Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сценарий об истории казачьем хуторе. Сценарий общешкольного мероприятия с презентацией: Казацкие посиделки

Сценарий об истории казачьем хуторе. Сценарий общешкольного мероприятия с презентацией: Казацкие посиделки

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» в старшей группе МКДОУ
детского сада №4 «Колокольчик»
Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего
ансамбля «Донцы»
Ведущий: Казачий край! Во тьму веков
Смотрю я твой потомок дальний
Я вижу славу казаков,
Казачек слышу плач печальный.
Ведущий: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас,
действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно
относиться к своему прошлому.
Ребенок: Очень часто за событиями и за сутолокой дней.
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок: Хоть и более привычны нам полеты на Луну,
Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий: Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и
играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок: Старину мы уважаем, старину мы бережем.
О любимом нашем крае песню звонкую споем.
Песня «Как за Доном, за рекой»
Ведущий: Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда
работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да
частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым
словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок: На завалинках в светелках, иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки молодых и пожилых.
При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод.
Говорили, песни пели и водилихоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»
Ребенок: Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить.
Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.

Ведущий: Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим.
Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак: Здорово ночевали, казачата!
Дети: Слава богу!
Казачка: Пожалуйте, гости дорогие!
Веселья вам, да радости!
Давно мы вас ждем ­ пожидаем,
Праздник без вас не начинаем!
Казак: Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка: Милости просим к нам в курень, гости дорогие!
Проходите, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус;
Кому­ сказку, кому­ правду, кому­ песенку.
Песня « Пчелочка златая»
Казачка: Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и
вещей. Отгадайте загадки:
­Бабушка седа, бела, зимой всем мила.
А как лето наступает,про бабушку все забывают.(печь)
Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково
называли « печь­ матушка», « печка­ кормилица».
­А, какая была посуда у казаков?
Дети: Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.

Казачка: Вся семья ела из одной посудины. Начинали есть по старшинству, кто хотел
полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить.
­ А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка: А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети: На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка: Кроватей еще не было, они появились позже и кровать стала украшением для
куреня. Кровать застилали вязанным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а
верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора
подушек под накидками.
­А, что было в курене у каждой казачке?
Дети: Прялка.
Казачка: Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки,
носки…
В углу обязательно стоял сундук.
­А для чего он нужен?
Дети: Складывать одежду.
Казачка: До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила.
Любили казачки красиво одеваться, ходилив юбках и кофточках, которые назывались
«парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху
надевали «запон»­ фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной
убор­ полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий: Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»
Казак: А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла
из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и
папахи с красным верхом.
Ведущий: А вот и наши лихие казачата.
Ребенок: Разрешите поплясать, разрешите топнуть.
Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»
Ведущий: На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.
Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:Ну­ ка, станем­ ка рядком,
Да поговорим ладком!
Ребенок:­Фома, что из леса нейдешь?
­Медведя поймал.
­Так веди сюда.
­Да он нейдет.
­Так сам иди.
­Да он не пускает!
Ребенок:­Тюха, есть хочешь?
­Нет, я перекусил.
­А, что перекусил?
­Да съел краюшку хлеба.
­А ты бы ее в горшок со сметаной мочил.
­Да она в горшок не влезла.
Ребенок:­Федул, чего губы надул?
­Кафтан прожег.
­Зашить можно?
­Да иглы нет.
­А велика ли дыра?
­Один ворот остался.
Ведущий:Хороши потешки складом,
Ну, а песни наши ­ ладом!
«Частушки»
Казачка: А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети: Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий: Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех
войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены,
дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»
Ведущий: Казаком родиться, не каждому дано,

Безо всяких традиций, а просто­ суждено!
Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями
казаков, и будем всегда беречь и уважать наследие своего народа.Ну, а какие же посиделки
без чаепития и угощений.
Ведущий: Самовар хозяйка ставит на широкий стол.
Пирогами угощает­ вот и пир пошел!
Поиграть и пообщаться за беседою простой.
Собираются казаки дружной, шумною толпой.
Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина:
­Пусть Тихий Дон своим теченьем
Хранит покой над гладью вод!
Будь мир над нами в нем свеченьем
Всегда будь звездным, небосвод!

казакИ, казакОв, о казакАх .

(показывает иллюстрации воинов разных стран в полном обмундировании)

Добрый день, уважаемые ребята и педагоги! Мы рады приветствовать вас на мероприятии, посвященном самому молодому празднику, который сегодня отмечает наша страна. Сегодня День героев Отечества. Как вы уже догадались, наверное, по оформлению речь пойдёт сегодня о Георгии Победоносце, о символе нашей страны - гербе России. И не только об этом. Образ Георгия Победоносца уже не одно столетие является на Руси символом высочайшей воинской доблести , его считают покровителем нашей непобедимой Армии, икону святого Георгия можно найти в любом православном храме, а изображение битвы героя с драконом по праву украшает герб столицы. Кто же этот мужественный воин, где жил? И какова связь Георгия Победоносца с сегодняшним праздником. На эти и другие вопросы ответят вам сегодня учащиеся 5 класса. В октябре – начале ноября этого годы они участвовали в IV Всероссийском детском творческом конкурсе «Святые заступники Руси. Георгий Победоносец». Делали сообщения о Георгии Победоносце, изображали его образ в рисунках. С этими работами вы можете познакомиться. В ходе знакомства с этим святым не все факты, связанные с Георгием Победоносцем они смогли отразить в своих работах. И учащиеся 5 класса обобщили всю собранную информацию и дополнили ее, объяснив следующие моменты из истории нашей страны:

1) почему на гербе России изображение Георгия Победоносца;

2) почему на монетах достоинством 5, 10 и 50 копеек изображение Святого Георгия и почему мелкая денежная мера называется «копейка»

3) почему ленточка, которую волонтеры раздают в преддверии праздника Победы, называется «георгиевская».

С их работой вы тоже можете познакомиться.

Сегодня на мероприятии мы хотим показать связь исторических событий, преемственность. Мы должны знать историю своей великой страны. Итак, слово учащимся 5 класса.

(слайд 1)

1 ведущий: Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Эта памятная дата была установлена в 2007 году. Россияне, отмеченные почетным званием героев достойны, чтобы у них был собственный праздник.

2 ведущий: День 9 декабря был выбран не случайно. До 1917 года он был посвящен чествованию заслуг георгиевских кавалеров. В настоящее время страна чествует Героев Советского Союза, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, Героев Социалистического труда, Героев Российской Федерации. Статус высшей военной награды Российской Федерации был возвращен ордену Святого Георгия в 2000 году.

1 ведущий: Всем нам хочется жить в мире, свободном от войн и насилия. Об этом человечество мечтало во все времена. Но, к сожалению, в мире возникают военные конфликты, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.

2 ведущий: Во все времена все народы защищали свою землю, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. В каждой стране есть свои герои. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В тысячелетней ее истории военных лет в общей сложности было больше, чем годов мирных.

1. ученик.

Многие слышали имя Георгия Победоносца ли, по крайней мере, видели его образ на гербе Москвы, а также России, на монетах. Но мало кто знает историю этого великомученика. Его не случайно нарекли своим покровителем такие страны как Россия, Англия, Грузия.

Ребята, мы сегодня поговорим о казаках.

– Как вы думаете, есть ли на этих иллюстрациях казак? Почему вы так думаете?

Да, действительно, это казак! Казаки живут рядом с нами, среди нас; живут семьями.

Так кто же такие казаки?

Об этом вам сегодня расскажет наш гость – настоящий казак -

Гость: Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. Жизнь была тяжёлой. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Гость: Ребята, а что вы знаете о казаках? Расскажите, как казаки защищали свою землю, свою Родину!

Казак – вольный человек, храбрый воин.

Гость: А какая главная казачья заповедь?

Дети: «Люби Россию, ибо она твоя мать»

За родную Русь воевали и охраняли границы Астраханские, Уральские, Волжские, Запорожские и Донские казаки. Вот сколько казаков. Рядом с нашей Волгой-матушкой течёт река Дон. Значит, у нас донские казаки. Помните – вольные казаки селились по берегам рек.

Вера в Богадавала казаку и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи, и силу в борьбе.

Гость: Так какое же главное призвание казаков?

Дети: Быть военным.

Гость: Да, быть военным. Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке.Каждый казак имел личное оружие – саблю, пику, верховую лошадь.

Смелость, отвага, чувство товарищества, физическая выносливость, сила, ловкость - все эти качества воспитывались в казаках с детства. Ведь служба казаков по охране границ своего Отечества была не легка. Казаки – надёжная сила Родины во все времена

Мой дедушка рассказывал, что мальчики росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой.

Казак: А как называют командира, которого выбирают за смелость и отвагу?

Дети: Атаман.

Гость: Правильно. Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок. Было раньше, да и сейчас среди казаков есть такое выражение: если мальчик упадёт, коленку разобьёт, то ему говорили: «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Гость (показывает иллюстрацию с портретом Матвея Ивановича Платова) : Назовите имя легендарного атамана.

Дети: Матвей Иванович Платов.

А когда военные походы заканчивались, то казаки вместе с атаманом возвращались в свои семьи, в свой родной хутор или станицу. Казаки возвращались к обычной мирной жизни.

Казаки были остры на язык, многое замечали. Плохое высмеивали, хорошее запоминали. Поэтому до нас дошло много казачьих пословиц и поговорок. Некоторые из них мы учили, давайте их вспомним. Я начну, а вы заканчивайте, дружно хором отвечайте.

Казак в труде , как в бою ... славит родину свою.

Казак сам не поест, … а коня накормит.

Без атамана казак … кругом сирота .

Кто пули боится … тот в казаки не годится .

Сейчас вам будут называть казачьи слова, а вы попробуйте объяснить, что

это значит:

Казак - вольный человек.

Майдан - площадь.

Курень - дом.

Атаман - предводитель.

Есаул - помощник атамана.

Цибарка - ведро.

Вязы - шея.

Батя - отец.

Хворать - болеть.

Чувяки - тапочки.

Гутарить - говорить.

Подходит к концу наше маленькое путешествие, в котором мыприкоснулись к истории казачества.

(Демонстрация слайдов)

-Наверное, самое время спеть песню.

Песня! Как бы горько не жилось народу, в прошлом без песен не обходились ни шагу. Песня - целительница, песня - плач, песня - радость. От всех бед и печалей - песня.

Тамара Сергеева
Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице»

В наше время очень важно воспитание в детях нравственных и патриотических чувств. С этой целью мной было подготовлено и проведено открытое занятие "ГУЛЯНЬЕ В КАЗАЧЬЕЙ СТАНИЦЕ ". Цель которого – развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка интереса к культуре и истории Донского края, развитие эмоционально – эстетической сферы дошкольника в процессе воспитания музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края.

Была проведена большая подготовительная работа : Это и различные беседы, занятия, выставки рисунков. Занятия проходили в свободной и игровой форме. Дети очень любят когда занятия проходят в «Казачьей хате » , которую воспитатели оформили совместно с родителями. В хате – русская печь, стол, покрытый белоснежной скатертью, старинное зеркало, сундук, посуда, различная бытовая утварь.

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «Гулянье в казачьей станице » .

ЗВУЧИТ МЕЛОДИЯ ДОНСКОЙ ПЕСНИ.

Ведущие в казачьих костюмах встречают гостей, сделав «воротики» . Дети : казак и казачка держат в руках поднос с хлебом, солью.

Ведущий 1 : Здрово дневали! (кланяется) .

Ведущий 2 : Здорово ночевали! (кланяется) .

Гости : Слава Богу!

Казачка :

Есть у нашего народа,

Вечные особые черты –

Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды

От души они, от доброты.

Казак :

Гость, войди!

Традиций не нарушим.

И всегда чайку нальем.

Всем известно казаков радушье .

Хлебосольство и открытый дом.

Гости угощаются хлебом, солью и проходят в музыкальный зал. Звучит мелодия донской песни. В зал заходят мальчики-казаки , становятся в центре , делают «воротики» . В них проходят остальные дети и расходятся в разные стороны, становятся полукругом . Затем в «воротики» входят ведущие в казачьих костюмах . Приветствуют детей и гостей.

Ведущий 2. Здорово дневали!

Дети (хором) . Слава Богу!

Ведущий 1 : Дом там, где мы живем. А мы с вами живем на Донской земле. Наша Родина – это Донской край, где живут казаки . Вот мы Вас, дорогие гости, и пригласили на гулянье в казачью станицу .

Звучит мелодия песни «Обливская станица » , выходит казачонок .

Ты – казачий мой край необъятный .

Ты – донская сторонка моя.

И просторы твои не объять мне,

Не объять своим взором поля.

Ведущий 2. (Обращаясь к гостям) : Поглядите-ка на наших казачат . Приоделись они, приосанились! Поглядите-ка, какие они удалые, да нарядные.

Ведущий 1. (обращается к детям) :

Эй, казаки , что за праздник ?

Не расскажете нам разве?

1-й реб. А сегодня казачье гулянье !

2-й реб. Будем играть и петь!

3-й реб. Устроим танцы и состязания!

Ведущий 2 :

Мы будем веселиться и играть,

Петь, хороводить и плясать!

Станицу нашу прославлять !

1. Здравствуй, моя Обливская!

Дорогая моя станица .

Здравствуй, мой милый Чир,

Дай мне воды напиться!

2. Мой милый край, ты сердцу дорог!

Я с детских лет в тебя влюблен!

В степную ширь донских просторов,

И в каждый куст и в каждый клен!

3. Земля былинная моя,

Люблю тебя до сладкой боли :

И эту степь, и это поле,

И эту песню соловья!

4. Как у нас в Обливской –

Люди сильные,

Прославляют свою землю изобильную!

5. Травы в рощах полощут соцветья,

И над ними небес бирюза,

Я дружу с этой милою степью,

Где вчера отгремела гроза.

Будто кто-то ночными полями.

Проходил и рассыпал добро.

Собираю росинка горстями,

Лучшей пробы беру серебро.

Сколько раз уж бывали воспеты.

В наших песнях чабрец и ковыль.

И твои голубые просторы

И твоя богатырская ширь.

Степь родная. Дышу лишь тобою.

От зари до зари. Не совру.

Все хожу и хожу бороздою

И признаюсь – устать не могу. (М. Богданов)

Дети исполняют песню : «Эх, донские казаки

Ведущий 1 : Ну и здорово вы пели – любо-дорого глядеть.

А не сыграть ли нам в игры-забавушки

Озорные да распотешные?

ИГРА : «Кто быстрее поймает рыбу?»

Правила игры : надо перенести разрезанные части рыб, собрать свою рыбу, назвать ее отличительные особенности. (Сом, щука, карась, лещ)

Ведущий 2 : Ох, и ловкие вы, да быстрые!

Ведущие 1 : Но не только ловкостью и быстротой славились казаки , а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится. Послушайте наших казачат .

1-й Казаки в бою не робеют – любого врага одолеют.

2-й Казак дружбу соблюдает – коня в беде не бросает.

3-й Кто пули боится, тот в казаки не годится .

4-й Казак хват силой , удалью богат.

5-й Казачья смелость порушит любую крепость.

6-й Не конь красит казака , а казак коня .

7-й Казак сам не съест , а коня накормит.

8-й Казак скорее умрет , чем с родной земли сойдет.

9-й Казак без песен , что виноградная лоза без гроздьев.

10-й На Дону казаку и камешек подпевает .

Ведущий 2 :

Во станице погулять

Вышли казачата .

Веселятся от души

Парни и девчата.

Ведущий 1 : Ой, стук – перестук.

С каблука на каблук,

Заходили каблуки,

Аж трещат половики.

Веселье продолжается. Пляска начинается. Дети исполняют казачий танец .

Ведущий «: Казак с конем и ночью и днем.

Ведущий!: А где же казачки , ваши кони быстрые?

Дети выходят на игру.

Игра : «Наряди казачку » .

Выходят 2 казака и 2 казачки . На середине зала стоит дерево, на нем висят по 2 пары : бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д. Наряжают казачку . Кто быстрее.

Ведущий 2 : Ох, и любо дорого на вас удальцы поглядеть! Батькам смена добрая будет! Ставьте своих коней резвых, не подвели они вас. Недаром в народе говорится : каков казак , таков и конь. Отдохните на завалинке, да на станичниц наших поглядите .

Ведущий 1 : А в Обливской казачки есть .

Что не можно глаз отвесть.

А как песню запоют –

Сразу ноги в пляс идут!

Девочки-казачки исполняют песню «Гармонист-Тимошка» .

Ведущий 2 : Ну, как вам песню исполнили станичницы ?

Казак : Казачьи песни слушать – что мед ложкой кушать!

Ведущий 1 : Где ты, песня удалая,

Где Ты, пчелочка златая?

Под музыку заходит девочка в костюме пчелки. В корзинке у нее инструменты (бубен, ложки, металлофон) . Раздает их детям-казачатам .

ПЕСНЯ : «Пчелочка златая» .

Ведущий 2 : Да, места наши песенные! А ведь с песней казак рождался , шел на службу, с невестой обручался!

Ведущий 1 : И в каждом хуторе была своя запевка. А у вас в станице есть своя любимая ?

1-й ребенок : Как не быть? Есть!

Звучит приближаясь песня.

2-й ребенок Вон с Майдана, слышишь, поют.

Входят артисты из ансамбля «Лазоревые напевы» с песней

«Обливская станица » .

Ведущий 1 : Во станице мы гуляли ,

Песни весело играли!

Рады были видеть Вас

Подпевайте… В добрый час!

В исполнении артистов ансамбля «Лазоревые напевы» и детей старшей группы звучит песня «Донской край» .

Артисты ансамбля угощают детей пирогом.

Казак-ребенок : (держит пирог в руках, на подносе) .

Радо солнцу небушко,

Помогло подсолнушку.

Рада скатерть хлебушку,

Он на ней как солнышко.

Казачка :

Вот и настал момент прощаться.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы до свиданья.

До счастливых новых встреч.

Ведущий 1 : Ой, спасибо Вам гостьюшки родные за Ваше тепло, за Ваше участие, за Ваши добрые улыбки!

Под казачьи песни дети выходят из зала.

Ведущая: В нашем детском саду была создана группа казачьего воспитания. Потому, что наш детский сад располагается рядом с бывшей Казачебугоринской станицей. Мы изучаем традиции, обычаи казачьего рода. Сегодня (10 апреля) отмечаем образование Астраханского казачьего войска. И в этот день мы хотели бы вам показать чему научились.

Дети входят в зал под музыку, садятся на стулья.

Ведущая: Приветствуем вас, люди добрые! Добро пожаловать, гости дорогие! Просим в курень. Красному гостю – почётное место! Милости просим.

Входит атаман.

Атаман: Слава, России!

Все дети : Героям слава!

Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники! Мир вам соседи!

Ведущая : Здорово живёшь, батька Атаман! Рады тебя видеть в своём курене. С добром к нам пожаловал, аль с печалью?

Атаман : Конечно с добром. Да с любовью к вам, станичники дорогие. Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?

Ведущая : А собрались мы, чтобы песни казачьи спевать, игры да обычаи казачьи вспоминать. Чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим и внукам.

Атаман : Добре, хозяюшка, гуторишь. Любо-дорого слушать такие речи.

Казачок: Господин, атаман! Дозволь слово молвить.

Атаман : Ну, говори.

Ребёнок:

Мы астраханские казачата

Очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить

Нашей родине служить.

Малышей не обижать

Славу предков прославлять

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня.

Ведь не зря все казаки

Своей родине верны.

Вот такие мы ребята

Все лихие казачата.

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить.

Атаман : Гляньте, гости дорогие! Какие у нас хлопцы, да девчата повырастали. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями, да шутками, плясками, да прибаутками. А вы готовы повеселить?

Казачок : Мы завсегда готовы веселье справлять. Дай только знак, господин, атаман.

Атаман : Даю приказ: песню запевай.

Дети исполняют казачью песню «Браво, казаки ».

Атаман : Молодцы, детвора. Согрели мою душу, тем, что знаете и храните казачьи песни. Ведь песня отрада для души казака.

Казачок : Песню мы спевали, батька атаман. Теперь хотим удаль свою показать.

Проводится подвижная игра «Курень».

Ведущая : Есть такая казачья мудрость: Злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит – будь на стороже с тем человеком, который петь не любит. Позволь, атаман, и нам песню спеть.

Исполняется песня «Белоснежная вишня». (взрослый хор).

Казачок: Атаман! Так мы же не только петь любим, но и плясать горазды. Дозволь нам пляску, казачью кадриль, закрутить.

Атаман : Гости, дорогие! Разрешите кадриль. Земля у вас не провалится, когда казаки в пляс пойдут?

Ведущая: Пускай пляшут. Казак должен уметь свою удаль показать не только в бою, но и в пляске.

Атаман : Ай да, братья-казаки в пляс.

Танец «Кадриль».

Атаман : Ну и сильные наши хлопцы, и девчата в пляске. А теперь время пришло хлопцев испытать, как они нашу славу казачью и старину берегут. Помнят ли они заветы, знают ли казачьи обычаи и заповеди?

Дети читают заповеди казаков .

За Россию, честь свою

Жизнь не грех отдать в бою.

Не для собственной корысти

Службу в жизни выбирай,

А служение Отчизне

За казачий долг считай.

Не твори себе кумира –

А борись за справедливость.

Веру в бога почитай

И Россию защищай.

Честь и имя казака

В жизни главные всегда.

С детства честью дорожи,

И достоинство держи.

Коль не прав, так признавай,

Злобу в сердце не пускай.

Не завидуй и не льсти,

С высока всех не учи,

Над гордынею борись,

Если надо, то смирись.

Стойким будь везде, всегда.

Пусть открытая душа

Добродушием слывёт.

Так казак всегда живёт.

Атаман: Молодцы! А теперь пора играть, свои косточки размять. Становитесь в хоровод впереди казак Федот.

Проводится подвижная игра «Кубаночка».

Ведущая: У казаков веселье не бывает без казачьей частушки. Марьяна начинай.

Девочки исполняют частушки.

Караул! Караул!

Казак Миша утонул.

Не в болоте, не в реке,

Просто в кислом молоке.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на берёзе

Умирает со смеху.

Я сидела на окошке,.

Ехал казачок на кошке

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать.

Казаченьки-казаки

Удалы головушки.

Долго будете стоять

Вы от нас в сторонушке.

Ведущая: Ну, что хлопцы? Не дело казаку унывать. Казак всегда должен быть впереди, такая его доля.

Песня «Казачья песня» (мальчики маршируют).

Дети говорят пословицы и поговорки .

Казак родился – Отчизне пригодился.

Казачье братство – милее богатства.

Казачьему роду – нет переводу.

Казаком быть – значит Родину любить.

Атаман: Ай да, молодцы!

Ведущая : Батька Атаман! Бери их под своё атаманово крыло, ведь птенцы вырастают в орлов.

Атаман: Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу. Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки.

Ведущая говорит атаману : И пусть ваша рука всегда крепко держит казачий кинжал и шашку, чтобы всегда вы были готовы защищать слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю.

Все дети говорят девиз Астраханского казачьего

войска.

Ведущая: Милости прошу к нашему шалашу,

Пирогов накрошу, и откушать приглашу.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАЗАЧЬЕГО КЛУБА СКАРБ

ПРАЗДНИКИ ЛИНЕЙНЫХ КАЗАКОВ КУБАНИ

Одним из ведущих компонентов культурно-образовательной среды современной школы должна стать традиционная народная культура, обладающая громадным воспитательным потенциалом. Традиционная культура всегда отражала ценностные, ментальные особенности народа, в то же время она всегда оказывала влияние на формирование и развитие внутреннего, духовного мира человека.

Недостатки, игнорирование значимости воспитательного потенциала русской народной культуры подтверждается содержанием существующих базовых программ по предметам культурологического цикла в школьной системе образования. Ещё в большей мере сказанное относится к сфере воспитательной работы с учащимися. Приобщение детей к богатейшему наследию русской народной культуры, с целью их нравственного, эстетического воспитания, носит бессистемный, эпизодический характер. Учитывая, что отличительной особенностью нынешнего реформирования школы стало возрождение национального духа российского образования, возвращение к временно утерянным, преданным забвению в советский период, духовным ценностям русской народной культуры, приобретает сегодня особую значимость.

Традиционная народная культура всегда являлась для русского человека своеобразным нравственным ориентиром и этическим ограничителем, поскольку базировалась на моральных и духовных ценностях Православия. Бытование традиционной народной культуры в различных видах фольклора сопровождало весь жизненный цикл русского человека от первого до последнего дня его жизни. Одним из наиболее важных и социально значимых компонентов фольклора являются народные праздники и обряды. Являясь связующей нитью между различными поколениями, они были не только средством коммуникации, но и играли особую роль в духовном становлении личности. Содержание любого народного праздника так или иначе вписывалось в канву православных традиций народа, а значит и выстраивалось в соответствии с той шкалой нравственных ценностей, которая была свойственна православному мировоззрению. На наш взгляд, традиционные народные праздники и обряды были для русского человека той культурно-образовательной средой его социума, где происходило развитие его личности.

Сегодня, когда одним из направлений реформирования образовательного процесса является его регионализация, проблема реставрации давних праздничных традиций в контексте региональной культуры, изучение и раскрытие их педагогического потенциала имеет большую практическую значимость, прежде всего в сфере воспитательной работы с детьми.

Сценарии фольклорных праздников, представленные в данном пособии, были разработаны на основе материалов, собранных в течении пяти лет в ходе этнографической поисковой работы в станицах Лабинского казачьего отдела, являющихся местом исторического проживания линейного казачества Кубани. Многие песни, использованные в сценариях праздников, были записаны со слов старожилов казачьих станиц Николаевской, Прочноокопской, Зассовской и других, что подтверждает аутентичность, историческую достоверность представленного песенного репертуара.

Безусловно, что содержание фольклорных праздников адаптировано к условиям и возможностям школы, детского коллектива. Сценарии праздников ориентированы на исполнение и восприятие учащихся средних классов, что однако, не исключает возможности участия в качестве зрителей младших и старших школьников.

В пособие включены сценарии пяти фольклорных праздников, что позволяет один раз в четверть подготовить и провести в школе, как воспитательно-познавательное мероприятие, как коллективно-творческую деятельность учащихся, как, своего рода, смотр художественной самодеятельности детей, данные фольклорные представления.

К каждому сценарию даётся приложение, где представлен песенный репертуар фольклорного праздника. В то же время не исключается возможность замены тех или иных песен аналогичными по содержанию и по характеру музыкальных образов.

Характерной особенностью праздничной традиции на Кубани было участие всей семьи в проведении праздников и обрядов, поэтому обязательным условием организации и проведения фольклорных праздников в школе должно быть как можно более активное привлечение родителей к участию в празднике, не только во время представления, но и в репетиционный период.

Автор – составитель планирует дальнейшую разработку методических пособий из цикла «Фольклорные праздники в школе», уделив особое внимание кубанским семейно-обрядовым праздникам в истрико-этнографическом аспекте, таким, как например, «Казачьи крестины», «Праздник первого бантика», «Праздник казачьего породнения», «Кубанская казачья свадьба» и так далее.

На наш взгляд, возрождение исторической памяти русского народа, утраченной за последние восемьдесят лет, должно начинаться с детского возраста, чему в определённой степени будет способствовать восстановление традиций народных праздников на Кубани.

Пономаренко О.В., кандидат педагогических наук



СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА


ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА В КУБАНСКОЙ СТАНИЦЕ

(На сцену выходят дети в казачьих костюмах, поют при этом старинную колядную песню «Вот коляда идёт»).

1-я девочка: Пролетели дни без оглядки!

Вот и пришли долгожданные Святки!

2-я девочка: Святки мы долго ждали,

Курень для колядок откупали.

У родителей молодёжь отпрашивали,

У отца разрешение спрашивали.

(На сцену выходит Отец в казачьем костюме).

3-я девочка: (с поклоном обращается к Отцу):

Дядя Андрей! Отпустите с нами Ольгу скорей!

По станице колядовать, Новый год встречать!

Отец: А чей курень откупили?

4-я девочка: Да Гутенёвых. Курень просторный, новый.

Есть где нам поиграть,

Песни попеть да поплясать!

Отец: С Богом! Ступайте!

Да головы не теряйте!

Себя блюдите,

Да дружней колядуйте, ходите!

(Девочки – казачки, исполняя куплет песни «Весёлая Коляда», уходят со сцены вместе с Отцом).

(На сцене декорации, изображающие казачий курень. На лавках сидят девчата, они вяжут, вышивают, исполняя куплет песни «Настя – рукодельница». В курень заходят с улицы колядовщики – мальчики и девочки в казачьих костюмах).

1-й мальчик - колядовщик: Здорово красны девицы!

По станице мы нагулялись,

Да в курень ваш

Тёплый забрались!

На улице зубы морозом свело,

А у вас в курене тепло!

2-й мальчик – колядовщик: Мы к вам, девчата,

Пришли себя показать,

Да с вами попеть и поплясать!

Ну – ка девки, в перепляс!

Перетопочите нас!

1-я девочка: Дурочек не ищите, сами пляшите!

3-й мальчик: Мы обувку – вбок!

2-я девочка: А мы ножку на носок!

4-й мальчик: Дробушкой пойдём!

2-я девочка: А мы сядем, отдохнём!

(Дети исполняют песню «Не ходи ты, хлопчик», одна пара, девочка и мальчик танцуют казачью кадриль).

1-й мальчик: Сорить тут у вас можно?

1-я девочка: Сори сколько хошь! Сам и подметёшь!

1-й мальчик: Сеем, веем, посеваем!

С Новым годом поздравляем!

2-й мальчик: Зароди, Боже, жито в пшеницу,

Всякую яровицу!

А в поле ядро, а в доме добро!

3-й мальчик: Куда конь хвостом, туда жито кустом.

Куда коза рогом – там жито стогом!

Все вместе: С Новым годом! С новым счастьем!

Хозяйка дома: Вот вам, гостеньки дорогие,

Леденцы сладкие да тугие!

Да пышки сдобные!

Да пироги мягкие, слоённые!

Да помпушки маковые, печённые!

(Хозяйка подаёт колядовщикам сладкие подарки, те складывают их в мешок).

Хозяин дома: Вот вам сорванцы – солёные огурцы!

(Подаёт колядовщикам банку с огурцами).

Да деньжат копьём, да рублик серебром!

(Бросает в мешок деньги).

Хозяйка дома: Наташа, доченька, выйди попляши!

Гостей порадуй от души!

(Девочки исполняют песню «Молодая, молода», одна из казачек пляшет, потом к ней присоединяется один из казаков).

1-й колядовщик: Ай, да Натаха! Огонь – деваха!

1-я девочка: Расхвалил Наталью дюже!

Да и мы не хуже!

2-й колядовщик: Ну, девчата! Вам видать

Старуха – «завидуха» покоя не даёт!

Вот девки – занозистый народ!

(Бросает в сторону девочек горсть мелких монет. Те со смехом собирают монетки).

2-й колядовщик: От завидок не пыхтите –

вот вам – ловите!

(Бросает ещё горсть мелких монет, девочки подбирают их со смехом).

1-й мальчик: Спасибо, хозяюшка!

Мы у вас засиделись,

Согрелись, раскраснелись!

(Обращается к колядовщикам):

Хватит сидеть, домовать,

(Девочки шушукаются, крутятся возле зеркала, надевают платки, мальчики берут мешок с подарками, кланяются Хозяйке и Хозяину, выходят из куреня).

2-я сцена.

(На сцене изображается станичная улица: плетень, вдалеке хата. На улицу выходят группой колядовщики – девочки и мальчики, исполняют старинную колядную песню «Вот дома, дома».

1-й мальчик – колядовщик: Пришла Коляда!

Рождество принесла!

2-й мальчик: Коляда, Коляда!

В печи сидит, на нас глядит!

Уродилась Коляда накануне Рождества!

1-я девочка: Хозяин – барин! Хозяюшка добренька!

Подайте, что сдобненько!

Пышку да лепёшку, да свиную ножку!

2-я девочка: Хозяин с хозяюшкой!

Слезайте с печки, зажигайте свечки!

Открывайте сундучки, вынимайте пятачки!

3-й мальчик: Кто не даст лепёшки – разобьём окошки!

Кто не даст ватрушки – раскидаем кадушки!

Кто не даст пирога – запрём палкой ворота!

(На сцену выходят Хозяин с Хозяйкой, они несут угощение и подарки для колядовщиков).

Хозяйка (с поклоном): Коляда, Коляда!

Принимай пирога! С луком, с перцем,

С петушиным сердцем!

(Передаёт угощение колядовщикам).

Хозяин (обращается к колядовщикам):

Вы на месте не стойте!

Громче песни пойте!

1-я девочка: К Хозяину мы со всем своим уважением!

Вам просто спеть или с изображением?

Хозяин: Ну, сначала просто спойте, а я послухаю!

Мабуть, порадуете нас со старухою!

(Колядовщики хором исполняют песню «Тешен – потешен», девочки приплясывают).

Хозяин: За такую песню пирога не дам!

2-й мальчик: Нас не хочешь кормить?

Тогда козу будем водить!

(На сцену мальчик – колядовщик выводит «козу» - один из мальчиков одет в вывернутый наизнанку овчинный тулуп, на голове шапочка с изображеньем овечьей морды).

3-й мальчик – колядовщик: Коза пришла луплена,

За три рубля куплена!

Плохо паслась,

Только воды напилась!

Хозяин (говорит «козе»): А чё ж ты такая –

Вся морда сухая?

«Коза»: Пока гнали – губы повысыхали!

Пожалейте скотинку – дайте овса с полтинку!

3-й мальчик – колядовщик: Козонька, потешь от души!

Для хозяев гопака спляши!

(«Коза» пляшет под мелодию песни «Трава, моя трава»).

3-й мальчик: А теперь поклонись хозяйке!

За пляску пирог нам подайте!

Козе – сенцо, а казакам – сальцо!

1-я девочка: Где коза ходит – там жито родит!

Где коза хвостом – там жито кустом!

2-я девочка: Коляда по станице ходит

И козу за собой водит!

Кто даст козе водицы напиться,

У того жито уродится!

1-й мальчик: Кто Коляде песню споёт –

У того рожь рано взойдёт!

Хозяин: Добры люди! Покалядуйте,

Нас с хозяйкой – порадуёте!

(Все колядовщики, девочки и мальчика, исполняют старинную колядную песню

«Христос родился», текст и мелодию песни см. в Приложении).

Хозяйка: Благодарим вас за участие,

Вот вам подарки на счастье!

(Хозяин подаёт колядовщикам угощенье, те складывают всё в мешок, с поклоном благодарят хозяйку).

1-й мальчик: По станице целый день с Колядой гуляли!

Поглядите – полный мешок набрали!

(С трудом поднимает полный мешок с подарками, угощениями).

2-й мальчик: Эй, Микола, постой чуток, развяжи мешок!

Дай посмотреть, что Коляда нам принесла!

1-й мальчик (заглядывая в мешок с подарками):

Подарила Коляда четвертушку пирога,

Два медовых пряника, маслица каточек,

Оладушек сотню, сала шматочек!

Можно жить – поживать,

Целый год горя не знать!

1-я девочка: Ну, пора нам в путь собираться,

До следующего куреня надо добраться!

2-я девочка: Дорогой Хозяин и Хозяюшкой!

Вот вам на прощанье наше пожеланье:

(Колядовщики говорят по очереди, обращаясь к хозяева):

Жить, хозяева, вам вместе лет до двести!

Нового вам года, нового приплода!

Счастья вам, большого здоровья,

хлебного дородья!

Гостей принимайте в своём дому,

счастья желаем в Новом году!


В заключении все участники исполняют старинную колядную песню «Коляду встречайте»

(Текст и мелодию песни см. в Приложении).

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

КУБАНСКАЯ КАЗАЧЬЯ ЯРМАРКА


Девочка – ведущая (в казачьем костюме):

Добрый день, гости дорогие! Добро пожаловать на нашу Кубанскую казачью ярмарку!

Мальчик – ведущий (в казачьем костюме):

В старину, у нас, на Кубани, очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость гласит: любая душа празднику рада!

Ведущая: Ярмарки в старину бывали разные – весенние, летние, осенние и зимние. Осенью, в октябре, проводились Покровские ярмарки, которые начинались после православного праздника, который назывался Покров Божьей Матери, поэтому осенние ярмарки прозвали в народе Покровскими.

Ведущий: Зимние ярмарки начинались после православного праздника, который назывался Введение во рам Пресвятой Богородицы. Поэтому первые зимние ярмарки назывались Введенскими, за ними следовали Рождественские ярмарки.

Ведущая: На казачьих ярмарках не только торговали да покупали, но и обязательно веселились, как могли: песни пели, плясали, силой мерялись, ремеслом хвалились, подарки дарили!

Ведущий: Хотите побывать на старинной казачьей ярмарке?
(Зрители отвечают хором «Да»!)

Ведущий: Тогда, Зазывала – собирай народ!

Зазывала (мальчик в костюме балаганного Петрушки):
Гости желанные, званные и незваные!
Худые и тучные, весёлые и скучные!
Все скорей спешите к нам!
Рады всяким мы гостям!

Ведущий и ведущая (вместе): Народ собирается, ярмарка открывается!

(На сцену с «товаром» в руках выходят «продавцы», с сумками и кошельками – «покупатели». Они высматривают товар у «продавцов», прицениваются, торгуются. На сцену с шумом выходят лотошники, раздаются возгласы: «Подходи, покупай!», «Налетай, не зевай!»)

1-й лотошник: Есть на ярмарке игрушки,
Расписные погремушки!

2-й лотошник: Есть ватрушки, бублики,
Приготовьте рублики!

3-й лотошник: Предлагаю свой товар,
Не за рубль, не за два!
Отдаю за добру сказку,
За весёлую присказку!

Девочка – казачка: А частушки подойдут?

3-й лотошник: Запевай, послушаем!

Девочка – казачка (поёт частушки):
Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!
На болоте, на снегу,
Укусил комар блоху!
Сидит заяц на берёзе
Умирает со смеху!

3-й лотошник: Добре дивчина спевает!
Мне б такую в куреню!
За хорошее старанье
Я ей серьги подарю!
(С поклоном дарит девочке – казачке серьги).

(На сцену выходит Цыган с лошадью – изображение головы или лошади на палке, - которую он держит в руке).

Цыган (обращается к казаку):
Здравствуй, Иван Петрович!
Как живёшь – поживаешь?
Часто ли хвораешь?

Казак: Здорово! А тебе какое дело? Уж не доктор ли ты?

Цыган: Не бойся, я не доктор! Я цыган Мора из хора!
Пою басом, запиваю квасом!

Казак: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай!
Говори, что надо, да мимо проваливай!

Цыган: Мой знакомый Фома, который совсем без ума,
Говорит, что тебе хорошая лошадь нужна!

Казак: Это, брат, дело!
Мне лошадь давно заводить приспело!
Только, хороша ли лошадь?

Цыган: Не конь, а диво!
Бежит, дрожит, спотыкается,
А упадёт – не поднимается!

Казак: Ого! Вот так лошадь! А какой масти?

Цыган: Пегая, с пятнами, с гривой лохматой,
Сама кривая, горбатая,
Аглицкой породы,
Поведёшь через огороды,
Шоб люди не смеялись!

Казак: Да, погляжу, лошадь совсем молодая –
Ни одного зуба во рту нет!

Цыган: А зачем тебе лошадь с зубами?
Зубов нет, меньше будет есть!

Казак: Знаешь что, Мора из хора? Иди-ка ты со своей лошадью по добру – по здорову подальше отсюда, пока тебе бока не обломали!

(На сцену выбегает девочка – казачка, в руках у неё крынка для сметаны).

Казачка с крынкой: Ой, добры люди, помогите, подскажите, кто тут
сметаной торгует? Наварила я галушек, казаку, так он, вражина, без сметаны есть не соглашается!

(Девочка запевает песню «Галушки», все присутствующие девочки – казачки исполняют припев песни. Текст и мелодию песни см. в Приложении).

Казачка с крынкой: Ой, родимый, бегу, тороплюсь!
Дай Бог, сметану не пролить! (убегает).

(«Покупатели» ходят по сцене, выбирают «товар», торгуются. В это время встречаются на ярмарке кум с кумой).

Кум: Здорово Кума! Как поживаешь? Много добра накупила?

Кума: День добрый, Куманёк! Товару мне хватает! Недаром говорят: худо жить тому, у кого пусто в дому! Вот я и стараюсь, ведь всяк дом хозяйкой держится!

Кум: Ой, Кума! Горазда ты похваляться! Как говорят – рано встала, да мало напряла!

Кума: А ты, Куманёк, в гости приходи! Поглядишь как мы живём: щи лаптем не хлебаем!

(Звучит русская народная песня «Куманёк» в исполнении Кумы и Кума. Текст и мелодию песни см. в Приложении. После окончании песни Кум с Кумою, взявшись под ручку, уходят со сцены).

На сцене появляется продавец верёвок и канатов, они весят у него на плече, на шее.

Продавец верёвок: Подходи, налетай! Товар не залежалый!
Верёвки пеньковые, канаты смолённые!
В огне не горят, в воде не тонут!

(К продавцу подходят казаки).
Старый казак: Дорого ли стоит товар?
Мне верёвка нужна пеньковая,
Да чтоб была крепкая, да новая!

Продавец: По знакомству недорого возьму:
Давай триста!

Старый казак: Что так дорого просишь?
Даю две с полтиной,
Да в придачу дубину с горбиной!

Продавец: Мало! Прибавь хоть детишкам на молочишко!

Старый казак: Ну, ладно, добавлю ещё пятак, но возьму товар не просто так. Сначала проверю его крепость.

(Обращается в зал к зрителям):
Эй, сынки мои, любезные!
Пётр, Иван, Данила и Андрей!
Идите сюда скорей!
Силушку молодецкую потешите,
Людей добрых повеселите,
Меня, старика, порадуете своей удалью!

(Из зрительного зала выходят четыре мальчика, в казачьих бешметах – красные рубашки-косоворотки. Начинается народная игра «Перетягивание каната». Покупатели помогают молодым казакам перетягивать канат, делятся на две группы. Игра проводится под музыкальное сопровождение: в грамзаписи звучит старинная казачья песня «Ой, при лужку» в исполнении Кубанского казачьего хора).

Старый казак (после окончания игры-соревнования):
Ну, сынки, любо мне было на вас посмотреть!
Добрый сын – отцу радость!

Продавец: Каков казак – отец, таков и сын – молодец!

Казачка: Детишек воспитывать – не курочек пересчитывать!
Вот и моя Марьянка, мала, да уже хозяюшка!
По ярмарке весь день ходила,
Ни про кого не забыла!
Покажи, дочка, что купила?

Марьянка (достаёт из кошелки и показывает всем):
Родному батюшке – кушак,
Чтоб подпоясывался в боях!
Любимой матушке – платок,
Посередине – золотой цветок!
Братьям – соколам, по новым сапогам!
Маленьким сестрицам –
По новым рукавицам!

Казачка: Ну, а себе, доченька, что приглядела?

Марьянка: Да я бы Вам, матушка, песню спела,
Тут, на ярмарке, услышала и дюже она мне понравилась.

Казачка: Где песня льётся, там легче живётся!
Спой, дочка, пусть все послушают!

Казак: А мы не только послушаем, но и подпоём.
Хорошая песня дух бодрит!

Старый казак: Без корней нет дерева, без песни нет народа!
Ну-ка, запевай, красавица!

(Звучит старинная казачья песня «Дочка казака», запевает Марьянка, припев поют все девочки-казачки. Текст и мелодию песни см. в Приложении).

На сцене появляется Цыган, вместо лошади у него в руках котёнок. Он очень довольный, гладит котёнка, подходит к казаку, которому хотел продать лошадь.

Цыган: Слышь, Иван Петрович, лошадь я свою продал!

Казак: Да, ну! Не брешишь?

Цыган: Правда, покуда её до дома довели, она и сдохла.
Но я - то тут ни при чём! Я её живую продавал!

Казак: Ну, а теперь, вижу, котёнка продаёшь?

Цыган: Бог с тобой, Иван Петрович! Какой же это котёнок?
Это горный барс! Купи, не пожалеешь!

Казак: Ой, цыган Мора из хора, сгинь с моих глаз долой,
А не то, погоню тебя дранной метлой!
(Цыган быстро уходит со цены).
Ведущая:

Вот уж день к концу клонится, скоро ярмарка закроется.

Ведущий: Купцов здесь было немало, было много товара!
Кубань наша – красавица, богатым урожаем славится!

Казак: Чтобы урожая добиться,
Каждому колоску надо поклониться!
У казака доход не растёт без забот!

Казачка: Казак на Кубани – хлебопашец,
Хлеб насущный своим трудом добывает,
Но и Родину беречь не забывает!

Старый казак: Казаку честь – Родину беречь, потому что казаку всегда мила родная сторона! Чужой ему не надо, но свою никому не отдаст!

Ведущая: Чтобы мир и покой был на Кубанской земле,
Чтобы праздники и ярмарки не переводились
И все на них веселились!

Ведущий: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки – казаки – кубанцы, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели!

Казак: Казачьему роду – нет переводу!
А значит, и казачья песня никогда на Кубани не смолкнет!
(Звучит финальная песня «Кубанские казаки», исполняют хором все участники представления. Текст и мелодию песни см. в Приложении).

Дополнением к проведению фольклорного праздника «Кубанская ярмарка» может быть выставка – продажа (за символическую цену) детских поделок, игрушек, домашних кулинарных изделий.
Зрителей приглашают в «Торговый зал» после окончания представления.

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА


ПРОВОДЫ КАЗАКА – ЛИНЕЙЦА НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ

На сцену выходят девочки в казачьих костюмах, исполняя старинную казачью песню «Во Кубанской, во станице».

(текст и мелодию песни см. в Приложении).

1-я казачка: По станице разговоры:

Скоро казакам на сборы!

2-я казачка: Кто из молодых ребят

Едет в этот раз в отряд?

3-я казачка: Да Громовых сын – Андрюшка!

4-я казачка: Ой, пошли к нему, подружка!

Едет в дальнюю станицу,

Надобно нам с ним проститься!

Девочки уходят за кулисы под музыку песни «Во Кубанской, во станице». Занавес открывается, перед зрителями казачий курень: стол, лавки, сундук, в углу прялка.

За прялкой сидит младшая сестра Андрея, бабушка сидит на сундуке, вяжет носки, мать собирает на стол, отец с Андреем чинят портупею.

Раздаётся стук в дверь, входит урядник (поклон).

Урядник: Бог вам в помощь, добрый день!

Мабуть не ждали Вы гостей,

Да серьёзных новостей?

Атаман меня прислал,

Да наказ свой передал:

Казаку уже шестнадцать,

Пора службой заниматься!

Завтра двинемся в дорогу,

Собирайтесь понемногу!

До станицы Верхполисской

Ехать степью нам не близко!

Прощевайте, я пошёл!

Мать: Может сядете за стол? (с поклоном)

Пообедаем гуртом!

Урядник: Это как ни - будь потом.

Много дел у нас в Управе.

Ну, до встрече на заставе!

Мать (причитает): Ой, Андрюшечка, сыночек!

Драгоценный голубочек!

Не хочу тебя пускать,

Саблей вострою махать!

Отец (строго): Полно, мать, уже не птенчик,

А орлом пора взлетать,

Саблей вострою махать!

Сестра (ласково): Ой, ты, родненький мой братка!

Будет там тебе не сладко!

Потемнеет белый день,

Опустеет наш курень! (обнимает брата)

Бабушка (нарочито сердито): Ишь, коза, разголосилась!

Ничего ведь не случилось!

(задумчиво, вспоминает): Я, вон, деда провожала (крестится),

До Кубани добежала.

Не велел мне горевать, говорил:

«Так надо, мать!»

(вздыхает): За Кубань погиб родную,

За станицу дорогую!

Внучка, вот уже невеста (вздыхает),

(бабушка открывает сундук):

Как вчерась её положил,

Жаль, до ныне он не дожил!

Вот, внучок, его папаха!

Надевай, не ведай страха!

Дай, тебя благословлю!

(Бабушка берёт икону, благословляет, затем обнимает внука и целует):

Дюже я тебя люблю!

Андрей (обнимает бабушку):

Ты, бабуня, не печалься,

Обо мне не огорчайся!

Ведь сегодня ж не война –

Ростить воинов страна!

(На сцену выходят мальчики в казачьих костюмах, звучит песня «Как у нас было, на Дону», текст и мелодию см. в Приложении).

Раздаётся стук в дверь (крестятся):

(Входят крёстные отец и мать):

Открывайте, кумовья!

Крёстная мать: Подросли уж сыновья!

Крёстный отец: Сына мы благословляем,

Да наказом наставляем:

Не позорь родителей,

Да всегда будь бдительным:

Дюже сну не доверяй,

Саблю чаще навостряй!

(крёстный отец с поклоном вручает Андрею подарок – саблю):

С саблей ты казак, Андрей!

Пред врагами не робей!

Отец: Ну, а я вручу Андрею

Свою личну портупею!

(надевает на сына портупею):

Вот теперя ты – казак!

Что-то застит глаз слеза!

(смахивает слезу, обнимает сына).

Крёстная мать: Рушничок я вышивала,

Про Андрейку вспоминала!

В добрый час, тебе, сынок,

Не оставит тебя Бог!

(отдаёт Андрею рушник).

Андрей: Благодарствую на том!

(по очереди кляняется всем):

Поклонюсь перед отцом,

Перед матерью, сестрою,

Перед бабушкой седою.

Честь семьи я соблюду,

Дедушку не подведу!

(Под музыку в курень вбегают девчата).

Первая: Отчего, Андрюш, не весел?

Отчего ты нос повесил?

Вторая: Он за нами заскучал,

Да чуть плакать не начал!

Андрей (смеётся): Эх, вы, девки – тарахтелки!

Расставляйте – ка тарелки,

Отобедаем гуртом!

Девчата хором: Да уж это мы смогём!

Первая: А пока готовим стол,

Мы чего-нибудь споём!

(Звучит старинная казачья песня «Не ходи, ты, хлопчик», поют все, две пары, казак и казачка, танцуют кадриль. Текст и мелодию см. в Приложении).

(Раздаётся стук в дверь, входят хлопцы, друзья Андрея).

Первый: Кто тут гарно так спевает,

На веселье приглашает?

Второй: Слышно всем, издалека!

Провожают казака!

(обращается к Андрею):

Ты, Андрюха, не журись,

Да домой скорей вернись!

Третий: Мы тебе кинжал вручаем,


Хозяин: Приветствуем, Вас, добрые люди!

Хозяйка: Добро пожаловать, гости дорогие!

(На сцену выходят станичники – мальчики и девочки в казачьих костюмах, среди них «старый казак», маленькие казачата, всего человек 5-6).

Хозяин: Просим в курень! Красному гостю – почётное место!

Хозяйка: Будьте как дома, присаживайтесь!

Хозяин и Хозяйка (вместе): Милости просим!

(На сцену выходит Атаман в сопровождении есаульца (адьютанта)).

Атаман: Слава Кубани!

Все казаки (хором): Героям слава!

Атаман: Доброго здоровья, дорогие станичники!
Мир Вам, соседи!

Хозяин: Здорово живёшь, Батька Атаман! Рад тебя видеть в своём курене! С добром к нам пожаловал, аль с печалью?

Атаман: Конечно с добром! Да с любовью к вам, станичники мои дорогие! Радостно мне, что собрались вы все вместе. Только вот скажите, по какой причине?

Хозяйка: А собрались мы, щоб песни казачьи спевать, игры и обычаи казачьи вспомнить, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям нашим, да внукам!

Атаман: Добре, Хозяюшка, гутаришь, любо-дорого слушать такие речи!

Казачонок (обращается к Атаману): Господин Атаман! Дозволь слово молвить!
Атаман: Ну, що там у тебя, малец, нагорело? Говори!

Казачонок: Прошение прийми от нас, казачат!

(Передаёт Атаману свёрнутое Прошение).

Атаман: Добре, счас прочтём! О чём таком просят наши хлопцы тай девчата.

(Читает): «Прошение». «Господин Атаман! Просим тебя провести смотрины наших хлопцев и девчат, тай посвятить их в казачата, бо хотим мы быть, як отцы наши и деды, защитниками и хранителями земли русской, Кубани родной!»
Ну, шо сказать? Достойное Прошение составили! Тай где ж те хлопцы и девчата, шо казачатами хотят стать?
А ну, Хозяин, зови их сюда!

(Под музыку старинной казачьей песни «Ой, при лужку» выходят дети, сначала девочки, потом мальчики в казачьих костюмах).

Атаман: Гляньте, гости дорогие! Яки гарны хлопцы тай девчата повырастали! Назовитесь, чьи вы будете?

1-й мальчик: Я сын казака Иванова – Сашко.

2-й мальчик: Я сын казака Краснова – Василь.

1-я девочка: Я дочь казака Ярошенко – Марьянка.

2-я девочка: Я дочь казака Громова – Настя.

Атаман: Я так разумею, гости дорогие: надо нам устроить смотрины, щоб узнать: доросли ли эти бравые хлопцы да гарные дивчины до казачьей силы и умения, годятся ли они в казаки. В народе говорят: что есть в сыне лучшее – от родителей. Наши деды и прадеды завсегда могли народ повеселить песнями да шутками, плясками да прибаутками. А вы готовы гостей повеселить?

1-й мальчик: Мы завсегда готовы веселье справлять, дай только згак, господин Атаман!

Атаман: Даю приказ – песню запе-вай!

(Дети исполняют старинную казачью песню «На горе-то калина»).

2-й мальчик: Песню мы спели, Батько Атаман! Теперь хотим посоревноваться с девчатами в ловкости! Апанас! Где ты? Неси мешки!

(Проводится подвижная игра: прыжки в мешках, соревнуются в быстроте девочки и мальчики по очереди).

Атаман: Победителям дарю по моченному арбузу!
Проигравшим – по горсти семячек!

(Раздаёт детям свои «подарки»).

Хозяин: Позволь, господин Атаман, ребятне подмогнуть? Песню спеть, ту, которую наши деды пели, уходя на военную службу. Нехай мальцы подпевают, если им эта песня люба!

Атаман: Давай, спевай! И я тебе подмогну!

(Хозяин запевает старинную казачью песню «Как у нас было, на Дону». Начиная со 2-го куплета поют все дети, вместе с Хозяином и Атаманом).

Атаман: Молодцы, детвора! Согрели мою душу тем, что знаете и храните наши старинные казачьи песни! Ведь песня – отрада для души казака! Дед мой говорил так: злой песен не поёт! Злоба у человека голос душит, а значит, будь внучок, настороже с тем человеком, который петь не любит! Вот такая казачья мудрость дедом мне передана. А здесь я вижу, что все песню любят, а значит, живут с открытой душой!

1-й мальчик: Батька Атаман! Так мы ж не только спевать любим, но и плясать горазды! Дозволь нам пляску, дай казачью кадриль закрутить!

Атаман: Хозяева дорогие! Разрешите кадриль? Земля у вас не провалится, когда казаки в пляс пойдут?

Хозяин: Нехай пляшут! Казак должон уметь свою удаль показать не только в лихом бою, но и в казачьей пляске!

Атаман: Айда, братья-казаки в пляс!

(Под музыку старинной казачьей песни «Не ходи ты, хлопчик» исполняется казачья кадриль, парами, мальчик с девочкой).

Атаман: Ну, и сильны наши хлопцы и девчата в пляске! Сколько удали да сноровки показали! А задора сколько! Я еле устоял на месте, чуть сам в пляс не пошёл!

1-я девочка: Позволь, Батька Атаман, тебе подарок сделать! Старались, сами вышивали этот кисет для тебя! Моя бабушка всегда говорит: кисет для казака в военном походе – это кусочек родного дома. Поглядит он на кисет в дальней стороне – сразу дом, жинку, детей своих вспомнит!

(С поклоном передаёт Атаману кисет).

Атаман: Благодарю тебя от всей души, дочка! Дай Бог тебе здоровья, а твоим ручкам золотым – сноровки да умения!

(Обнимает девочку, гладит по голове.)

Атаман: А теперь время пришло хлопцев испытать: как они нашу славу казачью и старину берегут? Помнят ли они заветы наших прадедов и дедов, знают ли казачьи обычаи и заповеди? Почитают ли старших, учатся ли у них уму-разуму. Ну, готовсь, братцы, ответ держать перед станичниками. Слушайте все мои загадки!

(Атаман заправляет концы своего башлыка под ремень, выходит на середину сцены).

Атаман: Что это означает, когда казак по станице идёт, вот так заправив концы башлыка?

Атаман: Правильно! Это означало, что казак спешит, он выполняет важное задание Атамана и никто не должен его задерживать и отвлекать от дела.

Атаман: А что это означает, когда концы башлыка казак забрасывает за спину?

(Один из мальчиков отвечает Атаману).

Атаман: Правильно! Раз концы башлыка за спиной, значит казак сейчас вольный, на отдыхе, значит можно к нему подойти и погутарить.

Хозяин: Пора хлопцам поиграть, свои косточки размять! Становитесь в хоровод – впереди казак Федот!

(Все дети становятся в круг, исполняется старинная казачья песня «Трава, моя, трава» - 3 куплета).

Хозяйка: А ну, девчата, все сюда! У казаков веселья не бывает без казачьей частушки! Марьянка, начинай!

(Девочки по очереди исполняют куплеты частушек), например:

Караул! Караул!
Казак Миша утонул!
Не в болоте, не в реке –
Просто в кислом молоке!

Я сидела на окошке,
Ехал казачок на кошке!
Стал к окошку подъезжать,
Не смог кошку удержать!

Казаченьки-казаки,
Удалы головушки!
Долго будете стоять
Вы от нас в сторонушке?

Хозяин: Ну, шо хлопцы зажурылись? Не дело казаку унывать! Казак завсегда должон быть впереди, такая его доля! Подумаешь, шо девчата соловьём заливаются, зато они рубать лозу не умеют. А мы им счас покажем, шо такое шашка, когда она в казачьей руке очутилась!

(Исполняется игровой элемент «Рубка лозы». Затем Хозяин и один из мальчиков имитируют сабельный бой. Всё это происходит под музыку старинной казачьей песни «Кубанские казаки»).

Атаман: Дорогие гости! Как на ваш погляд, лихо казаки рубились?

Гости: Добре! Лихо! Молодцы!

Атаман: Вот и я так разумею, что негоже таким хлопцам в босяках ходить, пора их в казаки приписать! Лихость да сноровка у них есть, наши казачьи обычаи знают и почитают, да к тому же добре поют и пляшут, словом, дух казачий в них живёт!
Братья-казаки! Согласны вы с атамановым словом? Достойны эти хлопцы и девчата казачьего звания?

Гости: Достойны! Любо! Добре!

Хозяин: Батька Атаман! Бери их под своё атаманово крыло, нехай птенцы вырастают в орлов!

Атаман: Ну, раз так, раз всем вам приглянулись эти хлопцы и девчата, буду говорить своё атаманово слово, наш казачий наказ!
Хозяин: Тихо всем! Атаман гутарить будет!

(Атаману подносят наказ, написанный на большом свёрнутом листе бумаги, он разворачивает и громко читает):

Атаман: «Казачьему роду – нет переводу!
Слава, тебе, Господи, что мы – казаки!
Казаком надо не родиться,
Казаком надо стать!
Казаком быть – значит Родину любить!
Первое дело для казака – землю родную беречь!»

(Обращается к детям):

Вот, дети мои, древний наказ наших предков-казаков, его должен знать и в сердце своём хранить каждый казак и не только в сердце хранить, но и свято выполнять!

(Затем Атаман обращается к мальчикам):

Повторяйте за мной слова нашей казачьей клятвы:
«Слава Кубани, героям слава!
Клянусь, что буду верным сыном матушки – России!
Клянусь, что не подведу братьев – казаков!
Клянусь, что буду чтить заветы наших предков –
Кубанских казаков!

(Мальчики, все вместе, повторяют вслед за Атаманом).

Атаман: Отныне вы не хлопцы, а казаки! Не опозорьте плохим словом или дурным делом наш казачий род и свою родную станицу! Пусть будут у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки!

Хозяйка: И пусть ваша рука всегда крепко держит казачий кинжал и шашку, чтобы всегда вы были готовы защитить слабого, защитить свой дом, защитить русскую землю!

Атаман: Ну, а казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход. Будьте и вы добрыми и верными хозяюшками в казачьем курене. Чтобы этот день запомнился вам на всю жизнь, примите мои атаманские подарки!

(Хозяин дарит мальчикам наборный казачий пояс, а Хозяйка надевает девочкам завески – красочно вышитые фартуки).

Мальчики – казачата: Благодарим, господин Атаман!

Девочки – казачки: Спасибо, Батька Атаман!

Атаман: На прощание, станичники мои дорогие, давайте споём нашу казачью походную песню, а казачата пусть подпевают!

(Исполняется современная казачья песня «Споём, казаки». Музыка В. Захарченко, текст и мелодию песни см. в Приложении).

Пояснение к сценарию праздника ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАЧАТА


Сценарий рассчитан на учащихся средних классов. Проведение фольклорного праздника «Посвящение в казачата» может быть приурочено ко Дню защитника Отечества (23 февраля).
Песенный репертуар праздника должен быть разучен предварительно участниками инсценировки во внеурочное время. В то же время, заключительная песня «Споём, казаки» (муз. В. Захарченко) должна быть знакома всем детям, чтобы в финале праздника все присутствующие хором исполнили эту песню, то есть, её разучивание может быть включено в песенный репертуар уроков музыки.
Роли Атамана, Хозяина и Хозяйки должны исполнять старшие школьники, например учащиеся 10-11 классов. Остальные действующие лица инсценировки (казачата, гости) рассчитаны на исполнение учащимися средних классов. На эти роли желательно подобрать детей с выразительной мимикой, громким голосом, с артистическими задатками.
Фольклорный праздник в школе не должен ограничиваться лишь показом инсценировки «Посвящение в казачата». Желательно, чтобы ко дню проведения фольклорного праздника была подготовлена выставка, пусть небольшая, детских поделок, рисунков, связанных с тематикой Кубанского казачества. Перед инсценировкой может быть проведён небольшой концерт художественной самодеятельности, где будут исполнены народные песни и танцы, в том числе и казачьи. В качестве зрителей инсценировки должны быть обязательно приглашены учащиеся начальных классов, помимо учащихся средних классов.


АРМАВИРСКИЙ ФИЛИАЛ КРАСНОДАРСКОГО КРАЕВОГО ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2004 г.