,
Чтоб ласковым сиянием обвить
Танцоров над бездумною волною?
К чему мечты, пока Господень пыл
Счастливую любовь не опалил?
Он и в могиле не обрел покоя.
Издательская деятельность
Современному читателю, привыкшему к простым и функциональным шрифтам XX века, издания «Кельмскотт-пресс» кажутся роскошными порождениями Викторианской эпохи. Богатый орнамент, узоры в виде листьев, иллюстрации по дереву — всё это становится важнейшими образцами декоративного искусства XIX века; всё сделано руками человека, внесшего больший вклад в эту область, чем кто-либо другой.
Данте Габриэль Россетти. Баллады и эпические поэмы (Dante Gabriel Rossetti. Ballads and narrative poems). — L.: Кельмскотт-пресс, 1893. Издание Уильяма Морриса
Моррис оформил все 66 книг, выпущенных издательством, а Бёрн-Джонс исполнил большинство иллюстраций. Издательство просуществовало до 1898 года и оказало сильное влияние на многих иллюстраторов конца XIX века, в частности, на Обри Бердслея.
Эстетическое движение
Сюжеты
У. Х. Хант - Проснувшаяся стыдливость, 1853
У. Х. Хант - Светоч мира, 1854
Р. Редгрейв - Гувернантка, 1844
Д. Г. Россетти - Прозерпина, 1874
Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешенный, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов — средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Милле, Бёрн-Джонса. Мистическая, губительная красота, la femme fatale позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса. В этом плане знаковой можно назвать картину «Леди из Шалотта» (1888), до сих пор остающаяся одним из самых популярных экспонатов галереи Тейт. Она основана на поэме Альфреда Теннисона. Многие живописцы (Холман Хант, Россетти) иллюстрировали произведения Теннисона, в частности, «Леди Шалотт». История повествует о девушке, которая должна оставаться в башне, находясь в изоляции от окружающего мира, и в тот самый момент, когда решается на побег, она подписывает себе смертный приговор.
У. Уотерхаус - Леди из Шалотта, 1888
У. Уотерхаус - Офелия, 1894
У. Уотерхаус - "Меня преследуют тени", - сказала Леди из Шалотта, 1911
Д.Э. Милле - Мариана, 1851
Пейзаж
У. Х. Хант - Английские берега, 1852
Д.Э. Милле - Осенние листья, 1856
Образ жизни
Уильям Моррис - Королева Джиневра, 1858
«Вчерашний день, дорогая моя сестра, — пишет Джеймс, — был для меня своего рода апофеозом, поскольку я провел большую часть этого дня в доме г-на У. Морриса, поэта. Моррис живет в том же самом доме, где открыл свой магазин, в Блумсбери… Видишь ли, поэзия для Морриса является второстепенным занятием. Прежде всего, он производитель витражей, фаянсовой плитки, средневековых гобеленов и церковного шитья, — в общем, всего прерафаэлитского, старинного, необычного и, должен добавить, бесподобного. Конечно, всё это делается в скромных масштабах и может производиться в домашней обстановке. Вещи, которые он делает, необыкновенно изящны, драгоценны и дороги (они превосходят по цене предметы самой большой роскоши), а потому что его фабрика не может иметь слишком большого значения. Но все, что он сотворил, восхитительно и превосходно... ему также помогают его жена и маленькие дочери».
Далее Генри Джеймс описывает жену Уильяма Морриса, Джейн Моррис (в девичестве Джейн Бёрден), которая позднее стала возлюбленной и моделью Россетти и которую постоянно можно встретить на картинах этого живописца:
«О, моя дорогая, что это за женщина! Она прекрасна во всем. Представь себе высокую, худощавую женщину, в длинном платье из ткани цвета приглушенного пурпура, из натуральной материи до последнего шнурка, с копной вьющихся черных волос, ниспадающих крупными волнами по вискам, маленькое и бледное лицо, большие темные лаза, глубокие и совсем суинберновские, с густыми черными изогнутыми бровями... Высокая открытая шея в жемчугах, и в итоге — само совершенство. На стене висел ее портрет почти в натуральную величину кисти Россетти, настолько странный и нереальный, что если бы вы его видели, то приняли бы за болезненное видение, но необыкновенной похожести и верности чертам. После обеда… Моррис прочитал нам одну из своих неизданных поэм... а его жена, страдая от зубной боли, отдыхала на софе, с платком у лица. Мне казалось, что было что-то фантастичное и удаленное от нашей настоящей жизни в этой сцене: Моррис, читающий плавным античным размером легенду о чудесах и ужасах (это была история Беллерофонта), вокруг нас живописная подержанная мебель квартиры (каждый предмет — образчик чего-либо), и, в углу, эта сумрачная женщина, молчаливая и средневековая со своей средневековой зубной болью».
Прерафаэлитов окружали женщины разного социального статуса, возлюбленные, модели. Одна журналистка пишет о них так: «...женщины без кринолинов, с развевающимися волосами... необычные, как горячечный сон, в котором медленно движутся великолепные и фантастические образы».
Данте Габриэль Россетти жил в изысканной и богемной атмосфере, и его эксцентричный образ сам по себе стал частью прерафаэлитской легенды: у Россетти жили самые разные люди, включая поэта Алджернона Суинберна, писателя Джорджа Мередита. Модели сменяли одна другую, некоторые из них становились любовницами Россетти, особенно известна вульгарная и скупая Фанни Корнфорт. Дом Россетти был полон антиквариата, старинной мебели, китайского фарфора и других безделушек, которые тот скупал в лавках старьевщиков. В саду водились совы, вомбаты, кенгуру, попугаи, павлины, одно время там даже жил бык, чьи глаза напоминали Россетти глаза его возлюбленной Джейн Моррис.
Значение прерафаэлитизма
Несмотря на кажущуюся обращенность в прошлое, прерафаэлиты содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве, более того, их считают предшественниками символистов, порой даже отождествляя тех и других. Например, что выставка «Символизм в Европе», перемещавшаяся с ноября 1975 по июль 1976 года из Роттердама через Брюссель и Баден-Баден в Париж, приняла за исходную дату 1848 год — год основания Братства. Поэзия прерафаэлитов оставила след на французских символистах Верлене и Малларме, а живопись — на таких художниках, как Обри Бердслей, Уотерхаус, и менее известных, как Эдвард Хьюз или Кальдерон. Некоторые даже отмечают влияние прерафаэлитской живописи на английских хиппи, а Бёрн-Джонса — на молодого Толкина. Что интересно, в юности Толкин, вместе с друзьями организовавший полутайное общество «Чайный клуб», сравнивал их с прерафаэлитским братством.
Некоторые работы прерафаэлитистов
Д.Э. Милле - Cherry Ripe, 1879
Д.Э. Милле - Лоренцо и Изабелла, 1849
Д.Э. Милле - The North-West Passage, 1874
Д.Э. Милле - Черный брауншвейгский гусар, 1860
Д. Г. Россетти - Beata Beatrix, 1864-1870
Д. Г. Россетти - Благовещение, 1850
У.Уотрехаус - Гилиас и Нимфы, 1896
У.Х. Хант - Нахождение Спасителя во Храме, 1860
У.Х. Хант - Наёмный пастух, 1851
Прерафаэлиты это английские художники Уильям Холман Хант (1827-1910), Джон Эврет Милле (1829-96), поэт и художник Данте Габриэль Россетти (1828-82), объединившиеся в 1848 в Прерафаэлитское братство.
В него вошли также искусствоведы - брат Данте Габриэля - Уильям Майкл Россетти (1829-1919) и Фредерик Джордж Стивене (1828-1907), поэт и скульптор Томас Увулнер (1825-92), художник Джеймс Коллинсон (18257-81).
Инициалы «ПБ» (Прерафаэлитское братство) впервые появились на картине Ханта на выставке Королевской Академии искусств в 1849.
Эстетические принципы прерафаэлиты - романтический протест против холодного академизма, господствовавшего в английской живописи того времени.
Их идеал искусства - творчество мастеров средних веков и раннего Возрождения (т.е. «дорафаэлевского» периода) - Джотто, Фра-Анжелико, С.Боттичелли, привлекавшее их как образец наивного, непосредственного отношения человека к природе.
Прерафаэлиты призывали изображать природу в ее разнообразии, используя весь спектр красок, в отличие от бледно-зеленых и коричневых тонов академических художников, никогда не покидавших студии. Религиозный дух дорафаэлевской живописи прерафаэлит противопоставляли индивидуализму, безбожию художников высокого Возрождения и современному материализму. В этой связи на них оказало воздействие «Оксфордское движение». Утверждаемое прерафаэлитами нравственное начало находило выражение в религиозных темах, в символико-мистической иконографии.
Любимые, вдохновлявшие прерафаэлиты авторы - Данте, Т.Мэлори, У.Шекспир, поэты-романтики У.Блейк, Дж.Китс, П.Б.Шелли, воспринимаемые как эстеты и мистики, А.Теннисон с его средневековыми сюжетами и темой борьбы духовного и чувственного начал и особенно Р.Браунинг с его интересом к Италии, возвеличиванием дорафаэлевского искусства, с острыми психологическими сюжетами.
Прерафаэлиты восприняли в 1848-49 как опасных, наглых революционеров и подвергли резкой критике. В их защиту выступил теоретик искусства Джон Рёскин (1819-1900), ставший другом Д.Г.Россетти. В открытых письмах, опубликованных в 1851 и 1854 в газете «Тайме», он защищал их от упреков в искусственном воскрешении примитивной средневековой живописи, пристрастии к абстрактной символике и безразличии ко всему, выходящему за рамки «прекрасного».
С Рёскиным прерафаэлиты объединило осуждение прозы и прагматики буржуазных отношений, идеализация ремесленного уклада средних веков. Позднее он осудил их «эстетство» и отошел от них. В январе-апреле 1850 прерафаэлиты издавали журнал (четыре номера) «The Germ» с подзаголовком «Размышления о природе поэзии, литературы и искусства»; последние два номера переименованы: «Искусство и поэзия как размышления о Природе»; его редактором был У.М.Россетти, являвшийся также секретарем прерафаэлит. К прерафаэлитам примыкали (но не были членами братства) художники Форд Мэдокс Браун (1821-93), Эдвард Коули Берн-Джонс (1833-98), Артур Хьюз (1830-1915), писатель, художник, идеолог английского социализма Уильям Моррис (1834-96), сестра Д.Г. и У.М.Россетти - поэтесса Кристина Россетти (1830-94), печатавшая свои стихи в их журнале.
Центральная фигура прерафаэлит - Д.Г.Россетти. В его поэзии, сфокусированной на поединке духовного и чувственного как извечно противостоящих друг другу начал в человеке, наиболее ярко воплотилось характерное для прерафаэлит колебание между мистицизмом и прославлением чувственности, попытка примирить мистику и эротику на основе обожествления плоти. У Д.Г.Россетти чувственное зачастую побеждает спиритуалистическое. Он любил обращаться к Данте, его любви к Беатриче. Увлечение Данте очевидно в изданной им книге переводов «Ранние итальянские поэты» (1861). Религиозно-мистическое начало католицизма нередко заслонялось в восприятии прерафаэлит чисто живописным.
Пышность католического церковного ритуала, причудливые формы готической архитектуры увлекали их порой вне зависимости от воплощенных в ней идей. Наиболее последовательны в выражении религиозно-католических воззрений-Хант в живописи и К.Россетти в поэзии. В 1853 Прерафаэлитское братство распадается. Милле уехал в Шотландию, а вернувшись, стал коммерческим художником, писавшим заказные портреты и сентиментальные картины. Хант в 1854 уехал в Палестину в поисках более реального фона для своих религиозных картин и на протяжении всей жизни оставался наиболее последовательным. Увулнер уехал в Австралию, Коллинсон в 1852 принял католицизм и примкнул к религиозной общине.
Прерафаэлиты были связаны личной дружбой и эстетической близостью с А.Суинберном, У.Пейтером, О.Бёрдсли, О.Уайлдом и оказали существенное влияние на «эстетизм» как направление в литературе и живописи 1880-х.
Слово прерафаэлиты произошло от английского Pre-Raphaelite brotherhood.
В прошлом году случилось увидеть сразу две выставки прерафаэлитов, одну в Москве, другую в Париже, в музее Жакмар-Андре, с которым я подробно знакомила в январе месяце.
Выставки отличались тем, что в Москве нельзя было снимать и не было приличного каталога, так что помимо ярких впечатлений нечего было вывезти на память. В Париже 50 картин из коллекции мультимиллионера Хуана Антонио Переса Симона можно было фотографировать и каталог прекрасен и качеством печати и подробным рассказом о всех картинах.
Прерафаэлиты вызывали у меня всегда двойственное впечатление. Немного отталкивала искусственность этой живописи, её, в некотором роде, вторичность. И определенная гламурность. Хотелось посмотреть в натуре, когда мы поехали в Лондон, я думала, что увижу работы прерафаэлитов в Национальной галерее Лондона, но оказалось, что их там мало, крайне мало. Дома я снова изучила большой альбом Альма-Тадемы и поняла, что они были так популярны, что картины расхватаны частными коллекционерами как горячие пирожки. К тому же мода на прерафаэлитов закончилась с Первой Мировой войной и они долго считались чем-то на грани хорошего вкуса. Большой процент работ принадлежал когда-то нуворишам из Ливерпуля, которые украшали картинами свои построенные только что роскошные особняки. Когда мода на прерафаэлитов прошла, некоторые работы были даже уничтожены потомками, не видевшими в них никакой ценности. Только в 1960е снова стал появляться интерес к живописи братства.
Выставка коллекции Симона передвижная, после Парижа она побывала в Риме и 23 июня откроется в Мадриде, так что уезжающие в Мадрид, могут поймать её там.
Эти две выставки позволили наконец увидеть знаменитые картины в натуре.
Впечатление от живописи в оригинале подправляет сложившееся представление. Конечно, подкупает уровень мастерства и эстетизм. Понятно, что это должно нравиться многим, потому что красиво. Даже можно представить какого-нибудь сноба, который говорит: "Фу, что за пошлость, эти сладенькие обнаженки в псевдогреческом стиле!" А сам втихую роняет слезу на какую-нибудь лейтоновскую тетеньку неглиже или попку, просвечивающую сквозь прозрачные ткани на картине у Альма-Тадемы.
Многие картины очень невелики, что еще более трогает. Можно сказать, что они приближены к мастерству художников готики, когда маленький масштаб не мешал создавать эпическое произведение,
Разумеется, эта живопись - дитя викторианского времени, здесь иные, не средневековые идеалы женской красоты, и гаммы, скажем так, модные для викторианского времени, иногда совсем не напоминающие тонкостью оттенков времена готики и раннего Возрождения.
Эта картина Джона Страдвика скорее напомнит скорый приход модерна.
Картина Страдвика "Песня без слов" искусствоведами сравнивается с портретом Исаака Оливера, который был чудесным миниатюристом времен королевы Елизаветы.
Разглядывать в деталях картины интересно, понятно, что художники добросовестно изучали интересующий их исторический период.
Джон Страдвик. Элейн. 1891 год.
Отдельная интересная тема - яркие женщины, которые позировали художникам. Среди них было много личностей, некоторые тоже стали художницами. Во время викторианской эпохи, когда женщине не пристало показывать свои чувства, времена были пуританские, эти дамы были более свободными, что требовало силы характера. Да и сами художники выбирали для своих картин часто сюжеты про женщин необыкновенных, таких как Клеопатра или леди Шалот.
Тут хочется вспомнить роман Джона Фаулза "Любовница французского лейтенанта", в котором эпоха описана ярко как раз в момент перелома, когда женщины стали стремиться к свободе.
Отчего-то мне кажется, что идея романа пришла писателю, когда он смотрел на эту картину Уотерхауза. Даже костюм невесты главного героя, Эрнестины в начале романа, когда они гуляют вдоль моря, как раз с темно-зеленым верхом и красной юбкой.
Сам образ моря - стихии, неподвластной никаким оковам - аллегория женской, бунтующей против условностей общества, души. И героиня, скорее, не искала глазами корабль своего уплывшего моряка (которого и не было), а смотрела на бегущие волны и ощущала ветер свободы.
Заглянув в давно смотренный и подзабытый фильм-экранизацию с Мэрил Стрип в роли Сары, я убедилась, что художник по костюмам думал так же. Он одел саму Сару в зеленое.
Неслучайно в конце книги она оказывается моделью прерафаэлитов и начинающей художницей.
Женщины прерафаэлитов похожи на Сару, они привлекают взгляд такой же тайной и отрешенностью от мирской суеты. Они редко смотрят нам в глаза, обычно куда-то в себя. Или изображены глядящими вдаль. Или в профиль. Чаще всего сосредоточенно-печальными или задумчивыми. Даже их взгляд в глаза словно проходит насквозь, минуя нас, они принадлежат вечности.
Живопись для прерафаэлитов - машина времени, которую скоро придумает Герберт Уэллс, для перемещения по векам, где хотелось бы побывать. Но путешествуют они выборочно. Их не интересует восстание Спартака или захват гуннами Рима. Или будни средневековой инквизиции. Они погдлядывают за красотками прошлого в будуарной обстановке.
Эдвин Лонг Царица Эстер.
Альберт Джозеф Мур.
Альберт Джозеф Мур.
Талбот Хьюэз.
Генри Артур Пейн. Очарованная морем.
Фредерик Лейтон
Джон Уильям Уотерхауз. Песня весны.
Джон Уильям Уотерхауз.Любовный напиток.
Фредерик Лейтон. Кренайя. Яндекс это фото заботливо прикрыл под вывеской "для взрослых", даже сейчас картина кажется кому-то чересчур эротичной. А в доброе викторианское время, когда обнажиться чуть выше запястья уже было недостойно приличной дамы? Картины прерафаэлитов были эротичны и приблизили раскрепощение общества и свободу нравов 20 века.
Для этой картины Лейтону позировала Дороти Дене (Ада Эли Пуллен). актриса и модель. Ходили слухи, что художник был влюблен в свою модель,однако ему было уже 70, а ей еще 28.
Здесь она на фотографии Генри Ван дер Вельде.
Джон Уильям Готвард
Уильям Кларк Уортнер. Девушка с сазом.
Можно заметить разницу между портретом в образе и портретом Валерии в реальности.
Данте Габриэль Россетти, один из отцов-основателей братства прерафаэлитов, главный идеолог и вдохновитель.
Его женщины узнаваемы по сильным, немного мужским лицам.
Venus Verticordia,
Модель Элизабет Сиддал была с сильным лицом, но Россетти, как и другие писал идеал, а не конкретную девушку. Это был образ, под который он подгонял всех натурщиц.Сложно сказать, сформировался его идеал под воздействием Лиззи или она совпадала с его идеалом, но, возможно, что Сара, любовница французского лейтенанта, виделась Джону Фаулзу тоже такой, раз он поселил её в доме Россетти.
Остается добавить, что творчество каждого из прерафаэлитов по своему интересно, а у многих были яркие биографии, что отчасти, хотя и не вполне достоверно, было отражено в фильме " Отчаянные романтики". В фильме художник по костюмам Джеймс Кист постарался воссоздать красивый мир прерафаэлитов.
И еще, можно позавидовать владельцу коллекции, которая выставлялась в музее Жакмар-Андре, - Хуану Антонио Пересу Симону, мультимиллионеру из Испании, который живет в Мехико, всего в его коллекции 3000 работ.
Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites ) - направление в живописи и литературе 19 века (начало 1850 г.). Само название Прерафаэлиты относило художников этого направления к флорентийским художникам , которые были до , таким как Перуджино, Джованни Беллини и др. Прерафаэлиты боролись против слепого подражания классическому искусству. Самыми известными деятелями этого жанра были: Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус и другие.
Движение называлось Братство Прерафаэлитов . В братство входили: Дж. Э. Милле, Холман Ханта, Данте Габриэль Россетти, Майкл Россетти, Томас Вулнер, Фредерик Стивенс и Джеймс Коллинсон. Они считали, что современная живопись зашла в тупик и совсем не развивается. Единственным способом исправить это они считали возвращения к раннему итальянскому искусству, которое существовало до великого художника Рафаэля. Рафаэля они считали основоположником Академизма, который нарушил искренность и чистоту живописи.
По своей сути они были самой настоящей оппозицией по отношению к современной живописи. Впервые аббревиатура P. R. B. т.е. Pre-Raphaelite Brotherhood появилась на картине Россетти - Юность Девы Марии. Затем она появлялась на таких картинах, как Изабелла художника Дж. Э. Милле и Риенци художника Холмана Ханта. Кроме того, братство выпустило собственный журнал, который был назван Росток.
Появление такого несогласного сообщества было определено самой системой, установившимся тогда законам живописи. В британской живописи существовал практически один академизм, который контролировался Королевской Академией Художеств. Это официальное учреждение следило за всеми нововведениями, новыми веяниями в искусстве и, можно сказать, перекрывало кислород всему, что было не похоже на академизм. Людям стала откровенно надоедать отвлечённо красивая природа на всех картинах кряду, далёкие от действительности события, образцовые мифологические и религиозные сюжеты.
Прерафаэлиты принципиально рисовали с натуры. Современники прерафаэлитов видели на их картинах реально-существующих родственников и друзей. Ушли в прошлое условности. Художник и его модель стали равноправными создателями произведения. Королевой могла стать продавщица, которая вызвалась позировать, а Леди Лилит женщина лёгкого поведения.
Изначально общественность довольно хорошо принимали прерафаэлитов, но затем на них обрушилась волна критики, за то, что они рисуют совершенно немыслимые картины. Критики стали смеяться над ними за то, что те неумело пытаются копировать стиль произведений мастеров прошлого. То, что раньше было чистым позывом, стало обычной имитацией и подражанием.
Признание прерафаэлиты получили после поддержки некого Рёскина. После этого их успех пошёл в гору. Картины стали раскупать и выставлять на международных выставках. Однако, несмотря ни на что, в 1853 году братство распалось. Художников объединяла лишь любовь к истории, в остальном же их мнения расходились. В итоге все художники разъехались и прерафаэлизм перестал существовать.
Хотите что бы ваш бизнес рос и процветал, а покупателей становилось больше с каждым днём? В этом вам поможет качественный дизайн рекламы от типографии профессиональной печати УльтраДрук.