Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Особенности формирования и характерные черты массовой культуры. Массовая культура

Особенности формирования и характерные черты массовой культуры. Массовая культура

  • 8. Развитие социологической мысли в Украине в хіх− начала хх ст.
  • 9. Основные психологические школы в социологии
  • 10. Общество как социальная система, его характерные черты и особенности
  • 11. Типы обществ с позиции социологической науки
  • 12. Гражданское общество и перспективы его развития в Украине
  • 13. Общество с позиций функционализма и социального детерминизма
  • 14. Форма социального движения – революция
  • 15. Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории развития общества
  • 16. Теории культурно-исторических типов общества
  • 17. Понятие социальной структуры общества
  • 18. Марксистская теория классов и классовой структуры общества
  • 19. Социальные общности − основной компонент социальной структуры
  • 20. Теория социальной стратификации
  • 21. Социальная общность и социальная группа
  • 22. Социальные связи и социальное взаимодействие
  • 24. Понятие социальной организации
  • 25. Понятие личности в социологии. Черты личности
  • 26. Социальный статус личности
  • 27. Социальные черты личности
  • 28. Социализация личности и ее формы
  • 29. Средний класс и его роль в социальной структуре общества
  • 30. Социальная активность личности, их формы
  • 31. Теория социальной мобильности. Маргинализм
  • 32. Социальная сущность брака
  • 33. Социальная сущность и функции семьи
  • 34. Исторические типы семьи
  • 35. Основные типы современной семьи
  • 37. Проблемы современных родственно-брачных отношений и пути их решения
  • 38. Пути укрепления брака и семьи как социальных звеньев современного украинского общества
  • 39. Социальные проблемы молодой семьи. Современные социальные исследования среди молодые по вопросам семьи и брака
  • 40. Понятие культуры, ее структура и содержание
  • 41. Основные элементы культуры
  • 42. Социальные функции культуры
  • 43. Формы культуры
  • 44. Культура общества и субкультуры. Специфика молодежной субкультуры
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты
  • 47. Понятие социологии науки, ее функции и основные направления развития
  • 48. Конфликт как социологическая категория
  • 49 Концепция социального конфликта.
  • 50. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 51. Механизмы социального конфликта и его стадии. Условия успешного разрешения конфликтов
  • 52. Девиантное поведение. Причины девиации по э.Дюркгейму
  • 53. Виды и формы девиантного поведения
  • 54. Основные теории и концепции девиации
  • 55. Социальная сущность общественной мысли
  • 56. Функции общественной мысли и пути ее изучения
  • 57. Понятие социологии политики, ее субъекты и функции
  • 58. Политическая система общества и ее структура
  • 61. Понятие, виды и этапы конкретного социологического исследования
  • 62. Программа социологического исследования, ее структура
  • 63. Генеральная и выборочная совокупности в социологических исследованиях
  • 64. Основные методы сбора социологической информации
  • 66. Метод наблюдения и его основные виды
  • 67. Анкетирование и интервьюирование как основные методы опрашивания
  • 68. Опрос в социологическом исследовании и его основные виды
  • 69. Анкета в социологическом исследовании, ее структура и основные принципы составления
  • 45. Массовая культура, ее характерные черты

    Специфической чертой ХХ века было распространение, в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации, массовой культуры. В этом смысле массовой культуры в ХIХ веке и ранее не было − газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, − вот все, чем располагали город и деревня.

    Ибо массовая культура − это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура − это образ глубоко вторичный, "вторичная моделирующая система", нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка. В этом смысле массовая культура ХХ века была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом.

    Для массовой культуры характерен антимодернизм и антиавангардизм. Если модернизм и авангард стремятся к усложненной технике письма, то массовая культура оперирует предельно простой, отработанной предшествующей культурой техникой. Если в модернизме и авангарде преобладает установка на новое как основное условие их существования, то массовая культура традиционна и консервативна. Она ориентирована на среднюю языковую семиотическую норму, на простую прагматику, поскольку она обращена к огромной читательской, зрительской и слушательской аудитории (сравни с прагматическим, шоковым сбоем, возникающим при неадекватном восприятии текста массовой культуры утонченным аутическим мышлением - экстремальным опытом.

    Можно сказать поэтому, что массовая культура возникла в ХХ веке не только благодаря развитию техники, приведшему к такому огромному количеству источников информации, но и благодаря развитию и укреплению политических демократий. Известно, что наиболее развитой является массовая культура в наиболее развитом демократическом обществе - в Америке с ее Голливудом, этим символом всевластия массовой культуры. Но важно и противоположное - что в тоталитарных обществах массовая культура практически отсутствует, отсутствует деление культуры на массовую и элитарную. Вся культура объявляется массовой, и на самом деле вся культура является элитарной. Это звучит парадоксально, но это так.

    Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а, наоборот в своей примитивности она должна быть совершенной - только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех. Поток сознания, отстранение, интертекст, принципы прозы ХХ века не годятся для массовой культуры. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, - отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них - детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.

    Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом - внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.

    В ХХ веке массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х годах В.Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах.

    Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным.

    Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются. Повторяемость − это свойство мифа − в этом глубинное родство массовой культуры и элитарной культуры, которая в ХХ веке волей-неволей ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Актеры в сознании зрителя отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, как бы воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические мифологические боги. Кинозвезды ведь и есть боги современного массового сознания.

    Установка на повторение породила феномен телесериала: временно "умирающая" телереальность возрождается на следующий вечер.

    Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности. Так, наиболее известные культовые тексты советского кино - "Чапаев", "Адъютант его превосходительства", "Семнадцать мгновений весны" - провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми играми, элементами повседневной жизни языка.

    Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может. Случается правда, какой-либо модернистский или авангардистский прием в такой степени осваивается фундаментальной культурой, что становится штампом, тогда он может использоваться текстами массовой культуры. В качестве примера можно привести знаменитые советские кинематографические афиши, где на переднем плане изображалось огромное лицо главного героя фильма, а на заднем плане маленькие человечки кого-то убивали или просто мельтешили (в зависимости от жанра). Это изменение, искажение пропорций - штамп сюрреализма. Но массовым сознанием он воспринимается как реалистический, хотя все знают, что головы без тела не бывает, и что такое пространство, в сущности нелепо.

    Постмодернизм - это беспечное и легкомысленное дитя конца XX века - впустил наконец массовую культуру и смешал ее с элитарной. Сначала это был компромисс, который назывался кич. Но потом и классические тексты постмодернистской культуры, такие, как роман Умберто Эко "Имя розы" или фильм Квентина Тарантино "Бульварное чтиво", стали активно использовать стратегию внутреннего строения массового искусства.

    Массовая культура − это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством. Феномен массовой культуры существует, а телевидение является самым эффективным средством тиражирования и распространения этой культуры. Массовая культура воздействует на массовое сознание, связана со средствами массовой коммуникации, ориентирована на потребительские вкусы и инстинкты, имеет манипулятивный характер. Массовая культура осуществляет стандартизацию духовной деятельности человека.

    Понятие массовой культуры

    На сегодняшний день единого универсального определения такого понятия, как «массовая культура», не существует.

    Все дело в том, что данное словосочетание включает в себя три составляющих. Во-первых, непосредственно культуру как уникальный характер продукта. Во-вторых, явление массовости как масштаб распространения. И наконец, в-третьих, культуру как определенную духовную значимость. В общем смысле словосочетание «современная массовая культура» служит для обозначения характерных особенностей процесса производства культурных ценностей, ориентированных на массовое потребление современным обществом. Важно отметить, что в данном случае проводится прямая аналогия с поточно-конвейерной организацией труда.

    Характерные особенности и признаки

    В современной социологии и философии понятие «массовая культура» обобщенно отражает состояние культуры и общества начиная с середины двадцатого века. Их характерными особенностями является целый ряд самых разнообразных феноменов. Например, быстрая урбанизация общества, развитие таких средств массовой информации, как телевидение, кино, радио, иллюстрированные журналы и дешевые «карманные» издания книг. Помимо этого, термин «массовая культура» подразумевает под собой индустриально-коммерческий вид производства, стандартизированное распределение духовных благ и демократизацию культуры. Сюда же можно отнести и увеличение затрат на проведение свободного досуга в бюджете среднестатистической семьи. Анализируя основные характеристики такого понятия, как массовая культура, признаки данного социокультурного явления также необходимо рассмотреть. Среди них выделяют быстродоступность, ориентированность на однородную по своим характеристикам аудиторию, упор на иррациональное, эмоциональное, бессознательное и коллективное, эскейпизм, консерватизм и использование средней языковой нормы.

    Основные сферы проявления

    Среди основных направлений массовой культуры в настоящее время выделяют индустрию «субкультуры детства», массовые общеобразовательные школы, систему национальной идеологии, массовые политические партии и движения, массовую социальную мифологию, эффективным образом упрощающую сложную систему ориентаций и ценностей человека до элементарных понятий. Кроме того, выделяют увеличение числа разнообразных развлечений, игровых комплексов, а также организаций, стимулирующих и управляющих потребительским спросом на услуги, вещи или идеи.

    Значение для современного общества

    В настоящее время термин «массовая культура» все больше утрачивает свой негативный окрас и критическую направленность. Сегодня все чаще подчеркивается ее значимость, обеспечение благодаря ей социализации большого числа людей в условиях постоянно меняющейся среды современного индустриального общества. Наряду с пропагандой упрощенных представлений и ценностей, массовая культура тем не менее эффективно решает задачу жизнеобеспечения самых разнообразных социальных групп. Помимо этого, она обеспечивает и масштабное включение в индустрию потребления, а значит, и поддержание процесса производства.

    М. Г. Рыбакова. Массовая культура: характерные особенности, пути трансформации

    Массовая культура в XX веке становится одной из прибыльных отраслей экономики; это отражено в соответствующих названиях: «индустрия развлечения», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т. п. Здесь надо отметить, что последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой культуры» – появление свободного времени, его избытка, так называемого «досуга», которого надо чем-то заполнить. Превращаясь в товар для рынка, враждебная в то время всякому роду элитарности, «массовая культура» проявляет себя в целом ряде отличительных черт. Это, прежде всего, ее «простота», если не примитивность, часто переходящая в культ посредственности. Кроме того, для выполнения своей функции «массовая культура» должна быть как минимум развлекательной; она жизнелюбива, ее произведения завершаются часто хэппи-эндом. Таким образом, значительно изменившиеся в конце XX – начале XXI века представления о времени и пространстве, изменились не только в рамках научной картины мира, но, в бо?льшей степени, в отношении человеческого бытия в целом, проявившись в новом типе культуры – массовой культуре.

    Итак, в начале XX века происходило введение принципов массового производства в область культуры. Это означало, что культурные артефакты можно было рассматривать как любой другой массово производимый продукт. Культурные продукты, такие как первые кинофильмы, в это время еще не могли рассматриваться в качестве искусства, поскольку они не имели ауры подлинных и аутентичных художественных произведений. В то же время, их нельзя было отнести и к народной культуре, так как они, в отличие от фольклорных жанров, не исходили от широких масс людей и не могли отражать их опыта и интересов. Поэтому проблемы нового типа культуры связываются исследователями массовой культуры с изменением социальных структур и культурных порядков в индустриальную эпоху. Новый тип общества – «массовое общество» – создает свою культуру – массовую культуру, воплощающую ценности и жизненные стили широчайших слоев населения.

    К 20-м годам XX века возникли такие массовые культурные формы, как кино и радио. Именно это время и характеризуется возникновением теоретического интереса к проблемам массовой культуры.

    Феномен массовой культуры с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации и роль массовой культуры в современном обществе оцениваются учеными далеко неоднозначно.

    Универсального определения массовой культуры до сих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Научно-философская категория, «массовая культура» включает в себя три понятия:

    1) «культуру» как особый характер продукта;

    2) «массовость» как степень распространения продукта;

    3) «культуру» как духовную ценность.

    Массовая культура однозначно является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в зна-чительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на проявляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.

    Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем достаточно консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую, ее произведения лишены глубокого смысла, они обладают некой харизмой. К сожалению, иногда лучшим средством угодить вкусам публики оказывается не новизна, не новаторство, а банальность.

    Массовая культура часто принимает формальный характер: функционируя, она лишается сущностного содержания и традиционной морали, являясь особым культурным феноменом, она представляет собой автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В связи с этим А. Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней.

    С точки зрения другого подхода, массовая культура предстает как явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно представляемая аудитории средствами массовой коммуникации.

    Одним из наиболее интересных и продуктивных можно отметить подход Дэниела Белла, согласно которому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация между такого рода людьми, узкими специалистами, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне массового сознания, то есть на общедоступном языке, коим и является массовая культура.

    Как мы уже отмечали, массовая культура оценивается различными ав-торами противоречиво. Представители одной группы – Теодор Адорно, Герберт Маркузе дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под ее влиянием изменяется система ценностей – стремление к занимательности и развлекательности становится главенствующим. К негативным моментам относится и то, что культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики. Английский писатель О. Хаксли, анализируя специфику массовой культуры как эстетического явления, отмечает и такие причины ее популярности, как узнаваемость и доступность. Общество нуждается в подтверждении великих истин, хотя делает это массовая культура часто на низком уровне и безвкусно. Массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, представляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

    В связи с широким распространением массовой культуры появляется вопрос и о ее географическом статусе. Массовая культура – явление общечеловеческое, никак не связанное с социальной структурой общества. Таким образом, необходимо отметить еще одну важную особенность массовой культуры – ее космополитизм.

    Формирование массовой культуры проходило на протяжении долгого времени. Наиболее интересными факторами, которые сыграли важную роль в распространении массовой культуры, стали технический прогресс, процессы демократизации и глобализации в современном мире. Отмечая наиболее важные этапы в развитии массовой культуры можно отметить, что в самых общих чертах это явление можно обнаружить уже в культуре древних цивилизаций: массовые зрелища, бои гладиаторов.

    Новый этап развития массовой культуры принято связывать с изобретением книгопечатания в Европе, которое способствовало распространению книжного знания и вовлечению в культурный, духовный процесс широкий круг аудитории. Важную роль в процессе формирования массовой культуры сыграла эпоха Нового времени, процессы секуляризации, расширение географии культурного взаимодействия. Наибольшее значение для последующего формирования массовой культуры имели научные изобретения и технический прогресс XIX столетия. Именно в это время формируются основные принципы массовой культуры, появляются виды творчества, рассчитанные на широкого потребителя, складывается универсальный «язык» массового искусства. Более того, в XIX веке появляются и первые исследовательские работы, непосредственно посвященные вопросам массовой культуры, в которых авторы стремились выявить как негативные, так и позитивные черты этого явления. Тенденции, заложенные в XIX столетии, нашли свое продолжение в XX веке.

    Таким образом, с XIX по XX век из отдельных явлений оформляется определенный тип культуры, который принимает всеобъемлющий массовый характер.

    На основе анализа тенденций мирового культурного развития можно сделать вывод о давних предпосылках массовой культуры, уходящих своими корнями в древние времена. Возникнув в эпоху Средневековья и Возрождения в виде традиции народных театрализованных представлений, массовая культура получила новый импульс к развитию в эпоху Просвещения, а затем в эпоху научно-технической революции, что привело к возникновению индустриально-потребительской цивилизации. Как было сказано выше, в массовом обществе возникает массовая культура.

    Понятие «масса» издавна обозначало нечто подозрительное, это был синоним понятия «толпа», которой по определению свойственны непостоянство, легковерие и низость вкуса. Масса видится источником угрозы значимым проявлениям культуры, которые, с одной стороны, надо было бы от этой массы спасать, а с другой, прилагать усилия к тому, чтобы они в массе распространялись.

    Массовая культура – это часть общей культуры, отделенная от элитарной лишь большим количеством потребителей и социальной востребованностью. Эта определенность не строга, более того, объекты переходят через эту условную границу довольно часто. Все эти признаки подобного отделения следуют из количественного фактора. Музыка Моцарта в зале филармонии остается явлением элитарной культуры, а та же мелодия в упрощенном варианте, например, звучащая как сигнал вызова мобильного телефона – явление культуры массовой. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная и народная культура. У нее самая широкая аудитория, она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образы ее, например, шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают и уходят из моды, и в то же время, многие из них составляют золотой фонд мировой художественной культуры. В качестве примера можно привести яркие вокальные и инструментальные номера из мюзиклов, получившие широкое распространение, которые в то время можно было рассматривать как проявление массовой культуры. Впоследствии этот музыкальный материал превращается в джазовые стандарты, которые являются образцами классического элитарного джазового искусства.

    Из книги Манипуляция сознанием автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

    Из книги Культура растафари автора Сосновский Николай

    Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТАФАРИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Явление «культурного империализма» подробно изучено и многократно заклеймлено. В этой связи общественных деятелей «Третьего мира» особенно беспокоит молодёжь. На региональной конференции по проблемам африканской

    Из книги История мировой и отечественной культуры автора Константинова С В

    26. Общие особенности культуры эпохи раздробленности. Культура Владимиро-Суздальской Руси Эпоха раздробленности охватывает XII–XV вв. русской истории и начало XVI в. Для русской духовной культуры середины XII–XIII вв. характерно появление в разных регионах Руси самобытных

    Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

    ЛЕКЦИЯ № 11. Массовая и элитарная культура В рамках определенной исторической эпохи всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе огромное значение

    Из книги Категория вежливости и стиль коммуникации автора Ларина Татьяна Викторовна

    Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

    Массовая культура «Специфической чертой XX в. было распространение в основном благодаря развивающимся средствам массовой коммуникации (см.: Масс-медиа) М. к. В этом смысле М. к. в XIX в. и ранее не было - газеты, журналы, цирк, балаган, фольклор, уже вымирающий, - вот все, чем

    Из книги Культурология. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

    36 МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Массовой культурой называют совокупность потребительских элементов культуры, производимых в больших объемах промышленным способом. Это культура повседневной жизни, представляемая большей части общества по самым разным каналам, включая средства

    Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

    Из книги Слово - письмо - литература автора Дубин Борис Владимирович

    Культурная динамика и массовая культура сегодня[*] Общую рамку для понимания сдвигов в области культуры, и прежде всего массовой, я предлагаю видеть в нескольких взаимосвязанных процессах, особенно остро проявляющихся в последние полтора-два года. Эти процессы

    Из книги Русский детский фольклор: учебное пособие автора Колядич Татьяна Михайловна

    9. Фольклор и массовая культура «Основные понятия: общность форм, уровни взаимодействия, использование приемов детского фольклора писателями.Общность функционирования фольклора и массовых форм культуры особенно четко проявилась в XX веке, когда многие фольклорные

    Из книги Советская литература. Краткий курс автора Быков Дмитрий Львович

    МАССОЛИТ Советская и постсоветская массовая культура 1Как показывает практика и свидетельствуют опросы, Советский Союз образца семидесятых во многих отношениях был идеальной для России моделью общественного устройства. Речь не о том, что такое устройство хрупко и

    Из книги Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие автора Курышева Татьяна Александровна

    7. Массовая музыкальная культура как объект рецензирования Культуру высокую в массы двигай! В.

    Из книги Классика, после и рядом автора Дубин Борис Владимирович

    Из книги Топографии популярной культуры автора Коллектив авторов

    Из книги Как это делается: продюсирование в креативных индустриях автора Коллектив авторов

    Из книги автора

    Современное общество, массовая культура и масс-медиа Вмешательство средств массовой коммуникации в традиционную картину мира происходило в течение всего ХХ века и острее всего ощущалось в сфере культуры. Общество постепенно становилось все более информированным,

    Анализируя массовую культуру как особое социокультурное явление, необходимо указать ее основные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются:

    Ориентированность на гомогенную аудиторию;

    Опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное, бессознательное;

    Эскейпизм;

    Быстродоступность;

    Быстрозабываемость;

    Традиционность и консерватизм;

    Оперирование средней языковой семиотической нормой;

    Занимательность.

    Остановимся более подробно на некоторых из вышеперечисленных характеристик.

    Ориентированность на иррациональное, бессознательное, коллективное. Еще Карл Юнг в своих работах отмечал, что символообразование является основой массовой культуры. Роль символа, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать сублимации энергии бессознательных сфер психики, т.е. направлению ее в объективную реальность. Согласно Юнгу, базовыми в понимании массовой культуры являются следующие компоненты. Во-первых, ее восприятие как компенсаторного явления, восполняющего утраченную целостность человеческой природы. Во-вторых, понимание бессознательной основы массовой культуры. В-третьих, понимание мифотворческого предназначения массовой культуры.

    Для массовой культуры, как заметили культурологи, очень свойственно повторение сюжетов, идей и образов. А повторяемость - это свойство мифа. Мифология, в свою очередь, фиксирует в концентрированном виде коллективное бессознательное. Следовательно, массовая культура тем или иным образом ориентируется на архетипы коллективного бессознательного. Интересно подметил российский культуролог В.П. Руднев: "Актеры в сознании зрителей отождествляются с персонажами. Герой, умерший в одном фильме, воскресает в другом, как умирали и воскресали архаические боги". Вообще культурологи все чаще и чаще сближают массовую культуру с мифологией. Характерны даже названия монографий. Например - "Мифология XX века".

    Другая, не менее значимая характеристика массовой культуры - эскейпизм, т.е. бегство от реальности в мир фантазий и грез. Эту черту отмечают многие исследователи. Так, в частности, В.П. Шестаков считает, что именно благодаря эскейпизму массовая культура осуществляет подмену, или выражаясь языком психоанализа, компенсацию реальности миром обманчивых и утешительных иллюзий. Автор книги "Философия художественной истории" Арнольд Хаузер так же полагает, что история современного массового (популярного) искусства начинается с возникновением идеи о том, что искусство означает отвлечение. В нем ищут рассеивание, но не концентрацию, развлечение, но не образование.

    Быстродоступность порождений массовой культуры достигается с помощью современных средств массовой коммуникации, которые год от года становятся все более совершенными и разнообразными. За последнее десятилетие к таким уже традиционным способам распространения продукции массовой культуры как кино, видео, теле и радиопрограммы, печатные издания прибавились мобильные системы связи (пейджеры, мобильные телефоны), а также Интернет.

    Массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Однако продукция массовой культуры недолговечна. Будучи в значительной мере культурой потребительской, она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. С исчезновением спроса исчезает и продукция, предназначенная для его удовлетворения.

    Говоря о недолговечности продукции массовой культуры, следует выделить особую категорию ее так называемых "культовых" произведений. Их главная особенность заключается в том, что они очень глубоко проникают в массовое сознание и приобретают достаточную степень устойчивости.

    Например, книга "Двенадцать стульев" (И. Ильф, Е. Петров) - культовое произведение советской социальной сатиры, вплавленное в сознание масс бесчисленным количеством цитат и афоризмов. Тексты песен и музыка рок-группы "Битлз" уже не просто тексты и музыка, а своего рода сакральные символы массовой рок-культуры. Художественный фильм "Семнадцать мгновений весны" (Т. Лиознова, СССР) уже более четверти века является своеобразным видео-гимном советской военной разведки. А исполнитель главной роли (В. Тихонов) в сознании народа до конца своей творческой деятельности останется "Штирлицем".

    Массовая культура, порождая огромное количество своих произведений-однодневок, вместе с тем глубоко консервативна. Ее произведения можно безошибочно отнести к тому или иному жанру, сюжеты обладают четкой, из раза в раз повторяющейся структурой. И хотя зачастую произведения "массовой культуры" лишены глубокого смысла, они обладают жестким каркасом внутренней структуры. Лучшим средством угодить вкусам публики, считают некоторые культурологи, оказывается не новизна, не новаторство, а банальность. Человек не способен понять и усвоить нечто совершенно новое для него, если это новое не имеет никаких соответствий с чем-либо уже известным. Известное служит путеводной нитью, ведущей через неизведанное пространство. Подсчитано даже, что если произведение содержит более 10% совершенно новой информации контакт с аудиторией теряется.

    Как самостоятельное явление массовая культура оценивается противоречиво.

    В целом существующие точки зрения можно разделить на две группы. Представители первой группы (Адорно, Маркузе и др.) дают негативную оценку этого феномена. По их мнению, массовая культура формирует у ее потребителей пассивное восприятие действительности. Такая позиция аргументируется тем, что в произведениях массовой культуры предлагаются готовые ответы на то, что происходит в социокультурном пространстве вокруг индивида. Кроме того, некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяется система ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становится доминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры на общественное сознание, относят также и то, что массовая культура основывается не на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей, воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.

    К этой группе можно отнести и авторов Учения Живой Этики (Махатмы, семья Рерихов). Согласно парадигме Живой Этики, массовая культура по своей сути является псевдо-культурой, так как в отличие от истинной (т.е. высокой культуры) в большинстве своих форм не способствует гуманистически ориентированному социальному прогрессу и духовной эволюции человека. Призвание и назначение истинной культуры - облагораживание и совершенствование человека. Массовая культура исполняет обратные функции - она реанимирует низшие аспекты сознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую, эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.

    Между тем, исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовой культуры в жизни общества, указывают что:

    Она притягивает к себе массы, не умеющие продуктивно использовать свое свободное время;

    Создает своего рода семиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействию между членами высоко технологичного общества;

    Дает возможность широкой аудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры.

    И все же, вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативной оценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияние массовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарную схему "белое - черное". В этом заключается одна из главных проблем анализа массовой культуры.

    Попытаемся теперь выявить причины популярности мас-культуры и прокомментировать их. Здесь кроме объективной причины (необходимость усредненного языка общения) можно выделить и другие, которые непосредственно связаны с особенностями человеческого сознания. Они выглядят следующим образом.

    Нежелание индивида активно участвовать в социальных явлениях и процессах духовно или интеллектуально. Другими словами, изначальная пассивность сознания большинства членов общества.

    Желание уйти от повседневных проблем, от обыденности и рутины.

    Желание понимания и сопереживания своим проблемам со стороны другого человека и общества.

    Кроме того, известный английский писатель О. Хаксли, анализируя специфику массовой культуры как эстетического явления, отмечает и такие причины ее популярности как: узнаваемость и доступность. "Общество нуждается в постоянном подтверждении великих истин, - весьма справедливо замечает он, - хотя делает это массовая культура на низком уровне и безвкусно".

    Массовая культура, учитывая все эти особенности сознания, предоставляет продукцию, которая легко воспринимается, позволяет окунуться в мир грез и иллюзий, создает впечатление обращения к конкретному индивиду.

    В связи с широким распространением массовой культуры появляется вопрос и о ее географическом статусе. Большинство теоретиков и историков культуры склоняются к тому, что массовая культура - явление общечеловеческое, никак не связанное с социальной структурой общества. Массовая культура - космополитична.

    Однако, следует учитывать, что массовая культура не может появиться из ниоткуда. Ей, как и любому другому социальному феномену, необходим определенный идейный фундамент. Таким фундаментом для массовой культуры является культура традиционная, из которой она черпает сюжеты и идеи для своих произведений, исторический опыт того или иного социального образования, или другими словами, память народа. Так, например, японская массовая культура порождает свои совершенно оригинальные типы героев. Они отчасти похожи на западные образцы, но вместе с тем сохраняют черты традиционной японской культуры. Японский культуролог Й. Бурума отмечает их своеобразие на примере комиксов для девушек: "Хотя на западе комиксы для девушек полны необычайно красивых юношей с длинными ресницами и звездными глазами, они все же несомненно мужчины…. В Японии они более двойственны по своему виду.… Это андрогинные юные герои называются словом "бисёнен", красивые юноши".

    массовый культура социальный космополитичный

    Введение

    Понятие массовой культуры, особенно в последние десятилетия, широко исследуется, много написано и сказано о феномене «маскульта», и, казалось бы, что еще можно добавить? Однако массовая культура прочно вошла в современную жизнь любого общества и до сих пор не утихают споры о ее сущности.

    «Маскульт» можно рассматривать с различных позиций: с точки зрения эстетической ценности его произведений - принято оценивать его как профанацию культуры, ориентированную не на шедевры, как традиционное искусство, а на заведомо заурядные (а главное кассовые) произведения; с точки зрения форм его распространения - это циркулирующая по каналам массовых коммуникаций продукция, предназначенная для духовного потребления миллионов людей. Но главное назначение «маскульта» состоит в том, что, с одной стороны, он выполняет функцию адаптации человека к современному обществу, с другой, используется как средство для манипуляции массами.

    Массовая культура представляет собой специфическую индустрию, производящую «массового» человека, заимствующего «свои» мысли из радио- и телепередач, газет и рекламы, и который превращается в простого исполнителя заданных ролей с атрофированной личностью.

    Термин «массовая культура» производит впечатление, что речь идет о культуре масс. Однако, то, что им обозначается на самом деле представляет собой культуру для масс, ориентированную на манипулирование их сознанием.

    Социальные функции массовой культуры неоднозначны и зачастую имеют скрытый характер. Духовная продукция для масс навязывает им определенные нормы и ценности как основу их повседневной жизни, при этом она активно воздействует на психологию человека, особенно на область подсознательного, пытаясь стимулировать определенные инстинкты. Ее стараются делать красивой, привлекательной, эстетичной, забавной или ироничной. Массовая культура зачастую выглядит поучительной и очень похожей на правду, она держит зрителя в напряжении и интригует его, и вместе с тем уводит человека в мир грез и иллюзий, и, что самое главное, она заполняет его свободное время. Человек оказывается пленником этой культуры, которая заботливо производится для него средствами массовой коммуникации.

    Массовая культура: значение, направления, основные черты

    Часто массовая культура определяется как псевдокультура, как кич, который не обладает никаким положительным мировоззренческим, воспитательным, художественным или эстетическим содержанием. Отечественные учёные-культурологи обозначают массовую культуру как эрзац-продукт, т.е. суррогат - предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального, как явление лишь внешне напоминающее Культуру. Считают, что массовая культура мистифицирует реальные процессы и происходит отказ от рационального начала в сознании. Т.е. некоторые учёные не усматривают в основе массовой культуры разумно обоснованных, целесообразных действий и характеризуют её как псевдо культуру. В чём же заключается негативность массовой культуры? Вот некоторые научные определения. «Массовая культура» безусловно является откровенно инфантильным «эрзац - продуктом» х .

    Среди её направлений и проявлений:

    Средства массовой информации - СМИ - транслирующие населению текущую информацию и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам. ангажирующего данное СМИ «заказчика», так же формирующие общественное мнение в интересах данного заказчика;

    Система организации и стимулирования массового потребительского спроса - реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и т.д., превращающая процесс безостановочного потребления социальных благ в самоцель существования;

    Индустрия формирования имиджа;

    Индустрия досуга, включающая в себя «массовую художественную культуру» содержит: «бульварную» литературу, аналогичные развлекательные жанры кино, комиксы в изобразительном искусстве, рок-, поп-музыку, конферанс и «разговорные жанры», различные виды шоу-индустрии, где используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя!

    «Массовая культура» возникла сначала на Западе как продукт бизнеса, она обычно рассматривается как псевдокультура. Ее основные черты:

    Примитивизм изображения человеческих отношений,

    Развлекательность, стандартизация содержания,

    Культ успеха и потребительства, насаждение конформизма.

    Целью «массовой культуры» является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания, что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. «Массовая культура» в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые образы (имиджи) и стереотипы.

    В рамках таких ее жанров как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс создаются упрощенные «версии жизни». Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу .

    Массовая культура - мощное средство воздействия на общественное сознание для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип. Она имеет негативные следствия для общественной жизни. Массовая культура - это натурализм, играющий на примитивной чувственности, ее природа - товар для рынка; ставка на зрелищность приводит к нравственной неразборчивости; ее направленность - утилитарно-развлекательная. На фоне мудрых учений мировых религий и лучших произведений мирового искусства среди прекрасных творений изящной словесности и научных достижений выдающихся умов высится «Вавилонская башня» массовой культуры. Это уродливое сооружение возвышается как упрёк человечеству, предпочитающему сумерки невежества свету Знаний о мире духовности и красоты .

    Основным недостатком многих исследований, является то, что в них изучаются, прежде всего, идеологическая функция массовой культуры или её эстетические компоненты, чаще всего с субъективной точки зрения автора, с позиций его художественных предпочтений. Подобный, достаточно упрощённый подход к массовой культуре не только является гносеологически бесперспективным, но и не в состоянии объяснить внутренние механизмы серьёзнейшего воздействия массовой культуры на современное общество, его культурную и даже политическую динамику. Таким образом, можно констатировать, что на сегодняшний день не существует развёрнутого аналитического концепта массовой культуры, с одной стороны, - удовлетворяющего реальной практике, т.е. способного выступить рабочим принципом при анализе и оценке явлений современной культуры, с другой - соответствующего современному уровню философско-культурологического знания, т.е. включающего, а не игнорирующего те мыслительные модели, которые аккумулировались в постклассическом познавательном опыте .