Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое гравюра определение. Гравюра – это не просто! Что такое гравюра и какой она бывает

Что такое гравюра определение. Гравюра – это не просто! Что такое гравюра и какой она бывает

История открытия йода

Химия как наука и химическая отрасль промышленности – это две области человеческой деятельности, тесно связанные между собой. Прогресс в одной области неизменно вызывает движение вперед и в другой. Ни у кого не вызывает сомнения утверждение, что на достижениях науки химии построены все виды промышленной химии. Примеров такого влияния можно привести бесконечное множество. Но нередко можно проследить и обратное влияние самого производства на развитие химической науки.
Яркий пример такого влияния химической отрасли промышленности на развитие самой химии – история открытия йода. Этот элемент был открыт в 1811 г. парижским производителем селитры Бернаром Куртуа (1777–1838). Примечательно, что само открытие произошло не в химической лаборатории какого-либо ученого или научно-исследовательского института, а непосредственно на заводе, в ходе производственной деятельности человека. Как это случилось?

Во Франции в годы наполеоновских войн требовалось большое количество селитры для производства пороха. Селитру ввозили сначала из Индии, но ее не хватало. Правда, к этому времени уже были открыты богатые залежи чилийской селитры в Южной Америке. Но эта селитра была не калиевой, а натриевой и обладала весьма неприятным свойством притягивать из воздуха влагу (отсыревать), что делало ее малопригодной для производства пороха. В Испании еще в 1808 г. был найден способ превращения натриевой селитры в калиевую с использованием для этой цели золы, получаемой при сжигании морских водорослей. Вот этим-то делом и занялся на своем небольшом заводе в г. Дижоне во Франции Куртуа.

Он давно уже заметил, что в продуктах, получаемых из золы морских водорослей, которые в изобилии выбрасывались приливами океана на берег Франции, находится какое-то вещество, действующее разъедающе на железные и медные сосуды. Но ни сам Куртуа, ни его помощники не знали, как выделить это вещество из золы водорослей. Ускорению открытия помог случай.

В рассказах того времени утверждалось, что на заводе, где вырабатывалась селитра, рабочие как-то погнались за кошкой. Убегая от преследователей, кошка случайно опрокинула сосуд с серной кислотой на остатки солей от выработки селитры, и тогда вдруг из образовавшейся смеси выделились густые фиолетовые пары.

Насколько правдоподобен этот рассказ в свете современных химических знаний? Действительно, серная кислота, действуя на йодистые соли щелочных металлов (KI, NI), выделяет йодистый водород (HI). Как вещество непрочное, он в присутствии серной кислоты разлагается с выделением свободного йода:

Н 2 SО 4 + 2НI = 2Н 2 О + SО 2 + I 2 .

Таким образом, мы видим, что ничего невероятного в рассказах нет.

Куртуа заинтересовался этим явлением и внимательно стал изучать новое вещество. В пределах имевшихся у него знаний и возможностей он довольно подробно изучил его и пришел к ряду важных открытий: он нашел, что фиолетовые пары при их охлаждении оседают в виде черных с металлическим блеском кристаллов, что новое вещество соединяется с водородом, фосфором, металлами, а с аммиаком образует крайне взрывчатое вещество. Это был йодистый азот NI 3 – черный порошок, легко взрывающийся при легком встряхивании и даже прикосновении.

О своих наблюдениях и выводах Куртуа сообщил двум своим друзьям из Дижона – Н.Клеману и Ш.Б.Дезорму. Клеман проделал все эксперименты, о которых ему рассказал Куртуа, убедился в полной справедливости его выводов и в январе 1813 г. сделал небольшое сообщение ученым Парижа о загадочном веществе. Вторичное сообщение об открытии было сделано Клеманом в ноябре того же года. Ни одно из этих сообщений в печати не было опубликовано. Однако сохранилось краткое описание сделанного открытия в журнале «Анналы химии» за 1813 г., в котором не была забыта и роль Куртуа.

«Новое вещество, – говорилось в этом сообщении, – по внешнему виду – металл. Его удельный вес около 4. Металл очень летуч; запах его паров аналогичен запаху хлора. Он сообщает краснобурую окраску (которая исчезает спустя короткое время) бумаге и рукам. Это вещество – не кислота, не щелочь. При нагревании его в закрытой реторте оно спокойно испаряется, при температуре около 75° по Цельсию, кипит под водой, образуя великолепные фиолетовые пары; а когда возгоняется в значительном количестве, образует большие блестящие пластинки, никогда, однако, не бывающие массивными. Оно слегка растворяется в воде, лучше в алкоголе и еще лучше в эфире».

Новое вещество привлекло внимание двух знаменитых ученых – французского Ж.Л.Гей-Люссака и английского Г.Дэви, которые независимо друг от друга принялись изучать его свойства. Вскоре между этими учеными возник довольно страстный научный спор. Дэви первым пришел к выводу, что новое вещество – элемент, похожий на хлор, открытый К.В.Шееле. Гей-Люссак долго не соглашался с выводами Дэви, но под давлением доказательств последнего все же в конце концов должен был признать правоту его взглядов.

Теперь, когда вещество было признано за элемент и споры между этими учеными о его природе уже прекратились, нужно было дать ему название. Гей-Люссак назвал его йодом, а Дэви – йодином. Оба ученых при установлении названия исходили из одного и того же признака – фиолетового цвета паров вещества (от греч. – фиолетовый). Ныне во всех странах мира, в том числе и в России, употребляется первое название – йод, и только в Англии сохранилось название йодин. Соответственно этим названиям принят и символ для элемента I.

Гей-Люссак посвятил изучению нового элемента много времени. В 1814 г. была напечатана его обширная работа о йоде, в которой он обосновал теорию водородных кислот (гидрокислот), подробно описал важнейшие соединения йода и установил путем сравнения различных реакций веществ с хлором и йодом, что хлор «сильнее йода».

Так был открыт новый сходный с хлором элемент, который благодаря своим ценным антисептическим свойствам стал широко известен людям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

МОБУ «Лицей №7»

Тема: «История открытия йода»

Выполнила: Ноздрина Кристина

Проверила: Дорогова Неля Николаевна

Минусинск

Введение

Йод знают все. Порезав палец, мы тянемся к склянке с йодом, точнее с его спиртовым раствором. Но не все знают насколько важно содержание йода в нашем организме. Йод является очень сильным антисептическим препаратом. Однако йод служит не только для смазывания ссадин и царапин. Хотя йода в человеческом организме всего 25 мг, он играет важную роль. Большая часть «человеческого йода» находится в щитовидной железе: он входит в состав вещества, которое регулирует обмен веществ в организме. При недостатке йода задерживается физическое и умственное развитие и возникает болезнь, называющаяся эндемический зоб. Это случается в высокогорных районах, где естественное содержание йода в воздухе, воде и пище очень низкое.

История открытия йода

Во Франции в годы наполеоновских войн требовалось большое количество селитры для производства пороха. Селитру ввозили сначала из Индии, но ее не хватало. Правда, к этому времени уже были открыты богатые залежи чилийской селитры в Южной Америке. Но эта селитра была не калиевой, а натриевой и обладала весьма неприятным свойством притягивать из воздуха влагу (отсыревать), что делало ее малопригодной для производства пороха. В Испании еще в 1808 г. был найден способ превращения натриевой селитры в калиевую с использованием для этой цели золы, получаемой при сжигании морских водорослей. Вот этим-то делом и занялся на своем небольшом заводе в г. Дижоне во Франции Куртуа.

Он давно уже заметил, что в продуктах, получаемых из золы морских водорослей, которые в изобилии выбрасывались приливами океана на берег Франции, находится какое-то вещество, действующее разъедающе на железные и медные сосуды. Но ни сам Куртуа, ни его помощники не знали, как выделить это вещество из золы водорослей. Ускорению открытия помог случай.

В рассказах того времени утверждалось, что на заводе, где вырабатывалась селитра, рабочие как-то погнались за кошкой. Убегая от преследователей, кошка случайно опрокинула сосуд с серной кислотой на остатки солей от выработки селитры, и тогда вдруг из образовавшейся смеси выделились густые фиолетовые пары.

Насколько правдоподобен этот рассказ в свете современных химических знаний? Действительно, серная кислота, действуя на йодистые соли щелочных металлов (KI, NI), выделяет йодистый водород (HI). Как вещество непрочное, он в присутствии серной кислоты разлагается с выделением свободного йода:

Н2SО4 + 2НI = 2Н2О + SО2 + I2.

Таким образом, мы видим, что ничего невероятного в рассказах нет.

Куртуа заинтересовался этим явлением и внимательно стал изучать новое вещество. В пределах имевшихся у него знаний и возможностей он довольно подробно изучил его и пришел к ряду важных открытий: он нашел, что фиолетовые пары при их охлаждении оседают в виде черных с металлическим блеском кристаллов, что новое вещество соединяется с водородом, фосфором, металлами, а с аммиаком образует крайне взрывчатое вещество. Это был йодистый азот NI3 - черный порошок, легко взрывающийся при легком встряхивании и даже прикосновении.

О своих наблюдениях и выводах Куртуа сообщил двум своим друзьям из Дижона - Н.Клеману и Ш.Б.Дезорму. Клеман проделал все эксперименты, о которых ему рассказал Куртуа, убедился в полной справедливости его выводов и в январе 1813 г. сделал небольшое сообщение ученым Парижа о загадочном веществе. Вторичное сообщение об открытии было сделано Клеманом в ноябре того же года. Ни одно из этих сообщений в печати не было опубликовано. Однако сохранилось краткое описание сделанного открытия в журнале «Анналы химии» за 1813 г., в котором не была забыта и роль Куртуа.

«Новое вещество, - говорилось в этом сообщении, - по внешнему виду - металл. Его удельный вес около 4. Металл очень летуч; запах его паров аналогичен запаху хлора. Он сообщает краснобурую окраску (которая исчезает спустя короткое время) бумаге и рукам. Это вещество - не кислота, не щелочь. При нагревании его в закрытой реторте оно спокойно испаряется, при температуре около 75° по Цельсию, кипит под водой, образуя великолепные фиолетовые пары; а когда возгоняется в значительном количестве, образует большие блестящие пластинки, никогда, однако, не бывающие массивными. Оно слегка растворяется в воде, лучше в алкоголе и еще лучше в эфире».

Новое вещество привлекло внимание двух знаменитых ученых - французского Ж.Л.Гей-Люссака и английского Г.Дэви, которые независимо друг от друга принялись изучать его свойства. Вскоре между этими учеными возник довольно страстный научный спор. Дэви первым пришел к выводу, что новое вещество - элемент, похожий на хлор, открытый К.В.Шееле. Гей-Люссак долго не соглашался с выводами Дэви, но под давлением доказательств последнего все же в конце концов должен был признать правоту его взглядов.

Теперь, когда вещество было признано за элемент и споры между этими учеными о его природе уже прекратились, нужно было дать ему название. Гей-Люссак назвал его йодом, а Дэви - йодином. Оба ученых при установлении названия исходили из одного и того же признака - фиолетового цвета паров вещества (от греч. - фиолетовый). Ныне во всех странах мира, в том числе и в России, употребляется первое название - йод, и только в Англии сохранилось название йодин. Соответственно этим названиям принят и символ для элемента I.

Гей-Люссак посвятил изучению нового элемента много времени. В 1814 г. была напечатана его обширная работа о йоде, в которой он обосновал теорию водородных кислот (гидрокислот), подробно описал важнейшие соединения йода и установил путем сравнения различных реакций веществ с хлором и йодом, что хлор «сильнее йода».

Так был открыт новый сходный с хлором элемент, который благодаря своим ценным антисептическим свойствам стал широко известен людям.

Применение йода

селитра куртуа йод

Открытие йода имело практическое значение.Иод широко применяются в химической промышленности (иодидное рафинирование Zr и Ti), для синтеза полуповодниковых материалов.

Иод и его соединения используются в аналитической химии (иодометрия) В медицине в виде так называемой йодной тинктуры (10% раствор иода в этиловом спирте), антисептического и кровоостанавливающего средства. Соединения иода для профилактики (иодирование продуктов) и лечения заболеваний щитовидной железы, там же используются радиоактивные изотопы 125I, 131I, 132I.

Мировое производство (без СССР) - около 10 тыс. т/год (1976).

ПДК около 1 мг/м3.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    История открытия йода французским химиком-технологом Б. Куртуа. Описание физических и химических свойств йода, его биологическая роль в организме. Болезни при избытке или недостатке йода. Методы количественного определения и качественный анализ йода.

    реферат , добавлен 09.08.2012

    Краткая история открытия йода, его основные физические и химические свойства. Функции йода, его роль и значение для организма. Причины и негативные последствия недостатка йода. Способы добычи йода, их сущностная характеристика и характерные особенности.

    презентация , добавлен 24.10.2013

    Краткая история открытия йода химиком-технологом Б. Куртуа, его основные физические и химические свойства. Распределение йода в организме человека, содержание в продуктах питания. Порядок определения недостатка элемента и механизм его восполнения.

    презентация , добавлен 18.03.2014

    История открытия йода. Потребность организма в этом элементе. Симптомы его нехватки: повышенная раздражительность, чувство разбитости по утрам. Продукты богатые его содержанием. Симптомы отравления препаратами йода. Схема круговорота вещества в природе.

    презентация , добавлен 10.03.2011

    Физические и химические свойства йода. Важнейшие соединения йода, их свойства и применение. Физиологическое значение йода и его солей. Заболевания, связанные с его нехваткой. Применение йода в качестве антисептика, антимикробные свойства его соединений.

    реферат , добавлен 26.10.2009

    История обнаружение и применения йода как вещества и химического элемента. Биологическая роль и физические свойства йода как микроэлемента. Особенности йодосодержащих продуктов. Способы нахождения элемента в природе, его сублимация в атмосферном давлении.

    презентация , добавлен 28.04.2011

    История открытия галогенов – типичных неметаллов, их соединения в природе. Строение и свойства атомов фтора, хлора, брома, йода и астата. Особенности их взаимодействия с металлами, водородом и растворами солей. Физические свойства и строение галогенов.

    презентация , добавлен 10.01.2012

    История открытия и место в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева галогенов: фтора, хлора, брома, йода и астата. Химические и физические свойства элементов, их применение. Распространённость элементов и получение простых веществ.

    презентация , добавлен 13.03.2014

    Описание интересных фактов открытия ряда элементов таблицы Менделеева. Свойства химических элементов, происхождение их названий. История открытия, в отдельных случаях получения элементов, их значение в народном хозяйстве, сфера применения, безопасность.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Электронные термы двухатомной молекулы. Переходы между электронно-колебательно-вращательными уровнями, правила отбора. Спектр поглощения йода при увеличении спектрального разрешения. Основные типы многокристальных сборок. Таблица спектральных линий ртути.

Плоская гравюра

Литография

Л итография (Lifhographie от лито... и...графия), способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом.

В литографии используется способность некоторых пород известняка не принимать на себя краску после протравливания слабой кислотой. Процесс работы над литографией заключается в следующем: пластина из известняка сглаживается, полируется или делается равномерно шероховатой (такая фактура называется «корн» или «корешок»). На подготовленном таким образом камне рисуют специальным карандашом или пером и кистью, употребляя литографскую тушь. Камень с законченным рисунком травится смесью кислоты и гуммиарабика. В результате протравливания покрытые рисунком места легко принимают печатающую краску, чистые же поверхности камня ее отталкивают. Доска покрывается краской при помощи валика и печатается в станке на плотной бумаге. Иногда вместо известняка используются специально подготовленные пластины из цинка или алюминия

Литография изобретена в 1798 в Германии А Зенефельдером, им же в 1806 была открыта первая литографская мастерская в Мюнхене. Подобные мастерские были открыты в 1816 в Париже и Петербурге, в 1822 в Лондоне. Достаточно легкий, относительно дешевый и одновременно тиражный способ стал настолько популярен, что уже в первой четверти XIX века практически во всех крупных европейских столицах заработали литографские мастерские. Литография широко применялась для воспроизведения картин, исполнения чёрно-белых и многоцветных эстампов (печатаемых с нескольких камней), книжных иллюстраций, географических карт, этикеток, плакатов, объявлений, наглядных пособий и так далее.

Среди первых литографов, можно отметить знаменитых немецких художников Франца Крюгера и Адольфа фон Менцеля. Также к литографии обращались Франсиско Гойя, Теодор Жерико и Эжен Делакруа.

Литография в середине XIX столетия стала острым политическим орудием. Крупнейшим мастером литографии стал французский карикатурист Оноре Домье, искусство которого имело столь высокий резонанс, что даже в России во II половине XIX века в технике литографии работало несколько крупных карикатуристов: Александр Лебедев, Петр Воклевский, Николай Степанов.

В России во второй половине 19 века новый вид искусства литографию прославили художники - Алексей Орловский, Орест Кипренский, Алексей Венецианов. Печатание эстампов производилось на ручных литографских станках, а многотиражных оттисков - на плоских литографских печатных машинах. В дальнейшем появились аналоги, модификации литографии: автолитография, хромолитография, фотолитография, олеография, литогравюра, альграфия и другие. В 30-е года 20 века литография стала интенсивно вытесняться более совершенной офсетной печатью. Потеряв своё промышленное значение, литография остаётся станковой техникой создания художественных эстампов, основным видом которой является автолитография.

Офорт

В начале XVI века возникает вид гравюры на металле, который стал излюбленным жанром для многих великих художников - офорт. Основное достоинство офорта для художника в его живописности и художественной выразительности.

Техника выполнения офорта отличается от гравюры на металле: металлическая доска (в XVI веке чаще железная, в XVII-XVIII медная, позднее - цинковая), употребляемая для обычной резцовой гравюры, покрывается специальным грунтом или лаком, устойчивыми к воздействию кислоты, рисунок иглой процарапывается в лаке, обнажая поверхность металла. После погружения доски в кислоту в металле протравливается рисунок. Офорт сложно перепутать с другими техниками, при прокатывании доски через офортный станок на оттиске остается вдавленный след.

Существуют разные офортные техники, помогающие художнику достигать разнообразных художественных задач.

Во Франции офортом занимался великолепный мастер первой трети XVII века Жака Калло, воспроизводящие разнообразные, часто красноречивые, сцены современной жизни. Фламандская школа дала искусству прекрасного офортиста - Антониса ван Дейка, чьи портреты являются прекрасными образцами иконографии XVII столетия. Но несомненно, что наиболее ценной и целостной является голландская школа офорта, которая в данном случае соперничает с живописью и нисколько ей не уступает. Эта школа представлена Адрианом Ван Остаде, Паулем Поттером, Херкюлееом Сегерсом.

Первенствующим мастером офорта является Рембрандт, который достиг удивительных художественных высот, в совершенстве постиг искусство офорта и преодолел все трудности этой капризной техники. Рембрандт оставил более трехсот офортов во многих состояниях.

В конце XIX столетии новый расцвет офорта. Искусство офорта формируется в целостное художественное направление в графике. К офорту обращаются почти все знаменитые французские живописцы, начиная с барбизонцев (Камиль Коро, Шарль-Франсуа Добиньи и прочие), и заканчивая импрессионистами (особенно Эдуард Мане). Кроме Франции, в конце XIX - начале XX века многие страны дали искусству прекрасных мастеров офорта - Андерс Цорн в Швеции, Адольф Менцель в Германии, Джеймс Уистлер в США, Иван Шишкин и Валентин Серов в России...

Гравюра сухой иглой

Медная доска процарапывается непосредственно офортной иглой на металлической доске, без покрытия лаком и без травления. При печати краска застревает в царапинах и заусенцах «барбах».

Акватинта

Изобретена во Франции в середине 18 века. Подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и к друг другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления покрывают жидким лаком.

Меццо-тинто

В этой технике гравюра была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом – «качалкой» - на доску наносится многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается «гладилкой», причем, чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются светлыми.

Техники печатной графики

Выпуклая гравюра

Ксилография (гравюра на дереве)

Гравюра на дереве (Gravure sur bois (xylographie) - самый древний вид эстампа, где дерево использовалось как материал для выпуклой гравюры, в которой рисунок возвышается над углубленным вырезанным фоном. До конца 18-го века существовала лишь обрезная, или продольная, ксилография. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони) непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, грунтуется, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножами, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии – валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается – прессом или вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При обрезной гравюре композиция оказывается комбинацией черных линий и контрастных пятен.

Торцовая, или поперечная ксилография. Доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцевой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом – штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцевая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон.

Чем тверже порода дерева (грушевое дерево или самшит) и однороднее ее структура тем тоньше получается изображение. Выполнение гравюры - занятие очень тонкое и кропотливое: штрихи наносятся с помощью гравировальной иглы затем углубления выдалбливаются долотом и стамеской разных размеров. Прежде художники редко сами исполняли свои гравюры, они делали подготовительный рисунок прямо на доске или снабжали им гравера, который приклеивал его на доску.

В западно-европейском искусстве XIX в. торцовая гравюра в отличие от продольной или обрезной использовалась преимущественно в книжной иллюстрации. Она исполняется штихелем на доске из самшита (или других твердых по род дерева) с перпендикулярными к ее поверхности волокнами (поперечный распил). Долгое время считалось, что техника торцовой гравюры была изобретена англичанином Т. Бьюиком однако в своих "Мемуарах" художник рассказывает, что это не так. Тем не менее именно он усовершенствовал эту технику и качество отпечатка. Первым значительным произведением торцовой гравюры являются гравюры к "Басням" Гея (1779).

В словаре В. И. Даля ксилография называется «китайским способом печатанья». С историей возникновения бумаги в Китае начинается история ксилографии.

Гравюра на дереве возникла в Китае не позднее VI века, с этого времени встречаются первые упоминания изготовленных таким образом ксилографических книг.

Ольга Самосюк. Мифологический бестиарий. Лист "Сирены".

Первые же образцы западноевропейской гравюры, выполненные в технике обрезной гравюры на дереве» появились на рубеже XIV-XV веков и совпадают с первой датой в истории книгопечатания. Они были религиозного содержания, что предопределило распространение этого «ремесла»: Бавария, Эльзас, провинции Священной Римской империи. Если сначала это были преимущественно религиозные изображения, то затем стали появляться сатирические листки, календари и азбуки. Первая датированная ксилография называется «Св. Христофор» и выполнена она была в 1423 году. Около 1430 года появляются так называемые блочные книги, где текст и иллюстрация вырезались и печатались на одной доске, а с 1461 гола ксилографии начали употребляться в качестве самостоятельных иллюстраций для печатных книг.

Особняком стоит искусство восточной ксилографии. Если ранее она передавала лишь религиозные иероглифические тексты, то в XVII веке в Японии появляются иллюстрированные книги, а с 1660-х годов - гравюры светского содержания. В 18 веке наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 века цветные ксилографии ), В 17 веке в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х годов - эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э.

Японская гравюра, выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2 - 3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных гравюрах с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 века - Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной гравюры - Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.

Линогравюра (гравюра на линолеуме)

Возникла на рубеже 19-20 веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же, как и в обрезной ксилографии. Краска накладывается валиком, печатается как гравюра на дереве.

Гравюра на картоне

Вид высокой печати. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности. Толщина картона должна быть не менее 2-х миллиметров.

Штрихи прорезаются иглой или ножом; тоновые плоскости достигаются разрыхлением поверхности картона различными способами. Художественные возможности гравюры на картоне ограничены. При удачном выборе это техники (для определенных решений) получают мягкий, живописный оттиск. Штрих в гравюре на картоне рваный, нечеткий и неустойчивый, тираж гравюры не велик.

Углубленная гравюра.

В металлической пластине (медь, латунь, цинк, железо) механическим или химическим способами углубляется рисунок в виде комбинаций линий и точек. Затем в углубления тампонами вбивается краска, доска покрывается влажной бумагой и прокатывается между валиками печатного станка. Основные разновидности углубленной гравюры на металле:

Монотипия

Техника одного оттиска. Краски наносятся на идеальную гладкую поверхность печатной формы, не пропускающей воду (стекло, пластик и так далее), с последующим печатаньем на станке.

Шелкография (сериография, сквозная печать, трафаретная печать)

Трафарет как печатная форма первоначально изготовлялся очень просто, на гладкую ткань накладывался вырезанный из бумаги негативный рисунок, и получившийся в результате шаблон заливался сплошной краской, которая в местах не закрытых бумагой, походила сквозь матери и получалось изображение. При этом ткань, представлявшая собой как бы сито, способствовала равномерному распределению краски и получению ровного тона.

Сквозная печать таит в себе неисчерпаемые возможности, позволяя художнику-графику работать над формами не в «зеркальном» изображении, а в прямом: кистью, карандашом, и абсолютно не связывает творческий замысел художника техникой исполнения (заливка, мазок кистью, штрих, точка в любых комбинациях на одной форме).

Оттиск готовых изображений обычно имеет утолщенный слой краски, что дает особый визуальный эффект. Получения оттисков с пастообразным характером возможно только этой техникой, хотя она и требует сравнительно более продолжительной сушки.

В шелкографии печатная форма изготавливается ручным или механическим способами (можно совместить ручной и механический способы). В первом случае те участки изображения, которые должны оставаться белыми, как в старину, заклеиваются фигурными бумажными шаблонами или делают каким-либо иным способом, непроницаемым для краски. В другом случае на покрытое светочувствительным слоем шелковое сито проецируют позитив, в результате чего все пробельные участки изображения задубливаются. При промывании водой незадубленные места смываются и в результате получается, как в первом случае, печатная форма.

Что такое гравюры? Этот вопрос интересует многих. У одних звучное иностранное слово ассоциируется с изображением библейского сюжета на металлической или каменной доске, другие полагают, что это всего лишь рисунок, вырезанный ножом на поверхности стола.

Тем не менее на вопрос: "Что такое гравюры?" - невозможно ответить однозначно, поскольку технологии создания рисунков достаточно сложны. Но одно можно сказать с уверенностью. Гравюра - это особый вид графического искусства, в котором есть свои выдающиеся художники и непревзойденные мастера.

Техника гравюры

Искусство живописи не предполагает никаких технических средств, кроме набора художественных кистей, палитры и мольберта. Другое дело - гравюры, которые требуют многоступенчатой технической подготовки, с множеством пробных попыток. Но тогда зачем это нужно? Не проще ли нарисовать одну картину и не тратить время и силы на ее многократное копирование. Тем более что подлинное не терпит повторений. Однако здесь этот принцип не работает. Эффект гравюры заключается в ее необычности, структура рисунка завораживает.

Графические изображения, полученные методом печати, называются "эстамп". Однако эстамп - это оттиск с любого оригинала, а гравюра - это отпечаток с гравированной доски. Что такое гравюры с точки зрения технологии изготовления? Несложные манипуляции, в ходе которых необходимо прижать лист бумаги к доске, на которую была предварительно нанесена краска. Затем этот лист аккуратно отделяется от доски - и гравюра готова.

Металл и дерево

Искусство гравюры заключается не в отпечатке, а в изготовлении оригинала, с которого затем можно сделать любое количество копий. Чем прочнее будет материал, из которого изготовлена "доска", тем больше оттисков можно будет получить. Гравюры бывают двух видов: высокой и глубокой печати. Первый способ заключается в художественной прорезке оригинала в зеркальном отражении, с таким расчетом, чтобы краска перешла на бумагу с внешней поверхности вырезанного рисунка. А второй способ предусматривает, что краска перейдет на бумажный лист из заполненных ею углублений на "доске".

Искусство зародилось в 15 веке, с тех пор неоднократно видоизменялось. Гравировальные доски первоначально изготавливались из листовой меди, как наиболее мягкого металла. Позже появились ксилографические технологии, по которым доска вырезалась из твердых пород дерева. Этот способ был менее трудоемким, к тому же можно было создавать многоцветные отпечатки. Для этого нужно было изготовить несколько досок с разным расположением элементов рисунка. Лист прикладывался поочередно к каждой доске, с промежуточной просушкой, в результате чего изображение получалось цветным.

Гравюры старинные

Эстампы получили распространение в 15 веке. Наиболее ценные гравюры были созданы тогда же, в мастерских немецких художников Мартина Шонгауэра и Альбрехта Дюрера. Не отставали от них итальянцы Андреа Мантенья и Антонио Поллайоло.

В 16 веке искусство художественного оттиска получило широкое признание, в Европе гравюра была возведена в ранг высокого искусства, в основном благодаря шедеврам Дюрера, таким как "Четыре всадника Апокалипсиса", "Герб Смерти", "Меланхолия".

Конец 16 века ознаменовался прорывом в деле художественной гравюры, простые рисунки отошли в прошлое, появилась выразительная пластика, технологии прорезки существенно усложнились, параллельная и перекрестная штриховка позволяли добиться фантастических результатов в достижении объемного эффекта и в игре светотени. Рисунок приобрел признаки изысканности, что послужило стимулом для дальнейшего совершенствования методик.

Развитие гравюры

Художники стали применять травление металлической основы и получили технологию офорта, который расцвел в полную силу только в 17 веке. Гениальный портретист Рембрандт тоже занялся гравюрами и достиг значительных успехов на этом поприще. Художник Жан Калло полностью посвятил свою жизнь искусству гравюры и создал целую галерею портретов своих современников. увлекся переводом своих картин в гравюры. А Рубенс организовал специальную мастерскую, в которой воспроизводили его картины.

Популярность

17 век стал золотым временем развития нового искусства - гравюры и офорта. Список жанров, в которых работали художники, все расширялся. Это были портреты и пейзажи, пасторали, батальные сцены, натюрморты, животные и Многие художники того времени почитали за честь попробовать свои силы в искусстве гравюры. Появились целые альбомы, объединенные тематически, по сюжетному и художественному признаку. Вмиг стали знаменитыми сатирические офорты Хогарта, миниатюры Ходовецкого, серия гравюр Франциско Гойи.

Искусство гравюры в Японии

Страна Восходящего Солнца, известная своими художественными традициями, не осталась в стороне. Японская гравюра - это целый пласт культурыстраны, часть ее национального изобразительного искусства. История появления первых оттисков "укиё-э" уходит корнями в 17 век. Тогда японская гравюра печаталась в черно-белом цвете. В начале 18 века художники внедрили цветную печать, и "укиё-э" преобразилась.

Гравюры в Японии стоили недорого и пользовались устойчивым спросом. На них изображались сцены из жизни простого народа. Это в первую очередь прекрасные гейши (это была главная тема), затем шли борцы сумо, и на третьем месте находились известные актеры театра кабуки. Спустя какое-то время вошла в моду пейзажная гравюра.

Охрана особо ценных экземпляров

Наиболее известные офорты, как старинные, так и сделанные в недавнем времени, систематизированы. Гравюра, фото которой доступно всеобщему обозрению, имеет свой регистрационный номер и, как правило, находится на учете. Это нужно для того, чтобы ее художественная ценность оставалась неприкосновенной. Раритетные экземпляры, такие как шедевры Альбрехта Дюрера, находятся под охраной ЮНЕСКО. Всемирно известная или особо ценная гравюра, фото и репродукции которой размещены в специальных справочниках Интерпола, охраняется специальными службами.

Современность

В начале 20 века развитие гравюры как вида искусства продолжалось. При советской власти появилось целое поколение талантливых художников, которые успешно творили на поприще офортов и эстампов. В этот период гравюра пережила свой очередной взлет, рисунок еще более усложнился, его выразительность подошла к своей кульминации. В 30-х годах сформировалась русская, а затем и советская школа гравюры, представленная талантливыми художниками, а также их учениками. Перспектива дальнейшего развития искусства офорта вырисовывалась радужная. Затем, уже в предвоенные годы, гравюра стала плакатной, и ее популярность заметно снизилась.

После Великой Отечественной войны в течение почти 20-ти лет эстампы выпускались только как средство недорогой, но эффективной советской пропаганды. В настоящее время искусство гравюры находится в состоянии некоторого застоя, новых энтузиастов нет, а художники постарше заняты коммерческими проектами. Хотя и сегодня на вопрос о том, что такое гравюры, любой россиянин в состоянии дать исчерпывающий ответ. Возможно, в будущем появятся новые виды гравюр, ведь искусство имеет свойство возрождаться в новых ипостасях.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гравюра

гравюры, ж. (фр. gravure) (искус.). Рисунок, воспроизведенный с клише, предварительно вырезанного или вытравленного ручным способом.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гравюра

    Изображение (картины, рисунка), полученное путем оттиска с клише, приготовленного гравером.

    Выгравированный рисунок. Гравюры на дереве, на металле, на камне, на линолеуме.

    прил. гравюрный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гравюра

    Приемы гравирования на поверхности специальной пластины с последующим печатанием рельефного или углубленного рисунка.

    Выгравированный рисунок.

    Оттиск с клише, изготовленного путем гравирования.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гравюра

ГРАВЮРА (франц. gravure) вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже 14-15 вв. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка [как правило, это гравюра на дереве (ксилография) или на линолеуме (линогравюра)], и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т.д.). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т.д.).

Гравюра

(от франц. gravure),

    печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины («доски»), на которой вырезан рисунок;

    вид искусства графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок (см. Гравирование) и печатания с них оттисков. В зависимости от того, какие части доски покрываются краской при печати, различаются выпуклая и углублённая Г.: нередко к Г. относят и литографию («плоская Г.»), создание которой не связано с процессами гравирования. Г. использует присущие графическим искусствам средства художественной выразительности (контурная линия, штрих, пятно, тон, иногда также цвет) и применяется в характерных для графики целях ≈ для выполнения иллюстраций, шрифта и украшений в книгах и др. печатных изданиях, альбомов, станковых листов (эстампов), лубков, листовок, экслибрисов, произведений прикладного назначения и т. д. Специфические особенности Г. заключаются в её тиражности (т. е. в возможности получать значительное число равноценных оттисков), а также в её своеобразной стилистике, связанной с работой в более или менее твёрдых материалах.

    В выпуклой Г. все свободные от рисунка участки доски с помощью ножей, стамесок, долот или резцов (штихелей) углубляются на 2≈5 мм. Рисунок, т. о., возвышается над фоном, образуя рельеф с плоской поверхностью. Краска на неё накладывается тампонами или накатывается валиком, после чего к доске вручную или прессом равномерно придавливается бумага, на которую переходит изображение. К выпуклой Г. относятся Г. на дереве (ксилография) и на линолеуме (линогравюра), а также применявшаяся до конца 15 в. рельефная Г. на металле (пластины из меди, латуни, олова или свинца обрабатывались штихелем). «Обрезной» ксилографии (где на досках продольного распила из мягких пород дерева линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а дерево между ними выбирается долотом) присущи контрастные соотношения белого и чёрного, обобщенность рисунка, зачастую приобретающего повышенно эмоциональное звучание. В «торцовой» ксилографии (где на досках поперечного распила из твёрдых пород дерева прорезаются штихелем тонкие штрихи, выходящие белыми в оттиске) комбинации штрихов позволяют создавать тон разной насыщенности, что часто использовалось для репродуцирования живописи и тонального рисунка. Сходная по технике линогравюра обычно более контрастна и часто имеет крупный неровный штрих.

    В углублённой Г. рисунок механический или химический (протравливание кислотой) средствами углубляется в металлической пластине (из меди, латуни, цинка, железа, стали); краска набивается тампонами в углубления, и доска, покрытая влажной бумагой, прокатывается между валами печатного станка. Чёткую чисто линейную структуру имеет резцовая гравюра (прорезание штихелем линий в поверхности металла), причём направлением линий и их меняющейся толщиной выразительно передаётся пластика изображаемого предмета. Свободная, живописная игра линий в офорте (процарапывание рисунка гравировальной иглой в покрывающем доску кислотоупорном лаке с последующим травлением доски) и Г. сухой иглой (процарапывание рисунка иглой прямо на доске) позволяет выразить движение, становление, тонкие свето-воздушные, эмоциональные, психологические нюансы; возможность непринуждённого выражения замысла привлекала к этим видам Г. живописцев, скульпторов, архитекторов. Богатство тональных оттенков достигается в Г. акватинтой (протравливание доски сквозь поры прилипшего к ней смолистого порошка), пунктирной манерой (комбинации точек, выбитых в доске пунсонами или же нанесённых сквозь лак иглами и рулетками и затем протравленных), лависом (рисование на доске кислотой, наносимой кистью), меццо-тинто (выглаживание гладилкой светлых мест изображения на доске, которой с помощью гранильника придана сплошная шероховатость).

    Многие виды углублённой Г. ≈ отдельно или в различных сочетаниях с др. видами ≈ часто служили репродукционным целям. Прямо имитируют карандашный рисунок Г. карандашной манерой (разновидность пунктирной манеры) и мягким лаком (рисование карандашом на бумаге, положенной на покрытую жирным лаком доску; лак прилипает в местах рисунка к бумаге и снимается вместе с ней, обнажая для травления поверхность доски). Традиционные материалы в наше время часто заменяются новыми: дерево ≈ пластиком, металл ≈ оргстеклом и т. д.

    Как выпуклая, так и углублённая Г. может быть цветной. Краски могут наноситься тампонами на разные участки одной доски. При другом способе каждая краска наносится на особую обработанную лишь в соответствующих частях доску, а изображение возникает в результате последовательного оттискивания всех досок на одном листе. Фиксированная в оттиске стадия работы гравёра над доской называется «состоянием». У некоторых художников известно до двух десятков состояний одной гравюры. С 15 в. гравёры часто обозначают свои работы именем или монограммой. Позже появилась система латинских обозначений (часто сокращённых): invenit ≈ задумал, создал композицию, fecit ≈ исполнил, pinxit ≈ написал (картину, с которой выполнена Г.), sculpsit ≈ вырезал, delineavit ≈ нарисовал, excudit ≈ издал.

    Возникновение Г. связано с ремёслами, где применялись процессы гравирования: ксилография ≈ с резьбой, в том числе на досках для набойки, резцовая Г. ≈ с ювелирным делом, офорт ≈ с украшением оружия. Бумага ≈ материал для оттисков ≈ появилась в начале н. э. в Китае (где Г. упоминается с 6≈7 вв., а первая датированная Г. относится к 868), а в Европе в средние века. Общественный интерес к Г. с её тиражностью появился в Европе в начале эпохи Возрождения ≈ с ростом самосознания личности, с расширившейся потребностью в распространении и индивидуальном восприятии идей. Тогда же определилось тяготение Г. к обобщенности и символичности художественного языка. Первые европейской ксилографии религиозного содержания, нередко раскрашенные от руки, появились на рубеже 14≈15 вв. в Эльзасе, Баварии, Чехии, Австрии («Св. Христофор», датирован 142

    ; затем в этой технике исполнялись сатирические и аллегорические листы, азбуки, календари. Около 1430 возникли «блочные» («ксилографические») книги, для которых изображение и текст вырезались на одной доске. Около 1461 напечатана первая наборная книга, иллюстрированная гравюрами на дереве; такие книги печатались в Кельне, Майпце, Бамберге, Ульме, Нюрнберге, Базеле; во Франции часословы часто иллюстрировались выпуклыми Г. на металле. Немецкая и французская Г. 15 в. отличалась декоративностью, контрастами чёрного и белого, подчёркнутыми контурами, готической ломкостью штриха. К концу 15 в. два направления книжной Г. сложились в Италии: во Флоренции значительную роль играл интерес к орнаменту, а Венеция и Верона тяготели к чёткости линий, трехмерности пространства и пластической монументальности фигур.

    Резцовая Г. возникла в 1440-х гг. в Южной Германии или Швейцарии («Мастер игральных карт»). В 15 в. немецкие анонимные мастера и М. Шонгауэр использовали тонкую параллельную штриховку, нежную моделирующую светотень. В Италии А. Поллайоло и А. Мантенья применяли параллельную и перекрёстную штриховку, добиваясь объёмности, скульптурности форм, героической монументальности образов. А. Дюрер завершил искания мастеров Возрождения, сочетая характерную для немецкую Г. виртуозную тонкость штриха с присущей итальянцам пластической активностью образов, наполненных глубоким философским смыслом; драматизм и лирика, героические и жанровые мотивы появились и в ксилографиях по его рисункам. Г. послужила оружием острой социальной борьбы в Германии («летучие листки») и Нидерландах (гравюры круга П. Брейгеля Старшего).

    В начале 16 в. в Италии родилась репродукционная Г. резцом, воспроизводящая живопись (М. Раймонди); как реакция на её обезличенную плавную штриховку, четко выявляющую форму, развились офорт с его свободой штриха, эмоциональностью, живописностью, борьбой света и тени (А. Дюрер, А. Альтдорфер в Германии, У. Граф в Швейцарии, Пармиджанино в Италии) и «кьяроскуро» ≈ цветная ксилография с обобщённой лепкой формы, близкими оттенками тона (У. да Карпи, Д. Беккафуми, А. да Тренто в Италии, Л. Кранах, Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг Грин в Германии). Свободой и подчас драматичностью замысла выделялись резцовые Г. нидерландца Луки Лейденского и француза Ж. Дюве. В 16 в. книжная ксилография появляется в Чехии, России, Белоруссии, Литве и на Украине в связи с издательской деятельностью Франциска Скорины, Ивана Федорова, Петра Мстиславца и др.

    В 17 в. господствовали репродукционная Г. резцом (во Фландрии ≈ П. Саутман, Л. Ворстерман, П. Понтиус, воспроизводившие картины П. П. Рубенса; во Франции ≈ К. Меллан, Р. Нантёй и др. мастера портретной Г., отличавшейся в лучших образцах тонкостью понимания характеров, чистотой линейного стиля) и офорт, в котором широко проявилось разнообразие индивидуальных исканий ≈ остро гротескное восприятие пестроты и противоречий современной жизни у лотарингского мастера Ж. Калло, взаимодействие света и атмосферы в классицистический пейзажах француза К. Лоррена и в пасторальных сценах итальянца Дж. Б. Кастильоне, непосредственность восприятия психологических состояний в портретах фламандца А. ван Дейка. Наиболее цельной была голландская школа офорта (не уступавшего живописи по значению), для которой характерны интимное ощущение жизни и природы, малый формат, расчёт на рассматривание вблизи, тонкость светотени, картинность композиции, чёткое разделение жанров (анималистические офорты П. Поттера, жанровые ≈ А. ван Остаде, пейзажные ≈ А. ван Эвердингена и т.д.). Особое место принадлежит пейзажным офортам Х. Сегерса, выразившего драматическое ощущение гигантских масштабов мира, и Я. Рёйсдала, передавшего героический дух дикой природы, а особенно офортам Рембрандта, в которых свободная динамика штриха, движение света и тени выражают и психологическое становление характеров, и взлёт духовной творческой энергии, и конфликт этических начал. В 17 в. Г. на металле, подчас с реалистическими мотивами, распространилась в России (С. Ушаков, А. Трухменский, Л. Бунин), на Украине (А. и Л. Тарасевичи, И. Щирский), в Белоруссии (М. Вощанка). С конца 17 в. развивался русский лубок.

    Г. 18 в. характеризуется обилием репродукционных техник: для воспроизведения живописи и рисунка виртуозно используются резцовая Г. (П. Древе во Франции, Дж. Вольпато и Р. Морген в Италии), часто с офортной подготовкой (Н. Кошен, Ф. Буше во Франции, Г. Ф. Шмидт в Германии); изобретённая в 17 в. тоновая Г. меццо-тинто (портретные Г. английсуих мастеров Дж. Р. Смита, В. Грина, пейзажные ≈ Р. Ирлома) и новые тоновые техники≈ пунктир (Ф. Бартолоцци в Англии), акватинта (Ж. Б. Лепренс во Франции), лавис (Ж. Ш. Франсуа во Франции), карандашная манера (Ж. Демарто, Л. М. Бонне во Франции); блестящими мастерами цветной акватинты были французы Ф. Жанине, Ш. М. Декурти и особенно Л. Ф. Дебюкур. Оригинальный офорт отличался мягкостью, текучестью линий, тонкой игрой света (А. Ватто, О. Фрагонар, Г. де Сент-Обен во Франции, Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто в Италии). Офортом и резцом исполнены сатирические листы У. Хогарта (Англия), жанровые, в том числе книжные, миниатюры Д. Н. Ходовецкого (Германия), грандиозные архитектурные фантазии Дж. Б. Пиранези (Италия). Г. использовались в книгах и альбомах, как украшение интерьеров и как форма художественной публицистики (офорты английских карикатуристов ≈ Дж. Гилрея, Т. Роулендсона; лубки времени Великой французской революции). В России в 1-й половине 18 в. резцом гравировались патриотические аллегории, батальные сцены, портреты, городские виды (А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев); во 2-й половине 18 ≈ начале 19 вв. выдвинулись мастера портретной (Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин), пейзажной и книжной (С. Ф. Галактионов, А. Г. Ухтомский, К. В. и И. В. Ческие) резцовой Г., пунктира (Г. И. Скородумов), меццо-тинто (И. А. Селиванов), лависа (Н. А. Львов, А. Н. Оленин); к офорту обращались архитекторы (В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, Ж. Тома де Томон), скульпторы и живописцы (М. И. Козловский, О. А. Кипренский), первые русские карикатуристы (А. Г. Венецианов, И. И. Теребенёв, И. А. Иванов).

    В 18 в. наступил расцвет японской ксилографии, первые импульсы которой были получены из Китая (где были распространены иллюстрации, альбомы, лубки, а с 16 в. цветные ксилографии). В 17 в. в Японии появились иллюстрированные книги («Исэ-моногатари», 1608), гравированные календари, путеводители, афиши, поздравительные карточки («суримоно»), а с 1660-х гг. ≈ эстампы светского содержания, связанные с демократической художественной школой Укийё-э. Японская Г., выполнявшаяся последовательно рисовальщиком (автором Г.), резчиком и печатником, богата поэтическими ассоциациями, символами, метафорами. Хисикава Моронобу выполнил первые черно-белые эстампы с изображением красавиц и уличных сцен, используя энергичные силуэты, декоративность линий и пятен. В 18 в. Окумура Масанобу ввёл 2≈3-цветную печать, а Судзуки Харунобу в своих многоцветных Г. с немногими фигурами девушек и детей воплощал тончайшие оттенки чувства с помощью изысканных полутонов и богатства ритмов. Крупнейшие мастера конца 18 в. ≈ Китагава Утамаро, создавший тип лирического идеального женского портрета с плоскостной композицией, неожиданными ракурсами, смелой кадрировкой, с тонкой игрой плавных тончайших линий, мягких оттенков цвета и чёрных пятен, и Тёсюсай Сяраку, чьи гротескно резкие, экспрессивные и драматичные портреты актёров отличаются напряжённой контрастностью ритма и цвета, воплощением характера-символа. В 1-й половине 19 в. ведущую роль играли мастера пейзажной Г. ≈ Кацусика Хокусай, выразивший с необычайной свободой воображения сложность, изменчивость, неисчерпаемость природы, единство мира в большом и малом, и Андо Хиросиге, стремившийся точно запечатлеть красоту своей страны.

    На рубеже 19 в. Ф. Гойя (Испания) в своих сериях офортов с акватинтой открыл новые пути Г., соединяя политическую сатиру и почти документальную точность с субъективной экспрессией, трагическим гротеском и неудержимостью воображения. Сочетание жизненной убедительности и фантастичности присуще и выпуклой Г. на меди У. Блейка (Англия). В 19 в. преобладала репродукционная торцовая Г. на дереве (изобретённая в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком), выполнявшаяся специалистами-резчиками (в России ≈ Е. Е. Бернардский, Л. А. Серяков, В. В. Матэ) для штриховых, а затем и тоновых иллюстраций («политипажей») в книге и журнале. Меньшее значение имели репродукционная Г. резцом (в России Ф. И. Иордан, И. П. Пожалостин) и офорт (во Франции Ф. Бракмон). В возрождении оригинального офорта значительна роль не столько специалистов ≈ Ш. Мериона во Франции, С. Хейдена в Англии, сколько многих живописцев, стремившихся шире распространять свои художественные идеи, а зачастую искавших способа запечатлеть живую изменчивость натуры, игру света и воздуха (Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи во Франции, Т. Г. Шевченко и Л. М. Жемчужников на Украине, И. И. Шишкин, И. Е. Репин, В. А. Серов в России). Офорт привлекал возможностью импрессионистического пленэра и передачи мгновенных впечатлений (голландец Я. Б. Йонгкинд, французы Э. Мане, Э. Дега, американские художники Дж. М. Уистлер, Дж. Пеннел, нем. ≈ М. Либерман, Л. Коринт, М. Слефогт, швед А. Цорн). На рубеже 19≈20 вв. социальное и философское содержание вносили в свои офортные композиции как символисты (Дж. Энсор и Ж. де Брёйкер в Бельгии, М. Клингер в Германии), так и представители демократического реализма (проникнутые духом революционного протеста циклы К. Кольвиц в Германии, офорты англичанина Ф. Брэнгвина на темы трудовой жизни города). С 1890-х гг. возрождалась и оригинальная (в т. ч. обрезная) ксилография ≈ станковая (О. Лепер во Франции) и книжная (У. Моррис в Великобритании). Новые пути наметили гравюры П. Гогена (Франция), с их обобщенностью, экспрессивными контрастами белого и чёрного; позже сложился тип декоративно-упрощённой, построенной на ритмической игре силуэтов ксилографии и линогравюры, в том числе цветной (Ф. Валлоттон в Швейцарии, У. Николсон, Г. Крэг в Великобритании, А. П. Остроумова-Лебедева в России); характерны для многих художников 20 в. напряжённая экспрессия, трагическая контрастность пятен (как бы знаков предмета или фигуры) в обрезной Г. с её вибрирующей текстурой доски (Э. Мунк в Норвегии, Э. Нольде, Э. Л. Кирхнер в Германии). Широко использовалась и традиция старинной народной Г. (Х. Г. Посада в Мексике, В. Скочиляс, Т. Кулисевич в Польше). Ксилография и линогравюра 20 в. приобретают богатство выразительных возможностей в изображении народной жизни, публицистическую страстность в пропаганде освободительных идей, в протесте против империалистического гнёта и войн (К. Кольвиц, бельгиец Ф. Мазерель, мексиканские гравёры Л. Мендес, А. Бельтран, А. Гарсиа Бустос, китайские ≈ Ли Хуа, Гу Юань, японские ≈ Уэно Макото, Тадасиге Оно, бразильцы Р. Кац, К. Склиар, чилиец К. Эрмосилья Альварес). По-новому раскрылась выразительность линий, силуэта и цвета в книжных Г. и эстампах П. Пикассо, А. Матисса, Р. Дюфи, Ж. Руо. Среди крупных современных мастеров реалистической Г. ≈ Р. Кент (США), А. Грант (Великобритания), Л. Норман (Швеция), Х. Финне (Норвегия). Значительно обогатилась техника (особенно в Г. на металле), вводятся новые материалы и технические способы Г., которые, однако, часто используются ради самодовлеющих формальных эффектов. В Г. буржуазных стран значительную роль играют модернистские индивидуалистические тенденции.

    Советская Г. многообразно отразила жизнь и историю народа, достигнув больших успехов в различных видах и жанрах ≈ в эстампе и книге, в революционной публицистике и лирическом пейзаже, в портрете и тематической композиции. Её отличают богатство национальных школ и творческих направлений, объединённых общими принципами коммунистической идейности и социалистического реализма. Наряду с традицией тоновой Г. 19 в. (И. Н. Павлов, И. А. Соколов) и декоративно-изящной ксилографии начала 20 в. (А. П. Остроумова-Леоедева, П. А. Шиллинговский, В. Д. Фалилеев) в Г. на дереве и линолеуме возникли новые тенденции, характеризующиеся романтической напряжённостью, контрастностью, свободой воображения (Н. Н. Купреянов, А. И. Кравченко), психологизмом и синтетической цельностью стиля (В. А. Фаворский). Эти тенденции развивали в эстампе и особенно в книжной ксилографии П. Я. Павлинов, Н. И. Пискарёв, П. Н. Староносов, А. Д. Гончаров, М. И. Пиков, Ф. Д. Константинов, Г. А. Ечеистов, С. Б. Юдовин, Г.Д. Епифанов. В развитии советского офорта значительную роль сыграли И. И. Нивинский, Г. С. Верейский. Возродилась Г. резцом (Д. И. Митрохин). Крупные школы Г. сложились на Украине (В. И. Касиян, М. Г. Дерегус, Е. Л. Кульчицкая), в Литве (использующие народные традиции ксилографии и линогравюры И. М. Кузминскиса, В. М. Юркунаса, А. А. Кучаса), Эстонии (Г. на металле Э. К. Окаса, А. Г. Бах-Лийманд), Латвии (ксилографии П. А. Упитиса, офорты А. П. Апиниса). В середине 20 в. в сов. Г. ведущую роль стал играть эстамп, тяготеющий к широте обобщений, яркой декоративности, богатству фактур и приёмов: Г. на дереве и линолеуме Г. Ф. Захарова, И. В. Голицына (РСФСР), Г. В. Якутовича (Украина), Г. Г. Поплавского (Белоруссия), А. А. Рзакулиева (Азербайджан), М. М. Абегяна (Армения), Д. М. Нодиа, Р. Г. Тархана-Моурави (Грузия), Л. А. Ильиной (Киргизия), А. И. Макунайте, А. П. Скирутите, В. П. Валюса (Литва), Г. Э. Кроллиса, Д. А. Рожкална (Латвия): Г. на металле В. В. Толли, А. Ф. Кютта, А. Ю. Кеэренда (Эстония). В искусстве социалистических стран видное место занимают офорты Р. Бергандера и ксилографии В. Клемке (ГДР), офорт Д. Хипца и А. Вюрца (Венгрия), офорты и ксилографии М. Швабинского (Чехословакия), ксилографии В. Захариева и В. Стайкова (Болгария), ксилографни Дж. Андреевича-Куна (Югославия) и Б. Ги Сабо (Румыния). См. также Ксилография, Линогравюра, Резцовая гравюра, Офорт, « Сухая игла », Акватинта, Пунктирная манера, Лавис, Меццо-тинто, Карандашная манера, Мягкий лак.

    Лит.: Ровинский Д. А., Подробный словарь русских гравёров XVI≈XIX веков, т. 1≈2, СПБ, 1895≈99; Кристеллер П., История европейской гравюры, пер. с нем., М. ≈ Л., 1939; Очерки по истории и технике гравюры, М., 1941: Русская гравюра XVI≈XIX вв., Л. ≈ М., 1950; Сидоров А. А., Древнерусская книжная гравюра, М. ≈ Л., 1951; Турова В. В., Что такое гравюра, М., 1963; Японская гравюра, М., 1963: Леонтьева Г. К., Дорогой поиска, М. ≈ Л., 1965; Deiteil L., Le peintre graveur illustre, v. 1≈30, P., 1906≈30; HillierJ., Japanese masters of the colour print, L., 1954; Laran J., L"estampe. v. 1≈2, P., 1959; Bersier J. E., La gravure, P., 1963; Hind A. М., An introduction to a history of woodcut, v. 1≈2, Boston ≈ L., 1963; его же, A history of engraving and etching..., N. Y., 1963: Les plus beiles gravures du monde occidental 1410≈1914, P., 1966; Adhemar J., La gravure originale au XX siecle, P., 1967. ошибочно относят к гравюре. На самом деле они являются видами эстампа, но не гравюры.

    • Гравёр .
    • Гравёр - в узком, профессиональном смысле - квалифицированный рабочий, выполняющий на гравировальных станках и вручную при помощи специальных штихелей, резцов, игл и др. инструментов, а также посредством травления кислотами рельефный рисунок на различных материалах (металл , пластмасса , дерево , стекло и др.). Профессия гравёра распространена в полиграфии, целлюлозно-бумажной и текстильной промышленности, ювелирном деле.
    • В подавляющем большинстве случаев профессиональный гравёр, мастер-полиграфист, не считается автором произведения , поскольку он работает по эскизу профессионального художника, который объективно и считается таковым - автором, воплощающим замысел, находящим средства выразительности, - композицию и образы, использующим линеарные, тоновые средства для реализации всех этих компонентов в произведении; в особенности это касается гравюры как таковой - станковой и прикладной графики, создаваемой соответствующим полиграфическим способом.
    • Гравёр - в широком смысле - осуществляющий различными приёмами гравирования изобразительные или орнаментальные композиции; исполнитель гравюры, работающий по своему или чужому рисунку.

    Примеры употребления слова гравюра в литературе.

    Здесь, с левой стороны, должна быть гравюра Парацельса, абракадабра и алембики, конечно же на золотом фоне, а справа - квазары, смеситель тяжелой воды, гравитационно-галактическая антиматерия, - неужели я сам должен до этого додумываться?

    В убранстве небольшой казарменной квартирки Аггея Никитича единственными украшениями были несколько гравюр и картин, изображающих чрезвычайно хорошеньких собою женщин, и на изображения эти Аггей Никитич иногда целые дни проглядывал, куря трубку и предаваясь мечтаниям.

    Авилов вешал на стены, расставлял вокруг рабочего стола старые гравюры , акварели - они также помогали.

    Рисунки эти были очень забавны, и на эти акватинты и ярко раскрашенные гравюры было очень приятно смотреть.

    С тем же самым удивительным долготерпением и тем же самым единственным акульим зубом-ножом вырежет он вам свою костяную скульптуру, быть может, не столь искусно, но столь же густо покрыв ее узорами, как и древний дикарь-грек, трудившийся над щитом Ахилла, и придаст ей тот же варварский и соблазнительный дух, какими полны гравюры славного немецкого дикаря Альбрехта Дюрера.

    Верхняя часть гравюры закруглена, ее края образуют как бы арочный проем окна, через которое мы с изумлением и невольным страхом наблюдаем действие.

    Как-то раз мне в руки попалась книга некоего Марко Поло, так там на гравюре был безголовый, ну вылитый я.

    Мы -- время, чье незримое теченье Уносит львов и горные хребты, Оплаканную нежность, пепел счастья, Упрямую бессрочную надежду, Пространные названья павших царств, Гекзаметры латиняна и грека, Потемки моря и триумф зари, Сон, предвкушение грядущей смерти, Доспехи, монументы и полки, Орла и решку Янусова лика, Спряденные фигурками из кости Меандры на расчерченной доске, Кисть Макбета, способную и море Наполнить кровью, тайные труды Часов, бегущих в полуночном мраке, Недремлющее зеркало, в другое Глядящее без посторонних глаз, Гравюры и готические буквы, Брусочек серы в платяном шкафу, Тяжелые колокола бессонниц, Рассветы, сумерки, закаты, эхо, Ил и песок, лишайники и сны.

    Руфь, заразившись энергичностью Салли, пересекла комнату и, подойдя к гравюре Бюффе над камином, сказала: - Отвратительная мазня.

    На второй гравюре изображен вельбот в тот момент, когда он на ходу подстраивается бортом к заросшему боку огромного настоящего кита, чья черная, обвитая водорослями туша разрезает воду, словно мшистый обломок скалы, отколовшийся у Патагонских берегов.

    На второй гравюре изображено совсем иное: судно, остановившее свой бег посреди океана, в самой гуще левиафанической жизни, с большим настоящим китом у борта, так что сам корабль, занятый разделкой туши, кажется пришвартованным к морскому исполину, словно к пристани, а от его борта поспешно отваливает вельбот, чтобы пуститься в погоню за китами, которые виднеются на заднем плане.

    На гравюре и рисунке углем, сделанным доктором Гаше, последним лечащим врачом Винсента, видно, что покалечено левое ухо.

    Прекрасная гравюра из какого-то начала прошлого века труда о насекомых изображала глазчатого бражника с его шагреневой гусеницей, вцепившейся в сучок и выгнувшей шею.

    И материал, и инструменты резцовой гравюры естественно ведут гравера к определенной, несколько абстрактной системе линий, придают его линиям математическую точность, которая совершенно чужда свободному духу ксилографии: то это параллельные диагонали Мантеньи, то точечная сеть Кампаньолы, то спиральные нажимы Гольциуса или Клода Меллана.

    Рядом висела неизменная гравюра , изображавшая не то клятву в Грютли, не то битву при Ласпене, различить было невозможно, так она потемнела от времени и ее засидели мухи.