Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сокровищница российской филателии. Медный пятак за семь миллионов

Сокровищница российской филателии. Медный пятак за семь миллионов

В Центральном музее связи имени А. С. Попова хранится Государственная коллекция знаков почтовой оплаты (ГК ЗПО), основанная в 1884 году и насчитывающая в настоящее время 8 млн. единиц хранения. Из года в год ее фонды пополняются современными отечественными почтовыми эмиссиями из Издательско-торгового центра "Марка" и почтовыми марками стран мира, поступающими из Всемирного почтового союза (ВПС).

Посетители музея имеют возможность познакомиться с наиболее ценной частью фондов ГК ЗПО в «Сокровищнице знаков почтовой оплаты России», организованной по аналогии с «золотыми кладовыми» Эрмитажа. Реализованный в музее способ открытого хранения фондов в специально оборудованном помещении позволяет демонстрировать посетителям ранее недоступные редкие и уникальные подлинники музейных предметов историко-культурного значения. Около 1200 музейных предметов, представленных в открытом хранении, иллюстрируют историю знаков почтовой оплаты и письменной почтовой корреспонденции нашего государства на протяжении более двух столетий: Российской империи, включая марки местной почты русских земских управ, Временного правительства и начального периода советской России под названием РСФСР (1917 - 1923 гг.).

История знаков почтовой оплаты представлена почтовыми марками, маркированной продукцией в виде конвертов, карточек, секреток и прочих т.н. цельных вещей, а также писем, прошедших почту, как свидетельство их предназначения. Все эти предметы представлены в эволюции развития нашей отечественной почты от домарочного периода ее истории до появления первых знаков предварительной почтовой оплаты письменной корреспонденции и широкого использования населением с развитием почтовой связи и видов корреспонденции. Главной достопримечательностью «Сокровищницы» являются подготовительные материалы к изданию знаков почтовой оплаты. Это оригиналы и эскизы марок, выполненные художниками малой графики, печатные проекты, как утвержденные к изданию, так и нереализованные, предварительные пробы марок и образцы. На утвержденных к изданию проектах можно увидеть автографы известных государственных деятелей, возглавлявших почтовое ведомство и Министерство внутренних дел Российской империи, которому подчинялась почта. Уникальные документальные источники способствуют изучению истории российской почты, позволяя проследить путь изготовления почтовых марок от замысла автора до воплощения в тиражированной продукции.

Разработанный тематический принцип хранения и показа музейных предметов по разделам Государственной коллекции в соответствии с хронологией выхода почтовых эмиссий в обращение позволяет проводить в «Сокровищнице» экскурсии для посетителей по истории знаков почтовой оплаты России в пределах представленной периодизации нашего государства. Доступ посетителей в это уникальное фондохранилище осуществляется только в присутствии музейного сотрудника и сопровождается экскурсией специалиста.

Предлагаю небольшой экскурс в историю российской почты с остановкой у некоторых экспонатов «Сокровищницы».

Самым ранний экспонат «Сокровищницы» датирован 1743 годом: это домарочное письмо, отправленное из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород. Запечатанное сургучной печатью отправителя и не имеющее никаких почтовых отметок, как было заведено в те далекие времена, письмо при сдаче на почту оплачивалось наличными деньгами и регистрировалось в специальных книгах.


Домарочное письмо. 1743

Почтовые штемпеля клеймения появились лишь во второй половине XVIII века и обозначали название места, откуда отправлялось письмо. Задача почтового служащего заключалась в правильном просчете верст до места назначения, поскольку размер оплаты за пересылку письма зависел от его веса и расстояния, на которое оно пересылалось. Кроме простых писем, по почте пересылались письма с вложением денег и ценных бумаг. Такая ценная корреспонденция опечатывалась в почтовой конторе в присутствии отправителя, которому выдавалась расписка о приеме на почту письма с описанием вложения.


Расписка о вложении и пересылке денег. 1845

Календарные штемпеля клеймения, содержащие надписи с указанием даты отправления, а позже – и даты получения, стали применяться в России в начале XIX века. Оплата корреспонденции наличными деньгами с выдачей расписок была обременительной как для населения, так и для почтового ведомства: требовалось совершенствование системы тарифов и способа оплаты корреспонденции.

Россия оказалась в числе передовых стран мира, пошедших по пути почтовых реформ вслед за Великобританией, ставшей законодательницей знаков почтовой оплаты в мире, выпустив в 1840 году в обращение первую почтовую марку под названием "Черный пенни".

С 1 января 1844 г. в России был введен единый тариф за пересылку внутренней корреспонденции без учета расстояния в размере 10 коп. за письмо весом в 1 лот (12,8 г). Это позволило Почтовому департаменту перенять одну из европейских новинок и ввести в почтовое обращение в декабре 1845 г. первые знаки почтовой оплаты России – "штемпельные куверты". На лицевой стороне проставлен синей краской на ручном прессе оттиск круглого штемпеля, предназначенный для оплаты пересылки писем по Санкт-Петербургской городской почте. Государственный имперский герб, соединенный с почтовыми рожками как символом почты, сразу занял свое место на первых знаках почтовой оплаты: так выглядел герб почтового ведомства.


Шт. куверт СПб почты. 1845

Конверты, вышедшие в обращение в нескольких форматах: от самого большого «канцелярского» до самого маленького «дамского», были распроданы в считанные дни. Сегодня – сохранившиеся экземпляры являются редкими, а некоторые – даже уникальными. В единичных экземплярах сохранились до наших дней введенные в 1846 году для удобства корреспондентов Санкт-Петербургской городской почты штемпельные почтовые листы, которые использовались для письма, затем сворачивались до величины конверта и отправлялись по почте. Один из этих раритетов хранится в «Сокровищнице» и представляет собой почтовый лист, совмещенный с раскроем штемпельного конверта, прошедший через 2-е отделение Санкт-Петербургской городской почты.


Почтовый лист СПб почты с раскроем шт. куверта. 1846

Аналогов знаков почтовой оплаты такого варианта в России больше не издавалось.

Использование штемпельных конвертов в Санкт-Петербурге оказалось весьма успешным и Почтовый департамент уже в феврале 1846 г. вводит подобные конверты с красным штемпелем оплаты для городской почты Москвы.

Штемпельные конверты намного облегчили работу городской почты, и население по достоинству оценило новую форму отправки корреспонденции. Популярность «штемпельных кувертов» была настолько велика, что с 1 декабря 1848 г. Почтовый департамент вводит в обращение штемпельные конверты для иногородней корреспонденции в пределах всей Российской империи. Штемпеля были напечатаны на оборотной стороне в центре верхнего клапана и различались по цвету и номиналу в соответствии с почтовыми тарифами. В рисунке штемпеля герб Почтового департамента был напечатан рельефной печатью.


Шт. куверт общегос. почты. 1848

Бумага для изготовления конвертов общегосударственной почты, в отличие от городских «кувертов», имела водяной знак в виде почтового герба: двуглавого орла и почтовых рожков.

С введением общегосударственных знаков почтовой оплаты связано появление такого важного и ставшего привычным для нас атрибута почты, как уличные почтовые ящики. Появившись сначала в Санкт-Петербурге и Москве, они сразу получили признание в России. Запечатав письмо в штемпельный конверт, его можно было просто опустить в почтовый ящик.

Введение штемпельных конвертов улучшило организационные формы почтовой связи, увеличив почтовый обмен внутри страны. Однако, полностью решить почтовые проблемы в Россия этого периода им не удалось. Происходившие внутренние перемены, связанные с бурным развитием техники, расширением сети железных дорог, освоением и внедрением важнейших достижений европейской техники и культуры, требовали налаженной и удобной почтовой связи. Российская почта нуждалась в универсальном знаке почтовой оплаты, тем более, что к середине XIX века в основных западно-европейских государствах почтовые марки уже были введены.

Фонды «Сокровищницы» познакомят вас с материалами по подготовке к изданию первой русской марки, начавшейся за несколько лет до ее выпуска. Это был путь поиска наилучшей формы и дизайна, способов защиты марки от подделок. На первом этапе предполагался проект круглой «штемпельной» марки по аналогии со штемпелями оплаты на «кувертах». Почтовым департаментом и Экспедицией заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), работавших совместно над созданием первых почтовых марок, в 1856 г. были напечатаны пробные варианты «штемпельных» марок по эскизам Я. Рейхеля, управляющего типографским отделением ЭЗГБ. Гравером Кирхнером были выгравированы два рисунка штемпеля и сделаны их пробы в различных цветах. На одном штемпеле - изображение головы Меркурия: древнеримского вестника богов, на другом – изображение российского почтового герба. Однако сохранившиеся до наших дней «штемпельные» марки остались в истории знаков почтовой оплаты России неосуществленными проектами, сохранившиеся до наших дней и ставшие большими редкостями.


Шт, марка с головой Меркурия. 1856


Шт. марка с почтовым гербом. 1856

Круглая форма марок явно не отвечала требованиям Почтового департамента, поскольку не были учтены возможные трудности при их массовом изготовлении в листах: для нанесения перфорации вокруг рисунка требовалась разработка новых перфорационных машин.

Автором первой русской почтовой марки стал старший гравер Экспедиции заготовления государственных бумаг Франц Кеплер, который 21 октября 1856 г. представил свой проект в Почтовый департамент, и был принят за основу при изготовлении первой русской марки.


Проект первой марки Ф.Кеплера. 1856


Проект первой марки, принятый за основу

Ф.Кеплеру удалось создать рисунок марки прямоугольной формы, который стал настоящим шедевром марочной графики. На марке в овальном медальоне, окруженным императорской мантией с короной, белым рельефным тиснением выполнен герб Почтового департамента.

После небольших доработок проекта в ЭЗГБ были напечатаны типографские пробы марок 10-копеечного номинала в различных комбинациях цветов, которые хранятся в «Сокровищнице». Почтовый департамент выбрал из них три пробы для марок разных номиналов: для 10 коп. за лот (12,8 г) – коричневую с синим центром, для 20 коп. – синюю с оранжевым и для 30 к. – карминовую с зеленым. 20 октября 1857 г. император Александр II по докладу главноначальствующего над Почтовым департаментом Ф.И.Прянишникова утвердил представленные образцы марок и «высочайше повелеть соизволил называть их, вместо штемпельных, почтовыми марками». Так в России был официально введен термин «почтовая марка».

Циркуляром № 3 от 10 декабря 1857 г. Почтовый департамент объявлял о введении в Российской империи почтовых марок с 1 января 1858 г. для оплаты простой внутренней корреспонденции. Создание первой марки явилось одним из значительных событий в истории отечественной почты. Первый выпуск сформировал стиль российских почтовых марок. Отличаясь высоким полиграфическим уровнем исполнения, они были напечатаны двухцветной комбинированной печатью на бумаге с водяными знаками и по своим художественным достоинствам отличались от марок стран мира своей царственной элегантностью.

В «Сокровищнице» первая российская марка представлена уникальной угловой парой с широкими полями, подлинным клеем и безупречной степенью сохранности. Она является своего рода визитной карточкой музея и Государственной коллекции ЗПО.


Пара первой русской почтовой марки. 1858, январь

Использование первых марок в почтовом обращении демонстрируются письмами с различными видами гашений. Среди них – самые первые гашения марок на письмах простым крестообразным перечеркиванием чернилами, чтобы их не использовали вторично.


Письмо с марками №1, погашенные пером. 1858

В марте 1858 г. стали использоваться специально изготовленные номерные точечные штемпеля гашения марок с закодированным в центре номером почтового отделения.


Письмо с пробным штемпелем гашения СПб-почтамт.1858, февраль

Использование первых выпусков марок в почтовом обращении демонстрируют письма с различными видами гашений. Одно из самых интересных среди них - гашение пером на письме с тремя первыми марками, прошедшем почту в январе 1858 года. Редчайшим является письмо с маркой России №2 – перфорированным вариантом первой марки, которая погашена штемпелем из 4-х точечных окружностей с цифрой «1» в центре. Такой пробный штемпель Санкт-Петербургского почтамта использовался в качестве экспериментального только в феврале 1858 г.

Издававшиеся в Российской империи почтовые марки были стандартными с обязательным геральдическим дизайном, отличающимися друг от друга номиналами, размерами и деталями рисунка. После слияния в 1884 г. почты и телеграфа в единое ведомство - Главное управление почт и телеграфов в дизайн марок под имперским гербом рядом с почтовыми рожками было введено изображение телеграфных стрелок – символа скорости.

Единственная коммеморативная серия почтовых марок имперской почты была издана в 1913 году к 300-летнему юбилею династии Романовых, торжественно отмечавшемуся во всех уголках необъятной России. По материалам, представленных в «Сокровищнице», можно проследить этапы создания первых сюжетных почтовых марок. Первый этап иллюстрирует печатные эссе марок с портретами царствующего императора Николая II, заказанные специально приглашенному в Россию французскому граверу Луи Эжену Мушону. Созданные на высочайшем графическом уровне почтовые миниатюры Мушона остались в нашей почтовой истории нереализованными, сохранив в печатных цветных пробах портреты императора в разных ракурсах.

Второй этап создания Романовского выпуска иллюстрирует подготовку портретных миниатюр с монаршими особами Дома Романовых и видов царских резиденций. В работе над выпуском принимали участие выдающиеся отечественные художники объединения «Мир искусства»: И.Билибин, Е.Лансере и Р.Зарриньш. Для выполнения гравюр были приглашены лучшие мастера гравюры: профессор Российской Академии художеств П.С.Ксидиас, график Ф.Лундин, известный австрийский гравер Ф.Ширнбек. Этим талантливым мастерам живописи и графики было поручено разработать проекты марок и отобрать для воспроизведения на них портреты российских монархов, наиболее точно воспроизводивших их личности. Выбор репродукций и композиций для тиражируемой графической миниатюры был особенно важен, поскольку изображения на государственных знаках почтовой оплаты служили символом, определяющим страну изданных почтовых эмиссий. На прежних выпусках такую функцию выполнял государственный герб Российской империи.

Император Николай П лично курировал издание выпуска. Причастность Николая II к изданию Романовских марок демонстрирует в «Сокровищнице» неутвержденный оригинал и проект марки с его собственным портретом, на паспарту которого рукой императора была сделана надпись: «Нехорошо».

В результате кропотливой работы художников, граверов, типографских мастеров печатного дела, после многочисленных согласований рисунков и цветовой гаммы марок, часть пробных вариантов марок и печатных проектов можно увидеть в «Сокровищнице», на свет появилось семнадцать почтовых миниатюр достоинством от 1 копейки до 5 рублей. Четырнадцать марок воспроизводили портреты наиболее выдающихся представителей Романовской династии и три марки воспроизводили архитектурные композиции царских резиденций в Москве и Петербурге.


Утвержденный проект портретных марок Романовского выпуска. 1912

Мастерство выдающихся мастеров гарантировало причастность юбилейной Романовской серии к высокохудожественным произведениям марочной графики. Они по праву являются памятником русской культуры начала прошлого века и подлинными свидетелями российской истории.

В «Сокровищнице» можно познакомиться с уникальными оригинальными рисунками почтовых марок, созданными известными художниками М.Добужинским, Г.Нарбутом и Р.Зарриньшем, созданным накануне первой мировой войны. Они отличаются разнообразием: средства перевозки почты, изображения номиналов марок в орнаментальной рамке. Интересна актуальная накануне войны тема «Аллегории отечества», достойно представленная каждым из этих художников.


Оригинал рисунка Аллегория Отечества. Русский воин. М.Добужинский.

К сожалению, марки с этими рисунками не были изданы. Оригиналы рисунков и пробные оттиски будущих марок сохранились и являются документальным свидетельством причастности этих художников к марочной графике.

Изданная почтовым ведомством России маркированная продукция представлена в «Сокровищнице» в виде подготовительного материала к изданию.

Первая почтовая карточка была введена в обращение в России в январе 1872 года под названием «Открытое письмо», впоследствии получившая название «Открытка». Первый выпуск представлял собой формуляр, т.е. немаркированный бланк с местом для наклеивания марки. В мае того же года стали издаваться маркированные почтовые карточки, получившие признание населения для пересылки по местной и иногородней переписки.

Проекты почтовых марок и другой маркированной продукции утверждались к выпуску министром внутренних дел Российской империи, которому подчинялось Почтовое ведомство. Материалы этого уровня отмечены подлинными резолюциями известных государственных деятелей. Образец почтовой карточки выпуска 1875 г. утвержден к изданию директором Почтового департамента бароном Велио.


Проект почтовой карточки, утв. бароном Велио. 1875

Проекты стандартных марок «вновь вводимых в действие» в 1908 г. привлекают внимание подлинной подписью утверждения к выпуску Министром внутренних дел П.А.Столыпиным.


Утв. Столыпиным проекты марок. 1908

Самостоятельную главу в почтовой истории России представляют закрытые благотворительные письма с объявлениями в пользу детских приютов, издававшиеся ведомством императрицы Марии Федоровны с октября 1898 г. по ноябрь 1901 г. История их выпусков недостаточно изучена и содержит много загадок и парадоксов. 24 раритетных письма из собрания Госколлекции размещены в специальных двухсторонних витринах-кассетах «Сокровищницы» и представляют собой маркированные почтовые листы большого формата с изображением в адресной части символа благотворительности – пеликана. Публикация платных объявлений на бланках благотворительных писем позволяла отчислять часть дохода в пользу детских приютов Ведомства императрицы Марии.


Проба закрытого благотворительного письма Ведомства императрицы Марии.

Государственная коллекция обладает богатейшим собранием земских почтовых марок, представленных в «Сокровищнице». В дореволюционной России государственная почта доставляла корреспонденцию до губернских и уездных городов. В сельской местности доставка почты осуществлялась местными органами самоуправления – земствами, созданными в России в результате реформ 60-х гг. XIX века. С 1866 до 1917 гг. уездные земские почты издавали свои почтовые марки, выпущенные исключительно для своих внутренних нужд земскими управами. Напечатанные небольшими тиражами в местных типографиях, превратили их сегодня в редкости. Более 2500 рисунков земских марок разных уездов подарила земская почта коллекционерам этого уникального раздела русской и мировой филателии: выпуск земских марок был равносилен открытию нового филателистического континента. Это было тем более интересно, что земские марки не должны были повторять рисунков и цветов государственных знаков почтовой оплаты. Именно это и создавало особую привлекательность земских марок, заключающуюся в огромном разнообразии рисунков, сюжетов, форм, размеров, выгодно отличающих их от государственных марок. Чаще всего – это гербы уездных и губернских городов, из которых можно составить обширную геральдическую коллекцию. Рисунки земских марок дают наглядную картину художественного вкуса и культурного уровня русской провинции.

Первой среди земств ввела в обращение свои марки в декабре 1866 г. Верхнеднепровская земская управа Екатеринославской губернии.


Первая марка земской почты Верхнеднепровского земства. 1866

Земские марки оплачивали почтовое хождение писем только внутри своего уезда. Письмо из Бугульмы (Самарской губ.) в Москву, оплаченное маркой первого выпуска 1882 г. Бугульминского земства и государственной 7-копеечной маркой, является классическим примером прохождения корреспонденции из уезда в столицу через земскую и общегосударственную почту.


Земское письмо, прошедшее почту из Бугульмы в Москву. 1882

Самые крупные коллекционеры мира коллекционировали земские марки: Филипп Феррари, Агафон Фаберже, Карл Шмидт и другие.

История знаков почтовой оплаты послереволюционной России охватывает период 1917-1923 гг. Период этот делится на две части: Временное правительство и советская Россия до образования СССР – 1917-1923 гг.

Время, свидетелем которого являются музейные предметы этого раздела Госколлекции, было непростым. Россия прошла сложный период инфляции, смены власти и государственного строя, гражданской войны. В истории почты этот сравнительно небольшой отрезок времени характеризуется многократным изменением почтовых тарифов, которые менялись 24 раза. Представленные в «Сокровищнице» материалы отражают суть революционных преобразований в России после февральских и октябрьских событий 1917 г.

История подготовки к изданию марок Временного правительства остается недостаточно исследованной. Между тем, свои проекты к этим выпускам готовили такие мастера графической миниатюры, как Рихард Зарриньш и Сергей Чехонин. Открывает раздел великолепный графический рисунок с изображением герба Временного правительства – маленький шедевр, созданный Иваном Билибиным в качестве оригинала для изготовления марок.


Оригинал неизданной марки Временного правительства. И.Билибин. 1917

Именно этот выдающийся русский художник был автором рисунка нового герба России: двуглавым орлом, лишенным атрибутов царской власти.

Лишь в размещенном на одном паспарту с печатным проектом оригинальном рисунке Рихарда Зарриньша, содержащем надпись: «Да здравствует свобода!» и дату образования Временного правительства «1 марта 1917», угадывается прообраз первого выпуска почтовых марок РСФСР – знаменитой «Руки с мечом, разрубающим цепь».


Оригинал рис. неизданной марки Временного правительства. Р.Зарриньш. 1917

Короткий период существования Временного Правительства не позволил реализовать ни один из проектов марок новой России. Маркированным почтовым карточкам Временного Правительства повезло больше: они все же увидели свет. Проект такой карточки с эмблемой нового герба России в левом верхнем углу, утвержденный министром почт и телеграфов Временного правительства А. Никитиным 25 августа 1917 г., представлен в рамах.


Проект п. карточки, утв. министром связи Вр. правительства А.Никитиным. 1917

История повторяется, и первыми знаками почтовой оплаты новой России, как и Российской империи, стали не марки, а цельные вещи.

Следующий раздел посвящен почтовым эмиссиям нового государства, образовавшегося в результате Октябрьского вооруженного восстания 1917 г.

Рисунок марки «Рука с мечом, разрубающим цепь» Р. Зарриньша, подготовленный при Временном правительстве, как нельзя лучше отражал сущность революции. Утвержденные Наркомом почт и телеграфов В.Н.Подбельским в мае 1918 года «революционные» марки номиналом в 35 и 70 коп., вышли в обращение к годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года уже по новому стилю.


Проект марки Рука с мечом, утв. В.Подбельским - наркомом ПиТ. 1918!

Это было время поиска новой символики советского государства. Наряду с утвержденными к изданию проектами и вышедшими в обращение почтовыми марками, посетители могут увидеть многочисленные эссе интереснейших революционных сюжетов, правда многие из них не были приняты к выпуску. Созданные такими мастерами почтовой миниатюры, как В.Куприянов и Г.Рейндорф, марки первого стандарта страны Советов подписаны в печати в 1921 году В них отражена идея союза рабочего класса и крестьянства в виде изображений символов рабочего и крестьянского труда: серп, молот и наковальня, плуг. Одновременно формируются элементы нового герба с изображением «Серпа и молота». Примечательна аллегорическая работа М.Антонова «Освобожденный пролетарий», вошедшая в первый стандарт. На ней – изображение рабочего, победившего гидру капитализма, с гордостью смотрящего вперед к «солнцу свободы».


Утв. проект стандартных марок РСФСР. 1921

Среди наиболее интересных произведений малой графики выделяется революционной новизной и уровнем художественного воплощения рисунок Натана Альтмана, выполненный в 1922 году для открытого конкурса на создание проекта марки, посвященной пятилетию Октябрьской революции.


Проект рис. марки к 5-летию Окт. рев-ции. Н.Альтман. 1922

Представленный в «Сокровищнице» нереализованный графический рисунок марки, выполненный Н.Альтманом в стиле конструктивизма, занял 2-е место на конкурсе. Однако к 5-летию революции был утвержден проект марки художника Ивана Дубасова.

Причины, помешавшие реализации некоторых марок, вероятно, заключались в нехватке средств и создавшимися техническими трудностями в осуществлении проектов марок во время Гражданской войны.

В тех сложнейших условиях существования почты было удобнее использовать для оплаты почтовой корреспонденции марки царской России 1909-1917 гг. Возобновление производства стандартных выпусков с использованием старых готовых клише не требовало особых затрат. Марки, снабженные черной надпечаткой с изображением пятиконечной звезды с серпом и молотом в центре, названием нового государства «РСФСР» и соответствующего номинала, вполне удовлетворяли потребность в знаках почтовой оплаты того сложного периода нашей отечественной истории.

Трудности почтовой оплаты в период гражданской войны демонстрируют письма с высокой франкировкой, прошедшие почту – свидетели сильнейшей инфляции, которую переживала советская Россия. Затруднительно даже посчитать сразу сумму оплаты за пересылку заказных писем - так много на них наклеено почтовых марок с надпечатками номиналов в рублях с пятью нулями на каждой.

Филателистические редкости советского раздела «Сокровищницы» представлены маркой «консульской» почты на письме, благотворительными сериями «Филателия – детям» и «Филателия – трудящимся». Здесь можно увидеть один из признанных мировых раритетов: знаменитого «Красноармейца» из стандартного выпуска 1922-1923 гг., появление которого явилось результатом двойной ошибки. При замене изношенного клише в печатную форму 100-рублевых марок попало клише такого же рисунка 70-рублевой марки: 12-я марка в 3-й четверти листа из 25 марок имеет 70-рублевый номинал вместо 100- рублевого. Часть листов этого стандарта не была проперфорирована. Так или иначе, беззубцовые листы с ошибкой известны в мире в единичных экземплярах.


Стандарт Красноармеец беззубцовый с ошибкой на 12-й марке в листе 5х5. 1922

Почтовые миниатюры с их художественным замыслом и полиграфическим решением являются свидетелями истории, миниатюрными памятниками многогранного отражения различных исторических этапов нашего государства. Фрагменты Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, которые представлены в специализированном фондохранилище, позволяют проследить довольно большой период отечественной истории в знаках почтовой оплаты. Посетители знакомятся с дизайном почтовых марок, сюжетами изданных и неосуществленных проектов, способами печати знаков почтовой оплаты, авторскими работами художников почтовой миниатюры, особенностями подготовки марок к изданию. Превращение фондохранилища в музейную экспозицию истории отечественных знаков почтовой оплаты благополучно решает основные задачи и функции музея: правильно хранить и демонстрировать музейные предметы для посетителей.

Cultural Institute компании Google - образцовый пример современного виртуального музея. Начинавшийся в 2011 году как проект, посвященный исключительно музеям искусства, сейчас ресурс включает в себя раздел по истории, а также по самым удивительным местам планеты. Кроме просмотра картинок в высоком разрешении сайт предлагает виртуальный тур с эффектным интерфейсом и аудиогидом. Здесь можно ознакомиться с такими площадками, как галерея Тейт в Лондоне, галерея Уффици , Метрополитен-музей в Нью-Йорке, узей Орсе в Париже, Королевский музей в Амстердаме и другие. Недавно Google оцифровал последнюю Венецианскую биеннале современного искусства. Отдельного внимания заслуживает проект про уличное искусство со всего мира Street Art .

Музей Гуггенхайма


Но большинство известных музеев сегодня считают необходимым формирование виртуальной коллекции в сети, лишний раз подтверждая свое владение шедеврами и распространяя качественные репродукции своих картин. В частности, Музей Гуггенхайма создал онлайн-коллекцию с удобным рубрикатором по именам и направлениям, объединив таким образом коллекции всех четырех городов, где расположен музей, и других проектов фонда Гуггенхайма. Виртуальный музей включает множество опций: помимо прочего, это информативный сайт с лекциями и видеороликами на разные темы.

Виртуальные туры по парижскому Лувру


Лувр не представлен в культурном проекте Google (о котором речь шла выше), предпочитает развивать собственную онлайн-платформу. На своем сайте музей позволяет прогуляться по нескольким залам. Подножия стен королевского дворца на первом этаже музея, зал с реликвиями античности и Древнего Египта можно увидеть в виде виртуальной панорамы.

Музей истории и науки Оксфорда


На сайте одного из самых известных мировых музеев науки можно посмотреть фотографии и панорамы экспозиций. Все это является частью одного большого виртуального тура по Оксфорду . Из примечательных экспонатов виртуального музея - доска, на которой писал Эйнштейн во время знаменитой лекции в университете в 1931 году. На сайте музея создан целый ностальгический проект Прощай, доска! », в котором приняли участие британские знаменитости вроде Брайана Ино и Роберта Мея. Получилось мило.

Виртуальный музей Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон


Бесплатная прогулка по колыбели американской демократии - музею Джорджа Вашингтона Маунт-Вернон. Место, где работал и жил первый президент Америки, оцифровано создателями музея с невероятной тщательностью. Подробный онлайн-тур с фотографиями, информационными блоками, аудиогидом на английском языке подкреплен также видео с актерами в костюмах конца XVIII века. Все, чтобы погрузиться в атмосферу исторического места.

Виртуальный музей вещей Thngs.co


Молодой проект, уже завоевавший признание среди специалистов IT-индустрии и простых пользователей, понравится тем, кто интересуется историей вещей и склонен к созданию собственных коллекций. Сами авторы называют свой сайт фейсбуком для вещей. У каждого предмета или категории предметов есть свой таймлайн, где можно в исторической перспективе отследить эволюцию объекта. Зрителю предлагаются только факты: год, место и внешний вид. Ориентация на объективность и простоту выгодно отличает этот проект среди других. Убедиться в этом поможет, в частности, подборка предметов советского наследия. Проект запустился недавно, но обещает бурно развиваться и расти.

Проект Europeana

Скорее это проект энциклопедического характера, но за счет упора на визуальную культуру вполне тянет на звание музея. Ресурс дает возможность пользователю отправиться в настоящий виртуальный тур по предмету, который его интересует, будь то велосипеды начала XX века, античные вазы или открытки с видами Петербурга. Просто нужно ввести данные, эпоху - и ресурс выдаст список изображений, текстов, видеороликов и звуковых дорожек, чтобы помочь сделать восприятие предмета максимально объемным и полным.

Мировая цифровая библиотека


Похожий на Europeana, но уже русифицированный проект «Мировая цифровая библиотека» также может снабдить полезными фактами и изображениями на любую тему. Сайт эстетичен и прост в использовании, так что можно надолго застрять, изучая законодательные акты времен Киевской Руси или хронику чемпионата США по бейсболу 1947 года из простого любопытства.

Национальный музей естественной истории в Вашингтоне


Американский Национальный музей естественной истории позволяет пройти по залам, детально рассмотреть окаменелости древних существ, коллекции насекомых и птиц и даже египетских мумий, представленных в экспозиции. В общем, полностью погрузиться в историю естествознания, даже если у вас нет возможности посетить музей в реальной жизни. На сайте также есть большой раздел с интерактивными материалами и роликами по темам.

Музей НАСА


Поклонникам космической тематики нельзя пройти мимо виртуального проекта, посвященного истории всемирно известного космического агентства США. Запуск ресурса был приурочен к пятидесятилетнему юбилею организации в 2008 году. Помимо успехов американской космонавтики здесь довольно наглядно показаны технические детали космического кораблестроения и запуска космических аппаратов, а добродушный робот сориентирует, на что кликать дальше.

Публикации раздела Музеи

Высокие технологии в современных музеях

В XXI веке инновации перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и сделались чем-то бытовым и привычным. Высокие технологии все больше проникают не только в деловую сферу, но в культурное пространство.

Музеи, современного ли искусства или классические, тоже стараются идти в ногу с прогрессом. Для тех, кто любит искусство, но не имеет возможности много путешествовать, давно существуют виртуальные туры по музеям разных стран. Модный тренд - совмещать искусство с аттракционом - долго вызывал критические отзывы музейщиков всего мира. Однако мультимедиатехнологии, которые еще несколько лет назад в качестве опытного образца проходили обкатку лишь на временных выставках, сегодня все больше используются в постоянных экспозициях.

США

Музей дизайна Купер-Хьюит в Нью-Йорке предлагает своим посетителям гаджет в форме черной ручки , благодаря которому любой желающий сможет ощутить себя настоящим дизайнером. В специальном «зале погружения» это устройство следует поднести к образцу обоев на витрине, и на стене сразу появится проекция интерьера, а посетитель, таким образом, окажется в виртуальном интерьере выбранной им эпохи. А если попробовать нарисовать цветок на интерактивном столе, появится возможность услышать историю использования цветочных мотивов в дизайне помещений.

Согласитесь, что самое обидное в музеях – это запрет трогать экспонаты. Национальная портретная галерея Вашингтона решила эту проблему при помощи 3D-технологии. Музейщики оцифровали несколько объектов: скелет мамонта, посмертную маску Авраама Линкольна, самолет братьев Райт. Теперь каждый желающий может прикоснуться к бороде легендарного президента США, погладить мамонта или постучать по фюзеляжу первого в мире аэроплана.

«Стена коллекций» в Музее искусств Кливленда удостоилась в прошлом году номинации «Лучшая цифровая выставка». Большой, во всю стену, сенсорный экран позволяет одновременно ознакомиться с собранием музея нескольким людям. Более 3500 экспонатов можно детально рассмотреть благодаря максимальному увеличению, кроме того, программа позволяет сформировать собственную виртуальную коллекцию и добавить ее в личный маршрут по экспозиции.

Музей искусств Кливленда. Фото: New-York Times

Великобритания

Национальный музей сланца в Уэльсе начал использовать новый сервис на базе технологии iBeacon, позволяющий местным жителям выкладывать информацию о культурных достопримечательностях родного края. Если эксперимент пройдет удачно, то карта Уэльса заблестит новыми «маячками» с уникальными сведениями старожилов.
Британский музей в Лондоне превратил ежегодную акцию «Ночь в музее» в увлекательную виртуальную игру. В 2014 году любой желающий мог загрузить на GooglePlay или AppleStore специальное приложение «Секрет гробницы» и постараться пройти заданный маршрут, ответив на ряд вопросов. Победителю выпал уникальный шанс провести реальную ночь среди мумий в Египетском зале музея.

Европейский союз

Шведский Музей Средиземноморья в Стокгольме использовал 3D-технологии для «оживления» тех же египетских мумий, которые были подвергнуты томографическому сканированию и отображены на специальном интерактивном столе. Детализованная цифровая модель позволяет посетителям послойно изучать содержимое саркофага и анатомию мумии.

Музей истории польских евреев в Варшаве использует компьютерные технологии ради эффекта полного погружения в традиции и быт еврейского народа. Аудио- и видеоряд позволяет посетителям оказаться в таверне, синагоге, школе, увидеть из окна виртуального трамвая панораму города и улицы прошлого столетия, услышать речь и национальную музыку восточноевропейских евреев.

Музей истории польских евреев. Варшава. Польша. Фото: официальный сайт музея

Датский национальный морской музей в Хельсингере позволил своим посетителям погрузиться в морскую пучину. 11 проекторов создают гигантскую панорамную проекцию, благодаря чему и создается ощущение реального нахождения в открытом океане.

В музеях Греции и Франции действует проект, разработанный при финансовой поддержке Европейской комиссии компанией CHESS. После заполнения специальной онлайн-анкеты программа присваивает клиенту профиль и составляет для него индивидуальный маршрут, который корректируется по ходу посещения музея. По выходе из музея посетитель получает фото или видео своего посещения. Кроме того, каждый желающий может разместить свой культпоход на сайте музея и сделать его репост в соцсетях.

Музей естественных наук MUSE в итальянском городе Тренто обзавелся специальным мультимедиатоннелем с видеопроекциями и объемным звуком. Тоннель создает посетителям иллюзию полета над Альпами и спуска по снежной трассе. Еще одна новинка – интерактивный глобус – копия Земли, какой она выглядит из космоса. Специальная программа в режиме онлайн воспроизводит движение атмосферных масс, океанов и континентов, изменение климата и многое другое.

Еще один, финансируемый Европейским союзом проект meSch дарит посетителям музеев возможность взаимодействия с экспонатами посредством «умных» предметов. Например, «умная» лупа позволяет максимально приблизить произведение искусства и рассмотреть его в мельчайших подробностях. «Умная» книга пригодится для похода в парк-усадьбу или по местам боевой славы: при помощи специальной закладки, которую необходимо разместить на значке достопримечательности, посетитель услышит рассказ о ней из подвешенного рядом репродуктора, замаскированного под обычный фонарь.

Австралия

Музей Квинсленда выпустил мобильное приложение , содержащее описание 550 видов австралийской фауны. Кроме красочных фотографий и справочного описания животного, приложение снабжено информацией об ареале обитания или угрозе вымирания какого-либо вида.
В Национальном музее Австралии интерактивные экскурсии проводит пара роботов-шахматистов – Каспаров и Честер. Причем эта экскурсия доступна из любой точки земного шара. Все, что нужно пользователю, – выход в Интернет, веб-камера и микрофон.

ЮАР

В музее города Стелленбос посетители буквально за несколько секунд могут оказаться в машине времени. Если повернуть круглую ручку по часовой стрелке, окажешься в будущем, если против – в прошлом. На 4-метровом экране появится изображение выбранной посетителем эпохи с рассказом на африкаанс, кхоса или английском языке.

А что у нас?

В отечественных музеях сегодня наиболее востребованы интерактивные дисплеи и столы, позволяющие посетителю самостоятельно выбирать контент для просматривания или прослушивания. А также информационные киоски – сенсорный дисплей с компьютером максимально быстро выдает необходимую справочную информацию о музее и его коллекции.
Музей истории Екатеринбурга предлагает своим гостям полистать интерактивную книгу, на страницах которой буквально оживает история города.

Сразу в нескольких музеях России – в Краеведческом музее в Тольятти , Музее занимательных наук «Мёбиус» в Самаре , региональном музее Северного Приладожья , Музее природы и человека в Ханты-Мансийске – особенной популярностью среди подростков пользуется интерактивная инсталляция «Песочница», которая при помощи песка и проекционных технологий позволяет наглядно показать формирование гор и водоемов на планете.

Музей-заповедник «Сталинградская битва» к 70-летию Победы тоже модернизировали. Благодаря современным технологиям, события героической обороны города на Волге буквально оживают на глазах посетителей. Анимированный макет города позволяет увидеть на гипсовом полотне подробную историю битвы за Сталинград: полномасштабные картины мирной довоенной жизни сменяются сценами боев, перемещений Красной армии, высадкой десанта и варварской бомбардировкой 23 августа 1942 года.

А в обновленной экспозиции музея появились интерактивные стенды, столы и постаменты с фотографиями, документами, письмами, видео и аудиоматериалами.

Еврейский музей и центр толерантности в Москве, наверное, самый интерактивный музей в столице. В нем все продумано так, чтобы посетитель смог не просто узнать историю российского еврейства, но и прочувствовать трагические страницы его истории. Постоянная экспозиция поделена на несколько тематических пространств. Посетитель может подслушать кухонные разговоры диссидентов, полистать интерактивный вариант древней торы и даже виртуально примерить кипу.

Музейный комплекс «Вселенная воды» в Санкт-Петербурге построил свое экспозиционное пространство таким образом, что оно находится в постоянном движении. Зритель погружается в водный мир при помощи видеопроекций и звукового сопровождения, передающего шум воды. Все экспонаты, кстати, можно трогать.

Дарвиновский музей в Москве использует так называемые живые этикетки – небольшие цифровые панели размером с ладонь транслируют информацию с флеш-носителя. Этикетки динамичны – показывают не только фотографии, но и короткие видеофрагменты, позволяя увидеть животное в естественной среде, услышать его голос и звуки окружающей природы. Текст можно не читать, ведь диктор называет животное, что очень важно для самых маленьких посетителей музея, которые еще не выучили азбуку.

Музей «Наследие Чукотки» и вовсе превратил свою экспозицию в видеоарт, насытив пространство тематическими видеоинсталляциями. Детям предлагается компьютерная игра, рассказывающая о природе Севера.

Есть в стране и несколько интерактивных музеев. Самые известные – «Лунариум» , который находится в Московском планетарии, столичный Музей занимательных наук «Экспериментаниум» и «ЛабиринтУм» в Санкт-Петербурге.
Экспозиция «Лунариума» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса». Более 80 экспонатов в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления.

В «Экспериментаниуме» каждый посетитель может стать участником научного опыта или эксперимента. 300 интерактивных экспонатов увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике. Кроме прочего, загадывают головоломки и демонстрируют оптические иллюзии.

В «ЛабиринтУме» посетителю наглядно продемонстрируют принцип действия различных законов физики. А в так называемой «Черной комнате» каждый желающий может поймать свою тень или создать молнию.
Закрытый до 2018 года на реконструкцию Политехнический музей обещают сделать в полном смысле слова интерактивным, что неудивительно. Это главный не только в Москве, но и в стране музей, посвященный науке и технике. И уж коли научные инновации ворвались в артистическую среду, использование самых новейших технологий в Политехе будет органичным и правильным, поскольку одна из основных его функций – просвещение и популяризация науки среди подростков.

Фото: Пресс-служба Политехнического музея

» - это международный проект о первых российских космических путешествиях. Выставка стала результатом масштабного исследования, которое продолжалось пять лет. Ученые и музейщики из России и Англии по крупицам собирали архивные документы и памятные вещи, принадлежащие пионерам космонавтики, чтобы раскрыть личные истории людей, которые участвовали в создании космической эры.

Инициаторы выставки - лондонский Science Museum и Наталья Сидлина, которая впоследствии стала организатором выставки с английской стороны, а теперь - куратором русской коллекции в галерее Тейт.

После того как выставка прошла в Лондоне и Москве, создан виртуальный каталог экспозиции. Платформой для него стала «Википедия вещей» Thngs - международный стартап родом из России.

The Village пообщался с создателями выставки и попросил отобрать семь знаковых вещей, с которых лучше начать знакомство с проектом.

Наталья Сергиевская

заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея, куратор выставки

«Космос: рождение новой эры»

Идея была не только в том, чтобы рассказать факты о российской космонавтике. Наша цель - рассказать о легенде, о судьбах удивительных людей, причастных к первым полетам в космос. О том, как невозможное становится реальностью.

Можно было пойти простым путем, чтобы сделать выставку: собрать экспозицию из макетов и экспонатов из российских музеев. Но стало понятно, что если уж запускать такой большой уникальный проект, то надо показывать те объекты, которые никто и никогда раньше не видел. Команда собирала подлинные «документы» тех первых космических полетов: реально летавшие аппараты, технологические макеты кораблей, станций, луноходов, которые были самыми прорывными изобретениями того времени.

В переговоры было вовлечено большое количество российских предприятий космической отрасли. В конце концов, выставка собрана из экспонатов более чем 25 коллекций. С одной стороны, были крупные фантастически красивые объекты, которые было нереально сложно перевезти через границу. С другой - был перелопачен огромный массив архивных материалов. Организаторы встречались и с ныне живущими космонавтами первой плеяды, такими как Терешкова, Леонов, и с родственниками Королева, Гагарина, и с большим количеством других людей, причастных к первым полетам, про которых в России никто никогда не слышал.

Затея выставки была в том, чтобы поговорить о тех мечтателях, которые не думали о том, что полет в космос невозможен. Они просто полетели.

В какой-то момент удалось убедить организаторов в том, что выставка должна быть показана и в Москве, иначе большая часть объектов, про которые мы еще школьниками читали в учебниках, снова вернется на закрытые предприятия и их больше никто никогда не увидит. Было принято решение, что выставка должна состояться на ВДНХ. Все участники довольно сложного организационного процесса (ВДНХ, Политехнический музей, Science Museum и РОСИЗО) пытались договориться о том, насколько сильно изменится концепция выставки. Казалось, что делать выставку точно такой, как в Лондоне, было бы странно, учитывая уровень осведомленности российской аудитории об истории и героях отечественной космонавтики. Мы решили сместить акценты, подчеркнув фантастичность того, что было совершено нашими соотечественниками, мы рассказали о космосе как о мечте.

Кроме космических аппаратов, в выставку вошли и произведения искусства - именно они создавали ореол мечты, сбывшихся надежд и фантазий. Среди них были, например, работы авангардистов начала XX века, которые создавались тогда же, когда первые конструкторы и первые идеологи космических полетов (Королев, Глушков, Циолковский) мечтали о том, что сейчас уже кажется нормой, а тогда казалось абсолютно невозможным. Художественные произведения были представлены из коллекции Третьяковской галереи, Музея архитектуры имени Щусева, частных коллекций.

В разделе, посвященном пребыванию человека в космосе, мы разместили архитектурные акварели Галины Балашовой, которая в реальности занималась проектированием тех самых интерьеров, о которых мечтали люди в начале «космического» века. Искусство пронизывает всю выставку параллельной нитью - нитью мечты.

Дима Девинн

сооснователь и СЕО Thngs

Мы создаем «Википедию вещей». На Thngs можно находить интересные вещи, и вскоре их можно будет обсуждать, собирать в коллекции, а некоторые даже купить. Сейчас мы сфокусированы именно на работе с музейными коллекциями, их оцифровке и публикации онлайн-выставок. Это очень интересный формат, на Thngs выставки проходят вне привычного музейного пространства и не ограничены во времени - любой может получить доступ к экспонатам и их историям, где бы он или она ни находились. Это в своем роде возведение мостов между культурами: например, школьник из Токио или астронавт из Калифорнии имеет доступ к знаниям о советской космической программе, а также о мечтах и ценностях того времени через экран своего устройства. А еще это просто красиво.

Жидкостный ракетный двигатель ОРМ-52 разработали в Газодинамической лаборатории под руководством Валентина Глушко. Он стал одним из самых мощных двигателей из ранней серии ОРМ. Он работал на смеси керосина и азотной кислоты и вырабатывал очень значительную мощность для своего времени - 300 кгс. Благодаря этому ОРМ-52 использовали в одной из первых экспериментальных жидкотопливных ракет - РЛА-2. В соответствии с проектом ракета должна была подняться вертикально вверх, достичь высоты четырех километров, а затем выпустить парашют с метеорологическими инструментами, установленными в верхней части. На волне успеха двигателя ОРМ-52 разработали еще несколько мощных жидкостных двигателей после ряда попыток: от ОРТ-53 до ОРМ-70, которые могли производить до 600 кгс мощности.

Масштаб: 1:10

«Спутник-3» создали в ОКБ-1 (сейчас РКК «Энергия»). Он стал фактически первым спутником, действительно подготовленным для научной работы. «Спутник-1» делали ради самого факта запуска объекта в космос, а «Спутник-2» проектировался впопыхах - к годовщине Октябрьской революции. «Спутник-3» же был значительно крупнее и содержал большое число всевозможных измерительных приборов. На нем были установлены магнитофон для записи телеметрии, экспериментальные солнечные батареи и работающий от них радиомаяк, а также датчики для регистрации космических лучей, уровня радиации, анализа солнечного излучения и другие.

Запуск «Спутника-3» состоялся 15 мая 1958 года с помощью доработанной ракеты-носителя Р-7: для вывода полезного груза массой 1327 кг понадобилось создание дополнительного ракетного блока. Аппарат успешно вышел на вытянутую эллиптическую орбиту и оставался на ней до 6 апреля 1960 года. По результатам запуска «Спутника-3» создано целое семейство аналогичных аппаратов.

Кресла для трех членов экипажа с трудом вошли в «Восход». Пришлось пожертвовать комфортом - космонавтам приходилось изворачиваться, чтобы увидеть панель управления. Кроме того, средства эвакуации также не поместились, и космонавты не покидали борт на протяжении всей миссии. Возвратная ракета замедляла скорость корабля, опускавшегося на Землю.

Размеры: 0.6 × 0,85 × 2 м

Вес: 85 кг

«Кречет» разрабатывался на научно-производственном предприятии «Звезда» им. Г. И. Северина в рамках советской «лунной программы». Поскольку она сильно отличалась от американского аналога, к скафандру предъявлялись совершенно другие требования, что в итоге позволило разработчикам установить несколько технологических рекордов. Так, «Кречет» мог обеспечить автономную работу космонавта на Луне в течение 10 часов, что достаточно для пятикилометрового пешего перехода.

В скафандре были предусмотрены две независимые системы кондиционирования: одна обеспечивала равномерную циркуляцию и регенерацию атмосферы, а другая (КВО, представленная здесь) - отвод тепла. Для этого под «Кречет» надевался специальный комбинезон, в который было вшито в общей сложности около 100 метров трубок, по которым текла вода. Таким образом, можно было отводить около 400 Вт тепла. Но за все приходится платить: масса костюма, заполненного водой, составляла больше трех килограммов, а скафандр «Кречет» и вовсе не был предназначен для надевания - он был так велик и тяжел, что в него нужно было «входить» через люк в спине. «Кречет» ни разу не использовался по прямому назначению из-за отмены «лунной программы». Однако большая часть его систем, в том числе и КВО, нашла применение при разработке скафандров серии «Орлан», которые до сих пор применяются для работы в открытом космосе.

Масштаб: 1:3

Размеры: 1.3 × 1,25 × 1,85 м

Вес: 40 кг

Станцию разработали в конструкторском бюро Химкинского машиностроительного завода имени С. А. Лавочкина c целью доставить на Землю образец лунного грунта. Для этого «Луна-16», помимо посадочной платформы, была оснащена возвратной ракетой и возвращаемым аппаратом. Запуск состоялся 12 сентября 1970 года, а 20 сентября станция мягко прилунилась. Из-за ограничений по массе возвращаемого аппарата точка посадки выбиралась так, чтобы начальная траектория ракеты на пути к Земле была как можно ближе к вертикали по отношению к поверхности Луны, что резко упрощало маневрирование и коррекцию траектории. В итоге станция совершила посадку практически на экваторе, в Море Изобилия, поставив рекорд максимальной массы, доставленной на Луну. После забора грунта успешно стартовала возвратная ракета.

, сталь , стекловолокно

Ключевой механизм, который используется и сейчас для стыковки космических аппаратов в космосе - например, для пристыковки дополнительных модулей к космической станции. Разработан в конструкторском бюро «Энергия» в начале 1970-х годов. Агрегаты стыковки подразделяются на два основных класса: активно-пассивные и универсальные. В первом случае агрегаты на двух стыкующихся кораблях несимметричны, чаще всего один имеет форму штыря, другой - конуса. Такая система более точна в наведении, но не универсальна: два космических аппарата с одинаковыми (штырь-штырь или конус-конус) агрегатами состыковаться не могут. Для устранения этого недостатка разработали андрогинный агрегат: один АПАС всегда мог пристыковаться к другому, независимо от того, пассивный он или активный. Впервые АПАС-75 был применен в июле 1975 года во время экспериментального полета «Союз» - «Аполлон». При помощи системы АПАС корабли дважды успешно провели стыковку и в общей сложности находились в состыкованном состоянии почти 47 часов. Позднее появились более совершенные модификации - АПАС-89 и АПАС-95, последняя используется и в настоящее время. На Международной космической станции также используется аналогичная система Единый механизм пристыковки, благодаря которой со станцией стыкуются корабли H-II Transfer Vehicle, Cygnus и Dragon SpaceX.

Фотографии: Polytechnic Museum/Thngs