Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Каким видит чацкого грибоедов в своей комедии. Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

Каким видит чацкого грибоедов в своей комедии. Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»

"Евгений Онегин" - вершина творчества А.С. Пушкина. В своей восьмой статье "Евгений Онегин" В.Г. Белинский писал: "Онегин" есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы... Не говоря уже об эстетическом достоинстве "Онегина", эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение".

"Евгений Онегин" - уникальное произведение. Уникальным его делает широта охвата действительности, многосюжетность, описание отличительных особенностей эпохи, ее колорита. Именно это дало основание В.Г. Белинскому в своей статье "Евгений Онегин" сделать вывод: "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". В этом произведении отразился век и современный человек". В нем, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о том, как одевались и

Что было в моде, что люди ценили больше всего, о чем они разговаривали, какими интересами они жили. В "Евгении Онегине" отразилась вся русская жизнь. Кратко, но лаконично изобразил автор глухую помещичью провинцию, крепостную деревню, барскую Москву, светский Петербург, губернские города (в путешествии Онегина).

Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои его романа. Автор воспроизвел атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина. Вспомним, как Пушкин описывает первый выход Онегина в свет: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал И

Кланялся нenpuнуждeннo, Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил.

На мой взгляд, такого рода идеалы были присущи еще барской Москве времен А.С. Грибоедова, описанной в комедии "Горе от ума". Что же это? Неужели ничего не изменилось? К сожалению, нет. Как и тогда, в обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец, преждевременное старение души и постоянная суета, царящая в свете, превращает жизнь людей в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную русской жизни. Искренне она признается Евгению: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них?. Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки,

Заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на поединке Ленского. Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! - восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неоднородно. Это и "светская черта", превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией. Очень верно объясняет это противоречие Юрий Лотман в своих комментариях к роману: "Образ света получал двойное освещение: с одной стороны, мир бездушный и механический,

Он оставался объектом обсуждений, с другой - как сфера, в которой развивается русская культура, жизнь одухотворяется игрой интеллектуальных и.духовных сил, поэзией, гордостью, как мир Карамзина и декабристов, Жуковского:и самого автора "Евгения

Онегина", он сохраняет безусловную ценность".

Общество неоднородно. От самого человека зависит, примет он нравственные законы малодушного большинства или лучших представителей света.

Сам Пушкин принадлежал к высшим аристократическим кругам. Поэтому в романе он изобразил, как Евгений Онегин тратит свои лучшие годы на балы, театры, любовные приключения. Однако очень скоро Онегин начинает понимать, что эта жизнь пуста, что за "вне ней мишурой" не стоит ничего. Но, несмотря ни на что, этот герой стоит выше своих сверстников. Именно это, на мой взгляд, вынудило Евгения потерять интерес к жизни. Он впадает в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже?

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Барское отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм - вот то наследие, которое Онегин получил от "высшего света".

Провинциальное общество предстает в романе карикатурой на высший свет. Одно появление четы Скотининых на именинах Татьяны заставляет читателей смеяться сквозь слезы. Ведь эти герои уже не первый раз появляются на сцене. За 50 лет до появления на свет "Евгения Онегина" эта чета была высмеяна Фонвизиным в комедии "Недоросль". Таким образом, Пушкин показывает, что за срок, отделяющий современную Пушкину провинцию от провинции, описанной Фонвизиным, ничего не изменилось.

Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили, в основном, пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый, Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал простой игрушкой...

Таково было большинство представителей провинциального общества. Но на фоне этой глухой помещичьей провинции автор изображает "милую" Татьяну, с чистой душой, добрым сердцем. Почему эта героиня так непохожа на своих близких, на сестру Ольгу, ведь воспитывались они в одной семье? Прежде всего потому, что Татьяна много читала, ей нравилось бродить среди дубрав, мечтать, "она любила на балконе предупреждать зари восход, когда на бледном небосклоне звезд исчезает хоровод..." Глубокой основой образа Татьяны является народность. Именно это помогло ей победить высший свет, и в этой победе – залог победы духа народности над всем ему противостоящим. Весь милый для

Пушкина облик Татьяны сближен с исключительно поэтической русской природой, лишенной экзотики. Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости. Белинский писал:

"Природа создала Татьяну для любви, общество пересоздало ее". На мой взгляд, это не так. Попав в светское общество, она осталась той же чистой и возвышенной Таней, преданной деревне, своей полке книг, воспоминанию о своей няне: Татьяна смотрит и нe видит, Волненье света нeнaвuдum, Ей душно здесь..., она мечтой Стремится к жизни

Полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок...

Белинский считает, что жизнь Татьяны - страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром.

Пушкин умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества?" - отмечал Белинский в критической статье. Я думаю с этими словами согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. И я полностью согласна с Белинским, считавшим "Евгения

Онегина" "энциклопедией русской жизни". Роман А.С. Пушкина оказал огромное влияние на современную и последующую литературу. "Пусть идет время и приводит с собою новые потребности новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор".

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное Образовательное Учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Малышева О.М.

«Евгений Онегин»

Бийск 2009

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» - одно из самых удивительных произведений мировой литературы, показывающее такую картину мира, подобного которому больше не увидеть нигде.

Творческая биография Пушкина с символической чёткостью делится на три равных этапа - на три семилетия:

Раннее - 1816-1823,

Зрелое - 1823-1830,

Позднее - 1830-1837.

На первом этапе, в своём раннем семилетии, молодой Пушкин больше оглядывается вокруг, чем всматривается в себя. В поисках «своей» темы он вживается в окружающий мир, где переплетаются силовые линии, исходившие из таких источников, как эпоха Просвещения, культ Наполеона, революционные европейские и национально-освободительные движения, Байрон и романтизм, общественный подъём, вызванный Отечественной войной 1812 года, нарождающийся и крепнущий декабризм. Впрочем, в «примерке» на себя «чужих» картин мира, общением с «чужими» идеями уже виделось то, что было свойственно только Пушкину, даже в молодые годы, в стихотворении 1812 года «Чужое» он подвергал проверке, испытанию, экзамену, и рано или поздно оно не выдерживало этого экзамена: так «Свободы сеятель пустынной» трещину даёт идеология декабризма, а в 1824 году в «Цыганах» развенчивается романтическая концепция человека.

С течением времени всё более складывается несоизмеримость «чужих» представлений о мире с масштабом дара и творческой личности Пушкина. Для него возникает необходимость оставить в стороне опробованные, готовые представления и обрести свою картину мира. А художественная интуиция подсказывает ему, что путь к обретению целостного образа мира лежит через труд самопознания и самосовершенствования. Другими словами, необходимо было понять: кто есть я? Где моё место в мире? Какие взаимоотношения между мной и миром? На исходе первого семилетия характер творческого поведения Пушкина начинает заметно меняться.

Рубеж между первым и вторым семилетиями приходится на 1823год. Это год духовного кризиса. Поэт испытывает мучительное, драматическое ощущение относительности, непрочности, в конечном счёте, непригодности усвоенных извне авторитетных картин мира, ощущение ускользания точек опоры, угрозы внутреннего хаоса. В результате такой переоценки взгляд поэта стал перемещаться. Не внешний мир, а тайна собственного «Я» - вот что стало главным. И тогда началось стремительное расширение духовного кругозора. Совершилось самое главное: был верно поставлен основной вопрос, определена главная проблема - проблема человека и его места в мире.

Значение этого события состоит в том, что пушкинское творчество начинает наполняться содержанием, которое было основным для древнерусской литературы. По определению Дмитрия Сергеевича Лихачёва, «древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет - мировая история, и эта тема - смысл человеческой жизни». Буквально то же можно сказать о зрелом пушкинском творчестве. Зрелое пушкинское семилетие совпадает с семилетним периодом работы над «Евгением Онегиным»: 1823год - выход первой главы,1830-восьмой.

Можно сказать, что роман в стихах есть развёрнутая запись центрального этапа пушкинского творчества, его дневник, поэтический оттиск его внутреннего содержания. Зрелое семилетие Пушкина - это в полном смысле слова «онегинское» семилетие.

«Евгений Онегин» занимает особое положение в мировой литературе. Вряд ли существует произведение, которое устремлялось бы к проблеме общечеловеческого всемирного бытия, проблем человека и при этом сохраняло бы такое мощное исповедальное, лирическое напряжение, было бы полно обаяния живого и личного, человеческого в каждой строке.

Перед началом изучения произведения можно предложить учащимся ответить на вопросы:

1. Какова жанровая природа романа в стихах?

2. Что является идейно-художественным центром романа и лирического стихотворения: сюжет с перипетиями судеб героев, душевная и духовная жизнь самого автора?

3. Прокомментируйте смысл эпиграфа, сочинённого А.С.Пушкиным и написанного на принятом в светском обществе французском языке.

5. Что важнее для «большого стихотворения»: «ума холодные наблюдения» или «сердца горестные заметы»?

Сохранившиеся рукописи «Евгения Онегина» показывают, какой громадный труд вложил Пушкин в своё создание, как упорно и тщательно, заменяя помногу раз одно слово другим, один оборот другим, добивался он наиболее точного поэтического выражения своей мысли и чувства, как не раз менял он в процессе работы и план своего романа, и отдельные его подробности. Целые дни, не выходя из дому, целые ночи до зари проводил Пушкин в этой трудной и радостной работе.

Неудивительно, что, окончив «Евгения Онегина», поэт наряду с чувством гордости от совершенного им подвига - создание первого русского реалистического романа - испытывал грусть, скучая по привычному, многолетнему занятию и чувствуя себя без него неуютно. Об этом он говорит в небольшом стихотворении, носившем выразительное заглавие «Труд»:

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Или, свой подвиг свершив, я стою, чуждый работе другой?

Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи,

Друга Авроры златой, друга пенатов святых?

В пору работы над «Евгением Онегиным» Пушкин писал П.А.Вяземскому: «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница». В чём же разница? И почему роман «Евгений Онегин» Пушкин и в самом деле пишет в стихах? Ведь он писал и прозу (она занимает значительное место в его творчестве). Какой же особый смысл в «романе в стихах»?

Нам может помочь следующее высказывание автора. В 1825 году в предисловии к первому изданию первой главы он предупреждал: «Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено». Итак, роман назван стихотворением, а стихотворение - это лирическое произведение, изображающее внутренний мир автора, его состояние, настроение, происходящие в нём духовные процессы. Главным героем стихотворения является сам автор. Значит, назвав свой роман «стихотворением», Пушкин сразу указал на главного героя - автора.

Но ведь роман назван «Евгений Онегин». И речь в нём пойдет об Онегине, Ленском, Татьяне, о событиях, происходящих с ними, об их судьбах, т.е. будет изображаться объективное бытие, бытие, независимое от автора, существующее вне него. И тогда это эпическое произведение - роман. Как же связаны роман и стихотворение? Да, действительно, роман повествует о других героях, не зависимых от автора. Но это их кажущаяся независимость. Герои, их жизнь, их взаимоотношения, их судьбы служат для полноты самораскрытия автора как человека, как личности; раскрывают высоту и трудность его авторской позиции, его новый взгляд на жизнь, на себя - его новый идеал - идеал свободы от собственных страстей, привычек. В форме «лирических отступлений» Пушкин включил в свой роман множество прекрасных лирических стихотворений, поэтическое выражение его души:

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

Сюжет «Евгения Онегина» очень прост: Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать счастливыми, не могут соединить свою судьбу.

И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильный путь в жизни.

Над глубокими причинами этих ошибок и заставляет Пушкин размышлять нас, читателей. Этот простой сюжет излагается у Пушкина по очень чёткой, строгой композиционной схеме. Любовное письмо Татьяны и жестокая отповедь Онегина в первой части романа раскрывают драму Татьяны. Письмо Онегина и ответный монолог Татьяны во второй части рисуют крах любовных надежд Онегина. Между этими главными сюжетными эпизодами - ряд событий, которые должны были навсегда разлучить Онегина и Татьяну: убийство на дуэли Ленского и замужество Татьяны. На эту простую сюжетную схему нанизано в «Евгении Онегине» множество картин, описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами.

Так какие же они, главные герои романа?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к тексту.

1. О ком идёт речь: о конкретном человеке Евгении Онегине или о «молодом повесе» вообще?

2. С помощью цитат или косвенной речью опишите образ жизни молодого столичного жителя: внешний вид, воспитание, образование, времяпрепровождение, круг интересов и т.д.

3. Выпишите наиболее важные цитаты, обнажающие двойственное отношение автора к своему герою. Что автор принимает, отметьте моменты наиболее тесных контактов, что автор с горечью отвергает.

4. Что за недуг постиг героя «в цвете лучших лет»: «но был ли счастлив мой Евгений»? (Ответ можно найти также в стихотворении Пушкина «Демон», написанном в том же, 1823 году)

5. Случайно ли то, что именно в период острой хандры Онегина сближаются автор и его герой?

6. К каким жизненным выводам приходит автор на момент конца первой главы?

7. К каким жизненным выводам приходит Онегин?

С молодым помещиком Евгением Онегиным мы знакомимся уже в первой главе романа: здесь рассказывается о его воспитании и образовании, описывается один из его дней, сообщается о смерти дяди Онегина и переезде того в деревню. Воспитание и образование героя довольно безличное, такое же, как у всех в его среде, направленное на создание внешнего облика и лишенное внутреннего содержания и смысла.

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,-

Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет –

И, наконец, увидел свет.

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо;

Онегин был по мненью многих

(Судей решительных и строгих)

Учёный малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С учёным видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнём нежданных эпиграмм.

Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха,

Из Энеиды два стиха.

Он рыться не имел охоты

В хронологической пыли

Бытописания земли;

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей....

День Онегина - это один из бесконечных дней его жизни, состоящих из одних и тех же событий: прогулок на бульваре, обедов в ресторане, театров, балов. Из этих дней складывается «однообразная и пёстрая» жизнь.

Строго говоря, событий в романном понимании в первой главе нет. Там с героем ничего не происходит. Но не забудем, что это «стихотворение». А в стихотворении, в лирическом произведении, мысль воплощается не в событиях поэтики: в композиции, перекличке мотивов, ритме, рифме, интонации. Вот и посмотрим на первую главу через особенности поэтики.

Если мы вновь перечитаем строки, рассказывающие о талантах, знаниях и умениях Онегина, о том, как проходил его день, то непременно услышим особую авторскую интонацию - интонацию перечисления. Это самый заметный элемент поэтики. Перечисляется всё: знания, умения, способы обольщения, занятия, блюда, предметы роскоши. Создаётся впечатление, что мы читаем одно большое предложение с однородными членами. Чего же добивается автор таким приёмом?

Однородные члены равнозначны, равноценны в предложении. Так и здесь: перечисление делает всё абсолютно равнозначным, одинаковым по ценности, однообразным. Науки для Онегина играют ту же роль, что и ресторанные блюда, а театр то же, что и туалетные принадлежности. Блюда в ресторане предназначены для еды, пилочки, ножницы, щётки используют для туалета. Поставленные в один ряд с науками, театром, любовью, они всё делают предметами потребления. Онегин потребляет окружающий мир, пользуется им.

Такое отношение к миру и определило особенность образа Онегина в первой главе. Герой почти лишён личных черт, он очерчен так внешне, что похож не на живого человека, а на литературное обобщение. Его внутренний мир, жизнь его души, его чувства, мысли - всё это нам неизвестно. Правда, автор пишет:

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность,

Не подражательная странность

И резкий, охлаждённый ум.

Но все эти черты, которые нравились автору, не показаны, о них только сказано. Мы можем либо верить, либо не верить автору на слово: мы видим только то, что нам показано. Показан же нам не Онегин как личность, как внутренний человек, а образ жизни Онегина.

Перечитаем 10,11 строфы. В них каждая строка содержит психологические антонимы:

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным иль равнодушным.

Противоположные состояния запечатлены в одной строке, как сменяющие одно другое. Но состояние не может меняться мгновенно. Значит, это не настоящее, это маска, театр, «как будто». Это впечатление усиливается словами «лицемерить», «казаться», «являться», «послушною слезой». Вновь внутренний мир заменен внешним. Нам неизвестно, что герой чувствует, о чём думает. Нам виден только его маскарадный костюм.

Описание онегинского дня пронизывает одна странная рифма:

брегет

обед

лет

цвет

кабинет

котлет

одет

балет и т.д.

Так же, как перечислительная интонация, эта рифма создаёт ощущение однообразия, повторяемости, замкнутости… Мёртвый механизм управляет всею жизнью героя:

Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова...

Жизнь превращается в ряд механических движений, движется по замкнутому кругу.

Человек, живущий такой мёртвой жизнью, и вокруг себя всё делает мёртвым (строфы ХХ-ХХII). Онегин входит в театр и - убивает красоту. Всё превращается в разрозненные маски, шум, скачки. Внешне жизнь Онегина стремительна. Она вся - погоня за развлечениями, за наслаждениями: «помчался», «полетел», «стремглав», «поскакал», «взлетел».

Но, в сущности, она замкнула и мертва, так как погоня за наслаждениями ведёт в тупик. Не случайно сразу после слов: «Проснется за полдень, и снова до утра жизнь его готова», - начинает развиваться тема хандры.

Для такого образа жизни характерно стремление взять от жизни все; уныние при невозможности этого, разочарование в жизни, бунт против несовершенства мира и людей:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей;

Сперва Онегина язык

Меня смущал; но я привык

К его язвительному спору,

И к шутке, с желчью пополам,

И злости мрачных эпиграмм.

Человек, воспитанный в традициях такого миропонимания, озабочен тем, чтобы как можно полнее осуществить свои «права». Этот человек «и жить торопится, и чувствовать спешит». Подобный образ жизни, делающий человека безликим, и есть предмет особого внимания автора. И это не случайно, так как эта пелена, этот образ жизни грозил обезличить и самого Пушкина, когда тот после Лицея окунулся в светскую жизнь. Об этом писал П.Анненков: «С неутомимой жаждой наслаждения бросился молодой Пушкин на удовольствия столичной жизни. С самых ранних пор заметно в нем было постоянное усилие ничем не отличаться от окружающих людей и идти рядом с ними. Запас страстей, еще не растраченных и не успокоившихся от годов, должен был, разумеется, увлечь его за общим потоком. Господствующий тон в обществе тоже совпадал с его наклонностями... беззаботная растрата ума, времени и жизни на знакомства, похождения и связи всех родов, - вот что составляло основной характер жизни Пушкина и многих его современников. Он был в это время по плечу каждому - вот почему до сих пор можно еще встретить людей, которые сами себя называют друзьями Пушкина, отыскивая права на это звание в общих забавах и рассеянности эпохи... Жизнь шла своим чередом и по заведенному порядку».

С ним подружился я в то время.

В чем же была близость?

Страстей игру мы знали оба;

Томила жизнь обоих нас;

В обоих сердцах жар угас.

И лирический сюжет основан на том, что автор изменился по отношению к онегинскому, а значит, и к своему образу жизни. Изменилось авторское миросозерцание. Автору герой нравится. Есть в нем что-то, что говорит о возможности будущего возрождения. Ведь огромное множество людей, ведя онегинский образ жизни, никогда не помышляли его изменить. Но с другой стороны, этот недуг очень опасен и для самого человека и для окружающих его.

Как знать, сколько бы еще длилась такая жизнь Онегина, как:

Вдруг получил он, в самом деле

От управителя доклад,

Что дядя при смерти в постели

И с ним проститься был бы рад.

Прочтя печальное посланье,

Евгений тотчас на свиданье

Стремглав по почте поскакал...

Но, прилетев в деревню дяди,

Его нашел уж на столе...

И вновь мы видим не саму жизнь, а образ жизни Онегина в деревне. У него есть полная возможность повторить дядину жизнь. Он, казалось бы, даже готов к этому.

Но не зря же Онегин «приятель» автора. Не зря автор видел в нем «мечтам невольную преданность, не подражательную странность и резкий, охлажденный ум». Он делает то, что делали в своих имениях будущие декабристы: облегчил положение крепостных.

И все же он сделал это по-своему, по-онегински: «чтоб только время проводить». Благородный поступок Онегина естественен для порядочного человека, но бессознателен для него, кроме того, в нем явно слышится эгоистический оттенок.

Пушкин изображает в лице Онегина, конечно, эгоиста, но это не самодовольный, влюбленный в себя эгоист, а, как правильно назвал Онегина в своей статье о пушкинском романе великий критик Велинский, - «страдающий эгоист». Онегин, видимо, понимает, что одним из главных источников его тоски, «хандры» является отсутствие труда, какой бы то ни было деятельности общественного характера. Он не станет служить ни офицером, ни чиновником, потому что понимает (или чувствует), что это значило бы активно поддерживать тот строй, несправедливости которого и являются конечной причиной его тоски и разочарования. Впрочем, он сделал, что мог, сразу же, как только стал владельцем этого богатого имения, - он освободил крестьян от тяжелой работы на помещичьих полях и перевел их на легкий оброк -

И раб судьбу благословил.

Но даже такой поступок принес свои плоды. Онегин мгновенно оказался в атмосфере вражды и злословия:

Все дружбу прекратили с ним.

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он к дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с.»

Глава II. Перечитайте главу и выполните задания:

1. Прокомментируйте смысл эпиграфа. Как соотносятся частное и общее?

2. Какая жизнь – городская или деревенская – близка автору? Обоснуйте ответ. Какие строки говорят о сердечной привязанности автора к деревне?

3. В каком мире – городском, деревенском – категории «время - вечность» почти совпадают, а где «жизни мышья беготня» не допускает мысли о вечности?

4. К какой теме лирики Пушкина примыкает вторая глава?

5. Для деревенской жизни кто «свой», а кто «чужой» из героев романа – Онегин, Ленский, Ольга, Татьяна?

6. Типичные черты какого героя видны в Ленском?

7. Какие новые черты открывает нам в главном герое его дружба с Ленским?

8. Что объединяет героев, что разъединяет их, что становится предметом споров, близко ли это автору?

9. Чем Татьяна Ларина покоряет сердце автора, какие черты характера героини сближают её с Машей Мироновой («Капитанская дочка»)?

Во второй главе на сцене появляется Ленский, и мы знакомимся еще с одним типом русского молодого человека пушкинской поры.

С образом Ленского в роман входит тема романтизма (гл.2, строфы 6 - 10). Печаль, слезы, тоска, разочарование, в то же время восторженное отношение к любви и дружбе, «вольнолюбивые мечты». Это излюбленные темы и мотивы поэтов-романтиков.

К своему новому герою автор относится тоже двойственно, противоречиво. С Ленским в повествование входит нежная мелодия: милый, душа, любовь, лаской, лелеяла. Это - любовно-ласковое, сочувственное отношение автора к своей молодости, которую он видит сейчас в Ленском, к пылкости, доверчивости, надеждам юности, к чистым чувствам.

А в словах:

Он пел разлуку и печаль,

И нечто и туману даль... –

Это мир Татьяны: уединение, тишина, думы, бездействие, покой. Автор говорит прямо: «Играть и прыгать не хотела», «Её изнеженные пальцы не знали игл», «Она в горелки не играла». Это внешне неподвижный образ жизни, но внешняя неподвижность оказывается обязательным условием существования «внутреннего», личностного человека.

Вспомним Онегина. Внешне стремительная, деятельная жизнь привела к внутренней неподвижности, омертвлению и опустошению.

Значит, противопоставленная Онегину, Татьяна сопоставлена с автором.

Удивительно, что этот феномен вырос в обыкновенной, мещанской, обывательской семье, в семье мелкопоместных дворян, необразованных, малокультурных, ведущих скучный, размеренный, но главное, внешний образ жизни, не освящённый духовным трудом, книгой, творчеством.

Рассказ о семье Татьяны ироничен и в то же время грустен. В сущности, это добрые люди, отец - очаковский герой. Куда же всё ушло?

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слёзы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Погибнешь, милая...

Глава III. Внимательно перечитайте главу:

1. Кто из героев находится в центре повествования?

2. С кем сравнивает Онегин Татьяну, согласны ли вы с таким сравнением?

4. Проследите по 17 – 21 строфам, прислушивается ли Татьяна, впервые испытавшая любовь, к словам няни, которая рассказывает ей о патриархальных отношениях к любви и браку, или идёт своим путём.

5. Докажите текстом романа, что и няня, и Татьяна воспринимают влюблённость Татьяны как болезнь, как «горесть».

6. Письмо Татьяны к Онегину. Чем отличаются 1, 2 и заключительная строфы письма от центральной части? Как меняется интонация Татьяны? В чём черпает героиня уверенность в правоте своих слов?

7. Какие строчки письма свидетельствуют о том, что любовь для Татьяны – единственная, которую она ждала всю жизнь, и обратной дороги нет?

8. Письмом к Онегину судьба Татьяны решена окончательно или возможны какие-то отступления, изменения?

9. Какова роль «Песни девушек», которая прерывает испуганное ожидание Татьяны? Связана она как-то с состоянием героини или нет?

Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так разительно не похожего на всех знакомых ей молодых людей, провинциальных помещиков или офицеров, Татьяна, по своей крайней неопытности и непоколебимой вере в истину того, что она вычитала в романах, сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него, как героиня её любимых книг; появление Онегина пробудило страсти, жившие в душе: «Душа ждала... кого-нибудь, и дождалась...»

Уходит тишина, задумчивость, неподвижная созерцательность. Душу охватывают страсти: жар, тоска, духота. Душа отравлена ядом желаний. Душа заболевает:

«Ах, няня, няня, я тоскую,

Мне тошно, милая моя:

Я плакать, я рыдать готова!»

Как мы видим, мир Татьяны начинает сближаться с миром Онегина. Но неужели это можно сравнить? Ведь страсти Татьяны - от сердца, от чувства; не случайно: «легкомыслие страстей». Онегин же знает «науку страсти нежной». Страсти могут быть высокими и низкими, но это страсти. И они таят в себе великую опасность.

Татьяна, обуреваемая страстями, переходит в то состояние, в котором находится Онегин, в котором находился до кризиса автор.

Ты в ослепительной надежде

Блаженство темное зовешь (строфа XV) .

И в необдуманном письме

Любовь невинной девы дышит (строфа XXI).

Кто ей внушил умильный вздор,

Безумный сердца разговор (строфа XXXI).

Рассудок мой изнемогает (письмо).

Вот она эта опасность. Пушкин знает: страсти соприкосновенности с реальностью влекут к безумию. Безумие - это утрата ясности («темный ум») , потеря ориентиров и того, что Пушкин называет «правдой». И еще он знает: безумие соблазнительно; в него тянет броситься, ринуться, рухнуть: «Вдруг мысль в уме ее родилась».

Но безумие соблазнительно еще и потому, что чувства, ведущие к нему, все равно прекрасны. Охваченная страстью, Татьяна мучается сомнениями, она не понимает Онегина:

Кто ты, мой ангел ли хранитель

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши...

Но в самой ее страсти нет лжи. Ее сердце «горит и любит оттого, что не любить оно не может». Для нее любовь - тайна и чудо. И начало любви для нее - в Боге.

И все-таки Татьяну ждет беда. Она все глубже погружается в мир Онегина. Вот почему она решается написать и послать Онегину свое наивно-трогательное любовное поэтическое признание. Она не сомневается в том, что и Онегин должен ее полюбить, и поэтому каждый день с утра ждет его приезда:

Но день протек, и нет ответа.

Другой настал: все нет, как нет.

Бледна как тень, с утра одета,

Татьяна ждет: когда ж ответ?

Глава IV. Внимательно перечитайте начало главы:

1. Как вы думаете, о чём 1 – 6 строфы, которые Пушкин сознательно опускает, обобщая свои размышления в 7 строфе?

2. Глава начинается развитием романного сюжета или лирического? 7 – 8 строфы – перед нами мысли только Онегина или это привычная циничная мораль времени?

5. В чём заключается «души прямое благородство» Онегина по отношению к Татьяне (11 – 17 строфы)?

6. Почему Онегин отказывается от Татьяны: не любит, понимает собственную несостоятельность перед её чувством, боится связать себя узами брака?

8. Найдите строки, в которых прорывается «великая скорбь» Пушкина оттого, что «не сбылось».

Признание Татьяны, дышавшее такой любовью, такой искренностью, не было услышано охладевшим сердцем Онегина. А ведь он сразу понял незаурядность Татьяны. Вспомним, как впервые возвращаясь от Лариных, он спросил Ленского: «Скажи, которая Татьяна?», а затем: «Неужто ты влюблен в меньшую... Я выбрал бы другую». Но Онегин не был способен ответить на письмо Татьяны: еще в юности научился он «науке страсти нежной». Это опустошило душу, разрушило веру в людей, в живое чувство.

Суровое, резкое объяснение Онегина, его обидно-пренебрежительное отношение к ее любви является для Татьяны полной неожиданностью. Онегин оказывается вовсе не похожим на того, каким она воображала себе своего героя по прочитанным романам. Каким же человеком представляется нам Онегин в своей проповеди?

Сопоставим строки из письма Татьяны и проповеди Онегина:

Татьяна

Онегин

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз в деревне нашей видеть Вас, чтоб только слышать Ваши речи, Вам слово молвить, а

Потом

Всё думать, думать об

Одном и день, и ночь до

Новой встречи.

Другой! Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом,

супругом

Приятный жребий повелел...

То, верно б, кроме Вас одной

Невесты не искал иной.

Послушайте ж меня без гнева: Сменит не раз младая дева

Мечтами лёгкие мечты;

Как деревце свои листы

Меняет с каждою весною.

Речь Онегина с поразительной силой раскрывает его нравственную глухоту. Татьяна пишет о любви - Онегин говорит о женитьбе. Для Татьяны он избранник на всю жизнь - Онегин говорит о постоянной сменяемости чувств, «лёгкой мечте». Перед Онегиным раскрывается доверчивое сердце - а он по-прежнему занят собой и разыгрывает строгого моралиста. Мимо чуда любви он проходит с лёгким сердцем. Отделывается от незаслуженного дара, посланного ему Богом, словами о скуке брачной жизни. На слова любви, которыми природа, красота, зовут к себе, он умеет ответить только практическим советом:

Учитесь властвовать собою,

Не всякий Вас, как я, поймёт;

К беде неопытность ведёт.

Проповедь - речь назидательного характера, нравоучение, назидание, наставление. И автор произносит это слово иронически. В проповеди проповедующий всегда умнее, старше, опытнее того, кому проповедуют. Таким сейчас и чувствует себя Онегин. Без сомнения, он поступил благородно с неопытной девушкой, хотя его человеческих чувств никто не щадил - это и сам автор признаёт.

Но Онегин сейчас не понимает, в какую страшную беду он сам себя завлёк в то время, когда он пытался не допустить беды для Татьяны. Невозможно разделить его вину и его беду. Он бессилен любить, он своими руками погубил выпавшее ему счастье. Поймёт он это только через несколько лет.

Картина свидания Онегина и Татьяны наполняет автора такой горечью, что он разражается длинными монологами, где с сарказмом утверждает, что любить в этом мире некого, верить некому, а потому - самое безопасное и благоразумное, конечно, любить самого себя, но:

Жалок тот, кто всё предвидит,

Чья не кружится голова,

Кто все движенья, все слова

В их переводе ненавидит.

Чьё сердце опыт остудил

И забываться запретил.

Онегин не назван. Но эти последние слова - об Онегине. И впервые автор говорит о герое страшное слово: «жалок».

Но Татьяна не перестает любить Онегина, тем более что в своей «исповеди» он все-таки оставил ей какую-то надежду на возможность счастья:

Я вас люблю любовью брата

И, может быть, еще нежней.

Глава V. Какое событие находится в центре главы?

1. Почему Пушкин так настойчиво отсылает нас к известной балладе Жуковского?

2. Как прочитывается сон Татьяны по отношению к дальнейшим событиям романа?

Глава VI. Как Пушкин отвечает на вопрос:

1. Почему Онегин, «не уважая сердца» в «бесчестном» Зарецком, тем не менее, мгновенно соглашается на дуэль? Что означает «тайный суд»? К каким выводам подводит он героя?

3. «Дуэль – приняв букву, мы расширили способность к дурным поступкам», - писал Достоевский Ф.М. Разделяет ли Пушкин точку зрения писателя Достоевского?

4. Кто или что единственно могло бы сплотить друзей, что могло бы противостоять условной морали?

5. Какой вариант судьбы Ленского вам кажется более правдоподобным?

Чем дальше, тем больше Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Ее любимые романы уже не помогают ей. В день именин Татьяны Онегин неожиданно приезжает к Лариным. Молча поздравляя Татьяну, он смотрит на нее с нежностью. Этот молчаливый взгляд «сердце Тани оживил»... Но Онегин тут же начинает нарочно, на глазах у всех ухаживать за Ольгой, он танцует только с ней, он говорит ей на ухо любезности... Все это приводит Татьяну в полное недоумение. Когда взбешенный Ленский уехал домой, а затем уехал и Онегин, все же остальные гости улеглись спать, -

Одна, печальна...

Татьяна бедная не спит...

Его нежданным появленьем,

Мгновенной нежностью очей

И странным с Ольгой поведеньем

До глубины души своей

Она проникнута; не может

Никак понять его; тревожит

Ее ревнивая тоска,

Как будто хладная рука

Ей сердце жмет, как будто бездна

Пред ней чернеет и шумит...

А через два дня она с ужасом узнает еще об одном страшном и непонятном для нее поступке Онегина - об убийстве им на дуэли жениха ее сестры... Вскоре Онегин и вовсе уезжает из деревни. Татьяна знает, что:

Она его не будет видеть;

Она должна в нем ненавидеть

Убийцу брата своего...

Но она продолжает его любить.

Глава VII. Сопоставьте 1 – 11 строфы с элегией В.А.Жуковского «Сельское кладбище». Совпадают ли выводы Пушкина с выводами Жуковского?

1. Что открывает для себя Татьяна, читая книги с онегинскими пометками? Меняется ли её отношение к Онегину?

2. Почему именно теперь, после знакомства с библиотекой Онегина, Татьяна отправляется в свой путь?

3. Татьяна прощается или просит прощения?

4. Почему Татьяна так сопротивляется отъезду в Москву, где ждут её различные развлечения?

5. Какие черты выигрышно выделяют провинциалку Татьяну на фоне столичных барышень?

Здесь происходит поворотное в судьбе Татьяны событие. Вечер, который привел её в дом Онегина, полон тихого умиротворения. Это отлетание дня, растворение его, прощание. К дому Онегина приводит Татьяну луна. Борьба смущения и желания «взглянуть на дом, на этот сад», заканчиваются победой любви. Все здесь умиляет Татьяну, живит ее душу, наполняет ее «полумучительной отрадой».

Зайдя в опустелый дом Онегина, Татьяна видит в его кабинете книги, которые он читал, и сразу набрасывается на них. Ведь она привыкла по книгам узнавать о жизни. Те романы, которые она знала, её жестоко обманули. Может быть, в этих незнакомых для неё книгах она найдет объяснение того, что она не может понять в Онегине, в его чувствах, в поступках. Она ищет в них Онегина, и ее завораживает не мысль, выраженная его романом, а отношение Онегина к этой мысли, чем он был поражен, «в чем молча соглашался он»:

На их полях она встречает

Черты его карандаша.

Себя невольно выражает

То кратким словом, то крестом,

То вопросительным крючком.

Что же дало ей это чтение?

Оно дало возможность понять то, что раньше она только интуитивно чувствовала: Онегин живет не своей жизнью, он «призрак», «подражанье», «москвич в гарольдовом плаще». Татьяна поняла, что многое в Онегине не является его сутью, особенностями его личности, а принадлежит веку, времени.

Чему и кому подражает Онегин?

Перечитаем строфу 22. Предмет подражания - современный человек:

С его безнравственной душой,

Себялюбивой и сухой,

Мечтанью преданный безмерно,

С его озлобленным умом,

Кипящим в действии пустом.

Но почему же Татьяна думает, что Онегин - подражанье, а не тот самый «современный человек», портрет которого изображен в романе?

Она любит его, а тот, романный герой, её не увлек. Она осталась равнодушной к содержанию его книг, ей нужна была только разгадка его души. Она чувствует другого Онегина, того, кому она писала письмо, того, кого она видела во сне, кто «украдкою» смотрел в дверь, окруженный «адскими привидениями».

Поняв, что «онегинское» - есть «подражанье», «призрак», «пародия», Татьяна тем самым угадала, что Онегин и «онегинское» не одно и то же; угадала, что Онегин живет не свою жизнь, что у него другая, высокая сущность, заслоненная и искаженная «онегинским».

Что же произошло с чувствами Татьяны после этого прозрения?

Перечитаем строфы XXIV и XXV. Заочная встреча не убила любовь. Героиня лучше узнала своего избранника, была поражена противоречивым сочетанием добра и зла в нем, угадала его одиночество. И именно в это время Татьяну отрывают от ее мира и увозят на «ярмарку невест».

Именно «увозят». Над ней совершается насилие. Оторвать Татьяну от ее мира, - значит, резать по живому, лишать ее свободы, загонять в тюрьму. Так и происходит. Бабушки, тетушки, Лукерья Львовна, Любовь Петровна:

У Пелагеи Николавны

Все тот же друг, и тот же муж;

А он, все клуба член исправный,

Все так же смирен, так же глух,

И так же ест и пьет за двух.

Этот мир равнодушен к Татьяне. Она здесь не интересна. Правда, «к ней как-то Вяземский подсел и душу ей занять успел», - и это признание много стоит. Князь Петр Андреевич Вяземский - знаменитый поэт, приятель Пушкина.

Но все московское общество, в том числе и молодые люди, Татьяну не одобрили:

Архивны юноши толпою

На Таню чопорно глядят

И про нее между собою

Неблагосклонно говорят.

И Татьяне здесь невыносимо тяжело. Как будто в высшем московском свете ожили образы ее сна:

Шум, хохот, беготня, поклоны,

Галоп, мазурка, вальс...

Ей ненавистен этот чужой мир:

Ей душно здесь.,. она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек,

К своим цветам, к своим романам

И в сумрак липовых аллей,

Туда, где он являлся ей.

Мать хочет выдать Татьяну замуж за какого-то важного генерала, князя. Татьяна сначала сопротивляется, но потом соглашается, так как ей, в сущности, все равно, как жить, - счастье для нее уже невозможно.

«Меня слезами заклинаний

Молила мать; -

Рассказывает она позже Онегину:

Для бедной Тани

Все были жребии равны...

Я вышла замуж».

Глава VIII. Пушкин, предваряя VIII главу шуточным «вступлением», даёт понять, что мы встретимся с изменившимся Онегиным.

1. Можно ли последние строки 1 строфы считать кратким конспектом романа?

2. Кого напоминает Онегин на московском светском рауте?

5. Какой принцип вновь повторяется в описании Татьяны (сравните 14 строфу с 25 строфой II главы)?

6. Почему так «долго» (4 строфы!) Онегин узнаёт Татьяну? Что особенно привлекает в Татьяне не только Онегина, но и всех окружающих?

7. Прочитайте «Письмо Онегина к Татьяне», сравните с письмом Татьяны. Что общего, что различного вы видите?

8. Кто из героев проигрывает в силе чувств?

9. Почему Татьяна письмо Онегина восприняла как оскорбление?

10. Почему Татьяна отвергает любовь Онегина? Согласны ли вы с такой трактовкой финала романного сюжета?

11. Как вы думаете, что произойдёт, когда Онегин поднимется с колен?

Татьяна становится важной светской дамой. Все относятся к ней с глубоким почтением. Она строго выполняет свои обязанности жены и хозяйки дома; в ее салоне собираются самые знаменитые люди. Но сама она удовлетворения, радости от этого не получает:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище,

За те места, где в первый раз,

Онегин, видела я вас,

Да за смиренное кладбище,

Где нынче крест и тень ветвей

Над бедной нянею моей...

А что же Онегин? Что он делает все это время? Пушкин задумал свой роман следующим образом: дать Онегина в исходной ситуации, в петербургском свете, в деревне, в пору его первой встречи с Татьяной. Затем начинается его эволюция. Эволюция, по замыслу Пушкина, должна была пройти через 3 этапа: преступление, познание реальной родины и любовь. В этих испытаниях меняется его прежний облик и воспитывается характер. Разбивается воздействием культуры, цивилизации света, того, что обеспечивало в нем «онегинское». И Онегин движется по пути созревания в нем подлинного человеческого достоинства.

Первое испытание - убийство Ленского, преступление, и этот этап в романе есть.

А вот второй этап - познание реальной родины - дошел до нас только в отрывках, черновиках. Этот этап был результатом его путешествия. Онегину открывается мир иной: уже не замкнутый кружок салонов и кабинетов, а подлинная страна. Пушкин провел через героя исторические воспоминания и политические наблюдения, формирующие человеческую личность. Путешествие по России открывает герою его совершенность, знакомит с традициями борьбы народа за вольность в прошлом.

В печатном тексте все осталось «за кадром». В этом тексте перед нами преображенный своим преступлением и познанием реальной родины герой. Ему предстоит третье испытание. Любовь.

Онегин не мог полюбить Татьяну прежде, в деревне, не потому, что она не могла вызвать его любовь, а потому, что он не был тогда способен к любви. Более того, Онегин и Татьяна, суженые друг другу, и ни будь Онегин так искалечен духовно, он полюбил бы Татьяну с первого взгляда, ведь это чуть не произошло. Но человеческий голос был заглушен в нём заученной и затверженной ролью, которую он сам принял за собственный голос.

И все-таки то, что произошло с ним, не могло пройти бесследно, иначе не был бы он «добрым приятелем» автора.

Вот он снова появляется в Петербургском свете и на страницах романа по прошествии нескольких лет. Каким он стал?

Перечитаем строфу XXI:

Он оставляет раут тесный,

Домой задумчив, едет он,

Мечтой то грустной, то прелестной

Его встревожен поздний сон...

Что с героем? В каком он странном сне?

Он с трепетом к княгине входит...

Слова нейдут

Из уст Онегина. Угрюмый,

Неловкий, он едва-едва

Ей отвечает...

С ней речь хотел он завести

И - и не мог...

По всей видимости, Онегин незаметно переходит в мир Татьяны. И любовь его поражает так же, как Татьяну - внезапно.

И это уже не флирт, не «наука страсти нежной», это глубокая возвышенная любовь. Именно эта любовь ведет Онегина от душевной опустошенности к новым вершинам. Каким?

Онегин отрекся от света, заперся и стал читать: философию, публицистику, историю, физиологию. Погрузившись в мир высокой мысли, Онегин должен был обрести новое мировоззрение и приблизиться к тем основам, которые были свойственны Татьяне. В сознании Онегина хотя и смутно, но начинают возникать образы фольклора, народной культуры.

Для Пушкина - это идеал человеческой духовной культуры, который раньше был отдан только Татьяне, а теперь появляется и в духовном мире Онегина.

Есть в восьмой главе еще один эпизод, в котором Пушкин воплотил как бы историю эволюции Онегина, перерождение его в любви к Татьяне. Это письмо героя. Признание в любви.

Когда Татьяна снова встречает Онегина в Петербурге и видит вспыхнувшую в нем любовь к ней, она сначала чувствует себя оскорбленной. Ведь она, исходя из своего нового представления об Онегине, не верит в искренность и силу его чувства, приписывает его ухаживания мелким, эгоистическим расчетам. И только увидев его у себя, «на мертвеца похожего» после тяжелой, чуть не смертельной его болезни, вызванной неразделенной его любовью к ней, увидев:

Его больной, угасший взор,

Молящий вид, немой укор, -

она понимает, как сильно и глубоко чувство Онегина и как жестоко он страдает.

Ее речь, обращенная к Онегину, представляет собой в художественном отношении одну из вершин пушкинского творчества, да, пожалуй, и всей русской литературы. Обвинения, которые она предъявляет Онегину в этой речи, далеко не все справедливы, на мой взгляд. Она напоминает ему «страшный час», когда ей пришлось смиренно выслушивать его высокомерно небрежную, холодную «проповедь» в ответ на ее искреннее, нежное и пылкое письмо. Этих минут она никогда не забудет:

И нынче - боже! - стынет кровь,

Как только вспомню взгляд холодный

И эту проповедь...

В то же время ее упреки в мелкости нынешнего чувства Онегина, в том, что он домогается ее любви из-за «соблазнительной чести» в светском обществе, конечно, глубоко несправедливы. Да она и сама, в сущности, понимает это, и у нее тут же прорывается в речи горькое сознание сделанной ею второй ошибки: она согласилась выйти замуж за генерала:

А счастье было так возможно,

Так близко!... Но судьба моя

Уж решена. Неосторожно,

Быть может, поступила я...

Татьяна любит и сейчас Онегина и знает, что он ее любит. Она верит в возможность счастья в соединении с ним. Но, тем не менее, она решительно отказывается от этого счастья и кладет непереходимую грань между собой и Онегиным:

Я вышла замуж. Вы должны,

Я вас прошу, меня оставить;

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость, и прямая честь

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Белинский в своей статье о «Евгении Онегине» видит в этом решении Татьяны результат ее подчинения господствующим в дворянском обществе лицемерным, рабским понятиям о нравственности, «рабскую боязнь общественного мнения». Он иронически восклицает: «Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому отдана, именно отдана, а не отдалась».

В данном случае Белинский не прав. Ведь мы знаем из романа, что Татьяна вовсе не была кем-то отдана замуж, принуждена к замужеству. Мы знаем, что она сама решила свою судьбу, сама сознательно пошла замуж.

Главное свойство Татьяны - высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными ее чувствами. Она считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Пускай она теперь понимает, что это была ошибка с ее стороны, что она поступила неосторожно, страдать за эту неосторожность, за эту ошибку должна она сама.

Это подчинение всех своих действий чувству, чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью - все это составляет основное свойство характера Татьяны.

Своим поступком она показала Онегину, что есть другие ценности, иная жизнь и иная любовь, чем те, к которым привык он, что, стало быть, не всё потеряно и «можно верить мира совершенству».

Что есть человек - игра «природных» стихий, «естественных желаний и потребностей или нечто гораздо большее - нечто «сверхъестественное». Именно эта проблема сейчас поставлена перед Онегиным, и, стало быть, жертва Татьяны была не напрасна, была необходима.

И в этот момент, когда для героя открывается возможность движения, роман останавливается, прекращается.

Как сложится дальнейшая судьба героев, мы не знаем. Но хочется верить, что они всё-таки обретут своё счастье.

Список используемой литературы

1. Азбукин В.Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературоведческих материалов. - М.,1984.

2. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине: Ст.8 - «Евгений Онегин». - М.,1954.

3. Бонди С. О романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».- М.: Комментарий,1977.

4. Жизнь Пушкина, рассказанная им самим и его современниками: В 2 т. - М.,1987.

5. Коровина В.Я. Поэзия XIX века. - М.,1996.

6. Красухин Г.Г. Прототипы персонажей А.С. Пушкина, а также деятели истории, упомянутые им. - М.,1997.

7. Лихачев Д.С. Он высший критерий для наших душ/Наука и жизнь, 1999, №6.

8. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя.- Л.,1981.

9. Переписка А.С.Пушкина: В 2т. - М.,1982.

10. Пушкин А.С. «Евгений Онегин». Роман в стихах. - М.,1977.

11. Резяпкина Н.А. Большое стихотворение (Читаем роман Пушкина «Евгений Онегин»). - Б.,1995.

12. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет.- М.,1990.

13. Федотова О.К. Творческая лаборатория Пушкина/Наука и жизнь, 1999, №7.


В «Евгении Онегине» отразилась вся жизнь русского общества начала XIX века. Однако спустя два столетия это произведение интересно не только в историческом и литературном плане, но и в плане актуальности вопросов, которые поставил перед читающей публикой Пушкин. Каждый, открывая роман, находил в нем что-то свое, сопереживал героям, отмечал легкость и мастерство стиля. А цитаты из этого произведения давно стали афоризмами, их произносят даже те, кто саму книгу и не читал.

А.С. Пушкин создавал это произведение около 8 лет (1823-1831). История создания «Евгения Онегина» началась в Кишиневе в 1823 году. В нем отразился опыт «Руслана и Людмилы», но предметом изображения послужили не исторические и фольклорные персонажи, а современные герои и сам автор. Также поэт начинает работать в русле реализма, постепенно отказываясь от романтизма. В период Михайловской ссылки он продолжал работу над книгой, а завершил ее уже во время вынужденного заточения в селе Болдино (Пушкина задержала холера). Таким образом, творческая история произведения вобрала в себя самые «плодородные» годы творца, когда его мастерство эволюционировало с бешеной скоростью. Так что в его романе отразилось все то, чему он научился за это время, все, что он познал и почувствовал. Возможно, этому обстоятельству произведение обязано своей глубиной.

Сам автор называет свой роман «собраньем пестрых глав», каждая из 8 глав обладает относительной самостоятельностью, ведь написание «Евгения Онегина» длилось долго, и каждый эпизод открывал определенный этап в жизни Пушкина. По частям книга и выходила, выпуск каждой становился событием в мире литературы. Полное издание увидело свет только в 1837 году.

Жанр и композиция

А.С. Пушкин определял свое произведение как роман в стихах, подчеркивая, что оно лиро-эпическое: сюжетная линия, выраженная любовной историей героев (эпическое начало), соседствует с отступлениями и авторскими размышлениями (лирическое начало). Вот, почему жанр «Евгения Онегина» называют «романом».

«Евгений Онегин» состоит из 8 глав. В первых главах читатели знакомятся с центральным персонажем Евгением, переезжают вместе с ним в деревню и встречают будущего приятеля – Владимира Ленского. Далее драматизм повествования увеличивается за счет появления семейства Лариных, особенно Татьяны. Шестая глава – кульминация отношений Ленского и Онегина и бегство главного героя. А в финале произведения происходит развязка сюжетной линии Евгения и Татьяны.

Лирические отступления связаны с повествованием, но это также диалог с читателем, ими подчеркивается «свободная» форма, близость к задушевной беседе. Этим же фактором можно объяснить незавершенность, открытость финала каждой главы и романа в целом.

О чем?

Молодой, но уже разочаровавшийся в жизни дворянин получает в наследство имение в деревне, отправляется туда, надеясь развеять свою хандру. начинается с того, что он вынужден был сидеть с больным дядей, который и оставил племяннику свое родовое гнездо. Однако деревенский быт скоро наскучивает герою, его существование стало бы невыносимым, если бы не знакомство с поэтом Владимиром Ленским. Приятели – «лёд и пламень», но различия не мешали дружеским отношениям. поможет в этом разобраться.

Ленский знакомит друга с семейством Лариных: старушкой-матерью, сестрами Ольгой и Татьяной. Поэт давно влюблен в Ольгу, ветреную кокетку. Гораздо серьезнее и цельнее характер Татьяны, которая сама влюбляется в Евгения. Ее воображение давно рисовало героя, осталось только появиться кому-нибудь. Девушка страдает, терзается, пишет романтическое письмо. Онегин же польщен, но понимает, что не может ответить на столь страстное чувство, поэтому дает жесткую отповедь героине. Это обстоятельство повергает ее в депрессию, она предчувствует беду. И беда действительно пришла. Онегин решает отомстить Ленскому из-за случайной размолвки, но выбирает ужасное средство: заигрывает с Ольгой. Поэт оскорблен, вызывает вчерашнего друга на дуэль. Но виновник убивает «невольника чести» и уезжает навсегда. Суть романа «Евгений Онегин» заключается даже не в том, чтобы показать все это. Главное, на что стоит обратить внимание, это описание русской жизни и психологизма персонажей, который развивается под влиянием изображенной атмосферы.

Однако отношения Татьяны и Евгения не окончены. Они встречаются на светском вечере, где герой видит не наивную девочку, а зрелую женщину в полном блеске. И влюбляется сам. Также терзается и пишет послание. И встречает такую же отповедь. Да, красавица ничего не забыла, но поздно, она «другому отдана»: . Несостоявшийся любовник остается ни с чем.

Главные герои и их характеристика

Образы героев «Евгении Онегине» — не случайная подборка действующих лиц. Это миниатюра российского общества того времени, где скрупулёзно перечислены все известные типажи знатных людей: небогатый помещик Ларин, его светская, но опустившаяся в деревне супруга, возвышенный и несостоятельный поэт Ленский, его ветреная и легкомысленная пассия и т.д. Все они представляют императорскую Россию времен своего расцвета. Не менее интересен и самобытен . Ниже представлена характеристика главных героев:

  1. Евгений Онегин – главный герой романа. Он несет в себе неудовлетворенность жизнью, усталость от нее. Пушкин подробно рассказывает о среде, в которой вырос юноша, о том, как среда формировала его характер. Воспитание Онегина типично для дворян тех лет: поверхностное образование, направленное на то, чтобы быть успешным в приличном обществе. Он подготавливался не для настоящего дела, а исключительно для светских развлечений. Поэтому смолоду устал от пустого блеска балов. Он обладает «души прямым благородством» (чувствует дружескую привязанность к Ленскому, не обольщает Татьяну, пользуясь ее любовью). Герой способен на глубокое чувство, но боится потерять свободу. Но, несмотря на благородство, он — эгоист, и самолюбование лежит в основе всех его чувств. В сочинении написана наиболее подробная характеристика персонажа.
  2. Очень сильно отличается от Татьяна Ларина, этот образ предстает идеальным: цельная, мудрая, преданная натура, готовая на все ради любви. Она выросла в здоровой среде, на природе, а не в свете, поэтому в ней сильны настоящие чувства: доброта, вера, достоинство. Девушка любит читать, в книгах она и почерпнула образ особенный, романтический, овеянный тайной. Именно этот образ воплотился в Евгении. И Татьяна со всей страстностью, правдивостью и чистотой отдалась этому чувству. Она не обольщала, не кокетничала, а взяла на себя смелость признаться. Этот отважный и честный поступок не нашел отклика в сердце Онегина. Он полюбил ее на семь лет позже, когда она блистала в свете. Слава и богатство не принесли счастья женщине, она вышла за нелюбимого, но ухаживания Евгения невозможны, семейные клятвы для нее святы. Подробнее об этом в сочинении .
  3. Сестра Татьяны Ольга не представляет большого интереса, в ней нет ни одного острого угла, все округло, не зря Онегин сравнивает ее с луной. Девушка принимает ухаживания Ленского. И любого другого человека, потому что, почему бы и не принять, она кокетлива и пуста. Между сестрами Лариными сразу наблюдается громадное различие. Младшая дочь пошла в мать, ветреную светскую особу, которую насильно заточили в деревне.
  4. Однако именно в кокетливую Ольгу влюбился поэт Владимир Ленский. Наверное, потому что пустоту легко наполнить собственным содержанием в мечтах. Герой еще горел скрытым огнем, тонко чувствовал и мало анализировал. В нем высоки моральные понятия, поэтому он чужд свету и не отравлен им. Если Онегин беседовал и танцевал с Ольгой лишь от скуки, то Ленский увидел в этом предательство, бывший друг стал коварным искусителем безгрешной девушки. В максималистском восприятии Владимира это сразу разрыв отношений и дуэль. В ней поэт проиграл. Автор ставит вопрос, что же могло ждать персонажа при благоприятном исходе? Вывод неутешителен: Ленский женился бы на Ольге, стал бы обыкновенным помещиком и опошлился в рутинном прозябании. Также вам может понадобиться .
  5. Темы

  • Основная тема романа «Евгений Онегин» обширна – это русская жизнь. В книге показан быт и воспитание в свете, в столице, деревенский быт, нравы и занятия, нарисованы типичные и при этом уникальные портреты персонажей. Спустя почти два века в героях находятся черты, присущие и современным людям, эти образы глубоко национальны.
  • Тема дружбы также отражена в «Евгении Онегине». Главный герой и Владимир Ленский находились в тесной дружбе. Но можно ли считать ее настоящей? Они сошлись по случаю, от скуки. Евгений искренне привязался к Владимиру, который своим душевным огнем согревал холодное сердце героя. Однако столь же быстро он готов оскорбить друга, заигрывая с его любимой, которая и рада этому. Евгений думает только о себе, ему абсолютно неважны чувства других людей, поэтому он не смог сохранить товарища.
  • Любовь – тоже важная тема произведения. О ней говорят почти все писатели. Пушкин не стал исключением. В образе Татьяны выражена истинная любовь. Она может развиться вопреки всему и остаться на всю жизнь. Онегина никто не любил и не полюбит так, как главная героиня. Упустив такое, остаешься несчастным на всю жизнь. В отличие от жертвенного, всепрощающего чувства девушки, эмоции Онегина – это самолюбие. Он испугался робкой девочки, влюбившейся впервые, ради которой надо было бы бросить опротивевший, но привычный свет. Но Евгений был покорен холодной светской красавицей, у которой бывать – уже честь, не то, что любить ее.
  • Тема лишнего человека. Веяние реализма, появляется в творчестве Пушкина. Именно окружение воспитало Онегина таким разочарованным. Именно оно предпочитало видеть в дворянах поверхностность, направленность всех их усилий на создание светского блеска. И больше ничего не надо. Напротив, воспитание в народных традициях, общество простых людей делало душу здоровой, а натуру цельной, как у Татьяны.
  • Тема преданности. Верна своей первой и самой сильной любви Татьяна, а легкомысленна, изменчива и заурядна Ольга. Сестры Ларины полностью противоположны. В Ольге отражается типичная светская девушка, для которой главное – она сама, отношение к ней, потому можно и изменять, если есть вариант получше. Стоило Онегину сказать пару приятных слов, она и забыла про Ленского, привязанность которого гораздо сильнее. Сердце же Татьяны верно Евгению всю жизнь. Даже когда он растоптал ее чувства, она долго ждала и не могла найти другого (опять в отличие от Ольги, которая быстро утешилась после смерти Ленского). Героине пришлось выйти замуж, но в душе она продолжала быть верной Онегину, хоть и любовь перестала быть возможной.

Проблемы

Весьма показательна проблематика в романе «Евгений Онегин». Она открывает не только психологические и социальные, но и политические недостатки и даже целые трагедии системы. Например, потрясает устаревшая, но от этого не менее жуткая, драма матери Татьяны. Женщину выдали замуж подневольно, и она сломалась под натиском обстоятельств, став злой и деспотичной хозяйкой ненавистного имения. А вот, какие актуальные проблемы поднял

  • Главная проблема, которая поднимается во всем реализме в целом, и Пушкиным в «Евгении Онегине» в частности, – разрушающее влияние светского общества на душу человека. Лицемерное и алчное окружение отравляет личность. Оно предъявляет внешние требования приличия: молодой человек должен знать немного по-французски, немного читать модную литературу, быть прилично и дорого одет, то есть производить впечатление, казаться, а не быть. И все чувства здесь также фальшивы, они только кажутся. Вот почему светское общество отнимает лучшее у людей, оно охлаждает самый яркий пламень своим холодным обманом.
  • Хандра Евгения – еще один проблемный вопрос. Почему главный герой впадает в депрессию? Не только из-за того, что его испортило общество. Главная причина – он не находит ответ на вопрос: зачем все это? Зачем он живет? Чтобы ездить в театры, на балы и приемы? Отсутствие вектора, направления движения, осознание бессмысленности существования – вот чувства, которые охватывают Онегина. Здесь перед нами встает извечная проблема смысла жизни, который так сложно найти.
  • Проблема эгоизма отражается в образе главного героя. Поняв, что никто его не полюбит в холодном и равнодушном мире, Евгений стал сам себя любить больше всех на свете. Поэтому ему плевать на Ленского (он только развевает скуку), на Татьяну (она может отнять свободу), он думает только о себе, но за это наказан: остается совершенно один и отвергнут Татьяной.

Идея

Основная мысль романа «Евгений Онегин» заключается в критике существующего жизненного порядка, который обрекает более-менее незаурядные натуры на одиночество и гибель. Ведь сколько потенциала в Евгении, а дела нет, только светские интриги. Сколько душевного огня во Владимире, а кроме гибели его может ждать только опошление в крепостнической, удушающей среде. Сколько душевной красоты и ума в Татьяне, а она может только быть хозяйкой светских вечеров, наряжаться и вести пустые разговоры.

Люди, которые не думают, не размышляют, не страдают – вот те, кому подходит существующая реальность. Это общество потребления, которое живет за счет других, которое блистает в то время, пока те, «другие», прозябают в бедности и грязи. Мысли, над которыми задумался Пушкин, заслуживают внимания и поныне, остаются важными и насущными.

Еще один смысл «Евгения Онегина», который закладывал Пушкин в своем произведении, — это показать, как важно сохранить индивидуальность и добродетель, когда вокруг свирепствуют соблазны и моды, которые подчиняют себе не одно поколение людей. Пока Евгений гнался за новыми тенденциями, разыгрывал из себя холодного и разочарованного героя Байрона, Татьяна слушала голос сердца и оставалась верна себе. Поэтому она находит счастье в любви, хоть и безответной, а он – одну лишь скуку во всем и всех.

Особенности романа

Роман «Евгений Онегин» — принципиально новое явление в литературе начала XIX века. У него особая композиция – это «роман в стихах», лиро-эпическое произведение большого объема. В лирических отступлениях вырисовывается образ автора, его мысли, чувства и идеи, которые он хочет донести до читателей.

Пушкин поражает легкостью, певучестью своего языка. Его литературный стиль лишен тяжеловесности, дидактичности, автор умеет говорить о сложных и важных вещах просто и понятно. Конечно, многое нужно читать между строк, так как суровая цензура была безжалостна и к гениям, однако поэт тоже не лыком сшит, поэтому сумел в изящности стиха поведать о социально-политических проблемах своего государства, которые успешно замалчивались в печати. Важно понимать, что до Александра Сергеевича русская поэзия была иной, он совершил своеобразный «переворот игры».

Особенность также заключена в системе образов. Евгений Онегин – первый в галерее «лишних людей», в которых заключен громадный потенциал, не способный найти воплощения. Татьяна Ларина «подняла» женские образы с места «нужно главному герою кого-то любить» до самостоятельного и цельного портрета русской женщины. Татьяна – одна из первых героинь, которая выглядит сильнее и значительнее главного героя, а не прячется в его тени. Так проявляется направления романа «Евгений Онегин» — реализм, который еще не раз откроет тему лишнего человека и затронет тяжелую женскую судьбу. Кстати, эту особенность мы тоже описали в сочинении « ».

Реализм в романе «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» ознаменовывает переход Пушкина к реализму. В этом романе автор впервые поднимает тему человека и общества. Личность не воспринимается отдельно, она – часть социума, который воспитывает, накладывает определенный отпечаток или же полностью формирует людей.

Главные герои типичны, но при этом уникальны. Евгений – аутентичный светский дворянин: разочарованный, поверхностно образованный, но при этом не похож на окружающих – благородный, умный, наблюдательный. Татьяна – обычная провинциальная барышня: воспитана на французских романах, наполнена сладкими мечтами этих произведений, но при этом она «русская душою», мудрая, добродетельная, любящая, гармоничная натура.

Именно в том, что читатели в течение двух веков видят в героях себя, своих знакомых, именно в неизбывной актуальности романа и выражается его реалистическая направленность.

Критика

Роман «Евгений Онегин» вызвал большой отклик у читателей и у критиков. По словам Е.А. Баратынского: «Каждый о них толкует по своему: одни хвалят, другие бранят и все читают». Современники ругали Пушкина за «лабиринт отступлений», за недостаточно прописанный характер главного героя, небрежность языка. Особенно отличился рецензент Фаддей Булгарин, который поддерживал правительство и консервативную литературу.

Однако лучше всего роман понял В.Г. Белинский, называвший его «энциклопедией русской жизни», произведением историческим, несмотря на отсутствие исторических персонажей. Действительно, современный любитель изящной словесности может изучать «Евгения Онегина» и с этой точки зрения, чтобы узнать больше о дворянском обществе начала XIX века.

И спустя век продолжалось осмысление романа в стихах. Ю.М.Лотман видел в произведении сложность, парадоксальность. Это не просто сборник цитат, знакомых с детства, это «органический мир». Все это доказывает актуальность произведения и его значимость для русской национальной культуры.

Чему учит?

Пушкин показал жизнь молодежи, как может сложиться ее судьба. Конечно, судьба зависит не только от среды, но и от самих героев, но влияние социума бесспорно. Поэт показал главного врага, который поражает молодых дворян: праздность, бесцельность существования. Вывод Александра Сергеевича прост: творец призывает не ограничивать себя светскими условностями, глупыми правилами, а жить полной жизнью, руководствуясь нравственными и духовными составляющими.

Эти идеи остаются актуальными и поныне, перед современными людьми часто встает выбор: жить в гармонии с собой или ломать себя ради каких-то выгод или общественного признания. Выбирая второй путь, гоняясь за иллюзорными мечтами, можно потерять себя и с ужасом обнаружить, что жизнь закончена, а так и ничего не сделано. Именно этого нужно бояться больше всего.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Наконец, мы подошли к анализу 4-й главы романа Пушкина «Евгений Онегин». Драматизм нарастает. «Едва ли кто писал стихами на русском языке с такою легкостью, какую замечаем во всех стихотворениях Пушкина. У него неприметно работы; все непринужденно; рифма звучит и выкликает другую», — писал Воейков о поэме.

Онегин пришел к Татьяне в сад. Сцена встречи Онегина с Татьяной является ключевой в этой главе, несущей психологическую нагрузку. И чтобы подчеркнуть это, Пушкин не вставляет в эту главу никаких значимых действий.

Начитавшаяся романов, Татьяна ждет, что после ее признания ее будут ожидать тайные встречи с любимым героем, любовные приключения и переживания. Но Евгений повел себя не как герой ее любимых романов, а как обычный человек. Пока он шел в сад, он вспомнил свое пребывание в Петербурге, свои любовные похождения, накопленный горький опыт.

Прежде чем осуждать нашего героя, поставьте себя на его место. Татьяну он едва успел заметить за мелькающей прислугой, самоваром, чашками чая. Вспомните, когда друзья возвращались домой, Онегин первой отметил матушку.

А кстати, Ларина проста,

Но очень милая старушка;

Грустившая молчаливая девочка, вряд ли могла обратить на себя внимание. И уж тем более успеть влюбиться человек, познавший женщин, за пару часов не мог. Татьяна со своим признанием явно поторопилась.

Еще раз я предлагаю поставить себя на место нашего героя. Он получает письмо. Пусть даже трогательное и искреннее, от девочки, которую едва знает. Как он должен был поступить? Любой порядочный человек, неважно, дворянин, или мещанского сословия, на его месте поступил бы точно также. Даже в наши дни, 200 лет спустя. Здесь 2 варианта развития событий. Подонок воспользовался бы наивностью и неопытностью девочки, поматросил бы и бросил. Да еще ославил бы на всю округу. Впрочем, в российском обществе ХIX нравы были куда как строгими, и ему пришлось бы держать ответ перед дворянским собранием. Жениться он не был готов. Поэтому он поступил так, как и должен был поступить.

Он предлагает девушке любовь брата и дружеские отношения. Автор тоже говорит, что Онегин мог воспользоваться любовью неопытной Татьяны, но благородство и чувство чести взяли вверх. Онегин предлагает Татьяне выслушать исповедь, но его монолог больше похож на отповедь. Он признается Татьяне, что не стремится связать себя узами брака, показывает, какое будущее ждет Татьяну, если он женится на ней.

Поверьте (совесть в том порукой), Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас; Начнете плакать: ваши слезы Не тронут сердца моего.

И в заключение своего монолога Онегин дает Татьяне совет: «учитесь властвовать собою». Эта фраза за неполные 200 лет успела стать крылатой.

Татьяна ничего не ответила Евгению.

Сквозь слез, не видя ничего,

Едва дыша, без возражений,

Татьяна слушала его.

Но какое смятение, какая буря чувств царили в ее душе, читатель может лишь догадываться. Благородство в характеристике Евгения подчеркивается и тщательно подобранной Пушкиным лексикой: «умолкнувшие чувства», пленился, «младая дева», «блаженство».

В заключение разговора, чтобы смягчить жесткость и холодность своих слов, Евгений подал ей руку, на которую Татьяна оперлась, и они вместе возвратились в дом.

Но если бы Татьяна выбрала бы своей наперсницей не няню, которая ничего не смыслила в любви, а матушку, сюжет романа мог бы развиться иначе. Матушка не позволила бы ей писать это письмо, поскольку понимала, что этим можно только отпугнуть потенциального жениха. Но Онегину были бы расставлены такие сети, на которые способны только дворянские матушки. Находились бы тысячи предлогов приглашать Онегина в имение Лариных, и Онегин не смог бы им отказать. Были бы созданы все условия для того, чтобы Евгений поближе узнал Татьяну, а там, глядишь, и влюбился бы в нее, и сделал бы ей предложение.

Впрочем, дорогой читатель, вы вправе не согласиться с нашим суждением.

Как уже было сказано выше, кроме встречи Татьяны с Онегиным, автор не развивает повествование, не описывает в этой главе никаких существенных действий.

Сначала он анализирует поступок Онегина, отметив, что

очень мило поступил

С печальной Таней наш приятель.

Далее следует рассуждение о друзьях, которое можно выразить одной пословицей: Боже, избавь меня от друзей, а от врагов я сам избавлюсь. От врагов никогда ничего хорошего не ждешь. На то он и враг, чтобы ждать от него удара в спину и предательства. Но когда клевету повторяет человек, называющий себя другом, это и обществом воспринимается иначе, и бьет больнее.

В завершение лирического отступления занявшего 5 строф главы, автор дает совет, ставший лозунгом нашего с вами, ХХI века – любите самого себя.

Пушкин вновь возвращается к образу Татьяны, описывает ее душевное состояние после разговора с Евгением. Неразделенная любовь оставила тяжелый отпечаток на сердце Татьяны. Она совершенно утратила вкус к жизни, свежесть. На ее состояние стали обращать внимание соседки из уездных деревень, поговаривали, что ее пора выдать замуж.

Но в то время, как Татьяна молча увядала, Ольга и Владимир Ленский были счастливы, они наслаждались бесхитростным общением друг с другом, и уже был назначен день свадьбы.

В завершение анализа 4-й главы, следует обратить внимание на антитезу Ленского к Онегину в последней строфе. Ленский юн и не настолько опытен, как Онегин. Он верит в любовь Ольги и тем счастлив. «Но жалок тот, кто все предвидит» — это об Онегине. Знания, излишняя опытность зачастую мешают жить и быть счастливыми.

Лирические отступления в конце главы свидетельствуют о том, что между событиями 4-й и последующей 5-й главы будет допущен временной интервал. Объяснение Онегина с Татьяной состоялось в августе – начале сентября (девушки собирали в саду ягоды). Действия 5-й главы совершатся в январе, на святки.