Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Самый лучший православный фильм. Лучшие православные фильмы для взрослых и детей

Самый лучший православный фильм. Лучшие православные фильмы для взрослых и детей

Многие образованные люди сегодня отказываются от телевизора и предпочитают читать интересные книги. Современное телевидение действительно отупляет, но хорошие киноленты к этому не относятся. Они духовно обогащают человека, мотивируют задуматься и даже измениться. Посмотрите качественное православное кино — и вы в этом убедитесь. Предлагаем нашим читателям подборку из пяти художественных кинолент — от Тарковского до Лунгина.

Остров (2006)

Режиссер: Павел Лунгин

Длительность: 1:54:52

Мы так или иначе наслышаны о старцах, но представить себе, как выглядит или выглядела их повседневная жизнь, очень тяжело.

Православный фильм Павла Лунгина «Остров» рассказывает о судьбе юродивого Анатолия, уже более 30 лет проживающего в монастыре где-то на Севере. Он прозорливый, но за своими чудачествами пытается скрыть дар.

Люди, приезжающие к «прозорливому батюшке», принимают его за келейника старца. Отец Анатолий якобы ходит к старцу за советами, на самом же деле скрывает от всех свои дары. Он обличает беременную девушку, приехавшую получить «благословение на аборт», вдове рассказывает о том, что ее муж попал во время Второй мировой в плен и сейчас находится во Франции. Молитвой исцеляет мальчика на костылях и бесноватую дочку адмирала.

Как настоящий юродивый, отец Анатолий очень мудро обличает своих братьев. Его жизнь удивляет своей скромностью: спит в коптерке, прямо на угле, без постели, почти никогда не обедает вместе с братией, наедине просит Бога о прощении. В чем? Есть у отца Анатолия один грех, который не дает покоя. Не будем спойлерами, лучше сами посмотрите православный фильм «Остров», в котором главные роли исполнили Петр Мамонов (старец Анатолий), Виктор Сухоруков (настоятель монастыря — отец Филарет), Дмитрий Дюжев (монах Иов).

Фильм мотивирует задуматься над собственной жизнью.

Поп (2009)

Режиссер: Владимир Хотиненко

Длительность: 2:03:34

Режиссерская работа Владимира Хотиненко приоткрывает завесу над историей Церкви во время войны. В 1941 — начале 1944-го священники Прибалтики пытались возродить религиозную жизнь — действовала так называемая Псковская православная миссия.

Через историю одного сельского священника раскрывается судьба людей на оккупированных территориях. Война, разруха, у кого-то немцы убивают последнюю корову, в одной семье расстреливают девушку, сопротивлявшуюся насилию. Местный священник отец Александр вместе с матушкой содержат и воспитывают осиротевших детей. Среди них и девочка из еврейской семьи, уверовавшая и желавшая креститься (ее сыграла Лиза Арзамасова).

Но с приходом немцев связаны не только бедствия. Благодаря им возрождаются православные храмы. Христианская жизнь в селе налаживается, но ненадолго. Власть поменяется, и священнику придется пройти 30-летнее испытание в лагерях…

Фильм Хотиненко — это русское православное кино в рафинированном виде (христианская тематика тесно переплетается с историей Великой Отечественной войны). Но историки критикуют Хотиненко за поверхностность и тенденциозность. Зато широкому кругу зрителей, в первую очередь верующих, фильм понравился. Во многом благодаря глубоким переживаниям и хорошим актерам (Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Лиза Арзамасова, Кирилл Плетнев, Анатолий Лобоцкий).

Излечить страх/Лука (2013)

Режиссер: Александр Пархоменко

Длительность: 1:47:10

Врач. Художник. Священник. Епископ. Святитель. Лука Крымский, в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (1877-1961 гг.), в советское время известный как профессор, доктор медицинских наук, автор «Очерков гнойной хирургии» и лауреат Сталинской премии. Но это только одна сторона медали.

С другой стороны — православный святой, жертва сталинских репрессий, 11 лет пробывший в ссылках, епископ Православной Церкви, автор богословских трудов «Дух, душа и тело» и «Наука и религия».

Его жизнь, насквозь пропитанная антонимичной иронией, светским признанием и отвержением атеистической системы, выглядит словно православное кино.

Семейный врач и отец четырех детей после смерти жены становится священником и принимает монашеский постриг. Родившийся в солнечном Крыму, отбывает ссылку в Заполярье. За достижения в медицине получает Сталинскую премию, а за религиозные убеждения — путевку в сталинские лагеря. В своей медицинской практике излечивает многих от тяжелых глазных болезней, а сам в последние годы архиерейства теряет зрение, но все равно продолжает служить.

Невзирая на количество видеоработ о жизни святого и хирурга, именно кинолента Александра Пархоменко, в которой главные роли сыграли Виталий Безруков (святитель Лука) и Екатерина Гусева (преждевременно скончавшаяся жена Войно-Ясенецкого), заслуживает всеобщего внимания.

В первую очередь этот православный фильм высоко оценивается верующими, но «сомневающимся» и неофитам он также будет интересен.

За имя Мое (2005)

Режиссер: Мария Можар

Длительность: 0:27:45

Иногда кажется, что за 27 минут переживаешь полжизни. Если вам знакомо это чувство, то вы наверняка видели православный фильм «За имя Мое». Эта кинолента описывает жизнь послевоенного села. В центре действия — маленькая девочка-сирота. Она — дитя концлагерей. Мама родила ее от немецкого полицая во время заключения, а сама вскоре умерла.

Пятилетняя девочка не понимает, за что столько ненависти к ней: местные дети ее дразнят и избивают. Только священник, отец Александр, приютил ребенка. Когда батюшка спросил девчонку, как ее зовут, она искренне ответила: «Фашистка» (так ее дразнили ребятишки). По имени ее никто не звал.

После этого священник окрестил ее Анной — в честь мамы. Девочка впервые почувствовала, что ее любят и о ней заботятся: кормят, шьют платья, делают куклу из соломы…

Но приходит день, когда за священником приезжают. Отец Александр все спокойно принимает. Чтобы успокоить женщин, говорит, что едет за наградой. За какой наградой-то может ехать священник в то время? Но батюшка не обманул. За какой наградой? Если вы еще не догадались, вспомните, как называется этот православный фильм.

Название напоминает евангельское предостережение апостолов, которых ждут гонения:

…и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется (Мф. 10:22).

Найдите в своем расписании 27 свободных минут и обязательно посмотрите фильм. Несмотря на некоторые ляпы и несоответствие исторической эпохе, аскетичность съемки и отсутствие известных актеров, лента заслуживает внимания. Сразу и не скажешь, что это не фильм маститого режиссера, а курсовая работа студентки ВГИК Марии Можар.

Андрей Рублев/Страсти по Андрею (1966)

Режиссер: Андрей Тарковский

Длительность: 3:26:50 (полная версия)

Уже исполнилось 50 лет после выхода шедевральной ленты Андрея Тарковского, что стала лицом православного кино и мирового кинематографа.

Тарковскому удалось снять не просто историческую драму, а фильм на века. Перед глазами читателя открывается мир средневековой Руси и мировоззрения главного героя. Достоверных фактов из жизни удивительного иконописца до наших дней дошло очень мало, но Тарковский пытается максимально раскрыть образ героя.

Из монологов Рублева (сыграл Анатолий Солоницын) мы слышим размышления о любви и святости, правде и грехе, временности и вечности.

На отдельные цитаты можно разобрать диалог Андрея Рублева и Феофана Грека (Николай Сергеев). А сцена распятия Христа, сознанием Андрея перенесенная из далекого Израиля в русскую заснеженную глубинку, вызывает, как минимум, глубокое эмоциональное переживание. Те, кто видел фильм, понимают, о чем речь. А тем, кто еще только собирается посмотреть, не станем спойлерить. Вы не пожалеете о потраченных трех часах.

Эту ленту вы наверняка увидите в любом списке православных фильмов. Но «Андрея Рублева» знают и ценят независимо от страны или религиозной принадлежности. Профессионализм и любовь к своему делу чувствуются в каждой мелочи. Кроме Солоницына и Сергеева, в фильме также снимались Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Бурляев, «засветились» Ролан Быков и Юрий Никулин.

Остров (2006)

Год выхода : 2006

Жанр : драма

Выпущено: Россия

Продолжительность: 01:54:26

Режиссер: Павел Лунгин

В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Юрий Кузнецов, Нина Усатова

Сюжет фильма: Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство – расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить… Проходят годы. Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен…

«Здесь происходит необъяснимое…

Поп / The Priest (2010)

Название : Поп

Год выхода: 2010

Выпущено: Россия

Продолжительность: 02:08:54

Жанр: Драма, военный

Режиссер : Владимир Хотиненко

В ролях: Сергей Маковецкий, Нина Усатова, Лиза Арзамасова, Кирилл Плетнёв, Анатолий Лобоцкий,

Сюжет фильма: Псковская православная миссия - одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.

Придел ангела (2009)

Год выпуска: 2009

Страна : Россия

Жанр: Драма

Продолжительность: 01:32:25

Режиссёр: Николай Дрейден

В ролях: Алексей Морозов, Александр Баргман, Артур Ваха, Виталий Коваленко, Дмитрий Лысенков, Хельга Филиппова, Екатерина Новикова, Эмилия Спивак, Александр Завьялов, Евгения Кудинова и другие.

Сюжет фильма: Фильм из истории советско-финских отношений. Картина повествует о провалившемся покушении на генерала Карла Густава Эмиля Маннергейма. 1924 год. Советская Россия. Молодого комиссара Максима Прошина (Алексей Морозов) Советская власть отправляет на остров Коневец в монастырь с секретным заданием. Максим под видом послушника должен убрать высокопоставленного чиновника Финляндии — и его простая, казалось бы, миссия, превращает в путь личного духовного покаяния за совершенные ошибки и грехи,в том числе и убийство священнослужителя…

Притчи 1 (2010)

Год выхода : 2010
Выпущено: Белоруссия
Продолжительность: 00:55:35
Режиссер: Виталий Любецкий

В ролях : Александр Ткаченок, Михаил Ейсман, Елена Сидорова, Никита Пальчевский, Андрей Волчек

Сюжет фильма: Картина «Притчи» - новое слово в современном православном кинематографе. В каждой из трех частей картины зрителю предложена душеполезная история. Притчи рассказаны по-человечески искренне, с домашней теплотой и юмором.
Первая притча «Необычное послушание» заставит вас не только от души посмеяться, но и вместе с незадачливым героем задуматься о грехе гордыни и ценности христианского смирения. «Завтра благословляю тебя идти на кладбище, и как увидишь, что покойника несут - поноси его последними словами», - говорит старец молодому послушнику. После настолько интригующего начала следует не менее интересное продолжение…
«Господи! Почему ты не слышишь нас? - вопрошает священник в следующей притче. - Люди ходят в церковь, молятся, но им не, становится легче…» Ответ ангела на этот вопрос обескураживает зрителей, которые, в конечном счете, получают важный духовный урок. Эта удивительная история написана в начале XX века святителем Василием Кинешемским.
«В одном городе жила женщина, - говорится в третьей части фильма. - Посты соблюдала, Евангелие читала, храм посещала…» И вот однажды подает она милостыню нищей, а та говорит: «К тебе сегодня Христос придет»!
Мы так часто заняты собой, что не замечаем, как жизнь проходит мимо. Отворачиваясь друг от друга, мы отдаляемся от Христа. Фильм «Притчи» по-новому открывает уже привычную жизнь, показывая нам самих себя.

Притчи 2 (2011)

Год выпуска: 2011
Жанр: художественный
Продолжительность: 01:01:29
Режиссер: Виталий Любецкий

В ролях:

Сюжет фильма: Эта лента - продолжение фильма «Притчи», выпущенного в 2010 году. И снова три рассказа, три повода с доброй улыбкой понаблюдать за старыми знакомыми и задуматься: в чем они правы, а в чем нет.

Герой первой истории «Лампадка» - послушник, тот самый, что на кладбище ходил покойников ругать. Снова он оплошал. «В чем кого осудишь - в том и сам побудешь», - говорит старец и в назидание дает ему новое послушание: пройти вокруг деревни с лампадкой в руках, не пролив ни капли масла и не затушив огня…

В новелле «Рубашка» - Мария, которая Спасителя в гости ждала, проходит через новые искушения. Трудно ей одной хозяйство дачное вести, а еще трудней по-христиански людей прощать. Но Мария не унывает - добром платит за зло, молится и ждет чуда. И оно происходит…

Жили на одном острове три старца-рыбака, - повествует третья история «Трое Вас - трое нас». Однажды проплывал мимо на корабле известный и почитаемый всеми архимандрит. Услыхав, что живут на острове святые чудотворцы, не поверил и решил сам все увидеть. А когда узнал, что рыбачки даже «Отче наш» не знают, стал их учить правильно молиться. Да вот только кто кого и чему научил - сами увидите…

Странник (2006)

Жанр : Драма

Продолжительность: 01:28:01

Режиссер : Сергей Карандашов

В ролях:: Витaлий Пичик, Toля Клoчьeв, Eкaтepинa Гopoхoвcкaя, Кoнcтaнтин Быкoв, Aлeкceй Tюpикoв, Aнaтoлий Дубинкин, Пeтp Кoжeвникoв, Maкcим Кpивoбopoдoв, Aлeкcaндp Юминoв

Сюжет фильма: Когда-то Бог разговаривал с людьми языком чудес и знамений. Жажда чуда и теперь подспудно живет в каждом человеке. Герой фильма Федор становится свидетелем несчастного случая, в результате которого гибнут близкие ему люди. Он решает, что спасся не случайно, и что теперь должен изменить свою жизнь. Живя один в лесу, в оставшемся от войны заброшенном ДОТе, он пытается жить так, как жили православные отшельники, в посте и молитве. В этом новом для него мире Федор находит проводника — старца Иллариона. Но отца Иллариона нелепо и бессмысленно убивают. Пережив глубокое отчаяние, Федор вернется к людям, ко всем мирским страстям. Он испытает любовь и ревность, ненависть и страх. И лишь дойдя до края — решившись на убийство — станет свидетелем чуда.

Притчи 3. Три слова о прощении (2012)


Год выпуска: 2012
Жанр: Притчи
Продолжительность: 01:06:27

Режиссер: монахиня Иоанна (Орлова)

В фильме снимались: Народный артист СССР Лев Дуров, Григорий Соловьев, Руслан Чернецкий, Сергей Власов, Валерий Агаян, Антон Лабко, Евгения Кульбачная, Александр Абрамович и др.

Описание: ТРИ СЛОВА О ПРОЩЕНИИ продолжают серию полюбившихся зрителям фильмов «Притчи». Тема новой трилогии - великая, благодатная сила покаяния и прощения. Сила, способная преобразить душу, возродить человека, вдохновить его на жизнь в Боге.
Действие картины разворачивается в XIX веке. Место и время аллегоричны, ведь искушения во все века одни и те же, меняются лишь декорации. В основе первой новеллы случай, описанный в книгах митрополита Вениамина (Федченкова) и Сергия Нилуса. Вор, собираясь украсть, просит помощи у Святителя Николая Чудотворца. Казалось бы, какая нелепая просьба! Но Господь милостив, и Его святой угодник является лично вразумить грешника.
Вторая часть трилогии предлагает христианское осмысление проблемы взаимоотношения поколений - стариков и внуков, отцов и детей. Родители маленького мальчика перепутали добро и зло, но чистое дитя, словно зеркало, отражает поведение взрослых. И… пробуждает их совесть.
Третья история - экранизация известной восточной притчи. Главный герой много раз ошибался, ломая свою жизнь. Но скорби и тяготы умудрили его сердце. Теперь он стремится научить своего вспыльчивого сына не ранить людей, стараться избегать ошибок, которые потом так тяжело исправить.

Притчи 4 (2013)

Год выпуска: 2013
Жанр: православное кино, притчи

Страна : Беларусь
Продолжительность: 01:14:16
Режиссер: Виталий Любецкий

В ролях: Александр Ткаченок, Михаил Есьман, Елена Сидорова, Сергей Новицкий, Владимир Матросов.

Сюжет фильма: Помните ли вы героев прежних «Притч» — мудрого духовника и его непутевого послушника? Жизнь не стоит на месте - в монастыре, где они Богу служат, новые корпуса растут, а монахи и прихожане в трудах да молитвах духом возрастают, друг друга немощи носить научаются.

Первая притча «Лествица» про молодого и амбициозного бизнесмена. Трудно богатому войти в Царство Божие.,. Вот и Сергей Сергеич хоть уверовал в Бога, да уж слишком на себя понадеялся. Тут и ревность не по разуму, и поспешность в подвигах духовных, и фантазии нелепые. Так что есть чему улыбнуться и над чем задуматься…

Вторая история про послушника. Одолели бедного злые мысли и осуждение. Пока исповедовался, душа, как чистый родничок была, а как про силу исповеди запамятовал - словно смрадное болото стала. Таких дров наломал…

Слава Богу, духовник рядом - он и помолится, и слово доброе скажет, и епитимью вовремя наложит. Исправился наш герой и даже умудрился двух крепко обиженных друг на друга людей помирить. Потому третья притча «Мудрый послушник» называется.

Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами (2012)

Оригинальное название: Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами

Год выпуска: 2012

Страна: Россия

Продолжительность: 01:21:14

Жанр: Драма

Режиссер: Александр Столяров
В ролях: Сергей Соколов, Даниил Усачев, Александр Столяров

Краткое описание: «Исихия» — безмолвие (по-гречески). Монашество — путь к безмолвию. Наш герой — монах. У него есть прототип — старец Паисий, греческий монах, ныне святой, скончавшийся в конце ХХ века на Афоне. Другой монах — Христодул Агиорит — записал рассказы о нём. А мы написали сценарий православной комедии, в которой злу противостоят два монаха — старый и молодой. Это почти анекдоты. В них наш главный герой простоват (Швейк в рясе), и это при том, что настоящий старец Паисий сам написал три богословские книги. В нашем фильме герой действует — побеждает и попадает впросак, — но ни на миг не покидает его исихия. И всё видимое и слышимое, всё то, что происходит с ним, — случайные лучи огромной тайны. Второй наш герой — молодой монах, он всё время рядом со старцем. На глазах старца он сомневается и утверждается в чистоте любви. Последние дни в жизни старца и первые дни монастырской жизни молодого монаха охватывает наш фильм. Паисий умирает, молодой монах в огорчении покидает монастырь. Кажется, что всё кончилось. Но вдруг — чудо, опять чудо, их много в нашем фильме, зачастую они обыкновенны, как наша жизнь, но она и есть — чудо.

Чем люди живы? (2008)

Год выпуска : 2008
Жанр: художественный
Продолжительность : 38:32
Режиссер: Александр Кушнир
В фильме снимались: Валерий Плешко, Наталья Синявская, Алексей Шевцов, Ольга Кройтор, Вячеслав Колюжный, Марина Голянова и другие.

Описание: «Чем люди живы?» — фильм-притча.
Господь послал ангела на землю, чтобы тот, живя среди людей, смог узнать и понять: Что есть в людях? Чего не дано людям? И чем живы люди? Только тогда он сможет вернуться на небо.
По рассказу Льва Толстого.

Царь (2009)

Название: Царь
Оригинальное название: Царь
Год выхода: 2009

Выпущено: Россия / Pavel Lungin Studio, Profit Cinema International
Продолжительность: 02:03:15
Жанр: драма, история
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Олег Янковский, Юрий Кузнецов, Александр Домогаров, Анастасия Донцова, Алексей Макаров, Александр Негодайлов, Иван Охлобыстин, Алексей Франдетти, Вилле Хаапасало

О фильме: 1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь, растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них - царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств - митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние расскажет о том, на что была способна Русь и в падении и в величии духа.

За имя Мое (Мария Можар) (2005)

Год выпуска : 2005
Страна : Россия
Жанр : Игровое кино
Продолжительность : 00:27:45
Режиссер : Мария Можар
В ролях: Мария Корнеева, Владимир Егоров, Елена Валюшина, Александра Назарова, Данила Рассомахин, Павел Рассомахин, Саша Матюкова, Анатолий Щербаков

Описание: Эта история про маленькую девочку, ее нелегкое детство. Когда на пути затравленного ребенка появляется отец Александр, старый сельский священник, начинается новая история — история приручения и любви.

Пересвет и Ослябя (Станислав Подивилов) —

Название: Пересвет и Ослябя
Год выпуска: 2010

Жанр : Мультфильмы, история, православие

Продолжительность: 30:03

Режиссер: Станислав Подивилов

Описание : В Мультфильме повествуется о Куликовской побоище, о преподобном Сергии Радонежском, о святых монахах-схимниках Александре Пересвете и Андрее Ослябе, о князе Димитрии Донском, о величайших героях знаменитой битвы, о воинском и нравственном подвиге.

Фильмы, сюжеты которых для современного взгляда оказываются наполненными православными характерами, православной точкой зрения на описываемые события, как ни странно, снимались еще в «атеистическим» СССР. Безусловным православным шедевром можно считать «Рублёва» Тарковского. Или «Легенду о Святой княгине Ольге» Юрия Ильенко. Многие телезрители наверняка запомнили «Россию молодую» с Иваном Лапиковым в роли архиепископа Важского и Холмогорского Афанасия.

Большую роль в религиозном влиянии на советских граждан оказал и православно-исторический фильм Бориса Карпова «На поле Куликовом» . К несчастью, эта лента или так и осталась не оцифрованной или её просто очень сложно найти для просмотра онлайн.

Снятый в далеком 1987 году дипломный проект Дм. Золотухина «Христиане» (по повести Л. Андреева, переработанной ─ внимание! – начинающим кинематографистом Павлом Лунгиным), не смотря на декларируемую критику христианских догм тоже отличается евангельскими нотами в сюжете. Играющий в киноленте священника прекрасный актёр Н. Пастухов создал довольно ёмкий образ христианина, вынужденного участвовать в «бесовском» действии (суде земном).

Но наиболее ярким проектом на тему христианского мировоззрения в советском кинематографе остается дилогия Виктора Трегубовича «Хмель: Крепость» и «Хмель: Исход» . В дилогии рассказывается о судьбе спасенного старообрядцами декабриста. Староверы прямо заявляют бунтовщику из дворян: «а мы люди не русские и не православные, а истинные христиане». Конфликт между светским (декабрист А. Блока) и религиозным (отец Филарет Фёдора Одинокова) пониманием того, как можно улучшить мир раскрыт смело, без догматизма. Очень рекомендуем смотреть онлайн этот фильм.

Лучшие российские фильмы о православии

В том же 1991 году выходит и прекрасная картина Натальи Бондарчук «Господи услыши молитву мою» или «Просите и будет вам» (название для телепроекта) по рассказу Лескова, умело сплетённому сценаристами с «Житием » .

После перестройки: российские фильмы о православии

Десятилетие 1995 ─ 2005 года оказалось благодатным для кинокартин на религиозную тематику. Видимо, правильным является утверждение, что наибольшей свободы дух способен достигать в наиболее мрачные времена. В эту эпоху в создание фильмов еще не вмешивается государство с установками «свыше», да и Церковь более занята христианской документалистикой, а не насаждением догм.

На русский мгновенно дублируются зарубежные фильмы о Христе, о первых христианах и о христианстве в современном мире:

  • «Страсти Христовы» Мэла Гибсона.
  • «Авраам» с Ричардом Харрисом в главной роли (1994 г.).
  • «Бен-Гур» — сразу три версии, 1959, 2010 и 2016 годов.
  • «Пророк Моисей» 1995 г.
  • «Деметрий и гладиаторы» — картина о раннехристианских мучениках 1954 года.

И множество подобных западных картин: иногда очень полезных, с образовательной точки зрения, иногда ─ откровенных «поделок», которые вряд ли стоит смотреть вроде «Евангелия от Иоанна» Филиппа Сэвилла (2003 г.).

Но в России, благодаря деятельности церковных документалистов в этот отрезок времени появляются потрясающие фильмы о монастырях и святых обителях, причем как на территории бывшего СССР, так и за рубежом. Но особенно следует выделить документальные образовательные фильмы

  • «Святые »,
  • «Святитель Игнатий Бренчанинов»,
  • «Свято-Пафнутиев Боровский монастырь»…

Эти, а также другие документальные ленты тех лет нередко созданные на одном энтузиазме православных христиан, с малой финансовой, но богатой духовной поддержкой церкви стоит обязательно «отложить в копилку» для семейного просмотра онлайн на православных каналах ютуба.

«Остров» Павла Лунгина

В 2006 году выходит малобюджетный, но сразу же завоевавший огромное влияние на умы кинозрителей, до сих пор, увы, непревзойденный по остроте концепции и широте подвергающегося духовному осмыслению проблем фильм Павла Лунгина «Остров» . Несмотря на «военно-историческое» начало ─ предательство машиниста военного катера на Ладожском озере в году Великой Отечественной ─ эта небольшая, за малые деньги снятая картина и на сегодняшний день остается одним из самых христианских, православных фильмов.

В «Острове» нет прямого осуждения кого бы это ни было (даже предательства: человек после минуты слабости находит свой путь к Богу после покаяния) и чего бы это ни было: очень ярко в разговорах главного героя («старец» отец Анатолий в блестящем исполнении Петра Мамонова) с настоятелем отцом Филаретом, который ярко сыгран Виктором Сухоруковым.

Таким образом, в «Острове» затронуты не только тема измены () и последующего искупления, но и не очень охотно освещающаяся сегодня РПЦ тема отношения к «старчеству» как феномену русского православия.

Фильм совершенно (и неожиданно!) затмил сериал «Спас под березами» , вышедший несколькими годами ранее.

Именно грандиозный успех «Острова» в России ─ фильм покупали да DVD, переписывали на видеомагнитофоны, смотрели онлайн ─ кажется, повлиял на то, что этот шедевр в дальнейшем практически затопило половодье кинокартин на православную тематику.

После «Острова»: новые российские православные фильмы

После «Острова» наступило время «половодья» (иногда благодатного, иногда затопляющего и нечто разумное на заливных лугах кинематографии) отечественных художественных фильмов на православную тематику. Самому Лунгину, например, повторить успех «Острова» не удалось, хотя он и снял очень интересный фильм : о противостоянии митрополита Колычева — будущего Святителя Филиппа Московского и Ивана Грозного.

К сожалению, режиссер, возможно, консультировавшийся у богословов и историков православия, не смог достоверно отобразить эпоху. Как считают многие критики, характер царя Ивана постановщику тоже не удался, или Лунгин с Мамоновым намеренно превратили жестокого хитроумного политика в фигуру злодея из западного комикса. Зато созданный Янковским образ святителя митрополита, безусловно, получился очень достойным, картину обязательно надо смотреть хотя бы ради этого персонажа.

Другая беда поджидала создателей фильма «Орда» : режиссер А. Прокшин и сценарист Ю. Арабов смогли воссоздать эпоху «замятни» в Золотой Орде, период, когда монголы и татары, бывшие язычниками или христианами, стали безжалостно уничтожаться приверженцами ислама. Зато главная фигура митрополита московского (ведь фильм имел рабочее название «Святитель Алексий»), несмотря на все старания артиста Максима Суханова, стараниями сценариста получилась неубедительной. Сложно представить себе пинающего служку (единственного своего помощника в Орде) политика и мудреца, на себе узнавшего во время заточения литовцами в Киеве, что именно от подобных «служек» зависит его жизнь.

Тем не менее из числа художественных российских фильмов последних лет на православную тематику, «Царь» и «Орда» обязательно должны быть в десятке лучших.

ТОП лучших российских православных фильмов

Лучшие документальные православные фильмы последних лет можно найти на «церковных» каналах ютуба, таких, как:

  • Луч Православия.
  • Православие и современность.
  • Сила Веры.

Что касается наиболее значимых российских художественных кинокартин на православную тематику недавних лет, рекомендуем начать знакомство с предлагаемой вам десятки лучших.

  • «Остров», 2006, режиссер – П. Лунгин.,
  • «Поп» («Псковская миссия») режиссера Владимира Хотиненко,
  • «Раскол» ─ сериал от главного постановщика Николая Досталя,
  • «Орда», проект сотрудничества режиссера Александра Прокшина и сценариста Юрий Арабова.
  • «Софи» ─ фильм для самых маленьких от Ильи Литвака,
  • «Царь», второй фильм П. Лунгина, последняя роль Олега Янковского (митрополит Филипп),
  • «Спас под березами» Николая Эйдлина ─ о жизни и трудностях прихожан храма в небольшом населенном пункте.
  • «Монах и Бес» — еще один любопытный проект Н. Досталя.
  • «Чудо» («Стояние Зои») ─ получившая специальный приз Московского кинофестиваля полудокументальная кинолента, ставшая вторым проектом А. Прошкина (режиссура) и Ю. Арабова (сценарий) на ниве «православного кино».,
  • «Батюшка» ─ сериал Василия Мищенко, 2008 г.

Эти фильмы нужно смотреть обязательно. Интересные, но менее чётко раскрывающие тему картины тоже можно рекомендовать к просмотру:

  • «Пробуждение» режиссер К. Тищенко, 2014 г.
  • «За имя моё» ─ короткометражка Марии Мохар.

Самым маленьким зрителям может понравиться очень добрая серия мультфильмов о Георгии Победоносце, «Князь Владимир» (о святом Владимире и святой Ольге) и даже 3D мультипликация «Путешествие Серафимы» .

Полный список российских православных художественных фильмов вы можете найти на сайте «Православное кино»

Взрослым (желательно без присутствия у экрана маленького ребенка) очень рекомендуется посмотреть зарубежный фильм «Святой Августин» от канадского продюсера и постановщика, автора замечательного сериала про Жанну д’Арк с Лили Собесски, Кристиана Дюге. Тем же, кто не остался доволен тем, как в печально знаменитом «Викинге» раскрывается тема православия, можно смотреть на эту же тему картину Б. Мансурова «Сага древних булгар» (2005г.). Фильмы можно найти и посмотреть на любых кино сайтах.

Такая консервативная часть жизни, как религия, редко с распростертыми объятиями принимает нововведения. Учитывая тот факт, что Церковь не слишком радостно принимала книги, театр и музыку, стоит ли говорить о том, что кинематографу с его столетней историей, микроскопической в масштабах веков, пришлось особенно тяжело. Тем не менее все основные религии вынуждены были смириться с необыкновенной силой искусства, фильмы теперь получают благословление и одобрение высших церковных иерархов, а Ватикан к юбилею кинематографа даже издал список фильмов, которые считает достоянием человечества. Сегодня самое время оглянуться на те картины, которые религиозные организации считают достойными вашего внимания.

Даже как-то не очень ловко об этом говорить, но католический Ватикан посчитал классический немой фильм ужасов режиссера Фридриха Мурнау «Носферату» вполне богоугодным зрелищем. Мурнау планировал перенести на экран чрезвычайно популярный роман Брэма Стокера о графе Дракуле, но приобрести права на экранизацию не смог, а потому изменил имена героев и детали сюжета. Роль жуткого монстра-кровопийцы Орлока сыграл Макс Шрек, создавший канонический вампирский образ, находясь в кадре всего 9 минут из полуторачасового хронометража. Немигающий стеклянный взгляд вампира пробирал зрителей до мозга костей, однако Ватикан посчитал, что картина вполне достоверно демонстрирует победу сил добра над смертью и мраком.

Одна из самых масштабных постановок немецкого экспрессионизма, многослойная антиутопия «Метрополис» также получила лестные отзывы ватиканского верховенства спустя семь десятков лет после выхода на экраны. Девиз, поставленный в виде эпиграфа режиссером Фрицем Лангом, прекрасно вписывается в нормы христианской морали, да и любой религии вообще: «Посредником между головой и руками должно быть сердце». Множественные метафоры фильма, такие как создание человека-робота, падение вавилоноподобного Метрополиса, восстание условных рук против разума, превосходно считываются, несмотря на то что фильм подвергся множественным переделкам. Сегодня миру снова доступна полная, почти трехчасовая версия картины, которая в полной мере отображает взгляд на мир Фрица Ланга.

Внимательные читатели вспомнят, что картина Карла Теодора Дрейера фигурировала у нас совсем недавно в противоположном списке - топе картин, Церковью не одобряемых. Действительно, первоначальный выпуск картины в прокат католическим верховенством был резко осужден, Церкви не понравилось приземленное изображение святой мученицы и очеловечивание символа, который стал олицетворением сопротивления несправедливости на долгие времена. Позднее религиозные догматики сменили гнев на милость и даже посчитали, что Рене Фальконетти, исполнившая роль Орлеанской Девы, придала образу необходимые для наилучшего понимания верующими черты характера. Религии тоже нужны герои, почему бы не воспользоваться предоставляемой кинематографом помощью?

Кадр из мультфильма "Фантазия"


Несколько странно видеть в числе фильмов, на которых стоит штемпель «Одобрено Ватиканом», анимационную картину, но кто мы такие, чтобы обсуждать решения Папы? Вряд ли можно назвать другой мультфильм, оказавший на историю кино такое влияние, «Фантазия» Уолта Диснея - безусловный шедевр на века. Музыкальная лента, основанная на произведениях Петра Чайковского, Поля Дюка, Игоря Стравинского и других великолепных композиторов, раскладывается на несколько составляющих и при этом остается неделимым целым, что тоже весьма живописно характеризует крупнейшие религии мира. Сейчас в это сложно поверить, но главным героем ленты вполне мог стать не Микки Маус, а гном из «Белоснежки», ведь популярность классического мышонка сходила в конце 1930-х на нет. Чутье Диснея не подвело - смена ведущего персонажа сыграла ленте только в плюс.

Если главный новогодний телевизионный фильм России никак с религией не связан, то в англоязычных странах в канун Рождества принято смотреть «Эту замечательную жизнь» - картину в высшей степени богоугодную. Главный герой ленты Фрэнка Капры, отчаявшись, решает свести счеты с жизнью в самый канун Рождества, но силами посланного ему в помощь ангела-хранителя обретает понимание, что его существование не так уж и бесполезно. Жизнеутверждающая лента с момента своего выхода в прокат стала служить маяком для всех утративших силы в борьбе с проблемами, герои превратились в культовых, а сюжет с проносящейся перед глазами жизнью теперь используется повсеместно. Сам Капра «Жизнь» считал лучшей картиной в своей карьере, а Ватикан предпочел эту ленту всем другим рождественским историям.

Церкви довольно непросто угодить, даже снимая фильмы на религиозную тематику. Еще меньше шансов имеют фильмы, основанные лишь на каких-то деталях Ветхого и Нового Завета, тем не менее от «Бен-Гура» отмахнуться не смог даже могущественный Ватикан. Роман американского писателя Лью Уоллеса экранизировался неоднократно, но наибольшего признания добился пеплум Уильяма Уайлера. Эпическая история лишь косвенно касается событий Писания, сосредотачиваясь на быте современника Спасителя, скитальца и мученика Иуды Бен-Гура, но при этом фантастически точно передает переломный момент жизни всего человечества - неотвратимое приближение суда Пилата и распятия Христа. Картина первой в истории кино получила 11 золотых статуэток «Оскар» и надолго стала недостижимой вершиной жанра.

Наряду со «Сладкой жизнью» картина Федерико Феллини «Восемь с половиной» сегодня считается вершиной творчества знаменитого итальянского режиссера. Забавно, но неразрывно связанный критиками тандем этих двух фильмов религиозными лидерами разносится на противоположные полюсы восприятия - «Сладкая жизнь» долгое время была запрещена Церковью, а «Восемь с половиной» признан Ватиканом одним из шедевров мирового кино как воодушевляющее произведение искусства. Сам того не подозревая, Феллини задал своей лентой сразу несколько кинематографических течений, которые впоследствии были использованы Тарковским, Бергманом и Антониони. Процесс творения, чудо возникновения авторского полотна, продемонстрированные в картине, стали образцом авторского кино и бескомпромиссных решений на съемочной площадке.

Купить
билет

Удивительное единодушие проявили католическая и православная церкви в отношении исторической драмы Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Лента, которая не только рождалась в муках, но и два десятка лет не могла попасть на экраны страны, в которой и для которой была снята, рассказывает в нескольких, казалось бы, не связанных новеллах жизнь Руси начала XV века. Ушедший из монастыря иконописец Андрей Рублев бредет по средневековой Руси, демонстрируя нравы и быт современников. Попутно подвергается испытанию вера талантливого, но необыкновенно ранимого человека. Впервые в советском кинематографе столь пристальное внимание было обращено к истории, религии и вере, лента вызвала огромный интерес по всему миру и была признана одной из лучших картин на религиозную тематику.

Сопротивляться Черным монолитам космической фантастики Стэнли Кубрика не смогли даже религиозные деятели. «2001: Космическая одиссея» - колоссальное полотно, прыжок в будущее, технологический, социальный и, безусловно, духовный. Разбору философской составляющей романа Артура Кларка и основанной на нем ленты Кубрика посвящены тома исследований, но главные слова о внутреннем мире фильма говорит сам режиссер: «Сердцем фильма является понятие Бога». Обычно придирчивые к тому, как Бога демонстрируют на экране, католики не смогли предъявить Кубрику никаких претензий - в фильме высшая форма сознания продемонстрирована в виде калейдоскопа цветов и геометрических фигур. В то же время автор затрагивает тему Мессии, но в такой форме, какая устроила представителей всех религий.

Сколь жесткой ни была бы конкуренция между различными мировыми религиями, некоторые лидеры политической и общественной жизни, повлиявшие на историю всего человечества, становятся почитаемыми символами для всех сторон. Индуист Махатма Ганди, руководитель и идеолог движения за независимость Индии от Британской империи, стал образцом деятеля для всех стран. Картина Ричарда Аттенборо «Ганди», где заглавную роль сыграл Бен Кингсли, наиболее полно и глубоко раскрывает образ одного из величайших борцов за свободу XX века. Ненасильственное сопротивление, провозглашенное Ганди и его сподвижниками, до сегодняшнего дня служит примером для множества правозащитников и активистов, а его действенность признается всеми государственными и религиозными лидерами.

Оставить без внимания такой пласт истории, как покорение Нового Света, было бы непростительной нашей ошибкой, ведь вместе с жаждущими золота конкистадорами и отвоевывающими себе земли поселенцами Атлантику преодолели и иезуиты, несущие свет христианской веры индейцам Центральной и Южной Америки. Лучшей картиной об этом кровавом и неспокойном отрезке истории Ватикан, ревностно относящийся к миссионерам, признал ленту Ролана Жоффе «Миссия». Картина и впрямь весьма атмосферная и впечатляющая, в первую очередь благодаря прекрасным Роберту Де Ниро и Джереми Айронсу, исполнившим главные роли. Борьба за неискушенные души индейцев-гуарани между испанскими и португальскими визитерами превратилась в противостояние, обагренное кровью священников.

Наиболее современным фильмом, удостоившимся места в списке Папы Римского, стала военно-историческая драма Стивена Спилберга «Список Шиндлера». Ватикан не смутил тот факт, что главными героями картины стали сотни спасенных от неминуемой гибели евреев, а слоганом фильма стала цитата из Талмуда, свода иудейских правил: «Тот, кто спасает одну жизнь, спасает целый мир». Картина о немецком промышленнике Оскаре Шиндлере, несколько месяцев вызволявшем из концлагерей пленников и предоставлявшем им кров и работу, находилась в разработке долгие тридцать лет и, возможно, именно поэтому получилась столь дистиллированно точной. Лента не только получила множество наград и стала вершиной драматической карьеры Спилберга, «Список» стал еще и образцом мужества и веры в самом широком их понятии.

Столкновение религий всегда сопровождалось обильным кровопролитием и поломанными судьбами, к сожалению, сегодня мы не намного дальше ушли от своих предков, сражавшихся за веру тысячу лет назад. Конечно, времена изменились, но насколько хрупки эти изменения, можно увидеть хотя бы по фильму Владимира Хотиненко «Мусульманин». Проведший семь лет в афганском плену Николай принял ислам и вернулся в родную деревню истинным мусульманином. Необычное для русской глубинки вероисповедание сначала не вызывает никаких проблем, но постепенно непонятное для души русского человека отношение Николая к деньгам, работе, вере, алкоголю вызывает оторопь, а затем и враждебность. Одна из главных ролей Евгения Миронова и лучшая на сегодняшний день картина, связывающая православие и ислам, нечасто находящие точки соприкосновения.

Долгое время советское кино избегало любых религиозных поползновений, но и сменивший его российский кинематограф не слишком стремился к одухотворенности. Картина Павла Лунгина «Остров», главную роль в которой исполнил Петр Мамонов, стала настоящим открытием для зрителей, оказалось, что вера - это не только пузатые священники в позолоченных одеждах, ведущие службу в богатых храмах, но и скромные старцы, ведущие отшельнический образ жизни в практически непригодных для существования уголках страны. Инок Анатолий долгие годы кается за совершенный много лет назад грех и получает прощение тогда, когда уже почти отчаивается загладить свою вину даже истовыми молитвами и помощью ближним. Картина пришлась по душе православным священникам России и была ими рекомендована для ознакомления всем интересующимся вопросами подлинной веры и истинного раскаяния.

Разделила на два лагеря даже самую верхушку Русской Православной Церкви следующая совместная работа Павла Лунгина и Петра Мамонова - картина «Царь». Историческая драма, описывающая непростые отношения между Иваном Грозным и митрополитом Московским Филиппом, многими была принята в штыки, но все претензии в основном были обращены к тому образу царя, который на экране воплотил Мамонов. Куда меньше вопросов было обращено к Олегу Янковскому, для которого роль Филиппа стала последней в яркой жизни и биографии. Фантастический уровень актерского драматизма был отмечен и критиками, и зрителями, и священнослужителями, которые, даже несмотря на общее отрицательное отношение к фильму, признают, что столь точно и подробно верховные церковные чины в нашем кино еще никто не показывал.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!