Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Бурлюк краткая биография. Футуризм в массы

Бурлюк краткая биография. Футуризм в массы

Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.


Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником. Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах. В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914). С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок "нового искусства" ("Звено", "Венок-Стефанос" и "Бубновый валет"). В 1908 публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи". Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной "штаб-квартирой" молодых новаторов. В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства. Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма. В 1920 году эмигрирует Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).

Выставки:

Выставка в пользу голодающих. Харьков, 1905

Выставка Союза русских художников. Санкт-Петербург, 1906-1907

17-ая Выставка ТЮРХ. Одесса, 1906

18-ая Выставка ТЮРХ, Одесса, 1907

35-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1907

Весенняя выставка в АХ. Санкт-Петербург, 1907

Стефанос. Москва, 1907/1908

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1908

Звено. Киев, 1908

36-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1908

Выставка современных течений в искусстве. Санкт-Петербург, 1908

Салон Золотого руна. Санкт-Петербург, 1909

Салон С. Маковского. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Вильна (Вильнюс), 1909

Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1909

Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига 1909-1910

Треугольник - Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1910

Союз молодежи. Санкт-Петербург, 1910-1913; Рига 1910.

Бубновый валет. Москва, 1910, 1912, 1913, 1916, 1918

Выставка нового художественного общества. Мюнхен, 1910

Der Blaue Reiter (Синий всадник). Мюнхен, 1911, 1912

Салон П. Касирера. Берлин, 1911

Выставка Треугольник. Санкт-Петербург, 1912

Выставка картин Художественно-артистической ассоциации. Санкт-Петербург, 1912

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1912

Современная живопись. Екатеринбург, 1912

Выставка общества художников Московский салон. Москва, 1913

3-я выставка Свободное творчество. Москва, 1913

35-ая юбилейная выставка учащихся МУЖВЗ. Москва, 1913

Первый немецкий осенний салон. Галерея Штурм (Der Sturm). Берлин, 1913

Салон Независимых. Париж, 1914

Выставка Художники - товарищам-воинам. Москва, 1914

Выставка картин левых течений. Петроград, 1915

Выставка живописи. Москва, 1915

Мир искусства. Петроград, 1915

Выставка современной русской живописи. Петроград, 1916

Выставка картины Давида Бурлюка. Уфа, 1916

Выставка картин Уфимского художественного кружка. Уфа, 1916

Персональная выставка Давида Бурлюка. Самара, 1917

1-ая выставка картин Московского художественного кружка. Москва, 1918

24-ая выставка картин МТХ. Москва, 1918

7-ая выставка картин Свободное творчество. Москва, 1918

Выставка петроградских и московских художников. Чита, 1919

Первая выставка русских художников в Японии. Токио, 1920

Персональная выставка. Осака, 1921; Нагойя 1921; Токио, 1921

Первая выставка русского искусства. Берлин, 1922

Персональная выставка в Нью-йоркском центре искусств. Нью-Йорк, 1923

Выставка русского искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1923

Международная выставка. Филадельфия, 1926

Выставка нового искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1927/1928

Выставка группы "13" и клуба Джона Рида. Москва, 1931

(список выставок после 1920 года дан не в полном объеме)

Персональные издания Давида Бурлюка:

Листовка. По поводу "Художественных писем" А. Бенуа. 1910

Галдящие "бенуа" и новое русское национальное искусство. Санкт-Петербург, 1913

Пояснения к картинам Давида Бурлюка. Каталог персональной выставки картин. фа, 1916

Д.Д. Бурлюк. Каталог выставки картин. Самара, 1917

Лысеющий хвост. Курган,1919

Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдингу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924

Маруся-сан. Нью-Йорк, 1925

Восхождение на Фудзи-сан. Нью-Йорк, 1926

Морская повесть. Нью-Йорк, 1927

По тихому океану. Из жизни современной Японии. Нью-Йорк, 1927

Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927

Десятый октябрь. Нью-Йорк, 1928

Толстой. Горький. Нью-Йорк, 1929

Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930

1/2 века. Нью-Йорк, 1932

Книги и поэтические сборники с участием Давида Бурлюка:

Студия импрессионистов. Санкт-Петербург, 1910

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910

Пощечина общественному вкусу. Москва, 1912

Die Wilden Russlands // Der Blaue Reiter. Munich, 1912

Садок Судей 2. Санкт-Петербург, 1913

Союз молодежи. № 3. Санкт-Петербург, 1913

Требник троих. Москва, 1913

Дохлая луна. Москва, 1913

Затычка. Херсон, 1913

В. Хлебников. Ряв! Перчатки 1908-1914. Санкт-Петербург, 1913 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Пощечина общественному вкусу. Листовка. 1913.

Молоко кобылиц. Херсон, 1914

Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914

Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914

Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914

В. Хлебников. Изборник стихов 1907-1914. Санкт-Петербург, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Маяковский. Трагедия Владимир Маяковский . Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Грамоты и декларации русских футуристов. Санкт-Петербург, 1914

Весеннее контрагентство муз. Москва, 1915

Взял. Барабан футуристов. Петроград, 1915

Стрелец 1. Петроград, 1915

Четыре птицы. Москва, 1916

Московские мастера. Москва, 1916

Стрелец 2. Петроград. 1916

Газета футуристов. Москва, 1918

В плену небоскребов. Нью-Йорк, 1924

Свирель сабвея. Нью-Йорк, 1924

Красная стрела. Нью-Йорк, 1932

Статьи Д. Бурлюка в периодических изданиях: Кустарное искусство // Московская газета, 25 февраля 1913

О Максе Линдере // Кине-журнал, 1915, № 1-2

Интересные встречи // Лель, 1919, № 5-6

Воспоминания Бурлюка // Творчество (Владивосток), № 1, 1920

От лаборатории к улице (эволюция футуризма) // Творчество (Владивосток), № 2, 1920

Владимир Маяковский. // Творчество (Владивосток), № 11, 1920

Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке 1919-1922 // Новая русская книга, №2. Нью-Йорк, 1924

Правила игры // "Китоврас", № 2, Нью-Йорк, 1924

Откровения в простоте, краски и линии // Китоврас, № 3, Нью-Йорк, 1924

21 июля 1882 года родился поэт и художник Давид Бурлюк, один из основоположников русского футуризма.

Личное дело

Давид Давидович Бурлюк (1882 - 1967) родился на хуторе Семиротовка в Харьковской губернии, где его отец работал агрономом. В семье было шестеро детей. С ранних лет мальчик проявлял склонность к живописи. Учился в Тамбовской, Тверской и Сумской гимназиях, затем - в Казанском и Одесском художественных училищах, после отправился за границу, где обучался в Королевской академии в Мюнхене и Школе изящных искусств в Париже. Участвовал в художественных выставках.

Вернувшись в Россию, в 1907—1908 годах сошёлся с левыми художниками, участвовал в художественных выставках. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Владимиром Маяковским.

В 1910-е годы Бурлюк стал лидером группы художников и поэтов, искавших новые пути развития искусства. Вскоре они выбрали себе название - футуристы.

В имении графов Мордвиновых в селе Чернянка Таврической губернии, где его отец работал управляющим, Давид основал колонию «Гилея», куда вошли Велемир Хлебников, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц, Василий Каменский, Алексей Крученых, Елена Гуро.

«Гилея» выпустила альманахи: «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей 2», «Требник троих», «Трое», «Дохлая луна» (1913), «Молоко кобылиц», «Затычка», «Рыкающий Парнас», «Первый журнал русских футуристов» (1914), «Весеннее контрагентство муз», «Взял» (1915). Бурлюк и другие «гилейцы» принимали участие в многочисленных литературных диспутах, пропагандируя левое искусство. Эти выступления запомнились намеренным эпатажем публики. В 1914 году Бурлюк и Маяковский были исключены из училища «за участие в публичных диспутах».

В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву по медицинским показаниям. Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины. Весной 1915 года уехал в Уфимскую губернию на станцию Иглино, где находилось поместье его жены. За два года, проведенные там, он создал около двухсот полотен.

Вернувшись после революции в Москву, Давид Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов. Он снова уехал в Уфу и далее - в Сибирь и на Дальний Восток, где выступал с лекциями, устраивал выставки, продавал свои картины.

Бурлюк проехал через всю страну - побывал в Златоусте, Уфе, Челябинске, Екатеринбурге, Омске, Томске, Иркутске, Чите.

В октябре 1918 года в Златоусте Бурлюк выпустил свой первый сборник стихов «Лысеющий хвост» - маленькая брошюра, изданная в количестве двух тысяч экземпляров, быстро разошлась, и в феврале 1919 года в Кургане вышло ее второе издание.

«Большое сибирское турнэ» Давида Бурлюка, продолжавшееся в течение почти года, до сих пор остаётся белым пятном в его литературной биографии. Известно, что он выступал с лекциями («Футуризм — искусство современности») и чтением произведений своих литературных соратников, устраивал выставки картин и пропагандировал новое искусство в провинциальной прессе. Несмотря на затруднительные обстоятельства, ему удалось издать в апреле 1919 года в Томске вторую «Газету футуристов», со стихами Маяковского: первую «Газету футуристов» Бурлюк издал в Москве в марте 1918 года.

25 июня 1919 года Бурлюк доехал до Владивостока, где встретился с находившимися там и С. Третьяковым.

С приездом Бурлюка, Владивосток становится базой объединенных футуристов Сибири. Асеев писал: «Предполагается в предстоящем зимнем сезоне выступить согласованно объединенным футуристам, как на литературном поприще, так и организацией картинных выставок, футуристического книжного магазина, лекций, выступлений и т.д.».

После Владивостока Бурлюк читал лекции и устраивал выставки в Харбине. С 1920 года жил в Японии, а с 1922 - в США. Написал воспоминания о Сибири 1918 - 1919 годов «Записки простого человека о днях совсем недавних» и опубликовал их в нескольких номерах нью-йоркской газеты «Русский голос» в июле 1923. Также написал сборники малой прозы «По Тихому океану» (Нью-Йорк, 1925) и «Ошима. Японский Декамерон» (1927), основанные на японских впечатлениях. Продолжал заниматься живописью и литературой, издавал журнал «Цвет и рифма».

В Нью-Йорке сблизился с кружком пролетарских писателей в Северной Америке и принял участие в выпуске альманаха «В плену небоскребов» (1924). В том же году вышел альманах «Свирель сабвея» и сборник «Сегодня русской поэзии». Всего в 1920-е - 1930-е годы в США было выпущено более двадцати книг Бурлюка, где, как правило, помещались стихи, рисунки, теоретические статьи, графическая поэзия, отрывки из дневников и воспоминаний. На обложках значилось «Д.Бурлюк. Поэт, художник, лектор. Отец российского футуризма». После 1930-х годов выступал в основном как художник. В 1956 и 1965 годах Бурлюк приезжал в Советский Союз.

Чем знаменит

Давид Бурлюк. 1919

Сейчас Давид Бурлюк наиболее известен даже не собственным поэтическим и живописным творчеством, а своей определяющей и организующей ролью в русском модернистском искусстве начала XX века. Во многом именно благодаря Бурлюку - «неистовому агитатору, спорщику, выдумщику, составителю громких заявлений и манифестов» - в качестве самостоятельного течения оформился русский футуризм. А роль Бурлюка в судьбе молодого поэта Маяковского и вовсе огромна.

О чем надо знать

К сожалению, современным зрителям мало известно творчество Давида Бурлюка-художника, между тем ему принадлежит немало интересных пейзажей, портретов, натюрмортов и жанровых картин, графических работ. Несколько картин Бурлюка есть в Третьяковской галерее, но самым интересным собранием располагает Башкирский государственный художественный музей имени Нестерова.

Работы, созданные в американский период жизни Давида Бурлюка, находятся в частной коллекции его внучки Мэри Клэр Бурлюк.

Прямая речь

«Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное часов количество для любования и разглядывания его. Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки».

Давид Бурлюк

«В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая. Я стал задирать. Почти задрались. Благородное собрание. Концерт. Рахманинов. Остров мёртвых. Бежал от невыносимой мелодизированной скуки. Через минуту и Бурлюк. Расхохотались друг в друга. Вышли шляться вместе. Разговор. От скуки рахманиновской перешли на училищную, от училищной — на всю классическую скуку. У Давида — гнев обогнавшего современников мастера, у меня — пафос социалиста, знающего неизбежность крушения старья. Родился российский футуризм. Днем у меня вышло стихотворение. Вернее — куски. Плохие. Нигде не напечатаны. Ночь. Сретенский бульвар. Читаю строки Бурлюку. Прибавляю — это один мой знакомый. Давид остановился. Осмотрел меня. Рявкнул: "Да это же вы сами написали! Да вы же гениальный поэт!". Применение ко мне такого грандиозного и незаслуженного эпитета обрадовало меня. Я весь ушёл в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом. Уже утром Бурлюк, знакомя меня с кем-то, басил: "Не знаете? Мой гениальный друг. Знаменитый поэт Маяковский". Толкаю. Но Бурлюк непреклонен. Ещё и рычал на меня, отойдя: "Теперь пишите. А то вы меня ставите в глупейшее положение"».

Владимир Маяковский «Я сам»

Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Так идите же за мной…
За моей спиной
Я бросаю гордый клич
Этот краткий спич!
Будем кушать камни травы
Сладость горечь и отравы
Будем лопать пустоту
Глубину и высоту
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь!
Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Все что встретим на пути
Может в пищу нам идти.

Искусственный глаз
прикрывался лорнеткой;
в сарказме изогнутый рот
напевал,
казалось, учтивое что-то;
но едкой
насмешкой
умел убивать наповал.

Николай Асеев

«Однажды вечером, когда я уже собирался лечь в постель, ко мне в дверь неожиданно постучалась Александра Экстер. Она была не одна. Вслед за нею в комнату ввалился высокого роста плотный мужчина в широком, по тогдашней моде, драповом, с длинным ворсом, пальто. На вид вошедшему было лет тридцать, но чрезмерная мешковатость фигуры и какая-то, казалось, нарочитая неуклюжесть движений сбивали всякое представление о возрасте. Протянув мне непропорционально малую руку со слишком короткими пальцами, он назвал себя: — Давид Бурлюк. Приведя его ко мне, Экстер выполняла не только мое давнишнее желание, но и свое: сблизить меня с группой ее соратников, занимавших вместе с нею крайний левый фланг в уже трехлетней борьбе против академического канона».

Бенедикт Лившиц «Полутораглазый стрелец»

«Года два назад в Москву приехали американские туристы — Давид Бурлюк с женой. Бурлюк в Америке рисует, прилично зарабатывает, стал почтенным, благообразным; нет ни лорнетки, ни "беременного мужчины". Футуризм мне теперь кажется куда более древним, чем Древняя Греция».

Илья Эренбург «Люди, годы, жизнь»

11 фактов о Давиде Бурлюке

  • Один из братьев Давида Бурлюка - Владимир - и сестра Людмила стали художниками, другой брат - Николай - поэтом.
  • В детстве во время игры Давид Бурлюк случайно лишился глаза. Позднее монокль в стеклянному глазу стал элементом его футуристского стиля.
  • В Мюнхене одним из учителей Давида Бурлюка стал выдающийся австро-венгерский художник словенского происхождения Антон Ажбе . Он называл Бурлюка «удивительным диким степным конем».
  • Стихотворение «Каждый молод молод молод» представляет собой вольный перевод стихотворения «Праздник голода» («Fetes de la faim») французского поэта-символиста Жана-Артюра Рембо. На это указывает и заголовок «И. А. Р.», которые означает «из Артюра Рембо».
  • «Отцом русского футуризма» Давида Бурлюка впервые назвал Василий Кандинский.
  • Второй персональный сборник стихов Давида Бурлюка был издан в Японии в 1921 году и назывался «Восхождение на Фудзи-сан».
  • После произошедшего в 1923 году землетрясения, практически полностью уничтожившего Токио и Йокогаму, Бурлюк организовал в Нью-Йорке благотворительную выставку-продажу своих работ для сбора средств в помощь пострадавшим.
  • Бурлюк встречал и сопровождал в поездках по стране приезжавших в США в середине 1920-х Маяковского и Есенина.
  • Именно Бурлюк познакомил Владимира Маяковского с российской эмигранткой Элли Джонс (урожденной Зиберт), которая стала матерью единственного ребенка Маяковского — Патриции.
  • Во время Второй мировой войны Бурлюк создал большую работу «Дети Сталинграда» (1944), которую иногда называют бурлюковской «Герникой».
  • Русским поэтам, продолжающим традиции футуризма, и исследователям (независимо от национальной принадлежности), изучающим русский авангард, вручается ежегодная премия - Международная отметинаоте имени отца русского футуризма Давида Бурлюка.

Материалы о Давиде Бурлюке

Русский поэт и художник, один из основоположников русского футуризма. Брат Владимира и Николая Бурлюков. Родился в 1882 г., хутор Семиротовщина, Лебединский уезд, Харьковская губерния.
Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка - гениального самородка из глухой сельской глубинки.

Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства и, наверное, поэтому Бурлюк на протяжении жизни придерживался этой «традиции». Живописи он обучался в Казанской художественной школе (1898-99), затем в Одесском художественном училище (1899-1901, 1909-11), где и получил диплом.

В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской Ф. Кормона в Париже.

Время, проведенное Бурлюком в Мюнхене и Париже, совпало с периодом, когда живопись ключевых европейских центров культуры испытывала мощную трансформацию под влиянием новых открытий, и «жадный» до всего нового художник, имел возможность «с первых рук» ознакомиться с авангардными течениями.

Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами - В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро; среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными.

Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г.). Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм, и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством.

Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название - «Ослиный хвост».

Мысли Бурлюка о творческом объединении, которое продвигало бы новое национальное искусство, привели к созданию в 1908 г. футуристической группы «Гилея», но официально о ней услышали в 1910 г. Впоследствии, участники объединения стали называться кубофутуристами.

Пропагандируя кубизм в живописи, Бурлюк считал своим долгом донести идеалы нового искусства и до окраин России, и в 1913-1914 гг. своеобразная «агитбригада», в которую вошли и В. Маяковский с В. Каменским, посетила 27 городов империи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.

В 1915 г. новым местом жительства Бурлюка становится Уфимская губерния, где он продолжает заниматься лекционной деятельностью, при этом пишет картины, часть которых критика отнесла к образцам русского искусства.

После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока.

Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, и проведя здесь остаток своих дней.

В США ритм творческой жизни Бурлюка остается прежним - живопись, литература, выставки, издательская деятельность. Художник не забывает о своей настоящей родине, его работы участвуют в выставках советских живописцев.

Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию.

Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника - г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.

Художественная эволюция Бурлюка захватила его от постимпрессионизма (1900-01; который он назвал импрессионизма) к неопримитивизмом (начало 1910 - х, под влиянием Михаила Ларионова), стиль, в котором он создал некоторые из его лучших картин.

РУССКИЙ ФУТУРИЗМ.ДАВИД БУРЛЮК и другие...

Приветы ветреной весны,
В тюрьме удушных летних дней,
Завяли; и места лесны
И степь и облака над ней
Стареют в солнечных лучах.
И, как привычная жена,
Земля, с покорством дни влача,
– Усталостью окружена
Немеют в небе тополя,
Кристально реют коромысла
И небо, череп оголя,
Дарует огненные числа.
Во всем повторенная внешность
Кует столетьям удила, –
Вотще весне прошедшей нежность
Надежду смены родила.

Николай БУРЛЮК(брат худ. Дмитрия Бурлюка)
1910

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства - «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Николай Кульбин. «Портрет Ф. Т. Маринетти»

Прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.

Заколите всех телят
Аппетиты утолять
Изрубите дерева
На горючие дрова
Иссушите речек воды
Под рукой и далеке
Требушите неба своды
Разъярённом гопаке
Загасите все огни
Ясным радостям сродни
Потрошите неба своды
Озверевшие народы...

Давид Бурлюк

Давид Бурлюк- "Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского".

"МЁРТВОЕ НЕБО"

«Небо - труп»!! не больше!
Звезды - черви - пьяные туманом
Усмиряю больше - лестом обманом.
Небо - смрадный труп!
Для (внимательных) миопов,
Лижущих отвратный круп
Жадною (ухваткой) эфиопов.
Звезды - черви (гнойная живая) сыпь!
Я охвачен вязью вервий
Крика выпь.
Люди-звери!
Правда-звук!

Затворяйте же часы предверий
Зовы рук
Паук.

Бурлюк, Давид Давидович

Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка – гениального самородка из глухой сельской глубинки.

Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства и, наверное, поэтому Бурлюк на протяжении жизни придерживался этой «традиции», а география его переездов охватывала как пределы Российской империи, так и страны ближнего и дальнего зарубежья. На момент рождения Давида, семейство Бурлюков проживало на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии (ныне Сумская область).

В Сумах, Тамбове, и Твери – городах, поочередно избираемых семьей для проживания, Давид получал гимназическое образование, а живописи он обучался в Казанской художественной школе (1898-99), затем в Одесском художественном училище (1899-1901, 1909-11), где и получил диплом.

В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской Ф. Кормона в Париже.

Время, проведенное Бурлюком в Мюнхене и Париже, совпало с периодом, когда живопись ключевых европейских центров культуры испытывала мощную трансформацию под влиянием новых открытий, и «жадный» до всего нового художник, имел возможность «с первых рук» ознакомиться с авангардными течениями.

Кажется, что молодое русское искусство, «томилось» в ожидании неординарной личности, способной организовать и повести за собой передовое художественное общество, и возвратившемуся в 1907 г. в Россию Бурлюку, больше всех подошла роль такого «мессии».

Много дала художнику учеба в МУЖВЗ (1910-14), как в плане художественного образования, так и знакомства с такими же прогрессивно мыслящими талантами – В. Маяковский, В. Хлебников, Н. Гуро; среди сложной по характеру группы ярких индивидуальностей, его лидерство и авторитет были абсолютными. Благодаря непосредственному участию Бурлюка, создавалось и стало популярным объединение живописцев «Бубновый валет» (1910 г.). Художники этой группы не воспринимали академизма и реализма, больше ориентируясь на кубизм и постимпрессионизм, и чуть позже привнесли в эти направления элементы национального колорита, сочетая их с народным искусством. Следуя своей эпатажной «линии», объединению было подобрано соответствующее название – «Ослиный хвост».

Мысли Бурлюка о творческом объединении, которое продвигало бы новое национальное искусство, привели к созданию в 1908 г. футуристической группы «Гилея», но официально о ней услышали в 1910 г. Впоследствии, участники объединения стали называться кубофутуристами.

Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Пропагандируя кубизм в живописи, Бурлюк считал своим долгом донести идеалы нового искусства и до окраин России, и в 1913-1914 гг. своеобразная «агитбригада», в которую вошли и В. Маяковский с В. Каменским, посетила 27 городов империи. Лекционная деятельность стоила художнику отчисления из МУЖВЗ.
Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока. Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, После посещения в 1918 г. Москвы, чуть не попав под расстрел с анархистами, художник возвращается в Башкирию, а оттуда отправляется в очередное турне по городам Урала и Сибири; в 1920-1922 гг. живет в Японии, где параллельно с творчеством, изучает искусство и обычаи Востока. Благодаря упорному труду (создано около 300 работ), Бурлюк получает финансовую возможность переехать в Америку, и с 1922 г. он становится жителем Нового Света, успешно ассимилировавшись в общество, и проведя здесь остаток своих дней.
В 1930 году художник издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открывает собственную галерею.
В США ритм творческой жизни Бурлюка остается прежним – живопись, литература, выставки, издательская деятельность. Художник не забывает о своей настоящей родине, его работы участвуют в выставках советских живописцев.
Преклонные года не сказались на работоспособности Бурлюка, в 1960-х годах он посещает Австралию, где экспонируются его работы, после чего направляется в Чехию и Италию.

Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.

"ПРИЁМ ХЛЕБНИКОВА"

Я старел, на лице взбороздились морщины -
Линии, рельсы тревог и волнений,
Где взрывных раздумий проносились кручины -
Поезда дребезжавшие в исступленьи.
Ты старел и лицо уподобилось карте
Исцарапанной сетью путей,
Где не мчаться уже необузданной нарте,
И свободному чувству где негде лететь!..
А эти прозрачные очи глазницы
Все глубже входили, и реже огня
Пробегали порывы, очнувшейся птицы,
Вдруг вспоминавшей ласку весеннего дня…
И билось сознанье под клейкою сетью
Морщин, как в сачке голубой мотылек
А время стегало жестокою плетью
Но был деревянным конек.

Бурлюк, Давид Давидович

"КАРУСЕЛЬ" - Давид Бурлюк


Бурлюк Давид Давидович - поэт, художник, один из основоположников русского футуризма, теоретик и пропагандист нового искусства.

Давид Бурлюк родился в 1882 на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии, в семье управляющего помещичьим имением. Его братья - Владимир и Николай и сестра Людмила позднее также приняли участие в футуристическом движении. В 1894-98 Давид учится в Сумской, Тамбовской и Тверской гимназиях. Во время учебы в Тамбовской гимназии знакомится с художником Константиновым и вскоре решает стать профессиональным художником. Учится в Казанском (1898-1999) и Одесском (1999-1900, 1910-1911) художественных училищах. В 1902 году после неудачной попытки поступить в Академию художеств уезжает в Мюнхен. Занимается в Королевской Академии Мюнхена (1902-1903), в студии Кормона в Париже (1904), в МУЖВЗ (1911-1914). С 1908 года активно включается в современную художественную жизнь и вскоре становится одним из лидеров литературно-художественного авангарда. Участвует в большинстве первых выставок "нового искусства" ("Звено", "Венок-Стефанос" и "Бубновый валет"). В 1908 публикует свою первую декларацию "Голос Импрессиониста в защиту живописи". Имение графа Мордвинова Чернянка, где в 1900-1910-х годах работает его отец, стало своеобразной "штаб-квартирой" молодых новаторов. В разное время там побывали Ларионов, Хлебников, Лифшиц, Лентулов и другие представители авангардного искусства. Именно там впервые возникла идея создания самостоятельной литературно-художественной группы, ориентированной на создание нового национального искусства. К 1910 г. складывается круг единомышленников с оригинальной философско-эстетической программой - Д.Бурлюк, В. Каменский, М. Матюшин, Е.Гуро - которым Хлебников дал имя "будетлян". Познакомившись в 1911 г. с В.Маяковским и Б.Лифшицем, Давид Бурлюк создает новое литературное объединение - "Гилея". В 1912 году совместно с Маяковским, Крученых и Хлебниковым выпускает программный манифест футуризма "Пощечина общественному вкусу". Обладая редкими организаторскими способностями Давид Бурлюк быстро аккумулирует основные силы футуризма. При его непосредственном участии выходят поэтические сборники, издаются брошюры, организуются выставки и устраиваются диспуты. Для современников имя Давида Бурлюка начинает ассоциироваться с наиболее радикальными выступлениями футуристов. В 1913-1914 годах он организует знаменитое турне футуристов по городам России, выступает с лекциями, чтениями стихов и прокламациями. Как автор и иллюстратор принимает участие в издании футуристических книг ("Рыкающий Парнас", "Требник троих", "Дохлая Луна", "Сборник единственных футуристов в мире"), в 1914 году - редактор "Первого футуристического журнала". В 1918 становится одним из издателей "Газеты футуристов". Член многих литературно-художественных объединений ("Синий всадник", "Союз молодежи", "Гилея", "Бубновый валет", "Общество Изобразительных Искусств"). В период гражданской войны оказывается в Башкирии, а затем в Сибири и на дальнем Востоке, где продолжает пропаганду футуризма. В 1920 году эмигрирует Японию. Спустя два года перебирается США, где вместе с женой организовывает издательство, под маркой которого выпускал прозу, стихи, публицистику и мемуары. В 1920-х работает в газете "Русский голос", входит в литературную группу "Серп и молот". В 1930 году издает теоретический труд "Энтелехизм", в том же году начинает выпускать журнал "Color and Rhyme". Ежегодно участвует в выставках, занимается фотоискусством. В 1950-х в Хэмптон-Бейс (Лонг-Айленд) открыл собственную галерею. Умер в 1967 году в Лонг-Айленде (США).

Выставки:

Выставка в пользу голодающих. Харьков, 1905

Выставка Союза русских художников. Санкт-Петербург, 1906-1907

17-ая Выставка ТЮРХ. Одесса, 1906

18-ая Выставка ТЮРХ, Одесса, 1907

35-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1907

Весенняя выставка в АХ. Санкт-Петербург, 1907

Стефанос. Москва, 1907/1908

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1908

Звено. Киев, 1908

36-ая Выставка Товарищества передвижных художественных выставок. Москва, 1908

Выставка современных течений в искусстве. Санкт-Петербург, 1908

Салон Золотого руна. Санкт-Петербург, 1909

Салон С. Маковского. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Санкт-Петербург, 1909

Импрессионисты. Вильна (Вильнюс), 1909

Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1909

Салоны В. Издебского. Одесса, Киев, Санкт-Петербург, Рига 1909-1910

Треугольник - Венок-Стефанос. Санкт-Петербург, 1910

Союз молодежи. Санкт-Петербург, 1910-1913; Рига 1910.

Бубновый валет. Москва, 1910, 1912, 1913, 1916, 1918

Выставка нового художественного общества. Мюнхен , 1910

Der Blaue Reiter (Синий всадник ). Мюнхен, 1911, 1912

Салон П. Касирера. Берлин, 1911

Выставка Треугольник. Санкт-Петербург, 1912

Выставка картин Художественно-артистической ассоциации. Санкт-Петербург, 1912

15-ая Выставка МТХ. Москва, 1912

Современная живопись. Екатеринбург, 1912

Выставка общества художников Московский салон. Москва, 1913

3-я выставка Свободное творчество. Москва, 1913

35-ая юбилейная выставка учащихся МУЖВЗ. Москва, 1913

Первый немецкий осенний салон. Галерея Штурм (Der Sturm). Берлин, 1913

Салон Независимых. Париж, 1914

Выставка Художники - товарищам-воинам. Москва, 1914

Выставка картин левых течений. Петроград, 1915

Выставка живописи. Москва, 1915

Мир искусства. Петроград, 1915

Выставка современной русской живописи. Петроград, 1916

Выставка картины Давида Бурлюка. Уфа, 1916

Выставка картин Уфимского художественного кружка. Уфа, 1916

Персональная выставка Давида Бурлюка. Самара, 1917

1-ая выставка картин Московского художественного кружка. Москва, 1918

24-ая выставка картин МТХ. Москва, 1918

7-ая выставка картин Свободное творчество. Москва, 1918

Выставка петроградских и московских художников. Чита, 1919

Первая выставка русских художников в Японии. Токио, 1920

Персональная выставка. Осака, 1921; Нагойя 1921; Токио, 1921

Первая выставка русского искусства. Берлин, 1922

Персональная выставка в Нью-йоркском центре искусств. Нью-Йорк, 1923

Выставка русского искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1923

Международная выставка. Филадельфия, 1926

Выставка нового искусства в Бруклинском музее. Нью-Йорк, 1927/1928

Выставка группы "13" и клуба Джона Рида. Москва, 1931

(список выставок после 1920 года дан не в полном объеме)

Персональные издания Давида Бурлюка:

Листовка. По поводу "Художественных писем" А. Бенуа. 1910

Галдящие "бенуа" и новое русское национальное искусство. Санкт-Петербург, 1913

Пояснения к картинам Давида Бурлюка. Каталог персональной выставки картин. фа, 1916

Д.Д. Бурлюк. Каталог выставки картин. Самара, 1917

Лысеющий хвост. Курган,1919

Бурлюк пожимает руку Вульфорт Бильдингу (к 25-летию художественно-литературной деятельности). Нью-Йорк, 1924

Маруся-сан. Нью-Йорк, 1925

Восхождение на Фудзи-сан. Нью-Йорк, 1926

Морская повесть. Нью-Йорк, 1927

По тихому океану. Из жизни современной Японии. Нью-Йорк, 1927

Ошима. Японский декамерон. Нью-Йорк, 1927

Десятый октябрь. Нью-Йорк, 1928

Толстой. Горький. Нью-Йорк, 1929

Энтелехизм. 20 лет футуризма. Нью-Йорк, 1930

1/2 века. Нью-Йорк, 1932

Книги и поэтические сборники с участием Давида Бурлюка:

Студия импрессионистов. Санкт-Петербург, 1910

Садок Судей. Санкт-Петербург, 1910

Пощечина общественному вкусу. Москва , 1912

Die Wilden Russlands // Der Blaue Reiter. Munich, 1912

Садок Судей 2. Санкт-Петербург, 1913

Союз молодежи. № 3. Санкт-Петербург, 1913

Требник троих. Москва, 1913

Дохлая луна. Москва, 1913

Затычка. Херсон, 1913

В. Хлебников. Ряв! Перчатки 1908-1914. Санкт-Петербург, 1913 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Пощечина общественному вкусу. Листовка. 1913.

Молоко кобылиц. Херсон, 1914

Рыкающий Парнас. Санкт-Петербург, 1914

Первый журнал русских футуристов, № 1-2. Москва, 1914

Дохлая луна. (издание второе). Москва, 1914

В. Хлебников. Изборник стихов 1907-1914. Санкт-Петербург, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Каменский. Танго с коровами. Железобетонные поэмы. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

В. Маяковский. Трагедия Владимир Маяковский. Москва, 1914 (иллюстрации Д. Бурлюка)

Грамоты и декларации русских футуристов. Санкт-Петербург, 1914

Весеннее контрагентство муз. Москва, 1915

Взял. Барабан футуристов. Петроград, 1915

Стрелец 1. Петроград, 1915

Четыре птицы. Москва, 1916

Московские мастера. Москва, 1916

Стрелец 2. Петроград. 1916

Газета футуристов. Москва, 1918

В плену небоскребов. Нью-Йорк, 1924

Свирель сабвея. Нью-Йорк, 1924

Красная стрела. Нью-Йорк, 1932

Статьи Д. Бурлюка в периодических изданиях: Кустарное искусство // Московская газета, 25 февраля 1913

О Максе Линдере // Кине-журнал, 1915, № 1-2

Интересные встречи // Лель, 1919, № 5-6

Воспоминания Бурлюка // Творчество (Владивосток), № 1, 1920

От лаборатории к улице (эволюция футуризма) // Творчество (Владивосток), № 2, 1920

Владимир Маяковский. // Творчество (Владивосток), № 11, 1920

Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке 1919-1922 // Новая русская книга, №2. Нью-Йорк, 1924

Правила игры // "Китоврас", № 2, Нью-Йорк, 1924

Откровения в простоте, краски и линии // Китоврас, № 3, Нью-Йорк, 1924

Color and Rhyme. N-Y., № 1 - 60, 1930-1966