Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сергей Тимофеевич Аксаков: страницы жизни и судьбы.  Семья Аксаковых

Сергей Тимофеевич Аксаков: страницы жизни и судьбы.  Семья Аксаковых

Русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик. Отец славянофилов И.С. Аксакова и К.С. Аксакова, мемуаристки В.С. Аксаковой.

Родился в небогатой, но старинной дворянской семье. Его отец Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Уфимского земского суда. Мать, Мария Николаевна Зубова, была дочерью помощника оренбургского наместника. Мария Николаевна с детства приохотила сына к чтению книг, привила ему любовь к литературе, театру, искусству. От отца юный Аксаков унаследовал любовь к природе, страсть к охоте и рыбалке, редкую наблюдательность. Детство будущий писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково.

Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии (с 1799 года), преобразованной вскоре в Казанский университет (1804) , где он также продолжил учиться. В студенческие годы С. Т. Аксаков увлекся театром, принимал участие в деятельности «Общества любителей русской словесности». В университете Сергей Тимофеевич познакомился с преподавателем математики Г.И. Карташевским, оказавшим на него большое влияние. Впоследствии Карташевский женился на родной сестре Аксакова Наталье Тимофеевне.

Не окончив Казанский университет, будущий писатель переехал в Петербург (1807), где поступил на службу в Комиссию по составлению законов и Экспедицию о государственных доходах до 1819 года.

В 1816 году Аксаков женился по большой любви на О. С. Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турецкой княжны Игель-Сюм. Умная и образованная женщина, Ольга Семеновна всю жизнь была главным советчиком, первым читателем и литературным критиком Аксакова. У Аксаковых была большая дружная семья: четверо сыновей и шесть дочерей.

В 1827-1832 годах Аксаков служил в Московском цензурном комитете. В 1833-1838 годах стал инспектором, а затем и директором Константиновского межевого института. За время директорства Аксакова институт стал одним из образцовых учебных заведений. Московский период жизни С. Т. Аксакова ознаменовался новой деятельностью и новыми знакомыми. Среди них были писатель М. Н. Загоскин, поэт и критик С. П. Шевырев, журналист Н. И. Надеждин, драматург А. А. Шаховской, историк М. П. Погодин. Сам Аксаков в этот период плодотворно занимался переводами, литературной и театральной критикой, сотрудничал с журналами «Атеней», «Галатея», «Московский вестник». Крепкая дружба связала в эти годы С.Т. Аксакова и талантливого русского актера М. С. Щепкина.

В 1837 году Аксаков стал наследником большого имения (850 душ крепостных и несколько тысяч десятин земли) в Оренбургской губернии, где бывал лишь наездами. В 1839 году Сергей Тимофеевич по причине расстроенного здоровья вышел в отставку.

В 1843 году семья Аксаковых приобрела подмосковное имение Абрамцево. Там, на берегу живописной реки Вори, где часами просиживал с удочкой С. Т. Аксаков, в тихой уединенной усадьбе расцвел его талант натуралиста. Отойдя от служебных обязанностей, обосновавшись в милом его сердцу сельском уголке, Сергей Тимофеевич активно включился в литературную деятельность. Этому обстоятельству способствовало также тесное общение писателя с возвратившимся из-за границы Н.В. Гоголем, с которым семья Аксаковых была знакома с 1832 года.

Гоголь настаивал на том, чтобы Аксаков, обладавший замечательным даром рассказчика и декламатора, взялся за перо. Дебют писателя оказался весьма успешным и многообещающим. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) - С. Т. Аксаков проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Критика очень благосклонно приняла нового писателя. Очень высокого мнения об «охотничьей» трилогии С. Т. Аксакова был И. С. Тургенев, с которым у Аксакова завязалась переписка и личная дружба. Его труды также были по достоинству оценены многими русскими учеными-натуралистами, такими как К. Ф. Рулье, В. М. Черняев.

Однако наиболее полно талант Аксакова-литератора раскрылся в его автобиографических произведениях: «Семейная хроника» (1856) «Детские годы Багрова-внука» (1858) и «Воспоминания» (1856), написанных им на основе реальных жизненных событий и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них дух и быт провинциальной дворянской семьи конца XVIII века в его повседневности. В этих произведениях с особой силой проявилась самобытность таланта Аксакова, заключавшаяся в характере и стиле его литературного языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Широкую известность приобрела сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», помещенная им в приложении к книге «Детские годы Багрова-внука». Сказку писатель посвятил своей маленькой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Это небольшое, по сути, самостоятельное произведение писателя подкупало читателей своим волшебным красочным сюжетом, яркими непосредственными характерами главных героев, необыкновенно певучим и образным языком.

Успех автобиографической трилогии С. Т. Аксакова был необычаен. Читатели и критика восторженно приняли книги нового талантливого мемуариста. На склоне лет к С. Т. Аксакову пришла широкая известность и признание. Однако писательский труд давался литератору с большими усилиями. Он почти потерял зрение, и ему приходилось диктовать произведения своим близким, полагаясь на их усердие и редакторский талант.

Весной 1859 года давно и тяжело болевший Аксаков скончался в Москве. После себя он оставил талантливое потомство, добрую память и прекрасные, ставшие хрестоматийными произведения. Сергей Тимофеевич Аксаков был похоронен в Москве в Симоновом монастыре, в советское время перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Дети:

Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост.

Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.

Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта).

Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.

Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.

Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету.

Надежда (1829—1869), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.

Любовь (1830—1867) - художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.

Мария (1831—1908) - жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.

Анна (1831—?), умерла в детстве.

Софья (1834—1885).

Память

В настоящее время в Уфе находится Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.

В Государственном историко-художественном и литературном музее «Абрамцево» часть экспозиции Главного усадебного дома посвящена семье Аксаковых и гостям их дома.

В с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области открыт памятник С. Т. Аксакову.

В с. Надеждино Белебеевского района Оренбургской области открыт памятник Аксакову.

В г. Уфа открыт памятник С. Т. Аксакову.

Ежегодно в Музее-заповеднике «Абрамцево» проводятся Аксаковские чтения.

Ежегодно там же проводится Всероссийский фестиваль «Аленький цветочек».

Ежегодно с 1992 года в Уфе проводится Международный Аксаковский праздник.

Внеклассное мероприятие
«Семья Аксаковых и моя
семья»

Творчество С.Т. Аксакова занимает, бесспорно, особое место в истории
отечественной литературы. Современник великих русских писателей, таких, как
Грибоедов, Пушкин, Гоголь, Гончаров, Тургенев, Толстой – Аксаков обладал
уникальным дарованием в аспекте тематики, жанра и стиля его произведений.
Об Аксакове справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со
своим временем и что его литературная биография есть как бы воплощение
истории русской литературы за время его деятельности.
исследование, систематизация информации о семье С.Т. Аксакова.
Цель:
Задачи:
а) исследовать жизнь С.Т. Аксакова в семье;
б) прочитать автобиографические произведения писателя;
в) определить роль влияния семьи на творчество писателя в русской литературе.
Материалом для исследования послужили: биография писателя, его
произведения. В ходе исследования были использованы такие методы, как
наблюдение, описание, сопоставление, анализ.
Практическая направленность работы состоит в том, что результаты
исследования могут быть использованы при изучении творчества С.Т. Аксакова,
при обучении анализу произведений,
организации внеклассных
мероприятий.
при
Для своего исследования мы выбрали тему о семье. Почему спросите вы?
Сегодня в этой области много проблем. Государство, объявив семью
непреходящей ценностью, взяло её под свою защиту. Оно заинтересовано в том,
чтобы семьи, составляющие её основу, были крепкими.
Недаром говорят: «Крепка семья – крепка Отчизна».
Обществу небезразлично, какой климат царит в семье, какие принципы
семья исповедует, чем она живёт, чем «дышит», ведь именно в семье
воспроизводится новая жизнь, воспитываются будущие граждане страны.
Именно от семьи зависит, какими они будут.

1. Семья Аксаковых
Мы хотим познакомить вас с жизнью удивительной семьи – семьи
Аксаковых. У Аксаковых было 10 детей, их воспитанию уделялось
исключительное внимание.
Сергей Тимофеевич Аксаков занимает видное место в истории
отечественной литературы. Выдающийся мастер реалистической прозы, тонкий
психолог, писатель, в совершенстве владевший сложным искусством
изображения природы, отличный знаток всех сокровенных богатств русского
народного слова ­ таким знаем мы Аксакова. Таким знали его и почитали Гоголь
и Тургенев, Герцен и Чернышевский, Некрасов и Толстой. Люди самых
различных политических и эстетических верований, они были единодушны в
оценке того большого вклада, который внёс в русскую литературу автор
«Семейной хроники» и «Детских годов Багрова – внука». И, конечно же, автор
всем вам хорошо известной сказки «Аленький цветочек».
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября) 1791 года в
Уфе, в небогатой, но старинной дворянской семье. Отец его служил
прокурором, мать принадлежала к чиновной аристократии. Свои ранние годы он
провел в степном имении деда, родовитого, хотя и не очень богатого дворянина.
Он был человеком почти необразованным, слабовольным, тихим, застенчивым,
но привил ему любовь к деревенской жизни, к природе.
После его смерти это имение – Новое Аксаково – переходит к отцу
будущего писателя. В 1800­м году на формирование будущего писателя
исключительное влияние оказала его мать, Мария Николаевна. Она привила ему
любовь к книге; сама большая охотница до чтения, она развивала эту
наклонность и в сыне, руководила его чтением. Между ними установились
дружеские, редкие по своей исповедальной доверительности отношения.

Дворянское происхождение, отмечает Добролюбов, освобождало от
необходимости рано втягиваться в «практическую жизнь», и «живой,
восприимчивый мальчик обратился исключительно к природе и своему
внутреннему чувству и стал жить в этом мире». Так что предыстория известных
книг С.Т.Аксакова об уженье, охоте, несомненно, берет начало в его детстве.
Рано входит во внутренний мир мальчика и народная поэзия. Завороженный,
слушает он в долгие зимние вечера сказительницу Пелагею, ключницу из
крепостных. В ее обширнейшем сказочном репертуаре были и все русские
сказки, и множество восточных.

Неизгладимое впечатление оставляют душе и в памяти мальчика
народные песни, святочные игры. А когда Сережа приохотился к чтению книг,
он и ему отдается с исступленной страстью. Разжигая воображение, и без того у
мальчика не по годам развитое, чтение устремляет его по новому руслу: он
выдумывает приключения, сходные с вычитанными в книгах, и рассказывает их
как доподлинные, будто бы с ними самим случившиеся.
Дом писателя Аксакова являлся своеобразным культурным гнездом,
средоточием духовного общения писателей и деятелей нескольких поколений.
Он выделялся постоянством, глубиной и разносторонностью культурных
интересов.
увлечённый
литературой и театром Сергей Тимофеевич Аксаков привлекал к себе
писателей, учёных, актёров, музыкантов.
доброжелательный,
Общительный,
отзывчивый,
Гостеприимный дом посещали люди разных политических взглядов и
ориентаций. Несмотря на идейные расхождения, здесь охотно собирались и
западники и славянофилы. Их объединяли дружеские отношения.
Влияние на литературу «дома Аксаковых», как и незаурядной его
личности, было очень велико. Это был особый дом и особая семья, в которой
весь уклад, быт как бы пронизывались культурными интересами.
Дом Сергея Тимофеевича Аксакова был совершенно особенным и по тем
отношениям общей любви, сердечности, тёплого радушия, а также тихого (хотя
и не безмятежного) счастья, которые царили в нём. Всё было основано на полной
свободе и взаимном доброжелательстве, все держали себя с полной
непринуждённостью, в том числе и дети. Все любили «отесеньку» (как называли
отца дети), доброго гения своей семьи и знакомых.
Созданию сердечной атмосферы в семье много способствовала жена
Сергея Тимофеевича Аксакова – Ольга Семёновна. Сергей Тимофеевич был
счастлив как муж и отец. Женился он по страстной любви. Его возлюбленная
Оленька Заплатина, или Оллина, как он её называл, моложе его на год, жила
вместе с отцом, суворовским генералом, на окраине Москвы, близ Донского
монастыря. Мать её была турчанка, красавица Игель­Сюма, взятая в плен при
осаде Очакова.
После смерти матери дочь, поселившись с отцом в Москве, стала его
другом и помощником. Старый воин не мог заменить дочери её умершую мать,
но по­своему воспитывал её тем особым своим духом доблести, который потом
оказал ей такую великую поддержку в воспитании детей. Ольга читала отцу
исторические сочинения, книги о военных походах, сражениях. Постоянно
читались газеты. Так текла их мирная жизнь в Москве, пока её не взбудоражил
молодой человек, Сергей Аксаков, зачастивший в их дом.
Какое это было чудное время! Какая пылкость чувства, какое
нетерпеливое желание видеть свою милую Оллину! Тогда, приходя после
встречи с невестой домой, молодой человек изливал свои чувства к
возлюбленной в стихах, в сентиментальной прозе с «ахами», с «замиранием

сердца», с мечтами о завтрашнем блаженстве свидания. И вот 2 июня 1816 года
в церкви Симеона Столпника на Поварской молодых повенчали.
В семейной жизни поубавились, конечно, и «ахи», и мечты о блаженстве.
Но зато явились свои радости, открытие в себе чувства отцовства. Рождение
первенца 29 марта 1817 года, названного Константином, обратило его в новое
страстное состояние, заставившее забросить и забыть и рыбалку, и охоту, и все
другие увлечения. Со смешанным чувством благоговения, с любопытством
вглядывался он в широкое личико крохотного пришельца из другого,
таинственного мира, глядевшего перед собой голубыми, уже осмысленными
глазками. Отец часто сам был и нянькой, и хранителем колыбели младенца,
вскакивая по ночам, когда тот начинал плакать. Когда Костя подрос и стал
ходить, пригодился и сценический талант отца: напевал ему песенки, разыгрывал
уморительные сценки.
Пришёл свой срок и для рыбалки, а потом и для первой охоты, поблизости
за прудом, кончившейся выговором сына отцу за убитого куличка. Одним
словом, как когда­то отец вводил маленького Серёжу в мир природы, так
ставший отцом Сергей Тимофеевич передавал сыну по наследству свою любовь
к природе.
Затем в семье Аксаковых появились дочь Вера, сын Гриша, Миша. Пятым
ребёнком был сын Иван. Позже родились дочери Оля, Надя, Любонька, Маша,
Сонечка. Оля была очень больной девочкой, это доставляло много переживаний
родителям.
В 17 лет умер Миша. Он был очень весёлым, остроумным мальчиком,
сколько оживления вносил он в жизнь семейства, как радовал своими
музыкальными способностями. Не только близкие, но и посторонние удивлялись
его таланту. Умер он в Петербурге, куда отец отвёз его поступать в Пажский
корпус.
Смерть Миши поразила отцовское сердце. Он был смят горем: он и прежде
испытал семейные потери – умерли во младенчестве, сразу после рождения, два
сына и две дочери. Но здесь уже семнадцатилетний юноша, почти взрослый сын.
Удар был жесток. Он боялся за Оллину, но она, узнав о смерти сына, не
предалась отчаянию, она только стала молчаливой и неотступно задумчивой.
Утрата ещё более сроднила их.
Сыновья Сергея Тимофеевича Аксакова Константин Сергеевич и Иван
Сергеевич были высокообразованными людьми, видными публицистами и
критиками, они унаследовали от отца горячую любовь к русской культуре,
изучали отечественную историю; перу Константина Сергеевича принадлежит
ряд серьёзных работ по лингвистике, а Иван Сергеевич был известен и как поэт.
Ещё один сын, Григорий Сергеевич, был одним из замечательных
губернаторов, оставил заметный след в истории Уфимского и Самарского края.
Он обладал поразительной сострадательностью к людям. Придавал огромное
значение народному образованию, считал, что грамотная жена и мать будет

иметь большой авторитет и ощутимее станет её влияние на экономический и
нравственный климат семьи. Он стал единственным продолжателем на Земле
рода Аксаковых, у него была дочь Ольга.
2. Традиции семьи Аксаковых
Аксаковская семья хранила традиции героического русского прошлого.
Был, например, у Аксаковых совершенно особенный праздник Вячка – в честь
одного малоизвестного древнерусского витязя, выбросившегося из башни
осаждённого немцами города. Праздник этот отмечали ежегодно 30 ноября. В
этот день сыновья Сергея Тимофеевича наряжались в железные латы и шлемы,
маленькие дочери ­ в сарафаны, все вместе водили хороводы и пели песню,
сочиненную Константином Сергеевичем.
Семья для Аксакова – не только свои дети, но и родовое предание,
родители, предки. Он считал, что без семейных, народных преданий не может
быть исторической жизни. В них продолжали жить прежние поколения, входя в
живую семью, обогащая её духовно и нравственно.
Сами Аксаковы вели свой род от знатного варяга Шимона, племянника
короля норвежского Гакона Слепого, прибывшего в Киев в 1027 году с
дружиной и построившего в Киево­Печёрской лавре церковь Успения (где он и
погребён. Историей об этом Шимоне открывается знаменитый «Киево­
Печёрский патерик» ­ памятник древнерусской литературы XII века. Аксаковы
гордились своей родословной.
Зиму Аксаковы проводили в Москве, летом ездили в Оренбургский край,
где прошло детство Сергея Тимофеевича.
Когда поездки стали
затруднительными, Аксаковы начали подыскивать усадьбу поблизости от
Москвы. После долгих поисков остановились на имении Абрамцево.
Абрамцево возвращало Аксакову мир его детства и воскрешало старую
страсть – рыбную ловлю, которой много лет назад, мальчиком, он занимался с
таким увлечением, что ни о чём другом не мог ни думать, ни говорить.
Живописное имение Абрамцево полюбилось Аксаковым и их
многочисленным друзьям. В радушном доме подолгу гостил Гоголь. В кругу
семьи Аксаковых он мастерски читал свои произведения, рассказывал о замысле
второго тома «Мёртвых душ».

По вечерам в Абрамцеве обсуждали литературные и театральные новости,
спорили о народе, истории, много говорили о русских народных песнях, которые
в то время собирали и записывали П.В. Киреевский и Н.М. Языков.
Поэтическая природа Подмосковья благотворно действовала на С.Т.
Аксакова. Внешне всегда спокойный и добрый, неторопливый и простой, он был
наделён, по словам Гоголя, «нервически пылкой» натурой, чуткой, страстной и
увлекающейся. В его литературном таланте реализовалась преимущественно
одна сторона природной одарённости – мудрость и покой. Другая же – пылкость
и страстность –с избытком проявлялась в его отношениях к людям.
С.Т. Аксаков обладал уникальной способностью сочувствовать и
переживать. Особенно это проявлялось в отношении к талантливым людям. С.Т.
Аксаков умел «заметить», распознать талант и помочь ему раскрыться. В этом
он видел свою миссию. Он умел помочь другу и в беде, и в усталости, и в
болезни, отдавая в его распоряжение тепло и уют своего дома.
Вот такова история семьи Аксаковых, о ней можно говорить бесконечно
много. Мы постарались вкратце рассказать о самом важном.
3. Семья Несговоровых и ее традиции
Наша семья очень большая и дружная. Мой дедушка Иван Илларионович
Гаврилов и бабушка Клавдия Кирилловна Гаврилова. Сейчас они находятся на
заслуженном отдыхе. Дедушка работал электриком на Благовещенском
арматурном заводе. Бабушка ­ фельдшером скорой помощи. Они вырастили
двоих детей. Моя мама, Светлана Ивановна является их дочерью, а Сергей
Иванович их сыном. Когда мама еще училась в школе, она познакомилась с моим
папой, Несговоровым Сергеем. С тех пор они вместе. После свадьбы у
родителей появилась дочь Татьяна, спустя десять лет в городе Уфе ­ я,
Несговоров Никита. У моей сестры уже своя семья: муж Владимир и маленькая
дочь Екатерина.
В нашей семье принято летом, каждые выходные ездить на рыбалку. Рано
утром на озере так хорошо и легко, что хочется остаться здесь на весь день.
Когда отплывешь от берега, на воде можно увидеть легкую дымку, туман.
Во время рыбалки мы забываем обо всем на свете, глядя на поплавок, и на
то, как плещется рыба.
А еще мы очень любим выезжать далеко – далеко, на самое большое озеро
Башкортостана: Аслыкуль. Там такая природа! Утром можно увидеть забавных
сусликов и бакланов – птиц, которые «смеются». Несменные жители озера ­
семья лебедей. Само же озеро настолько чистое, что можно заплыть на глубину
два метра и увидеть красивое каменистое дно.
Абсолютно у всех членов нашей семьи есть и спортивные пристрастия.
Мы все очень любим хоккей и каждый сезон ездим в ледовый комплекс «Уфа –
Арена», «болеем» за команду «Салават Юлаев».

Литература
1. Аксаков Сергей Тимофеевич. ­ Русские писатели: библиогр. словарь. – М., 1971.С.Т.
2. Аксаков, Воспоминания; Литературные и театральные воспоминания / коммент. Е. И.
Анненковой. – М.: Худож. лит, 1986.
3. Лобанов М. П. Сергей Тимофеевич Аксаков. - М.: Мол. гвардия, 1987 (2­е изд., 2005).
(Жизнь замечательных людей).
Интернет­ресурсы
1. http:// www.aksakov.net.ru /lib/sb/book/2061 ...

Слайд 1

С именем АКСАКОВА
Семья Аксаковых в истории Самарского края
Подготовила: зав. библиотекой Самарского кадетского корпуса МВД России Н.Н. Фуфлыгина

Слайд 2


Самара и Самарская область тесно связаны с родом Аксаковых. В Самаре жил дед писателя С. М. Аксаков, бывал и сам писатель С. Т. Аксаков, но в наибольшей степени с нашим городом связана жизнь его сыновей – Григория Сергеевича и Ивана Сергеевича Аксаковых.
Сергей Тимофеевич Аксаков
Григорий Сергеевич Аксаков
Иван Сергеевич Аксаков

Слайд 3

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) – самобытный русский писатель
165-летию Самарской губернии посвящается
Личность писателя настолько значительна в истории как русской, так и мировой культуры, что 1991 год, год 100-летия писателя, был объявлен ЮНЕСКО годом Аксакова по всему миру

Слайд 4

165-летию Самарской губернии посвящается
«Пусть я и второстепенный писатель, но мой кирпичик уже лежит в фундаменте того, что создаст великого писателя». (С.Т. Аксаков)
Свои ранние годы С.Т. Аксаков провел в Уфе и в дедовском имении Новом Аксакове Бугурусланского уезда Самарской губернии (сейчас это Оренбургская область). В автобиографических произведениях Аксакова это имение фигурирует под именем Новое Багрово. Наиболее известные произведения: «Аленький цветочек», «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника...».

Слайд 5

Род АКСАКОВЫХ на самарской земле
К Самаре семейство Аксаковых имеет непосредственное отношение, оставив в истории нашего города яркий след. На самарской земле покоится прах деда писателя: Степана Михайловича, сына Григория Сергеевича и внучки Ольги Григорьевны Аксаковых. В Железнодорожном районе Самары есть улица Аксаковская, названая именем великолепного мастера прозы.
165-летию Самарской губернии посвящается

Слайд 6

Аксаковские места Самарской области
Аксаковские места Самарской области условно можно разделить на северное и южное направления. Северное направление: Неклюдово – Кротково – Абдул-завод – Сергиевск – Красное поселение– далее по симбирской земле…Это дорога, по которой ездили Аксаковы из оренбургских имений в симбирские. Южное направление – здесь находятся деревни, в большей степени связанные с семьёй Григория Сергеевича Аксакова, это Самара – Борское – Страхово – Языково».
165-летию Самарской губернии посвящается

Слайд 7

165-летию Самарской губернии посвящается
●Род Аксаковых является одним из стариннейших в России. ●Семья Аксаковых – это общественные деятели, литераторы, поэты и публицисты. Всего в семье было десять детей. Сразу у двух представителей этой славной фамилии дни рождения приходятся на октябрь. ●4 октября исполнилось 195 лет со дня рождения одного из самарских губернаторов, Григория Аксакова, известного помимо славы своего отца - писателя, многими добрыми делами на благо нашего края. ● 8 октября - день рождения литератора и общественного деятеля Ивана Аксакова, который немало писал о природе нашего края.

Слайд 8

Григорий Сергеевич Аксаков (1820-1891) - почетный гражданин города Самара

Слайд 9

●Григорий Сергеевич Аксаков служил в Самаре вице-губернатором, губернатором, три раза избирался губернским предводителем дворянства. ●20 января 1867 года Г. С. Аксаков был переведён на должность самарского губернатора. ●Его заслугами в нашем городе появилась железная дорога, телеграф, земская больница (ныне имени Н.И. Пирогова), соборный храм во имя Христа Спасителя, просвещалось малограмотное крестьянство, развивалась экономика города.
165-летию Самарской губернии посвящается

Слайд 10

●Г. С. Аксаков активно участвовал в организации помощи голодающим крестьянам Самарской губернии, заботился о состоянии народного здравия и трезвости, нравственности и укреплении семьи. ●У него было множество государственных наград. В 1873 году за заслуги перед городом Г.С. Аксакову присвоили звание Почётного гражданина Самары! ●До самой своей смерти Г.С. Аксаков служил нашему городу. Народ его очень любил. 24 февраля (по старому стилю) 1891 года Г.С. Аксаков скончался. Гроб с телом усопшего 18 вёрст простой народ нёс на руках!
165-летию Самарской губернии посвящается

Слайд 11

165-летию Самарской губернии посвящается
В Самаре Г.С. Аксаков жил с дочерью Ольгой, которой дед С.Т. Аксаков посвятил, известную всему миру, сказку «Аленький цветочек», в скромном доме на пересечении улиц Саратовской и Алексеевской (ныне Фрунзе и Красноармейской) напротив известного дома Курлиных.

Слайд 12

Иван Сергеевич Аксаков (1823-1886) - русский публицист, поэт, общественный деятель
165-летию Самарской губернии посвящается

Слайд 13

165-летию Самарской губернии посвящается
Несколько поколений аксаковской семьи было связано с этим местом. Особенно полюбилось оно Ивану Сергеевичу Аксакову, который немало писал о природе нашего края. "Весело глядеть на чистые, холодные ключи, бьющие с горы с такою силою по белому дну. Кругом горы... Вид оттуда превосходный.". Ивану Аксакову всё нравилось на курорте. Кроме стихов и статей о братьях-славянах, Иван Аксаков стал известен как пламенный борец за свободу Крыма и Балкан от турецкого владычества и даже выдвигался на болгарский престол.

Слайд 14

165-летию Самарской губернии посвящается
Любопытные повороты в судьбе у некоторых других представителей рода Аксаковых. ● Ольга - внучка писателя и дочка губернатора, для которой в свое время и была написана сказка «Аленький цветочек», впоследствии основала кумысолечебное заведение. ● Сергей - внук губернатора Григория Аксакова, во время гражданской войны служил в Колчаковской армии, потом эмигрировал, жил в Шанхае и вернулся на родину лишь под конец жизни, в конце 50-х годов. Прямых потомков Аксаковых не осталось. Род прервался - осталась лишь память о людях, верой и правдой служивших Отечеству

Слайд 15

165-летию Самарской губернии посвящается
Семья Аксаковых - замечательное и уникальное, в своем роде, явление русской жизни. Это был редкий случай в русской истории, когда не одного человека, а целую семью окружало всеобщее почтение. Современников привлекала царившая в этой семье теплота и сердечность, чистота её нравственной атмосферы, широта культурных интересов, удивительно прочная связь старшего и молодого поколений.

Слайд 16

Памяти семьи Аксаковых
В Самаре планируется увековечить память семьи Аксаковых. В районе пересечения улиц Фрунзе и Красноармейской будет разбит сквер со скульптурной композицией семьи Аксаковых, сидящих на лавке. В центре сквера будет сделана скульптура "Аленький цветочек" из одноименной сказки, которую записал известный русский писатель Сергей Аксаков. Возможно, для цветочка будет сделана какая-то подсветка, лазерные лучи - детально проект еще не разработан. Также в сквере будет поставлена скульптура девицы, которая по замыслу слушает сказку. Также украсят сквер пять фонтанов. А с двух его сторон планируется сделать кованую решетку в стиле модерн и ворота, которые будут закрываться в десять часов вечера и открываться ровно через двенадцать часов.
165-летию Самарской губернии посвящается

Слайд 17

165-летию Самарской губернии посвящается
Спасибо за внимание

Начало создания семьи

В тысяча восьмисот шестидесяти первом году Аксаков жениться на Заплатиной Ольге Семёновне, которая является дочерью суворовского генерал проживающего в Москве. Они уезжают в Ново-Аксаково. В тысяча восемьсот семнадцатом году у них рождается сын, которому дают имя Константин, в будущем его ожидает жизнь известного критика, поэта, учёного и основателя славянофильства.В тысяча восемьсот девятнадцатом году у Аксакова рождается дочь, которую назвали Вера, в тысяча восемьсот двадцатом году появляется второй сын, которого называют Григорием. В тысяча восемьсот двадцать третьем году рождается ещё один сын, которого назвали Иван, он тоже становиться известным поэтом, публицистом, критиком и видным деятелем славянофильства. Семья Аксакова состояла из десяти детей, которым уделялось очень много внимания родителей.

К сожалению Константин и Иван Сергеевичи, которые поддерживали понятие семья и семейное отношение в народах и международные отношения, не смогли оставить после себя потомство(наследников). Они полностью отдавались миру. Лишь средний брат, которого звали Григорий, продолжил род Аксаковых на земле.

Григорий Сергеевич

О Григории Сергеевиче в истории известно очень мало информации, он не был известным как его старшие братья. Его отправили в Петербургское училище правоведения, куда с ним попал и Иван. Григорий Сергеевич был женат на Шишковой Софье Александровне, которая была дочерью симбирского помещика, она была родственницей всем известного государственного деятеля и вице- адмиралом А.С. Шишкова. Софья Александровна была учащейся Уфимской женской гимназии. По её воле был построен первый театр.За некоторое время до свадьбы Аксаков написал телеграмму сыну, в которой звучали такие слова: «Мой дражайший сын, Гриша, теперь у тебя собственная жизнь, своя семья, новый дом, и всё это будет у тебя если ты постоянно будешь находиться рядом со своей женой и нашей любимой дочерью».

Сергей Тимофеевич Аксаков был вписан в историю литературы, как писатель реалист, он был большим знатоком и ценителем русского языка. Во всех своих произведения Аксаков, когда создавал какого-либо героя, то брал за основу кого-то из своей семьи. Таким образом можно сказать, что вся его семью участвовала в создании всех его произведениях. Ухудшенное зрение лишает писателя возможности заниматься любимым делом, то есть писать. В этот не лёгкий момент к нему на помощь приходят его дочери. Он сидел в кресле и рассказывал им рассказ, а они наносили его на бумагу.Вечерами Аксаков сидя в своём любимом кресле перед всей семьёй, рассказывал свои рассказы. Именно поэтому считается, что его первые слушатели и критики были его семья

В следующем году исполнится 155 лет, как Сергей Тимофеевич Аксаков завершил свой земной путь, однако интерес к его личности и творчеству не утихает до сих пор. И этому есть причины. Давайте о них подумаем.

Известно, что Аксаков не только при жизни пользовался репутацией образцового гражданина, христианина и семьянина, но и многие десятилетия спустя расценивался потомками как «образец настоящего русского человека, в лучшем и высоком его значении». Судьба славная и удивительная еще и потому, что и после смерти он не расстался с тем, что было дорого ему при жизни. В самом деле, попробуйте говорить о С.Т. Аксакове, не упомянув его дружное, достопочтенное семейство. Ничего не получится. Хотя и собственная жизнь Сергея Тимофеевича, правдиво воплощенная в его замечательных книгах, не прекратится до тех пор, пока не исчезнет интерес к России и лучшим ее сынам.

Думать об Аксакове светло и радостно. Ощущение подлинности охватывает всякого прикоснувшегося к его судьбе. Книги по сей день хранят тепло родного очага, атмосферу интенсивной духовной жизни и кровной заинтересованности в судьбе России. Все это не просто задает высокий тон, но и ведет грустный счет утрат, постигших нас с вами. Ностальгия по аксаковской России сегодня сильна до отчаяния.

Между тем судьба Сергея Тимофеевича Аксакова не лишена внутреннего драматизма и даже тайн. Как, например, после 30-летнего вполне заурядного литературного труда на поприще мелкой журналистики превратился Аксаков в первоклассного художника, по словам А.С. Хомякова, «самого русского по языку изо всех русских прозаиков»? Да и само семейное счастье, разве не ловушка оно для судьбы, ведь что может быть беззащитнее любящего сердца?

В размышлениях об Аксаковых (а это, кроме самого Сергея Тимофеевича, прежде всего его сыновья Константин и Иван — известные публицисты, поэты, общественные деятели) обнаруживается очевидный парадокс: насколько сложны и напряженны волнующие их вопросы, настолько вроде бы просты ответы, к которым они приходят. Ну, хоть, к примеру, этот:

Не бойся полюбить сверх меры;

За благо надо не робеть —

Принять и труд, и силу веры

И в добром деле не слабеть.

К.С. Аксаков «Н.С. Свербееву»

Как снять со слов следы длительного и не всегда добросовестного употребления, как вернуть им обаяние непосредственности и убедить читателя в том, что вечные истины, в сущности, просты, может быть потому они и не перестают ими быть? Чем возместить дефицит той жизненной почвы, что сумела бы дополнить приводимую аргументацию? Увы…

Прошедшее сокрылось вечно,

Его не возвратит ничто;

И как ни больно, но, конечно,

Все будет то же — да не то.

С.Т. Аксаков «Осень»

А поскольку все так, а не иначе, остается только уповать на то, что читателю тоже надоело нюхать дурной запах мертвых слов и он постарается преодолеть в себе двусмысленность, преследующую нашу речь (жизнь?) по пятам и лишающую ее серьезности и чистоты.

Итак, о человеке, который умел жить. Сергей Тимофеевич Аксаков обладал даром полного воплощения себя в жизни и искусстве. Он дал жизнь десяти своим детям, создав воистину уникальное семейство, которое и в чадолюбивом XIX веке отличалось редким ладом и единством. «Аксаковская репутация» — это устойчивое понятие, включающее такие свойства, как порядочность, радушие, искренность, патриотизм.

Свойства аксаковской души в полной мере отразились в его художественных произведениях, к созданию которых он обратился на шестом десятке лет, побуждаемый к этому Н.В. Гоголем и своими родными и близкими. «Вы не можете знать его творений, не узнав в то же время его самого; не можете любить их, не полюбив его, — писал в некрологе А.С. Хомяков. — Тайна его художества в тайне души, исполненной любви к миру божьему и человеческому». И в самом деле, судьба ласкала Аксакова. Ребенок был «желанный, прошеный и моленый, он не только отца и мать, но и всех обрадовал своим появлением на белый свет, даже осенний день (20 сентября 1791 года. — Н.Т .) был тепел, как летний!..» — писал в «Семейной хронике» С.Т. Аксаков о рождении Багрова-внука, то бишь самого себя, потому что автобиографичность его книг («Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука») сомнений никогда не вызывала.

Любовь матери, усиленная благосклонностью природы, вдохнула в него жизнь тогда, когда надежд на выздоровление уже не оставалось: «Доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть… Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли… Заметив, что дорога мне как будто полезна, мать ездила со мной беспрестанно… Дорогой, довольно рано поутру, почувствовал я себя так дурно, так я ослабел, что принуждены были остановиться; вынесли меня из кареты, постлали постель в высокой траве лесной поляны, в тени деревьев, и положили почти безжизненного.

Слышал, как плакал отец и утешал отчаявшуюся мать, как горячо она молилась, подняв руки к небу. Я все слышал и видел явственно, и не мог сказать ни одного слова, не мог пошевелиться — и вдруг точно проснулся и почувствовал себя лучше, крепче обыкновенного. Лес, тень, цветы, ароматный воздух мне так понравились, что я упросил не трогать меня с места… Я не спал, но чувствовал необыкновенную бодрость и какое-то внутреннее удовольствие и спокойствие… Мне становилось час от часу лучше, и через несколько месяцев я был уже почти здоров…»

И далее учился ли Аксаков в Казанском университете или служил переводчиком в петербургской «Комиссии составления законов», выполнял ли цензорские обязанности или полностью был поглощен организацией Межевого института, — он в первую очередь жил интересами своей семьи. Как сформулировал один из первых биографов
С.Т. Аксакова В. Шенрок, «он всегда жил преимущественно интимной жизнью, которой отдавался вполне». Аксаков не планировал войти в историю, не высчитывал своих шансов, не моделировал поведения. Он просто жил, наслаждаясь этим благом, дарованным каждому. Он испытывал ни с чем не сравнимое волнение от подлинности бытия, будь то первое слово ребенка или рождение дня, которое наблюдал он, сидя с удочкой на излюбленном месте; Сергей Тимофеевич испытывал восторг, бродя по лесу с корзинкой грибов, и зажигался охотничьим азартом в предчувствии удачи. Аксаковская жизнь до краев была наполнена любимой женой, Ольгой Семеновной, детьми, друзьями, книгами, театром, службой. Да мало ли чем может быть заполнена жизнь счастливого человека!
И.И. Панаев так описал московскую жизнь Аксаковых: «Аксаковы жили тогда (в 1838 году. — Н.Т .) в большом отдельном деревянном доме на Смоленском рынке. Для многочисленного семейства требовалась многочисленная прислуга. Дом был битком набит дворнею. Это была уже не городская жизнь в том смысле, как мы ее понимаем теперь, а патриархальная, широкая помещичья жизнь, перенесенная в город… Дом Аксаковых с утра и до вечера был полон гостями… Хозяева были так просты в общении со всеми посещавшими их, так бесцеремонны и радушны, что к ним нельзя было не привязаться».

Семью Аксаковых современники называли «настоящей» и «образцовой». Многих тянуло в их дом, где глава семейства, как чадолюбивый Приап , был в центре всех затевавшихся дел и где все звуки легко перекрывал его мощный, выразительный голос, принесший ему славу первоклассного декламатора.

Атмосфера любого дома складывается веками, в ее созидании прошлое участвует наравне с настоящим. Ведь почему семья Аксаковых производила впечатление твердыни? - Думается, что не в последнюю очередь потому, что в ней жили предания, передававшиеся из поколения в поколение, бытовавшие как семейные легенды, сохраняющие убедительную (свою!) мораль и консервирующие любимые словечки и выражения, позволяющие сравнивать — и убеждаться в похожести! — предков и потомков (так дед Сергея Тимофеевича Степан Михайлович «откликнулся» в горячем нраве сына Григория).

В этом доме не только любили живых, но и хранили благодарную память об ушедших. Здесь молодые подставляли свои плечи старикам. Не будь этого, не появились бы воспоминания Аксакова: писатель из-за болезни глаз не мог писать, труд был доведен до конца благодаря следующему поколению Аксаковых, прежде всего дочери Веры Сергеевны.

В основании аксаковской семьи лежало понимание значимости каждого человека, вот почему столь естествен возвышенный финал «Семейной хроники», повествующей об обычных, в общем, людях: «Прощайте, мои светлые и темные образы, мои добрые и недобрые люди, или, лучше сказать, образы, в которых есть и светлые и темные стороны, люди, в которых есть и доброе и худое! Вы не великие герои, не громкие личности; в тишине и безвестности прошли вы свое земное поприще и давно, очень давно его оставили; но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь так же исполнена поэзии, так же любопытна и поучительна для нас, как мы и наша жизнь, в свою очередь, будем любопытны и поучительны для потомков <…> Да не оскорбится же никогда память ваша никаким пристрастным судом, никаким легкомысленным словом!»

Да, созидание семьи — процесс длительный и творческий. Здесь все проверяется на подлинность и проверяется каждый день. И только истинная надобность друг в друге создает в семье климат любви и заботы, который один способен защитить человека от жизненных бурь и катаклизмов, наполнить его ощущением полноты и надежности бытия. Аксакову удалось создать такую семью, вот почему его «семейные» книги и сегодня предстают перед нами в своем здоровом и оздоровляющем нравственном естестве.

Припоминается ирония В.В. Розанова: «Что такое писатель? Брошенные дети, забытая жена и тщеславие, тщеславие… Интересная фигура» . Ясно, что в создании «семейной погоды» велика была роль женщины — жены и матери — Ольги Семеновны, милой Олины, как называл ее Сергей Тимофеевич, чье имя стало семейным талисманом (одну из дочерей назвали Олей, первую внучку Оленькой).

Современники дружно отзываются об Ольге Семеновне как о человеке незаурядном, сердечном, высоконравственном. В.И. Шенрок так писал об этой удивительной женщине: «Она вносила в семью теплый, ровный свет и, не уступая своему мужу в сердечности, далеко превосходила его моральной устойчивостью. При таком характере жены семейная жизнь, можно сказать, имела воспитывающее действие и на самого Сергея Тимофеевича, культивируя в нем все доброе и смягчая, сглаживая его слабости и недостатки». И все-таки главная мудрость Ольги Семеновны заключалась в том, что она намеренно оставалась как бы на втором плане, за плечом своего мужа. Растворившись в муже и детях, она создала монолит, имя которому — аксаковская семья.

Правда, проблема «отцов и детей» не миновала и эту твердыню. Выразилась она… в нежелании и даже невозможности младших Аксаковых, взрослея, оторваться от своих родителей! Эта слитность приобретала порой драматический характер, в полной мере сказавшийся на судьбе старшего Константина. «Только в своем семействе, окруженный нежною, родною заботливостью, может он существовать и находить отраду», — писал о Константине Сергеевиче его отец. О том же говорил близко знавший Аксаковых И. Панаев: «Он беззаботно всю жизнь провел под домашним кровом и прирос к нему, как улитка к раковине, не понимая возможности самостоятельной, отдельной жизни, без подпоры семейства». Прирос всеми корнями, так что, когда закончился жизненный путь отца, заколебалась почва и под его ногами, нечем стало жить и Константину Сергеевичу. «Открылась постоянно сочащаяся рана сердца, для которой нет заживления, да и не хочет он заживления,» — так писал из-за границы Иван Сергеевич Аксаков, куда он повез лечиться своего безутешного брата. Чахотка от тоски по умершему отцу через год и семь месяцев унесла этого румяного богатыря.

Шутка Гоголя об аксаковском семействе: «Они способны залюбить насмерть» — приобретала пророческий смысл. Что касается самого Гоголя, то и он поддался магии этого семейства, прикипев к нему своим холостяцким сердцем, найдя во всех Аксаковых своих самых страстных почитателей. Характер отношения Гоголя к Сергею Тимофеевичу и его семейству хорошо просматривается в переписке, носившей теплый, доверительный характер: «Здравствуйте, мой добрый и близкий сердцу моему друг, Сергей Тимофеевич, — пишет Гоголь в мае 1840 года прямо с дороги. — Мне не кажется, что я с вами расстался. Я вас вижу возле себя ежеминутно и даже так, как будто бы только что сказали мне несколько слов и мне следует на них отвечать. У меня не существует разлуки, и вот почему я легче расстаюсь, чем другой. И никто из моих друзей по этой же причине не может умереть, потому что он вечно живет со мною» .

Не только Гоголь не хотел мириться с вынужденным отсутствием Аксаковых в своей жизни, но и сами Аксаковы усиленно изыскивали способы преодоления расставаний. И конечно же, находили их. Каждого отсутствующего члена семейства они засыпали письмами — коллективными и индивидуальными. И какими письмами! Не жалея сил и времени, щедро делились они новостями, мыслями, переживаниями, вовлекая отсутствующих в свою орбиту, заполняя вакуум разлуки и досадуя на нерасторопность почты.

И все же особой обстоятельностью и обязательностью отличается переписка с родными Ивана Сергеевича Аксакова. Вынужденный по делам службы на длительные сроки оставлять семью, он неизменно, дважды в неделю, садится за подробнейший рассказ о своей жизни, чтобы успокоить родных и порадовать их своими успехами. Письма эти — не только ценный исторический документ из жизни провинциальной России середины ХIХ века, но и захватывающее литературное чтение. Но самое главное — они — реликтовый памятник человеческого общения, культуры чувств и отношений. К счастью, письма эти опубликованы .

В письмах И.С. Аксакова — тоска по дому, он в нетерпении считает дни до встречи, чтобы вновь очутиться среди своих, родных и любимых. «Мне так… хочется поскорее в Москву, что, вероятно, по приезде я не скоро покину ее опять, — пишет он из Астрахани в 1844 году. — Мне хочется опять пожить с вами, среди людей, с которыми я могу сообщаться откровенно и свободно… Прощайте, милая моя маменька и милый отесенька (именно так младшие Аксаковы звали своего отца. — Н.Т .), будьте здоровы и не увеличивайте своих хлопот беспокойствами на мой счет. Крепко целую ваши ручки, обнимаю всех моих милых сестер и братьев. Не забудьте написать мне вашего адреса, когда переедете в Москву, и того, как надо подъехать к дому, чтоб шум колес не испугал Олиньку и вид тарантаса не встревожил ее» . (Ольга Сергеевна в течение многих лет страдала тяжелым нервным заболеванием.).

Это лишь почти наугад выбранный фрагмент астраханских писем Ивана Аксакова.

Самое важное, что ни форма обращения детей к отцу («отесенька»), ни подпись Сергея Тимофеевича («твой отец и друг») не были только установившейся формой. В том-то и дело, что между словом и отношением не было зазора. Как писал Константин Аксаков, «любовь и истина надежней всяких уз». Установившийся высокий лад семейной жизни не позволял взять фальшивую ноту даже тогда, когда мысль устремлялась в заоблачные выси нравственных идеалов. И порукой тому был строй семейной жизни, редкое единодушие во вкусах, наклонностях, привычках. Все любили Россию, Москву, Гоголя, все дружно ждали весны, чтобы вырваться, наконец, на берега чудесной речки Вори. Аксаковы свято чтили семейные праздники, принимая в них самое деятельное участие. Были и особые торжества, например праздник Вячки. Его придумал и «поставил» Константин, еще в детстве пораженный благородством и стойкостью древнерусского витязя Вячки, который предпочел смерть немецкой неволе и выбросился из башни при осаде Кугсгавена.

В честь этого героя-патриота 30 ноября каждый год, вечером, Константин «наряжался с братьями в железные латы, шлемы и прочее, а маленькие сестры — в сарафаны, все вместе водили хороводы и пели песню, сочиненную Константином Сергеевичем для этого случая. Затем следовало угощение, — непременно сладкое, — пился мед, елись пряники, орехи и смоквы». Так позднее описал этот ритуал Иван Сергеевич, ритуал, исповедь формирующий в детях рыцарство и благородство.

Редкие моральные качества этого семейства удивляли современников. Так, Ф.И. Тютчев, чья дочь стала женой И.С. Аксакова, оставил благоговейный отзыв о нем в одном из самых последних своих писем к дочери: «…говоря о своем муже, ты очень верно сказала, что природа, подобная его природе, способна заставить усомниться в первородном грехе, и уж если кто-нибудь имел бы право усомниться в этой тайне, объясняющей все и не объяснимой ничем, то это был бы, конечно, такой человек, как Аксаков; потому что именно безупречность его нравственной природы и давала столько силы и веса его словам и упрочивала за ним его влияние на молодежь…» Моральная безупречность была фамильной чертой Аксаковых. А поскольку не только Тютчев считал, что в основе любого вида деятельности, а уж тем более — литературного творчества — должна лежать работа по нравственному усовершенствованию человека, дерзнувшего обратиться к современникам и потомкам со словом истины, — то понятным станет предложение Гоголя, с которым он неоднократно обращался к Сергею Тимофеевичу: «Мне кажется, что если бы вы стали диктовать кому-нибудь воспоминания прежней жизни вашей и встречи со всеми людьми, с которыми случалось вам встретиться, с верными описаниями характеров их, вы бы усладили много этим последние дни ваши, а между тем доставили бы своим детям много полезных в жизни уроков, а всем соотечественникам лучшее познание русского народа. Это не безделица и немаловажный подвиг в нынешнее время, когда так нужно нам узнать истинные начала нашей природы…»

Как прозорлив был Гоголь в этом прогнозе! Впрочем, это понимал и Сергей Тимофеевич, который после смерти Гоголя предложение друга стал расценивать как духовное завещание, выполнить которое считал своим долгом. Все это так, но вот проблема: как перевести колоссальный жизненный опыт в художественные образы, как найти нужную интонацию, наконец, как очиститься от напластований, которыми заросла в быту душа? Как горько самому себе признаться: «Я надувал сам себя, чтоб жить спустя рукава. Я добровольно кидался в толпу непризнанных, я наклепывал на себя их пошлость и таким образом отделывался от трудных подвигов разумной жизни» . К тому же обнаружилось, что сочинять-то Аксаков и не умеет! «Я пробовал несколько раз писать вымышленное происшествие и вымышленных людей. Выходила совершенная дрянь, и мне самому становилось смешно».

Оставалось уповать на действительность, на живость воспоминаний, стараться с их помощью победить рассудочность задания и скуку назидания (их Сергей Тимофеевич не любил с самого нежного возраста). Приходилось интуитивно нащупывать путь, не позволяющий сбиться на риторику. Не сразу была найдена нужная интонация: пятнадцать лет прошло, пока появилась в печати «Семейная хроника». Но уже современники по достоинству оценили всю плодотворность аксаковских усилий. Непритязательность и добросовестность в воссоздании прошлого каким-то чудесным образом обрели многомерность и выразительность живой жизни. Что лишний раз убеждает в личной одаренности Аксакова и в верности посылки Гоголя: «Дело нужно начинать с другого конца — прямо с себя, а не с общего дела, чтобы уметь точно о нем говорить как следует».

Любовью, внутренней свободой и благородством веет со страниц аксаковских книг. Как будто и не было трезвящего опыта шестидесятипятилетней жизни! И мать в его книгах — по-прежнему существо святое, безмерно любимое и любящее, будто и не пришлось испытать горечи метаморфозы, когда после женитьбы сына мать, ревнуя его к новому семейству, переменилась в своих чувствах к нему.

А сколько благодарности отцу за то, что свел его с природой! Что же касается самой природы, то она в аксаковских книгах предстает в такой ароматной первозданности, что просто терзает современных читателей ностальгией по утраченному. Вот, например, как описывает Аксаков речку Большой Бугуруслан, на берегах которой его дед некогда купил землю: «Что за угодье, что за приволье было тогда на этих берегах! Вода такая чистая, что даже в омутах, сажени в две глубиною, можно было видеть на дне брошенную медную денежку! Местами росла густая урема из березы, осины, рябины, калины, черемухи и чернотала, вся переплетенная зелеными гирляндами хмеля и обвешанная палевыми кистями его шишек; местами росла тучная высокая трава с бесчисленным множеством цветков, над которыми возносили верхи свои душистая кашка, татарское мыло (боярская спесь), скорлазубец (царские кудри) и кошачья трава (валериана) <...> По реке и окружающим ее инде болотам все породы уток и куликов, гуси, бекасы, дупели и курахтаны вили свои гнезда и разнообразным криком и писком наполняли воздух <...> там водилась во множестве вся степная птица: дрофы, журавли, стрепета, кроншнепы и кречетки; по лесистым отрогам жила бездна тетеревов; река кипела всеми породами рыб, которые могли сносить ее студеную воду: щуки, окуни, голавли, язи, даже кутема и лох изобильно водились в ней; всякого зверя и в степях и лесах было невероятное множество…»

Настоящий художник правдив и прозорлив. Каким образом из своего благодатного далёка усмотрел Аксаков наше сиротское настоящее? Бог весть. Но усмотрел же!

Чудесный край, благословенный,

Хранилище земных богатств,

Не вечно будешь ты, забвенный,

Служить для пастырей и паств!

И люди набегут толпами,

Твое приволье полюбя,

И не узнаешь ты себя

Под их нечистыми руками!

Помнут луга, порубят лес,

Взмутят в водах лазурь небес!

Но как бы то ни было, а природу заменить нечем. Она питает плоть человека и каким-то неизъяснимым способом формирует его национальное самоощущение, склад души. Аксакову это было хорошо ведомо, ибо пришло и утвердилось это открытие наедине с речной гладью, под шорох упавших листьев, в милых сердцу российских просторах, где душа, освободившись от суеты и сомнений, распрямляется и приходит в согласие не только с внешним миром, но и с самим ее обладателем. И человек начинает ощущать себя хоть и малой, но такой необходимой частицей мироздания. Этой истиной, как главным сокровищем, делится Аксаков со своими детьми и читателями: «Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя спокойствие мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе. Неприметно, мало-помалу рассеется это недовольство собой, эта недоверчивость к собственным силам, твердости воли и чистоте помышлений, — эта эпидемия нашего века, эта черная немочь нашей души, чуждая здоровой натуры русского человека, но заглядывающая к нам за грехи наши».

Вот почему все Аксаковы от мала до велика азартно ждут весну, мечтая о своем милом Абрамцеве, где у грибных и рыбных мест свои собственные имена и где можно, наконец, утолить страсть к рыбалке и «тихой» охоте. А как привольно детям «в сельской мирной простоте»! Как полновластно принадлежат им в деревне родители, особенно «отесенька», который делается в Абрамцеве необыкновенно живым и веселым, вышучивая в стихах и прозе свое неугомонное семейство.

Рыбак, рыбак, суров твой рок;

Ты ждал зари нетерпеливо,

И только забелел восток

Вскочил ты с ложа торопливо.

Темны, туманны небеса,

Как ситом, сеет дождь ненастный,

Качает ветер вкруг леса —

Ложись опять, рыбак несчастный.

Именно Сергей Тимофеевич дольше всех, порой до снежных бурь, задерживался в своем «тихом сельском доме» и уезжал как будто нехотя, исполненный благодарности и душевного освежения.

Прощай, мое уединенье!

Благодарю за наслажденье

Природой бедною твоей,

За карасей, за пескарей,

За те отрадные мгновенья,

Когда прошедшего виденья

Вставали тихо предо мной

С своею прелестью живой.

У аксаковских стихов «на случай» есть одна особенность: при всей кажущейся незатейливости и безыскусности они точно воспроизводят «погоду» аксаковского дома и, одновременно, родной пейзаж Подмосковья. В них естественно соединяются чувства семьи и Родины.

Ухожу я в мир природы,

Мир спокойствия, свободы,

В царство рыб и куликов,

На свои родные воды,

На простор степных лугов,

В тень прохладную лесов

И — в свои младые годы!

Но любовь к Родине всегда сопряжена с отношением к народу, ее населяющему. Всех Аксаковых отличало горячее сочувствие к народу, стремление оказать ему действенную помощь. И здесь уже дело не в форме, а в том, чтобы оказана она была с чистой совестью и верой. И хоть был уволен с цензорской службы за выход неугодного правительству журнала «Европеец» Сергей Тимофеевич, хоть позднее цензурой были запрещены газеты Константина и Ивана «Молва» и «Парус», снова и снова звучат в доме горячие споры о предназначении России, слышится тревога за ее будущее. И в центре — крестьянский вопрос, который решал судьбу России. Страстные разговоры о народе не были для Аксаковых диспутами на отвлеченные темы. Иван Сергеевич много поездил по России, активно участвовал в разного рода комиссиях по наведению порядка в провинциальных губерниях. Константин Сергеевич уже давно, изучая русские древности и систематизируя накопленные впечатления, пришел к выводу об «историческом праве крестьян на землю». Вывод этот нашел отражение в Положении 19 февраля 1861 года, куда попал благодаря участию в Редакционной комиссии друзей и единомышленников Аксаковых Ю. Самарина и В. Черкасского.

Что касается деятельной натуры самого Сергея Тимофеевича, то он сразу же по выходе в свет царского Указа официально известил оренбургского предводителя дворянства о своем желании освободить крестьян, не дожидаясь специального разрешения. Этот поступок был воспринят со всеобщим семейным ликованием, потому что единодушно расценивался как избавление от тяжелого морального бремени. Так Аксаков не только раньше многих, а главное — еще при жизни, лично успел сделать то, что снимало камень с его души. Воистину — спешите делать добрые дела! (Напомним, что Сергей Тимофеевич ушел из жизни 30 апреля 1859 года). И в этом случае жизнь Аксакова представляет собой пример созидательного опыта, того, что Ф.М. Достоевский называл «русским решением вопроса»: «…обязательна и важна лишь решимость ваша делать все ради деятельной любви , все, что возможно вам, что сами искренно признаете для себя возможным» .

Убеждений своих Аксаковы не скрывали. Они считали, что нужно воскресить в себе русского человека, для чего необходимо изучать сокровища духовного народного опыта, свято чтить коренные начала его бытия, неразрывного с православием. Именно православие спасло Русь от безверия, анархии, эгоизма и материализма, понимаемого как «гордое, безумное упование на одни человеческие силы, на возможность заменить человеческими учреждениями Божие постановления». Иван Сергеевич в ответах на вопросы III отделения четко сформулировал принципы, разделяемые всей семьей: «Я убежден, что насилие порождает насилие, нарушает нравственную чистоту дела и никогда не приводит к добру; я считаю даже, что никакая цель никогда не оправдывает средств и верю Спасителю, сказавшему ученику своему: «Всякий поднявший меч мечом и погибнет!» . В духовном опыте Аксаковых привлекает импульс деятельного, конкретного самоусовершенствования, преодоления личной греховности, стремление к нравственной цельности и на своем, и на общенациональном уровне. Это непросто осознать, еще труднее — воплотить в жизнь. Вот почему так важны примеры, соединяющие идею с жизнью. И пример Аксаковых имеет право быть расцененным как наше национальное достояние. Не случайно 1991 год ЮНЕСКО был объявлен годом Аксакова. Во многом это признание жизнестойкости и продуктивности аксаковских идей, прошедших успешную проверку собственной и сыновней жизнью, и одновременно попытка помочь современному человеку спастись от нарастающих последствий его эгоизма. Задача, как видим, отнюдь не теоретического характера.

Примечания:

  1. Панаев И.И. Литературные воспоминания. М., 1988. С. 180-183.
  2. Приап - сын Диониса и нимфы Хионы, бог садов, полей, защищающий стада коз, овец, покровительствовавший виноделию, садоводству, рыбной ловле.
  3. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй и последний// Розанов В. Мысли о литературе. М., 1989. С. 470.
  4. Переписка Н.В. Гоголя: В 2-х т. М., 1988. Т.2. С. 9-10.
  5. Аксаков И.С. Письма к родным. М., 1988.
  6. Там же. С. 148.
  7. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. М., 1988. С. 325.
  8. Переписка Н.В. Гоголя. Т.2. С. 54.
  9. Достоевский Ф.М. Искания и размышления. М., 1983. С. 375.
  10. Аксаков И.С. Указ. соч. С. 503

___________________________

Тяпугина Наталия Юрьевна