Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Гендель интересные факты из жизни и творчества. Биография гендель георг фридриха кратко

Гендель интересные факты из жизни и творчества. Биография гендель георг фридриха кратко

Ровесник Скарлатти и Баха, Георг Гендель является одним из величайших композиторов эпохи Барокко. За 57 лет творческой карьеры он сочинил более 120 кантат, дуэтов и трио, 29 ораторий, 42 оперы, многочисленные арии, антемы, камерную музыку, оды и серенады, органные концерты.

Гендель сделал неоценимый вклад в развитие оперы и, по мнению критиков, родись этот композитор несколько позже, он мог бы успешно провести полную реформу этого жанра. Английский подданный немецкого происхождения, Гендель был поистине транскультурным деятелем, легко сочетая в своем творчестве музыкальный опыт английских, итальянских, немецких композиторов и исполнителей.

Краткая биография

Георг Фридрих Гендель родился в Галле, Германия в 1685 году. Отец будущего композитора – Георг Гендель, женившись в свое время на вдове придворного цирюльника-хирурга, унаследовал и должность покойного. Своих пятерых детей от брака с той женщиной он воспитал согласно своим жизненным принципам: «консервативности, осторожности, бережливости и рассудительности». После смерти первой жены Георг женился на дочери священника-лютеранина Доротее Тауст, которая и стала матерью Г.Ф. Генделя.

Коллекция картин Г.Ф. Генделя

Гендель очень любил живопись, и пока зрение не покинуло его, часто любовался картинами, выставленными на продажу. Он собрал огромную коллекцию картин, состоящую из 70 полотен и 10 гравюр, на которых были изображены ландшафты, руины, охота, исторические сцены, морские пейзажи и сцены сражений. Коллекция содержала также пару полотен эротического характера и несколько портретов и сцен на библейскую тематику.

Некоторые полотна Гендель завещал своим близким и друзьям, остальные картины были проданы с аукциона 28 февраля 1760 Абрахамом Ленгфордом.

Музей Г. Генделя в Галле, Германия.

Первый Музей Генделя был открыт в 1948 году в доме, где родился будущий композитор. Особой популярностью среди туристов Дом-музей Генделя стал пользоваться с 2009, когда там открылась постоянная выставка «Гендель – европеец». В каждом из 14 залов экспозиции представлен определенный период жизни композитора.

В мансарде кроме основной экспозиции проводятся временные выставки редких экспонатов, связанных не только с Генделем, но с историей музыки в целом. В фондах музея хранится более 700 музыкальных инструментов различных эпох, с которыми можно ознакомиться в соседнем с Домом Генделя здании.

Каждый год, начиная с 1922 года, в стенах музея проходит традиционный Галльский фестиваль Генделя. В остальное же время во всех залах музея звучат записи шедевров композитора.


Музыка Г. Ф. Генделя в фильмах

Многие произведения композитора очень популярны и часто звучат в современном кино, о чем можно судить по представленной ниже таблице.



Музыкальное произведение Г. Ф. Генделя

Фильм

«Ксеркс»

Морган (2016)

Проблеск гениальности (2008)

На краю (2001)

Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия»

Сверхъестественное (2016)

Области тьмы (2016)

Таинственный сад (2010)

Необыкновенное путешествие (2008)

«Lascia Ch"io Pianga» из оперы «Ринальдо»

Пятьдесят оттенков черного (2016)

Ложь (2001)

Увертюра из «Музыки для королевских фейерверков»

Страховщик (2014)

«Музыка на воде»

Красавица и чудовище (2014)

Всегда говори да (2008)

Герцогиня (2008)

Прыгни завтра (2001)

Антем «Священник Садок»

Молодая Виктория (2009)

Мы – легенды (2008)

Завтрак на Плутоне (2005)

Опера «Оттон»

На чужой вкус (2000)

«La Rejoussance» из «Музыки для королевских фейерверков»

Австралийский итальянец (2000)

«Concerto Grosso»

Неприкасаемые / 1+1 (2011)

Фильмы о Г. Ф. Генделе

Гендель мог бы порадоваться завидному количеству биографических и документальных фильмов о нем, которым может похвастать не каждый всемирно известный композитор:

  1. «Великий г-н Гендель» (1942), в роли Генделя – Уилфрид Лоусон.
  2. «Плач ангелов» (1963), в роли Генделя – Вальтер Слезак.
  3. «Восток и суета» («East End Hustle») (1976), в роли Генделя – Джеймс Винсент.
  4. «Честь, выгода и удовольствие» (1985), в роли Генделя – Тревор Ховард.
  5. «Гарфилд: его 9 жизней» (1988), в роли Генделя – Хэл Смит.
  6. «Ужин в четыре руки» («Sopar a quatre mans») (1991), в роли Генделя – Иоаким Кардона.
  7. «Фаринелли-кастрат» (1994), в роли Генделя – Йерун Краббе
  8. «Последний шанс Генделя» (1996), в роли Генделя – Леон Поунол.
  9. «Ужин в четыре руки» (2000), в роли Генделя – Михаил Козаков.
  10. «Гендель» (2009), в роли Генделя – Маттиас Вибальк и Рольф Роденбург.

Штрихи к музыкальному портрету Генделя

Когда Гендель приехал в Лондон, английское музыкальное искусство, по словам Р. Роллана, была мертво, и композитору предстояло исправить это положение. На протяжении 15 лет он основал три оперных театра, обеспечивая их репертуаром и лично подбирая артистов и музыкантов в их труппы. Это доказывает, что Гендель был не только прекрасным композитором, но и первоклассным драматургом и ловким предпринимателем.

В Европе 18 века преобладала опера seria, которой Гендель должен был обеспечить и английскую аристократию. «Opera seria» – это итальянский музыкальный термин, обозначающий аристократический и «серьезный» стиль итальянской оперы. Этот термин начали употреблять в современном значении только когда данный жанр вышел из моды и считался устаревшим. В противовес опере seria существовала опера buffa – комический жанр, берущий свое начало от импровизаций комедии дельʼарте. Сочиняя в среднем по опере в год, Гендель неустанно предпринимал попытки реформировать оперу seria, развить ее драматургическое начало, ввести массовые сцены. Но итальянская публика того времени ценила в опере лишь пение как таковое, а английской культуре этот жанр был и вовсе чужд, в отличие от его оппонента – комедии.


Пытаясь поддержать угасающий интерес к опере seria, Гендель, работая в 1730-х в театре «Ковент-Гарден», вставляет в оперу хоровые номера, балет, а в 1735 году даже вводит концерты органной музыки между актами.

Всего через год после перенесенного паралича Гендель написал оперу «Ксеркс» (1738), которая содержит снискавшую всемирную славу арию «Ombra mai fù», более известную под названием «Ларго Генделя».

«Деидамия» (1741) была последней оперой, которую сочинил Гендель. Первое ее исполнение увенчалось… полным провалом. Гендель оставляет жанр оперы и полностью посвящает себя сочинению антемов и ораторий, в которых он смог реализовать все то, чего ему не позволяли тесные рамки оперы seria.

Известнейшая оратория «Мессия» – шестое по счету произведение композитора в данном жанре – была впервые исполнена в Дублине, Ирландия в 1742 году. Гендель написал «Мессию» в сдержанной голосовой и инструментальной форме с рядом необязательных индивидуальных номеров. Примечательно, что Гендель в своей лучшей оратории сохранил баланс между хором и сольными номерами, ни разу его не нарушив. После смерти композитора оратория была адаптирована для исполнения в гораздо большем масштабе, с огромным хором и оркестром. Среди прочих, оркестровкой оратории занимался и Моцарт. В конце ХХ – начале XIX ст. начала прослеживаться обратная тенденция: исполнение, максимально приближенное к оригинальному.

В поздних ораториях Генделя роль хора приобретает все большее значение. Высокодраматичная последняя оратория композитора «Иевфай» (1751) хоть и сочинялась очень тяжело и медленно из-за наступающей слепоты, является не меньшим шедевром, чем написанные ранее произведения.

Гео рг Фри дрих Ге ндель [дэ] (George Frideric Händel, 1685–1759) - немецкий композитор. Обнаружил в раннем возрасте незаурядные музыкальные способности, в т. ч. дар импровизатора. С 9-летнего возраста брал уроки композиции и игры на органе у Ф. В. Цахау в Галле, с 12 лет писал церковные кантаты и органные пьесы. В 1702 изучал юриспруденцию в университете Галле, параллельно занимал пост органиста протестантского собора. С 1703 Гендель - 2-й скрипач, затем клавесинист и композитор Гамбургской оперы. В Гамбурге был написан ряд сочинений, в т. ч. опера «Альмира, королева Кастильская» (1705). В 1706–10 совершенствовался в Италии, где выступал как виртуоз на клавесине и органе (предположительно состязался с Д. Скарлатти). Широкую известность Генделю принесла постановка оперы «Агриппина» (1709, Венеция). В 1710–16 придворный капельмейстер в Ганновере, с 1712 жил преимущественно в Лондоне (в 1727 получил английское подданство). Успех оперы «Ринальдо» (1711, Лондон) закрепил за Генделем славу одного из крупнейших оперных композиторов Европы. Он участвовал в оперных предприятиях (т. н. академиях), ставил свои оперы, а также произведения других композиторов; особенно успешной для Генделя была работа в «Королевской академии музыки» в Лондоне. Гендель создавал по несколько опер в год. Независимый характер композитора осложнял его отношения с определёнными кругами аристократии, кроме того, жанр оперы-сериа, в котором Гендель работал, был чужд английской буржуазно-демократической публике (об этом свидетельствовала постановка в 1728 сатирической «Оперы нищего» Дж. Гея и И. К. Пепуша, направленной против антинациональной придворной оперы). В 1730-е гг. композитор ищет новые пути в музыкальном театре - усиливает роль хора и балета в операх («Ариодант», «Альчина», обе - 1735). В 1737 Гендель тяжело заболел (паралич). По выздоровлении возвратился к творческой и организаторской деятельности. После провала оперы «Дейдамия» (1741) Гендель отказался от сочинения и постановки опер. Центром его творчества стала оратория, которой он посвятил последнее десятилетие активной творческой работы. Среди популярнейших сочинений Генделя - оратории «Израиль в Египте» (1739), «Мессия» (1742), которая после успешной премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства. Успеху поздних ораторий, в т. ч. «Иуды Маккавея» (1747), способствовало участие Генделя в борьбе против попытки реставрации династии Стюартов. Песня «Гимн добровольцев», призывавшая к борьбе с нашествием армии Стюартов, способствовала признанию Генделя как английского композитора. Во время работы над последней ораторией «Иевфай» (1752) у Генделя резко ухудшилось зрение, он ослеп; вместе с тем до последних дней продолжал подготавливать свои сочинения к печати. На материале библейских сказаний и их преломления в английской поэзии Гендель раскрыл картины народных бедствий и страданий, величие борьбы народа против гнёта поработителей. Гендель явился создателем нового типа вокально-инструментальных произведений, которые сочетают в себе масштабность (мощные хоры) и строгую архитектоничность. Произведениям Генделя свойственны монументально-героический стиль, оптимистическое, жизнеутверждающее начало, объединяющее в единое гармоническое целое героику, эпику, лирику, трагедийность, пасторальность. Впитав и творчески переосмыслив влияние итальянской, французской, английской музыки, Гендель оставался по истокам творчества и образу мышления немецким музыкантом, формирование его эстетических взглядов проходило под воздействием И. Маттезона. На оперное творчество Генделя оказала влияние музыкальная драматургия Р. Кайзера. Художник Просвещения, Гендель обобщил достижения музыкального барокко и проложил пути к музыкальному классицизму. Выдающийся драматург, Гендель стремился к созданию музыкальной драмы в рамках оперы и оратории. Не порывая окончательно с канонами оперы-сериа, путём контрастного сопоставления драматургических пластов Гендель добивался напряжённого развития действия. Наряду с высокой героикой в операх Генделя появляются комедийные, пародийно-сатирические элементы (опера «Дейдамия» - один из ранних образцов т. н. dramma giocosa). В оратории, не связанной жёсткими жанровыми ограничениями, Гендель продолжил искания в области музыкальной драмы, в сюжетном и композиционном планах, ориентируясь на классическую французскую драматургию П. Корнеля и Ж. Расина, а также обобщил свои достижения в области оперы-сериа, кантаты, немецких пассионов, английских антемов, инструментального концертного стиля. На протяжении всего творческого пути Гендель работал и в инструментальных жанрах; наибольшее значение имеют его concerti grossi. Мотивная разработка, особенно в оркестровых произведениях, гомофонно-гармонический стиль преобладают у Генделя над полифоническим развитием материала, мелодика отличается протяжённостью, интонационной и ритмической энергией, чёткостью рисунка. Творчество Генделя оказало значительное влияние на Й. Гайдна , В. А. Моцарта , Л. Бетховена , М. И. Глинку. Оратории Генделя послужили образцами для реформаторских опер К. В. Глюка . В различных странах основаны Генделевские общества. В 1986 в Карлсруэ создана Международная Генделевская академия.

Сочинения: Оперы (свыше 40), в т. ч. Превратности царской судьбы, или Альмира, королева Кастильская (1705, Гамбург), Агриппина (1709, Венеция), Ринальдо (1711), Амадис (1715), Радамист (1720), Юлий Цезарь, Тамерлан (обе - 1724), Роделинда (1725), Адмет (1727), Партенопа (1730), Пор (1731), Аэций (1732), Роланд (1733), Арнодант, Альчина (обе - 1735), Ксеркс (1738), Дейдамия (1741, все - Лондон); оратории , в т. ч. Триумф Времени и Правды (1707; 3-я редакция 1757), Ацис и Галатея (3-я редакция 1732), Эсфирь (первоначальное название Аман и Мордехай, 1720; 2-я редакция 1732), Гофолия (Аталия, 1733), Саул, Израиль в Египте (обе - 1739), L’Allegro, il Penseroso ed il moderato (1740), Мессия (1742), Самсон (1743), Иуда Маккавей (1747), Теодора (1750), Иевфай (1752); около 100 итальянских кантат (1707-09, 1740-59); церковная музыка , в т. ч. Утрехтский Te Deum (1713), Деттингенский Te Deum (1743), антемы, псалмы; для оркестра - Concerti grossi (издано 6 концертов в 1734, 12 в 1740); сюиты - Музыка на воде (1717), Музыка фейерверка (1749); органные концерты (издано по 6 в 1738, в 1740, в 1761); трио-сонаты; клавирные сюиты; вокальные дуэты и терцеты; английские и итальянские песни; немецкие арии; музыка к спектаклям драматического театра и др.

Творчество Георга Фридриха Генделя справедливо считают своим две национальных школы - немецкая и английская. В Германии композитор родился, получил образование и сформировался как личность. А в Англии он прожил большую часть жизни (50 лет), написал свои лучшие произведения, познав через них и громкую славу, и тяжелые испытания.

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в городе Галле, неподалёку от Лейпцига. Гендель - современник Баха. Любопытно, что два великих немецких композитора - Гендель и Бах - родились в один и тот же год, в 80 милях друг от друга, но так ни разу не встретились, хотя много слышали друг о друге. Возможно, потому что были слишком разными людьми.

То, что Бах воспринимал, как должное - неспешный, размеренный ритм жизни, кропотливая повседневная работа в храме или с небольшим придворным оркестром - Генделя раздражало и сковывало. Этому темпераментному и честолюбивому человеку Германия казалась провинцией, в которой ему негде "развернуться". Блистательному композитору и органисту, наделенному к тому же немалыми организаторскими способностями, хотелось путешествовать, видеть разные национальные традиции и обрести признание у большой аудитории.

Отец будущего композитора был парикмахером и по совместительству хирургом (раньше цирюльники-брадобреи выполняли несложные хирургические операции). Он хотел, чтобы сын стал адвокатом, и был очень недоволен, что тот предпочёл музыку. Но Гендель ночи напролёт играл во дворике на улице на клавикорде. Герцог Саксен - Вейсенфельдский услышал игру Георга и был покорён его музыкальным талантом.

Будучи студентом юридического факультета, Гендель одновременно служил церковным органистом. Мать композитора была под стать своему супругу: не уступала ему ни в мужественной энергии, ни в душевном и физическом здоровье. Это были люди крепкой бюргерской закваски и передали своему сыну физическое здоровье, душевную уравновешенность, практический ум, не знающую усталость работоспособность. После смерти отца восемнадцатилетний Гендель оправился в Гамбург, где стал служить музыкантом в оркестре - играл на скрипке и продолжал учиться. В Гамбурге он написал четыре оперы, одна из которых «Альмира», пользовалась большим успехом.

Один из любимых жанров Генделя - опера. В XVIII веке этот вид музыки, соединивший в себе пение, звучание оркестра и сценическое действие, пользовался огромной популярностью и обеспечивал талантливому музыканту быстрый путь к успеху. Генделя пригласили в Италию, чтобы он как следует изучил итальянский оперный стиль. Он приехал туда молодым и никому не известным, хотя на Родине уже написал немало произведений и получил хорошее образование на юридическом факультете в университете своего родного города Галле. За 4 года ему удалось не только досконально изучить законы итальянской оперы, но и добиться крупного успеха - для композитора-иностранца это было очень нелегко. В Италии Гендель очень много работал, написал две оперы, две оратории и множество кантат. Всего же композитор создал около 15 кантат, из которых более 100 дошли до наших дней. В то время в Англии была очень популярна итальянская опера, и Генделя пригласили в Лондон для постановки его оперы «Ринальдо» и вскоре становится там звездой первой величины, возглавив почти на 20 лет лучшую оперную труппу - "Королевскую Академию музыки".

Оперы Генделя в наше время ставятся очень редко, хотя отдельные фрагменты из них (особенно арии) постоянно звучат на концертах и в записях. Большинство из них написаны на итальянские тексты по типу так называемой оперы-seria (в переводе с итальянского - "серьезной" оперы). Это была разновидность оперного жанра, основанная на нескольких правилах: сюжет брался из области истории или античной мифологии. В финале непременно должна была наступить счастливая развязка. Большое внимание уделялось сценическому оформлению: костюмам, декорациям, специальным эффектам. В музыке такой оперы главными героями были певцы-виртуозы, призванные потрясать публику красотой своих голосов и совершенством своей техники. Мысли и переживания персонажа отступали на второй план - композитор обязан был, прежде всего, обеспечить исполнителям главных партий возможность показать свои голоса.

В традиции оперы-seria 40 опер Генделя, на первый взгляд, не внесли ничего нового. Но банальные сюжеты, наполненные его музыкой, обретают серьезный смысл, а виртуозные приемы пения - это лишь средство, показывающее особо сильные чувства персонажа. Особенно поражают красотой лирические мелодии его арий - то гибкие и взволнованные, то строгие и мужественные. В них от певца не требуется петь быстро или брать непомерно высокие ноты. Необходимо нечто более трудное - найти в своем голосе необычные тембровые краски, способные передать сложные переживания, тонкие внутренние ощущения, которые порой трудно выразить в словах.

Работа в Лондоне приносит Генделю огромный успех. В 1726 году он получает английское гражданство, его труппа поддерживается королевским двором и ведущими политиками, что очень льстит его самолюбию. Однако его привязанность к итальянской манере не всегда нравится творческой богеме; многие не без основания считают, что это мешает развитию национальных форм музыки на английской сцене.

Постепенно недовольство растет, и в 1728 году на композитора обрушивается страшный удар. В маленьком театре на окраине Лондона был поставлен необычный музыкальный спектакль - "Опера нищего" композитора Кристофера Пепуша и поэта Джона Гея. Сюжет (подсказанный знаменитым автором "Путешествий Гулливера" Джонатаном Свифтом) и отдельные музыкальные номера удивительно напоминали оперу Генделя "Ринальдо". Только героями вместо средневековых рыцарей и их прекрасных возлюбленных были… нищие, уголовники и девицы легкого поведения, а действие происходило в современных лондонских трущобах. Современные историки музыки утверждают, что в "Опере нищего" высмеивалась не столько музыка Генделя, сколько политическая жизнь Англии. Но скрытый образ композитора все же был в спектакле; это был образ угодливого чужестранца, пишущего только то, что принесет ему легкий успех у аристократии. Все представления "Оперы нищего" проходили с триумфом, она обрела популярность за пределами Англии. И даже королевский запрет на ее постановку не спас Генделя от насмешек и осуждения, а в 1731 году, несмотря на огромные усилия композитора, его оперная труппа - "Королевская Академия музыки" - терпит финансовый крах.

Тяжело пережив эти события, Гендель все же находит в себе силы извлечь из них урок и продолжать работу. Более того, в это время он пишет необыкновенно хорошо: фантазия была на редкость богатой, прекрасный материал послушно подчинялся воле, оркестр звучал выразительно и живописно, формы получались отточенными.

Он сочиняет одну из лучших своих "философических" ораторий - "Жизнерадостный, задумчивый и умеренный" на прекрасные юношеские стихи Мильтона, несколько ранее - "Оду св. Цецилии" на текст Драйдейа. Знаменитые двенадцать кончерти-гросси написаны именно в те годы. И именно в эти годы Гендель расстается с оперой. В январе 1741 года была поставлена последняя - "Деидамия".

Закончилась двадцатилетняя борьба Генделя. Он убедился, что возвышенный род оперы-сериа не имел смысла в такой стране, как Англия. Двадцать лет Гендель упорствовал. В 1740 году он перестал перечить английскому вкусу - и британцы признали его гений. Гендель больше не противился изъявлению духа нации - он стал национальным композитором Англии.

Генделю опера была нужна. Она воспитала его, определила светский характер его искусства. Гендель отшлифовал в ней свой стиль, усовершенствовал оркестр, арию, речитатив, форму, голосоведение. В опере он обрел язык драматического художника. И всё-таки в опере ему не удалось выразить главные свои идеи. Высшим смыслом, высшей целесообразностью его творчества были оратории.

Многие годы, проведенные в Англии, помогли Генделю по-новому осмыслить своё время, эпически, философскими категориями. Теперь его волновала история существования целого народа. Он представил себе английскую современность как героическое состояние нации, эпоху подъема, расцвета лучших, совершенных сил, ума и таланта народа.

Гендель почувствовал необходимость выразить новый строй мыслей и чувств. И он также обращается к Библии, популярнейшей книге пуританской нации.

Композитору удалось в грандиозных библейских эпопеях-ораториях воплотить оптимизм побеждающего народа, радостное чувство свободы, самоотверженность героев.

Не оставляя оперы, он уделяет теперь основное внимание ораториям - большим произведениям для хора, солирующих певцов и оркестра. Сюжеты для своих ораторий Гендель, как правило, брал из текстов Ветхого Завета, и это далеко не случайно. В Англии любят и умеют читать Ветхий Завет (причем не только богословы, но и обычные люди); Гендель погрузился в глубины английской христианской традиции. В сюжетах многих ораторий в центре внимания находится герой, переживающий трагические испытания, нередко совершающий ошибки, но полный решимости исполнить дело, к которому призвал его Бог. Это Самсон, преданный в руки врагов, но не смирившийся со своей участью (оратория "Самсон). Или Иеффай, вынужденный пожертвовать своей дочерью (оратория "Иеффай"). Или же царь Саул, вознесенный на вершины власти, но бессильный перед собственными страстями (оратория "Саул"). Судьбы этих людей явно были близки композитору, узнавшему страдание и одиночество после успеха и восхвалений.

Новая эпоха началась для Генделя 22 августа 1741 года. В этот памятный день он приступил к оратории "Мессия". Он писал ее с лихорадочной быстротой и закончил в невероятно короткий срок - уже 14 сентября. Впервые ораторию исполнили в Дублине 13 апреля 1742 года. Успех был огромным. Позже писатели наградят Генделя возвышенным эпитетом - "творец Мессии". Для многих поколений "Мессия" будет синонимом Генделя. В "Мессии" - Гендель, подобно Баху, обращается к образу Христа (слово "Мессия" в переводе с греческого - "Спаситель"). Главным действующим лицом в музыке становится хор. В отличие от Баха, постоянно размышлявшего о Христе страдающем, Генделю ближе рождественская и пасхальная темы. Светом и трепетом наполнена музыка хора "Ради нас рождено дитя"; и погружаясь в ее нежную красоту, не сразу замечаешь, как сложны хоровые партии, переплетенные в полифоническую ткань. Когда же речь идет о Воскресении или Втором пришествии Христа во славе, звучание хора и оркестра потрясает красочностью и торжественной мощью. В музыке заключена огромная энергия и поистине великая радость, способная духовно объединить множество людей.

Интересно, что до сих пор любовь, которую британцы питают к ораториям Генделя, можно назвать всенародной. Многие фрагменты люди легко узнают на слух, как, например, знаменитый хор "Аллилуйя" (в пер. с древнееврейского "Хвалите Господа") из оратории "Мессия", который воспринимается англичанами почти как национальный гимн.

Оратория «Мессия» написана на тексты библейских пророков, которые возвещают скорое явление Христа. Все, что гнетет и пугает человека - страдание, лишения, горе - тут идет лишь намеком, фоном, а все, что радует и дает надежду - чувство единения, неколебимая вера и сознание собственных безграничных возможностей - показано крупно, многообразно и необычайно убедительно. Библейские оратории стали вторым рождением Генделя-композитора. В них он сумел проникнуть в глубины не только духовного, но и музыкального мышления народа и опереться на многовековые национальные традиции хорового пения. Традиции эти очень дороги англичанам: до сих пор даже в маленьких провинциальных городках можно встретить превосходные хоры, профессиональные и любительские, поющие в храмах или хоровых клубах.

Безусловно, “Мессия” - самое известное из всех ораториальных сочинений Генделя. К тому же судьбе было угодно, чтобы оно стало последним, в исполнении которого великий Гендель участвовал публично как органист в 1759 году, незадолго до своей смерти.

40 опер и 32 оратории - солидный список, которому мог бы позавидовать любой композитор. Но у Генделя существуют еще гениальные вокальные и инструментальные сочинения, концерты и сюиты для оркестра, духовные произведения. Прибавим к этому многолетнюю работу руководителя оперной труппы - постановку спектаклей, репетиции, постоянные контакты с множеством людей. У этого человека была огромная воля, мощная созидательная энергия, а главное - великая любовь к музыке. Эта любовь помогла ему выстоять в моменты одиночества и лишений, она заставила его мужественно признать свои ошибки и фактически начать творческую жизнь заново в 46 лет.

На закате жизни композитор достиг прочной славы, но по-прежнему он остается неутомимым творцом и музыкальным деятелем, создает множество произведений, овеянных светлыми праздничными настроениями. Среди написанных в последние годы выделяется оригинальностью «Музыка для фейерверка», предназначенная для народных праздников и исполнения на открытом воздухе.

В 1750 году Гендель совершил последнее путешествие на родину, в Галле. По возвращении в Лондон он взялся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его вновь сражает несчастье, быть может, самое тяжелое из всех, выпавших на его долю, Гендель, как и Бах, к концу жизни ослеп. Мужественно борется Гендель с трагическими ударами судьбы. Убедившись в неизлечимости болезни, он смиряется с неизбежным и возвращается к прежней деятельности. Слепой, заканчивает Гендель начатую ораторию «Иевфай», руководит исполнением своих произведений, дает концерты и величием импровизаций по-прежнему потрясает слушателей.

За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759 года, Гендель дирижировал ораторией «Мессия»; во время исполнения силы оставили его, и спустя недолгое время - 14 апреля - он скончался, похоронен в Вестминстерском аббатстве как великий композитор Британии. На могильном памятнике он изображён на фоне органных труб и мантии, похожей на королевскую.

Г. Ф. Гендель - одно из крупнейших имен в истории музыкального искусства. Великий композитор эпохи Просвещения, он открыл новые перспективы в развитии жанра оперы и оратории , предвосхитил многие музыкальные идеи последующих столетий - оперный драматизм К. В. Глюка, гражданственный пафос Л. Бетховена, психологическую глубину романтизма. Это человек уникальной внутренней силы и убежденности. «Вы можете презирать кого и что угодно, - говорил Б. Шоу, - но вы бессильны противоречить Генделю». «...Когда звучит его музыка на словах „восседающий на своем извечном престоле“, атеист теряет дар речи».

Национальную принадлежность Генделя оспаривают Германия и Англия. В Германии Гендель родился, на немецкой почве сложилась творческая личность композитора, его художественные интересы, мастерство. С Англией же связана большая часть жизни и деятельности Генделя, формирование эстетической позиции в музыкальном искусстве, созвучной просветительскому классицизму А. Шефтсбери и А. Пола, напряженная борьба за ее утверждение, кризисные поражения и триумфальные успехи.

Гендель родился в Галле, в семье придворного лекаря-цирюльника. Рано проявившиеся музыкальные способности были замечены курфюрстом Галле - герцогом Саксонским, под влиянием которого отец (намеревавшийся сделать сына юристом и не придававший серьезного значения музыке как будущей профессии) отдал мальчика на обучение лучшему музыканту города Ф. Цахову. Хороший композитор, эрудированный музыкант, знакомый с лучшими сочинениями своего времени (немецкими, итальянскими), Цахов раскрыл Генделю богатство разных музыкальных стилей, привил художественный вкус, помог отработать композиторскую технику. Сочинения самого Цахова во многом вдохновили Генделя на подражание. Рано сформировавшийся как личность и как композитор, Гендель уже к 11 годам был известен в Германии. Изучая право в университете Галле (куда он поступил в 1702 г., выполняя волю уже умершего к тому времени отца), Гендель параллельно служил органистом в церкви, сочинял, преподавал пение. Он работал всегда много и упоенно. В 1703 г. движимый желанием совершенствования, расширения сфер деятельности, Гендель уезжает в Гамбург - один из культурных центров Германии XVIII в., город, имеющий первый в стране публичный оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. Желание ощутить атмосферу музыкального театра, практически познакомиться с оперной музыкой, заставляет его поступить на скромную должность второго скрипача и клавесиниста в оркестр. Насыщенная художественная жизнь города, сотрудничество с выдающимися музыкальными деятелями того времени - Р. Кайзером, оперным композитором, бывшим тогда директором оперного театра, И. Маттезоном - критиком, литератором, певцом, композитором - оказало огромное воздействие на Генделя. Влияние Кайзера обнаруживается во многих операх Генделя, притом не только ранних.

Успех первых оперных постановок в Гамбурге («Альмира» - 1705, «Нерон» - 1705) окрыляет композитора. Однако пребывание его в Гамбурге оказывается недолгим: банкротство Кайзера ведет к закрытию оперного театра. Гендель направляется в Италию. Посещая Флоренцию, Венецию, Рим, Неаполь, композитор вновь учится, впитывая самые разнообразные художественные впечатления, прежде всего - оперные. Способности Генделя к восприятию разнонационального музыкального искусства были исключительными. Проходит буквально несколько месяцев, и он осваивает стилистику итальянской оперы, притом с таким совершенством, что превосходит многие признанные в Италии авторитеты. В 1707 г. Флоренция ставит первую итальянскую оперу Генделя «Родриго», через 2 года Венеция - следующую, «Агриппину». Оперы получают восторженное признание у итальянцев, весьма требовательных и избалованных слушателей. Гендель становится знаменитым - входит в известную Аркадскую академию (наряду с А. Корелли, А. Скарлатти. Б. Марчелло), получает заказы на сочинение музыки для дворов итальянских аристократов.

Однако главное слово в искусстве Генделю надлежит сказать в Англии, куда его впервые приглашают в 1710 г. и где он окончательно обосновывается с 1716 г. (в 1726 г. принимая английское подданство). С этого времени начинается новый этап в жизни и творчестве великого мастера. Англия с ее ранними просветительскими идеями, образцами высокой литературы (Дж. Мильтона, Дж. Драйдена, Дж. Свифта) оказалась той плодотворной средой, где раскрылись могучие творческие силы композитора. Но и для самой Англии роль Генделя была равна целой эпохе. Английская музыка, потерявшая в 1695 г. своего национального гения Г. Перселла и остановившаяся в развитии, вновь поднялась на мировую высоту только с именем Генделя. Его путь в Англии, однако, был не простым. Англичане приветствовали Генделя вначале как мастера оперы итальянского стиля. Здесь он быстро победил всех своих соперников, как английских, так и итальянских. Уже в 1713 г. его Te Deum исполняется на празднествах, посвященных заключению Утрехтского мира, - честь, которой до этого не удостаивался ни один иностранец. В 1720 г. Гендель берет на себя руководство Академией итальянской оперы в Лондоне и таким образом становится во главе национального оперного театра. На свет появляются его оперные шедевры - «Радамист» - 1720, «Оттон» - 1723, «Юлий Цезарь » - 1724, «Тамерлан» - 1724, «Роделинда» - 1725, «Адмет» - 1726. В этих сочинениях Гендель выходит за рамки современной ему итальянской оперы-seria и создает (свой тип музыкального спектакля с ярко очерченными характерами, психологической глубиной и драматической напряженностью конфликтов. Благородная красота лирических образов опер Генделя, трагическая сила кульминаций не имели себе равных в итальянском оперном искусстве своего времени. Его оперы стояли у порога назревающей оперной реформы, которую Гендель не только почувствовал, но и во многом осуществил (намного раньше Глюка и Рамо). Вместе с тем социальная ситуация в стране, рост национального самосознания, стимулированный идеями просветителей, реакция на навязчивое преобладание итальянской оперы и итальянских певцов порождают негативное отношение и к опере в целом. На итальянские оперы создаются памфлеты, высмеивается сам тип оперы, ее персонажи, капризные исполнители. Как пародия появляется в 1728 г. английская сатирическая комедия «Опера нищих» Дж. Гея и Дж. Пепуша. И хотя лондонские оперы Генделя распространяются по всей Европе как шедевры этого жанра, падение престижа итальянской оперы в целом отражается и на Генделе. Театр бойкотируется, успехи отдельных постановок не изменяют общей картины.

В июне 1728 г. Академия перестает существовать, но авторитет Генделя как композитора с этим не падает. Английский король Георг II заказывает ему по случаю коронации антемы, которые исполняются в октябре 1727 г. в Вестминстерском аббатстве. Вместе с тем со свойственным ему упорством Гендель продолжает бороться за оперу. Он едет в Италию, набирает новую труппу и в декабре 1729 г. оперой «Лотарио» открывает сезон второй оперной Академии. В творчестве композитора наступает пора новых исканий. «Порос» («Пор») - 1731, «Орландо» - 1732, «Партенопа » - 1730. «Ариодант » - 1734, «Альцина » - 1734 - в каждой из этих опер композитор по-разному обновляет трактовку жанра оперы-seria - вводит балет («Ариодант», «Альцина»), «волшебный» сюжет насыщает глубоко драматическим, психологическим содержанием («Орландо», «Альцина»), в музыкальном языке достигает высшего совершенства-простоты и глубины выразительности. Намечается также и поворот от серьезной оперы к лирико-комической в «Партенопе» с ее мягкой иронией, легкостью, изяществом, в «Фарамондо» (1737), «Ксерксе» (1737). Одну из последних своих опер - «Именео» («Гименей», 1738) Гендель сам назвал опереттой. Изнурительная, не без политической подоплеки борьба Генделя за оперный театр кончается поражением. Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Как раньше, в «Опере нищих» пародирование не обошлось без привлечения широко известной всем музыки Генделя, так и сейчас, в 1736 г. новая пародия на оперу («Вантлейский дракон») косвенно затрагивает имя Генделя. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает и почти 8 месяцев не работает. Однако поразительные жизненные силы, скрытые в нем, вновь берут свое. Гендель возвращается к деятельности с новой энергией. Он создает свои последние оперные шедевры - «Именео», «Дейдамию», - и с ними завершает работу над оперным жанром, которому отдал более 30 лет жизни. Внимание композитора сосредоточивается на оратории. Еще в Италии Гендель начал сочинять кантаты, хоровую духовную музыку. Позднее, в Англии, Гендель пишет хоровые антемы, праздничные кантаты. Заключительные хоры в операх, ансамбли также сыграли свою роль в процессе оттачивания хорового письма композитора. Да и сама опера Генделя является по отношению к его оратории фундаментом, источником драматургических идей, музыкальных образов, стиля.

В 1738 г. одна за другой появляются на свет 2 гениальные оратории - «Саул» (сентябрь - 1738) и «Израиль в Египте » (октябрь - 1738) - гигантские, исполненные победной мощи сочинения, величавые гимны в честь силы человеческого духа и подвига. 1740-е гг. - блестящий период в творчестве Генделя. Шедевр следует за шедевром. «Мессия », «Самсон », «Валтасар», «Геракл » - теперь всемирно известные оратории - были созданы в невиданном напряжении творческих сил, в очень короткий промежуток времени (1741-43). Однако успех приходит не сразу. Неприязнь со стороны английской аристократии, саботирующей исполнение ораторий, материальные затруднения, сверхнапряженная работа вновь ведут к заболеванию. С марта по октябрь 1745 г. Гендель находится в тяжелой депрессии. И вновь титаническая энергия композитора побеждает. Резко изменяется и политическая ситуация в стране - перед угрозой нападения на Лондон Шотландской армии мобилизуется чувство национального патриотизма. Героическое величие генделевских ораторий оказывается созвучным настроению англичан. Вдохновленный национально-освободительными идеями, Гендель пишет 2 грандиозные оратории - «Ораторию на случай» (1746), призывающую к борьбе с нашествием, и «Иуду Маккавея » (1747) - могучий гимн в честь побеждающих врагов героев.

Гендель становится кумиром Англии. Библейские сюжеты и образы ораторий приобретают в это время особый смысл обобщенного выражения высоких этических принципов, героизма, народного единения. Язык генделевских ораторий прост и величествен, он влечет к себе - он ранит сердце и вылечивает его, он не оставляет за собой равнодушных. Последние оратории Генделя - «Теодора», «Выбор Геркулеса» (обе 1750) и «Иевфай» (1751) - открывают такие глубины психологической драмы, какие не были доступны никаким другим жанрам музыки времен Генделя.

В 1751 г. композитор слепнет. Страдающий, безнадежно больной, Гендель остается за органом при исполнении своих ораторий. Он был похоронен, как того желал, в Вестминстере.

Преклонение перед Генделем испытывали все композиторы, как XVIII, так и XIX вв. Генделя боготворил Бетховен. В наше время музыка Генделя, обладающая огромной силой художественного воздействия, получает новое значение и смысл. Ее могучий пафос созвучен нашему времени, он взывает к силе человеческого духа, к торжеству разума, красоты. Ежегодные торжества в честь Генделя проходят в Англии, в ФРГ, привлекая к себе исполнителей и слушателей со всего мира.

Ю. Евдокимова

Характеристика творчества

Творческая деятельность Генделя была столь же продолжительной, как и плодотворной. Она принесла огромное количество произведений самых различных жанров. Здесь и опера с ее разновидностями (seria, пастораль), хоровая музыка - светская и духовная, многочисленные оратории, камерная вокальная музыка и, наконец, сборники инструментальных пьес : клавесинных , органных , оркестровых .

Свыше тридцати лет жизни Гендель посвятил опере. Она всегда находилась в центре интересов композитора и больше всех других видов музыки привлекала его. Деятель большого масштаба, Гендель великолепно понимал силу воздействия оперы как драматического музыкально-театрального жанра; 40 опер - таков творческий итог его работы в этой области.

Гендель не был реформатором оперы seria. То, чего он добивался, было поисками направления, приведшего впоследствии во второй половине XVIII века к операм Глюка. Тем не менее в жанре, уже во многом не отвечающем современным запросам, Гендель сумел воплотить возвышенные идеалы. Прежде чем раскрыть этическую идею в народных эпопеях библейских ораторий, он показал красоту чувств и поступков человека в операх.

Чтобы сделать свое искусство доступным и понятным, художнику нужно было найти иные, демократические формы и язык. В конкретных исторических условиях эти свойства в большей мере были присущи оратории, нежели опере seria.

Работа над ораторией означала для Генделя выход из творческого тупика и идейно-художественного кризиса. В то же время оратория, по типу близко примыкающая к опере, предоставляла максимальные возможности для использования всех форм и приемов оперного письма. Именно в ораториальном жанре Гендель создал произведения, достойные его гения, произведения подлинно великие.

Оратория, к которой обратился Гендель в 30-40-е годы, не была для него новым жанром. Первые ораториальные произведения его относятся еще ко времени пребывания в Гамбурге и Италии; последующие тридцать сочинялись на протяжении всей творческой жизни. Правда, до конца 30-х годов Гендель уделял сравнительно мало внимания оратории; только отказавшись от оперы seria, он начал глубоко и всесторонне разрабатывать этот жанр. Таким образом, ораториальные произведения последнего периода можно рассматривать как художественное завершение творческого пути Генделя. Все, что в глубине сознания десятилетиями зрело и вынашивалось, что частично претворялось и совершенствовалось в процессе работы над оперой и инструментальной музыкой, получило в оратории наиболее законченное и совершенное выражение.

Итальянская опера принесла Генделю владение вокальным стилем и разнообразными видами сольного пения: выразительным речитативом, ариозными и песенными формами, блестящими патетическими и виртуозными ариями. Пассионы, английские антемы помогли выработать технику хорового письма; инструментальные, и в частности оркестровые, сочинения способствовали умению пользоваться красочно-выразительными средствами оркестра. Таким образом, богатейший опыт предшествовал созданию ораторий - лучших творений Генделя.

Однажды в беседе с одним из своих почитателей композитор сказал: «Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие. Моя цель - делать их лучшими».

Отбор тематики в ораториях происходил в полном соответствии с гуманными этическими и эстетическими убеждениями, с теми ответственными задачами, которые возлагал Гендель на искусство.

Сюжеты для ораторий Гендель черпал из самых разных источников: исторических, античных, библейских. Наибольшую популярность при жизни и наивысшую оценку после смерти Генделя получили его поздние произведения на сюжеты, взятые из Библии: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей».

Не следует думать, что, увлекшись ораториальным жанром, Гендель сделался религиозным или церковным композитором. За исключением нескольких сочинений, написанных по специальному поводу, у Генделя нет церковной музыки. Оратории он писал в музыкально-драматическом плане, предназначая их для театра и исполнения в декорациях. Только под сильным давлением духовенства Гендель отказался от первоначального проекта. Желая подчеркнуть светский характер своих ораторий, он стал исполнять их на концертной эстраде и создал тем самым новую традицию эстрадно-концертного исполнения библейских ораторий.

Обращение к Библии, к сюжетам из Ветхого завета, также было продиктовано отнюдь не религиозными побуждениями. Известно, что в эпоху средних веков массовые социальные движения нередко облекались в религиозную оболочку, шли под знаком борьбы за церковные истины. Классики марксизма дают этому явлению исчерпывающее объяснение: в средние века «чувства масс вскормлены были исключительно религиозной пищей; поэтому, чтобы вызвать бурное движение, необходимо было собственные интересы этих масс представлять им в религиозной одежде» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 314.).

Со времени Реформации, а затем английской революции XVII века, протекавших под религиозными знаменами, Библия сделалась чуть ли не самой популярной книгой, почитаемой в любой английской семье. Библейские предания и сказания о героях древнееврейской истории привычно связывались с событиями из истории собственной страны и народа, и «религиозные одежды» не скрывали вполне реальных интересов, потребностей и желаний народа.

Использование библейских сказаний в качестве сюжетов для светской музыки не только расширяло круг этих сюжетов, но и предъявляло новые требования, несравненно более серьезные и ответственные, придавало тематике новый социальный смысл. В оратории можно было выйти за пределы общепринятой в современной опере seria любовно-лирической интриги, трафаретных любовных перипетий. Библейские темы не допускали в толковании фривольности, развлекательства и искажений, которым подвергались в операх seria античные мифы или эпизоды древней истории; наконец, давно всем знакомые легенды и образы, употребляемые в качестве сюжетного материала, позволяли приблизить содержание произведений к пониманию широкой аудитории, подчеркнуть демократический характер самого жанра.

Показательно для гражданского самосознания Генделя направление, по которому происходил отбор библейских сюжетов.

Внимание Генделя приковано не к индивидуальной судьбе героя, как в опере, не к его лирическим переживаниям или любовным приключениям, а к жизни народа, к жизни, исполненной пафоса борьбы и патриотического подвига. По существу, библейские предания служили условной формой, в которой можно было в величественных образах воспеть прекрасное чувство свободы, стремление к независимости, прославить самоотверженные действия народных героев. Именно эти идеи составляют действительное содержание генделевских ораторий; так они были восприняты современниками композитора, так же они были поняты наиболее передовыми музыкантами других поколений.

В. В. Стасов в одной из рецензий пишет: «Концерт заключился хором Генделя. Кому из нас он потом не снился, как какое-то колоссальное, беспредельное торжество целого народа? Что за титаническая натура был этот Гендель! И вспомним, что таких хоров, как этот, можно найти у него несколько десятков».

Эпико-героический характер образов предначертал формы и средства их музыкального воплощения. Гендель в высокой степени владел мастерством оперного композитора, и все завоевания оперной музыки он сделал достоянием оратории. Но в отличие от оперы seria, с ее опорой на сольное пение и господствующее положение арии, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Именно хоры сообщают ораториям Генделя величественный, монументальный облик, содействуют, как писал Чайковский, «подавляющему эффекту силы и мощи».

Владея виртуозной техникой хорового письма, Гендель добивается разнообразнейших звуковых эффектов. Свободно и гибко он применяет хоры в самых контрастных положениях: при выражении скорби и радости, героического подъема, гнева и возмущения, при обрисовке светлой пасторали, сельской идиллии. То он доводит звучание хора до грандиозной силы, то низводит его до прозрачного pianissimo; иногда Гендель пишет хоры в сочном аккордово-гармоническом складе, соединяя голоса в компактную плотную массу; богатые возможности полифонии служат средством, усиливающим движение, действенность. Эпизоды полифонические и аккордовые следуют попеременно, или оба принципа - полифонический и аккордовый - объединяются.

По мнению П. И. Чайковского, «Гендель был неподражаемый мастер относительно умения распоряжаться голосами. Нисколько не насилуя хоровые вокальные средства, никогда не выходя из естественных пределов голосовых регистров, он извлекал из хора такие превосходные эффекты масс, каких никогда не достигали другие композиторы...».

Хоры в генделевских ораториях - всегда активно действующая сила, которая направляет музыкально-драматическое развитие. Поэтому композиционные и драматургические задачи хора исключительно важны и разнообразны. В ораториях, где главным действующим лицом является народ, значение хора особенно возрастает. Это видно на примере хоровой эпопеи «Израиль в Египте». В «Самсоне» партии отдельных героев и народа, то есть арии, дуэты и хоры, распределены равномерно и дополняются один другим. Если в оратории «Самсон» хор передает лишь чувства или состояния враждующих народов, то в «Иуде Маккавее» хор выполняет более активную роль, принимая непосредственное участие в драматических событиях.

Драма и ее развертывание в оратории познаются единственно музыкальными средствами. Как говорит Ромен Роллан, в оратории «музыка служит сама себе декорацией». Как бы восполняя отсутствие декоративного убранства и театрального разыгрывания действия, оркестру придаются новые функции: живописать звуками происходящее, обстановку, в которой совершаются события.

Жизненный и творческий путь Г. Ф. Генделя.

Г. Ф. Гендель (1685 - 1759) – немецкий композитор барокко. Родился в Галле близ Лейпцига, первую половину своей жизни прожил в Германии, а вторую половину – с 1716 г. – в Англии. Гендель умер в Лондоне и похоронен в Вестминстерском аббатстве (усыпальница английских королей, государственных деятелей, знаменитых людей: Ньютона, Дарвина, Диккенса). В Англии Генделя считают английским национальным композитором.

В раннем возрасте Гендель обнаруживает большие музыкальные способности. Уже в 7-летнем возрасте Гендель покоряет своей игрой на органе герцога Саксонского. Однако музыкальные увлечения ребёнка наталкиваются на противодействие отца, мечтавшего о юридической карьере сына. Поэтому Гендель поступает в университет на юридический факультет и параллельно служит органистом в церкви.

В 18-летнем возрасте Гендель переезжает в Гамбург, город, имеющий первый в Германии оперный театр, соревнующийся с театрами Франции и Италии. Именно опера влекла к себе Генделя. В Гамбурге появилась первая оратория Генделя «Страсти по Евангелию от Иоанна», первые оперы – «Альмира», «Нерон».

В 1705 г. Гендель направляется в Италию, пребывание в которой имело огромное значение для формирования генделевского стиля. В Италии окончательно определилось творческое направление композитора, его приверженность итальянской опере-seria. Оперы Генделя получают восторженное признание у итальянцев («Родриго», «Агриппина»). Гендель пишет также и оратории, светские кантаты, в которых оттачивает своё вокальное мастерство на итальянские тексты.

В 1710 г. композитор едет в Лондон, где с 1716 г. обосновывается окончательно. В Лондоне он отдаёт много времени изучению хорового искусства Англии. В результате появляются 12 антемов – английских псалмов для хора, солистов и оркестра на библейские тексты. В 1717 г. Гендель пишет «Музыку на воде» - 3 оркестровых сюиты для исполнения во время парада королевского флота на Темзе.

В 1720 г. в Лондоне был открыт оперный театр «Королевская академия музыки» (с 1732 г. – «Ковент-Гарден»), музыкальным руководителем которого становится Гендель. Период с 1720 по 1727 гг. является кульминационным в деятельности Генделя как оперного композитора. Гендель создавал по несколько опер в год. Тем не менее, итальянская опера всё более и более стала испытывать кризисные явления. Английское общество стало испытывать острую потребность в национальном искусстве. И хотя лондонские оперы Генделя были распространены по всей Европе как шедевры, падение престижа итальянской оперы отражается и на его творчестве. В 1728 г. «Королевскую академию музыки» пришлось закрыть. Однако Гендель, не отчаиваясь, едет в Италию, набирает новую труппу и открывает сезон Второй оперной Академии. Появляются новые оперы: «Роланд», «Ариодант», «Альчина» и др., в которых Гендель обновляет трактовку оперы-seria– вводит балет, усиливает роль хора, делает музыкальный язык более простым и выразительным. Однако борьба за оперный театр кончается поражением – Вторая оперная Академия закрывается в 1737 г. Композитор тяжело переносит крах Академии, заболевает (депрессия, паралич) и почти 8 месяцев не работает.

После провала оперы «Дейдалия» (1741) Гендель отказывается от сочинения опер и сосредотачивает внимание на оратории.В период с 1738 по 1740 гг. были написаны его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия» и др. Оратория «Мессия» после премьеры в Дублине встретила резкую критику духовенства.

На закате жизни Гендель добивается прочной славы. Среди произведений, написанных в последние годы, выделяется «Музыка для фейерверка», предназначенная для исполнения на открытом воздухе. В 1750 г. Гендель берётся за сочинение новой оратории «Иевфай». Но здесь его сражает несчастье – он слепнет. Слепой, он заканчивает ораторию. В 1759 г. Гендель умирает.

Характеристика творческого стиля Генделя.

Огромное значение имеет духовная тематика – образы Ветхого и Нового заветов (оратории «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей»). В них Генделя привлекал эпический размах и героический характер многих образов (библейские образы в героическом, гражданском аспекте).

Музыка Генделя передаёт не психологически тонкие нюансы, а большие чувства, которые композитор воплощает с такой силой и мощью, что заставляет вспомнить творения Шекспира (Генделя, как и Бетховена, нередко называют «Шекспиром масс»). Отсюда – основные черты его стиля:

монументальность, широта (обращение к крупным формам – опере, кантате, оратории)

оптимистическое, жизнеутверждающее начало

общечеловеческий уровень творчества.

Свыше 30 лет своей жизни Гендель посвятил опере (свыше 40 опер). Но только в ораториальном жанре Гендель создал подлинно великие произведения (32 оратории). Сюжеты для ораторий Гендель черпал из различных источников: исторических, античных, библейских. Наибольшую популярность получили его библейские оратории: «Саул», «Израиль в Египте», «Самсон», «Мессия», «Иуда Маккавей». Свои оратории Гендель предназначал для театра и исполнения в декорациях. Желая подчеркнуть светский характер своих ораторий, он стал исполнять их на концертной эстраде, создав тем самым новую традицию исполнения библейских ораторий. В ораториях внимание Генделя приковано не к индивидуальной судьбе героя, как в опере, не к его лирическим переживаниям, а к жизни целого народа. В отличие от оперы-seria, с её опорой на сольное пение, стержнем оратории оказался хор как форма передачи мыслей и чувств народа. Формой сольного пения в оратории, как и в опере, является ария. Гендель вводит новую разновидность сольного пения - арию с хором.

Музыкальное искусство эпохи Классицизма образно-смысловое наполнение. Личности.

Классицизм - образная среда

На протяжении 15 -18вв. попытка возрождения античности заявляла о себе, каждый раз обнаруживая новые свои грани. В разные периоды это стремление принимало различные формы. На ранних этапах музыкальный классицизм соседствовал с периодом мощного расцвета барокко, использовал многие барочные средства и не смог в тот период реализоваться в той же мере, как, например, в литературе (Ж.Б.Мольер, П.Корнель, Ж.Расин).

Классицизм 18в. формировался во Франции в период распада абсолютной монархии, выдвижения третьего сословия и предреволюционных идей эпохи Просвещения. Эти идеи оказали заметное влияние на развитие искусства Франции и других стран западной Европы. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в наличии единого, всеобщего порядка, управляющего ходом вещей в природе и жизни, гармоничности человеческой натуры. Разум служил главным критерием в познании прекрасного. Теоретической базой движения Просвещения был материализм, атеизм, рационализм, критицизм, прагматизм, оптимизм. Французские просветители обожествляли природу и "естественный порядок вещей", считали необходимым уподобить ему общественную жизнь. Эти идеи соответствовали эстетике Классицизма. Искусство призывало человека воспитывать в себе чувство гражданского долга, а не предаваться забавам и наслаждениям. Эти идеи принимали подчас парадоксальные формы. Просветители отводили изобразительному искусству роль иллюстратора морали, часто банальных и сентиментальных житейских истин и требовали безапелляционной дидактичности в осуществлении воспитательных функций. Всепроникающая литературность приводила к тому, что картины могли пересказывать, как роман. Показательны названия произведений наиболее последовательного "просветителя" Ж.-Б. Греза: "Битые яйца", "Наказанный сын", " Два воспитания" - они действительно вызывали желание пересказывать сюжет. Характерно, что сами художники, и в том числе Грёз, писали пространные письма с подробными комментариями и объяснениями сюжетов своих картин. В музыке эти принципы тоже нашли своё преломление, - мало того, здесь они сыграли прогрессивную роль. Музыкальные образы стали зримыми и конкретными. Многие музыкальные темы настолько рельефны, что их можно "рассказать". Противопоставление рельефных, контрастных тем-образов, их столкновение и взаимодействие легло в основу музыкальной драматургии сонатного Allegro - наивысшего достижения музыкального классицизма.

Эстетика классицизма содержит сумму обязательных правил, которым должно отвечать произведение искусства. Важнейшие из них - требования равновесия красоты и истины, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции, чёткого разграничения жанров. В Драматическом искусстве обязательными были принципы «трех единств» («единство времени», «единство места», «единство действия»). Ещё одна норма классицизма, нашедшая воплощение в музыке, касается образного содержания. Сюжеты, литературные или обобщённые, должны заканчиваться победой добра над злом, торжеством светлых сил, утверждением оптимистического, светлого начала. Образы музыкальных произведений должны быть рельефными и опред-ми: героическими, страждущими, ликующими, фатальными, галантными, комичными и др.

Наиболее яркое воплощение классицизм получил во второй половине 18в. в творчестве венских классиков. Становление Венской классической школы приходится на годы бурного развития немецкого и австрийского просветительства. Переживает свой расцвет немецкая поэзия, достигает высокого развития философия. В Австрии, в период так называемого "просвещенного абсолютизма" Иосифа II создаётся почва для распространения передовых идей. Крупнейшие художники и мыслители эпохи - Гердер, Гёте, Шиллер, Лессинг, Кант, Гегель выдвигают новые гуманистические идеалы. Это оказало существенное воздействие на формирование мировоззрения композиторов венской классической школы. Музыканты, вынужденные находиться на положении лакеев у аристократической знати или служить в церквах, удовлетворяя по необходимости часто отсталые вкусы коронованных и титулованных властителей, острейшим образом ощущали несправедливость и абсурдность создавшегося положения вещей. Видными представителями классицизма были композиторы мангеймской школы: К.В.Глюк,Л.Боккерини,К.Д.фон Диттерсдорф,Л.Керубини. Вершина музыкального классицизма - творчество венских классиков - В.А.Моцарта, Й. Гайдна и Л.В.Бетховена.

Эстетика классицизма, подразумевающая стройность и законченность композиции, её равновесие и рациональность повлекла за собой интенсивное развитие музыкальных форм. Это дало новое осмысление целому ряду жанров, бытовавших на начало этого периода. В инструментальной музыке соната, симфония, инструментальный концерт последней трети 18 в. - это уже абсолютно не те сонаты, симфонии, концерты, которые мы встречаем в музыке барокко. В них другие формы, другая лексика, другой образный смысл и другая логика. Важнейшим завоеванием этого этапа было утверждение симфонизма как носителя образно-смыслового содержания в развитии и сложном сплетении противоречий. Симфонизм венских классиков вбирает в себя некоторые элементы оперной драматургии, воплощая большие, развёрнутые идейные концепции и драматические конфликты. С другой стороны, принципы симфонического мышления проникают не только в различные инструментальные жанры (соната, квартет и т. д.), но и в оперу, и в произведения кантатно-ораториального типа.