Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Работа над композицией сочинения. Упреки в дворянском происхождении

Работа над композицией сочинения. Упреки в дворянском происхождении

Писатель Иван Алексеевич Бунин по праву считается последним русским классиком, и настоящим первооткрывателем литературы современной. Об этом в своих заметках писал и известный революционный писатель Максим Горький.

Философская проблематика произведений Бунина включает в себя огромней спектр тем и вопросов, которые были актуальны при жизни писателя и которые актуальными остаются в наши дни.

Философские размышления Бунина

Философские проблемы, которые писатель затрагивает в своих произведениях, были очень разными. Вот только некоторые из них:

Разложение мира крестьян и распад прежнего деревенского уклада жизни.
Судьба русского народа.
Любовь и одиночество.
Смысл жизни человека.


К первой теме о разложении мира крестьян и распада деревенского и обычного уклада жизни можно отнести произведение Бунина «Деревня». Эта повесть рассказывает о том, как меняется жизнь деревенских мужиков, изменяя не только их быт, но и их нравственные ценности и понятия.

Одной из философских проблем, которые поднимает Иван Алексеевич в своем произведении, относится к судьбе русского народа, который не был счастлив и не был свободен. Об этом он и рассказывал в своих произведениях «Деревня» и «Антоновские яблоки».

Всему миру Бунин известен как прекраснейший и тончайший лирик. Любовь для писателя была каким-то особенным чувством, которая не могла длиться долго. Этой теме он посвящает свой цикл рассказов «Темные аллеи», который и печален, и лиричен.

Бунина и как человека, и как писателя волновала нравственность нашего общества. Этому он посвятил свое произведение «Господин из Сан-Франциско», где показывает бездушие и равнодушие буржуазного общества.

Всем произведениям великого мастера слова присуща философская проблематика.

Распад крестьянского быта и мира

Одним из произведений, где писатель поднимает философские проблемы, является животрепещущая повесть «Деревня». В ней противопоставляются два героя: Тихон и Кузьма. Несмотря на то что Тихон и Кузьма братья, эти образы противоположны. Автор неслучайно наделил своих персонажей разными качествами. Это отражение действительности. Тихон – зажиточный крестьянин, кулак, а Кузьма – бедный крестьянин, который сам научился сочинять стихи и это у него неплохо получалось.

Сюжет повести переносит читателя в начало ХХ века, когда в деревне люди голодали, превращаясь в нищих. Но в этой деревни вдруг неожиданно появляются идеи революции и крестьяне, оборванные и голодные, оживают, слушая их. Но у бедных, безграмотных людей не хватает терпения вникать в политические нюансы, они очень скоро становятся равнодушными к происходящему.

Писатель с горечью пишет в повести о том, что эти крестьяне неспособны на решительные поступки. Они никак не мешают, и даже не делают попыток для того, чтобы помешать опустошению родного края, бедных деревень, позволяя своим равнодушием и бездеятельностью, разорять родные места. Иван Алексеевич предполагает, что причина этого состоит в их несамостоятельности. Это можно услышать и от главного героя, который признается:

«Думать не умею, не научен»


Бунин показывает, что этот недостаток появился у крестьян из-за того, что долгое время в стране существовало крепостное право.

Судьба русского народа


Автор таких замечательных произведений, как повесть «Деревня» и рассказ «Антоновские яблоки» с горечью рассуждает о том, как страдает русский народ и о том, как трудно складывается его судьба. Известно, что сам Бунин никогда не принадлежал к крестьянскому миру. Его родители были дворяне. Но Ивана Алексеевича, как и многих дворян того времени, привлекало изучение психологии просто человека. Писатель пытался понять истоки и основы национального характера простого мужика.

Изучая крестьянина, его историю, автор пытался найти в нем не только отрицательные, но и положительные черты. Поэтому и существенного различия между мужиком и помещиком он не видит, особенно это чувствуется в сюжете рассказа «Антоновские яблоки», где повествуется о том, как жила деревня. Трудились и отмечали праздники мелкопоместное дворянство и крестьяне вместе. Особенно отчетливо это проявляется во время сбора урожая в саду, когда крепко и приятно пахнут антоновские яблоки.

В такие времена любил и сам автор бродить в саду, слушая голоса мужиков, наблюдая за изменениями в природе. Любил писатель и ярмарки, когда начиналось веселье, играли мужики на гармошке, а бабы надевали красивые и яркие наряды. В такие времена хорошо было бродить по саду и прислушиваться к разговору крестьян. И хотя, по мнению Бунина, дворяне – это люди, которые несут истинную высокую культуру, но простые мужики, крестьяне тоже внесли свою лепту в становление русской культуры и духовного мира своей страны.

Любовь и одиночество у Бунина


Практически все произведения Ивана Алексеевича, которые были написаны в эмиграции, являются поэтическими. Любовь для него небольшой миг, который не может продолжаться вечность, поэтому автор в своих рассказах показывает, как она угасает под влиянием жизненных обстоятельств, или же по воле одного из персонажей. Но тема ведёт читателя намного глубже - это одиночество. Оно прослеживается и чувствуется во многих произведениях. Вдали от родины, заграницей Бунин скучал по родным местам.

В рассказе Бунина «В Париже» рассказывается о том, что если вдали от родины и может вспыхнуть любовь, но она ненастоящая, так как два человека совершено одиноки. Николай Платаныч, герой рассказа «В Париже» давно покинул родину, так как белый офицер не смог смириться с тем, что происходило на его родине. И вот здесь, вдали от родины, он случайно встречает прекрасную женщину. С Ольгой Александровной их многое связывает и объединяет. Герои произведения разговаривают на одном языке, их взгляды на мир совпадают, оба они одиноки. Их души потянулись друг к другу. Вдали от России, от родины они влюбляются.

Когда Николай Платаныч, главный герой, умирает внезапно и совсем неожиданно в метро, то Ольга Александровна возвращается в пустой и одинокий дом, где испытывает невероятную печаль, горечь утраты и пустоту в душе. Эта пустота теперь навсегда поселилась в ее душе, ведь утраченные ценности невозможно восполнить вдалеке от родного края.

Смысл жизни человека


Актуальность бунинских произведений заключается в том, что он поднимает вопросы нравственности. Это проблема его произведений касалась не только того общества и того времени, когда жил писатель, но и нашего, современного. Это одна из самых больших философских проблем, которая будет всегда стоять перед человеческим обществом.

Безнравственность, по мнению великого писателя, появляется не сразу, и заметить это даже вначале невозможно. Но затем она разрастается и в какой-то переломный момент начинает порождать самые ужасные последствия. Безнравственность, разрастающаяся в обществе, бьёт по самим же людям, заставляя их страдать.

Прекрасным подтверждением этого может быть известный рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско». Главный герой не думает о нравственности или о своем духовном развитии. Он мечтает лишь только об этом – разбогатеть. И этой цели он подчиняет всё. Много лет своей жизни он упорно работает, не развиваясь как личность. И вот, когда ему уже исполнилось 50 лет, он добивается материального благополучия, о котором всегда мечтал. Другой, более высокой цели, главный герой не ставит перед собой.

Вместе со своей семьей, где нет любви и взаимопонимания, отправляется в далекое и долгое путешествие, которое оплачивает заранее. Посещая исторические памятники оказывается, что они ни ему, ни его семье неинтересны. Материальные ценности вытеснили интерес к прекрасному.

Главный герой этого рассказа не имеет имени. Это Бунин нарочно не дает богатому миллионеру имя, показывая, что весь буржуазный мир состоит их вот таких бездушных его членов. В рассказе ярко и точно описывает и другой мир, который постоянно работает. У них нет денег, и они так не веселятся, как это делают богачи, а основа их жизни – это труд. Они умирают в нищете и в трюмах, но веселье на корабле из-за этого не останавливается. Не прекращается веселая и беззаботная жизнь даже тогда, когда умирает один из них. Миллионера без имени просто убирают подальше, чтобы его тело не мешало.

Общество, где нет сочувствия, жалости, где люди не испытывают каких-либо чувств, где не знают прекрасных мгновений любви – это мертвое общество, у которого не может быть будущего, но ведь у них нет и настоящего. А весь мир, который построен на власти денег – это неживой мир, это искусственный образ жизни. Ведь даже у жены и дочери не вызывает сострадания смерть богатого миллионера, скорее этого сожаление об испорченном путешествии. Эти люди не знают, зачем они появились на этот свет, и поэтому просто губят свою жизнь. Глубокий смысл человеческой жизни им недоступен.

Нравственные основы произведений Ивана Бунина никогда не устареют, поэтому его произведения всегда будут читаемы. Философские проблемы, которые показывает Иван Алексеевич в своих произведениях, были продолжены и другими писателями. Среди них и А. Куприн, и М.Булгаков, и Б.Пастернак. Все они показывали в своих произведениях и любовь, и верность, и честность. Ведь общество без этих важных нравственных категорий просто не сможет существовать.

В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество - об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отразились во многих устойчивых формулах, например, в известной фразе "среда заела". Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX - начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманистических традиций, унаследованных от прошлого, рассматривают этот вопрос такие писатели-реалисты, как И. Бунин, А. Куприн, В. Короленко, используя при этом все художественные средства, которые стали достижением рубежа веков. Проблема человека и окружающего его мира может быть рассмотрена на примере произведений А. Куприна. Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современной ему прозы. Сегодня произведения А. Куприна вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демократичностью в самом благородном смысле этого слова.

Мир героев А.Куприна пестр и многолюден. Он сам прожил яркую, наполненную многообразными впечатлениями жизнь - побывал и военным, и конторщиком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А.Куприи много раз говорил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего интереснее себя.

Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений - чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жизнью люди, а, скорее, наоборот. Но А.Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой человечности, которая всегда отличала русских писателей. В персонажах рассказав "Белый пудель", "Тапер", "Гамбринус", а также многих других, угадываются черты "маленького человека", однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его.

Рассмотрим это на примере очень известного рассказа Куприна "Гранатовый браслет". Рассказ был написан в 1911 году. В основе его сюжета - реальное событие - любовь телеграфного чиновника Желтого П.П. к жене важного чиновника, члена Государственного Совета Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний Лев Любимов.

В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.Куприна - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не известно. В семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения. В нем дастся обширная, неторопливая экспозиция, которая вводит нас в экспозицию дома Шеиных. Сама история необыкновенной любви, история гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рассказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой истории видится оскорбительным и подозрительным, самой Веры Николаевны и, наконец, генерала Аносова, первым предположившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, "о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, столько из- за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу -- самоубийству героя.

Таким образом утверждается право маленького человека на счастье, но и возникает мотив его нравственного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни.

Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало - в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, - и завершается рассказ сценой, когда героиня слушает музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения.

В текст произведения входит тема неотвратимости гибели главного героя - она передана через символику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных традиций: тема востока - монгольская кровь отца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви - страсти, безрассудности; упоминание о том, что мать сестер - англичанка, вводит тему рассудочности, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не случайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в католичестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования. Герой А.Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский герой - герой повести "Поединок" поручик Ромашов. Повесть "Поединок" была воспринята современниками в первую очередь как произведение, социально направленное, в нем разглядели - они с интересом, другие с возмущением - антиармейскую тему. Так, одна из статей того времени называлась "Литературная вылазка против военных". Повесть связывали с поражением русской армии в войне с Японией.

Современников поразило то, как правдиво и беспощадно показал писатель деградацию офицерства, быт и нравы армейских служак. Однако сегодня в произведении обращает на себя внимание преимущественно его нравственная проблематика.

Само название "Поединок" многозначно: это и дуэль в финале повести, и столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и внутренний поединок Ромашова с самим собою. В отличие от Желткова, который обрисован пунктирно, главный герой "Поединка" раскрыт психологически подробно и убедительно. О том, кто такой поручик Ромашов, можно спорить - образ этот неоднозначен. В нем угадываются черты маленького человека - он неказист внешне, порой даже смешон: "Ромашов вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель, бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость". В начале повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога - он видит себя "ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды", представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско (здесь угадываются пародийно переосмысленные страницы мечтаний князя Андрея Болконского из "Войны и мира" - мечты о "своем Тулоне").

Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль: происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением. Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое. Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с библейскими словами: "Брат мой".

В Ромашове все отчетливее прорисовываются черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств, его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная, сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки Николаевой- женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее человека ради карьеры мужа- этот образ можно назвать в чем-то открытием А.Куприна, в чем-то его пророчеством.

Ромашов соглашается на поединок, исход которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от сознания собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты, и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности - сама возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века делают произведение созвучным современному читателю. Возвращаясь к поставленному в начале вопросу - "человек и окружающий его мир" - отметим, что в русской прозе начала века представлен широкий спектр ответов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов - трагическое столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но гибели не бессмысленной, а содержащий в себе элемент очищения и высокого смысла.

Великий русский писатель, лауреат Нобелевской премии, поэт, публицист, литературный критик и прозаик-переводчик. Именно эти слова отображают деятельность, достижения и творчество Бунина. Вся жизнь этого писателя была многогранна и интересна, он всегда выбирал свой путь и не слушал тех, кто пытался «перестроить» его взгляды на жизнь, он не состоял ни в каком литературном обществе, а уж тем более политической партии. Его можно отнести к тем личностям, которые были уникальны в своем творчестве.

Самое раннее детство

10 октября (по ст. стилю) 1870 года в городе Воронеже родился маленький мальчик Иван и творчество которого в будущем оставят яркий след в русской и мировой литературе.

Несмотря на то что Иван Бунин происходил из древнего дворянского рода, его детство проходило вовсе не в большом городе, а в одном из родовых поместий (это был небольшой хутор). Родители могли себе позволить нанять домашнего учителя. О том времени, когда Бунин рос и учился дома, писатель в течение жизни вспоминал не раз. Об этом «золотом» периоде своей жизни он отзывался только позитивно. С благодарностью и уважением вспоминал этого студента Московского университета, который, по мнению писателя, и пробудил в нем страсть к литературе, ведь, несмотря на столь юный возраст, которые читал маленький Иван, были «Одиссея» и «Английские поэты». Даже сам Бунин позднее говорил, что это был тот самый первый толчок к стихотворству и вообще писательской деятельности. Достаточно рано проявил артистизм Иван Бунин. Творчество поэта находило самовыражение в его таланте чтеца. Он превосходно читал собственные произведения и заинтересовывал самых унылых слушателей.

Учеба в гимназии

Когда Ване исполнилось десять лет, родители решили, что он достиг того возраста, когда уже можно отдавать его в гимназию. Так Иван начал учиться в Елецкой гимназии. В этот период он жил вдали от родителей, у своих родственников в Ельце. Поступление в гимназию и сама учеба стали для него неким переломным моментом, ведь мальчику, который всю свою жизнь до этого жил с родителями и практически не имел каких-то ограничений, было действительно сложно привыкнуть к новой городской жизни. Новые правила, строгости и запреты вошли в его жизнь. Позднее он жил на съемных квартирах, но тоже не чувствовал себя уютно в этих домах. Учеба в гимназии продлилась относительно недолго, потому что уже через 4 года его исключили. Причиной была неуплата за обучение и неявка с каникул.

Путь экстерна

После всего пережитого Иван Бунин поселяется в имении своей умершей бабушки в Озерках. Руководствуясь указаниями старшего брата Юлия, он достаточно быстро проходит курс гимназии. Некоторые предметы он учил более усердно. И по ним прошел даже курс университета. Юлий, старший брат Ивана Бунина, всегда отличался образованностью. Поэтому именно он и помогал младшему брату в учебе. У Юлия с Иваном были достаточно доверительные отношения. По этой причине именно он и становился первым читателем, а также критиком самого раннего творчества Ивана Бунина.

Первые строки

По словам самого писателя, его будущий талант сформировался под влиянием рассказов родных и знакомых, которые он слышал в том месте, где прошло его детство. Именно там он и познавал первые тонкости и особенности родного языка, заслушивался рассказами и песнями, которые в будущем помогли писателю находить неповторимые сравнения в своих произведениях. Всё это наилучшим образом повлияло на талант Бунина.

Стихи он начал писать в очень раннем возрасте. Творчество Бунина родилось, можно сказать, когда будущему писателю исполнилось всего семь лет. Когда все остальные дети только учились грамоте, маленький Иван уже начал писать стихи. Он очень хотел достичь успеха, мысленно сравнивал себя с Пушкиным, Лермонтовым. С увлечением читал произведения Майкова, Толстого, Фета.

В самом начале профессионального творчества

Впервые выступил в печати Иван Бунин тоже в достаточно юном возрасте, а именно в 16 лет. Жизнь и творчество Бунина вообще всегда тесно переплетались между собой. Ну а начиналось все, конечно, с малого, когда были опубликованы два его стихотворения: «Над могилой С. Я. Надсона» и «Деревенский нищий». В течение года были напечатаны десять лучших его стихотворений и первые рассказы «Два странника» и «Нефедка». Эти события и стали началом литературной и писательской деятельности великого поэта и прозаика. Впервые обозначилась главная тема его сочинений - человек. В творчестве Бунина тема психологии, загадок души останется ключевой до последней строчки.

В 1889 году молодой Бунин, под влиянием революционно-демократического движения интеллигенции - народников, переезжает к своему брату в Харьков. Но в скором времени он разочаровывается в этом движении и достаточно быстро отходит от него. Вместо сотрудничества с народниками он уезжает в город Орел и там начинает свою работу в «Орловском вестнике». В 1891 году издается первый сборник его стихотворений.

Первая любовь

Несмотря на то что на протяжении жизни темы творчества Бунина были разнообразны, практически весь первый стихотворный сборник пропитан переживаниями молодого Ивана. Как раз в это время у писателя была первая любовь. Он жил в гражданском браке с Варварой Пащенко, которая и стала музой автора. Так впервые проявилась любовь в творчестве Бунина. Молодые часто ссорились, не находили общего языка. Всё, что происходило в их совместной жизни, каждый раз заставляло его разочаровываться и задумываться, а стоит ли любовь таких переживаний? Иногда казалось, что кто-то свыше просто не хочет, чтобы они были вместе. Сначала это был запрет отца Варвары на свадьбу молодых людей, потом, когда они всё-таки решили жить в гражданском браке, Иван Бунин неожиданно для себя находит массу минусов в их совместной жизни, а затем и вовсе разочаровывается в ней. Позднее Бунин делает для себя выводы, что они с Варварой не подходят друг другу по характеру, и в скором времени молодые люди просто расстаются. Практически сразу Варвара Пащенко выходит замуж за друга Бунина. Это принесло множество переживаний юному писателю. Он разочаровывается в жизни и любви окончательно.

Плодотворная работа

В это время жизнь и творчество Бунина уже не столь похожи. Писатель решает поступиться личным счастьем, весь отдается работе. В этот период все ярче проступает трагическая любовь в творчестве Бунина.

Практически в то же время, спасаясь от одиночества, он перебирается к своему брату Юлию в Полтаву. На литературном поприще происходит подъем. Его рассказы печатают в ведущих журналах, в писательской деятельности он приобретает популярность. Темы творчества Бунина в основном посвящены человеку, тайнам славянской души, величественной русской природе и самоотверженной любви.

После того как в 1895 году Бунин побывал в Петербурге и в Москве, он постепенно начал входить в большую литературную среду, в которою он очень органично вписался. Здесь он познакомился с Брюсовым, Сологубом, Куприным, Чеховым, Бальмонтом, Григоровичем.

Позже Иван начинает вести переписку с Чеховым. Именно Антон Павлович предсказывал Бунину, что из него выйдет «большой писатель». Позже, увлекшись нравственными проповедями делает из него своего кумира и даже определенное время пытается жить по его советам. Бунин просил у Толстого аудиенции и удостоился того, чтобы встретиться с великим писателем лично.

Новая ступень на творческом пути

В 1896 году Бунин пробует себя в роли переводчика художественных произведений. В том же году выходит его перевод произведения Лонгфелло «Песнь о Гайавате». В этом переводе творчество Бунина все увидели с другой стороны. Его современники признали по достоинству его талант, высоко оценили труд писателя. Иван Бунин получил за этот перевод Пушкинскую премию первой степени, которая дала повод писателю, а теперь ещё и переводчику, гордиться ещё больше своими достижениями. Для получения столь высокой похвалы Бунин провел буквально титаническую работу. Ведь сам перевод подобных произведений требует усидчивости и таланта, а писателю для этого пришлось ещё и выучить самостоятельно английский язык. Как показал результат перевода, ему это удалось.

Вторая попытка жениться

Оставаясь столько времени свободным, Бунин снова решил жениться. В этот раз его выбор пал на гречанку, дочь богатого эмигранта А. Н. Цакни. Но этот брак, как и прошлый, не принес радости писателю. Через год семейной жизни жена его бросила. В браке у них родился сын. Маленький Коля умер совсем маленьким, в возрасте 5 лет, от менингита. Иван Бунин очень переживал потерю единственного ребенка. Так сложилась дальнейшая жизнь писателя, что больше детей у него не было.

Зрелые годы

Первая книга рассказов под названием «На край света» выходит в 1897 году. Практически все критики оценили её содержание очень позитивно. Через год выходит очередной стихотворный сборник «Под открытым небом». Именно эти произведения и принесли писателю популярность в российской литературе того времени. Творчество Бунина кратко, но в то же время емко, представилось на суд общественности, которая высоко оценила и приняла талант автора.

А вот действительно большую популярность проза Бунина получила в 1900 году, когда был опубликован рассказ «Антоновские яблоки». Создавалось это произведение на основе воспоминаний писателя о его деревенском детстве. Впервые ярко изображена природа в творчестве Бунина. Именно беззаботное время детства и пробуждало в нем самые наилучшие чувства и воспоминания. Читатель с головой погружается в ту прекрасную раннюю осень, которая манит прозаика, как раз во время сбора антоновских яблок. Для Бунина это, по его признанию, были самые дорогие и незабываемые воспоминания. Это была радость, настоящая жизнь и беззаботность. А исчезновение неповторимого запаха яблок - это как бы угасание всего того, что приносило писателю массу наслаждений.

Упреки в дворянском происхождении

Многие неоднозначно расценивали значение аллегории «запах яблок» в произведении «Антоновские яблоки», поскольку этот символ очень тесно переплетался с символом дворянства, которое, ввиду происхождения Бунина, было ему вовсе не чуждо. Эти факты стали причиной того, что многие его современники, например М. Горький, подвергали произведение Бунина критике, сказав, что хорошо пахнут антоновские яблоки, но пахнут они вовсе не демократично. Однако тот же Горький отметил изящество словесности в произведении и талант Бунина.

Интересно, что для Бунина упреки в его дворянском происхождении ничего не значили. Ему было чуждо чванство или высокомерие. Очень многие в то время искали подтексты в произведениях Бунина, желая доказать, что писатель сожалеет об исчезновении крепостного права и о нивелировании дворянства как такового. Но Бунин в своем творчестве преследовал совершенно другую идею. Ему было не жаль смены системы, а жаль того, что вся жизнь проходит, и того, что все мы любили когда-то полным сердцем, но и это уходит в прошлое... Он грустил о том, что больше не наслаждается и его красотой.

Странствования писателя

Иван Бунин всю жизнь был в душе Наверное, это и стало причиной того, что надолго он нигде не задерживался, любил путешествовать по разным городам, где часто черпал идеи для своих произведений.

Начиная с октября он путешествовал с Куровским по странам Европы. Посетил Германию, Швейцарию, Францию. Буквально через 3 года уже с другим своим другом - драматургом Найденовым - он был снова во Франции, посетил Италию. В 1904 году, заинтересовавшись природой Кавказа, он решает туда съездить. Путешествие не оказалось напрасным. Эта поездка через много лет вдохновила Бунина на целый цикл рассказов «Тень птицы», которые связаны с Кавказом. Эти рассказы мир увидел в 1907-1911 гг., и уже намного позже появился рассказ 1925 года «Воды многие», также навеянный дивной природой этого края.

В это время ярче всего отражается природа в творчестве Бунина. Это была ещё одна грань таланта писателя - путевые очерки.

«Нашедший свою любовь, храни ее…»

Жизнь сводила Ивана Бунина со многими людьми. Некоторые проходили и уходили из жизни, другие оставались надолго. Примером тому была Вера Николаевна Муромцева. Бунин познакомился с ней в ноябре 1906 года, в доме товарища. Умная и образованная во многих отраслях, женщина действительно была его лучшим другом, и даже после смерти писателя готовила к изданию его рукописи. Написала книгу «Жизнь Бунина», в которую поместила самые важные и интересные факты из жизни писателя. Он не раз говорил ей: «Без тебя я ничего не написал бы. Пропал бы!»

Здесь любовь и творчество в жизни Бунина снова находят друг друга. Наверное, именно в тот момент к Бунину пришло осознание того, что он нашел ту, которую искал долгие годы. Он нашел в этой женщине свою любимую, человека, который всегда его поддержит в трудную минуту, товарища, который не предаст. С тех пор как его спутницей жизни стала Муромцева, писателю с новой силой захотелось творить и сочинять что-то новое, интересное, безумное, это давало ему жизненные силы. Именно в тот момент в нем снова просыпается путешественник, и с 1907 года Бунин объездил половину Азии и Африки.

Мировое признание

В период с 1907 по 1912 год Бунин не прекращал творить. И в 1909 году удостоился второй Пушкинской премии за свои «Стихотворения 1903-1906». Здесь вспоминается о человеке в творчестве Бунина и о сути человеческих поступков, которые писатель старался понять. Также отмечены были многие переводы, которые он делал не менее блистательно, чем сочинял новые произведения.

09.11.1933 г. случилось событие, которое стало вершиной писательской деятельности писателя. Ему пришло письмо, извещавшее, что Бунину присуждается Нобелевская премия. Иван Бунин - первый русский писатель, который был удостоен этой высокой награды и премии. Его творчество достигло своего пика - он получил мировую известность. С этих пор его начали признавать как лучшего из лучших в своей области. Но Бунин не прекращал своей деятельности и, как действительно знаменитый писатель, работал с удвоенной энергией.

Тема природы в творчестве Бунина продолжает занимать одно из главных мест. Много писатель пишет и о любви. Это стало поводом для критиков сравнить творчество Куприна и Бунина. Действительно, есть много общих черт в их произведениях. Они написаны простым и искренним языком, полны лирики, непринужденности и естественности. Характеры героев прописаны очень тонко (с психологической точки зрения.) Здесь в меру чувственности, много человечности и естественности.

Сравнение творчества Куприна и Бунина дает повод выделить такие общие черты их произведений, как трагичность судьбы главного героя, утверждение, что за любое счастье будет расплата, превозношение любви над всеми другими чувствами человека. Оба писателя своим творчеством утверждают, что смысл жизни в любви, и что человек, наделенный талантом любить, достоин поклонения.

Заключение

Жизнь великого писателя прервалась 8 ноября в 1953 в Париже, куда они с женой эмигрировали после начала в СССР. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Творчество Бунина кратко описать просто невозможно. Создал за свою жизнь очень много, и каждое его произведение достойно внимания.

Сложно переоценить его вклад не только в русскую литературу, но и в литературу мировую. Его произведения популярны и в наше время как среди молодежи, так и среди старшего поколения. Это действительно та литература, которая не имеет возраста и всегда актуальна и трогательна. И теперь популярен Иван Бунин. Биография и творчество писателя вызывают у многих интерес и искреннее почитание.

Особенность творчества Бунина – умение в самых обыденных бытовых сценах находит свою изюминку, что-то такое, мимо чего мы проходили неоднократно. Автор самым разнообразными приемами, путем мягких штрихов и деталей, но тем не менее четко и ярко, доводит до нас свои впечатления. Читая произведения, мы как бы чувствуем, ощущаем предметы, описанные автором.

Во многих рассказах Бунин не называет имена главных героев. Он пленяет нас иными средствами, чем внешняя занимательность, «загадочность» ситуации, заведомая исключительность персонажей. Бунин приковывает вдруг наше внимание к тому, что как бы совершенно обычно, доступно будничному течению нашей жизни, мимо чего мы столько раз проходили, не остановившись и удивившись, и так бы и не отметили для себя никогда без подсказки.

По части красок, звуков и запахов, «всего того, – выражаясь словами Бунина, – чувственного, вещественного, из чего создан мир» , предшествующая и современная ему литература не касалась таких, как у него, тончайших и разительнейших подробностей, деталей, оттенков.

Интересна и другая особенность Бунина: сюжетная линия. Очень часто мы становимся свидетелями развязки в самом начале его произведения «Легкое дыхание» . Нередко лишь несколько слов намекают читателю об этом, но этого уже достаточно. Этот прием позволяет лучше разобраться в проблемах, поднятых в его произведениях. Недосказанность сюжета привлекает читателя возможностью довести рассказ до логического конца самому.

Бунин, как и другие писатели, не мог пройти мимо таких вечных проблем человеческого бытия, как проблема любви, проблема смысла жизни. Много внимания уделяется красоте русской природы, которая оказывает сильное воздействие на чувствительную натуру Бунина.

Проблема смысла жизни, цель жизни поднимается во многих произведениях. Большинству героев Бунина, даже, несмотря на кажущуюся легкость, благополучие, приходится задуматься о своем существовании. Но очень часто это мысль ужасна, и не многие способны достойно принять ее. Во многих произведениях тема смысла жизни тесно переплетается с темой любви, особо внимательно изучаемой автором. Быть может, любовь – это и есть цель всей жизни.

Среди других тем творчества Бунина выделяется социально – философская тема. Например, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор широко выступает против «механических» , бездумных людей, всю свою жизнь отдавших погоне за золотым тельцом, за лжеценностями. Автор призывает людей вспомнить, что они – люди.

Можно рассмотреть лишь немногие черты творчества Бунина, немногие черты огромного творческого наследия, оставленного нам автором, но познать все творчество такого автора – невозможно.

Бунин - великий мастер слова, который точно и правильно изображает в своих прекрасных произведениях мир любви, пейзажные зарисовки, мир деревенской жизни, но все-таки он всегда возвращается к проблемам человечности, которые не могут его не волновать. Его жизнь - это путешествия, находясь в которых, он наблюдал за тем, проявляют себя люди при капиталистическом строе, так и при колониальных условиях жизни. Его поездки на Восток и Европу, анализ условий существование облей в этих государствах дали ему богатейший материал для написания рассказов.

Иван Алексеевич показывает в своих произведениях, что в капиталистическом мире совсем отсутствует какая-либо нравственность, ведь власть денег убивает ее. У каждого члена такого общества в жизни остается лишь только одна цель - любыми способами приумножать свои сбережения.

Но Бунин создает свои рассказы особенными, лиричными, отражающими все яркие и чувственные движения души человека. Поэтому среди остальных бунинских произведений, которые имеют лиризм и поэтичность повествования, выделяется сюжет повести «Господин из Сан-Франциско», который имеет постой и незамысловатый сюжет и полное отсутствие какого-либо лиризма или движений души человеческой.

Перед читателями открывается ужасный мир бездушных людей, которые просто создают иллюзию жизни, но все-таки они не живут, а существуют. Так они зарабатывают денежные средства, даже путешествуют и могут влюбляться, как дочь главного героя, но делают это сухо, и душа их не оживает, не откликается на эти чувства. Главный герой рассказа не имеет ни имени, ни каких-либо корней. Таким образом, Бунин показывает, что этот образ собирательный, он яркий представитель того общества, в котором он и его семья существует.

Писатель показывает героя, у которого совсем нет его внутреннего мира, нет переживаний и каких-либо движений души. Это такой бытовой человек, о котором автор ничего не рассказывает, так как все можно понять из тех бытовых подробностей, которых в рассказе много.

Свое произведение Бунин начинает с описания палубы, где веселится буржуазное общество. Он показывает, что это веселье идет постоянно, но никто из них даже не пытается задуматься о тех людях и об их непосильном труде, которые находятся на нижней палубе. Им это неинтересно, и, даже если бы они узнали, то отнеслись совершенно равнодушно.

Автор специально в своем рассказе использует литературный прием - контраст. Читатель видит, как противопоставляется веселая и безудержная жизнь буржуазного общества и жизнь людей, которые сутками работают в темном и грязном трюме.

Писатель показывает и то, что даже любовь не существует в этом мире. Они не знают эти настоящие чувства, которые волнуют душу. Поэтому на корабль была нанята пара за деньги, которые показывали любовь, показывали чувства, но они ведь тоже были не настоящими. И автор это постоянно подчеркивает, чтобы показать, что человеческие чувства отсутствуют в этом равнодушном мире.

Богатый господин из рассказа Бунина - это яркий представитель своего общества, он пустой и никчемный. В жизни его нет другой цели кроме обогащения. Поэтому у него на протяжении всего рассказа нет ни размышлений о чем-либо, ни тем более переживаний. Он показан Иваном Алексеевичем как вещь, как какой-то неживой предмет. Бунин поднимает и затрагивает сюжетом своего рассказа вечные проблемы человеческого мира: о духовности, о движениях души человека, а его назначении в этом мире, а Боге.