Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Краткая биография и произведения солженицына александра исаевича. Жизненный и творческий путь александра солженицына

Краткая биография и произведения солженицына александра исаевича. Жизненный и творческий путь александра солженицына

Судьба Александра Исаевича Солженицына (1918 – 2008 гг) складывалась не благодаря, а вопреки. Он родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске через шесть месяцев после смерти отца. В школе в Ростов!- на - Дону вступил в комсомол, обрел друзей и стал старостой класса. В 1936 году поступает в Ростовский университет на физмат. Через три года сдает экзамены еще и на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства (МИФЛИ). После окончания университета работает преподавателем, женится на Наталье Решетовской. С начала войны мобилизован, окончил 3-ЛАУ в Костроме, стал командиром разведывательной звукобатареи. Пройдя со своим соединением от Орла до Восточной Пруссии, был арестован контрразведкой за переписку со школьным другом Виткевичем. В письмах они открыто говорили о своих «политических негодованиях», обозначалуЛенина уменьшительным «Вовка», а Сталина - кличкой «Пахан». 27 июля 1945 года осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей по статье 58-ой Уголовного кодекса. Он отбывает свой срок сначала в Мово-иерусалимском лагере под Москвой, затем в марфинской шарашке (так назывались научно-исследовательские коллективы, формировавшиеся из заключенных-специалистов и работавшие в основном на военно-промышленный и разведывательский комплексы). Но подобно своему герою Нержину из романа «В круге первом» Солженицын участию в чекистских разборках предпочитает лагерь, ибо путь к истине лежит не через сделку, а через жертву. Солженицын вновь оказывается в лагере, работает каменщиком. Но вновь и вновь его испытывает судьба: сначала уходом жены, затем смертельной болезнью. Дважды он добирался полуживым до «ракового корпуса» Ташкентской больницы, и дважды его «вернули пожить еще». Казалось, смерть неизбежна. Но как только Солженицын, отбросив все, целиком отдай» себя писанию, болезнь силу над ним потеряла.

В 1953 году после смерти Сталина Солженицын освобожден из лагеря, реабилитирован в 1956 году. Писатель приезжает в Москву, затем возвращается в город своего детства Ростов, получает назначение учителем физики в сельскую школу. В эти годы он вновь возобновляет брак с Натальей Решетовской, переселяется в Рязань, продолжая работать учителем. В полной тайне Солженицын создавал свой первый роман - «В круге первом» (1957 - 1959 г.) окончательно завершив его лишь в 1968 году.

В основе романа попытка дипломанта Володина предупредить западное посольство о будущей краже секрета атомной бомбы и работа зэков на шарашке по созданию дешифратора человеческой речи и таким образом их участие в поимке дипломанта. Все герои романа делают свой выбор. Володин, понимая, что «надчеловеческое оружие преступно допускать в руки шального режима», идет на смертельный риск и погибает. Зэки Нержин, Рубин и Сологдин решают, нравственно ли выполнять задания «шарашки». Нержин от сотрудничества отказывается и выбирает «общие работы» в лагере. Сологдин ищет свой, обходный, «боковой» путь. Рубин соглашается и становится. вольным виновником гибели Володина.

Так уже в первом романе определилась стержневая тема всего творчества Солженицына - противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России.

Первым выступлением Солженицына в печати стал рассказ об одном счастливом дне з/к Щ-854-«Один день Ивана Денисовича». Рассказ был написан в 1959 году за три недели. Для публикации в журнале «Новый мир» № 11 за 1962 год потребовалось личное разрешение Хрущева. Славу Солженицына окончательно закрепили напечатанные в «Новом мире» рассказы «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка», тогда же он был выдвинут на соискание Ленинской премии, которую не получил.

Рассказы занимают особое место в творчестве Солженицына. Всего им написано 8 рассказов и цикл из 17 «крохоток». Наибольшую известность получили «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор». Основная тема этих рассказов - люди, на которых держится земля русская, нравственные принципы, по которым эти люди живут. Иван Денисович - глубоко народный тип. В экстремальных условиях лагеря он стремится не просто выжить как-нибудь, но вынести это испытание судьбы так, чтобы за себя совестно не было, чтобы сохранить уважение к себе. В Шухове есть сила, помогающая ему перенести тяжелейшие страдания и остаться человеком, в основе которой - нравственность трудового человека, «Он не был шакалом даже после семи лет общих работ». Шухов готов подработать, услужить, но не выпрашивать и не отбирать силой. В нем сохранились вопреки всему доброта, отзывчивость, сердечное, благожелательное отношение к людям.

На таких людях, как Иван Денисович, Матрена, живущая по принципу - побольше дать, поменьше взять - и держится жизнь, ибо «не стоит село без праведника».

В начале 60-х годов Солженицын переживает небывалый творческий подъем. Он готовит к печати «В круге первом», начинает «Архипелаг ГУЛАГ», роман «Раковый корпус», роман о революции 1917 года (набросок будущей эпопеи «Красное колесо»).

В сентябре 1965 года КГБ совершил налет на квартиру друга Солженицына, у которого хранились рукописи «Круга», поэм, пьес; рукописи были конфискованы. В январе того же года журнал «Новый мир» опубликовал последнее произведение Солженицына, появившиеся в подцензурной печати - рассказ «Захар - Калита». Позже предпринимались безуспешные попытки опубликовать роман «Раковый корпус»ДШла напряженная борьба с Союзом писателей СССР. Солженицын обратился к делегатам четвертого Съезда Союза писателей СССР с открытым письмом, в котором обличается вред цензуры, а также преследования, направленные против него лично: клевета, изъятие при обыске литературного архива, романа «В круге первом», невозможность печататься и публично выступать. Письмо заканчивалось словами: «Я спокоен, конечно, что свою задачу я выполню при всех обстоятельствах, а из могилы - еще успешнее и неоспоримее, чем живой. Никому не перегородить путей правды, и за движение ее я готов принять и смерть. Но может быть многие уроки научат нас, наконец, не останавливать пера писателя при жизни?».

Можно утверждать, что именно с этих пор, с Четвертого съезда, проходившего в мае 1967 года, начинается открытая борьба писателя Солженицына против советской власти. Он начинает записывай» главные эпизоды этой борьбы в «Очерках литературной жизни», которые получат

название «Бодался теленок с дубом». В то время за границей печатают «Раковый корпус» и «В круге первом», как в Париже писателю присуждают за _ лучший иностранный роман, как Солженицын работает над романом о русской ^ революции, его исключают из Союза писателей, лишают прописки.

Солженицын не был «правозащитником» и «революционером» в привычном смысле этого слова, ибо не входил ни в одно движение, ни в одну группу. Его оружие - Слово, его щит - Правда; его обвинительное заключение - семь частей «Архипелага ГУЛАГ». Закончено было это художественное исследование в 1968 году, тогда же микрофильм рукописи был передан за рубеж, для хранения - не публикации; разрешение на публикацию Солженицын, опасавшийся за судьбу 227 своих информаторов, дал только в сентябре 1972 года, после того, как нашли повесившейся у себя в квартире машинистку Е. Воронянскую, печатавшую «Архипелаг» и хранившую без ведома писателя один экземпляр машинописи, который после бесчеловечных допросов отдала в руки КГБ.

«Архипелаг ГУЛАГ» является энциклопедией народной трагедии. Лидия Чуковская писала: «В наших газетах Солженицына объявили предателем. Он и

в самом деле предал - не только родину, разумеется, за которую он честно сражался, и не народ, которому приносит честь своим творчеством и своей жизнью, а Государственное Управление Лагерей - ГУЛАГ - предал гласности историю гибели миллионов...» «Архипелаг ГУЛАГ» построен на воспоминаниях и свидетельствах бывших зэков, но это «художественное исследование», цель которого осмысление механизма самопревращения революционной власти во власть тюремную,. Ленина - в Сталина, внешней победы во внутренние поражение.

В конце 1970 года по инициативе французского писателя Франсуа Мориака Солженицыну присуждают Нобелевскую премию («за этическую силу, которой он следует традициям русской литературы»). Ожидавшаяся церемония вручения стала поводом для написания Нобелевской лекции, где Солженицын в емкой и лаконичной форме выразил свои давние мысли о назначении писателя в мире, не обретшем единой системы нравственного отсчета. Только искусство, считает писатель, способно сыграть объединявшую роль, но при условии подчинения единой красоте - красоте Правды. Именно эта красота и спасет мир. Завершается Нобелевская лекция словами, в которых обобщен опыт всей солженицынской жизни в культуре:

«ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ».

После опубликования на Западе «Архипелага» кампания против Солженицына достигает неслыханного накала. Обыски, преследования в семейной жизни (бесконечные откладывания бракоразводного процесса с Натальей Решетовской, запрещения жить в Москве, в квартире Н. Светловой, фактической жены Солженицына, матери его детей), невозможность печататься. 13 февраля 1974 года его арестовали и заключили в Лефортовскую тюрьму. Солженицын был лишен советского гражданства и осужден на изгнание. Специальным самолетом его доставили в Западную Германию.

Начался новый период в жизни Солженицына. Сначала он живет у Белля в Германии, затем в Швейцарии. Наконец, в октябре 1975 года писатель с семьей перебрался в США (штат Вермонт). Солженицын уединился в вермонтовском затворе, с головой уйдя в труд создания многотомного историко-художественного «повествования в отмеренных сроках» «Красное Колесо». Этот эпос о русской революции XX века строится по принцип} гигантского пульсара: после короткой вспышки, выхватывающей из мглы истории несколько ключевых, поворотных дней («Август Четырнадцато:: «Октября Шестнадцатого», «Марта...» и «Апреля Семнадцатого»), слетает временный провал; затем опять вспышка и опять провал. По замыслу, этот:-л должен стать итогом всех историософских, религиозных, публицистиче.:-

литературных поисков Солженицына, дать полную «формулу ошибки», явленной миру революционной Россией, и как бы «закодировать» будущее нашего отечества от повторения этих ошибок.

И вне отечества Солженицын остался русским писателем. В речи, произнесенной на Актовом дне Гарвардского университета, Солженицын, от которого ждали очередного обличил тоталитаризма, обличил - слепоту западной цивилизации, превыше всего заботящейся не о Боге, а о благе, не умеющей ограничить свои потребности и не желающей учиться у других, прежде всего - у России.

Возвращение Александра Солженицына в Россию состоялось в 1994 году! Это, наверно, результат того, что наше Отечество все же услышит и поймет «Как нам обустроить Россию», чтобы прошлое не повторялось.

В одном из интервью Александр Солженицын признался, что жизнь свою посвятил русской революции. Что имел в виду автор романа «В круге первом»? хранит в себе утаенные трагические повороты. Свидетельствовать о них писатель считал своим долгом. Произведения Солженицына - это существенный вклад в историческую науку XX века.

Краткая биография

Солженицын Александр Исаевич родился в 1918 году в Кисловодске. Литературной деятельностью занимался с юности. До войны его интересовала превыше всего история Первой мировой войны. Этой теме будущий писатель, диссидент и посвятил свои первые литературные произведения.

Творческий и жизненный путь Солженицына уникален. Стать свидетелем и участником важных исторических событий - счастье для писателя, но великая трагедия для человека.

Начало войны Солженицын встретил в Москве. Здесь он учился на заочном отделении Института истории, философии и литературы. За плечами у него был Ростовский университет. Впереди - офицерская школа, разведка и арест. В конце девяностых годов в литературном журнале «Новый мир» были опубликованы произведения Солженицына, в которых автор отразил свой военный опыт. А он у него был немалый.

Офицером-артиллеристом будущий писатель прошел путь от Орла до Событиям этого периода он спустя годы посвятил произведения «Желябугские выселки», «Адлиг Швенкиттен». Он оказался в тех самых местах, где некогда проходила армия генерала Самсонова. Событиям 1914 года Солженицын посвятил книгу «Красное колесо».

Капитан Солженицын бал арестован в 1945 году. Далее последовали долгие годы тюрем, лагерей, ссылок. После реабилитации в 1957 году некоторое время учительствовал в сельской школе, недалеко от Рязани. Комнату Солженицын снимал у местной жительницы - Матрены Захаровны, которая впоследствии и стала прототипом главной героини рассказа «Матренин двор».

Писатель-подпольщик

В своей автобиографической книге «Бодался теленок с дубом» Солженицын признался в том, что до ареста он хотя и тянулся в литературу, но весьма неосознанно. В мирное время, на свободе, он огорчался тем, что свежие темы для рассказов найти непросто. Какими бы были если бы его не посадили?

Темы для рассказов, повестей и романов рождались на пересылках, в лагерных бараках, в тюремных камерах. Не имея возможности записывать свои мысли на бумаге, он создавал целые главы романов «Архипелаг Гулаг» и «В круге первом» в уме, а затем заучивал их наизусть.

После освобождения Александр Исаевич продолжал писать. Напечатать свои произведения казалось в пятидесятые годы неосуществимой мечтой. Но он не переставал писать, веря в то, что работа его не пропадет, что пьесы, рассказы и повести прочтут хотя бы потомки.

Опубликовать свои первые произведения лишь в 1963 году смог Солженицын. Книги, в качестве отдельных изданий, появились значительно позже. На Родине писатель смог напечатать рассказы в «Новом мире». Но и это было невероятным счастьем.

Болезнь

Заучивать написанное, а затем сжигать - способ, который для сохранности своих произведений Солженицын использовал не раз. Но когда в ссылке врачи ему сказали, что жить осталось несколько недель, он испугался прежде всего того, что созданное им никогда не увидит читатель. Произведения Солженицына некому было сохранить. Друзья - в лагерях. Мать умерла. Жена заочно развелась с ним и вышла замуж за другого. Солженицын свернул рукописи, которые успел написать, затем спрятал их в бутылку из-под шампанского, закопал эту бутылку в огороде. И уехал в Ташкент умирать…

Однако он выжил. При тяжелейшем диагнозе выздоровление казалось предзнаменованием свыше. Весной 1954 года Солженицын написал «Республику труда» - первое произведение, при создании которого писатель-подпольщик познал счастье не уничтожать отрывок за отрывком, а иметь возможность прочитать собственное произведение полностью.

«В круге первом»

В литературном подполье был написан роман о шарашке. Прототипами главных героев романа «В круге первом» стали сам автор и его знакомые. Но, несмотря на все предосторожности, а также стремление опубликовать произведение в облегченной версии, читать его довелось только сотрудникам КГБ. В России роман «В круге первом» был опубликован лишь 1990 году. На Западе - на двадцать два года раньше.

«Один день Ивана Денисовича»

Лагерь - это особый мир. Он не имеет ничего общего с тем, в котором пребывают свободные люди. В лагере каждый по-своему выживает и погибает. В первом изданном произведении Солженицына изображен всего один день из жизни героя. О лагерном быте автор знал не понаслышке. А потому так поражает читателя грубая и правдивая реалистичность, присутствующая в рассказе, который написал Солженицын.

Книги этого писателя вызвали резонанс в мировом обществе, в первую очередь благодаря достоверности. Солженицын полагал, что талант писателя меркнет, а затем и вовсе умирает, если в своем творчестве он стремится обойти правду. А потому, находясь долгое время в абсолютной литературной изоляции и не имея возможности опубликовать результаты своего многолетнего труда, он не завидовал успеху представителей так называемого соцреализма. Союз литераторов изгнал Цветаеву, отверг Пастернака и Ахматову. Не принял Булгакова. В этом мире таланты если и появлялись, то быстро погибали.

История публикации

Подписывать рукопись, отправленную в редакцию «Нового мира», своим именем Солженицын не решился. Надежды на то, что «Один день Ивана Денисовича» увидит свет, почти не было. Долгие томительные месяцы прошли с того момента, как один из друзей писателя отправил несколько листов, исписанных мелким почерком сотрудникам главного в стране литературного издательства, когда вдруг пришло приглашения от Твардовского.

Автор «Василия Теркина» и по совместительству главный редактор журнала «Новый мир» рукопись неизвестного автора прочитал благодаря Анне Берзер. Сотрудница издательства предложила Твардовскому прочитать рассказ, произнеся фразу, которая стала решающей: «Это о лагерной жизни, глазами простого мужика». Великий советский поэт, автор военно-патриотической поэмы, был выходцем из простого крестьянского рода. А потому произведение, в котором повествование ведется от лица «простого мужика», его весьма заинтересовало.

«Архипелаг Гулаг»

Роман об обитателях сталинских лагерей Солженицын создавал более десяти лет. Впервые произведение было опубликовано во Франции. В 1969 году «Архипелаг Гулаг» был завершен. Однако опубликовать в Советском Союзе такое произведение было не только сложно, но и рискованно. Одна из помощниц писателя, которая перепечатала первый том произведения, стала жертвой преследования сотрудников КГБ. В результате ареста и пятидневного беспрерывного допроса уже немолодая женщина дала показания против Солженицына. А затем покончила жизнь самоубийством.

После этих событий у писателя не оставалось сомнений относительно необходимости печатать «Архипелаг» за границей.

За границей

Солженицын Александр Исаевич был выслан из Советского Союза спустя несколько месяцев после выхода романа «Архипелаг Гулаг». Писателя обвинили в измене Родине. В советских СМИ широко освещался характер преступления, которое якобы совершил Солженицын. В частности, автора «Архипелага» обвиняли в пособничестве власовцам во время войны. Но ничего не говорилось о содержании нашумевшей книги.

До последних дней своей жизни Солженицын не прекращал своей литературной и общественной деятельности. В одном из интервью иностранному периодическому изданию, в начале восьмидесятых, русский писатель выразил уверенность в том, что ему удастся вернуться на Родину. Тогда это казалось малоправдоподобным.

Возвращение

В 1990 году Солженицын вернулся. В России он написал множество статей на актуальные политические и общественные темы. Значительную часть гонораров писатель перечислял в поддержку заключенных и их семей. Одну из премий - в пользу АЭС. Но следует заметить, что от ордена Святого апостола Андрей Первозванного писатель все же отказался, мотивируя свой поступок нежеланиям принимать награду от верховной власти, которая довела страну до нынешнего плачевного состояния.

Произведения Солженицына - это ценный вклад в русскую словесность. В советские времена его считали диссидентом и националистом. Солженицын не соглашался с этим мнением, утверждая, что он - русский писатель, который превыше всего любит свое Отечество.

Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской литературы.
После издания в России “Архипелага ГУЛАГ” (а произошло это лишь в 1989 году) ни в русской, ни в мировой литературе не осталось, казалось, произведений, которые представляли бы большую опасность для советского режима. Эта книга раскрыла всю сущность тоталитарного режима. Пелена лжи и самообмана, все еще застилавшая глаза многим нашим согражданам, спала. После всего, что открыла читателям эта книга-документальное свидетельство, после того, как в памяти запечатлелся чудовищный, фантастический мартиролог жертв “строительства коммунизма” в России за годы советской власти, - уже, кажется, ничего не удивительно и не страшно!
Краткое жизнеописание Александра Исаевича Солженицына: дата рождения - декабрь 1918 года, место рождения - город Кисловодск; отец происходил из крестьян, мать - дочь пастуха, ставшего впоследствии зажиточным хуторянином. После средней школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-математический факультет университета, одновременно поступает на заочное отделение в Московский институт философии и литературы. Не закончив в последнем двух курсов, уходит на войну, с 1942 по 1945 год командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В феврале 45-го в звании капитана арестован за критику Сталина и осужден на восемь лет (находился на так называемых общих работах в политическом Особлаге). Затем был переведен в Казахстан “навечно”, однако после последовавшей в феврале 1957 года реабилитации работал школьным учителем в Рязани. После опубликования в 1962 году “Одного дня Ивана Денисовича” был принят в Союз писателей, из которого через семь лет был исключен. В 1970 году удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974-м в связи с выходом первого тома “Архипелага ГУЛАГ” насильственно выдворен из СССР. До 1976 года жил в Цюрихе, затем перебрался в американский штат Вермонт, природою напоминающий среднюю полосу России.
Таков нелегкий жизненный путь писателя. Сегодня можно с уверенностью сказать, что его творчество вернулось на Родину.
Еще в преддверии своего 60-летия Солженицын начал издавать собрание сочинений с подзаголовком “Восстановленные подлинные доцензурные тексты, заново проверенные и исправленные автором. Иные произведения печатаются впервые”. К 1988 году вышли в свет уже восемнадцать томов.
Хотя сам писатель и утверждал, что наиболее влекущая его в литературе форма - “полифоническая с точными приметами времени и места дей ствия”, из пяти его крупных вещей, как это не удивительно, романом в полном смысле является лишь “В круге первом”, ибо “Архипелаг ГУЛАГ” согласно подзаголовку - “опыт художественного исследования”, эпопея “Красное колесо” - “повествование в отмеренных сроках”, “Раковый корпус” - по авторской воле, “повесть”, а “Один день Ивана Денисовича” - рассказ.
Роман “В круге первом” писался тринадцать лет и имеет семь редакций. Сюжет его состоит в том, что дипломат Володин звонит в американское посольство, чтобы сказать о том, что через три дня в Нью-Йорке будет украден секрет атомной бомбы. Подслушанный и записанный на пленку разговор доставляют на “шарашку” - в научно-исследовательское учреждение системы МГБ, в котором заключенные создают методику распознавания голосов.
Смысл названия романа разъяснен зэком: “Шарашка - высший, лучший, первый круг ада”.
Володин дает другое разъяснение, вычерчивая на земле круг: “Вот видишь круг? Это - отечество. Это - первый круг. А вот второй, он шире. Это - человечество. И первый круг не входит во второй. Тут заборы предрассудков. И выходит, что никакого человечества нет. А только отечества, отечества и разные у всех...”
“Один день Ивана Денисовича” был задуман автором на общих работах в Экибастузском особом лагере. “Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы описать весь лагерный мир одним днем”, - вспоминал Александр Исаевич.
В повести “Раковый корпус” Солженицын выдвинул свою версию “возбуждения рака”: сталинизма, красного террора, репрессий.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: не потеряйтесь в истории.
“Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? А не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью”, - писал А. И. Солженицын.
Я считаю, что писатели и художники своими произведениями помогают людям победить ложь. Таково и все творчество Солженицына, выдающегося писателя наших дней и великого человека.


Родился в 1918 г. в Кисловодске.

Начало творческого пути Александра Солженицына датируется 1928 годом, когда ему было 10 лет, а не «лагерным» периодом 40-50-х, как считалось ранее, сообщила автор исследования, филолог Людмила Сараскина.

Александр Исаевич Солженицын сказал в одном из своих интервью: «Я отдал почти всю жизнь русской революции».

Свидетелем и участником русской истории XX в. Солженицын был сам. Окончание физико-математического факультета Ростовского университета и вступление во взрослую жизнь пришлось на 1941 г. 22 июня, получив диплом, он приезжает на экзамены в Московский институт истории, философии, литературы (МИФЛИ), на заочных курсах которого учился с 1939 г. . В октябре мобилизован в армию. Летом 1942 г. - звание лейтенанта, а в конце - фронт: Солженицын командует звукобатареей в артиллерийской разведке. Военный опыт Солженицына и работа его звукобатареи отражены в его военной прозе конца 90-х гг. (двучастный рассказ «Желябугские выселки» и повесть «Адлиг Швенкиттен» - «Новый мир». 1999. № 3). Офицером-артиллеристом он проходит путь от Орла до Восточной Пруссии, награждается орденами. Чудесным образом он оказывается в тех самых местах Восточной Пруссии, где проходила армия генерала Самсонова. Трагический эпизод 1914 г. - самсоновская катастрофа - становится предметом изображения в первом «Узле» «Краен Колеса» - в «Августе Четырнадцатого». 9 февраля 1945 г. капитана Солженицына арестовывают на командном пункте его начальника, генерала Травкина. После ареста - лагеря: в Новом Иерусалиме, в Москве у Калужской заставы, в спецтюрьме № 16 в северном пригороде Москвы (та самая знаменитая Марфинская шарашка, описанная в романе «В круге первом», 1955-1968). С 1949 г. - лагерь в Экибастузе (Казахстан). С 1953 г. Солженицын - «вечный ссыльнопоселенец» в глухом ауле Джамбулской области, на краю пустыни. В 1957 г. - реабилитация и сельская школа в поселке Торфо-продукт недалеко от Рязани, где он учительствует и снимает комнату у Матрены Захаровой (прототип хозяйки «Матрениного двора») (1959). В 1959 г. Солженицын за три недели «облегченный» вариант рассказа «Щ-854», (после долгих хлопот А.Т. Твардовского и с благословения самого Н.С. Хрущева увидел свет в «Новом мире» под названием «Один день Ивана Денисовича)

К моменту первой публикации Солженицын имеет за плечами серьезный писательский опыт - около полутора десятилетий. В литературном подполье создаются романы «В круге первом», несколько пьес, киносценарий «Знают истину танки!» о подавлении Экибастузского восстания заключенных, начата работа над «Архипелагом ГУЛагом», замыслен роман о русской революции под кодовым названием «Р-17», воплотившийся десятилетия спустя в эпопею «Красное Колесо».


В середине 60-х гг. создается повесть «Раковый корпус» (1963-1967) и «облегченный» вариант романа «В круге первом». Опубликовать их в «Новом мире» не удается, и оба выходят в 1968 г. на Западе. В это же время идет начатая ранее работа над «Архипелагом ГУЛагом»(1958-1968; 1979) и эпопеей «Красное Колесо»

В 1970 г. Солженицын становится лауреатом Нобелевской премий. Не выезжает из СССР т.к, опасатеся лишиться гражданства и возможности бороться на родине - поэтому личное получение премии и речь нобелевского лауреата откладываются. История с получением Нобелевской премии описана в главе «Нобелиана» («Бодался теленок с дубом»). В то же время его положение в СССР все более ухудшается: принципиальная и бескомпромиссная идеологическая и литературная позиция приводит к исключению из Союза писателей (ноябрь 1969 г.), в советской прессе разворачивается кампания травли Солженицына. Это заставляет его дать разрешение на публикацию в Париже книги «Август Четырнадцатого» (1971) - первого тома эпопеи «Красное Колесо». В 1973 г. в парижском издательстве YMCA-PRESS увидел свет первый том «Архипелага ГУЛага».

Идеологическая оппозиционность не только не скрывается Солженицыным, но и прямо декларируется. Он пишет целый ряд открытых писем: Письмо IV Всесоюзному съезду Союза советских писателей (1967), Открытое письмо Секретариату Союза писателей РСФСГ (1969), Письмо вождям Советского Союза (1973), которое посылает по почте адресатам в ЦК КПСС, а не получив ответа, распространяет в самиздате. Писатель создает цикл публицистических статей, которые предназначаются для философско-публицистического сборника». «Из-под глыб» («На возврате дыхания и сознания», «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», «Образованщина»), «Жить не по лжи!» (1974).(распространлись в самиздате)

В феврале 1974 Солженицына арестовывают и заключают в Лефортовскую тюрьму. Но его ни с чем не сравнимый авторитет у мировой общественности не позволяет советскому руководству просто расправиться с писателем, поэтому его лишают советского гражданства и высылают из СССР. В ФРГ он останавливается у Генриха Бёлля, после чего поселяется в Цюрихе (Швейцария). О жизни на Западе повествует вторая автобиографическая книга Солженицына «Угодило зернышко промеж двух жерновов», («Новом мире» в 1998, 1999 г.)

В 1976 г. писатель с семьей переезжает в Америку, в штат Вермонт. Работает над полным собранием сочинений и продолжает исторические исследования, результаты которых ложатся в основу эпопеи «Красное Колесо».

Солженицын всегда был уверен в том, что вернется в Россию.

В 1988 г. Солженицыну было возвращено гражданство СССР, а в 1989 г. в «Новом мире» публикуются Нобелевская лекция и главы из «Архипелага ГУЛага» » затем, в 1990 г. - романы «В круге первом» и «Раковый корпус». В 1994г писатель возвратился в Россию. С 1995 г. в «Новом мире» публикует» новый цикл - «двучастные» рассказы.

47. Военная тема на современном этапе развития РЛ.

В одном из последних своих интервью В.Г.Распутин, размышляя о традициях народов, их судьбах в современных условиях, убежденно сказал: «Сколько в человеке памяти, столько в нем и человека». Природа мудра. Она так выстроила путь человеческой жизни, чтобы не ослабевала и не рвалась нить, объединяющая и соединяющая поколения. Храня теплую память о прошлом, мы сохраняем чувство ответственности за Родину, укрепляем веру в силу своего народа, ценность и неповторимость его истории. Поэтому велика и ничем не заменима роль художественной литературы в нравственно – патриотическом воспитании новых поколений. Сложно и многогранно ее воздействие на формирование у молодого гражданина исторической памяти.
Каждое литературное произведение несет на себе отпечаток своего времени, вырастает из истории отечественной культуры и воспринимается в контексте ее прошлого и настоящего опыта. И человек вырастает как часть общества, часть его истории. Животрепещущая память о прошлом и является опорой человека в жизни, силой его «самостоянья». «Самостоянье человека – залог его величия», – сказал А.С.Пушкин.
Современная литература углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни наших реальных достижений,
показывает высокий нравственный потенциал человека. Современная литература сделала многое для сбережения культурного наследия прошлого, для развития исторической памяти у нового поколения.
Тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами, бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма русских людей, их нравственную силу, идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.
Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье и слезах, о потерях и расставаниях. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!..
Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется рассвет русской литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы – тема подвига.
На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Типологические особенности современной прозы о войне.
* проявляются процессы новых нравственных ориентиров;
* озабоченность поиском новых смыслов, попытки обретения героя;
* наблюдается стремление к публицистичности;
* основывается на использовании документальных материалов;
* многоэпизодность повествования, когда отдельные картины сменяют друг друга быстро;
* военная литература получает второе дыхание, потому что:

Отсутствует идеологический диктат,
- имеются документальные источники,
- в литературу приходят новые поколения писателей.
Т. о., в современной прозе наблюдается развитие батальной прозы: восприятие войны как метафора сегодняшней жизни в целом. С нее снимается идеологический и мифологический покров. Высшей ценностью объявляется человеческая жизнь, а не победа любой ценой. Верх берет природно-архетипическая составляющая человеческого существования.

А.И.Солженицын родился 11 декабря 1918 г. в г. Кисловодске. Рано потерял отца. Будучи студентом дневного отделения физико-математического факультета Ростовского университета, поступил на заочное отделение Московского института философии и литературы. Осенью 1941 г. был призван в армию, окончил годичное офицерское училище и был направлен на фронт. Награжден боевыми орденами. В 1945 г. арестован и осужден за антисоветскую деятельность на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Затем сослан в Казахстан.

«Хрущевская оттепель» открыла Солженицыну путь в большую литературу. В 1962 г. журнал «Новый мир» напечатал его повесть «Один день Ивана Денисовича», в 1963 г. — еще три рассказа, включая «Матренин двор». В 1964 г. Солженицын был представлен на получение Ленинской премии, но не получил ее. Книги «В круге первом» (опубликована в 1968, в полной редакции — в 1978 г.), «Раковый корпус» (1963-66), «Архипелаг ГУЛАГ» (1973-1980) выходили уже в самиздате и за границей. В 1969 г. Солженицына исключили из Союза писателей. Сообщение о присуждении ему Нобелевской премии 1970 года вызвало новую волну репрессий, в 1974 г. писатель был выслан из СССР на долгие 20 лет. В эмиграции Солженицын работал над многотомной исторической эпопеей «Красное колесо», писал автобиографическую прозу («Бодался теленок с дубом», 1975), публицистические статьи. Писатель счел возможным вернуться на Родину в. 1994 г.

Фигура Солженицына заметно выделяется на фоне литературной истории XX века. Этот писатель занял в духовной культуре современной России особое место. Сама его судьба и характер творчества заставляют вспомнить о великом подвижничестве русских писателей прошлых эпох, когда литература в сознании гражданского общества была окружена едва ли не религиозным почитанием. В 1960-е-1980-е гг. именно Солженицын воспринимался в России как воплощение совести нации, как высший нравственный авторитет для современников. Подобная авторитетность в сознании русского человека издавна связывалась с независимостью по отношению к власти и с особым «праведническим» поведением — смелым обличением общественных пороков, готовностью гарантировать правдивость своей «проповеди» собственной биографией, серьезнейшими жертвами, приносимыми во имя торжества истины.

Одним словом, Солженицын относится к тому редкому в XX веке типу писателей, который сложился в русской культуре прежнего века — к типу писателя-проповедника, писателя-пророка. Впрочем, общественный темперамент Солженицына не должен заслонять от нас собственно художественных достоинств его прозы (как это часто происходит в школе, например, с фигурой Н.А.Некрасова). Ни в коем случае нельзя сводить значение творчества Солженицына к открытию и разработке им так называемой «лагерной темы».

Между тем в сознании рядового читателя имя Солженицына связывается обычно именно с этим тематическим комплексом, а достоинства его прозы нередко характеризуются словами «правдивость», «разоблачение тоталитарного насилия», «историческая достоверность». Все названные качества действительно присутствуют в творчестве писателя. Более того, своей повестью «Один день Ивана Денисовича», опубликованным в 1962 г., Солженицын оказал беспрецедентное по силе воздействие на умы и души современников, открыл для большинства из них целый новый мир, а главное — установил в тогда еще «советской» литературе новые критерии подлинности.

Однако художественный мир Солженицына — это не только мир лагерного страдания. Тайно читая его книги (едва ли не самой читаемой из них был «Архипелаг ГУЛАГ»), российские читатели 1960-х-1980-х гг. ужасались и радовались, прозревали и негодовали, соглашались с писателем и отшатывались от него, верили и не верили. Солженицын — вовсе не бытописатель лагерной жизни, но и не публицист-обличитель: обличая, он никогда не забывал о точности и художественной выразительности изображения; воспроизводя жизнь с высокой степенью конкретности, не забывал о важности преподносимого литературой «урока». В писательской индивидуальности Солженицына сплавились дотошность ученого исследователя, высочайшая «педагогическая» техника талантливого учителя — и художественная одаренность, органическое чувство словесной формы. Как не вспомнить в этой связи о том, что будущий писатель одновременно овладевал в студенческие годы профессией учителя математики и навыками литератора.

Интересна сама внутренняя тематическая структура прозы писателя (отчасти совпадающая с той последовательностью, в какой приходили к читателю произведения Солженицына): сначала повесть «Один день Ивана Денисовича» (квинтэссенция «лагерной» темы); затем роман «В круге первом» (жизнь ученых-лагерников в закрытом исследовательском институте — с более «щадящим» режимом и с возможностью общения с умными, интересными коллегами по «интеллигентной» работе); повесть «Раковый корпус » (о борьбе с болезнью бывшего зэка, а теперь ссыльного); рассказ «Матренин двор» (о «вольной» жизни бывшего ссыльного, пусть эта «вольная» деревенская жизнь лишь немногим отличается от условий ссылки).

Как писал один из критиков, Солженицын будто создает своей прозой лестницу между лагерным адом и вольной жизнью, выводит своего героя (а вместе с ним — читателя) из тесной камеры в широкое нестесненное пространство — пространство России и, что особенно важно, пространство истории. Перед читателем открывается большое историческое измерение: одна из главных книг Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» посвящена не столько истории лагерей, сколько всей российской истории XX века. Наконец, самое крупное произведение писателя — эпопея «Красное колесо» — прямо подчинено теме судьбы России, исследует те родовые свойства русского национального характера, которые способствовали сползанию страны в пропасть тоталитаризма.

Солженицын как бы восстанавливает связь времен, ищет истоки общенационального «заболевания» — потому что верит в возможность очищения и возрождения (сам писатель предпочитает негромкое слово «обустройство»). Именно вера — краеугольный камень мировоззрения Солженицына. Он верит в силу правды и праведничества, в силу духа русского человека, верит в общественную значимость искусства. Истоки мировоззренческой позиции писателя — в религиозно-философских учениях той группы русских мыслителей, которые в начале XX века стали участниками философско-публицистических сборников «Вехи» и «Из глубины», в трудах С.Булгакова, С.Франка, Н.Бердяева, Г.Федотова. Писатель убежден в необходимости солидарных, «артельных» усилий в деле восстановления нормальной жизни. Красноречив в этом отношении заголовок одной из его публицистических работ — «Как нам обустроить Россию».

Таковы общие очертания мировоззренческой позиции Солженицына. Однако сколь бы ни были валены для понимания произведений писателя его убеждения, главное в его наследии — живая убедительность художественного текста, художническая оснастка, стилевая индивидуальность.