Литературная деятельность Максима Горького продолжалась более сорока лет - от романтической «Старухи Изергиль» до эпической «Жизни Клима Самгина»
Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Коллаж: ГодЛитературы.РФ
В ХХ веке он был и властителем дум, и живым символом литературы, и одним из основоположников не только новой словесности, но и государства. Не сосчитать диссертаций и монографий, посвященных «жизни и творчеству» «классика пролетарской литературы». Увы, его посмертную судьбу слишком крепко связали с судьбой политической системы, которую Горький после многолетних колебаний все-таки благословил. После распада СССР о Горьком стали старательно забывать. Хотя лучшего летописца «эпохи первоначального капитала» у нас не было и не будет. Горький оказался «в искусственном положении вне игры». Но, кажется, он из него вышел, а когда-нибудь выйдет по-настоящему.
Из огромного и многожанрового наследия выбрать «десятку» непросто и потому пользительно. Но речь пойдет почти сплошь о произведениях хрестоматийных. По крайней мере, в недавнем прошлом их прилежно штудировали в школе. Думаю, не забудут и в будущем. Второго Горького у нас нет…
Это классика «раннего Горького», итог его первых литературных исканий. Суровая притча 1891 года, страшная сказка, излюбленный (в системе Горького) конфликт Прометея как с Зевсом, так и с хищными птицами. Это новая литература для того времени. Не толстовский, не чеховский, не лесковский рассказ. Расклад получается несколько вычурный: Ларра - сын орла, Данко высоко поднимает над головой собственное сердце… Сама рассказчица-старуха, по контрасту, земная и суровая. В этом рассказе Горький исследует не только суть героики, но и природу эгоизма. Многих гипнотизировала и мелодия прозы.
Столь жестокого натурализма - да еще и со знанием среды - русская литература не знала. Тут уж поневоле поверишь, что автор босиком исходил всю Россию. Горький в подробностях рассказал о жизни, которую хотелось бы изменить. Обыденные драки, кабак, подвальные страсти, болезни. Светочь в этой жизни - студент-санитар. Этому миру хочется бросить: «Ах вы, гады! Зачем живёте? Как живёте? Жулье вы лицемерное и больше ничего!». У супругов есть воля, чтобы изменить ситуацию. Они работают в холерном бараке, работают неистово.
Если вдуматься, это вовсе не банальность. Такова пешковская хватка. Таковы горьковские босяки. В стиле этих картин в 1980-е работали творцы перестроечной «чернухи».
Всю жизнь Алексей Максимович писал стихи, хотя не считал себя поэтом. Известны полушутливые слова Сталина: «Эта штука посильнее, чем «Фауст» Гёте. Любовь побеждает смерть». Вождь говорил о стихотворной сказке Горького «Девушка и смерть», в наше время забытой. Горький слагал стихи в несколько старомодном духе. Он не вникал в искания тогдашних стихотворцев, но читал многих. Но две его «песни», написанные белым стихом, из русской литературы не вычеркнуть. Хотя… Стихи, опубликованные, как проза, в 1895 году воспринимались как нечто диковинное:
«Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!
Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!..»
Это о Соколе. А Буревестник (1901 год) стал настоящим гимном русской революции. В особенности - революции 1905 года. Революционную песню нелегально переиздавали многотысячными тиражами. Можно не принимать бурную горьковскую патетику, но стереть из памяти эту мелодию невозможно: «Между тучами и морем гордо реет буревестник».
Буревестником революции, которая действительно свершилась, хотя поначалу и не порадовала Алексея Максимовича.
Этот роман, написанный под впечатлениями от событий 1905 года, считался фундаментом социалистического реализма. В школе его штудировали с особым напряжением. Переиздавали бесчисленно, несколько раз экранизировали и, между нами говоря, навязывали. Это вызывало не только почтение, но и отторжение.
На баррикадной волне 1905 года Горький вступил в партию большевиков. Еще более убежденной большевичкой была его спутница - актриса Мария Андреева, самая очаровательная революционерка ХХ века.
В том числе и в своей надежде на пролетариат. Но главное, что этот роман - не только исторический документ. Сила проповедника и сила писателя перемножились, и книга получилась мощная.
Корней Чуковский сказал, прочитав эту книгу: «На старости лет Горького потянуло к краскам». Между революцией 1905 года и войной главный писатель показал, как в ребенке зарождается и мужает бунтарь, Прометей. За это время ушел Толстой, и Горький стал «главным» русским писателем - по влиянию на читательские умы, по репутации среди коллег - даже таких придирчивых, как Бунин. И повесть с нижегородскими мотивами воспринимали как программу властителя дум. От сравнений с «Детством» отмахнуться невозможно: две повести разделяет полвека, но главное, что авторы из разных созвездий. Горький почитал Толстого, но перечеркивал толстовство. Воссоздавать в прозе реальные миры он не умел, Горький слагал песню, былину, балладу о молодых годах героя, о его путях-дороженьках.
Показывает он их укрупненно, пренебрегая полутонами, но от поспешных приговоров воздерживается. Он презирает безволие и смирение, зато любуется даже жестокостью мира. Лучше Горького и не скажешь: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением». Один из самых ярких эпизодов в повести «Детство» — о том, как Алёша учился грамоте: «Буки-люди-аз-ла-бла». Это и стало главным в его жизни.
Тут аттестации излишни, это просто горьковская Библия, апофеоз русских отверженных. Горький вывел на сцену обитателей ночлежки, бродяг, воров. Оказывается, в их мире происходят высокие трагедии и борения, не менее весомые, чем у шекспировских королей… «Человек - это звучит гордо!» — провозглашает Сатин, любимый герой Горького, сильная личность, которую не сломили ни тюрьма, ни пьянство. У него есть сильный соперник - бродячий проповедник всепрощенчества. Горький ненавидел этот сладкий гипноз, но воздержался от однозначного разоблачения Луки. У Луки своя правда.
И ставить «На дне» будут всегда. И в бурчании Сатина - искателя и разбойника - будут находить новые подтексты: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно!»
В амплуа драматурга Горький наиболее интересен. И «Варвары» в нашем списке представительствуют сразу за несколько горьковских пьес о людях начала ХХ века. «Сцены в уездном городе» печальны: герои оказываются фальшивыми, провинциальная реальность пошла и пасмурна. Но в тоске по герою есть предчувствие чего-то великого.
Неудивительно, что у пьесы сложилась счастливая театральная судьба: как минимум, две роли - Черкун и Монахова - прописаны с блеском. Там есть что искать интерпретаторам.
А вот эту трагедию в наше время просто необходимо перечитывать и пересматривать. Думаю, более прозорливой книги (не говоря о пьесах) о русском капитализме не существует. Беспощадная пьеса. Ее даже в наше время побаиваются ханжи. Легче всего повторять расхожую истину, что за каждым крупным состоянием стоит преступление.
Живописать пороки он умел как никто. Да, он разоблачает Вассу. И все-таки она получилась живой. Актрисам играть ее неимоверно интересно. Некоторые даже ухитряются оправдывать эту убийцу. Вера Пашенная, Фаина Раневская, Нина Сазонова, Инна Чурикова, Татьяна Доронина - Вассу играли актрисы, которым поклонялся театральный мир. А публика наблюдала за тем, как бесится с жиру, чудит и погибает русский капитализм.
Эту повесть Горький написал в 1909-м. Серый уездный городок, вечное сиротство суетливых, несчастливых людей. Хроника получилась полнокровная. Горький наблюдателен и ироничен: «Главная улица - Поречная, или Бережок, - вымощена крупным булыжником; весною, когда между камней пробьется молодая трава, градской голова Сухобаев зовет арестантов, и они, большие и серые, тяжелые, - молча ползают по улице, вырывая траву с корнем. На Поречной стройно вытянулись лучшие дома, — голубые, красные, зеленые, почти все с палисадниками, — белый дом председателя земской управы Фогеля, с башенкой на крыше; краснокирпичный с желтыми ставнями — головы; розоватый — отца протоиерея Исаии Кудрявского и еще длинный ряд хвастливых уютных домиков — в них квартировали власти: войсковой начальник Покивайко, страстный любитель пения, — прозван Мазепой за большие усы и толщину; податной инспектор Жуков, хмурый человек, страдавший запоем; земский начальник Штрехель, театрал и драматург; исправник Карл Игнатьевич Вормс и развеселый доктор Ряхин, лучший артист местного кружка любителей комедии и драмы».
Ведь в русском человеке многое перемешано, и, возможно, именно в этом его загадка.
Роман — самый крупный в горьковском наследии, «на восемьсот персон», как язвили пародисты — так и остался неоконченным. Но то, что осталось, по отточенности превосходит всё, написанное Горьким. Оказывается, он умел писать сдержанно, почти академично, но в то же время по-горьковски.
И всё это — на фоне переломных революционных лет, вплоть до 1918-го. Горький впервые показал себя реалистом, объективным аналитиком, нашел для своей последней книги гармоничный повествовательный тон. Он писал «Самгина» десятилетиями. При этом заглавного героя автор не любит. Самгин — самый настоящий уж, напоминающий к тому же щедринского Иудушку Головлева. Но ползает он «по всей Руси великой» — и нам открывается пространство истории. Кажется, Горькому, жившему в вечной спешке, не хотелось расставаться с этой книгой. Получилась энциклопедия, и вовсе не идеалистическая. Горький без ханжества пишет о любви и флирте, о политике и религии, о национализме и финансовых аферах… Это и хроника, и исповедь. Подобно Сервантесу, он даже упоминает в романе себя: герои обсуждают писателя Горького. Как и мы сто лет спустя.
Просмотры: 0
Максим Горький - великий русский прозаик. Его настоящее имя Алексей Максимович Пешков, свой псевдоним писатель взял в память о своем отце - Максиме Савватьевиче. Горький является автором знаменитых произведений, в Советском Союзе он был самым издаваемым литератором. Его считают основателем социалистического реализма. Жизнь и творчество Горького наполнены множеством событий, писатель имел насыщенную, разностороннюю, отчасти трагическую судьбу. Далее мы подробно разберем важнейшие аспекты биографии признанного гения XX века.
Родился Алексей Пешков в 1868 году в Нижнем Новгороде, мальчика еще в младенчестве крестили по православному обряду. В три года Алексей заболевает холерой, его отец, Максим Савватьевич Пешков, заражается от сына болезнью и умирает. Мать Алексея, Варвару Васильевну постигла не менее трагичная участь - после смерти мужа она во второй раз выходит замуж, но вскоре умирает от чахотки.
Алексей, рано лишившись родителей, жил с дедушкой и бабушкой. Отца мальчик почти не помнил, но из-за рассказов деда он очень ценил память о папе. Будущему писателю уже в 11 лет пришлось работать: пекарем, «мальчиком на побегушках» и т.д. Также Пешков учился в приходской школе, но ушел оттуда из-за болезни. В школе учителя считали Лёшу трудным ребенком, с самого раннего возраста он не верил в бога, считая себя убежденным атеистом. Другой школой для Горького стала улица, он много общался с беспризорниками, что в дальнейшем повлияет на тематику его творчества.
И хотя Горький так и не получил среднего образования, он много читал, обладал невероятной памятью и подвижным умом. Он был хорошо знаком с серьезными трудами многих философов, читал Ницше, Шопенгауэра, Гартмана и многих других. И все же, по заверению биографов, вплоть до 30 лет Максим Горький писал с большим количеством ошибок, которые заботливо исправляла его супруга.
В 1884 году Алексей пробует поступить в вуз, но безуспешно, ведь школу он так и не окончил. Парню пришлось работать, и на службе он общается с революционно настроенными молодыми людьми, знакомится с трудами Карла Маркса. В 1887 году умирают бабушка и дедушка Пешкова, поэтому он страдает от затяжной депрессии.
В 1888 году Алексей вносит посильный вклад в революционное движение и попадает под арест. Полиция начинает пристально следить за юным бунтарем. Пешкову все еще приходится перебиваться тяжелой работой.
Тогда он загорается идеей создать земледельческую колонию толстовского типа и даже пытается встретиться с самим Толстым, но в то время желающих пообщаться с ним было огромное количество, и Пешков не смог встретиться со Львом Николаевичем. Он отправляется обратно в Нижний Новгород.
В 1891 году Пешков отправляется в спонтанное странствие по России, за время этого путешествия с Алексеем случается множество необычайных историй, которые ему настоятельно советуют записывать. Именно так появляется повесть « », биографы часто считают именно это произведение первой настоящей работой писателя, ведь оно было подписано псевдонимом - Максим Горький. С этого и начинается многообещающий творческий путь молодого таланта.
Далее следуют несколько публикаций в литературных журналах, писатель медленно, но верно набирает обороты. Он быстро обучается журналистскому делу. Работа в редакции позволяет творцу зарабатывать на хлеб интеллектуальным трудом. В течение двух с половиной лет Горький публикует около пятисот статей. В это же время выходит в свет новое произведение Горького под названием « ». Именно этот рассказ приносит писателю известность.
В 1898 году вышли первые два тома сочинений Максима Горького. Издатели рискнули и напечатали книги большим тиражом, но риск был оправдан - произведения были быстро распроданы. Слава Горького начинает стремительно разноситься по стране.
В 1899 году вышли еще несколько произведений литератора. Его работы были впервые переведены на иностранные языки. Для любого писателя это очень высокий уровень признания.
Через год Горький знакомится с мастером прозы Чеховым. В это же время Алексей, наконец, исполняет свою давнюю мечту — встречается с Толстым. Ведь теперь Алексей — не просто амбициозный юноша, а признанный писатель.
В этот период времени автор нередко приобретал проблемы с законом из-за своей революционной деятельности, что никак не влияет на его растущую популярность. Горький впервые обращается к драме и, несомненно, имеет успех в этом сложном жанре.
В 1902 году Горького избирают в академики Императорской Академии наук, но этого статуса писатель лишается невероятно стремительно из-за своей антигосударственной деятельности. Этот случай становится весьма известным, что создает вокруг литератора ореол борца. Теперь многие известные деятели желают завести знакомство с талантливым творцом.
В 1902-1903 годах наступает пик популярности Горького. Он становится настоящим законодателем мод в литературе, основывает течение «социальный реализм», за каждым словом автора следит вся страна. Доходит даже до появления эпигонов, которые во всем пытаются копировать своего кумира. Таких деятелей иронично называли «подмаксимками». Но писатель не купается в лучах славы, он продолжает плодотворно работать. В этот период он закончил пьесу «На дне» и начал работу над повестью «Мать». В 1904-1905 годах свет увидели еще несколько пьес, это: «Варвары», «Дачники», «Дети солнца».
С 1902 по 1921 года Горький успешно занимается издательской деятельностью. Его издательство «Знание» открыло читателям многообещающих неизвестных писателей. Он обладал тонким вкусом и тщательно подбирал авторов, которых будет печатать. По сути, Пешков занимается просветительской деятельностью, он снова в авангарде, его издательство является самым популярным в России, но теперь он ведет за собой множество других авторов. Издательство большими тиражами печатает совместные альманахи и сборники, Горький и его коллеги невероятно быстро двигают вперед тяжеловесный литературный процесс.
В 1906 году Горький вынужден эмигрировать в США, его родное государство нещадно преследовало писателя за его политические взгляды и деятельность. «Знание» быстро распадается без своего идеологического основателя. Стоит отметить, что эмиграция совершенно не повлияла на известность автора, его деятельность продолжали активно обсуждать в России, а в США писателя встретили очень тепло.
Горький несмотря ни на что продолжает писать. Он завершает роман «Мать», а также пишет новую пьесу «Враги». В 1906 году писатель из-за туберкулеза вынужден переехать в Италию. Там он продолжает работу в своем большом доме на Капри. Он трудится над трилогией «Городок Окуров».
Там же творец дописывает свою новую работу под названием «Исповедь», где он указывает на свои расхождения с позицией Ленина. В 1908 году автор завершил две работы: пьесу «Последние» и повесть «Жизнь ненужного человека». В последующие четыре года выходит еще несколько работ: «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», а также цикл рассказов «Сказки об Италии».
Литератор испытывает душевный кризис, события в мире накаляются, но это не мешает Горькому продолжать заниматься делом всей жизни. Важно также отметить, что «Сказки об Италии» произвели хорошее впечатление на рабочих в России, это моментально сблизило писателя с будущей силой революции, да и сам Ленин не скрывал полученного удовольствия от прочтения рассказов.
В 1913 году Горький возвращается домой. Писатель снова обращается к издательскому делу. В 1912-1916 годах Алексей Максимович выпускает сборник «По Руси», повести «Детство» и «В людях».
В 1919 году Горький организовывает издательство «Всемирная Литература». Цель та же, что и десять лет назад - он издает классическую литературу в лучших переводах для просвещения русского читателя. Эту деятельность сложно назвать творчеством, но это является лишним подтверждением безграничной любви автора к литературе.
В 1921 году литератор снова покидает родную страну. В эмиграции он берется за перо и пишет работы: «О русском крестьянстве», «Заметки из дневника», «Мои университеты», а также сборник рассказов. Благоприятная атмосфера Италии помогает ему сосредоточиться на писательстве. В 1925 году автор, продолжая свое лечение, выпускает новый роман «Дело Артамоновых».
В 1928 году писателю исполняется 60 лет. Для многих он - уже история, памятник. Алексею Максимовичу запрещено публиковать новинки в СССР. В Европе проходят выставки, посвященные писателю, его пьесы регулярно ставятся в театрах. Но лично Горький не принимал участия в этих событиях.
Семейная жизнь Максима Горького по сей день вызывает многочисленные споры среди биографов. Некоторые факты из этой жизни действительно вызывают неподдельный интерес.
В конце жизни автор закрывался в себе, находя единственное спасение - в творчестве. Горький прожил тяжелую, полную лишений жизнь, быть может, он был счастлив с Андреевой на Капри, а может, в первый год жизни с законной супругой, а может, не был счастлив вовсе. Даже разбирая жизнь Горького с точки зрения обычной, человеческой, выходит так, что для Алексея Максимовича литература всегда была на первом месте.
На протяжении всей жизни у Максима Горького была четкая и аргументированная политическая позиция. Уже с юношеских лет писатель занимался общественно-политической деятельностью. Он не боялся арестов и учетов, ссылок и тюрем. Автор всегда честно и прямо заявлял о своих взглядах на будущее всего мира и родной страны.
Повезло ли Горькому родиться в столь нестабильные времена, должен ли он был видеть революции и последующие за ними несправедливости и зверства? На этот вопрос каждый из нас должен ответить сам. А мы в этой главе остановимся на политических взглядах писателя, проследим их эволюцию и, конечно же, разберем непростые отношения Горького со «старой» и «новой» властью.
Важным элементом в понимании политической позиции писателя может послужить его собственное самоопределение, с ранних лет будущий литератор называл себя человеком, который «в мир пришел, чтобы не соглашаться». А в более поздние годы уже известный на весь мир творец назвал себя «вечным революционером».
Уже в юности у Пешкова зарождается долгоиграющий конфликт с правительством Царской России. Его постоянно арестовывают, высылают и снова арестовывают за связи с разнообразными кружками. Он постоянно находится под надзором полиции. Царь даже выступает против его поступления в Академию наук, и писатель лишается привилегированного места.
В последние годы жизни Максим Горький чувствовал постоянную слабость, было понятно, что жизнь великого писателя подходит к концу. В 1936 году он навещает своих внуков, те болели гриппом, и, к несчастью, заразили своего дедушку. После этого Алексей Максимович посещает могилу сына, слабое здоровье дает о себе знать, и он простужается.
8 июня врачи пришли к неутешительному выводу - Горький не выздоровеет. Советский Союз прощается со своим любимым писателем, Сталин трижды приезжает к умирающему и ведет с тем неторопливые беседы. Также автора навещали самые близкие люди - единственная законная жена гения, она долго сидела у постели Алексея Максимовича, ведь когда-то она так его любила. Также наносили визит: Будберг, Черткова, Крючков и Ракицкий.
18 июня около 11 утра мастер слова, мыслитель, общественный деятель, просветитель, писатель и просто человек с большим и горячим сердцем Алексей Максимович Пешков скончался.
После смерти было произведено вскрытие, которое показало, что организм писателя был в ужасном состоянии, врачи удивлялись, как он дожил до преклонного возраста.
Горький прожил долгую и плодотворную жизнь, своей мыслью он повлиял на судьбы миллионов людей, его общественная деятельность не раз спасала жизни попавших в беду. Автор желал сделать мир лучше, он делал для этого все. Мы надеемся, что нетленные произведения одного из лучших русских писателей до сих пор меняют людей, делают мир добрее, чище и честнее. Перед своей тихой кончиной Алексей Максимович произнес: «А знаешь, я сейчас с Богом спорил. Ух, как спорил!».
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Настоящее имя — Пешков Алексей Максимович (1868—1936), прозаик, драматург, публицист.
Родился в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика, после смерти отца жил в семье деда В. Каширина, владельца красильного заведения.
В одиннадцать лет, став круглым сиротой, начинает работать, сменив многих «хозяев»: посыльным при обувном магазине, посудником на пароходах, чертежником и др. Только чтение книг спасало от отчаяния беспросветной жизни.
В 1884 приехал в Казань, чтобы осуществить свою мечту — учиться в университете, но очень скоро понял всю нереальность такого плана. Начал работать. Позже Горький напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде». В свои 16 лет он уже многое знал о жизни, но четыре года, проведенных в Казани, сформировали его личность, определили его путь. Начал вести пропагандистскую работу среди рабочих и крестьян (с народником М. Ромасем в селе Красновидово). С 1888 начались странствия Горького по России с целью лучше узнать ее и ближе познакомиться с жизнью народа.
Прошел Горький через донские степи, по Украине, до Дуная, оттуда — через Крым и Северный Кавказ — в Тифлис, где провел год, работая молотобойцем, затем конторщиком в железнодорожных мастерских, общаясь с революционными деятелями и участвуя в нелегальных кружках. В это время он написал свой первый рассказ — «Макар Чудра», опубликованный в тифлисской газете, и поэму «Девушка и смерть» (напечатан в 1917).
С 1892, вернувшись в Нижний Новгород, занялся литературным трудом, публикуясь в поволжских газетах. С 1895 рассказы Горького появляются в столичных журналах, в «Самарской газете» стал известен как фельетонист, выступая под псевдонимом Иегудиил Хламида. В 1898 вышли в свет «Очерки и рассказы» Горького, сделавшие его широко известным в России. Много трудится, быстро вырастая в большого художника, новатора, способного повести за собой. Его романтические рассказы звали к борьбе, воспитывали героический оптимизм («Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).
В 1899 был опубликован роман «Фома Гордеев», выдвинувший Горького в ряд писателей мирового класса. Осенью этого года он приехал в Петербург, где познакомился с Михайловским и Вересаевым, с Репиным; позже в Москве — с.Л. Толстым, Л. Андреевым, А. Чеховым, И. Буниным, А. Куприным и другими писателями. Сходится с революционными кругами и за написание прокламации, призывавшей к свержению царской власти в связи с разгоном студенческой демонстрации, был выслан в Арзамас.
В 1901 — 1902 написал свои первые пьесы «Мещане» и «На дне», поставленные на сцене МХАТа. В 1904 — пьесы «Дачники», «Дети солнца», «Варвары».
В революционных событиях 1905 Горький принимал самое активное участие, был заключен в Петропавловскую крепость за антицаристские прокламации. Протест русской и мировой общественности заставил правительство освободить писателя. За помощь деньгами и оружием во время Московского декабрьского вооруженного восстания Горькому грозила расправа со стороны официальных властей, поэтому было решено отправить его за границу. В начале 1906 прибыл в Америку, где пробыл до осени. Здесь были написаны памфлеты «Мои интервью» и очерки «В Америке».
По возвращении в Россию создал пьесу «Враги» и роман «Мать» (1906). В этом же году Горький уехал в Италию, на Капри, где жил до 1913 года, все силы отдавая литературному творчеству. В эти годы написаны пьесы «Последние» (1908), «Васса Железнова» (1910), повести «Лето», «Городок Окуров» (1909), роман «Жизнь Матвея Кожемякина» (1910 — 11).
Используя амнистию, в 1913 писатель возвратился в Петербург, сотрудничал в большевистских газетах «Звезда» и «Правда». В 1915 основал журнал «Летопись», руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как Шишков, Пришвин, Тренев, Гладкое и др.
После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты «Новая жизнь», являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием «Несвоевременные мысли». Высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что «диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков…», размышлял о роли интеллигенции в спасении нации: «Русская интеллигенция снова должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа».
Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство «Всемирная литература». В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, и многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.
В 1921 Горький по настоянию Ленина уехал лечиться за границу (возобновился туберкулез). Сначала жил на курортах Германии и Чехословакии, затем переехал в Италию в Сорренто. Продолжает много работать: закончил трилогию — «Мои университеты» («Детство» и «В людях» вышли в 1913 — 16), писал роман «Дело Артамоновых» (1925). Начал работу над книгой «Жизнь Клима Самгина», которую продолжал писать до конца жизни. В 1931 Горький вернулся на родину. В 1930-е вновь обратился к драматургии: «Егор Булычев и другие» (1932), «Достигаев и другие» (1933).
Подводя итог знакомству и общению с великими людьми своего времени. Горький создал литературные портреты Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, очерк «В. И. Ленин» (новая редакция 1930). В 1934 усилиями М. Горького был подготовлен и проведен 1-й Всесоюзный съезд советских писателей. 18 июня 1936 М. Горький скончался в Горках, похоронен на Красной площади.
Алексей Максимович Пешков
родился в 1868 году в Нижнем Новгороде. Рано лишился родителей, жил в семье деда, испытал много бед и лишений с раннего детства. Этим объясняют его псевдоним - Горький
, который он взял в 1892 году, подписав им рассказ «Макар Чудра», напечатанный в газете. Это не столько псевдоним-френоним - псевдоним, указывающий на главную черту характера автора или главную особенность его творчества. Зная доподлинно о тяжелой жизни, писатель описывал горькую участь обездоленных. Впечатления начала своей жизни Горький описал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
С 1892 года начинающий писатель публиковал в газетах фельетоны, обозрения. В 1898 году вышел его двухтомник «Очерки и рассказы», сделавший Максима Горького известным автором-революционером и привлекшие к нему внимание властей. Этот период в жизни писателя характерен поиском героического в жизни. «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» были восторженно встречены передовой молодежью.
В начале ХХ века Горький окончательно подчинил свое творчество служению революции. За участие в революционном движении в 1905 гшоду писатель был заключен в Петропавловскую крепость, однако под влиянием мировой общественности властям пришлось освободить его. Чтобы избежать преследований партия послала Горького в 1906 году в Америку. Впечатления о стране и о том времени описаны в очерках «Город желтого дьявола», «Прекрасная Франция», «Мои интервью». Первый раз за границей Горький пробыл недолго.
Октябрьскую революцию Горький встретил без особого восторга, но продолжал свою творческую деятельность и написал множество патриотических произведений. В 1921 году он был вынужден эмигрировать за границу, по одной версии - по настоянию В.И.Ленина, для лечения туберкулеза, по другой - из-за идеологических разногласий с установившейся властью. И только в 1928 году приезжает в Россию по личному приглашению Сталина. Окончательно возвращается на Родину писатель в 1932 году, и надолго остается «главой советской литературы», создает новые журналы и серии книг, становится инициатором создания «Союза советских писателей». Несмотря на большую общественную работу, продолжает творческую деятельность.
Личная жизнь писателя была так же насыщена, как и творческая, но не настолько счастливая. В разное время у него было несколько длительных романов, но женат он был на одной женщине - Е.П.Пешковой (Волжиной). У них было двое детей, но дочь умерла во младенчестве, остался единственный сын Максим. В 1934 году Максим трагически погиб.
Скончался Алексей Максимович Горький в 1936 году, кремирован и похоронен в Москве, на Красной площади. Вокруг его смерти, как и гибели сына, до сих пор ходят противоречивые слухи.
Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя
Максим Горький – вечный бунтарь, который сначала противостоял царской власти, а потом направил силу своего обличительного гнева на Советский союз. И писателя можно понять: ни заносчивая и спесивая монархия, ни бессмысленный и беспощадный коммунизм не отвечали его представлениям о справедливости, чести и достоинстве. А ведь он не был продажным рупором одной идеологии, его можно назвать романтиком, который делал революцию, но не для себя.
Настоящее имя автора – Алексей Максимович Пешков. Псевдоним же отражал горькую участь писателя. Он родился в небогатой мещанской семье, отец и мать Горького рано умерли: кормилец скончался от холеры, а его супруга от чахотки. Мальчика воспитывала бабушка, но пенсий обычному люду тогда не платили, и женщина не могла самостоятельно содержать ребенка. Дед к тому моменту уже разорился. И Алёша стал служить, занимаясь, чем придется: пек хлеб, был помощником «менеджера» в магазине, торговал на улице и даже учился писать иконы.
Но, познав тяготы народной жизни, наш бунтарь видел в вере лишь манипуляцию хозяина, направленную на работников. Он нашел себя в революционном движении. Уже будучи подростком, он много читал и хорошо запоминал содержание книг, а потому Алексей быстро освоил учения немецких философов и поражал знаниями дипломированных специалистов.
Из-за нехватки денег подросток не смог получить даже среднего образования. Чтобы не умереть с голоду, он вынужден был промышлять воровством дров, и одноклассники дразнили его за это. Как-то раз он услышал очередное оскорбление и навсегда покинул стены приходского училища для неимущих слоев.
Не имея аттестата, Горький не смог претендовать на получение высшего образования, но сам автор не сильно жалел об этом, ведь его силой было саморазвитие, а гонку за оценками и званиями он презирал.
В 1884 году юноша приехал покорять Казань, но эти годы стали самыми тяжелыми в его жизни: он потерял деда и бабушку, не смог устроиться в университет, пережил первые задержания на революционных сходках. В результате он даже попытался убить себя, причем дважды. Но обе попытки предотвратили врачи.
Жизнь и творчество тесно переплелись у Максима Горького. В юности он не верил в свои силы, писал с огромным количеством ошибок, да и вообще не планировал связывать себя литературными рамками. Первые свои книги он принес на суд популярного писателя Короленко, но Владимир Галактионович резко раскритиковал их.
Тогда молодой человек решил начать странствовать по Руси, чтобы больше узнать и увидеть. В Тифлисе он написал рассказ «Макар Чудра» и поддался на уговоры друга, опубликовав работу. С той поры на него начали обращать внимание критики и литераторы, книга имела успех. Теперь Короленко стал наставником молодого автора. Ранний период творчества Горького назовут романтическим, так как тогда из-под его пера вышли рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.
Найдя возможность для публикации в столице, бунтарь становится маститым художником слова, заходит дружбу с Чеховым и Толстым. Его творения особенно ценит либерально настроенная публика, но власть недовольна популярностью оппозиционно настроенного литератора. Он находится под надзором полиции, поэтому присвоенное ему право членства в Академии наук аннулируют буквально сразу, по одному лишь замечанию царя. Однако аресты и открытая вражда правящих элит только способствуют росту популярности автора. В 1900-1910 протекает расцвет его карьеры, он успешен и богат, но все также непримирим.
После события октябрьской революции автор начал критиковать кровавые методы большевиков, которые разрывали страну на части. Он спасает многих «буржуев», которым теперь нет места в России будущего, хотя многие из них за него боролись. Он издает памфлеты и статьи, открыто высказывает недовольство, за что получает обвинения в продажности. В 1921 году отношения Горького и партии становятся натянутыми, и лишь по старой дружбе ему дозволяют уехать за границу. Оттуда он вновь отправлял ноты протеста, защищая очередных арестантов, но к его мнению не прислушивались.
В 1928 году легендарного писателя пригласили в СССР, он посетил множество городов и познакомился со Сталиным. В ходе путешествия автор обнаружил положительные перемены в стране, и через год ему уже выделили особняк на Большой Никитской улице и разрешили жить на родине. В 1932 году автор окончательно вернулся домой, но в Италию, где он спасался от чахотки, его больше не выпускали. Оставшиеся годы Горький возглавил издательство, но публиковал только материалы, одобренные партией. Этот факт угнетал его, но сил на активную борьбу уже не было.
Горький болел чахоткой на протяжении всей жизни, поэтому и провел многие годы в теплом и мягком климате. В СССР ему даже выделили резиденцию в Крыму. Однако болезнь забирала свое, и писатель терял последние крохи здоровья, работая в бешеном ритме в издательстве и над последним романом – «Жизнь Клима Самгина». Его он так и не закончил.
Заразившись гриппом от внучек, Горький слег в пастель. Его состояние так и не пришло в норму, и в 1936 году он скончался. Ему было 69 лет.