Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » План анализа сцены драматического произведения. Урок- обучение анализу эпизода и комплексному анализу драматического произведения

План анализа сцены драматического произведения. Урок- обучение анализу эпизода и комплексному анализу драматического произведения

Драматургия спектакля по пьесе Леонида Андреева

« Тот, кто получает пощёчины»

Музыка к спектаклю:

Сплин: «Звезда рок-н-ролла», «Романс», «Тебе это снится»

«Мы сидели и курили», «Рики- Тики- Тави»

«Пластмассовая жизнь», «Сиануквиль»

«Шато Марго»

Л. В. Бетховен Третья часть 14-й сонаты в исп. Виктора Зинчука.

АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

1) Тема пьесы - Любовь, которую все ищут, но не находят, т.к. сами не умеют любить, пытаясь добиться ее, даже от «хищников» и только герой любит, любит искренне и открыто, не стараясь завладеть ею безраздельно сам. Готовый на любые жертвы во имя этого высокого чувства, которое испытал впервые в жизни, будучи уже женатым человек и полностью разочаровавшемся в людях, да и в самом существовании, как яркой и неординарной личности, которой являлся сам.

2) Идея пьесы: Приход чужака, очень часто в классических произведениях русских и зарубежных авторов появление чужого не на своём месте приводит к трагическим последствиям. (Разрушение двух семей – «Грозовой перевал» Э. Бронте.) Также у Андреева: человек из аристократического общества, который появляется в бродячем цирке, разрушает сложившийся уклад своим появлением, внося тем самым ноту раздора, как между работниками цирка, так и свою жизнь обрекает на смерть вместе с безвинной девочкой, наделяя себя божественным символом.

Андреев сам по себе необычный писатель- символист, друг А.Блока и др. Символы его произведения начинаются с имени героя и героини. «Тот»- Откуда? Почему? «Тот»- Бог мудрости в Египетской мифологии. «Консуэлла»- утешение. Чтобы приступить к работе над пьесой, имея имя героини и зная, что оно взято из романа Жорж Санд (псевдоним французской писательница Авроры Дюпен, возлюбленной Фредерика Шопена, великого композитора, ходившая в брюках и курившая трубку, тем самым бросившая вызов аристократическому обществу, мать пятерых детей, писательница - романтик, в её прозе угадываются черты готической прозы, из чего можно сделать вывод, что огромное влияние на неё оказал Вальтер Скот) имя героини, которое взял Леонид Андреев не случайно, героиня не только утешилась, но и упокоилась с миром в юном возрасте. Сложно точно определить идею, чем больше углубляешься в материал, тем более он кажется с двойным, а порой и с тройным дном. Глубоко философская трагедия, в которой не объясняются подлинные имена всех действующих лиц, они все носители сценического имени. Безымянные герои, глядящие на нас из прошлого, не смотря ни на что сохраняют в себе и несут все те человеческие качества и вечные человеческие ошибки, а по сему сами становятся некими символами извечных ценностей и великих потерь, где ценности приобретают иной характер. Идея пьесы в том, что высота духа определяется низостью положения, власть денег почему- то даёт право покупать невинные детские души? На волне перестройки в нашем государстве, именно эта пьеса показалась мне особенно актуальной, где люди совершают преступления, которые выкупаются благодаря их обеспеченности, и не несут за это никакой ответственности. С такими сюжетами мы сталкиваемся постоянно.

3) Основной конфликт – «…ведь все красивое покупают они!» Зинида. Так как продаются и покупаются человеческие души. Герой пришел в этот мир, для того чтобы изменить его, так как сам попал в эту систему купли-продажи (сцена появления Господина). Мы знаем, что мир изменить невозможно.

4) Основные события пьесы: Нет ни одного события у Л.Андреева, в котором не было бы символов мистики и загадок.

а)Исходное событие : Герой уходит из привычной ему среды обитания, внутренний моральный конфликт героя приводит его в бродячий цирк.

б) Появление героя в цирке , где течет своя жизнь, где свои законы и свои представления о ней, но даже в цирке герой окунается в бесконечность проблем, и цирк является «макетом» мироустройства из которого он сбежал.

в) Встреча героя и героини всколыхнула душу героя, так как героиня обладала по его представлению божественной невинностью и чистотой души. «Пораженный стрелами Амура», он готов на все, чтобы остаться рядом с ней.

г) Герой вынужден директору цирка открыть свое происхождение, тем самым приводит в замешательство и изумление.

д) Выяснение отношений Зиниды и Безано , становясь свидетелем этой сцены, герою открываются тайные стороны жизни этого цирка, как уже знакомые для него тайные стороны жизни мира и любого общества, в котором вынуждены жить люди.

е) Воспитатель героини вознамерился продать ее извращенному барону, который находится явно в преклонных годах. Этот факт оставляет равнодушными всех действующих лиц, кроме влюблённого героя.

ж) Клоун Джим запрещает герою вглядываться и иронизировать над Провидением, в силу чего-то уже пережитого. Герой получает настоящую пощечину, так как еще не усвоил, что нельзя работать даром. Здесь автор ярко проводит параллель между собой и героем пьесы.

з) Доверительная беседа героя с «воспитателем» героини. Беседа оплачена героем в материальном выражении. Ещё один шаг к спасению героини из паутины, в которую должно попасть невинное существо, не увенчалось успехом, т.к. слишком сильно власть денег.

и) Укротительница тигров Зинида теряет сознание после колоссальной самоотдачи и нервного напряжения на арене с тиграми, перейдя дозволенные границы, будучи уже уверенной, в том что ее сейчас разорвут хищники, и взорвав тем самым зрительный зал, появляется, пытаясь еще держаться, но теряет сознание, чем вызывает общий переполох всего цирка. Это яркое событие пьесы я огранила внутренним разладом укротительницы с нелюбовью людей и преданностью хищников.

к) Божественная невинность героини в этом событии задает герою вопрос – «А что такое любовь?» Уже пытаясь пользоваться любовью окружающих (Джим, Томас, Тилли и Полли, Безано, Зинида, папа Брике). Герой не отвечает ей впрямую на вопрос, а пытается сам откровенно признаться в любви, поднимая себя на одну ступень с божественной невинностью, облекая свою душу в божественную мудрость, пытаясь дать понять безграмотной девочке, которая осознать не в состоянии, его глубокомысленных слов и заглянуть во «второе дно» (или второй план), которым пользуется герой. Получая пощечину, герой все переводит в игру, в гадание и т.д. А она просто хочет быть все время сытой.

л) Приход Господина, кульминация произведения . Это событие полностью раскрывает жизнь героя до прихода в цирк, и в этом событии автор явно дает понять, как бесконечно уничтожение себе подобных из-за зависти, корысти, желания славы.

м) Попытка уговорить наездника , тоже влюблённого в героиню, спасти девочку, натыкается на безмолвие, и невозможность осуществить это, в силу его собственных убеждений.

н) Укротительница даёт понять герою, что он «лишний», если он лишний в том мире из которого пришёл, и лишний здесь, то какой смысл в дальнейшем существовании?

о) Клоуны во время бенефиса героини ощущают себя мошенниками, т.к. понимают, что не могут пойти против судьбы.

п) Героиня поняла чем грозит ей жизнь с бароном , и в слезах просит помощи у героя, хотя понимает, что ничего вернуть уже нельзя.

р) Отравление, это единственное , что остаётся герою, дабы спасти невинную душу, и сам он уходит из жизни.

с) Оставаясь ещё в сознании , после того, как дыхание героини остановилось, он слышит, что вбегает Томас, и сообщает о том, что барон застрелился. Оценка героя является финалом трагедии человеческой жизни, где очень часто близкие души вынуждены жить врозь.

т) Возмущение клоуна Джима , и объяснение укротительницы, вот финальная точка загадочного и мистического произведения Л. Андреева.


Похожая информация.


1. Идейно-художественный смысл заглавия пьесы. Заглавие вводят в произведение любого жанра. В чем его своеобразие в драматургии? Название пьесы не стремится к полноте охвата жизненного материала, как в эпическом произведении, где заглавие подчас как бы приглушает, вбирает его основную идею, чтобы подчеркнуть значимость изображения действительности во всей ее полноте.

Заглавие в драматургии не дает, подобно лирике, предельно обобщенного и личностного названия (вплоть до частого в поэзии отказа от заглавия). В пьесе заглавие более откровенно, целеустремленно ведет к самому зерну центрального конфликта, сгущает смысл произведения, нередко концентрируя его вплоть до афоризма, до пословицы, до «сентенции». Поэтика заглавия преломляет и общую особенность драматургии - ее двуплановость, ее символичность.

В пьесе заглавие «Лес» заведомо настраивает на оценку главного конфликта в перспективе онтологических ценностей - этот импульс затем в ходе пьесы реализуется в сквозном мотиве купли-продажи леса как житейской ситуации, как социальной коллизии смены дворянского господства купеческим, как философского осмысления «экологии души».

2. Наиболее специфичный признак жанра драмы - своеобразие в ней действия: в пьесе все реплики, монологи, диалоги, полилоги, подробности, факты, события в отдельных сценах, явлениях и актах сопрягаются в единый целостный конфликт, в сквозное «сценическое действие».

В первом же явлении пьесы «Лес», в первом же диалоге воспитанница - бесприданница Аксюша, вызванная барыней для разговора, спрашивает слугу Карпа о продаже леса госпожой: она робко надеется на приданое - то есть первые же реплики, связанные только с конкретной локальной ситуацией, а и с общей, подготавливаемой коллизией купли-продажи леса. На возможное приданое зарится недоучка-гимназист Буланов, готовый жениться по выгоде. С другой стороны, с куплей леса связывает сватовство своего сына к Аксюше купец Восмибратов, надеясь урвать лес в приданое.

3. Выразительным средством характеристики героя в драматическом произведении могут быть косвенные способы его представления - таким в 1 действии выступает письмо Несчастливцева, его комментарии всеми героями пьесы. Чтение письма племянника, рисующего его рыцарскую идеализацию «любящей тетушки» и комментарии к нему, в которых сентиментальная самоаттестация себя как благодетельницы бедного родственника-воспитанника опровергается фактом ограбления наследника, создает еще одно контрастное соотнесение, которое завязывает еще одну главную сюжетную линию пьесы: столкновение Гурмыжской и Несчастливцева.

4. Уже в 1 действии не только воссоздана обстановка в усадьбе «Пеньки», не только происходит знакомство с ее обитателями и гостями, - но подготавливается конфликт пьесы в целом: каждая реплика, каждая подробность оказывается проекцией общего конфликта пьесы. Специфика «сценического действия» в драме заключается в том, что хотя действия в ней предстают в момент их свершения, в самом ходе их - но при этом они преломляют конфликт пьесы в целом: драму отличает более сокращенный, более целеустремленный путь каждой сцены к центральной ее коллизии.

5. Если в эпическом произведении основную ткань повествовательного языка составляет авторская речь, то в образной системе драмы всегда доминирует речевая характеристика: в драматургии «для писателя художественное слово - это основное и даже единственное средство развития драматического действия. В пьесе все совершается посредством слова...» (В. Успенский).

Эта особенность драмы нашла классическое воплощение у «чародея слова» (М. Горький) Островского. Он является создателем «речевого театра», в котором «всякое прочее действие, всякая сценичность, мимика должны служить только легкой приправой литературного исполнения, действия в слове... « (И. А. Гончаров). Пьесы Островского - это не пьесы-интриги, а пьесы социально-психологических характеров, и потому речи героев обычно раскрывают не только какую-то из перипетий конфликта, но и являются средством их автохарактеристики, раскрывая их потаенную сущность, глубинные процессы их сознания, особенности их мышления, эмоций и чувств.

6. Одним из важнейших путей анализа драматического жанра является рассмотрение в нем расстановки персонажей: соотношение действующих лиц - одно из наиболее эффективных средств воплощения авторской позиции.

Осмыслим соотнесение образов в 1 и 2 явлениях - эти первые сцены пьесы явно выстроены по принципу параллелизма: здесь слуга Карп вступает поочередно в диалог с Аксюшей и Булановым, проявляя при этом принципиально различное отношение к их просьбам.

Через однозначные ситуации наглядно проявляется контрастность характеров молодых героев: бескорыстный, чистый облик Аксюши и корыстный, циничный тип Буланова. Эти диалоги проявляют в наглядном соотнесении и сюжетные линии пьесы: стремление к счастью Аксюши, погоню за богатством Буланова.

Но не только это призван проявить зачин пьесы этой «рифмой» ситуаций: Аксюша просит Карпа передать кому-то записку, Буланов повелевает слуге набить папиросы; первую просьбу Карп выполняет, хотя понимает, что она противоречит интересам барыни, вторую просьбу, несмотря на угрозу нажаловаться барыне, он отказывается выполнить.

Этот параллелизм однозначных ситуаций позволяет ярко проявить авторскую позицию: имущественное положение героев, всевластие хозяев жизни и полная зависимость от них тесно связаны с нравственными проблемами: Карп помогает Аксюше не потому, что она бедна; - ведь и Буланов беден, и не потому, что Аксюша ближе к слугам, чем Буланов, который рвется в круг богатых, - ведь и Улита тоже слуга, а Карп так шпыняет ее. Не социально-имущественное положение определяет, кому и как служит Карп, а нравственные, народные заповеди морали - и этот «ключ» к предстоящему конфликту дает прием параллелизма в расстановке персонажей.

Сцепление, соотношение, расстановка персонажей, их взаимное освещение, на котором построено 1 действие драмы, становится одним из самых важных путей раскрытия замысла пьесы в последующих актах.

7. «Сценическое действие» в пьесе выражается не только во внешнем действии, не только в высказывании, но и в умолчании, в многозначительном взгляде, красноречивом жесте, тайном побуждении - отсюда важность анализа в драматическом произведении «несловесных средств художественной выразительности», пауз, реплик в сторону, непроизвольных жестов и т.п., выражаемых ремарками.

Чрезвычайно эффективна эмоционально-смысловая нагрузка ремарок 7 явления 1 действия, в диалоге Гурмыжской и Аксюши.

Аксюша говорит «потупя глаза», «тихо»; Гурмыжская произносит свои реплики, дважды сопровождая их авторской ремаркой: «со смехом»; последнюю реплику перед своим уходом несломленная, принявшая вызов Гурмыжской Аксюша произносит, «взглянув ей в глаза».

Хотя в этом явлении героини пока не проявляются в поступках, оно насыщено «сценическим действием» - и чрезвычайно ярко суть характеров ее участниц и конфликтные узлы проявляются в ремарках.

Основы литературоведения. Анализ художественного произведения [учебное пособие] Эсалнек Асия Яновна

Эпическое и драматическое произведения

Из этого параграфа читатель узнает, в чем специфика эпического и драматического произведений, познакомится с понятиями, используемыми при анализе таких произведений: действующее лицо, герой, персонаж, внесценический персонаж, повествователь, характер, тип, типизация.

В эпическом и драматическом произведениях читатель или зритель встречается с действующими лицами, которых называют также героями , или персонажами. В рассказе их может быть всего несколько (например, у Л.Н. Толстого в рассказе «После бала» четыре персонажа, а в романе «Война и мир» около 600 действующих лиц). Персонажами называют лиц, принимающих участие в действии, пусть даже эпизодически. Существуют еще и так называемые внесценические персонажи, которые лишь упоминаются в высказываниях героев или повествователя. К числу таких персонажей относятся упоминаемые героями пьесы A-С. Грибоедова «Горе от ума» княгиня Марья Алексевна, Прасковья Федоровна, Кузьма Петрович, Максим Петрович. От персонажа, или героя, отличают повествователя, который одновременно может быть действующим лицом, главным или второстепенным, и тем самым участником действия. В такой роли выступает Петр Андреевич Гринев в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» или Григорий Александрович Печорин в той части романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где приводится его дневник. В иных случаях рассказчик не является персонажем и не принимает участия в действии, как, например, в романах И.С. Тургенева «Отцы и дети», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Война и мир» и многих других. В этих случаях рассказчик, судя по всему, очень близок к писателю, но не идентичен ему и не может быть отождествлен с биографическим автором. Иногда рассказчик сообщает, что он знаком с героями и как-то причастен к их судьбе, но его главная миссия заключается в повествовании о произошедших событиях и обстоятельствах. Такой вариант мы встречаем в повести А.П. Чехова «Человек в футляре», где учитель Буркин рассказывает историю женитьбы другого учителя, Беликова, и тем самым воссоздает атмосферу провинциальной гимназии, в которой оба они преподавали.

При чтении эпического произведения или восприятии сценического представления нельзя не заметить, что действующие лица, или персонажи, могут чем-то напоминать окружающих нас людей или же нас самих. Это происходит потому, что герои литературного произведения ассоциируются в нашем сознании с определенными характерами или типами. Поэтому постараемся понять, какой смысл и какое значение заключены в понятиях «характерное» и «типичное».

Употребляя понятия характерное и характерность , мы, осознавая это или нет, обращаем внимание на наличие общего, повторяющегося и, следовательно, существенного в конкретном, индивидуальном, неповторимом. Понятие характерного мы применяем к оценке того или иного пейзажа, воспроизведенного художником или фотографом, если на их рисунках или снимках просматриваются определенного типа деревья и растения, свойственные разным уголкам данной местности. Например, многообразные пейзажи Левитана передают ландшафт Средней полосы России и этим характерны, а морские пейзажи Айвазовского – облик морской стихии в разных ее проявлениях и состояниях. Различные храмы и соборы, такие как храм Христа Спасителя, храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, при всем своеобразии каждого из них содержат в своей конструкции нечто общее, свойственное церковным сооружениям православного типа в отличие от католического или мусульманского. Таким образом, характерность имеет место тогда, когда в чем-то конкретном (пейзаж, собор, дом) видится общее.

Что касается людей, то каждый человек неповторим и индивидуален. Но в его внешности, манере говорить, жестикулировать, двигаться, как правило, проявляется нечто общее, постоянное, присущее ему и обнаруживающееся в разных ситуациях. Такого рода особенности могут быть обусловлены природными данными, особым складом психики, но могут быть и приобретенными, выработанными под действием обстоятельств, общественного положения человека и, тем самым, социально значимыми. Они обнаруживаются не только в способе мыслить, судить об окружающих, но даже в манере говорить, идти, сидеть, смотреть. О некоторых людях мы можем сказать: не идет, а шествует, не говорит, а вещает, не сидит, а восседает. Подобного рода поступки, высказывания, жесты, позы и являются характерными.

Понятия тип и типичность, по-видимому, очень близки по значению к понятиям «характер» и «характерность», но подчеркивают большую степень обобщенности, концентрированности и обнаженности того или иного качества в человеке или герое. Например, флегматичных, пассивных, безынициативных людей вокруг нас предостаточно, но в поведении таких, как Илья Ильич Обломов из романа И.А. Гончарова «Обломов», эти качества проступают с такой силой и обнаженностью, что о присущем ему укладе жизни и говорят как об обломовщине, придавая этому явлению обобщающий смысл.

Выявление характерного, типичного, то есть общего через индивидуальное, при изображении героев составляет сущность самого искусства. Многие писатели достаточно ясно осознают это обстоятельство, поэтому в их высказываниях понятия «характер» и «тип» встречаются весьма часто. Обращением к этим понятиям они явно подчеркивают необходимость обобщения жизненных явлений в искусстве, «В жизни редко встречаешь чистые, беспримесные типы», – замечал И.С. Тургенев. «Писатели большей частью стараются брать типы общества и представлять их образно и художественно – типы, чрезвычайно редко встречающиеся в действительности целиком», – как бы продолжает ту же мысль Ф.М. Достоевский, добавляя, – «в действительности типичность лиц как бы разбавлена водой…» А вместе с тем «вся глубина, все содержание художественного произведения заключается только в типах и характерах». А вот еще два суждения А.Н. Островского: «Художественная литература дает отдельные типы и характеры с их национальными особенностями, она рисует различные виды и классы общества… Художественные произведения своими правдивыми и сильно поставленными характерами дают правильные отвлечения и обобщения».

От слова «тип» образовано понятие типизация , означающее процесс создания такой картины мира или отдельных ее фрагментов, которая будет неповторимой и в то же время обобщенной. Признавая типизацию внутренней потребностью и законом искусства, и писатели, и исследователи утверждают, что типическое само по себе редко присутствует в жизни в том виде, в каком оно нужно искусству. Поэтому писателю требуются наблюдательность и способность к анализу и обобщениям. Но самое главное, что художник умеет не только наблюдать и обобщать, он способен творить новый мир, воссоздавать различные ситуации, в которых действуют герои со всеми их особенностями. В силу этого большинство героев – это вымышленные лица, созданные творческой фантазией художника. Будучи подобны реальным лицам, они с большей очевидностью демонстрируют общие и существенные тенденции в своем облике и поведении. Если же при создании того или иного героя писатель ориентируется на какое-то реальное лицо, то это лицо называют прототипом. Вспомним изображение исторических лиц, в частности Кутузова или Наполеона в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

Всматриваясь в характеры персонажей и пытаясь разобраться в них, мы тем самым вступаем на путь анализа литературного произведения, т. е. в область литературоведения. Но это только первый шаг в исследовании. Продолжая и углубляя анализ, мы неминуемо придем к постановке вопроса о содержании и форме художественного произведения, их связи и соотношении.

Из книги IV [Сборник научных трудов] автора Филология Коллектив авторов --

Ю. М. Никишов. Эпическое и лирическое в поэме Пушкина «Бахчисарайский фонтан»: «свое» в «чужом» г. Тверь Кому из двух героинь в «Бахчисарайском фонтане» отдает предпочтение поэт? Такой вопрос может показаться бессмысленным, излишним - в силу предопределенности ответа

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

2 Мир произведения § 1. Значение термина Мир литературного произведения - это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же - его самого как

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Из книги Вильгельм Телль. Соч. Шиллера автора Тургенев Иван Сергеевич

Иван Сергеевич Тургенев Вильгельм Телль, драматическое представление в пяти действиях. Соч. Шиллера. Перевод Ф. Миллера Москва. В Университетской тип. 1843. В 8-ю д. л., 146 стр. «Вильгельм Телль» – последнее, самое обдуманное произведение Шиллера. В то время, когда оп писал это

Из книги История русской литературы XVIII века автора Лебедева О. Б.

Говорение как драматическое действие в комедии «Бригадир» Обращаясь к проблеме его своеобразия у Фонвизина, важно установить приоритет: ту высшую позицию внутренней иерархии текста, которой все остальное подчиняется и от которой все причинно зависит. Такая позиция и

Из книги Винкельман и его время автора Гёте Иоганн Вольфганг

Из книги Собрание сочинений в десяти томах. Том десятый. Об искусстве и литературе автора Гёте Иоганн Вольфганг

ПОЗДНЕЙШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Счастливой мыслью, правда, явившейся ему не сразу, а лишь в ходе работы, были его «Monumenti inediti».Мы отлично знаем, что Винкельмана вначале привлекало желание выявить новые объекты, удачно пояснить их и тем самым значительно способствовать изучению

Из книги Неизвестный Шекспир. Кто, если не он [= Шекспир. Жизнь и произведения] автора Брандес Георг

Из книги Пушкинский круг. Легенды и мифы автора Синдаловский Наум Александрович

Другие произведения В 1828 году Петербург зачитывался списками «Гаврилиады». Авторство Пушкина ни у кого не вызывало сомнений. Да и сам поэт вроде бы этого не отрицал. Однако в известном смысле побаивался. В письме к Вяземскому он даже предлагал «при случае распространить

Из книги Собрание сочинений. Т.24. Из сборников:«Что мне ненавистно» и «Экспериментальный роман» автора Золя Эмиль

II ПРОИЗВЕДЕНИЯ Теперь, когда я буду говорить о произведениях Эдуарда Мане, меня поймут лучше. Я обрисовал в общих чертах особенности его таланта, а каждая картина, которую я собираюсь анализировать, будет подкреплять примером мои суждения. Целое известно, теперь остается

Из книги Практические занятия по русской литературе XIX века автора Войтоловская Элла Львовна

Эпическое произведение (Художественная концепция романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» - одно из самых значительных произведений Достоевского. Но как довести студентов до собственного убеждения в законченности

Из книги Техника писательского ремесла автора Шкловский Виктор Борисович

ГЛАВА V ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (Комедия А. Н. Островского «Лес») Драма - один из самых сложных, или, говоря словами М. Горького, трудных, литературных жанров. В литературоведении до сих пор нет ясности в определении ее специфики, особенностей, соотношения с

Из книги Русский театр в Петербурге. Ифигения в Авлиде… Школа женщин… Волшебный нос… Мать-испанка… автора

IV. Развертывание произведения Создание характеровВ процессе развертывания очень часто вещь принимает совершенно другую форму. Герои не просто разыгрывают действие, но и изменяют действие. Если мы возьмем какую-нибудь сюжетную схему, то в зависимости от того, какие герои

Из книги Русский театр в Петербурге. Женитьба… сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»). Русская боярыня XVII столетия… Соч. П. Г. Ободовского автора Белинский Виссарион Григорьевич

Мать-испанка, драматическое представление в трех отделениях, соч. Н. А. Полевого Когда за дело берется мастер, дело выходит хорошо. Бенефисные пьесы обыкновенно пишутся для привлечения большой толпы в театр – цель, для которой сочинители не щадят эффектов ни в сюжете, ни

Из книги автора

Русская боярыня XVII столетия. Драматическое представление в одном действии, с свадебными песнями и пляской, соч. П. Г. Ободовского Трагедия, водевиль и балет, вместе взятые, составляют «драматическое представление», по мнению знаменитых драматургов Александрийского

    Время создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

    Связь пьесы с каким-либо литературным направлением или культурной эпохой (античностью, Возрождением, классицизмом, Просвещением, сентиментализмом, романтизмом, критическим реализмом, символизмом и т.д.). Как проявились в произведении черты этого направления? 1

    Вид и жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений, плаща и шпаги; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Значение этих терминов уточните по справочной литературе.

    Специфика организации действия драмы: разделенность на действия, сцены, акты, явления и т.д. Авторские оригинальные компоненты драмы (например, "сны" вместо актов или действий в драме М.Булгакова "Бег").

    Афиша пьесы (действующие лица). Особенности имен (например, "говорящие" имена). Главные, второстепенные и внесценические персонажи.

    Особенности драматургического конфликта: трагический, комический, драматический; социальный, бытовой, философский и т.д.

    Особенности драматургического действия: внешнее - внутреннее; "на сцене" - "за сценой", динамическое (активно развивается) - статическое и т.д.

    Особенности композиции пьесы. Наличие и специфика основных элементов: экспозиции, нарастания эмоционального напряжения, конфликта и его разрешения, нового возрастания эмоционального напряжения, кульминаций и т.д. Как связаны между собой все "острые точки" (особо эмоциональные сцены) произведения? Какова композиция отдельных компонентов пьесы (актов, действий, явлений)? Здесь нужно назвать конкретные эпизоды, являющиеся этими "острыми очками" действия.

    Специфика создания диалога в пьесе. Особенности звучания темы каждого персонажа в диалогах и монологах. (Краткий анализ диалогической композиции одного эпизода по вашему выбору).

    Тематика пьесы. Ведущие темы. Ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения.

    Проблематика произведения. Ведущие проблемы и ключевые эпизоды (сцены, явления), в которых проблемы особенно остро заявлены. Авторское видение решения поставленных проблем.

    действия персонажей (игру актеров);

    обстановку на сцене, костюмы и декорации;

    настроение и идею сцены или явления.

Смысл названия пьесы.

1. Художественный образ. Виды образности.

2. Роды и жанры литературы.

Худ.образ – есть конкретно – чувственная форма воспроизведения преображения действительности. Категория эстетики, характеризующая рез-т осмысления атвором (художником) какого-либо явл-я, процесса свойственными тому или иному виду иск-ва способами, объективированными в форме пр-ния как целого или его отд. фрагментов.

С точки зрения теории познания понятие - тоже образ. Однако есть разница м\ду худ. образом и понятием: Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты, оно не индивидуально. Худ. образ же воспроизводит предмет в его целостности, образ индивидуален.

Существуют чувственно – образное и понятийно – логическое формы освоения мира. Различают образные представления как феномен сознания и собственные образы как чувственная воплощенность представлений (зрительная и слуховая).

Св-ва худ. образа.

1) Типичность . Несет в себе обобщение. Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся нариц. из-за обобщающего смысла худ. образа. Творческая типизация – отбор определенных сторон жизненных явл-й и их подчеркивания, гиперболизации в худ. изображении. Гоголь «Нос», С-Щ. Два варианта описывания : а) писатель может описывать, создавая иллюзию правдоподобности б) вторичная условность – нарочитое разрушение правдоподобия, гротеск и фантастика.

2) Экспрессивность (выразительность): Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмоцион. оценки возд-я. Идейно-эмоцион. оценка автора -> деление героев на полжит, отрицат, противорег. (условно). Формы выражения авт. оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку помогают выразить тропы, ст. фигуры. Созд-е собств. предметного мира.

3) Самодостаточность, образ жив сам по себе. Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, худ. образ может порождать различные толк-я, интерпретации.

Многозначность худ. образа.

Образность иск-ва создает объективные предпосылки для споров о смысле пр-ния, для его различных интерпретаций, иногда полемичных авторских концепций. Авторы часто не желают определять идею своих произв-й -> споры. Тургенев «О и д».

Внутренние образы – медведь, окно .

Внутренняя форма слова – приращение смысла.

Для образа надо владеть ключом, литературным кодом.

Образ – облик, вид, способ (средство) с помощью которого литература осуществляет свою миссию (см. предыдущую лекцию).

В составе психологии и филологии образы – конкретные представления, т. е. отражение человеческим сознанием единичных предметов, фактов, событий, в их чувственно воспринимаемом обличии.

Они [образы] противопостоят абстрактным понятиям, которые фиксируют общие постоянные свойства реальности, игнорируют индивидуальные черты.

ИТОГ: существуют чувственно-образная и политийно-логическая форма освоения действительности.

Различают:

  1. образные представления, как феномен сознания;

    собственно «образы», как чувственная воплощенность представлений.

Различают образы:

    научно-иллюстративные ;

    фактографические ;

    информационно-журналистские , которые информируют о действительно имевших место фактах;

    художественные , создаются при активном участии воображения: они не просто воспроизводят единичные факты, но сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни, во имя ее оценочного осмысления.

Воображение художника не только психологический стимул его творчества, но и некая давность.

В воображении есть вымышленная предметность, не имеющая полного соответствия в реальности.

В современной науке присутствует понятие знаковости.

Знак материальный предмет, выступающий, как представитель, заместитель другого предмета, свойства.

Определение художественного образа – их более 70!

Одна из точек зрения:

Художественный образ – конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности.

По характеру обобщенности художественные образы разделяют на:

    индивидуальные (самобытностью, неповторимостью. Встречаются у романтиков и писателей-фантастов);

    характерные (является обобщающим. В нем содержатся общие черты характеров и нравов, присущие тому времени);

    типические (высшая ступень образа характерного. Это наиболее вероятное, образцовое для определенной эпохи. Изображение типичных образов было одной из главных целей, достижений целей реалистической литературы. Порой в художественном образе могут быть запечатлены социально-исторические предметы эпохи, так и общие человеческие черты характера человека – вечные образы);

    образы-мотивы (выходят за рамки индивидуальных образов героев), (это устойчиво повторяющаяся в творчестве писателя тема, выраженная с помощью разных аспектов, с помощью варьирования);

    топасы (место, местность, общее место), (обозначают общие и типичные образы, создаваемые в литературе целой эпохи, нации, а не в творчестве отдельного писателя);

    архетипы (начало, образ) (начало 19 века, немецкие романтики. Юнга – понимал АРХЕТИП, как общий человеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение. Чаще всего мифологические образы. Общечеловеческие символы: огонь, небо, дом, дорога, сад и т. д.).

Структура образа:

    звучащая, ритмическая поверхность речи;

    художественная речь (последовательность слов и их отношений);

    сюжет – цель движения людей, вещей;

    фабула – система основных целей;

    взаимодействующие образы;

постижение жизненного смысла образа.

Художественный образ - это популярный термин, который используется в разных науках. Самое распространенное определение – это субъективное отражение объективного мира. Художественный образ имеет сверхзадачу – это всегда некая мысль, воплощенная в художественную форму. Это не просто описание. Пример: Буратино. Образ всегда конкретен, изобразителен. Но эта конкретность всегда выражает что-то общее, какую-то мысль. Образ пластичен, эмоционален, он выражает состояние героя, все в нем находится в единстве. Что в реальности может быть антитезой, в образе сходится. Пример: рисование сердца у влюбленных в ответ на абстрактное чувство. Потебня: «Если нам дан поэтический образ, то мы спрашиваем себя каков круг идей, наблюдений, мыслей, замечаний, восприятий, из которых возник этот образ? Он мог возникнуть из непосредственных наблюдений, он мог возникнуть из предания, то есть при помощи других образов». Абстрактные, философские идеи изображаются через предметные реалии, чаще всего из природы. Пример: стихотворение Веневитинова «Ветка». Наблюдение природы – источник художественных образов. У Тургенева есть множество прототипов: Рудин – Бакунин, Базаров – Добролюбов. Но образ, даже если он списан с натуры, не буквален, он всегда автономен, самодостаточен, он живет своей собственной жизнью.

Классификация образов.

Есть условные и жизнеподобные образы. Жизнеподобные – это реальность, зеркально подобная жизни. Условные – это нарушения, деформация, в них есть два плана – изображаемое и подразумеваемое. Жизнеподобные – характер и тип, условные – символ, аллегория, гротеск.

Предметная классификация.

1 ступень. Детали от однословных подробностей до развернутых описаний (интерьер, пейзаж, внешность и т д.). Они статичны и фрагментарны.

2 ступень. Фабульный строй: события, поступки, настроения, стремления человека. Это динамизм и эволюция.

3 ступень. Субъектный строй: характеры, персонажи, образ автора, рассказчика, хор.

4 ступень. Образ мира.

Природа – Человек – Общество

Пейзаж портрет семья

Интерьер система среда

Экстерьер персонажей народ

Обобщенно-смысловые: мотив, топос, архетип.

Мотив – это слово или комплекс слов, которые повторяются (в творчестве писателя, группы писателей или эпохе).

Топос – обозначение места, повторяется в пределах культуры или нации (Питер. Лес, степь).

Архетип (По К. Г. Юнгу) – древнейший мифологический символ, порожденный архаическим коллективным сознанием. Пример: образ блудного сына, Каин и Авель, Агасфер, Фауст.

Внутренняя структура образа:

1) внутренняя форма слова. Пример: чернила.

2) сравнение: А=Б

3) со и противопоставление: А не равно или равно Б.

Образно все – и слово, и люди, и действие.

- Малые формы образности.

С точки зрения многих исследователей образно только то, что создано с помощью слова. Возможности и особенности слова – тема дискуссий, так возникает футуризм. Слово в художественном произведении ведет себя не так, как в обычной речи – слово начинает реализовывать эстетическую функцию помимо номинативной (назывной) и коммуникативной. Цель обычной речи – общение, дискурс, передача информации. Эстетическая функция другая, она не просто передает информацию, а создает определенный настрой, передает духовную информацию, некий сверхсмысл, идею. Само слово проявляет себя по-другому. Важен контекст, сочетаемость, ритмическое начало (особенно в стихах). Бунин: «знаки препинания – нотные знаки». Ритм и смысл совмещены. Слово в художественном произведении не имеет определенного значения как в повседневной речи. Пример: хрустальная ваза и хрустальная пора у Тютчева. Слово выступает не в своем значении. Одинаковый поток ассоциаций с автором. Хрустальная пора – описание звуков осенью. Слово в художественном контексте рождает индивидуальные ассоциации. Если совпадает авторское и твое – все запоминается, нет – нет. Любой художественный троп – отклонение от правил. Ю. Тынянов «Смысл стихового слова». «Слово – хамелеон, в котором каждый раз возникают не только разные оттенки, но и разные краски». Эмоциональная окраска слова. Слово – абстракция, комплекс значений индивидуален.

Все приемы изменения основного значения слова – тропы. В слове есть не только прямое, но и переносное значение. Определение, обычно даваемое в учебниках, не совсем полное. Томашевский «Поэтика речи». Пример: название повести Шмелева «Человек из ресторана». Сначала человек значит официант, причем используется слово, как его обычно называет клиент. Затем действие развивается, герой размышляет, что элита общества порочна. У него есть свои искушения: деньги, которые он возвращает. Официант не может жить с грехом, главное слово становится «человек» как венец природы, духовное существо. Метафора у Пушкина «Горит восток зарею новой» - и начало нового дня и появление на востоке нового мощного государства.

1. Идейно-художественный смысл заглавия пьесы. Заглавие вводят в произведение любого жанра. В чем его своеобразие в драматургии? Название пьесы не стремится к полноте охвата жизненного материала, как в эпическом произведении, где заглавие подчас как бы приглушает, вбирает его основную идею, чтобы подчеркнуть значимость изображения действительности во всей ее полноте.

Заглавие в драматургии не дает, подобно лирике, предельно обобщенного и личностного названия (вплоть до частого в поэзии отказа от заглавия). В пьесе заглавие более откровенно, целеустремленно ведет к самому зерну центрального конфликта, сгущает смысл произведения, нередко концентрируя его вплоть до афоризма, до пословицы, до «сентенции». Поэтика заглавия преломляет и общую особенность драматургии - ее двуплановость, ее символичность.

В пьесе заглавие «Лес» заведомо настраивает на оценку главного конфликта в перспективе онтологических ценностей - этот импульс затем в ходе пьесы реализуется в сквозном мотиве купли-продажи леса как житейской ситуации, как социальной коллизии смены дворянского господства купеческим, как философского осмысления «экологии души».

2. Наиболее специфичный признак жанра драмы - своеобразие в ней действия: в пьесе все реплики, монологи, диалоги, полилоги, подробности, факты, события в отдельных сценах, явлениях и актах сопрягаются в единый целостный конфликт, в сквозное «сценическое действие».

В первом же явлении пьесы «Лес», в первом же диалоге воспитанница - бесприданница Аксюша, вызванная барыней для разговора, спрашивает слугу Карпа о продаже леса госпожой: она робко надеется на приданое - то есть первые же реплики, связанные только с конкретной локальной ситуацией, а и с общей, подготавливаемой коллизией купли-продажи леса. На возможное приданое зарится недоучка-гимназист Буланов, готовый жениться по выгоде. С другой стороны, с куплей леса связывает сватовство своего сына к Аксюше купец Восмибратов, надеясь урвать лес в приданое.

3. Выразительным средством характеристики героя в драматическом произведении могут быть косвенные способы его представления - таким в 1 действии выступает письмо Несчастливцева, его комментарии всеми героями пьесы. Чтение письма племянника, рисующего его рыцарскую идеализацию «любящей тетушки» и комментарии к нему, в которых сентиментальная самоаттестация себя как благодетельницы бедного родственника-воспитанника опровергается фактом ограбления наследника, создает еще одно контрастное соотнесение, которое завязывает еще одну главную сюжетную линию пьесы: столкновение Гурмыжской и Несчастливцева.

4. Уже в 1 действии не только воссоздана обстановка в усадьбе «Пеньки», не только происходит знакомство с ее обитателями и гостями, - но подготавливается конфликт пьесы в целом: каждая реплика, каждая подробность оказывается проекцией общего конфликта пьесы. Специфика «сценического действия» в драме заключается в том, что хотя действия в ней предстают в момент их свершения, в самом ходе их - но при этом они преломляют конфликт пьесы в целом: драму отличает более сокращенный, более целеустремленный путь каждой сцены к центральной ее коллизии.

5. Если в эпическом произведении основную ткань повествовательного языка составляет авторская речь, то в образной системе драмы всегда доминирует речевая характеристика: в драматургии «для писателя художественное слово - это основное и даже единственное средство развития драматического действия. В пьесе все совершается посредством слова...» (В. Успенский).

Эта особенность драмы нашла классическое воплощение у «чародея слова» (М. Горький) Островского. Он является создателем «речевого театра», в котором «всякое прочее действие, всякая сценичность, мимика должны служить только легкой приправой литературного исполнения, действия в слове... « (И. А. Гончаров). Пьесы Островского - это не пьесы-интриги, а пьесы социально-психологических характеров, и потому речи героев обычно раскрывают не только какую-то из перипетий конфликта, но и являются средством их автохарактеристики, раскрывая их потаенную сущность, глубинные процессы их сознания, особенности их мышления, эмоций и чувств.

6. Одним из важнейших путей анализа драматического жанра является рассмотрение в нем расстановки персонажей: соотношение действующих лиц - одно из наиболее эффективных средств воплощения авторской позиции.

Осмыслим соотнесение образов в 1 и 2 явлениях - эти первые сцены пьесы явно выстроены по принципу параллелизма: здесь слуга Карп вступает поочередно в диалог с Аксюшей и Булановым, проявляя при этом принципиально различное отношение к их просьбам.

Через однозначные ситуации наглядно проявляется контрастность характеров молодых героев: бескорыстный, чистый облик Аксюши и корыстный, циничный тип Буланова. Эти диалоги проявляют в наглядном соотнесении и сюжетные линии пьесы: стремление к счастью Аксюши, погоню за богатством Буланова.

Но не только это призван проявить зачин пьесы этой «рифмой» ситуаций: Аксюша просит Карпа передать кому-то записку, Буланов повелевает слуге набить папиросы; первую просьбу Карп выполняет, хотя понимает, что она противоречит интересам барыни, вторую просьбу, несмотря на угрозу нажаловаться барыне, он отказывается выполнить.

Этот параллелизм однозначных ситуаций позволяет ярко проявить авторскую позицию: имущественное положение героев, всевластие хозяев жизни и полная зависимость от них тесно связаны с нравственными проблемами: Карп помогает Аксюше не потому, что она бедна; - ведь и Буланов беден, и не потому, что Аксюша ближе к слугам, чем Буланов, который рвется в круг богатых, - ведь и Улита тоже слуга, а Карп так шпыняет ее. Не социально-имущественное положение определяет, кому и как служит Карп, а нравственные, народные заповеди морали - и этот «ключ» к предстоящему конфликту дает прием параллелизма в расстановке персонажей.

Сцепление, соотношение, расстановка персонажей, их взаимное освещение, на котором построено 1 действие драмы, становится одним из самых важных путей раскрытия замысла пьесы в последующих актах.

7. «Сценическое действие» в пьесе выражается не только во внешнем действии, не только в высказывании, но и в умолчании, в многозначительном взгляде, красноречивом жесте, тайном побуждении - отсюда важность анализа в драматическом произведении «несловесных средств художественной выразительности», пауз, реплик в сторону, непроизвольных жестов и т.п., выражаемых ремарками.

Чрезвычайно эффективна эмоционально-смысловая нагрузка ремарок 7 явления 1 действия, в диалоге Гурмыжской и Аксюши.

Аксюша говорит «потупя глаза», «тихо»; Гурмыжская произносит свои реплики, дважды сопровождая их авторской ремаркой: «со смехом»; последнюю реплику перед своим уходом несломленная, принявшая вызов Гурмыжской Аксюша произносит, «взглянув ей в глаза».

Хотя в этом явлении героини пока не проявляются в поступках, оно насыщено «сценическим действием» - и чрезвычайно ярко суть характеров ее участниц и конфликтные узлы проявляются в ремарках.