Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Коренные народы южного урала. Народы, населяющие урал

Коренные народы южного урала. Народы, населяющие урал

Манси - народ, составляющий коренное население Это финно-угорский народ, являются прямыми потомками венгров (относятся к угорское группе: венгры, манси, ханты).

Первоначально народ манси жил на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы. В научной литературе народ манси вместе с народом ханты объединяются общим названием обские угры.

В Свердловской области манси проживают в лесных поселениях — юртах, в которых насчитывается от одной до 8 семей. Наиболее известные из них: Юрта Анямова (деревня Тресколье), Юрта Бахтиярова, Юрта Пакина (деревня Пома), Юрта Саминдалова (деревня Суеватпауль), Юрта Курикова и др. Остальные ивдельские манси живут дисперсно в поселках Вижай (ныне сгоревший), Бурмантово, Хорпия, на территории города Ивдель, а также в посёлке Умша (см.фото).

Жилище манси, посёлок Тресколье

Заготовка бересты

Нянькур - печь для выпекания хлеба

Лабаз, или Сумьях для хранения пищи

Сумьях семьи Пакиных, река Пома. Из архива исследовательской экспедиции "Манси - лесные люди" туристической компании " "Команды Искателей Приключений"

Этот фильм снят по материалам экспедиции "Манси - лесные люди" "Команды Искателей Приключений (Екатеринбург). Авторы - Владислав Петров и Алексей Слепухин с большой любовью рассказывают о нелегкой жизни манси в постоянно меняющемся современном мире.

Среди ученых нет единого мнения о точном времени образования мансийского народа на Урале. Считается, что манси и родственные им ханты возникли при слиянии древнего угорского народа и коренных уральских племен около трех тысяч лет назад. Угры, населяющие юг Западной Сибири и север Казахстана по причинам климатического изменения на земле вынуждены были кочевать на север и дальше на северо-запад, в район современной Венгрии, Кубани, Причерноморья. За несколько тысячелетий племена угров-скотоводов пришли на Урал, перемешались с коренными племенами охотников и рыболовов.

Древний народ разделялся на две группы, так называемые фратрии. Одну составляли угры-пришельцы «фратрия Мось», другую — аборигены-уральцы «фратрия Пор». По обычаю, сохранившемуся до наших дней, браки должны заключаться между людьми из разных фратрий. Происходило постоянное смешение людей для предотвращения вымирания нации. Каждую фратрию олицетворял свой идол-зверь. Предком Пор был медведь, а Мось — женщина Калтащ, проявляющаяся в образе гусыни, бабочки, зайчихи. До нас дошли сведения о почитании зверей предков, запрете охоты на них. Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, народ манси активно участвовал в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре. У каждой фратрии на протяжении долгого времени существовало свое центральное молебное место, одним из которых является святилище на реке Ляпин. Там собирались люди из множества паулей по Сосьва, Ляпин, Обь.

Одним из самых древних святилищ, дошедших до наших дней, является Писаный камень на Вишере. Оно функционировало долгое время — 5-6 тысяч лет в эпохи неолита, энеолита, средневековья. На почти отвесных скалах охотники рисовали охрой изображения духов и богов. Рядом, на многочисленных природных «полочках» складывали подношения: серебряные пластины, медные бляшки, кремневые орудия. Археологи предполагают, что в рисунках зашифрована часть древней карты Урала. Кстати, ученые предполагают, что многие названия рек и гор (например, Вишера, Лозьва) являются домансийскими, то есть имеют гораздо более древние корни, чем принято считать.

В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи посёлка Всеволодо-Вильва в Пермском крае, были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.

Мансийский язык относится к обско-угорской группе уральской (по другой классификации — уральско-юкагирской) языковой семьи. Диалекты: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, одна-кондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижне-лозьвинский. Мансийская письменность существует с 1931 года. Русское слово "мамонт" предположительно происходит от мансийского «манг онт» — «земляной рог». Через посредство русского это мансийское слово попало в большинство европейских языков (в англ. Mammoth).


Источники: 12,13 и 14 фото взяты из серии «Суйватпауль, весна 1958 года», принадлежат семье Юрия Михайловича Кривоносова, известнейшего советского фотографа. Он много лет работал в журнале "Советское фото".

Сайты: ilya-abramov-84.livejournal.com, mustagclub.ru, www.adventurteam.ru

Любовь Федякова

Конспект НОД по краеведению с детьми подготовительной группы

«Народы Среднего Урала»

(воспитатель Федякова Л. И., детский сад № 329, г. Екатеринбург).

Цель: Развивать у детей интерес к родному краю как части России: к людям разных национальностей, живущих в родном крае.

Задачи: 1. Познакомить детей с народами Свердловской области.

2. Развивать представления детей об особенностях (внешний облик, национальные костюмы, традиционные занятия) и культурных традициях представителей разных национальностей жителей родного края, Среднего Урала.

3. Воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям других национальностей.

Ход занятия:

Что мы Родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём!

Дети, назовите свою Родину? (ответы детей).

Назовите край, в котором мы живем. (Средний Урал).

Скажите, как называется наша область? (Свердловская).

Посмотрите на карту Свердловской области, она богата хвойным и лиственным лесом, дикими животными. Мы узнали и отметили на карте красивые места и достопримечательности нашего края. А сегодня мы поговорим о народах Свердловской области.

Посмотрите друг на друга, мы все одинаковые? (Нет.) Правильно, потому что среди нас есть удмурты, марийцы, татары, русские.

Чем же мы отличаемся друг от друга? (цветом глаз, волосами, кожей).

Еще каждый народ говорит на своем языке.

На каком языке говорят русские? (на русском).

А татары? (на татарском). Ярослав Р. скажи, пожалуйста, несколько слов на татарском языке.

На каком языке говорят удмурты? (на удмурском). Послушайте стихотворение на удмурском языке, его расскажет Ангелина. В.

Народы нашего края знают два языка: свой национальный и русский, так как они живут в большой стране – Россия, а русский язык – это государственный язык.

Чтобы лучше познакомиться с народами Свердловской области, мы сейчас посмотрим презентацию.

1 слайд. Русские.

Рассмотрите русский национальный костюм. Расскажите, какую одежду носили русские люди.

Какие национальные праздники отмечали? (Крещение, Масленицу, Пасху и т. д.)

2 слайд. Татары.

Дети, чем татарский костюм отличается от русского?

Кто знает татарские национальные праздники?

Самый знаменитый татарский праздник – это Сабантуй. Праздник завершения весенних полевых работ. Главным, наиболее любимым и самым популярным видом состязаний на Сабантуе остается борьба на кушаках. Также проводят скачки на лошадях, бой мешками, перетягивание каната, палки, лазанье на высоких столбах, на верху которого повешен приз и т. д.

Одновременно проводят состязания певцов, танцоров.

3 слайд. Башкиры.

Посмотрите, какой необычный башкирский национальный костюм? Чем он украшен?

Башкиры – известны как замечательные земледельцы, отличные животноводы и искусные пчеловоды.

Башкирские национальные праздники:

Каргатуй – вороний праздник, проводился в марте, посвящен весеннему пробуждению природы. В этот день варилась на молоке каша, в больших казанах. Пока варилась каша, девушки и молодые женщины украшали деревья разноцветными лентами, кольцами, браслетами. Под деревьями расстилали паласы, а в центре их – яркие тканые скатерти. На них раскладывали праздничное угощение.

Джиин – летний праздник. Устраивали спортивные соревнования.

3 слайд. Марийцы – это очень древний народ, они известны с VI века. Традиционными занятиями марийцев является земледелие, животноводство, пчеловодство, а также охота.

Национальный марийский костюм украшен вышивкой. Обратите внимание на головной убор, чем он отличается от других национальных костюмов.

Марийцы сохранили благоговейное отношение к природе. Лес у них священен. Существует представление, что лесом управляет богиня, или хозяйка, леса. Поэтому принято при каких-либо лесных работах в качестве дара оставлять хозяйке леса на пеньке кусочек блина или лепешки.

4 слайд. Удмурты. Традиционным занятием удмуртов является земледелие и животноводство.

А теперь рассмотрите, какой красивый удмурский национальный костюм. Чем он вам понравился?

Удмурские народные праздники: Гырыны Потон – праздник первой борозды. В день праздника проводились конские скачки. Считалось: кто будет победителем, тот и весеннюю пахоту закончит раньше. Победителю в конном соревновании девушки дарили полотенца, а в гриву его коня вплетали ленты.

Горон Быдтон – завершение весенних работ.

На удмурских праздниках самым распространенным музыкальным инструментом были гусли.

5 слайд. Чуваши.

Нравится ли вам чувашский национальный костюм? Расскажите, как одеты чуваши.

В древности чуваши занимались земледелием и животноводством. Домашние животные высоко ценились в хозяйстве. У чувашей было принято клясться ими. Во время такой клятвы над животными протягивали руку. Верили: если клятва ложная, животное заболеет и погибнет.

Чувашские народные праздники:

Акатуй – праздник сева. Взрослые и дети состязались в беге, устраивали скачки на лошадях.

Чуклеме – завершение уборочных работ.

6 слайд. Мордва.

А теперь посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай. Давайте скажем все вместе – пулай.

Мордва были в основном рыбаками, пахари, животноводы и охотники. Все праздники у мордвы связаны с их хозяйственными занятиями.

7 слайд. Ханты и Манси.

На крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – Ханты и Манси. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда хантов очень тёплая. Как вы думаете, почему?

Правильно, потому что на севере очень холодно! Одежда сделана из оленьих шкур, ведь, прежде всего она должна быть тёплой и удобной. Ханты и Манси одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Давайте все вместе повторим это новое для вас слово.

Посмотрите, национальная одежда украшена мехом и вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц.

8 слайд. Все национальности в нашей области живут в мире и согласии, у нас не наблюдается национальной вражды. Все народы уважают друг друга.

Игра «Путешествие по карте Свердловской области». Ребята, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по нашей области и наклеим маленькие картинки народов в тех местах, где они проживают.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

К нам в гости пришла бабушка Андрея Д. – она марийка. Посмотрите, ребята, в каком она красивом праздничном национальном костюме. Нравится вам? Бабушка нам расскажет о детских марийских играх, в которые она играла, когда была маленькой.

Дети, вместе с бабушкой, играют в марийскую народную игру «Пире ден пача-влак» - «Волк и ягнята». Правило игры:

Выбирают волка, овечку, а остальные - ягнята. Овечка с ягнятами идут по дорожке, навстречу им волк. Овечка спрашивает:

Мом тыште ыштет (Что ты делаешь, волк)

Тендам вучем (Вас жду) - отвечает волк.

А молан мемнам вучет? (А почему)

Пача-влакым кочкаш. (Чтобы съесть твоих ягнят.)

После этих слов волк ловит ягнят. Ягнята должны стоять за спиной матери, взявшись за руки. Играют до тех пор, пока волк не переловит всех ягнят.

Итог занятия:

Какие народы проживают в Свердловской области? (Ответы детей)

Наша страна, ребята, сильна своим единством, дружбой разных народов. Даже в нашей с вами группе есть татары, русские, чуваши, марийцы и все мы с вами живём дружно, никогда не ссоримся!

Публикации по теме:

Давно бытует в народе поговорка: "Урал - опорный край державы". Что же такое - "Урал"? Заглянем в Википедию: "Урал - географический регион.

Конспект НОД по краеведению для подготовительной группы

НАРОДЫ СРЕДНЕГО УРАЛА, СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: Русские, Татары, Украинцы, Башкиры, Марийцы, Немцы, Азербайджанцы, Удмурты, Белорусы, Армяне, Таджики, Узбеки, Чуваши, Киргизы, Мордва, Евреи, Казахи, Цыгане, Молдаване, Китайцы, Грузины, Греки, Поляки, Коми-пермяки, Езиды, Лезгины, Корейцы, Болгары, Чеченцы, Аварцы, Осетины, Литовцы, Коми,Латыши,Ингуши, Туркмены, Якуты, Эстонцы, Кумыки, Даргинцы, Манси Коренные народы Урала Вогулы – русские венгры. Исконный уралец – кто же он? Например, башкиры, татары и марийцы проживают в данном регионе всего лишь несколько веков. Однако и до прихода этих народностей данная земля была заселена. На территории Свердловской области, помимо татар и марийцев, компактное расселение имеют манси, поселения которых расположились на севере. Для манси характерна весьма специфическая поселенческая сеть, являющаяся отражением полукочевого образа жизни - очень неустойчивая, изменчивая. В Верхотурском уезде Пермской губернии в начале XX в. насчитывалось 24 населенных пункта вогулов (манси), в которых проживало около 2 тыс. человек [см.:Чагин, 1995,85]. В 1928 г. в Тагильском округе Уралобласти отмечено 7 мансийских селений. Но, видимо, это неполный перечень. В архивных документах в 1930 г. отмечено 36 кочевых селений, в 1933 г. - 28. Коренным народом были манси, именуемые до революции вогулами. На карте Урала и теперь можно отыскать реки и поселения, именуемые «Вогулкой». Манси являются малочисленным народом, к которому относится 5 изолированных друг от друга групп в соответствии с местом обитания: верхотурская (лозьвинская), чердынская (вишерская), кунгурская (чусовская), красноуфимская (кленовско-бисертская), ирбитская. Сегодня манси остается все меньше и меньше. При этом, по старым традициям живет всего пара десятков человек. Молодежь ищет лучшей жизни и не знает даже языка. В поисках заработка молодые манси стремятся уехать в Ханты-Мансийский округ для получения образования и ради заработка. Коми-пермяки Коми-пермяки, проживающие в Пермском крае, появились к концу первого тысячелетия. С XII века на данную территорию проникли новгородцы, занимающиеся обменом и торговлей пушниной. Башкиры Упоминания о башкирах встречаются в летописях, начиная с X века. Занимались они кочевым скотоводством, рыболовством, охотой, бортничеством. В X веке были присоединены к Волжской Булгарии и в этот же период туда проник ислам. В 1229 году Башкирия подверглась нападению монголо-татар. В XVII веке в Башкирию активно начали съезжаться русские, среди которых были крестьяне, ремесленники, торговцы. Башкиры начали вести оседлый образ жизни. Присоединения башкирских земель к России вызывало неоднократное восстание коренных жителей. В восстании Пугачева (1773-1775 гг.) башкиры принимали самое активное участие. В этот период прославился национальной герой Башкирии Салават Юлаев. В наказание яицким казакам, принимавшим участие в бунте, река Яик получила название Урал. Марийцы Марийцы или черемисы являются финно-угорским народом. Расселены в Башкирии, Татарстане, Удмуртии. Есть марийские деревни и в Свердловской области. Впервые упоминаются в VI веке готским историком Иорданом. Всего на территории Свердловской области в XX в. отмечено 39 поселений с марийским населением, расположенных на территории Артинского, Ачитского, Красноуфимского, Нижнесергинского районов. Нагайбаки Существует несколько версий происхождения данной народности. Согласно одной из них, они могут быть потомками воинов-найманов, тюрков, являвшихся христианами. Нагайбаки являются представителями этнографической группы крещеных татар Волго-Уральского региона. Это коренной малочисленный народ РФ. Нагайбакские казаки участвовали во всех масштабных сражениях XVIII века. Живут в Челябинской области. Татары Татары – второй по численности народ Урала (после русских). Больше всего татар проживает в Башкирии (порядка 1 миллиона). На Урале немало полностью татарских деревень. Всего на территории Свердловской области было выявлено 88 поселений, в которых проживали татары, из них 12 имели смешанное башкирско-татарское население, 42 -русско-татарское, одно - марийско-татарское. Татарские деревни сосредоточены в основном на юго-западе Свердловской области - в Артинском, Ачитском, Красноуфимском, Нижнесергинском районах. Гнездовой тип расселения в целом сохраняется до сих пор, и можно выделить ряд сельсоветов, которые преимущественно состоят из татарских селений: Русско-Потамский, Талицкий, Азигуловский, Усть-Манчажский, Бугалышский и др. Мордва на Среднем Урале на протяжении второй половины XX в. отличается особой дисперсностью расселения. В Свердловской области в 1939 г. их насчитывалось 10 755 чел., а к 1989 г. - 15 453 чел., причем 89,7 % из них относились к горожанам. Районы компактного проживания мордвы в сельской местности Свердловской области отсутствуют. В 1989 г. здесь было зарегистрировано 2 поселения: дер. Ключи Сысертского района и дер. Хомутовка г. Первоуральска, в которых отмечен смешанный состав населения, состоящий из русских и мордвы. Большой интерес представляет изучение динамики казахских сельских поселений. В 1959 г. их насчитывается 44, а в 1989 г. - 6. Всего на территории Среднего Урала во второй половине XX в. зарегистрировано 98 аулов, что значительно больше, чем татарских или марийских селений. Можно выделить ряд районов, где наблюдается наибольшее число казахских поселений, - юг и юго-восток Свердловской области (Камышловский, Байкаловский, Ирбитский, Пышминский, Сухоложский, Каменский районы).В северных и западных районах области поселения казахов практически не встречаются. Средний Урал в настоящее время представляет собой регион, в котором проживают представители почти 100 национальностей. Географически он охватывает в основном территорию Свердловской области, за исключением северных ее районов, а также часть Пермской и юг Челябинской области.

Палеолит

В конце раннего палеолита 300 – 100 тыс. лет назад началось заселение Урала. Прослеживается два основных пути этого движения:

1) Из Средней Азии

2) С Восточно -Европейской равнины, также Крыма и Закавказья.

В 1939 г. археолог М. В. Талицкий обнаружил стоянку неандертальца у Пещерного лога на правом берегу реки Чусовой. Примерный возраст стоянки – 75 тысяч лет.

Также известны такие стоянки древнего человека на Урале как Глухой грот и Ельники-2 в Пермской области. На Южном Урале открыта стоянка Богдановка, датируемая 200 тыс. лет назад!

Человек эпохи палеолита – неандерталец был отличным охотником, умел добывать огонь искусственным путем, сооружать примитивные жилища, изготавливать одежду из шкур зверей. Он обладал человеческой речью и разумом. Ростом был чуть ниже среднего современного человека. Некоторые ярко выраженные черты его лица – покатый лоб, выступающие надбровные дуги, рыжий цвет волос. Питался неандерталец мясом добытых животных, поедал плоды растений.

Поздний палеолит

В середине последнего Вюри-Валдайского оледенения (40 – 30 тысяч лет назад) на Урале появился кроманьонец- человек уже современного типа. Урал стал заселяться довольно плотно. Теперь люди занимали не только пещеры, но и устраивали укрытия вне их. Это были жилища типа шалаша из ветвей или жердей, покрытые шкурами. Для длительного пребывания строили полуземлянки с очагом внутри. Объектами охоты уже служили не мамонты, а более мелкие животные – медведь, олень, лось, косуля, кабан и т. д. Появилось рыболовство. Земледелия еще не появилось.

Мезолит

На Урале устанавливается близкий к современному климатический режим, складывается современная флора и фауна. Усилился приток племен на Урал. В его природно-географических областях и зонах стали складываться языковые племенные сообщества, которые положили начало будущим народам Урала. Образ жизни мезолитических племен Урала возможно представить по образу жизни индейцев Северной Америки. Хозяйство осталось охотничье-рыболовно-собирательским (6 тыс. – нач. 3 тыс. до н. э.).

Неолит

Археологические памятники представлены стоянками, поселениями, мастерскими по обработке камня, наскальными рисунками. Население региона растет. Наблюдается концентрация поселений на берегах рек и озер. Резких природных изменений не было. Горное дело выделяется в особую отрасль. Найдены мастерские по раскалыванию камня у выходов кремня и яшмы. Неолит-время шлифованных орудий и деревянных изделий (лыжи, сани, лодки). Важным занятием становится гончарство. Первая посуда имела полуяйцевидную или раковидную форму. Поверхность была покрыта узорами, состоявшими из прямых и волнистых линий, треугольников.

Эпоха энеолита

Хозяйство становится более специализированным. Жители Южного Урала активно занимаются скотоводством. На энеолитических памятниках найдены изделия из самородной меди. На Южном Урале складывался большой по тем меркам металлургический очаг.

Искусство этого периода представлено орнаментами на керамике, наскальным рисунками. Появились изображения птиц и животных, человека.

Бронзовый век

II тыс. до н.э.-VIII в. до н. э. Время господства бронзы. Добыча руды, ее дробление, обогащение производилось на месторождениях Таш-Казган, Никольская, Каргалы.

В последние десятилетия на Южном Урале были открыты свыше 20 памятников начала II тыс. до н.э. с круговой планировкой, наиболее известны из которых Аркаим и Синташтинское поселение. Археологи называют эти памятники “страной городов”.

Аркаим-это поселение площадью около 20 тыс.м2. Внешний круг включает 40 жилищ. В них были колодцы, очаги, ямы-хранилища. Найдены остатки металлургического производства(для этого периода очень крупного производства) . Жителей таких протогородов можно считать металлургами, скотоводами, земледельцами и воинами. У поселения 4 входа, ориентированных по частям света. Система рвов и стен являлась сложной и красивой композицией. Безусловно, Аркаим выстроен по продуманному плану(что необычно для того времени). Ясно, что в эпоху бронзы существовала высокая, интересная культура, развитие которой прервалось по неизвестным причинам. Сегодня Аркаим-заповедная земля: защищен и огорожен, хотя планируются дальнейшие раскопки.

Железный век. Формирование народов Урала. (III в.н.э.-нач. II тыс. н.э.)

Великое переселение народов-это многочисленные передвижения племен в I тыс. н.э., начало которым положили миграции готов из Скандинавии в Крым и группы племен хунну с Юго-Восточного Казахстана. Причиной этого движения могло стать осушение степей. Именно хунну, двигаясь по степям Южного Урала, смешиваются здесь с местным населением сарматов и саргатов, и с III века известны как гунны. Челябинские археологи обнаружили гуннский могильник в бассейне р. Караганки. Продвижение кочевых степных племен втягивало в свою орбиту и лесостепные и лесные племена Зауралья и Приуралья. С этими процессами связано формирование башкирского этноса, распространение тюрского языка на Южном Урале.

Люди жили в бревенчатых домах с погребами. Занимались подсечным земледелием (вырубали лес, сжигали его и на пепле сеяли ячмень, горох, овес, пшеницу). Разводили коров, лошадей, птицу. Исследуя многочисленные городища, мы узнаем, что важным занятием становится варка железа и металлообработка. Центром по выплавке железа в Прикамье было Опутятское городище. Основным производственным коллективом была семья. Заметно выделяется племенная знать и военачальники.

Начало II тыс. н.э -время формирования современных народов Урала. Предки башкир формируются в степях Приаралья и районах Средней Азии, а затем продвигаются в степи и лесостепи . Предки удмуртов формируются в междуречье Волги и Камы.


Особенности формирования национального состава Свердловской области

Глава 1. Формирование коренных народов Урала

На протяжении многих веков Урал оставался перекрёстком путей многих народов. Его географическое положение на стыке Европы и Азии во многом предопределило полиэтнический состав населения и многообразную и сложную этническую историю. Исследователи считают, что древние уральцы принадлежат к урало-алтайской этнолингвической общности, и предполагают, что в середине 4 тыс. до н. э древнеуральское население разделились на две ветвь: восточную (предположительно - предков самодийцев) и западную (финно-угорская общность). Во 2 тыс. до н. э. финно-угорская общность распалась на финно-пермскую (предки коми - перьмяков и удмуртов) и угорскую (предки ханты и манси) ветви. Именно эти народы относятся к аборигенному населению Урала.

1.1 Коми пермяки Прикамья

Археологическая культура коми - перьмяков - родановская (9-15вв.) - получила своё название по одноименному городищу. Роданово городище - один из наиболее крупных и интересных памятников. Сейчас на территории лесного Прикамья обнаружено свыше 300 подобных поселений. В этот период укреплённые городища стали не только ремесленными, хозяйственными, но и административными центрами. Хозяйство родоновцев было комплексным, но различалось при этом соотношением отраслей в зависимости от природных условий. В южных районах было развито пашенное земледелие (здесь много археологических находок жерновов для растирания зерна, кос - горбуш, ям - хранилища зерна), скотоводство (в основном разведение коров), меньше - охота и рыболовство. На поселениях имелись большие и малые срубные дома. В северных районах в большей степени было развито подсечное земледелие, так же промысловая охота и рыболовство. Среди найденных костей диких животных около половины принадлежит бобру. Обработка металла достигла у родановцев ремесленного уровня. Общественное устройство автохтонов Прикамья характеризовалась переходом от родовой общины к соседской.

1.2 Коми - зыряне

Происхождение коми - зырян в настоящее время связывают с ванвиздинской (5 - 10 вв.) и последующей вымской культурами. Ванвиздинские памятники распространены от Средней Печёры до верховье р. Камы, от гор Урала до Северной Двины. Это неукреплённые поселения и грунтовые могильники. На поселениях раскопаны наземные жилища, хозяйственные постройки и производственные площадки, в том числе и металогические: скопление шлака, тигли, литейные формы). Основные занятии населения: охота, рыболовства и животноводства. Центр формирования культуры коми - зырян была долина р. Выми. При сложении коми - зырянского этноса большое влияние оказали прибалтийские финны и славяне. Памятники вымской культуры (поселения и могильники) располагаются возле современных посёлков коми(топографическое положение тех и других совпадает). Жители строили наземные жилища. В погребальном обряде фиксируется связь с рекой и культ огня. В памятниках встречается много металлических украшений - бубенчиков, пронизок и т. Д. Большое число поселений на р. Выми могло быть связано с обслуживанием торгового пути из Руси в Сибирь. В могильниках найдены вещи русского и западноевропейского происхождения (германские, чешские, датские монеты, русские украшения и керамика) .

1.3 Удмурты

Как уже говорилось, в конце 1 тыс. н. э. из общепермской языковой общности выделяется удмуртский язык. В формировании удмуртского этноса (старое русское название удмуртов - отяки или вотяки, тюрские - ары) принимали участие разные группы населения. Известно несколько археологических культур, отражающие эти процессы. Укреплённые посёлки в это время превращаются в протогорода. Одним из таких памятников было городище Иднакар на р. Чепце. Его площадь около - 40 тыс. кв. м. Между наружным и внутренним валом находилась заселённая территория (как посад в русских городах), а центральная площадка напоминала укреплённый кремль. Это был центр северных удмуртов. Своё название он получил по имени героя - князя Идна.

На городище найдены вещи из металла и кости, выполненные с большим мастерством. Известны и другие городища, связанные с именами героев - князей - Гурьякар, Весьякар.

У удмуртского населения в этот период наблюдается рост пашенного земледелия, происходит развитие животноводства, ремёсел, в том числе ювелирного и металлургического, не уступающего по уровню деревенскому. По находкам на городищах можно говорить о влиянии и контактах удмуртов с Волжской Булгарей и Русью. Начавшийся процесс консолидации и становление государственности у удмуртов был нарушен в 13в. В связи с перемещением населения под натиском монголо-татар.

В лесной полосе Урала от рр. Вишеры и Лозьвы до Пышмы и Исети в 10 -13 вв. существовала юдинская культура, основные признаки которой совпадают с более поздней - мансийской. Известны городища и могильники этого времени. Городища строили на высоких берегах рек или на сравнительно низких террасах. Их окружали рвом 2 - 3 метра и валом, при сооружении которого использовали деревянные конструкции. Площадь городищ колебалась от 400 до 300м кв. На Юдинском городище параллельно валу располагались жилища двух видов: шатровые (легкие) и срубные.

В обряде погребения юдинцев наблюдается культ коня, широкое использование огня, помещение в могилу сломанных вещей (Ликинский могильник). На памятниках юдинской культуры найдены глиненая посуда и фигурки сидящих людей, железные ножи, наконечники стрел, рыболовные крючки, топоры, украшения - бубенчики, браслеты, серьги, шумящие подвески. Среди перечисленных вещей встречаются славянские, приуральские и местные. Население занималось охотой и рыболовством. Юдинская культура генетически связана с памятниками 6 - 9 вв. на этой территории. По погребальному обряду, узорам, конструкции жилищ, сходству родовых знаков и изображений на писаницах юдинская культура может быть определена как культура предков манси.

1.5 Самодийцы

Полярная зона Северного Урала и низовья р. Обь в I-II тыс.н.э. были зоной обитания предков самойдийцев. В уральской языковой семье ненцы вместе с энцами, нганасанами и селькупами составляют особую самойдийскую группу.

Самойдийцы (русские средневековые источники называли их самоядью) - древний этноним, который повторяется в разных формах в названиях племен и родов некоторых народов Сибири. Кое-кто из исследователей привлекает сюда и название самцы (саамы или лопари живут в настоящее время на Кольском полуострове, а также в северных районах Норвегии, Швеции и Финляндии).

Формирование народов самодийской группы некоторые ученые связывают с кулайской культурой (V в. До н.э. -- V в. н. э.), сложившейся на территории Среднего Приобья. В последнее время появилась другая точка зрения об автохтонном происхождении предков самодийцев на севере Западной Сибири, где прослеживается преемственность археологических культур от энеолита до раннего Железного века. «Каменная самоядь», как называли позднее Русские североуральских самодийцев, кочевала в Боль-шеземельской тундре -- от Печоры до Уральского хребта.

Складывание марийской этнической общности на территории Волго-Вятского междуречья относится к I тыс. н.э. Уже Иордан, готский историк 6 века, знал древних марийцев под именем «оремискано». В хазарском документе X в. они упоминаются как «ц-р-мис», а древнерусский летописец называет их «черемися». Большую роль в этногенезе мари сыграли соседние племена удмуртов и мордвы. Южные марийцы, жившие по соседству с Волжской Булгарией, испытали тюркское влияние. После разгрома Булгарского государства монголо-татарами марийцы стали переселяться к северо-востоку, оттесняя удмуртов к верховьям Вятки.

В хозяйстве и развитии социальных отношений у марийцев происходили процессы, сходные с теми, что наблюдались у удмуртов.

1.7 Башкиры

Формирование башкирского этноса (самоназвание -- «баджгард», «башкурт») было сложным в связи с большой подвижностью племен степной и лесостепной зоны. По мнению одних ученых, его основу составили древнетюркские племена, которые в течение VIII--IX вв. кочевали в Приаралье и в Казахстане. По мнению других, следует учитывать роль угорского и иранского компонентов в складывании башкир. Расселение предков башкир на их современную территорию началось с IX в. Процесс этот был длительным, и одновременно происходил приток новых групп населения. Возможно, в XII--XIII вв. на формирование башкирского этноса повлияло продвижение в этот район кипчаков. На карте XII в. арабского географа Идриси башкиры обозначены к западу от Уральских гор и к востоку от Волжской Булгарии. Центром формирования башкир являлась Белебеевская возвышенность. Их основными занятиями были пастушеское или кочевое скотоводство, в северных районах -- охота и бортничество.

Таким образом, этнические процессы на Урале протекали достаточно однотипно по обоим склонам хребта, хотя на восточном склоне они несколько запаздывали. В основе этих процессов лежало развитие аборигенного населения, в состав которого постоянно вливались разные по происхождению и численности этнические группы. Наиболее интенсивно это происходило в эпоху Великого переселения народов и в последующий период, когда началось развитие союзов племен. Именно тогда были заложены основы крупных этнических общностей, ставших прямыми предками современных народностей Урала.

формирование состав нация урал

Для Уральского региона характерна тесная взаимообусловленность составляющих отраслей и производства, особенно в тяжелой индустрии. Горнодобывающая промышленность служит базой для черной и цветной металлургии...

Значение Урала как важного экономического региона страны

Значительную роль в Уральском производственном комплексе играет сельское хозяйство. Примерно 2/3 всех сельскохозяйственных земель приходится на пашню, остальное - выгоны, пастбища, сенокосы...

Значение Урала как важного экономического региона страны

После глубокого экономического кризиса, наступившего в связи с исчерпанием потенциала социалистической системы, развалом Советского Союза и проведением системных экономических реформ Урал, как и вся Россия...

История исследования и характеристика Уральских гор

"Человек в состоянии победить многие неудобства жизни... если только он воодушевлен любознательностью, если цель, которой он желает достигнуть, возбуждает в нем живой интерес". М.А. Ковальский 18 августа 1845 г...

Общая экономико-географическая характеристика России

К началу XX в. территория Российской империи достигла 22,4 млн. км2 - и население страны составляло 128,2 млн. чел. По данным переписи 1897 г. в этническом составе насчитывалось 196 народов {доля русских -- 44,3%)...

Овраги и борьба с ними

Оврагообразование - современный рельефообразующий процесс, осуществляемый временными русловыми потоками дождевых и талых вод, в результате которого возникают специфические отрицательные линейные формы на поверхности суши...

Особенности распространения болот Евразии

Первые болота на нашей планете появились на стыке двух геологических периодов силура и девона (350 млн. лет назад). Именно в этот период вышли из водной среды предки современных растений и болота сыграли роль переходного моста...

2.1 Языческие верования и культы В основе традиционных верований коренного населения Урала лежал сложный комплекс представлений, уходящих корнями в глубокую древность. Наряду с промысловой и военной магией...

Особенности формирования национального состава Свердловской области

Урал рубежа XX--XXI веков - уникальный этнический и социокультурный регион, в котором проживают представители более 100 национальностей (коренных и мигрантов эпохи первой волны русской колонизации, петровского заселения, столыпинских реформ...

Понятие “народы Севера” включает представителей 30 национальностей: саамы, ненцы ханты, манси, энцы, сеты, селькупы, эвенки, юкагири, долганы, эскимосы, чукчи, коряки, аулеты, ительмены, тофалары, ульчи, нанайцы, нивхи, удэгейцы, негидальцы, ороки...

Проблемы развития народов Севера

В последние десятилетия мировая общественность стала внимательно наблюдать за положением коренных народов, в том числе и малочисленных народов Севера Российской Федерации...

Традиции и геополитика стран Африки

У колонизации Африки длинная история, самая известная фаза связана с европейским захватом Африки в девятнадцатом столетии. С середины второго тысячелетия нашей эры до XIX столетия самым главным африканским товаром были люди -- рабы...

Фауна и растительность Свердловской области

Горная полоса Урала характеризуется высотными изменениями растительности, которые позволяют выделить в горах три пояса. Горные леса, поднимаясь по склонам гор до высоты 750-800 м, образуют широкий горно-таежный пояс...

Эколого-экономическая оценка комплексного промышленного освоения Приполярного Урала

«Природные богатства - это естественное конкурентное преимущество России» (Путин В.В, 12.02.04) . Минерально-сырьевая база в настоящее время является фундаментом экономики страны и останется ее основой на ближайшие десятилетия...

Экономико-географическая характеристика города Екатеринбурга в составе Уральского федерального округа

Уральский федеральный округ богат крупными месторождениями минерального сырья. На севере региона, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, ведутся разработки газовых и нефтяных месторождений...