Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Н.В. Гоголь "Мертвые души": описание, герои, анализ поэмы

Н.В. Гоголь "Мертвые души": описание, герои, анализ поэмы

В произведении Гоголя можно разглядеть, как хорошие, так и дурные стороны в России. Мёртвыми же душами автор позиционирует ни покойников, а чиновников и обывателей, чья душа затвердела от чёрствости и безразличия к другим.

Одним из главных героев поэмы был Чичиков, который посетил пять помещичьих усадеб. И в этой череде поездок Чичиков делает для себя вывод, что каждый из помещиков, обладатель скверной и запачканной души. В начале может показаться, что Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка совершенно разные, но всё-таки их связывает обыкновенная никчёмность, которая и отражает весь помещичий устой в России.

Сам же автор является в этом произведении подобно пророку, которой описывает эти страшные события в жизни Руси, а после вырисовывает выход пусть к далёкому, но светлому будущему. Сама суть человеческой неприглядности в поэме описывается, в тот момент, когда помещики рассуждают как ими быть с «мёртвыми душами», совершить обмен или выгодную продажу, а может и вовсе кому-то подарить.

И несмотря на то, что автор описывает достаточно бурную и активную жизнь города, по своей сути это всего на всего пустая суета. Самое страшное, что мёртвая душа это обыденное явление. Также Гоголь объединяет во едино всех чиновников города, в одно безликое лицо, которое отличается только наличием на нём бородавок.

Так со слов Соба-кевича, можно увидеть, что все вокруг мошенники, христопродавцы, что каждый из них ублажает и покрывает другого, ради собственной выгоды и благополучия. И над всем этим смрадом возвысилась чистая и светлая Русь, которая как надеяться автор обязательно возродиться.

Живые души по мнению Гоголя есть исключительно у народа. Который под всем этим прессом крепостного право, сохранил живую русскую душу. А живёт она в слове народа, в его деле, в остром уме. В лирическом отступлении автор создал тот самый образ идеальной Руси и его богатырского народа.

Сам же Гоголь не знает, какой путь выберет Русь, но он надеяться, что в нём не будет таких персонажей, как Плюшкин, Собакевич, Ноздрев, Коробочка. И только с пониманием и прозрением, всей этой без духовности русский народ может встать с колен, воссоздав идеальный духовный и чистый мир.

Вариант 2

Великий русский писатель Н.В.Гоголь работал в сложное время для России. Неудачное восстание декабристов подавлено. По всей стране суды и репрессии. Поэма «Мертвые души» - портрет современности. Сюжет поэмы несложный, характеры героев написаны просто и читаются легко. Но во всем написанном чувствуется печаль.

У Гоголя понятие «мертвые души» имеет два значения. Мертвые души – это умершие крепостные, и помещики с омертвевшими душами. Писатель считал большим злом России рабское крепостное право, которое способствовало вымиранию крестьян, разрухе культуры и экономики страны. Говоря о помещичьих мертвых душах, Николай Васильевич воплощал в них и самодержавную власть. Описывая своих героев, он надеется на возрождение Руси, на теплые человеческие души.

Россия раскрывается в произведении глазами главного героя Чичикова Павла Ивановича. Помещики описаны в поэме не как опора государства, а как загнивающая часть государства, мертвые души, на которые нельзя опереться. У Плюшкина гибнет хлеб, без пользы для людей. Манилов беззаботно хозяйствует в заброшенной усадьбе. Ноздрев, приведя хозяйство в полный упадок, играет в карты и пьянствует. На этих образах писатель показывает, что творится в современной России. «Мертвым душам», угнетателям, Гоголь противопоставляет простых русских людей. Людей, лишенных всяких прав, которых можно купить и продать. Они предстают в образе «живых душ».

Гоголь с большой теплотой и любовью пишет о способностях крестьян, об их трудолюбии и талантах.

Плотник Пробка, здоровый богатырь, исходил почти всю Россию, построил множество домов. Красивые и прочные экипажи делает каретник Митяй. Печник Милушкин складывает добротные печи. Из любого материала мог пошить сапоги сапожник Максим Телятников. Крепостные люди у Гоголя показаны как добросовестными работниками, с увлечением занимающиеся своим делом.

Гоголь горячо верит в светлое будущее своей России, в огромные, но до поры до времени скрытые таланты народа. Он надеется, что даже в мертвые души помещиков пробьется лучик счастья и добра. Его главный герой Чичиков П.И. вспоминает любовь матери и свое детство. Это вселяет надежду автору, что даже у черствых людей, что-то человеческое осталось в душе.

Произведения Гоголя веселые и печальные одновременно. Читая их можно посмеяться над недостатками героев, но в то же время задуматься, а что можно изменить. Поэма Гоголя - яркий пример отрицательного отношения автора к крепостному праву.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Слова о полку Игореве

    В основе «Слова о полку Игореве» незамысловатая сюжетная линия: в нем описывается неудачный поход на половцев 1185 года князя Игоря Святославовича вместе с его братом Всеволодом

  • Характеристика Загорецкого и его образ в Горе от ума Грибоедова сочинение

    Одним из второстепенных персонажей произведения является Антон Антонович Загорецкий.

  • Шорох листьев и прохлада – это признаки осеннего утра. На улице дворник сметает листья в большие кучи, которые вывозят грузовики за город. Листья такие разноцветные.

  • Сочинение про котенка

    У нашей кошки родилось 4 котенка. 2 девочки и 2 мальчика. Все котята бело-оранжевого цвета, как и мама. Четырех котят забрали, один пока еще у нас. Его зовут Моська.

  • Шенграбенское сражение в романе Война и мир Толстого

    Одним из ярких эпизодов в романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" стало изображение боевого столкновения вражеских войск при Шенграбене.

Губернское общество.

Рисуя широкую картину дворянско-помещичьей России своего времени, Гоголь, кроме поместных дворян, изображает и губернских чиновников. В заметках к первому тому поэмы Гоголь писал: «Идея города - возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как всё это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей».

Вот такую жизнь губернского общества и его представителей и показывает Гоголь.

Это - тоже царство «мёртвых душ», праздности и внутреннего убожества. Губернские чиновники по существу ничем не отличаются от уездных, ранее нарисованных Гоголем в «Ревизоре». Подобно городничему, «чудотворец-полицмейстер «в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую». Склонность «вольнодумца» Ляпкина-Тяпкина к чтению масонских книг разделял почтмейстер города, который «вдался более в философию и читал весьма прилежно, даже по ночам» книги мистиков. Робость Хлопова унаследовал прокурор-«моргун», « с испугу умерший» от тех слухов, которые пошли в городе в связи с покупкой Чичиковы мёртвых душ. Назначение нового генерал-губернатора так же сильно напугало губернских чиновников и лишило их рассудка, как ожидаемый приезд ревизора - уездных. Здесь царят та же семейственность, та же продажность и тот же произвол, что и в уездном городе; процветает то же взяточничество (чего стоит один Иван Антонович - «кувшинное рыло»!), то же невежество и пошлость.

Как и герои «Ревизора», чиновники губернского города оторваны от народа, от его нужд и запросов.

Сплетни, пустомыслие и пустословие, мелочность интересов, погоня за развлечениями характеризуют губернских дам.

Гоголь едко высмеивает пустоту жизни губернского общества, балы и вечеринки, вечную игру в карты, нелепые предложения чиновников о Чичикове, показывающие необычайную убогость их мысли. Он издевается над «этикетом и множеством приличий самых тонких», которые строго соблюдали губернские дамы и в своём поведении, и в словах. «Никогда не говорили они: я высморкалась, я вспотела, я плюнула, а говорили: я облегчила себе нос, я обошлась посредством платка». Стремление дам подчеркнуть свою «культуру» приводило их к высокомерному пренебрежению русским языком. «Чтобы ещё более облагородить русский язык, половина почти слов была выброшена вовсе из разговора, и потому весьма часто было нужно прибегать к французскому языку», который, однако, они весьма коверкали.

Такова помещичье-чиновничья Россия в изображении Гоголя, Россия «мёртвых душ». Сатирически рисует её писатель. Он морально уничтожает помещиков и чиновников своим разящим смехом, видя в них врагов общественного прогресса, бездельников, оторвавшихся от народа, губителей страны. Так и восприняла поэму Гоголя передовая русская общественность.

Герцен писал: «Благодаря Гоголю мы, наконец, увидели их («дворянчиков») выходящими из своих дворцов и домов без масок, без прикрас, вечно пьяными и обжирающимися: рабы власти без достоинства и тираны без сострадания своих крепостных, высасывающие жизнь и кровь народа с тою же естественностью и наивностью, с какою питается ребёнок грудью своей матери. «Мёртвые души» потрясли всю Россию.

Подобное обвинение необходимо было современной России. Это - история болезни, написанная мастерской рукой. Поэзия Гоголя - это крик ужаса и стыда, который испускает человек, унизившийся от пошлой жизни, когда вдруг он замечает в зеркале своё оскотинившееся лицо».

Народ

Россией времён Гоголя правили помещики и чиновники, подобные героям «Мёртвых душ». Понятно, в каком положении должен был находиться народ, крепостное крестьянство.

Следуя за Чичиковым в его путешествии от одной помещичьей усадьбы к другой, мы наблюдаем безотрадную картину жизни крепостного крестьянства; его удел - нищета, болезни, голод, страшная смертность. Помещики относятся к крестьянам, как к своим рабам: продают их поодиночке, без семей; распоряжаются ими, как вещами: «Пожалуй, я тебе дам девчонку, говорит Коробочка Чичикову, она у меня знает дорогу, только ты смотри! Не завези её, у меня уже одну завезли купцы. В седьмой главе Чичиков размышляет над списком купленных им крестьян. И перед нами раскрывается картина жизни и непосильного труда народа, его терпения и мужества, буйных вспышек протеста. Особенно привлекают к себе образы Степана Пробки, наделенного богатырской силой, замечательного плотника-строителя, и дяди Михея, безропотно сменившего убившегося Стёпака в его опасной работе,

В душе закрепощённого крестьянства живёт стремление к свободе. Когда крестьянам уже не под ей силу становится переносить крепостную неволю, они убегают от помещиков. Правда, не всегда бегство приводило к свободе. Гоголь рассказывает обычную жизнь беглого: жизнь без паспорта, без работы, почти всегда арест, тюрьма. Но дворовый Плюшкина Попов всё же предпочёл жизнь в тюрьмах возвращению под иго своего, барина. Абакум Фыров, спасаясь от крепостной неволи, ушел в бурлаки.

Говорит Гоголь и о случаях массового возмущения, б эпизоде убийства заседателя Дробяжкина показана борьба крепостного крестьянства против своих угнетателей.

Великий писатель-peaлист, Гоголь образно говорит о забитости народа: с Капитан-исправник, хоть и сам не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства».

В стране, где крестьянами правили жестокие и невежественные Коробочки, Ноздрёвы и Собакевичн, немудрено было встретить и бестолковых дядю Митяя и дядю Миняя, и дворовую девочку Пелагею, которая не знала, где правая и где левая сторона. Но Гоголь видит в то же время и могучую силу народа, придавленную, но не убитую крепостным правом. Она проявляется в талантливости Михеева. Степана Пробки, Милушкина, в трудолюбии и энергии русского человека, в его способности не пасть духом при любых обстоятельствах. «Русский человек способен ко всему в привыкает ко всякому климату. Пошли его хоть в Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел, рубить себе новую избу», - говорят чиновники, обсуждая переселение крестьян Чичикова в Херсонскую губернию. О высоких качествах русского человека говорит Гоголь и в своих замечаниях о «бойком народе», о «расторопном ярославском мужике», о замечательно умении русского народа одним словом метко охарактеризовать человека.

Губернское общество в поэме Гоголя «Мертвые души»

В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени... Весь город со всем вихрем сплетен — преобразование бездеятельности жизни всего человечества в массе”. Так характеризует писатель губернский город NN и его жителей. Нужно сказать, что губернское общество гоголевской поэмы, равно как и фамусовское в пьесе Грибоедова “Горе от ума”, можно условно разделить на мужское и женское. Главными же представителями мужского общества являются губернские чиновники. Несомненно, тема чиновничества — одна из центральных тем в творчестве Гоголя. Множество своих произведений, таких, например, как повесть “Шинель” или комическая пьеса “Ревизор”, писатель посвятил различным аспектам чиновничьей жизни. В частности, в “Мертвых душах” нам представлено губернское и высшее петербургское чиновничество (последнее в “Повести о капитане Копейкине”).

Обличая безнравственные, порочные, ущербные натуры чиновников, Гоголь использует прием типизации, ибо даже в ярких и индивидуальных образах (таких, как полицмейстер или Иван Антонович) выявляются общие, присущие всем чиновникам черты. Уже создавая портреты чиновников с помощью приема овеществления, автор, ничего не говоря об их душевных качествах, чертах характера, лишь описывал “широкие затылки, фраки, сюртуки губернского покроя...” канцелярских чиновников или “весьма густые брови и несколько подмигивавший левый глаз” прокурора, говорил об омертвелости душ, нравственной неразвитости и низости. Никто из чиновников не утруждает себя заботами о государственных делах, а понятие гражданского долга и общественного блага им совершенно чуждо. В чиновной среде царят праздность и безделье. Все, начиная с губернатора, который “был большой добряк и вышивал по тюлю”, бессмысленно и неплодотворно проводят время, не заботясь о выполнении служебного долга. Не случайно Собакевич замечает, что “...прокурор праздный человек и, верно, сидит дома, ... инспектор врачебной управы также, верно, человек праздный и поехал куда-нибудь играть в карты, ... Трухачевский, Безушкин — они все даром бременят землю...”. Умственная лень, ничтожество интересов, тупая косность составляют основу существования и характера чиновников. Гоголь с иронией говорит о степени их образованности и культуры: “...председатель палаты знал наизусть “Людмилу”, ... почтмейстер вдавался... в философию и делал выписки из “Ключа к таинствам натуры”, ... кто читал “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”. Свою же должность каждый из губернских управителей стремился использовать в личных целях, видя в ней источник обогащения, средство привольно и беспечно жить, не затрачивая никакого труда. Этим объясняются взяточничество и казнокрадство, царящие в чиновных кругах. За взятки чиновники способны даже совершать самое страшное, по мнению Гоголя, преступление — учинять несправедливый суд (так, например, они “замяли” дело о купцах, которые во время пирушки “уходили насмерть” друг друга). Иван Антонович, например, умел из каждого дела извлечь выгоду, будучи опытным взяточником, он даже упрекнул Чичикова, что тот “крестьян купил на сто тысяч, а за труды дал одну беленькую”. Стряпчий Золотуха — “первейший хапуга и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую”. Ему стоило только мигнуть, и он мог получить любые дары от купцов, которые считали его “благодетелем”, ибо “хоть он и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст”. За свое умение брать взятки полицмейстер слыл в кругу друзей “магом и чудотворцем”. Гоголь с иронией говорит, что герой этот “успел приобресть современную народность”, ибо писатель не раз обличает антинародность чиновников, абсолютно не знающих тягот крестьянской жизни, считающих народ “пьяницами и бунтовщиками”. По мнению чиновников, крестьяне — “препустой и преничтожный народ” и “держать их надо в ежовых рукавицах”. Не случайно вводится повесть о капитане Копейкине, ибо в ней Гоголь показывает, что антинациональность и антинародность характерны и для высшего петербургского чиновничества. Описывая бюрократический Петербург, город “значительных лиц”, высшей чиновной знати, писатель обличает их абсолютное равнодушие, жестокое безразличие к судьбе защитника родины, обреченного на верную смерть от голода... Так чиновники, равнодушные к жизни русского народа, безразличные и к судьбе России, пренебрегающие служебным долгом, используют свою власть ради личных выгод и боятся потерять возможности беззаботно пользоваться всеми “выгодами” своей должности, поэтому губернские управители блюдут мир и дружбу в своем кругу, где царит атмосфера семейственности, дружелюбного согласия: “...они жили между собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски, а беседы их носили печать какого-то особенного простодушия и кротости...” Чиновникам необходимо поддерживать такие отношения, чтобы без всяких опасений собирать свои “доходы”...

Таково мужское общество города NN. Если же характеризовать дам губернского городка, то их отличает внешняя изысканность и изящество: “многие дамы хорошо одеты и по моде”, “в нарядах их вкусу пропасть...”, но внутренне они столь же пусты, сколь и мужчины, духовная жизнь их бедна, интересы примитивны. Гоголь иронично описывает “хороший тон” и “презентабельность”, отличающие дам, в частности их манеру говорить, которой свойственна необыкновенная осторожность и приличия в выражениях: они не говорили “я высморкалась”, предпочитая использовать выражение “я облегчила себе нос посредством платка”, или же вообще дамы говорили на французском, где “появлялись слова гораздо пожестче упомянутых”. Речь дам, истинная “смесь французского с нижегородским”, в высшей степени комична.

Описывая дам, Гоголь даже на лексическом уровне характеризует их сущность: “...из оранжевого дома выпорхнула дама...”, “...дама вспорхнула по откинутым ступенькам...” С помощью метафор “вспорхнула” и “выпорхнула” писатель показывает “легкость”, свойственную даме, не только физическую, но и духовную, внутреннюю пустоту и неразвитость. Действительно, наибольшую часть их интересов составляют наряды. Так, например, дама во всех отношениях приятная и просто приятная ведут бессмысленный разговор о “веселеньком ситце”, из которого сделано платье одной из них, о материале, где “полосочки узенькие-узенькие, и через всю полосочку проходят глазки и лапки...”. Кроме того, большую роль в жизни дам, как и в жизни всего города, играют сплетни. Так, покупки Чичикова сделались предметом разговоров, а сам “миллионщик” тут же стал предметом дамского обожания. После того же, как о Чичикове пошли подозрительные слухи, город разделился на две “противоположные партии”. “Женская занялась исключительно похищением губернаторской дочки, а мужская, самая бестолковая, обратила внимание на мертвые души”... Таково времяпрепровождение губернского общества, сплетни и пустые разговоры — основное занятие жителей города. Несомненно, Гоголь продолжил традиции, заложенные в комедии “Ревизор”. Показывая ущербность губернского общества, безнравственность, низость интересов, духовную черствость и пустоту горожан, писатель “собирает все дурное в России”, с помощью сатиры обличает пороки русского общества и реалии современной писателю действительности, столь ненавистные самому Гоголю.

Николай Васильевич Гоголь – великий писатель, глубоко понимавший и воспринимавший культуру и историю России и Украины, человек с истинно христианской философией. Его ранние годы прошли в обстановке малорусского быта, как панского, так и крестьянского, что впоследствии стало корнем позднейших малорусских повестей Гоголя и его этнографических интересов. Еще в молодости писатель осознал важность службы обществу и своей стране, стремился к тому, чтобы принести своими действиями пользу государству в целом, поэтому ему был отвратителен эгоизм ограниченно-самодовольных людей, не ставящих пред собой подобные цели. После успеха «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь решил оставить пост чиновника и продолжить служить России в качестве писателя. По мнению Гоголя, писатель должен вести человека к истине, к свету, быть пророком, открывающим людям глаза, к чему он стремился сам.

Сюжет поэмы «Мертвые души» был подарен Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным, о чем Гоголь упоминает в «Авторской исповеди», произведении, содержащем размышления о собственном авторском пути и о том, каким должен быть писатель (причем он говорит, что взялся за этот сюжет с неохотой). Сначала поэма «Мертвые души» задумывалась как сатирический роман, но с течением времени замысел все больше расширялся. Если в «Ревизоре» автор хотел «свалить все дурное, что есть на Руси, в кучу и разом над всем посмеяться», то в первом томе «Мертвых душ» он стремился к тому, чтобы «показать с одного боку всю Русь», причем с боку отрицательного. Гоголя всегда волновала проблема духовной деградации человека, он скептически относился к моральному состоянию современного ему общества, в котором процветают коррупция и чинопочитание, никто не беспокоится о высших ценностях бытия. Чтобы подчеркнуть суть этих размышлений, задуманные три тома поэмы проводили явную аналогию с «Божественной комедией» Данте Алигьери – первый том символизировал собой «Ад», он показывал явно отрицательных персонажей на пути постепенного душевного омертвения. Второй том должен был служить «Чистилищем», а в третьем томе должен был наступить «Рай» - герои, упоминавшиеся в первом томе, должны были прийти к духовному просветлению. Так как автор был человеком, обладавшим истинно христианским мировоззрением, он считал, что даже самая косная личность, позабывшая истинный смысл существования, не утеряла шанс на спасение. Поэтому ключевым должно было стать преображение Плюшкина, самого омертвелого из всех персонажей поэмы.

Характеры помещиков в «Мертвых душах» составляют так называемую «галерею вечных типов». Автор не раз подчеркивает в лирических отступлениях поэмы то, что характер, подобный Манилову или Собакевичу, может быть встречен где угодно – он может жить в другой эпохе, в другой стране, иметь абсолютно иное звание, воспитание, но суть всегда будет прежней. Построенные на чередовании «расточитель-накопитель», образы помещиков подчеркивают мысль Гоголя о том, что в течение жизни человек вынужден сражаться за место под солнцем, таким образом, заменяя истинные цели ложными. В данном случае «осью вращения» всех персонажей становятся деньги, корысть – ярким примером может послужить хозяйственная, вечно боящаяся продешевить Коробочка, которая выдала план Чичикова, поинтересовавшись, «почем нынче мертвые души». Полное падение нематериальных ценностей – та отрицательная сторона России, которую автор хотел сделать тем самым «боком», потому что эта проблема очень волновала его, и он считал, что, прочтя поэму, человек задумается, попытается сопоставить своих знакомых или себя с «мертвыми душами». Лишь ужаснувшись сходству с этими персонажами, личность получает возможность анализировать свою жизнь и свои поступки, постараться измениться в лучшую сторону.

Образ Чичикова – очень важная сторона размышления автора о человеческой натуре. Он важен не только потому, что за время его путешествия мы видим всю Русь от блистательного, парадного Петербурга до захудалых, Богом забытых деревенек. Путешествие должно было так же показать процесс внутренней эволюции Чичикова. Цель его аферы отражает главный замысел поэмы – покупка душ мертвых крестьян, хоть и обозначенных лишь на бумаге, реально осуществима только в той стране, которая глубочайше погрязла в коррупции. С точки зрения философии Гоголя ее замысел аморален и не отвечает идеалам христианского мировоззрения – скупка души, как вечного элемента бытия, бессмертной сущности, абсолютно цинична, тем более, если такой акт против религиозных основ совершен из корысти. Отсюда следует вопрос – как же случилось так, что человек опустился до настолько постыдного поступка? Ответ мы находим в биографии главного героя – рано оставленный на произвол судьбы, юный Чичиков свято чтил завет отца трепетно относиться к каждой копейке и неустанно преумножать свое состояние (это, помимо всего прочего, осуждается Гоголем - таким образом, Чичиков схож с помещиками). Еще в школе Паша Чичиков начал проворачивать свои первые спекуляции, основанные, как и все последующие, на совершенном знании человеческой природы. Он скупал у детей завтраки за гроши, впоследствии им же перепродавая – в данном случае он использовал даже такое естественное чувство, как голод. Точно так же он ударит по уязвимому месту помещиков – по жажде наживы. Павел Андреевич прекрасно знал, что очень редкий помещик откажется от того, чтобы избавиться от крепостных, которые мертвы и не приносят никакой пользы, но за которых приходится платить налог, да еще и получить за это деньги.

Чичиков – человек, с рождения наделенный такими прекрасными благами, как упорство и ум, которые используются им во зло, ради накопления. Оказавшись на хорошем посту, он сразу начинает брать взятки (что, как подчеркивается автором, считалось вполне понятным делом), обеспечивает себе стабильный доход. Несмотря на то, что об этом узнают, и его увольняют, он не теряет присутствия духа.

Гоголь верил, что существует Провидение – Божья воля, которая пытается наставить на нужный путь человека, свернувшего на тропу обмана, мошенничества и прочих признаков морального падения. Множество неудач Чичикова говорит о том, что он не прислушивается к Провидению – в итоге, по замыслу поэмы, попав в тюрьму, Чичиков должен был «прозреть». Гоголь с горечью говорит, что находит в себе черты всех своих персонажей, в том числе и Чичикова, поэтому он призывает не терять те качества, которые с самого начала присущи человеку.

Образ России неразрывно следует за главной темой – размышлениями о человеке, так как облик страны зависит от людей, ее населяющих, и правящей силы государства, в данном случае в виде коррумпированного чиновничьего аппарата. Поэтому стоит поговорить отдельно, как и о русском духе, так и об образах чиновников.

Чиновники «Мертвых душ» имеют много общего с чиновниками «Ревизора» - им присущи одни и те же качества. Так как в поэме показана Русь лишь с одного боку, все чиновники отрицательны и их характеры типизированы. Им присущ дух семейственности, круговая порука – взятки, которые они берут постоянно, не считаются пороком. При этом каждый знает, что ни одно дело не может быть устроено, «если не подмазать» и все воспринимают это, как вполне естественный факт. Души чиновников точно так же мертвы – они ничем не интересуются и влачат бессмысленное существование из-за своей тупости и невежества. Они из года в год ходят на одни и те же балы, играют в вист, притом нарушают заповедь, гласящую о том, что нельзя осуждать человека, нескончаемым распусканием грязных слухов и сплетен.

Автор подводит нас к тому, что ни в одной цивилизованной стране невозможна такая ситуация – как можно любить постоянно берущего мзду чиновника за то, что якобы «не горд»? Мы снова приходим к тому, что Гоголь выше всего ставил долг человека перед своим Отечеством и его народом, о чем совершенно позабыли чиновники.

«Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья» - гласит цитата из поэмы, которая весьма точно подводит итог разговора о ситуации, сложившейся в губернском городе N.

Конечно, размышления о судьбе России не могут обойтись без размышлений о сути русского народа. Русская душа, настолько не понятная иностранному человеку, по сути, напоминает дорогу – такая же широкая, простая, необъятная; и фраза «какой же русский не любит быстрой езды!» имеет к этому образу прямое отношение. Гоголь не склонен идеализировать русский менталитет, поэтому на самой первой странице он описывает двух крестьян, стоящих на обочине и рассуждающих, доедет ли бричка Чичикова до Москвы или Казани, что их совсем не касается. В этом выражается бессмысленная созерцательность, в той или иной степени присущая каждому русскому. Так же автор осуждает ту безголосую покорность, с которой кучер Селифан соглашается с тем, что его нужно выпороть, нисколько не противясь наказанию. Русский человек всегда любопытен, как крестьяне, побросавшие все свои дела, чтобы поглядеть, как столкнулись два экипажа.

Тем не менее, русский человек талантлив и трудолюбив, хоть и относится к большинству вещей легкомысленно, с некоторой ленью. Особенно упомянута та меткость, с которой выражается русский человек: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдёт оно ему и в род в потомство».

В заключение я хочу сказать о том, что проблемы, о которых рассуждает Гоголь, до сих пор актуальны. В наше время мы можем говорить о таком же омертвении человеческой души, несмотря на многие исторические потрясения и изменения, произошедшие со времени написания поэмы, если не об ухудшении ситуации из-за навязываемой материальной системы ценностей. Чиновники точно так же берут взятки и не заботятся о своей главной функции – заботе о народе. И, конечно же, нисколько не изменился сам русский дух, являющийся бессменной константой. «Мертвые души» - великолепный труд, одно из главных украшений русской литературы, написанный не только великим писателем, но и великим философом, который не боялся ставить перед собой настолько высокие и необъятные цели.

В заметках к первому тому “Мертвых душ” Гоголь писал: “Идея города. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени... Весь город со всем вихрем сплетен - преобразование бездеятельности жизни всего человечества в массе”. Так характеризует писатель губернский город NN и его жителей. Нужно сказать, что губернское общество гоголевской поэмы, равно как и фамусовское в пьесе Грибоедова “Горе от ума”, можно условно разделить на мужское и женское. Главными же представителями мужского общества являются губернские чиновники. Несомненно, тема чиновничества - одна из центральных тем в творчестве Гоголя. Множество своих произведений, таких, например, как повесть “Шинель” или комическая пьеса “Ревизор”, писатель посвятил различным аспектам чиновничьей жизни. В частности, в “Мертвых душах” нам представлено губернское и высшее петербургское чиновничество (последнее в “Повести о капитане Копейкине”).

Обличая безнравственные, порочные, ущербные натуры чиновников, Гоголь использует прием типизации, ибо даже в ярких и индивидуальных образах (таких, как полицмейстер или Иван Антонович) выявляются общие, присущие всем чиновникам черты. Уже создавая портреты чиновников с помощью приема овеществления, автор, ничего не говоря об их душевных качествах, чертах характера, лишь описывал “широкие затылки, фраки, сюртуки губернского покроя...” канцелярских чиновников или “весьма густые брови и несколько подмигивавший левый глаз” прокурора, говорил об омертвелости душ, нравственной неразвитости и низости. Никто из чиновников не утруждает себя заботами о государственных делах, а понятие гражданского долга и общественного блага им совершенно чуждо. В чиновной среде царят праздность и безделье. Все, начиная с губернатора, который “был большой добряк и вышивал по тюлю”, бессмысленно и неплодотворно проводят время, не заботясь о выполнении служебного долга. Не случайно Собакевич замечает, что “...прокурор праздный человек и, верно, сидит дома, ... инспектор врачебной управы также, верно, человек праздный и поехал куда-нибудь играть в карты, ... Трухачевский, Безушкин - они все даром бременят землю...”. Умственная лень, ничтожество интересов, тупая косность составляют основу существования и характера чиновников. Гоголь с иронией говорит о степени их образованности и культуры: “...председатель палаты знал наизусть “Людмилу”, ... почтмейстер вдавался... в философию и делал выписки из “Ключа к таинствам натуры”, ... кто читал “Московские ведомости”, кто даже и совсем ничего не читал”. Свою же должность каждый из губернских управителей стремился использовать в личных целях, видя в ней источник обогащения, средство привольно и беспечно жить, не затрачивая никакого труда. Этим объясняются взяточничество и казнокрадство, царящие в чиновных кругах. За взятки чиновники способны даже совершать самое страшное, по мнению Гоголя, преступление - учинять несправедливый суд (так, например, они “замяли” дело о купцах, которые во время пирушки “уходили насмерть” друг друга). Иван Антонович, например, умел из каждого дела извлечь выгоду, будучи опытным взяточником, он даже упрекнул Чичикова, что тот “крестьян купил на сто тысяч, а за труды дал одну беленькую”. Стряпчий Золотуха - “первейший хапуга и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую”. Ему стоило только мигнуть, и он мог получить любые дары от купцов, которые считали его “благодетелем”, ибо “хоть он и возьмет, но зато уж никак тебя не выдаст”. За свое умение брать взятки полицмейстер слыл в кругу друзей “магом и чудотворцем”. Гоголь с иронией говорит, что герой этот “успел приобресть современную народность”, ибо писатель не раз обличает антинародность чиновников, абсолютно не знающих тягот крестьянской жизни, считающих народ “пьяницами и бунтовщиками”. По мнению чиновников, крестьяне - “препустой и преничтожный народ” и “держать их надо в ежовых рукавицах”. Не случайно вводится повесть о капитане Копейкине, ибо в ней Гоголь показывает, что антинациональность и антинародность характерны и для высшего петербургского чиновничества. Описывая бюрократический Петербург, город “значительных лиц”, высшей чиновной знати, писатель обличает их абсолютное равнодушие, жестокое безразличие к судьбе защитника родины, обреченного на верную смерть от голода... Так чиновники, равнодушные к жизни русского народа, безразличные и к судьбе России, пренебрегающие служебным долгом, используют свою власть ради личных выгод и боятся потерять возможности беззаботно пользоваться всеми “выгодами” своей должности, поэтому губернские управители блюдут мир и дружбу в своем кругу, где царит атмосфера семейственности, дружелюбного согласия: “...они жили между собой в ладу, обращались совершенно по-приятельски, а беседы их носили печать какого-то особенного простодушия и кротости...” Чиновникам необходимо поддерживать такие отношения, чтобы без всяких опасений собирать свои “доходы”...

Таково мужское общество города NN. Если же характеризовать дам губернского городка, то их отличает внешняя изысканность и изящество: “многие дамы хорошо одеты и по моде”, “в нарядах их вкусу пропасть...”, но внутренне они столь же пусты, сколь и мужчины, духовная жизнь их бедна, интересы примитивны. Гоголь иронично описывает “хороший тон” и “презентабельность”, отличающие дам, в частности их манеру говорить, которой свойственна необыкновенная осторожность и приличия в выражениях: они не говорили “я высморкалась”, предпочитая использовать выражение “я облегчила себе нос посредством платка”, или же вообще дамы говорили на французском, где “появлялись слова гораздо пожестче упомянутых”. Речь дам, истинная “смесь французского с нижегородским”, в высшей степени комична.

Описывая дам, Гоголь даже на лексическом уровне характеризует их сущность: “...из оранжевого дома выпорхнула дама...”, “...дама вспорхнула по откинутым ступенькам...” С помощью метафор “вспорхнула” и “выпорхнула” писатель показывает “легкость”, свойственную даме, не только физическую, но и духовную, внутреннюю пустоту и неразвитость. Действительно, наибольшую часть их интересов составляют наряды. Так, например, дама во всех отношениях приятная и просто приятная ведут бессмысленный разговор о “веселеньком ситце”, из которого сделано платье одной из них, о материале, где “полосочки узенькие-узенькие, и через всю полосочку проходят глазки и лапки...”. Кроме того, большую роль в жизни дам, как и в жизни всего города, играют сплетни. Так, покупки Чичикова сделались предметом разговоров, а сам “миллионщик” тут же стал предметом дамского обожания. После того же, как о Чичикове пошли подозрительные слухи, город разделился на две “противоположные партии”. “Женская занялась исключительно похищением губернаторской дочки, а мужская, самая бестолковая, обратила внимание на мертвые души”... Таково времяпрепровождение губернского общества, сплетни и пустые разговоры - основное занятие жителей города. Несомненно, Гоголь продолжил традиции, заложенные в комедии “Ревизор”. Показывая ущербность губернского общества, безнравственность, низость интересов, духовную черствость и пустоту горожан, писатель “собирает все дурное в России”, с помощью сатиры обличает пороки русского общества и реалии современной писателю действительности, столь ненавистные самому Гоголю.