Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Термин люмпен. Чем отличается Люмпен от Маргинала

Термин люмпен. Чем отличается Люмпен от Маргинала

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Социальная структура, как и другие стороны жизни обще­ства, подвержена изменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходе цивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной жизни современного человечества также пестра и подвижна. Наиболее устойчива социальная струк­тура в существующих и поныне традиционных обществах. В них сохраняются социальные группы, связанные с общинным земле­пользованием, натуральным хозяйством, мелкотоварным произ­водством. В ряде случаев поддерживаются принципы религиоз­но-общинной и даже родоплеменной организации.

Высокой социальной динамикой отличаются общества, всту­пившие в эпоху индустриализации и модернизации. Там укреп­ляются группы, связанные с крупным промышленным произ­водством, растет городское население.

Значительные социальные сдвиги происходят в развитых странах Запада. Одной из тенденций является рост «нового» среднего класса. К нему относят большинство интеллигенции, управленцев среднего и низшего звена, высококвалифицирован­ных рабочих. Доходы этих слоев, в большинстве случаев рабо­тающих по найму, не ниже, чем у средней и мелкой буржуа­зии («старый» средний класс). Рост среднего класса уменьшает социальную дифференциацию, делает общество более устойчи­вым в политическом отношении.

В этой группе стран велика доля населения, работающего по найму. При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению численности промышленного рабочего класса. Меньше становится и самостоятельных крестьян (фермеров). Вместе с тем под влиянием научно-технической революции воз­растает значение высококвалифицированного умственного тру­да. Острой социальной проблемой по-прежнему остается безра­ботица.

Определенное регулирующее воздействие на социальные от­ношения стремится оказывать государственная власть. В ряде случаев государство поддерживает идеи социального равенства, а в крайних проявлениях - и уравнительности. Это относится, к примеру, к бывшим социалистическим странам, нынешней Кубе, Северной Корее.

В западных странах одной из главных забот государства является предотвращение социальных конфликтов. Многое де­лается для поддержки наиболее уязвимых в условиях конку­рентной экономики слоев населения - престарелых, инвалидов, многодетных семей.

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen - лох­мотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на «дно» об­щественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Увеличе­ние численности этой группы (люмпенизация населения) опас­но для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (лат. margina- Hs - находящийся на краю). К ним относят группы, занимаю­щие промежуточное положение между устойчивыми общностя­ми. Один из основных каналов маргинализации - массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, напри­мер, в конце 20-х - в 30-е годы в нашей стране. Развернувша­яся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским ук­ладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На дол­гое время они стали людьми с оборванными социальными свя­зями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным по­ложением, стремились к твердому, установленному государст­вом порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную ба­зу для антидемократического режима, заметно снижало революционное ожидание перемен.



Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же вре­мя нельзя не признать, что нередко именно эти слои населе­ния, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициа­торами.

1 Многие из нас, гуляя по красивым и нарядным улицам своих городов, не раз замечали людей, которые одеты в грязную одежду, от них несёт сильным перегаром, они издают нечленораздельные звуки, и могут спать на земле. Некоторые называют таких граждан Бичами, но на самом деле общее название подобных личностей "Люмпен". Что значит Люмпен ? Что значит Маргинал? Прежде чем вы продолжите, я хочу познакомить вас с несколькими познавательными публикациями на тему тюремного жаргона, например, кого называют Грачом , как понять слово Гнобить , кто такой Глиномес , что называют Гвоздём и т. п. Слово Люмпен было заимствовано из немецкого термина "Lumpen" и переводится, как лохмотья. Данное понятие придумал популярный у коммунистов деятель, Карл Маркс. Этим термином он обозначал людей из низших слоёв общества.
Спустя какое-то время Люмпенами стали называть все деклассированные элементы, такие, как уголовники, бродяги, нищие, бездомные , бичи и др.

Люмпен - это человек, перебивающийся не постоянными заработками, и не имеющий своей собственности


Когда используют термин "Люмпенизация общества ", то это означает увеличение процентного соотношения данных слоёв среди населения и повальное распространение люмпеновской психологии во время социального и экономического кризиса.

Что значит Маргинал?

Термин "Маргинал" произошёл от латинского слова "margo" и переводится, как "край" . Этим понятием обозначают людей, находящиеся, как бы между различными социальными группами, культурой, системой и испытывает их влияние, которое подчас сильно противоречит между собой.

Маргинал - это человек, отвергающий некоторые традиции и ценности той культуры, в которой она появляется, при этом создающие свою собственную систему ценностей и норм

Чем отличается Люмпен от Маргинала?

Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что Люмпены - это тот, кто утратил связь со своей социальной группой и самое главное, распрощался с работой. Тогда, как Маргинал - это человек, который болтается, "как г... в проруби ", ни туда ни сюда. От своей социальной группы он отдалился, но не собирается примыкать ни к какой другой. То есть он человек, потерявший свои "корни". Например, всю жизнь прожил в городе, но внезапно переехал в деревню, где для него всё незнакомо. По

Соц. Дифференциация это разделение общества на группы, занимающие разное положение. Свойственна любому обществу.

    Экономическая

    Политическая

    Профессиональная

Термин «стратификация » ведет свое происхождение от латинского слова stratum - слои, пласт. Наиболее универсальным является понятиестрата - соц.слой в критерии выделения положены доход, образование, профессия и т.д.

Страты представляют собой большие группы людей, отличающихся по своему положению в социальной структуре общества.

В социологии известны четыре основных типа социальной стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества, а последний тип - открытые.

Рабство . Различают две формы рабства: патриархальное, при котором раб обладает всеми правами младшего члена семьи (у евреев), и классическое (Рим Греция), при котором раб не имеет никаких прав и считается собственностью хозяина (говорящим орудием труда).

Кастой называют такую социальную группу (страту), членство в которой передается человеку только по рождению. Переход человека из одной касты в другую при жизни невозможен - для этого ему необходимо родиться еще раз.

а) брахманы - священнослужители;

б) кшатрии - воины;

в) вайшьи - купцы;

г) шудры - крестьяне, ремесленники, рабочие.

Особое положение занимают так называемые неприкасаемые, которые не входят ни в одну касту и занимают низшую позицию.

Сословия - группы людей с определенными правами, обязанностями и социальным статусом, предающимся по наследству. Из одного сословия в другое сложно, но можно перейти, что нельзя сказать о кастах. Привилегированные, полупривилегированные и непривилегированные.

Классы . В. И. Лениным: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают».

Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:

а) этническая структура (род, племя, народность, нация);

б) демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);

в) поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);

г) классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);

д) профессионально‑образовательная структура.

В самом общем виде в современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах второй уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность.

Все ученые сходятся во мнении, что основой стратификационной структуры общества является естественное и социальное неравенство людей. Однако в вопросе, что именно является критерием этого неравенства, их мнения расходятся. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс назвал таким критерием факт обладания человеком собственностью и уровень его доходов. М. Вебер добавил к ним социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям, к власти. Питирим Сорокин считал причиной стратификации неравномерность распределения прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он же утверждал, что социальное пространство имеет и множество иных критериев дифференциации: ее можно осуществлять по гражданству, роду занятий, национальности, религиозной принадлежности и т. д. Наконец, сторонники теории структурного функционализма в качестве критерия предлагали опираться на те социальные функции, которые выполняют те или иные социальные слои в обществе.

Исторически стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и т. д., возникает с зарож‑дение.м человеческого общества.

В процессе изменения социальной структуры современного российского общества можно выделить следующие тенденции:

1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) массовая нисходящая социальная мобильность;

3) массовая смена места жительства работниками умственного труда (так называемая «утечка мозгов»).

Распределительная теория(Смит, Гизо)

Собственник земли - рента

Владелец капитала - прибыль

Рабочий заработная плата

Социальная мобильность

Социальная мобильность -переход людей из одних общественных групп в другие.

Соц. Мобильность:

Горизонтальная (из одной группы в другую но на том же уровне)-учитель истории стал преподавателем литературы, переход на др. фабрику но на такую же должность, смена гражданства.

Вертикальная :

Восходящая – из более низшей в более высшую группу (из грязи в князи)

Нисходящая - из более высшей в более низшую (из президента в премьер-министры)

Причины, позволяющие человеку перемещаться из одной социальной группы в другую, называются факторами социальной мобильности.

    образование

    система общественного устройства: в открытом обществе в отличие от общества закрытого типа не существует формальных ограничений мобильности и почти отсутствуют неформальные. В закрытом же обществе мобильность ограничена и количественно, и качественно.

    изменения, происходящие в технологии общественного производства: они приводят к возникновению новых профессий, требующих высокой квалификации и значительной подготовки.

    воины и революции, приводящие, как правило, к смене элиты общества.

    различный уровень рождаемости в разных стратах - более низкий в верхних и более высокий в нижних создает известный «вакуум» сверху и способствует продвижению вверх выходцев из низов.

Соц. Лифты - институты способствующие перемещению человека из одной соц.группы в другую.

По мнению Сорокина 3 основных соц.лифта – это церковь, армия, школа (образование),собственность (часто в виде денег).

Люмпены и маргиналы

Люмпен (с нем.-лохмотья) – бомжи, бродяги ит.д.

Маргиналы - люди находящиеся между устойчивыми слоями общества и люмпенами (выходцы из сел, мигранты из др. страны, студенты приехавшие в др. город).

Семья

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования, членов семьи.

В зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства выделяют следующие типы семейных структур:

1) моногамное супружество и полигамию. Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия - брак одного супруга с несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния - брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия - брак одной женщины с несколькими мужчинами;

2) патрилинеальные и матрилинеальные семьи. В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества и социального положения ведется по отцу, а в матрилинеальных - по матери;

3) патриархальные и матриархальные семьи. В патриархальных семьях главой является отец в матриархальных - наивысшим авторитетом и вли яяием пользуется мать;

4) гомогенные и гетерогенные семьи. В гомоген ных семьях супруги являются выходцами из одной социальной страты, в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;

5) малодетные (1-2 ребенка), среднедетные (3-4 ребенка) и многодетные семьи (5 и более детей).

Партнерская семья (демократическая) - тип современной семьи, основанной на взаимопонимании супругов и добровольном распределении ролей в соответствии с возможностями и способностями каждого

Самыми распространенными в современных урбанизированных городах являются так называемые нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, т. е. из двух поколений.

Функции семьи:

    репродуктивная

    воспитательная

    хозяйственно‑экономическая

    рекреационная (снятие стрессовых ситуаций)

    поддержка членов семьи друг друга.

    социализациия детей.

    Как мы помним из школьной истории, термин люмпен-пролетариат ввел в обиход Маркс, обозначив таким образом его низшую прослойку. В переводе с немецкого слово обозначает «лохмотья».

    Постепенно смысловое содержание этого понятия расширилось, и люмпенами стали называть всех, кто опустился на «дно» общества: бродяг, преступников, попрошаек, проституток и разного рода иждивенцев.

    Обобщая известные определения, можно сказать, что слово люмпен теперь объединяет класс людей, лишенных личной собственности и перебивающихся случайными заработками, предпочитающих жить на те или иные социальные пособия.

    Народное творчество

    В современном языке, активно пополняемом молодежным слэнгом, это понятие еще больше расширилось. Теперь при произнесении слова люмпен, значение его может пониматься, по крайней мере, трояко:

    Человек из низов (бомж, алкоголик, наркоман);

    Человек вне общества (маргинал);

    Беспринципный человек, не соблюдающий нормы общественной морали (подонок).

    Таким образом, сейчас люмпеном могут назвать представителя любого класса общества, если его поступки подходят под одну из трех категорий. Вот, к примеру, фразы из масс-медиа: «растет и размножается люмпен-пипл», «да, я - люмпен-интеллигент» или «класс такой правящий есть в России - люмпен-бюрократия».

    Кто такие люмпены: корни жизненной философии

    Историки определили, что первые люмпены появились еще во времена античности, и породило этот класс В древнеримском обществе экономика строилась на использовании труда многочисленных рабов, и мелкие землевладельцы, не в силах конкурировать с большими хозяйствами, быстро разорялись. Это породило массовое переселение потерявших землю крестьян в город.

    Номинально они обладали всеми правами, как граждане римского государства: могли участвовать в выборах, имели на городских собраниях. Однако никакой собственности у них не было, и работы - тоже, что вынуждало их поддерживать свое существование за счет «продажи» своих голосов в поддержку богатых клиентов, или оказывать другие мелкие услуги.

    Римское правительство решило оказывать материальную помощь этим людям в виде увесистой меры зерна (примерно полтора кг в день), которую они получали по особым спискам.

    В одном только Риме люмпен-пролетариат к началу первого тысячелетия насчитывал около 300 тысяч. Он стал принимать активное участие во всех политических и военных потасовках. Не имея собственных конструктивных интересов, эти люди готовы были служить любому - лишь бы обеспечить себе пропитание и получение нехитрых удовольствий.

    Маргиналы - «пограничники» общества

    Ну а что можно сказать о маргиналах? В переводе с латыни, это означает «пограничный» и относится к человеку, который отмежевался от своей социальной группы, но не смог интегрироваться в какую-либо другую. Количество маргиналов значительно увеличивается, когда происходят слишком быстрые изменения в общественном порядке: реформы, революции и т.д.

    В России этот процесс начался с правления Александра II и продолжился усилиями Витте и Столыпина. К началу ХХ века наша страна уже имела значительную прослойку маргиналов самого разного толка.

    След в русской литературе

    Выделяются маргиналы и люмпены своей особенной психологией, достаточно ярко запечатленной в нашей классической литературе, например, у Максима Горького, описавшего, кто такие люмпены. В пьесе «На дне» он собрал представителей всех социальных прослоек: Барон - из дворянства, Актер - из людей искусства, Сатин - из технической интеллигенции, Бубнов - из мещан, Лука - из крестьян, а Клещ - из пролетариев.

    Но не всех маргиналов можно отнести к люмпенам. Достаточно быть не согласным с установками своего круга, оставаясь внешне на той же социальной ступеньке. Так, в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?», на самом деле, жить плохо всем - от священников до холуев.

    Если с этой позиции рассмотреть героев «Вишневого сада» Чехова, то все они подпадают под определение маргиналов: помещики, которых обстоятельства заставляют продавать землю; прислуга, с которой расстаются; лакей, до сих пор переживающий отмену крепостной зависимости; студент-недоучка, грезящий о революции.

    Горький составил психологический портрет представителя еще одного варианта маргинальности - человека, который бунтарски «выламывается» (писательское определение) из своего классового окружения, категорически не принимая его ценностей, и в то же время, продолжая с успехом выполнять свои профессиональные функции («Егор Булычев и другие»).

    Савва Морозов - маргинал из подполья

    История легендарного фабриканта Саввы Морозова вполне в духе горьковского Булычева: он, как положено, эксплуатировал собственных рабочих, а вырученные деньги тратил на поддержку революционно-анархистских группировок, то есть сам себе копал яму. Но при этом еще и меценатствовал.

    Подобная жизнь не могла не завершиться трагически - не выдержав внутреннего разлада, он, в конце концов, застрелился.

    Люмпены и маргиналы: отличия

    В толковых словарях отмечается, что люмпены и маргиналы - это общая характеристика людей, потерявших связь со своим социальным окружением, ставших изгоями в обществе. Но в чем же состоит их отличие?

    Уточним, кто такие люмпены. По определению, это люди, утратившие связь не только со своей социальной группой, но и потерявшие средства зарабатывания на жизнь, не имеющие источника дохода. Маргиналы же всегда с краю: от своих отбились, а к кому пристать - не нашли. При этом они могут иметь смешанные черты двух граничащих между собой субкультур.

    Другими словами, люмпены не имеют постоянной работы, а живут на случайные заработки, социальные пособия или преступают закон. Маргиналы - люди в пограничном состоянии, не адаптировавшиеся к изменившейся реальности.

    Выходит, что люмпены и маргиналы - это две отдельные группы современного общества. Маргинальность - это скорее, инакомыслие, присущее человеку, потерявшемуся в мире, не соответствующем его ожиданиям.

    Маргинал - не очень лестная характеристика. Назвать люмпеном, значит, оскорбить.

    Люмпен (нем. Lumpen - лохмотья) - деклассированные опустившиеся люди, босяки, нищие.
    Понятие «Люмпен» впервые ввел в разговорную речь основоположник коммунистического учения Карл Маркс: «Люмпен-пролетариат, этот пассивный продут гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней»

    (Карл Маркс, Фридрих Энгельс «Манифест коммунистической партии». Глава первая. «Буржуа и пролетарии»)

    «Люмпены - это люди, не желающие и не умеющие работать. Не имеющие ни собственности, ни этических норм, безответственные, не умеющие планировать даже свою судьбу» («Новая газета», № 131, 19 ноября 2012 года )

    Синонимы слова «люмпен»

    • Чернь
    • Плебс
    • Толпа
    • Стадо
    • Алкоголик
    • Бродяга
    • Босяк
    • Преступник
    • Нищий
    • Деклассированный элемент
    • Гопник

    Что такое люмпен?

    «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле. У портьеры, прислонившись к притолоке, стоял, заложив ногу за ногу, человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными кисточками раскиданных бровей начиналась густая головная щетка. Пиджак, прорванный под левой мышкой, был усеян соломой, полосатые брючки на правой коленке продраны, а на левой выпачканы лиловой краской. На шее у человека был повязан ядовито — небесного цвета галстук с фальшивой рубиновой булавкой. Цвет этого галстука был настолько бросок, что время от времени, закрывая утомленные глаза, Филипп Филиппович в полной тьме то на потолке, то на стене видел пылающий факел с голубым венцом. Открывая их, слеп вновь, так как с полу, разбрызгивая веера света, бросались в глаза лаковые штиблеты с белыми гетрами. Филипп Филиппович повертел головой и заговорил веско: «Спанье на полатях прекращается. Понятно? Что это за нахальство! Ведь вы мешаете. Там женщины». Лицо человека потемнело и губы оттопырились: «Ну, уж и женщины. Подумаешь. Барыни какие. Обыкновенная прислуга, а форсу как у комиссарши»…. Филипп Филиппович глянул строго: «Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я более не слышал ни одного ругательного слова в квартире! Не плевать! Вот плевательница. С писсуаром обращаться аккуратно. С Зиной все разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете. Смотрите! Кто ответил пациенту «пес его знает»!? Что вы, в самом деле, в кабаке, что ли?». «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, - вдруг плаксиво выговорил человек» (М. Булгаков «Собачье сердце» ).