Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Влияние культуры на развитие личности. Влияние на человека общественной культуры

Влияние культуры на развитие личности. Влияние на человека общественной культуры

Влияние культуры на развитие личности.

Свеклин Андрей Петрович, Свеклина Юлия Александровна

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, деградирует, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений будущим. Культура описывает изменения или модификацию черт общества во времени пространстве. Это сложный процесс, происходящий непрерывно. Давайте рассмотрим влияние культуры на развитие личности человека.

Немного из истории. Культура неразрывно связанная с социализацией дала толчок к развитию человечества. В промежутке между 100 000 и 75 000 лет тому назад появился более «современный» вид homo sapiens, который эволюционировал к 40 000 году в homo sapiens sapiens. С тех пор тело и мозг существенно не продвинулись вперед. Более выразительными стали жесты и манеры поведения, язык и речевой этикет, формы одежды, закрывающей тело, и прически, украшающие человеческую голову. И это лишь немногие штрихи, указывающие на то, как далеко продвинулась человеческая культура с того самого момента, как человек перестал совершенствоваться биологически.

Культура очень сильно повлияла на развитие человечества, но и еще заметное влияние она оказала на развитие личности человека, ведь культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. Общее историческое прошлое, историческая память, пространственно-временные концепты, групповая совесть, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы - вот далеко не полный список тех факторов, которые влияют на формирование личности в культуре. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре и придает ей динамику.

Безусловно культура двигатель развития человечества, но здесь проявляется ее двойственный эффект влияния на личность человека. Так, известный австрийский психолог и основатель психоанализа З. Фрейд говорил о том, что человек подавляет в себе первоначало, соблюдает законы, принимает моральные нормы и правила, а признаки бессознательного прячет в себя. Фрейд рассматривает культуру как репрессивный механизм. Часть внутреннего мира Сверх-Я с его жесткими ограничениями - результат культурного процесса, тех новых запретов в сфере влечений, которые порождаются спецификой человеческого общежития. Люди становятся невротиками в результате прессинга культурных и моральных норм. Однако, порождая ограничения, культура создает возможности трансформации запретных влечений, которые Фрейд именует сублимацией, подразумевая под нею возвышение, «возгонку», облекание отвергнутых культурой желаний в приемлемую, одобряемую форму. Такими видами сублимации являются религия и искусство.

Схожее мнение имела и К. Хорни. Она указывала на то, что жизненные условия в каждой культуре порождают некоторые страхи. Она говорит, что человек может быть подвержен страхам, что они навязываются каждому индивиду, живущему в данной культуре, и что никто не может их избежать. А также мотивационные силы и конфликты не одинаковы в разных культурах.

Однако без культуры трудно себе представить полноценное развитие личности человека, поскольку через передачу культурного опыта может осуществляться социализация человека, овладение языком, моделями поведения и т.д. Так, великий отечественный психолог Л. С. Выготский говорил о том, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. Культурное развитие заключается в усвоении таких приемов поведения, которые основываются на использовании и употреблении знаков в качестве средств для осуществления той или иной психологической операции; заключается именно в овладении такими вспомогательными средствами поведения, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, и какими являются язык, письмо, система счисления и другие.

Положительное влияние культуры рассматривает социология. При социологическом подходе культура трактуется как социальный институт, который дает обществу системное качество, позволяет рассматривать его как устойчивую целостность, отличную от природы. Здесь в значительной мере отождествляется функционирование общественных институтов и подсистем культуры (материальной, политической, духовной). Культура рассматривается с точки зрения ее функционирования в конкретной системе общественных отношений и институтов, определяющих роли и нормы поведения людей в обществе.

В ряде концепций подчеркивается роль культуры как источника информации в единстве с ее обработкой, интерпретацией и трансляцией. Культура рассматривается и как механизм передачи социального опыта, отличный от докультурного.

Следует заметить, что элементы культуры активно используются при оказании психологической помощи, и примером может служить сказкотерапия. Еще в давние времена, сказка выступала не только мерилом готовности к инициации, но и своеобразным «профориентационным тестом»: по реакции на содержащиеся в ней определенные раздражители выявлялась «божественная принадлежность» к той или иной сфере деятельности. До сих пор сказки являются средством нравственного воспитания, поскольку они предлагают модели поведения, которые могут быть наиболее подходящими на разных этапах культурного развития общества.

Давайте рассмотрим, как пример сказкотерапии, всем известную сказку «Колобок» и познакомимся с ее интропретацией.

Итак, каждому из нас с детства известно содержание сказки «Колобок». И, наверное, каждый хоть раз задумывался о ее значении. И чаще всего мысль останавливалась на том, что находится на поверхности, то есть на моральной стороне. Моральный смысл этой сказки часто используется воспитателями детей. В такой интерпретации: Колобок – это маленький ребенок, который поскорее желает узнать устройство жизни. Его дорожка в лесу, по которой он катится, ни что иное, как жизненный путь с испытаниями. Самый главный урок этой сказки в том, что Колобок, не спросив разрешения взрослых, ушел из дома. Для более взрослого ребенка, например младшего школьника, к этим первым урокам добавляется новый. Заключается он в том, что придет время, и ты сам отправишься исследовать мир, и на пути тебе будут встречаться разные типы людей. Сказка предупреждает, что есть люди-зайцы, люди-волки, люди-медведи, а еще есть самые сложные – люди-лисы. Будь внимателен, изучай людей, приглядывайся к ним, меняй свои позиции, общаясь с каждым из них, но держи в себе свой стержень, свою изюминку. Так, дети увидят в метафоричном сюжете сказки и прочувствуют жизнь ее главного героя, это им ближе и понятнее, чем просто слова взрослого человека.

Подводя итог, можно сказать, что культура оказывает огромное влияние, как на все общество в целом, так и на личность человека. Важно отметить, что культура может представлять нам ресурсы для разрешения проблем, в частности, психологических. Однако стоит вопрос о правильности их использования. Так же культура-это зеркало человеческой души, отражающее всю его деятельность, все хорошее и все плохое. Хорошим примером этому, может послужить роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея". Где культурным воплощением человеческой души является портрет молодого человека, который отражает все его деяния. Принимая все это во внимание, чтобы сделать мир лучше, на что нужно повлиять: на человека, на культуру или на то и другое сразу?

Литература

    Бердникова А, психолог - Журнал «Мама и малыш» №11, 2006.

    Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. – М. Генезис, 2011г.

    Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18

    Кравченко А. И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. М.: Академический Проект, 2002.- 496с.

    Культурология: Учебное пособие / Под ред. Проф. Г. В. Драча. – М. – Альфа-М, 2003, - 432 с.

    Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

В течение прошлого века получена значительная фактологическая база, подтверждающая влияние культурной составляющей на психику людей. Дэвид Мацумото пишет по этому поводу: "Культура для поведения человека - то же самое, что операционная система для программного обеспечения; оставаясь незаметной, она играет важнейшую роль в его развитии и функционировании". Более того, культурный контекст стал многими психологами ставиться во главу угла, когда речь идет о психическом развитии человека. Установки, обычаи, традиции, правила и законы той культурной группы, в которой вырос человек, усваиваются им в онтогенезе и определяют его психологические особенности.

Влиянию культуры подвержены и познавательные характеристики человека, и его личностные особенности. В кросскультурных исследованиях была подвергнута проверке доктрина "психического единства", заключающаяся в том, что психические процессы людей одинаковы, универсальны и свойственны всему виду Homo sapiens. Эта доктрина возникла в XIX в., и тогда же появились сомнения в ее истинности. Так, в работах О. Конта, Э. Дюркгейма и других социологов подчеркивалось решающее значение социальной общности для свойств и поведения индивида.

Л. Леви-Брюль, изучив с этой же позиции первобытное мышление, пришел к выводу о том, что для того, чтобы исследовать мышление, следует анализировать культуру, к которой принадлежит индивид. Любую культуру можно охарактеризовать через совокупность существующих в ней общих взглядов, или "коллективных представлений". Именно в них, считал Леви-Брюль, причина "дологичности" первобытного мышления в отличие от мышления нормального европейца . Критика объяснительных концепций Леви-Брюля не помешала другим исследователям подтвердить его данные. Так, американский психолог Джером Брунер, известный своими работами по перцепции и мышлению, попытался создать теорию, связывающую культуру с развитием познавательных процессов.

Согласно его теории мышление является результатом интериоризации выработанных в данной культуре "орудий", к которым он относит не только технические орудия, по и символические системы. Культуры различаются не только созданными в них орудиями, но и социальными институтами, передающими знания и умения обращаться с орудиями.

Обсуждение выдвигаемых концепций, объясняющих влияние культуры на психику, не входит в задачи, которым посвящена данная глава. Поэтому обратимся к другим данным, свидетельствующим о кросскультурных различиях в познавательных процессах. Известны исследования У. Хадсона, в которых обнаружилось, что африканцы из традиционных обществ не понимают условностей изображения при восприятии картин и фотографий, естественных с точки зрения европейца. К ним относится применение ракурса для передачи перспективы - европейские дети адекватно воспринимали изображение поднимающегося по лестнице человека, а африканские дети считали, что он калека, так как у него одна нога короче другой . Ряд исследователей отмечает, что туземцы не узнают на фотографиях знакомые предметы или местность, не узнают даже себя и членов своей семьи3. Выполняя задание нарисовать корову в профиль, африканский ребенок изображает все четыре копыта, два рога и два уха, т.е. все то, что он знает, хотя и не видит. Европейский ребенок рисует то, что видит, рассматривая животное в профиль, - одно ухо, один глаз и проч.

Получены данные относительно того, что различия в восприятии глубины наблюдаются и в том случае, если человек наблюдает естественные реальные сцены, а не картины. Так, К. Тернбулл в своем этнографическом исследовании пигмеев, живущих в лесах Итурби, описывает случай, когда он вместе с пигмеем вышел из леса. Вдалеке виднелись пасущиеся коровы. Пигмей принял их за муравьев, хотя он видел коров раньше, но никогда не наблюдал их издалека.

Наряду с восприятием изучались особенности памяти. Во многих работах было обнаружено, что социальная значимость и интерес к тому, что запоминается, влияют на успешность запоминания. Так, африканский пастух обладал великолепной памятью на коров и растения, но почти не запоминал информацию, связанную со временем, поскольку повседневная жизнь деревенского жителя мало зависела от времени, текла согласно собственному ритму и не подчинялась строгому расписанию .

Задачи Пиаже на понимание принципа сохранения часто применялись в исследованиях неевропейских культур (П. Гринфилд, П. Дейсен и др.). Психологи везде обнаруживали тс же стадии и ту же последовательность в развитии понимания принципа сохранения веса, объема, длины и количества, которые описал Пиаже в работах, проведенных с женевскими детьми. Вместе с тем темп развития такого понимания в незападных культурах был более медленным, чем на Западе. Впрочем, следует отметить, что темп развития и других психических характеристик неодинаков у представителей разных культурных сообществ. Исследователи объясняли это действием трех факторов, связанных с особенностями культуры: характером деятельности членов определенной культуры, характером обучения и участием в социальном взаимодействии с людьми, стоящими на более высоком уровне развития.

Это доказывают исследования, посвященные сравнению систем воспитания в разных культурах, а также тех умений, навыков и знаний, которые в первую очередь передаются молодому поколению. Кросскультурные исследования на младенцах, выполненные с применением шкал Бейли и Гезелла, показали, что у африканских детей на первом году жизни более высокие показатели психического развития, чем у европейцев (данные М. Гебера, Р. Диана, К. Сьюпера, М. Уобера и др., выполненные на протяжении 1956- 1975 гг.) .

Сделав обзор этих результатов, К. Сьюпер не нашел подтверждения более раннего нейрофизиологического развития африканских детей, которым можно было бы объяснить их опережающее психическое развитие . Поэтому он обратился к особенностям воспитания, наблюдая за поведением африканских матерей и младенцев, беседуя с африканцами. В частности, он выяснил, что в Кении принято очень рано начинать учить детей сидеть и ходить, для чего выработаны специальные приемы.

Обобщая спои наблюдения и результаты других исследователей, Сьюпер сделал вывод, что более быстрое по сравнению с англичанами моторное развитие африканцев на первом году жизни связано с особенностями их системы воспитания. Это, впрочем, не означает, что африканские дети и в других областях психического опережают своих английских сверстников. Так, например, они позже обучаются ползать, так как на полу проводят в три раза меньше времени, чем английские дети. Традиции ухода за младенцем отражаются и на развитии его сенсорики. Так, чем чаще он находится в лежачем положении, тем быстрее у него развиваются пространственные и манипулятивные навыки; чем чаще его берут на руки и держат в вертикальном положении, тем лучше у него развиваются зрительные навыки.

Различия в обучении более старших детей также отражаются на их развитии. Например, Р. Сернелл нашел, что перцептивные особенности у детей из Замбии развиты намного хуже, чем у их европейских сверстников, так как их в школе не учат рисованию и конструированию. Но и в тех случаях, когда изобразительная деятельность поддерживается культурными традициями, содержание и техника выполнения рисунка отражают культурные факторы. "Рисует ли ребенок широкий панорамный вид или мелкие сцены из жизни, отдельные объекты или картинки, выдуманы или реалистичны его изображения - все это в большей степени зависит от окружающей его культуры. В определенных группах в рисунках преобладает действие, в других - неподвижные объекты и фигуры. Расположение объектов на картине тоже различается в разных группах".

Все эти работы показывают, что культурные различия, относящиеся к традициям и методам обучения и воспитания, определяют особенности развития представителей разных культурных сообществ, меняя относительную важность и первостепенность отдельных показателей психического развития. Различия между представителями разных культур возникают не вследствие специфики самих познавательных процессов, а из-за разных условий развития. В зависимости от опыта, приобретенного в той или иной области, от характера и методов обучения представители разных культур будут обладать определенными знаниями, навыками и умениями, позволяющими им справиться с теми проблемами, которые возникают в жизни определенного общества и требуют своего разрешения от его членов.

Таким образом, антропологические и психологические исследования свидетельствуют о том, что различия в познавательных процессах обусловлены действием специфических культурных и субкультурных факторов. Фактор культуры влияет на каждого человека, придавая особый оттенок тому пути, которым с самого начала развивается человек. Поэтому личность со всеми присущими ей свойствами также зависима от принадлежности к той или иной группе.

В качестве примера рассмотрим, как влияет своеобразие национальных культур па формирование некоторых личностных черт. Профессор Южнокалифорнийского университета Н. Имамото сопоставил поведение американских и японских матерей, ухаживающих за грудными младенцами. Наблюдения проводились ежедневно в течение 4 часов на протяжении трех лет. Он нашел, что японки немедленно реагируют на каждое требование ребенка. Если ребенок заплакал, его тут же берут на руки, укачивают. Ребенок ощущает покой и защищенность посредством материнских объятий, прикосновений. Ту же модель поведения применяют и другие взрослые члены семьи, повторяя действия матери. Японскому малышу не знакомо чувство одиночества, он постоянно среди людей. В результате у него формируются умения вписаться в группу, подчинять ей свои интересы, компромиссность, уважение и почитание старших. Отгороженность, потребность в автономии не поощряются в японском обществе.

Американская мать иначе ведет себя с младенцем. Она старается воздействовать на него преимущественно словами, разговаривает с ним, старается отвлечь его, переключить внимание на что-либо в окружении, если ребенок плачет. Тем самым у него развивается познавательный интерес, любознательность, умения самому себя запять, быть автономным, самостоятельным.

Еще один пример. Кросскультурные исследования фрустрационных реакций показали, что у японских детей в возрасте 6-9 лет чаще по сравнению с европейскими и индийскими детьми проявляются самокритичность, самообвинения и угрызения совести (А. Парик). Это связывают с авторитаризмом в японских семьях. Вместе с тем особенности семейного воспитания в Индии приводят к большей самостоятельности детей, которые при возникновении трудностей и проблем рассчитывают главным образом на свои силы и почти не обращаются за помощью к окружающим взрослым.

Таким образом, характер воспитательных воздействий, особенности материнской заботы и детско-родительского общения различаются в разных культурах и способствуют формированию разных типов личностей. Важно, что эти личностные специфические для каждой культуры черты соответствуют характеру требований культурной группы к своим членам, обеспечивая их адаптацию к своему окружению. Представления о существовании так называемого национального характера - не миф, свойственный обыденному сознанию, а реальность, подтверждаемая психологическими исследованиями.

Гуревич К. М. Указ. соч.
  • Super С. Л/., Harkness S. The developmental niche: a conceptualization at the interface of child and culm re / ed. by R. A. Pierce, M. A. Black // Life-span development: a diversity reader. Kendall, 1993. P. 61-77; WoberM. Distinguishing, centricultural from cross-cultural tests and research // Percept and motor skills. 1969. V. 28. P. 201-233; Handbook of human intelligence. Cambridge, 1982.
  • Super С. M., Harkness S. Op. cit.
  • Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

    Социальный антрополог Клиффорд Гиртц называет культуру системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции, которые служат для управления поведением. Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: не обусловленное моделями культуры поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям. В своих работах Гиртц обосновал, что такие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, должны рассматриваться не как отображение социальной структуры, а как отдельные символические системы. Он подходит к культуре как к системе символов, значения которых направляют и регламентируют социальное поведение людей. Например, символ брачного статуса - обручальное кольцо - сигнализирует другим людям о семейном положении человека и тем самым заставляет учитывать этот факт в развитии социальных отношений.

    Какие элементы культуры дают исследователю возможность проникнуть в ее целостность? Гиртц считает, что в каждой культуре имеются ключевые слова-символы, значение которых открывает доступ к пониманию целого.

    Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, в некоторой степени совпадающую с другими системами. Различие социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами; диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типом языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов; степенью социального развития общества. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида очень влияет культура, в которой он живет, и конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

    Какие элементы можно выделить в составе культуры?

    Культуру обычно подразделяют на материальную и нематериальную. Материальная культура включает физические объекты, созданные человеком (артефакты), - машины, книги, дома и т.д. Артефакты имеют символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

    В нематериальную культуру входят правила, образцы, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык. Это тоже артефакты, но существующие в сознании и поддерживаемые человеческим общением.

    К базисным элементам духовной культуры относят мифы, обычаи, нравы, законы и ценности. Обычаи, нравы и законы образуют нормативную систему культуры, предписывая членам общества нормы социального поведения. Ценности дополняют нормативную культурную систему, указывая (но не предписывая), что должно сохраняться и почитаться в культуре.

    Миф - главная составляющая человеческой культуры. Миф можно определить как имагинативное (оформленное) символическое повествование о происхождении и конце мира, жизни и смерти, в центре которого находятся боги, герои или события.

    Обычай - традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками (гостеприимство, празднование Рождества и Нового года, уважение к старшим). Нравы - обычаи, приобретающие моральное значение (самые уважаемые и освященные обычаи).

    Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в конституционном порядке.

    Ценности - социально одобряемые и разделяемые большинством людей убеждения о том, что такое добро, справедливость, красота и т.п.

    А. Кребер и К. Клакхон писали: культура состоит из внешних и внутренних норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов, она возникает в результате деятельности групп людей. Сущностное ядро культуры составляют традиционные (исторически сложившиеся) идеи, в первую очередь те, которым приписывается особая ценность. Культурные системы могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельности людей, а с другой - как ее регуляторы 1 .

    Есть ли различие между социальным и культурным?

    Американский исследователь, Толкотт Парсонс провел очень четкие различия между социальным и культурным. Под социальным он понимал реальную социальную жизнь - процессы, события, факты, а культурное, по его мнению, - это то, как люди воображают социальную жизнь, или представления о реальности. Анализируя культурные процессы, Парсонс ввел понятие генерализованной ценности - господствующих идейных представлений. В современном обществе западного типа это «свобода», «демократия», «личность».

    По мнению Парсонса, производство и социальные отношения выполняют в обществе мужскую функцию - дестабилизируют, разрушают стереотипы, движут общество вперед, а культура выполняет женскую функцию, обеспечивая трансляцию, наследование, стабильность, консервацию общественных отношений.

    Социологи также выявили, что только на определенных этапах цивилизационного развития доминирует материальное, определяя культуру и способ жизни общества в целом; в более высокоразвитых обществах доминирует культура.

    Какие социокультурные суперсистемы выделяет П. Сорокин?

    В работе «Социальная и культурная динамика» П. Сорокин, тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры - искусство, образование, этику, законодательство, военное дело, предложил разделить ее на два противоположных, взаимно несовместимых типа. По его словам, каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты «святости»; собственные представления о том, что правильно неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль, законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию; и наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением. Сорокин выделяет два противоположных культурных типа - умозрительный и чувственный. Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма обозначается как «идеалистическая».

    Умозрительная культура характеризуется следующими признаками: 1) реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, дао, Брахма), она вечна и неизменна; 2) потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение Господу, исполнение священного долга, моральные обязанности); 3) для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот. Отсюда вытекают по меньшей мере два вывода: истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), поэтому она абсолютна и вечна; идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, слияние с Брахмой).

    Чувственная культура характеризуется прямо противоположными признаками: 1) реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется: «Становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация»; 2) потребности и цели людей чисто плотские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт); 3) для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение. Отсюда также вытекают два вывода: истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, поэтому она имеет временный и относительный характер, идея добра коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

    Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность и материальна, и сверхъестественна, а потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Короче, «признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».

    На основе этой типологии Сорокин предложил периодизацию исторического процесса (см. таблицу). Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

    Как взаимодействуют культуры?

    Социологи напрямую связывают существование культуры и общества, поэтому анализ культурных систем следует проводить с учетом тех же стратификационных различий, что и для социума. Таким образом, можно выделить культуры:

    1) цивилизационные (относящиеся к метаобществам, породившим в определенные периоды своего развития своеобразные культурные парадигмы развития многих этнических и национальных культур);

    2) региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания);

    3) национальные (относящиеся к полиэтничным странам наиндустриальном и более позднем этапах развития);

    4) групповые (относящиеся к определенным социальным стратам и субстратам, т.е. общностям и подобщностям в структуре общества);

    5) семейные (относящиеся к разным типам семьи).

    Эти культуры характеризуются сложным иерархическим и горизонтальным взаимодействием. Их взаимопроникновение, сосуществование или разнообразные драмы отторжения возможны на всех уровнях: от межсемейного («Монтекки» и «Капулетти») до межнационального и цивилизационного (пресловутая «американизация»).

    По мнению X. Ортега-и-Гассета, взаимодействия культур в принципе могут быть:

    1) нейтральными, когда они сосуществуют, не мешают друг другу и не смешиваются;

    2) альтернативными, или контркультурными, когда культуры активно теснят друг друга, поскольку каждая экспансивно стремится занять доминирующее положение и насадить в общности свои ценности и стандарты;

    3) конкурентными, состязательными, когда в процессе саморазвития и борьбы за прозелитов (привлеченных новых приверженцев) культуры могут смещаться в область альтернативностии конфликтных отношений.

    Американский социолог, этнограф, социальный психолог, историк Маргарет Мид в ходе изучения культурного отбора при столкновении культур (преимущественно примитивных и современных) анализировала процессы ассимиляции (культурного поглощения), аккомодации (вынужденного приспособительного освоения языка другой культуры) и культурного отбора (избирательного добровольного освоения ценностей другой культуры). В результате исследования она выяснила, что восприятие новой культуры происходит только в том случае, если у обеих культур существовал общий прототип; в противном случае ассимиляция или культурный отбор невозможен.

    Этот вывод приводит к мысли о путях социокультурной трансформации современного российского общества. При этом надо помнить, что российское общество - мобилизационного типа. Для ^возрождения ему нужны общенациональные ценности и общественная идеология, а «Пролетарии всех стран...» или «Самодержавие, православие и народность» уже не очень подходят (к историческим «реалиям», как теперь просторечно выражаются вожди).

    Социальная культура - это ценности. Идеология - это ценности, собирающие, консолидирующие и мобилизующие на действия, позволяющие выбираться из состояния разброда и шатания, обретать общую реальную перспективу. Российское общество переживает «смутные» времена социального дробления и самовыживания. Разработка новой государственной идеологии станет отправным пунктом начала стабильного, осмысленного, целенаправленного и ответственного социального развития общества, когда управляющая элита сможет сказать народу (как в исторически уже отдаленные, но еще памятные времена): «Цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!»

    Понятие культура - явление чрезвычайно многообразное как по характеру, так и по формам своего выражения и функционирования. Она охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность, состояние нравов и т.д. Такое многообразие проявлений культуры не могло не отразиться на характере определения этого феномена.

    Понятие культуры употребляется для характеристик исторических эпох (например, античная или средневековая культура), народностей (культура инков), наций, специфических сфер жизни или деятельности (культура труда) и т.д.

    Отсюда различные концепции культуры, а значит, ее определения, которые в той или иной мере отражают конкретный предмет познания, соотнесенный с "носителем" культурного элемента. Например, культура общения, языка, образа жизни и т.д.

    Итак, одно из понятий культуры - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в конкретных типах и формах организации жизни и деятельности, а также в создаваемых людьми материальных и духовных ценностях.

    Различают материальную и духовную культуры. Однако это различение относительно, возможно только в абстракции, так как материальная культура, будучи в отличие от явлений природы делом рук и умов человеческих, содержит, следовательно, и духовные, нравственные, эстетические элементы.


    Введение

    2. Этно-культурный компонент

    7. Гены – носители информации

    Заключение

    Список литературы



    Введение

    Человек существо социальное. Наше поведение диктуется генетической предрасположенностью, средой или неким, единственным в своем роде, сочетанием множества факторов.

    Культура относится к набору ценностей, идей, артефактов и других значащих символов, которые помогают индивидуумам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества.

    Социальное развитие человечества хорошо изучено, и его закономерности сформулированы историческим материализмом. Спонтанное развитие социальных форм через общественно-экономические формации присущи только человеку, находящемуся в коллективе, и никак не связано с его биологической структурой. Вне этноса нет ни одного человека на Земле. Этническая принадлежность в сознании человека – явление всеобщее.

    Нормы и ценности отдельных групп или микрокультур называются этническими моделями, которые воздействуют на многие сферы жизни, включая сферу воспитания, в том числе творческого.

    Определение этнической принадлежности – это процесс отождествления себя и других людей с помощью этнических ярлыков. Например, субъективные атрибуты отражают этническую самоидентификацию человека. Объективное определение этнической принадлежности основывается на социокультурных критериях.

    Цель, стоящая перед нами в данной работе, - рассмотреть этно-культурный компонент – как возможность реализации творческих способностей ребенка в музыкальном воспитании.

    Задачи работы – изучить проблему влияния общественной среды на человека; рассмотреть, что представляет собой этно-культурный компонент и как он влияет на развитие творческих способностей ребенка.

    1. Проблема влияния на человека общественной культуры

    Одним из первых исследователей, обративших внимание на влияние культуры и подчеркнувших ее значение, был Б. Саймон в 1958 году. Б.Саймон особенно резко подчеркнул, что оценки испытуемых, которые получает исследователь, прежде всего отражают не их подлинные возможности, а те социальные условия, в которых они родились и выросли. В качестве примера приводится ряд вербальных тестов с использованием слов, значение которых должен знать ребенок, чтобы хорошо ответить на вопросы теста. Используемые в тестах слова лучше известны одним детям, хуже другим, а иным они совсем на известны. Таким образом, дети, которые не имели возможности много читать или развивать разговорную речь, оказывались в невыгодном положении.

    Исследование Б. Саймона относится только к английским детям, то есть детям, воспитывавшимся в одной национальной культуре, несмотря на все ее разнообразие. Естественно, что эти свойства тестов становятся ярче, когда объектами диагностики становятся представители различных этнических групп, разных национальных культур, а также лица иной общественной среды. В последние годы расширяются диагностические исследования, охватывающие детей и взрослых, которые воспитывались и формировались в условиях, отличающихся от тех, которые в целом называют европейской культурой, например, представителей некоторых африканских этнических групп.

    На формирование индивидуально-психологических различий между людьми влияют социально-экономические и культурные факторы. Не исключается также роль наследственности. Выявленные особенности людей рассматриваются как продукт совместного действия среды и наследственности.

    Теперь рассмотрим более подробно то, как общественная культура влияет на человека и его развитие.

    Надо сказать, что в культуру входят как абстрактные, так и материальные элементы. Рассмотрим их различия. Под абстрактными элементами понимаются ценности, убеждения, идеи, типы индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т.п.

    Культура дает человеку осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:

    Осознание себя и мира;

    Общение и язык;

    Одежда и внешность;

    Культура питания;

    Представления о времени;

    Взаимоотношения;

    Ценности и нормы;

    Вера и убеждения;

    Мыслительные процессы и обучение;

    Привычки в работе.

    Ценности – это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. Нормы – это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников.

    Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей. Итак, три института – семья, религия и школа – вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.

    2. Этно-культурный компонент

    Люди составляют отдельную этническую группу в зависимости от того, насколько общими для членов этнической группы являются особенности мировосприятия и миропознания, отличные от взглядов других этнических групп. Аналогично тому, как поведение человека обусловлено культурой, социальной средой, оно определяется также и ощущением собственной этнической принадлежности.

    В понятии этно-культурный компонент различают такие культуры, как, например, культура коренных жителей какой-либо страны; культура национальных групп; культура религиозно-этнических групп. А также существуют поликультурные общества, такие как США, Россия и Сингапур, где ценятся высоко культурное разнообразие и равенство.

    Микрокультуры формируются вокруг национальности, религии, географического местоположения. Вклад одних этнических групп в культурное разнообразие какой-либо страны больше, чем других, но те переменные, которые важны для достижения успеха, как правило, одинаковы для всех независимо от национальности.

    Огромно влияние этно-культурного компонента на развитие творческих способностей людей. Для каждой этнической группы характерны свои культурные особенности и творческие достижения в искусстве, литературе, музыке.

    Так как целью данной работы является рассмотрение этно-культурного компонента как возможность реализации творческих способностей в музыкальном воспитании ребенка, то следует рассмотреть взаимосвязь этно-культурного компонента и психологии творческого воспитания ребенка.


    3. Творческие способности детей

    Иногда творческие способности детей граничат с гениальностью, особенно если они дают возможность опередить свое время и постигнуть новые области познания и опыта.

    Если встать на точку зрения, имеющую ярко выраженную социальную окраску, и согласиться с тем, что талант – не счастливый дар, данный от природы, а результат особых оптимальных условий обучения, трудолюбия и любознательности, то утверждение, что отдельный индивидуум, не получивший образования, не может считаться талантливым, далеко не соответствует действительности. Уже давно и неоднократно доказано, что даже в самом демократическом обществе люди не рождаются с одинаковыми способностями.

    Главный вопрос, который нас интересует в данной работе – это вопрос о том, может ли окружающая среда оказывать серьезное влияние на развитие творческих способностей ребенка? Сегодня в психологии ведутся споры по этому поводу. Многие ученые считают, что окружение и внешняя среда имеют важное значение только для раскрытия и применения природного дарования.

    Другие, наоборот, убеждены, что каждый ребенок находится под воздействием своего окружения и, соответственно, является продуктом своей среды. Следовательно, творческие способности формируются под влиянием психодинамических воздействий, то есть под влиянием среды, которая может быть доброжелательной или враждебной к нему.

    Следует сказать, что практическая реализация наших врожденных задатков повышает функциональные возможности организма, а благотворное влияние окружающей среды делает этот процесс более продуктивным.

    Развитие врожденных способностей возможно только при наличии среды, способствующей их развитию, а среда помогает развитию способностей только при наличии хорошей наследственной основы. Если нет такой основы, то бессильна и среда. Если же среда не окажет своего благотворного воздействия, то самые лучшие задатки могут оказаться невостребованными.

    При взаимодействии хорошего наследственного материала и благоприятного влияния окружающей среды создаются оптимальные условия для развития творческих способностей.

    Что касается влияния этно-культурного компонента на развитие творческих способностей детей, то многочисленные исследования показали, что в отношении развития и таланта все люди разных этнических групп равны.

    Приведем пример такого равенства. Юная скрипачка выходит на авансцену. За ее спиной – один из знаменитейших симфонических оркестров в мире. В свои 12 лет она уже пользуется заслуженным авторитетом среди музыкантов и критиков, которые высоко ценят ее исполнительское мастерство. Когда знаменитый американский дирижер впервые услышал игру юного дарования, она так поразила его, что он пригласил девочку солировать в концерте Нью-Йоркского филармонического оркестра. Своим исполнением Концерта №1 Паганини она привела слушателей в восторг. Имя этой скрипачки – Сара Чанг, она родилась в Америке в семье корейских эмигрантов. Публика, узнав об азиатско-американском происхождении Сары Чанг, была сильно удивлена. Так как многими учеными-психологами доказывалось, что уровень интеллекта и творческих способностей ниже, чем у белых.

    Еще раз скажем о том, что люди испытывают слабое или, наоборот, серьезное влияние этнических моделей микрокультуры, в которой они были воспитаны. Каждый человек в разной степени подвержен этим влияниям. Кроме того, индивид может принадлежать одновременно к нескольким этническим группам, уровень воздействия которых неодинаков.



    4. Музыкальное воспитание детей

    Ни в одной области творческой деятельности природа не одарила человека так щедро талантами, как в музыке, что объясняется свойствами самой музыки, передающей самые глубинные эмоциональные состояния человека. Способность превращать ноты в ритмически организованные звуки свойственна многим из нас. Иначе не было бы столько прекрасных оркестров и инструментальных ансамблей, не было бы ярких солистов-музыкантов, играющих на различных инструментах.

    Вследствие сложности музыкального искусства способности музыкально одаренных детей начинают развиваться и проявляться под руководством опытных педагогов. Первыми учителями обычно бывают родители.

    Что же является главным в музыкальном воспитании ребенка и развитии его творческих способностей в этой области. Приведем некоторые примеры в музыкальном развитии знаменитых музыкантов разных эпох и влияния на их способности среды и этно-культурного компонента.

    Надо сказать, что предками многих одаренных музыкантов были крестьяне, ремесленники, мелкие кустари, что было характерно для тех времен.

    Будучи сыном французского эмигранта, Ф. Шопен очень любил Польшу и считал ее своей родиной. В детстве он особенно интересовался историей борьбы Польши за независимость. Свободолюбивое настроение польского народа Шопен пытался выразить в музыке.

    Ф. Мендельсон родился в Берлине в семье еврейского банкира. Его отец, приняв христианство, «обеспечил себе доступ к европейской культуре». Ф. Мендельсон начал учиться музыке в 7 лет, музыка была страстным увлечением мальчика.

    Музыкально одаренные дети должны в течение всей своей жизни подтверждать свои способности, демонстрируя умение чувствовать и понимать исполняемое произведение.

    Нельзя сказать. Что реализация творческих способностей в музыке есть нечто непознаваемое. Творческий процесс в музыке реализуется сложными извилистыми путями. Процесс воспитания юных музыкантов настолько различен у разных педагогов, в нем велика роль превходящих вещей.

    Музыка, как принято было говорить, искусство времени. Данное выражение подразумевает тот факт, что при исполнении и восприятии музыки ее интерпритатор, равно как и слушатель, переживает процесс возведения музыкального произведения. В последнее время проблемы творческого воспитания личности в науке все активнее выдвигаются на авансцену психологии. Процесс музыкального воспитания – область исключительно сложная и многогранная. Однако именно в музыковедении воспитание отличается особой остротой.

    Однако о каких бы аспектах музыкального воспитания не заходила речь, основным является главное условие: любая, даже самая частная и узкая проблема должна решаться, исходя из возможно более полной реализации творческого процесса данного преподавателя.

    5. Реализация музыкальных способностей в различных культурах

    Историческая несомненность существования не единой и общей для всех наций и народов, классов и социальных групп культуры, а множества своеобразных культур с их субкультурами лишает какого бы то ни было научного значения положения о том, что представители разнообразных культур якобы имеют равные возможности, когда они реализуют свои способности в творчестве. Понадобилось немало экономических, идеологических и политических потрясений, чтобы роль национальных культур стала осознаваться и учитываться. Особенности культуры проникают не только в психологическое содержание методик творческого воспитания, культура сказывается и на самой процедуре реализации творческого потенциала человека.

    Ценности и нормы этнической микрокультуры находятся в противоречии с ценностями макрокультуры.

    Рассмотрим особенности национальной культуры Франции. Так как нас в рамках данной работы интересует музыкальная культура, то будем исходить из того, что французские песни очень разнообразны. Они повествовательны, лиричны, печальны, шуточны, описательны, галантны. Характерно многообразие проявлений французской «шансон». Эти мелодии отличаются яркостью, свежестью, запоминаемостью. Они, как правило, в большей ил меньшей степени родственны народным песням. Музыкальная основа народопесенных жанров Франции в высшей степени разнородна. В качестве развития творческого потенциала французов служит национальное самосознание, глубокие чувства патриотизма к родной стране.

    Испания выдвинула большое количество музыкальных деятелей. Творчество выдающихся композиторов Испании основывалось на народной песне и танце. Именно потому, что музыкальное искусство Испании было создано народом, оно получило большую силу и смогло благодаря этому выйти за пределы страны и распространиться по другим странам.

    Что касается реализации творческих способностей в музыкальном воспитании детей, то в Испании развита вокальная полифония. Но больше всего ценно народное творчество и реализм.

    Культура Америки. В определенном смысле, подлинная американская культура – это культура коренных американцев, хотя многие специалисты по этнографии и психологии видят в них одно из этнических меньшинств, являющихся частью культуры большинства.

    Термин афро-американская, или «черная», культура относится не к цвету кожи, а к общему культурному наследию. Его корни – в истории Америки, которая начиналась с рабства, дискриминации и страданий, ограничениях во многих правах, исключения из многих сфер культурной жизни. Бедность школ и, соответственно, низкий уровень образования препятствует раскрытию творческого потенциала. Поскольку школа не дает достаточных навыков для развития творческих способностей афро-американских детей, то они получают их на улице. На сегодняшний день нам известна музыка «черных» - рэп, или уличная музыка.

    Для азиатской культуры традиционны трудолюбие, сильные семейные узы, глубокое почтение к образованию, а также другие ценности, которые становятся залогом успеха в любой области науки и искусства.

    Что касается немцев, то немецкий народ – один из музыкальнейших народов мира. На протяжении XVIII – XIX веков Германия выдвинула целую плеяду классиков, чье искусство сыграло громадную роль в последующем развитии немецкой и мировой культуры. Немало напевов, звучавших в походе, в битве, на отдыхе было заимствовано из народного творчества, закрепилось в музыкальном быту широких слоев населения деревни и города и влило свежие интонации в немецкий музыкальный быт.

    6. Выявление, развитие и совершенствование юных талантов

    В последние годы задача выявления и развития талантливых детей определена как приоритетная, хотя об успехах говорить рано. В Германии, например, это объясняется особыми причинами. Еще в недавнем прошлом, при нацизме, в Германии усиленно пропогандировалась теория о неравенстве рас, об «элитарности», особой исторической миссии германской расы, призванной повелевать другими, «низшими» расами.

    В этих условиях воспитание «сильной личности», истинного арийца было основной целью всех учебных заведений.

    Если исходить из марксистского учения, согласно которому «человека создал труд», то личность молодого человека соответственно должна формироваться в процессе учебы. При Сталине были строго запрещены все тесты на проверку уровня интеллекта. Георг Люкач, один из наиболее образованных и здравомыслящих философов-марксистов, критически относился ко всем попыткам сталинистов доказать разумность и справедливость уравнительного подхода. Он, не скрывая иронии, говорил, что «талант уже есть отклонение от нормы». Изменения, происшедшие в жизни общества после смерти Сталина, не могли не сказаться на системе народного образования. В Советстком Союзе и других социалистических странах стали открываться школы для особо одаренных детей.

    Каждый талант уникален и поэтому требует особенно бережного и деликатного обращения. Талантливая личность более склонна к самоанализу и самооценке.

    Проследив жизненный путь очень многих известных людей, американский ученый Бенджамин Блюм пришел к выводу, что их талант развивался и совершенствовался при заботливом участии родителей и учителей. Однако ни родителям, ни учителям никогда не следует забывать, что талантливый ребенок – это всего лишь ребенок, который особенно уязвим и подвержен влиянию взрослого мира. Стоит несколько слов сказать об общих способностях детей, не только музыкальных. Способности по далеко не полной классификации, без учета некоторых переходных форм, могут быть поделены на четыре типа:

    Художественные способности состоят в том, что блестящий музыкант, например, может быть, однако, и блестящим математиком;

    Психомоторные способности, то есть умение владеть своим телом, дети с такими способностями становятся спортсменами и танцорами;

    Способности социального характера – имеется в виду умение быстро находить контакт с людьми различных типов, характеров, склонностей; дети с такими способностями становятся психологами, продавцами, менеджерами, дирижерами;

    Интеллектуальные способности общего характера, которые реализуются в различных сферах человеческой деятельности.

    Надо сказать, что при недооценке способностей ребенка резко меняется его модель поведения. Он становится требовательным, агрессивным, раздражительным, может неожиданно перестать общаться со всеми или бурно реагировать даже на самое безобидное замечание.

    Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний необходимы такт, терпение, особая деликатность. В помощь родителям и учителям разрабатываются специальные тесты. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и учителя.

    Каким же способом семья и школа могут способствовать творческому развитию ребенка? В семье, где читают книги и газеты, обсуждают политические и другие проблемы, ребенок развивается быстрее, чем по специально разработанным программам.

    Что касается музыкального развития ребенка в семье, то для развития необходимо создать соответствующий микроклимат. Ребенок должен расти в спокойной, доброжелательной обстановке, ощущать свою защищенность. Музыкальные занятия способствуют развитию органов чувств ребенка.

    После родительского дома важное место в развитии и воспитании ребенка занимает школа. Мудрый, опытный, внимательный учитель обязательно поможет талантливому ребенку в его развитии. Развитие способностей ребенка возможно и в рамках общеобразовательной школы, при условии организации внеклассных дополнительных занятий. Одаренные дети, собранные в специальные классы и школы, могут оказаться в изоляции от остальных детей. Если же способному ребенку по каким-либо причинам приходится расстаться со специальной школой и перейти в общеобразовательную, то это обычно вызывает у него тяжелые душевные страдания, что может привести к депрессии и даже к психическому заболеванию.

    Интеллект – это та сила, которая помогает проникнуть в глубь вещей. Основная задача общества любого типа культуры состоит не только формирование высоконравственной личности, но и выявить творческие способности каждого ребенка.

    7. Гены – носители информации

    Прежде выдающиеся способности одаренных детей вызывали лишь всеобщее удивление и восхищение, о них писали, но не пытались изучать, научно объяснить этот феномен.

    Одаренный ребенок, по мнению ученых, есть прямое «попадание генов в цель». В некоторых семьях талант в определенной области передается из поколения в поколение. В частности, в семьях актеров у детей рано проявляются лицедейские способности, и они идут по стопам родителей. Музыкальный талант в семье Бахов, немецких музыкантов из Тюрингии, наследовался несколькими поколениями в течение более 200 лет. У прадеда Иоганна Баха, известного музыканта, было три сына, которые были одарены блестящими музыкальными способностями, и несколько внуков, прекрасно игравших на органе, клавесине, виолончели. Правнук Иоганн Себастьян Бах, талант которого особенно ярко раскрылся в зрелые годы, уже в 6 лет сочинял музыкальные пьесы.

    Наследование музыкальных способностей свидетельствует о генетической природе таланта. Ученый-исследователь Ревеж отмечал, что у 85% музыкально одаренных детей родители также имели музыкальные способности. Музыкальный талант обычно наследовался от отца. Бах, Бетховен, Беллини, Бизе, Вивальди, Вебер, Лист, Моцарт унаследовали талант от отца. И только Гуно, Григ, Мендельсон и Рубинштейн – от матери.

    Ученые не располагают пока достаточным количеством научных данных, позволяющих объяснить, почему музыкальный талант чаще наследуется по отцовской линии и почему часто после музыкального наследуется математический талант.

    Под наследственностью понимается способность организма воспроизводить определенные родительские признаки в следующих поколениях. Наследуются, однако, не готовые качества и свойства, а только предпосылки, задатки к ним. Как разовьются эти задатки, в значительной степени будет зависеть от окружающей среды, от того, будет ли она способствовать их развитию или тормозить его.

    С точки зрения генетики секрет ранней одаренности уже не кажется столь загадочным. Очень важное значение имеет та информация, которая заложена в генах, или, лучше сказать, генные команды, управляющие развитием головного мозга.

    Так обеспечивается умственная деятельность человека, повышается уровень его интеллекта, что в свою очередь позволяет судить о степени его дарования.

    Приведем примеры музыкальных дарований. Одним из наиболее ярких примеров раннего – в детском возрасте – проявления музыкальной гениальности был Вольфганг Амадей Моцарт. Он был музыкантом универсального дарования. В жизни и творчестве этого великого композитора во всей полноте отразились блеск и нищета музыкального гения. Многое из того, что пришлось испытать Моцарту, выпало на долю и других великих композиторов, может быть, в более мягкой или несколько иной форме.

    Что касается этно-культурного компонента как истока музыкального таланта Моцарта, то его предки жили в баварской части Швабии. Отец Моцарта, строгий и замкнутый человек, обладал большим чувством ответственности и крестьянской смекалкой. У маленького Моцарта был феноменальный музыкальный слух и редкая музыкальная память. В четыре года мальчик мог подсказать музыканту-профессионалу, что его скрипка расстроена на четверть тона. Музыка Моцарта на века пережила создателя. Его музыка стала частью божественного мира, первозданной природы. Строгость и точность построения удивительно сочетаются в ней с певучестью и мелодичностью. Творчество Моцарта гениально в истинном значении этого слова.

    8. Диагностика творческих способностей детей

    В современных условиях особое значение приобретает создание психодиагностических методик, позволяющих выявлять и оценивать различные стороны психики ребенка. В самых разных видах творческой деятельности среди важных качеств называют такие особенности психики, как избирательность восприятия, наблюдательность, оперативная память, гибкость мышления, быстрота обобщения и оценки ситуации, принятия решения.

    Очевидно, что творческие способности ребенка должны проявляться и развиваться в игровой и учебной деятельности. Важная роль в творческом развитии ребенка принадлежит школе. В процессе усвоения знаний, умений, навыков и осуществляется развитие детей. В настоящее время школа выдвигает одну из основных задач: развитие таких качеств личности ребенка, которые обеспечивают ему возможность самостоятельно приобретать новые знания, гибко, оперативно их использовать в ситуациях, не заданных непосредственно обучением. Реализация этой задачи предполагает не только специальное построение и организацию процесса усвоения знаний, умений и навыков, но и целенаправленное формирование различных сторон личности ребенка. А это связано с необходимостью определить содержание и структуру творческого развития, разработать научно обоснованные методы выявления и оценки различных его сторон для более эффективного формирования в процессе обучения.

    Сложность природы творческих образований, многообразие факторов, влияющих на их становление и развитие, определяют многие трудности в создании и использовании методик. Основное ядро творческого развития, как уже говорилось, - развитие интеллекта ребенка.

    Подчеркивая особую роль интеллекта в целостной системе психического и творческого развития человека, некоторые исследователи относили его, наряду с социальной адаптацией и работоспособностью, к основным ресурсам личности. В общей совокупности творческого потенциала человека интеллектуальное развитие занимает ведущее место, поскольку непосредственно определяет степень готовности к усвоению и переработке знаний и умений, обеспечивает возможность приспосабливаться к новым условиям, активно их преобразовывать, планировать и оценивать свои действия, целеполагать и прогнозировать их промежуточные и конечные результаты, организовывать в системы прошлый опыт.

    Существует множество разнообразных определений интеллекта, среди которых наиболее известны следующие три:

    Способность к обучению;

    Способность оперировать абстрактными отношениями;

    Приспособление к новой ситуации.

    В психологии весьма интенсивно разрабатываются проблемы творческого развития ребенка. В исследовании этой проблемы психологи исходят из общих теоретических положений, относящихся к развитию ребенка в целом. Разные исследовательские школы и направления пытаются определить содержание данного понятия, исследовать формирование творческих особенностей и интеллекта под влиянием культурного компонента, проявления его на различных этапах возрастного и индивидуального развития. Широкий размах приобрели исследования, показывающие огромную роль обучения в творческом и интеллектуальном развитии детей, выявлены различные системы воспитывающих воздействий; обнаружена тесная связь между уровнем развития интеллекта и содержанием обучения, обеспечивающим формирование теоретических обобщений подлинно научного характера.

    9. Культурологический анализ современного образования

    Сфера педагогики, психологии и образования – это, с одной стороны, специализированная область культуры, обеспечивающая трансляцию накопленного в обществе социально значимого опыта, с другой – особая, относительно самостоятельная субкультура.

    Реализация идеи образования в организационном и других аспектах и приводит к формированию социального института образования и соответствующей образовательной субкультуры. Их функционирование и развитие поддерживаются системой норм, органами управления, системой воспроизводства функциональных ролей, средствами коммуникации. В передовых в культурном отношении странах Германии, России, Англии, Франции, США социальный институт образования складывается во второй половине XIX столетия. В рамках этого института идея образования не только была полностью реализована, но и получила дальнейшее развитие.

    Исследования, идущие в рамках психологии образования, а также инновационная педагогическая практика приводят к новому образу человека. Именно на представления и идеалы человека в конечном счете опираются концепции образования. Содержание и цель педагогической деятельности состоят в том, чтобы ввести молодого человека в жизнь, вооружив его всеми необходимыми знаниями, навыками, способностями.

    Цель обучения и воспитания в любой этно-культурной формации – формирование у ребенка творческой активности, которая откроет специалисту возможность самому порождать новые способы и виды деятельности, входить в новые для него профессиональные сферы, позволит в короткий срок переориентировать направленность его труда. Сегодня этот тезис переосмыслен, как требование не просто транслировать информацию, а учить обобщенным способам деятельности, самому мышлению.

    Культура – это совокупность существующих материальных и духовных условий жизни людей, сложившихся способов их деятельности, обычаев, социальных институтов, включая и саму систему образования, совокупность, образующая своего рода живой организм, равновесную и одновременно динамичную систему. Наконец, культура это также и сознательная, целеустремленная, творческая активность индивидов и сообществ, стремление поддержать традиции, улучшить и упорядочить жизнь, осуществить какие-либо изменения, противостоять разрушительным, антигуманным тенденциям.

    Новая идея образования должна исходить не столько из идеи подготовки подрастающего человека к зрелости, подготовки, предполагающей усвоение знаний, сколько из идеи вовлечения человека в активный процесс открытия, освоения мира. Педагог должен приоткрывать для ученика новые реальности, помогать ему войти в них, делиться собственным опытом погружения в эти миры их освоения. Не столько преподавать, сколько заряжать интересом, увлекать, помогать, делиться опытом. В свою очередь, ученик, открывая для себя новые миры, входя в них, осваивая их, должен рассматривать образование как процесс принципиально двусторонний. Не только направленный в мир, но и обращенный на самого ученика. Образование предполагает работу, направленную на самого себя, на собственное изменение. В новой идее образования открытие и освоение мира неотделимо от открытия и освоения себя, путь в мир есть одновременно путь к себе, открытия себя, «выслушивание» своей природы и духовности, выращивание в себе новых сил, способностей, ощущений и переживаний.

    Необходимым требованием современного образования является и этическая ориентация развития человека. Образованный человек – это человек культуры, человек воспитанный, способствующий сохранению культуры, укрепляющий ее. Образованный человек – это именно человек, а не специалист или личность, причем человек культурный, подготовленный к жизни. Подготовленный не только к нормальной жизни и отлаженному производству, но и к испытаниям, к смене образа жизни, к изменениям. Нельзя предполагать, что в эпоху всеобщего кризиса культуры, мучительного образования элементов новой культуры, глобальных преобразований и сдвигов дети избегут изменений, проблем, болезненных метаморфоз. Подобно тому как стало естественным образовательное требование, связанное с умением обучаться и переучиваться, должно стать естественным требование для образованного человека быть готовым к испытаниям, к неоднократной смене своих представлений, мировоззрения, мироощущения. В частности, поэтому содержание современного образования не может быть сведено к знаниям и предметам, а технология образования -–к обучению знаниям и пассивному их усвоению.

    Не менее важно учесть требование, вытекающее из самого духа нашего времени, а именно: образовательные воздействия должны быть с определенного периода индивидуальными, т.е. обеспечивать для личности свободу выбора образовательного пути. Начиная с подросткового возраста складывается личность человека, для которой характерны стремление к самостоятельному поведению, формированию Я-концепции, индивидуального мироощущения, программы жизненного пути, определенной работы над собой. С этого периода человек уже не может воспринимать образование просто как нечто данное ему от рождения, подобно пище, воздуху или условиям жизни, он вырабатывает к нему собственное отношение. Более того, он может начать сам образовывать себя. Подобный шаг, происходящий у кого раньше, у кого позже, знаменует смыкание образования с самообразованием.

    Не менее существенно, что переход к самообразованию связан с иным типом психологического изменения: образование через самообразование подчиняется в этом случае целям личностного роста и совершенствования, становится моментом психической активности человека, формой его культурного бытия.

    10. Реформы творческого образования детей в различных этно-культурных формациях

    Пожалуй, наиболее впечаляющим в сфере образования в настоящее время являются перманентные реформы образования. Можно даже сказать, что мы живем в эпоху перманентного педагогического эксперимента. Например, известно, что на смену русской классической школе и гимназии конца XIX – начала XX столетия пришли сначала пролетарская школа 20-30-х годов, затем советская классическая школа с единой программой и стабильным составом учебных предметов. Но начиная с 70-х годов в школе осуществляются разнообразные эксперименты и набирает силу движение педагогов-новаторов, предлагаются как новые программы обучения, так и новые организационные формы школы. Сегодня мы наблюдаем и отдельные попытки на новой основе возродить дореволюционную школу.

    Западная педагогика и школа естественно развивались несколько иначе, чем советские, но и здесь прослеживается сходная закономерность: педагогические реформы и эксперименты практически идут с начала века. Развивается и альтернативная педагогика.

    В большинстве замыслов развития детей встает проблема реализуемости задуманного и рассчитанного. Известно, что многие реформы творческого образования в нашей стране, и в Европе не достигли своих целей, хотя и оказали определенное влияние на развитие образования.

    Отмечается такой фактор, препятствующий осуществлению реформ, как несогласованность или противоречивость целей реформы. Если свести воедино все требования к творческому образованию, предъявляемые философией образования, то приходится признать, что многие из них не согласованы между собой. Действительно, ряд этих требований представляет собой сформулированные в нормативном виде идеалы, причем их реализуемость не обсуждалась, другие требования к образованию – это установки на модернизацию, но программа и ресурсы такой модернизации, как правило, не задаются. К тому же нужно учесть, что различные требования к образованию выдвигаются разными субъектами, выступающими от лица разных групп населения, разных сфер культуры и экономики.

    Сегодня существует плюрализм культур и неоднородность культуры. Как следствие – множество субъектов и разнородных требований к творческому образованию. В настоящее время мы не имеем дело с единой практикой творческого развития ребенка, напротив, как ответ на поликультурную цивилизацию и свободу образовательного выбора формируются разные, существенно различающиеся виды педагогических практик.

    Этно-культурный подход к инновационной творческой деятельности педагогов прошел значительный путь во многих странах и этнических группах.

    Например, полем для этнографических исследований американских ученых стала большая часть культурных регионов Земли. Первые исследования проводились в целях изучения культур коренного населения Северной Америки, затем в сферу интересов американских исследователей вошли Латинская Америка, Африка, Океания и Азия. Был собран и систематизирован объемный и уникальный материал по истории культуры, который послужил источником для социокультурного анализа.

    Особенностью американской школы культурного и творческого развития детей, помимо мирного сосуществования и взаимного обогащения различных методологических подходов является использования творческого наследия предшественников, что позволяет говорить о непрерывности традиций в американской школе развития.

    Позже в американской школе произошли изменения в ориентации на изучение незападных, дописьменных культур к изучению культур всех типов, включая постиндустриальное общество. Одним из объектов тщательного изучения становится культура США. Изменились внешние привычные условия работы – резко сузилось поле этнографических исследований с исчезновением многих локальных культур с лица Земли.

    Следует сказать о возникновении расово-культурной школы творческих исследований. Основная идея заключается в решающем воздействии расового фактора на развитие творческих способностей ребенка. Эта школа сформировалась в условиях борьбы за существование и естественном отборе, господства биологического подхода в социологии, широкого распространения всевозможных антропометрических измерений и попыток биологической классификации рас. Разумеется, что все это не могло не сказаться на особенностях развития расовой культуры и развития творческих способностей детей данной этнической группы.

    Особое место занимает духовная школа творческого развития детей. Основой этой школы служило рассмотрение историй «переживания» в музыкальных произведениях многими великими композиторами. Типы «жизни» рассматривались как ценностно равноправные.

    Еще раз скажем, что в психологии культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его врожденном виде, а должно усваиваться каждым новым поколением заново, путем обучения у взрослых людей.

    Этно-культурный компонент – это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Он состоит из материальных и нематериальных элементов.



    Заключение

    В заключение работы сделаем выводы о том, что культура в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других особенностей, способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

    Следует сказать, что все исследования творческого развития детей с раннего возраста связаны с общим прогрессом научных знаний, развивающихся на стыке наук о человеке, его духовной деятельности и творчестве. В данной работе мы рассмотрели такие вопросы, как одаренные или гениальные дети, а также природу таланта.

    В данной работе перед нами стояла цель – рассмотреть этно-культурный компонент – как возможность реализации творческих способностей в музыкальном воспитании ребенка. Мы рассмотрели на различных примерах как реализуются способности детей определенного этно-культурного компонента. На примерах различных, известных деятелей музыкального искусства прошлого и современности. А также рассмотрели истоки гениальности детей в музыке. Изучили методы работы различных школ, работающих на развитие творческого потенциала детей. Таким образом, цель, поставленная перед нами, достигнута.

    В процессе работы мы рассмотрели такие понятий как культура, этно-культурный компонент и его влияние на творческие способности детей, изучили влияние окружающей среды на развитие ребенка. Тем самым, мы достигли, поставленные перед нами в начале работы, задачи.



    Список литературы

    1. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 489с.

    2. Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 113с.

    3. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – 612с.

    4. Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000г. – 289с.

    5. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. – 345с.

    6. Психология процессов художественного творчества. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000г. – 531с.

    7. Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000г. – 361с.

    8. Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2001г. – 301с.

    9. Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000г. – 488с.

    10. Якиманская И.С. Поликультурные общества. – Москва: «Наука», 2003г. – 385с.


    Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2000г. – с. 95

    Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. – Москва: «Педагогика», 2000г. – с.11

    Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – с. 411

    Якиманская И.С. Поликультурные общества. – Москва: «Наука», 2003г. – с.191

    Мейснер Т. Реализованные и нереализованные способности. – Москва: «Крон-пресс», 2000г. – с.9

    Рыбакова Г.И. Воспитание ребенка. Учебное пособие. – Москва: «Педагогика», 2001г. – с.100

    Психология процессов художественного творчества. Учебное пособие. Под редакцией Егорова А.А. – Москва: «Наука», 2000г. – с.131

    Кедров Б.М. Психология. Учебное пособие. – Москва: «Наука», 2001г. – с.12

    Сухарева А.И. Воспитать гения. – Москва: «Наука», 2000г. – с.335

    Ревеж Г. Талант и гений. – Москва: «Наука», 2000г. – с.242

    Введение

    Человек существо социальное. Наше поведение диктуется генетической предрасположенностью, средой или неким, единственным в своем роде, сочетанием множества факторов.

    Культура относится к набору ценностей, идей, артефактов и других значащих символов, которые помогают индивидуумам общаться, а также интерпретировать и оценивать друг друга как членов общества. Акимова М.К. Психология. Учебное пособие. - Москва: «Педагогика», 2000г. - с. 95

    Социальное развитие человечества хорошо изучено, и его закономерности сформулированы историческим материализмом. Спонтанное развитие социальных форм через общественно-экономические формации присущи только человеку, находящемуся в коллективе, и никак не связано с его биологической структурой. Вне этноса нет ни одного человека на Земле. Этническая принадлежность в сознании человека - явление всеобщее.

    Нормы и ценности отдельных групп или микрокультур называются этническими моделями, которые воздействуют на многие сферы жизни, включая сферу воспитания, в том числе творческого.

    Определение этнической принадлежности - это процесс отождествления себя и других людей с помощью этнических ярлыков. Например, субъективные атрибуты отражают этническую самоидентификацию человека. Объективное определение этнической принадлежности основывается на социокультурных критериях.

    Цель, стоящая перед нами в данной работе, - рассмотреть этно-культурный компонент - как возможность реализации творческих способностей ребенка в музыкальном воспитании.

    Задачи работы - изучить проблему влияния общественной среды на человека; рассмотреть, что представляет собой этно-культурный компонент и как он влияет на развитие творческих способностей ребенка.

    Проблема влияния на человека общественной культуры

    Одним из первых исследователей, обративших внимание на влияние культуры и подчеркнувших ее значение, был Б. Саймон в 1958 году. Б.Саймон особенно резко подчеркнул, что оценки испытуемых, которые получает исследователь, прежде всего отражают не их подлинные возможности, а те социальные условия, в которых они родились и выросли. В качестве примера приводится ряд вербальных тестов с использованием слов, значение которых должен знать ребенок, чтобы хорошо ответить на вопросы теста. Используемые в тестах слова лучше известны одним детям, хуже другим, а иным они совсем на известны. Таким образом, дети, которые не имели возможности много читать или развивать разговорную речь, оказывались в невыгодном положении. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования. Под редакцией Гуревича К.М. - Москва: «Педагогика», 2000г. - с.11

    Исследование Б. Саймона относится только к английским детям, то есть детям, воспитывавшимся в одной национальной культуре, несмотря на все ее разнообразие. Естественно, что эти свойства тестов становятся ярче, когда объектами диагностики становятся представители различных этнических групп, разных национальных культур, а также лица иной общественной среды. В последние годы расширяются диагностические исследования, охватывающие детей и взрослых, которые воспитывались и формировались в условиях, отличающихся от тех, которые в целом называют европейской культурой, например, представителей некоторых африканских этнических групп.

    На формирование индивидуально-психологических различий между людьми влияют социально-экономические и культурные факторы. Не исключается также роль наследственности. Выявленные особенности людей рассматриваются как продукт совместного действия среды и наследственности.

    Теперь рассмотрим более подробно то, как общественная культура влияет на человека и его развитие.

    Надо сказать, что в культуру входят как абстрактные, так и материальные элементы. Рассмотрим их различия. Под абстрактными элементами понимаются ценности, убеждения, идеи, типы индивидуальности, религиозные представления. Под материальными компонентами подразумеваются книги, компьютеры, инструменты, здания и т.п.

    Культура дает человеку осознание себя как личности и уяснение приемлемых моделей поведения. Важнейшими мировоззренческими и поведенческими аспектами, формирующимися под воздействием культуры, являются:

    осознание себя и мира;

    общение и язык;

    одежда и внешность;

    культура питания;

    представления о времени;

    взаимоотношения;

    ценности и нормы;

    вера и убеждения;

    мыслительные процессы и обучение;

    привычки в работе.

    Ценности - это объединяющие индивидуумов убеждения или социальные нормы. Нормы - это правила поведения, выработанные группой на основе согласия всех ее участников. Козлова В.Т. Психология и культура. Учебное пособие. - Москва: «Наука», 2001г. - с. 411

    Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей. Итак, три института - семья, религия и школа - вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.