Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Специфические черты древнерусской литературы. Древняя литература: определение, жанры, история

Специфические черты древнерусской литературы. Древняя литература: определение, жанры, история

Под термином «древняя литература» понимают своеобразный пласт русской культуры, охватывающий период с XI по XVII века. Произведения, созданные в эти столетия, отличаются самобытностью и оригинальностью. Отличия связаны прежде всего с тем, что не была похожа ни на одну другую в средневековый период.

Характерные черты

Главной особенностью, которой обладает древняя русская литература, а вместе с тем и ее ключевым отличием от произведений, которые присутствуют в западноевропейской культуре, является то, что предназначалась она отнюдь не для развлечения и праздного чтения. Целью, которой задавались авторы тех лет, было в первую очередь духовное наставление. Их произведения поучали, передавали жизненный опыт поколений, воспитывали патриотический дух. Следовательно, характерные черты этой литературы - поучительность, документальность, публицистичность.

Одним из главных предметов художественного изображения в произведениях той эпохи является реальное историческое событие. Вымышленной сюжетной линии в них нет. Авторы, как правило, изображали те события, свидетелем которых они сами были. Они не могли занимать отстраненную объективную позицию.

Произведения, которые включает в себя древняя литература, пронизаны необыкновенным патриотическим духом. В них присутствует историзм, но в то же время следует сказать еще об одной характерной черте - анонимности. Совсем немногие авторы оставили свои имена на страницах этих творений, хотя писали они их, разумеется, от руки. Рукописный характер можно также отнести к отличительным свойствам, которыми обладает древняя литература. Первые печатные книги на Руси появились позже, чем в странах Западной Европы. А потому памятники культуры Древней Руси - это, как правило, рукописные тексты.

Влияние других литературных направлений

Как уже было сказано, авторы древнерусских произведений не считали необходимым развлекать своих читателей приключенческими сюжетами, легкими для восприятия. А потому в книгах того периода отсутствует какой бы то ни было вымысел. Важной функцией было развитие духовного сознания.

На писателей Древней Руси была возложена огромная ответственность. Занимая четкую гражданскую позицию, они прославляли свою родную землю и переживали о ее укреплении. По мнению современных критиков, произведение древней литературы способствовало упрочнению единства народа. Доказательством этой точки зрения является «Слово о полку Игореве».

Александр Мусин-Пушкин

Этот человек был известным в свое время общественным деятелем, скрупулезным собирателем устного народного творчества. Его необыкновенно интересовала история древней русской литературы. И «Слово о полку Игореве» впервые было прочитано именно этим человеком.

В 1792 году он работал в архивах Спасо-Ярославского монастыря и обнаружил копию древней рукописи. К сожалению, во время Отечественной войны 1812 года этот документ сгорел. Мусин-Пушкин перевез находку в московский архив, где она погибла в результате легендарного пожара. Таким образом, ни оригинал, ни копии не дошли до наших дней. Однако существуют доказательства подлинности «Слова». Исследователи, предметом изучения которых является история древней литературы, обнаружили в крупнейшем памятнике русской культуры «Задонщине» отрывки из текста упомянутой рукописи.

Основа сюжета

«Слово о полку Игореве» имеет, как и прочие древнерусские творения, исторический характер. В основе сюжета лежат события, связанные с походом на половцев Новгород-северского князя Игоря Святославовича. Поход этот состоялся в 1185 году. Основными этапами сюжета, как и в других произведениях древнерусской литературы, являются завязка, кульминация, развязка. Такая схема является характерной и для воинской повести - одного из основных жанров этого культурного периода.

Сюжетная структура «Слова»

Завязка помещена, как ни странно, не в начало произведения, а немного дальше. Такая структура объясняется тем, что автор предпочел прежде уделил внимание вступлению. В нем он определил временные рамки своего произведения и ознакомил читателей со своей своеобразной манерой повествования. Завязка - это решение Игоря отправиться в поход.

Развитие сюжета - это такие события, как солнечное затмение и первый бой. В кульминации речь идет о поражении русского войска и пленении Игоря. Развязкой сюжета является побег из неволи, а также ликование жителей земли русской.

Жанр «Слова о полку Игореве» определяют по-разному. Это и песня, и поэма, и героическая повесть. Скорее всего, это произведение можно отнести к одному из основных художественных направлений - слову. Следует рассмотреть и другие жанры древней литературы. Некоторые имеют самобытный характер, другие заимствованы из иных источников.

Житие

Различные формы имеют произведения, которые включает в себя древняя литература. Житие - один и жанров той эпохи. Он относится к церковной литературе. Предметом изображения в таких произведениях являются жизнь и деяния святых.

Житие - это своего рода художественная биография той или иной легендарной личности, которая причислена к лику святых. Произведение в этом жанре, как правило, повествует о событиях, охватывающих период с момента появления главного героя на свет и до самой его смерти. Композиция имеет кольцевое построение. Яркий пример - «Житие Сергия Радонежского».

Следует сказать, что ни одно из творений древнерусских авторов не стоит обособленно. Произведения дополнялись друг другом, разрастались, в них вписаны были постепенно новые рассказы о чудесах, связанных с деяниями святых. Такой характер имеют и воинские повести, сюжеты которых переплетаются друг с другом.

Другие жанры

Летопись представляла собой подробную запись Разумеется, главной чертой в произведениях этого жанра являлась публицистичность. В них почти не использовались художественные средства. Само название объясняется тем, что записи вносились ежегодно, и каждая из них начиналась со слов: «В лето…».

Авторы стремились создать и утвердить модель поведения для любого древнерусского человека. Для этого они создавали своеобразные поучительные произведения, которые, как правило, входили в состав летописей. Нормы, которые в них указывались, касались каждого - от князя до простолюдина. Такой жанр в древней литературе называется поучением.

Воинская повесть изображала сражения русских воинов с внешним врагом. Подобные произведения могли быть частью летописи. Но нередко являлись и отдельным полноценным творением.

Многие древнерусские произведения ценны благодаря своему документальному характеру и являются важными историческими источниками и наследием национальной культуры.

Древнерусская литература, как и любая средневековая литература, обладает целым рядом особенностей, отличающих ее от литературы нового времени. Характерным признаком литературы средневекового типа является широкое толкование понятия «литература» как письменного слова с обязательным включением в нее функциональных жанров, выполняющих обычно религиозно-обрядовые или деловые функции. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в средние века основу жанровой системы составляют именно функциональные жанры, имеющие особые внелитературные функции. Напротив, жанры с ослабленной функциональностью находятся на периферии этой системы. В переходный период от средневековья к культуре нового времени возникает обратный процесс: жанры с ослабленной функциональностью перемещаются в центр системы, а функциональные жанры оттесняются на периферию.

Таким образом, ДРЛ представляет собой сложный конгломерат художественные и деловых памятников (1). Эта ее особенность была обусловлена тесной связью с историей, христианской религией и письменностью вообще.

Рукописный характер бытования произведений ДРЛ (2) принципиально отличает ее от литературы нового времени. Произведение, как правило, бытовало не в одном, а в нескольких списках. Переписчик иногда просто копировал рукопись, создавая новый список , но нередко изменял ее идейную направленность в соответствии с требованиями времени, сокращал или расширял текст, изменял стиль памятника. В этом случае мы говорим о новой редакции произведения. Авторский список текста называется автографом . В процессе переработки произведения возникают его редакции . Поскольку сочинение в ДРЛ существовало на протяжении нескольких столетий и в разных регионах, то редакций могло быть несколько. Список, который оказывается основой для переработок, называется протографом . Им не всегда может быть авторский вариант. Исследователи движения и развития текстов в ДРЛ – текстологи и палеографы – рассматривают типы почерков книжников-писцов, особенности орфографии, грамматики, выявляют индивидуальные языковые отличия и на основании этого составляют гипотетическую схему развития и распространения редакций памятника. Текстология и палеография – это вспомогательные дисциплины, которые помогают в исследовании рукописных текстов. Текстология занимается изучением собственно текста, а палеография рассматривает материал, на котором и при помощи которого создавался рукописный памятник.

Анонимность (3) большинства произведений ДРЛ – другая ее отличительная особенность, связанная с христианской концепцией личности человека, согласно которой гордыня почиталась одним из самых великих грехов, а смирение – верхом добродетели. В силу этого индивидуальные особенности личности писателя в средневековой литературе не получили столь яркого проявления, как в литературе нового времени. Однако анонимность нельзя путать с имперсональностью . Давно доказано, что индивидуальное авторское начало в ДРЛ существовало, но формы его выражения были иными, чем в привычной нам литературе. Отношение к авторскому праву в ДРЛ было совсем иным. Анонимность позволяла авторам пользоваться частями «чужих» текстов для составления собственных. Исключения делались только для произведений авторитетных – текстов Священного писания и Предания, сочинений отцов церкви, государственных документов. На имена их создателей обязательно делались ссылки. Впрочем, авторитетные церковные тексты были узнаваемы по причине широкой известности.

Средневековый историзм (4). ДРЛ начиналась как литература, лишенная вымысла. Книжник строго следовал за фактом, связывал свое произведение с конкретным историческим событием или лицом. Даже тогда, когда речь идет о явлениях сверхъестественных, о лицах и событиях, с нашей точки зрения не существовавших или невозможных в реальной действительности, все равно и составитель произведения, и читатель в Древней Руси воспринимали все написанное как реально бывшее. И такое отношение к писаному тексту сохранялось весьма длительное время. Пожалуй только в XVII веке эта традиция была разрушена.

Принцип историзма связан с провиденциализмом (5), то есть идеей предопределенности. Так, любой герой агиографической литературы еще в детстве проявляет склонность к святому житию. Если же он начинает свою жизнь греховно, то его уверование, изменение качества духовного состояния неизбежно, заранее свыше предопределено. Также предопределены страдания русского народа «за грехи наши» в повестях о татаро-монгольском нашествии.

Особенностями мировоззрения средневекового человека обусловлена авторитарность мышления древнерусского книжника и авторитарность (6) как черта художественного метода ДРЛ. Ссылка на исторический, литературный или политический авторитет очень важна для древнерусского человека (об этом уже было сказано выше). Нередко новые сочинения подписывались именами отцов церкви, иерархов прошлых лет для того только, чтобы придать им большую весомость. Читатель, впервые знакомящийся с памятниками ДРЛ, обращает внимание на обилие прямых цитат и косвенных упоминаний текстов Нового и Ветхого Завета, многочисленные ссылки на творения авторитетных церковных писателей. В этих цитатах автор как бы закреплял свою морально-дидактическую, политическую и эстетическую оценку факта, события, лица, утверждал ее общезначимость и общепризнанность.

С авторитарностью мышления тесно связан принцип ретроспективной исторической аналогии (7) , являющийся важнейшим средством авторской оценки того или иного исторического события. Вот что по этому поводу пишет В.В. Кусков: «Ретроспективная историческая аналогия позволяет глубже раскрыть значение того или иного исторического события, дать оценку поведения его участников, прославить их или осудить, установить своеобразную типологическую общность событий Древней Руси с событиями мировой истории и тем самым указать на их определенную закономерность». На материале памятников Куликовского цикла исследователь показывает, как устанавливается непрерывная цепь побед, одержанных русскими князьями Ярославом Мудрым, Александром Невским, Дмитрием Донским. «Традиционный прием, - продолжает В.В. Кусков, - ретроспективной исторической аналогии с библейскими персонажами в «Сказании о Мамевом побоище» подчеркивает значение одержанной победы на поле Куликовом. Она приравнивается к победе Гедеона над мадиамами, Моисея над Амаликом и фараоном, Давида над Голиафом. Войска московского князя подобны войску Александра Македонского, мужество русских воинов подобно Гедеоновым союзникам. И небесные силы помогают Дмитрию так же, как некогда помогали царю Константину в его борьбе с нечестивыми. Полки Дмитрия Волынца подобны отрокам Давидовым, «иже сердца имущи, аки лвовы, аки лютии влъци на овчии стада приидоша». В своих молитвах Дмитрий просит Бога помочь ему так же, как Иезекию, - укротить сердце свирепому зверю Мамаю».

Авторитет господствовал и в области художественной формы. ДРЛ можно назвать литературой образца, литературой устойчивого этикета. Традиционность (8) охватывает не только содержание произведений, но и их форму: принципы изображения человека, сюжет, композицию, язык. Традиционность средневековой литературы нельзя воспринимать как результат «детской непосредственности», неспособности или «неумелости» книжника. Это явление эпохи, насущная потребность времени, факт нравственного сознания человека, без которого он не мог объяснить мир и ориентироваться в нем.

Авторитарность ДРЛ отражает сословно-корпоративный принцип существования древнерусского человека. Четкое осознание невозможности разорвать сословно-корпоративное начало накладывает отпечаток на литературу. Если ты князь, то ты обязан быть им и вести себя в соответствии с представлением о достойном княжеском поведении. «Как котлу нельзя избыть черноты и жженья, так и холопу нельзя избыть холопства» («Моление» Даниила Заточника»). Поведение человека в средневековом обществе определяется чином. Лихачев эту черту жизни назвал этикетностью. Но точнее пользоваться терминами чинность и урядство. Даже одежда средневекового человека является знаком чина. Чинность – это порядок. Бесчиние, бесчинство – беспорядок. Человек должен занимать свое место в общем ряду. Порядок, рядность становятся показателями устройства мира. В сочиненииXVII века «Урядник сокольничего пути», созданном не без участия царя Алексея Михайловича, четко сформулировано кредо поведения человека, порядка. Древнерусское «чин» как литературоведческое понятие соответствует в какой-то степени современному понятию «ритма», ибо именно размеренное следование порядку, чинности создает жизненную основу церемониальности русской литературы.

Традиционность становится типом средневекового творчества, важнейшим фактором интеллектуального освоения действительности. Она покоится на глубоком убеждении, что в мире существует единственно правильное мировоззрение – христианская идеология. Традиционализм идейно-художественного мышления, отражая средневековые представления о новом как еретическом, не допускал иного подхода к оценке явления, расценивая любую другую точку зрения как идущую от дьявола.

Древнерусский писатель творит в рамках определенной традиции. Истинная ценность средневекового искусства видится ему в точном следовании образцу. Высшим образцом и высшей истиной является, конечно, авторитет Священного Писания.

Д.С. Лихачев ввел понятие литературного этикета (9) , под которым мы будем понимать систему канонических литературных приемов – композиционных, системы образов, языка, стилистических клише и пр., необходимых для создания произведений тех или иных жанров, образов тех или иных персонажей.

Существенной особенностью ДРЛ является ее прямая и более устойчивая связь с идеологией (10) . А.Н. Робинсон объясняет это тем, что в средние века «художественное литературное творчество развивалось не самостоятельно (как особая форма идеологии), а как бы «внутри» или в составе по-разному практически целенаправленных жанров письменности (например, и в летописании, и в торжественной проповеди, и в агиографии, и т.п.)… Подобные объединенные и практически целенаправленные функции литературы задерживали выделение собственно художественного творчества из письменности и обусловливали более непосредственную (чем в литературе нового времени) зависимость эстетики от идеологии в целом». Отсюда вытекает и дидактизм ДРЛ. Автор всегда ставил перед своим произведением практические и дидактические цели, ибо средневековая литература утилитарна, она создается ради пользы души. Даже история – всегда назидательное поучение.

Процесс создания литературного произведения в Древней Руси был тесно связан с процессом познания, который в свою очередь был обусловлен особенностями миросозерцания средневекового человека. Для мировоззрения древнерусского книжника характерна бинарность , противопоставление реального ирреальному, временного – вечному. Эти особенности видения мира и сказались на теории познания: окружающую действительность, вещи обыденные книжник постигает «телесными очима». Тайны идеального мира открываются человека через духовное прозрение, божественное откровение, поэтому познание горнего возможно только «духовными очима».

С точки зрения средневекового человека божественные силы могли проявиться в жизни либо прямо, либо опосредованно, при помощи различных намеков. Воспринимая действительность как символ идеального мира, человек воспринимал любое явление, любой предмет реального мира как знак, выражающий сакральную сущность этого явления или предмета. На почве такого видения мира активно развивается символизм (11) – одна из характернейших особенностей средневековых литератур. Возникновение символизма в ДРЛ не следует связывать исключительно с господством христианской идеологии. Он присущ искусству и дохристианских эпох. Так, А.Н. Веселовский различал языческий символизм и символизм христианский. По его мнению, в язычестве «символ выходил из жизни», в то время как в христианстве «жизнь начинает определяться внесенным в нее умственным материалом».

Средневековая литература и искусство построено на символах. Дионисий Ареопагит утверждает: «Вещи явленные суть образы вещей незримых». Каждая вещь – символ незримого. В средневековом сознании мир удваивается. Реальный, дольний мир есть символ и прообраз мира идеального, горнего. В мир горний может проникнуть только тот, кто обрел совершенство путем внутреннего созерцания, тогда открываются внутренние взоры и рождаются пророки. Заметим, что литература ничего не забывает. На основании принципа удвоения мира в романтической эстетике появляются образы поэтов-пророков.

События также удваиваются. Они имеют аналоги в прошлом, в первую очередь в библейской и евангельской истории, которая мыслится как реальность. В историческом событии важно найти скрытый смысл. Бог – умный и мудрый наставник, который пытается своим батогом воспитать человечество. Обратите внимание, что символизм также, как и историзм ДРЛ, оказывается связанным с идеей предопределения, провиденциализмом. Символичны предметы. Меч – символ власти и правосудия, щит – защита, оборона. Церковь – символ неба, земное небо, ковчег спасения (как Ноя спас Бог в ковчеге, так храм спасает человека). Золото символизирует вечность и Христа. Крест – спасение, крестная мука. Отметим, что символизм ДРЛ породил преобладание жанра притчи, который явился первоосновой жанровых систем.

Разумеется все эти черты ДРЛ не могли оставаться неизменными в течение семи веков, они постепенно трансформировались по мере развития литературы.

  1. Древняя литература наполнена глубоким патриотическим содержанием, героическим пафосом служения русской земле, государству, родине.
  2. Главная тема древнерусской литературы — мировая история и смысл человеческой жизни.
  3. Древняя литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага пожертвовать самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу, конечное торжество добра и способность человека возвысить свой дух и победить зло.
  4. Характерной особенностью древнерусской литературы является историзм. Героями выступают преимущественно исторические лица. Литература строго следует факту.
  5. Особенностью художественного творчества древнерусского писателя является и так называемый «литературный этикет». Это особая литературно-эстетическая регламентация, стремление подчинить само изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда установить, что и как следует изображать.
  6. Древнерусская литература появляется с возникновением государства, письменности и основывается на книжной христианской культуре и развитых формах устного поэтического творчества. В это время литература и фольклор были тесно связаны. Литература часто воспринимала сюжеты, художественные образы, изобразительные средства народного творчества.
  7. Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя зависит от стиля и жанра произведения. В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы.
  8. В древнерусской литературе определилась система жанров, в рамках которых началось развитие оригинальной русской литературы. Главным в их определении было «употребление» жанра, «практическая цель», для которой предназначалось то или иное произведение.
  9. Традиции древнерусской литературы обнаруживаются в творчестве русских писателей XVIII-XX веков.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Как характеризует академик Д.С. Лихачев древнерусскую литературу? Почему он называет ее «единым грандиозным целым, одним колоссальным произведением»?
  2. С чем сравнивает Лихачев древнюю литературу и почему?
  3. Каковы главные достоинства древней литературы?
  4. Почему без произведений древней литературы были бы невозможны художественные открытия литературы последующих веков? (Подумайте, какие качества древней литературы были усвоены русской литературой нового времени. Приведите примеры из известных вам произведений русской классики.)
  5. Что ценили и что восприняли из древней литературы русские поэты и прозаики? Что писали о ней А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Д.Н. Мамин-Сибиряк?
  6. Что пишет древняя литература о пользе книг? Приведите примеры «похвалы книгам», известные в древнерусской литературе.
  7. Почему в древней литературе были высоки представления о силе слова? С чем они были связаны, на что опирались?
  8. Что сказано о слове в Евангелии?
  9. С чем писатели сравнивают книги и почему; почему книги — это реки, источники мудрости, и что значат слова: «если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей»?
  10. Назовите известные вам памятники древнерусской литературы и имена их авторов-книжников.
  11. Расскажите о способе написания и характере древних рукописей.
  12. Назовите исторические предпосылки возникновения древнерусской литературы и ее специфические черты в отличие от литературы нового времени.
  13. Какова роль фольклора в формировании древней литературы?
  14. Используя словарно-справочный материал, кратко перескажите историю изучения древних памятников, запишите имена ученых, занимающихся их исследованием, и этапы изучения.
  15. Каково изображение мира и человека в представлении русских книжников?
  16. Расскажите об изображении человека в древнерусской литературе.
  17. Назовите темы древней литературы, используя словарно-справочный материал, охарактеризуйте ее жанры.
  18. Перечислите основные этапы развития древней литературы.

Читайте также статьи раздела «Национальное своеобразие древней литературы, ее возникновение и развитие».

Русская литература до 18 века традиционно именуется «древней». Древнерусская литература представляет 2/3 всей литературы. За это время создано множество памятников (около 40 тыс), большая часть которых до нас не дошла. В начальный период (10-11 века) в основе книг 11 в лежат книги 10 в: договоры русских с греками и с другими народами. Существовали книги, написанные на дереве, на керамике. Более ранние тексты не были найдены.

Рамки - Начало 10-11 век – до реформ Петра (кон 17).

Специфические черты древнерусской литературы:

1. средневековая характер

-религиозность главная тема – религия. Литература авторитарна, след. представление о мире: мир двоичен, природа тоже двоична.

-земной мир вторичен >>> цель литературы – приблизить человека к небесному миру

Двойные органы чувств (умные очи – телесные очима, умные уши – телесные ушима и т.д.) >>> задача литературы – духовный взгляд.

-этикетность – совокупность представлений о том, как должны были развиваться события, как должны были вести действующие лица, какими словами следует описывать события. (Лихачев). >>> Особенности средневекового художественного сознания. (описание князей, святых – описание по типажам образов).

Сознание иное , чем у человека нового времени. Новое – ересь. Главное это авторитет – библия, евангелие.

Важно было совокупность представлений о мире – не замечали ход времени, не исходили из представлений о прогрессе, лучше время в прошлом (рай). Будущее должно вернуться к прошлому. Ход времени и изменение человека не замечался, Образы также не менялись. А в 19 веке мы видим динамику образов.

Официальный статус человека – статус в светской иерархии (князь) или церковной (святые, метрополиты).

Анонимность – не знаем имен, или знаем им, если герой обладал внелитературным авторитетом. (Метрополит Илларион)

Синкретизм. Это сочетание различных качеств, присущих разным форматам культуры. Например, для средневекового человека окружающий мир – это мир символов.(7,12 – символы Христа, 4 – земля, 3 – божественное). Символ зависит от контекста: фактическое значение, аллегорическое, тропологическое, анагогическое. Раньше книги были обращены к любому, сейчас- нет. Тогда были условны описания внешности людей, не было пейзажей, описания бытовых сцен, картин. (Икона Рублева – символ)

Рукописность – книги создавались в единственном экземпляре, переписывались >>> вариативность текстов>>> большая роль текстологии.

2. национальная специфика

связь древнерусской словесности с литературой 19-20 вв.

Военно-патриотическая проблематика

Судьба маленького человека

Идея всепрощения (Мономах – Толстой)

Большая роль сатиры, критичности

Критика – посредник между литературой и жизнью

Русская литература – литература больших пространств (панорамный взгляд)

Исторический путь русской литературы (не было эпохи возрождения, европейская литература замечалась выборочно). Литература – наследие византийской словесности

3. литературность

Выполняла множество разных функций >>> не собственно литература

Нет описания внешности людей, пейзажей >>> взаимодействие с живописью

Так же к основным чертам культуры и литературы можно отнести:

Международный язык культуры. В славянских странах это был церковно-славянский язык, в европейских – латынь. Др-рус лит-ра писалась на церковно-славянском языке.

Связь с внелитературными функциями . Присутствовала связь с церковными обрядами. Если в Европе были: богословие, философия, худ. лит. То в русских традициях – нерасчленённость этих форм. Ещё в 19 веке русские философия и богословие полностью не отделились от культуры и литературы.

Своеобразие историко-литературного процесса на Руси : не было возрождения. Барокко.

Особое представление о пространстве. Пространство огромное, бескрайнее (напр, слово о полку игореве).

Критичность. Большую роль сыграла сатира 19.20 в. («Слово о полку Игореве» - критичное)

Древнерусская литература в нашем смысле больше словесность . Специфическими особенностями др-рус лит-ры были:

    Тексты рукописные, т.е. в одном экземпляре

    В Древней Руси язык менялся быстрее. Переписчик мог что-либо откорректировать

    Диалекты разных регионов тоже влияли и вносили в текст свои поправки

Эти черты роднят др-рус лит-ру с фольклором.

Тексты находились в отношениях взаимодополнения. Тексты были универсальные , для истины. Нет индивидуализации человека, описания внешность, описание пейзажа. Миниатюры дополняли словесные описания.

Отношение к текстам и книгам – книга выражение системы ценностей. 19 в – смена системы ценностей – 20 лет (Отцы и дети). 20 века – десятилетия. Книга связывала поколения. Сохранилось 20-30 тыс. древнерусских книг. Антирыночное отношение (не предмет торговли)–нельзя продать и купить. Можно завещать, подарить.

Переписывание было почётным (князья, княгини, монахи, епископы). Книги были бесценны. Их нельзя было купить в идеале. Они передавались по наследству от поколения к поколению. Многие книги – по календарному принципу, так как чтение было приурочено к религиозным праздникам. Например, Евангелие существует в апрокостной форме (по календарю).

Распространение книжности на Руси в X- начале XI в. сталкивалось с немалыми трудностями. Было еще очень мало грамотных людей и тем более – искусных переписчиков. Древнейшие из дошедших до нас рукописей относятся уже ко второй половине XI в.: это Остромирово Евангелие , переписанный с болгарского оригинала «Изборник », небольшой сборник слов и поучений. К этому времени можно относить и создание древнейших из известных нам литературных памятников: «Слова о Законе и Благодати » митрополита Иллариона, летописных сводов и т.д. Однако все они сохранились лишь в поздних списках.

Мы можем, однако, представить себе характер литературы того времени. Ее жанровая система отвечала духовным потребностям , типичным для христианских государств в эпоху средневековья. Литература была посвящена в основном мировоззренческим вопросам. «Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, и эта тема – смысл человеческой жизни» , - так вкратце сформулировал характерные черты литературы древнейшего периода русской истории Д.С. Лихачев.

Основой для христианского вероучения и мировоззрения являлись библейские книги (или Священное писание), а также сочинения наиболее авторитетных богословов. Библия включает в себя книги Ветхого и Нового Заветов. Огромна была популярность Псалтыри – собрания из 150 псалмов (молитв и гимнов). Полностью Библия была переведена на Руси лишь в XV в., но отдельные библейские книги стали известны в славянских переводах уже в Киевской Руси.

Жанры: проповеди (дли церковного обихода), бытия, хождения, летописи (ПВЛ), проповеди («слово о законе и благодати Иллариона», агиография (Сказание о борисе и глебе), хождения («за три моря афанасия никитина»).

Жанры, которые давали духовный взгляд на мир (проповеди, жития, поучения). Проповедь – сакральный характер и объединяет два временных пласта. Поучения – дидактические жанр. Владимир Мономах пишет на основе биографии свое поучение. И жанры, которые изображают мир в телесном варианте (хождения Игумена Даниила (все трогает – вода), Воинская повести (сражение, битва)).

Простые и сложные жанры. Летопись могла включать в себя житие (Бориса и Глеба). ПВЛ – воинская повесть, фольклорные жанры (предания семейные, топонимические). Малые жанры (княгиня Ольга загадки задает). Хождения дошло в составе летописи, может включать малые жанры (фольклорные писания, аф никитин про обезьян, даниил – описание апокрифических приданий который услышал в святой земле).

«Слово о законе и благодати » , написанное киевским священником Илларионом (будущим митрополитом), было впервые произнесено им в 1049 г. в честь завершения строительства киевских оборонительных сооружений. «Слово» Иллариона – своего рода церковно-политический трактат, в котором прославляется Русская земля и ее князья.

Кроме «Слова о законе и благодати» до нас дошли произведения Климента Смолятича и Кирилла Туровского и «Поучение»» князя ВМ.

«Поучение» князя Владимира Мономаха объединяло четыре самостоятельные произведения: это собственно «Поучение», автобиография и «Письмо к Олегу Святославовичу», молитва.

«Поучение» Владимира Мономаха – пока единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, созданного не духовным листом, а государственным деятелем. «Поучение», как впоследствии «Слово о полку Игореве», не столько опиралось на традиции тех или иных литературных жанров, столько отвечало политическим потребностям своего времени. Мономах включил в состав «Поучения» свою автобиографию.

Древнейшее русское летописание. Возникновение письменности позволило зафиксировать устные исторические предания. Так возникло летописание. Именно летописи было суждено, вплоть до XVIII века, стать одним из ведущих литературных жанров, в недрах которого развивалось русское сюжетное повествование.

История древнейшего летописания в известной мере гипотетична. Мы располагаем лишь списками летописей очень позднего времени (Новгородской летописью XIII-XIV в., Лаврентьевской летописью 1377 г., Ипатьевской начала XVв.), отражающие не самые древние летописные своды, а их последующие обработки.

Начальное летописание . Древнейший реально дошедшей до нас летописный свод – это «Повесть временных дет», созданная предположительно около 1113 г. Летописание как жанр возникает, видимо, лишь в годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054.

Следующий этап в развитии русского летописания приходится на 1060-70-е годы, связанный с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона. «Начальный свод». Около 1095 г. создается новый летописный свод, который А.А. Шахматов назвал «Начальный свод». Составитель «НС» продолжил свод Никона, доведя изложение событий с 1073 г. по 1095 г., и придал своему повествованию более публицистический характер.

Для дальнейшего развития характерно смешение жанров 13 в – конец 15 века. Появляется региональные варианты литературы (тверская, новгородская), смягчение акцентов, основной жанр повесть. Большую роль играю жития (меняется стиль, возрастает роль автора (Житие Сергия Радонежского, Стефания пермского)

Вт. пол 15-16 в. – эпистолярный тип (письма ивана грозного). Век публицистики. Публицистика Максима Грека.

17 век – разрушается средневековая система жанров, исчезают жития, превращаются в повести (жития протопопа Аввакума, о Марфе и Марии), воинская повесть становится исторической повестью, историческая впитывает фольклор и черты утопии (в реальности одно, а автор создает иную реальность).

P . S . Девочки, не знаю надо ли про переводную литературу, на всякий случай оставлю, удалить никогда не поздно!!

Переводная литература XI - XIII веков. Хроники. Среди первых переводов и первых книг, привезенных на Русь из Болгарии, были и византийские хроники. Хрониками называются произведения историографии, излагающие всемирную историю. Особенно большую роль в развитии оригинального русского летописания и русской хронографии сыграла «Хроника Георгия Амартола». Составитель ее – византийский монах. Амартол по-гречески – грешник; это традиционный самоуничижительный эпитет монаха.

Не позднее XI в. на Руси стала известна также «Хроника Иоанны Малалы» - представляла ценность для древнерусских историографов и книжников прежде всего тем, что она значительно дополняла «Хронику Георгия Амартола.

Повести. «Повесть об Акире Премудром». Повесть эта возникла в Ассиро-Вавилонии в VII в. до н.э. Повесть эта интересна как остросюжетное произведение.

Апокрифы. (гр. апокриф – потаенный). В средневековой письменности широкое распространение получили апокрифы – легенды о персонажах библейской истории, однако сюжетно отличающиеся от тех, которые содержатся в библейских канонических книгах. Наконец, апокрифические мотивы могли входить в произведения традиционных жанров, например, в жития, например, популярный апокриф – «Хождение богородицы по мукам». Апокрифы встречались в древнерусской письменности на всем протяжении ее истории.

Древнейшие русские жития : «Сказание» и «Чтение» о князьях Борисе и Глебе, «Житие преподобного Феодосия Печерского» Нестора.

Две главные группы агиографических сюжетов: одни жития были «целиком посвящены теме идеального христианского героя, ушедшего из «мирской» жизни, чтобы подвигами заслужить жизнь «вечную» (после смерти), тогда как герои другой группы житий стремятся обосновать своим поведением не только общехристианский, но и феодальный идеал.

В древнерусской литературе, не знавшей вымысла, историчной в большом или малом, сам мир представал как нечто вечное, универсальное, где и события и поступки людей обусловлены самой системой мироздания, где вечно ведут борьбу силы добра и зла, мир, история которого хорошо известна (ведь для каждого события, упоминаемого в летописи, указывалась точная дата - время, прошедшее от "сотворения мира"!) и даже будущее предначертано: широко распространены были пророчества о конце мира, "втором пришествии" Христа и Страшном суде, ожидающем всех людей земли.

Очевидно, это не могло не сказаться на литературе: стремление подчинить само изображение мира, определить каноны, по которым следует описывать то или иное событие привело к той самой схематичности древнерусской литературы, о которой мы говорили во введении. Эта схематичность называется подчинением так называемому литературному этикету – о его структуре в литературе Древней Руси рассуждает Д.С.Лихачев:

1) как должен был совершаться тот или иной ход событий;

2) как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению;

3) каким образом должен описывать писатель совершающееся.

"Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный", говорит он.

Для пояснения этих принципов рассмотрим следующий пример: в житии святого, согласно этикету поведения, должно было рассказываться о детстве будущего святого, о благочестивых его родителях, о том, как он с младенчества тянулся к церкви, чуждался игр со сверстниками и так далее: в любом житии этот сюжетный компонент не только непременно присутствует, но и выражается в каждом житии в одних и тех же словах, то есть соблюдается этикет словесный. Вот, например, начальные фразы нескольких житий, принадлежащих разным авторам и написанных в разное время: Феодосии Печерский "душею влеком на любовь божию, и хожаше по вся дьни в цьркъвь божию, послушая божествьных книг с всемь въниманиемь, еще же и к детьмь играющим не приближашеся, якоже обычай есть уным, н(о) и гнушашеся играм их... К сим же и датися на учение божествьнных книг... И въскоре извыче вся граматикия"; Нифонт Новгородский "вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам. И абие вскоре никако извыкшу книжное учение, и нимало исхожаше с сверстники своими на игры детьския, но паче прилежаше к церкви божий и въсласть почиташе божественная писания"; Варлаам Хутынский "по времяни же вдан бысть учити божественым книгам, темже вскоре некосно [быстро] извыче божественая писания... не убо уклоняющеся на некия игры или позоры [зрелища], но паче на прочитание божественных писаний".

В летописях наблюдается та же ситуация: описания битв, посмертные характеристики кгязей или церковных иерархов написаны с использовнаие практически одного и того же ограниченного вокабуляра.

К проблеме авторства в среде книжников Древней Руси отношение тоже было несколько отлично от современного: большей частью, имя автора указывалось только для верификации событий, для того, чтобы удостоверить читателя в подлинности описываемого, а собственно авторство не имело ценности в современном понятии. Исходя из этого, ситуация сложилась следующая: с одной стороны, большинство из древнерусских произведений анонимно: мы не знаем имени автора "Слова о полку Игореве", да и многих других произведений, таких, как "Сказание о Мамаевом побоище", "Слово о погибели Русской земли" или "Казанская история". С другой стороны, мы встречаемся с обилием так называемых ложно-надписанных памятников – его авторство приписано какому-либо известному лицу, чтобы сделать его более значимым. Кроме того, вставка в свои произведения е только отдельных фраз, но и целых фрагментов не читалась плагиатом, а свидетельствовала о начитанности, высокой книжной культуре и литературной выучке книжника.

Итак, ознакомление с историческими условиями и некоторыми принципами работы авторов XI-XVII вв. дает нам возможность оценить особый стиль и способы изложения древнерусских книжников, которые строили свое повествование согласно принятым и оправданным канонам: вносил в спое повествование фрагмент из образцовых произведений, демонстрируя свою начитанность и описывая события по определенному трафарету, следуя литературному этикету.

Бедность деталями, бытовыми подробностями, стереотипность характеристик, "неискренность" речей персонажей – все это вовсе не литературные недостатки, а именно особенности стиля, который подразумевал, что литературы призвана поведать лишь о вечном, не вдаваясь в проходящие бытовые мелочи и мирские подробности.

С другой стороны, современный читатель особо ценит именно отступления от канона, которые периодически допускались авторами: именно эти отступления делали повествование живым и интересным. Этим отступления в свое время было дано терминологическое определение - "реалистические элементы". Разумеется, это ни в коей мере не соотносится с термином "реализм" - до него еще семь веков, а это именно аномалии, нарушения основных законов и тенденций средневековой литературы под влиянием живого наблюдения действительности и естественного стремления ее отразить.

Разумеется, несмотря на наличие строгих рамок этикета, в значительной мере ограничивающего свободу творчества, древнерусская литература не стояла на месте: она развивалась, меняла стили, изменялся сам этикет, его принципы и средства его воплощения. Д. С. Лихачев в книге "Человек в литературе Древней Руси" (М., 1970) показал, что каждая эпоха обладала своим, доминирующим стилем - то это был стиль монументального историзма XI-XIII вв., то экспрессивно-эмоциональный стиль XIV-XV вв., то произошел возврат к прежнему стилю монументального историзма, но на новой основе - и возник так называемый "стиль второго монументализма", характерный для XVI в.

Также Д. С. Лихачев рассматривает несколько магистральных направлений, ведущих к развитию древнерусской литературы в литературу нового времени: возрастание личностного начала в литературе и индивидуализация стиля, расширение социального круга лиц, которые могут стать героями произведений. Роль этикета постепенно снижается, и вместо схематичных изображений условных эталонов князя или святого появляются попытки описать сложный индивидуальный характер, его противоречивость и изменчивость.

Здесь необходимо сделать одну оговорку: В. П. Адрианова-Перетц показала, что понимание сложности человеческого характера, тончайших психологических нюансов было присуще средневековой литературе уже на самых ранних этапах ее развития, но нормой изображения и в летописях, и в повестях, и в житиях было все же изображение этикетных, условных характеров в зависимости от социального положения их обладателей.

Выбор сюжетов или сюжетных ситуаций становился все шире, в литературе появлялся вымысел; жанры, не имеющие первостепенной необходимости, постепенно входят в литературу. Начинают записываться произведения народной сатиры, переводятся рыцарские романы; нравоучительные, но по сути занимательные новеллы – фацеции; в XVII в. возникают силлабическое стихотворство и драматургия. Одним словом, к XVII в. в литературе все больше и больше обнаруживаются черты литературы нового времени.