Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кто такой булгаков михаил афанасьевич. Михаил Афанасьевич Булгаков

Кто такой булгаков михаил афанасьевич. Михаил Афанасьевич Булгаков

1891 , 3 (15) мая – родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве – Покровской).

1901 , 22 августа – поступает в первый класс Первой (Александровской) киевской гимназии.

1909 – закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

1913 – вступает в свой первый брак – с Татьяной Лаппа (1892–1982).

1916 , 31 октября – получил диплом врача, был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме.
Декабрь – поездка в Москву.

1918 – возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог в доме на Андреевском спуске.
Декабрь – в Киеве происходят события, впоследствии описанные в романе "Белая гвардия".

1919 , февраль – мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.
Мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
26 ноября – первая публикация М. А. Булгакова: фельетон "Грядущие перспективы" в газете "Грозный".

1920 , 18 января – публикация фельетона "В кафе" в "Кавказской газете".
15 февраля – выход первого номера газеты "Кавказ", сотрудником которой становится Булгаков.
Конец февраля – Булгаков заболевает возвратным тифом и остается во Владикавказе, захваченном Красной армией.
Начало апреля – поступает на работу заведующим литературной секцией подотдела искусств во Владикавказском ревкоме (с конца мая заведует театральной секцией).
21 октября – премьера пьесы "Братья Турбины".

1921 , конец июня – уезжает в Батум. Знакомство с О. Э. Мандельштамом .
Конец сентября – переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»).
Публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине.
Ноябрь-декабрь – знакомство с машинисткой И. С. Раабен (урожденной гр. Каменской), которой Булгаков диктует первую часть "Записок на манжетах".

1922 , март – работает репортером в газете "Рабочий" и в Научно-техническом комитете Военно-воздушной академии.
Начало апреля – поступает обработчиком писем в газету "Гудок".
18 июня – опубликованы главы из повести "Записки на манжетах" в Литературном приложении к берлинской газете "Накануне".
Октябрь – Булгаков становится фельетонистом в "Гудке" с окладом 200 миллионов рублей. Принимает участие в деятельности литературного кружка "Зеленая лампа".
Ноябрь – неудавшаяся попытка Булгакова составить "Словарь русских писателей" и объявление на эту тему в берлинской "Новой русской книге" приводят к тому, что автор попадает в поле зрения ОГПУ.

1923 – вступает во Всероссийский Союз писателей.
Конец мая – знакомство Булгакова с Алексеем Толстым .

1924 – знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1895–1987), которая в 1925 году стала его женой.
Октябрь – переезд Булгакова и его жены в Обухов переулок. Знакомство с пречистенским кругом.
Конец декабря – в четвертом номере журнала "Россия" опубликована первая часть романа "Белая гвардия".

1925 , январь – публикация рассказа "Богема", начало работы над повестью "Собачье сердце" .
Февраль – публикация повести "Роковые яйца" в шестом выпуске альманаха "Недра".
7 марта – читает на Никитинских субботниках "Собачье сердце", следствием чего становится подробный отчет тайного осведомителя в ОГПУ о содержании повести и реакции на нее публики.
3 апреля – Булгаков получает приглашение сотрудничать с МХАТом.
Конец апреля – опубликована вторая часть романа "Белая гвардия" в пятом номере журнала "Россия".
Июнь – начало июля – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская отдыхают в Коктебеле по приглашению М. А. Волошина .
Лето – работа над пьесой "Белая гвардия".
1 сентября – чтение первого варианта пьесы К. С. Станиславскому в его квартире.
11 сентября – Булгаков получает известие о том, что повесть "Собачье сердце" отклонена Л. Б. Каменевым.

1926 , январь – заключение договора со студией Е. Б. Вахтангова на пьесу "Зойкина квартира"; заключение договора с Московским камерным театром на пьесу "Багровый остров".
7 мая – ОГПУ проводит у Булгакова обыск, в результате которого изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и личный дневник писателя.
С октября во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину, который смотрел её более 14 раз.
В конце октября в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».
В советской прессе начинается интенсивная и резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

1927 , 7 февраля – Булгаков участвует в диспуте на тему "Дни Турбиных" и "Любовь Яровая" в Театре имени Мейерхольда".
Март – расторгнут договор на пьесу "Собачье сердце" и заключен договор на пьесу "Рыцари Серафимы" ("Бег").
Август – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская переезжают в отдельную съемную квартиру на Большую Пироговскую улицу.
Декабрь – выход в Париже первого тома романа "Белая гвардия" в издательстве "Конкорд".

1928 – Булгаков едет с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес.
В Москве прошла премьера пьесы «Багровый остров».
Замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита».
Писатель начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
11 декабря – премьера пьесы "Багровый остров" в Московском камерном театре.

1929 , 28 февраля – знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной Шиловской, урожденной Нюренберг. Упоминание о новом романе М. А. Булгакова (будущий "Мастер и Маргарита") в одном из агентурных донесений.
17 марта – последнее представление "Зойкиной квартиры".
Апрель – снятие с репертуара "Дней Турбиных".
8 мая – Булгаков сдает в издательство "Недра" главу "Мания фурибунда" из романа "Копыто инженера".
Начало июня – последнее представление "Багрового острова".
30 июля – Булгаков направляет письмо-заявление И. В. Сталину, М. И. Калинину и другим с просьбой о выезде из СССР и встречается с начальником Главискусства А. И. Свидерским, который информирует об этой беседе секретаря ЦК А. П. Смирнова.
Октябрь – книги Булгакова изымаются из библиотек.
Начало работы над пьесой "Кабала святош".

1930 , 11 февраля – публичное чтение пьесы "Кабала святош" в Драмсоюзе.
18 марта – Главрепертком запрещает пьесу "Кабала святош".
28 марта – Булгаков пишет письмо Правительству СССР.
18 апреля (Пятница Страстной недели) – разговор по телефону М. А. Булгакова с И. В. Сталиным.
10 мая – поступает во МХАТ ассистентом режиссера.
Май – начало работы над инсценировкой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души".
Октябрь – В. И. Немирович-Данченко отвергает булгаковскую версию "Мертвых душ".

1931 , февраль – к репетициям "Мертвых душ" подключается К. С. Станиславский.
12 октября – подписан договор на постановку "Мольера" с БДТ.
19 ноября – решение Художественно-политического совета БДТ о нецелесообразности постановки пьесы "Мольер".
Вновь начинает работу над романом "Мастер и Маргарита". Впервые роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» в № 11 за 1966 год и в № 1 за 1967 год.

1932 – на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова.

1934 , июнь – Булгаков принят в Союз советских писателей.

1935 – выступил на сцене МХАТ как актёр – в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу.

1936 , февраль – премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер», пьеса в четырёх действиях, написанная в 1929 году) на сцене МХАТ. Спектакль прошел семь раз и после статьи «Внешний блеск и фальшивое содержание» в «Правде» от 9 марта 1936 года был запрещён.

1940 , 10 марта – Булгаков скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

В августе 1919 года после взятия Киева генералом Деникиным Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач в Белую армию и отправлен на Северный Кавказ. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под названием "Грядущие перспективы".

Вскоре он расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1919-1921 годах, работая во Владикавказском подотделе искусств, Булгаков сочинил пять пьес, три из которых были поставлены на сцене местного театра. Их тексты не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы".

В 1921 году он переехал в Москву. Служил секретарем Главного политико-просветительного комитета при Народном комиссариате просвещения РСФСР.

В 1921-1926 годах Булгаков сотрудничал с московской редакцией берлинской газеты "Накануне", помещая в ней очерки о жизни Москвы, с газетами "Гудок" и "Рабочий", журналами "Медицинский работник", "Россия" и "Возрождение".

В литературном приложении к газете "Накануне" были опубликованы "Записки на манжетах" (1922-1923), а также рассказы писателя "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все — 1922). В 1925-1927 годах в журналах "Медицинский работник" и "Красная панорама" были опубликованы рассказы из цикла "Записки юного врача".

Общая тема булгаковских произведений обусловлена отношением автора к советской власти — писатель не считал себя ее врагом, но оценивал действительность весьма критически, считая, что своими сатирическими обличениями приносит пользу стране и народу. К ранним примерам относятся повести "Дьяволиада. Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя" (1924) и "Роковые яйца" (1925), объединенные в сборник "Дьяволиада" (1925). Большим мастерством и более резкой социальной направленностью отличается написанная в 1925 году повесть "Собачье сердце", более 60 лет пребывавшая в "самиздате".

Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия" (1925). Отход Булгакова от подчеркнуто отрицательного изображения белогвардейской среды навлек на писателя обвинения в попытках оправдать белое движение.

Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926). Знаменитая мхатовская постановка этой пьесы (премьера состоялась 5 октября 1926 года) принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.

В этот же период в Театре-студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова "Зойкина квартира" (1926), которая была запрещена после 200-го представления. Пьесу "Бег" (1928) запретили после первых репетиций во МХАТе.

Пьеса "Багровый остров" (1927), поставленная в Московском Камерном театре, была запрещена после 50-го представления.

В начале 1930 года его пьеса "Кабала Святош" (1929) была запрещена и не дошла до репетиций в театре.

Пьесы Булгакова были сняты из репертуара театров, его произведения не печатались. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к высшей власти и написал "Письмо правительству", прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За письмом последовал телефонный звонок Иосифа Сталина Булгакову (18 апреля 1930 года). Вскоре Булгаков получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В марте 1931 года он был принят и в актерский состав Московского Художественного театра.

Работая во МХАТе, написал инсценировку "Мертвых душ" по Николаю Гоголю.

В феврале 1932 года "Дни Турбиных" во МХАТе были возобновлены.

В 1930-е годы одной из главных в творчестве Булгакова стала тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", пьеса "Последние дни", роман "Мастер и Маргарита".

В 1936 году из-за разногласий с руководством во время репетиционной подготовки "Мольера" Булгаков был вынужден порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.

В последние годы Булгаков продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор Сергей Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Борис Асафьев), "Дружба" (1937-1938, композитор Василий Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор Исаак Дунаевский) и др.

Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом постановкой пьесы "Батум" о молодом Сталине (1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса был запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью.

В 1929-1940 годах создавался многоплановый философско-фантастический роман Булгакова "Мастер и Маргарита" — последнее произведение Булгакова.

Врачи обнаружили у писателя гипертонический нефросклероз, неизлечимую болезнь почек. он был серьезно болен, почти ослеп, и изменения в рукопись под диктовку вносила его жена. 13 февраля 1940 года стал последний днем работы над романом.

Михаил Булгаков скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

При жизни не увидели свет его пьесы "Адам и Ева", "Блаженство", "Иван Васильевич", последняя из них была экранизирована режиссером Леонидом Гайдаем в комедии "Иван Васильевич меняет профессию" (1973). Также после смерти писателя был опубликован "Театральный роман", в основу которого легли "Записки покойника".

Философско-фантастический роман "Мастер и Маргарита" до публикации был известен лишь узкому кругу близких автору людей, неразмноженная рукопись была чудом сохранена. Роман впервые был напечатан в сокращении в 1966 году в журнале "Москва". Полный текст в последней редакции Булгакова был опубликован на русском языке в 1989 году.

Роман стал одним из художественных достижений русской и мировой литературы XX века и одной из самых популярных и читаемых книг на родине писателя, неоднократно экранизировался и ставился на театральной сцене.

В 1980-х годах Булгаков стал одним из самых издаваемых авторов в СССР. Его произведения вошли в Собрание сочинений в пяти томах (1989-1990).

26 марта 2007 года в Москве, в квартире на Большой Садовой улице, дом 10, где писатель проживал в 1921-1924 годах, правительством столицы был учрежден первый в России Музей М.А. Булгакова.

Михаил Булгаков был женат три раза. С первой супругой Татьяной Лаппа (1892-1982) писатель обвенчался в 1913 году. В 1925 году он официально вступил в брак с Любовью Белозерской (1895-1987), которая ранее была замужем за журналистом Ильей Василевским. В 1932 году писатель женился на Елене Шиловской (урожденная Нюренберг, по первому мужу Неелова), супруге генерал-лейтенанта Евгения Шиловского, с которой познакомился в 1929 году. С 1 сентября 1933 года Елена Булгакова (1893-1970) вела дневник, ставший одним из важных источников биографии Михаила Булгакова. Она сохранила обширный архив писателя, который передала в Государственную библиотеку СССР имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная библиотека), а также Институту русской литературы АН СССР (Пушкинскому Дому). Булгаковой удалось добиться публикации "Театрального романа" и "Мастера и Маргариты", переиздания в полном виде "Белой гвардии", издания большинства пьес.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Булгаков Михаил Афанасьевич не нуждается в представлении. Этот великий прозаик и драматург известен на весь мир. Михаила Афанасьевича представлена в этой статье.

Происхождение писателя

Булгаков М. А. родился 3 мая 1891 г. в городе Киеве. Родители его были представителями интеллигенции. Мать работала в Карачаевской прогимназии учительницей. Отец был преподавателем (портрет его представлен выше). После окончания он работал в ней, а также в других учебных заведениях. В 1893 году Афанасий Булгаков стал киевским областным цензором. В его обязанности входила цензура произведений, написанных на иностранных языках. В семье, кроме Михаила, было еще пятеро детей.

Период обучения, работа в полевых госпиталях

Должна быть очень подробно рассмотрена такого автора, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Таблица дат, связанных с его жизнью, мало поможет тем, кто задался целью отыскать истоки его творчества и понять особенности его внутреннего мира. Поэтому предлагаем вам прочитать подробную биографию.

Будущий писатель обучался в Первой Александровской гимназии. Уровень образования в этом учебном заведении был очень высоким. В 1909 году Михаил Афанасьевич поступил в Киевский университет, по окончании которого должен был стать медиком. В 1914 г. началась Первая мировая война.

Окончив в 1916 г. университет, Михаил Афанасьевич работал в (в Каменец-Подольском, а через некоторое время - в Череповцах). Его отозвали с фронта в сентябре 1916 г. Булгаков стал заведующим Никольской сельской больницы, находившейся в Через год, в 1917 г., Михаила Афанасьевича перевели в Вязьму. В созданных в 1926 году "Записках юного врача" нашел отражение этот период его жизни. Главным героем произведения является талантливый врач, добросовестный труженик. В, казалось бы, безнадежных ситуациях он спасает больных. Герой остро переживает непростое материальное положение необразованных крестьян, обитающих в смоленских деревнях. Однако он понимает, что не может ничего изменить.

Революция в судьбе Булгакова

Привычную жизнь Михаила Афанасьевича нарушила Февральская революция. Булгаков выразил свое отношение к ней в своем очерке 1923 года "Киев-город". Он отметил, что "внезапно и грозно" с революцией "наступила история".

По окончании Булгакова освободили от военной службы. Он возвратился в родной Киев, который, к несчастью, вскоре заняли немцы. Здесь Михаил Афанасьевич окунулся в омут Гражданской войны. Булгаков был очень неплохим врачом, поэтому в его услугах нуждались обе стороны. Молодой врач в любых ситуациях оставался верен идеалам гуманизма. Постепенно в его душе росло возмущение. Он не мог смириться с жестокостью белых и петлюровцев. Впоследствии эти настроения были отражены в романе Булгакова "Белая гвардия", а также в его рассказах "В ночь на третье число", "Налет" и в пьесах "Бег" и "Дни Турбиных".

Булгаков честно выполнял долг врача. Во время службы ему приходилось быть невольным свидетелем преступлений, которые были совершены в конце 1919 г. во Владикавказе. Михаил Афанасьевич не желал больше участвовать в войне. Он покинул ряды армии Деникина в начале 1920 г.

Первые статьи и рассказы

После этого решил больше не заниматься медициной Михаил Афанасьевич его продолжается работой в качестве журналиста. Он начал писать статьи, которые публиковались в местных газетах. Первый свой рассказ Булгаков завершил осенью 1919 г. Этой же зимой он создал несколько фельетонов, ряд рассказов. В одном из них, названном "Дань восхищения", Михаил Афанасьевич повествует об уличных столкновениях, которые происходили в Киеве в период революции и Гражданской войны.

Пьесы, созданные во Владикавказе

Незадолго до того как белые оставили Владикавказ, заболел возвратным тифом Михаил Афанасьевич его этого времени особенно драматична. Весной 1920 г. он выздоровел. Однако отряды Красной Армии уже вошли в город, и Булгаков не смог эмигрировать, чего очень хотел. Нужно было как-то выстраивать отношения с новым режимом. Тогда он начал сотрудничать с ревкомом, в подотделе искусств. Михаил Афанасьевич создавал пьесы для ингушских и осетинских трупп. Эти произведения отражали его взгляды на революцию. Это были агитки-однодневки, написанные главным образом с целью выжить в трудных условиях. В повести Булгакова "Записки на манжетах" отразились его владикавказские впечатления.

Переезд в Москву, новые произведения

В Тифлисе, а затем в Батуми мог эмигрировать Михаил Булгаков. Биография его, однако, пошла по другому пути. Булгаков понимал, что место писателя в трудное для страны время - рядом с народом. Биография Булгакова Михаила Афанасьевича в 1921 году отмечена переездом Москву. Его статьи с весны 1922 г. регулярно печатались на страницах журналов и газет этого города. В очерках и сатирических памфлетах отразились главные приметы жизни послереволюционных лет. Основным объектом сатиры Булгакова была "накипь нэпа" (другими словами, нувориши-нэпманы). Здесь нужно отметить такие новеллы Михаила Афанасьевича, как "Чаша жизни" и "Триллионер". Также его интересовали представители населения с низким уровнем культуры: базарные торговки, обитатели коммуналок города Москвы, служащие-бюрократы и др. Однако Михаил Афанасьевич замечал и новые явления в жизни страны. Так, в одном своем очерке он изобразил символ новых веяний в лице мальчика-школьника, который идет с новеньким ранцем по улице.

Повесть "Роковые яйца" и особенности творчества 1920 годов

Повесть "Роковые яйца" Булгакова была опубликована в 1924 г. Ее действие происходит в воображаемом недалеком будущем - в 1928 г. К этому времени результаты нэпа были уже очевидны. В частности, уровень жизни населения резко повысился (в повести, которую создал Михаил Булгаков). Биография писателя не предполагает подробного знакомства с его творчеством, но сюжет произведения "Роковые яйца" мы все-таки перескажем в двух словах. Профессор Персиков сделал важное открытие, которое могло бы принести большую пользу всему человечеству. Однако, попав в руки самоуверенных, полуграмотных людей, представителей новой бюрократии, расцветшей при военном коммунизме, а в годы нэпа усилившей свои позиции, это открытие оборачивается трагедией. Практически все герои повестей Булгакова, созданных в 1920 годы, терпят неудачи. В своем творчестве писатель стремится передать читателю мысль о том, что общество не готово усвоить новые способы взаимоотношений, которые основаны на уважении к знаниям и культуре, к усердному труду.

"Бег" и "Дни Турбиных"

В пьесах Булгакова "Бег" и "Дни Турбиных" (1925-28 гг.) Михаил Афанасьевич показал, что интеллигенции враждебны все власти, которые сменяли друг друга в период Гражданской войны. Героями этих произведений являются типичные представители так называемой "новой интеллигенции". Сначала они либо настороженно отнеслись к революции, либо боролись против нее. М. А. Булгаков и себя относил к этому новому слою. Об этом он с юмором в рассказал в своем фельетоне под названием "Столица в блокноте". В нем он отметил, что появилась новая интеллигенция, "железная". Она способна и дрова колоть, и мебель грузить, и заниматься рентгеном. Булгаков отметил, что верит в то, что она выживет, не пропадет.

Нападки на Булгакова, звонок Сталина

Нужно сказать, что Булгаков Михаил Афанасьевич (биография и творчество его подтверждают это) всегда чутко отзывался на изменения в советском обществе. Он очень тяжело переживал торжество несправедливости, сомневался в оправданности тех или иных мер. Однако Булгаков всегда верил в человека. С ним вместе переживали и сомневались его герои. Критика восприняла это неблагожелательно. Нападки на Булгакова усилились в 1929 г. Все его пьесы были исключены из репертуаров театров. Оказавшись в трудном положении, Михаил Афанасьевич вынужден был написать письмо правительству с просьбой выехать за границу. После этого биография Булгакова Михаила Афанасьевича была отмечена важным событием. В 1930 году Булгаков удостоился звонка самого Сталина. Результатом этого разговора стало назначение Михаила Афанасьевича на должность режиссера-ассистента в МХАТ. Снова на сценах театров появились постановки его пьес. Через некоторое время постановкой созданной им инсценировки "Мертвых душ" была отмечена такого писателя, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Жизнь его, казалось бы, налаживается. Однако все было не так просто...

Булгаков - запрещенный автор

Несмотря на внешнее покровительство Сталина, в советской печати после 1927 г. не появилось ни одного произведения Михаила Афанасьевича, за исключением отрывка из пьесы "Бег" ("Седьмой сон") в 1932 г. и перевода мольеровского "Скупого" в 1938 г. Дело в том, что Булгаков был включен в список запрещенных авторов.

Чем еще примечательна биография Булгакова Михаила Афанасьевича? Кратко рассказать о нем непросто, ведь его жизнь отмечена множеством важных событий и интересных фактов. Стоит сказать, что, несмотря на все трудности, писатель не думал покидать Родину. Даже в самый тяжелый период (1929-30 гг.) его практически не посещали мысли об эмиграции. В одном из своих писем Булгаков признался, что нигде больше, кроме СССР, он невозможен, так как в течение одиннадцати лет черпал из него вдохновение.

Роман "Мастер и Маргарита"

Михаил Афанасьевич в 1933 г. попытался издать свое произведение в серии "ЖЗЛ". Однако его вновь постигла неудача. После этого он больше не предпринимал попыток опубликовать свои творения до самой смерти. Писатель всецело посвятил себя созданию романа "Мастер и Маргарита". Это произведение стало величайшим его достижением, а также одним из лучших произведений русской и мировой литературы 20 столетия. Двенадцать лет своей жизни Михаил Афанасьевич отдал работе над ним. Замысел "Мастера и Маргариты" появился у него еще в конце 1920-х как попытка философского и художественного осмысления социалистической действительности. Автор посчитал неудачными первые варианты произведения. В течение ряда лет Михаил Афанасьевич постоянно возвращался к персонажам, примерял новые конфликты и сцены. Только в 1932 году приобрело сюжетную завершенность это произведение, автор которого известен всем (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Полная биография Булгакова предполагает рассмотрение вопроса о значении его творчества. Поэтому расскажем и об этом.

Значение творчества Булгакова

Показав, что белое движение обречено на поражение, что интеллигенция непременно перейдет на сторону красных (роман "Белая гвардия", пьесы "Бег" и "Дни Турбиных"), что обществу грозит опасность, если культурно и нравственно отсталая личность будет иметь право навязывать другим свою волю ("Собачье сердце"), Михаил Афанасьевич сделал открытие, которое вошло в систему национальных ценностей нашей страны.

Чем еще интересен Булгаков Михаил Афанасьевич? Биография, интересные факты, связанные с ним, и его творчество - на всем лежит печать боли за человека. Это чувство было неизменно свойственно Булгакову как продолжателю традиций отечественной и мировой литературы. Михаил Афанасьевич принимал только ту литературу, которая показывает страдания реальных героев. Гуманизм был идейным стержнем произведений Булгакова. А истинный гуманизм настоящего мастера близок и дорог читателю всегда.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Михаила Афанасьевича не покидало ощущение того, что его творческая судьба была загублена. Несмотря на то что он продолжал активно творить, практически не доходили до современных ему читателей. Это надломило Михаила Афанасьевича. Его болезнь обострилась, что привело к скорой смерти. Скончался Булгаков в Москве 10 марта 1940 г. На этом завершилась биография Булгакова Михаила Афанасьевича, но творчество его бессмертно. Останки писателя покоятся на Новодевичьем кладбище.

Биография Булгакова Михаила Афанасьевича, кратко изложенная в этой статье, надеемся, вызвала у вас желание поближе познакомиться с его творчеством. Произведения этого автора очень интересны и важны, поэтому их, безусловно, стоит прочесть. Михаил Булгаков, биография и творчество которого изучаются в школе, - один из величайших русских писателей.

Перед талантом этого замечательного русского и советского писателя можно низко преклонить голову. Самые известные произведения Булгакова практически все по косточкам разобраны на цитаты. Своим учителем Михаил Афанасьевич считал Гоголя, он подражал ему и тоже стал мистиком. До сих пор у литераторов нет единого мнения в том, был ли Булгаков оккультистом. Но он был великим драматургом и театральным режиссером, автором множества фельетонов, рассказов, пьес, киносценариев, инсценировок и оперных либретто. Произведения Булгакова ставились в театрах и снимались в кино. Когда появились его первые драматургические опыты, он написал своему родственнику, что он запоздал на четыре года с тем, что давно должен был начать - писать.

Михаил Булгаков, книги которого почти всегда на слуху, стал настоящим классиком, которого потомки никогда уже не забудут. Он предрек судьбу своих произведений одной гениальной фразой: «Рукописи не горят!»

Биография

Булгаков родился 3 мая 1891 года в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны, в девичестве Покровской. Будущий писатель, окончив гимназию, поступил в медицинский институт родного города, желая пойти по стопам своего известного дяди Н. М. Покровского. В 1916 году после окончания учебы он практиковался несколько месяцев в прифронтовой зоне. Потом работал врачом-венерологом, а в период гражданской войны умудрился поработать и у белых, и у красных и остаться в живых.

Произведения Булгакова

Насыщенная литературная жизнь его началась после переезда в Москву. Там в известных издательствах он печатает свои фельетоны. Затем пишет книги «Роковые яйца» и «Дьяволиада» (1925 г.). За ними создает пьесу «Дни Турбиных». Произведения Булгакова вызывали резкую критику у многих, но как бы то ни было, с каждым написанным им шедевром почитателей становилось все больше и больше. Как писатель он пользовался огромным успехом. Затем, в 1928 году, у него возникла мысль о написании романа «Мастер и Маргарита».

В 1939 писатель работал над пьесой о Сталине «Батум», а когда она была уже готова к постановке и Булгаков отправился вместе с женой и коллегами в Грузию, вскоре пришла телеграмма, в которой говорилось о том, что Сталин считает неуместным ставить о себе пьесу. Это сильно подорвало здоровье писателя, он стал терять зрение, а потом врачи диагностировали у него болезнь почек. От боли Булгаков опять стал употреблять морфий, который он принимал еще в 1924 году. В это же время писатель додиктовывал жене последние листы рукописи «Мастер и Маргарита». Через четверть века на страницах были обнаружены следы наркотика.

Он умер в 48 лет 10 марта 1940 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве. Михаил Булгаков, книги которого со временем стали настоящими бестселлерами, если говорить современным языком, и до сих пор ворошат умы человеческие, которые пытаются разгадать его коды и послания, был действительно великим. Это факт. Произведения Булгакова до сих пор актуальны, они не потеряли своего смысла и увлекательности.

Мастер

«Мастер и Маргарита» - роман, ставший настольной книгой миллионов читателей, и не только соотечественников Булгакова, но и всего мира. Прошло уже несколько десятков лет, а сюжет и до сих пор будоражит умы, притягивает мистикой и загадками, которые наталкивают на разные философские и религиозные размышления. «Мастер и Маргарита» - роман, изучаемый в школах, и это даже при том, что не каждый подкованный в литературе человек может понять замысел этого шедевра. Писать роман Булгаков начал в 20-х годах, затем со всеми поправками в сюжете и названии работа окончательно была оформлена в 1937 году. Но в СССР полная книга вышла лишь в 1973 году.

Воланд

На создание романа повлияло увлечение М. А. Булгакова разной мистической литературой, германской мифологией XIX века, Святым Писанием, «Фаустом» Гете, а также многими другими демонологического плана произведениями.

Импонирует многим один из главных персонажей романа - Воланд. Не особо вдумчивым и доверчивым читателям этот Князь Тьмы может показаться ярым борцом за справедливость и добро, выступающим против пороков людей. Есть еще мнения, что в этом образе Булгаков изобразил Сталина. Но Воланд не так прост для понимания, это персонаж очень многогранный и тяжелый, это тот образ, который и определяет настоящего Искусителя. Это настоящий прототип Антихриста, которого люди должны воспринять как нового Мессию.

Повесть

«Роковые яйца» - еще одна фантастическая повесть Булгакова, опубликованная в 1925 году. Своих героев он перемещает в 1928 год. Главный герой - гениальный изобретатель, профессор зоологии Персиков, однажды делает уникальное открытие - он обнаруживает некий феноменальный стимулятор, красный луч жизни, который, воздействуя на живые зародыши (эмбрионы), заставляет их развиваться быстрее, и они становятся крупнее, чем их обычные аналоги. А еще они агрессивны и невероятно быстро размножаются.

Ну и дальше в произведении «Роковые яйца» все развивается точно, как в словах Бисмарка о том, что революцию готовят гении, совершают ее фанатики-романтики, а вот плодами пользуются проходимцы. Так и получилось: Персиков стал тем самым гением, создавшим революционную идею в биологии, Иванов - фанатиком, который воплотил идеи профессора в жизнь, построив камеры. А проходимец - Рокк, который непонятно откуда появился и так же внезапно пропал.

По мнению филологов, прототипом Персикова мог быть русский биолог А. Г. Гурвич, который открыл митогенетическое излучение, и, собственно, вождь пролетариата В. И. Ленин.

Пьеса

«Дни Турбиных» - пьеса Булгакова, созданная им в 1925 году (во МХАТЕ захотели поставить спектакль по его роману «Белая гвардия»). Сюжет был основан на воспоминаниях писателя времен гражданской войны о падении режима украинского гетмана Павла Скоропадского, затем о приходе к власти Петлюры и его изгнании из города революционерами-большевиками. На фоне постоянной борьбы и смены власти параллельно проявляется семейная трагедия четы Турбиных, в которой ломаются устои старого мира. Булгаков тогда жил в Киеве (1918-1919 гг.) Через год пьеса была поставлена, затем ее неоднократно редактировали и меняли название.

«Дни Турбиных» - пьеса, которую сегодняшние критики считают вершиной театрального успеха писателя. Однако в самом начале ее сценическая судьба была сложна и непредсказуема. Пьеса пользовалась огромным успехом, но вызвала разгромные критические отзывы. В 1929 году ее убрали из репертуара, Булгакова стали обвинять в мещанстве и пропаганде белого движения. Но по указанию Сталина, который полюбил эту пьесу, спектакль был восстановлен. Для писателя, который перебивался случайными заработками, постановка во МХАТе была практически единственным источником дохода.

О себе и о бюрократии

«Записки на манжетах» - повесть, которая несколько автобиографична. Булгаков написал ее в период с 1922 по 1923 год. При его жизни она не публиковалась, сегодня часть текста утеряна. Главным мотивом произведения «Записки на манжетах» стали проблемные отношения у писателя с властью. Он очень подробно описывал свою жизнь на Кавказе, диспут об А. С. Пушкине, первые месяцы в Москве и желание эмигрировать. Булгаков действительно намеревался бежать за границу в 1921 году, но у него не оказалось денег для того, чтобы заплатить капитану судоходной машины, идущей в Константинополь.

«Дьяволиада» - повесть, которая была создана в 1925 году. Булгаков назвал себя мистиком, но, несмотря на заявленный мистицизм, содержание этого произведения составляли картины обычного каждодневного быта, где вслед за Гоголем он показал неразумность и нелогичность общественного бытия. Вот из этого фундамента и состоит булгаковская сатира.

«Дьяволиада» - повесть, в которой сюжет происходит в мистическом вихре бюрократической круговерти с шелестом бумаг на столах и в бесконечной суете. Главный герой - маленький чиновник Коротков - гоняется по длинным коридорам и этажам за неким мифическим заведующим Кальсонером, который то появится, то исчезнет, то вообще раздвоится. В этой неустанной погоне Коротков теряет и самого себя, и свое имя. И тогда он превращается в жалкого и беззащитного человечка. В итоге Короткову, чтобы вырваться из этого заколдованного круговорота, остается одно - броситься с крыши небоскреба.

Мольер

«Жизнь господина де Мольера» - романизированная биография, которая, как и многие другие произведения, не была издана при жизни автора. Только в 1962 году издательство «Молодая гвардия» опубликовало ее в цикле книг «ЖЗЛ». В 1932 году Булгаков заключает договор с журнально-газетным издательством и для цикла «ЖЗЛ» пишет о Мольере. Через год он работу окончил и сдал. Редактор А. Н. Тихонов написал отзыв, в котором он признавал талант Булгакова, однако в общем рецензия получилась отрицательной. Главным образом ему не понравилась немарксистская позиция и то, что в повествовании есть рассказчик («развязный молодой человек»). Булгакову предлагалось переделать роман в классическом духе исторического повествования, но писатель категорически отказался. Рукопись также прочитал Горький и тоже отрицательно о ней отозвался. Булгаков хотел несколько раз встретиться с ним, но все попытки остались безуспешными. Произведения Булгакова по понятным причинам часто не нравились советскому руководству.

Иллюзия свободы

В своей книге Булгаков поднимает очень важную для него тему на примере Мольера: власть и искусство, насколько свободным может быть художник. Когда терпение Мольера иссякло, он воскликнул, что ненавидит королевскую тиранию. Точно так же Булгаков ненавидел тиранию Сталина. И чтобы хоть как-то уговорить самого себя, он пишет, что, оказывается, зло заключено не в верховной власти, а в окружении вождя, в чиновниках и газетных фарисеях. В 30-е действительно существовала та немалая часть интеллигенции, которая верила в невиновность и непричастность Сталина, вот и Булгаков подпитывал себя подобными иллюзиями. Михаил Афанасьевич пытался осознать одну из особенностей художника - роковое одиночество среди людей.

Сатира на власть

Повесть Булгакова «Собачье сердце» стала очередным шедевром Булгакова, который он написал в 1925 году. Самое распространенное политическое толкование сводится к идее «русской революции» и к «пробуждению» социального сознания пролетариата. Один из главных героев - Шариков, получивший большое количество прав и свобод. И тогда у него быстро обнаруживаются эгоистические интересы, он предает и уничтожает и тех, кто ему подобен, и тех, кто его наделил всеми этими правами. Конец этого произведения показывает, что судьба создателей Шарикова предрешена. В своей повести Булгаков как будто бы предсказывает массовые сталинские репрессии 1930-х годов.

Повесть Булгакова «Собачье сердце» многие литературоведы считают политической сатирой на правительство того времени. И вот их главные роли: Шариков-Чугункин - это не кто иной, как сам Сталин (о чем говорит «железная фамилия»), Преображенский - Ленин (тот, кто преобразил страну), доктор Борменталь (беспрерывно конфликтующий с Шариковым) - Троцкий (Бронштейн), Швондер - Каменев, Зина - Зиновьев, Дарья - Дзержинский и т. д.

Памфлет

На собрании литераторов в Газетном переулке, где читалась рукопись, присутствовал агент ОГПУ, который отметил, что такие вещи, прочитанные в блестящем столичном литературном кружке, могут быть намного опаснее, чем выступления литераторов 101 сорта на собраниях Всероссийского союза поэтов.

Булгаков до последнего надеялся, что произведение опубликуют в альманахе «Недра», но его даже не пропустили в Главлит для прочтения, однако рукопись как-то передали Л. Каменеву, который отметил, что это произведение ни в коем случае нельзя печатать, так как оно представляет собой острый памфлет на современность. Потом в 1926 году был обыск у Булгакова, рукописи книги и дневник были изъяты, автору их вернули только через три года после ходатайства Максима Горького.

Конец XIX века – время сложное и противоречивое. Нет ничего удивительного в том, что именно в 1891 году на свет появился один из самых загадочных русских писателей. Речь идёт о Михаиле Афанасьевиче Булгакове – режиссёре, драматурге, мистике, авторе сценариев и либретто опер. История Булгакова не менее увлекательна, чем его произведение, и команда «Литерагуру» берет на себя смелость это доказать.

День рождения М.А. Булгакова – 3 (15) мая. Отец будущего писателя, Афанасий Иванович, был профессором духовной академии Киева. Мать, Варвара Михайловна Булгакова (Покровская), воспитывала семерых детей: Михаила, Веру, Надежду, Варвару, Николая, Ивана, Елену. В семье часто ставили спектакли, пьесы для которых сочинял Михаил. Он с детства любил постановки, водевили, космические сценки.

Дом Булгакова был любимым местом встречи творческой интеллигенции. Его родители часто приглашали именитых друзей, которые оказывали определенное влияние на одаренного мальчика Мишу. Он очень любил слушать взрослые разговоры и охотно в них участвовал.

Юность: образование и начало карьеры

Булгаков учился в гимназии №1 города Киева. Окончив её в 1901 году, он стал студентом медицинского факультета Киевского университета. На выбор профессии оказало влияние материальное состояние будущего писателя: после смерти отца Булгаков взял на себя ответственность за большую семью. Его мать снова вышла замуж. Все дети, кроме Михаила, оставались в хороших отношениях с отчимом. Старший же сын хотел быть финансово независимым. Он окончил университет в 1916 году и получил диплом лекаря с отличием.

Во время Первой мировой войны Михаил Булгаков в течение нескольких месяцев служил полевым врачом, затем получил место в селе Никольском (Смоленская губерния). Тогда были написаны некоторые рассказы, позже вошедшие в цикл «Записки юного врача». Из-за рутины скучной провинциальной жизни Булгаков начал употреблять наркотические средства, доступные многим представителям его профессии по роду деятельности. Он просил перевести его на новое место, чтобы наркозависимость оказалась неявной для окружающих: в любом другом случае врача могли лишить диплома. Избавиться от напасти помогла преданная супруга, которая втайне разбавляла наркотическое вещество. Она же всячески вынуждала мужа оставить вредную привычку.

В 1917 году Михаил Булгаков получил должность заведующего отделениями Вяземской городской земской больницы. Через год Булгаков с женой вернулись в Киев, где писатель занимался частной врачебной практикой. Зависимость от морфия была побеждена, но вместо наркотических средств Михаил Булгаков часто употреблял алкоголь.

Творчество

В конце 1918 года Михаил Булгаков вступил в офицерский отряд. Не установлено, был ли он призван как военный врач, или сам выразил желание стать членом отряда. Ф.А. Келлер, заместитель главного командующего, распустил отряды, так что он тогда не участвовал в боевых действиях. Но уже в 1919 году его мобилизовали в армию УНР. Булгаков сбежал. Версии относительно дальнейшей судьбы писателя расходятся: некоторые свидетели утверждали, что он служил в Красной Армии, некоторые – что он не уезжал из Киева до прихода белых. Достоверно известно, что писатель был мобилизован в Добровольческую армию (1919). Тогда же он опубликовал фельетон «Грядущие перспективы». Киевские события нашли отражение в произведениях «Необыкновенные приключения доктора» (1922), «Белая гвардия» (1924). Стоит заметить, что литературу в качестве основного занятия писатель выбрал в 1920 году: завершив службу в госпитале Владикавказа, он стал писать для газеты «Кавказ». Творческий путь Булгакова был тернист: в период борьбы за власть недружественное высказывание в адрес одной из сторон могло кончиться гибелью.

Жанры, темы и проблемы

В начале двадцатых годов Булгаков писал преимущественно произведения о революции, в основном пьесы, которые впоследствии ставились на сцене Владикавказского ревкома. С 1921 года писатель жил в Москве и работал в разных газетах и журналах. Кроме фельетонов, он публиковал отдельные главы повестей. Например, «Записки на манжетах» увидели свет на страницах берлинской газеты «Накануне». Особенно много очерков и репортажей – 120 – напечатано в газете «Гудок» (1922-1926). Булгаков был членом Российской ассоциации пролетарских писателей, но при этом его художественный мир не был зависим от идеологии союза: он с большой симпатией писал о белом движении, о трагических судьбах интеллигенции. Его проблематика была намного шире и богаче дозволенной. Например, социальная ответственность ученых за их изобретения, сатира на новый уклад жизни в стране и т.д.

В 1925 году написана пьеса «Дни Турбиных». Она имела оглушительный успех на сцене Московского художественного академического театра. Даже Иосиф Сталин оценил произведение, но все-таки он в каждом тематическом выступлении акцентировал внимание на антисоветском характере пьес Булгакова. Вскоре творчество писателя подвергли критике. За последующие десять лет были опубликованы сотни резких рецензий. Пьесу «Бег» о Гражданской войне запретили ставить: Булгаков отказался делать текст «идеологически правильным». В 1928-29 гг. из репертуара театров исключены спектакли «Зойкина квартира», «Дни Турбиных», «Багровый остров».

А вот эмигранты с интересом изучали ключевые произведения Булгакова. Он писал о роли науки в жизни человека, о важности правильного отношения друг к другу. В 1929 году писатель размышлял над будущим романом «Мастер и Маргарита». Уже через год появилась первая редакция рукописи. Религиозные темы, критика советских реалий – всё это сделало появление произведений Булгакова на страницах газет невозможным. Неудивительно, что писатель всерьез размышлял о переезде за границу. Он даже написал письмо Правительству, в котором просил либо разрешить ему уехать, либо дать возможность спокойно работать. В следующие шесть лет Михаил Булгаков был режиссёром-ассистентом МХАТа.

Философия

Представление о философии мастера печатного слова дают самые известные произведения. Например, в повести «Дьяволиада» (1922) описана проблема «маленьких людей», к которой так часто обращались классики. По мнению Булгакова, бюрократизм и равнодушие – это настоящая дьявольская сила, и ей трудно противостоять. Уже упомянутый роман «Белая гвардия» носит во многом автобиографический характер. Это жизнеописание одной семьи, оказавшейся в непростой ситуации: Гражданская война, враги, необходимость выбирать. Кто-то считал, что Булгаков слишком лояльно относится к белогвардейцам, кто-то упрекал автора за лояльность советской власти.

В повести «Роковые яйца» (1924) рассказывается поистине фантастическая история учёного, который нечаянно вывел новый вид пресмыкающихся. Эти существа беспрестанно размножаются и вскоре заполняют весь город. Некоторые филологи утверждают, что в образе профессора Персикова нашли отражение фигуры биолога Александра Гурвича и вождя пролетариата В.И. Ленина. Другая знаменитая повесть – «Собачье сердце» (1925). Интересно, что в СССР она официально опубликована только в 1987 году. На первый взгляд сюжет носит сатирический характер: профессор пересаживает собаке человеческий гипофиз, и пёс Шарик становится человеком. Но человеком ли?.. Кто-то видит в этом сюжете предсказание грядущих репрессий.

Своеобразие стиля

Основным козырем автора была мистика, которую он вплетал в реалистические произведения. Благодаря этому критики не могли напрямую обвинить его в оскорблении чувств пролетариата. Писатель умело сочетал откровенный вымысел и реальные социально-политические проблемы. Однако его фантастические элементы – это всегда аллегория на схожие явления, происходящие на самом деле.

Например, роман «Мастер и Маргарита» объединяет самые разные жанры: от притчи до фарса. Сатана, выбравший для себя имя Воланд, однажды прибывает в Москву. Он встречает людей, которые получают наказания за своих грехи. Увы, единственной силой правосудия в советской Москве выступает дьявол, ведь чиновники и их прихвостни глупы, алчны и жестоки к своим же согражданам. Они и есть настоящее зло. На фоне этого разворачивается история любви талантливого Мастера (а ведь мастером в 1930-е гг. называли Максима Горького) и смелой Маргариты. Только мистическое вмешательство спасла творцы от верной смерти в сумасшедшем доме. Роман по понятным причинам был опубликован уже после смерти Булгакова. Та же судьба ждала неоконченный «Театральный роман» о мире литераторов и театралов (1936-37) и, например, пьесу «Иван Васильевич» (1936), фильм по мотивам которой смотрят по сей день.

Характер писателя

Друзья и знакомые считали Булгакова одновременно обаятельным и очень скромным. Писатель всегда был вежливым и умел вовремя отойти «в тень». Он обладал талантом рассказчика: когда ему удавалось преодолеть застенчивость, все присутствующие слушали только его. Характер автора был основан на лучших качествах российской интеллигенции: образованности, гуманности, сострадательности и деликатности.

Булгаков любил пошутить, никогда никому не завидовал и не искал лучшей жизни. Его отличали общительность и скрытность, бесстрашие и неподкупность, сила характера и доверчивость. О романе «Мастер и Маргарита» писатель перед смертью сказал только одно: «Чтобы знали». Такова его скупая характеристика своему гениальному творению.

Личная жизнь

  1. Ещё, будучи студентом, Михаил Булгаков женился на Татьяне Николаевне Лаппа . Семье пришлось столкнуться с нехваткой денежных средств. Первая супруга писателя — прототип Анны Кирилловны (рассказ «Морфий»): бескорыстная, мудрая, готовая поддержать. Именно она вытащила его из наркотического кошмара, вместе с ней он прошел годы разрухи и кровавой распри русского народа. Но полноценная семья с нею не сложилась, ведь в те голодные годы было сложно задумываться о детях. Супруга очень страдала от необходимости делать аборты, из-за этого отношения Булгаковых дали трещину.
  2. Так бы и прошло время, если бы не один вечер: в 1924 году Булгаков был представлен Любови Евгеньевне Белозёрской . Она имела связи в мире литературы, и не без её помощи была опубликована «Белая гвардия». Любовь стала не просто другом и товарищем, как Татьяна, но и музой писателя. Это и есть вторая жена писателя, роман с которой был ярким и страстным.
  3. В 1929 году он познакомился с Еленой Шиловской . Впоследствии он признавался, что только эту женщину он и любил. К моменту встречи оба состояли в браке, но чувства оказались очень сильными. Елена Сергеевна была рядом с Булгаковым до его смерти. Детей у Булгакова не было. Первая жена сделала от него два аборта. Возможно, поэтому он всегда чувствовал себя виноватым перед Татьяной Лаппа. Приёмным сыном писателя стал Евгений Шиловский.
  1. Первое произведение Булгакова – «Похождения Светлана». Рассказ написан, когда будущему писателю было семь лет.
  2. Спектакль «Дни Турбиных» любил Иосиф Сталин. Когда автор попросил отпустить его за границу, Сталин сам позвонил Булгакову с вопросом: «Что, мы Вам очень надоели?». «Зойкину квартиру» Сталин смотрел как минимум восемь раз. Считается, что он покровительствовал писателю. В 1934 году Булгаков просил предоставить ему заграничную поездку, чтобы он смог поправить здоровье. Он получил отказ: Сталин понимал, что если литератор останется в другой стране, то «Дни Турбиных» придётся снять с репертуара. Таковы особенности взаимоотношений автора с властью
  3. В 1938 году Булгаков написал пьесу о Сталине по просьбе представителей МХАТа. Вождь прочитал сценарий «Батума» и остался не слишком довольным: он не хотел, чтобы широкая публика узнала о его прошлом.
  4. «Морфий», повествующий о наркозависимости врача, — автобиографическое произведение, которое помогло Булгакову победить зависимость. Исповедуясь бумаге, он получал силы для борьбы с недугом.
  5. Автор был очень самокритичен, поэтому любил коллекционировать критику посторонних людей. Он вырезал из газет все рецензии на свои творения. Из 298 были отрицательными, а похвалили творчество Булгакова всего три человека за всю его жизнь. Таким образом, литератор не понаслышке знал участь своего затравленного героя – Мастера.
  6. Очень сложно складывались отношения писателя и его коллег. Кто-то его поддерживал, например, режиссер Станиславский грозился закрыть свой легендарный театр, если в нем запретят показ «Белой гвардии». А кто-то, например, Владимир Маяковский, предлагал освистать показ пьесы. Он прилюдно критиковал коллегу, очень нелицеприятно оценивая его достижения.
  7. Кот Бегемот был, оказывается, вовсе не выдумкой автора. Его прототипом являлся феноменально умный черный пес Булгакова с такой же кличкой.

Смерть

От чего умер Булгаков? В конце тридцатых годов он часто говорил о близкой смерти. Приятели считали это шуткой: писатель обожал розыгрыши. На самом деле Булгаков, бывший врач, заметил первые признаки нефросклероза – тяжёлой наследственной болезни. В 1939 году диагноз был поставлен.

Булгакову было 48 лет – столько же, сколько его отцу, который умер от нефросклероза. В конце жизни он снова начал употреблять морфий, чтобы приглушить боль. Когда он ослеп, жена писала за него главы «Мастера и Маргариты» под диктовку. Правка остановилась на словах Маргариты: «Так, это, стало быть, литераторы за гробом идут?». 10 марта 1940 года Булгаков умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

Дом Булгакова

В 2004 году в Москве состоялось открытие «Булгаковского Дома» — музея-театра и культурно-просветительского центра. Посетители могут покататься на трамвае, увидеть электронную экспозицию, посвящённую жизни и творчеству писателя, записаться на ночную экскурсию по «нехорошей квартире» и встретить настоящего кота Бегемота. Функция музея – сохранение наследия Булгакова. Концепция связана с мистической темой, которую так любил великий писатель.

Также есть незаурядный музей Булгакова в Киеве. Квартира изрыта тайными ходами и лазами. Например, из шкафа вы можете попасть в тайную комнату, где находится что-то вроде кабинета. Там же можно посмотреть множество экспонатов, говорящих о детстве писателя.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!