Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Романы созданные во второй половине 20 века. Периодизация русской литературы второй половины XX века

Романы созданные во второй половине 20 века. Периодизация русской литературы второй половины XX века

Во второй половине 20 века в мире проходил довольно таки насыщенный литературно-исторический процесс, названный . Появились новые жанры (новый роман или антироман), новые течения (новый журнализм) и направления (нонфикшн). Параллельно западно-европейская цивилизация начала открывать для себя писателей других регионов, которые прежде не были известны (Гарсия Маркес). Во многих странах сложились предпосылки для того, чтобы стимулировать культурный обмен, поэтому национальные литературы, в свою очередь, получили новые пути для развития и существенно обогатились за счет мирового опыта (например, японская литература ). Так глобализация проявила себя в культуре.

Инвентаризация культуры породила множество синкретических явлений (). Поскольку открыть что-либо стало затруднительно, творцы смешивали коктейли из того, что уже есть. Модернизм существенно обогатил литературу новыми приемами и методами (поток сознания, натурализм, театр абсурда), нужно было остановиться и осмыслить их, применить, отточить до совершенства. Если угодно, вторая половина 20 века – это горизонтальная модель культуры , которая предусматривает рост вширь, а не вверх: изучаются и применяются открытия прошлого периода, множатся их воплощения, но ничего принципиально нового не происходит. Наиболее ярые новаторы экспериментируют со смешиванием и только.

К традиционной для литературы 20 века философии прибавился дзен-буддизм, быстро завоевавший себе популярность среди европейцев. Между двумя концепциями было много общего, поэтому они сплетались воедино и образовывали любопытный дуэт, как, например, в романе Кобо Абэ «Женщина в песках». Различия между ними лишь обострили эту смесь, приправили ее философской полемикой, которая воплотилась в конфликте героев Абэ Кобо.

Шоутизация культуры привела к тому, что элитарная литература стала чуждаться кинематографа, а массовая – наоборот. Например, Сэлинджер запретил экранизировать свою книгу, а Трумэн Капоте попробовал, . Зато Стивен Кинг издает готовые кино-сценарии и охотно продает права на экранизацию. Бытует мнение, что настоящую литературу невозможно передать в кино. Она стала сложнее, интеллектуальнее, тоньше. Теперь основная прелесть книги заключается не в сюжете, а в тех стилистических, жанровых и метафизических тонкостях, которые нельзя перенести на экран. Так литература защищается от кинематографа, который попробовал, было, ее вытеснять.

Традиционная художественная литература стала соединяться с другими сферами человеческой мысли, например, с журналистикой или наукой. , который заключается в беллетризации факта. Человек соскучился по понятному и реалистичному чтиву, он снова захотел читать о том, что действительно происходит в мире. Ему на встречу пришли люди, которые смогли из газетной вырезки сделать полноценный роман-расследование, где рассказывали о том, почему произошло, а не только где и когда. Бешеную популярность приобрел нонфикшн, в рамках которого о сложном говорили простыми словами. Книги Ричарда Докинза, например, расходятся миллионными тиражами.

Таким образом, в конце второй половины 20 века стало ясно, что наступила эпоха нехудожественной литературы , потому что читатели, в основе своей, проявляют интерес к продуктам диффузии жанров: роман-репортаж, тревилог, литература – исследование и т.д . Чисто художественная литература занимает не большой сегмент книжного рынка, так как ее активно экранизируют, и получается, что людям проще посмотреть и послушать (широко распространились аудиокниги), чем прочитать. Интеллектуальная литература тоже выходит за рамки художественной, иначе ей грозит потеря элитарности. Все чаще встречаются гибридные романы (роман-словарь Павича, например), которые берут не художественностью, а, скорее, ее отсутствием. Массовая литература становится китчевой и просто копирует уже известные классические образцы. Основные направления: детектив, фантастика, любовный роман, авантюрный роман.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Шалина Лиза Ахмедияровна
СОШ им. Б.Жаникешева
Бокейординский район

Литература второй половины ХХ века. Урок - исследование

Цель урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с проблемами современной литературы, с творческой деятельностью некоторых представителей.
Развивающие:
- познакомитьс новыми понятиями: деревенская проза, городская проза, тихая поэзия,громкая эстрадная поэзия;
- развивать интерес к русской литературе.
Воспитательные:воспитать вечные гуманистические ценности: альтруизм, верность другу, мужество.
Ход урока:

1.Орг.момент
2.Проверка домашнего задания:

1) чтение стихов Твардовского наизусть
2) выборочное чтение сочинений о судьбе Твардовского

3. Новая тема. Слово учителя. Литература 2-ой половины ХХ века, то есть послевоенная литература, развивалась в условиях прежней идиологии.Закончилась война, шли востановительные работы, заново отстраивались города, села, фабрики, заводы. Писателям,поэтам было о чем писать. Появились целый ряд новых течений в советской литературе: «военная проза», «городская проза», «тихая лирика», «громкая эстрадная музыка» и т.д. (обьясняется изаписывается на доске определения литературных течений) Постоянные политические преследования, сдерживание и повсеместный контроль, регулярная опека и чье-то целенаправленное руководство все это не позволяло писателям свободно выражать свое мнение и художественно показывать исторические события и действительность русской жизни.Выслали Солженицина, уехал Бродский, умер Шукшин, лишили гражданства Аксенова, умер Владимир Высоцкий.

В развитии её можно выделить четыре основные периода
Первый этап: 1956 - 1964, назвали «оттепелью».
Второй: 1965 - 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.
Третий: 1986 - 1991, «гласность».
Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX - начала XXI веков.
Иследовательские работы учащихся (опережающее задание):

1 группа. Проза второй половины ХХ века (обзор)
1 ученик: В.Шукшин
2 ученик: Солженицын

Слово учителя: Кто были мы,
шестидесятники?
На гребне вала пенного
в двадцатом веке,
как десантники
из двадцать первого.
И мы
без лестниц и без робости
на штурм отчаянно полезли,
вернув
отобранный при обыске
хрустальный башмачок поэзии.
Е.Евтушенко «Шестидесятники»

2 группа. Поэзия(обзор)
Середина - конец 20 века стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением новых блестящих поэтов интерес к стихам многократно возрастает, появляются многочисленные вечера поэзии, которые проводили в залах Лужников, Политехнического музея в Москве, театральных и концертных залах Ленинграда и в других городах страны. Такие вечера всегда собирали многочисленную аудиторию слушателей. Выходили новые сборники стихов, которые буквально сметались с прилавков магазинов. В журналах и альманахах увеличивалась площадь, которую отдавали под стихи. В это же время был основан и в течение ряда лет выходил альманах «День поэзии», который пользовался огромной популярностью.

Поэзия 1960-х годов отходила от идеологических штампов, обретала спорность, совершала художественные открытия. В это время главным в поэзии было утверждение ценности человека, его неповторимой личности, человеческого достоинства.

В это время вновь проявляют себя поэты, известные в 20-30 годы (Светлов М, Асеев Н, Мартынов А. и другие). Но главная роль в поэтическом бунте этого времени, конечно же, принадлежала молодым. Современники выделяли в поэзии того времени две ветви. Одни поэты, продолжая традиции Маяковского, стали выступать на эстраде (Р.Рождественский, Б.Ахмадуллина, Евг.Евтушенко, А. Вознесенский и др.). Вторая ветвь, наследуя традиции философской и пейзажной лирики, исповедовала «тихую» поэзию (Рубцов, Соколов, Смеляков и др).

В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни - Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др. Возрождается и авангардистская поэзия, хотя печатается очень мало.

Рассмотрим некоторых представителей поэзии того времени.

1 ученик: К громкой эстрадной поэзии можно отнести Вознесенского,Евтушенко, Рождественского. А. Вознесенский - поэт второй половины 20 века. Это ясно и из его стихов: Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским. «Я в Шушенском» и «Когда написал я Вяземскому» - такое перемещение во времени и пространстве характерно, да и возможно, только нашему современнику. Вознесенский - поэт острой и напряженной мысли. Его знание архитектуры и живописи способствовало интересу поэта к форме стихотворения. Отсюда - стройный ряд, точность эпитетов и других тропов, музыкальность звукописи:

Прославленная тень!
О чем кричит надсадно
Пластинка - как мишень,
Пробитая в «десятку»?

Поэт переживает за человека, ненавидит подлость, пошлость, мещанство. Но он не только негодует, он также провозглашает и утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Самым важным в жизни Вознесенский считает свою Родину: «Россия, любимая, с этим не шутят. Все боли твои - меня болью пронзили». Вознесенский - поэт современности, он пишет о том, что происходит сейчас на земле. Вознесенский - автор поэтических сборников «Треуголная груша», «Антимиры», «Тень звука», «Дубовый щит виолончельный», «Витражных дел мастер», «Ров».

2 ученик Творчество Е. А. Евтушенко
Первые стихотворения талантливого поэта, нашего современника Е. А. Евтушенко были написаны, когда автору исполнилось пять лет. Следует отметить, что уже в столь раннем творчестве нашла свое отражение гражданская позиция Евтушенко.
Автор не боялся заявлять о своей оппозиционной направленности в своих замечательных стихотворениях. В стихах Евтушенко воспевает свободного человека, который стремится к разрушению всех препятствий, сковывающих его…

3 ученик Все творчество Р.Рождественского проникнуто гражданским пафосом. Он часто обращается к форме монологов, адресованных современникам и потомкам. Поэма «Реквием» посвящена памяти наших отцов и братьев, памяти вечно молодых солдат и офицеров, павших на фронтах ВОВ... (читает наизусть отрывок)

4 ученик Представителем «тихой» поэзий является Рубцов, Соколов, Смеляков и др.Стихотворения Н. Рубцова впитали в себя литературные манеры предшественников поэта. Автору удалось взять лучшие литературные традиции выдающихся литераторов, профессионально и гармонично соединить их в своих произведениях. Стихотворениям Рубцова присуще художественное виденье Маяковского, лирика Тютчева, фольклорные образы поэтики Есенина.

5 ученик В 1950-е годы возник и затем приобрел широкую популярность жанр авторской песни - Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и др. Поэтическое творчество Высоцкого отличается жанровым многообразием и тематической разноплановостью. На пути к своему читателю творчество Высоцкого встречало немало преград. Только после смерти поэта в печати стали появляться публикации его стихов, а также отдельные книги: «Кони привередливые», «Четыре четверти пути», «Поэзия и проза». Необычайная искренность, жизненная достоверность художественного материала проявлялись в стихотворениях любой тематики. Так, например, услышав песни Высоцкого о войне, с которых он обычно начинал свои концерты, многие фронтовики в своих письмах спрашивали, на каком фронте он воевал. Сам же поэт по возрасту был гораздо моложе своего умудренного житейским опытом лирического героя. Многие из этих произведений современны и сейчас, т.к. они не только рассказывают о войне, но и воспевают вечные гуманистические ценности: альтруизм, верность другу, мужество. Жизнь Высоцкого была такой же прямолинейной, как и его песни (звучит «Я не люблю)

1. Бертольд Брехт «Жизнь Галилея»

2. Альбер Камю «Чума»

3. Эрнест Миллер Хемингуэй «Старик и море»

4. Габриэль Гарсиа Маркес «Очень старый человек с большими крыльями»

5. Милорад Павич «Дамаскин»

План лекции

1. Исторический фон эпохи между двумя мировыми войнами и после Второй мировой войны.

2. Изменения мировоззрения и жизненных ориентиров человечества.

3. Художественно-литературный резонанс на судьбоносные события в истории человечества:

а) литература «потерянного поколения»;

б) место и роль антиутопии в мировом литературном процессе;

в) резонанс событий Второй мировой войны в литературе; экзистенциализм;

г) двухполюсный характер развития мировой литературы после Второй мировой войны; литература «соцреализма»;

д) литература «третьего мира», её специфика и место в мировом культурном процессе;

е) латиноамериканская литература, её определяющая роль в обновлении искусства слова.

4. Жанровое разнообразие литературы второй половины XX века.

Период 20-40-х годов XX века нередко называют периодом «между двумя мировыми войнами».

Литература этого периода характеризовалась изображением разрушительных последствий Первой мировой и предчувствием Второй мировой войны, разоблачением антигуманной сущности тоталитарных режимов, воспроизведением состояния утраты культурным сознанием устоявшихся ориентиров.

Литература 20-40-х годов XX столетия
Литература «потерянного поколения» Художники-новаторы в национальных литературах Антиутопия
Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен», «Три товарища» Э. М. Хемингуэй «Фиеста» («И всходит солнце»), «Прощай, оружие», «По ком звонит колокол» Р. Олдингтон «Смерть героя» Герман Гессе, Томас Манн, Уильям Фолкнер, Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Бертольд Брехт Е. Замятин «Мы» О. Хаксли «Прекрасный новый мир» К. Чапек «Война с саламандрами» Дж. Оруэлл «Скотный двор» («Ферма животных»), «1984»
Воспроизведено мировоззрение поколения, юность которого была покалечена войной, а годы зрелости совпали с послевоенным временем экономической депрессии и политического хаоса. Эти писатели на собственном жизненном опыте познали окопную действительность и ужасные последствия Первой мировой войны для духовного развития человечества «Негативная утопия», «утопия наизнанку» – изображение (обычно в прозе) опасных, губительных, непредсказуемых последствий, связанных с развитием общества согласно определенным социальным идеалам
Главная проблема – это проблема потери и поиска духовных ценностей, смысла жизни


Духовным основанием послевоенной литературы стал мировоззренческий кризис, вызванный Второй мировой войной. То, что произошло за колючей проволокой концлагерей и на поле боя, нанесло смертельный удар гуманистическим принципам всей западной культуры. Человек перестал быть «венцом творения Вселенной, мерилом всех вещей», «сверхчеловеком». В кровавом хаосе двух мировых войн были разрушены и поставлены под сомнение вера в безграничные возможности человека, в Разум, Красоту, Справедливость, Науку, Прогресс, наконец, в Гуманизм в целом, на котором держалась вся система ценностей западной цивилизации. К сожалению, разрушительные последствия Второй мировой войны не сделали человечество добрее и милосерднее. Испытания на людях Японии атомного оружия и «холодная война» между капиталистическим Западом и социалистическим Востоком показали, что человечество не осознало масштабов недавней катастрофы.

В 50-е годы XX века олицетворением растерзанного войной человечества стал изуродованный юноша из рассказа Генриха Бёлля «Путник, когда ты придёшь в Спа...».

Главная задача литературы после Второй мировой войны : изображение моральной способности личности не искажаться под давлением враждебных обстоятельств, не отрекаться от собственного достоинства и совести.

Проза 50-70-х годов отмечена тяготением к притчевости . Эта тенденция отражала присущий послевоенной культуре поиск выхода из тупика, в который завела человечество «эпоха мировых войн и революций».

Яркой иллюстрацией к литературной ситуации послевоенного периода является утверждение американского писателя Уильяма Фолкнера, прозвучавшее в его торжественной речи в честь получения Нобелевской премии в 1950 году. «Я отвергаю мысль о гибели человека. Я верю, что человек не просто выстоит, он победит. Он бессмертен не потому, что никогда не иссякнет человеческий голос, а потому, что по своему характеру, по своей душе человек способен к сочувствию, жертве, незыблемости. Обязанность писателя и поэта – писать об этом, помогая человеку выстоять, укрепляя человеческие сердца, напоминая о мужестве, чести, надежде, гордости, сочувствии, жалости, самоотверженности – о том, что образует вечную славу человечества».

Вторая мировая война расколола мир на два полюса, на два «лагеря» : социалистический, возглавляемый СССР, и капиталистический, лидером которого стали США. Такая политическая, экономическая и культурная «двухполюсность» не могла не отразиться на течении культурного и литературного процессов.

В СССР и странах социалистической ориентации активно насаждался метод социалистического реализма , который считался вершинным достижением «передового» литературного развития и магистральным руслом литературы. В советском пространстве царил от 30-х до конца 80-х годов XX века. Официальное советское литературоведение видело в нём «эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и создание социалистического общества». «Эстетический канон» соцреализма охватывал:

Тенденциозное изображение мира «в мире идеалов социализма»;

Установку на «истинное» отражение действительности, что камуфлировало тоталитарный режим под единственно прогрессивную модель общества, строящего коммунистический рай на земле;

Обусловленную идеологическим догматизмом ориентацию на «партийность», «классовость», «народность», «исторический оптимизм» и т. п.;

Нормативность конфликта строилась на концепции борьбы «за светлое будущее» положительного героя – представителя народных масс, носителя «высоких моральных качеств» и предводителя «политики партии», на сюжетной развязке, которая должна утверждать веру в победу коммунистических идеалов, на пафосе «героической романтики», тематике, впитавшей в себя идеологические мифы о «счастливом детстве», «радостном строительстве нового общества», «сопротивлении внешним и внутренним врагам» и др.

Художники, которые не укладывались своим творчеством в социалистический канон, подвергались цензурным преследованиям, нападкам официальной литературной критики, политическим репрессиям.

В современном учебнике «Теории литературы» (Галич А. и др., 2001 г.) говорится: «Социалистический реализм является тяжёлым, драматическим уроком: уроком тоталитарного управления искусством, жестокого идеологического вмешательства в него, уроком вульгаризации литературы и литературоведения, догматизации единой эстетической системы, её окостенения и гибели, создания «железного занавеса» между различными художественными системами. Необходимо навсегда осознать пагубность подобного диктата и произвола по отношению к литературе...».

В противовес официальной литературе соцреализма в СССР не переставали появляться действительно первосортные произведения в смысле их соответствия лучшим традициям и новациям мировой художественной литературы. Имена Александра Солженицына, Варлаама Шаламова, Владимира Дудинцева, Евгения Евтушенко, Василия Шукшина, Владимира Тендрякова, Юрия Бондарева, Беллы Ахмадулиной, Иосифа Бродского, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Визбора звучали в интеллигентных кругах, их произведения переписывались, выдавались «самиздатом» и изнутри готовили развал тоталитарной системы и партократического правления после развенчания культа Сталина. Утверждая духовные ценности общечеловеческого значения и ценность каждой личности, «шестидесятники» и «семидесятники» медленно помогали формировать основы процесса реформирования общества в СССР, который увенчался распадом советской империи в 80-е годы XX в.

На Западе в противовес «просоветскому полюсу» изобиловало разнообразие векторов культурно-литературного развития, проявившегося в новациях литературы экзистенциализма , «театра абсурда» , постепенного перерастания модернизма в постмодернизм , где знаковыми явлениями стали «магический реализм» латиноамериканских литератур , прорыв к мировому читателю лучших образцов японской литературы .

Начало второй половины XX в. ознаменовано осмыслением горького опыта мировых войн, в основном Второй мировой войны и движения Сопротивления фашизму. Национальные литературы реагировали на это по-своему: в Германии таким осмыслением занималась литература расчёта с прошлым . Эту тематику разрабатывали Генрих Бёлль, Бертольд Брехт .

Размышления о смысле жизни человека и ценностях мира в ситуации, когда все традиционные фундаментальные идеалы западной цивилизации – гуманизм, вера в человека как «венец творения», его разум, в научно-технический и общественный прогресс – были если не разрушены, то поставлены под сомнение, вызвали к жизни такое явление, как философия экзистенциализма .

Экзистенциальный (от лат. existenetia – существование) – тот, который касается главных внеисторических и вневременных, т. е. вечных вопросов бытия личности. Литература экзистенциализма стала течением, приобрела выразительное развитие в 30-60-е годы XX века. Её представители – Альбер Камю, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар – выступали одновременно и как писатели, и как философы.

Экзистенциалистские настроения были широко распространены в различных национальных литературах: М. де Унамуно (Испания), Д. Буцатти (Италия), Н. Майлер, Дж. Болдуин (США), У. Голдинг, Дж. Фаулз, А. Мёрдок (Великобритания), Т. Носсак, А. Деблин (Германия), А. Жид, А. Мальро, Ж. Ануй, Б. Виан (Франция).

В художественных произведениях экзистенциалисты стремятся постичь истинные причины трагической неустроенности человеческой жизни. Более подробно об этом пойдёт речь при изучении романа А. Камю «Чума».

Полна философского подтекста проза двух лауреатов Нобелевской премии, представителей литературы США – Уильяма Фолкнера и Эрнеста Хемингуэя.

«Карибским чудом» стал выход на авансцену мировой литературы 50-60-х годов романа и поэзии Латинской Америки . Самые яркие представители – Г. Г. Маркес (Колумбия), М. Астуриас (Гватемала), А. Карпентьер (Куба), К. Фуэнтес (Мексика), X. Кортасар (Аргентина), М. Варгас Льоса (Перу), Х. Л. Борхес (Аргентина) и др.

Удивительный мир «магического реализма» предстал перед мировым читателем со страниц романов латиноамериканских писателей-новаторов, среди которых целая плеяда лауреатов Нобелевской премии.

Резонансными во второй половине XX века стали такие произведения, как роман Уильяма Джеральда Голдинга «Повелитель мух» , открывший читателям феномен «невидимой тьмы» человеческой души. Безоговорочному рационализму и человеческой самовлюбленности писатель противопоставил идею необходимости совершенствования как отдельного человека, так и человечества вообще.

«Мы, – отмечал Голдинг в лекции с красноречивым названием «Утопии и антиутопии», – должны создать homo moralis, человеческое существо, которое не может убивать себе подобных и эксплуатировать или грабить их». Проблематика романов Голдинга перекликалась с духовными поисками писателей-экзистенциалистов. Отражением этих идей были и такие неоавангардистские явления, как «театр абсурда», где ключевое слово – абсурд – воспринимается как непосредственная точка соприкосновения с философскими произведениями А. Камю.

«Новороманисты» объявили традиционный роман «рутинным явлением в современном искусстве» и прибегли к творческому эксперименту, истинную сущность индивида они искали в спонтанном потоке ассоциаций и незначительных движениях душевной жизни. «Новому роману» присущи отказ от традиционного сюжета, удивительная аморфность (расплывчатость, бесформенность) персонажей, разорванные связи между героями. Такие литературные течения разоблачали процесс «выветривания» духовности в личности, готовой ради комфортного выживания пожертвовать собственной душой и пользоваться набором клише, производимым общественной идеологией. Пристальное внимание художников к этому процессу было обусловлено тем, что он казался им угрожающим симптомом превращения западной цивилизации в царство бездушных вещей. Классическим произведением «нового романа» является «Золотые плоды» Натали Саррот.

В 50-е годы в английской литературе появились «сердитые молодые люди» (названы так благодаря книге Л. А. Пола «Сердитый молодой человек» (1951)). Главной темой этой группы писателей было разочарование в ценностях западной цивилизации молодым человеком, принадлежавшим к послевоенному поколению. Герой этой литературы стал олицетворением недоверия нового поколения к предыдущему поколению, которое допустило Вторую мировую войну, концлагеря, ядерное оружие и начало «холодной войны».

«Разбитое поколение» («битники» – название происходит от англ. «Beat generation») –американская группа литераторов, вышла на арену также в 50-е годы. Движение битников выходило далеко за пределы литературы. Это была мощная социокультурная тенденция, её главным пафосом был вызов нормам обывательской жизни. «Эталонным» имиджем «битника» был длинноволосый парень, одетый подчёркнуто небрежно, что демонстрировало пренебрежение к общественным условностям. Они отказались от традиционного сюжета в пользу воспроизведения спонтанных, неупорядоченных чувств, состояния мира. По мнению литературоведа А. Зверева, их произведения были проникнуты «духом исповедальности».

Авторы, творившие в лоне «театра абсурда», «нового романа», литературы «сердитых молодых людей» и «разбитого поколения», отражали мировоззренческий кризис , охвативший западную культуру в послевоенное десятилетие. Этот кризис был вызван не только чувством ужаса, вызванным трагическими последствиями Второй мировой войны, но и духовным состоянием общества, которое очень быстро стало забывать моральные уроки и избрало курс на удовлетворение прагматических потребительских нужд. Наблюдая признаки самодовольства и пренебрежения духовными приоритетами, молодое поколение литераторов, которому остались в наследство нерешённые проблемы предшествующей генерации, било тревогу.

Знаковым произведением литературы 50-х годов стал роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (1951) .

Роман Сэлинджера является художественным отражением настроений эпохи. В 50-х годах XX века социологами были зафиксированы изменения в американском обществе, и это воплотилось в произведениях Ризмана и Сэлинджера, их главными чертами стали:

Достоверное восприятие и воспроизведение настроений эпохи;

Точная передача особенностей психологии человека (в произведении Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» – психологии подростка).

Традиционно американец всегда рассчитывал только на себя, тип литературного героя – это крепкий индивидуалист, способный создать финансовую империю («Финансист», «Титан», «Стоик» Теодора Драйзера).

В 80-е годы приходит индивид безликий, духовно пассивный, не способный утверждать себя по традиционным американским меркам и подходам.

Одинокую, неуверенную в себе личность и анализирует Сэлинджер в произведении «Над пропастью во ржи».

Для этой личности характерно внешнее восприятие того, что его окружает (внешний конформизм), но внутренне она неуравновешенна. Персонаж – из толпы одиночек, которые ежесекундно подвергаются всевозможным страхам (от страха темноты до ужаса ожидания атомной войны).

После Второй мировой войны американское общество потеряло судьбоносную цель. Фашизм побеждён. А что дальше? Наступает период колебаний и противоречий.

Как автору удаётся продемонстрировать настроения эпохи? Конечно, через художественную модель мира, построенную им в произведении, и через исследование внутреннего мира, в первую очередь, главного героя Холдена Колфилда (автор даёт своему герою возможность исповедаться – любимая художественная форма Сэлинджера). Этот 16-летний подросток внешне выглядит вполне благополучно. Но: его отец, талантливый адвокат, заботится о славе и деньгах; мальчик учится в школе закрытого типа, родители занимаются им, но не близки ему духовно, нет ощущения семейного единства, они якобы все рядом, но не вместе. Мотив обособленности сразу чувствуется и в подтексте и становится доминантой произведения.

Мальчик несчастен по всем общим признакам, характерным для общества. Более того, его личный груз усугубляется ещё и особенностями подростковой психологии.

Герой, как и общество, находится в промежуточном состоянии (художественные оппозиции):

уже не ребенок – но ещё и не взрослый;

зависит от родителей и школы – стремится вести себя как взрослый;

убегает – но бродит недалеко от дома;

он не бездомный – но возвращаться домой не желает.

Он уходит из школы (на четыре дня!). Это протест! Но его бегство – это бегство в никуда, и поэтому всё возвращается «на круги своя».

Голден – это плоть от плоти существующего мира, он бунтует против того, что его окружает. Символом его протеста является красная охотничья шапка, её по-детски он надевает задом наперед.

Почему он бежит из школы? Ведь это одно из самых престижных учебных заведений (школа основана еще в 1888 году, её главный лозунг – «воспитать смелых и благородных юношей»).

Герой считает, что этот лозунг не соответствует действительности, поскольку выпускники – самовлюбленные эгоисты, учителя – лжецы. Жизнь – «игра с равными для всех возможностями», так считают учителя, и эту идею предлагают на каждом шагу. Голден так не считает, он видит, как в школьной спортивной команде, так и в жизни очень много мазил-неудачников. Фальшивым является и дух коллективизма, который не формируется, а насаждается извне. Фальшь – это и мир кино, с которым связан старший брат Колфилда.

Голден приходит к выводу, что в обществе нет цели, ради которой стоит жить. Он осуждает фальшь, стремится найти хотя бы хоть что-то положительное.

Единственная его мечта – стоять над пропастью во ржи и ловить детей, спасая их. Это довольно странный протест, даже бунт, но это бунт подростка.

Ценность находки Дж. Сэлинджера как раз и скрывается в изображении подростковой психологии. Автор точно воспроизводит противоречивость и уязвимость подростков, а вместе с тем их равнодушие, жестокость, холодный максимализм.

У героя есть все основания для бунта, но то, что этим он глубоко ранит окружающих, его не интересует. Голден всех ставит в сложную социальную позицию – он плюёт на чувства других людей.

Как оценить такое поведение героя? Он одновременно и прав, и не прав.

Возникает текстовая оппозиция «Я» (сам далеко не безгрешный, не желающий учитывать законы и мораль) – «Другой» (родители, учителя, люди, которые к нему не безразличны). Характер отношений между этими двумя оппозиции для героя непонятен.

Поисками истинных ценностей бытия пропитана была не только литература, отражавшая современную действительность, но и произведения фантастического будущего . Писатели-фантасты 50-70-х годов XX века Рэй Брэдбери, Айзек Азимов, Станислав Лем, Клиффорд Саймак, Роберт Шекли и другие на новом уровне разрабатывали сюжеты космических путешествий, встреч с инопланетными цивилизациями, мировых катастроф.

Опираясь на опыт Герберта Уэллса и создателей антиутопии , они изображали негативные перспективы цивилизации, которая пошла путём безоговорочного увлечения научно-техническими ценностями. В фантастике значительно усилилось философское начало. Особое внимание уделялось проблеме роста моральной ответственности в условиях научно-технического прогресса.

Символом времени стало и то, что в 50-70-е годы XX века на авансцену мирового литературного процесса вышла японская литература , в которой органично сочетаются достижения европейского и американского модернизма с тенденцией к сохранению многовековой национальной традиции. В послевоенные годы в центре внимания японских писателей были трагические последствия Второй мировой войны, стремление индивида убежать от социума, от давления общественных стереотипов мышления и общепринятых норм поведения. Знаковыми писателями стали Кобо Абэ, Ясунари Кавабата, Кэндзабуро Оэ, Харуки Мураками. Их произведениями увлекаются миллионы читателей во всем мире.

Постепенно всемирный литературный процесс в XX веке, находясь в постоянном поиске всё новых оптимальных форм художественного воспроизведения мира и образа человека, перешёл из области модернистского искусства в плоскость постмодернизма .

Остаётся ещё один важный аспект осознания специфики развития литературы от 30-х годов до конца XX века – это понимание жанрового новаторства и богатства .

Жанровое своеобразие мировой литературы второй половины ХХ века

Парабола (греч. parabole – приближение, сравнение, сопоставление) – небольшой рассказ аллегорического характера, имеет поучительный смысл и особую форму повествования, которая движется по параболе (кривой): начинается с главной темы, а затем снова возвращается к началу. Классический образец параболического текста – «Притча о блудном сыне» в Новом Завете.

Парабола – жанровая разновидность прозы и драмы в литературе XX века, приближённая к притче. Иногда параболу называют «символической притчей».

Интересным является осмысление жанра антиутопии через модель «всеобщего счастья» в романе Евгения Замятина «Мы» или через гротескно-сатирическую модель сталинского тоталитаризма в романе Джорджа Оруэлла «Скотный двор» («Ферма животных») .

Джордж Оруэлл (настоящее имя Эрик Блэйр) – английский писатель, автор всемирно известных романов-антиутопий «1984» и «Скотный двор». Его произведения коснулись исключительно чувственной грани общественного сознания. Уже подростком он изучал книги Уильяма Морриса и других социалистических мыслителей, увлечённо читал Оскара Уайльда, преклонялся перед Джонатаном Свифтом, а бунтарские настроения английского лицемерия и ханжества укреплялись в Оруэлле год от года.

Как писатель Оруэлл соглашался с критиками, что ему недостаёт истинного художественного воображения и стиль его слишком небрежен. О себе он говорил как об «опытном памфлетисте», не более. Но памфлетистом называл себя и Свифт, его литературный кумир.

Однако творческая генеалогия Оруэлла на этом не завершилась. Для того, чтобы создать повесть-притчу «Скотный двор» (1945), нужен был социальный и духовный опыт, который заставил бы очень серьёзно задуматься над тем, что Оруэлл в молодости считал бесспорным.

Повесть «Ферма животных», наиболее насыщенная отголосками советской действительности межвоенных десятилетий, вовсе не исчерпывается парафразом её хроники. Она лишь дала Оруэллу материал, но проблематика оказалась не столь однозначно конкретной. Ведь и само понятие тоталитаризма для Оруэлла не было лишь синонимом сталинизма. Скорее всего, здесь он видел явление, способное прорасти в любых обстоятельствах, совсем не специфических для России, как, приняв другую зловещую форму, проросло оно в гитлеровской Германии, в Испании, раздавленной франкизмом, или в латиноамериканских банановых республиках под властью «патриархов» подобно описанному Габриэлем Гарсиа Маркесом. В «Скотном дворе» модель диктатуры, возникающей на развалинах преданной и проданной революции, объективно важнее любых узнаваемых параллелей. За годы, прошедшие со времени выхода «Скотного двора», эту модель неоднократно можно было наблюдать в действии под разными небесами. И всё повторялось почти без вариаций.

Повторялись первичный общий подъём и ожидания больших перемен, на смену которым медленно приходило ощущение большой лжи. Повторялась борьба за власть, когда звонкие слова таили в себе только игру далеко не бескорыстных амбиций, а решающими аргументами становились кулак и карательный аппарат. Повторялась механика вождизма, что преподносила на вершину власти всё новых и новых калифов в час. И у их сторонников-демагогов оказалась многочисленная армия потомков. И прекрасные заповеди бесконечно корректировали, пока не превращали их в пародию над смыслом. И наоборот, все так же скандировали слова-фетиши, не желая замечать, что осталась лишь шелуха от тех призывов, которые когда-то были способны вдохновлять на подвиги.

Пророчество? Сам Оруэлл такой цели перед собой не ставил. И не возражал, когда его произведения называли «однодневками», не лишёнными, однако, юмора. Теперь подобная слепота критиков кажется дикостью. Но, вероятно, нужно было достаточно много времени, чтобы понять и оценить истинную природу повествования Оруэлла.

Основные направления развития мировой литературы (с 30-х гг. до конца ХХ века)
Западная литература Литература СССР и постсоветских стран Литература пост-модернизма Литература «третьего мира»
Литература экзистенциализма (А. Камю, Ж.-П. Сартр) «Театр абсурда» (Ф. Дюрретматт, С. Беккет, М. Фриш, Э. Ионеско) Литература социалистического реализма (А. Фадеев, К. Федин, М. Горький) У. Эко, К. Рансмайр, М. Павич, Д. Фаулз, П. Зюскинд, М. Кундера, В. Ерофеев, А. Битов, В. Пелевин, Дж. Апдайк Латиноамериканская литература («магический реализм») (Х. Л. Борхес, Г. Г. Маркес, П. Неруда, Х. Кортасар)
Литература расчёта с прошлым (Г. Бёлль, Б. Брехт) Литература «сердитых молодых людей» (Дж. Осборн, Дж. Уэйн)
Литература «нового романа» (А. Роб-Грийе, Н. Саррот, К. Мориан) Фантастическая литература (Р. Бредбери, С. Лем, А. Азимов, Р. Шекли, К. Саймак) Литература, составлявшая оппозицию официальной (А. Солженицын, И. Бродский, Е. Евтушенко, В. Шаламов, В. Шушкин, Б. Окуджава, В. Высоцкий) Японская литература (К. Абе, Я. Кавабата, Ж. Мураками, Ое Кендзабуро)
Литература «разбитого поколения» («битников») (Д. Дж. Керуак, А. Гинзберг, Л. Фермингетти) Гуманистическая литература (Э. Хемингуэй, У. Фолкнер, М. Шолохов)

Домашнее задание:

1. Выучить лекцию

2. Б. Брехт «Жизнь Галилея»: а) биография автора, б) аннотация пьесы, в) сравнительная характеристика исторического Галилея и персонажа пьесы.

Вниманию читателей представлены лучшие книги 20 века, рейтинг которых расположился ниже. В него вошли произведения второй половины прошлого столетия - период, ознаменованный в литературе, как постмодернистский.

Лучшие книги 20 века открывает роман «Над пропастью во ржи» (1951), написанный американским писателем Джеромом Сэлинджером. Главный персонаж произведения - шестнадцатилетний юноша по имени Холд. Читателю предстоит наблюдать за внутренним миром молодого человека, который отказывается принимать устоявшиеся каноны и мораль современного ему общества. У него на всё есть личное мнение, с которым он и предпочитает считаться. Творение Сэлинджера тесно переплетается с его биографией. Роман был переведен на все языки и снискал себе мировую славу, оказав огромное влияние на культуру 20 столетия. В США произведение неоднократно подвергалось критике из-за наличия нецензурных выражений. Книга вызывала либо восхищение, либо оставляла негативное впечатление среди литературных критиков, но равнодушных к труду американского писателя не нашлось.

В топ лучших книг 20 века входит научно-фантастический роман-антиутопия «451 градус по Фаренгейту» (1953), который принадлежит одному из самых популярных американских писателей Рэю Брэдбери. Название произведения как нельзя лучше отражает его суть. Именно при такой температуре способна воспламеняться бумага. Писатель описывает будущее планеты, где существует общество потребителей, которое не способно думать и чувствовать по-настоящему. Люди давно перестали читать, вместо этого они сутками смотрят интерактивное телевидение. Все книги, заставляющие мыслить, обязательно должны быть сожжены, читать их строго воспрещается. Люди, преступившие этот закон, преследуются правоохранительными органами. Власти порабощают людей, делая из них марионеток, которыми очень удобно управлять. Истинные ценности человеку подменяют материальными, а чувства - успокоительными таблетками.

Для русской классической литературы 20 век имеет важное значение. Он ознаменован появлением романа «Доктор Живаго» (1956), автором которого является один из лучших русских прозаиков и поэтов прошлого столетия - Борис Пастернак. Писатель наглядно показывает жизнь и судьбу русской интеллигенции, охватывая период с 1917 (Октябрьская революция) по 1939 годы (начало Второй Мировой Войны). В центре сюжета - Юрий Живаго, предстающий перед читателем с первых строк романа ещё маленьким, осиротевшим мальчиком. Затем появляются новые лица, которых соединят вместе дальнейшие разворачивающиеся события. На фоне политических бурь автор показывает изломанные человеческие судьбы, уродство и красоту человеческой души. Книга получила положительные оценки за рубежом, а Пастернак был удостоен Нобелевской премии. Однако советское правительство враждебно отнеслось к роману, посчитав его антипатриотическим. Долгие годы одно из лучших художественных творений находилось под запретом на родной земле, в то время как по всему миру им восхищались.

Роман Джона Фаулза «Коллекционер» (1963) относится к лучшим литературным произведениям второй половины 20 века. В центре повествования застенчивый, глубоко закомплексованный молодой человек Фредерик Клегг. В свободное от работы время он занимается коллекционированием бабочек и наблюдает за девушкой, в которую давно влюблён. Случайно выиграв огромную сумму на скачках, главный герой решает перебраться жить в более тихое, спокойное место, и заодно прихватить с собой свой объект восхищения. Юноша со скудным внутренним миром и узким мировоззрением искренне уверен, что девушка сможет полюбить его, находясь в заточении. Благие намерения Клегга принимают маниакальный характер, и он превращается из влюблённого в беспощадного коллекционера, который хочет владеть ценным экземпляром любой ценой. Фаулз выступает здесь как тонкий психолог и знаток самых потаённых уголков человеческой души.

Роман колумбийского писателя Габриеля Гарсиа Маркеса «Сто лет одиночества» (1967) - лучшее произведение 20 века в жанре магического реализма. Книга была удостоена испанской литературной премии Ромуло Гальегоса. Основная сюжетная линия романа связана с темой одиночества. Она прослеживается в событиях, поступках и мыслях главных героев, каждый из которых обречён быть одиноким в душе. Читателю предстоит наблюдать за судьбой нескольких поколений. Сейчас «Сто лет одиночества» является одной из самых читаемых книг в мире, которая переведена на многие языки.

«Мастер и Маргарита» (1967) Михаила Булгакова является лучшей книгой русской классики 20 века. Гениальному мастеру пера удалось воссоздать роман в романе. Одна сюжетная линия повествования связана с реальными людьми, которые становятся игрушкой в руках демонической силы. Другая линия повествует о библейском сюжете. Здесь тесно переплелись реальность с вымыслом, и порой трудно отличить одно от другого. При жизни Булгакова книга не вышла в свет, так как находилась в незавершённом виде. Редактированием черновиков занималась вдова покойного Елена Сергеевна, которая и опубликовала произведение в 1967 году.

Франсуаза Саган - одна из самых читаемых французских писательниц в мире, удостоенная премии Монако за вклад в литературу. Её дебютный роман «Здравствуй, грусть!» (1954) получил положительные отзывы от критиков и имел невероятный успех среди читателей. Но более поздний труд Саган под названием «Немного солнца в холодной воде» (1969) заслуживает не меньшего внимания. Эти две книги связывает между собой мотив смерти. Автор не видит другого выхода для своих героев и обрекает их на трагичный конец. Другая тема, также характерная для этих двух произведений - эгоизм главных персонажей, от которого страдают близкие им люди. Прозаику в тонких деталях удалось передать весь психологизм человеческой души. Несомненно, «Здравствуй, грусть» и «Немного солнца в холодной воде» заслуживают стоять на одной ступени - это лучшие книги мировой литературы 20 века.

Дебютный роман итальянского прозаика Умберто Эко «Имя розы» (1980) сразу после выхода приобрел популярность и стал одним из самых читаемых в мире. В центре повествования - Вильгельм Баскервильский и Адсон Мелькский, которым предстоит выяснить истинную причину гибели тибетского монаха. Логические умозаключения главных персонажей приведут к разгадке тайны, скрывающей цепочку убийств. Книга довольно сложная к прочтению и во многом отражает суть средневекового мировоззрения. На страницах произведения автор размышляет на многие философские и религиозные темы, характерные для того времени. «Имя розы» - это исторический детективный роман, который требует внимательного чтения.

«Невыносимая легкость бытия» (1984) - роман чешского писателя Милана Кундеры. Книга входит в список лучших произведений 20 века. Глубоко философское произведение поведает о любовных хитросплетениях, непростых взаимоотношениях между людьми и о двойственности, присущей человеческой натуре. Главные герои блуждают по лабиринту жизни в поисках себя и чего-то нового. Человеческое бытие заключает в себе невыносимую лёгкость, так как каждому дано только единственный раз пройти свой жизненный путь.

«Парфюмер. История одного убийцы» (1985) Патрика Зюскинда - самый знаменитый роман 20 столетия, получивший мировую славу. В центре повествования - гениальный молодой человек Жак-Батист Гренуй, который полностью находится в плену окружающих его ароматов. С самого рождения он не имел собственного запаха, но был наделён самым утончённым обонянием, способным уловить едва заметные нотки непревзойдённых благоуханий. Именно они делают из юноши настоящего монстра и маниакального убийцу, который находится в поисках феноменального парфюма. С помощью незатейливой игры слов Зюскинд заставляет книгу источать различные ароматы - от божественных до омерзительных. И на протяжении всего повествования у читателя складывается впечатление, как будто он действительно слышит эти запахи.

Периодизация русской литературы второй половины XX века

В развитии её можно выделить четыре основные периода, связанные с изменением социокультурной и литературной ситуации.

Первый: 1956 – 1964, «оттепель».

Второй: 1965 – 1985, «послеоттепельное» двадцатилетие.

Третий: 1986 – 1991, «гласность».

Четвёртый: начинается с декабря 1991 и длится по сей день, русская литература конца XX – начала XXI веков.

Самая характерная черта развития русской литературы в годы «оттепели» – её начавшееся раскрепощение в послесталинскую эпоху. Известный отход от нормативности, расширение рамок правдивого изображения жизни. Доминирует в этот период по-прежнему социалистический реализм, который переживает обновление. Кроме того, на неофициальном уровне начинают возрождаться запрещённые при Сталине критический реализм и авангардизм.

Период послеоттепельного двадцатилетия – период разложения тоталитарной системы. В эти годы в русской литературе усиливаются оппозиционные настроения. Параллельно с официальной литературой, всё двадцатилетие развивается и литература неофициальная. Представители первой по-прежнему следуют соцреализму, а во второй происходит окончательное возрождение и дальнейшее развитие критического реализма, модернизма, включая его радикальные разновидности, зарождается русская ветвь постмодернистской литературы.

Период гласности. В СССР приходят свобода слова и печати, гарантированные на официальном уровне Законом о печати и других средствах массовой информации. В этих условиях наблюдается постепенное угасание литературы социалистического реализма. Появляется огромный пласт так называемой возвращённой литературы, то есть начинает публиковаться то, что было запрещено в годы советской власти. Легитимный статус получают критический реализм, модернизм в различных модификациях и постмодернизм. Литература переживает проблемно-тематическое и эстетическое обновление.

С декабря 1991 начинается современный период литературного развития, главной особенностью которого является эстетический плюрализм. В литературе осуществляется радикальная переоценка ценностей. Также новой чертой в развитии русской литературы является появление на рубеже прошлого и нашего веков «сетературы», то есть литературы, создаваемой в сети. Это принципиально новое явление, указывающее на скрещение литературы с техникой. Сетература оказывает известное воздействие на книжную литературу, предлагая ей некоторые новые способы и приёмы освоения реальности и работы с текстом.

Эти общие положения будут конкретизированы в лекциях, посвящённых развитию литературы в каждый из периодов.

Литература в годы оттепели

1956 – 1964 (период «классической оттепели»); отдельные исследователи выделяют раннюю и позднюю «оттепель». (Она ещё не пришла, но некоторые черты уже проявились.) Это, соответственно, с 1953 до 1956 и с 1964 по 1968 год.

В 1954 году Илья Эренбург написал повесть «Оттепель», название которой в последующем было использовано для обозначения нового этапа в жизни советского общества, наступившего после смерти Сталина и характеризовавшегося резким изменением социально-политического и экономического курса в направлении его либерализации. Руководство страны, прежде всего в лице Хрущёва, провозглашает отказ от политического террора и массовых репрессий, вину за которые возлагает на Сталина, и начинает своеобразную перестройку советского общества. Предполагалось существующую социалистическую систему оставить в неприкосновенности, то есть сам тип общественного строя не менять, но реформировать, усовершенствовать её. Восстановить законность, расширить права и свободы граждан, осуществить демократизацию, использовать достижения научно-технического прогресса для повышения материального уровня жизни людей и утвердить так называемый гуманный социализм, или же социализм с человеческим лицом. Осуществив данную программу, мыслилось перейти к развёрнутому строительству коммунизма. «Нынешнее поколения советских людей будет жить при коммунизме». Если бы это обещание Хрущёва сбылось, коммунизм наступил бы в конце 1970-х годов. 20 лет казалось вполне достаточным, чтобы сбылась эта мечта.

В стране осуществляется широкая пропагандистская кампания по развенчанию культа личности Сталина и преодолению последствий сталинизма, укоренившихся в жизни общества. В первую очередь Хрущёв осуществляет реабилитацию невинно репрессированных. («Эй, шофёр, гони в Бутырский хутор... – А ты, товарищ, опоздал». – Высоцкий. «Чтоб не стало по России лагерей».)

Принцип материальной заинтересованности в результатах труда. Средняя заработная плата повышается при Хрущёве сразу вдвое и достигает 50 рублей в месяц. Крестьяне получают паспорта и право без разрешения начальства покидать деревню (раньше это было запрещено), тем более что требовалось много рабочих рук на так называемых стройках коммунизма (Сибирь, Целина). В стране разворачивается обширное жилищное строительство. Раньше до половины населения страны жило в бараках. Вводится два выходных дня в неделю при сохранении прежней зарплаты. Запущен первый ИСЗ. Созданы первый в мире синхрофазотрон и первый атомный ледокол. И хотя проблем оставалось больше, чем достижений, в период «оттепели» страна сделала большой рывок вперёд во многих отношениях. Таковы были результаты либерализации и пришедшей (относительной) свободы.

СССР в эти годы напоминал Гулливера, которого во время сна лилипуты привязали к земле. А тут постепенно начинается какое-то раскрепощение, страна начинает шевелиться и выходить из оцепенения. Изменилась сама атмосфера жизни, ушёл из жизни страх. Люди стали ежедневно ходить в гости, собираться компаниями и обсуждать всё, что происходит в стране. (А раньше было очень развито «стукачество».) И в этих беседах зарождалось постепенно так называемое общественное мнение.

Известный впоследствии Владимир Буковский пишет: будь его воля, он бы в центре Москвы установил бы памятник пишущей машинке («Они стрекотали, печатали по всем крупным городам»). Не дожидаясь официального опубликования, люди перепечатывали себе в личное пользование запрещённых в советское время авторов. Второй памятник, по предложению Буковского, – человеку с гитарой, потому что в период «оттепели» зарождается авторская песня. Кумирами тех времён были Галич, Высоцкий, Окуджава, Визбор и некоторые другие. Это новый тип поэзии, песенная поэзия. Барды очень много сделали для освобождения умов от замшелых догм.

Свою роль в начавшемся раскрепощении умов сыграл международный фестиваль молодёжи и студентов (1958) в Москве. Советские люди впервые вживую, не на картинке увидели живых латиноамериканцев и африканцев. Возникло явление «штатничества» – поклонники некоторых аспектов культуры США: джаз, виниловые пластинки с зарубежной музыкой, американское искусство, архитектура, западный покрой одежды. Руководство не любило тех, кто модно одевается, и вело со «стилягами» активную борьбу.

Открылась некоторая щель на запад. Самым популярным западным писателем был Эрнест Хемингуэй. «Чуть ли не в каждом втором доме есть его фотография». Зарубежное влияние на советскую литературу в это время ощутимо усилилось.

Не выдержав мук совести, застрелился Фадеев (1956). Писательская организация при нём вела себя постыдно. Не известно ни одного факта, когда она вступилась бы в защиту репрессированного. Напротив, требовалась санкция руководства союза писателей на арест. Фадеев эту санкцию давал. Вернувшиеся из лагерей писатели плевали ему в лицо. Стоя у его гроба, Пастернак сказал: «Он искупил свою вину». На место Фадеева приходит более прогрессивный, но и более осторожный Федин.

Литературная жизнь резко оживляется. Из лагерей вернулись Даниил Андреев, Солженицын, Шаламов, Смеляков, Серебрякова, Домбровский, Чичибабин. В литературу они принесли свой трагический опыт.

При Сталине съезды писателей, после первого, не проводились 20 лет. Они возобновляются в 1954 году. В дальнейшем – раз в пять лет.

В годы «оттепели» появляется ряд новых литературных журналов и альманахов. Самый популярный – «Юность» (для молодёжи, публиковал наиболее талантливых молодых авторов того времени). Начинают работать новые театры. Самый популярный – театр «Современник». В основном этот театр тоже ставил молодую, современную драматургию.

С 1956 года в СССР начинают проводиться ежегодные Дни поэзии, и раз в год издаётся альманах под таким же названием, куда отбиралось, по мере возможности, относительно лучшее. 1956 – несколько стихотворений Цветаевой. Печатали также Заболоцкого.

У молодых московских поэтов появилась традиция встречаться у памятника Маяковскому и читать свои стихотворения. Власти это не нравилось. За этими сборищами пристально наблюдала милиция и так называемые дружинники. Они брали под контроль всех, кто казался им подозрительным, и довольно жёстко с ними расправлялись. (Знакомство Алёны Басиловой с её будущим мужем Леонидом Губановым: обоих запихнули в машину, привезли в милицию; молодого человека били головой о стену.) Итак, свобода пришла, но она имела довольно ограниченный характер. По многим примерам это видно.

Во время «оттепели» приходит в литературу новое поколение писателей: Бродский, Ахмадулина, Вознесенский, Рубцов, Солженицын, Бондарев, Айтматов, Шукшин, Белов, Битов, Володин и ряд других. В писательской среде происходит раскол на сталинистов и либералов, так как отношение к событиям в стране было далеко не однозначным. Сталинисты считали перемены в обществе предательством делу коммунизма, и каждый шаг в сторону прогресса достигался ввиду их усилий с колоссальным трудом. Оплот сталинизма – «Октябрь» (главный редактор Всеволод Кочетов). Оплотом либерализма в период «оттепели» стал журнал «Новый мир», возглавляемый Твардовским. Реакционеры не дремали. Под их давлением был исключён из союза писателей Борис Пастернак и подвергся публичной травле на всю страну за то, что был удостоен Нобелевской премии за 1958 год. (С другой стороны, в тюрьму не попал и насильственной высылке за рубеж не подвергся.)

В 1960 году была изъята рукопись Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», которую он предложил на легальных условиях одному из журналов. Но главный редактор «настучал» в КГБ о вредном антисоветском произведении. Были изъяты оба экземпляра и даже копирки, сделанные машинисткой. (Один экземпляр был тайно передан знакомым в другой город.) Поскольку опубликовать было возможно далеко не всё, зарождается самиздат. Это нелегальные, не прошедшие цензуру произведения, которые часто рассматривались как опасные. Наиболее влиятельный самиздатский журнал – «Синтаксис» (издатель Александр Гинзбург). 1-й номер вышел тиражом 20 экземпляров. Там напечатались Бродский, Всеволод Некрасов, Сапгир, Холин, Ахмадулина и другие. Издание прекратилось после 3-го номера из-за ареста Гинзбурга.

По этой же причине появилась богема. При Хрущёве их относили к деклассированным элементам и тунеядцам (как Бродского). На самом деле они работали порой втрое больше, чем другие, но не получали денег. Богема бравировала своим аскетизмом, требовала интеллектуально-духовной автономии и не предавала свободу. Жизнь представителей богемы и неофициальной литературы измерялась количеством прочитанных книг (в основном запрещённых) и созданных рукописей. Интенсивно шла работа над собой. Представители неофициальной литературы занимали нонконформистскую позицию.

Опасаясь, что процесс выйдет из-под партийного контроля, Хрущёв в 1962-63 организовал масштабные встречи в Кремле с творческой интеллигенцией. Он искал поддержки у писателей, полностью не утративших, даже в годы сталинизма, свой авторитет в глазах общества, так как у него даже в ЦК было немало противников; с другой стороны, он хотел показать, что партийный контроль над литературой и искусством сохранится во что бы то ни стало. В своём выступлении он заявил, что главное для советской литературы – высокая идейность и художественное мастерство, партийность и народность. У Хрущёва даже была идея объединить всех творческих людей разных профессий в единый творческий союз: так легче контролировать. По ряду причин этого не произошло. Во время встреч некоторые писатели корректно и мягко осмеливались оспаривать отдельные тезисы руководителя страны. Эренбург, Евтушенко, Щипачёв отстаивали идею творческой свободы.

Произошло, однако, нравственное «избиение» Аксёнова и Вознесенского. Партии не понравилось, что у неё есть конкуренты в качестве властителей умов. Было устроено целое публичное представление, чтобы выставить этих кумиров в неприглядном свете. Хрущёв «прицепился» к высказыванию Вознесенского о том, как тот выделяет для себя лучших писателей в литературе: вертикаль высокого – низкого. Среди писателей «высокой» иерархии был назван Пастернак. (Мотивы личного знакомства.) Но как раз незадолго до того Пастернака исключили из союза писателей. «Если вам не нравится в СССР, мы в любой момент выпишем вам паспорт». На что Вознесенский стал читать поэму «Лонжюмо» о Ленине.

Итоговая реплика Хрущёва по чтении (смысл): «Ну мы вот вас тут всех послушали, послушали. А решать-то будет кто? Народ. А кто это, народ? А это его лучшие сыны. А лучшие сыны народа – это наша партия. А волю партии воплощает собой её центральный комитет. А центральный комитет – это я. Вот я-то и буду решать». Надо отдать Хрущёву должное: при нём, как бы он кого ни оскорблял, в тюрьму не попал ни один советский писатель. Из позднейших мемуаров: «Мы в руководстве сознательно были за оттепель. Но мы испугались, что за оттепелью польётся поток и мы будем не в состоянии его контролировать... Направить движение «оттепели» так, чтобы стимулировать только творческие силы, которые способствовали бы укреплению социализма» (Хрущёв).

Основным творческим методом продолжает оставаться социалистический реализм. Однако в теоретическом плане, и в практике он постепенно начинает подвергаться переоценке. Его бестенденциозную трактовку дал Андрей Синявский в статье «Что такое социалистический реализм», опубликованной в 1957 году во Франции на французском языке (переправлена нелегально). Автор статьи напоминает, что уже в первом пункте устава союза советских писателей дано определение: «Социалистический реализм предполагает правдивое, исторически конкретное изображение действительности в её революционном развитии с целью идейной переделки и коммунистического воспитания трудящихся».

Синявский обращает внимание на то, что Бальзак, Толстой изображали жизнь такой, какая она есть на самом деле, и показывает, что соцреалист всё, что он видит вокруг себя, воссоздаёт с позиций коммунистического идеала. Главным принципом оценки человека является классово-идеологический принцип. Искусство должно было в СССР помогать делу строительства коммунизма.

«Советское искусство насквозь телеологично». Советской литературе присуще утверждение цели, к которой движется мировое сообщество. Эта цель – коммунизм. Но, спрашивает Синявский, действительно ли мир движется к коммунизму? Нет, говорит он, это утопия. Когда он сравнивает постулат с реальностью, он не видит данного движения и соответствия. Значит, литература социалистического реализма не отражает правду жизни. Идеология стала новой религией, в которую верят просто фанатически. А истинно верующий не способен понять и принять точку зрения другого верующего. Коммунистическая идейность предопределяет писательскую зашоренность. Чтобы в реальности достичь цели, говорит Синявский, в Советском Союзе не останавливаются буквально ни перед чем. «Мы принесли в жертву идеалу нашу белоснежную душу. Чтобы навсегда исчезли тюрьмы, мы понастроили новых тюрем. ... Но, когда мы оглядываемся вокруг, то не находим того, что надеялись найти и во имя чего было принесено столько жертв». Те средства, которые применялись для создания идеального общества, в корне изменили его облик.

Свобода слова, подчёркивает Синявский, органически чужда коммунистической культуре. Какая свобода может быть у истинно, фанатично верующего? Только свобода ещё яростнее славить своего бога. Здесь же в качестве бога выступает коммунистическая партия и её вожди, а также и сам коммунистический идеал. А так как проводник идеологии в СССР – партия, то она и осуществляет так называемое руководство, то есть душит литературу и не даёт ей возможности нормально развиваться. Сюжеты всегда строятся таким образом, чтобы создать впечатление очередного шага, приближающего к светлому будущему, коммунистическому обществу. Поэтому они однотипны, о чём бы ни писалось.

Но разве плохо, как бы спрашивает Синявский, что есть оптимизм? Это неплохо, когда оптимизм имеет основания. А исторический оптимизм основан на слепой вере. Пример – ряд названий произведений западной и советской литературы. «Смерть героя», «По ком звонит колокол», «Время жить и время умирать», «Путешествие на край ночи», «Смерть после полудня», «Каждый умирает в одиночку» (западные авторы) – «Счастье», «Первые радости», «Хорошо», «Исполнение желаний», «Победители», «Свет над землёй» (советские авторы).

В значительной части советская литература представлена воспитательным романом, в котором, как правило, показана коммунистическая метаморфоза отдельного человека и целого коллектива, процесс «рождения нового человека». На самом деле это внедрение в сознание человека коммунистической идеологии и морали. Моральным признаётся всё, что служит победе коммунизма. Краеугольный камень советской литературы – Положительный Герой, насквозь пронизанный коммунистической идеологией, у которого нет в жизни никаких иных целей и задач, кроме служения коммунизму. Он обычно приукрашен, у него есть ответы на все вопросы, он всегда знает, что делать во всех лёгких и трудных ситуациях. Для старого реализма, напоминает Синявский, характерен ищущий герой, а для советской литературы – нашедший.

В 1940-е годы, наконец, появились такие тексты, где все герои без исключения положительные, отрицательных просто нет, и борьба идёт только между хорошим и лучшим, восторжествовала так называемая теория бесконфликтности, согласно которой в советском обществе все конфликты преодолены. Таким образом, соцреализм трансформируется в лже-соцреализм. Это индустрия мифов, которая полностью отказалась от жизнеподобных реалий. (Мифы о Ленине, Сталине, войне, коллективизации и проч. В пример приведена «Белая берёза» Бубённова.)

С точки зрения Синявского, по типу героя, содержанию и общему пафосу литература соцреализма гораздо ближе к классицизму, а не подлинному реализму XIX столетия. Более точным обозначением метода было бы, по Синявскому, «социалистический классицизм». Сближает его с классицизмом принцип нормативности. Должное изображается как действительное, как реально существующее. «Может быть, мы в дальнейшем придумаем что-нибудь другое, не вряд ли это будет литература социалистического реализма».

В годы оттепели, впрочем, наблюдается преодоление стереотипов лже-соцреализма. Сам социалистический реализм несколько укрепляет свои позиции. В нём становится больше возможностей для правдивого изображения реалий жизни. Обновление социалистического реализма с наибольшей полнотой демонстрирует творчество шестидесятников. Шестидесятники – те представители творческой интеллигенции, которые выступали за социализм с человеческим лицом и были бескомпромиссны в своей критике сталинизма, призывали к преодолению его последствий. Но сталинизм критиковался во имя укрепления и улучшения социализма, его критика осуществлялась с позиций идеализированного ленинизма. Характерные фигуры шестидесятнической литературы: Евтушенко, Рождественский; Бондарев, Айтматов; Розов, Володин и некоторые другие.