Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какое воспитание получил фома гордеев. Фома гордеев

Какое воспитание получил фома гордеев. Фома гордеев

Цель: нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев»;

Задачи:

  • отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;
  • «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я не должен быть…»;
  • развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.

Оборудование:

1) М.Горький. «Фома Гордеев».Москва 1977год. (тексты).
2) Презентация к уроку.
3) Проектор.
4) Иллюстрации к произведению.
5) Русская литература 20 века. 11класс.Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.И. Лыссого. М. Мнемозина, 1998 год.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!

Горький М. «Фома Гордеев»

Нет уж, я сам себе место выберу.

Горький М. «Фома Гордеев»

ХОД УРОКА

– Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов, определите цель урока. (Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

– В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».
Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов, спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту, которую показал Горький в пьесе «На дне».

– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)

– Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
– Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни, отличительные черты характера) и о матери.
– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?
Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили
они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

– В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили? (Пушкин А.С. «Капитанская дочка» – «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» – «копи копейку…».)
– Близка ли мораль Игната Фоме? (Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует, хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе.

Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин) .
– Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему «Буду я тебя, Фома, учить»
– гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
– Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
– Принимает ли Фома уроки жизни Якова? (Отвергает. Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину,т.к. не принимает его жизненных принципов. Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал. Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то большое.)

4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?

– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?

а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев – личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском «Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города. Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)

Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а
не следует законам, их правде.
– Чему они учат? к вопросу 4

Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-то тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему-то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
– Назовите их. Кто они? (Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
– Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса этого времени.
– Когда писалась повесть? Что это за время? (1899 г.)

Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).

– Удалось ли Горькому показать такого человека?
– А почему? (Не учился, не читал, он ничего не делал)
– Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан? (Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.)

– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.

Рефлексия

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению к главному действующему лицу.
2. Роман «Мать» читать.

Роман «Фома Гордеев», изданный в 1899 году, считается первым масштабным сочинением . Произведение повествует о молодом человеке, которому в наследство достались состояние отца и фамильное дело. В попытках продолжить деятельность и увеличить капитал, который принесли труды его отца, Фома, бунтарь и мечтатель, предполагает, что счастье измеряется не в деньгах. Поиск собственного места в жизни дается главному герою нелегко. Утешением для него становятся пьянство, загулы и нелепые выходки.

История создания персонажа

Книга Горького представляет собой жанровый симбиоз. Это роман, описывающий биографию молодого человека, находящегося в конфликте с родной для него средой. В нем просматривается история современного поколения – представителей молодежи, встающей в оппозицию буржуазии или подчиняющейся ей. Роман о воспитании совмещается с романом о поколениях. Такую формулировку использовал сам автор.

Характеристики героев, используемые Горьким, дают представление о типичных буржуа, чье поведение соответствует тем или иным периодам строительства капитализма. Писатель рисует образы купцов старой закалки и людей новой формации, предоставляя полноценную картину социума и его противоречий. Трактовка главного героя произведения позволяет выделить его из описываемой среды. Он выступает противником всему классу, к которому принадлежит по статусу.

Поступки Фомы Гордеева автор оправдывает не воспитанием или условиями его существования, а индивидуальностью его характера и природой личности. Все в нем восстает против социальной несправедливости. Герой мечтает о всеобщем благе. Свое имя Фома Гордеев получил неспроста. Ученик – Фома носил прозвище Неверующий. А фамилия Гордеев свидетельствует о чрезмерной гордости ее обладателя.

Роман «Фома Гордеев»

В литературоведении образ Фомы Гордеева ассоциируется с образом бунтаря, выступающего против купечества и изжившего себя уклада жизни, принятого в царской России. Отец и крестный Фомы были жизнелюбивы и вкладывались в собственное дело. Их потомок, напротив, отличается суетностью и желанием противостоять привычным нормам. Жизнь представляется ему котлом, в котором кипят живые люди. Это порождает в нем размышления о смысле жизни.

На протяжении всего романа героя сопровождают символы. Одним из них становится сова, трактуемая как образ мудрости. Горький приводит в пример ситуацию из детства персонажа, когда Фома с друзьями загонял сову и вынудил ее спрятаться. В таком же положении находится герой в момент встречи с читателем.


Роман "Фома Гордеев"

Мужчине свойственна черта, присущая героям русской литературы: полусонность сознания. Она сочетается с объяснимым желанием молодости рубить с плеча, обращать на себя внимание и руководить. Так Фома сам приводит себя к внутриличностному конфликту. Он пытается самоутвердиться и не может сделать этого, так как не находит путей для самореализации

Стеснительный и робкий, Фома не способен вникнуть в суть ситуации и ее проблематику. Житейское нутро семейного дела оказывается не по душе герою. Возвышенный и порядочный, он не терпит фальши и не готов идти на ухищрения ради прибыли. Фома – эстет. Он видит красоту природы, людей, поведения и труда. Любуется работой кудрявого парня при подъеме баржи.

Команда работников завораживает молодого человека и одновременно порождает в нем раздражение. Ему хочется, чтобы крах настиг общее дело, и это происходит. Когда работа была окончена, гнев Гордеева перешел с коллектива тружеников на саму баржу, потерявшую товарный вид.


Иллюстрация к книге Горького "Фома Гордеев"

Фома не приспособлен к существованию в окружающем его мире. Он не готов слушать чужие наставления. Отец, крестный, Люба – все пытаются научить его жизни. Но все тщетно. Герой обречен на страдания и поиски самого себя. Поначалу все дают ему уроки и наказы, а затем покидают героя, избегая его тоски и необходимости сопереживать.

Фома не стал полезен людям и не сделал ни для кого доброго дела. Сын богача прокутил состояние, не задумавшись о том, что деньги надо использовать во благо. Не уповающий на Бога, молодой человек до смерти верит, что всем движет не перст Господень, а его личное желание.

Самовлюбленность и ощущение собственного превосходства управляют им. Фоме не хватает смирения и покаяния. Над ним властвует сильнейший грех – гордыня. Финал произведения демонстрирует поражение героя и победу справедливости. Он утратил здравый смысл и бродил по городу в полубессознательном состоянии. Люди, которых герой высмеивал, теперь смеются над ним. Смерть персонажа – это освобождение мира от его существования, кара его легкомысленности и недостатков.

Экранизации

В 1959 году по роману Горького сняли фильм. Режиссером выступил Марк Донской. Главную роль исполнил актер . Содержание киноленты совпадает с сюжетом книги.

В семье купца рождается сын Фома. Мать умирает при родах, поэтому ребенка определяют на воспитание в семью крестного. К 6 годам мальчика забирает к себе отец, желающий воспитывать Фому будущим купцом, жестким и непреклонным продолжателем семейного дела.


Герой не находит себя в жизни. После смерти отца он проматывает состояние, не получая удовольствия от кутежей и бессмысленных трат. Люди его круга становятся чужими, и между Фомой и социумом возникает непримиримый конфликт. В финале истории Гордеев признан невменяемым. Он заканчивает дни на обочине жизни, стоя в очереди за похлебкой в доме призрения, финансированном его отцом.

  • Малый Театр СССР выпустил телепостановку по мотивам произведения Горького «Фома Гордеев». Фото сценографии и актеров в образах выложены в интернете. Режиссер постановки – Борис Львов-Анохин. В главной роли выступил актер .

Цитаты

«Неужто затем человек рождается, чтобы поработать, денег зашибить, дом выстроить, детей народить и - умереть?»
«Человек ценен по сопротивлению своему силе жизни, - ежели не она его, а он её на свой лад крутит, - моё ему почтение!»
«Мало ли кто чей сын... Не по отцу почет, а по уму...»

Билет 18. Проблема человека и среды в произведениях Горького (Фома Гордеев, Трое).

В романах показано внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обреченность существующего миропорядка. «Фома Гордеев» первый роман о судьбе поколений. вереница первонакопителей, которые стали «хозяевами жизни». на первый план выведены буржуа новой формации, наследовавшие деньги отцов и воспринявшие новые методы обращения с капиталом. Яков Маякин – «идеолог» и руководитель нового купечества, рвущийся к власти, общественному влиянию. Он славит буржуазный прогресс, купеческое сословие - это животворная сила русской экономической и культурной жизни. Маякин требует для купечества жизненного «простора», доли в управлении страной. Горький не возлагал надежд и на молодое поколение купечества. Тарас Маякин, Африкан Смолин, Любовь Маякина не внесут в жизнь ничего нового. По крови и духу они дети Маякина, которые отошли от него лишь на время, а затем возвращаются в отчий дом. (идет по пути предпринимательства Тарас, бывший революционер; Любовь вступает в выгодный брак со Смолиным, единение старых и молодых Маякиных в деле «Тарас Маякин и Африкан Смолин» в конце). противоречивость социальной психологии Ежова (журналист) и интеллегенции. Выходец из народа, он не выполняет своего призвания–служения народным интересам, не соглашаясь с порядком «хозяев», не знает, «к чему прилепиться душой». Это интеллигент на идейном распутье. Особенность композиции – роман хроника, семейный роман. Отец Фомы Игнат копит деньги, но в нем остается широта души, последующие купцы широту души утрачивают. Игнат Гордеев ощущал еще радость творческого труда, красоту жизни и начинал понимать, что становится «не хозяином своего дела, а низким рабом его». Фома больше берет от мамы и няни. Показано как он формируется: разрывается своей средой. Живет у якова макина – или всех грызи, или лежи в грязи. Фома гордеев – с чистой душой, человек правды, а В купеческой среде к богатству приходят все через преступления. Фома не накопитель. Внутренняя тема Фомы – познание людей, себя, мысль о несвободе, желание понять, как жить. Образ Совы – слепа днем, натыкалась. Фома также не находит ответа на свои вопросы, но восстает против купцов. Это энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, простора своей энергии. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места. Горький противопоставил Фому Гордеева и старому и молодому поколению купечества. он типичен как носитель морального идеала, перед которым открылась несовместимость человеческого и собственнического начал жизни. Субъективные попытки его совместить человеческое и собственническое – заранее обречены, как обречен на поражение его бунт, протест одиночки против «хозяев жизни». Фома обнаруживает, что в окружающем его мире извращены все человеческие ценности. Чувство Медынской оказывается фальшивым, естественное требование человечности, с которым Фома обращается к людям, воспринимается в мире собственников как нечто ненормальное – «хозяева» объявляют Фому сошедшим с ума.

Фома ничего не может противопоставить аморальной силе этого мира, бунт его обречен, это бунт слабого одиночки. Драма Фомы показана Горьким на широком фоне русской народной жизни, которая и несет животворящие начала мира. В народной массе ищет Фома носителей нравственных идеалов, смысл жизни. Пейзаж - Опоэтизированная народом Волга, на фоне которой развертывается действие, вырастает здесь в символ народной жизни. «Трое». заостряется проблема несоответствия существующих социальных и нравственных норм жизни стремлению человека «жить по-человечески. история жизни трех молодых людей одной трудовой среды, каждый из которых ищет «правду». В центре судьба Ильи Лунева, через нее жизненные события и душевный мир других героев. Судьбы трех друзей типичны для мелкобуржуазной городской среды того времени. В людях этой среды здоровые чувства и стремления уживались с собственническими мечтами. характер Лунева, в котором борются чувства хозяина и труженика. Первый этап жизненного пути Ильи – путь в «люди». С юных лет мечтает он, видя тяготы окружающего, о жизни обеспеченной и стремится к обогащению, смутно понимает, что путь этот связан с моральным падением. И чем ближе Илья к своему идеалу, тем ниже морально падает он сам. Кульминация повести–убийство Луневым купца Полуэктова. Своей собственной жизнью он хотел ответить на вопрос как жить? Илья понимает, что он и его друзья в тупике: подругу детства продали старому мужу, яков в попытках объяснить жизнь волей божественного промысла и медленно угасает, замученный своим отцом – кабатчиком, Любимая Луневым женщина становится содержанкой богатого купца Полуэктова. Полуэктов стал для Ильи воплощением того зла жизни, что обрушилось на них. Илья убил его не из ревности, не с целью грабежа: это взрыв ненависти к тем, кто «душит» их, это вызов судьбе. На деньги Полуэктова Илья открыл мелочную лавочку - еще один шаг к разрушению иллюзий о чистоте жизни «хозяев». чистота и благообразие – маска, которой прикрыты аморальность, обман, преступление. Илья бунтует против мира «благополучных» «хозяев». Финал повести, сцена вечеринки, на которой он признается в убийстве, обличая социальную и нравственную философию мещан,–-своеобразная вариация сцены на пароходе из «Фомы Гордеева». Но бунт Лунева так же безрезультатен, как и бунт Фомы. Это признает он сам: «Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!» В этом –драма Ильи. Мечта о достижении человеческого счастья в рамках существующего миропорядка оказалась несостоятельной. В повести каждый из трех героев проходит свой путь в поисках правды жизни: Яков Филимонов - носитель своеобразного учения о непротивлении, христианского гуманизма, нет воли к сопротивлению, но эта позиция приводит к оправданию зла (яков осознает неправду жизни отца, грабящего людей, но подчиняется ему, так же грабит за трактирной стойкой), Павел Грачев - Под влиянием социалистических идей в герое пробуждается общественное сознание, которое определит его дальнейшую судьбу – путь в революцию. Горький утверждает возможность и право человека понять законы, по которым развивается человеческая жизнь, найти основанный на разуме, а не на религии выход из ее социальных тупиков.

Билет 19. Споры о пьесе Горького «На дне»

Споры касаются образа Луки и авторской оценки героя: лжец или врачеватель душ. Споры о правде Луки, Сатина, о бескрылой правде обитателей ночлежки, жанре пьесы. Основной вопрос горького: что лучше истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Л. Колобаева : Горький улавливал склонность сострадания к иллюзиям, внутреннюю готовность жалости к сговору с ложью, утверждал идеал сильного добра, способного опереться на безжалостную правду. Попов «Человек все может»: в Луке схвачено существенное сострадание, доброта, милосердие, независимость, но он не боец. Но проповедь добра не была бесполезной, если пробуждала на дне, в самосознании героев желание лучше жить, чувство собственного достоинства. Но жизнь не дает возможность воплотиться этим советам. Долженков «существует только человек»: Лука делает ставку не на внутренние силы человека, а ищет поддержи вне его. Лука представитель сострадания и лжи, соблазнаяет людей надежной и губит их. Ночлежка ад – бес – Лука, лукавый, Сатана – Сатин, который не принимает окружающих такими, какие есть, а воспевает человека с большой буквы. Сатин говорит правильные вещи, но сам не таков, а Лука не верит в человека. Жанр – социально-философская драма (см билет 11). + Луки: Анна начинает верить в то, что со смертью тела душа отходит в лучший мир, и умирает спокойно. Актер верит выдуманным рассказам Луки о лечебнице где лечат от алкоголизма. Наташа и Пепел верят в возможность их совместной чистой жизни в Сибири. Для Луки главное, чтобы в человеке жила вера и надежда, а каким путем это будет достигнуто - неважно. Антипод: Бубнов признает только голый факт, все остальное для него вранье. Правда Бубнова жестокая, безжалостная она основана на равнодушии к людям, она исключает всякую надежду на изменение человека. – Луки: Потеря веры может обернуться трагедией для человека, притча о праведной земле, Актер – тоже самое. Лука исчезает из ночлежки в самый важный для ее обитателей момент, когда у многих из них зародилась вера во что-то лучшее. Герои теряют веру. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепла сажают в тюрьму, Наташа попадает в больницу. как только исчезает человек, утешавший их, заставлявший их верить, они сразу же теряют эту веру и опускаются снова. + Луки: изменил многих обитателей ночлежки в лучшую сторону, застав их задумать о своей жизни. Повлиял на Сатина. Из философии Луки Сатин берет веру в человека («Человек - вот правда! Он это понимал...»), но веру без жалости и милосердия. Человека надо уважать, а не жалеть, надо верить в собственные силы человека, для сильного, гордого человека не нужны жалость и милосердие, они нужны только для слабых – резонер.

В канун 1900 г. Горький выступил с романом «Фома Гордеев». В «Анне Карениной» Толстого говорилось, что все переворотилось, но еще не уложилось в пореформенное время. В «Фоме Гордееве» изображено начавшееся «укладывание».

Будучи участником народнических кружков 80-х гг., Горький критически отнесся к учению народников, но отзвуки его воздействия все же можно найти в ранних произведениях писателя; таковы, например, мотивы жертвенности в легенде о Данко и в «Песне о Соколе». Роман «Фома Гордеев» свидетельствовал об изжитости подобных увлечений. Это крупнейшее антинародническое произведение, не оставлявшее сомнения в том, что Горький начал овладевать марксистским познанием общественного развития.

После появления «Фомы Гордеева» читатели и критики стали говорить о нем как о писателе-марксисте. Так, будущий нарком иностранных дел Г. В. Чичерин писал товарищу в 1901 г.: «Вместо миросозерцания эпохи натурального хозяйства, выступает совершенно новое миросозерцание городского пролетариата <...> Марксизм и Горький — вот главные явления у нас за последние годы. (И в «Фоме Гордееве» — большое влияние марксизма)».

Свои большие вещи (от «Фомы Гордеева» до «Жизни Клима Самгина») Горький строил как романы-хроники, что позволяло ему показывать не только развитие жизни человека во времени, как это делал в своих хрониках Н. Лесков, но и движение самого времени как исторической категории.

Герои оказывались соотнесенными с исторической поступью России. Одни из них становились активными деятелями, другие убеждали в том, что человек и «его время» — не всегда совпадающие величины. Тяготение к такому соотнесению отчетливо проявилось уже в первом романе, герой которого не услышал истинных зовов своего времени.

Наибольшее внимание в романе уделено двум фигурам: охранителю и утвердителю буржуазного сознания — Якову Маякину и отщепенцу своего класса, становящемуся «боком» к нему, — Фоме Гордееву. В 90-е гг. капитализм занял прочные позиции в стране.

Образ «чумазого», столь выразительно запечатленныйв творчестве Щедрина, Успенского и Островского, уходил в прошлое, уступая место денежным воротилам и фабрикантам. Предшественники Горького в создании образа наступательного буржуа (П. Боборыкин — «Василий Теркин», Вас. Немирович-Данченко — «Волчья сыть» и др.) отметили появление нового типа купца, «который начинает сознавать свою силу», но не создали типической фигуры его.

Яков Маякин — социальный тип, воплотивший потенциальную силу буржуазии конца века. Классовое, хозяйское сознание пронизывает всю жизнедеятельность преуспевающего купца, все его нравственные устои. Это купец, думающий не только о себе, но и о судьбе своего сословия.

Капитализм начал проникать во все области общественной и экономической деятельности, и оказалось, что Маякину уже мало господства только в области экономики. Он рвется к власти в более широком масштабе. Примечателен отзыв волжского миллионера Бугрова, который сказал Горькому, что не встречал на своем пути Маякиных, но чувствует: «таков человек должен быть!».

Автор «Фомы Гордеева» учился у классиков всеобъемлющему постижению людских характеров и детерминированности их родною средою и обществом в целом. Но, все глубже проникая как художник в классовую структуру общества, он вносил нечто новое в свое изучение человека.

В его произведениях была усилена социальная доминанта мировосприятия героев, а в связи с этим более ощутимой становилась классовая окраска их внутреннего мира. Органическая слитность классового со своеобычным позволила Горькому создать большую галерею родственных, но тем не менее таких непохожих друг на друга героев.

Современная критика уловила характерную особенность Горького-психолога. Критик Л. Оболенский писал, имея в виду Якова Маякина, что Горький «схватывает» наряду с индивидуальными чертами героя также черты «семейные, наследственные, сложившиеся под влиянием профессии (класса), и усиливает эти последние до такой яркости, что перед нами встает уже не обыденная фигура, которую в жизни мы бы и не заметили, а полуреальное, полуидеальное, почти символическое изваяние, монумент целого сословия в его типичных чертах».

Наряду с купцом, ведущим свою родословную с XVIII в., в «Фоме Гордееве» показан также один из первых накопителей капитала в пореформенную эпоху. При всей ограниченности реформы 1861 г. она дала возможность проявиться дремлющей энергии и смекалке народа. Отсюда огромный интерес Горького к капиталистам, вышедшим из народной среды и еще не до конца порвавшим связи с нею. Игнат Гордеев, Савелий Кожемякин,Егор Булычев — все это богачи, наделенные не только стремлением к деньгам, но и «дерзостью сердца», которая мешает им слиться полностью с миром хозяев.

Горьковский роман говорил о развитии капитализма в России и вместе с тем о неустойчивости нового уклада жизни. Свидетельства тому — зарождение протеста в рабочей среде, а также появление не согласных с буржуазной практикой и моралью в рядах самой буржуазии.

Вначале Горький хотел создать роман о блудном сыне капитализма. Разрыв со своею средою, выламывание из нее становилось все более примечательным жизненным явлением, привлекавшим внимание и других литераторов. На пороге такого выламывания стоит герой чеховской повести «Три года». Однако в процессе творческой работы Горький пришел к выводу, что Фома «не типичен как купец, как представитель класса» и, чтобы не нарушить «правду жизни», надо поставить рядом с ним другую, более типичную фигуру.

Так возник равновеликий образ второго центрального героя. Это персонажи, взаимно обусловившие друг друга. Опасаясь, что типический образ купца, рвущегося не только к экономической, но и к политической власти, вызовет запрет цензуры, и стремясь сохранить эту новую в русской литературе фигуру, Горький, по его словам, «загородил» ее фигурой Фомы («Фомой я загородил Маякина, и цензура не тронула его»).

Маякин и Фома — противоборствующие герои. У одного из них все подчинено стремлению богатеть и властвовать. В основе его идеала лежит экономический принцип. Ему он подчиняет все, в том числе и жизнь близких ему людей. У другого отношение к жизни связано с социально-нравственным познанием ее. Хозяйское начало не раз проявится в поведении и сознании Фомы (он сын своей среды), но не оно главенствует в его внутреннем мире.

И если «блудный сын» буржуазии Тарас Маякин, быстро забыв свою былую оппозиционность, возвращается в отчий дом с целью приумножить добытое отцом, то Фома, наделенный чистым нравственным чувством и неуснувшей совестью, выступает как обличитель хозяев жизни, — возврат в отчий дом для него невозможен.

Роман пронизан мыслью о необходимости пробудить сознание народа. Мысль эта, проявленная в обрисовке характера ведущего героя, в спорах персонажей романа, в авторских раздумьях о судьбе родины, скрепляет воедино разнородный жизненный материал. В раннем творчестве Горький показал себя мастером яркого южного пейзажа. В «Фоме Гордееве» даны столь же впечатляющие картины волжской природы, напоминающие о величиии тягостной дремоте русского народа.

«На всем вокруг лежит отпечаток медлительности; все — и природа, и люди — живет неуклюже, лениво, — но кажется, что за ленью притаилась огромная сила, — сила необоримая, но еще лишенная сознания, не создавшая себе ясных желаний и целей... И отсутствие сознания в этой полусонной жизни кладет на весь красивый простор ее тени грусти». Отсутствие ясного сознания характерно и для молодого Гордеева. Фома обладает горячим сердцем. Он не приемлет житейских заповедей Маякина, его волнует унижение и нищета одних и неправое могущество других.

Но, подобно ранним героям Горького, он не понимает причин социального неравенства. Как и босяцкие бунтари, он социально слеп, и это делает его гнев мало действенным. Радикально настроенный журналист Ежов, который наблюдает за нарастанием стихийного возмущения Гордеева против имущих власть, говорит ему: «Брось! Ничего ты не можешь! Таких, как ты, — не надо... Ваша пора, — пора сильных, но неумных, прошла, брат! Опоздал ты...».

Стихийное, «нутренное» бунтарство Фомы окрашено в романтические тона, и это дало повод ряду литературоведов утверждать, что Горький создал романтический образ. Но Горький ставил перед собой задачу не утвердить, а развенчать романтика подобного типа. Он уже был анахронизмом. Фома выше своей среды в мире нравственных ценностей, но интеллект его невысок, а мечты хаотичны.

Исступленное сердце молодого Гордеева жаждет ниспровергнуть социальное зло, но он неспособен на социальные обобщения. Ум его спит, и Горький многократно подчеркивает это в романе. Разоблачительная речь на пароходе — высшее выражение гневного мятежа блудного сына буржуазии и вместе с тем свидетельство архаичности его бунта.

Свободолюбивый по натуре герой терпит поражение не только потому, что против него ополчились разоблачаемые, но прежде всего потому, что он сам еще не созрел для действенного социального протеста. Роман Горького был последним романом столетия об одиноком герое-романтике как герое, не соответствующем требованиям нового времени.

Признание бесплодности стихийного бунтарства сочетается у Горького с поисками носителей действенного социального протеста. Он находит их в пролетарской среде. Рабочие, изображенные в романе «Фома Гордеев», не вступили еще на путь революционной борьбы, но спор журналиста Ежова с рабочим Краснощековым о «стихийном» и «сознательном» начале в рабочем движении свидетельствовал о тяге рабочих к такой борьбе.

Более отчетливо об этом будет сказано в повести о трех товарищах, ищущих свою жизненную дорогу («Трое», 1900). Один из них погибает, избрав путь непротивления. Гибнет и второй, пытавшийся не изменить, а лишь несколько смягчить неприглядность собственнического мира. И только третий, рабочий Грачев, найдет истинную дорогу, сблизившись с революционным кружком.

Горький не мог еще создать полнокровный образ героя-рабочего, — этот герой только начал проявлять себя в жизни, но им был уловлен все более углублявшийся революционный настрой общественных устремлений. Романтический призыв к подвигу, которому всегда есть место в жизни, прозвучал в «Старухе Изергиль». К подвигу призывала «Песня о Соколе». В 1899 г. автор усилит ее революционное звучание, создав новую концовку со знаменитым лозунгом:

Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни!

В «Фоме Гордееве» Ежов говорит о приближающейся буре. Вскоре предчувствием бури будут охвачены уже многие герои русской литературы. Чеховский Тузенбах («Три сестры») скажет: «Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку».

В стихотворении в прозе «Огоньки» В. Короленко напомнит, что, как бы ни темна была жизнь, «все-таки впереди огни!..». Пьеса Чехова таит в себе предчувствие близящихся перемен, в «Огоньках» проявляется надежда на эти перемены. То был отклик на животрепещущие проблемы дня, но оба художника не ощущают еще непосредственного дыхания грозной бури.

Дыхание это воплощено в знаменитой «Песне о Буревестнике» (1901), в которой слышался не только призыв к революции, но и уверенность в том, что она победит. Песня эта приобрела еще большую популярность, чем воспевшая революционный подвиг «Песня о Соколе».

Образ бури, к которой призывал Буревестник, восходил одновременно к двум литературным источникам: к традиции вольнолюбивой поэзии (Языков, Некрасов и др.) и к социалистической публицистике рубежа веков. Новую песню широко использовали в революционной пропаганде, ее читали на студенческих вечеринках, распространяли в виде листовок.

Горького начали воспринимать как певца революции, как писателя, призывающего к активному революционному сопротивлению. Революционный романтизм, которым овеяна «Песняо Буревестнике», явился выражением нового идеала, новой исторической перспективы.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Характеристика героя

Ярко, с непримиримой ненавистью рисует Горький мир «хозяев жизни», наживы, обрекающий миллионы людей на нищету, голод и бесправие. Но этот мир уже раскалывается изнутри, он не монолитен, как хотелось бы его обитателям.

В романе «Фома Гордеев» Горький показывает пороки общества, разваливающие класс «хозяев» изнутри. Этот строй обречен, но еще пытается сохранить былое могущество и власть, цепляясь за любую возможность, пренебрегая всеми человеческими принципами. В чем же причина вырождения класса «хозяев»? Горький подробно рассматривает эту проблему и показывает на примере семьи Гордеевых.

Игнат Гордеев - основатель дела. Начинал с водолива на бирже богача Заева, в сорок лет стал собственником трех пароходов. Это мощная и противоречивая личность.

В нем уживались будто сразу три человека: неистовый.и жадный до любого дела работник; «шалый» гуляка и грешник, молящий о прощении Бога. Игнат способен спокойно смотреть на гибель своих барж во время ледохода, бросить огромный куш на строительство ночлежного дома, прокутить и пропить огромную сумму денег. Он не жаден до них, рассуждая философски: «Волга дала, она же и забрала». Он понимает, что «дело - зверь живой и сильный, править им нужно умеючи». Игнат - хозяин, строящий дело.

Долгожданный же наследник - Фома растет замкнутым и неразговорчивым. Игнат видит в нем много странного, не нужного и лишнего для «хозяина жизни». Фома не понимает пользы учения, не хочет читать книги, растет любимцем Игната и Увальнем. Преждевременная смерть отца ошеломила Фому, окончательно запутала и сбила с дороги.

Речи крестного Маякина о ценности денег не внушают ему доверия. Молодому человеку страшно и тяжело жить. Он не видит надежной опоры. Деньги для него сродни обузе. Он готов тратить их бесцельно и бессмысленно. Маякин говорит о нем: «Человек разбился». Нет в нем «стержня», опоры.

Фома выступает «против всех... против фальши». Его протест стихийный, разрушительный, в первую очередь для самого Фомы. Он дерется и буянит, разбивает свои и чужие баржи; по его вине гибнут и калечатся невиновные люди, работающие на него.

Горький показывает, что этот протест не несет никакого положительного результата, так как за грубой и темной силой Фомы нет никакой видимой цели. Он не знает, что хочет, а это страшнее всего. Капитан Ефим говорит про него: «И делу не хозяин, а лютый враг».

«Класс хозяев» удивительно единодушен, когда ему грозит беда извне. Защищая капитал Игната Гордеева, дело жизни приятеля, Маякин доводит его сына до «сумасшествия». Никому в этом мире не дано право жить самостоятельно. Здесь правят деньги. Они Бог этого общества. Ради них эти люди - «столпы общества» - пойдут на любое преступление.

Фома оказался «лишним», и был выкинут из «общества дельцов» без всякого сожаления.

Горький показал в романе, что протест, даже самый искренний и пылкий, становится бессмысленным, если за ним нет знаний, реальных целей и ясного представления о том, чего хочешь добиться.

Чтение произведения оставляет горькое чувство зря загубленной молодой жизни, хотя подспудно понимаешь, что благодаря таким «безумцам» расшатался и упал этот казавшийся незыблемым строй.