Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Евгений Павлович Гребенка. Биография

Евгений Павлович Гребенка. Биография

Когда вражда народов - вроде рынка, где рвутся и продаться, и продать, как вы нужны сейчас, Евгений Гребенка, чтоб двуязычно отповедь им дать.
-Евгений Евтушенко


Родился Евгений Павлович Гребенка 21.01.(02.02.) 1812. Его отец – сын суворовского гренадера Ивана Гребенкина, который дослужившись до офицерского чина, получил право на наследственное дворянство. Мать – Надежда, дочка знатного пирятинского казака Ивана Чайковского. Родила она Павлу 8 детей, Евгений был старшим. Им занималась няня Мария... Веселая была, добра. Знала сотни сказок и песен. Никогда эти сказки не повторялись, а в венок любимых песен она вплетала собственные слова, и эти песни становились такими своими, такими близкими и понятными, словно лились из самого сердца. Вот под эти ее песни и прошло детство Евгения.

Длинными вечерами на семейных чаепитиях, Надежда Ивановна вспоминала полковников, сотников и значковых товарищей Чайковских - своих дедов и прадедов. Павел Иванович рассказывал о подвигах отца, его суворовских походах, о о своих походах, о штурме Анапы. Так сама История входила в жизнь мальчика. История его Рода, история его Родины...

3.08. 1825 Евгений был принят в 4 класс Нежинской гимназии высших наук.Эта гимназия могла соревноваться из Царскосельским лицеем. В ней учились будущие литературные звезды – Николай Гоголь , Нестор Кукольник , Александр Данилевский , Виктор Забила. Именно они задавали тон в гимназии. В гимназии выходили рукописные журналы – «Звезда» „Северная заря» и альманахи «Метеор литературы», «Литературное эхо» и «Парнасский навоз»...

Евгений выдает украиноязычный альманах „Аматузия”. Гимназистам в той «Аматузии» больше всего нравились его сатирические стихи...

Петя Маркос принес в гимназию запрещенные стихотворения Рылеева и пушкинскую оду «Вольность». И стихотворения Рылеева, и Пушкинскую оду сразу же и переписали и они разошлись между гимназистами. Надзиратель Кальдер изъял оду у Евгения. Начались репрессии, которые разделили профессуру на два лагеря – либералов, - во главе с профессором Белоусовим, и почитателей палочной дисциплины - во главе с профессором Билькевичем. Билькевич написал донос самому Бенкендорфу. По поручению последнего в начале 1830 в гимназию прибыл с чрезвычайными полномочиями действительный статский советник Э.Б.Адеракс. Жене не только удалось выкрутиться в истории с одой, но и понравиться Адераксу настолько, что тот предложил ему помощь, когда понадобится… Мартоса, Данилевского и Прокопиевича исключили из гимназии из „волчьим билетом”, а Кукольника и Забилу просто исключили...

Теперь Женя стал первым поэтом гимназии. Ему поручалось писать оды в честь высокопоставленных посетителей и здравницы в честь праздников. Как настоящий поэт он романтически влюбился в сестру своего побратима Николая Новицкого – Марию. Когда в 1831 закончил гимназию, вспыхнуло польское восстание и Мария пожелала видеть его в офицерском мундире. Евгений записался обер-офицером в эскадрон Резервного Малороссийского полка. Но граф Паскевич подавил восстание и без них, так что царь приказал распустить все резервные части. Женя вернулся домой…

Перед рождеством 1834 Евгений выехал в Петербург, где с помощью сына крёсного отца Василия Марковича устроился регистратором в ученой экспедиции при комиссии духовных училищ с жалованьем 750 рублей в год.

В Петербург перебрался из Вильно и Нестор Кукольник , который своей пьесой «Рука Всевишнего Отечество спасла” стал основоположником новой идеологии Российской империи: "Православие, Самодержавие, Народность". Эта идеология целиком отвечала и мировоззрению Евгения и он стал завсегдатаем „литературных сред” братьев Кукольников. Адеракс не забыл своего обещания и свел его со знаменитым педагогом, журналистом и издателем „Отечественных записок” Николаем Гречом. Греч стал печатать Евгения в своем издании, а в 1836 выпустил отдельной книжкой сборник его „Малороссийских приказок” Имя Гребенки стало известным всем читающим украинцам. Ведь стихотворения-басни украинским языком были опубликованы впервые. Тогда же он познакомился и стал побратимом автора бессмертного «Конька-Горбунька» Петра Ершова...

С августа 1835 он, по протекции Плетнева, стал преподавать словесность в Дворянском полку, где географию читал Егор Гудима, историю – Вася Прокопович, с которыми он в школьные годы делил квартиру. В том же 1835 вернулся в Петербург Аполлон Мокрицкий. Первое время он жил у Григоровича, а затем снял уютную квартирку в том же доме(№56 на 4-й линии Васильковского острова), где имел: “прекрасно меблированные 2 комнаты, приемная и кабинет, кроме того, опочивальня и кухня” Евгений Гребинка. С деньгами у Мокрицкого было не очень, поэтому пригласил разделить с ним квартиру земляка и товарища по учебе в Академии Художеств– Ивана Сошенко...

Пару раз на литературные вечера к Евгению затаскивал Аполлон своего сожителя. К сожалению, Иван ничего кроме «Четьи-минеи» не читал, да и чувствовал себя, как беспородный пес в элитной стае. Перестал приходить. Вместо него на одну из вечеринок притащил Аполлон земляка Сошенко – Первого рисовальщика знаменитого комнатного живописца Ширяева – Тараса Шевченко. С того времени Тарас все редкие свободные вечера стал проводить на „пятницях” у Гребенки или на „средах” у братьев Кукольников.

С помощью В.Прокоповича и Петра Плетнева Евгений получает должность преподавателя словесности в кадетском корпусе. Высокая зарплата позволяет не только обеспечивать всем необходимым братьев и сестры, но и в конце 1837 выдать отдельной книгой «Рассказы Пирятинца», которые раскупили буквально за считанные недели. Летом он поехал в отпуск в Родительский хутор Убежище под Пирятином и узнал, что его любимая вышла замуж за приезжего офицера. Старенькая няня, чтобы утешить, напевала ему печальные песни о несчастной любви. Евгений старательно их записал и повез в Петербург. Как-то в кадетском корпусе ему пришлось подменить учителя музыки Ломакина. Он сел за фортепиано и запел им свою обработку тех няниных песен. Сначала «Поехал далеко казак на чужбину». Потом была «Украинская мелодия» - «Когда я еще молодушкой была!». Кадеты были в восторге. Ломакин, выйдя после болезни, положил слова на музыку и через несколько недель эти песни запел Петербург, а затем запела и поет до сих пор вся Россия! Мало того, эта «украинская мелодия» вызывала целый ряд поэтических перепевов - от «Тройки» Николая Некрасова («Что ты жадно глядишь на дорог.») до «Железной дороги» Александра Блока («Под насыпью, во рву некошенном.») и «Старой солдатской» Евгения Симонова («Как служил солдат Службу ратную»).

Мокрицкий зажегся идеей выкупа Тараса из крепостных. Привлек даже к этому Карлу Брюллова. К сожалению „Карл Великий”не смог убедить Енгельгарда отпустить Тараса на волю бесплатно. Брюллов решил помочь с выкупом. У него куча заказов на портреты, а он рисует только тех, кто ему нравится. Других отправляет к Тарасу. Из-за тех заказов Тарас влип в историю. Брюллов направил к нему похожего на обезьяну графа Клейнмихеля. Тот самоуверенно попросил Тараса изобразить его правдиво, что тот и сделал. Но то правдивое изображение графу не понравилась и он отказался от портрета. Этот портрет увидел у Тараса его парикмахер и попросил сделать из него вывеску для своей париумахерской. Тарас дорисовывал бритвенные принадлежности и полотенце через плечо. Отдал портрет. Стал он вывеской для парикмахерской в Летнем Саду. Ее случайно увидел царь и велел Клейнмихелю разобраться. Тот потребовал у Енгельгарда продать ему Тараса. Павел, загнул за Тараса 2500 рублей, что в 5 раз превышало цену квалифицированного крепостного и в 50 раз цену портрета. Клейнмихель согласился. Енгельгард похвастался такой выгодной сделкой перед женой. Софи понимала, что ждёт Тараса у врага. Она немедленно направила посыльного к Гребенке. Евгений ринулся к Нестору Кукольнику и уже вместе с ним помчали к Василию Жуковскому, где Кукольник рассказал учителю царских детей что-то тет-а-тет... Через полчаса Василий Жуковский поехал к царице и она велела Енгельгарду остановить продажу. По ее предложения 2500 рублей должна была дать лотерея, разыгранная на одном из благотворительных вечеров царской семьи. Князь Виельегорский и граф Толстой под эту лотерею взяли ссуду в банке, и 22 апреля 1838 Шевченко получил вольную.

Как раз в это время в литературных приложениях к « Российскому инвалиду» публикуется «Лука Прохорович» Гребенки. Сюжет и герой этого рассказа был увековечен со временем прекрасным художником, учеником Мокрицкого В.В.Пукаревым в картине «Неравный брак». Трагедия, описанная Гребинкой наложилась на личную трагедию художника и стала бессмертной картиной.

В этом же году в Петербург по торговым делам отца приехал российский народный поэт Алексей Кольцов . Его к Гребинке привел Виссарион Белинский . Евгений был очарован и мелодичностью его стихотворений-песен, и скромной простотой Кольцова. Теперь на своих уроках словесности Гребинка читает кадетам не только стихотворения Пушкина, но и Кольцова. Знакомство с поэтом, который воспевает в своих стихотворениях Малую Родину, пробудило в нем давнюю мечту – выдавать журнал, в котором были бы объединены лучшие произведения, написанные по-украински. Он договаривается с Краевским об издании в 1839 году четырех «Литературных добавлений» на украинском языке к «Отечественным запискам».

Сам же активно публикуется во всех изданиях Петербурга, независимо от их направленности. Даже петербургский сплетник Иван Панаев в своих «Литературных воспоминаниях» напишет: « Гребинка, который отличался величайшим добродушием. был любим всеми литераторами.». Евгений печатает и свои украинские басни, и свои российские переводы украинских народных песен, и бытовые, и романтические, и исторические повести. На основании своего дневника он пишет «Записки студента». Это почти автобиографическая повесть – Здесь и описание гимназии, и случай со спасением проходимца, который выманил потом у отца все деньги. Описывалась и служба в Запасном Полку и измена любимой. Вот только петербургский период не совпадал. Записки была опубликована в «Отечественных записках» и высоко оценены Белинским…

Тарас в это время по вечерам ходит по литературным салонам и сочиняет стихи, а днем зарабатывает на жизнь, рисуя портреты многочисленных заказчиков, которых сплавляет ему Карл Великий (Брюллов). Сплавил ему Брюллов и заказ на портрет Гребинкиного приятеля Петра Мартоса. Того Мартоса, который был исключен из Нежинской гимназии «по делу о вольнодумстве». Тарас быстро написал его портрет. Но здесь случился конфуз. Мартос проигрался вдребезги и ему ничем было заплатить за работу. Евгений предложил в счет долга напечатать Тарасов сборник «Кобзарь». Для Мартоса это было совсем нетрудно. Издатель Фишер задолжал ему в карты столько, что не одну книгу можно напечатать. Цензор Корсаков - близкий родственнико его жены. Пошли они к Тарасу с этим предложением. Тот согласился и в 1840 «Кобзарь» вышел в свет...

А вот с обещанным приложением к «Отечественным запискам» ничего не вышло. Против украинских дополнений категорически возражал Белинский. Тарас, окрыленный выходом «Кобзаря», предложил вместо тех дополнений издать украинский альманах. Что же, если Фишера на «Кобзарь» уломал Гребинкин приятель Мартос, то издателя Полякова на «Ласточку» подвигнул приятель Евгения – известен водевилист Федор Кони . И вот, в 1841 «Ласточка» расправила крылья и полетела по России. И поразительная вещь. Почти все издания, опекаемые Николаем 1, отозвались восторженно на появление «Кобзаря» и «Ласточки», а демократические издания во главе с Белинским выступили с резкой критикой.

В начале января 1842 к Евгению пришла весть о смерти отца. Летом, получив отпуск, Евгений вместе с Людмилой, поехал в родное Убежище. Поклонился могиле отца. Потом, по требованию матери, поехал к его побратимам. Первым посетил своего благодетеля Василия Марковича в Калюжинцах. От него Евгений поехал в Рудки, где жил другой побратим -Василий Ростенберг. Посадили его за стол, с графинчиком ароматнейшей и крепчайшей «забиловки» под толстые ломти хлеба с вкуснейшим полтавским салом. После второй рюмки все вокруг стало прекрасно- романтическим и тути в комнату влетело какое-то чертенятко. Это была 15-летняя внучка Василия – Маринка. Родителей ее унесла холера 1831 года и с тех пор она воспитывалась дедом. Совсем как Суворочка его любимого командира. Маленькая, еще угловатоя, стремительная девчушка вертела всеми, как хотела. Тридцатилетний Евгений чувствовал себя рядом с ней беззащитным малышом. Погостив три безумных дня, он поехал домой а затем в Петербург. Но еще долго ему ночама снилось это угловатый черноглазый чертенок, вокруг которого вертелась вся вселенная...

В Санкт-Петербурге ожидала привычная круговерть. Днем занятие в кадетском корпусе, по вечерам – встречи на литературных вечеринках, ночами писание очередного рассказа или повести. Незаметно, в трудах, пролетел год. Сестра Людмила заканчивала институт благородных девиц и ее летом следовало отвезти домой. Шевченко получил длительную командировку от Академии к Украине. У Евгения наступили летние каникулы. Решили ехать вместе. Выехали почтовой каретой. Вместе доехали до Нежина, затем Гребенка с сестрой помчал к себе в Убежище, а Шевченко покатил к Тарновскому. Приехал Шевченко к Евгению в Убежище летом и почти сразу они выехали на балл к Волховской в Мойсеевку. И вот начался знаменитый балл. Тарас утонул в морских глубинах глаз Анны Закревской, а Гребинку сама пригласила на танец черноглазая красавица, в которой он с удивлением познал того маленького чертёнка- внучку Василия Ростенберга. Он был в увлечении от этой черноглазой царевны, в которую превратилась девочка-подросток. Когда после Мойсеевки Тарас поехал с ним к Закревским в Березовую Рудку, Евгений ему все уши прожужжал о Маринке. К сожалению, именно с того времени начался разрыв Тарас с Евгением. Евгений был ревностный христианин и уважал 10 заповедей, в том числе и «не пожелай жену ближнего». Тарас же по уши влюбился в чужую жену и на все наставления Евгения только презрительно фыркал. К тому же Тарасу не нравился чертёнок, которым так увлекся Евгений, так как Маринка была родственницей его ненависного пана Енгельгарда. Были и объективные причины для их ссоры. Евгений всей душой принял новую идеологию российской империи «За Бога, Царя и Отечество». Он боготворил Николая 1. Тарас же, воспитанный масонкою Софи Енгельгард, хоть и был верующим, но не слишком. К тому же он, как и божественная Софи, был республиканцем и не любил Николая 1, который забрал корону у законного наследника престола Константина Павловича...

Перед отъездом Евгений попросил у Василия Ростенберга руки его внучки, но получил отказ. Тот заявил, что Маша еще молода для брака. Если Евгений любит, то год подождет. Машенька же поклялась, что она будет ждать.

Возвращались в Петербург через Киев. Остановились там на ночь в "Зеленой гостинице" на улице Московской. Зашли в ресторан. Там подвыпившая публика пела что-то на мотив французского военного марша, написанного Флорианом Германом. И вот, после второй или третьей рюмки, на Евгения находит вдохновение. На этот мотив он пишет свои бессмертные:

Очи черные, очи страстные!

Вернувшись в Санкт-Петербург, напечатал их в „Литературной газете”. Песня понравилась самому Николаю 1, который прекрасно разбирался в поэзии. Благодаря царской опеке эта песня стала петься на всех гусарских вечеринках, и аранжироваться самими популярными композиторами. Сразу же песня стала мировым шлягером, символом русской души и остается им до настоящего времени...

Разрыв с Шевченко отвернул от него украинскую общину. Нечего удивляться, что после 1843 у Гребенки нет украинских произведений. Ведь пишут на том языке, на котором общаются. А общался он теперь с Белинским.. Вот под его влиянием и отказался Гребенка от украинского языка, но не отказался от Украины. Он продолжает писать об Украине и украинцах. Конечно, писал и о петербургских чиновниках, но в них тоже угадывались черты украинского характера. Отсутствие земляков его тогда не очень-то и волновала. Он напряженно работал над романом «Чайковский» в основу которого легли семейные перессказы и рассказы столетнего запорожца Никиты Коржа. Наконец, роман был напечатан в «Отечественных записках». Есть он у меня на полке. Стоит рядом с книжками Дюма и Мориса Дрюона. Такой же увлекательный, как и те..

Не было в то время в Санкт-Петербурге издания, в котором не печатались бы произведения Гребенки. А он еще и преподавал во 2-м кадетском корпусе. Как раз после выхода в свет «Чайковский» его пригласили читать лекции по ботанике и минералогии в Институт Корпуса Горных инженеров. Братья, Михаил и Аполлон, которых он опекал, уже служат офицерами кирасирского полка в Елизаветограде. Сестра Людмила закончила институт благородных девиц и вернулась в Убежище, где хозяйством уже занимается младший брат Константин. Брат Николай закончил Академию Художеств и уже сам себя кормит. Евгений теперь не должен был никому помогать, никого устраивать. Он мог теперь считать себя зажиточным человеком. Вот только в 1841 он заразился туберкулезом и в сыром петербургском климате постоянно болел. В 1844 он снова едет на Украину. Дед невесты дал согласие на брак и 30 июня 1844 Евгений и Маша обвенчались. Через несколько дней отбыли в Петербург. Здесь Евгений Павлович принимает приглашение читать лекции по словесности в Морском кадетском корпусе, не оставляя лекций в Институте Корпуса Горных инженеров. Не оставляет он и литературы. В этом году он пишет и публикует свой роман «Доктор», которым так увлекался Чехов. Если после «Доктора» читаешь чеховские повести, они кажутся продолжением Гребинкиних.

Благодаря преподавательской работе и гонорарам Евгений уже в 1845 может предложить матери 10000рублей в приданое сестре Людмиле и улаживает дела с заставленным и перезаставленным имением жены. 29 ноября он приглашает Плетнева стать крещенным отцом доченьки Надежды. Тогда же у Плетнева с ним знакомится Пантелеймон Кулиш , который сохранил до конца жизни наилучшие воспоминания о „добродие Гребенке”. Так больше он никого не называл…

В журнале «Финский вестник» печатается Гребинкина повесть «Иван Иванович», а в альманахе Белинского «Физиология Петербурга» его сатирический очерк «Петербургская сторона», заказанный Некрасовым. В « Отечественных записках» рассказ из народного быта «Чужая голова – темный лесс» . В 1846 выходят его повесть «Лесничий» и рассказ «Пиита». Весной этого года Шевченко объявил о том, что решил объединить все свои произведения, написанные на протяжении трех последних лет, в сборник «Три лета». Это подтолкнуло Гребинку к выпуску многотомного сборника своих произведений. Из-за хлопот над изданием первых томов, в этом году он публикуется мало, зато в 1847 выходят первые 4 тома. Тогда же он пишет повесть «Заборов», которую взяли в свой « Иллюстрированный альманах» Некрасов и Панаев. К сожалению, альманах не был разрешен цензурой. Зато Гребинкина повесть «Приключения синей ассигнации», опубликованная в газете «Санкт-петербургские ведомости» имела огромный успех. Успех имели и его очерки «Провинциал в столице”, “Хвастун», напечатанные в «Современнике». Гонорары от публикаций он потратил на открытие в имении жены приходского училища для крестьянских детей. Открыл он его лично 17 мая 1847. Преподавателем в ту школу он пригласил моего прадеда Ивана Сиротенко...

Это была последняя поездка Гребенки на Украину. Вернувшись в Санкт- Петербург он еще успел выпустить повесть «Полтавские вечера» и очередные 4 тома своих произведений, но осенью заострился туберкулез и он почти не выходил. В конце ноября случилась беда с преподавателем кадетского корпуса Корневым. Гребенка помчал к начальству выручать коллегу. Начальство было непреклонным. Расстроенный, он промерз в открытой коляске при переезде через Неву и свалился в лихорадке.. С(15) декабря он умер. Он просил похоронить себя на Украине, как в той песне «Казак на чужбине». Родные выполнили его желание и похоронили его прах на кладбище в Марьяновке(так стало называться Убежище) Когда в 1895 году прокладывалась железная дорога Киев-Харьков узловая станция, которую возвели рядом с Марьяновкой была названа именем того, кто объединил когда-то два народы. Написал Гребенка 46 романов и множество стихотворений, повестей, рассказов. При его жизни вышло 8 томов, которые сразу же раскупили. Но остался он для всех автором своей первой маленькой книжечки „ Малороссийские приказки” и первой ласточкой – альманахом украинской литературы. Он сеял Добро. Ему больше всего подходит украинское обращение „Добродий”. Увы, и поныне в Украине господствует не Добро, а основатели украинского литературного языка числятся в иностранных писателях…

ГРЕБЕНКА ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ
(Гребинка, Гребёнкин; псевд. Пирятинец и др.)


Прозаик (на русском языке), поэт (на украинском и русском языках). Родился 21 января (2 февраля) 1812 на хуторе Убежище Пирятинского уезда Полтавской губ. в семье мелкопоместного дворянина. Окончил Нежинскую гимназию высших наук (1825-1831), где начал писать стихи, басни, пьесы (В чужие сани не садись, при жизни не опубл.). В 1831-1833 служил в Малороссийском казачьем полку. С начала 1834 жил в Петербурге, служил в Комиссии духовных училищ при Синоде, с 1838 до конца жизни преподавал русскую словесности (несколько лет также естествознание) в Дворянском полку, Втором кадетском корпусе и других военных учебных заведениях. Вошел в петербургские литературные круги, посещал салоны В.Ф.Одоевского, П.А.Плетнева и др., сблизился с Н.А.Кукольником, В.Г.Белинским, В.И.Далем, П.П.Ершовым, И.И.Панаевым. Одним из первых оценил талант Т.Г.Шевченко, принимал участие в его выкупе из крепостной неволи.
Печатался с 1831 (перевод на украинский язык 1-й главы поэмы Полтава А.С.Пушкина, полный перевод 1836; стихотворение на русском языке Рогдаев пир). В 1835 в альманахе «Осенний вечер на 1835 г.» опубликовал рассказы Малороссийское предание и Сто сорок пять, привлекшие внимание публики своеобразным колоритом и мягким юмором. Автор сборников басен Малороссийские присказки (1834), развивающих народно-сатирические традиции и опирающихся на опыт И.А.Крылова и украинских писателей Г.Сковороды, И.Котляревского, П.Гулак-Артемовского, проникнутых мотивами социальной критики (Медвежий суд, Рыбак, Волк и огонь, Ячмень и др.). Сборник повестей и рассказов Рассказы пирятинца (1837) закрепил в творчестве Гребенки гоголевское влияние (как «украинского романтизма» периода Вечеров на Хуторе близ Диканьки, так и глубокого социального и психологического анализа зрелого творчества Гоголя в повестях Гребенки Лука Прохорович, 1838, Верное лекарство, 1840; в рассказе Сеня). Изображение повседневных реалий украинской жизни, с годами все более грустное (Братья, 1840), быта чиновников (Дальний родственник, 1841; Полтавские вечера, 1848), помещичьего произвола (рассказ Кулик, 1841, высоко оцененный В.Г.Белинским), страданий и гибели скромного и честного человека в жестокой и прагматичной среде петербургского или провинциального «общества» (Записки студента, 1841, отчасти на автобиографическом материале; романы Доктор, 1844, Заборов, 1847) сближают Гребенку с представителями «натуральной школы», не исключая особой сентиментальной тональности его письма. Среди других прозаических произведений писателя, также полных сострадания к человеческим бедам, - «светская» повесть Маскарадный случай (1843), Быль не быль и не сказка, аллегорическая повесть Путевые записки зайца (обе 1847), очерк Петербургская сторона в альманахе Н.А.Некрасова и Белинского Физиология Петербурга (1845), психологические повести Иван Иванович (1845) и Лесничий (1846), повесть Приключения синей ассигнации (1847), где рассказ в духе «фантастического реализма» Гоголя и Ф.М.Достоевского ведется от лица пятирублевой ассигнации; рассказы из народной жизни Чужая голова - темный лес (1845); рассказы и маленькие повести Вот кому зозуля ковала!, Мачеха и панночка (оба 1838), Так иногда люди женятся (1839), Перстень (1841), Водевиль в частной жизни (1842), Пруд (1843), Игрок, Странная перепалка, Злой человек (все 1844), Пиита (1846), а также повесть Нежинский полковник Золотаренко (1842) и роман Чайковский (1843), посвященные историческому прошлому украинского казачества.
Романтическая лирика Гребенки, пронизанная патриотическо-ностальгическими мотивами (поэма Богдан, 1843, посвященная дружбе украинского и русского народов; Признание, 1839; Малиновка, 1840; Опять передо мною знакомые поля..., до 1846), особенно удачна в жанре песни или романса (Молода еще я девица была..., Почтальон, обе 1841). Всемирную известность, статус своеобразной исповеди «русской души» и «музыкальной визитки» России приобрел популярный во всех слоях российского общества романс на стихи Гребенки Черные очи («Очи черные, очи страстные...», 1843). Активный пропагандист украинской литературы, Гребенка издавал один из первых национальных альманахов «Ластiвка» («Ласточка», 1841) с участием Г.Ф.Квитки-Основьяненко, Шевченко, Л.И.Боровиковского и других видных украинских литераторов.
Умер Гребенка в Петербурге 3 (15) декабря 1848.

Е. П. Гребёнка родился на хуторе «Убежище» близ города Пирятина на Полтавщине. Его отец - отставной гусарский офицер, участник войны 1812 года, владел небольшим имением. Первые годы жизни Евгения прошли на попечении крепостной няни-украинки, она пела ему народные песни, рассказывала сказки.

13-ти лет Евгений был определён в Нежинскую гимназию высших наук - одно из лучших учебных заведений на Украине. Одновременно с ним там учился известный впоследствии поэт Н. В. Кукольник, а несколькими годами ранее - Н. В. Гоголь. Гребёнка увлекался и гуманитарными и естественными науками. Тогда же он начал писать стихи. Рукописные журналы в Нежинской гимназии были заполнены его стихами. Литературное творчество в гимназии поощрялось, среди её преподавателей были литераторы, один из них, учитель латинского языка И. Г. Кулжаньский заметил дарование Гребёнки и даже послал его стихи в «Дамский журнал». Литературу преподавал П. И. Никольский, который был приверженцем классицизма и новой литературы не признавал.

Однако воспитанники гимназии интересовались современной литературой и старались знакомиться с новейшими её произведениями. Они в складчину выписывали из Москвы журнал «Галатея». Гребёнка, когда мог, покупал книги. Проникала в гимназию и литература запрещённая: в 1825 надзиратель отобрал у Гребёнки рукописный список оды Пушкина «Вольность» ; кто-то из товарищей давал ему читать «Горе от ума» Грибоедова .

В 1829 Гребёнка пишет отцу: «Перевожу поэму Пушкина - «Полтаву» на малороссийский язык». Над этим переводом он работал очень серьёзно, собирая исторические сведения и народные предания. Перевод «Полтавы» в отрывках печатался в «Московском телеграфе» и «Утренней звезде», а в 1836 вышел отдельной книжкой с посвящением Пушкину .

По окончании гимназии (к тому времени преобразованной в лицей) Гребёнка вступил в 8-й малороссийский казачий полк. Его влекла «рыцарская страсть к приключениям, жажда опасностей и славы». Но полк в военных действиях участия не принимал, и через три месяца Гребёнка вернулся домой.

В 1834 Гребёнка переехал в Петербург. Несколько лет он прослужил в канцелярии Комиссии духовных училищ, потом стал преподавать русский язык и литературу в Дворянском полку, затем в Кадетском корпусе, позже в Институте корпуса горных инженеров. Преподавал он также минералогию, ботанику и зоологию. «Голова кругом пойдёт, как вспомню, какой я умный человек», - пишет Гребёнка о своей преподавательской деятельности. Служил Гребёнка до самого конца жизни, но тем не менее прежде всего он был литератором.

В 1834 вышел его сборник «Малороссийские присказки», в который вошли лирические стихи и басни на украинском языке. Несколькими годами позже вышли «Рассказы пирятинца», написанные по-русски и принесшие Гребёнке известность. С этого времени он стал постоянно печататься в петербургских журналах и альманахах.

Проза Гребёнки принадлежит к «натуральной школе» с её верностью изображения реальной жизни, тонкой и острой наблюдательностью и, главное, глубочайшим сочувствием и уважением к «маленькому человеку». Белинский отметил «замечательное дарование» Гребёнки и «гуманистическое начало» его творчества, а повесть «Кулик» назвал «одной из лучших повестей последнего времени».

Гребёнка вошёл в литературную жизнь столицы, перезнакомился со многими литераторами, завёл у себя литературные вечера. Он был хорошо знаком с Бенедиктовым , Далем, Кукольником, Ершовым .

В Петербурге Гребёнка сблизился со своим земляком Т. Г. Шевченко и принял участие в его освобождении от крепостной зависимости; по инициативе Евгения Павловича был издан «Кобзарь» Т. Г. Шевченко.

Познакомился Гребёнка и с Пушкиным . В библиотеке Пушкина был экземпляр «Полтавы» на украинском языке в переводе Гребёнки, а сам Пушкин собирался перевести на русский басню Гребёнки .

Большое место в жизни и творчестве Гребёнки занимала история. Он ощущал живую связь с прошлым своего народа, воспринимал его как свое собственное прошлое. Действие лучшего исторического романа Гребёнки «Чайковский» происходит в его родных местах - в Пирятине, герои романа - предки самого Гребёнки (его мать была урождённая Чайковская), предки его родственников и знакомых.

Умер Гребёнка в 1848, ему было всего 35 лет. В извещении о его смерти в «Санкт-Петербургских ведомостях» говорилось: «Ещё утрата для бедной русской литературы… скончался Евгений Павлович Гребёнка, даровитый писатель, добрый, благороднейший человек».

ГРЕБЁНКА, Евгений Павлович - украинский и русский писатель. Родился в семье мелкопоместного дворянина. Окончил в 1831 Нежинскую гимназию высших наук. С 1834 жил в Петербурге, преподавал русский язык и литервтуру в учебных заведениях. Принимал участие в выкупе из крепостной неволи Т. Г. Шевченко и в его дальнейшей судьбе. На литературных вечерах Гребёнки бывали В. Г. Белинский, В. И. Даль, И. И. Панаев, П. П. Ершов , М. Момбелли и другие. Печататься Гребёнка начал в 1831 в русских журналах и альманахах. Широкую известность получили его басни - «Малороссийские приказки» (1834, 2-е издание, 1836). Развивая народно-сатирические традиции, используя опыт И. А. Крылова , а также Г. Сковороды, И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, Гребёнка в своих баснях обличал социальную несправедливость, помещичий произвол, взяточничество, бюрократизм (, , , и др.). Отдельные стихотворения Гребёнки как на украинском, так и на русском языках (, , ) стали популярными песнями. Романтическая поэма Гребёнки «Богдан» (1843) посвящена исторической дружбе украинсконо и русского народов. Перевёл на украинский язык «Полтаву» А. С. Пушкина . В прозе на русском языке Гребёнка изображал украинскую жизнь сначала в романтическом духе, потом с позиций критического реализма («Рассказы пирятинца», 1837, «Братья», 1840, «Нежинский полковник Золотаренко», 1842, «Чайковский», 1843). Он показал быт чиновников («Лука Прохорович», 1838, «Дальний родственник», 1841, «Полтавские вечера», 1848), помещичий произвол и угнетение крепостных («Кулик», 1841, «Приключения синей ассигнации», 1847), гибель «маленького человека» в бездушном обществе («Записки студента», 1841, «Доктор», 1844, «Заборов», 1848). Гребёнка был близок к натуральной школе. Очерк «Петербургская сторона» опубликован в альманахе Н. А. Некрасова «Физиология Петербурга» (1845). Некоторые рассказы и повести Гребёнки высоко ценил В. Г. Белинский. Гребёнка подготовил и издал один из первых украинских альманахов («Ластівка» - «Ласточка», 1841), в котором напечатаны сочинения Шевченко, Г. Квитки-Основьяненко и других.

Соч.: Полное собр. соч., под ред. Н. Гербеля, т. 1-5, СПБ, 1862; Рус. повести XIX в. 40-50-х годов. [Подгот. текста и примеч. Б. С. Мейлаха], т. 1, М., 1952; Твори, т. 1-5, К., 1957; Поетичні твори, К., 1959; Вибране, К., 1961; Байки, К., 1962; Поэты 1840-1850-х годов (Вступ. ст. и общая ред. Б. Я. Бухштаба), М. - Л., 1962.

Лит.: История укр. лит-ры, т. 1, К., 1954; Зубков С. Д., Євген Павлович Гребінка. Життя и творчість, К., 1962.

С. Д. Зубков

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 2. - М.: Советская энциклопедия, 1964

ГРЕБИНКА Евгений Павлович - украинский писатель 30-х гг. XIX века, дошевченковского периода. Его басни «Приказки» (1834; 4-е издание 1878) были после «Энеиды» Котляревского одним из выдающихся произведений новой украинской литературы и представляют собой значительное явление в истории украинского национального и литературного возрождения. Изданный Гребинкой в 1841 альманах «Ластівка» объединил виднейших представителей украинского ренессанса: Гребинку, Афанасьева-Чужбинского, Кулиша, Квитку, Боровиковского и, наконец, Т. Шевченко.

Гребинка многое позаимствовал от Ла Фонтена и Крылова , что однако не помешало ему написать оригинальные, незабытые и до сих пор произведения, вошедшие в историю украинской литературы как шедевры басенного жанра. Насыщенные свежестью украинского колорита и острой мыслью, произведения Гребинки по праву определили его роль как непосредственного предшественника Шевченко и одного из классиков украинской литературы.

Гребинка был типичным для своего времени идеологом мелкопоместного и мелкочиновного украинского дворянства, общие национально-автономистские украинские тенденции и гуманитарно-демократический либерализм которого уживались рядом с признанием царской монархии и крепостной зависимости крестьян; произведения Гребинки не колебали ни основ, ни системы общественных взаимоотношений, хотя они резко осуждали ненормальные явления общественной жизни и были в своё время смелым литературным выступлением. Подготовляя почву для Шевченко, многие произведения Гребинки не утратили значения и в настоящее время. Ряд басен Гребинки перешёл в народную словесность.

Прозаические произведения Гребинки, написанные на русском языке, имеют в настоящее время лишь историко-литературное значение. Гребинкой переведена на украинский язык «Полтава» Пушкина (полный перевод вышел в 1836 году).

Библиография: I. Полн. собр. сочин. вышло в 1862 (5 тт., под ред. Н. Гербеля, СПБ.) и 1903. В 1878 изданы все сочин. Гребинки на украинском яз.

II. Коваленко Г., Е. Гребінка, Полтава, 1918; Філіпович, Шевченко, Гребінка, «Украина», 1925, кн. I; Дорошкевич, Підручник історії укр. літератури; Ефремов, Історія укр. письменства; Коряк В., Нариси з історії укр. літератури.

III. Библиографический указатель к произведениям Гребинки см. в указанном выше изд. «Сочинений» Гребинки, 1862; См. ещё: Гимназия высших наук и лицей кн. Безбородко, 2-е изд. Н. В. Гербеля, СПБ., 1881; Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, СПБ., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910.

А. П.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

Евгений Павлович Гребёнка (встречаются также написания фамилии, как Гребинка и Гребёнкин) за свою недолгую жизнь оставил значительный след в литературе на русском и украинском языках. Увы, но туберкулёз забрал поэта всего лишь в 36 лет, 3 (15 по новому стилю) декабря 1848 года.
Стихи Евгения Гребёнки, даже написанные на русском языке, постоянно касались тематики его родных мест. Многие из них стали текстами популярных в своё время песен, некоторые из которых и сейчас широко известны - к примеру, романс «Очи чёрные». Также Гребёнка немало занимался и прозаическим творчеством, издав целый ряд романов и повестей.

Детство и юность поэта
Родился Евгений Гребёнка 21 января (2 февраля по новому стилю) 1812 года на хуторе в Полтавской губернии. Происходил он из дворянского рода, пусть и не слишком знатного и состоятельного. Отец был отставным военным в чине штабс-ротмистра.
Первоначально Гребёнка получил домашнее образование, затем поступил в лицей, где учился вместе с Николаем Гоголем - правда, два классика практически не общались. Евгений Гребёнка стихи писал как раз с лицейских времён. Известно, что в 1831 году он перевёл на украинский язык пушкинскую «Полтаву».
В том же году, едва получив юридическое образование, поэт поступил на службу в казачий полк, где провёл два года - а после этого оказался в Петербурге.

Петербургский период
Именно в Петербурге, в 1836 году, был наконец-то издан полный перевод «Полтавы» на украинский язык - эта работа обратила внимание литературных кругов на автора. Наибольшую известность получили те стихи Евгений Гребёнки, которые были написаны на украинском языке - хотя творчеством на русском он тоже занимался постоянно, ещё с лицейских лет.
Именно Гребёнка обратил внимание на молодого поэта Тараса Шевченко, в будущем - главного классика украинской поэзии, и принял большое участие в его судьбе. В литературных кругах к Евгению Павловичу относились весьма тепло, он посещал популярные салоны, сам часто собирал различных литераторов.
Гребёнка не жил только за счёт литературной деятельности - в разные годы он преподавал в различных учебных заведениях, преимущественно военных. Состоятелен он не был, да ещё и тратил большие средства на помощь родне.
Евгений Гребёнка стихи и прозу публиковал очень активно - в 1840-х годах, особенно в их середине, редкий петербургских альманах обходился без какого-либо его произведения. Бывало, что за год автор публиковал по два романа, десяток прозаических произведений меньшей формы, и большое количество стихотворений.

Последние годы жизни
Напряжённая работа и непохожий на родные края климат негативно сказались на здоровье Евгений Гребёнки. С начала 1840-х он старался почаще ездить на родину, где его состояние становилось лучше, но всё равно приходилось возвращаться в Петербург.
Несмотря на болезнь, Гребёнка не бросал литературу - не только писал и печатался, но и сам издавал альманах, преимущественно публикующий украинских авторов.
В 1844 году Гребёнка женился, в скоро родился ребёнок, и всё это ещё больше осложнило финансовое положение, вынудило больше работать. Состояние здоровья постоянно ухудшалось - бывало, что Гребёнка по два месяца не вёл занятий в кадетском корпусе.
Уже с начала 1848 года поэт слёг окончательно, прекратив преподавание, но дожил до декабря.

Poembook, 2015
Все права защищены.


Дата рождения: 21.01.1812
Гражданство: Россия

Родился Евгений Павлович Гребенка 21.01.(02.02.) 1812. Его отец – сын суворовского гренадера Ивана Гребенкина, который дослужившись до офицерского чина, получил право на наследственное дворянство. Мать – Надежда, дочка знатного пирятинского казака Ивана Чайковского. Родила она Павлу 8 детей, Евгений был старшим. Им занималась няня Мария... Веселая была, добра. Знала сотни сказок и песен. Никогда эти сказки не повторялись, а в венок любимых песен она вплетала собственные слова, и эти песни становились такими своими, такими близкими и понятными, словно лились из самого сердца. Вот под эти ее песни и прошло детство Евгения.

Длинными вечерами на семейных чаепитиях, Надежда Ивановна вспоминала полковников, сотников и значковых товарищей Чайковских - своих дедов и прадедов. Павел Иванович рассказывал о подвигах отца, его суворовских походах, о о своих походах, о штурме Анапы. Так сама История входила в жизнь мальчика. История его Рода, история его Родины...

3.08. 1825 Евгений был принят в 4 класс Нежинской гимназии высших наук.Эта гимназия могла соревноваться из Царскосельским лицеем. В ней учились будущие литературные звезды – Николай Гоголь, Нестор Кукольник, Александр Данилевский, Виктор Забила. Именно они задавали тон в гимназии. В гимназии выходили рукописные журналы – «Звезда» „Северная заря» и альманахи «Метеор литературы», «Литературное эхо» и «Парнасский навоз»...

Евгений выдает украиноязычный альманах „Аматузия”. Гимназистам в той «Аматузии» больше всего нравились его сатирические стихи...

Петя Маркос принес в гимназию запрещенные стихотворения Рылеева и пушкинскую оду «Вольность». И стихотворения Рылеева, и Пушкинскую оду сразу же и переписали и они разошлись между гимназистами. Надзиратель Кальдер изъял оду у Евгения. Начались репрессии, которые разделили профессуру на два лагеря – либералов, - во главе с профессором Белоусовим, и почитателей палочной дисциплины - во главе с профессором Билькевичем. Билькевич написал донос самому Бенкендорфу. По поручению последнего в начале 1830 в гимназию прибыл с чрезвычайными полномочиями действительный статский советник Э.Б.Адеракс. Жене не только удалось выкрутиться в истории с одой, но и понравиться Адераксу настолько, что тот предложил ему помощь, когда понадобится… Мартоса, Данилевского и Прокопиевича исключили из гимназии из „волчьим билетом”, а Кукольника и Забилу просто исключили...

Теперь Женя стал первым поэтом гимназии. Ему поручалось писать оды в честь высокопоставленных посетителей и здравницы в честь праздников. Как настоящий поэт он романтически влюбился в сестру своего побратима Николая Новицкого – Марию. Когда в 1831 закончил гимназию, вспыхнуло польское восстание и Мария пожелала видеть его в офицерском мундире. Евгений записался обер-офицером в эскадрон Резервного Малороссийского полка. Но граф Паскевич подавил восстание и без них, так что царь приказал распустить все резервные части. Женя вернулся домой…

Перед рождеством 1834 Евгений выехал в Петербург, где с помощью сына крёсного отца Василия Марковича устроился регистратором в ученой экспедиции при комиссии духовных училищ с жалованьем 750 рублей в год.

В Петербург перебрался из Вильно и Нестор Кукольник, который своей пьесой «Рука Всевишнего Отечество спасла” стал основоположником новой идеологии Российской империи: "Православие, Самодержавие, Народность". Эта идеология целиком отвечала и мировоззрению Евгения и он стал завсегдатаем „литературных сред” братьев Кукольников. Адеракс не забыл своего обещания и свел его со знаменитым педагогом, журналистом и издателем „Отечественных записок” Николаем Гречом. Греч стал печатать Евгения в своем издании, а в 1836 выпустил отдельной книжкой сборник его „Малороссийских приказок” Имя Гребенки стало известным всем читающим украинцам. Ведь стихотворения-басни украинским языком были опубликованы впервые. Тогда же он познакомился и стал побратимом автора бессмертного «Конька-Горбунька» Петра Ершова...

С августа 1835 он, по протекции Плетнева, стал преподавать словесность в Дворянском полку, где географию читал Егор Гудима, историю – Вася Прокопович, с которыми он в школьные годы делил квартиру. В том же 1835 вернулся в Петербург Аполлон Мокрицкий. Первое время он жил у Григоровича, а затем снял уютную квартирку в том же доме(№56 на 4-й линии Васильковского острова), где имел: “прекрасно меблированные 2 комнаты, приемная и кабинет, кроме того, опочивальня и кухня” Евгений Гребинка. С деньгами у Мокрицкого было не очень, поэтому пригласил разделить с ним квартиру земляка и товарища по учебе в Академии Художеств– Ивана Сошенко...

Пару раз на литературные вечера к Евгению затаскивал Аполлон своего сожителя. К сожалению, Иван ничего кроме «Четьи-минеи» не читал, да и чувствовал себя, как беспородный пес в элитной стае. Перестал приходить. Вместо него на одну из вечеринок притащил Аполлон земляка Сошенко – Первого рисовальщика знаменитого комнатного живописца Ширяева – Тараса Шевченко. С того времени Тарас все редкие свободные вечера стал проводить на „пятницях” у Гребенки или на „средах” у братьев Кукольников.

С помощью В.Прокоповича и Петра Плетнева Евгений получает должность преподавателя словесности в кадетском корпусе. Высокая зарплата позволяет не только обеспечивать всем необходимым братьев и сестры, но и в конце 1837 выдать отдельной книгой «Рассказы Пирятинца», которые раскупили буквально за считанные недели. Летом он поехал в отпуск в Родительский хутор Убежище под Пирятином и узнал, что его любимая вышла замуж за приезжего офицера. Старенькая няня, чтобы утешить, напевала ему печальные песни о несчастной любви. Евгений старательно их записал и повез в Петербург. Как-то в кадетском корпусе ему пришлось подменить учителя музыки Ломакина. Он сел за фортепиано и запел им свою обработку тех няниных песен. Сначала «Поехал далеко казак на чужбину». Потом была «Украинская мелодия» - «Когда я еще молодушкой была!». Кадеты были в восторге. Ломакин, выйдя после болезни, положил слова на музыку и через несколько недель эти песни запел Петербург, а затем запела и поет до сих пор вся Россия! Мало того, эта «украинская мелодия» вызывала целый ряд поэтических перепевов - от «Тройки» Николая Некрасова («Что ты жадно глядишь на дорог.») до «Железной дороги» Александра Блока («Под насыпью, во рву некошенном.») и «Старой солдатской» Евгения Симонова («Как служил солдат Службу ратную»).

Мокрицкий зажегся идеей выкупа Тараса из крепостных. Привлек даже к этому Карлу Брюллова. К сожалению „Карл Великий”не смог убедить Енгельгарда отпустить Тараса на волю бесплатно. Брюллов решил помочь с выкупом. У него куча заказов на портреты, а он рисует только тех, кто ему нравится. Других отправляет к Тарасу. Из-за тех заказов Тарас влип в историю. Брюллов направил к нему похожего на обезьяну графа Клейнмихеля. Тот самоуверенно попросил Тараса изобразить его правдиво, что тот и сделал. Но то правдивое изображение графу не понравилась и он отказался от портрета. Этот портрет увидел у Тараса его парикмахер и попросил сделать из него вывеску для своей париумахерской. Тарас дорисовывал бритвенные принадлежности и полотенце через плечо. Отдал портрет. Стал он вывеской для парикмахерской в Летнем Саду. Ее случайно увидел царь и велел Клейнмихелю разобраться. Тот потребовал у Енгельгарда продать ему Тараса. Павел, загнул за Тараса 2500 рублей, что в 5 раз превышало цену квалифицированного крепостного и в 50 раз цену портрета. Клейнмихель согласился. Енгельгард похвастался такой выгодной сделкой перед женой. Софи понимала, что ждёт Тараса у врага. Она немедленно направила посыльного к Гребенке. Евгений ринулся к Нестору Кукольнику и уже вместе с ним помчали к Василию Жуковскому, где Кукольник рассказал учителю царских детей что-то тет-а-тет... Через полчаса Василий Жуковский поехал к царице и она велела Енгельгарду остановить продажу. По ее предложения 2500 рублей должна была дать лотерея, разыгранная на одном из благотворительных вечеров царской семьи. Князь Виельегорский и граф Толстой под эту лотерею взяли ссуду в банке, и 22 апреля 1838 Шевченко получил вольную.

Как раз в это время в литературных приложениях к « Российскому инвалиду» публикуется «Лука Прохорович» Гребенки. Сюжет и герой этого рассказа был увековечен со временем прекрасным художником, учеником Мокрицкого В.В.Пукаревым в картине «Неравный брак». Трагедия, описанная Гребинкой наложилась на личную трагедию художника и стала бессмертной картиной.

В этом же году в Петербург по торговым делам отца приехал российский народный поэт Алексей Кольцов. Его к Гребинке привел Виссарион Белинский. Евгений был очарован и мелодичностью его стихотворений-песен, и скромной простотой Кольцова. Теперь на своих уроках словесности Гребинка читает кадетам не только стихотворения Пушкина, но и Кольцова. Знакомство с поэтом, который воспевает в своих стихотворениях Малую Родину, пробудило в нем давнюю мечту – выдавать журнал, в котором были бы объединены лучшие произведения, написанные по-украински. Он договаривается с Краевским об издании в 1839 году четырех «Литературных добавлений» на украинском языке к «Отечественным запискам».

Сам же активно публикуется во всех изданиях Петербурга, независимо от их направленности. Даже петербургский сплетник Иван Панаев в своих «Литературных воспоминаниях» напишет: « Гребинка, который отличался величайшим добродушием. был любим всеми литераторами.». Евгений печатает и свои украинские басни, и свои российские переводы украинских народных песен, и бытовые, и романтические, и исторические повести. На основании своего дневника он пишет «Записки студента». Это почти автобиографическая повесть – Здесь и описание гимназии, и случай со спасением проходимца, который выманил потом у отца все деньги. Описывалась и служба в Запасном Полку и измена любимой. Вот только петербургский период не совпадал. Записки была опубликована в «Отечественных записках» и высоко оценены Белинским…

Тарас в это время по вечерам ходит по литературным салонам и сочиняет стихи, а днем зарабатывает на жизнь, рисуя портреты многочисленных заказчиков, которых сплавляет ему Карл Великий (Брюллов). Сплавил ему Брюллов и заказ на портрет Гребинкиного приятеля Петра Мартоса. Того Мартоса, который был исключен из Нежинской гимназии «по делу о вольнодумстве». Тарас быстро написал его портрет. Но здесь случился конфуз. Мартос проигрался вдребезги и ему ничем было заплатить за работу. Евгений предложил в счет долга напечатать Тарасов сборник «Кобзарь». Для Мартоса это было совсем нетрудно. Издатель Фишер задолжал ему в карты столько, что не одну книгу можно напечатать. Цензор Корсаков - близкий родственнико его жены. Пошли они к Тарасу с этим предложением. Тот согласился и в 1840 «Кобзарь» вышел в свет...

А вот с обещанным приложением к «Отечественным запискам» ничего не вышло. Против украинских дополнений категорически возражал Белинский. Тарас, окрыленный выходом «Кобзаря», предложил вместо тех дополнений издать украинский альманах. Что же, если Фишера на «Кобзарь» уломал Гребинкин приятель Мартос, то издателя Полякова на «Ласточку» подвигнул приятель Евгения – известен водевилист Федор Кони. И вот, в 1841 «Ласточка» расправила крылья и полетела по России. И поразительная вещь. Почти все издания, опекаемые Николаем 1, отозвались восторженно на появление «Кобзаря» и «Ласточки», а демократические издания во главе с Белинским выступили с резкой критикой.

В начале января 1842 к Евгению пришла весть о смерти отца. Летом, получив отпуск, Евгений вместе с Людмилой, поехал в родное Убежище. Поклонился могиле отца. Потом, по требованию матери, поехал к его побратимам. Первым посетил своего благодетеля Василия Марковича в Калюжинцах. От него Евгений поехал в Рудки, где жил другой побратим -Василий Ростенберг. Посадили его за стол, с графинчиком ароматнейшей и крепчайшей «забиловки» под толстые ломти хлеба с вкуснейшим полтавским салом. После второй рюмки все вокруг стало прекрасно- романтическим и тути в комнату влетело какое-то чертенятко. Это была 15-летняя внучка Василия – Маринка. Родителей ее унесла холера 1831 года и с тех пор она воспитывалась дедом. Совсем как Суворочка его любимого командира. Маленькая, еще угловатоя, стремительная девчушка вертела всеми, как хотела. Тридцатилетний Евгений чувствовал себя рядом с ней беззащитным малышом. Погостив три безумных дня, он поехал домой а затем в Петербург. Но еще долго ему ночама снилось это угловатый черноглазый чертенок, вокруг которого вертелась вся вселенная...

В Санкт-Петербурге ожидала привычная круговерть. Днем занятие в кадетском корпусе, по вечерам – встречи на литературных вечеринках, ночами писание очередного рассказа или повести. Незаметно, в трудах, пролетел год. Сестра Людмила заканчивала институт благородных девиц и ее летом следовало отвезти домой. Шевченко получил длительную командировку от Академии к Украине. У Евгения наступили летние каникулы. Решили ехать вместе. Выехали почтовой каретой. Вместе доехали до Нежина, затем Гребенка с сестрой помчал к себе в Убежище, а Шевченко покатил к Тарновскому. Приехал Шевченко к Евгению в Убежище летом и почти сразу они выехали на балл к Волховской в Мойсеевку. И вот начался знаменитый балл. Тарас утонул в морских глубинах глаз Анны Закревской, а Гребинку сама пригласила на танец черноглазая красавица, в которой он с удивлением познал того маленького чертёнка- внучку Василия Ростенберга. Он был в увлечении от этой черноглазой царевны, в которую превратилась девочка-подросток. Когда после Мойсеевки Тарас поехал с ним к Закревским в Березовую Рудку, Евгений ему все уши прожужжал о Маринке. К сожалению, именно с того времени начался разрыв Тарас с Евгением. Евгений был ревностный христианин и уважал 10 заповедей, в том числе и «не пожелай жену ближнего». Тарас же по уши влюбился в чужую жену и на все наставления Евгения только презрительно фыркал. К тому же Тарасу не нравился чертёнок, которым так увлекся Евгений, так как Маринка была родственницей его ненависного пана Енгельгарда. Были и объективные причины для их ссоры. Евгений всей душой принял новую идеологию российской империи «За Бога, Царя и Отечество». Он боготворил Николая 1. Тарас же, воспитанный масонкою Софи Енгельгард, хоть и был верующим, но не слишком. К тому же он, как и божественная Софи, был республиканцем и не любил Николая 1, который забрал корону у законного наследника престола Константина Павловича...

Перед отъездом Евгений попросил у Василия Ростенберга руки его внучки, но получил отказ. Тот заявил, что Маша еще молода для брака. Если Евгений любит, то год подождет. Машенька же поклялась, что она будет ждать.

Возвращались в Петербург через Киев. Остановились там на ночь в "Зеленой гостинице" на улице Московской. Зашли в ресторан. Там подвыпившая публика пела что-то на мотив французского военного марша, написанного Флорианом Германом. И вот, после второй или третьей рюмки, на Евгения находит вдохновение. На этот мотив он пишет свои бессмертные:

Очи черные, очи страстные!

Вернувшись в Санкт-Петербург, напечатал их в „Литературной газете”. Песня понравилась самому Николаю 1, который прекрасно разбирался в поэзии. Благодаря царской опеке эта песня стала петься на всех гусарских вечеринках, и аранжироваться самими популярными композиторами. Сразу же песня стала мировым шлягером, символом русской души и остается им до настоящего времени...

Разрыв с Шевченко отвернул от него украинскую общину. Нечего удивляться, что после 1843 у Гребенки нет украинских произведений. Ведь пишут на том языке, на котором общаются. А общался он теперь с Белинским.. Вот под его влиянием и отказался Гребенка от украинского языка, но не отказался от Украины. Он продолжает писать об Украине и украинцах. Конечно, писал и о петербургских чиновниках, но в них тоже угадывались черты украинского характера. Отсутствие земляков его тогда не очень-то и волновала. Он напряженно работал над романом «Чайковский» в основу которого легли семейные перессказы и рассказы столетнего запорожца Никиты Коржа. Наконец, роман был напечатан в «Отечественных записках». Есть он у меня на полке. Стоит рядом с книжками Дюма и Мориса Дрюона. Такой же увлекательный, как и те..

Не было в то время в Санкт-Петербурге издания, в котором не печатались бы произведения Гребенки. А он еще и преподавал во 2-м кадетском корпусе. Как раз после выхода в свет «Чайковский» его пригласили читать лекции по ботанике и минералогии в Институт Корпуса Горных инженеров. Братья, Михаил и Аполлон, которых он опекал, уже служат офицерами кирасирского полка в Елизаветограде. Сестра Людмила закончила институт благородных девиц и вернулась в Убежище, где хозяйством уже занимается младший брат Константин. Брат Николай закончил Академию Художеств и уже сам себя кормит. Евгений теперь не должен был никому помогать, никого устраивать. Он мог теперь считать себя зажиточным человеком. Вот только в 1841 он заразился туберкулезом и в сыром петербургском климате постоянно болел. В 1844 он снова едет на Украину. Дед невесты дал согласие на брак и 30 июня 1844 Евгений и Маша обвенчались. Через несколько дней отбыли в Петербург. Здесь Евгений Павлович принимает приглашение читать лекции по словесности в Морском кадетском корпусе, не оставляя лекций в Институте Корпуса Горных инженеров. Не оставляет он и литературы. В этом году он пишет и публикует свой роман «Доктор», которым так увлекался Чехов. Если после «Доктора» читаешь чеховские повести, они кажутся продолжением Гребинкиних.

Благодаря преподавательской работе и гонорарам Евгений уже в 1845 может предложить матери 10000рублей в приданое сестре Людмиле и улаживает дела с заставленным и перезаставленным имением жены. 29 ноября он приглашает Плетнева стать крещенным отцом доченьки Надежды. Тогда же у Плетнева с ним знакомится Пантелеймон Кулиш, который сохранил до конца жизни наилучшие воспоминания о „добродие Гребенке”. Так больше он никого не называл…

В журнале «Финский вестник» печатается Гребинкина повесть «Иван Иванович», а в альманахе Белинского «Физиология Петербурга» его сатирический очерк «Петербургская сторона», заказанный Некрасовым. В « Отечественных записках» рассказ из народного быта «Чужая голова – темный лесс» . В 1846 выходят его повесть «Лесничий» и рассказ «Пиита». Весной этого года Шевченко объявил о том, что решил объединить все свои произведения, написанные на протяжении трех последних лет, в сборник «Три лета». Это подтолкнуло Гребинку к выпуску многотомного сборника своих произведений. Из-за хлопот над изданием первых томов, в этом году он публикуется мало, зато в 1847 выходят первые 4 тома. Тогда же он пишет повесть «Заборов», которую взяли в свой « Иллюстрированный альманах» Некрасов и Панаев. К сожалению, альманах не был разрешен цензурой. Зато Гребинкина повесть «Приключения синей ассигнации», опубликованная в газете «Санкт-петербургские ведомости» имела огромный успех. Успех имели и его очерки «Провинциал в столице”, “Хвастун», напечатанные в «Современнике». Гонорары от публикаций он потратил на открытие в имении жены приходского училища для крестьянских детей. Открыл он его лично 17 мая 1847. Преподавателем в ту школу он пригласил моего прадеда Ивана Сиротенко...

Это была последняя поездка Гребенки на Украину. Вернувшись в Санкт- Петербург он еще успел выпустить повесть «Полтавские вечера» и очередные 4 тома своих произведений, но осенью заострился туберкулез и он почти не выходил. В конце ноября случилась беда с преподавателем кадетского корпуса Корневым. Гребенка помчал к начальству выручать коллегу. Начальство было непреклонным. Расстрое нный, он промерз в открытой коляске при переезде через Неву и свалился в лихорадке.. С(15) декабря он умер. Он просил похоронить себя на Украине, как в той песне «Казак на чужбине». Родные выполнили его желание и похоронили его прах на кладбище в Марьяновке(так стало называться Убежище) Когда в 1895 году прокладывалась железная дорога Киев-Харьков узловая станция, которую возвели рядом с Марьяновкой была названа именем того, кто объединил когда-то два народы. Написал Гребенка 46 романов и множество стихотворений, повестей, рассказов. При его жизни вышло 8 томов, которые сразу же раскупили. Но остался он для всех автором своей первой маленькой книжечки „ Малороссийские приказки” и первой ласточкой – альманахом украинской литературы. Он сеял Добро. Ему больше всего подходит украинское обращение „Добродий”. Увы, и поныне в Украине господствует не Добро, а основатели украинского литературного языка числятся в иностранных писателях…