Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Тест что ты видишь. Что такое парейдолия, и почему мы видим лица там, где их нет

Тест что ты видишь. Что такое парейдолия, и почему мы видим лица там, где их нет

.

В течение нескольких секунд посмотрите рис. 1. Затем посмотрите на рис. 2 и подробно опишите, что вы видите на этом втором рисунке.

Рис. 1. Молодая женщина

Видите ли вы женщину? Как вы думаете, какого она возраста? Как она выглядит? Как одета? Как вы думаете, кто она такая?

Скачать заметку в формате

Вероятнее всего, вы опишете женщину на второй картинке как особу лет двадцати пяти - весьма привлекательную, элегантно одетую, обладательницу маленького носика и сдержанных манер. Если бы вы не были женаты, то приударили бы за ней. А если бы работали в модном магазине, то взяли бы ее манекенщицей.

А если я скажу вам, что вы ошибаетесь? И если я заявлю, что особа на картинке - пожилая женщина лет шестидесяти-семидесяти, с потухшим взглядом, огромным носом, и, разумеется, ни в какие модели не годится? Это женщина, которой вы, вероятно, захотели бы помочь перейти через дорогу.

Кто же прав? Взгляните на картинку снова. Видите ли вы теперь старуху? Если нет, посмотрите еще. Видите большой крючковатый нос? Платок?

Если бы мы с вами общались лично, то смогли бы обсудить эту картинку. Вы бы описали мне, что вы видите, а я бы рассказал вам, что вижу я. И мы продолжали бы делиться мнениями до тех пор, пока не показали бы друг другу, что видит каждый из нас.

Рис. 2. Действительно ли женщина молодая?

Поскольку мы не можем сделать этого, я предлагаю вам обратиться к рис. 3, рассмотреть помещенное на ней изображение, а затем снова вернуться к рис. 2. Теперь вы видите пожилую женщину? Очень важно, чтобы, прежде чем продолжить чтение, вы ее увидели.

Впервые я столкнулся с этим упражнением много лет назад, будучи студентом Гарвардской школы бизнеса. Преподаватель с его помощью хотел показать, что двое людей, глядя на одно и то же, могут видеть разное и при этом оба быть правы. Дело тут не в логике, а в психологии.

Преподаватель принес стопку карточек большого размера, на половине из которых было изображение молодой женщины (рис. 1), а на другой половине - пожилой женщины (рис. 3). Он раздал карточки с изображением молодой женщины студентам, сидевшим в одной части аудитории, а карточки с изображением пожилой женщины - тем, кто сидел в другой ее части. Он предложил внимательно рассмотреть карточки, сконцентрировавшись на изображении в течение десяти секунд, а затем вернуть их. После этого он показал на экране картинку (рис. 2) и совмещающую оба изображения, и попросил студентов описать, что они видят. Почти все, кто вначале видел карточки с изображением молодой женщины, на экране увидели именно молодую женщину. И почти все из увидевших вначале карточку с изображением пожилой женщины, ее же теперь увидели и на экране.

Затем преподаватель попросил одного студента объяснить другому, из противоположной части комнаты, что он видит. В процессе их разговора высветились проблемы коммуникации.

Что значит «старуха»! Этой женщине не больше двадцати - двадцати двух лет!

Да ну, брось! Ты что, шутишь? Ей лет семьдесят, а то и все восемьдесят!

Да ты что, слепой? Это же молодая женщина. Хорошенькая. За такой можно и приударить. Она просто прелесть!

Прелесть? Да это старая карга!

Рис. 3. Пожилая женщина

Спор не угасал, каждый был уверен в своей правоте и доказывал свою позицию. И все это происходило несмотря на то, что студенты имели весьма важное преимущество, каким мы редко обладаем в реальной жизни: они с самого начала эксперимента знали, что существует другая точка зрения. И при всем при этом лишь очень немногие попытались взглянуть на картинку глазами другого человека. После долгих препирательств один из студентов подошел к экрану и, указав пальцем на линию на рисунке, сказал:

Это колье молодой женщины! На что другой возразил:

Какое колье, это рот старухи!

Постепенно успокоившись, они стали обсуждать отдельные различия. Наконец сначала один студент, потом другой увидели, что на экране одновременно существуют два образа. Благодаря спокойному, терпеливому, детальному обсуждению все, кто находился в комнате, смогли увидеть картинку с другой точки зрения. Однако стоило отвернуться и потом снова взглянуть на изображение, как почти каждый из нас немедленно видел тот образ, на который настроился в течение первых десяти секунд знакомства с картинкой.

Я часто использую этот эксперимент в своей работе, как с индивидуальными клиентами, так и с организациями, поскольку он позволяет сделать открытия, важные для нашей личной эффективности и эффективности нашего взаимодействия с другими людьми. Прежде всего, он демонстрирует, насколько мощно заданность воздействует на наше восприятие, наши парадигмы. Если десятисекундное изучение картинки способно оказать такое влияние на то, каким мы видим предмет, то, что говорить о силе влияния нашего жизненного опыта! Всё в нашей жизни, что способно оказывать на нас влияние, - семья, школа, церковь, сослуживцы, друзья, приятели и такие современные социальные парадигмы, как этика личности, - всё это оказывает на нас не осознаваемое нами воздействие, способствуя формированию нашей собственной системы взглядов, наших парадигм, наших карт. Кроме того, этот эксперимент показывает, что наши парадигмы являются источником наших установок и поведения. Вне их мы не можем действовать органично. Мы просто утратим свою целостность, если станем говорить и делать то, что противоречит нашим представлениям. Если вы, будучи подготовлены к тому, чтобы увидеть молодую женщину, именно ее и увидели на комбинированной картинке (так бывает в 90% случаев), то вам, несомненно, будет трудно думать о том, чтобы помочь ей перейти через дорогу. И ваше отношение к этой женщине, и ваше поведение должны непременно согласовываться с тем, как вы ее видите.

Это выявляет одно из слабых мест этики личности. Попытка изменить установки и поведение окажется бесплодной, если мы не изучим те основные парадигмы, из которых эти установки и поведение проистекают.

Кроме того, наш пример с картинками показывает, насколько сильно наши парадигмы влияют на характер наших взаимоотношений с другими людьми. Столь же ясно и объективно, как, по нашему представлению, мы видим окружающий мир, мы начинаем сознавать, что другие видят его иначе, со своей, очевидно столь же ясной и объективной, точки зрения. «То, на чем мы стоим, зависит от того, где мы сидим».

Каждый из нас склонен считать, что видит явления такими, каковы они есть в действительности, т.е. что он объективен. Однако дело обстоит совсем не так. Мы видим мир не таким, каков он есть, а таким, каковы мы сами, - или же таким, каким мы настроены его видеть. Открывая рот, чтобы описать, что мы видим, мы в результате описываем самих себя, наши представления, наши парадигмы. Стоит другим разойтись с нами во мнениях, как мы немедленно приходим к выводу, что не правы именно они. Однако, как показывает наш эксперимент, каждый видит одно и то же по-своему, сквозь призму собственного уникального опыта.

Это вовсе не означает, что фактов не существует вообще. В нашем примере два человека, восприятие которых изначально было запрограммировано разными изображениями, вместе рассматривают комбинированную картинку. Теперь они одновременно видят одни и те же факты - сочетание черных линий и белого пространства и оба признают их фактами. Однако интерпретация этих фактов каждым из них зависит от изначального опыта каждого, и все эти факты приобретают значение исключительно в силу их интерпретации.

Чем глубже мы осознаем, каковы наши основные парадигмы, карты или представления, а также до какой степени мы находимся под влиянием собственного жизненного опыта, тем с большей ответственностью относимся к своим парадигмам, изучаем их, сопоставляем их с реальностью, прислушиваемся к мнению других, становимся восприимчивыми к чужим взглядам, вырабатывая таким образом более полное представление о реальности, а значит, и более объективную точку зрения.

Перед этим фрагментом Стивен Кови говорит о силе парадигм. И в качестве примера предлагает маленький эксперимент.

Пятна теста Роршаха известны сегодня многим. Создатель его умер совсем рано, в возрасте 37 лет. Он так и не увидел большого успеха психологического инструмента, изобретенного им...

Тест Роршаха основан на показе 10 пяти черно-белых, трех цветных и двух черно-красных. Психолог в строгой очередности показывает карточки, задавая пациенту вопрос: "На что это похоже?" Затем, после того как пациент дал ответы на тест Роршаха, специалист снова предлагает взглянуть на карточки, опять в определенной последовательности. Испытуемого просят назвать все, что он смог увидеть на них, а также в каком месте картинки он разглядел то или иное изображение, и что заставляет пациента дать именно этот ответ. Можно наклонять, переворачивать пятна теста Роршаха. Вы можете манипулировать ими всевозможными способами. При этом психолог, проводящий тест Роршаха, точно фиксирует все, что делает и говорит пациент в ходе теста и во время каждого ответа. После этого подсчитываются баллы, анализируются ответы. Затем с помощью математических расчетов получается итог.

Тест Роршаха интерпретируется специалистом. Если у человека какое-либо чернильное пятно никаких ассоциаций не вызывает, и он не может сказать, что видит на нем, это может означать, что объект, изображенный на карточке, заблокирован в его сознании, или же что соответствующее изображение связано в подсознании испытуемого с темой, которую он не хотел бы обсуждать в настоящий момент. Как вы видите, тест Роршаха пройти совсем не сложно, однако самостоятельно сделать это затруднительно. Лучше обратиться для этого к психологу. Тест Роршаха пройти вы можете и сами, но правильно интерпретировать результаты по силам только специалисту. Тем не менее вы можете с помощью него дать оценку личности человека в общих чертах.

Первая карточка

На ней изображено пятно черных чернил. Эту карточку показывают первой, когда проводят тест с кляксами. Полученный ответ позволяет предположить, как человек выполняет задания, новые для него, а значит, и связанные со стрессом. Люди обычно говорят, что это изображение похоже на бабочку, моль или морду животного (кролика, слона и др.). Ответ на вопрос отображает тип в целом.

Образ летучей мыши для одних ассоциируется с чем-то неприятным, а для других является символом возрождения, а также умения ориентироваться в темноте. Трансформацию и переход могут символизировать бабочки, а также способность преодолевать трудности, меняться, расти. Моль означает ощущение уродства и заброшенности, а также тревожность и слабость. Морда животного (например, слона) символизирует способы, с помощью которых мы противостоим трудностям, а также страх перед нашими внутренними проблемами. Также она может означать ощущение дискомфорта, говорить о проблеме, от которой в данный момент стремится избавиться респондент.

Вторая карточка

На ней изображено красно-черное пятно. Часто люди видят на этой карточке что-то сексуальное. Красный цвет на изображении интерпретируется обычно как кровь, реакция на которую показывает, как человек может управлять своим гневом и чувствами. Чаще всего респонденты отвечают, что это пятно напоминает двух людей, акт мольбы, глядящего в зеркало человека или длинноногое животное, к примеру, медведя, собаку или слона.

В том случае, если человек в пятне видит двух людей, это может свидетельствовать о взаимозависимости, двойственном отношении к половому акту, одержимости сексом или сосредоточенности на тесных взаимоотношениях и связи с окружающими. Если оно напоминает человека, отражающегося в зеркале, это говорит об эгоцентричности или склонности к самокритике. Если респондент видит собаку, то он любящий и верный друг. Если это пятно воспринимается как что-то негативное, это означает, что человеку необходимо встретиться лицом к лицу со своими страхами. Если оно напоминает слона, возможные интерпретации: развитый интеллект, склонность к раздумьям, хорошая память. Иногда, однако, такое видение свидетельствует о негативном восприятии респондентом своего тела. Медведь означает неповиновение, независимость, соперничество, агрессию. Пятно напоминает о сексуальном, поэтому если человек видит молящегося человека, это говорит об отношении к сексу в религиозном контексте. Если при этом он замечает кровь - значит, с религией он ассоциирует физическую боль или же прибегает к молитве, испытывая сложные эмоции (напрмер, гнев) и др.

Третья карточка

На ней мы видим пятно из черных и красных чернил. Восприятие ее говорит об отношении человека к другим в рамках взаимодействия. Респонденты чаще всего видят образ двух людей, человека, смотрящегося в зеркало, моль или бабочку. Если человек замечает двух обедающих, то он ведет активную общественную жизнь. Если пятно напоминает двух людей, моющих руки, это свидетельствует об ощущении своей нечистоты, незащищенности или же о параноидальном страхе. В случае если респондент увидел в нем двух людей, которые играют в игру, нередко отмечается то, что в социальных взаимодействиях он занимает позицию соперника. Если же испытуемый замечает человека, который смотрит на свое отражение в зеркале, возможно, он невнимателен к окружающим, эгоцентричен, неспособен разбираться в людях.

Четвертая карточка

Продолжим описывать пятна Роршаха. 4-ю карточку называют "отцовской". На ней мы видим пятно черного цвета и некоторые размытые нечеткие его части. Многие говорят о чем-то устрашающем и большом. Реакция на это пятно может выявить отношение респондента к авторитетам, а также особенности его воспитания. Оно чаще всего напоминает огромное животное либо его нору или шкуру, или же монстра.

Если человек видит монстра или большое животное, это свидетельствует о преклонении перед авторитетами и чувстве неполноценности, о преувеличенном страхе перед облеченными властью людьми, включая собственного отца. Шкура животного часто символизирует сильный внутренний дискомфорт респондента при обсуждении связанных с отцом тем. Но она может свидетельствовать и о том, что для него неактуальна проблема преклонения перед авторитетами или своей неполноценности.

Пятая карточка

Это черное пятно. Вызванная им ассоциация отображает, как и на первой карточке, истинное "Я". Люди, глядя на изображение, обычно не ощущают угрозы. Если образ, который увидел респондент, значительно отличается от ответа, полученного при виде 1-й карточки, это говорит о том, что, скорее всего, пятна Роршаха - со 2-го по 4-е - произвели на этого человека большое впечатление. Изображение чаще всего напоминает летучую мышь, моль или бабочку.

Шестая карточка

Изображение на ней также черное, одноцветное. Эту карточку отличает текстура пятна. У человека изображение на ней вызывает ассоциации с близостью, и поэтому она называется "сексуальной карточкой". Респонденты чаще всего отмечают, что пятно напоминает шкуру животного или нору. Это может означать нежелание вступать с другими людьми в близкие отношения и, как следствие, ощущение изолированности от общества и внутренней пустоты.

Седьмая карточка

На этой карточке пятно тоже черное. Обычно оно ассоциируется у респондентов с женским началом. Чаще всего люди видят в нем образы детей и женщин. Если человек затрудняется описать то, что изображено, это может говорить о том, что у него складываются непростые отношения с женщинами. Часто респонденты отмечают, что пятно напоминает лица или головы женщин и детей. Также оно может напоминать о поцелуе. Головы женщин свидетельствуют о чувствах, ассоциируемых с матерью, сказывающихся и на отношении к женщинам в целом. Детские головки означают отношение к детству, потребность заботиться о ребенке, живущем в душе человека. Склонившиеся для поцелуя головы означают стремление быть любимым, а также воссоединиться с матерью.

Восьмая карточка

На ней есть розовый, серый, голубой и оранжевый цвета. Это первая в тесте многоцветная карточка, для интерпретации особенно сложная. Если при демонстрации ее респондент ощущает дискомфорт - вероятно, у него есть трудности с обработкой сложных эмоциональных стимулов или ситуаций. Люди чаще всего отмечают, что видят бабочку, четвероногое животное или моль.

Девятая карточка

Пятно на ней включает розовый, зеленый и оранжевый цвета и имеет неопределенные очертания. Большинству людей непросто определить, что напоминает данное изображение. Поэтому карточка может оценить, насколько человек справляется с неопределенностью и отсутствием четкой структуры. Пациенты чаще всего видят общие очертания человека или неопределенную форму зла. Если респондент видит человека, то чувства, испытываемые при этом, говорят о том, насколько успешно он может справиться с неорганизованностью информации и времени. Абстрактный образ зла может символизировать, что человеку для ощущения комфорта необходим в жизни четкий распорядок, а с неопределенностью он справляется плохо.

Десятая карточка

Психологический тест Роршаха завершается 10-й карточкой. В ней больше всего цветов: и желтый, и оранжевый, и розовый, и зеленый, и голубой, и серый. Эта карточка по форме напоминает 8-ю, а по сложности - 9-ю. При ее виде многие испытывают приятные чувства, кроме тех, кто озадачен сложностью определения изображенного на 9-й карточке образа, который предлагает тест Роршаха. Интерпретация чаще всего следующая: паук, омар, краб, кроличья голова, гусеницы или змеи. Краб означает тенденцию привязываться к вещам и людям или же терпимость. Лобстер свидетельствует о терпимости, силе, способности справляться с проблемами, о страхе навредить себе или боязни ущерба со стороны другого. Паук может означать страх, ощущение, что респондента обманом или силой втянули в трудную ситуацию. Голова кролика говорит о позитивном отношении к жизни и репродуктивной способности. Змеи - чувство опасности, страх перед неизведанным, ощущение того, что человека обманули. Кроме того, они могут означать запретные или неприемлемые сексуальные желания. Гусеницы свидетельствуют о понимании того, что люди постоянно развиваются и меняются, говорят о перспективах роста.

Итак, мы описали вкратце тест Роршаха. Результаты интерпретировать самостоятельно нелегко - требуется хорошее знание психологии. Однако в общих чертах вы можете составить представление о человеке на основе этого теста.

Если ты видишь лица в предметах – ты нормальный!

Помнишь, как в детстве рассматривал узоры на ковре или на обоях – и находил в них носатых и ушастых страшилищ, улыбающиеся или угрожающие гримасы? А ведь никого подобного там не пряталось! Одни невинные узорчики. Многие люди сохраняют способность “видеть суслика там, где его нет”, и в солидном возрасте. Явление это имеет красивое научное название – “парейдолия”.

Психологические справочники называют ее “нарушением восприятия”. Но вообще-то при желании можно найти это явление где угодно. Строго говоря, облака совершенно не являются белогривыми лошадками. И даже смайлик – ну никак не изображение человеческой улыбки: это просто две точки и скобка. Вот вы где-нибудь видели на улыбающемся лице две точки и скобку? То-то…

Интернет развлекается, находя лики на гуглокартах и пьяных осьминогов в форме крючков для одежды. Так что все мы, детка, немного парейдолики… Но некоторые – особенно. И окружающих активно заражают!

Марс атакует!

Вот, скажем, исследователи космоса. Вроде, серьезные люди, за призраками не охотятся почем зря… Но нет: на снимках холмов марсианского региона Кидония, сделанных американским “Викингом-1” в 1976 году, все дружно увидели некое лицо. И пошло-поехало: это у нас “Грустный Ангел”, а тут у нас – развалины древнего города, а там – пирамиды, а холм вообще фаллический символ зарождения жизни… Из одной игры света и тени в человеческом мозгу расцвела и буйно заколосилась очередная внеземная цивилизация.

Святая Дева на бутерброде

Но любители фантастики – это еще ладно, они себе читают и пишут красивые мифы и никого особенно не трогают. А вот как насчет того, чтобы отправиться за тысячи километров, чтобы поклониться… лепешке? А в 2002 году именно это и произошло: 20 000 (двадцать тысяч!) паломников нагрянули в индийский город Бангалор в Индию, чтобы узреть “лик Христа”, мистическим образом проступивший на лепешке чапати. А американская дама-дизайнер Диана Дайзер хранила бутерброд, явивший ей “образ Девы Марии”, десять лет. Только потом смогла расстаться с реликвией. За 28 000 долларов. И ведь купили же!

Веселые тачки

Парейдолический эффект сознательно используется производителями. Например, бутылочкам и флакончикам придают соблазнительные изгибы, чтобы подсознание ассоциировало их с женской фигуркой, а автомобилям придают индивидуальные “выражения лица” в зависимости от “характера”, который привлечет потребителя: агрессивный, напористый или милый.

Загружаем фэйс из кэша

Откуда же берется это свойство – видеть в банане не просто банан, то есть на каждом шагу находить если не божественный лик, то забавную мордочку? Разумеется, это проделки мозга. Он считывает информацию, валящуюся на нас извне, очень оперативно – но очень приблизительно. Поскольку у него в “оперативке” (или в “кэше”) уже хранятся определенные связи и ассоциации, главная из которых: палка-палка-огуречик – это явно хомо сапиенс. Наша индивидуальная “программа распознавания лиц” срабатывает за одну пятую секунды. И именно очертания лица она с удовольствием подставляет куда ни попадя и почем зря.

Откуда растут уши

А почему одни видят этого добра больше, а другие меньше? Мнения спецов, как водится, расходятся. Закономерности и версии тут имеются следующие.

    • Те, кто верит в Бога (богов, демонов, вселенский разум, сверхъестественное – нужное подчеркнуть), склонен в разы чаще находить изображения одушевленного в неодушевленном: в тенях, изгибах гор, чипсах, рыбных котлетах и любых иных объектах. Начиная с Туринской плащаницы, о происхождении которой мы, чур, дискутировать не будем;)
    • У представительниц прекрасного пола склонность к парейдолии встречается чаще, чем у представителей сильного.
    • Подобные эффекты частенько возникают и бурно расцветают в мозгу под воздействием психотропных веществ или в инициальных (то есть начальных) стадиях острых психозов.
    • Как и было сказано, мы автоматически “подставляем” увиденные детали в общую картинку, не обрабатывая каждую отдельно – для экономии времени. На этом основан известный эффект текстов типа “По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве”. Все неправильно, но все равно читается быстро и однозначно.

  • Однако прежде всего человеческий мозг запрограммирован на поиск и распознавание лиц – и эта особенность “запускается” с самого начала. Новорожденный ребенок первым делом выделяет из окружающей реальности лица людей, которые находятся с ним рядом.
  • На этом построена одна из теорий возникновения эффекта парейдолии: мол, способность распознавать лица на большом расстоянии или в тумане была так важна для наших далеких предков, что эволюция старательно развивала ее для выживания – пока не развила местами до уровня Дианы Дайзер с ее божественным бутербродом.
  • Некоторые психологи считают, что если у человека в обычном его повседневном состоянии хорошо развита эта особенность – это один из признаков высокого уровня невротизма.
  • Однако это еще и признак творческой и тонкой натуры. Так что если в каждой завитушке на обивке видишь эльфа, а во всякой складке одеяла – дракона, это значит, у тебя тонкая душевная организация и развитые творческие способности!

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Двойственные или многозначные изображения, как говорит нам Большой психологический словарь, объясняются тем, что при восприятии подобных рисунков у человека возникают различные представления, одинаково соответствующие изображённому.

Сколько женщин вы видите?

При первом рассмотрении 90 % людей видят привлекательную девушку лет 20-25, остальные 10 % видят старуху за 70 с огромным носом. Тем, кто видит картинку впервые, трудно разглядеть второе изображение.

Подсказка: Ушко девушки — это глаз пожилой женщины, а овал молодого лица — это нос старухи.

Первое впечатление, как утверждают психологи, обычно зависит от того, на какую часть картины упал ваш взгляд в первое мгновение.

После небольшой тренировки можно научиться заказывать себе, кого вы хотите увидеть.
Психиатр Е. Борингу использовал портрет в 1930-х годах как иллюстрацию к своим работам. Автором подобного изображения иногда называют американского карикатуриста У. Хилла, который опубликовал работу в 1915 году в журнале «Пак» (в переводе на русский — «эльф», «сказочный дух»).

Но ещё в первые годы XX века в России выпустили открытку с такой же картинкой и надписью: «Моя жена и моя тёща».

Картинку с двумя дамами можно встретить во многих пособиях по психологии.

Заяц или утка?

Какого персонажа вы увидели первым на современной версии «Иллюзии Эренштейна»? Самый первый рисунок «утка-заяц» был опубликован в книге Джастроу в 1899. Существует мнение, что если детям показать картинку в первый день пасхи, то они более вероятно рассмотрят в ней кролика, но, а если показать им в октябре, то они будут склоны видеть утку или подобную птицу

Подсказка: На рисунке можно увидеть утку, которая направлена влево, или зайца, который направлен вправо.

Поющие мексиканцы или старики?

Мексиканский художник Октавио Окампо — автор довольно необычных картин со скрытым смыслом. Если приглядеться повнимательнее, то в каждом из его рисунков увидите ещё одно, спрятанное изображение. Он сделал декорации более чем 120 мексиканских и американских фильмов. Создал несколько портретов известных лиц западного мира в сюрреалистическом стиле («Портрет певицы Шер», «Портрет актрисы Джейн Фонда», «Портрет Джимми Картера» и др.).

Подсказка: Старик и старуха-блондинка смотрят друг на друга. Их брови — это шляпы мексиканских музыкантов, а их глаза — лица музыкантов.

Просто Роза?

На первый взгляд, да. Обычный цветок и ничего больше. Но не тут-то было. Автор данного изображения — Сандро дель Пре — сформировал новое направление в искусстве, которое он назвал «иллюзоризм», делая акцент на создании оптических иллюзий при написании картин.

Подсказка: В центре розы можно рассмотреть целующеюся пару.

Старик или ковбой?

Эта картина Я. Ботвинника, первой половины ХХ века, США, называется «Мой муж и мой тесть».
Кого вы увидели первым? Молодого мужчину в ковбойской шляпе или старика с большим носом?
Психологи утверждают, что отношение человека к самому себе влияет на выбор образа: при позитивном настрое люди чаще воспринимают в первые секунды молодой образ.

Подсказка: Шея ковбоя — рот старика, ухо — глаз, подбородок — нос.

А что вы видите на шестой картине?

Свои варианты оставляйте в комментариях к этой статье. Ответ появится в 13:00 8 октября 2013 года.

Ответ: Череп или молодая пара