Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография айседоры дункан. Проклятие айседоры дункан

Биография айседоры дункан. Проклятие айседоры дункан

А йседора Дункан в своем творчестве пренебрегла устоявшимися правилами и канонами и создала собственный стиль и пластику. Ее «танцы босоножек» стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

Танцующая Бетховена и Горация

Анжела Айседора Дункан родилась в Сан-Франциско в 1877 году в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери, Мэри Айседоре Грей, пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: «Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет». В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую «школу танца» для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

В 1895 году семья переехала в Чикаго. Дункан работала в театре, выступала в ночных клубах. Ее видение танца отличалось от классических представлений. Балет, по мнению танцовщицы, был лишь комплексом механических движений тела, не передающих душевных переживаний. В ее танце тело должно было стать проводником ощущений.

«Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли».

Айседора Дункан

Айседору вдохновляла античность. Ее идеалом стала танцующая Гетера, изображенная на греческой вазе. Дункан заимствовала ее образ: выступала босиком, в полупрозрачной тунике, с распущенными волосами. Тогда это было ново и необычно, многие восхищались и стилем танцовщицы, и оригинальностью ее пластики. Движения Дункан были довольно простыми. Но она стремилась станцевать всё - музыку, картины и стихотворения.

«Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Primavera» Боттичелли и стихи Горация» .

Максимилиан Волошин

Танец будущего

В начале XX века семья переехала сначала в Лондон, потом в Париж. В 1902 году актриса и танцовщица Лои Фуллер предложила Айседоре отправиться в турне по Европе. Вместе они создавали новые композиции: «Танец серпантин», «Танец огня». «Божественная босоножка» - Дункан стала очень известной в европейской культурной среде.

Айседора Дункан. Фото: biography-life.ru

Айседора Дункан. Фото: aif.ru

Айседора Дункан. Фото: litmir.net

В 1903 году она ездила в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, а потом переехала жить в Германию. В Грюневальде Дункан купила виллу и набрала воспитанников, которых учила танцевать и фактически содержала. Эта школа проработала до Первой мировой войны .

«Я не собираюсь учить вас танцам. Я просто хочу научить вас летать, как птицы, гнуться, как молодые деревца под ветром, радоваться, как радуется под майским утром бабочка, дышать свободно, как облака, прыгать легко и бесшумно, как серая кошка».

Айседора Дункан

У Дункан появились собственные философские взгляды. Она считала, что учить танцевать нужно всех, чтобы это стало для людей «естественным состоянием». Под влиянием философии Ницше Дункан написала книгу «Танец будущего».

В 1907 году Айседора выступала в Санкт-Петербурге. Ее концерты посещали члены императорской семьи, Михаил Фокин, Сергей Дягилев , Александр Бенуа , Лев Бакст , артисты балета, литераторы. Тогда же танцовщица познакомилась с Константином Станиславским . Позже в своей книге он вспоминал ее слова: «Прежде чем идти на сцену, я должна положить себе в душу какой-то мотор; он начнет внутри работать, и тогда сами ноги, и руки, и тело, помимо моей воли, будут двигаться».

Айседора Дункан. Фото: livejournal.com

Айседора Дункан. Фото: lichnosti.net

Айседора Дункан. Фото: diletant.media

Айседора Дункан вдохновляла многих своих современников: художников Антуана Бурделя, Огюста Родена, Арнольда Роннебека. Позировала для Эдварда Мейбриджа, который сделал серию динамичных фотографий танцующей Дункан. Известная балерина Матильда Кшесинская говорила, что у этой танцовщицы не будет последователей, но ее танец станет частью современного балета. В отношении классических танцев она была права: движения рук в балете вскоре стали более свободными под влиянием «дунканизма».

Дункан-Есенины

Вспоминая неудавшуюся семейную жизнь родителей, Дункан не стремилась выйти замуж. У танцовщицы был недолгий роман с режиссером Гордоном Крэгом, который стал отцом ее дочери Дейдры. Потом она родила сына Патрика от Париса Юджина Зингера (наследника Исаака Зингера, производителя швейных машин). В начале 1913 года маленькие дети Дункан трагически погибли. От самоубийства танцовщицу удержали воспитанницы ее школы в Германии: «Айседора, живите для нас. Разве мы - не ваши дети?»

В 1921 году Айседору Дункан пригласили в Москву, где она организовала школу танцев для детей из пролетарских семей. Тогда же танцовщица впервые встретилась с Сергеем Есениным . «Он читал мне свои стихи, – рассказывала потом Айседора. – Я ничего не поняла, но я слышу, что это музыка и что стихи эти писал гений!» Поначалу они общались через переводчиков: она не знала русского, он - английского. Вспыхнувший роман стремительно развивался. Они называли друг друга «Изадора» и «Езенин».

Ирма Дункан (приемная дочь танцовщицы), Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Айседора Дункан и Сергей Есенин. Фото: aif.ru

Вскоре Есенин переехал в дом Дункан, на Пречистенку. Их отношения были бурными: вспыльчивый Есенин ревновал Айседору, мог оскорбить ее или ударить, уходил, но потом возвращался - раскаивался и клялся в любви. Друзья Дункан возмущались тем, что она позволяет себя унижать. А танцовщица считала, что у Есенина временное нервное расстройство и ситуация рано или поздно наладится.

«Есенин впоследствии стал ее господином, ее повелителем. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней. И все-таки он был только партнером, он был как кусок розовой материи - безвольный и трагический. Она танцевала. Она вела танец».

Анатолий Мариенгоф

В 1922 году Дункан и Есенин поженились, чтобы иметь возможность вдвоем поехать за границу. Они оба стали носить двойную фамилию: Дункан-Есенины. Пробыв некоторое время в Европе, пара отправилась в Америку, где Айседора занялась поэтической карьерой Есенина: организовала перевод и публикацию его стихотворений, устраивала поэтические чтения. Но в Америке Есенин страдал депрессией, все чаще устраивал скандалы, попадая на первые полосы газет. Пара вернулась в СССР, вскоре Айседора уехала в Париж. Там же она получила телеграмму: «Я люблю другую женщину, женат, счастлив».

Спустя два года жизнь поэта трагически оборвалась в гостинице «Англетер». Еще через полтора года в Ницце погибла Айседора Дункан: она была удушена собственным шарфом, который попал в колесо автомобиля. Прах Айседоры Дункан захоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже.


У Айседоры Дункан с детства было ощущение, что в ее биографиии все предначертано. Она предчувствовала свою мировую славу и знала: за признание и талант ей придется заплатить страшную цену.

Судьба словно наказывала ее за успех, отбирая самых дорогих людей. Айседора много раз любила и готова была отдать всю себя, но избранники, как правило, бросали ее. Ей пришлось пережить самое страшное для любой матери - смерть собственных детей. Последней насмешкой судьбы стала нелепая гибель самой танцовщицы.

Айседора Дункан - детство: Дочь Терпсихоры

В детстве она любила танцевать на берегу моря; позже Айседора рассказывала, что необычному стилю ее научили волны и ветер. Она танцевала босая - просто потому, что в семье не было денег на балетные туфли. Эта привычка осталась с ней на всю жизнь, став одной из «изюминок» образа ее биографии.

Младшую дочь семейства Дункан окружающие считали немного странной, не от мира сего. Учителя часто жаловались, что девочка витает в облаках, вместо того чтобы думать об уроках. Ее мать только отмахивалась: она осталась одна с четырьмя детьми, ей было не до причуд дочери. Сыта, здорова - и хорошо. В 13 лет Айседора без сожаления бросила школу и присоединилась к гастролирующей труппе. Она хотела заниматься только танцами, и никто не мог ее остановить.

Через несколько лет в Чикаго появилась необычная танцовщица, которая стала главной сенсацией сезона. Она выступала в короткой тунике, надетой практически на голое тело, без привычного в те времена гимнастического трико. Ее танцевальная манера была уникальной и ни на что не похожей. Сама «босоножка» называла себя наследницей древнегреческих традиций.

Ужасное пророчество

Эротизм ее танцев воспламенял мужские сердца, у Айседоры появились толпы пылких поклонников. Тем не менее до 25 лет она оставалась девственницей: считала, что истинная служительница муз должна хранить целомудрие и не растрачивать себя на плотские наслаждения. Правда, ее сердце не всегда подчинялось разуму: еще в Чикаго Айседора впервые влюбилась в 45-летнего художника польского происхождения Ивана Мироцкого. Он трогательно ухаживал за ней, предложил руку и сердце. А потом девушка узнала, что в Польше у него осталась законная супруга...

Залечивать душевные раны Айседора уехала в Европу, где ее выступления произвели настоящий фурор. В Париже, городе любви, она встретила того, кто пробудил ее чувственность. Оскар Бережи, с которым Айседора познакомилась на гастролях в Будапеште, был никому не известным актером, но Дункан видела в нем благородного рыцаря, непризнанного гения. Однако Оскар, которому быстро надоело быть тенью «божественной Айседоры», оставил ее.

Вскоре танцовщица встретила новую любовь -режиссера Гордона Крэга. Они не просто встречались, а жили вместе. Через год Айседора родила дочь. Материнство преобразило ее настолько, что она была готова оставить карьеру ради семьи. Но счастье длилось недолго. Крэг, который так и не стал официально мужем Айседоры, вернулся к своей бывшей любовнице.

Айседора, погрузившаяся в пучины мрака и депрессии, отправилась к известному прорицателю. То, что она узнала, отнюдь не облегчило ее состояния. Хиромант сказал, что ее ждут всемирная слава и успех, но ей предстоит потерять двух самых любимых людей.

Предсказание сбывается

Утешение можно было найти только в работе, и Айседора вновь окунулась в мир танца. Она постоянно придумывала что-то новое и неизменно вызывала восторг у самой искушенной публики. Миллионеру Пэрису Юджину Зингеру, наследнику огромной империи по производству швейных машин, пришлось потратить немало сил, чтобы покорить ее сердце. Он дарил Айседоре меха и бриллианты, ежедневно присылал роскошные букеты. Весь мир он готов был бросить к ее ногам.


Зингер и Дункан прожили вместе несколько лет, у них родился сын -очаровательный мальчик, в котором оба души не чаяли. Но семейная жизнь снова не сложилась. Зингер изнывал от ревности: он хотел запереть Айседору дома, чтобы она принадлежала ему одному, а Дункан не могла жить без сцены. И хотя чувства еще не остыли, пара рассталась.

Айседора отправилась на гастроли в Россию. Всю дорогу ее мучили самые мрачные предчувствия, она постоянно вспоминала предсказание хироманта. Однажды по дороге с очередного концерта ее посетило видение: два детских гробика в снегу. Сердце охватил леденящий ужас. Она поспешила в Париж, где остались дети и жил Зингер. Айседора решила помириться с ним в надежде, что у них будет полноценная семья. Но все ее надежды рухнули в один миг.

Отправив детей с няней на автомобильную прогулку, Айседора ждала возлюбленного для серьезного разговора. Он вбежал в комнату со страшным известием: машина, в которой ехали дети, упала с моста в Сену. Дверцы в воде заклинило, выбраться не удалось никому.

Роковой шарф Айседоры Дункан

Айседора слегла в горячке. Она не хотела жить, силы постепенно покидали ее. Врачи отправили безутешную мать на курорт и прописали полный покой.

Она была безразлична ко всему, с утра до вечера оплакивая погибших малышей. Однажды она брела по пляжу и увидела невдалеке две детские фигурки. Это были они, ее дети! Они шли среди волн, и Айседора бросилась к ним. Обезумевшая женщина наверняка утонула бы, если бы ее не вытащил проходивший мимо молодой итальянский офицер. «Спасите меня, спасите мой рассудок, подарите мне ребенка!» -прошептала Айседора... Он стал ее любовником, и танцовщица снова забеременела. Но последовала новая трагедия: мальчик умер всего через несколько часов после появления на свет.

После этого Айседора поняла, что ей не суждено быть счастливой, что ее удел - одиночество. Отныне работа - единственное, что удерживает ее в этой жизни. В сценическом образе танцовщицы появилась новая деталь - длинный красный шарф, выделявшийся на фоне белой туники, как кровавая рана. Он и символизировал незаживающую рану - в ее сердце.

Айседора Дункан пережила еще один яркий роман - с русским поэтом . Он был на 18 лет моложе, они говорили на разных языках, но устоять перед его напором и обаянием она не смогла. Ей было безразлично мнение окружающих: влюбленная, как девчонка, Айседора расцвела, ей снова захотелось жить... Но Есенин не вписался в европейское общество. Пока они жили в России, отношения складывались прекрасно, но за границей он не смог писать, начал пить, а больше всего его раздражало, что здесь никто не знал поэта Есенина. Его называли «мужем Айседоры»! Есенин бросил все и уехал на родину. А спустя два года пришло известие о его самоубийстве.


Ощущение нависшего рока, не отпускавшее Айседору уже много лет, нахлынуло с утроенной силой. Она во всем видела предзнаменования скорой смерти и ждала ее. В свой последний вечер, садясь в автомобиль после концерта, она крикнула поклонникам: «Прощайте, друзья! Я иду к славе». Конец ее длинного красного шарфа, как всегда, обвивавшего шею, оказался на земле и, когда машина тронулась, попал в ось заднего колеса. Резкий толчок затянул петлю на шее Айседоры. Шофер остановился, машину обступили поклонники, но спасти легендарную танцовщицу было уже невозможно.


Автор биографии: Наталья Сердцева 15615

Айседора Дункан - человек искусства, американская танцовщица, одна из родоначальниц (вместе с Лои Фуллер) танцевального стиля «модерн», или свободного танца. Эта женщина также была женой выдающегося русского поэта Сергея Есенина. Перед вами биография Айседоры Дункан, изложенная кратко.

Краткая биография

Кто такая эта странная женщина? Итак, Дора Анжела Дункан родилась в мае 1877 года в городе Сан-Франциско, штат Калифорния. Её семья была интеллигентной и творческой.

Всего в семье было четверо детей. Юная Дора рано пошла в школу, но и бросила её рано - в 13 лет, так как, по её мнению, американская система образования была бесполезна для жизни. По другой версии, это произошло из-за крайней бедности семьи, и девочка вынуждена была зарабатывать себе на хлеб уроками танцев.

Именно в этом возрасте Айседора всерьёз заинтересовалась музыкой и танцами. Не только она - все её братья и сёстры тоже хорошо пели и танцевали.

В 18 лет Дункан совершила смелый поступок, который предопределил её дальнейшую судьбу. Она переехала в Чикаго, где познакомилась с танцовщицей Лои Фуллер. Они выступали вместе, и их стиль - свободный, пластический танец - сразу полюбился зрителям. Образ Айседоры был действительно экстравагантен: например, выступала она в греческом хитоне и босиком (или в лёгких сандалиях).

Айседора Дункан была знакома с такими выдающимися русскими деятелями искусства и политики, как:

  • Константин Станиславский (театральный режиссёр и педагог).
  • Анатолий Луначарский (нарком просвещения).
  • Сергей Есенин (поэт).

Судьба Айседоры Дункан неразрывно связана с судьбой России. Когда она приезжала сюда в первый раз, то познакомилась с Константином Сергеевичем Станиславским, великим русским режиссёром театра и педагогом.

Во второй раз в Россию её позвал Анатолий Васильевич Луначарский. Мужчина предложил ей открыть в юной Советской Республике школу танцев. В 1921 году Айседора приехала в РСФСР. Бытовые условия были достаточно тяжелыми, однако Дункан вдохновенно работала.

Тогда же молодая танцовщица познакомилась с Сергеем Есениным и вскоре стала его супругой – в том же году они поженились. Их история любви невероятно романтична, а вот брак был непростым и продлился всего три года. Есенин и Айседора Дункан не смогли построить счастливую семью: в 1924 две творческие натуры расстались из-за накопившихся противоречий во взглядах.

Танцовщице не суждено было стать счастливой женой и матерью. Через несколько лет после развода бывший муж Айседоры и любовь всей её жизни умер, и спустя какое-то время после его трагической гибели последовала за ним в Вечность и она. Как оказалось, в любви не важна национальность...

У Айседоры Дункан было трое детей от разных мужчин, но все они погибли в раннем возрасте. Зато шесть учениц великой танцовщицы выросли и продолжили её дело совершенствования танцевального искусства. В Википедии есть статьи о нескольких из них.

Айседора Дункан погибла в Ницце в 1927 году при достаточно трагических обстоятельствах. Она ехала на автомобиле, и её длинный красивый шарф попал в ось колеса. Великая танцовщица умерла от удушения собственным красивым аксессуаром. Ей было тогда всего пятьдесят лет. Смерть этой женщины стала невосполнимой потерей для всего танцевального мира.

Айседора Дункан была похоронена на кладбище в Париже.

Вклад в искусство

Вся творческая деятельность великой танцовщицы была направлена на формирование нового типа человека - человека будущего, женщины, не обременённой устаревшими стереотипами и условностями. На становление идеалов Айседоры Дункан большое влияние оказал немецкий философ и мыслитель Ницше, одержимый идеей воспитания нового, более совершенного и интеллектуального поколения людей.

Творчество этой великой танцовщицы проповедовало свободу от условностей и надуманной красоты. По мнению Айседоры, танец абсолютно не представляет собой истинного искусства, если не несёт душевной боли, мечты и одухотворённости. Линия не является прекрасной сама по себе - в ней должен быть глубокий смысл, иначе это просто линия.

Значительное место в жизни Дункан занимала борьба за права женщин, за и свободу женщины быть самой собой.

Танец Айседоры Дункан во многом наследует традиции греческой классической школы. Античные танцы привлекали её ещё с ранней юности. В творчестве этой танцовщицы основными чертами можно считать следующие:

  • Импровизация и свобода движения.
  • Искреннее выражение мыслей и чувств.
  • Отсутствие надуманности, кокетливости, фальши.

Чтобы закрепить свои идеи в истории танцевального искусства, Айседора Дункан написала книгу, вышедшую в свет под названием «Танец будущего».

В 2016 году на экраны вышел фильм «Танцовщица» о Дункан, где главные роли сыграли Лили Роуз-Депп и Луи Гаррель.

Как у любого великого человека, у Айседоры Дункан было то, за что её называли странной, даже сумасшедшей. Читателю будет интересно узнать, что знаменитая танцовщица была:

  • Бисексуальной ориентации.
  • Атеисткой.
  • Новатором.

Она всей душой поддержала Великую Октябрьскую революцию, не побоявшись поехать в послевоенный Петроград организовывать танцевальную школу. Нужно отдать должное смелости, которую ежедневно проявляла Айседора Дункан.

Например, доподлинно известно, что в последние годы жизни, в Нью-Йорке, танцовщица не скрывала того, что она «красная», и даже гордилась этим. И это несмотря на то, что к советской России американцы в то время относились не особенно хорошо.

Одни люди называли Айседору сумасшедшей, другие - великой. И те, и те были правы, ведь каждый гений немного сумасшедший… Но с её смертью мир потерял человека, готового бросить всё на алтарь искусства.

Айседору Дункан по праву можно назвать великим художником танца. Её вклад в современное искусство сложно переоценить. Исключительно благодаря таким преданным своему делу мастерам творческая мысль продолжает развиваться, постепенно выводя человечество на новые и новые ступени развития. Автор: Ирина Шумилова

Американская танцовщица, считается основоположницей свободного танца. Айседора Дункан (урожденная Дора Энджела Дункан) родилась 27 мая 1877 г. в Сан Франциско, США. Ее отец, Джозеф Дункан, обанкротился и сбежал от матери еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках.

В 13 лет Айседора бросила школу и серьезно занялась музыкой и танцами. В 18 лет Дункан приехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Это был рыжий, бородатый сорокапятилетний поляк Иван Мироский. Но он был женат. Он лишь разбил девочке сердце. Айседора погрузилась в работу, всю себя отдала танцу.

Она полагала, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя. Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок. Айседора танцевала босиком, что изрядно шокировало публику.

В 1900 году она решила покорить Париж, где познакомилась с великим скульптором Роденом. В Париже все были без ума от Всемирной выставки, на ней она впервые увидела работы Огюста Родена. И влюбилась в его гений. Желание увидеть скульптора было велико. Она набралась решимости и без приглашения явилась в его мастерскую. Они подолгу разговаривали: старый, уставший мастер учил молодую, полную сил танцовщицу искусству жить в искусстве – не падать духом от неудач и несправедливой критики, внимательно прислушиваться к различным мнениям, но верить только себе, своему разуму и интуиции, и не рассчитывать сразу на большое число сторонников.

В 1903 г. она впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Гастроли заметно поправили материальное положение Дункан, и в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Одетые в туники и сандалии, эксцентричные иностранцы вызывали настоящий переполох на улицах современных Афин. Путешественники не ограничились простым изучением культуры любимой страны, они решили сделать свой вклад, построив храм на холме Копанос с великолепным видом на Саронический залив. Сегодня этот храм, расположенный на границе афинских муниципалитетов Виронас и Иммитос, стал хореографическим училищем, носящим имя Айседоры. Помимо этого Айседора отобрала 10 мальчиков для хора, который сопровождал пением ее выступления. С этим греческим хором, Айседора гастролировала в Вене, Мюнхене, Берлине.

У Айседоры родилась девочка Дидра, о рождении которой она так мечтала. Великой танцовщице было 29 лет. Но отец девочки женился на другой.

В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт Петербурге. В это время она подружилась со Станиславским.

Однажды, когда она сидела в театральной гримерной, к ней вошел мужчина, статный и уверенный. «Парис Юджин Зингер», – представился он. Состоятельный поклонник пришелся очень кстати. Он был сыном одного из изобретателей швейной машинки, унаследовавшим внушительное состояние. Они много путешествовали вместе, он дарил ей дорогие подарки и окружал нежнейшей заботой. У них родился сын Патрик, и она чувствовала себя почти счастливой. Но Зингер был очень ревнив. Однажды они серьезно поссорились, и, как всегда, когда ее любовные отношения давали трещину, она полностью погрузилась в работу.

В январе 1913 г. Дункан выехала на гастроли в Россию. Именно в это время у нее начались видения: то ей слышался похоронный марш, то появлялось предчувствие смерти. Она немного успокоилась, лишь когда встретилась с детьми и увезла их в Париж. Зингер был рад видеть сына и Дидру.

После встречи с родителями детей вместе с гувернанткой отправили в Версаль. По дороге мотор заглох, и шофер вышел проверить его, мотор внезапно заработал и… тяжелый автомобиль скатился в Сену. Детей спасти не удалось.

Дункан тяжело заболела. От этой утраты она не оправилась никогда.

Однажды, гуляя по берегу, она увидела своих детей: они, взявшись за руки, медленно зашли в воду и исчезли. Айседора бросилась на землю и зарыдала. Над ней склонился молодой человек. «Спасите меня… Спасите мой рассудок. Подарите мне ребенка», – прошептала Дункан. Молодой итальянец был помолвлен, и их связь была коротка. Ребенок, родившийся после этой связи, прожил лишь несколько дней.

В 1921 г. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором – бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И как раз в этот момент она встретила Сергея Есенина. Когда она увидела его, то ахнула. У этого русого молодого мужчины были такие же голубые глаза, как у ее сына.

Друг Есенина поэт и беллетрист Анатолий Мариенгоф, который был на их первой встрече, описывает ее появление и то, что за этим последовало: «Красный, мягкими складками льющийся хитон; красные, с отблесками меди, волосы; большое тело, ступающее мягко и легко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине. Маленький, нежный рот ему улыбнулся.

Изадора легла на диван, а Есенин у ее ног. Она окунула руку в его кудри и сказала: «Золотая голова!». Было неожиданно, что она, знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти два. Потом поцеловала его в губы. И вторично ее рот, маленький и красный, как ранка от пули, приятно изломал русские буквы: «Ангел!». Поцеловала еще раз и сказала: «Тшорт!» В четвертом часу утра Изадора Дункан и Есенин уехали…»

Ей 43, ему – 27, золотоволосый поэт, красивый и талантливый. Через несколько дней после знакомства он переехал к ней на Пречистенку, 20. В 1922 г. Дункан вышла замуж за Сергея Есенина и приняла российское гражданство. В 1924 г. она вернулась в США.

Недавно, из архивов были извлечены воспоминания Александра Тарасова Родионова – литератора, приятеля Есенина. Он записал последний разговор с поэтом в декабре 1925 года, буквально накануне рокового отъезда Есенина в Ленинград. Встреча произошла в Госиздате, куда Есенин пришел за гонораром. Тарасов Родионов стал по приятельски укорять Есенина за его легкомысленное отношение к женщинам. Сергей Александрович оправдывался: «А Софью Андреевну… Нет, я ее не любил… я ошибся и теперь разошелся с ней окончательно. Но себя я не продавал… А Дункан я любил, горячо любил, горячо любил. Только двух женщин любил я в жизни. Это Зинаиду Райх и Дункан. А остальные…В этом то вся моя трагедия с бабами. Как бы ни клялся я кому либо в безумной любви, как бы ни уверял в том же самом себя – все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины и что я ни за какие ласки и ни на какую любовь не променяю. Это искусство. Ты хорошо понимаешь это».

Брак с Есениным был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели.

В 1925 год, когда Айседора узнала о смерти Есенина, она обратилась в парижские газеты со следующим письмом: «Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его дерзкий дух стремился к недостижимому, и он желал, чтобы филистимляне пали пред ним ниц. Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэзию. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием. Айседора Дункан».

В России были изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907 г.) и «Моя жизнь» (М., 1930 г.). Они были написаны под воздействием философии Ницше. Как и Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего; это будущее они воображали в радужных тонах. Дункан писала, что новая женщина будет иметь больший интеллектуально физический уровень.

Она танцевала так, как сама же придумала – босиком, без лифа и трико. Ее повседневная одежда также была весьма свободной для своего времени – этим она значительно повлияла на моду своего периода. Своим танцем она восстанавливала гармонию души и тела. Работа Дункан была оценена, современники любили и ценили ее талант.

Последним ее возлюбленным стал молодой русский пианист Виктор Серов. Кроме общей любви к музыке, их сблизило то, что он был одним из немногих симпатичных ей людей, с которыми она могла говорить о своей жизни в России. Ей было за 40, ему – 25. Неуверенность в его отношении к ней и ревность довели Дункан до попытки самоубийства.

14 сентября 1927 г. в Ницце Дункан, повязав свой красный шарф, направилась на автомобильную прогулку; отказавшись от предложенного пальто, она сказала, что шарф достаточно теплый. Автомобиль тронулся, потом внезапно остановился, и окружающие увидели, что голова Айседоры резко упала на край дверцы. Шарф попал в ось колеса и, затянулся на ее шее.
Она была похоронена на кладбище Пер Лашез.

Дункан, Айседора - американская танцовщица. Анджела Изадора Дёнкан, урождённая Dora Angela Duncan (Isadora Duncan) родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года. В Большой советской энциклопедия (БСЭ) год рождения 1878 указан ошибочно. Имя и фамилия танцовщицы правильно произносится Изадора Дёнкан, однако в России её всегда называли Айседора Дункан. По национальности Айседора Дункан была ирландка. Дети Айседоры Дункан утонули вместе с няней в 1913 году. Дидре, дочке Гордона Крэга, было 7 лет, а Патрику, сыну Париса Юджина Зингера было всего 4 года. Сама Дункан трагически погибла в Ницце 14 сентября 1927 года. Похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Дункан - новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета свободный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Это был новый подход к искусству танца, новый метод творческого выражения, который находился за пределами эстетических рамок традиционной балетной школы. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей.

В 13 лет Айседора бросила школу, и серьезно занялась музыкой и танцами. Как самостоятельная танцовщица Дункан впервые выступила в Будапеште в 1903 году, после чего, в 1903 г. она вместе с семьей совершила паломничество в Грецию. Первую свою школу танцев она открыла вместе со старшей сестрой Элизабет в 1904 году в Германии в городе Грюневальде. В Россию она приехала впервые 10 января 1905 года. В конце 1907 г. Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге. В то время она подружилась со Станиславским. 16 апреля 1915 года состоялось первое представление второй части "Патетической симфонии" Чайковского. В июле 1921 Дункан приехала в Советскую Россию по приглашению А.В.Луначарского и Л.Б.Красина, и организовала в Москве для детей рабочих хореографическую школу (особняк на ул. Пречистенка, 20), куда было принято около 60 девочек в возрасте от 4 до 10 лет. Первое выступление Дункан в Москве состоялось 7 ноября 1921-го года на сцене Большого театра в дни празднования четвертой годовщины Октября. Находясь в России (1921-24), вышла замуж за поэта С.Есенина и вместе с ним выезжала в США (1922-23). В 1922 году у Айседоры возникли крупные неприятности после нескольких интервью, в которых она высказалась об атеизме и о большевистской революции в России. Её последние выступления в Нью-Йорке состоялись 13 и 15 января 1923 года в Карнеги-холл. После развода с Сергеем Есениным, в 1925 году, возвратилась в США, где подвергалась травле как “большевистская шпионка”. Была лишена гражданства США за ведение “красной пропаганды”. В результате была вынуждена переехать во Францию, где и оставалась до последних дней жизни. В 1925 школа, основанная Дункан в России, была лишена государственного финансирования, тем не менее школа и студия просуществовали до 1949 года. После отъезда Дункан студией руководила её приёмная дочь Ирма. Школа была закрыта по идеологическим соображениям, как пропагандирующая «болезненное, декадентское искусство, завезенное в нашу страну из Америки». Однако, за Дункан последовали «пластички-босоножки» Л.Н.Алексеева и С.Д.Руднева, которые создали студии пластики и музыкального движения, продолжающие работать и до настоящего времени. В России изданы две книги Айседоры Дункан: «Танец будущего» (М., 1907) и «Моя жизнь» (М., 1930).

Сегодня в разных странах мира, - Америке, Франции, Германии, Швеции, Венгрии, Греции и России, последователи искусства Айседоры Дункан сохраняют и развивают традиции её танца. Сделана запись оригинальной хореографии Дункан в нотах, выпущены книги по технике танца, отсняты на видео оригинальные танцы Дункан в исполнении современных танцоров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был создан Культурный Центр Чистых искусств имени Айседоры Дункан (Дункан-Центр), в рамках деятельности которого, начиная с 2002 года, проводится ежегодный Международный открытый некоммерческий фестиваль памяти Айседоры Дункан (Фестиваль Дункан).

Между 1906-1912

To seek in nature the fairest forms and to find the movement which expresses the soul in these forms—this is the art of the dancer. ... My inspiration has been drawn from trees, from waves, from clouds, from the sympathies that exist between passion and the storm."

«Искать в природе самые красивые формы и найти такое движение, которое выразит душу в этих формах — это - искусство танцора.... Мое вдохновение вызвано деревьями, волнами, облаками, той общностью, которая существует в страсти и шторме.»

А. Дункан танцует в театре Диониса, Афины, 1903 г.

ROBERT EDMOND JONES: "Come away! her dancing says. Come out into the splendid perilous world! Come up on the mountain-top where the great wind blows! Learn to be young always! Learn to be incessantly renewed! Learn to live in the intemperate careless land of song and rhythm and rapture! Say farewell to the world you know and join the passionate spirits of the world’s history! Storm through into your dreams! Give yourself up to the frenzy that is in the heart of life, and never look back, and never regret!"

«Встаньте!» -говорит ее танец. Выйдите наружу в этот ослепительный и опасный мир! Поднимитесь на горную вершину, где дует сильный ветер! Учитесь быть молодыми всегда! Учитесь постоянно возрождаться! Учитесь жить на суровой беззаботной земле песен, и ритма, и восторга! Скажите «прощай» миру, который вы знаете, и присоединяетесь к страстной душе мировой истории! Пусть стихия войдет в Ваши мечты! Посвятите себя неистовству, которое находится в сердце жизни, и никогда не оглядывайтесь назад, и никогда не сожалейте!"

Далеко в глубь столетий погружается душа, когда танцует Айседора Дункан; назад к утру мира, когда величие души находило свободное выражение в красоте тела, когда ритм движения соответствовал ритму звука, когда движения человеческого тела были едины с ветром и морем, когда жест женской руки напоминал распускающиеся лепестки розы, её нога, ступающая на дерн, была подобна листу, падающему на землю. Когда весь пыл религиозной веры, любви, патриотизма, жертвы или страсти находил свое выражение под звуки кифары, арфы или бубна, когда мужчины и женщины танцевали перед своими очагами и своими богами в религиозном экстазе, или же в лесах, или у моря, потому что их переполняла радость жизни; каждый сильный или положительный импульс передавался от души к телу в абсолютной гармонии с ритмом вселенной.
Мери Фентон Робертс

Айседора и ее ученицы, 1908 г. (фотограф Paul Berger )

В Венеции, 1903 г.

Фотографии Arnold Genthe, сделанные в Нью-Йорке в 1915-18 гг. во время визита А. Дункан в Америку:

Айседора танцует всё, что другие говорят, поют, пишут, играют и рисуют, она танцует Седьмую симфонию Бетховена и «Лунную сонату», она танцует «Весну» Боттичелли и стихи Горация.
Максимилиан Волошин

CARL SANDBURG ("Isadora Duncan"): "The wind? I am the wind. The sea and the moon? I am the sea and the moon. Tears, pain, love, bird-flights? I am all of them. I dance what I am. Sin, prayer, flight, the light that never was on land or sea? I dance what I am."

"Ветер? Я - ветер. Море и луна? Я - море и луна. Слезы, боль, любовь, полеты птиц? Я - это они все. Я танцую себя, какая я есть. Грех, молитва, полет, свет, такой, которого никогда не было на земле или море… Я танцую себя, какая я есть."

SHAEMAS O’SHEEL: "What glorious things she makes the soul remember! Once we were young, and the leaping blades of our desire striking the granite facts of life lit lively fires of wonder. We were simple, so that when the moving beauty of nature and the joy of each other’s company stirred us to ecstasies, we sought free and natural expression; we danced—we danced as the movements of waves and branches, and as the exquisite beauties of our own bodies suggested. Such memories she evokes by her subtle gestures and movements. … The morning of time dawns on our spirits again, and once more we have a sense that hears the gods."

"Какие великолепные вещи она заставляет душу вспомнить! Когда мы были молодыми, нетерпеливые клинки нашего желания вонзались в гранитные факты жизни и зажигали живые огни удивления. Мы были проще, и когда движущаяся красота природы и радость общения друг с другом вызывали в нас экстаз, мы искали свободное и естественное выражение чувств; мы танцевали — танцевали, повторяя движения волн и веток, так, как изящная красота наших собственных тел это предполагала. Такие воспоминания она вызывает своими изящными жестами и движениями. … Утро времени наступает в наших душах опять, и еще раз у нас появляется интуитивная способность слышать богов."

Сергей Есенин, Айседора Дункан и ее приемная дочь Ирма. 1922 г.

Ок. 1923 г.

1923 г.

С. Есенин и А.Дункан