Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где жил кощей. Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя

Где жил кощей. Кощей Бессмертный - кто он? Теории происхождения народного антигероя

Здравствуйте, дорогие ученики!

Сегодня я вас не поведу на прогулку, потому как тот, с кем нам сегодня предстоит познакомиться, не менее могуществнный колдун, а может даже и более, чем баба Яга. Так что, наливайте чай, берите свежеиспечённые в нашей печке запечным сверчком плюшки, слушайте мой рассказ и смотрите, - Чжоули махнула рукой по направлению к печке, и все, повернувшись, увидели, что на ней повисли картинки.

Думаю, все догадались, что речь пойдёт о Кощее Бессмертном. Чаще всего считается, что баба Яга и Кощей Бессмертный вроде как друзья. Однако именно баба Яга выдаёт секрет, как добратья до Кощея Бессмертного и как погубить его. Несмотря на то, что у него имя такое говорящее - Бессмертный, - смерть его существует. Она на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, сундук, крепко прикованный цепями, висит на дубе (или зарыт под дубом), который стоит острове посреди моря-окияна.

Однако в некоторых сказках главную роль в поражении Кощея играет волшебный конь.

Иван откормил жеребёнка на зелёных лугах, и вырос из него славный конь. Поехал он на коне за Марьей и снова её от Кощея увёз. Кощей попробовал было за ними угнаться, но теперь у Ивана конь был даже ещё лучше Кощеева коня. Долго ли, коротко ли, нагнал Кощей беглецов и хотел разрубить Ивана саблей, но Иванов конь ударил Кощея и размозжил ему голову. Иван развёл огонь и сжёг Кощея на костре, а пепел его пустил по ветру

О волшебных конях мы будем говорить на других лекциях.
В другом варианте Иван не сжёг Кощея, а добил его своей палицей.

Получается, что в разных сказках речь идёт о разных Кощеях? Это нам напоминает уже ситуацию с бабой Ягой.

Какой же силой обладает Кощей?

Может превращаться в летучего змея или чёрного ворона. Так он быстро перемещается по мирам и крадёт то, что ему нравится. А нравятся ему девушки-красавицы и драгоценности. Помните у Пушкина? "Там царь Кощей над златом чахнет". Но сколько он ни перетаскал к себе красавиц, ни одна не согласилась за него замуж выйти, и даже несметные сокровища их не прельщали.

Кощей виртуозно владеет магией преобразования. Может превратить кого угодно во что угодно.

Сверхестественную силу Кощею придаёт вода. Выпивает он сразу по три ведра, и тогда разорвать 12 цепей, на которых его держат в подземелье Марьи Моревны, ему нипочём.

Обратимся теперь к самому имени этого зловредного и всесильного старика.
Старославянское слово "кошь" ("кошть") означало "сухой, тощий, худой телом". Это слово близко по значению слову "кость" и как нельзя лучше характеризует самого Кощея: невысокий старик, тощий настолько, что только одни кости видны. Прямо ходящий скелет.

Некоторые исследователи славянских мифов считают, что образ Кощея Бессмертного и Змея Горыныча в русскимх сказках взаимозаменяемы: оба любят богатства, крадут красавиц. Но Кощей наделён и другим могуществом, которое неподвластно Змею Горынычу. Так что это всё же разные существа.

Есть версия, что слово "кощей" восходит к "кощун", что означает уже колдуна. Действительно, стать бессмертным мог только всемогущий маг, ну или человек, который обратился за помощью к демоническим силам, как Фауст.

Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не плодородит земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено. Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое. Справедливо заметить, что под Кощеем Бессмертным мог быть спрятан древний бог смерти от холода. И такой был. Это Карачун - злой дух, сокращающий жизнь, приносящий смерть от холода. Этим же словом называется зимний солнцеворот. Карачун - подземный бог, повелевающий морозами. Его помощники: медведи-шатуны, оборачивающиеся буранами, и волки-метели.

На то, что Кощей связан с холодом, указывают и следующие факты, почерпнутые из сказок. На пути к царству Кощееву сначала путнику попадается бурый медведь - властелин лесов. Вслед за ним птицы, в частности перелётные, например, утка, которую можно увидеть в северной тундре в период летнего гнездования. Далее встречается рыба. Щука, но, возможно, это более поздняя замена, а ранее была какая-нибудь рыба из северных морей, например, белуха. Таким образом, путь идёт с юга на север. И именно на севере в своих страшных и холодных чертогах живёт Кощей Бессмертный.

А что такое бессмертие? Благо это или наказание? Возможно, в древности существовал ритуал обретения бессмертия. Во всяком случае, археологами при раскопках могилы основателя города Чернигова, князя Чёрного, была найдена изображённая в сказках сцена: игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце, заяц - в заветном ларце. Ритуал обретения бессмертия забыт, но сохранился его символ - цветы бессмертники. Шероховатые и сухие на ощупь, желтоватые, красноватые. Растут они в земле или сорванные поставлены в стакан с водой - разницы особой нет. Они могут и без воды стоять и не меняют своей окраски. Жизнь в них вроде и есть, и вроде и нет. Предпочитают сажать такие цветы на могилках. Объяснение такое: эти цветы между живыми и мёртвыми, как граница. Мы дотрагиваемся до них в этом мире, а умершие - в том.

Может и бессмертие Кощея такое? Жизнь не в жизнь, а смерть недостижима. И он застрял между двумя мирами и остаётся так до тех пор, пока Иван-царевич не избавит его от такой вечной муки, потому как Кощей всё же существо больше того, потустороннего, мира. Запах живого человека он сразу чувствует с отвратительностью.

И хоть образ Кощея Бессмертного такой неприятный, но он интересует многих исследователей славянской мифологии. Один из таких - Александр Фомич Вельтман (1800-1870) - плодовитый литератор, основатель жанра русской научной фантастики, историк, фольклорист, директор Оружейной палаты, академик. И хоть он сын шведского посланника, но стал истинным знатоком и любителем русской старины.

Ну, как? Не замёрзли от такого рассказа? Если холод пробирает, то наш чай его быстро выгонит! Так что наливайте себе ещё по чашечке, а потом бегите отдыхать. Домашнее задание будет. Как же без него?

1. Сколько степеней защиты у смерти кощеевой? Расскажите, почему именно столько.

2. Расскажите, кто или что подверглись кощеевым чарам преобразования и как эти чары были сняты.

3. А теперь пофантазируйте. Вы попали в кощеево царство. Что там увидели? Что делали?

Вопрос о том, кто же такой Кощей Бессмертный, актуален и по сей день. Народное ли это творчество или у него был прототип какой-либо исторической личности? Может быть, это вообще плод воображения всех времен и народов? И почему у этого бессмертного сказочного антигероя такое странное имя? Давайте порассуждаем обо всем этом более подробно...

Кощей Бессмертный, ты кто?

Прежде всего, нам известно, что это один из ярких Его облик смутный, а варианты толкования образа противоречивые. Кроме того, его имя имеет не совсем ясную этимологию. Есть как минимум две версии происхождения этой сомнительной сказочной (а может, и не сказочной) личности:

Версия первая: народный вымысел (фольклор)

Кощей Бессмертный, фотокоторого по ряду причин не представляется возможным вам продемонстрировать (только рисунки) как фольклорный наделен многими полномочиями. Он превращается в черного ворона, а иногда - в летучего змея. Это позволяет ему легко и быстро перемещаться по свету и разным мирам, выкрадывая все, что ему необходимо. А необходимо ему именно золото и другие богатства... Помните, как у Пушкина сказано про Кощея, который чахнет над златом? Вот так и есть. Согласно народному приданию, силу ему придает вода. Выпив за раз целых три ведра, он способен укротить даже самого Змея Горыныча! Кстати, некоторые исследователи в области славянской мифологии утверждают, что образы Бессмертного и Горыныча взаимозаменяемы в русских сказках. Оба они просто обожают богатства, а также воруют девушек-красавиц! Однако Кощей наделен чуть большим могуществом, неподвластным Змею Горынычу.

Версия вторая: реальный прототип

По этой версии прототипом сказочного Кощея является не кто иной, как сам Святой Касьян. Дело в том, что вышеупомянутый прототип вполне могли назвать Кощеем из-за созвучности этих имен. Кроме этого, совпадают два праздника: день Чернобога и день Святого Касьяна славяне отмечали в одно и то же время - в конце февраля. По некоторым данным, на этот праздник они надевали на себя странные наряды в виде человеческих костей с короной на голове, которые и по сей день пользуются популярностью на детских утренниках и в сказочных спектаклях. Имеется в виду Бессмертного. Между тем, Касьян многое сделал, чтобы христианство распространилось на земле, однако его все равно считали злым, а не святым!

Значение его имени

Происхождение имени этого сказочного персонажа имеет филологический характер: созвучие и общая семантика с некоторыми словами, например, с кощунством. "Кощун" - это колдун. И действительно: бессмертны только всемогущие черные маги, а также люди, обратившиеся за помощью к темным силам (например,

Кроме того, в старославянском языке слово "кощь" (или "кошть") обозначает "тощий", "сухой" или "худой". Все мы помним внешний облик нашего антигероя: кожа да кости... Некоторые этимологи говорят, что его имя - это не что иное, как мифологический образ окостеневшей и промерзшей от лютых морозов природы.

Подведем итог

Давайте соберем все вышеизложенные мысли воедино. Итак, Кощей Бессмертный - это народно-фольклорный образ древнерусских сказок, возникший из-за сомнительных слухов о Святом Касьяне, подкрепленный такими старославянизмами, как кошть и кощун. Хоть и маленькая, но истина!

101 биография русских знаменитостей, которых не было никогда Белов Николай Владимирович

Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный

Фантастический персонаж потустороннего мира Кощей Бессмертный в славянской мифологии воспринимается как владыка потустороннего мира. Он часто выполняет не только роль похитителя красавиц, освобождать которых сразу же направляется какой-нибудь добрый молодец, но и скупого хранителя сокровищ. Слово «кощь» в старославянском языке означает тощий, сухой, худой телом, близко слову «кость». «Кощуны творить» означает совершать дьявольские действия, кощунствовать. Таким образом, сказочный Кощей Бессмертный в русском фольклоре, получается, выступает как аналог Дьявола, Сатаны.

Есть еще одна странная сказка про Кощея Бессмертного, символизирующая собой зло как последствие человеческого предательства на земле. Злодеем становится богатырь из сказки «Про Кощея-богатыря». Этого героя предают его товарищи-князья. Предательство рождает своего рода артефакт в душе героя, который перерождается в злодея. В сказке этот герой фигурирует как самый первый богатырь, который вызволял людей из плена. После предательства он оказывается посаженным на цепь и заточенным в башню, в которой вынужден пребывать так долго, что цепи его ржавеют, а он сам забывает свое имя и называет себя Кощеем, потому что становится очень тощим. Тем не менее, выйдя из темницы, он подчиняет себе армию своего врага и начинает завоевывать чужеземные города. Завоевав чужие земли, этот единственный в своем экземпляре Кощей объединяет их в одно царство, а затем решает идти на Русь мстить предателям. Так к образу раба, злодея, колдуна Кощея присоединяются еще черты психически перерожденного в злодея героя, в прошлом освободителя. Получается совсем по Фрейду: обида рождает в душе зло, а неспособность ее побороть - цепь злых поступков.

Во многих сказках Кощей является пленником, триста лет пробывшим в заточении в башне либо в подземелье.

Иногда Кощей представлен не только чародеем, колдуном, но и военачальником, который пришел жечь русские города. В этом плане он выступает как олицетворение иноземной напасти, которой подвергались русские земли в древности.

Кощей как существо, стоящее над реальностью человеческого мира, чувствует. Он чует человеческий дух на расстоянии и может вести людей к гибели.

Смерть Кощея сокрыта столь далеко, что его называют Бессмертным: «на море на океане, на острове на Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке каменное яйцо, в том яйце игла, а на конце той иглы Кощеева смерть». Стоит только добыть это яйцо и сжать его в руке, как тотчас же Кощей начинает чувствовать страшную боль; стоит только сломать иглу, и Кощей мгновенно умирает.

Овладев чудесным яйцом, царевич бросает его в лоб Кощея - и тот умирает. Существует поверье, что дьявола можно убить только серебряною пулею (молнией) или яйцом, снесенным курицею накануне Рождества, когда, согласно старинному мифу, рождается солнце.

Внешне Кощей изображается в виде худого высокого старика. Он часто представляется кряжистым и скупым. Кощей связан со стихией воды. Вода сообщает Кощею сверхъестественную силу. Выпив три ведра воды, принесенные ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает 12 цепей и освобождается из подземелья. Сказаний про Кощея много, и всегда он является абсолютным злом, поэтому в конце сказки обязательно гибнет от чьих-нибудь рук: ему ломают иглу, в него стреляют из лука стрелой с иглой вместо наконечника, он гибнет от коня, или ему разбивают голову.

Сюжет о Кощее Бессмертном восходит к мифологическому мотиву о Змее, хранителе Мирового яйца. Первый культурный герой убивает Змея. Смерть Змея означает конец первозданному хаосу и начало организованного космоса.

Из книги Записки командира штрафбата [Воспоминания комбата, 1941–1945] автора Сукнев Михаил Иванович

Глава 6 «Теперь Сукнев бессмертный…» Итак, один оставшийся от полка 1-й батальон под командованием Григория Гайчени занял оборону аж в шесть километров - по правому берегу Волхова от Кирилловки до села Слутка. Кем заполнили прорехи в обороне, не знаю. Мне приказ: 5 мая

Из книги Каменный Пояс, 1986 автора Петрин Александр

автора

Из книги Жизнь и необычайные приключения писателя Войновича (рассказанные им самим) автора Войнович Владимир Николаевич

Бессмертный Очумелов Меня наказывали, я пытался протестовать против наказания.Разные начальники время от времени вызывали меня к себе. Теперь мне кажется, выражение «вызывать к себе» даже не существует, я не могу себе представить, что меня вызовет к себе, а не попросит

Из книги Фонвизин автора Люстров Михаил Юрьевич

Бессмертный «Недоросль» Судя по всему, после женитьбы писательская активность Фонвизина стремительно падает, а выполненные во второй половине 1770-х годов переводы секретаря главного российского фрондера Никиты Панина и верного сторонника Павла Петровича посвящены

Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторов

Из книги Охотник вверх ногами автора Хенкин Кирилл Викторович

5. Бессмертный князь Потемкин-Таврический В ту же зиму 1941/1942 года я узнал, что в Елабуге, куда она эвакуировалась с сыном Муром, повесилась Марина Ивановна Цветаева.Повесилась... Дочь ее, Ариадна (Аля), с которой мы в детстве дружили, уже мыкалась в то время по лагерям и

Из книги Алексей Яковлев автора Куликова Кира Федоровна

Глава четвертая СЛАВНЫЕ РУССКИЕ ПОЛКОВОДЦЫ И БЕССМЕРТНЫЙ ВЕНЕЦИАНСКИЙ МАВР НЕУТОМИМЫЙ ШАХОВСКОЙ До конца жизни не будет знать покоя этот картавящий, пришепетывающий, с маленькими острыми глазками и огромным птичьим носом, быстро семенящий короткими ножками, одержимый

Из книги Граф Сен-Жермен - хранитель всех тайн автора Шакорнак Поль

Из книги Клара Цеткин автора Ильберг Ганна

БЕССМЕРТНЫЙ ПОДВИГ Кларе Цеткин только что исполнилось семьдесят пять лет. Казалось, что ее тяжелая, напряженная жизнь постепенно затухает. Клара уже не вставала. Здесь, на своей второй родине, в Советском Союзе, она получила потрясающее известие об успехе фашистов на

Из книги Наедине с осенью (сборник) автора Паустовский Константин Георгиевич

Бессмертный Тиль Старинная Фландрия. Родина Тиля Уленшпигеля. Веселая и богатая страна. Страна румяных и шутливых людей, тучных пастбищ, маленьких городов, дремлющих под треньканье надтреснутых колоколов, и других городов – многолюдных, огромных.Эти города сотни лет

Из книги Рассказы о героях автора Карпов Николай

В. Альтов БЕССМЕРТНЫЙ ДЕСАНТ Герой Советского СоюзаАкрен Мингазович Хайрутдинов В ночь на 26 марта 1944 года над Южным Бугом висли белесые космы тумана.Когда совсем стемнело, к берегу, стараясь ступать неслышно, подошла группа воинов. Майор Федор Котанов, подозвав

5 (100%) 1 vote

Почему кощей бессмертный. Это очень загадочный персонаж восточнославянских волшебных сказок. Почему он такой страшный и такой отрицательный? Неужели потому, что похитил любимую женщину (а других злодеяний за ним сказка не числит)? Что за имя такое – Кощей? Почему скупой, почему худой? Кем был «при жизни» – откуда попал в сказку? Почему Бессмертный, и почему смерть его упрятана в яйцо?

Ответы быть должны, ведь в народных волшебных сказках нет ничего случайного.

Начнем с «досье». Кощей Бессмертный, он же Кащей, Кащ, Каща, Костей, Косцей, Костий, Кошшуй Бездушный, Кощун, Корчун, Карачун, Царище-Кощерище, Кощуй Трипетов и пр., и пр.

Место жительства – Тридевятое царство, Подземное царство, Стеклянные горы.

Дворец, к примеру, из карбункла-камня, крытый золотом.

Род занятий – царь.

Хозяина во дворце обычно не застать: он занят войной, охотой или просто летанием по Руси.

Родственники неизвестны. Любовь Кощея – героиня сказки, похищенная на Руси женщина; любовь искренная, но как правило, безответная.

Друзей нет.

Враги: главный герой сказки (муж, брат, жених похищеной) и Баба-Яга.

Личные качества: худоба, физическая мощь, иногда – колдовская сила, умение летать. И самое главное – бессмертие. (Что до скупости, в сказках она не упоминается, но вытекает логически из худобы – при царском-то богатстве.) Это почти все.

Отрывочность сведений объяснима: сказка посвящена не жизни Кощея, а его смерти.

Поскольку Кощеи в сказках немного разные, и несколько различна их печальная судьба, выделим два типа Кощеев.

1. Кощей степной. В сказке появляется как пленник, прикованный в чулане, откуда его освобождает герой или героиня. Кощей уносится в свое царство, прихватив с собой героиню. Герой, достигнув обители Кощея, трижды пытается перепохитить женщину, дважды Кощей их настигает, на третий раз Кощей гибнет от копыта волшебного коня. (Конь герою дан Ягой-степной, повелительницей коней.)

2. Кощей северно-лесной. Налетает вихрь, уносит женщину, лишь потом выясняется, что вихрем и был Кощей. Смерть свою, заключенную в яйце, он спрятал в утке, утку – матрешкообразно – еще в несколько животных, все это – в сундук, на вершину дуба, который где-то на морском острове и стережется Кощеем пуще глаза. Баба-Яга здесь соответственно лесная, избушечная. По ее наводке действует главный герой. В момент разбития героем яйца Кощей гибнет.

Второй, «северный» тип Кощея представлен шире. Но в сказках Кощеи не обязательно блюдут чистоту типа. Случается и «северному» повисеть на цепях; бывает, и «степной» гибнет от яйца.

Особняком от сказок стоит былина об Иване Годиновиче. В ней, во-первых, героиня отдает свою любовь Кощею (за что ее Иван потом казнит), во-вторых, гибнет Кощей от собственной стрелы, а в-третьих, названо отчество Кощея – Трипетович.

Логично переходим к вопросам об имени и происхождении.

Многие персонажи былин имеют прототипами исторических лиц. Такие былинные злодеи, как Шарк-великан, Коньшик, унаследовали имена половецких ханов Шарукана и Кончака, известных по летописям и «Слову о полку Игореве».

В том же «Слове» трижды упомянут и некий Кощей. В следующих контекстах:

1. Взятие Игоря в плен половцами: «Ту Игорь-князь выседе из седла злата а в седло Кощиево».

Именно так – с большой буквы, как имя собственное – пишется Кощей в мусин-пушкинском издании «Слова о полку Игореве».

По мнению первых переводчиков-комментаторов, именно этот Кощей упомянут в Ипатьевской летописи: «И была половцам весть от Кощея от Гаврилкова от Иславича, что идут на них князи русские, и побежали половцы». Случилось это за 20 лет до «Игорева полка». Почему бы за это время не стать Кощею из скромного половецкого разведчика ханским приближенным?

Но потом выяснилось, что и в «Слове», и в летописях «кощей» – существительное нарицательное, означает: раб, слуга, пленник.

По-тюркски «кошчи».

И половецкий «резидент» был слугой у некого Гаврилка, и седло князю Игорю досталось холопское или пленничье, и резана – это бросовая цена за раба, и хана Кончака называют «смердом языческим» (в порядке пожелания).

Наш сказочный Кощей тоже иногда бывает пленником. Но не эта роль дала ему имя.

Скорее, наоборот. Слово «кошчи» проникло на Русь из степей не ранее VI века н. э. А Кощей уже был Кощеем.

Славяне приняли новое слово, скрестив его со старым, похожим. (Похоже на то, как ныне e-mail перекрещивают в «емелю» и пр.).

Раб в южной Руси стал называться кощеем, а «степной» Кощей стал еще и пленником. И потому-то именно для «степного» Кощея пленничество характернее.

Каков же первый смысл имени? В.И. Даль справедливо производил имя Кощей от слова «касть», означающего вред, порчу, пачкотню, ругань.

Корень этого слова древен и ветвист: каст – кость – каз – коз – каж – кащ – кощ. Уже в старославянских рукописях встречается «казити» – вредить; «изказити» – уничтожить, оскопить; «проказити отрочя» – изгнать плод.

Современное польское «кажич», чешское «казит», русские диалектные «казить» и «кастить», «костить» – означает одно и то же: портить, пачкать, вредить, ругать-костерить.

Существительное от «костить» – «кощенье».

А ребенок, который делает в штанишки – «кощенок», «костенок». «Пакость», «пакоща» – от того же корня, но с приставкой «па-».

В древнерусских летописях «творить пакощи» означало – совершать массовые убийства. «Сказиться» – беситься. «Каженик», «каженец» – калека, одержимый; порченный сглазом или иной порчей; скопец. (Обращаю внимание, что одним и тем же словом «касть» обозначается и злословие, и злодеяние; вред физический и ущерб моральный уравниваются.

Так, слово «брань» означает и битву, и ругань, а слово «ягать» – ругать, родственное имени Бабы-Яги, происходит от древнего корня со значением «зло», «вред».)
Итак, смысл имени Кощея вполне соответствует представлению о его зловредности, «кастливости».

Что касается его костялвости, худобы, то и этот вопрос можно выяснить из словарей. В рукописях XI века встречаются слова «кощий», «кощеный» – в значении «тощий», «худой»; в XVII веке – «кощавый» – в том же значении. Происходят ли эти прилагательные от слова «кость», либо худоба понималась как следствие порчи, «кощенья» – однозначно не сказать, но что само имя наводит на мысли о худобе – очевидно.

Еще надо заметить, что хотя прототипа сказочному Кощею в русской истории не нашлось, но несказочные Кощеи на Руси были. Найден даже автограф новгородского ключника по имени Кощей – берестяная грамота XV века. Загляните в телефонный справочник – сколько среди нас Кощеевых. А предки их прозывались Кощеями. Но эти Кощеи, если имели отношение к сказочному тезке, то лишь вторичное.

Вернемся к Кощею Бессмертному. Имя его имеет смысл, соответствующий роли, а значит, это не просто имя, а псевдоним. Подлинное имя, если бы кто и знал, вслух не называл бы: табу. Потому что его обладателя надо искать в мифологии.

Адрес Кощея, как помните, – Тридевятое царство, куда живой человек может войти только через избушку Бабы-Яги. И это царство, и Ягу детально изучил филолог В.Я. Пропп.

Это – царство смерти. Яга – существо пограничное, недаром у нее одна нога костяная, а избушка поворачивается, подобно турникету на проходной.

В Тридевятом царстве русский дух так же неприятен, как в русском царстве – мертвый дух. (Немудрено Кощею зафукать, учуяв Ивана.) Для этого царства и характерны молочные реки с кисельными берегами, дворцы из драгоценных материалов. А Кощей – владыка того царства! То есть – … кто?

Сюжет о похищении невесты Смертью древен, как само человечество. Только поначалу это была персональная Смерть конкретной невесты, она представлялась в виде змея или птицы.

Кощея – Смерть вообще – убить сложнее. Для пущей сложности Кощей свою гибель спрятал.

Не такой уж оригинальный прием, вот тому примеры. Жизнь древнегреческого Мелеагра заключалась в головне; головню сожгли, и он умер в муках.

Древний египтянин Бата спрятал свое сердце в цветок акации; цветок сорвали – Бата умер; сердце нашли – Бата воскрес.

Персидский принц носил душу в кинжале на шее. Догадайтесь, что случилось с принцем, когда кинжал похитили, и что – когда кинжал удалось вернуть.

Но почему гибель Кощея именно в яйце? Кажется очевидным – ведь в нем заключена жизнь. Но все сложнее.

Есть у нашего Кощея «братья по яйцу» за границей – тоже злодеи, тоже похитители женщин и тоже подобным образом упрятавшие свою смерть (сердце, душу, жизнь).

Встретить их можно в сказках скандинавских, кельтских, болгарских, польских, албанских под псевдонимами Великан без сердца, маг Тело-без-души, Змей, Червен Вятър, шайтан, а то и просто ведьма. Но у каждого почти – спрятанное заветное яйцо, обычно утиное. (Но, скажем, в итальянской сказке яйцо скрывает в себе орел.)

Теперь обратимся к «досье» и привлечем еще один псевдоним Кощея – Карачун. Это слово собственно смерть и обозначает, но не только. А еще и зимний солнцеворот, самый короткий день, языческий праздник. Что напоминает о древнем совмещении понятий смерти и зимы.

Само слово «смерть» древлеродственно словам «мор» и «мороз».

У лопарей был бог зимы и смерти Рот, властитель подземного царства – Ротайлы.

Еще в XIX веке лопари справляли праздник в честь Рота – 24 декабря, т. е. ровно в наш Карачун.

А яйцо тут вот причем. Конец зимы, по северным мифам, возвещает утка (или гусь, лебедь), влекущая по морю яйцо – солнце. С отступлением ледников миф потерял актуальность для европейцев, и яйцо перекочевало в сказку.

Есть и такие варианты сказки, где Кощею довольно только увидеть яйцо, чтобы потерять силу. В XIX веке американский ученый Дж.Д. Кертин серьезно изучал славянские мифы и сказки. Кертин знал русский язык, бывал в России, где его называли Еремеем Давидовичем Куртиным.

Узнав сказку о Кощее Бессмертном, Кертин поделился мифом, записанным им от индейцев Северной Америки.

Персонаж мифа, чье имя означает Зима, своей песней приносит морозы и снег. Зима неуязвим, ибо сердце его где-то спрятано. Однако враг Зимы находит сердце, сжигает его, и Зима умирает. Вот вам пожалуйста – зимняя ипостась Кощея в чистом виде.

Даже если сходство мифов индейского и европейского – не след единой культуры, а просто невероятное совпадение, то и оно неслучайно (по-научному это называется «конвергенция»).

Выводы. Почему кощей бессмертный.

1. Имя Кощей – славянское, означает «злодей», «вредоносец», «губитель», «пакостник». По сути, псевдоним, заменяющий истинное имя, которое нельзя назвать.

2. Созвучие с тюркским словом «кошчи» (невольник) внесло в южный вариант сказки эпизод заточения Кощея.

3. Созвучие со словами «кость», «кощий» (худой) способствовало представлениям о костлявом облике Кощея.

4. В сказку Кощей пришел из мифологии, где являлся божеством смерти, а ранее – и зимы.

5. Яйцо, несущее гибель Кощея, прежде было яйцом – солнцем, побеждающим зиму – смерть.

6. Вот почему Кощей страшен, величествен, непостижим.

7. Если воссоздавать славянский языческий календарь, Кощею должен быть посвящен самый короткий день года – Карачун. (А вовсе не 29 февраля, как предлагают некоторые.)

Литература
Мокиенко В.М. В глубь поговорки. К., 1989.
Назиров Р.Г. Истоки сюжета «Кощеева смерть в яйце»//Фольклор народов РСФСР: Сб. Уфа, 1989.
Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.
Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986. Слово о полку Игореве.