Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Петрушевская биография и творчество. Российская писательница Людмила Петрушевская: биография, личная жизнь, творчество

Петрушевская биография и творчество. Российская писательница Людмила Петрушевская: биография, личная жизнь, творчество

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 25 мая 1938 года в Москве. Родители Петрушевская учились в ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории); дед (Н.Ф. Яковлев) был крупным лингвистом.

В военное время жила у родственников, а также в детском доме под Уфой. После войны вернулась в Москву. В 1961 Петрушевская окончила факультет журналистики МГУ, работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств, на радио, с 1972 - редактором на Центральной студии телевидения.

В литературу пришла относительно поздно. Ее проза и драматургия художественно реабилитировали быт, прозу жизни, трагическую судьбу «маленького человека» наших дней, человека толпы, жителя коммунальных квартир, неудачливого полуинтеллигента. Первым опубликованным произведением автора был рассказ «Через поля», появившийся в 1972 в журнале «Аврора». С этого времени проза Петрушевской не печаталась более десятка лет. Издавать её начали только во времена «перестройки». Отвергнутые государственными театрами или запрещенные цензурой, пьесы Петрушевской привлекали внимание самодеятельных студий, режиссеров «новой волны» (Р. Виктюк и др.), артистов, исполнявших их неофициально в «домашних» театрах (студия «Человек»). Только в 1980-е появилась возможность говорить о театре Петрушевской, своеобразии ее художественного мира в связи с публикацией сборников пьес и прозы: «Песни XX века. Пьесы» (1988 ), «Три девушки в голубом. Пьесы» (1989 ), «Бессмертная любовь. Рассказы» (1988 ), «По дороге бога Эроса» (1993 ), «Тайны дома» (1995 ), «Дом девушек» (1998 ) и др.

Сюжеты пьес Петрушевской взяты из повседневной жизни: семейный уклад и житейские уроки, непростые отношения между отцами и детьми («Уроки музыки»), неустроенность личной жизни «трех девушек в голубом», троюродных сестер, наследниц разваливающейся дачи; квартирный вопрос в «Квартире Коломбины», поиски любви и счастья («Лестничная клетка», «Любовь» и др.).

Уровень правды был так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей (Т. Толстая, В. Пьецух и др.) стали называть «другой прозой». Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных. В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще - рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой гущи толпы и являющегося плотью от плоти этого общего.

Центральная тема прозы Петрушевской - тема женской судьбы. Разрушая человеческие утопии и мифы на разных уровнях - семейном, любовном, социальном и др., Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так гипер-реалистично (Д. Быков), что порой вызывает шок («Медея», «Страна», «Свой круг», «Нюра прекрасная» и т.д.).

В Гарвардской лекции «Язык толпы и язык литературы» (1991 ), говоря о месте ужаса в художественном произведении, Петрушевская утверждала, что «искусство страшного как репетиция смерти».

В 1993 Петрушевская прочла вторую Гарвардскую лекцию - «Язык Маугли» (о детстве, о детских домах). Всесторонне исследуя и поэтизируя женскую судьбу, Петрушевская «правдиво до озноба» изображает жизнь семьи, как правило, «кривой», трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком. Ее героини пытаются всеми силами вырваться из «своего круга» жизни, идя к своей цели часто путями зла, ибо считают, что добро бессильно противостоять окружающему злу.

Трагедия матери в изображении Петрушевской («Медея», «Дитя», «Свой круг», «Время ночь» и др.) сопоставима с античными трагедиями. Литературные знаки и сигналы, аллюзии на мифологические, фольклорные и традиционно-литературные сюжеты и образы возникают в прозе Петрушевской на самых разных уровнях: от названий («История Клариссы», «Новые Робинзоны», «Карамзин», «Теща Эдипа», «Случай Богородицы» и др.) - до отдельных слов, образов, мотивов, цитат.

Через многие рассказы и повести Петрушевской проходит тема судьбы, рока как изначальной предопределенности человечества. С ней связаны мистические случаи, таинственные встречи-невстречи, удары судьбы, болезни и ранние страшные смерти («Нюра прекрасная») и невозможность умереть («Смысл жизни»). Сказочные, мифологические сюжеты преданий, страшных рассказов об общении с мертвыми, о злодейских замыслах и поступках, странностях поведения людей составляют содержание цикла Петрушевской «Песни восточных славян» - прямая аллюзия с пушкинскими «Песнями западных славян». Но фатализма, всеобъемлющей зависимости героинь Петрушевской от рока нет. Некоторые из них находят в себе силы преодолеть горькую судьбу.

«Я не пишу теперь про ужасы»,- заявила недавно писательница. В последние годы она обратилась к жанру «сказок для всей семьи», где добро всегда побеждает зло; Петрушевской написала «кукольный роман» - «Маленькая волшебница», введя игровое начало не только в сюжет, но и в язык «лингвистических» сказок и комедий о Калушатах и Бутявке, Ляпупе и «пуськах бятых». Творчество Петрушевской 1990-х явно эволюционирует в сторону мягкого лиризма, доброго юмора, даже исповедальности. В «деревенском дневнике» под литературно-кодовым названием «Карамзин» (1994 ), написанном стихами или «стихопрозой», Петрушевская не просто обращается к традициям сентиментализма, она обыгрывает их, интерпретируя то серьезно, то иронически в современном духе (гл. «Бедная Руфа», «Песнопение луга»), подключая имена, образы, темы, цитаты, слова, ритмы и рифмы русской и мировой литературы и культуры.

Вместе с тем в конце 1990-х в творчестве Петрушевской появляются такие черты, которые дают основание критикам причислить ее произведения к «литературе конца времен» (Т. Касаткина). Это прежде всего предельное сгущение зла метафизического плана, вызванного подчас ошибками природы, загадками биологии и психологии человека («Мужественность и женственность», «Как ангел» и др.). Архетип Ада, его самого последнего и безысходного круга, появляется в рассказах о наркоманах («Бацилла», «Глюк»). Ужасно не только содержание, но и позиция рассказчицы, которая холодно и спокойно «протоколирует» факты жизни героев, находясь вне их круга. Петрушевская активно обращается к поэтике постмодернизма и натурализма, что приводит к определенным творческим удачам и открытиям («Мужская зона. Кабаре»).

В начале XXI в. Петрушевская публикует несколько новых сб. повестей и сказок: «Где я была. Рассказы из иной реальности» (М., 2002 ), «Богиня Парка» (М., 2004 ), «Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые» (М., 2004 ).

В 2003 Петрушевская наконец выпустила свой «Девятый том» (М., 2003). Это сборник статей, интервью, писем, воспоминаний, «как бы дневник». Первый раздел сборника назван автором «Мой театральный роман»; в него вошли автобиографические заметки и рассказы о сложном пути российского писателя к своему призванию. «Девятый том» создавался много лет: «Каждый раз, когда я писала статью, я говорила себе: это для девятого тома». В нем впервые представлены авторские комментарии к некоторым произведениям, раскрыты «тайны» творческой лаборатории Петрушевской.

Людмилу Петрушевскую нельзя назвать рядовым писателем, ее произведения затрагивают тайные струны и в детских, и во взрослых душах… Это человек с удивительной судьбой, всю жизнь она жила вопреки, не сдаваясь и не пасуя перед очередным поворотом судьбы.

Долгое время свои произведения Людмила Стефановна писала «в стол», поскольку они не проходили советской цензуры, а на пике карьеры, когда ее пьесы уже ставились в популярных театрах на всем постсоветском пространстве, женщина открыла в себе талант мультипликатора и музыканта.

Детство и юность

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в молодой студенческой семье. Стефан Петрушевский стал доктором философии, а его жена работала редактором. Во время войны Людмила некоторое время находилась в детском доме в Уфе, а позднее воспитывалась дедом.


Людмила Петрушевская в детстве и юности

Николай Феофанович Яковлев, лингвист-кавказовед, активный участник борьбы с неграмотностью, долгое время настаивал на том, чтоб маленькую внучку Людмилу не учили читать. Ярый сторонник марризма тяжело переживал разгром этой теории , и, по неофициальным сведениям, в связи с этим у ученого развилось психическое заболевание.

Людмила Стефановна хорошо знает историю своего рода. Писательница рассказывает, что Яковлев происходил из семьи Андреевичей-Андреевских, а предки его были декабристами, один из которых скончался в ссылке в психиатрической лечебнице.


Еще в начале ХХ столетия в семье Петрушевских зародилась традиция домашних театральных постановок. Сама Людмила в детстве никогда не мечтала о карьере литератора, девочка грезила о сцене и хотела выступать в опере. В детстве Петрушевская действительно занималась в оперной студии, но стать оперной дивой ей было не суждено.

В 1941 году Людмила с дедушкой и бабушкой экстренно эвакуировались из Москвы в Куйбышев, с собой семья прихватила только 4 книги, среди которых были стихотворения и учебник истории Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).


Девочка, еще не умея читать под строгим запретом деда, с любопытством разглядывала газеты, по которым и выучила буквы, а потом уже тайком читала, учила наизусть и даже цитировала книги. Бабушка Людмилы Валентина часто рассказывала внучке, что в молодости сам Владимир Маяковский оказывал ей знаки внимания и хотел взять в жены, но она выбрала лингвиста Яковлева.

Когда закончилась война, Людмила вернулась в Москву и поступила в Московский государственный университет имени изучать журналистику. По окончании девушка устроилась корреспондентом в одно из издательств Москвы, а затем устроилась на Всесоюзное радио, где вела передачу «Последние известия».


Людмила Петрушевская

В 34 года Петрушевская заняла должность редактора на Центральном телевидении Гостелерадио СССР, писала отзывы о серьезных экономико-политических передачах вроде «Шаги пятилетки». Но вскоре на Петрушевскую стали писать жалобы, через год девушка уволилась и больше не предпринимала попыток устроиться на работу.

Литература

Еще студенткой журфака МГУ Петрушевская писала шуточные стихи и сценарии для студенческих творческих вечеров, но о карьере литератора не думала и тогда. Только в 1972 году в Санкт-Петербургском литературно-художественном и общественно-политическом журнале «Аврора» впервые опубликовали коротенький лирический рассказ «Через поля». Следующая публикация Петрушевской датируется только второй половиной 1980-х годов.


Зато творчество Петрушевской по достоинству оценили небольшие театры. В 1979 году на сцене дома культуры «Москворечье» поставил пьесу «Уроки музыки», написанную еще в 1973 году. После премьеры режиссер похвалил работу, но отметил, что эта пьеса никогда не пройдет советской цензуры, столь радикальны и правдивы мысли, высказанные Петрушевской, где она предвидела агонию СССР. И Эфрос оказался, как всегда, прав. Пьесу запретили и даже разогнали театральную труппу.


Позднее во Львове театр, созданный студентами Львовского политеха, поставил на сцене пьесу «Чинзано». На профессиональной сцене произведения Петрушевской появились только в 1980-х годах: сначала московский драматический театр «Таганка» поставил пьесу «Любовь», немного позднее в «Современнике» сыграли «Квартиру Коломбины».

Сама Петрушевская продолжала писать рассказы, пьесы и стихи, но они все еще не публиковались, поскольку отражали нежелательные для правительства страны стороны жизни народа Советского Союза.


Прозаические произведения Людмилы Стефановна стали логическим продолжением драматургии. Все творчество писательницы складывается в единое жизнеописание жизни с точки зрения женщины. На страницах можно проследить, как юная девушка превращается в зрелую женщину, а затем в умудренную даму.


В 1990-е писательница начала писать сказки для разных возрастных групп. По мотивам многих из них позднее созданы мультфильмы. Продолжала писать Петрушевская и в 2000-х годах. Теперь ее произведения спокойно проходили публикацию, а поклонники наслаждались творчеством любимой писательницы.

В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник «Московский хор», включивший в себя такие пьесы, как «Сырая нога, или Встреча друзей», «Бифем» и другие. Год спустя состоялась премьера цикла мультфильмов для детей, главным героем которых стал поросенок Петя.


Любопытным фактом в биографии Людмилы Петрушевской стал спор о том, не ее ли профиль стал прототипом знаменитого ежика из мультфильма «Ежик в тумане». И действительно, если внимательно посмотреть на фото писательницы, обнаруживаются общие черты. Да и сама Людмила Стефановна упоминала об этом в своих произведениях, хотя мультипликатор Юрий Борисович Норштейн озвучивает другую версию создания своего героя.

Личная жизнь

Утонченная, всю жизнь занятая искусством Людмила вышла замуж за Бориса Павлова, который руководил Галереей на Солянке.


В 2009 году писательница овдовела, но у нее осталось трое детей: Кирилл, Федор и Наталья. Сыновья писательницы стали журналистами, а дочь выбрала музыку.

Людмила Петрушевская сейчас

Одновременно с литературной работой Людмила Стефановна создала «Студию ручного труда», где сама же работает мультипликатором. Из-под «пера» Петрушевской вышли «Беседы К. Иванова», «Улисс: ехали-приехали» и другие произведения.


Кроме того, Людмила Стефановна пишет картины и продает их, а вырученные деньги передает детским домам. Выставка-аукцион графических работ писательницы прошла в мае 2017 года. Самые щедрые покупатели получили работы Петрушевской с автографом.

Библиография

  • 1989 – «Три девушки в голубом»
  • 1995 – «Тайна дома»
  • 2001 – « Время Ночь Мост Ватерлоо»
  • 2001 – «Чемодан чепухи»
  • 2002 – «...Как цветок на заре»
  • 2002 – «Где я была»
  • 2002 – «Случай в Сокольниках»
  • 2002 – «Приключения поросёнка Петра Черное пальто»
  • 2003 – «Невинные глаза»
  • 2003 – «Незрелые ягоды крыжовника»
  • 2005 – «Город Света: волшебные истории»
  • 2006 – «Маленькая девочка из "Метрополя"»
  • 2006 – «Пуськи бятые»
  • 2006 – «Квартира Коломбины»
  • 2008 – «Черная бабочка»
  • 2012 – «От первого лица. Разговоры о прошлом и теперешнем»

(р. 1938), русская писательница. Родилась 26 мая 1938 в Москве. Окончила Московский государственный университет, работала редактором на телевидении. В середине 1960-х годов начала писать рассказы, первый из которых, История Клариссы, был опубликован в 1972. Пьеса Уроки музыки (1973) впервые была поставлена режиссером Р.Виктюком в Студенческом театре МГУ. Первая постановка на профессиональной сцене – пьеса Любовь (1974) в Театре на Таганке (режиссер Ю.Любимов).

Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике (Три девушки в голубом, 1980), на лестничной площадке (Лестничная клетка, 1974) и т.п. Личности героинь выявляются в ходе изматывающей борьбы за существование, которую они ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность характеров ее персонажей. В этом смысле особенно показательны тематически связанные пьесы Чинзано (1973) и День рождения Смирновой (1977), а также пьеса Уроки музыки. В финале Уроков музыки происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя – женщиной, способной на глубокое чувство, добродушные Козловы – примитивными и жестокими людьми.

Широко известен такой казус, как случай влюбленности в умершего, все эти алтари, воздвигаемые над могилкой, где покоится беззащитный, ничего не могущий возразить человеческий остов, а то и просто горстка пепла: а дух его, всячески преображенный и уже совсем отделенный от нрава, привычек, злорадства и упорного устремления во грех, не туда куда ведут,- этот дух, очищенный, взятый в самый возвышенный и святой миг ухода, в остановленное страшное мгновенье (прекраснейшее мгновение последних лет его жизни) - дух этот берут в свое полное владение желающие, любят его, таскают с собой в виде фотографий, к примеру.

Петрушевская Людмила Стефановна

Диалоги в большинстве пьес Петрушевской построены таким образом, что каждая следующая реплика зачастую меняет смысл предыдущей. По мнению критика М.Туровской, «современная бытовая речь... сгущена у нее до уровня литературного феномена. Лексика дает возможность заглянуть в биографию персонажа, определить его социальную принадлежность, личность».

Одна из самых известных пьес Петрушевской – Три девушки в голубом. Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца.

Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противопложность. Поэтому выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань. Так происходит в одноактной пьесе Анданте (1975), рассказывающей о мучительном сосуществовании жены и любовницы дипломата. Имена героинь – Бульди и Ау – так же абсурдны, как их монологи. В пьесе Квартира Коломбины (1981) сюрреализм является сюжетообразующим принципом.

Литературовед Р.Тименчик считает, что в пьесах Петрушевской присутствует прозаическое начало, которое превращает их в «роман, записанный разговорами». Проза Петрушевской так же фантасмагорична и одновременно реалистична, как и ее драматургия. Язык автора лишен метафор, иногда сух и сбивчив. Рассказам Петрушевской присуща «новеллистическая неожиданность» (И.Борисова). Так, в рассказе Бессмертная любовь (1988) писательница подробно описывает историю нелегкой жизни героини, создавая у читателя впечатление, будто считает своей главной задачей именно описание бытовых ситуаций. Но неожиданный и благородный поступок Альберта, мужа главной героини, придает финалу этой «простой житейской истории» притчевый характер.

Тяжело жить, граждане. Но спасает болезнь, инвалиды хоть как-то едят.

Петрушевская Людмила Стефановна

Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жестокими жизненными обстоятельствами, в которых вынуждены жить. Например, главная героиня рассказа Свой круг (1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Однако ни один из героев Петрушевской не подвергается полному авторскому осуждению. В основе такого отношения к персонажам лежит присущий писательнице «демократизм... как этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты» (Борисова).

Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения Карамзин (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты (например, в отличие от бедной Лизы, героиня по имени бедная Руфа тонет в бочке с водой, пытаясь достать оттуда припрятанную бутылку водки), писательница определяет как «деревенский дневник». Стиль Карамзина полифоничен, размышления автора сливаются с «песнопениями луга» и разговорами героев.

Все устроилось, только нет одежды, и вечные тапочки на резиновой подошве мелькают в сторону благотворительных точек, муж в результате одет-обут, дочь в кофточках, мама в халатиках, но там, откуда бьет родник сэконд хэнда, не бывает целых колготок, только носочки малого детского размера либо мужские. Но случаются брюки и длинные юбки, это спасение, спасибо жизни.

Петрушевская Людмила Стефановна

В последние годы Петрушевская обратилась к жанру современной сказки. Ее Сказки для всей семьи (1993) и другие произведения этого жанра написаны в абсурдистской манере, заставляющей вспомнить о традиции обэриутов и Алису в Стране Чудес Л.Кэррола.

Федор Павлов Андреевич: «Шесть таджикских ребят, приехавших получать деньги за работу, были расстреляны, и об этом никто не хочет говорить.

3 октября на Винзаводе в режиме «долготерпения» прошел семичасовой перформанс российско-бразильского художника Федора Павлова-Андреевича. Таким образом он попытался привлечь внимание общественности к проблеме трудового рабства в больших городах России.

На Винзаводе открыта и выставка его работ - семь эпизодов страдания, каждый - попытка порвать цепи, разбить кандалы, заявить о себе. Вот Федор взбирается нагишом на пальму, идет с корзинами на голове, обнаженный лежит на берегу океана среди птиц. Уже несколько лет он живет по большей части в Бразилии, хотя семья, мама - писатель и драматург Людмила Петрушевская, галерея, где он работает, - все это в Москве. Именно бразильские наблюдения и подтолкнули Федора к перформансу в Москве: «Когда я только освоился в бразильской среде, мне стало понятно, что в стране царит свирепое неравенство. Богатые вообще не пересекаются с бедными - только через окно автомобиля. Когда мы большой компанией в Рио-де-Жанейро отправляемся ужинать, и с нами идет чернокожая подруга - местный кинорежиссер, то официант в кафе сперва принимает заказ у всех белых и в последнюю очередь обращается к ней. Когда другая моя знакомая, чернокожая красавица и модница, жена консула Франции в Сан-Паулу, отвозит своего ребенка в частную школу, то охранник на входе спрашивает ее фамилию и долго ищет в списках, а потом говорит: «К сожалению, вас тут нет». Она: «А в каких списках вы ищете?». Охранник: «В списках нянь, конечно!».

Федор Павлов Андреевич уже не раз устраивал партизанские акции. Одна из них называлась «Подкидыш». Стеклянный ящик с его обнаженным телом подбрасывался на важнейшие мероприятия, проходившие в Москве, Лондоне, Венеции, Сан-Паулу. Теперь на Винзаводе Федора, одетого в синий рабочий костюм с серыми полосками - униформу гастарбайтера из Центральной Азии - подвесили на высоте 20 метров. Оттуда спускалось полотнище флага, выкрашенного в красный цвет. На нем - надпись «Свободу рабам».

Прежде чем воспарить к небесам на долгие часы, Федор отрепетировал подъем. Он пробыл на высоте минут 15, а когда спустился по его лицу струился пот.

- Страшно?

Нет. Недавно я венском парке Пратер поднимался на колесе обозрения, вот тогда было страшно.

- Ваша мама знает, что вам сегодня предстоит?

Нет. Она об этом не знает.

- Совершить что-то экстремальное - это единственная возможность привлечь внимание к важной проблеме?

В ситуации, которая сложилась в нашей стране, когда мои друзья называют приехавших из других республик людей чернож..ми, - это единственный путь. У меня есть подруга, закончившая МГИМО, коллекционирующая современное искусство. У нее родители - миллионеры. Так вот она недавно сказала мне, что чернож...ые с 9 этажа плюются арбузными семечками, и они летят на ее балкон. Переломить отношение к равным нам людям, которые ни в чем не провинились, кроме того, что за копейки выполняют работу, которую никто в России больше не хочет делать. Потому что это грязная работа, работа для отверженных. И важно привлечь внимание к этому вопросу. Это ведь никому неинтересно, вот что самое главное. Какие-то люди хотят говорить о правах детей, инвалидов и геев. Но о трудовых мигрантах не хочет говорить никто, и о той расовой ненависти, которая существует в нашей стране, а раньше проявлялась антисемитизмом. По счастью, руководству страны нравятся евреи, поэтому антисемитизма у нас больше нет. И мы видим, что государство что-то может сделать в этом направлении.

Неделю назад 6 таджикских ребят, приехавших получать деньги за свою работу, были расстреляны из автомата. В сентябре 17 киргизских девушек заживо сгорели в типографии. Об этом тоже никто не хочет говорить. Я запостил эту страшную историю на Fecebook. Обычно 20, 50, 100, 1000 человек делают перепосты моих текстов, но в этот раз их было трое. Никому нет дела до того, что 17 молодых и прекрасных девушек сгорели в центре Москвы, потому что их работодатель не позаботился об их защите.

- А почему вам до этого есть дело? Вы такой совестливый?

Нет, но дело не в этом. Я ничего не понимаю в политике и считаю, что художник имеет шанс взяться за то, до чего никому другому нет дела. Там, где молчат государство и граждане, должно говорить искусство, если оно может.

Петрушевская Людмила Стефановна - прозаик, драматург, поэт, сценарист, автор акварелей и монотипий, художница и режиссер восьми собственных анимационных фильмов («Студия ручного труда»), композитор и певица, создатель бродячего театра «Кабаре Людмилы Петрушевской».
Родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье студентов ИФЛИ (Институт философии, литературы, истории). Внучка лингвиста, профессора-востоковеда Н. Ф. Яковлева. Мама, Валентина Николаевна Яковлева, впоследствии работала редактором, отец, Стефан Антонович Петрушевский, которого Л.С. почти не знала, стал доктором философии.
Л.С., чья семья подверглась репрессиям (трое расстрелянных), пережила тяжелейший голод во время войны, жила у родственников, которым не давали работы (как членам семьи врагов народа), а также –после войны- в детдоме для детей-инвалидов и туберкулезников, переживших голод, под Уфой. Кончила школу в Москве с серебряной медалью, получила диплом на факультете журналистики МГУ.

Писать начала рано, публиковала заметки в газетах («Московский комсомолец», 1957 г., «Моск. правда», 1958 г., журнал «Крокодил» 60-й г., газета «Неделя», 1961 г.), работала корреспондентом Всесоюзного радио и журнала «Кругозор». Первый рассказ написала в 1968 г. («Такая девочка», опубликованный спустя 20 лет в журнале «Огонек»), и с этого момента писала уже в основном прозу. Рассылала рассказы в разные журналы, их возвращали, откликнулась только ленинградская «Аврора». Первыми опубликованными произведениями там были рассказы «История Клариссы» и «Рассказчица», появившиеся в 1972 году в журнале «Аврора» и вызвавшие резкую критику в «Литературной газете». В 1974 году там же был напечатан рассказ «Сети и ловушки», затем «Черезх поля». Всего к 1988 году было опубликовано только семь рассказов, одна детская пьеса («Два окошка») и несколько сказок. Вступив в Союза писателей в 1977 году, Л.П зарабатывала переводами с польского, статьями в журналах. В 1988 году обратилась с письмом к Горбачеву, письмо послали для ответа в Союз писателей. И секретарь Союза писателей Ильин помог с публикацией первой книги («Бессмертная любовь», 1988 год, издательство «Московский рабочий», тираж тридцать тысяч).
Пьеса «Уроки музыки» была поставлена Романом Виктюком в 1979 году в Студенческом театре МГУ, после 6 спектаклей ее запретили, затем театр перешел в ДК «Москворечье», и «Уроки» снова запретили весной 1980 г (пьеса была напечатана в 1983 году в периодическом издании, в брошюре «В помощь художественной самодеятельности», тиражом в 60 тыс экземпляров).
Людмила Петрушевская - автор множества прозаических произведений и пьес, книг для детей. Ею также написаны сценарии для анимационных фильмов «Лямзи-Тыри-Бонди, злой волшебник» (1976), «Все непонятливые» (1976), «Краденое солнце» (1978), «Сказка сказок» (1979, совм. с Ю. Норштейном), «Кот, который умел петь» (1988),»Заячий хвостик», «От тебя одни слезы», «Поросенок Петр» и первая часть фильма «Шинель» (в соавторстве с Ю.Норштейном).
Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, её драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.
Лауреат Международной премии «Alexandr Puschkin» (1991, Гамбург), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2002), Независимой премии «Триумф» (2002), Бунинской премии, Театральной премии имени Станиславского, Всемирной премии фэнтези (World Fantasy Award) за сборник «Жила-была женщина, которая пыталась убить ребёнка своей соседки», юмористической премии «Малый Золотой Остап» за сборник «Дикие животные сказки» и др.
Академик Баварской академии искусств.

В 1991 году с февраля по август была под следствием по факту оскорбления президента М. С. Горбачева. Поводом послужило письмо в Литву после ввода в Вильнюс советских танков, перепечатанное в Вильнюсе и переведенное в ярославской газете «Северная пчела». Дело было закрыто в связи с отставкой президента.
В последние годы выходят ее книги – проза, поэзия, драматургия, сказки, публицистика, напечатано больше 10 детских книжек, ставятся спектакли – «Он в Аргентине» в МХТ им. Чехова, пьесы «Любовь», «Чинзано» и «День рождения Смирновой» в Москве и в разных городах России, проходят выставки графики (в ГМИИ им. Пушкина, в Литературном музее, в музее Ахматовой в Петербурге, в частных галереях Москвы и Екатеринбурга). Л.Петрушевская выступает с концертными программами под названием «Кабаре Людмилы Петрушевской» в Москве, по России, за рубежом – в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Будапеште, в Пуле, Рио-де-Жанейро, где исполняет шлягеры ХХ века в своем переводе, а также песни собственного сочинения.
Начала продажу своих акварелей и монотипий – через Интернет - в пользу детского дома для подростков-инвалидов в Порхове под Псковом. Там живут больные ребята, которых Благотворительное общество «ПРОБО Росток» спасло от пребывания в старческом доме инвалидов-психохроников, куда их отправляют в 15 лет после детских домов – на всю жизнь. Ребят обучают педагоги, они привыкают к самостоятельности, выращивают овощи, занимаются рукоделием, домашним хозяйством и т.д. Сейчас тяжелое время, им надо помочь.