Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Из каких частей состоял традиционный коми дом. Исследовательская работа «Традиции строительства коми избы

Из каких частей состоял традиционный коми дом. Исследовательская работа «Традиции строительства коми избы

КОМИ КРЕСТЬЯНСКАЯ ИЗБА

.

2011 год.


Цель работы: 1. Познакомить учащихся 6 класса с интерьером крестьянской избы 2. Собрать сведения о музейном объекте села Усть-Вымь «Крестьянская изба» Итог работы: Создать макет коми крестьянской избы


Эта изба была построена в 1911 году . Прежде изба находилась в центре села, рядом со зданием средней школы, а зимой 1984 года была перенесена в музейную зону, т.к. Усть-Вымь летом 1985 года готовился принимать делегацию конгресса финно- угорских народов







Ткацкий станок - кросна



В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей



«Красный угол» Красный угол был олицетворением зари




  • Люлька – «зыбка» (потан). Установлена в женской половине комнаты, закрыта занавеской от «нечистой силы».
  • В люльку вложены острые предметы как оберег от сглаза.


Список литературы: 1.Юхнин В. Роман «Алая лента» 2. Текст экскурсии по теме «Коми крестьянская изба». 3. Мей Л. В низенькой светелке …

Народное изобразительное искусство: живые вещи

До начала ХХ века в каждой крестьянской семье женщины занимались узорным ткачеством, вязанием и вышивкой. И хотя они никогда не рассматривали свои изделия как художественные произведения, изготовленные ими одежда, скатерти, полотенца, варежки были по-настоящему красивы.

С самого раннего детства девочек приобщали к женским рукоделиям, к пяти–шести годам им дарили маленькие детские прялки, на которых можно было прясть лён, коноплю, шерсть. К десяти годам матери начинали приобщать дочерей к секретам ткачества, строго следя за правильным исполнением орнаментальных мотивов. Ткали на деревянном ткацком стане «дӧра кыан», сходном по конструкции со станом северных русских. Узоры были довольно сложными. Чаще всего узор наносился красными нитями на белый фон домотканого полотна. Такими узорами украшались полотенца, скатерти, подолы, кокетки и рукава женских рубах, холщовые чулки.

Фото Евгении Козмодемьяновой

Обычно женщины ткали узоры по памяти, но иногда «снимали» их с готовых вещей или создавали новые. Ткали также и половики – «джодж дӧра», отличавшиеся богатой цветовой насыщенностью. Узорные пояса, которыми подвязывали сарафаны, мужские рубахи, верхнюю одежду ткали на специальных дощечках «таб» – небольших квадратных плашках с отверстиями по углам. Для изготовления широких поясов пользовались обычным ткацким станом. Особенно нарядными были пояса, которые назывались дарственными. Их ткали из зелёной, красной, синей, жёлтой и розовой шерсти и украшали кистями. Эти пояса невеста дарила жениху и его близким родственникам.

Особенно красивы вязаные вещи, изготовленные коми мастерицами: чулки, перчатки, шарфы, варежки, кушаки. Они богато украшены орнаментальными узорами, которые различались по районам, по принадлежности к определённому полу и возрасту. Материалом служит овечья шерсть, которую женщины сами прядут и красят. Вязаные изделия обязательно входили в состав мужского и женского костюма, служили они и свадебными подарками, которыми молодая одаривала новую родню.

Вязаную одежду без узоров носили очень редко, и этому есть свои причины. В глубокой древности орнаментальные узоры не просто украшали вещи, но имели мифологические смыслы, в наши дни во многом уже утерянные. Считалось, что именно узор даёт вещи жизнь, без него вещь будто бы и не существует. Узор оживляет вещь, поэтому живая вещь не только спасает человека от холода, но и оберегает от злых духов. А его чисто бытовое значение в том, что вязка из нескольких цветных нитей делала узорчатую одежду толще, а значит, и теплее.

Вышивка была распространена только на юге Коми края у лузских и летских коми. Она применялась для украшения головных уборов, рубах, полотенец и во многом соответствовала орнаментальным мотивам, характерным для ткачества. Очень красиво и оригинально выглядели головные уборы женщин – сороки, «юр кӧртӧд», вышитые различными геометрическими узорами. Сорока представляет собой головную повязку с вышитым разноцветными нитями очельем – налобником, двумя «крыльями» – завязками и «хвостом», который покрывал затылок. Такой головной убор девушка начинала вышивать к своему замужеству, иногда за несколько лет до него. У ижемских коми была распространена вышивка бисером и золотыми нитями. Бисером вышивали головные уборы невест – «юрной», серебряными, золотыми нитями вышивали кокошники и сборники, головные уборы замужних женщин.

У коми как у лесного народа было развито искусство обработки дерева. Этим видом искусства занимались, в основном, мужчины. Главным украшением деревянной избы был «конёк», «чибӧ» – комлевая часть охлупня, бревна, скрепляющего двускатную крышу. «Чибӧ» – в переводе «конь», конёк и вырезался в виде коня, а нередко и коня-птицы, крыльями которого были скаты крыши. Охлупень мог быть украшен рогами оленя, лося или резным деревянным полотенцем.

Резными полотенцами иногда украшались и наличники окон избы. На Вашке и Мезени фронтоны домов нередко расписывались. Это могли быть симметричные рисунки, изображавшие двух стоящих на задних лапах львов, геометрические узоры, в сороковые–пятидесятые годы ХХ века на фронтонах изображали советскую символику в виде красных звёзд, серпов и молотов.

Внутреннее убранство дома: красный угол, полати, врезные полки, двери, голбец – украшались несложной резьбой или росписью. Деревянные шкафы, диваны, кровати, лавки, столы изготавливались самим хозяином или местными мастерами. Эти вещи также украшались традиционной резьбой или росписью.

В коми избах и ныне можно увидеть боль шие деревянные чаши в виде утки или лебедя, ковши, вырезанные из капа и оформленные в виде головки и хвоста птицы. До недавнего времени почти в каждом доме держали на столе деревянную солонку в форме утки, на крышке которой вырезались утята. Такие утки-солонки в прошлом были обязательным элементом свадебного приданого невесты. Невеста приносила в новый дом утку-солонку, вырезанную её отцом, как символ будущего семейного счастья. Образ утки неслучаен в прикладном искусстве коми, он известен по археологическим находкам средневековья, а также и по легендам коми о сотворении мира.

Искусство резьбы по дереву применялось и для украшения бытовых предметов и орудий труда. Среди традиционных узоров на резных деталях ткацкого стана особенно интересны украшения в виде солярных знаков – зубчатых колёс с лучами. Резьбой покрывались деревянные шкатулки, пеналы, веретёна, коробочки для иголок. Берестяные туески, коробы, солонки украшались прорезным и тиснёным орнаментом.

Росписью украшали берестяную посуду, изображая на ней цветы. Роспись в виде цветов, веток, а также коней и птиц встречается на прялках. Отличалась оригинальностью роспись на вычегодских прялках: ножка украшалась резным орнаментом, а вся поверхность покрывалась синим киноварным фоном, на который наносился орнамент в виде концентрических кругов, розеток, спиралей и зигзагов.

Росписью занимались мастера-профессионалы, нередко – и местные иконописцы. Мастера собирались в артели и изготовляли на продажу расписные прялки, сундуки, шкафы, сани, дуги. Были в Коми крае свои «центры» по росписи. Это деревни Тойма и Верхозерье на Вашке, Отла и Луга – на Выми, Керчёмья и Вомын – на Вычегде, Ижма и Мутный Материк – на Печоре. Артели резчиков и иконописцев изготавливали иконостасы с иконами для церквей Коми края, писали иконы для крестьян, причём эти иконы обладали высокими художественными достоинствами. Некоторые из них являются украшением и гордостью Национальной галереи Республики Коми.

Что касается живописного оформления интерьера и мебели коми избы, то здесь преобладали растительные мотивы (цветы, листья), в то время как на посуде и орудиях ткачества – геометрические. Растительные мотивы использовались и для украшения сундуков, коробов. Расписные изделия коми отличались яркостью рисунка и сочностью красок, однако уже в начале ХХ века постепенно вытеснялись из обихода. Резьба по дереву и поныне сохраняется среди сельского населения Коми края.

«Домы отменные»

Русский путешественник и учёный И. И. Лепёхин, проезжая в 1771 году через «зырянскую селитьбу Усть-Сысольским погостом назывемую», писал, что «домы в нём отменные». Усть-Сысольск в то время мало отличался от других зырянских сёл, так что смело можно сказать, что «домы отменные» издревле были характерны для коми сёл и деревень.

Коми изба в д. Эжолты Усть-Вымского района. Фото Анатолия Перетягина

Коми изба, керка – это срубная постройка, объединяющая в единое целое жилые помещения и хозяйственные постройки: дом–двор. Крытый двор примыкал к жилому дому и отделялся от него сенями, на нижнем ярусе двора размещался хлев для скота, на верхний ярус завозили через специальное крыльцо-взвоз сено для животных.

Дом строился из сосны, но нижние венцы предпочитали делать из лиственницы, меньше поддающейся гниению. Поднимали дом высоко, до двадцати одного венца, подполье достигало двух метров, и окна деревенского дома находились на уровне человеческого роста или выше.

Учёные выделяют два типа изб, распространённых у коми: сысольский и вымский.

Сысольский был распространён по рекам Сысоле, Верхней Вычегде и Верхней Печоре. Это квадратная постройка, состоящая из жилой и хозяйственной половин, каждая со своим скатом кровли. Жилая разделяется на зимнюю (вой керка) и летнюю (лун керка) избы и объединяется входом через сени. К ней примыкает сруб двора (стын). Печь стоит в глубине помещения, в углу, а устьем обращена к двери. Рядом – вход в подполье, голбец (гoбoч выв), полати. Передний угол «Ен ув пельoс», «Божий угол», находится по горизонтали от печи.

Вымский тип был распространён на Выми, Нижней Вычегде, Удоре. В нём жилая часть и двор имеют одну кровлю. Жилая часть также состоит из двух изб,но русская печь – в углу у двери и повёрнута устьем к окнам боковой стены.

В «чистом виде» эти типы жилищ ныне встречаются редко, да и в прошлом хозяева часто уходили от канонических форм. В начале ХХ века жилые помещения стали разделять на комнаты, в хозяйственном дворе-сарае прирубать отдельные избы для детей, и дом нередко состоял из четырёх–шести жилых помещений. А на Ижме и Удоре дома стали строить в два этажа.

Народный костюм: и коты, и сороки

Народный костюм коми, сходный с одеждой северных русских, имеет ряд локальных вариантов или комплексов - ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. И если мужской единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский имеет существенные различия – в технике кроя, тканях, орнаменте.

У женщин бытовал сарафанный комплекс. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан, кунтэй), головного убора, фартука и узорных чулок. Верх рубахи (сос) - из пестряди (цветной клетчатой ткани), кумача, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой – шуба из овчины. В праздничные дни надевали наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), а в будни носили одежду из более грубых домотканых материалов. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX века.

Головные уборы девушек и замужних женщин различались. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда – это длинная, почти до колен, холщовая рубаха на выпуск, подвязанная тканым или плетенным поясом, холщовые штаны (гач). Рубахи-косоворотки, которые вошли в моду в начале XX века, были значительно короче – до 70 сантиметров.

Штаны носили с сапогами или низкой кожаной обувью «кӧт i », заправляя штанины в «сера чувки» (узорные чулки), подвязанные под коленом узорным шнурком. Верхней одеждой служили кафтан, зипун (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой - холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой – шубы из овчины (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась).

Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды: «маличу» (глухая одежда прямого покроя из оленьего меха, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и с пришитыми к ним меховыми рукавицами), «совик» (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги, шитые из оленьего меха ворсом наружу) и др.

Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз) – прямоугольный кусок домотканного сукна, с нашитой сверху кожей и отверстием для головы посередине. Спереди он длиной до талии, а сзади ниже пояса к нему прикреплён мешок-карман отверстием для убитой дичи. Лузан подпоясывается кожаным ремнём с охотничьим ножом. Топор подвешивается в особую кожаную петлю на спине. Эта очень удобная и практичная одежда в условиях тайги распространилась на соседние территории и до сих пор бытует у русских Архангельской области, Сибири, лесорубов Карелии.

Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготовляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик)

Орнамент : «шифровка» из глубины веков

Узор из ритмично повторяющихся изобразительных мотивов – наиболее распространённая и характерная форма декора у самых разных народов, в том числе и у коми. Орнаментом украшали постройки, орудия труда, мебель, посуду и утварь, одежду; он выполнялся в технике ткачества, вязания, росписи по дереву, набойки, тиснения по бересте, коже, резьбы по дереве, кости

Наиболее распространённым в народном искусстве коми является геометрический орнамент, который состоит из различных сочетаний точек, квадратов, прямоугольников, ромбов, крестиков, треугольников, диагональных линий.

Орнаменты коми по стилистике близки орнаментам соседних народов, учёные объясняют это общей древней основой. Похожие орнаменты украшали керамическую посуду так называемой андроновской культуры, которую датируют II – началом I тысячелетия до нашей эры. С течением времени у каждого народа сложился свой тип орнамента, свойственный только этой культуре. Но даже внутри народа в орнаментальных мотивах есть различия, так что по узору на чулках или варежках можно определить, в каком районе Республики Коми они связаны. Более того, оказывается, что узоры орнамента на чулках различаются как мужские – «мужик сер» – и женские – «баба сер».

Названия узоров тоже имеют свою специфику. Одни из них соотносятся с названиями разных предметов и орудий труда: перна – «крест», пила пинь – «зубья пилы», матка сер – «узор компаса», пурт йыв – «острие ножа», куран пинь – «зубья грабель» и т. п. Другие названия относятся к животным и птицам: ош лапа – «медвежья лапа», меж сюр – «бараньи рога», кoр сюр – «рога оленя», гут сер – «узор мухи», мoс син – «коровий глаз», черань – «паук». Наконец, есть названия, связанные с растительным миром: коз сер – «ёлочный узор», дзоридз –«цветок», пыш тусь – «конопляное зёрнышко» и т. п.

Народные музыкальные инструменты: лесные флейты и небесные скрипки

Коми народная музыка берёт начало в те давние времена (I век до н. э. – VIII век н. э.), когда предки коми и удмуртов составляли одну древнепермскую общность. Об этом говорит сходство некоторых мелодических оборотов в фольклорных песнях, причитаниях, а также родство названий, обозначающих музыкальные духовые инструменты класса флейт. Наверное, это простейшие виды музыкальных инструментов: ведь для того, чтобы создать такую флейту-дудку, нужно было срезать стебель дудника – на коми гум – так, чтобы трубка получилась закрытой, и прорезать небольшую продольную щель. От дудки каля пoлян (буквально чайка-дудка), которую и ныне делают деревенские дети, путь ведёт к берестяному рожку.

Более сложными являются так называемые трёхствольные флейты куима чипсан (трёхствольный свисток), на которых играют сегодня чипсанистки из села Чёрныш Прилузского района. Ещё сложнее дудки пoлянъяс, разновидности многоствольных флейт. Число дудок в комплекте такого инструмента было от четырёх до двенадцати, они так и назывались – квайта или oкмыса пoлян, шести- или девятиствольная дудка-флейта. На чипсанах и пoлянах играли женщины и девушки во время отдыха, сенокоса, по пути на луга или в лес по грибы-ягоды, а зимой – на деревенских посиделках.

Разновидностей духовых инструментов много: это и сьoла чипсан – рябчиковый свисток, – который охотник делал из елового сучка или птичьего пера, чтобы приманить рябчика, это и бадь пу чипсан – ивовый свисток – флейта, которую изготавливали весной из ветки ивы, это и различные гум пoлян – флейты из дудника. Более сложными были бадь пу пoлян, ивовая дудка – дудка из ствола ивы с двумя–четырьмя игровыми отверстиями, а также различные сюмoд буксаны и сьюмoд пoляны – берестяные рожки и дудки.

Изобретение сигудка – трёхструнного инструмента типа скрипки – народ приписывает самому небесному богу Ену. Рассказывают, что в незапамятные времена Ен придумал сигудэк, но вот извлекать звук у него не получалось. Тогда обратился он к Лешему, и тот научил небесного брата натирать смычок смолой ели. Вот так и родился неподражаемый звук сигудка. А если отвлечься от легенды, то сигудэк – действительно древний инструмент. Археологи нашли фрагмент подобно инструмента на раскопках в Новгороде и датировали его Х веком н. э. В наборе современных русских народных инструментов его нет, но вот у коми он сохранился. Сигудэк был самым значительным инструментом в музыкальном обиходе коми. На нём играли дома и в лесной избушке охотника-промысловика, под него исполнялись песни и плясовые наигрыши.

Были у коми и другие струнные инструменты, такие, как, к примеру, известная всем балалайка. Самодельные балалайки были похожи на старинные русские – с плоскодонным треугольным корпусом. Прославленным мастером-балалаечником был уроженец села Выльгорт Сыктывдинского района Семён Налимов (1857–1916), изготовивший эти инструменты для Василия Андреева, организатора Великорусского оркестра народных инструментов.

Струнный инструмент брунган имел мощное звучание, напоминающее звон больших церковных колоколов. Делали его просто: на боковую стенку голбца – деревянной пристройке к русской печи – прибивали толстые проволочные или жильные струны, а играли, ударяя по струнам молоточком.

В музыкальном обиходе коми был и целый набор барабанов. Самый известный, пастушеский пу барабан – деревянный барабан, – деревянная подвеска-дощечка, по которой ударяли двумя палочками. Колотушкой тотшкoдчан подавали сигнал-сбор артельных людей. Трещоткой сярган отгоняли, к примеру, лошадей, забравшихся на чужие посевы. Бубенчики-погремушки торган выполняли магическую функцию – отпугивали от пасущихся домашних животных злых духов и хищников.

Коми сикт… история её уходит в глубь веков. Начиналась она с нескольких изб где-нибудь на поляне, отвоеванной у леса, или на берегу реки.

Сооружение жилого дома, превращенное сегодня в простой технический акт, для наших предков было исполнено глубочайшего смысла. В древности каждый человек строил жилье для себя и своей семьи сам, - если требовалось, на помощь звал родственников, соседей, друзей.

Наши предки селились в лесистых местах, по берегам рек и озер. Коми деревянное строительство - это строительство, созданное трудом и гением мастеров.

Издавна коми народ понял и осознал удивительные свойства дерева и повсеместно применял его как для строительства жилья, так и для изготовления различных предметов быта. Дерево дает особое ощущение жизни, выступая в качестве проводника между человеком и природой. Являясь проводником Космических энергий, деревья благотворно влияют на ауру человека, а соответственно на его здоровье. Именно дерево с давних пор является символом Жизни, рождения и продолжения её.

В данной работе мы будем исследовать, как устроена культура строительства коми избы, в частности в селе Нижний Воч.

Объектом изучения является строительная традиция Верхневычегодского коми села Нижний Воч, расположенного по верхней Вычегде и Кельтме на реке Воч.

Предмет исследования – коми изба как одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры, культуры древней, искусной и яркой.

Цель исследовательской работы: описать традиции строительства коми избы, выяснить насколько они сохранились сегодня в селе Нижний Воч.

Задачи:

1. Изучить теоретическую основу по строительству коми избы.

2. Изучить теоретические основы из истории этнографии коми культуры.

3. Определить основные этапы строительства дома.

4. Изучить особенности строительства избы в селе Нижний Воч методом сбора информации, фотодокументов.

5. Показать место и роль традиций и обычаев по строительству дома в современном обществе.

Актуальность:

Деревянное строительство - одно из наиболее значительных проявлений художественной и строительной культуры коми народа, культуры древней, искусной и яркой.

Выбранная тема считается актуальной, так как является ценным источникам для изучения особенностей образа жизни коми народа, их идеологии и менталитета.

В настоящее время строительство коми народа, которая является интереснейшим источником для исторических, социологических, лингвистических исследований, мало изучены.

Гипотеза

Изучение строительной культуры поможет познакомиться с картиной мира коми человека, так как в них отражаются время и человек, его общественное положение и духовный мир.

Культура строительства избы в сельской общине - это своего рода содержательная визитная карточка села, его жителя, которая играет различительную роль, подчеркивает исключительность, единичность, неповторимость.

Методы исследования:

Теоретические (изучение научной основы; обработка полученных документов; расшифровка материала);

Практические (личные наблюдения; беседа, интервью с информантами).

В рамках исследования было опрошено 7 информантов (возраст от 41 до 73 лет) и сделано записи, касающиеся архитектурной, строительной традиций.

Цели и задачи работы определили ее структуру: работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность исследования, сформулирована цель и задачи работы, указана гипотеза, методы работы.

Основная часть состоит из 3 разделов: 1. Из истории этнографического изучения коми культуры. 2. Традиции строительства коми избы. 3. Сохранившиеся традиции строительства дома села Нижний Воч.

В заключении подведены итоги по результатам исследовательской работы.

В списке использованной литературы указаны издания и источники, использованные автором.

Приложения включают список информантов, фотодокументы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коми – обряды. Урок по истории коми края 7 класс. Автор Страхова Нина Павлиновна, учитель истории МОУ «СОШ № 20 с УИОП» г.Ухта РК

План урока: 1.Жилище. 2.Утварь.

Вступление Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно-прикладного и устно-поэтического творчества. Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

жилище Слово "изба" (а также его синонимы " ызба "," истьба ", " изъба ", " истобка ", " истопка ") употребляется в русских летописях, начиная с самых древнейших времен. Очевидна связь этого термина с глаголами "топить", "истопить". В самом деле, он всегда обозначает отапливаемое строение (в отличие, например, от клети).

жилище Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: место должно быть сухим, высоким, светлым - и вместе с тем учитывалась его ритуальная ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачными для строительства было место, где прежде захаранивали людей и где раньше проходила дорога или стояла баня

жилище Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. П редпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Однако выбор деревьев в лесу регламентировался множеством правил, нарушение которых могло привести к превращению построенного дома из дома для людей в дом против людей, приносящий несчастья. Так, для сруба нельзя было брать "священные" деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья. По поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет "сухотка". Большое несчастье случится, если в сруб попадет "буйное" дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывший лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома.

жилище Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.

жилище Схема устройства кровли: 1 - желоб, 2 - охлупень, 3 - стамик, 4 - слега, 5 - огниво, 6 - князевая слега (" кнес "), 7 - повальная слега, 8 - самец, 9 - повал, 10 - причелина, 11 - курица, 12 - пропуск, 13 - бык, 14 - гнет.

жилище Вкрестьянских домах было, как правило, одно или два, реже три жилых помещения, соединенных сенями. Наиболее типичным для России был дом, состоящий из теплого, отапливаемого печью помещения и сеней. Их использовали для хозяйственных нужд и как своеобразный тамбур между холодом улицы и теплом избы.

жилище В домах зажиточных крестьян кроме отапливаемого русской печью помещения собственно избы было еще одно, летнее, парадное помещение - горница, которое в больших семьях использовалось и в повседневной жизни. Отапливалась горница в этом случае печью-голландкой. Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включенных в него предметов. Основное пространство избы занимала духовая печь, которая на большей части территории России располагалась у входа, справа или слева от дверей.

жилище Только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу. Стол всегда стоял в углу, по диагонали от печи. Над ним была расположена божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, над ними - врезанные в стены полки. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол, примост. Вся эта неподвижная обстановка избы строилась вместе с домом и называлась хоромным нарядом

жилище Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища на протяжении всех этапов его существования. Недаром помещение, где стояла русская печь называли "избой, истопкой ". Русская печь относится к типу духовых печей, в которых огонь разводится внутри печи, а не на открытой сверху площадке. Дым выходит через устье - отверстие, в которое закладывается топливо, или через специально разработанный дымоход. Русская печь в крестьянской избе имела форму куба: обычная ее длина 1,8-2 м, ширина 1,6-1,8 м, высота 1,7 м.

Печь была вторым по значению "центром святости" в доме - после красного, Божьего угла, - а может быть, даже и первым. Местоположение печи в избе строго регламентировалось. На большей территории Европейской России и в Сибири печь располагалась около входа, справа или слева от дверей. Устье печи в зависимости от местности могло быть повернуто к передней фасадной стене дома или к боковой. В южнорусских губерниях печь обычно находилась в дальнем правом или левом углу избы с устьем, повернутым к боковой стене или входной двери. С печью связано много представлений, поверий, обрядов, магических приемов. В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым.

жилище Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "чулан" или " прилуб ". Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.

Традиционная неподвижная обстановка жилища дольше всего удерживалась около печи в женском углу.

красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. На большей территории Европейской России, на Урале, в Сибири красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи.

Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.

Красный угол Божник

жилище Каждый член семьи знал свое место и за столом. Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказат

жилище В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь.

Красная скамья Лавка Стол

жилище В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях. Интерьер горницы отличался от интерьера внутреннего пространства избы присутствием голландки вместо русской печи или вообще отсутствием печи. В остальном хоромный наряд, за исключением полатей и помоста для спанья, повторял неподвижный наряд избы. Особенностью горницы было то, что она всегда была готова к приему гостей.

жилище Короткая лавка - лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.

жилище Долгая лавка - лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. В севернорусских и среднерусских губерниях, в Поволжье она тянулась от коника к красному углу, вдоль боковой стены дома. В южновеликорусских губерниях она шла от красного угла вдоль стены фасада. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье. На долгую лавку, расположенную всегда вдоль половиц, клали покойников. Поэтому в некоторых губерниях России на эту лавку никогда не садились сваты. В противном случае их дело могло разладится.

жилище Кроватью в старину служила прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой приставляли другую лавку. На этих лавах клали постель, состоявшую из трех частей: пуховика или перины, изголовья и подушек. Изголовье или подголовник - это подставка под голову, на которую клали подушку. Она представляет собой деревянную покатую плоскость на брусочках, сзади могла быть сплошная или решетчатая спинка, по углам - резные или точеные столбики. Было два изголовья - нижнее называлось бумажным и подкладывалось под верхнее, на верхнее клалась подушка. Постель покрывалась простынею из полотна или шелковой материи, а сверху закрывалась одеялом, входившим под подушку. Постели убирались понаряднее в праздники или на свадьбах, попроще в обычные дни. Вообще, однако, постели были принадлежностью только богатых людей, да и у тех стояли более для вида в своем убранстве, а сами хозяева охотнее спали на простой звериной шкуре. У людей средственного состояния обычною постелью служили войлоки, а бедные поселяне спали на печах, постлавши под головы собственное платье, или же на голых лавках.

утварь Посуду ставили в поставцах: это были столбы с многочисленными полками между ними. На нижних полках, более широких, хранили массивную посуду, на верхние полки, более узкие, ставили мелкую посуду.

утварь Для хранения отдельно использовавшейся посуды служил посудник: деревянная полка или открытый шкафчик-полочник. Посудник мог иметь форму замкнутой рамы или быть открытым сверху, нередко его боковые стенки украшались резьбой или имели фигурные формы (например, овальные). Над одной или двумя полочками посудника с наружной стороны могла быть прибита рейка для устой-чивости посуды и для постановки тарелок на ребро. Как правило, посудник находился над судной лавкой, под рукой у хозяйки. Он издавна являлся необходимой деталью в неподвижном убранстве избы. Блюда

Братины Блюда Бодни Кадки

утварь Бодня, предмет домашней утвари, представляла собой деревянную емкость для хранения одежды и мелких предметов домашнего обихода. В русской деревне было известно два вида бодней. Первый вид представлял собой длинную выдолбленную деревянную колоду, боковые стены которой изготавливались из цельных досок. Отверстие с крышкой на кожаных петлях находилось в верхней части колоды. Бодня второго вида - это долбленый или бондарный ушат с крышкой, высотой 60-100 см, диаметром дна 54-80 см. Бодни обычно запирались на замок, хранились в клетях. Со второй половины XIX в. стали заменяться сундуками. Братины

Утварь-ложки Единственным приспособлением для еды, пока не появились вилки, служили ложки. В основном они были деревянными. Ложки украшались росписью или резьбой. Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого "лукавый радуется" и "скликаются на обед злыдни" (существа, олицетворяющие собой бедность и несчастье). считалось грехом убирать ложки со стола в заговенье, накануне положенных церковью постов, поэтому ложки оставались на столе до утра. Нельзя класть лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами. Широко применялась ложка в обрядовых действиях.

Утварь-кадки Для хранения громоздких хозяйственных припасов в клетях употреблялись бочки, кадки, лукошки разной величины и объема. Бочки в старину были самым обыкновенным вместилищем и жидкостей, и сыпучих тел, например: хлебного зерна, муки, льну, рыбы, мяса сушеного, поскони и разного мелкого товара.

утварь Для заготовки впрок солений, квашений, мочений, кваса, воды, для хранения муки, крупы использовались кадки. Как правило, кадки были бондарной работы, т.е. делались из деревянных дощечек - клепок, стянутых обручами. они делались в форме усеченного конуса или цилиндра. они могли иметь три ножки, являвшиеся продолжением клепок. Необходимой принадлежностью кадки были кружок и крышка. Кружком прижимали помещенные в кадку продукты, сверху укладывали гнет. Это делалось для того, чтобы соления и мочения всегда находились в рассоле, не всплывали на поверхность. Крышка берегла продукты от пыли. У кружка и крышки имелись небольшие ручки.

Утварь-лукошко Лукошком называлась открытая цилиндрическая емкость из луба, дно плоское, из деревянных досочек или коры. Делалось с ручкой-ложкой или без нее. Размеры лукошка определялись назначением и назывались соответственно: " набирка "," мостинка ","ягодница", "грибница", и т.п. Если лукошко предназначалось для хранения сыпучих продуктов, то закрывалось надевающейся сверху плоской крышкой.

утварь На протяжении многих столетий главным кухонным сосудом на Руси был горшок - утварь для приготовления пищи в виде глиняного сосуда с широким открытым верхом, имеющим низкий венчик, круглым туловом, плавно сужающимся к донцу. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на 200-300 г каши до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи. Они редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. Горшками дорожили, старались обращаться с ними аккуратно. Если он давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов.

горшочки

горшок Горшок - предмет бытовой, утилитарный, в обрядовой жизни русского народа приобрел дополнительные ритуальные функции. Ученые считают, что это один из самых ритуализированных предметов домашней хозяйственной утвари. В поверьях народа горшок осмыслялся как живое антропоморфное существо, у которого есть горло, ручка, носик, черепок. Горшки принято делить на горшки, несущие в себе женское начало, и горшки с заложенной в них мужской сущностью. так, в южных губерниях Европейской России хозяйка, покупая горшок, старалась определить его родо-половую принадлежность: является он горшком или горшницей. Считалось, что в горшнице сваренная еда будет более вкусной, чем в горшке.

горшок Горшок использовался также как атрибут некоторых обрядовых действий на свадьбах. Так, по обычаю, "свадебщики" во главе с дружкой и свашками утром приходили бить горшки к помещению, где проходила брачная ночь молодых, пока они еще не вышли. Битье горшков воспринималось как демонстрация перелома в судьбе девушки и парня, ставших женщиной и мужчиной.

Утварь Кочерга, ухват, сковородник, хлебная лопата, помело - это предметы, связанные с очагом и печью.

утварь Кочерга - это короткий толстый железный прут с загнутым концом, который служил для размешивания углей в печи и сгребания жара. С помощью ухвата передвигали горшки и чугунки в печи, их также можно было вынуть или установить в печь. Он представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти. Перед посадкой хлебов в печь под печи очищали от угля и золы, подметая его помелом. Помело представляет собой длинную деревянную рукоять, к концу которой привязывались сосновые, можжевеловые ветки, солома, мочало или тряпка. При помощи хлебной лопаты в печь сажали хлеба и пироги, а также вынимали их оттуда. Вся эта утварь участвовала в тех или иных обрядовых действиях.

утварь Таким образом, изба, с ее особым, хорошо организованным пространством, неподвижным нарядом, подвижной мебелью, убранством и утварью, была единым целым, составляющим целый мир для крестьянина.

Домашнее задание: 1.Составить кроссворд, тест или викторину по изученной теме. 2.Ответить на вопрос: как по коми называется изба?


М.Б. Рогачёв © 1999

Из-за скудости источников можно лишь в общих чертах проследить эволюцию коми жилища на ранних этапах его развития. Древнейшим типом жилища предков коми были землянки и полуземлянки с открытым очагом. Археологи выделяют для периода энеолита-бронзы четыре типа построек: бревенчатые полуземлянки, полуземлянки столбовой конструкции, многоугольные шатровые полуземлянки и наземные сооружения без котлованов (последние наиболее характерны для эпохи бронзы). Для ананьинского и гляденовского времени характерны прямоугольные, слегка углубленные в землю, срубные (в 3-5 венцов зимние и одновенцовые летние) конструкции с шалашеобразным перекрытием на жердях, покрытым берестой (в некоторых гляденовских жилищах обнаружены ямки от столбовых конструкций). Развитием этого типа жилища являются постройки, относящиеся к ванвиздинской культуре (вторая половина I тыс. н.э.), по-видимому принадлежащей прямым предкам коми (Археология 1997, С. 268, 359, 427-428).

Далее следует "разрыв" в наших знаниях о развитии жилища, обусловленный слабой изученностью поселений Перми Вычегодской (Х-ХIV вв.). Возможно, жилища пермян были аналогичны выявленным на памятниках верхнекамской родановской культуры того же времени, генетически связанной с коми-пермяками, довольно большим бревенчатым постройкам без фундамента, под двускатной крышей, без потолка и окон, с нарами вдоль стен и очагом в центре. К жилищу примыкали хозяйственные постройки: хлев и сарай.

Этнограф Л.Н. Жеребцов, основываясь на описях крестьянских хозяйств Яренской воеводской канцелярии и других документах ХVII-ХVIII вв., отметил, что в средневековье развитие коми жилища шло под влиянием северных русских. На схожесть коми и северорусского жилища в конце ХVII в. указал в своих записках Избранд Идес. По-видимому, коми переняли у русских трехраздельный дом, включающий избу, сени и клеть (помещение для хранения хозяйственного инвентаря, одежды, и т.п.), однако сени не получили такого развития как в русском жилище. Появляются и вскоре становятся традиционными дома с двумя избами (вторая изба заменяет клеть, "переходящую" на хозяйственный двор). У зажиточных крестьян встречались постройки более сложного состава: "хоромного строения изба да горница, две клети в том числе одна против горницы с перегородом, другая против избы". Из хозяйственных построек упоминаются дворы, амбары, овины, бани. По-видимому, уже в ХVIII в. складывается комплекс из двух жилых помещений (двух изб или избы и горницы), разделенных сенями, в одной связи с хозяйственным двором (Жеребцов Л. 1956, С. 44-46).


И только обширные материалы (описания путешественников, сохранившиеся постройки, и др.) ХIХ - начала ХХ вв. позволяют составить достаточно полное представление о разнообразных типах коми жилища, отражающих различное социально-экономическое положение хозяев, особенности хозяйственного комплекса различных групп коми, влияние соседнего русского населения. В этом кратком обзоре рассматриваются некоторые из них, наиболее распространенные*.

Простейшим типом жилища, достаточно распространенным еще в 40-50-е гг., но сейчас встречающимся крайне редко, является изба с выгороженными капитальной стеной сенями, под односкатной крышей. Хлев либо отсутствовал, либо строился отдельно от дома. Такой дом был характерен для беднейших крестьянских семей (Белицер 1958, С. 178). Очень похожи на них иногда встречающиеся и сегодня избы с пристроенными сенями (в виде обшитого досками тамбура), перекрытые общей односкатной крышей. Но их нельзя отнести к данному типу. Как правило, это "остатки" двухизбных комплексов, у которых за ветхостью или ненадобностью были разобраны одна изба и хозяйственный двор.

Очень старый тип дома - изба-двойня: две избы (одна летняя, другая - зимняя), поставленные почти вплотную друг к другу (на расстоянии до 1,5 метров), под односкатными крышами, образующими общее двускатное покрытие. Общие для двух изб сени пристраиваются сзади и соединяют жилую часть с хозяйственным двором. Бывает, что обе избы являются летними, а зимняя выгораживается в задней части постройки, занимая половину хозяйственного двора (под ней в подклете находится хлев, куда можно попасть прямо из жилого помещения). Еще один вариант: трехстенный хозяйственный двор пристраивается к жилым избам, вход прорубается в его боковой стене, а пространство, выполняющее функцию сеней, лишь обозначается перерубами. В настоящее время избы-двойни встречаются редко, в основном на Удоре и в Прилузье (Жеребцов Л. 1971, С. 58-60).

Однако, безусловно, наиболее распространенным, и не только в Коми крае, но и на Русском Севере и в Сибири, был сложившийся в ХVIII в. дом-связь - две избы (теплая и холодная), "связанные" сенями, с пристроенным в одной связи хозяйственным двором. Такая конструкция легко расчленяется на отдельные элементы, и со временем пришедшая в негодность изба может заменяться на новую. Встречаются постройки, в которых одна часть - традиционная четырехстенная изба под односкатной крышей, а другая, более новая, - пятистенок с двухскатным покрытием. При желании к основной конструкции можно добавить другие элементы. На средней Вычегде, например, к одной из изб пристраивают небольшую холодную горницу, но хозяйственный двор при этом не удлиняется, и в результате получается Г-образная постройка.

Архитектор И.Н. Шургин выделил два типа дома-связи, условно назвав их "сысольским " и "вымским". "Сысольский" дом преимущественно распространен в южный районах обитания коми - на Сысоле и в Прилузье, а также на средней и верхней Вычегде, но встречается и на Выми. "Вымский" дом бытует не только на Выми, но и на Вычегде, Удоре и нижней Сысоле. Оба типа имеют одинаковую функционально-плановую структуру, и, по всей видимости, складывались одновременно. Отличие - в ориентации фасада относительно крыши. У "сысольского" дома жилая и хозяйственная части имеют односкатные крыши, у "вымского" - каждая изба имеет односкатную крышу, продолжающуюся и над примыкающей к ней части хозяйственного двора. В обоих случаях над всей постройкой получается двускатное покрытие (Шургин 1988, С. 200-220).

Одним из самых распространенных типов жилища является шестистенок с заулком (дом со средней холодной горницей), распространение которого прослеживается со второй половины ХIХ в. Средняя горница помещается на месте сеней у дома-связи. Она меньше по размерам, чем зимняя и летняя избы, соединяется проходом только с одной из них, и иногда служит дополнительной комнатой (чаще - спальней), иногда - подсобным помещением (чуланом или мастерской). Жилая часть такого дома соединяется с хозяйственной через сени, по типу избы-двойни. По всей вероятности, этот тип дома и появился в результате модификации ("раздвижки" двух капитальных стен) избы-двойни. Но не исключено, что это измененный дом-связь "вымского" типа, по крайней мере "основная зона распространения шестистенка примыкает к местам локализации вымского жилища, внедряясь в его среду" (Маковецкий 1962, С. 43-45; Шургин 1990, С.307).

Также во второй половине ХIХ в. (на Ижме, вероятно, намного раньше) появляются такие повсеместно распространенные в настоящее время типы жилища, как пятистенок (четырехстенный сруб, разделенный пятой капитальной стеной) и шестистенок-крестовик (квадратный в плане сруб, разделенный на четыре части двумя капитальными стенами, пересекающимися под прямым углом). Пятистенки бывают двух видов: с двускатным покрытием на слегах и хозяйственным двором, "связанным" сенями с жилой частью (по типу избы-двойни) и с четырехскатным покрытием на стропилах, не соединенный с хозяйственным двором. Шестистенки-крестовики всегда имеют четырехскатную крышу на стропилах и не соединены с хозяйственным двором. В пятистенке жилые помещения традиционно делятся на летнее и зимнее. У шестистенка- крестовика одно помещение заменяет сени, второе служит кухней, и две комнаты - жилые (обе отапливаемые). В настоящее время вместо сеней пристраивается крытое крыльцо с тамбуром и верандой (в таком доме получается три жилые комнаты).

И пятистенок, и шестистенок-крестовик появляются в Коми крае в "готовом" виде. Пятистенок с двускатной крышей "пришел" из соседних русских районов, где он был распространен издавна. Появление пятистенков и крестовиков связано с городом, где эти типы домов в качестве "образцовых проектов" стали внедряться с начала ХIХ в. Соответственно первый вид пятистенка более распространен в селе, а второй и крестовик - в городе. Своеобразным видом пятистенка являются дома с мезонином. Встречаются дома, где светелка выгорожена в подкрышном пространстве, с прорубленным на улицу окном, и дома с "вышкой" - небольшим четырехстенным срубом, "опирающимся" на потолочное перекрытие.

Двухэтажные дома характерны только для коми-ижемцев и соседних с ними русских-устьцилемов. По конструкции они относятся к уже известным нам типам. Наиболее распространен двухэтажный пятистенок (в с.Ижма сохранился дом такого типа 1781 г. постройки), имеющий по два жилых помещения на каждом этаже. У такого дома сени строятся сзади жилой части и соединяют ее с хозяйственным двором. Реже встречаются двухэтажные дома-связи (вход устраивается с фасада, через сени, на втором этаже за счет помещения над сенями получается три жилых комнаты) и шестистенки с заулком (сени, как у пятистенка, устраиваются сзади жилой части, и на каждом этаже получается по три жилых комнаты). Многие из этих домов лишь с некоторой натяжкой можно считать двухэтажными, поскольку первый этаж оборудован в подклете. В особую группу можно выделить немногочисленные двухэтажные особняки-крестовики с мезонином зажиточных оленеводов и торговцев (дома Попова, Норицына в с.Ижма, и другие). Они отличаются не только планировкой, но и декором.

В других районах двухэтажные дома встречались только у торговцев. В таких домах первый этаж в подклете использовался как торговое помещение. С торговлей связано появление двухэтажных домов в немногочисленных селах, где устраивались ярмарки. Например, с конца ХIХ в. двухэтажные дома стали строиться в с.Важгорт на Удоре, где проходила большая Крещенская ярмарка. Крестьяне сдавали нижние этажи под лавки и склады приезжим торговцам, а верхние отводили под жилье. Важгортские дома отличаются от ижемских тем, что делятся на три части: передняя летняя половина (пятистенок или шестистенок), затем, через сени на втором этаже, - хозяйственный двор, и зимовка (второй этаж - жилой, а на первом помещается хлев) (Жеребцов Л. 1971, С. 66-68).

Краткое описание основных конструктивных особенностей коми традиционного жилища показывает чрезвычайную рациональность, приспособленность к суровым северным условиям (прежде всего - сохранению тепла и гидроизоляции) его конструкции. При внешней простоте и непритязательности крестьянский дом воплощает в себе многовековой опыт строительства - в нем обнаруживается много простых и остроумных приспособлений и конструкций, способствующих устойчивости здания, надежному креплению его частей, и т.п. Основным строительным материалом в лесном краю, естественно, служило дерево. Лишь в Усть-Сысольске можно было встретить немногочисленные кирпичные жилые дома. В селе же каменными были только церкви (в начале ХХ в. - примерно половина всех храмов Коми края) и, в некоторых селах, административные здания и школы.

Дома строились из толстых сосновых или лиственничных бревен (чаще из лиственницы, устойчивой против гниения, клали только нижние венцы, в наибольшей степени подвергавшиеся воздействию воды). Обычное число венцов - 15-17 (по фронтону). Полы настилали на высоте 1,5-2 метра от земли. Обычный для всех северных домов высокий подклет способствовал сохранению тепла и "приподнимал" жилую часть над снегом "Жилище здешних жителей отличается громадностью и массивностью:Первоначально ставятся два сруба, для двух отдельных изб, в расстоянии сажени один от другого. Срубы эти бывают вышиною до 3 сажен*:Когда будут поставлены две избы, то приступают к устройству сеней. Они делаются между избами и обыкновенно забираются из бревен, принаровленных, без особенных укреплений и связей, к концам избных бревен", - так строился "вымский" дом-связь в середине ХIХ в. (Аврамов 1859, № 42).

Дома ставились "без всяких планов и фундаментов". Впрочем, постройки "на пошве" (первый венец кладется прямо на землю) были большой редкостью. Обычно сруб ставился на "стульях" (вкопанных в землю сосновых чурках) или камнях, подкладываемых под углы здания. Встречались и комбинированные варианты (считалось, что, если дом стоит только на камнях, он будет холодным). Только во второй половине ХХ в. появляются дома на ленточном фундаменте.

Углы сруба рубились в "чашу" с "выпуском". Рубка "в лапу" встречалась в городе, а в селе так стали рубить только в последние 30-40 лет. Бревна сруба обязательно прокладывали мхом (для теплоизоляции). До середины ХIХ в. паз вырубали в верхней части бревна, что было непрактично, так как в пазах скапливалась вода и сруб довольно быстро приходил в негодность. Позднее паз стали рубить в нижней части бревна, что сложнее технически, но делает постройку долговечнее. В некоторых старых постройках встречается прокладка верхних венцов берестой, служащей гидроизоляцией (Жеребцов Л. 1971, С.41). Лишь в конце ХIХ в. появляются дома, обшитые тесом и окрашенные (вероятно, эта новация пришла из города, где обшитые дома появляются в первой половине ХIХ в.). Повсеместным обычаем обшивка и покраска домов стали только во второй половине ХХ в.

Полы для сохранения тепла всегда делались двойными. В середине ХIХ в. их настилали "из целых бревен, и сверху их - другие из расколотых на двое особыми топорами толстых плах" (Аврамов 1859, № 42). Позднее полы стали собирать из обтесанных с двух сторон плах, плотно пригнанных друг к другу с помощью вырубов, загоняемых в паз следующей плахи. Аналогичный способ применялся для крепления пола к стенам сруба. Но встречался и другой: бревно, к которому примыкает пол, наполовину стесывается, чтобы плотнее подогнать крайнюю плаху, а пол держится на переводинах (две из них обязательно укладываются вплотную к стенам), поставленных перпендикулярно плахам.

В сохранившихся домах второй половины ХIХ в. встречаются потолки из целых или расколотых пополам бревен (круглой частью вниз). Позднее потолки стали устраивать из таких же плах, как и пол, засыпая их сверху землей. Потолок крепился к стенам с помощью выруба, аналогично креплению пола. В центре потолок опирается на толстое круглое бревно - матицу. Плахи пола и потолка укладывались перпендикулярно входу. Окраска потолков и полов масляной краской - явление довольно позднее.

Обычное число окон по фасаду - шесть (по три в каждой избе). У пятистенка и крестовика обычно было по четыре окна. В первой половине ХIХ в. окна вырубались небольшими (30х40 см), причем среднее окно всегда было несколько больше крайних. Их делали однорамными, без наличников. "В рамы этих окон вставлены мелкие обломки тусклых стекол, а, при недостатке их, рамы обтягиваются или бычьим пузырем, или лоскутками холста, пропитанными коровьим салом, зимой же, с наружной стороны для большей теплоты в окна замораживается тонкий прозрачный лед" (Михайлов 1852, С. 322). В сохранившихся домах конца ХIХ в. на Сысоле, верхней Печоре, верхней Вычегде можно встретить небольшие волоковые оконца над печью (она находится у стены, противоположной входу, устьем к двери, и печное окошко служило для освещения полатей). В это время. уже повсеместно рубили большие (70х90 см и более) косящатые окна с двумя рамами, но без ставен. Очень редко встречались створчатые окна.

Вход в дом оформлялся по-разному. В домах с внутренней лестницей в сенях он находится на уровне земли и оформляется небольшой вымосткой из плах и перилами. Совсем отсутствовали или были невысокими крыльца у ижемских двухэтажных домов. Но чаще вход в сени делался на уровне пола, и к нему вело высокое крыльцо, очень заметное на фоне монотонного, почти без украшений, фасада жилого дома. Обычно оно представляет из себя площадку, закрепленную на четырех столбах, к которой ведет крутая лестница. Крыльцо перекрывалось плоским перекрытием, односкатной или двускатной кровлей. Отличаются своеобразием крыльца домов на Выми: нижняя площадка и крутая лестница перекрывались пологой кровлей на столбах, а верхняя площадка имела коньковое перекрытие, украшенное резьбой. Похожие крыльца встречаются на Удоре, только без нижней площадки. Распространенное сегодня оформление крыльца тамбуром или верандой в ХIХ в. не применялось.

Крыша покрывалась тесом в два ряда, причем тесины клались в шахматном порядке - для обеспечения водонепроницаемости. Для стока воды в тесинах вырубался желоб или две дорожки (второй вариант - более поздний). Тес укладывался на слеги и сверху придавливался жердями. Нижние концы тесин упирались в водосточный желоб, укрепленный на "курицах", а верхние закреплялись на князевом бревне. При односкатном покрытии двух изб концы крыш часто не стыковались, а заходили один под другой. Этот конструктивный прием был характерен для "черных" изб - в щель вытягивался дым. При двускатном покрытии концы тесин сверху придавливались охлупнем - бревном с выдолбленным в нижней части пазом. Для охлупня выбиралось бревно с комлем, из которого вырезалась стилизованная фигура утки или коня. Стропильную конструкцию крепления крыши, сегодня достаточно широко распространенную, имели только "городские" пятистенки и шестистенки-крестовики.

Традиционный коми крестьянский дом, массивный, из потемневших от времени бревен, слабо декорирован и поэтому выглядит довольно аскетично. Кроме охлупней, стилизованными фигурами птиц завершались "курицы". Значительно реже встречаются фигурно вырубленные выпуски и обработанные выемчатой резьбой потоки. В домах конца ХIХ - начала ХХ вв. иногда встречаются украшенные пропильной резьбой карнизы и причелины крыш, наличники окон. Надо отметить, что немногочисленные декоративные элементы отличаются значительным пластическим разнообразием (Грибова 1980, С. 32-51).

Внутреннее устройство коми традиционного дома во многом схоже с северорусским жилищем. Первоначальное деление помещений на избу, сени и клеть уже в ХVIII в. сменяется делением на зимнюю избу, сени (они использовались не только для прохода в жилые помещения и хозяйственный двор, но и как кладовая) и летнюю избу (горницу), причем горниц, в зависимости от типа дома, могло быть несколько. Кухня очень редко выделялась в самостоятельное помещение. Основной жилой комнатой являлась зимняя изба, "всегдашний любимый покой зырянина". В летней избе хозяева, как правило, не жили - она служила парадной, гостевой частью дома. В конце ХIХ в. печи стали ставить и в летней избе, так что она лишь по традиции сохраняла свое наименование. Но летняя изба оставалась парадной частью жилища, за исключением тех случаев, когда один дом "делили" две семьи (семьи братьев или родительская семья и семья женатого сына).

Безусловно, самое почетное место в доме отводилось русской печи (печи-голландки появляются только в начале ХХ в., и то в основном в городе), по образному выражению М.Михайлова - "зырянскому пеклу", занимавшему "более половины комнаты, которая, сама по себе, без того была бы очень просторна". В середине ХIХ в. на верхней Печоре и верхней Вычегде, Вишере и Локчиме еще встречались глинобитные печи (Белицер 1958, С. 186). Но и в то время в большинстве домов печи были из необожженного кирпича, изготовляемого самими крестьянами. Печи ставились либо на столбах, либо на срубе из плах и были приподняты над полом. На деревянное основание в несколько рядов укладывались кирпичи или камни, залитые жидкой глиной. На этой основе выкладывались стенки и полусферическая топка, а пространство между ними заполнялось мелкими камнями с жидкой глиной. Сверху делалась стежка из глины с песком, на которую укладывались плахи лежанки. Высота печи без трубы достигала двух метров. Еще в первой половине ХIХ в. преобладали черные печи (без дымохода). Однако М. Истомин в 1862 г. отмечал, что "так называемых черных изб с дымоволоками, в Ижемском селении, - в настоящее время совсем нет". На Удоре в 70-е гг. ХIХ в., по наблюдению Ин. Попова, "избы у многих на половину черные и на половину белые. Впрочем, в последнее время начали строить только белые избы, предпочитая их черным, во избежание дыма и холода во время топки" (Истомин 1862, С. 137; Попов 1875, № 89). Дольше всего черные печи сохранялись в верховьях Вычегды, Выми и Печоры.

Самый распространенный тип внутренней планировки избы - средневеликорусский, когда печь находится рядом со входом, устьем к передней стене. В таком случае "красный угол" (наиболее почитаемое место в доме, где помещаются иконы, стоят стол и лавки для совместных трапез) располагается у передней стены, по диагонали от печи. Другой тип, встречающийся в домах верхневычегодских, верхнепечорских и сысольских коми, - печь расположена у передней стены, устьем к входу, а "красный угол" находится около двери. По-видимому, "у коми этот план возник совершенно самостоятельно, он является наиболее древним планом вообще и наиболее старым планом на данной территории, происхождение его связано с более ранними жилищами коми - землянкой и полуземлянкой, в которых дверь служила единственным источником света" (Белицер 1958, С. 185). От местоположения печи также зависят расположение голбца (подполья под жилой частью для хранения продуктов и домашней утвари) и полатей. В первом случае полати устанавливались над дверью, а вход в голбец находился между печью и стеною дома, во втором - полати настилались около передней стены дома, напротив входа, а вход в подполье находился у внешней стороны печи. В белых избах, даже при наличии печи, полати и голбец не устраивались.

Внутреннее пространство избы четко делится матицей на "переднее" и "заднее". Гость как правило оставался в передней части и без приглашения хозяев не переходил за матицу, в заднюю, семейную ее часть. Пространство перед печью считается женской частью, кухней. Оно выделяется двумя балками, расположенными примерно на двухметровой высоте перпендикулярно входу (на балки ставили кухонную посуду). Оппозицию печи составлял "красный угол" - наиболее почетное, семейное обрядовое место и место трапезы.

Интерьер крестьянского дома исключительно прост, даже аскетичен. Вся мебель - самодельные большой стол в "красном углу", пристенные лавки (крепились в пазе, вырубленном в бревнах стены) и небольшой столик у печи. По стенам на высоте человеческого роста крепились полочки для хозяйственных мелочей. Одежда хранилась в сундуках, а посуда - в небольшом ящике у печи (залавке). Семья спала на печи и полатях. Изба освещалась лучиной, закрепленной в специальном металлическом держателе.

В конце ХIХ - начале ХХ вв. в сельскую среду начинают проникать элементы интерьера "городского" жилища. Из мебели это кровати, небольшие столики, стулья, табуретки, платяные шкафы ремесленного изготовления. Получает некоторое распространение окраска стен, полов и потолков, оклейка стен обоями (предварительно бревна внутренней части стены обтесывают). Появляются занавески на окнах, литографии и фотографии на стенах. Лучина заменяется керосиновой лампой. Но эти новации были характерны для незначительной части сельского населения -духовенства и интеллигенции, зажиточных крестьян, особенно в ижемских и пригородных селениях.

25 Одежда татар и башкир