Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Произведения в которых описывается счастье людей. Аргументы к сочинению

Произведения в которых описывается счастье людей. Аргументы к сочинению

аргументы к сочинению

Что может сделать человека по-настоящему счастливым? Этими вопросами задавались и задаются до сих пор, наверное, все люди на земле.

Человек – существо очень противоречивое, требовательное, постоянно что-то ищущее. Понятие счастья у всех разное: для кого-то это самореализация, слава, деньги, успех, власть; для кого-то здоровье, любовь, помощь ближнему, радость от каждого прожитого дня. Нередко люди делают что-то в своей жизни, сами не понимая, приносит ли это им радость, удовольствие, или они это делают, потому что так принято, так надо, потому что так ты будешь соответствовать какому-то «идеалу». Очень часто мы понимаем, в чём истинное счастье, лишь попав в трудную или даже безвыходную ситуацию, например, война, болезнь, смерть близких.

Андрей Болконский и Пьер Безухов спорят о счастье. Спор происходит в Богучарове, поместье Андрея, куда тот удаляется, чтобы спокойно дожить свою жизнь. Пьер призывает делать людям добро, и в князе Андрее, хотя он и говорит, что достаточно никому не причинять зла, после этой встречи просыпается

то, что в итоге привело князя к мысли о единении со своим народом, жизни ради его блага.

герой Николай Иванович Чимша-Гималайский всю свою жизнь посвятил одной цели – покупке имения, где можно было бы разводить крыжовник и… ничего не делать. Для достижения этой цели он очень скупо жил, во всём себе отказывал и своей жадностью даже свёл в могилу жену. Купив же, наконец, поместье, зажил по-барски. Добрые дела также делал, но, по словам рассказчика – брата главного героя, не просто, а с большой важностью. Что же это были за дела? Лечил крестьян от всех болезней содой и касторкой, а в день своих именин ставил мужикам полведра водки и служил молебен. Для самого же рассказчика уход из города, от житейской суеты – это не подвиг, это лень и эгоизм, это как монашество, только без подвига. Человеку для жизни нужна вся планета, чтобы на просторе проявлять всю широту своего свободного духа. Далее рассказчик рассуждает о необходимости того, чтобы за дверью каждого счастливого и довольного жизнью человека стоял другой человек с молоточком и его стуком напоминал, что рядом есть и несчастные люди. Что и к довольному жизнью человеку может постучаться беда: бедность или болезнь – и никто не придёт к нему на помощь, никто не услышит, точно так же, как и он сейчас ничего не видит и не слышит. Заканчивается рассказ обращением-призывом. Рассказчик (alter-ego автора) говорит собеседникам:

В очерке Владимира Короленко «Парадокс» рассказывается о калеке, появившемся на свет без рук и вынужденного зарабатывать себе на жизнь своим уродством. Он произносит фразу «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». Всем кажется парадоксом слышать об этом от человека, которого природа, казалось бы, обделила при самом рождении и тем самым обрекла на несчастье. Но далее автор показывает, как этот самый калека отдаёт часть заработанных тяжёлым трудом денег, на которые он, кстати, содержит своих племянников, нищим. Короленко всем ходом рассказа доказывает нам, что счастье человека заключается в помощи ближним своим, и этого счастья может достичь любой, даже человек, для которого оно, на первый взгляд, просто невозможно.

идёт речь о девушке Наде и её отце. Мы видим, что Надежда пока ещё не поняла, в чем для неё смысл жизни и настоящее счастье. Поэтому героиня тоскует, чувствует себя несчастной и говорит о безысходности. Как полная противоположность героине показан её отец. Он уже давно определился, ради чего живёт и в чём для него заключается счастье. Это самые простые и понятные каждому человеку вещи: здоровье и благополучие родных и близких, мирное небо над головой. И ради этого он готов работать день и ночь!

Тема: Счастье – это …..

Аннотация работы
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого, А. И. Куприна, И.А. Бунина. На основе прочитанных произведений раскрыть понятие счастье: каким видят его герои, счастливы ли они. Вывесит свою формулу счастья. Работа организуется с применением технологии развития критического мышления. Учащиеся умеют составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно ставить цели урока и его этапов, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке к данному уроку, имеют представление о нравственных ценностях, являющихся ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений. На уроке находит применение интеграция в философию, самопознание, музыку

Тип урока: урок - исследование .

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение
и письмо, используемые на данном уроке: составление кластера, синквейн, отзыв.
Фазы урока: вызов, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия .
Тема: Счастье – это …..

Цель урока: развитие критического мышление учащихся, умения самостоятельно формулировать гипотезы и выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать свою точку зрения.
Задачи:

Закрепить умение самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, совершенствовать у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства ;

- развивать навыки монологической речи; выразительного чтения, совершенствовать навыки исследовательской деятельности,умение составлять кластеры, синквейн, отзыв

Формировать понятия счастье, любовь, нравственные поступки, способствующие воспитанию личности;

Оформление:

1презентация 2 плакат- цветок 3 смайлики (для оценивания ощущений от урока)

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

примечание

Добрый день! Солнышко приветствует нас. Улыбнёмся!

1 Слайд Солнце

I. « Мозговой штурм»:

    Что такое счастье?

Ответы: Счастье- это……

Слайд №2

1 Стадия вызова

Музыка

Просто ли вам было ответить на вопрос о счастье?

Тогда попробуем ощутить его..

Тренинг для учеников: закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

1Что вы ощущаете, прикасаясь к нему.

    Какого счастье цвета?

3Какого счастье размера?

4Какое счастье на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза.

Вот какие ответы даёт на данные вопросы поэт

Сложно, так сразу ответить.

Дают ответы с закрытыми глазами

Чтение стихотворения

Что такое счастье?

Музыка №1

Слайд 3

II. Целеполагание.
Планирование

Оценка на каждом этапе

Свободное письмо

Сегодня вместе с вами попытаемся ответить на этот вопрос, вернее раскрыть значение и, основываясь на мнение других, выработать собственное

Ребята, вам даны высказывания известных людей, объёдинённые общим ключевым словом, оно пропущено, попробуйте его восстановить. Прочитайте

Личное счастье невозможно без счастья других.
Н.Г.Чернышевский.
Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.
Ж. Ламетри.
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

Познакомьтесь с другими высказываниями, с каким из них созвучно ваше , Выскажите своё мнение по данному высказывание как понимают счастье, счастливый человек философы . Что общего в них?

это ключевое слово счастье.

Каждая группа читает и дает пояснения высказыванию. (устно)

Счастье для философов - это когда человек

Слайд№4

Реализация плана

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.деКостер Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. Гёте?

Счастье, быть счастливым человеком:…. Когда делаешь приятное. Делать людей счастливыми, дарить счастье, осуществлять радость.Счастье для философов - это когда человек заботится о близких, когда он дружелюбный, весёлый, общительны.)

Слайд№ 5

Слово учителя

Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния.

Попытаемся определить самые важные понятия

С какими понятиями ассоциируется слово счастье?

Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье

Заполняют: … Выделяют самые важные понятия :

состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание… мир семья дружба любовь

Слайд 6

заготовки кластеров

Оценку дают ученики по группам

Выделив самые важные понятия, остановимся на таких как семья, дружба и любовь

У вас есть заготовки кластеров, они не заполнены, ваши предложения, что можно исследовать, чтобы развить своё пониманию счастья.

мы постараемся почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы п ознакомились, прочитав произведения Л. С. Толстого , А. И. Куприна, И.А. Бунина

Вспомним, как определяет счастье Л.Н. Толстой Докажем мысль писателя.

Мысль семейная в романе «Война и мир». Идеал семьи. Что же тогда,по мнению Толстого, является истинной, настоящей

семьей?

Обратиться к литературе

В ходе урока записывают или запоминают моменты, важные для заполнения кластера

Л.Н. Толстой утверждал:

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь

Сообщение учащихся + презентация

В чем заключается счастьекаждой семьи? Какие понятия являются важными?

Слайд 7

Две позиции

Дискуссия

Т Толстой считает, что нет семейного

счастья а там, где нет взаимопонимания,

традиций, единения.Болконские и Ростовы – э то больше, чем семьи, это целые жизненные у клады. На примере этих семей Толстой

доказывает свою мысль о том, что только

семья развивает в человеке лучшие чувства- л любовь, милосердие, самоотдачу.

Но Толстой в романе противопоставляет с семьи, но что е объединяет их всех?

З Изменились ли в наше время представление о с счастливой семье?

Курагины, Друбецкие - многое в них отрицает Толстой. Две позиции

Забота о детях и их будущее

Мнение детей: Семья – это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть «мы».

Презентация

Слайд 8

Сообщение учащихся

Семья важна для человека, но случается так, что понимание человек находит у других. Чужой человек становится близким, именно ему доверяет свои тайны, проблемы. Мы говорим о дружбе.

Выступления по теме

Дружба в жизни героев

Дает ли им дружба ощущение счастья

Презентация

Слайд 9

Даёт ли любовь ощущение счастья?

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Эти слова созвучны с мыслями, которые возникают при знакомстве с историями любви в произведениях Куприна. Попытаемсяраскрыть это загадочное слово и ответить на вопросы, возникшие у одного из героев Куприна: А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость

Прослушайте историю любви Желткова из повести Куприна « Гранатовый браслет»

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться

Выступления ребят по теме, беседа-дискуссия

Любовь в жизни героев Куприна :

Счастливы ли герои в любви

Куприн «Олеся»

Олеся – Иван Трофимович

Вера Николаевна – Желтков

Герои Бунина

«Солнечный удар», «Тёмные аллеи»»

Чтение письмаЖелткова (индив.задание)

Куприн «Гранатовый браслет»

Вера Николаевна – Желтков

Работа в группе - доказать

Любовь трагедия.сумасшествие, счастье

Слайд 10

Слайд 11

Музыка: Бетховен

Соната для фортепьяно

Слайд 12

Вывод: , несмотря на весь их трагизм.

Слайд 13

Музыка

Кластер, постер

Как представляют счастье герои Куприна, Толстого. Бунина

Работа в группе. Кластер Защита.. Презентация кластера. Чтение наизусть стихотворений (Бунин + самостоятельно подобранные стихи о счастье)

музыка

Д/З Напишите эссе о счастье +Пожелания

Видео «Дорожите счастьем, дорожите!» (Э.Асадов.)

Оценивание

Дайте оценку вашим ощущениям, настроению, чувствам, которые вы испытываете по окончанию нашего общения. Перед вами смайлики, передающие разное состояние.

Учащиеся соответственно своих ощущений прикрепляют под смайликами стикеры

музыка

Смайлики

Приложение 1:

1группа

1 Личное …. невозможно без счастья других.

Н.Г.Чернышевский.

Согласны ли вы с ними?

Д. Дидро

Ш.де Костер

И.В.Гёте

2 группа
1 …. увеличивается оттого, что им делишься с другими.

Ж. Ламетри.

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье , счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное,на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

3 группа

1Стараясь о ….. других, мы находим своё собственное.

Платон

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье, счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное, на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

Приложение 2:

1 Мы знакомы с точкой зрения Л.Н.Толстого о счастье. Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь

с возможностью делать добро людям

Докажите, что оно верное. Как понимают счастье в каждой семье?

(дополнения к сообщениям)

2 Для Толстого идеал семьи – Ростовы, положительно относится к Болконским. Но отрицает жизненный уклад Курагиных и Друбецких

Попробуйте опровергнуть его мнение:

1группа – Курагины

2 группа – Друбецкие

3 группа - Изменились ли в наше время представление о семейном счастье?

3 Является ли дружба составляющим понятия счастье?

Счастливы в дружбе князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов?

(дополнение к сообщеиям)

Моим выпускникам посвящается...

Каждый человек, придя в этот мир, хочет быть счастливым. Мечта о счастье - самая сокровенная, самая дорогая, неслучайно слово «счастье» очень часто употребляется в нашей речи: его терпеливо ожидают, его искренно желают своим близким, о нем бесконечно рассуждают.

Когда в школе звенит последний звонок, учителя, провожая своих воспитанников, желают им счастья в этом большом и сложном мире.

Так что же такое счастье?

Сколько людей ищет его и не может найти. Это происходит потому, что в их представлении основание счастья коренится во внешних условий жизни, хотя оно полностью зависит от внутреннего устроения человека.

Кто имеет мир в своей душе, кто соблюдает основные нравственные законы, кого не беспокоит совесть, можно по праву назвать счастливым. Как правило, этот человек не одинок, он находится в тесном общении с Богом, который является источником всяких благ. В Священном Писании есть примеры истинно счастливых людей, любящих Бога и исполняющих его Святые Заповеди. Вся история Ветхого и Нового Заветов - это настоящая Академия счастья, в которой сам Господь обучает каждого прилежного ученика.

Истинное представление о счастье можно почерпнуть из произведений русской классической литературы, в которой отражен бесценный опыт человека в поисках счастья...

Интересным в этом плане будет обращение к роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

История души человеческой...

«История души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», - замечает Лермонтов в предисловии к журналу Печорина. Эту мысль подтверждает В.Г.Белинский, который в 1841 году писал: «Для меня теперь человеческая личность выше истории, выше общества, выше человечества. Это мысль и дума века!» . Проблема личности - центральная в романе «Герой нашего времени», в котором нашли наиболее полное выражение «тяжелые» думы Лермонтова о своем поколении...

Печорин - человек вполне определенного времени, положения, социально-культурной среды, это русский дворянин-интеллигент 40-х годов XIX столетия. Но есть в нем нечто большее, нечто вневременное, то, что делает его «полномочным представителем не только данной эпохи, но и всего великого семейства человеческого рода, а книге о нем придает общечеловеческий философский смысл» .

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, свобода воли и необходимость - все эти вопросы получают в романе многогранное образное решение. Воплощенное в художественное полотно первого в России социально-психологического, нравственно-философского романа история души человеческой, интерес автора к внутреннему человеку дали реальное представление о сложности и многогранности личности.

Двойственность человеческой природы

«Между плотию и духом непрестанная брань...»

Печорин неоднократно говорит о своей двойственности. Некоторые исследователи объясняют это как результат столкновения «естественного» и «социального» и видят причину всех несчастий героя в эпохе, в которой ему суждено было родиться и жить. Но это, на мой взгляд, слишком поверхностное и очень простое решение столь серьезной проблемы, которую поставил перед собой автор. «Начальной ступенью концепции человека, развитой в романе, можно решать лермонтовское решение вопроса о соотношении природно-физиологического и духовного начал». Примечателен в этом отношении отрывок из чернового варианта портрета Печорина: «...таков, казалось мне, должен был быть его характер физический, то есть тот, который зависит от наших нерв и от более или менее скорого обращения крови; душа - другое дело: душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их; от этого злодеи, толпа и люди высокой добродетели...».

Это высказывание подтверждает изречение святителя Русской Православной Церкви Тихона Задонского: «Между плотию и духом непрестанная брань; а от сих хотений противных двоякое восстает мудрование или действие плотское и духовное» .

А вот признание самого Печорина: «Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки... Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...»

Двойственность характера Печорина отражается в самой художественной структуре романа, равно насыщенного мыслью и действием, сочетающего в себе философскую глубину с почти приключенческими событиями.

Образ Печорина: от мнения рассказчиков к самораскрытию

Жанровые своеобразие романа, композиционная сложность произведения, повествование от имени трех рассказчиков (некоего странствующего офицера, штабс-капитана Максима Максимыча и центрального героя- Григория Александровича Печорина) позволяет широко осветить события и раскрыть характер героя во всей полноте.

Впервые мы узнаем о Печорине от Максима Максимыча («Бэла»). Простодушный штабс-капитан отмечает в нем некую странность: резкие перемены настроения и совершенно непредсказуемые поступки, которые являются «причиной несчастья других». Далее офицер - рассказчик («Максим Максимыч») обращает внимание читателя на характерные детали портрета Печорина: походку, руки, глаза, взгляд - и отмечает не только его отличительные внешние признаки, но и подтверждает первоначальное впечатление читателя о холодном равнодушии Печорина к людям, которых справедливо можно назвать ближними. Важно заметить, что сам герой ощущает себя «не менее несчастливым», чем те, с которыми он встречается на своем пути.

Раскрытие «внутреннего человека» героя и осмысление происходящего с ним происходит на страницах дневника Печорина, опубликованного после его смерти.

В начале истории своей жизни герой необыкновенно энергичен, он полон сил и стремлений, разнообразные душевные движения волнуют и вдохновляют его действовать, искать, разгадывать чужие тайны. От своего предшественника Онегина он отличается не только темпераментом, но и степенью осознанности себя, своего отношения к миру, философским восприятием действительности.

Внешнее развитие действия сопровождаются постоянным внутренним самоконтролем героя, осознанием внутренних противоречий собственных стремлений и желаний, мучительными переживаниями. Размышления Печорина, или рефлексия, раскрывает нам его душевное устроение и помогает понять причины его несчастья , глубокой постоянной грусти.

Порок и грех

Рассказывая о себе, Печорин с откровенной последовательностью знакомит читателя с историей своей души. В своем знаменитом монологе, произнесенным перед княжной Мэри, он предельно искренен, но, раскрывая такие непривлекательные свойства своего характера, как злопамятство, зависть, ненависть к людям, Печорин обвиняет в этом светское общество, чьи уроки он так прекрасно усвоил. Безусловно, влияние среды на формирование характера отрицать невозможно, но где же ответственность самого человека, его самоконтроль, его собственное стремление к изменениям и, прежде всего, внутри себя? Но для самостояния, для формирования совершенной личности необходим внутренний стимул, некий механизм, способствующий стремлению человека к самоочищению и возрождению, восстановлению в собственном достоинстве. Это не что иное, как вера в Бога и стремление к исполнению Его святых заповедей. Печорин не может во всей полноте осознать причины своего внутреннего бедственного положения: «...ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога» (1 Кор. 15, 34).Трезво осознающий свои пороки, но далёкий от Бога как источника света, он не видит в них греха, следовательно, не вступает в борьбу с ними и позволяет им беспрепятственно господствовать в своей душе: «Чем более человек удаляется от Бога, тем более превозносится» (свт. Тихон Задонский).

Перечисленные выше пороки духовно спящего человека (при всей внешней активной деятельности) получили своё развитие на «прекрасной почве» - на осознании и самоупоении собственным превосходством над окружающими его людьми.

На языке святых Отцов Церкви, это желание отличаться от других есть характерный признак гордости. Печорин весь «наполнен» этой страстью. «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, не самая ли это сладкая пища нашей гордости?», - эта дневниковая запись Печорина как нельзя лучше иллюстрирует высказывания свт. Тихона Задонского: «Гордость везде и всем ищет себя показать, возвыситься над другими», «в чужие дела самовольно мешается», «других людей презирает и уничижает», «в словах и поступках надменность и пышность некую показует...» .

Будучи рабом гордости, этого «тяжкого недуга души», он энергичен в общении с людьми по причине того, что они его «забавляют», «волнуют кровь». Сколько сил, душевного напряжения ему необходимо, чтобы «ловить каждый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры» . Всё это Печорин называет «жизнью», тратя на это лучшие годы своей молодости, жар души, свои дарования и таланты. Такое «искусство», предпринимаемое им для своего счастья , стало причиной тяжёлой душевной муки, внутреннего страдания и мрачного отчаяния, ибо гордыне, согласно святоотеческой мудрости, сопутствует тайная мука.

Печорин, способный на мужественное признание своих пороков, на исповедальную искренность в своём дневнике, не в состоянии познать в себе своего истинного «внутреннего человека» (Еф. 3, 16) и победить самого себя, то есть искоренить из души всю мерзость греховную. Для этого необходимо осознать свою немощь перед Богом, смириться, обнаруживая в себе слабости и падения, возненавидеть грехи и объявить им войну. На поле этой битвы, этой невидимой брани, тоже нужны искусные воины, но они побеждают только под водительством Небесного Полководца.

«Гордость - корень и источник всякого беззакония». Свт. Иоанн Златоуст

«Погубляет человека не количество, не множество грехов, но нераскаянное и ожесточённое сердце», - эти слова свт. Тихона Задонского, по мнению М. М. Дунаева, можно поставить эпиграфом ко всему роману.

Исследователь отмечает нарушение героем почти всех 10 заповедей Божиих, среди них «не укради», «не прелюбодействуй», «не убий», которые предупреждают человека о должном отношении к ближнему как условии его благополучия. Очень часто действия и поступки Печорина или разрушительны, или смертоносны по отношению к окружающим его людям: разбитая жизнь княжны Мэри, гибель Бэлы, смерть Грушницкого. Не слишком ли высокая цена за удовлетворённую гордыню?

Перелистывая страницы дневника Печорина, прослеживая его путь, утверждаешься в мысли, что нераскаянные грехи являются источниками новых и сопровождаются многочисленными злодеяниями. «Грех - тьма духовная, она душевно помрачает и ослепляет так, что грешник... ходит, как слепой: не знает, куда путь ведёт его», - предупреждает свт. Тихон .

Печорин называет себя «нравственным калекой», но это очень поверхностное и слишком «лёгкое» определение, данное себе человеком, не просвещённым светом Христовой истины и не осознающим себя в плену демонических сил. Совершая свои преступления, он становится своего рода нравственным садистом, находящим особое удовольствие от созерцания душевных мучений тех, кто вверял ему свою душу (прежде всего женщин, любви которых он добивается). «...я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворил странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться ». Как далеки эти откровенные признания от истинной любви, которая «не гордится, не бесчинствует, не ищет своего... не мыслит зла» (1-Кор.13, 4-6).

Порабощенный алчными страстями и не объявивший войну ни одному из своих грехов, Печорин пожинает «достойные» плоды: «...удвоенный голод и отчаяние». По мнению свт. Тихона Задонского, подлинное счастье «человек внутри себя имеет», когда «благочестие и сокровище добродетелей носит ». С грустью можно осознавать о невозможности существования счастья в ожесточенном, эгоистичном сердце героя романа Лермонтова. Эта мысль является лейтмотивом всего произведения.

«И жизнь уж нас томит, Как ровный путь без цели...»

Печорин, иронически отзываясь о вере «людей премудрых» прошлого, мучительно осознает где-то в глубине своей страждущей души утрату веры в высокие цели и идеалы: «А мы, их жалкие потомки, не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья ...» . В этих словах слышится горькая интонация лермонтовской «Думы», в которой поэт выносит беспощадный приговор своему поколению, своему веку. В 1842 году Белинский писал: «Наш век... это век... разъединения, индивидуальности, век личных страстей и интересов».

Индивидуализм Печорина делает его фигурой эпохальной, героем своего времени. На какой же почве развился столь не характерный для русского человека тип сознания? «Есть переходные полосы государственной жизни,- писал в 1845 году Герцен,- где религиозная и всякая идея нравственности теряется, как, например, в современной России»[ 8,105].

По словам историка В.О.Ключевского, русское общество еще в XVIII веке подверглось влиянию просветительской философии и культуры Запада. Утрачивая «простейшие нравственные связи», постепенно «потеряв своего Бога, заурядный русский вольтерьянец уходил из его храма, как человек, ставший в нем лишним «[ 8, 105].

То миропонимание, которое формировалось в Западной Европе столетиями и породило тип человека - потребителя, заинтересованного прежде всего в удобствах своей земной жизни, сосредоточенного на своих желаниях и выгодах, а «от христианского учения о человеке как образе и подобии Бога оставило лишь форму и фразу,- это миропонимание будучи единым махом пересажено на почву православной России (где многовековой традицией было совсем иное - превосходство духовного над материальным), дало во многих человеческих душах уродливые всходы и горькие плоды» .

В русской культуре конца XVIII - начала XIX веков понимание счастья стало сводиться к категориям чувственного удовольствия. Желание первенствования, господства, стремления получить, а не отдать характерно для людей такого типа. В устремлениях к удовлетворению своих потребностей и достижениях ложных целей обессмысливается жизнь, и такой человек становится лишним : «...зачем я жил? для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни» .

Человек всегда ощущает связь со своим временем, и как часто он не в силах противостоять власти внешних обстоятельств жизни. И только с помощью Божией возможно преодоление законов и духа времени. Наблюдая за своим поколением, уходящим от Бога в «страну далече», Лермонтов попытался в своем романе обнаружить «болезнь времени», вынести ей диагноз, не зная средств к исцелению: «...а как ее лечить - это уж Бог знает».

Дума Лермонтова обращена к судьбе каждого русского человека, его скорбь о своем поколении и судьбе России передается каждому думающему и неравнодушному читателю нашего времени. Подвиг поэта и гражданина, создавшего вершинное произведение русской литературы и раскрывшего в нем трагедию молодого человека своего времени, был совершен во имя будущего русского народа и своего Отечества. Лермонтов, вероятно, не знакомый с творениями Святых Отцов Церкви, наблюдая за происходящим, в своем романе поднимается до высоты осмысления духовно - нравственного состояния своих современников и знакомит читателей с историей жизни Печорина, показывает смертельную опасность безбожного, безблагодатного состояния человеческой души.

Как нужны сегодня нашим детям эти уроки русской классической литературы...

Светлана Александровна Щелкунова, учитель русского языка и литературы школы N22 г. Сергиев Посад

Литература

Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений в 3-х томах. Т 2. М., 2005.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям св.Тихона Задонского. М.,2003.

В.Г.Белинский. Литературная критика. М., 2005.

М.М.Дунаев. Православие и русская литература. М., 1996, ч 2.

В.С.Непомнящий. Да ведают потомки православных, М.,2001

Лермонтовская энциклопедия. М.,2003.

М.Ю.Лермонтов. Собрание сочинений. Т 2. М.,1992.

Православная энциклопедия. Т 1. М., 2006.

В.Ю.Троицкий. Словесность в школе. М., 2002.

September 4th, 2016

Русская литература является одним из главных хранителей тех ценностей, которые составляют нашу православную цивилизацию. Мне бы хотелось затронуть тему счастья, поскольку от толкования этого термина во многом зависит, к какому типу цивилизации принадлежит та или иная общность.

Понятие «счастья» в обывательском сознании, как правило, связывается с материальными благами, деловыми успехами, избытком развлечений и удовольствий. Однако в жизни все складывается совсем не так, и порой богатые и успешные люди оказываются самыми несчастными, а иногда даже кончают жизнь самоубийством. Многочисленные социологические опросы в разные годы и в разных странах выявили, что жители бедных государств часто ощущают себя гораздо более счастливыми, нежели граждане «благополучных стран». В чем же здесь причина?

О том, что такое счастье, много рассуждали еще в античную эпоху. Стоики, например, считали, что счастье состоит в аскетическом образе жизни и свободе от страстей. Скептики к бесстрастию добавляли бесстрашие перед смертью. Эпикурейцы видели счастье в удовольствиях и наслаждениях, однако и они считали высшим благом разум, который должен управлять человеком. Известно высказывание Эпикура о том, что следует избегать удовольствий, приносящих впоследствии вред.

«Счастье — понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека», — повествует «Новая философская энциклопедия», изданная Академией наук. Итак, счастье — это «общепризнанная конечная цель деятельности человека», то есть признаваемая всем человечеством безусловная ценность, разница только в интерпретациях.

В христианской традиции аналогом слова «счастье» выступает «блаженство», то есть полнота бытия. В евангельских «заповедях блаженства» раскрывается, в чем она состоит: «Блаженны нищие духом», «Блаженны алчущие и жаждущие правды», «Блаженны милостивые» и так далее (см. Евангелие от Матфея, 5 глава).

Само русское слово «счастье» своей внутренней формой раскрывает значение этого понятия: «быть с частью», «быть причастным». В Псалтири говорится: «Часть моя еси, Господи» (Пс. 118:57) и «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых» (Пс. 141:5). «Часть» в данном случае означает не какой-то фрагмент — половину или четверть, — а значит: Ты, Господи, моя участь, мой удел, мой жребий, мое богатство и слава. Счастье человека — это Сам Бог. И не случайно поэтому главным Таинством Православной Церкви является Причастие Телу и Крови Христовым, Евхаристия.

Как же описывает счастье русская литература, что вкладывали наши поэты и писатели в это слово?

На ум сразу приходят знаменитые пушкинские слова:

На свете счастья нет,
Но есть покой и воля...

(из стихотворения 1834 года «Пора, мой друг пора»).

Конечно, полнота счастья, полнота блаженства, полнота общения с Богом возможна только в иной жизни, а на земле к ней всегда примешивается горечь от человеческого несовершенства, от собственных недостатков, от нашей ограниченности и греховности. В этом смысле с Пушкиным можно только согласиться. Но в то же время сам Александр Сергеевич дал в своем творчестве примеры простого человеческого счастья.

Например, в повести «Метель» главные герои обретают счастье в результате многих поисков и страданий. Казалось бы, Марья Гавриловна потеряла свое счастье, когда ее избранник-жених не смог из-за непогоды доехать до церкви и ее второпях по ошибке обвенчали с незнакомцем, которого потом и след простыл. В свою очередь, гусарский полковник Бурмин, «по непростительной ветрености», как он сам выразился, обвенчавшись с неизвестной ему девушкой и тут же ее покинув, не может теперь связать себя узами брака с той, которую любит.

Счастье невозможно? Казалось бы, да. Но вдруг выясняется, что главных героев та самая метель и соединила в Таинстве Венчания, хотя они не знали друг друга. И только их верность друг другу, их доверие Богу, Который устроил все так неожиданно, загадочно и непонятно, — только это сделало возможным их общее счастье. И только благодаря их терпению и вере они нашли друг друга и соединились вместе навсегда...

Похожее отрицание земного счастья и в то же время утверждение его возможности, но только при определенных условиях, мы находим и в творчестве Антона Павловича Чехова. Как правило, в произведениях Чехова слово «счастье» используется скорее в ироническом ключе — как торжество самодовольной пошлости и примитивного мещанства. Это мы встречаем, к примеру, в рассказе «Крыжовник».

В рассказе «Черный монах» «счастье», наоборот, играет другими огнями — иллюзорными, обманчивыми, ведущими к разрушению своей и чужих жизней.

Оба этих понимания: как грубой страсти и обманчивого призрака — соединились в чеховском рассказе, который так и называется — «Счастье». Два главных героя и воплощают две стороны этой медали: "Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которые было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья».

Но самое яркое и жизнеутверждающее понимание счастья как своей принадлежности к Божественному миропорядку и причастности к Божией любви выразил Чехов в рассказе «Студент». Известно, что это было его любимое произведение. Главный герой, студент духовной академии Иван Великопольский, неожиданно для себя прикасается к глубинной тайне бытия, обнаруживает «дней связующую нить».

«Он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, — ему было только двадцать два года, — и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».

Для Чехова, как и для Пушкина, счастье состоит не в совокупности земных благ, а в прикосновении к вечности, в хранении своей совести и в общении с Богом.

Но, наверное, ярче всех из русских писателей такое понимание счастья выразил Федор Михайлович Достоевский.
В его романе «Братья Карамазовы» старец Зосима прямо рассуждает о человеческом счастье. В записках старца Зосимы говорится: «Для счастия созданы люди, и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: „Я выполнил завет Божий на сей земле"».

Вспоминая своего умершего брата, старец Зосима рассказывает, как изменила его болезнь и как приоткрыла для него подлинный смысл жизни. Вот что говорил брат старца Зосимы, будучи уже смертельно больным: «И одного дня довольно человеку, чтобы всё счастие узнать. Милые мои, чего мы ссоримся, друг пред другом хвалимся, один на другом обиды помним: прямо в сад пойдем и станем гулять и резвиться, друг друга любить и восхвалять, и целовать, и жизнь нашу благословлять».

Романы Достоевского, которые переполнены людским горем, страданием, тяжелейшими жизненными коллизиями, в то же время рисуют оптимистичную картину мира, дают человеку надежду на преображение этого мира. Даже в таком, на первый взгляд, депрессивном произведении, как «Преступление и наказание», в эпилоге мы видим и светлый финал, и новую перспективу жизни, жизни с Богом.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого... Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия!» Так говорится о любви Сони и Раскольникова, который через страдания обрел для себя Бога и новое понимание жизни в свете Евангелия.

Итак, мы рассмотрели лишь несколько примеров из русской литературы. Разумеется, эта тема заслуживает более глубокого и детального исследования. Но даже из краткого обзора становится понятным, что проповедь счастья является одной из магистральных тем для русских писателей. И счастье предстает в русской литературе как полнота бытия, достигаемая через гармонию с самим собой, примирение с ближними и жизнь в Боге.

Иеромонах Симеон (Томачинский)
___________

Публикация составлена на основе доклада кандидата филологических наук, ректора Курской православной духовной семинарии архимандрита Симеона (Томачинского) на Знаменских чтениях в Курском государственном университете, прошедших 17 марта 2015 года.

Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2008. — Т. 8. — С. 251.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2008. — Т. 6. — С. 216.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2008. — Т. 8. — С. 499.
Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 томах. — 2-е изд. — Москва: Наука, 2008. — Т. 8. — С. 303.
Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание

Recent Posts from This Journal

  • Патент нанесения лазерного штрих-кода на тело человека выдан в США ещё в 1999 году

Данная публикация составлена на основе доклада кандидата филологических наук, ректора Курской православной духовной семинарии архимандрита Симеона (Томачинского) на Знаменских чтениях в Курском государственном университете, прошедших 17 марта 2015 года. Автор обращается к теме счастья, рассматривает придаваемые ему значения и его отражение в русской литературе.

Русская литература является одним из главных хранителей тех ценностей, которые составляют нашу православную цивилизацию. Я подробно рассказывал об этом в своем докладе на пленарном заседании Знаменских чтений. Сегодня мне бы хотелось затронуть тему счастья, поскольку от толкования этого термина во многом зависит, к какому типу цивилизации принадлежит та или иная общность.

Понятие «счастья» в обывательском сознании, как правило, связывается с материальными благами, деловыми успехами, избытком развлечений и удовольствий. Однако в жизни все складывается совсем не так, и порой богатые и успешные люди оказываются самыми несчастными, а иногда даже кончают жизнь самоубийством. Многочисленные социологические опросы в разные годы и в разных странах выявили, что жители бедных государств часто ощущают себя гораздо более счастливыми, нежели граждане «благополучных стран». В чем же здесь причина?

О том, что такое счастье, много рассуждали еще в античную эпоху. Стоики, например, считали, что счастье состоит в аскетическом образе жизни и свободе от страстей. Скептики к бесстрастию добавляли бесстрашие перед смертью. Эпикурейцы видели счастье в удовольствиях и наслаждениях, однако и они считали высшим благом разум, который должен управлять человеком. Известно высказывание Эпикура о том, что следует избегать удовольствий, приносящих впоследствии вред.

«Счастье - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека», - повествует «Новая философская энциклопедия» , изданная Академией наук. Итак, счастье - это «общепризнанная конечная цель деятельности человека», то есть признаваемая всем человечеством безусловная ценность, разница только в интерпретациях.

В христианской традиции аналогом слова «счастье» выступает «блаженство», то есть полнота бытия. В евангельских «заповедях блаженства» раскрывается, в чем она состоит: «Блаженны нищие духом», «Блаженны алчущие и жаждущие правды», «Блаженны милостивые» и так далее (см. Евангелие от Матфея, 5 глава).

Само русское слово «счастье» своей внутренней формой раскрывает значение этого понятия: «быть с частью», «быть причастным». В Псалтири говорится: «Часть моя еси, Господи» (Пс 118:57) и «Ты еси упование мое, часть моя на земли живых» (Пс 141:5). «Часть» в данном случае означает не какой-то фрагмент - половину или четверть, - а значит: Ты, Господи, моя участь, мой удел, мой жребий, мое богатство и слава. Счастье человека - это Сам Бог. И не случайно поэтому главным Таинством Православной Церкви является Причастие Телу и Крови Христовым, Евхаристия.

Как же описывает счастье русская литература, что вкладывали наши поэты и писатели в это слово?

На ум сразу приходят знаменитые пушкинские слова:

На свете счастья нет,

Но есть покой и воля...

(из стихотворения 1834 года «Пора, мой друг пора»).

Конечно, полнота счастья, полнота блаженства, полнота общения с Богом возможна только в иной жизни, а на земле к ней всегда примешивается горечь от человеческого несовершенства, от собственных недостатков, от нашей ограниченности и греховности. В этом смысле с Пушкиным можно только согласиться. Но в то же время сам Александр Сергеевич дал в своем творчестве примеры простого человеческого счастья.

Например, в повести «Метель» главные герои обретают счастье в результате многих поисков и страданий. Казалось бы, Марья Гавриловна потеряла свое счастье, когда ее избранник-жених не смог из-за непогоды доехать до церкви и ее второпях по ошибке обвенчали с незнакомцем, которого потом и след простыл. В свою очередь, гусарский полковник Бурмин, «по непростительной ветрености», как он сам выразился, обвенчавшись с неизвестной ему девушкой и тут же ее покинув, не может теперь связать себя узами брака с той, которую любит.

Счастье невозможно? Казалось бы, да. Но вдруг выясняется, что главных героев та самая метель и соединила в Таинстве Венчания, хотя они не знали друг друга. И только их верность друг другу, их доверие Богу, Который устроил все так неожиданно, загадочно и непонятно, - только это сделало возможным их общее счастье. И только благодаря их терпению и вере они нашли друг друга и соединились вместе навсегда...

Похожее отрицание земного счастья и в то же время утверждение его возможности, но только при определенных условиях, мы находим и в творчестве Антона Павловича Чехова. Как правило, в произведениях Чехова слово «счастье» используется скорее в ироническом ключе - как торжество самодовольной пошлости и примитивного мещанства. Это мы встречаем, к примеру, в рассказе «Крыжовник».

В рассказе «Черный монах» «счастье», наоборот, играет другими огнями - иллюзорными, обманчивыми, ведущими к разрушению своей и чужих жизней .

Оба этих понимания: как грубой страсти и обманчивого призрака - соединились в чеховском рассказе, который так и называется - «Счастье». Два главных героя и воплощают две стороны этой медали: «Первого не отпускали мысли о счастье, второй же думал о том, что говорилось ночью; интересовало его не самое счастье, которые было ему не нужно и непонятно, а фантастичность и сказочность человеческого счастья» .

Но самое яркое и жизнеутверждающее понимание счастья как своей принадлежности к Божественному миропорядку и причастности к Божией любви выразил Чехов в рассказе «Студент». Известно, что это было его любимое произведение . Главный герой, студент духовной академии Иван Великопольский, неожиданно для себя прикасается к глубинной тайне бытия, обнаруживает «дней связующую нить».

«Он думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только двадцать два года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла» .

Для Чехова, как и для Пушкина, счастье состоит не в совокупности земных благ, а в прикосновении к вечности, в хранении своей совести и в общении с Богом.

Но, наверное, ярче всех из русских писателей такое понимание счастья выразил Федор Михайлович Достоевский.

В его романе «Братья Карамазовы» старец Зосима прямо рассуждает о человеческом счастье. В записках старца Зосимы говорится: «Для счастия созданылюди , и кто вполне счастлив, тот прямо удостоен сказать себе: "Я выполнил завет Божий на сей земле"» .

Вспоминая своего умершего брата, старец Зосима рассказывает, как изменила его болезнь и как приоткрыла для него подлинный смысл жизни. Вот что говорил брат старца Зосимы, будучи уже смертельно больным: «И одного дня довольно человеку, чтобы всё счастие узнать. Милые мои, чего мы ссоримся, друг пред другом хвалимся, один на другом обиды помним: прямо в сад пойдем и станем гулять и резвиться, друг друга любить и восхвалять, и целовать, и жизнь нашу благословлять» .

Романы Достоевского, которые переполнены людским горем, страданием, тяжелейшими жизненными коллизиями, в то же время рисуют оптимистичную картину мира, дают человеку надежду на преображение этого мира. Даже в таком, на первый взгляд, депрессивном произведении, как «Преступление и наказание», в эпилоге мы видим и светлый финал, и новую перспективу жизни, жизни с Богом.

«Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого... Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия!» Так говорится о любви Сони и Раскольникова, который через страдания обрел для себя Бога и новое понимание жизни в свете Евангелия.

Итак, мы рассмотрели лишь несколько примеров из русской литературы. Разумеется, эта тема заслуживает более глубокого и детального исследования. Но даже из краткого обзора становится понятным, что проповедь счастья является одной из магистральных тем для русских писателей. И счастье предстает в русской литературе как полнота бытия, достигаемая через гармонию с самим собой, примирение с ближними и жизнь в Боге.