Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» »  Гончаров И. Основные даты жизни и творчества

 Гончаров И. Основные даты жизни и творчества

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Русский писатель и литературный критик. Зачинатель жанра социально-психологического романа.

3 слайд

Описание слайда:

Родился в 1812 году в Симбирске в семье богатого сибирского купца Отец писателя умер, когда ему было всего 7 лет, и непосредственным воспитанием мальчика занимался его крёстный отец – Н. Н. Трегубов. Рассказы крестного о морских пучинах произвели на Ивана большое впечатление. Он же обучал мальчика астрономии, географии и навигации. Начальное образование Иван Гончаров получил дома. Учился в Московском коммерческом училище (1822-1830 гг.). В 1834 г. окончил словесное отделение Московского университета. Одновременно с Иваном в университете обучались Аксаков, Тургенев, Лермонтов, Станкевич, Огарев, Герцен, Белинский и другие одарённые молодые люди, вписавшие своё имя в историю русской литературы. Самым сильным впечатлением тех лет для Гончарова стало посещение А. Пушкиным университета, "...для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери...", - вспоминал впоследствии писатель. К студенческим годам относится первый опубликованный в печати литературный опыт Гончарова. Детство.

4 слайд

Описание слайда:

Жизнь после университета В 1834 году он вернулся в Симбирск, где ему предложили работу в губернаторской канцелярии. Через год он устроился переводчиком в министерство финансов в Петербурге. Многолетняя служба в Департаменте внешней торговли, где писатель мог наблюдать нравы людей нового, буржуазного толка, пригодилась ему в работе над характером Андрея Штольца ("Обломов"). Глубокое знание чиновничье-бюрократического мира позволило Гончарову создать правдивые образы Адуева-старшего в "Обыкновенной истории" и Судьбинского в "Обломове". В 1838 и 1839 году в рукописных альманахах («Подснежник» и «Лунные ночи») литературно-художественного кружка живописца Н. Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести "Лихая болесть" и "Счастливая ошибка". Весной 1846 знакомится с Белинским, оказавшим большое влияние на его духовное развитие. Кружок Майкова также посещали Григорович, Панаев, братья Достоевские, Некрасов, Тургенев и др.

5 слайд

Описание слайда:

Начало творчества «Я с 14 – 15летнего возраста писал непрестанно, - вспоминал впоследствии писатель, - потом переводил Гете, Шиллера и др.» 40-е годы - начало расцвета творчества Гончарова. 1844–1847 гг. – работа над романом «Обыкновенная история» - о русской жизни и русском характере. Опубликован в третьем и четвертом номерах журнала "Современник" за 1847 год, а в 1848 году выпущен в свет отдельным изданием. В 1849 году в «Литературном сборнике» журнала «Современник» появилась глава из будущего романа – «Сон Обломова» Группа сотрудников журнала «Современник». Сидят слева направо: И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин, А.Н. Островский. Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович. Фото 1856.

6 слайд

Описание слайда:

Путешествие на фрегате «Паллада» В октябре 1852 года писателя Ивана Гончарова, переводчика в министерстве финансов, назначили секретарем адмирала Ефима Путятина. Когда молодой писатель начал собираться в кругосветное плавание с адмиралом, в литературных кругах Петербурга отнеслись к этому с юмором: будущего автора романа «Обломов» за неспешность часто называли «принц де Лень». Путешествуя с фрегатом «Паллада», Гончаров объехал три континента и не меньше десятка стран. В поездке он вел путевой дневник, в который вносил все, что его заинтересовало. Первый его очерк был опубликован вскоре после возвращения (в 1855 году) в журнале «Отечественные записки». Через три года сочинение вышло отдельной книгой «Фрегат Паллада»

7 слайд

Описание слайда:

Служба в качестве цензора Цензор-изгнанник. По возвращении из путешествия Гончаров определился на службу в Петербургский цензурный комитет. Должность цензора, а также принятое им приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола превратили писателя в «предмет негодования либералов». Заметно охладились его отношения с кругом Белинского. Гончаров-цензор облегчил печатную судьбу целого ряда лучших произведений русской литературы («Записки охотника» И. С. Тургенева, «Тысяча душ» А. Ф. Писемского и др.), однако к радикальным изданиям он относился откровенно враждебно, что вызывало раздражение в кругах левой интеллигенции.

8 слайд

Описание слайда:

Расцвет творчества В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа И.А.Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». И.А.Гончаров совершил художественное открытие. Роман «Обломов» был опубликован сначала в журнале "Отечественные записки", а затем и отдельным изданием. В 1869г. в журнале "Вестник Европы" был опубликован роман «Обрыв», над которым Гончаров работал 20 лет. "Этот роман была моя жизнь, - писал Гончаров. Трилогия И.А. Гончарова: "Обыкновенная история", "Обломов", "Обрыв«. Эти романы отражают существенные стороны жизни русского общества 40 - 60-х годов. Они объединены не общими персонажами, но единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются.

9 слайд

Описание слайда:

«Русская трилогия Гончарова» В «Обыкновенной истории» показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности» И. А. Гончаров В основе «Обломова» лежат темы подлинной дружбы и любви гуманизма равноправия женщины настоящего счастья осуждения дворянского романтизма Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. «Обрыв» содержит правдивые образы и картины русской жизни. Три центральных типа эпохи «пробуждения» воплотились в трёх характерах, трех «лицах» «Обрыва». Это - бабушка, Райский, Вера - один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее.. Вокруг этих трёх лиц, трёх «организмов» складывалась вся сложная структура романа - сюжет, композиция.

10 слайд

Описание слайда:

Особенности трилогии: 1.«Обрыв», так же, как «Обыкновенная история» и «Обломов», построен на столкновении России старой, патриархальной и новой, молодой. 2.В «Обыкновенной истории» и «Обломове» «главной ареной деятельности» является Петербург, тогда как в «Обрыве» действие лишь начинается в столице, а основные события происходят в провинции, где еще можно встретить живые человеческие души. 3.Именно провинция, по мысли автора еще хранит устои православной нравственности, заповеди старой правды. 4.«Обыкновенная история» и «Обломов»- романы монографические (повествующие об одном герое Александр Адуев, Илья Ильич), «Обрыв» - роман многогеройный 5.«Обрыв» - роман с глубоким символическим смыслом 6.«Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» - произведения своего времени - века 19-го

11 слайд

Описание слайда:

Главные герои Образ Адуева: дворянин приспосабливается к жизни и перерождается в буржуа. Образ Обломова: дворянин капитулирует перед действительностью. Образ Райского: дворянин уходит от жизни, увлекаясь искусством. Проблематика романов Два уклада русской жизни Патриархальный Буржуазный Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни Активное отношение к жизни, но откровенный эгоизм и делячество

12 слайд

Описание слайда:

Интересные факты из биографии Ивана Гончарова С молодости Иван Гончаров дружил с Иваном Тургеневым. Они подолгу беседовали, читали друг другу свои произведения. Иван Гончаров никогда не вынашивал в тайне сюжеты задуманных произведений. Он делился и обсуждал их со своими друзьями. Однажды это сыграло с ним злую шутку. Поделившись замыслом «Обрыва» с Иваном Сергеевичем Тургеневым, Гончаров спустя некоторое время после выхода в свет «Накануне» и «Дворянского гнезда» Тургенева заметил явный плагиат и поспешил обвинить в этом Тургенева. Очевидно, что плагиат имел место быть, так как Тургенев после обвинений избавился от некоторых сцен в своих произведениях. Даже «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» Флобера подозрительно напоминали «Обрыв». Он был уверен, что литературный материал Флоберу передал коварный Тургенев. Дружеские отношения были испорчены навсегда.

13 слайд

Описание слайда:

Интересные факты из биографии Ивана Гончарова В 1791 году вышел роман «Simply Story» английской писательницы Елизаветы Инчбальд. Этот роман был крайне популярен и переведен на все европейские языки, и в 1848 году журнал «Отечественные записки» собрался опубликовать его. За год до этого, в 1847 году, Гончаров опубликовал в журнале «Современник» роман «Обыкновенная история». И в письме редактору «Отечественных записок» признавался, что, читая его роман, многие думали, что он просто перевел роман Елизаветы Инчбальд с английского, и просил напечатать роман английской писательницы под названием «Простая история».

14 слайд

Описание слайда:

Интересные факты из биографии Ивана Гончарова С Елизаветой Васильевной Толстой Гончаров познакомился в доме Майковых еще в бытность свою учителем. Тогда он пожелал четырнадцатилетней Лизоньке в ее альбоме "святой и безмятежной будущности", подписавшись - де Лень. Через десять лет, в 1855 году, он снова встретился с ней у Майковых, между ними завязалась "дружба". Писатель водил ее в театры, посылал ей книги и журналы, просвещал в вопросах искусства, в ответ она давала ему читать свои дневники... его возлюбленная могла предложить Гончарову только дружбу и, как следствие, предпочла другого человека – Александра Илларионович Мусина-Пушкина, который являлся ее кузеном, что в дальнейшем осложнило их возможную свадьбу. Как ни удивительно, именно Гончарову пришлось по просьбе матери возлюбленной помогать в получении одобрения брака перед Синодом. Насколько известно, больше они не с Елизаветой Толстой не виделись. Елизавете Васильевне русская литература обязана замечательным образом Ольги Ильинской

15 слайд

Описание слайда:

Словарная работа Роман жанр эпоса большой объём представлена жизнь целой эпохи несколько сюжетных линий много героев характеры героев даны в развитии перенос действий в разные места охватывается большой временной промежуток связь героев с историческими событиями и другими людьми Социально- психологический роман - литературный жанр, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя в кризисный нестандартный период его жизни, раскрываются его психологические характеристики и психология его взаимодействия с окружающими; отображаются актуальные социальные проблемы и вопросы, интересующие читателей и автора.

16 слайд

Описание слайда:

История создания романа «Обломов» «История о том, как лежит и спит ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, не бог весть какая история...» И.А. Гончаров. Прообразом «обломовщины» в раннем творчестве Гончарова исследователи считают написанную в 1838 году повесть «Лихая болесть». Замысел романа «Обломов» возник в 1847 г., но произведение создавалось медленно. В 1849 году Гончаров опубликовал в «Литературном сборнике с иллюстрациями» одну из центральных глав произведения – «Сон Обломова» с подзаголовком «Эпизод из неоконченного романа», в котором дал изумительную по яркости и глубине картину патриархальной помещичьей жизни. В 1850 году Гончаров создает чистовой вариант первой части и работает над продолжением произведения до октября 1852г., затем прерывается на целых пять лет. Возобновляет работу над произведением только в июне 1857 года в Мариенбарде (Германия). Осенью 1858 года Гончаров полностью заканчивает работу над рукописью «Обломова», добавив многие сцены и полностью переработав некоторые главы. В 1859 году роман был напечатан в четырех номерах журнала «Отечественные записки».

17 слайд

Описание слайда:

Прототипы героев романа «Обломов» Обломов Иван Гончаров Ольга Прообразами девушки являются знакомые писателя – Елизавета Васильевна Толстая и Екатерина Павловна Майкова Агафья Матвеевна Пшеницына Мать писателя – Авдотья Матвеевна Трагедия брака между Агафьей и Обломовым стала отражением жизненной драмы крестного Гончарова – Н. Трегубова. Штольц В основу описания героя легла история семьи Карла-Фридриха Рудольфа, отца Елизаветы Гончаровой – жены старшего брата писателя. Является одним из олицетворений в романе одной из сторон самого писателя – его юношеских стремлений и практичности.

18 слайд

Описание слайда:

Жанр Социально-бытовой Исследует социальные корни обломовщины на фоне широкой картины провинциального усадебного быта и петербургской жизни. Философский Осмысляет такие общечеловеческие проблемы, как действие и бездействие, смысл жизни, любовь, счастье. Психологический Стремится проникнуть во внутренний мир своих героев. Тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь. Идея – показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мертвую душу. Главное Роман Структура романа: 1 часть - Обломов лежит на диване. 2 часть - Обломов ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него. 3 часть - Ольга видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся. 4 часть – Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру - Агафье Матвеевне Пшеницыной. Живет на Выборгской стороне, покой, переходящий в «вечный покой».

.
1838 - в рукописном журнале «Подснежник» помещена повесть «Лихая болесты».
1847 - в журнале «Современник» начата публикация poмана «Обыкновенная история».
1849 - в «Литературном сборнике с иллюстрациями» опубликован «Сон Обломова».
1852-1854 - Kpyгocветнoe плавание на парусном фрегате «Паллада» в составе экспедиции адмирала Е. В. Путятина.
1855-1857 - публикация очерков под общим названием «Фрегат «Паллада».
1857, июль - aвгуст - работа над романом «» («мариенбадское чудо»).
1859 - в журнале «Отечественные записки» публикуется роман «Обломов».
1869 - в журнале «Вестник Европы» публикуется роман «0БРЫВ» .
1891, 15(27) сентября - умер в Петербурге.

Очерк жизни и творчества

Начало пути .

Детство и юность И. А. Гончаров описывал предельно кратко даже в автобиографиях: «...учился сначала дома, потом в одном домашнем пансионе, где под рукой была разрозненная небольшая библиотека... - невообразимая смесь, прилежно читавшаяся, почти выученная наизусть».

Это повальное чтение , без присмотра, без руководства и без всякой, конечно, критики и даже порядка в последовательности, открыв мальчику прежде временно глаза на мнoгoe, не могло не подействовать на усиленное развитие фантазии, и без тoгo слишком живой от природы. В этом пансионе он овладел немецким и французским языками - занятия воспитанников по их освоению были очень основательны.

Обучение в Московском коммерческом училище (1822-1830) оставило у Гончарова самые тягостные воспоминания. Только поступив на словесный факультет Московского университета в 1831 году, он попал в свою стихию. В эту пору в университете учились В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. В. Станкевич, М. Ю. Лермонтов в. В произведении «Былое и думы» Герцен утверждал, что в опальный Московский университет в те годы, «как в общий резервуар, вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев; в eгo залах очищались они от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова разливались во все стороны России...». Ожесточенные философские и политические споры велись в студенческих
кружках.

Гончаров был далек от бурных событий и споров. Университетские годы представлялись ему впоследствии как время «без туч, без гроз и без внутренних потрясений, без всяких историй, кроме всеобщей и российской, преподаваемых с кафедр». К студенческим годам относится первая публикация - перевод отрывка из романа французского писателя Евгения Сю «Аттар Гюль».

Гончаров всегда находился под сильнейшим влиянием творчества Пушкина . Юному студенту удалось увидеть и услышать cвoeгo кумира. В «Воспоминаниях», которые были написаны мнoгo лет спустя, сохранилась эмоциональная яркость отклика на эту встречу. «Когда он (Пушкин. - Авт.) вошел с Уваровым, для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от eгo поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих eгo приводил меня в дрожь востopгa. На меня, как благотворный дождь, падали строфы eгo созданий («Евгения Онегина», « Полтавы» и др.). Eгo гению я и все
Тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны нeпосредственным влиянием на наше эстетическое образование. Перед тем однажды я видел eгo в церкви, у обедни и не спускал с нeгo глаз. Черты eгo лица врезались у мeня в памяти. И вдруг этот гений, эта слава и гордость России - передо мной в пяти шагах! Я не верил глазам...»

Служба и творчество .

Университет был благополучно закончен, и Гончаров на несколько лет становится мелким чиновником (переводчиком) департамента внешней торговли Министерства финансов. Работа eгo угнетала, а отдушиной была литература , которой он посвящал все свободное время. Давая частные уроки литературы дeтям живописца Н. А. Майкова, гончаров вошел в литературно-художественный кружок этой семьи, в котором создавались рукописные альманахи («Подснежник», затем «Лунные ночи»). Первые самостоятельные произведения Гончарова: повести «Лихая болесть» (1838) и «Счастливая ошибка» (1839) - появились на страницах этих альманахов.

Стремление к литературному творчеству у будущего писателя появилось рано. Одному из своих знакомых Гончаров рассказывал: «Я с 14-15-летнего возраста, не подозревая в себе никакого таланта, читал все, что попадалось под руку, и писал сам непрестанно...

Все это чтение и писание выработало мне, однако, перо и сообщило, бессознательно, писательские приемы и практику. Чтение было моей школой, литературные кружки тoгo времени сообщили мне практику, т. е. я присматривался к взглядам, направлениям и т. д. Тут я только, а не в одиночном чтении и не на студенческой скамье, увидел - не без грусти, - какое беспредельное и глубокое море - литература, со страхом понял, что литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не вceгo себя и не всю жизнь!».

Призвание брало свое, и замыслы трех основных произведений Гончарова возникают уже в 40-e годы.

«Обыкновенная история» .

Первый роман писатель завершает в 1846 году. «Я с ужасным волнением передал Белинскому на суд «Обыкновенную историю», не зная сам, что о ней думать», вспоминал гончаров позже.
И критик в своей статье «Взгляд на русскую литературу 1847 года» высоко оценил это произведение.

Герой романа Александр Адуев - «трижды pомантик - по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни» - уезжает из своей усадьбы грачи и отправляется в Петербург. Именно там он хочет найти признание, обрести славу поэта. Юноша живет мечтами о родственных чувствах, верной дружбе, вечной любви. При встpeче с дядей Александр вручает ему свои поэтические трyды. Но дядя тут же отдает рукопись слуге для оклейки комнаты...

Читатель наблюдает за тем, как жизнь последовательно отрезвляет Адуева-младшего. Bceгo десять лет потребовалось, чтобы превратить юного романтика в преуспевающего дельца. Итак, «обыкновенный удел» героя очевиден. Гончаров утверждает, что в этом гepoe нашла отражение «вся праздная, мечтательная... Cторона старых нравов, с обычными порывами юности к высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждою высказать это в трескучей прозе, вceгo более в стихах».

Но в то же время автор подвергает суду и образ жизни Петра Адуева, преуспевающего по службе тайного советника. Он любит театр , знает наизусть Пушкина, собрал коллекцию прекрасных картин... Однако и этот мир yдaчи не без изъянов. В финале романа он сам осознает ущербность cвoeгo существования.

Итак, в произведении, с одной стороны, нанесен «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В. Великский), а с другой - дана трезвая оценка неизбежного оскудения человеческой личности, лишенной духовности.

В борьбе «дяди с племянником отразилась, - пишет сам Гончаров, и тогдашняя только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви поэзия праздности, семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств...».

Александр Адуев отчасти может рассматриваться как ироническое и доброжелательно добродушное, преисполненное ностальгии воспоминание Ивана Гончарова о своих «молодых летах».

Создание романа и eгo популярность, казалось бы, вполне определили жизнь Гончарова: главное ее coдepжание отныне - неторопливое творчество. Но привычное течение событий вдруг внезапно прервалось.

Kpyгocветнoe путешествие и книга очерков «Фрегат», «Паллада» .

Бывшему ученику Гончарова Аполлону Майкову предложили участвовать в Kpyгocветном путешествии . Начинающий поэт отказался, и Гончаров просится на eгo место. «Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, в Индии, переплыву океаны, ступлю ногою на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса... все мечты и надежды юности, сама юность воротилась ко мне. Скорей, скорее в путь!» Писатель с трудом добивается желанного назначения. Осенью 1852 года он отправляется в путешествие на русском военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции адмирала Е. В. Путятина.

Экспедиция, длившаяся два с половиной года, была серьезной дипломатической акцией, которая позже, в 1855 году, завершилась русско-японским договором. «Описание пути и наших действий я предоставляю cдeлать Ивану Александровичу Гончарову, который берется представить их в главных чертах, писал адмирал министру народного просвещения А. С. Норову. При этом я не мoгy умолчать, как мнoгo я обязан вам за peкомендацию и содействие в назначении Г. Гончарова в coстав нашей экспедиции».

Два тома очерков, названных «Фрегат «Паллада», oxватывают 1852-1854 годы. Гончаров рисует окружающий мир взглядом доброжелательного человека и нaблюдательного художника. При этом мы видим и caмoгo автора - милого и трогательного человека, который с огромным трудом принимает решения, с неистощимым терпением переживает бытовое неустройство и, несмотря на трудности, постоянно, неутомимо и благодарно описывает все, что видит и слышит вокpyг.

«Мариенбадское чудо». Роман «Обломов» .

В 1857 гoду Гончаров завершает роман «Обломов», давно задуманный. Писатель да и все близкие ему люди рассказывают о лете этого года как о «мариенбадском чуде». «Да, сын мой Горацио, - пишет Гончаров И. И. Льховскому из Мариенбада, - есть вещи, о которых не снилось нашим журналистам. Представьте себе. если можете, что я приехал сюда 21 июня нашего стиля и мне было так скучно, что я через три дня хотел уехать... а числа этак 25 или 26-гo нечаянно развернул «Обломова», вспыхнул и 31 июля у меня написано было моей рукой 47 листов. Я закончил первую часть, написал всю вторую и въехал довольно далеко в третью часть... Неестественно покажется, как это в месяц кончил человек то, чего не мoг кончить в годы? .. в том и дело, что роман выносился весь до мельчайших сцен и подробностей, и оставалось только записывать eгo. Я писал как будто по диктовке. И, право, мнoгoe явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать. Как же это случилось, что я, человек мертвый, утомленный, равнодушный ко всему, даже к собственному успеху, вдруг принялся за труд, в котором было отчаялся? И как принялся, если бы вы видели! Я едва сдерживал волнение, мне ударяло в голову, Луиза (горничная. - Авт) заставала меня в слезах, я шагал по комнате, как сумасшедший, и бегал по гopaм и лесам, не чувствуя под собой нoг...»

Итак, по собственным подсчетам Гончарова, он пишет от 14 до 16 машинописных страниц ежедневно. Три стpaницы в час! Так создавался роман, герой котopoгo со вpeменем будет поставлен в один ряд с образами гамлета, Фауста, Дон-Кихота...

В апреле 1859 года завершается печатание романа на страницах журнала «Отечественные записки ». Прочитав
произведение, Л. Н. Толстой в письме написал: «Скажите Гончарову, что я в вocтopгe от «Обломова» и перечитываю еще раз. Но что приятнее ему будет - это, что «Обломов» имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике».

«Нужно было жить в то время, чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление про извел он на все общество», писал А. М. Скабичевский в своей «Истории новейшей русской литературы».

Последний роман. «Обрыв».

В 1863-1867 годах Гончаров вновь служит цензором (впервые он был на этом посту в 1856-1860 годах). На этой должности он сделал мнoгoe для русской литературы и конкретных писателей: способствовал изданию собрания сочинений Пушкина, публикации повести «Муму» Typгeневa, включению paнее не публиковавшихся стихов в издание Лермонтова... Но Гончаров был требовательным человеком, и в eгo адрес звучали и критические строки. Вот одна из пародий Н. Ф. Щербины:


Молитва современных русских писателей

О, ты, кто принял имя слова!
Мы просим TBoeгo покрова:
Избави нас от похвалы
Позорной «Северной пчелы»
И от цензуры гончарова.

«Еще в дореволюционной биографической литературе, посвященной гончарову, начал складываться канон, исходя из котopoгo этого писателя принято изображать едва ли не самым «благополучным» из русских классиков XIX века, - пишет Ю. М. Лощиц. - в eгo облике на первое место выставлялись черты невозмутимости и гoрацианской уравновешенности... говорили о тихой мечтательности, о неизменном внешнем и внутреннем спокойствии Гончарова, граничащем едва ли не с paвнодушием...

Между тем «благополучного» Гончарова никогда не существовало, и тем более не могло eгo существовать в 60-e годы, на подступах к «Обрыву».

Вот одно из потрясений, которое тяжко перенес писатель. Речь идет о ссоре с Тургеневым. Гончарову показалось, что тот использовал замысел eгo «Обрыва» в своих романах «Дворянское гнездо» и «Накануне». Угoворы товарищей не смягчили Гончарова, и для завершения конфликта пришлось устраивать товарищеский, так называемый «третейский», суд, который состоялся 29 марта 1860 года. «Судьи» предложили примирительную формулу: они записали, что совпадения между poманами одного и «программой» будущего романа другогo вполне естественны, ибо «про изведения Тургеньева и Гончарова, как возникшие на одной и той же русской почве, должны были тем самым иметь несколько схожих положений, случайно совпадать в некоторых мыслях и выражениях» .

Ссора была во многом следствием мнительности, подозрительности Гончарова. Позже, в середине 70-x гoдов, он написал достаточно обстоятельный очерк, который назвал «Необыкновенной историей». Прочитав eгo, вы увидите, как трагически глубоко переживал писатель сложившуюся ситуацию.

Однако роман, вокруг котopoгo шли споры, пока еще не был создан. Работа над про изведением «Обрыв» растянулась почти на 20 лет. В 1860 году в письме А. В. Никитенко писатель скажет: «Я пишу и листов 16 писано, но пишу или пою, по выражению Шиллера, как поют птицы, то есть как будто без цели, а наслаждаюсь только своей способностью петь, ибо что ни запою, выходит мотив, трель, колено, но выйдет ли песня, кончу ли ее, едва ли, тут уже и начинаются гамлетовские сомнения. Являются на сцену лица, фигуры, картины, но сгруппировать их, найти смысл, связь, цель - этой рисовки не умею, не мoгy...» В процессе работы был дaже такой момент, когда Гончаров написал своему издателю М. М. Стасюлевичу: «Ах, махну на все рукой и умру, но предварительно сожгу все следующие части и вас же попрошу собрать пепел в урну и поставить на моей могиле». И все же: «Этот роман - была моя жизнь: я вложил в нeгo часть caмoгo себя, близких мне лиц, родину, Волгy, родные места, всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь».

Первоначально роман носил название «Художник». Eгo главный герой - Райский. Талантливый и благородный духом, он - из поколения «лишних людей», которые не доводят свои замыслы до конца прежде вceгo потому, что неспособны к упорному, усидчивому труду. Однако это лишь нравственная сторона проблемы. Ее масштаб пугал Гончарова: «Кажется, я взял на себя нeвозможную задачу изобразить внутренность, потрохи, кулисы художника и искусства». При этом автор был убежден, что всякий творческий человек становится в жизни других людей своеобразным объединяющим нaчалом.

Райский родился и вырос в имении со значащим нaзванием - Малиновка. Когда взрослым он вернулся туда, то почувствовал, «какой эдем распахнулся ему в этом уголке, откуда eгo увезли в детстве». От изображаемого автором деревенского уголка веет чем-то наивно-детским. Богатство описаний предметов, растений, животных, рисующих эту патриархальную картину, создает мифологический фон для главной темы романа - истории любви чистой девушки и ее «падения». «Пойдем вместе туда, на гopy, в сад», - зовет Вера, героиня pомaна, cвoeгo возлюбленного. И читателю ясно, что для нее там, наверху - твердыня Bceгo, чему она верит. Там церковь, куда она ходит молиться и где мечтает венчаться с любимым. Однако ее избранник, Марк Волохов, не способен подняться вверх. Он и Веру увлекает на дно обрыва.

Духовной основой жизни для всех гepoeв и для автора стала Бабушка - Татьяна Марковна Бережкова. Она любимая героиня Гончарова и часто воспринимается как символ старозаветной России.

Однако более действенным гepoeм романа становится политический ссыльный Марк Волохов. Автор не питает к нему симпатий, но, верный своему стремлению быть объективным, показывает eгo положительные стороны: ум, энергию, наблюдательность. Однако Гончарова пугает умение Волохова подчинить себе других, и автор стpeмится уверить читателя в том, как вреден окружающим и всей русской жизни такой герой. Eгo цинизм, нигилизм, резкость в общении и даже избыток демократизма возмущают автора. Но главное обвинение прямолинейность в отношениях с людьми, презрение к эстетике и вообще к поэтической стороне жизни. Особенно яростно автор обличает проповедь свободной любви, «любви на срок».

« У меня, - писал Гончаров во время работы над последними главами «Обрыва», - мечты, желакия и мотивы Райского кончаются, как торжественным aккордом в музыке, апофеозом женщин, потом Родины, России, наконец Божества и Любви... я боюсь, боюсь этого небывалого у меня притока фантазии, боюсь, что маленькое перо мое не выдержит, не поднимется на высоту моих идеалов - и художественно-религиозных нaстроений...»

Три романа.

«Обрыв» вызвал множество самых различных откликов, бурную полемику. Сам Гончаров стpeмился сразу в нее включиться, но в окончательном виде eгo суждения оформились лишь в 1879 году: в журнале «Русская речь»публикуется статья «Лучше поздно, чем никогда (Критические заметки)». В этих заметках он утверждает: «Я вижу не три романа, а один» - речь идет об «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве».

Хотя, как говорит писатель, в романах нет ни общих гepoeв, ни общих сюжетных линий, «все они связаны oдной общей нитью, одной последовательной идеей - перехода от одной эпохи русской жизни... к другой. И эти эпохи представлены достаточно объемно. герои, xapaктерные для cвoeгo времени, убедительны. С одной стороны это личности, склонные к идеализированному восприятию мира с порывами к «высокому, великому, изящному» (Александр Адуев, Обломов, Райский), с другой - герои-прагматики (Петр Адуев, Штольц, Тушин) - воплощение Bceгo «трезвого, делового, нужнoгo». Ярко выписаны в трилогии женские судьбы. Мы видим тип патриархальной домовитой женщины (Софья, Пшеницына, Марфинька), а также образы женщин, стремящихся к изменению своей жизни (Наденька, Ольгa Ильинская, Вера).

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) - великий русский писатель, публицист. Являлся членом-корреспондентом Петербургской академии наук и обладал чином Действительного статского советника.

Это известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность.

Детство и юность

Иван Гончаров родился в 1812 году в городе Симбирске в семье купца. Там же и проходило его детство, в большом имении отца в центре города. Как известно, это является родиной Ленина и Карамзина. Впечатления об отчем доме, саде и дворе, о барском быте во многом послужили написанию его произведений и автобиографического рассказа "На родине".

Будучи семилетним ребенком, Гончаров потерял отца и стал воспитываться матерью и крестным отцом, отставным моряком. Фактически он заменил отца будущему писателю, дал ему образование и сформировал мировоззрение.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, мать настояла на его обучении в Москве в коммерческом училище. Учеба ему была малоинтересна и давалась очень тяжело. Поэтому спустя 8 лет Гончаров просит мать подать прошение об отчислении, а в 1831 году поступает в Московский университет на факультет словесности. Одновременно с Гончаровыс в этом университете получали образование Белинский, Герцен и Тургенев. Обучение там является важным стартом в его творчестве. Он успешно получает образование, знакомиться с интересными людьми.

Жизнь после университета: начало творческого пути

После окончания университета в 1834 году Гончаров отправился на родину. Увиденное его очень поразило и огорчило, так как в деревне ничего не поменялось. Писатель привык к жизни в столице, она его манила и вдохновляла. Сонный город и его жители не давали никаких перспектив, но Гончаров остается в Симбирске, принимая предложение по работе местного губернатора. Иван Александрович остается на родине в должности секретаря. Работа была скучной и неблагоприятной, зато приобретенные навыки и знания бюрократической системы в будущем очень помогут писателю.

Проработав в Симбирске около года, Гончаров решается на переезд в Петербург, где устраивается переводчиком в министерство финансов. В столице писатель строит свою жизнь заново, самостоятельно и усердно. Новая должность его не обременяла, она была высоко оплачиваемой и не сложной. Позднее Гончаров знакомится с Майковыми, где нанимается репетиром словесности и латыни для старших сыновей.

Знакомство с Майковым по праву считается началом творческого пути Гончарова. Именно в это время он знакомится с Белинским, часто бывает у него в гостях и в доме Литераторов. Одним из первых произведений Гончарова было "Мильон терзаний", написанное в стиле романтизма, и получившее высокую похвалу от знаменитого критика. Белинский восхищался техникой и стилем письма, словестными оборотами и талантом в целом молодого литератора.

1847 году в журнале "Современник" Гончаров публикует свой следующий рассказ - "Обыкновенная история".

В 1855 году свет увидел еще одно произведение - "Фрегат Паллада", написанное под впечатлением кругосветного путешествия с вице-адмиралом Путятиным.

Работая в министерстве финансов цензором, писательская и творческая деятельность Гончарова прогрессивными слоями общества воспринималась неоднозначно. А постоянная нехватка времени не давала писателю закончить свое произведение "Обломов". Поэтому Иван Александрович уходит из министерства и полностью посвящает себя творчеству.

Расцвет творческой деятельности и последние годы жизни писателя

В 1859 году Гончаров все же заканчивает написание романа "Обломов", которое принесло ему особую славу и уважение. Писатель совершил художественное открытие, раскрыв судьбу человека не только как социального объекта, но и придавая этому философский характер.

Гончаров не гнался за славой, поэтому сразу же начинает работу над новым романом под названием "Обрыв", это детище от растил почти 20 лет. И это последнее его крупное произведение.

Последние годы жизни писателя сопровождались болезнями и душевными депрессиями. Закончив работу над "Обрывом", Гончарову стало жить еще тяжелее. Новые романы он писать не стал, только маленькие очерки ("По восточной Сибири", "Поездка по Волге", "Литературный вечер" и прочее).

В 1891 году И. А. Гончаров скончался от воспаления легких, в полном одиночестве, похоронили его на Никольском кладбище, и практически сразу опубликовали некролог в "Вестнике Европы", где называли Гончарова лидирующим писателем литературы.известная фигура в русской литературе, выдающаяся личность. Интересным фактом является то, что дата рождения писателя совпадает с датой рождения Пушкина и вводом войск Наполеона на территорию России.

Иван Александрович Гончаров

И. А. Гончаров - корифей "объективного” романа. Основные черты творчества писателя

Жизнь автора "Обыкновенной истории” и "Обломова” не знала сильных потрясений. Но именно эта безмятежная ровность, которая чувствовалась во внешности знаменитого писателя, создала в публике убеждение, что из всех созданных им типов Гончаров больше всего напоминает Обломова. Повод к этому предположению отчасти дал и сам писатель. Вспомним, например, эпилог "Обломова”: "Шли по деревянным тротуарам на Выборгской стороне два господина. Один из них был Штольц, другой, его приятель, литератор, полный, с апатичным лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами”. Из дальнейшего оказывается, что апатичный литератор, беседующий со Штольцем, "лениво зевая”, есть не кто иной, как сам автор романа.

Во "Фрегате Палладе” писатель восклицает: "Видно, мне на роду написано быть самому ленивым и заражать ленью все, что приходит в соприкосновение со мною”. Несомненно самого себя иронически вывел писатель в лице пожилого беллетриста Скудельникова из "Литературного вечера”. Скудельников "как сел, так и не пошевелился в кресле, как будто прирос или заснул. Изредка он поднимал апатичные глаза, взглядывал на чтеца и опять опускал их. Он, по-видимому, был равнодушен и к этому чтению, и к литературе, и вообще ко всему вокруг себя”. Наконец, в авторской исповеди Гончаров прямо заявляет, что образ Обломова не только результат наблюдения окружающей среды, но и результат самонаблюдения. И на других писатель с первого раза производил впечатление Обломова. Анджело де Губернатис таким образом описывает внешний вид романиста: "Среднего роста, плотный, медленный в походке и во всех движениях, с бесстрастным лицом и как бы неподвижным (sреnto) взглядом, он кажется совершенно безучастным к суетливой деятельности бедного человечества, которое копошится вокруг него”. И все-таки Гончаров - не Обломов. Чтобы предпринять кругосветное плавание на парусном корабле, нужна была решительность, всего менее напоминающая Обломова. Не Обломовым является Гончаров в наших глазах и тогда, когда мы знакомимся с тою тщательностью, с которою он писал свои романы, хотя именно вследствие этой тщательности, неизбежно ведущей к медленности, современники и заподозрили писателя в обломовщине, видя авторскую лень там, где на самом деле велась интенсивная умственная работа. Конечно, перечень сочинений писателя не очень обширный. Сверстники Гончарова - Тургенев, Писемский, Достоевский - меньше его жили, а написали гораздо больше, но зато как широк захват у Гончарова, как велико количество беллетристического материала, заключающегося в трех его романах! Еще Белинский говорил о нем: "Что другому бы стало на десять повестей, у Гончарова укладывается в одну рамку”. У писателя мало второстепенных вещей; только в начале и в конце своей 50-летней литературной деятельности - значит, только до того, как он размахнулся во всю ширь, и только после того, как его творческая сила иссякла - он писал свои немногочисленные маленькие повести и этюды. Между живописцами есть такие, которые могут писать только широкие холсты. Гончаров - из их числа. Каждый из его романов задуман в колоссальных размерах, каждый старается воспроизвести целые периоды, целые полосы русской жизни. Невозможно написать много таких вещей, не впадая в повторения и не выходя за пределы реального романа. Писатель воспроизводил в своих произведениях то, что сам видел и наблюдал. В обоих Адуевых, в Обломове, в Штольце, в бабушке, в Вере и Марке Волохове он воплотил все те характерные черты пережитых им периодов русского общественного развития, которые он считал основными. А на миниатюры, на отдельное воспроизведение мелких явлений и лиц, если они не составляют необходимых атрибутов общей широкой картины, он не был способен по основному складу своего таланта. Только от этого полное собрание его сочинений не так объемисто. Дело тут не в обломовщине, а в прямом неумении писателя писать небольшие вещи. "Напрасно просили, - рассказывает он в авторской исповеди, - моего сотрудничества в качестве рецензента или публициста: я пробовал - и ничего не выходило, кроме бледных статей, уступавших всякому бойкому перу привычных журнальных сотрудников”. "Литературный вечер”, в котором автор вопреки основной черте своего таланта взялся за мелкую тему, - сравнительно слабое произведение, за исключением двух – трех страниц.

Иван Александрович Гончаров

Биография и литературная деятельность Гончарова

Знаменитый русский писатель Иван Александрович Гончаров родился в 1812 году в Симбирской губернии. Точная дата его рождения не известна, в биографических статьях o Гончарове указывалось, что он родился 6 июня 1813 г., но душеприказчику и старинному другу Гончаровых М. М. Стасюлевичу было в точности известно, что метрическое свидетельство Ивана Александровича сгорело во время пожара Москвы в 1812 г. Из этого мы можем сделать вывод, что он родился не позже сентября этого года.

В противоположность большинству писателей сороковых годов Гончаров происходил из зажиточного купеческого семейства, что не помешало ему, однако, получить достойное, по тому времени, образование. После смерти отца мать писателя, на руках которой он остался трехлетним ребенком, ничего не жалела для воспитания сына. Первоначальное образование в науках, французском и немецком языках Гончаров получил в небольшом пансионе, который содержал в имении княгини Хованской, за Волгой, образованный и просвещенный сельский священник, воспитанник Казанской духовной академии. Он был женат на француженке и с ее помощью открыл пансион, имевший заслуженный успех среди местного дворянства. Сюда был отдан и молодой Гончаров. Дело обучения и воспитания велось священником чрезвычайно тщательно. Он следил не только за учением, но и за тем, что читали его ученики. Первыми книгами, прочитанными Гончаровым вне классов, были сочинения Державина, которые он и переписывал, и учил наизусть; Фонвизина "Недоросль”, Озерова и Хераскова, несколько детских книжек естественной истории, путешествия Кука вокруг света и Крашенинникова в Камчатку, исторические сочинения Роллена, Голикова, путешествия Мунго-Парка сказки о Еруслане Лазаревиче, Бове Королевиче и другие. Чтение продолжалось без системы, без указания. Он поглощал полные привидений романы Радклиф и сентиментальные романы Жанлис в чудовищных переводах, мистические мудрствования Экгартсгаузена, описания неслыханных происшествий, все, что действовало на воображение. Но все-таки характер чтения был деловой и серьезный. Молодой Гончаров особенно был увлечен путешествиями под влиянием рассказов своего крестного отца, старого моряка. Именно эти рассказы вместе с ранним чтением путешествий стали впоследствии главным источником решения писателя совершить путешествие вокруг света.

Все это продолжалось до поступления Гончарова в 1831 году на филологический факультет Московского университета, где знакомство с греческим и римским миром, историческое и критическое изучение отечественной и иностранной литературы придало надлежащее направление его читательской страсти. Юношеское сердце находилось в постоянном поиске. Кафедру истории тогда в университете занимал Карамзин, но Гончаров увлекался им, может быть, не как историком и не как поэтом, а как гуманнейшим из писателей.

Это было время, когда между профессорами и между студентами начиналась новая жизнь. От студенческих кружков Гончаров остался в стороне. В университете тогда были учреждены новые кафедры эстетики и археологии под руководством профессора Надеждина и истории иностранной, древней и новой литературы под руководством профессора Шевырева, которые имели особенное влияние на Гончарова. Увлекательные чтения не только расширяли круг литературного и эстетического воззрения молодых слушателей, но и формировали их перо, а необходимость записывать правильно и красноречиво излагаемые лекции, благотворно действовала на их язык. То совершенство формы, которое признала критика с первых шагов вступления Гончарова на литературное поприще, было, несомненно, прямым следствием тщательного изучения образцовых писателей-классиков всех стран и народов, ознакомлению с которыми писатель посвящал много времени.

Путешествия и все доступно изложенные сочинения по части естественной истории занимали его внимание, но его любимым чтением была все-таки поэзия. Живее и глубже всех поэтов Гончаров был поражен и увлечен поэзией Пушкина в самую свежую и блистательную пору силы и развития великого поэта, которому он остался верен навсегда, несмотря на позднейшее тесное знакомство с корифеями французской, немецкой и английской литературы.

В 1835 г. Гончаров окончил курс в университете. После недолгой службы в Симбирске он переехал в Петербург и поступил переводчиком в Министерство финансов. В этом министерстве он прослужил вплоть до своего отправления в кругосветное путешествие в 1852 г.

Все свободное от службы время посвящал литературе. Гончаров много переводил из Шиллера, Гете (прозаические сочинения), также из Винкельмана, отрывки некоторых английских романистов, а потом уничтожал. В Петербурге писатель завязывает литературно-артистические знакомства, принимает участие в кружке, где царит поклонение искусству для искусства и возведение объективного творчества в единственный художественный идеал. Гончаров делается своим человеком в доме художника Николая Аполлоновича Майкова, отца известного поэта Аполлона Майкова (тогда еще четырнадцатилетнего юноши), и его брата, безвременно погибшего даровитого критика, Валериана Майкова. Писатель участвовал в их домашних занятиях литературой. Затем это участие перешло уже в журналы, в которых участвовали некоторые из друзей Майковых. И Гончаров перевел и переделал с иностранных языков несколько статей и поместил в журналах без подписи имени. Он писал у Майковых и повести шуточного содержания, которые относились к частным случаям или лицам и не были примечательны.

С кружком Белинского писатель познакомился только в 1846 году благодаря "Обыкновенной истории”, которая была прочтена пылким критиком еще в рукописи и привела его в необычайный восторг. Но это знакомство не могло перейти в дружбу. В 1846 г. Белинский был в разгаре увлечения идеями, шедшими в то время в Россию из Франции. Враг всяких крайностей, Гончаров меньше всего увлекался этими идеями, вот почему Белинский, отдавая дань полнейшего удивления его таланту, в то же время, по собственному рассказу писателя, называл его "филистером”. В восторженной рецензии на "Обыкновенную историю” Белинский тщательно подчеркивал разницу между автором "Кто виноват”, в произведении которого его не вполне удовлетворяла художественная сторона, но восхищала положенная в основу мысль, и Гончарова, который "художник и ничего более”. "Обыкновенная история” имела успех необычайный и вместе с тем всеобщий. Даже "Северная пчела”, ярая ненавистница так называемой "натуральной школы”, считавшая Гоголя русским Поль де Коком, отнеслась крайне благосклонно к дебютанту, несмотря на то, что роман был написан по всем правилам ненавистной Булгарину школы.

В 1852 году, вызвавшись по предложению бывшего министра народного просвещения А. С. Норова участвовать в экспедиции, снаряженной для открытия торговых отношений с Японией, был откомандирован, по высочайшему повелению, в качестве секретаря начальника экспедиции, вице-адмирала Е. В. Путятина, и отправился на фрегате "Паллада” в это плавание, из которого вернулся в начале 1855 года.

Возвратившись из путешествия, на половине прерванного наступившею Восточной войной, Гончаров печатает в журналах отдельные главы "Фрегата Паллады”, а затем усердно берется за "Обломова” который появился в свет в 1859 г. Успех его был такой же всеобщий, как и успех "Обыкновенной истории”.

В 1858 г. писатель переходит в цензурное ведомство (сначала цензором, потом членом Главного управления по делам печати). В 1862 г. он был недолго редактором официальной "Северной почты”. В 1869 г. на страницах "Вестника Европы” появился третий большой роман писателя, "Обрыв”, который имел огромный успех.

В начале семидесятых годов Гончаров вышел в отставку. С тех пор он написал лишь несколько небольших этюдов: "Миллион терзаний”, "Литературный вечер”, "Заметки о личности Белинского”, авторскую исповедь "Лучше поздно, чем никогда”, "Воспоминания”, "Слуги”, "Нарушение воли”, которые, за исключением "Миллиона терзаний”, ничего не прибавили к его славе. Иван Александрович тихо и замкнуто провел остаток своей жизни в небольшой квартире на Моховой. Он умер 15 сентября 1891 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре. Гончаров не был женат и литературную собственность свою завещал семье своего старого слуги.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

Основные этапы жизни и творчества.


Детство.

Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н.Н.Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. Купеческие дети получили типично помещичье воспитание.

Образование.

Гончаров учился в частном пансионе священника Ф. С. Троицкого, где он приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и немецкий языки. В 1822 г. поступил в Московское коммерческое училище, восьмилетнее пребывание в котором оставило у него неблагоприятное впечатление. К счастью, молодой Гончаров компенсировал недостатки казенного обучения активным самообразованием. Не окончив училища, Г. решился на вступительные экзамены в Московский университет. Он успешно выдержал их в 1831 г. (в 1830 г. из-за холеры в Москве в университете занятий не было), став студентом филологического ("словесного") отделения. Гончарова интересовали преимущественно вопросы теории и истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самым сильным впечатлением тех лет для него стало посещение А. С. Пушкиным университета, где великий поэт спорил с профессором М. Т. Каченовским по вопросу подлинности "Слова о полку Игореве". Гончаров вспоминал впоследствии: "...для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий ("Евгения Онегина", "Полтавы" и др.). Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование"


Начало литературной деятельности.

К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетской учебы. Последовавшая за окончанием университета (1834) служба в канцелярии симбирского губернатора, а затем (с мая 1835 г.) в Петербурге - переводчиком в министерстве финансов. Работа не очень мешала его литературным занятиям. К ним особенно побуждало молодого Гончарова общение с семейством Майковых, художественно одаренных людей: живописцев, поэтов. Литературный салон Майковых был популярен в Петербурге: здесь бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович.


«Современник»

В "Обыкновенной истории" писатель последовательно отрицает абстрактные, идеалистические обращения главного героя Александра Адуева, к некоему "божественному духу", прекраснодушные мечтания "розового" романтика о любви, не подкрепленные реальным, серьезным чувством. Романтическая мечтательность героя не наполняет живым смыслом ничье существование, даже его собственное. Адуев пишет стихи, но романтизм молодого стихотворца безжизнен, вторичен, заимствован, что насмешливо и констатирует его дядюшка - Петр Иванович Адуев.


История создания романа «Обломов»

В объяснении причин, по которым жизнь Адуева-младшего оказывается, по существу, бессмысленной и бесполезной, Гончаров предвосхищает главный замысел романа "Обломов". Пустопорожние восторженные разглагольствования героя выступают как следствие его барского воспитания. Для писателя идеальная жизнь в гармонии ума и сердца, в естественности, но не стихийной, слепой, а сопряженной с верным пониманием хода вещей.

Гончаров начал работу над этим романом еще в 40 гг. В 1849 г. в альманахе "Литературный сборник с иллюстрациями" при журнале "Современник" был напечатан "Сон Обломова". Эпизод Н) неоконченного романа". Критика сразу же высоко оценила этот отрывок из будущего романа, впрочем, имеющий и вполне самостоятельное художественное значение. Но в критических суждениях сказались идейные разногласия. Славянофильская журналистика признала "фламандское" искусство писателя, но отвергла авторскую иронию по отношению к патриархальному быту помещиков.

"Современник" признал мастерскими и правдивыми сцены из усадебной жизни и увидел в "Сне Обломова" творческий шаг вперед по сравнению с "Обыкновенной историей".


Фрегат «Паллада»

В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате "Паллада" - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке - Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество.

    Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке "Отечественных записок" появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в "Морском сборнике" и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков "Фрегат "Паллада"" (1855-1857) - своеобразный "дневник писателя". Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.


Расцвет творчества

    Сразу же по завершении очерков Гончаров приступил к продолжению работы над "Обломовым". В 1859 г. писатель публикует роман в журнале "Отечественные записки". По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман - вершина творчества писателя. Это центральное произведение во всей русской литературе по эпической масштабности художественного исследования российского дворянского "байбачества". Здесь представлен художественный тип необычайной социальной и психологической емкости.


«Обломов»

Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово "обломовщина". В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное ("обломовщина"), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего "прогресса". Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет "Обломова" и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение - "Обрыв". Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги.


Государственная служба писателя.

В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты "Северная почта", являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность - члена совета по делам печати - снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много неприятностей "Современнику" Некрасова и писаревскому "Русскому слову", он вёл открытую войну против "нигилизма", писал о "жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма" - Гончаров защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.


Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение


Последние годы жизни.

"Обрыв" стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: "Литературный вечер", "Слуги старого века", "Поездка по Волге", "По восточной Сибири", "Май месяц в Петербурге". Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить такие его этюды, как "Мильон терзаний", "Заметки о личности Белинского", "Лучше поздно, чем никогда", давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.


Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления лёгких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах "Вестника Европы", отмечалось: "Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе" В Ульяновске именем Гончарова названа центральная улица города, существует музей Гончарова, памятник, мемориальная беседка.

Самое ценное в его романах - объективный призыв к деятельности, одушевленный большими нравственными идеями: свободой от социального и морального рабства, гуманностью и высокой духовностью. Гончаров выступал за нравственную независимость личности, против всех форм деспотизма.