Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Оперные термины. Дать определение оперы

Оперные термины. Дать определение оперы

Ариетта (итал. arietta, уменьшительное от aria - в итальянской опере XVII-XVIII
веков - короткая ария, иногда близкая каватине. Во французской опере XVIII века
- не связанная с основным действием виртуозная ария либо песня в народном духе
исполняемая в комической опере.
Известна ариетта Снегурочки из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Ариозо (итал. Arioso) - высшая речитативная форма, которая отличается от низших
форм: сухого речитатива (recitativo secco) и речитатива в темпе (a tempo),
большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и
сложностью в аккомпанементе.
Ариозо есть также вокальное сочинение небольших размеров, не имеющее
определённой формы, как, например, песня, пишущаяся в коленном складе;
по объёму оно соответствует ариетте. В новейшее время многие композиторы
дают небольшой арии название ариозо. Образчиками ариозо могут служить
вагнеровские певучие речитативы.

Ария (итал. aria - песня) - законченный по построению эпизод в опере, оратории
или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Отличается
широкой распевностью, иногда сложным, виртуозным характером. Часто арии
предшествует речитатив. Разновидностью арии является ариетта.

Ария da capo - малая музыкальная форма, распространённая в эпоху барокко
и характерная, преимущественно, для итальянской оперной школы. Такая ария
исполнялась солистом под аккомпанемент инструментов (обычно небольшим
оркестром). Ария da capo широко использовалась в таких музыкальных жанрах
эпохи барокко, как опера и оратория.
Описание
Этот тип арий сочинялся в трёхчастной форме. Первая часть была мелодически
завершённой и заканчивалась на тонике. Вторая часть отличалась от первой
настроением (чередование мажора и минора), мелодической текстурой и иногда
темпом. Третья часть обычно не записывалась композитором; он просто помещал в
конце второй части указание «da capo», что переводится с итальянского как
«с головы» (с начала). То есть третья часть мелодически полностью повторяла
первую.
Ария da capo требовала от певца владения вариационной формой, умения украшать
мелодию во время исполнения третьей части. Степень насыщенности третьей части
вариациями зависит от степени аффекта данной арии. Завершала третью часть и всю
арию каденция, исполнявшаяся без аккомпанемента. Способность виртуозно
импровизировать и украшать мелодию стала в ту эпоху необходимым умением,
которому обязательно обучались все оперные певцы. Спад интереса к этому умению,
наступивший после эпохи барокко, возможно, и послужил тому, что ария da capo
стала менее популярной. Формально, ария da capo ещё присутствует у Моцарта,
но, в отличие от классических образцов, предоставлявших певцу свободу
импровизации (в рамках соответсвующего аффекта), Моцарт выписывает в партитуре
третью часть со своими вариациями, оставляя для певца лишь каденцию и минимум
свободы в самой арии.
Движение «Аутентичное исполнение» (современное течение в музыке, зародившееся
в середине 20-го века; попытка исторической реконструкции старинного звучания
классических произведений), восстанавливает эту вокальную форму, пытается
воспроизвести импровизационное исполнение арий da capo.
Лучшие образцы арий da capo созданы композиторами А.Вивальди и Г. Ф.Генделем

Бельканто (итал. bel canto - «красивое пение») - итальянский стиль пения,
который характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринужденным
звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выравненностью голоса
во всех регистрах, легкостью звуковедения, которая сохраняется в технически
подвижных и изощренных местах мелодического рисунка.
Стиль возник в Италии и был связан с развитием в середине XVII века
национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства
Бельканто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка
и традиций народного исполнительства. В процессе развития стиль Бельканто
эволюционировал, обогащаясь новыми выразительными техническими приёмами и
эмоциональными чертами. Стиль оказал влияние на большинство европейских
вокальных школ.
Этапы развития Бельканто:
зарождение итальянской оперы (К. Монтеверди);
расцвет «неаполитанской школы» (А.Скарлатти);
период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти;
творчество Дж. Верди (веристская школа).

«Вампука» - выражение, обозначающее трафаретные, шаблонные, исключительно
банальные и нелепые ходы в оперных постановках, а также сами оперы, написанные
по подобным шаблонам. В определенной мере является аналогом выражения «клюква»
в литературе.
Этимология
Происходит от названия одноактной оперы-пародии «Вампука, невеста африканская,
образцовая во всех отношениях опера» (1909) на музыку В. Г. Эренберга, либретто
его же по фельетону А. Манценилова (М. Н. Волконского). Опера высмеивала нелепые
условности и штампы в оперных спектаклях - затянутость действия, расчленение
слов и повторы отдельных слогов, теряющих всякий смысл. Впервые поставлена в
1909 году в Санкт-Петербурге театром «Кривое зеркало»; до 1927 исполнялась в
Ленинграде, Москве, Риге и Тбилиси. Последнее известное представление "Вампуки"
в XX веке состоялось в 1930 году.
В 2005 году опера "Вампука, невеста африканская" поставлена Центром оперного
пения Галины Вишневской.

Кавата (итал. cavata, буквально «извлечение, выкапывание») - в опере, оратории
и кантате второй половины XVII - первой половине XVIII века заключительный,
обобщающего характера раздел речитатива. Сочинялась в стиле ариозо с соблюдением
тактового членения и темпа (в противовес начальному разделу речитатива - обычно
secco; например, № 18 из «Страстей по Иоанну», № 2, 5 из 117-й кантаты Баха).
Явилась прообразом каватины.

Каватина (итал. cavatina, уменьшительное от итал. cavata) - небольшая лирическая
оперная ария. Произошла от каваты. С конца XVIII века часто выходная ария в
опере (каватина Фигаро в опере «Свадьба Фигаро», каватины Князя, Алеко). В
XIX-XX вв. наряду с виртуозной (каватина Розины и др.) распространена каватина
созерцательного плана в умеренно-медленном темпе, с песенной мелодикой (две
каватины в оратории «Времена года» Й. Гайдна; каватины Агаты, Антониды; каватина
Невесты в симфонии-кантате «На поле Куликовом» Шапорина; каватина Тома в опере
«Похождения повесы» Стравинского). Некоторые каватины являются развёрнутыми
ариями (каватины Людмилы, Кончаковны, Владимира Игоревича). Каватинами иногда
называют певучие инструментальные пьесы.

Квинтет (итал. quintetto от лат. quintus - «пятый»)
Ансамбль из пяти исполнителей-инструменталистов или вокалистов. В
камерно-инструментальной музыке квинтеты могут быть однородными (пять струнных
смычковых, пять деревянных духовых, пять медных духовых инструментов и т. д.) и
смешанными (смычковые с фортепиано, с духовыми инструментами, с арфой и т. д.).
Квинтет, обычно именуемый фортепьянным, включает, как правило, фортепьяно и
струнный квартет. Обычный состав духового квинтета - флейта, гобой, кларнет,
фагот и валторна, джазового - саксофон, труба, фортепьяно (или гитара),
контрабас и ударные.
Музыкальное произведение для пяти инструментов или певческих голосов.
Струнный квинтет и квинтет для струнных и духовых инструментов сложились во
второй половине XVIII века (Гайдн, Моцарт). С тех пор квинтеты пишутся, как
правило, в виде сонатных циклов. В XIX-XX веках получил распространение
фортепьянный квинтет, в котором возможно противопоставление богатых и
разнохарактерных тембров фортепьяно и струнных (Шуберт, Шуман, Брамс, Танеев,
Шостакович). Вокальный квинтет может быть частью оперного действия, оратории,
кантаты.

Клакёр (фр. claqueur, от фр. claque «хлопок ладонью») - профессия человека,
нанимаемого для создания искусственного успеха либо провала артиста или целого
спектакля. Профессия известна с 1820 года. Корпорация профессиональных клакёров
называется клака. Клака также стремится «заразить» публику в оперных театрах,
побуждая зрителей вслед за собой аплодировать и кричать «Браво!», либо «шикать».
Используется эффект «социального доказательства».

Лейтмотив (нем. Leitmotiv - «главный, ведущий мотив») - в музыке характерная
тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы,
балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую
ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при
повторении драматической ситуации в разных частях произведения. Термин был
введён в теорию музыки Рихардом Вагнером, который первым начал активно
использовать лейтмотивы в своих операх.
Термин лейтмотив применяется также в литературоведении. Здесь он обозначает
как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и
совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных,
«канонических» для определенного жанра и стиля. Также под лейтмотивом иногда
подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно
повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного
произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему
первоначальному музыкальному значению.

Либретто (итал. Libretto) - литературная основа большого вокального сочинения,
светского или духовного, например оперы, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла.
Либретто пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных. Для
речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат в основном
литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическими
требованиям. Иногда либретто - самостоятельный труд либреттиста или композитора,
например Вагнера, А. Н. Серова («Юдифь»). В издания либретто иногда включаются
ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Часто либретто
лишь вкратце поясняет действие, происходящее на сцене, без воспроизведения слов
арий, речитативов и т. п.
В 1976 году Г. И. Ганзбург ввёл новое направление музыкознания - либреттологию

Фуга (от лат. fuga - «бегство», «погоня») - музыкальная форма, являющаяся
наивысшим достижением полифонической музыки. В фуге присутствует несколько
голосов, каждый из которых в соответствии со строгими правилами повторяет, в
основном или изменённом виде, тему - короткую мелодию, проходящую через всю
фугу.

Полифония (от греч. ????? - многочисленный и???? - звук) - музыкальный склад
(принцип построения музыкального произведения), характеризуемый многоголосием,
то есть одновременным звучанием, развитием и взаимодействием нескольких
равноправных мелодий. Противоположным полифонии складом является гомофонно-
гармонический склад, при котором один из голосов является ведущим, а остальные
звуки создают для него гармонический фон.
Полифонию разделяют на типы:
Подголосочная полифония, при которой вместе с основной мелодией звучат её
подголоски, то есть несколько отличающиеся варианты. Характерна для русской
народной песни.
Имитационная полифония, при которой основная тема звучит сначала в одном голосе,
а потом, возможно, с изменениями, появляется в других голосах (при этом основных
тем может быть несколько). Форма, в которой тема повторяется без изменений,
называется каноном. Вершиной форм, в которых мелодия изменяется от голоса к
голосу, является фуга.
Контрастно-тематическая полифония (или полимелодизм), при которой одновременно
звучат разные мелодии. Впервые появилась в XIX веке.

Стретта (итал. stretta от итал. stringere - «сжимать, сокращать» - каноническое
проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до
того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат
одновременно в разных голосах, то есть контрапунктически сочетаются друг с
другом. Нередко после окончания темы в начинающем голосе она вступает в третьем
голосе, и трёхголосная стретта складывается как цепочка двухголосных канонов
(фуга F-dur из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха, такты
37-44). Стретта, представляющая собой канон во всех голосах (последний вступает
до момента окончания темы в начинающем), называется магистральной или
маэстральной (stretto maestrale - фуги C-dur, b-moll из 1-го тома «Хорошо
темперированного клавира» И. С. Баха). Особой полифонической полнотой отличаются
стретты в виде двойного канона: на две темы (фуга e-moll op. 87 № 4
Шостаковича), на тему с удержанным противосложением (фуга из квинтета op. 57
Шостаковича). Стретта может быть усложнена использованием увеличения, обращения
и других способов полифонического преобразования. В сложно построенных фугах
образуется истема варьированных стретт (фуги dis-moll, b-moll из 1-го тома
«Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха).

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры... Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась опера.

Опера - это жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское "opera" буквально - труд, дело, сочинение ). Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное - музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор - лицо второстепенное - должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах. Настало время и для другой крайности - когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас.

Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр. Вот герой поет арию . В это время на сцене ничего занимательного не происходит: действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера - ариозо, каватину, балладу - можно сравнить с монологом в драматической пьесе. А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии "Ты взойдешь, моя заря".

М. Глинка. Ария Ивана Сусанина из оперы "Иван Сусанин"
Исполняет Максим Михайлов

Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово recitare - читать вслух, громко произносить ). Значение речитатива в опере очень велико. Он - основной "инструмент" развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера-арии , ансамбли - действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе.

Большую роль в опере играет хор . С его помощью композиторы изображают картины народной жизни. А в операх М. П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом.

Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр . Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев.

Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце XVI века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы, Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини, Верди и Пуччини, во Франции - Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии - Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича.

В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. "Руслан и Людмила" Глинки, "Русалка" Даргомыжского, "Евгений Онегин", "Мазепа" и "Пиковая дама" Чайковского, "Травиата", "Риголетто" и "Отелло" Верди, "Кармен" Бизе, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Борис Годунов" Мусоргского, "Нос" и "Катерина Измайлова" Д. Шостаковича, "Война и мир" и "Повесть о настоящем человеке" С. Прокофьева, "Тихий Дон" и "Поднятая целина" И. Дзержинского, "Кола Брюньон" и "Семья Тараса" Кабалевского - много на свете опер, в основе которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы...

Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль.

Задачи:

  • Обучающая:
    закрепить понятие жанра: опера.
  • Развивающая:
    главное в опере – это человеческие характеры, чувства и страсти, столкновения и конфликты, которые могут быть раскрыты музыкой.
  • Развивать способность размышлять о музыке и произведениях композиторов разных эпох.
  • Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к жанру - опера, желание слушать её не только на уроке, но и вне его.

Ход урока

1. Звучит музыка. Дж.Б. Перголези.”Stabat Mater dolorosa”

Рис. 1

Среди бесчисленного множества чудес,
Что нам подарены самой природой,
Одно есть, несравнимое ни с чем,
Неувядающие сквозь любые годы, –

Он дарит трепетный восторг любви
И согревает душу в дождь и холод,
Нам возвращая сладостные дни,
Когда был каждый вздох надеждой полон.

Перед ним равны и нищий и король –
Судьба певца – отдать себя, сгореть.
Он послан Богом, чтоб творить добро –
Над красотой не властна смерть!
Илья Короп

– “XVIII век был веком красоты, XIX – веком чувства, а финал ХХ стал веком чистого драйва. И зритель приходит в театр не за концепцией, не за идеями, а подпитаться энергией, ему нужен шок. Поэтому такой спрос на поп-культуру – там больше энергии, чем в культуре академической. Чечилия Бартоли мне сказала, что поет оперу как рок-музыку, – и я понял загадку фантастической энергетики этой великой певицы. Опера всегда была народным видом искусства, в Италии она развивалась чуть ли не как спорт – состязание певцов. И она должна быть популярной”. Валерий Кичин

В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке – опера, симфония... Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).

5. Певцы. В течение 18 в. развился культ певца-виртуоза – сначала в Неаполе, потом по всей Европе. В это время партия главного героя в опере исполнялась мужским сопрано – кастратом, то есть тембром, естественное изменение которого было остановлено кастрацией. Певцы-кастраты доводили диапазон и подвижность своих голосов до пределов возможного. Такие оперные звезды, как кастрат Фаринелли (К.Броски, 1705–1782), чье сопрано по рассказам превосходило по силе звук трубы, или меццо-сопрано Ф.Бордони, про которую говорили, что она могла тянуть звук дольше всех на свете певцов, полностью подчиняли своему мастерству тех композиторов, чью музыку они исполняли. Некоторые из них сами сочиняли оперы и руководили оперными труппами (Фаринелли). Считалось само собой разумеющимся, что певцы украшают сочиненные композитором мелодии собственными импровизированными орнаментами, не обращая внимания на то, подходят подобные украшения к сюжетной ситуации оперы или нет. Обладатель любого типа голоса обязательно обучался исполнению быстрых пассажей и трелей. В операх Россини, например, тенор должен владеть колоратурной техникой не хуже, чем сопрано. Возрождение подобного искусства в 20 в. позволило дать новую жизнь многообразному оперному творчеству Россини.

В соответствии с диапазоном голосов оперные певцы делятся обычно на шесть типов. Три женских типа голосов, от высоких к низким – сопрано, меццо-сопрано, контральто (последнее в наши дни встречается редко); три мужских – тенор, баритон, бас. Внутри каждого типа может быть несколько подвидов в зависимости от качества голоса и стиля пения. Лирико-колоратурное сопрано отличается легким и исключительно подвижным голосом, такие певицы умеют исполнять виртуозные пассажи, быстрые гаммы, трели и другие украшения. Лирико-драматическое (lirico spinto) сопрано – голос большой яркости и красоты.

Тембр драматического сопрано – насыщенный, сильный. Различие между лирическими и драматическими голосами относится также к тенорам. У басов выделяются два главных типа: “певческий бас” (basso cantante) для “серьезных” партий и комический (basso buffo).

Задание ученикам. Определите – какой тип голоса исполняет:

  • Партия Деда Мороза – бас
  • Партия Весны – меццо-сопрано
  • Партия Снегурочки – сопрано
  • Партия Леля – меццо-сопрано или контральто
  • Партия Мизгиря – баритон

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных драмах М. П. Мусоргского “Борис Годунов” и “Хованщина”).

Давайте прослушаем:

  • Пролог. Картина первая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”
  • Картина вторая. М. П. Мусоргский “Борис Годунов”

Задание ученикам. Определите – кто герой, а кто – масса.

Герой здесь – Борис Годунов. Масса – народ. Мысль написать оперу на сюжет исторической трагедии Пушкина "Борис Годунов" (1825) Мусоргскому подал его друг, видный историк профессор В. В. Никольский. Мусоргского чрезвычайно увлекла возможность претворить остро актуальную для его времени тему взаимоотношений царя и народа, вывести народ в качестве главного действующего лица оперы. "Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей, – писал он. – Это моя задача. Я попытался решить ее в опере".

6. Оркестр. В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды – увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Еще один компонент оперного спектакля – балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными. Если певцы являются ведущими в оперном представлении, то оркестровая партия образует обрамление, фундамент действия, движет его вперед и готовит слушателей к грядущим событиям. Оркестр поддерживает певцов, подчеркивает кульминации, своим звучанием заполняет лакуны либретто или моменты смены декораций, наконец, выступает в заключении оперы, когда опускается занавес. Прослушаем увертюру Россини к комедии “Севильский цирюльник”. Форма “автономной” оперной увертюры пришла в упадок, и ко времени появления “Тоски” Пуччини (1900) увертюра могла заменяться всего лишь несколькими вступительными аккордами. В ряде опер 20 в. вообще отсутствуют какие бы то ни было музыкальные приготовления к сценическому действию. Но так как сущность оперы есть пение, высшие моменты драмы находят отражение в завершенных формах арии, дуэта и в других условных формах, где музыка выходит на первый план. Ария подобна монологу, дуэт – диалогу, в трио обычно воплощаются противоречивые чувства одного из персонажей по отношению к двум другим участникам. При дальнейшем усложнении возникают разные ансамблевые формы.

Прослушаем:

  • Арию Джильды “Риголетто” Верди. Действие 1-е. Оставшись одна, девушка повторяет имя таинственного поклонника ("Caro nome che il mio cor"; "Сердце радости полно").
  • Дуэт Джильды и Риголетто “Риголетто” Верди. Действие 1-е. ("Pari siamo! Io la lingua, egli ha il pugnale"; “С ним мы равны: владею словом, а он кинжалом”).
  • Квартет в “Риголетто” Верди. Действие 3-е. (Квартет "Bella figlia dell"amore"; “О красотка молодая”).
  • Секстет в “Лючии ди Ламмермур” Доницетти

Введение подобных форм обычно останавливает действие, чтобы дать место развитию одной (или нескольких) эмоций. Только группа певцов, объединенная в ансамбль, может выразить сразу несколько точек зрения на совершающиеся события. Иногда в роли комментатора поступков оперных героев выступает хор. В основном текст в оперных хорах произносится сравнительно медленно, фразы часто повторяются, чтобы сделать содержание понятным слушателю.

Не во всех операх можно провести четкую грань между речитативом и арией. Вагнер, например, отказался от завершенных вокальных форм, имея целью непрерывное развитие музыкального действия. Эта новация была подхвачена, с различными модификациями, целым рядом композиторов. На русской почве идея непрерывной “музыкальной драмы” была, независимо от Вагнера, впервые опробована А.С.Даргомыжским в “Каменном госте” и М.П.Мусоргским в “Женитьбе” – они называли данную форму “разговорной оперой”, opera dialogue.

7. Оперные театры.

  • парижская “Опера” (в России закрепилось название “Гранд-Опера”) предназначалась для яркого зрелища (рис. 2) .
  • “Дом торжественных представлений” (Festspielhaus) в баварском городке Байройте создан Вагнером в 1876 для постановки его эпических “музыкальных драм”.
  • здание “Метрополитен-опера” в Нью-Йорке (1883) было задумано как витрина для лучших певцов мира и для респектабельных абонентов лож.
  • “Олимпико” (1583), построенный А. Палладио в Виченце. Его архитектура – отражение микрокосма общества эпохи барокко – имеет в основе характерный подковообразный план, где ярусы лож расходятся веером от центра – королевской ложи.
  • театр “Ла Скала” (1788, Милан)
  • “Сан-Карло” (1737, Неаполь)
  • “Ковент-Гарден” (1858, Лондон)
  • Бруклинская музыкальная академия (1908) Америка
  • оперный театр в Сан-Франциско (1932)
  • оперный театр в Чикаго (1920)
  • новое здание “Метрополитен-опера” в нью-йоркском Линкольн – центре (1966)
  • Сиднейский оперный театр (1973, Австралия).

Рис. 2

Таким образом – опера властвовала во всем мире.

В эпоху Монтеверди опера стремительно завоевывала крупные города Италии.

Романтическая опера в Италии

Итальянское влияние достигло даже Англии.

Как и ранняя итальянская опера, французская опера середины 16 в. исходила из стремления возродить древнегреческую театральную эстетику.

Если во Франции во главу угла ставилось зрелище, то во всей остальной Европе – ария. Центром оперной деятельности на этом этапе стал Неаполь.

Из Неаполя берет свое начало еще один вид оперы – опера – буффа (opera – buffa), возникшая как закономерная реакция на оперу – сериа. Увлечение этим видом оперы быстро охватило города Европы – Вену, Париж, Лондон. Романтическая опера во Франции.

Балладная опера повлияла на становление немецкой комической оперы – зингшпиля. Романтическая опера в Германии.

Русская опера эпохи романтизма.

“Чешская опера” – условный термин, под которым подразумеваются два контрастных художественных направления: прорусское в Словакии и прогерманское в Чехии.

Домашнее задание ученикам. Каждому ученику дается задание ознакомиться с творчеством композитора (по выбору), где процветала опера. А именно: Я. Пери, К.Монтеверди, Ф.Кавалли, Г.Перселл, Ж.Б.Люлли, Ж.Ф.Рамо, А.Скарлатти, Г.Ф.Гендель, Дж.Б.Перголези, Дж.Паизиелло, К.В.Глюк, В.А.Моцарт, Дж.Россини, В.Беллини, Г.Доницетти, Дж.Верди, Р.Леонкавалло, Дж.Пуччини, Р.Вагнер, К.М.Вебер, Л. Ван Бетховен, Р.Штраус, Дж.Мейербер, Г.Берлиоз, Ж.Бизе, Ш.Гуно, Ж.Оффенбах, К.Сен-Санс, Л.Делиб, Ж.Массне, К.Дебюсси, М.П.Мусоргский, М.П.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, А.П.Бородин, П.И.Чайковский, С.С.Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Антонин Дворжак, Бедржих Сметана, Леош Яначек, Б.Бриттен, Карл Орф, Ф.Пуленк, И.Ф.Стравинский

8. Известные оперные певцы.

  • Гобби, Тито, Доминго, Пласидо
  • Каллас, Мария (Рис. 3) .
  • Карузо, Энрико, Корелли, Франко
  • Паваротти, Лючано, Патти, Аделина
  • Скотто, Рената, Тебальди, Рената
  • Шаляпин, Федор Иванович, Шварцкопф, Элизабет

Рис. 3

9. Востребованность и современность оперы.

Опера – это достаточно консервативный жанр по своей природе. Это связано с тем, что существует многовековая традиция, обусловленная техническими возможностями исполнения. Своей долговечностью этот жанр обязан большим эффектом, оказываемым на слушателя за счет синтеза нескольких искусств, способных производить впечатление сами по себе. С другой стороны, опера – это крайне ресурсоемкий жанр, недаром само слово “опера” в переводе с латыни значит “труд”: из всех музыкальных жанров она обладает наибольшей продолжительностью, она требует качественных декораций для постановки, максимального мастерства певцов для исполнения и высокого уровня сложности композиции. Таким образом, опера является пределом, к которому стремится искусство с целью произвести максимальное впечатление на публику при использовании всех доступных ресурсов. Однако из-за консервативности жанра, этот набор ресурсов мало поддается расширению: нельзя сказать, что за последние десятилетия состав симфонического оркестра совсем не изменился, но вся основа осталась прежней. Так же мало изменяется техника вокала, связанная с необходимостью большой мощности при исполнении оперы на сцене. Музыка ограничена в своем движении этими ресурсами.

Сценическое представление в этом смысле более динамично: можно поставить классическую оперу в авангардном стиле, не изменив ни одной ноты в партитуре. Обычно считается, что в опере главное музыка, и поэтому оригинальная сценография не может погубить шедевр. Однако обычно так не получается. Опера – это синтетическое искусство, и сценография важна. Постановка, не соответствующая духу музыки и сюжета воспринимается как чуждое произведению вкрапление. Таким образом, классическая опера часто не отвечает потребностям постановщиков, желающих выразить современные настроения на сцене музыкального театра, и требуется что-то новое.

Первый вариант решения этой проблемы – это мюзикл.

Второй вариант – это современная опера.

Существует три степени художественности содержания музыки.

  • Развлечение. Этот вариант неинтересен, так как для его реализации достаточно использовать готовые правила, тем более что он не соответствует требованиям, предъявляемым к современной опере.
  • Интерес. В этом случае, произведение приносит слушателю наслаждение благодаря изобретательности композитора, который нашел оригинальный и максимально эффектный путь решения художественной задачи.
  • Глубина. Музыка может выражать высокие чувства, которые дарят слушателю внутреннюю гармонию. Здесь мы сталкиваемся с тем, что современная опера не должна приносить вреда психическому состоянию. Это очень важно, так как, несмотря на высокие художественные достоинства, музыка может содержать черты, которые незаметно подчиняют волю себе слушателя. Так, широко известно, что Сибелиус способствует склонности к депрессии и самоубийству, а Вагнер – внутренней агрессии.

Значение современной оперы заключается именно в сочетании современных технологий и свежего звучания с высокими художественными достоинствами, характерными для оперы вообще. Это один из способов примирить стремление выразить в искусстве современные настроения с необходимостью соблюдать чистоту классики.

Идеальный вокал, основываясь на культурных корнях, преломляет в своей индивидуальности народную школу пения, и может служить основой для неповторимого звучания современных опер, написанных для конкретных исполнителей.

Можно написать шедевр, не вписывающийся в рамки никакой теории, но звучащий великолепно. Но для этого он все равно должен удовлетворять требованиям восприятия. Изложенные правила, как и любые другие, можно нарушать.

Домашнее задание ученикам. Освоение характерных особенностей композиторского стиля произведений русских композиторов, западно-европейских и современных композиторов. Анализ музыкальных произведений (на примере оперы).

Используемая литература:

  1. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. – М., 1967.
  2. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе. – М., 1982.
  3. Верно Р. Серия “Жизни великих композиторов”. ТОО ”ПОМАТУР”. М., 1996.
  4. Махрова Э.В. Оперный театр в культуре Германии второй половины ХХ в. СПб, 1998.
  5. Саймон Г.У. Сто великих опер и их сюжеты. М., 1998.
  6. Ярославцева Л.К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII – XX веков. – “Издательский дом “Золотое Руно”, 2004 г.
  7. Дмитриев Л.Б. Солисты театра “Ла Скала” о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. – М., 2002.

АВАНГАРДИЗМ (фр. avant-gard – передовой отряд) – условное наименование различных течений в современном искусстве, для которого характерен отказ от традиций искусства прошлого.

АЛЕАТОРИКА (лат. alea – случайность) – течение в современной музыке, возникшее в 50-е гг. XX в. в ФРГ и во Франции; основано исключительно на применении принципа случайности как в процессе создания произведения, так и его исполнения.

АЛЛЕМАНДА (фр. allemande – немецкая) – старинный танец немецкого происхождения (известен с XVI в.). Звучит в умеренном темпе, с плавной закругленной мелодией в двудольном размере. А. вошла в танцевальную сюиту в качестве первой пьесы.

АРИЯ (ит. aria – воздух) жанр вокальной музыки, законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате с мелодией преимущественно песенного склада. Исполняется певцомсолистом в сопровождении оркестра.

БАЛЕТ (лат. ballо – танцую) вид сценического искусства, содержание которого воплощается в музыкально-хореографичес- ких образах. Соединяет в себе музыку, хореографию, литературную основу, изобразительное искусство (декорации, костюмы, освещение). Возник в Италии в конце XV в., но как самостоятельный жанр сформировался к 70-м гг. XVIII в.

БАЛЛАДА (лат. bаllo – танцую) – первоначально у романских народов одноголосная танцевальная песня, ведущая происхождение от народных хоровых песен. Один из важнейших музыкально-поэтических жанров искусства трубадуров и труверов. В XIX в. вокальная Б. связана с австрийской и немецкой поэзией, с творчеством композитора Ф. Шуберта, русская Б. – с творчеством А. Верстовского, М. Глинки. В XIX в. возникает Б. и как инструментальная пьеса.

БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК – группа композиторов, собиравшихся на музыкальных вечерах по пятницам в доме М. Беляева в Петербурге в 80–90-е гг. XIX в. (Н. Римский-Корсаков, А. Глазунов, А. Лядов, Н. Черепнин и др.).

БЫЛИНА – жанр русского героического эпоса – сказ, выдержанный в характере импровизационного повествования. В былинах рассказывается о ратных подвигах богатырей, выдающихся событиях народной жизни. Былинные напевы во многом напоминают плавную распевную речь; основу её музыкального строения составляют короткие, многократно повторяемые напевы.

ВАЛЬС (фр. valse ) – один из самых распространенных бальных танцев умеренного или быстрого движения в трехдольном размере, с характерным плавным кружением танцующих пар.

ВАРИАЦИИ (лат. variatio – изменение, разнообразие) – музыкальная форма, в которой тема излагается повторно с изменениями в фактуре, ладе , тональности, гармонии , соотношении контрапунктирующих голосов, тембре и т. д.

ВЁРДЖИНАЛ – разновидность небольшого клавесина, распространенного в Англии в XVII в.


ВИРТУОЗ (лат. virtus – сила, доблесть, талант) – музыкантисполнитель, в совершенстве владеющий техникой своей профессии.

ВОКАЛИЗ (лат. vocalis – гласный) пьеса без слов, исполняемая на какой-либо гласной (чаще на «а»). Сочинялась преимущественно для учебных целей.

ГАЛЬЯРДА (ит. gagliarda, фр. gaillarde – веселая, бодрая) – староитальянский веселый танец в умеренно быстром движении с характерными прыжками танцующих. Был распространен в XVIXVII вв. в Италии и Франции. Использовался в инструментальных сюитах , чаще после паваны .

ГАРМОНИЯ (гр. harmonia – связь, порядок, соразмерность) – область выразительных средств музыки, основанная на объединении тонов в созвучия и их связной последовательности в условиях лада. Важнейшее значение гармонии – сопровождать и украшать мелодию, создавать красочность общего звучания.

ГОМОФОНИЯ (гр. homos – одинаковый + phōnē – звук) – тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие.

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ общее название культовых напевов в католической церковной музыке, строго узаконенных (канонизированных) папой Григорием I на рубеже VI–VII вв.

Г. х. – строго диатоническое песнопение, узкого диапазона , исполняемое в унисон мужским хором.

ГУДОК – русский струнный смычковый инструмент. Состоит из деревянного корпуса овальной или грушевидной формы и короткого грифа без ладов. Имеет 3 (4) струны, по которым движется лукообразный смычок. При этом мелодия исполняется только на первой струне; остальные, настроенные в кварту или квинту, тянут один и тот же звук (бурдон). При игре Г. держат вертикально.

ГУСЛИ древнерусский струнно-щипковый инструмент. Известен с VI в. Ранние образцы представляли собой деревянный плоский ящик в форме трапеции с несколькими струнами. Новые Г. – прямоугольной формы с 13-14 струнами. Применяются и клавишные Г.

ДИАПАЗОН (гр. dia pason (chordōn ) – через все (струны)) – звуковой объем певческого голоса, музыкального инструмента, мелодии. Определяется расстоянием от самого низкого до самого высокого звука.

ДИВЕРТИСМЕНТ (фр. divertissement – развлечение) музыкальное произведение развлекательного характера, а также сборник таких произведений. Как музыкальный жанр он соединяет в себе черты сонаты и сюиты , более приближаясь к сонате.

ДИНАМИКА (гр. dynamikos – сильный) – различные степени звучания (громкости), имеет лишь относительное значение. Обозначается итальянскими терминами: «пиано» (‘тихо’), «форте»

(‘громко’) и т. д.

ДОДЕКАФОНИЯ (гр. dōdeka – двенадцать + phōne – звук) – серийно-додекафонная система – метод музыкальной композиции, при котором отрицаются ладовые связи (тяготения) между звуками и каждый из 12 тонов хроматического звукоряда считается равноправным, без различия тонов на устойчивые и неустойчивые.

ДУЭТ (лат. duo – два) ансамбль из 2 исполнителей (вокалистов или инструменталистов).

ЖАНР (фр. genre – род, вид) многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назна- чением, способом и условиями исполнения и восприятия, а также с особенностями содержания и формы.

ЖИГА (фр. gigue , англ. jig , нем. Gigue ) быстрый старинный народный танец английского происхождения, в стремительном темпе и триольном движении. Ж. входила в танцевальную сюиту XVII в. в качестве завершающей пьесы.

ЗИНГШПИЛЬ (нем. singen – петь + Spiel – игра) – национальная немецкая и австрийская разновидность комической оперы, с разговорными диалогами между музыкальными номерами.

ЗНАМЁНА знаки в старинной русской безлинейной нотации. Знáменный распев – свод старинных православных культовых напевов, основанных на древнерусской системе ладов – гласов (осьмогласии).

ИМИТАЦИЯ (лат. imitatio – подражание, передразнивание, копия) точное или неточное повторение в каком-либо голосе мелодии, непосредственно перед этим прозвучавшей в другом голосе.

ИМПРОВИЗАЦИЯ (лат. inprovisus – непредвиденный, нечаянный) встречающийся в ряде искусств особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Музыкантов, импровизирующих на каких-либо инструментах, называют импровизаторами.

ИНТЕРМЕЦЦО (ит. intermezzo – промежуточный, средний) – 1) небольшая инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса; 2) в опере и инструментальном циклическом произведении – раздел связующего значения.

КАНОН (гр. kanōn – правило, предписание, образец)– жанр полифонической музыки, основанный на непрерывной имитации голосов. Причем последовательно повторяется во всех голосах не только сама тема, но и ее противосложение .

КАНТ (гр. cantus – пение, песня) род бытовой многоголосой песни, распространенной в России, на Украине и в Белоруссии в ХVII – ХVIII вв. Первоначально создавались на религиозные темы и бытовали в духовенстве. В XVIII в. тематика их расширяется, появляются патриотические, бытовые и любовные канты.

КАНТАТА (итал. сantare – петь) – произведение для певцовсолистов, хора и оркестра, торжественного или лирико-эпического характера. По структуре близка к оратории и опере , от которых отличается меньшими размерами, одноплановостью содержания и

отсутствием драматургически разработанного сюжета. Их подразделяют на духовные и светские.

КАНТОР (лат. cantor – певец) первоначально церковный певчий, принимающий участие в католическом богослужении. У протестантов – учитель и дирижер церковного хора, органист.

КАПЕЛЛА (лат. capella – часовня) – профессиональный хо- ровой коллектив, исполняющий хоровые произведения с сопрово- ждением и без него (a capella). К. также обозначение оркестра особого состава (военная К., джазовая К. и т. д.), а также название некоторых крупных симфонических оркестров.

КАПЕЛЬМЕЙСТЕР (нем. Kapelle – хор, оркестр + Meister – мастер, руководитель) первоначально, в XVI–XVIII вв., – руководитель хора или инструментальной капеллы . В XIX в. – дирижер симфонического оркестра или хора.

КАПРИЧЧО, КАПРИЧЧИО (ит. capriccio – прихоть, кап- риз) инструментальная пьеса свободной формы в блестящем виртуозном исполнении. Для него типична причудливая смена эпизодов, настроений.

КВАРТЕТ (лат. guartus – четвертый) – произведение для 4 исполнителей (инструментов или голосов), ведущий жанр камерной музыки. Распространены квартеты из однородных инструментов (2 скрипки, альт, виолончель) и смешанные (струнные с духовыми или фортепиано). Первыми его начали использовать чешские композиторы 1-й половины XVIII в.

КВИНТЕТ (лат. guintus – пятый)произведение для 5 исполнителей (аналогично квартету с добавлением партии фортепиано).

КЛАВЕСИН, ЧЕМБАЛО (лат. clavis – ключ, cymbalum – струн.-щипк. инструмент кимвал) щипковый клавишный музыкальный инструмент. Известен с XVI в.

КЛАВИКОРД (лат. clavis – ключ + chordē – струна) струнный клавишный ударный музыкальный инструмент с тангентной механикой. В конце клавиши у клавикорда укреплен металлический штифт с плоской головкой – тангент, который при нажатии клавиши касается струны и остается прижатым к ней, деля струну на две части.

КЛАВИР (нем. Klavier ) общее наименование струнных клавишных музыкальных инструментов в XVII–XVIII вв.

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА (лат. comicus – комический + опе- ра ) опера комедийного характера. Помимо французской, К.о. имела другие названия: в Италии – опера-буффа , в Англии – балладная опера, в Германии и Австрии – зингшпиль , в Испании – тонадолья.

КОНКРЕТНАЯ МУЗЫКА направление в музыкальном искусстве XX в., техника сочинения которого заключается в комбинировании записанных на магнитофонную ленту различных физических звуков, например природы (крики животных, птиц, шум моря), голосов людей или звуков, издаваемых машинами или какими-то предметами. Звуки могут смешиваться и комбинироваться в записи, а воспроизведение не требует исполнителей. Название и приемы конкретной музыки были разработаны в середине XX в. П. Шеффером (Франция) на основе идей шумовой музыки итальянского футуриста Руссоло.

КОНЧЕРТО ГРОССО (ит. concerto grosso – большой концерт) – многочастное сочинение для оркестра, основанное на противопоставлении (соревновании) группы солирующих инструментов всему составу оркестра. Форма К.г. возникла и получила развитие в конце XVII – начале XVIII вв. и явилась предтечей современного концерта для солирующего инструмента с оркестром.

КОНЦЕРТ (от лат. сoncertare – состязаться) – крупноепроизведение виртуозного характера для одного или нескольких солистов в сопровождении оркестра. Впервые начал использоваться в творчестве итальянских композиторов XVII в. Во 2-й половине XVIII в. сформировался классический тип концерта, состоящий из 3 частей (в творчестве Гайдна и Моцарта).

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР (нем. Konzertmeister ) – первый скрипач оркестра, иногда заменяет дирижера, проверяет настройку всех музыкальных инструментов оркестра. К. также музыкант, возглавляющий каждую из групп струнных музыкальных инструментов оперного или симфонического оркестра, или пианист, помогающий исполнителям разучивать партии и аккомпанирующий им на концертах.

КУРАНТА (фр. courante – бегущая) – придворный французский салонный танец ХV – ХVII вв. Первоначально имел размер 2/4 (движение, прыжок), позднее размер 3/4 (движения скользящие). Известны французская К. (умеренный темп, торжественные, плавные движения) и итальянская К. (быстрый темп, моторность). К. входила в сюиту , следуя за аллемандой.

ЛАД система взаимосвязи музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Каждая из ступеней лада несёт особую функцию. Основным устоем служит тоника, определяющая тональность лада. В европейской музыке распространены диатонические лады из 7 ступеней, в особенности мажор и минор. Существуют и лады с меньшим числом ступеней, например пентатоника.

ЛИБРЕТТО (ит. libretto – книжечка) – словесный текст музыкально-драматического произведения. В XVII в. выпускались для посетителей театров в виде маленьких книжечек. Л. – это литературный сценарий спектакля, краткое изложение содержания оперы , оперетты , балета .

ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (гр. lyrikos музыкальный, напевший и tragōdia) термин, принятый во Франции для обозначения созданной в XVII в. композитором Ж.Б. Люлли оперы возвышенного характера на историко-мифологические сюжеты, отвечавшей требованиям придворно-аристократической эстетики.

ЛЮТНЯ (пол. lutnia ) – старинный струнно-щипковый инструмент, особенно распространенный в XV–XVI вв. В некоторых странах Востока Л. была известна еще за два тысячелетия до н. э. В XVI в. была известна Л. с 5–7 парными струнами и одной одинарной. Европейская Л. имеет 6 струн, настроенных, как струны гитары.

МАГНИФИКАТ (лат. Magnificat – первое слово песнопения на лат. яз.) хвалебная песня на текст слов Девы Марии из Евангелия. В католической церкви – кульминационный момент вечерни.

МАДРИГАЛ (лат. mater – мать) песня на родном, «материнском» языке. Светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения, преимущественно любовного содержания. Композиционная особенность – отсутствие строгих структурных канонов.

МАЗУРКА (пол. mazurek ) – танец мазуров, проживавших в польской Мазовии. Позднее М. стала любимым польским национальным танцем. М. – стремительный, динамичный танец в трехдольном размере с акцентами на слабых долях. В XIX в. М. стала популярным бальным танцем во многих европейских странах.

МЕЛОДИЯ (гр. melōdia – пение, песнь) – это одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. М. – это ряд звуков, организованных ладо-интонационно и ритмически, образующих определённую структуру.

МЕССА (фр. messe – католическая служба) – музыкальный жанр, циклическое вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. Совершается на латинском языке. В составе мессы 5 основных частей, соответствующих начальным словам молитв: «Господи, помилуй», «Слава», «Верую», «Свят. Благословен», «Агнец божий».

МЕТР (гр. metron – мера) – порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма. Метры бывают простые (2- и 3-дольные); сложные, состоящие из нескольких групп простых (4-, 6-, 9- и 12-дольные); смешанные (напр., 5-дольные) и переменные.

МИЗЕРЕРЕ (лат. Miserere – первое слово исполнения на лат. яз.) церковное католическое песнопение.

МОТЕТ (фр. mot – слово) жанр многоголосой вокальной музыки. До XVI в. – важнейший в Западной Европе жанр духовной и светской многоголосой музыки. ВXX в. создаются духовные мотеты, в которых традиции старинной церковной музыки сочетаются с применением новых выразительных средств.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ (гр. musikē – искусство, муз и kōmōdia ) музыкально-сценическое произведение, построенное на комедийной основе. Как самостоятельный жанр музыкального театра возник в конце XIX – начале XX вв. В отличие от оперетты музыка М.к. не так тесно связана с развитием действия, в ней редки развернутые музыкальные сцены с переплетением ансамблей, арий, хоров.

МЮЗИКЛ (англ. musical, musical comedy – музыкальная комедия) – синтетический музыкально-драматический спектакль

(разновидность оперетты ), нередко основанный на сюжетах, связанных с литературной классикой либо социальной проблематикой. Сложился в США в начале XX в.

НОКТЮРН (фр. nocturne – ночной) – первоначально – в Италии род дивертисмента , близкий к инструментальной серенаде (для исполнения на открытом воздухе в ночное время). Позже – напевная лирическая пьеса мечтательного характера.

ОПЕРА (ит. opera – действие, произведение) род музыкально-драматических произведений. Основана на синтезе вокальной и инструментальной музыки, поэзии, драматического, хореографического и изобразительного искусств. В опере музыка – носитель и движущая сила действия. Для нее необходим целостный, последовательно развивающийся музыкально-драматический замысел. Важнейший неотъемлемый элемент оперы – пение. Через различный строй вокальных интонаций в опере раскрывается индивидуальный психологический склад каждого действующего лица. Состоит из действий и картин. Основные оперные формы – ария, дуэт , ансамбль, хор.

ОПЕРА-БУФФА (ит. opera-buffa – шутовская опера)итальянская разновидность комической оперы , сложившаяся в Неаполе в 30-е гг. XVIII в. в связи с ростом национальнодемократических элементов в итальянской культуре. Яркие образы оперы-буффа включают в себя широко развернутую интригу, элементы сатиры, бытовые и сказочно-фантастические сцены.Ее истоки – в комедийных операх римской школы XVII в., в комедиях дель-арте.

ОПЕРА-СЕРИА (ит. opera-seria – серьёзная опера) – жанр большой итальянской оперы, сложившийся в ХVII в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы (А. Скарлатти). Характерно господство героико-мифологических, легендарно-истори- ческих и пасторальных сюжетов, а также преобладание «номерного» строения, т. е. чередования сольных арий, связанных речитативами при отсутствии или минимальном использовании хора и балета .

ОПЕРЕТТА (ит. operetta ) один из видов музыкальнодраматических произведений. Музыкально-сценическое представление, в котором музыкально-вокальные и музыкально-хореогра-

фические номера перемежаются разговорными сценами, а основу музыкальной драматургии составляют формы массово-бытовой и эстрадной музыки. О. родилась во Франции в середине XIX в. в творчестве Ж. Оффенбаха и Ф. Эрве.

ОРАТОРИЯ (ит. oratore – оратор) – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Сложилась в XVII в. Оратории писали на драматические (библейский, героико-эпический) сюжеты и предназначали их для концертного исполнения.

ОРГАН (лат. organum – инструмент) – клавишно-духовой музыкальный инструмент, состоит из многочисленных рядов деревянных и металлических труб разной формы и величины сложного устройства.

ПАВАНА (лат. pavo – павлин) – танец, распространенный в Европе в XVI в. Название связано с торжественным и горделивым характером танца. Музыкальные особенности: медленный темп, аккордовое изложение, 4-дольный метр (4/4, 4/2).

ПАРТЕСНЫЙ КОНЦЕРТ (лат. partes – голоса и концерт ) – жанр русского многоголосного хорового искусства XVII – XVIII вв., основанный на гомофонно-гармоническом складе. Количество голосов колебалось от 3 до 5 (иногда до 24 и даже до 48), инструментальное сопровождение отсутствовало. Тексты заимствовались в основном из церковных служб.

ПАРТИТА (ит. partita – разделенная на части) с конца XVI до начала XVIII вв. в Италии и Германии – обозначение вариации в цикле вариаций. В XVII–XVIII вв. П. была равнозначна сюите.

ПАССАКАЛЬЯ (исп. paser – проходить + calle – улица) первоначально испанская песня с сопровождением гитары. Позднее – танец в медленном темпе и 3-дольном размере. Был популярен во Франции XVIII в. и введен в оперу и балет . На основе пассакалии развилась инструментальная пьеса в полифонической вариационной форме на выдержанный бас.

ПАССИОНЫ, СТРАСТИ (ит. passion – страсть) вокальнодраматические произведения для хора, солистов и оркестра на евангельский текст (о предательстве Иуды, пленении и распятии Христа). Самые известные пассионы принадлежат И.С. Баху.

ПОЛИФОНИЯ (гр. poly – много + phōne – звук) вид многоголосия, основанный на сочетании и одновременном развитии нескольких самостоятельного значения мелодических голосов (мелодий).

ПОЛОНЕЗ (фр. polonaise – польский) – старинный польский бальный танец-шествие торжественного характера в 3-дольном размере. С XVI в. получил распространение во многих европейских странах. С XVII в. П. известен и как инструментальная пьеса в составе сюит, и как самостоятельная.

ПРЕЛЮДИЯ (лат. praeludere – сыграть прежде, наперед) род инструментальной пьесы, чаще всего для одного инструмента. Первоначально представляла собой небольшое вступление к пьесе, т. е. служила в качестве пробы инструмента. В XIX в. прелюдии стали создаваться как самостоятельные пьесы.

ПРОТИВОСЛОЖЕНИЕ мелодия, образующаяся «против» голоса, излагающего тему.

ПУАНТИЛИЗМ (фр. point – точка) принцип построения музыкальной ткани из отдельных звуковых «точек», разделенных паузами и разбросанных по разным регистрам. Термин применяется в музыке по аналогии с живописью.

РАПСОДИЯ (гр. rhapsōdia ) – род инструментальной фантазии, преимущественно на народные темы песенно-танцевального склада с характерным сопоставлением медленных и быстрых разделов.

РЕАЛИЗМ (от лат. realis – вещественный) – художественный метод, основанный на правдивом, объективном отражении действительности. Направление в искусстве, представители которого отражают жизнь в достоверных образах.

РЕГЕНТ (лат. regentis – правящий) руководитель хора в русской православной церкви.

РЕКВИЕМ (лат. requies – покой, отдых) траурная заупокойная месса , посвященная памяти усопшего.

РЕЧИТАТИВ (ит. recitare – декламировать) декламационная форма пения, основанная на стремлении приблизиться к интонациям естественной речи. Широко применяется в операх, предшествуя арии.

РИТМ (гр. rhythmos ) – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С XVII в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный Р., основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр .

РОМАНС (фр. roman – романский) вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением, преимущественно лирического характера. Р. – основной жанр камерной вокальной музыки, раскрывающий как общий характер поэтического текста, так и отдельные его конкретные образы. Большое распространение Р. получил в XVIII–XIX вв. у зарубежных и русских композиторов.

РОНДО (фр. rond – круг) одна из самых распространенных музыкальных форм. В ее основе лежит принцип чередования главной, неизменяемой темы-рефрена (припева) и постоянно обновляемых эпизодов.

САРАБАНДА (исп. zarabanda ) старинный испанский танец, известный с XVI в. В начале XVII в. стала придворным танцем и приобрела величественный и торжественный характер, а с середины XVII – частью инструментально-танцевальной сюиты , в которой она занимает место перед заключительной жигой .

СЕРЕНАДА (исп. sera – вечер, вечерняя песня) первоначально – песня-обращение к возлюбленной. Истоком является вечерняя песня трубадуров. С. также сольная инструментальная пьеса, воспроизводящая характерные черты вокальной серенады, и циклическое ансамблевое инструментальное произведение, родственное кассации, дивертисменту и ноктюрну .

СЕРИЙНАЯ ТЕХНИКА (лат. series – ряд и гр. technike – искусная) – способ создания музыкального произведения с применением серии, представляющей собой ряд из 12 (иногда и меньшего числа) звуков различной высоты. В более широком значении С. т. может реализовываться в ритмических структурах, фактуре, построении гармонической вертикали, тембровых структурах, композиции и т. д.

СИМВОЛИЗМ (гр. symbolon – знак, символ) – литературнохудожественное и философско-эстетическое направление в европейском искусстве конца XIX – начала XX вв.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА (гр. symphōnos – созвучный создание) одночастное программное симфоническое произведение, созданное в эпоху романтизма Ф. Листом. Указывает на тесную связь музыки с сюжетом литературного первоисточника.

СИМФОНИЯ (гр. symphōnia – созвучие) крупное музыкальное произведение для оркестра, главным образом симфонического. Возникла во 2-й половине XVIII в (эпоха венского классицизма). Пишется, как правило, в сонатно-циклической форме, которая состоит из 4 частей, контрастных по характеру и темпу, но объединенных общим художественным замыслом.

СКЕРЦО (ит. scherzo – шутка)– инструментальная пьеса жизнерадостного характера, с острым, четким ритмом, основанная на ярких контрастных сопоставлениях.

СОНАТА (ит. sonare – звучать) один из основных жанров сольной или камерно-ансамблевой инструментальной музыки. Ко 2-й половине XVIII в. (эпоха венского классицизма) сложилась как циклическая форма, состоящая из 3 частей.

СОНОРИКА (лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной композиторской техники, построенный на использовании красочных созвучий, в которых высота звуков не имеет значения. Красочность звучания является главным элементом в построении музыкального произведения.

СОПЕЛЬ – русская продольная свистковая деревянная флейта. Звук сипловатый, в верхнем регистре – резкий, свистящий. Известна с XI в. как ратный инструмент, использовалась скоморо- хами, позднеее – пастухами.

СТИЛЬ (гр. stylos – стержень для письма) – возникающая на определенной социально-исторической почве и связанная с определенным мировоззрением система мышления, идейно-художест- венных концепций, образов и средств музыкальной выразительности.

СТРАСТИ – см. пассионы .

СЮИТА (фр. suite – ряд, последовательность) – одна из основных разновидностей многочастных циклических форм инструментальной музыки. Возникла в Италии в XVI в. Старинная С. – последовательность танцев. Симфоническая С. XIX в. основана на чередовании контрастных пьес различных жанров.

ТЕМБР (фр. timbre ) – качество звука, его окраска, позволяющая различать звуки одинаковой высоты, исполненные на различных инструментах и различными голосами. Т. зависит от того, какие обертоны сопутствуют основному тону.

ТЕМП (лат. tempus – время) – скорость следования метрических счётных единиц. Основные темпы (в порядке возрастания): ларго, ленто, адажио (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Для точного измерения темпа создан метроном.

ТЕМПЕРАЦИЯ (лат.temperatio правильное соотношение, соразмерность) – выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковысотной системы в музыкальном строе.

ТОККАТА (ит. toccare – трогать, касаться) в эпоху Возрождения – праздничные фанфары для духовых оркестров и литавр (духовой туш). Т. также виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов.

ТРИО (ит. trio – трое) – произведение для 3 инструментов. Один из видов камерного ансамбля. В состав могут входить как однородные инструменты (скрипка, альт, виолончель), так и инструменты, принадлежащие к различным группам (кларнет, виолончель, фортепиано). Наибольшее распространение получило Т., состоящее из скрипки, виолончели и фортепиано (фортепианное Т.).

УВЕРТЮРА (фр. ouvrir – открывать) инструментальное вступление к театральному спектаклю с музыкой (опера, оперетта, балет ), к вокально-инструментальному произведению (оратория, кантата ), к кинофильму.

УНИСОН (лат. unus – один и sonus – звук) – 1) однозвучие, образуемое двумя или более голосами; 2) одновременное (синхронное) исполнение одного и того же музыкального текста двумя или несколькими музыкантами.

ФАНТАЗИЯ (гр. phantasia – воображение) жанр инструментальной музыки, выраженный в отклонении от обычных для своего времени норм построения. Ф. также вспомогательное определение, указывающее на некоторую свободу трактовки различных жанров (вальс-Ф., увертюра-Ф. и т. д.).

ФОЛЬКЛОР (англ. folk – народный) – устное народное творчество. Музыкальный Ф. включает в себя песенное и инструмен-

тальное творчество народа. Передаваясь на протяжении веков из уст в уста, народные мелодии постоянно обогащались и видоизменялись. Основная область музыкального фольклора – народная песня (обрядовая, сатирическая, трудовая, игровая, лирическая и др.). Народные песни разных стран имеют специфические черты.

ФУГА (ит. fuga – бег, быстрое пение) жанр и форма полифонической музыки, основанная на имитационном изложении основной темы с дальнейшими проведениями ее в разных голосах, с имитационной и контрапунктической обработкой, а также тонально-гармоническим развитием и завершением.

ХОРАЛ (лат. choralis – хоровой) общее название традиционных одноголосых песнопений западно-христианской церкви (также их многоголосные обработки). Исполняется в церкви, является важной частью богослужения.

ЧАКОНА (исп. chacona )первоначально – народный танец, известный в Испании с XVI в. Близка к пассакалии .

ЭКСПРОМТ (лат. expromptus – готовый, имеющийся под рукой) – инструментальная, преимущественно фортепианная пьеса импровизационного характера. Жанр экспромта сформировался в фортепианном искусстве XIX в.

ЭТЮД (фр. étude – учение, изучение) музыкальная пьеса, предназначенная для совершенствования технических навыков игры на различных инструментах. Э. близок к упражнениям, но отличается законченностью формы, мелодико-гармоническим развитием и выразительным характером.

ЭКОСЕЗ (фр. écassaise – шотландский) старинный шотландский танец, сопровождаемый игрой на волынке, первоначально серьезного характера в умеренном темпе. В XVI в. – придворный парно-групповой танец в Англии.