Читатель
чита тель , читателя, муж. тот, кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной, чтобы насмешливый читатель... не повторял потом безбожно, что намарал я свой портрет.» Пушкин . Писатель должен хорошо представлять себе будущих читателей его книги. Его книга не нашла читателей. Литература для юных читателей.
| чей. Кто обычно читает какого-нибудь автора, хорошо знает данного автора, любит его. Подарок читателям Маяковского (новое издание его сочинений). Встреча писателя со своими читателями.
| Посетитель общественной библиотеки, читальни. Зал вмещает двести читателей. Требования читателей удовлетворяются в тот же день.
Читатель
Syn: рецензент
ЧИТА ТЕЛЬ, я, м.
1. Человек, к-рый занят чтением какихн. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы читателей о книге. Встреча автора с читателями.
2. Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зал для читателей.
| ж. читательница, ы.
| прил. читательский, ая, ое. Читательская аудитория. Ч. билет.
Читатель
Читатель это участник литературного процесса, диалога, который ведет с ним писатель в своих произведениях. В зависимости от предмета изучения (генезис, структура, функционирование произведения) содержание понятия читатель видоизменяется; основных значений - три.Адресат (воображаемый, имплицитный читатель) - авторское представление о читателе, влияющее на содержание и стиль создаваемого произведения. Сам акт письма предполагает акт чтения, даже если пишущий скрывает от других свои записи (дневники, черновики), считая целью своего творчества только самовыражение. Для художественного творчества установка на автокоммуникацию или обращение к какому-то одному лицу (как в частной переписке) не характерна. Л.Н.Толстой любил называть свои сочинения «совокупными письмами» (Полное собрание сочинений: В 90 томах, 1954. Том 71). Понятие воображаемого читателя введено в литературоведческий обиход как противопоставление реальному читателю. В 1922 А.И.Белецкий выделил в особую читательскую группу «воображаемых» собеседников читателя. В 1926 В.Н.Волошинов (М.М.Бахтин), рассматривая любое «высказывание» как социальное общение, также различает того «слушателя», по отношению к которому «ориентируется произведение», и «действительную публику, которая фактически оказалась читательской массой данного писателя» (Волошинов В. Слово в жизни и слово в поэзии Звезда. 1926. No 6). Это разграничение принято и в современных работах (Х.Р.Яусс, М.Науман, В.Изер, В.В.Прозоров). Понятие адресата, подчеркивающее диалогическое начало в творчестве, позволяет рассматривать текст как воплощение определенной авторской программы воздействия, которое следует отличать от восприятия, где активной стороной выступает реальный читатель ;
В произведении. Введение литературных мотивов в творчество часто приводит к созданию образа читателя, в т.ч. идеологически и эстетически чуждого автору. В истории европейской литературы последовательно стал вводить беседы с читателем в романное повествование Г.Филдинг («История Тома Джонса, найденыша», 1749); они - важный компонент художественной структуры многих произведений разных жанров: роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1760-67) Л.Стерна, поэма «Дон Жуан» (1818-23) Дж.Байрона, «Евгений Онегин» (1823-31) А.С.Пушкина, «Мертвые души» (1842) Н.В.Гоголя, «Что делать?» (1863) Н.Г.Чернышевского, «За далью-даль» (1953-60) А.Т.Твардовского, эссе «На воде» (1888) Г.Мопассана, роман У.Эко «Имя Розы» (1983). У поэтов часто вычленяются циклы стихов о поэзии, где образно представлены и читатель друг и читатель недруг . Эта тема остро переживается в ситуациях конфликта автора и его реального читателя; так, у романтиков устойчива оппозиция: поэт- толпа; иногда автор провидит своего идеального читателя лишь в потомке (стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…», 1913, М.И.Цветаевой). Другой вариант образа читателя - персонаж, участвующий в сюжете и характеризующийся также через круг чтения, литературные вкусы (Макар Девушкин в «Бедных людях», 1846, Ф.М.Достоевского, главный герой романа Г.Гессе «Степной волк», 1927). Изображение персонажей как читателей отражает эстетические, литературно-критические взгляды писателя: прямо (если герой передает мысли автора, как Райский в романе И.А.Гончарова «Обрыв», 1869) или косвенно (литературные восторги комических персонажей - Крутицкого в пьесе А.Н.Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1868). Существует пограничный - художественный и литературно-критический одновременно - жанр, участники которого представлены в основном как читатели, зрители спектакля: «Критика «Школы жен» (1663) Ж.Б.Мольера, «Театральный разъезд после представления новой комедии» (1836) Гоголя, «Литературный вечер» (1880) Гончарова, «Первая пьеса Фанни» (1911) Б.Шоу;
Реальный читатель (публика, реципиент) изучается комплексно: не только литературоведением, но и смежными науками (социология, психология, педагогика и др.). В центре интересов литературоведа - преломление в восприятии реального читателя свойств произведения, реализация его «потенциала восприятия» (Науман). Функционирование произведения складывается из откликов на него читателей, критиков и писателей.
ЧИТАТЕЛЬ
ЧИТАТЕЛЬ
1. Человек, к-рый занят чтением каких-н. произведений, к к-рому обращены произведения письменности. Внимательный ч. Ч. газет. Отзывы читателей о книге. Встреча автора с читателями.
2. Посетитель общественной библиотеки, читального зала, читальни. Зал для читателей.
Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .
Адресат книги. Марк Аврелий, озаглавливая свою рукопись «К самому себе», как бы желает быть писателем без читателя. Но анализ его рукописи показывает, что и она хочет быть прочитанной. Обычно предпосылающиеся книгам обращения «к читателю»,… … Литературная энциклопедия
Чтец, лектор (ж. род: лектриса). Неточно у Грибоедова: Я глупостей не чтец... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. читатель чтец, лектор, пользователь, посетитель, рецензент,… … Словарь синонимов
Читатель - ЧИТАТЕЛЬ адресат книги. Марк Аврелий, озаглавливая свою рукопись «К самому себе», как бы желает быть писателем без читателя. Но анализ его рукописи показывает, что и она хочет быть прочитанной. Обычно предпосылающиеся книгам обращения «к… … Словарь литературных терминов
ЧИТАТЕЛЬ, читателя, муж. тот, кто читает, к кому обращен текст, для кого предназначено данное произведение письменности. «Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной, чтобы насмешливый читатель… не повторял потом безбожно, что намарал я… … Толковый словарь Ушакова
читатель - ЧИТАТЕЛЬ субъект чтения, представляющего собой совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Изначально конституируется как стратегии перевода письма в устную речь, как его буквальное озвучивание, или истолкование… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
читатель - ЧИТАТЕЛЬ, я, м. Выпивоха, известный любитель выпить. Серега у нас знатный читатель. От читать … Словарь русского арго
Адресат текста, т.е. субъект восприятия (понимания, интерпретации, осмысления или конструирования в зависимости от подхода) его семантики; субъект чтения (см. ТЕКСТ, ЧТЕНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ). Смещение интереса от автора и текста к фигуре Ч.,… … История Философии: Энциклопедия
Сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) кого? читателя, кому? читателю, (вижу) кого? читателя, кем? читателем, о ком? о читателе; мн. кто? читатели, (нет) кого? читателей, кому? читателям, (вижу) кого? читателей, кем? читателями, о ком? о… … Толковый словарь Дмитриева
Содержание 1 Определение 2 Цитата 3 История чтения … Википедия
Журнал еженедельный; в тексте рисунки мод. Издается в Москве с 1899 г. Издатели Д. П. Ефимов и А. С. Сергеев. Временный редактор А. С. Сергеев … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
«О, времена! О, нравы! » - воскликнул бы Цицерон сегодня, и был бы прав! Многое изменилось со времен Платона и Гомера, Пушкина и Лермонтова, Диккенса и Марка Твена. Стиль жизни стал до неузнаваемости простым, приходящим, мимолетным. Но больше всех изменились люди, читатели.
Впору бы спросить - а есть ли читатели сегодня и какие они? Разумеется, люди еще не разучились использовать книги по назначению, и достаточное количество современных мегаполисных жителей время от времени читают. Только вот журналы и статьи, рассылаемые по интернету, вряд ли могут похвалиться высоким качеством своего содержания. Так что же это - отсутствие писателей должного уровня или просто наша неразборчивость в читаемом?
Наверное, процесс деградации читателей сегодня - двусторонен. Это и наша «всеядность» и, как следствие, целый сонм авторов, которых и писателями назвать трудно. Та волна беллетристики, бульварного чтива и низкопробных романчиков, которая затопила наши умы и сердца, будет заполнять книжные магазины до тех пор, пока мы их покупаем. Нет спроса - не будет предложений.
Все познается в сравнении, поэтому говорить о современном читателе будет объективнее с позиции сопоставления. На что направлена была литература 18-19 веков? О чем писали, а точнее что давало чтение произведений Пушкина, Лермонтова, Толстова, Гете, Вальтера Скотта, Бальзака, Салтыкова-Щедрина и многих других? Прежде всего, читатели воспринимались авторами, как думающие и трезвомыслящие люди. И великие произведения золотого и серебряного века литературы дарят порыв, вдохновение, желание продумать и прочувствовать. Книги, романы и поэмы были итогом многолетнего труда, долгих поисков, духовных и творческих исканий авторов.
Что представляют собой книги 21 века, а соответственно и их читатели? Достаточно вот такого небольшого списка, чтобы понять интересы современных читателей - Борис Акунин, Александра Маринина, Ник Перумов, Дарья Донцова, Татьяна Устинова, Джоан Роулинг, Стивен Кинг. Беллетристика, детективы, развлекательное чтиво - вот на что направлены современные умы писателей 21 века.
Интересны ли произведения наших современников?
Заставляют ли они всерьез задуматься?
Не хочу сказать, что вся современная литература плохая. Нет, она выполняет свои функции. Отвлекает, развлекает, заставляет забыть серые неинтересные будни. Те же детективы Дарьи Донцовой весьма неплохо написаны. Или книги фантаста 21 века Джорджа Мартина, которым зачитываются поклонники жанра, крайне интересны и талантливы. Вопрос в другом - пробуждают ли современные произведения к работе мысли, к полету духа? В ответе на этот вопрос и кроется сущность современного читателя.
Современный читатель - это человек, который не хочет жить в реальности. В той, в которой ему приходится существовать каждый день. Это человек, которому книга дарит несколько счастливых, но преходящих минут другой, более интересной жизни.