Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Описание семьи собакевича в поэме мертвые души. Мертвые души характеристика образа собакевич михайло семеныч

Описание семьи собакевича в поэме мертвые души. Мертвые души характеристика образа собакевич михайло семеныч


Помещик с массивной фигурой, схожий с медведем, появляется в галерее персонажей четвертым. Образ и характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» (с цитатами) позволяет ярче представить барина из русской глубинки, крепкого по фигуре, но опустошенного духовно.

Помещик города N

Собакевич - мужчина в возрасте. Ему далеко за 40. Занимаясь своим поместьем, он доволен условиями «захолустья», заброшенного вглубь от даже неизвестного никому города N. В глубинке ему и место. Но таких, как он, медведей в человечьем обличье, несложно встретить и в Москве. У барина крепкое здоровье. Он « ни разу не болел». Причем Собакевич боится такого положения. Ему кажется, что впереди ожидает какая-то страшная сильная болезнь. Он говорит о себе:

«…хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил…».

Но богатырское здоровье оберегает мужчину от недугов.

Внешность героя

С первой до последней черты внешности Собакевич напоминает медведя: фигура, посадка глаз, рубленые линии лица, походка. Черты внешности персонажа:

«…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо;
«…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина;
«…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах...»;
«черты лица «сделаны топором».


Автор рассуждает, как мало мучилась природа над типом Собакевичей. Она не старалась долго,

«…не употребляла никаких мелких инструментов».

Не потребовались мастеру напильники, буравчики. Хватило не очень острого топора:

«хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».

Классик пытается поставить или посадить персонаж прямо, но у него это не получается:

«…шеей не ворочал вовсе…».

Сидел медведь – помещик, глядя исподлобья не на собеседника, а на то, куда попадал взгляд.

Михайло Семенович не видит рядом идущих. Чаще его сторонятся,

«…зная привычку … наступать на ноги…».

Собакевич – медведь небольшой, «средней величины». Гораздо крупнее был его отец. Есть в человеке порода, наследственность, русское богатырство. Но если заглянуть в историю, насколько сильны духом были русские исполины. Они всей душой любили Русь, ее народ. Что осталось от них? Только внешнее сходство. У помещика «медвежий» вкус. Как одет барин:

«фрак…медвежьего цвета»;
«рукава (камзола, рубахи или пиджака) длинны»;
«панталоны (штаны или брюки) длинны».


Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении.

Характер помещика

Собакевич очень разный по характеру. Он, то сворачивается в комок, как кулак, готовый к удару, то становится красноречив и прыток. Все зависит от обстановки вокруг него.

«Собачий нрав» проявляет, когда отзывается о жителях города. Все у него обманщики:

«…мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет».


Груб в сравнениях людей. По мнению помещика,

«…есть порядочный человек: прокурор; да и тот … свинья».


Михаил Семенович прямолинеен, он не пытается вести с Чичиковым ненужные рассуждения о странной просьбе – покупке мертвых душ. Сразу без предисловия и удивления переходит к торгам. Помещик говорит мало, строго и бесхитростно:

«Вам понадобились души, я и продаю вам…».

Торгуясь, барин проявляет свою основательность, он медленно уступает рубли и копейки, ценя самый мелкий грош. Нельзя не заметить, что в характере есть хитрость и изворотливость, за это получает от Чичикова эпитет – «бестия». Плут и пройдоха не пройдет мимо выгоды.

Помещик в общении с женой

Фигура жены Феодулии Ивановны противоположна по складу. Это худая высокая женщина. Автор сравнивает ее с пальмой. Представить образ без улыбки невозможно: пальма в чепце с лентами. Хозяйка как «плавный гусь», подобна

«…актрисам, представляющим королев».

Гоголь утверждает, что жена Собакевича хорошая хозяйка. Она окружила мужа заботой, основная задача – накормить. Если сосчитать, сколько по времени отводится в течение дня на еду, то на другие дела почти не остается времени. Обед, на котором побывал Чичиков, - это обычная для семьи трапеза. Перечислить все, что съел барин, невозможно.

«Все ложилось комом в желудке…».

Начало приема пищи – «половина бараньего бока», казалось бы, дальше пойдут ватрушки и напитки, но нет. Съедается

«… индюк ростом в теленка, набитый всяким добром…».

Собакевич признает только русскую кухню. Не принимает французскую, да и представить, как «медведь» пытается запихнуть в рот лягушачью лапку или устрицу, сложно. Собакевич в еде последователен как на торгах, доедает до конца. На обеде с городскими чиновниками:

«наметив издали осетра, лежавшего в стороне на большом блюде... он в четверть часа с небольшим доехал его всего, так что... от произведенья природы оставался всего один хвост...».


Такое отношение к еде – сущность характера персонажа. Сытый барин не становится добрее, не появляется на лице улыбка или другие чувства.

Отношение к крестьянам

Помещик стремиться создать для крестьян условия прочности. Он участвует в жизни хозяйства, понимает, что чем лучше работают мужики, тем крепче его поместье. Собакевич знает каждого живого и умершего. В словах хозяина звучит гордость:

«Ведь какой народ! Просто золото…».

Список помещика подробный и точный. О проданной душе есть все данные:

«…ремесло, звание, лета и семейное состояние…».

Собакевич помнит, как относился мужик к вину, поведение крестьянина.

Собакевич – помещик, отличающийся от других встреченных Чичиковым жителей округа города N. Но это только внешнее отличие. Порок, скупость и равнодушие прочно сидят в характере. Душа черствеет и умирает, неизвестно, купит ли кто-нибудь его душу в будущем.

Сочинение на тему: Собакевич. Произведение: Мертвые души


Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый «продавец» мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает «средней величины медведя», фрак на нем «совершенно медвежьего» цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица «каленый, горячий») указывают на его могучесть его натуры.

С самого начала образ С. связывается с темой денег, хозяйственности, расчета (в момент въезда в деревню С. Чичиков мечтает о 200-тысячном приданом). Беседуя с Чичиковым С., не обращая внимания на уклончивость Чичикова, деловито переходит к существу вопроса: «Вам нужно мертвых душ?» Главное для С. - цена, все остальное его не интересует. Со знанием дела С. торгуется, расхваливает свой товар (все души «что ядреный орех») и даже успевает надуть Чичикова (подсовывает ему «женскую душу» – Елизавету Воробей). Душевный облик С. отражается во всем, что его окружает. В его доме все «бесполезные» архитектурные красоты удалены. Избы мужиков также построены без всяких украшений. В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро («совершенный медведь»). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно. То, что природная мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не вина, а беда героя. С. живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи С. видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга он замечает: «…что это за люди? мухи, а не люди», куда хуже покойников. С. занимает одно из самых высоких мест в духовной «иерархии» героев, потому что у него, по мысли автора, много шансов на возрождение. От природы он наделен многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Их реализация их будет показана во втором томе поэмы – в образе помещика Костанжогло.

СОБАКЕВИЧ - персонаж поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз. назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). Фольклорные источники образа С.- былинные и сказочные богатыри (Еруслан Лазаревич, Илья Муромец и т.п.). Возможные литературные источники: Тарас Скотинин из комедии Д.Фонвизииа «Недоросль», медведеподоб-ный разбойник Бурдаш из романа М.Загоскина «Юрий Милославский». Богатырская мощь С. (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина бараньего бока»), богатырское здоровье С. («пятый десяток живу, ни разу не был болен») пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей. Фамилия С. формально не связана с его внешним обликом: С. похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке»; его имя - Михайло Семенович - также указывает на фольклорного медведя. Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у С. «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится, как цепной пес (ср. иронически обыгранные Гоголем слова С. после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему»). Грубость и неуклюжесть - суть портрета С. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…». Бездушность С. подчеркивает метафорическая подмена лица широкой молдаванской тыквой, а ног - чугунными тумбами. Вещи вокруг С. повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»; крестьянские избы и колодец из корабельного дуба, но без всяких резных узоров; пузатое ореховое бюро - совершенный медведь; стол, кресло, стулья, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич!» Даже дрозд похож на С. С. привязан к земному и строит так, будто намерен жить вечно, не думая ни о смерти, ни о душе; С. бездетен (ср. евангельскую притчу о богаче, настроившем новые житницы: «Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому ж достанется то, что ты заготовил?» (Ев. от Луки, 12:20)). С.- хозяин, материалист, и ему нет дела до «сокровищ на небесах». Гипертрофированная практичность С. контрастна слащавым «эмпиреям» Манилова, так же как привычка ругать все подряд, видеть во всех мерзавцев и мошенников противопоставлена восторженной идеализации людей, присущей Манилову. Губернатор у С.- «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город - христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Чиновники, по мнению С., «даром бременят землю», а стряпчий Золотуха - «первейший хапуга в мире». С.- русофил и ненавидит все западное. Он готов перевешать немцев и французов, так как те придумали диету, воображая, «что и с русским желудком сладят». С. не детализирует, он сторонник целого, гигантского. В этом, согласно С., проявляется истинно русская натура: «У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!» У полицмейстера, пока гости беседовали, С. «доехал» осетра. Душа С. погребена под тяжестью плоти или, по словам Гоголя, где-то за горами закрыта «толстою скорлупою», «как у бессмертного Кощея». О душе С. вспоминает только торгуясь с Чичиковым, сводя ее неуловимую сущность к сугубо вещественной оболочке, к пище: «У вас душа человеческая все равно что пареная репа» (ср. «редька, варенная в меду»). Нереализованные героические потенции «омертвелой» души С. пародийно представлены портретами героев греческого национально-освободительного движения 1821-1829 гг. (Маврокордато, Миау-ли, Канари), впрочем, их героизм, исключительно лубочного толка, вырождается у С. в пустую внешнюю грандиозность («толстые ляжки и неслыханные усы»), подчеркнутую алогизмом портрета Багратиона, «тощего, худенького, с маленькими знаменами и пушками», «в самых узеньких рамках». С.- «человек-кулак». Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе С.,- страсть к тяжелому, земному, плотскому. Это - стяжательство особого рода, оно кардинально отличается от беспочвенного, зыбкого стяжательства Чичикова; напротив, оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у С. не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу С. «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу - «Елизавету Воробья». Сила и воля С. («Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь!») лишены идеала, сердцевины, души, по сути, они так же мертвы, как мечтательность Манилова или скупость Плюшкина, в конечном счете они тормозят движение «птицы-тройки» Руси.
Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души»

В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. "Он был похож на средней величины медведя",- пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов,далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением:" Просвещение - вредная выдумка". В нем уживается поместный существователь и накопитель. В отличие от Коробочки, он хоршо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он жвёт, знает людей.В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова. Собакевич - это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды.В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди - разбойники, негодяи, дураки.(в доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила:"И я тоже Собакевич".

Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности... Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво... все было пригнано плотно и как следует”.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению - сравнению помещика с медведем. Собакевич - чревоугодник. В своих суждениях о где он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся!” Впрочем,

Собакевичу, и этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков, кроме разве что Коробочки, присуща некоторая хозяйственная жилка: не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.

Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. "Кулак! Да еще и бестия в придачу" - такую характеристику дал ему Чичиков. Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя - большой, неуклюжий. В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его "совсем не было души". В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: "И я тоже Собакевич". Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец. Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде - ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: "нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь". Грубый и неотесанный Собакевич - властелин над своими крестьянами. А если бы такому подняться повыше да дать ему власть побольше? Сколько бы бед он мог натворить! Ведь о людях он придерживается строго определенного мнения: "Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет".


Поделиться в социальных сетях!

План

1. Введение

2.Внешний вид Собакевича

3.Образ жизни и окружающая обстановка

4.Образ мыслей

5.Заключение

В бессмертном произведении Н. В. Гоголя "Мертвые души" была развернута широкая картина русской жизни. Особое место в нем занимает галерея собирательных образов помещиков, которых поочередно посещает главный герой. О том, что изображенные персонажи взяты прямо из жизни свидетельствует шквал критики со стороны помещиков, обрушившийся на писателя после публикации поэмы. Н. М. Языков писал об этой критике: "...вот ясное доказательство того, что портреты их списаны... верно и что подлинники задеты за живое!". Многие узнали себя в колоритной фигуре Собакевича.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на Собакевича, - его удивительное сходство с медведем, поразившее Чичикова. "Не ладно скроен, да крепко сшит" - поговорка, которую с полным правом можно применить по отношению к этому помещику. Собакевич обладает медвежьей походкой, постоянно наступая на чьи-либо ноги. Вдобавок его шея совершенно не ворочается. Грузному помещику приходится поворачиваться всем корпусом.

Собакевич не имеет никакого понятия о красоте или симметрии. Главное его требование к окружающим предметам - прочность и долговечность. Чичиков отмечает это, находясь у него в гостях. Неуклюжесть заметна не только в барском доме, но и во всех деревенских постройках. Отсутствуют традиционные народные резные украшения. При строительстве используются бревна, которые с успехом пошли бы на корабельные мачты.

Чичикова поражают картины в доме Собакевича, на которых изображены такие же массивные, добротно сколоченные полководцы. В конце концов у него возникает ощущение, что каждый предмет в доме помещика говорит: "И я тоже Собакевич!". Вполне естественно, что при таком физическом сложении Собакевич любит сытно поесть. Еда представляет для него одну из главных радостей в жизни. Непомерные размеры подаваемых кушаний вновь поражают Чичикова.

Главная отличительная особенность мышления Собакевича - практичность и тотальное недоверие. Обо всех знакомых он отзывается резко отрицательно: "мошенники", "свинья", "дурак" и т. д. Может показаться, что это крайне ограниченный и недалекий человек. На за внешней глупостью скрывается очень хитрый изворотливый ум. Чичиков был неприятно удивлен, когда в ответ на его туманные рассуждения Собакевич сам предложил продать ему мертвые души. Еще большее удивление он испытал, услышав о предполагаемой цене - сто рублей. Собакевич, естественно, назвал максимальную сумму с целью "прощупать" покупателя. Чичиков был абсолютно уверен, что его афера не может быть никем разгадана. Но на его справедливое замечание, что мертвые души бесполезны, Собакевич резонно возражает: "Да вот вы же покупаете". Дальше он туманно намекает Чичикову, что такого рода операции не вполне законны. В конце концов Собакевич добивается от Чичикова поднятия цены с восьми гривен (80 копеек) до двух с половиной рублей. Видно, не так уж прост неуклюжий медведь. Дальнейшие переговоры очень комичны, но также подтверждают прирожденную хитрость Собакевича. Он добивается от Чичикова задатка, при написании расписки прижимает деньги рукой, а потом еще с сожалением замечает, что "бумажка-то старенькая!".

Чичиков в сердцах называет Собакевича "человек-кулак". Это определение как нельзя лучше подходит к этому персонажу. Крепкий, обладающий отменным здоровьем помещик может сперва показаться недотепой, недалеко ушедшим от простого мужика. На самом деле Собакевич уверенно и твердо ведет свое хозяйство. Он не упустит ни одной копейки и сам постарается обмануть любого. Собакевич верит только себе, объявляя всех окружающих "мошенниками". Это обстоятельство наводит на грустную мысль: в сущности, все помещики на Руси думают о том же.

Михайло Семёнович Собакевич - герой поэмы Н.В.Гоголя "Мёртвые души", помещик. Чичиков знакомится с Собакевичем на званом вечере у губернатора и получает приглашение посетить его имение. Собакевич с самого начала производит впечатление человека сильного, уверенного и основательного. Внешность Михайла Семёновича только подчёркивает эти качества. Чичиков описавает Собакевича "...похожим на средней величины медведя. Для довершение сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке..."

Черты лица Собакевича тоже были простими и достаточно грубыми: "...много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: "Живет!"

Характеризует натуру Собакевича и его привычки в еде:"Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа." Он во всем основателен и деловит:"У меня когда свинина - всю свинью давай на стол, баранина - всего барана тащи, гусь - всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует."


Образ Собакевича тесно связан с темой холодного расчета, хозяйственности и выгоды. Узнав о желании Чичикова купить "мёртвые души", он без малейшего стеснения и удивления начинает нахваливать свой товар. Собакевич сразу называет высокую цену и начинает расписывать своих мёртвых крепостных, словно живых: "Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, - прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!"

После затянувшихся торгов Чичиков так характеризует Собакевича: "Родился ли ты уж так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками, и ты чрез них сделался то, что называют человек-кулак? Но нет: я думаю, ты все был бы тот же, хотя бы даже воспитали тебя по моде, пустили бы в ход и жил бы ты в Петербурге, а не в захолустье.... Да вот теперь у тебя под властью мужики: ты с ними в ладу и, конечно, их не обидишь, потому что они твои, тебе же будет хуже; а тогда бы у тебя были чиновники, которых бы ты сильно пощелкивал, смекнувши, что они не твои же крепостные, или грабил бы ты казну! Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выдет еще хуже. "

Образ Михайла Собакевича выражает тягу ко всему земному, практичному. В отличие от Чичикова, Собакевич ясно видит свои простые, что надёжные выгоды, и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ женщину. Собакевич - это ещё один яркий представитель русских помещиков. В нем легко уживается поместный существователь и накопитель. Он в каждом видит мошенника и сам предпочитает жить по тем же законам.

Среди вереницы персонажей, изображенных мастерской рукой Гоголя, образ Собакевича в поэме «Мертвые души» отличается особой фактурностью.

Он материально ощутим во всей своей грубой, громоздкой, но прочной и надежной вещественности.

Собакевич – яркая деталь в общем грандиозном полотне помещичьей России первой половины XIX века, созданном великим русским писателем.

Портрет Собакевича

Первое впечатление от Собакевича – средней величины медведь. Лицо его словно вырублено топором несколькими неловкими ударами.

Он неповоротлив, обязательно наступит собеседнику на ногу. Зовут его Михаил Семенович, что также подчеркивает его медвежью сущность.

Характер имеет основательный, в умозаключениях прям и груб. Жена его — высокая дама с лицом, похожим на огурец.

Возраст Собакевича Гоголь не указал конкретно. Судя по всему, ему от 40 до 50 лет. В то время, когда Гоголь работал над поэмой, ему было чуть за 30. В таком возрасте и сорокалетние кажутся чуть ли ни стариками.

Следовательно, Гоголь предполагал возраст Собакевича никак не более сорока лет. Этому персонажу посвящена вся пятая глава поэмы.

Жизненные цели

Цель Собакевича – просто жить. Душа его находится где-то далеко, как Кощеево яйцо. И понятно, что Собакевич любит безраздельно властвовать. Он хочет, чтобы все было по его воле, даже если это неправильно.

Прогресс и Собакевич – две несовместимые вещи. Гоголь отмечает в лирическом отступлении, что такие люди, как Собакевич, уж лучше пусть будут помещиками. Так как если они придут во власть, то горе будет стране и особенно чиновникам, которые подпадут под их власть, ведь чиновников можно «щелкать» без вреда для себя, а крестьян нельзя, ибо при этом ты теряешь свой заработок.

Любимые занятия

Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.

Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.

Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у .

Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.

Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству

Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».

Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.

Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.

Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.

Манера поведения и речь помещика

Медведь, совершенный медведь, убеждался Чичиков, продолжая общаться с Собакевичем. Все-таки он наступил ему на ногу.

Ему трудно двигать шеей, поэтому смотрит несколько вниз и вбок, тем не менее, он быстро понимает суть происходящего.

Речь его кратка, в ней и следа нет красивостей Манилова , говорит только по существу вопроса. Собакевич с презрением относится ко всему современному: «вот, раньше были люди!».

Он даже о себе говорит с пренебрежением, полагая, что его отец был и здоровее, и крепче, чем он сам. О своих умерших крестьянах Собакевич произносит целую оду.

Отношение Собакевича к предложению Чичикова

Предложение о продаже мертвых душ Собакевич воспринял так, словно речь шла об обычной вещи. Прервав осторожные подходы Чичикова, начавшего о «благе государства», он сразу перешел к обсуждению цены. В поэме это производит комический эффект.

Отношение к окружающим Собакевича

Об отношении Собакевича к знакомым исчерпывающе говорит хотя бы эта его фраза: «один прокурор в губернии хороший человек, да и тот свинья». Даже губернатор у него мошенник, а все вокруг христопродавцы.

Однако со своими мужиками он в ладу, попусту их не обижает и всегда поддержит в укреплении своего хозяйства.

Собакевичу свойственна вера, что раньше все было лучше: и люди здоровее и даже животные были крупнее. Тут заметен след мифа о золотом веке, свойственный людям всех времен и народов.

Сближает его с народом и нелюбовь ко всему иностранному, презрение к либеральным идеям, прогрессу.

Заключение

Если Плюшкина Гоголь однозначно осуждает, к Собакевичу у него нет четко отрицательного отношения. Где-то, за тоннами юмора, иронии, проглядывает и авторская симпатия. Пожалуй, в образе Собакевича присутствует чистый юмор, без того пронзительного трагизма, который читатель ощущает в таких персонажах, как Плюшкин или Манилов.