Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Марья моревна. Марья Моревна — самая странная женщина русских сказок

Марья моревна. Марья Моревна — самая странная женщина русских сказок

№159Место записи неизвестно. AT 552 А (Птицы или животные-зятья) + 400 1 + 554 (Благодарные животные помогают решить трудные задачи) + 302 2 (Смерть Кощея от коня). Традиционная контаминация сюжетов. Лубочная сказка была перепечатана Афанасьевым в его Примечаниях из сборника «Лекарство..,» (с. 99-131) с приложением соответствующих библиографических сведений (они приведены в комм. к I т. сказок Афанасьева изд. 1936 г., с. 629); текст лубочной см. под № 562. Сюжет типа 552 А учтен в AT преимущественно в европейском материале, отмечены также записи из Турции и Америки (от американских негров, индейцев). Русских вариантов - 36, украинских - 9, белорусских - 7. Такая же, как в восточнославянских сказках, сюжетная контаминация встречается в сказках о животных-зятьях, опубликованных в сборниках фольклора неславянских народов СССР, например, башкир ( Башк. творч. , I, № 99; II, № 11; III, № 41). Сюжетный тип 554 , чаще всего контаминируемый с типами 302 и 552 , отмечен в AT в фольклоре разных частей света. Русских вариантов - 44, украинских - 39, белорусских - 17. Разновидность сюжета - «Герой с помощью благодарных животных выслуживает у бабы-яги коня» - особенно характерна для восточнославянских сказок и получает в них своеобразно яркую трактовку. Исследования: Marx A. Griechische Märchen von dankbaren Tieren und Verwandtes. Stuttgart, 1889; Пропп. Ист. ск. , с. 138-141. Анализ сказки «Марья Моревна» сборника Афанасьева см.: Аникин , с. 128-131. К рассказу о запретном чулане (с. 301) Афанасьев в сноске привел вариант: «Глянул - а там змей о двенадцати головах, о двенадцати хоботах на железных крюках висит, из его ран кровь течет. Говорит змей Ивану-царевичу: «Ах, добрый человек, обмакни в мою кровь свой палец и дохни на меня; за твою услугу я тебя три раза от смерти избавлю». Иван-царевич обмочил свой палец в кровь и дохнул на змея; змей рванулся, поломал крюки и улетел». К рассказу о пребывании у ворона (с. 302) - вариант: «Оставь у нас свое золотое кольцо; будем на него смотреть, тебя вспоминать; если кольцо светло - значит, ты жив и здрав; а если потускнеет - тотчас уведаем, что с тобой беда приключилася». Иван-царевич оставил свое золотое кольцо и пошел в змеиное царство». Вместо «пять печей хлеба» (с. 302) - вариант: «пирогов». К рассказу об оживлении Ивана-царевича (с. 303) дан вариант: «Орел Орлович полетел на́ море и поднял сильные ветры, море взволновалося и выкинуло бочку на́ берег; Сокол Соколович схватил бочку в когти, занесся высоко-высоко за облака и бросил ее оттуда на́земь - бочка упала и разбилась вдребезги; а Ворон Воронович принес воды целющей да живущей и вспрыснул Ивана-царевича. После все трое подхватили его и понесли за тридевять земель, в тридесятое государство. Принесли в тридесятое государство и говорят: «Ступай к синему морю, там гуляет чудная кобылица; впереди ее двенадцать косарей сено косят да двенадцать гребцов сено гребут - она за ними идет да все поедает; когда станет кобылица воду пить - синё море волнуется и лист с дерев опадает, а станет у столетних дубов чесаться - те дубы, словно овсяные снопы, на́земь валятся. Каждый месяц выкидывает она по одному жеребенку: а следом за ней ходят двенадцать волков да тех жеребят пожирают. Улучи время, и как только выкинет кобылица жеребенка со звездой на лбу - скорей хватай его да от волков отбивай; то тебе будет конь богатырский! С ним не догонит тебя и Кощей Бессмертный». Иван-царевич сделал так, как научили его зятья...» К рассказу о пчелином улье (с. 303) дана сноска: «Вместо пчелиного улья, по другому списку, Иван-царевич встречает рака». К ответу кобылиц на упреки яги (с. 304) дан вариант: «Как нам было не воротиться? Приползли раки со всего моря, начали в нас впиваться да клещами пощипывать - рады были на край света бежать!» После слов «а царевич доконал его палицей» (с. 305) указан вариант окончания сказки: «А можно ли их догнать?» - «Если сейчас поедем, то авось нагоним; у Ивана-царевича конь - мой меньшой брат». Кощей погнал вслед за Иваном-царевичем; вот-вот нагонит. «Ах, брат, - говорит конь Ивана-царевича коню Кощееву, - зачем ты служишь такому нечистому чудищу? Сбрось его на́земь да ударь копытом!» Конь послушался, сбросил Кощея и убил его до смерти».

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали: «Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай - при себе не держи долго!» Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная. «Пойдемте, сестрицы, домой!» - говорит Иван-царевич. Только пришли во дворец - как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол о́б пол, сделался добрым молодцем и говорит: «Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать». - «Коли люб ты сестрице, я ее не унимаю - пусть с богом идет!» Марья-царевна согласилась; сокол женился и унес ее в свое царство.

Дни идут за днями, часы бегут за часами - целого года как не бывало; пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией. «Пойдемте, сестрицы, домой!» - говорит царевич. Только пришли во дворец - как ударил гром, распалася крыша, раздвоился потолок, и влетел орел; ударился о́б пол и сделался добрым молодцем: «Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом». И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич: «Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю». Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж; орел подхватил ее и унес в свое царство.

Прошел еще один год; говорит Иван-царевич своей младшей сестрице: «Пойдем, во зеленом саду погуляем!» Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией. «Вернемся, сестрица, домой!» Вернулись домой, не успели сесть - как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон о́б пол и сделался добрым молодцем: прежние были хороши собой, а этот еще лучше. «Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за меня Анну-царевну». - «Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя». Вышла за ворона Анна-царевна, и унес он ее в свое государство.

Остался Иван-царевич один; целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно. «Пойду, - говорит, - искать сестриц». Собрался в дорогу, шел-шел и видит - лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: «Коли есть тут жив человек - отзовися! Кто побил это войско великое?» Отозвался ему жив человек: «Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна». Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна: «Здравствуй, царевич, куда тебя бог несет - по воле аль по неволе?» Отвечал ей Иван-царевич: «Добрые мо́лодцы по неволе не ездят!» - «Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах». Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней.

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает: «Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать!» Он не вытерпел, как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Просит Кощей у Ивана-царевича: «Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло!» Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил: «Мне одним ведром не залить жажды; дай еще!» Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро - взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал. «Спасибо, Иван-царевич! - сказал Кощей Бессмертный. - Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих!» - и страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе. А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу: «Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!»

Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал: «Ах, шурин мой любезный! Как тебя господь милует?» Выбежала Марья-царевна, встрела Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Погостил у них царевич три дня и говорит: «Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну». - «Трудно тебе сыскать ее, - отвечает сокол. - Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на нее смотреть, про тебя вспоминать». Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу.

Шел он день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле дворца дуб стоит, на дубу орел сидит. Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал: «Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет». Ольга-царевна тотчас прибежала навстречу, стала его целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит: «Дольше гостить мне некогда; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну». Отвечает орел: «Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать». Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит. Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал: «Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идет». Выбежала Анна-царевна, встрела его радостно, стала целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит: «Прощайте! Пойду жену искать - Марью Моревну, прекрасную королевну». Отвечает ворон: «Трудно тебе сыскать ее; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать». Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила: «Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался - посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного?» - «Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного; авось не догонит!» Собрались и уехали. А Кощей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается. «Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» Отвечает конь: «Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез». - «А можно ли их догнать?» - «Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать - и то поспеем!» Кощей поскакал, догнал Иван-царевича: «Ну, - говорит, - первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись - на куски изрублю!» Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.

Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною; Кощея Бессмертного дома не случилося. «Поедем, Марья Моревна!» - «Ах, Иван-царевич! Он нас догонит». - «Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе». Собрались и уехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается. «Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» - «Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял». - «А можно ли догнать их?» - «Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать - и то поспеем!» Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича: «Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!» Отнял ее и увез к себе.

Оставался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревною; на ту пору Кощея дома не случилося. «Поедем, Марья Моревна!» - «Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит». - «Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу». Собрались и поехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается. «Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» - «Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял». Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.

В то самое время у зятьев Иван-царевича серебро почернело. «Ах, - говорят они, - видно, беда приключилася!» Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на́ берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно. Ворон брызнул мертвой водою - тело срослось, съединилося; сокол брызнул живой водою - Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит: «Ах, как я долго спал!» - «Еще бы дольше проспал, если б не мы! - отвечали зятья. - Пойдем теперь к нам в гости». - «Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну».

Приходит к ней и просит: «Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня». Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать. Кощей сказал: «За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то баба-яга дала мне одного жеребеночка». - «Как же ты через огненную реку переправился?» - «А у меня есть такой платок - как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!» Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала.

Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками. Иван-царевич говорит: «Съем-ка я одного цыпленочка». - «Не ешь, Иван-царевич! - просит заморская птица. - В некоторое время я пригожусь тебе». Пошел он дальше; видит в лесу улей пчел. «Возьму-ка я, - говорит, - сколько-нибудь медку». Пчелиная матка отзывается: «Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь». Он не тронул и пошел дальше; попадает ему навстречу львица со львенком. «Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажно тошно стало!» - «Не тронь, Иван-царевич, - просит львица. - В некоторое время я тебе пригожусь». - «Хорошо, пусть будет по-твоему!»

Побрел голодный, шел-шел - стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый. «Здравствуй, бабушка!» - «Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел - по своей доброй воле аль по нужде?» - «Пришел заслужить у тебя богатырского коня». - «Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте». Иван-царевич согласился; баба-яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься. Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул. Солнышко уже на закате, прилетела заморская птица и будит его: «Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома». Царевич встал, воротился домой; а баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц: «Зачем вы домой воротились?» - «Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам глаз не выклевали». - «Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам».

Переспал ночь Иван-царевич; наутро баба-яга ему говорит; «Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь - быть твоей буйной головушке на шесте!» Погнал он кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал, плакал, да и уснул. Солнышко село за лес; прибежала львица: «Вставай, Иван-царевич! Кобылицы все собраны». Иван-царевич встал и пошел домой; баба-яга пуще прежнего и шумит и кричит на своих кобылиц: «Зачем домой воротились?» - «Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали». - «Ну, вы завтра забегите в сине море».

Опять переспал ночь Иван-царевич, наутро посылает его баба-яга кобылиц пасти: «Если не упасешь - быть твоей буйной головушке на шесте». Он погнал кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень, заплакал и уснул. Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит: «Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, бабе-яге на глаза не показывайся, пойди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребенок - в навозе валяется, ты украдь его и в глухую полночь уходи из дому».

Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями; баба-яга и шумит и кричит на своих кобылиц: «Зачем воротились?» - «Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови!»

Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич украл у нее паршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону - и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий, славный мост. Царевич переехал по́ мосту и махнул платком на левую сторону только два раза - остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась баба-яга - паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост!» Поехала по́ мосту, только добралась до средины - мост обломился и баба-яга чубурах в реку; тут ей и лютая смерть приключилась! Иван-царевич откормил жеребенка в зеленых лугах; стал из него чудный конь.

Приезжает царевич к Марье Моревне; она выбежала, бросилась к нему на шею: «Как тебя бог воскресил?» - «Так и так, - говорит. - Поедем со мной». - «Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрублену». - «Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит». Сели они на коня и поехали. Кощей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается. «Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?» - «Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез». - «А можно ли их догнать?» - «Бог знает! Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня». - «Нет, не утерплю, - говорит Кощей Бессмертный, - поеду в погоню». Долго ли, коротко ли - нагнал он Иван-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те́ поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того наклал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.

Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью: «Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать - другой не найти!» Погостили они, попировали и поехали в свое царство; приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Страница 1 из 4

Марья моревна

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна.
Отец и мать у них померли. Умирая, они сыну наказывали:
- Кто первый за сестёр станет свататься, за того и от­давай - при себе не держи долго.
Царевич похоронил родителей и с горя пошёл с сестра­ми во зелёный сад погулять. Вдруг находит на небо туча чёрная, встаёт гроза страшная.
- Пойдёмте, сестрицы, домой, - говорит Иван-царе­вич.
Только пришли во дворец - как грянул гром, раздвоил­ся потолок и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит:
- Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришёл сватом: хочу у тебя сестрицу Марью-ца­ревну посватать.
- Коли люб ты сестрице, я её не держу - пусть идёт. Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унёс её
в своё царство.
Дни идут за днями, часы бегут за часами - целого года как не бывало. Пошёл Иван-царевич с двумя сестрами во зелёный сад погулять. Опять встаёт туча с вихрем, с мол­нией.
- Пойдёмте, сестрицы, домой, - говорит царевич.
Только пришли во дворец - как ударил гром, распа­лась крыша, раздвоился потолок и влетел орёл. Ударился орёл об пол и сделался добрым молодцем.
- Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ездил, а теперь пришёл сватом.
И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич:
- Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идёт, я с неё воли не снимаю.
Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж. Орёл подхватил её и унёс в свое царство.
Прошёл ещё один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:
- Пойдём во зелёном саду погуляем.
Погуляли немножко. Опять встаёт туча с вихрем, с мол­нией. - Вернёмся, сестрица, домой!
Вернулись домой, не успели сесть - как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон. Ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были хороши собой, а этот ещё лучше.
- Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришёл сватом: отдай за меня Анну-царевну.
- Я с сестрицы воли не снимаю. Коли ты полюбился ей, пусть идёт за тебя.
Вышла за ворона Анна-царевна, и унёс он её в своё го­сударство. Остался Иван-царевич один. Целый год жил без сестёр, и сделалось ему скучно.
- Пойду, - говорит, - искать сестриц.
Собрался в дорогу, шёл-шёл и видит: лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:
- Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое?
Отозвался ему жив человек:
- Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.
Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры бе­лые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, пре­красная королевна.
- Здравствуй, царевич. Куда тебя Бог несёт - по воле аль по неволе?
Отвечает ей Иван-царевич:
- Добрые молодцы по неволе не ездят.
- Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах. Иван-царевич тому и рад: две ночи в шатрах ночевал.
Полюбился Марье Моревне и женился на ней. Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в своё государство. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича всё хозяйство и приказывает:
- Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чу­лан не заглядывай.
Он не вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тот­час бросился в чулан, отворил дверь, глянул - а там ви­сит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.
Просит Кощей у Ивана-царевича:
- Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил - совсем в горле пересохло.
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и ещё запросил:
- Мне одним ведром не залить жажды. Дай ещё! Кощей выпил другое и запросил третье; а как выпил
третье ведро, взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
- Спасибо, Иван-царевич, - сказал Кощей Бессмерт­ный, - теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих.
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе. А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и по­шёл в путь-дорогу: «Что ни будет, а разыщу Марью Моревну». Идёт день, идёт другой, на рассвете третьего видит чудес­ный дворец. У дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит.
Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся доб­рым молодцем и закричал:
- Ах, шурин мой любезный!
Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать. Погостил у них царевич три дня и говорит:
- Не могу у вас гостить долго: я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.
- Трудно тебе сыскать её, - отвечает сокол. - Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать.
Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошёл в дорогу.

,
смерти и возрождения в
Русской народной сказке «Марья Моревна»
(пособие для родителей)

МАРЬЯ МОРЕВНА

(Из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»)

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него
было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья
Анна-царевна.

Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:

Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай - при себе
не держи долго!

Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами во зеленый сад
погулять.

Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.

Пойдемте, сестрицы, домой! - говорит Иван-царевич.

Только пришли во дворец - как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к
ним в горницу Ясен Сокол. Ударился Сокол об пол, сделался добрым молодцем и
говорит:

Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом;
хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.

Коли люб ты сестрице, я ее не держу - пусть с идет!

Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унес ее в свое царство.

Дни идут за днями, часы бегут за часами - целого года как не бывало. Пошел
Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с
вихрем, с молнией.

Пойдемте, сестрицы, домой! - говорит царевич.

Только пришли во дворец - как ударил гром, распалася крыша, раздвоился
потолок, и влетел Орел. Ударился Орел об пол и сделался добрым молодцем.

Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом. И
посватал Ольгу-царевну.

Отвечает Иван-царевич:

Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю.

Ольга-царевна согласилась и вышла за Орла замуж. Орел подхватил ее

и унес в свое царство.

Прошел еще один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:

Пойдем, во зеленом саду погуляем!

Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией.

Вернемся, сестрица, домой!

Вернулись домой, не успели сесть - как ударил гром, раздвоился потолок, и
влетел Ворон. Ударился Ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были
хороши собой, а этот еще лучше.

Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за
меня Анну-царевну.

Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.

Вышла за Ворона Анна-царевна , и унес он ее в свое государство. Остался
Иван-царевич один. Целый год жил без сестёр и сделалось ему скучно.

Пойду, - говорит, - искать сестриц.

Собрался в дорогу, шел, шел и видит - лежит в поле рать-сила побитая

Спрашивает Иван-царевич:

- Коли есть тут жив человек - отзовись! Кто побил это войско великое?

Отозвался ему жив человек:

Все это войско великое побила Марья Моревна прекрасная королевна.

- Здравствуй, царевич, куда тебя Бог несет - по воле аль по неволе?

Отвечал ей Иван-царевич:

Добрые молодцы по неволе не ездят!

Ну, коли дело не к Спеху, погости у меня в шатрах.

Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне
и женился на ней.

Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство:
пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну
собираться. Покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:

Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай! Он не
вытерпел: как только Марья Моревна уехала, тот час бросился в чулан, отворил
дверь, глянул - а там висит Кащей Безсмертный, на двенадцати цепях прикован.
Просит Кащей у Ивана-царевича:

Сжалься надо мною, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел,
не пил - совсем в горле пересохло!

Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и еще запросил:

Мне одним ведром не залить жажды; дай еще!

Царевич подал другое ведро; Кащей выпил и запросил третье, а как выпил
третье ведро - взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все
двенадцать порвал.

Спасибо, Иван-царевич! - сказал Кащей Бессмертный. - Теперь тебе никогда
не видать Марьи Моревны, как ушей своих!

И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну. прекрасную
королевну, подхватил ее и унес к себе.

А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:
„Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!"

Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец. У
дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился
оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

Ах, шурин мой любезный!

Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его
здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Погостил у них
царевич три дня и говорит:

Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну,
прекрасную королевну.

Трудно тебе сыскать её,- отвечает сокол. - Оставь здесь на всякий случай
свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать.

Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу. Шел он
день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле
дворца дуб стоит, на дубу орел сидит.

Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет.

Ольга-царевна тотчас прибежала навстречу, стала целовать-обнимать, про
здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье рассказывать. Иван-царевич
погостил у них три денька и говорит:

Дольше гостить мне некогда; я иду искать жену мою, Марью Моревну,
прекрасную королевну.

Отвечает орел:

Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее
смотреть, тебя вспоминать.

Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.

День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух,
возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит.

Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:

Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идет.

Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала его
целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про свое житье-бытье
рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:

Прощайте! Пойду жену искать - Марью Моревну, прекрасную королевну.
Отвечает ворон:

Трудно тебе сыскать ее; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее
смотреть, тебя вспоминать.

Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу. День
шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего
милого, бросилась к нему на шею , залилась слезами и промолвила:

Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался - посмотрел в чулан и

выпустил Кащея Бессмертного?

Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше поедем со мной, пока не
видать Кащея Бессмертного; авось не догонит!

Собрались и уехали. А Кащей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под
ним добрый конь спотыкается.

Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? Отвечает
конь:

Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.

- А можно ли их догнать?

Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить,
в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда
вдогонь ехать - и то поспеем!

Ну, - говорит, - первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня
напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись - на куски изрублю!

Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.

Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною; Кащея
Бессмертного дома не случилося.

Поедем, Марья Моревна!

Ах, Иван-царевич! Он нас догонит.

Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе. Собрались и уехали.

Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.

- Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

- А можно ли догнать их?

Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива
наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать - и
то поспеем!

Кащей поскакал, догнал Ивана-царевича.

Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих! Отнял
ее и увез к себе.

Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей
Моревною; на ту пору Кащея дома не случилося.

Поедем. Марья Моревна!

Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит , тебя в куски изрубит.

Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу.

Собрались и поехали. Кащей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый
конь спотыкается.

- Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?

Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.


Солнцепутие


Сказы, легенды, волшебные сказки и мифы были очень популярны у
наших Предков, так как их мышление было образным и образ являлся средством
выражения их мировосприятия. Для них сказка была воплощением земной
мудрости, сконцентрированной в слове».

С - буквица «Слово», образ: «Слове»

К - буквица «Како», образ: «сконцентрированных в »

АЗ – имя буквицы « А », образ: «земных основ,»

«Одна из форм Земных Основ, сконцентрированных в Слове».

СК/КС - звук буквицы «Кси», образ: «Духовных»

АЗ- имя буквицы «А», образ: «начал»

КА - корневая форма; образ: «Одна из форм»

«Одна из форм Духовных начал».

А миф служил нашим Предкам высшей формой выражения их мыслей.

М – буквица «Мыслете», образ: «мысли»

И – буквица «Иже», образ: «энергии»

I - буквица «Фита», образ: «вызревшее семя»

Ъ – буквица «Еръ», образ: «под Покровом Высших Сил»

«Семя энергии мысли, вызревшее под Покровом Высших Сил»

Поэтому и сказка, и миф – это принципы и архетипы, которые
проявляются в каких-то исторических событиях, но не есть сами исторические
события. Другими словами, сюжеты сказок, легенд и мифов не следует
воспринимать буквально, а видеть в них нужно отражение восприятия мира
нашими Предками.

В русских волшебных сказках самый распространённый сюжет,
заимствованный из мифологии восточных славян - поиски Иваном- царевичем
своей супруги, похищенной Кащеем.

В мифах противостояние Кащея Даждьбогу, и Его Образу,
отраженному в нашей триединой реальности в лице Дажьбога – покровителя Ярилы
Трисветлого, а в Мире Яви - в лице Ивана-Царевича, свидетельствует о том,
что они являются неотъемлемыми составляющими нашего двойственного полярного
мира.

Лад Всемирья для наших Предков заключался в том, что:

Нет деяний Белобога без деяний Чернобога;

Чтобы возродиться в уделе Белобога, всё Сущее проходит удел Чернобога;

Нет рождения Нового без смерти Старого;

Нет смерти Старого без рождения Нового.

И есть Та, благодаря Которой и ради Которой, Кащей и
Даждьбог неразлучно связаны. Это – Мара, Марёна, Марья Моревна.

Р - буквица «Рецы», образ: «рекущая о»;

ЁН – звук буквицы «I», образ: «Всевышнем»;

А – буквица «Азъ», образ: «Асу Земли»

«Великая Мать рекущая о Всевышнем Асу Земли».

МА – корневая форма, образ: «Великая Мать»;

РА – корневая форма, образ: «Света»

«Великая Мать Света».

МАРА – МАРЁНА – МАРЬЯ-МОРЕВНА – Великая Богиня, Мать Света, Зимы и Ночи,
Вечного Сна и Вечной Жизни, ведающая перемены в жизнях человеческих.

Кроме наблюдения за отдыхом ПриРоды на Земле , когда Мать ПриРода
набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растительного
мира и животных, Богиня Мара наблюдает за жизнью людей. Каждому умершему
человеку в соответствии с полученным им созидательным опытом, Богиня Мара
даёт наставления – в каком направлении ему продолжить свой посмертный Путь.

Мара Свароговна – супруга Даждьбога и, одновременно, супруга Кащея.
Днём она живёт в Светлом Ирие, ночью – в царстве Кащея. Марёнушка
«разрывается» между обоими своими супругами, по очереди переходя на сторону
одного из них. Чтобы держать обоих в состоянии равновесия по отношению друг
к другу, Кащея – Тьму и Даждьбога – Свет, Мара преподносит одному из них по
очереди хмельную чарочку. Благодаря этому всё Сущее в Природе подчиняется
ритмам смены: дня и ночи; лета и зимы; созидания и разрушения; рождения и
смерти. Причём, смерть является не неотвратимой погибелью, а переходом в
жизнь Иную.

С – буквица «Слово», образ: «материализации»;

МЕР – корневая форма, образ « меру»;

ТЬ – корневая форма, образ: «творящая»

«Творящая меру материализации».

Этот Великий Космический Ритуал Жизни, Смерти и возрождения
проявляется в Природе особенно наглядно в периоды летнего и зимнего
солнцеворотов, весеннего и осеннего равноденствий.

Эти четыре наиважнейших Солнечных Праздника составляют один из
скрытых смыслов русской волшебной сказки «Марья – Моревна» в обработке А.Н.
Афанасьева.

Годовой путь Солнца (Солнцепутие), представлен в этой сказке
вехами пути Ивана-Царевича, ведущими его от смерти к возрождению.

В самом начале сказки, первые три месяца Солнцепутия от зимнего
солнцеворота к весеннему равноденствию отражены следующим эпизодом:
похоронив родителей, Иван–царевич отдает замуж троих своих сестер и остается
в одиночестве. «И сделалось ему скучно». Ивану-царевичу, как олицетворению
Даждьбога (подателя всех благ) не о ком больше заботиться, отдавать себя.
Как свидетельствует подтекст сказки , Кащей в это время висит скованный на
двенадцати цепях в плену у Марьи Моревны и тоже, как видимо, по-своему
скучает.

Именно скука побуждает Ивана-царевича «искать сестриц».

АК/КА – корневая форма, образ: «одна из форм»;

УК – имя буквицы «e», образ: «жизненной необходимости обретения»;

КС – звук буквицы «K», образ: «Силы Духа»;

«Одна из форм жизненной необходимости обретения Силы Духа».

Оба они находятся в положении бездействия.

Так в сказке обозначен период весеннего равноденствия.

Природа. Весной, 20-21 марта солнце проходит небесный экватор. В эти
дни плоскость горизонта делит небесный экватор пополам, поэтому в северном
полушарии день и ночь равны по своей продолжительности. Затем день
становится дольше ночи. Энергия солнца в северном полушарии возрастает.

Древняя славянская традиция. С приходом весеннего равноденствия,
когда Ярила – Бог весенний приезжает к людям на золотом коне, в природе
разгорается любовный пыл. К весеннему равноденствию приурочен один из
четырёх важнейших праздников Солнцепутия – Масленица, который празднуется
девять дней (славянскую неделю), начиная от первого дня равноденствия.

Обряд Масленицы сопровождается сожжением Покрова Марены в виде белоснежной
рубахи, символизирующей снежный покров земли и закликанием Весны-Весты.
Сожжение чучела, как символа Богини Марены – это позднее языческое
наложение, исказившее обряд, и святотатство по отношению к Великой Богине.

Проводится ритуал с зажиганием огненного колеса Марёны, символизирующего
завершение периода её правления. Потом совершается приношение Требы Матери
Сырой Земле, чтобы год был урожайным. Для этого в землю закапывают горшочек
с кашей.

Пик праздника приходится на Красногор, когда день начинает обгонять ночь. В
этот день устраивают широкие народные гулянья: качаются на качелях, прыгают
через костёр, играют в игры, водят хороводы, устраивают ристалища. Пекут
блины, «жаворонков», красят яйца; запускают в небо искусственных и живых
птиц, чтобы Лада-Матушка обратила на девушек внимание.

В последний день масленицы проводится закликание Весны-Весты.

Во время масленицы также празднуют Комоедицу – Медвежий (Велесов)
праздник. По поверьям, в сию пору Медведь (лесной Хозяин, воплощение Самого
Велеса) просыпается в своей берлоге после долгой зимней спячки. На Комоедицу
пекут « комы» - обрядовые хлебцы, сделанные из смеси муки овса, гороха и
ячменя. Часть «комов» выносят в лес на пень – колоду, призывая на трапезу
Хозяина Леса, которого просят не драть скотину и не озорничать на пасеках.

Варианты происхождения слова «Комы»:

Первый блин посвящается умершим родственникам (к Омам, то есть к тем, кто
стал творцами-созидателями Бытия); h – буквица «Омъ», образ «созидание»;
Поэтому «Первый блин к-омам»;

Так называют просыпающихся медведей.

Другая версия значения слова от древне русского «Комонь» - конь. Согласно
народным довериям, в сию пору Даждьбог садится на своего Златогривого коня,
стук копыт которого по небесной тверди пробуждает Лесного Хозяина от зимнего
сна на Земле.

Последующие вехи пути, вторые три месяца Солнцепутия ,
Ивана-царевича обозначены словами «шел, шел и видит – лежит в поле рать-сила
побитая …. пустился Иван-царевич дальше». Кульминацией его пути, летний
солнцеворот, является встреча с Марьей Моревной, прекрасной королевной,
побившей рать-силу великую; две ночи в её шатрах ночует, т.к. полюбился ей и
женится на ней.

Та же любовная завязка и в мифах восточных славян. Мара Свароговна
узнаёт тайну силы Кащея – о Яйце, в котором его смерть. В обмен на своё
молчание об этой тайне, Мара предлагает Кащею отдать ей власть над миром
Нави. Кащей соглашается на такое предложение при условии, что Мара станет
его послушной женой. Мара велит Кащею готовиться к свадьбе и, опоив его,
сковывает цепями. Мара уходит из Нави в Ирий Небесный и принимается
чародействовать, чтобы женить на себе Даждьбога.

В летний солнцеворот происходит поворот в судьбах как Ивана-царевича, так и
Кащея.

Марья Моревна - русская народная сказка с интереснейшим сюжетом и участием различных сказочных персонажей. Сказку Марья Моревна можно читать онлайн или скачать текст в формате PDF и DOС.
Краткое содержание сказки можно начать с того, как у Ивана – царевича и его трех сестер умерли отец и мать. Вся ответственность за сестер легла на плечи Ивана. Он удачно выдал их замуж за царевичей из других государств, а сам стал жить один. Но вскоре ему стало скучно без сестер, и он отправился на их поиски. По дороге он встречает прекрасную королеву Марью Моревну, они женятся и живут в ее государстве. Когда королева уезжала из дому, попросила Ивана – царевича следить за хозяйством, но не в коем случае не заглядывать в чулан. Иван не послушался наказа своей жены и первым делом отправился в запрещенное место. Там сидел Кощей Бессмертный, который попросил Царевича дать ему напиться воды. Это безобидная просьба, привела к большим последствиям и беде. Кощей вырвался из чулана, вылетел в окно, подхватил Марью Моревну и унес к себе. Иван – царевич отправился на поиски своей жены в кощеево царство. По пути он заезжал к своим сестрам и рассказывал о случившимся горе. Так царевич добрался до Кощея, увидел Марью Моревну, посадил на коня и увез. Но, у Кощея был богатырский конь, поэтому он догнал их, изрубил Ивана на мелкие кусочки, а царевну снова вернул к себе в царство. На этом можно и сказку заканчивать, но Ивана царевича спасают его зятья – мужья сестер. Он достает у Бабы Яги доброго коня и снова отправляется спасать Марью Моревну. Победив Кощея Бессмертного, Иван забрал свою прекрасную царевну, и стали они жить поживать, добра наживать, да медок попивать.
Читать сказку Марья Моревна можно детям любого возраста. Благодаря захватывающему сюжету с элементами волшебства и мистики, сказка заинтересует не только детей, но и взрослых. Основная мысль и смысл сказки в том, что сила любви не имеет преград на своем пути, а добро всегда побеждает зло. Сказка учит тому, что семья и любимые люди самое важное и главное, что есть в жизни. Родные люди должны защищать и, беречь друг друга, помогать в трудных ситуациях.
Сказка Марья Моревна наглядный пример многих народных пословиц . Пословицы про любовь: Любовь все победит, Для влюбленного и сто верст не расстояние, Любовь на замок не закроешь, У истиной любви есть начало, а конца нет, Хоть в плавь плыть, а у милого быть, Где любовь да совет, там горя нет, К любящему страх не идет, Любящих и бог любит, Куда б не идти, только с милым по пути, Милый далеко, сердцу не легко, Ради милого себя не жаль.
Пословицы про семью: В семье согласно, так идет дело прекрасно, Вся семья вместе, так и душа на месте, Дерево держится корнями, а человек семьей, Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет, Любовь да совет, там горя нет, В семье где помогают друг другу, беды не страшны, Согласие да лад, в семье клад, Человек без семьи, что дерево без плодов.

Василиса ненавидела пасмурную погоду, когда облака тяжелым серо-синим покрывалом нависали над Койградом, сгущая воздух. Ей становилось трудно дышать, думать и мечтать. Последнее она любила больше всего, хотя в последнее время ей это редко удавалось. Раньше грезы крутились исключительно вокруг красивого и смелого жениха, который полюбит ее всем сердцем. Теперь же замужество ее не прельщало. Претенденты, кажется, заботились лишь о приданом. Да и уезжать из Койграда невесть куда ей не хотелось.

Когда Василиса поняла, что Кощея нигде нет и замок он, как клянется стража, не покидал, ее охватила паника. Он самолично заставил ее согласиться на этот никому не нужный бал, а теперь попросту исчез, оставив наедине с надвигающейся, медленно, но верно, лавиной гостей.

Первые три дня она верила, что брат вернется, но потом, выплакав не одно ведро слез, взяла себя в руки и приняла суровую действительность, в которой осталась одна. Хорошо, хотя бы организацией сего мероприятия ей заниматься не пришлось. Кощей раздал все указания, назначил ответственного и лишь потом пропал. Спасибо и на этом.

Все эти дни возле нее терся противный вещатель, который переживал из-за исчезновения Кощея едва ли не больше нее. Помогал в поисках, опрашивал тех, кто видел его последним, даже порывался наведаться к Смеяну, но в этом Василиса ему отказала. К узнику сходила одна, под покровом ночи, чтобы не провоцировать слухи, которые уже и без того поползли по Койграду и соседним царствам.

Всем любопытствующим отвечали, что Кощей уехал по спешному делу и вернется, как только все удачно разрешится. Этого хватало, чтобы расспросы прекратились. Но если властитель Койграда будет отсутствовать слишком долго, стая гиен, желающих завладеть его царством, вернется, чтобы растащить все по кусочкам. Да и Выслав долго молчать не будет. Удивительно, что он все еще не проболтался. Хотя и в этом нельзя быть уверенной.

Теперь Василиса жалела, что отправила то приглашение. Глупая девчонка! Разве могла она подумать, что Кощей бросит ее одну? Что теперь будет, она боялась даже думать.

Собираясь на бал, еще лелеяла надежду, что он не приедет. Вообще идти в этот большой зал, наполненный змеями, выползшими погреться на солнышке, желания не было. Но кроме нее сегодня это сделать было некому. И широкой спины Кощея, за которой всегда можно было укрыться от не в меру любопытных глаз, рядом не наблюдалось. Настал тот самый момент, когда она должна была взять ответственность за собственную жизнь на себя. Но руки тряслись, в глазах время от времени темнело, а в голове шумело, будто она, не сдержавшись накануне вечером, опустошила не одну бутылку вина.

Платье выбрала под стать внутреннему состоянию – темно-синее, отлично сочетающееся с ее черными глазами и светлыми волосами.

Перед выходом последний раз глянула в окно, и увидела то, чего боялась. В замок въехал одинокий всадник. Вот и все, назад дороги нет. Чего хотела – того и получила.

В самый большой зал замка, предназначенный для проведения балов, вошла с закушенной губой, но с расправленными плечами. То, что случилось, уже не исправить. Сейчас главное не подавать вида, что она расстроена и сбита с толку. Глядишь, все как-нибудь и разрешится.

Все взгляды обратились на Василису, как хозяйку вечера, и она так же вгляделась в толпу пожаловавших в Койград гостей.

Странно, что сегодня ей не докучал предсказатель. В суматохе приготовлений, она совсем про него забыла, и только сейчас обнаружила его отсутствие. Пожалуй, это и не плохо.

В самом начале пошепталась с устроителем бала, чтобы уточнить некоторые моменты, пожелала всем хорошего вечера и заняла место рядом с Кощеевым, которое сегодня пустовало.

Только тогда и увидела, как в зал быстрым решительным шагом заходит Царевич из Зимограда. Приехал один, как она и просила. Хорошо, хотя бы здесь ей свезло.

Василиса незаметно вздохнула, изгоняя вечную робость. Сегодня ей придется вести переговоры от имени брата. И без чьей-либо помощи. Хотела распоряжаться замужеством по своему усмотрению? Вот и получи все рычаги в свои руки. Да гляди, ничего не испорти!

Царевич направился прямо к ней, и за каждым шагом она следила, затаив дыхание, но внезапно приятную глазу картину заслонила чья-то фигура.

Позвольте пригласить вас на танец, - перед Василисой возник темноволосый царевич из восточных земель, кажется, из Чароита.

Она кивнула со сдержанной улыбкой. Пожалуй, это то, что нужно. Еще пару минут, чтобы подумать.

Конечно, такой роскоши ей никто не предоставил. Сначала Владимир из Чароита закидывал вопросами, потом ни с того ни с сего Царевич сердито прервал их танец и сразу кинулся в бой.

Зачем вы меня пригласили и где ваш брат? – слова он произносил спокойно, но лицо было хмурым.

Этот бал устроен для того, чтобы найти мне мужа, - сказала Василиса то, что он и так знал.

При чем здесь я? – недоверчиво поинтересовался Иван.

Когда вы получили приглашение, разве мои намерения не были открыты? Я хочу союза между нашими царствами.

Вы хотите? Ваши намерения? – с издевкой спросил Царевич.

Василиса ожидала подобного вопроса.

Кощей об этом не знает.

Если все пройдет гладко, то его отсутствие только облегчит задачу, но если Иван поймет, что Койград слаб, а его властителя нет в замке и в ближайшее время не будет, то Василисе несдобровать.

Царевич, кажется, не думал в таком ключе. Наверняка, ждал западни. На Василису косился с удивлением и недоверием. Но тогда зачем все же пришел?

Думал, вам известно, что невеста у меня есть, - в конце концов, ответил он.

Но у нее был ответ и на это.

Марьяны здесь нет. А вражду между нашими царствами давно пора закончить.

Глава 2. Радость или печаль?

Еще не открыв глаза, Марьяна почувствовала, что привязана. Грубая веревка слегка натерла запястья. Голова раскалывалась, да и все тело болело так, словно его кололи миллионами маленьких иголочек. При малейшем движении они пронзали кожу и проникали глубоко в мышцы.

Даже веки, когда она резко распахнула глаза, от острой боли захотелось снова закрыть. Но это бы лишь повторило ее страдания.

Марьяна чуть прищурилась, пытаясь понять, где находится. Она лежала на мягкой кровати, ноги оказались свободны, лишь руки были связаны между собой и той же веревкой примотаны к острому шпилю в изголовье.

Рядом никого не было, а изогнуться и посмотреть, что там дальше, ей мешала боль.

Хорошо, что вы очнулись. Я уже заволновался.

Что случилось? – скорее с интересом, нежели с сочувствием поинтересовался Выслав. – Не ожидал, что вас так развезет.

Какого черта вы делаете? – из-за проклятых иголок голос сорвался на писк, но Марьяна откашлялась и повторила вопрос.

Неужто не знаете?

Кажется, знает. Марьяна все же подняла голову и увидела сидящего на стуле веселого вещателя.

Дорогая невеста, вы что-то перепутали, - мужчина подошел и уселся на кровать. – Вопросы буду задавать я, а вы – отвечать. Сегодня, так и быть, отдыхайте. У меня есть незаконченные дела. А завтра, даже если вы не сможете идти, я отнесу вас к алтарю и мы станем супругами.

С чего вы взяли, что я соглашусь?

Боль, как будто, становилась глуше. Или она просто начинала привыкать.

Разве вам нечего терять? Точнее, некого.

Предсказатель мерзко засмеялся и потер ладошки. Жест плюгавого старичка, а не молодого крепкого мужчины.

Сколько вам лет? – не удержалась Марьяна.

В голову внезапно пришла мысль, что он намного старше, чем кажется внешне.