Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Радынова музыкальное воспитание дошкольников. Радынова о.п

Радынова музыкальное воспитание дошкольников. Радынова о.п

В брошюре дается описание учебно-методического комплекта «Музыкальные шедевры», содержащего программу, методические рекомендации, систему занятий для всех возрастных групп детского сада, бесед-концертов, развлечений.
Предлагаемые конспекты сюжетных, тематических занятий, познавательных развлечений объединяют разные виды музыкальной деятельности - слушание музыки, игры, танцы, игру на музыкальных инструментах, пение.
Система формирования основ музыкальной культуры дошкольников прошла широкую экспериментальную апробацию и показала высокую эффективность. Она способствует развитию эмоций, мышления, воображения, интереса к музыке, вкуса, представлений о красоте, творческому развитию детей. Может быть использована в работе с детьми младшего школьного возраста.
Для педагогов и родителей.

.
Эффективно применение гибкой, синкретичной, вариативной структуры занятий различных видов, а также других форм приобщения ребенка к музыке в семье и повседневной жизни детского сада, объединяющих различные виды музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли игры, сказки, сюжетности, способствующих эмоциональной увлеченности детей музыкой и осознанности ее восприятия, проявлениям образного мышления и воображения, творческой активности, музыкально-эстетического сознания (эстетических эмоций, интереса к музыке, основ вкуса, идеальных представлений о красоте).

Занятия - основная форма организации, в которой решаются задачи формирования основ музыкальной культуры детей. Все виды занятий (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня развития музыкальной культуры детей. Предлагаемая подборка репертуара программы позволяет выстраивать занятия вокруг какой-либо темы, объединять их сюжетом, сказкой, игрой и облегчает варьирование их видов. Развитие образной речи детей предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. Авторская программа
Введение
Содержание программы «Музыкальные шедевры»
Принципы построения программы «Музыкальные шедевры»
Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей
Формы организации музыкальной деятельности детей
Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах
Тематический план:
1 тема: «Музыка выражает настроение, чувства, характер людей»
2 тема: «Песня, танец, марш»
3 тема: «Музыка рассказывает о животных и птицах»
4 тема: «Природа и музыка»
5 тема: «Сказка в музыке»
6 тема: «Музыкальные инструменты и игрушки»
Раздел II. Методические рекомендации
Обоснование содержания программы. Основные понятия
Методы, приемы, методика формирования основ музыкальной культуры детей
Формы организации музыкальной деятельности детей
Методическое обеспечение программы
Учебно-методический комплект по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Музыкальные шедевры»
Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Музыкальные шедевры, Авторская программа и методические рекомендации, Радынова О.П., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Деятельность - это активный процесс овладения общественым опытом, достижениями культуры. На протяжении своей жизни человек осваивает различные виды деятельности, в результате которых у него формируются психические качества и свойства личности. Некоторые из них приобретают особую значимость, протекают наиболее успешно. В избирательных отношениях, склонностях к определенным видам деятельности проявляются личностные качества человека.

Психолог А. Н. Леонтьев отмечал, что в ходе развития субъек­та отдельные виды его деятельности вступают между собой в иерархические отношения. Эти иерархии видов деятельности по­рождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности.

Развитие, умножение видов деятельности индивида приводит не просто к расширению их «каталога». Одновременно происходит центрирование их вокруг немногих, главнейших, подчиняющих себе другие. Этот сложный и длительный процесс развития лич­ности имеет свои этапы, свои стадии.

Музыка и различные виды музыкальной деятельности облада­ют специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребенка образного «словаря эмоций», позволяющего расширить представления о чувствах че­ловека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности. Пение (один из видов исполнительской музыкальной деятель­ности) способствует развитию, укреплению легких и голосового аппарата, выработке правильной осанки у детей. Музыкально-ритмические движения при систематических занятиях приобрета­ют отточенность, красоту. Игра на детских музыкальных инстру­ментах развивает слух, способствует творческому музицирова­нию и т. д.

Не случайно с давних времен музыка была важнейшим сред­ством воспитания. Она привлекает возможностью облагоражи­вания души человека, постижения им духовных ценностей, накоп­ленных людьми, приобщения к мировой музыкальной культуре. Доступность музыкальной деятельности восприятия уже в первые дни жизни ребенка позволяет начать музыкальное воспитание с раннего детства. Г_ Деятельность характеризуют действия, операции, психо­физиологические функции. В процессе деятельности ребенок осваи­вает определенные действия: практические, которые ведут к опре­деленному внешнему результату, и внутренние, психические, ко­торые составляют основное содержание психического развития (восприятие, мышление, воображение, память).

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Познание музыкального искусства ввиду специфики музыки осуществляется через эмоциональное ее восприятие. Познание музыки не ограничивается эмоциями. Осмысление эмоционально-образного содержания музыки углубляет, дифференцирует ее вос­приятие, воздействует на последующую исполнительскую или твор­ческую деятельность детей, протекающую как во внутреннем плане, так и сопровождающуюся внешними действиями.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, твор­чество, музыкально-образовательная деятельность.

Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных ин­струментах. Музыкально-образовательный вид деятельности включает в себя сведения общего характера о музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкаль­ных инструментах и т. д., а также специальные знания о способах исполнительства.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особен­ности, предполагает овладение детьми теми способами деятель­ности, без которых она неосуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Кроме того, каждый вид деятельности служит средством раз­вития какой-либо музыкальной способности. С помощью восприя­тия музыки, различения эмоциональной окраски формируется ладовое чувство. Звуковысотный слух (музыкально-слуховые представления) развивается с помощью тех видов деятельности, в которых эта способность проявляется, а именно в двух видах исполнительства - пении и игре на музыкальных инструментах по слуху. Ритмическое чувство находит выражение в первую очередь в музыкально-ритмических движениях, воспроизведении ритмиче­ского рисунка в хлопках, на музыкальных инструментах, в пении.

Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процес­се всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени - в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических дви­жениях.

В то же время в развитии музыкальных способностей, фор­мировании начал музыкальной культуры различные виды музы­кальной деятельности могут взаимозаменять друг друга. Напри­мер, звуковысотный слух может быть развит в пении или в игре на музыкальных инструментах; чувство ритма - в музыкально-ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах , в пении; ладовое чувство - в процессе восприятия музыки, в пении и т. д. Сведения о музыке и музыкальной деятельности можно давать детям в процессе восприятия, исполнительства, творчества.

Таким образом, все виды музыкальной деятельности являются средствами музыкального воспитания и развития детей.

Как уже отмечалось, восприятие предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Оно осуществляется во внутреннем плане. Опора на восприятие в других видах дея­тельности обеспечивает взаимосвязь внешних и внутренних дейст­вий, способствует музыкальному развитию детей.

Сложившиеся в процессе восприятия музыкального произведе­ния представления о его характере, изменении настроений, наибо­лее ярких выразительных средствах, с помощью которых они пере­даны, помогают ребенку найти внешние действия, адекватно выражающие музыкальный образ.

В исполнительской деятельности (пение, музыкально-ритми­ческие движения, игра на детских музыкальных инструментах) ребенок под руководством педагога пытается найти наиболее выразительные способы передачи, воплощения музыкального об­раза. В результате этого сложившиеся первоначально, в процессе восприятия музыки, представления о ней уточняются и углубля­ются. Таким образом, различные виды музыкальной деятель­ности (в данном случае восприятие и исполнительство) взаимо­обогащают друг друга. Аналогично проявляется взаимосвязь внутренних и внешних действий в творческой деятельнос­ти - в результате поиска способов воплощения замысла, по­ставленной перед ребенком творческой задачи углубляется вос­приятие музыки, пополняется арсенал исполнительских умений.

В разных видах музыкальной деятельности соотношение воспроизводящих и творческих действий бывает различным, в за­висимости от возраста детей, самого вида музыкальной деятель­ности. Восприятие музыки - это творческий процесс. Исполни­тельство требует сочетания репродуктивных и творческих действий. Творчество детей основано на освоении определенного арсе­нала исполнительских умений и навыков, а также опыте комби­нирования, переноса, применения их в новых ситуациях.

§ 2. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Для того чтобы выявить специфику видов музыкальной дея­тельности дошкольников, сравним их с аналогичными видами музыкальной деятельности взрослых.

Б. В. Асафьев определил музыкальную деятельность как триединство процессов создания музыки композитором, воспроиз­ведения исполнителем и восприятия слушателем.

Сочинение музыки (творчество) является первичным видом музыкальной деятельности взрослых, определяющим все другие виды - исполнительство и восприятие. Произведение, созданное композитором, имеет художественную ценность для других людей.

Исполнитель - посредник между композитором и слушателем. Он творчески воспроизводит нотную схему, записанную компози­тором, изучая авторские ремарки, историю создания произведе­ния. В его задачу входит поиск варианта творческой интерпре­тации произведения, наиболее близкого по духу авторскому за­мыслу. Вариантность исполнения одного и того же произведения разными исполнителями обеспечена тем, что каждый интерпрета­тор обладает своим мироощущением, интеллектом, мастерством, талантом и может проинтонировать текст по-своему. Исполнитель­ство также представляет художественную ценность для других людей.

Слушатель воспринимает произведение в интерпретации ис­полнителя. Глубина восприятия музыки зависит от качества само­го произведения, уровня исполнения и опыта слушания, куль­туры восприятия, вкусов человека.

При характеристике видов музыкальной деятельности детей схему Б. В. Асафьева (композитор - исполнитель - слушатель) нужно читать начиная с конца: ^восприятие - исполнение - творчество. Обосновывается это тем, что первичным, ведущим видом музыкальной деятельности детей является восприятие му­зыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рожде­ния. Колыбельная песня матери - первое его знакомство с музы­кой. Разнообразные музыкальные впечатления, которые ребенок получает в раннем детстве в процессе восприятия музыки, накла­дывают неизгладимый отпечаток на всю последующую музыкаль­ную деятельность. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, сопоставимы с восприятием речи взрослого в период, когда ребенок сам еще не может говорить. Отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, это же относится и к музыкальному языку.

Таким образом, восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее харак­тер, следить за развитием образа: сменой интонаций, настроений. Известный музыкант-психолог Е. В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное вос­приятие - в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкаль­ным восприятием он называет состоявшееся восприятие - про­чувствованное и осмысленное. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех зна­чений, которыми обладает музыка как искусство , как особая форма отражения действительности, как эстетический художе­ственный феномен». В противоположном случае музыка воспри­нимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и дейст­вующее на орган слуха». Важно формировать именно музы­кальное восприятие - восприятие, «адекватное музыке, ее худо­жественному смыслу».

Музыкантами-психологами доказан факт неоднозначности музыкального восприятия: каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богат­ства творческого воображения. У каждого человека образуется «личный запас ассоциаций и образов - своеобразный словарь - тезаурус».

Слово тезаурус в переводе с греческого языка означает клад, сокровище, сокровищница, хранилище. Под тезаурусом Е. В. Назайкинский подразумевает своеобразный словарь - набор закрепившихся в памяти у того или иного человека следов от прошлых впечатлений, действий и их разнообразных связей и отношений, которые могут снова оживать под воздействием ху­дожественного произведения.

Восприятие у ребенка и у взрослого неодинаково в силу различного музыкального и жизненного опыта.

Для качества восприятия имеет значение и тип нервной системы человека, наличие способности длительного сосредоточения.

Восприятие других видов искусства разными людьми также неодинаково по глубине. Известно образное высказывание В. Ф. Асмуса о восприятии литературных произведений: «Содер­жание художественного произведения не переходит - как вода, переливающаяся из кувшина в другой,- из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается са­мим читателем по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя. Деятельность эта есть твор­чество».

Музыкальное восприятие - это также активный, творческий процесс. Эмоциональное содержание музыки выражено в музы­кальных интонациях. Проводя параллели между музыкальной и словесной речью, Б. В. Асафьев указывал, что в речи, как и в музыке, всегда содержится определенный тонус звучания - гнев, ласка, привет, ужас. Он называл эту особенность речи и музыки «речью чувства». «Состояние тонового напряжения,- писал Б. В. Асафьев,- объединяет музыкальную и речевую ин­тонацию».

Смысл музыкального произведения постигается слушателем в процессе интонирования, т. е. прослеживания за эмоциональной окраской каждой музыкальной интонации. Чтобы воспринять музыкальное произведение, надо проследить за сменой интонаций, которые одновременно и образуют музыкальную форму, и несут в себе содержание. Осмысление «чувственной программы» му­зыкального произведения важно для полноценного восприятия. « Восприятие музыки детьми раннего возраста отличается не­произвольным характером, эмоциональностью.^Постепенно, с при­обретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музы­кальные звуки с жизненными явлениями, определять характер произведения. У детей старшего дошкольного возраста с обога­щением их тезауруса (жизненный опыт, опыт восприятия му­зыки, «словарь эмоций») восприятие музыки рождает более разно­образные впечатления.

Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что музыка способна вызывать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а также возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом. Неразвитое восприятие отличается поверхност­ностью. Оно может быть и у взрослого человека. Качество вос­приятия во многом зависит от вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую формируется негатив­ное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в ней чувствам с детства.

Н. А. Ветлугина в статье «Возраст и музыкальная восприим­чивость» пишет: «Развитие музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания человека, а является следствием целенаправленного воспитания». (Восприятие музы­ки.- М., 1980.-С. 240.).

Таким образом, музыкальное восприятие зависит от уровня музыкального и общего развития человека.

Известный искусствовед П. М. Якобсон указывает на то, что восприятие произведений искусства (как и предметов окру­жающей действительности) может проходить несколько ступеней: «от поверхностного, чисто внешнего схватывания очертаний и бросающихся в глаза качеств произведения до постижения сущ­ности и смысла его, раскрывающегося во всей его глубине. И движение восприятия от «поверхности» объекта к его смыслу и является как раз тем, что важно уловить для понимания этого процесса».

В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Движение от «поверхности» к смыслу в музыкальном восприятии имеет свою специфику - это путь от целостного восприятия (улавливание общего характера му­зыки, отдельных ярких деталей) к дифференцированному (выделение доминирующих средств музыкальной вырази­тельности, создающих образ) и вновь к целостному (более глубоко прочувствованное и осмысленное восприятие).

Если человек обладает развитым восприятием , он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослуши­вании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями.

В детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведе­ния стало более осмысленным, прочувствованным. Различение нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста. На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные сред­ства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает (движение, слово, игра и т. д.).

Осмысленность, дифференцированность музыкального вос­приятия проявляются в умении прослеживать смену музыкаль­ных интонаций (настроений, образов) и улавливать их соотне­сенность, соподчиненность. Можно провести аналогию с восприя­тием литературного произведения (также разворачивающегося во времени), его драматургией. В литературном произведении каж­дый образ очерчен словом, в музыкальном - интонацией. Дра­матургия литературных и музыкальных произведений во многом сходна: это наличие кульминаций, развязки (финала, итога).

Как уже отмечалось, у взрослого человека глубина восприя­тия в большей степени определяется сложившимися вкусами, предпочтениями. В дошкольном возрасте, когда эти предпочтения только формируются, важное значение приобретают качество произведений, которые слушают дети, и уровень их исполнения.

Качество музыкальных произведений, звучащих в детской аудитории, должно отвечать самым высоким требованиям худо­жественности, так как первые впечатления очень важны для всей последующей музыкальной деятельности.

От качества исполнения музыкальных произведений, адре­сованных детям, зависит их восприятие; поэтому к педагогу предъ­являются те же требования, что и к профессиональному испол­нителю. Кроме того, исполняя музыкальные произведения, педагог должен учитывать возрастные особенности и возможности детей.

Опыт слушания музыки имеет большое значение для деятельнос­ти восприятия. Однако даже чисто эмоциональное восприятие музыкального произведения в раннем детстве может быть дейст­венным, глубоким, если ребенок сосредоточенно слушает музыку, не отвлекаясь, адекватно эмоционально реагируя на ее характер. Исполнительская деятельность взрослых и детей еще более от­лична. Ребенку-дошкольнику недоступно художественное вопло­щение музыкального образа по тем же критериям, которые предъявляются к музыканту-исполнителю./Исполнительская дея­тельность детей специфична. Это посильное их возрастным воз­можностям воспроизведение элементарных мелодий (голосом, на музыкальных инструментах), музыкально-ритмических движений, которое должно отличаться выразительностью и одновременно сохранять естественность, детскую непосредственность.

Для освоения различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью, другие - с трудом. Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впе­чатления (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки, могут соотносить музыкальные образы с жиз­ненными явлениями, хорошо ориентируются в средствах музы­кальной выразительности, создающих образ (акценты, регистр, динамика, темп, мелодические интонации), могут выделять наибо­лее яркие из них, они используют опыт восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих импрови­зациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию, воспроизведению по образцу и не выполняет развивающей функции.

Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития. К детскому исполнительству вряд ли мож­но применить требование художественности, скорее, элементарной выразительности. Через него дети передают свои чувства, мысли, переживания.

Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий: повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении дети преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха, налаживание слуховокальной координации.
Танцевальные движения также разучиваются сначала в виде упражнений. Постепенно с опытом появляется выразительность движений, согласованность их с характером музыки. Для игры на музыкальных инструментах необходимо развитие слуха и чувст­ва ритма. Эти способности формируются с помощью музыкаль­но-дидактических игр и упражнений. Игра на инструментах ос­ваивается детьми постепенно: вначале это лишь воспроизведение ритмического рисунка мелодии на шумовых и ударных инстру­ментах. По мере развития слуха дети обучаются игре на звуко-высотных музыкальных инструментах - металлофоне, цитре, ар­фе, баяне и т. д. Чтобы запомнить и точно воспроизвести мелодию, ее необходимо повторить несколько раз.

Самое главное - чтобы дети не теряли интереса к музыкальной деятельности. Все упражнения, которые даются для овладения определенными навыками и умениями , должны носить игровую форму, быть образными. Здесь важны чувство меры, вариатив­ность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Слова Д. Б. Кабалевского о том, что на уроках музыки в школе не должно существовать никаких правил и упражнений, требующих многократных повторений, можно отнести и к занятиям с детьми дошкольного возраста.

Педагог должен чувствовать, видеть реакцию детей, ни в коей мере не притуплять их интерес к музыкальным занятиям и,

следовательно, к музыке.

v/Творческая деятельность детей также отличается от деятель­ности взрослых. Детское музыкальное творчество - это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка - самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, зна­ний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют вооб­ражение, интуиция, которые К. С. Станиславский назвал «сверх­сознанием». Как известно, в процессе музыкального творчества активно участвует и образное мышление.

Особенности и возможности художественного творчества детей исследовали психологи, искусствоведы, педагоги (Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлу-гина, А. В. Кенеман, В. Глоцер, Б. Джеферсон, 3. Фрейд и др.). В теории существуют два направления. Сторонники одного направления (В. Глоцер, Б. Джеферсон и др.) утверждают, что любое вмешательство педагога в процесс творчества ребенка вредит индивидуальному выражению личности. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы уберечь ребенка от ненужных воздействий со стороны и сохранить оригинальность и само­бытность его творчества. Они утверждают, что детское творчество возникает спонтанно, интуитивно и ни в каких советах взрослых дети не нуждаются. Другое направление признает интуитивность и самобытность художественного творчества детей, но считает нужным разумное влияние педагога (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, А. И. Ходькова, Т. Г. Казакова, Я. Бирзкопс, С. В. Акишев и др.).

Обобщая эти выводы, следует подчеркнуть, что вмешиваться в художественное творчество детей можно по-разному. Если научить ребенка соответствующим способам действий, положи­тельно оценить то, что он сочинил, такое вмешательство только поощряет к творчеству.

Н. А. Ветлугина обосновала идею взаимосвязи, взаимозави­симости обучения и творчества детей, теоретически и экспери­ментально доказав в своих работах, что эти процессы не противо­стоят, а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно приме­няет все то, что усвоил в процессе обучения. Творчество детей возникает на основе овладения определенными умениями и навы­ками в результате обучения. В свою очередь, обучение обога­щается творческими проявлениями детей, приобретает развиваю­щий характер." Обучение, включающее проблемные, поисковые творческие задания (начиная с младшего дошкольного возраста), раскрепощает творческие силы детей, развивает воображение, образное мышление, эмоции. В дошкольном возрасте ребенок охотно пробует свои силы в различных импровизациях. Важно создавать для этого игровые проблемные ситуации, побуждать детей к вариативным самостоятельным действиям, развивать спо­собность переноса усвоенного, применения в новых условиях, в свободной вариативной форм^_^

Таким образом, творческие импровизации обогащают процесс обучения: проблемные ситуации способствуют закреплению и сво­бодному применению усвоенного, возникновению интереса к музы­кальной деятельности.

Детское музыкальное творчество, как и детское исполнитель­ство, обычно не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успеш­ности является не художественная ценность музыкального образа , созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности.

Разработаны различные приемы педагогического воздействия на занятиях по творчеству. Детское музыкальное творчество по своей природе - синтетическая деятельность. Оно может прояв­ляться во всех видах музыкальной деятельности: в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. В пении дети чаще всего импровизируют спонтанно, в различных играх. Поют колы­бельную куклам, марш для солдатиков на одном слоге и двух-трех звуках. Они легко исполняют и задания педагога: «Спой свое имя», «Ответь на вопрос пением» и т. д. Старшие дети охотно импровизируют песни, придумывают свою мелодию на заданный текст. Они способны сочинить и мелодии, различные по характеру: веселую, маршевую, спокойную.

Дети очень любят инсценировать песни, придумывать движе­ния к хороводу. Если им не навязывать готовые движения при инсценировках, можно наблюдать самобытный, неповторимый мир образов, выраженный в движениях. Однако надо отметить, что не у всех детей это получается одинаково успешно. Некоторые дети могут действовать только по показу. Творческие задания педагога им очень нравятся, но они не способны к каким-либо ярким самостоятельным и творческим действиям. Им полезно смотреть, как творческие задания выполняют другие дети, какие движения демонстрирует педагог.

В инсценировании песен, хороводов движения подсказывает литературный текст и характер музыки. Иногда педагогу приходит­ся вначале проанализировать и обсудить с детьми характер будущих движений, чтобы они отчетливее их представили. В таких случаях движения, как и мелодии на заданный текст, чаще всего бывают стереотипные, одинаковые у всех детей. Подобная деятельность не называется творчеством, но она очень полезна для развития воображения, образного мышления. Было бы оши­бочно ограничиваться только такими заданиями. Полезнее ис­пользовать задания, в которых ребенок действительно мог бы сам придумать действия и движения для инсценирования, для тан­цевальной музыки.

Дети способны сочинять ритмические и мелодические мотивы, импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах. Например, дается задание: «Придумай марш и сыграй на деревянных палочках» или «Сыграй «дождик» на металлофоне» и т. д.

Следует еще раз подчеркнуть: все задания и упражнения должны проводиться в игровой форме, чтобы дети не ощущали ни малейшего насилия со стороны педагога, чувствовали себя свободно, непосредственно и были удовлетворены своими резуль­татами.

В музыкальной деятельности взрослых, кроме триады видов деятельности Б. В. Асафьева (композитор - исполнитель - слу­шатель), можно выделить еще два направления - музыкознание и музыкальную педагогику (Н. А. Ветлугина).

Музыкознание - это область музыкальной науки, изучающая закономерности музыкального языка, музыкальной речи в истори­ческом и теоретическом аспектах. Кроме того, оно включает в себя теорию исполнительского искусства (выявление различных направлений в исполнительстве), имеющую значение и для музы­кальной педагогики.

Музыкальная педагогика изучает наиболее эффективные пути передачи опыта подрастающему поколению, методы и педагоги­ческие условия, обеспечивающие успешность этой деятельности. Музыкальная педагогика - это и сам процесс передачи музыкального опыта детям, юношеству, студенчеству, формирования испол­нительских и творческих умений и навыков.

Можно провести некоторую аналогию музыкально-образова­тельной деятельности детей с музыкознанием, но содержание и качество этих видов деятельности различны. У детей это усвое­ние , позволяющих успешно осваивать все виды музыкальной деятель­ности: восприятие, исполнительство, творчество. Сведения о музы­ке, ее выразительных средствах углубляют восприятие. Знание различных способов воплощения музыкального образа, возмож­ных вариантов помогает практическому освоению ребенком уме­ний и навыков, способствует выразительности исполнения и твор­ческих импровизаций. Применение полученных знаний уточняет их; таким образом, они осваиваются детьми более прочно и глубоко.

Единственный вид музыкальной деятельности взрослых, кото­рый не находит аналогий в деятельности детей,- музыкальная педагогика (хотя в дошкольной музыкальной педагогике успешно применяются приемы взаимообучения детей).

Таким образом, можно провести некоторые параллели между видами музыкальной деятельности детей и взрослых, но следует помнить, что содержание этих видов деятельности в дошкольном возрасте во многом специфично.

Приведенное сопоставление отражено в схеме 2, которая со­ставлена на основе схемы Н. А. Ветлугиной.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкаль­ной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не долж­ны им осваиваться. Однако нельзя не учитывать положение психологии о ведущих видах деятельности, оказывающих влияние на развитие личности.

Если эти ведущие виды деятельности проявились в дошколь­ном детстве, нужно принимать во внимание особенности каждого ребенка и соответственно им ориентировать процесс музыкального воспитания на развитие именно его способностей, склонностей, интересов. В противном случае, как мы уже отмечали, процесс обучения сводится к «натаскиванию». Освоение навыков и умений подменяет собой решение основных задач музыкального воспита­ния и развития детей. Если обучение осуществляется без инди­видуально-дифференцированного подхода, оно перестает быть раз­вивающим.

Некоторые системы музыкального воспитания детей, сущест­вующие в разных странах, построены на использовании какого-либо вида музыкальной деятельности, который признается веду­щим.

Так, система музыкального воспитания детей, созданная современным немецким композитором Карлом Орфом, основана на развитии детского творчества. В пятитомном учебном пособии «Шульверк» (в переводе на русский язык это название озна­чает школа действия, школа творения, т. е. нацеливает на ак­тивное действие, сотворчество) К. Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование.


Схема 2

Взрослые музыканты

Дети

ТВОРЧЕСТВО

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Восприятие

специально

созданной

для слушания


Восприятие

музыки в связи с ее исполнением


Музыкально-дидактические игры

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Пение

Музыкально-ритмические движения

Игра на музыкальных инструментах

ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

ТВОРЧЕСТВО

Песенное творчество

Музыкально-игровое и

танцевальное творчество


Импровизация

на детских

музыкальных

инструментах


МУЗЫКОЗНАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Знания

характера


Специальные знания,

связанные с различными видами

музыкальной деятельности


ПЕДАГОГИКА

Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в «Шульверке».

Ритмические и мелодические упражнения и созданные на их основе варианты, сочиненные детьми, связаны с простыми хоро­водными формами, со словом - его метрической структурой, мелодико-интонационным произнесением, характером звучания (свет­лым, гулким, вязким и т. д.). Музыка «Шульверка» опирается на народные мотивы, широко представлены поговорки, пословицы, дразнилки, считалки.

К. Орф. считает наиболее сильным средством воздействия на ребенка творческие музыкально-театрализованные игры, в кото: рых объединяются пение, речь, жест, танец, игра на музыкальных инструментах. Он создал музыкальные инструменты, красиво зву­чащие, но простые, удобные для игры: ударные (мелодические и немелодические), духовые, струнные (смычковые и щипковые). Кроме того, активно используются хлопки, притопы, удары.

Таким образом, система К. Орфа построена на синтезиро­вании различных видов музыкальной деятельности (пение, дви­жение, игра на музыкальных инструментах) посредством детского элементарного музицирования.

Другой подход к музыкальному воспитанию детей мы встре­чаем в венгерской системе, автором которой является крупный венгерский композитор Золтан Кодай. В основе его системы лежит пение. Этот вид деятельности является ведущим в силу народных венгерских традиций, развития национальной певческой культуры.

Обучение детей пению проводится с использованием так назы­ваемой релятивной (относительной) системы на основе народных песен и попевок. Эта система использует вместо нот пение по ручным знакам, обозначающим не названия нот, а названия ступеней гаммы (1,2, 3-я и т. д.), которые одинаковы в любой тональности. Каждая ступень обозначается слоговым названием: йо, ле, ми, на, со, ра, ти. Кроме того, используются слоговые обозначения длительностей звуков: ти, та.

Релятивная система способствует развитию слуха, так как в пе­нии по ручным знакам воспитывается восприятие тяготения к
устойчивым звукам, ощущение тоники. Дети довольно легко овла­девают ею.

В Японии распространен метод Судзуки, построенный на приз­нании ведущей роли исполнительства, а именно игры на скрипке. Коллективное обучение детей игре на этом инструменте начи­нается с 3 лет.

Существующая в России система музыкального воспитания школьников, разработанная Д. Б. Кабалевским, построена на признании ведущей роли восприятия музыки. Другие виды музы­кальной , чтобы через исполнительство, творчество (активную деятельность, позволяю­щую выразить впечатления от музыки) дети научились глубже и тоньше воспринимать музыку, не только слушать, но и слы­шать ее.

Принцип тематизма, лежащий в основе построения программы Д. Б. Кабалевского,- это ряд взаимосвязанных между собой тем, позволяющих идти от простого к сложному, опираясь на знакомые детям понятия, музыкальные интонации, формы, виды музыки. Так, тема «Три кита» (песня, танец, марш), используе­мая в первом классе, ведет впоследствии к пониманию детьми более сложных, широких понятий песенности, танцевальности, маршевости в классической музыке.

Преемственность школы и дошкольного музыкального воспита­ния выражается прежде всего в том, что ведущим видом музы­кальной деятельности признается восприятие музыки.

Труды В. Н. Шацкой, Л. К. Шлегер, Б. В. Асафьева, Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскиной, Т. А. Вилькорейской, Е. М. Кершнер, Н. А. Метлова, А. В. Кенеман, М. А. Румер, С. Н. Беляевой-Экземплярской, Б. М. Теплова и многих других педагогов и психологов легли в основу системы дошкольного му­зыкального воспитания детей.

Н. А. Ветлугина разработала многие важнейшие проблемы музыкального воспитания детей: развития музыкальных способ­ностей, творчества, самостоятельной музыкальной деятельности, обучения пению, применения различных форм организации детской музыкальной деятельности и др. А также обобщила, система­тизировала ведущие направления исследований музыкантов-педа­гогов, психологов, создала свою школу учеников, продолживших изучение различных аспектов теории и методики музыкального воспитания детей. Среди учеников Н. А. Ветлугиной И. Л. Дзер­жинская, Я. Бирзкопс, А. Вайчене, М. Викат, Т. В. Волчанская, С. В. Акишев, Р. А. Егорова, Р. Т. Зинич, В. В. Ищук, А. Катинене, Л. Н. Комиссарова, Е. Ф. Корой, Э. П. Костина, К. А. Линкявичус, М. А. Медведева, М. Л. Палавандишвили, О. П. Радынова, А. И. Ходькова, Н. А. Чичерина, А. И. Шелепенко, С. М. Шоло-мович и др.

Развитие музыкальных способностей, основ музыкальной куль­туры детей осуществляется через все виды музыкальной деятель­ности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность). Но конечная цель музыкального воспитания детей - научить их слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту.

Вопросы и задания


  1. Охарактеризуйте содержание видов музыкальной деятельности с точки зре­ния проявления в них внутренних и внешних действий.

  2. Раскройте специфику видов музыкальной деятельности детей по сравнению с деятельностью взрослых музыкантов.

  1. Назовите ведущий вид музыкальной деятельности детей и его характерные особенности, проявляющиеся в различные возрастные периоды жизни дошколь­ников.

  1. В чем проявляется взаимосвязь обучения и творчества?

  2. Каковы особенности различных систем музыкального воспитания детей?

Российская академия музыки им. Гнесиных, 1971 год, по специальности фортепиано. квалификация солист, педагог, ансамблист

Тема кандидатской диссертации

Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультов дошкольного воспитания пединститутов (на материале музыкальной специализации) 13.00.01 - теория и история педагогики

Тема докторской диссертации

Формировнание основ музыкальной культуры у дошкольников

Курсы текущего учебного года

курс "Музыкально-театрализованная деятельность дошкольников"
уровень: бакалавриат
направление:
курс:

Лекционный курс "Теория и методика музыкального воспитания детей"
уровень: бакалавриат
направление:
курс: очное и 3 очно-заочное

Спецкурс "Культурологические основы художественного образования"
уровень: магистратура

Публикации

1. программа Музыкальные шедевры: Программа музыкального развития дошкольников, методические рекомендации и конспекты занятий в пяти частях. ТЦ «Сфера» Москва 2014г.

2. учебник Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (учебник для студентов высших учебных заведений) Рецензия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена о рекомендации данного учебного издания к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы ВПО по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» по специальностям 050703 – дошкольная педагогика и психология и 050707 – педагогика и методика дошкольного образования, Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений. В соавторстве с Комиссаровой Л. Н. Изд-во «Феникс +» Дубна 2014г. Издание второе, исправленное и дополненное. ISBN 978 -5 -9279 -0190 -6

3. примерная основная программа развития Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». (Примерная основная программа развития дошкольников «Диалог», раздел «Музыка»), Издательство «Дрофа+», 2014. ISBN 978 -5- 358-13449-2.

4. статья Музыкально-культурное развитие дошкольников. Содержание и методы. Сб.статей Международной научно-практической конференции «Роль науки в развитии общества» 17 апреля 2014 , том 1, с. 163-166. ISBN 978-5-906-763-03-7

5. статья Музыкальное воспитание детей: проблемы преемственности. Журнал. «Управление дошкольным образовательным учреждением» №8, 2014.

6. статья Интервью журналу «Управление дошкольным образовательным учреждением» (гость номера). Управление дошкольным образовательным учреждением» 2013. №1.

7. Методическое пособие Советы для родителей. Программа «Успех». Просвещение. Москва, 2012.

8. Методическое пособие Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов. Программа «Успех» с CD диском(мастер класс). Просвещение. Москва, 2012.

9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Диалог». Раздел «Музыка». Дрофа. Москва 2013 г.

10. Программно-методический комплекс Праздничные утренники и музыкальные досуги в детском саду с 3 CD-дисками. Дрофа. Москва 2013.

11. Аудио-пособие на 2 СD-дисках к программе: «Музыкальные шедевры» Музыкальная игра-сказка «Золушка». Москва. 2013.

12. Статья Технология формирования основ музыкальной и общей культуры детей раннего и дошкольного возраста. Журнал Наука и школа № 2 2013 г.

13. Статья Любовь к музыке воспитывается с детства. Журнал «Искусство в школе» № 4 2013 г.

14. Статья Диагностика уровня сформированности основ музыкальной культуры детей. Журнал “Справочник музыкального руководителя” № 6 2012.

15. статья Музыкально-художественная деятельность в детском саду. Современные проблемы и решения. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 0 (пилотный выпуск) Март 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»

16. статья Путешествие березового листочка – осенний праздник. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3 сентябрь 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»

17. статья Как Морозец дедушке помогал – рекомендации к проведению музыкального досуга. Журнал «Справочник музыкального руководителя» № 3 сентябрь 2012 г. М.: ЗАО «МЦФЭР»

18. Материалы к интернет-семинару Образовательная область «Музыка» в свете ФГТ. Журнал «Справочник музыкального руководителя» М.: ЗАО «МЦФЭР» , 2012 г.

Повышение квалификации

Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по теме "Развитие профессиональной культуры преподавателя ВУЗа" 2013 год в объёме 72 часа
Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по теме "медаобразование в профессиональной подготовке педагога-музыканта" 2011 год в объёме 72 часа
Академия ФГОУ "Академия повышения квалификации и проф. переподготовки работников образования" по программе "Теоретико-методологические основы современного художественного образования" 2009 год в объёме 216 часов

Государственные и ведомственные награды

Отраслевая награда министерства образования и науки РФ "Почётный работник высшего профессионального образования" от 26 февраля 2006 года

Достижения и поощрения

Диплом лауреата конкурса университета на лучшую научную работу за учебное пособие для студентов "Оценка знаний студентов по дисциплинам предметной подготовки", 2005 год
Диплом за участие в конкурсе посвящённом 140-летию МПГУ в номинации "Лучшее методическое обеспечение преподаваемой дисциплины", 2012 год
Диплом за участие в конкурсе учебно-методических работ в номинации "Лучший учебник" - учебник "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста", 2012 год
Автор программы музыкального развития детей "Музыкальные шедевры" с полным методическим обеспечением
Соавтор примерной основной программы дошкольного образования "Диалог"

"Музыкальное воспитание дошкольников", Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л., - это наследие Н. А. Ветлугиной. Именно поэтому в работе соблюдены основные принципы технологии, предложенные ранее Ветлугиной.

Краткая характеристика

Учебник Радыновой О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников» построен так, что многочисленные виды музыкальной деятельности находятся в тесной связи, дополняют друг друга. Под музыкальным воспитанием в детском саду авто подразумевает четко продуманный педагогический процесс, который направлен на становление творческой личности малыша посредством развития творческих способностей, воспитания музыкальной культуры.

Как планирует достигать поставленной задачи О. П. Радынова? Музыкальное воспитание дошкольников, по мнению автора, должно осуществляться через восприятие детьми различной музыки.

Специфика пособия

Учебник Радыновой, Катинене «Музыкальное воспитание дошкольников» построен так, чтобы приобретение умений, навыков, знаний стало не самоцелью, а средством формирования вкусов, интересов, потребностей, предпочтений детей. Данный курс направлен на развитие составных частей музыкального и эстетического сознания.

На чем основывается музыкальное воспитание дошкольников? Радынова, Катинене А. И. убеждены в том, что при пении, прослушивании композиций, игре на инструментах происходит формирование и развитие основных личностных способностей детей. Они предлагают то произведение, которое было предложено дошкольникам для прослушивания, оркестровать, дополнить танцевальными движениями.

На что делает акцент в своей программе О. П. Радынова? Музыкальное воспитание дошкольников, по мнению автора - это не только привитие навыков игры на различных инструментах, но и формирование у ребенка умения чувствовать каждый инструмент.

Что вкладывает в смысл этих слов Радынова Ольга Петровна? Музыкальное воспитание дошкольников сопровождается накоплением тех слов, которые характеризуют настроение, чувства, характер, предаваемые в музыке.

Осмысление «чувственности» услышанной композиции автор программы связывает с умственными операциями: сравнением, синтезом, анализом. Создание у дошкольника «словаря эмоций» позволяет расширять представления о тех чувствах, которые выражены в музыке.

Приемы деятельности

Какие обязательные приемы работы предполагает музыкальное воспитание дошкольников? Радынова О. П., Катинене А. И. предлагают использовать карточки во время занятий, а также иные дидактические пособия, способствующие формированию у детей наглядно-образного восприятия. Они выделяют несколько форм проведения музыкальных занятий: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Актуальность методики

Разные виды искусства имеют специфические средства воздействия на человека. Почему так актуально музыкальное воспитание дошкольников? Радынова, Катинене, Палавандишвили доказали воздействие этого вида искусства на ребенка с раннего детского возраста. При разработке методики они основывались на информации о том, что музыка, которую слушает мама, влияет на последующее развитие малыша, находящегося во внутриутробном периоде.

Музыкальное воспитание дошкольников Радынова, Катинене, Палавандишвили называют самым действенным средством формирования эстетического вкуса у подрастающего поколения россиян. Она имеет большую силу эмоционального действия, формирует вкусы, чувства маленького человека.

Результаты современных научных исследований говорят о том, что развитие художественных способностей, формирование основ культуры нужно начинать в раннем детстве. На этих выводах основывалась О. П. Радынова. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников, предлагаемая автором, в полной мере учитывает возрастные и индивидуальные особенности малышей.

Музыка имеет интонационную природу, подобную речи. Аналогично процедуре овладения ребенком навыками общения должно происходить и знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и эпох. Ребенок должен привыкнуть к интонации, передаваемой композитором, научиться сопереживать настроению произведения.

Что отмечает в своей методике О. П. Радынова? Методика музыкального воспитания дошкольников, предложенная автором, основывается на приобретении эмоционального опыта. Он позитивно отразится на совершенствовании мышления, воспитании чуткости к искусству, красоте.

Что дает музыкальное воспитание дошкольников? Радынова О. П. и ее соавторы убеждены в том, что только при развитии эмоций, интересов, вкусов ребенка можно рассчитывать на приобщение его к музыкальной культуре. Дошкольный возраст является особенно важным для последующего овладения ребенком основами музыкальной культуры.

Если в процессе музыкальной деятельности будет создано это станет отличной базой для последующего духовного становления. Именно поэтому так важно правильное музыкальное воспитание дошкольников. Радынова О. П. отмечает, что во время музыкального занятия важно помнить и об общем развитии подрастающего поколения.

У дошкольников есть некоторый опыт и знания о человеческих чувствах, присутствующих в повседневной жизни. Именно на их основе должно происходить музыкальное воспитание дошкольников. Радынова О. П. вместе с двумя соавторами предлагает расширять социальный опыт малышей посредством музыки.

Индивидуальность методики

Кроме нравственного аспекта, музыкальное воспитание обладает огромным потенциалом для формирования эстетических чувств у малышей. Приобщаясь к музыкальному культурному наследию, ребенок знакомится с разными сведениями о музыке, что позволяет ему впитывать культурное наследие предков.

Музыка влияет и на интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Кроме получения разных сведений о музыке, которые обладают познавательным значением, в рамках беседы происходит совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Умение образного представления и воспроизводства мелодии связано с определенными умственными операциями: сравнением, сопоставлением, анализом, запоминанием. Это позитивно сказывается на общем развитии малыша.

Одной из важнейших является эмоциональная отзывчивость на услышанную мелодию. Это позволяет развивать в подрастающем поколении определенные качества личности: доброту, сочувствие, сопереживание.

Творческая деятельность дошкольников

Одной из главных задач эстетического развития и воспитания является формирование их музыкальных способностей.

Деятельность предполагает активный процесс овладения культурными достижениями, общественным опытом. Человек в течение своей жизни знакомится с разными видами деятельности, благодаря чему у него формируются определенные личностные качества.

В деятельности дошкольников, предполагаемой в рамках музыкальных занятий, происходит совершенствование воображения, мышления, памяти, восприятия искусства.

Ребенок осваивает некие действия, которые помогут ему получить внешний результат. К примеру, при знакомстве с песней малыши слушают вступление, стараются запомнить тот момент, когда они должны петь. Прослушивание предполагает улавливание темпа, отражение эмоциональности исполнения куплетов и припева.

Действия могут быть предметными, внешними: малыш двигается, поет, дирижирует, играет на простейшем музыкальном инструменте. Кроме того в рамках музыкального занятия дошкольник учится воспринимать музыку, ощущать ее настроение, сравнивать хоровое и сольное исполнение, прислушиваться к собственному голосу.

При многократном повторении подобной методики происходит постепенное усвоение и отработка навыков. Их совокупность дает ребенку возможность справляться с новыми действиями, позволяет ему совершенствовать свои личностные качества.

Специфичность музыкального воспитания в ДОУ

В настоящее время выделяют несколько видов музыкальной деятельности малышей: восприятие, исполнительское искусство, творчество, образование.

У них есть свои разновидности, описываемые в авторской программе Радыновой О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. К примеру, восприятие музыки допускается через самостоятельную работу, а также как результат предварительной иной деятельности. Творчество и исполнительство реализуются в пении, игре на простых музыкальных инструментах, ритмичных движениях.

Музыкально-образовательная деятельность подразумевает общую информацию о музыке как отдельном виде искусства, а также определенные знания о музыкальных жанрах, инструментах, композиторах. Любой вид музыкальной деятельности, обладая специфическими особенностями, предполагает овладение дошкольниками теми способами деятельности, без которых она невозможна. Музыка способствует формированию гармонически развитой личности дошкольника. Именно поэтому важно применять все виды музыкальной деятельности, чтобы в полной мере удовлетворять заказ государства по ФГОС второго поколения.

Взаимосвязь видов деятельности по Радыновой О. П.

На основе материала Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой была создана схема, показывающая взаимосвязь компонентов музыкального воспитания дошкольников.

При восприятии музыки, имеющей разную эмоциональную окраску, происходит развитие ладового чувства.

Музыкально-слуховые представления в дошкольном возрасте развивают с использованием тех видов деятельности, которые позволяют их проявлять: игры по слуху на музыкальных инструментах, пения. Ритмическое чувство отражается в ритмичных движениях, воспроизведении с помощью хлопков ритма мелодии, в пении. Развитие эмоционального отклика на определенную музыку формируется у дошкольников в процессе любых видов музыкальной деятельности.

Как сформировать музыкальное восприятие дошкольников

Восприятие представляет собой процесс отражения явлений и предметов в коре головного мозга, оказывающих действие на анализаторы человека. Это не механическое, зеркальное отображение мозгом того, что он видит и слышит. Это активный процесс, который можно считать первым этапом мыслительной деятельности.

Восприятие музыки начинается с того момента, когда ребенок еще не включился в иные виды музыкальной деятельности, не может воспринимать другие области искусства.

Восприятие музыки является ведущим вариантом музыкальной деятельности в любых возрастных рамках дошкольного периода. Воспринимать, слушать музыку - означает отличать ее характер, следить за сменой настроений. Музыкант-психолог Е.В. Назайкинский, на которого ссылается в своей методике О. П. Радынова, предлагает отличать два термина: музыкальное восприятие и восприятие музыки. Под первым термином он подразумевает состоявшееся восприятие от музыки - осмысленное и прочувствованное.

В ином случае музыку ребенок начинает воспринимать как обычные звуки, раздражающие орган слуха. Взрослый и ребенок имеют разный жизненный опыт, поэтому и восприятие музыки у них различается. У малышей оно отличается эмоциональностью, непроизвольностью. По мере взросления, овладения навыками речи, ребенок начинает соотносить музыкальные звуки с явлениями, знакомыми ему из жизни, выявлять характер услышанного произведения.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный жизненный опыт, поэтому при восприятии музыки их впечатления гораздо разнообразнее, чем у 2-3-летних малышей.

Заключение

Качество восприятия зависит не только от возраста, но и от интересов, вкусов. Если малыш развивается в «немузыкальной» среде, у него часто формируется отрицательное отношение к классической музыке. Она не находит в нем эмоционального отклика, так как малыш с детства не привык к сопереживанию, открытому выражению своих чувств. Программа Радыновой О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. позволяет включать в воспитательный процесс не только эмоции, но и логическое мышление.

Во время первоначального прослушивания музыкального произведения ребенок постигает его смысл. При повторном звучании образ углубляется, становится более прочувствованным, осмысленным. Многократное прослушивание одного музыкального произведения способствует воспитанию творчества и музыкальности у детей дошкольного возраста.

Именно поэтому нужно формировать навыки выявления отличий в музыке с раннего детства. Каждый возрастной этап характеризуется определенными выразительными средствами, которые помогают ребенку отличать различные музыкальные стили: это игра, слово, движение. Программа предполагает получение с раннего детства разных музыкальных впечатлений, накапливание опыта восприятия искусства.

Авторы программы убеждены в том, что воспитание посредством мира искусства в детском саду является организованным педагогическим процессом, который направлен на воспитание музыкальной культуры, формирование творческих способностей дошкольников с целью развития творческой, высоконравственной личности.

Простота и логика данной методики отмечены многими воспитателями, которые апробировали ее в своей работе. Они на практике подтвердили эффективность программы, а также ее универсальность.

Учебное пособие

Для студентов факультетов дошкольного воспитания средних и высших педагогических учебных заведений

Асяйет"д

1998

ББК 74.100.5я 723 Р 15

Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы 3. А. Нефедова

Рецензенты: канд. пед. наук Е. А. Дубровская, канд. пед. наук М. А.Медведева

Радынова О. П. и др.

Р 15 Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. по­собие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 240 с. ISBN 5-7695-0182-0

Пособие содержит теоретический, музыковедческий, ме­тодический материал, раскрывающий основы работы с деть­ми дошкольного возраста.

Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с уче­том уровня развития способностей каждого ребенка.

ББК 74.100.5я 723

© Радынова О. П., Катинене А. И.,

УДК 373.21:78(075.32)
Палавандишвили М. Л., 1991! © Издательский центр «Академия», 1998
ОТ АВТОРОВ

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музы­кальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсут­ствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве ря­дом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть пе­ред ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздей­ствие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, со­вершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уров­ня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела за­висит от всего педагогического коллектива дошкольного учреж­дения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлени­ями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. По­добно процессу овладения речью, для которого необходима рече­вая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художе­ственном отношении музыку: это прежде всего классика и народ­ные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, что­бы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.

Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

§ 1. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетель­ствует множество найденных предметов с изображениями музы­кальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым сред­ством формирования личностных качеств человека, его духовно­го мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Дока­зывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стой­кость, другие же, наоборот, изнеживают.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живо­писью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя не­которыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержа­ние? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.- М.; Л., 1947. - С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состоя­ние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, ди­намику эмоционально-психологических состояний. Каждое му­зыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувствен­ную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачи­вающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц-путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подра­зумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пи­шет музыку на определенный литературный текст. В программ­ной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные про­изведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встрево­женным; шум волн-умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведе­нии, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает на­строения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспро­изведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б.В. Асафьев отме­чал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слу­шателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен ожи­вить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают доста­точным постоянством. Так, например, траурная музыка воспри­нимается всеми людьми как траурная, а нежная - как нежная. Но слушание музыки - это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкаль­ные и внемузыкальные представления в зависимости от жизнен­ного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основала выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся теми динамика регистр, т ембр, ритм гармо­ния, лад, мелодия, интонация и т. д

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например грозный ха­рактер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении сс сдержанным темпом. Нежный харак тер-спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным рит­мом Роль отдельных музыкальных средств в создании образа бывает неодинакова В каждом му?ыкальном образе доминиру­ют определенные средства выразительности

Выразительность языка музыки во многом сходна с вырази­тельностью речи Сущест вует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передан тся эмоциональные состояния человека: смех плач, тре­вога, ра цооть нежность и т д Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладав т теми же гыра- зительными возможностям

Б В Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искус­ство как интонационное искусство, специфика которого заключа етсяв том. «то оно воплощает эмоционально-смысловое содержа­ние мгзыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воп­лощается в интонациях ре |т и Речева ч интонация выражает прежде всего чувства настроения, мысли говорящего, как и му зыкальная Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью ити наличием небольших пауз, повышением вы соты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами Скорбная речь человека, как и скорб на я музыка (тихая медленная), прерываете" паузами, возгласами Б В Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях Первое - наименьшая выразительно-смысловая частица, «зер­но-интонация», «клеточка» образа Например, интонация двух нисходящих звуков с акиентом на первом (интервал малой секун цы) оЬычно выражает боль, вздох, пчач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором зву­ке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование равное протяженности музыкального произведе­ния В этом смысле музыка не сущест вует вне процесса интониро вания. Музыкальная форма есть процесс смены интонации.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание В более узком-строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т е. структура произ­ведения.

Времення я природа музыки позволяет переда знть процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы попять смысл произ­ведения, прочувствовать его. чеобходимо прослецить за развитг- ем музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа по­втор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различном Дважды пг.зтореппая под­ряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже ".слушаться, запомнить мелодию В другом случае между повто­рами зьучит контрастная тема. Роль таких псв^ороа очень вели­ка: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердите главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпи­зод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее мож­но изобразить так АР А.

Выразительное значение повтора темы увеличивайся, если она после появления нового образа (В) сама изменяется Условно ее второе появление обозначается как А. 1 В этом случае трехчаст­ная форма может быть представлена схемой А В А".

Повтор связан с другим принципом-к о н т р а с т о м.ко торый и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает вы­разить в музыке смену настроений может звучать как противопо­ставление Так, например, если первая часть была полна безз^ ^птности, зеселья, средняя часть вносит контрастный образ (тре­вога, зло и т.д). В третьей части в зависимости от того, будет п овтор точным или измененным, можно проследить за развитием оораза, за музыкальной Д1 аматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Если сама тема состоит из двух (или более) кон- 1 растных элементов или раздел фермы - из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность - - вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в со­вокупности Более сложные музыкальные ф эрмы образуются с I юмощью этих же принципов

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музы­кальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную Вокальная музыка связана со словом, по этическим текстом Ее разновидностями являются сольная, ан­самблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содер­жание выражается более обобщенно. К ее разновидностям отно­сятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народ­ной и классической музыки.

Само слово «жанр» произошло от латинского genus - род и от французского genre-род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр - это вид художественного творчества, определенным образом свя­занный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.

На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбель­ные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые свя­заны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и разви­тием профессионального музыкального искусства, создава­емого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных тра­диций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, мес­са, кантата, оратория), камерной -нецерковной, светской музы­ки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической - написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, кон­церт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профес­сиональной музыке. Эту особенность использовал Д.Б. Кабалев­ский при построении своей программы по музыке для общеобра­зовательной школы. Начиная с простых первичных жанров Д.Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкаль­ных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, со­звучных времени. Музыка И.С. Баха, во многом связанная с куль­товыми обычаями, по языку значительно отличается от романти­ческой, взволнованной музыки Ф. Шопена йот заостренной, кон­фликтной современной классической музыки.

Б.В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным слова­рем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыс- пси, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем гово­ри I ь о ее большом познавательном значении. Так, например, му- н.1ка французских клавесинистов конца XVII - начала XVIII в. (м юха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, I (ско горой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность му пики, способствовавшая возникновению произведений малых /миров - миниатюр, требовала и определенной манеры испол- и 1 шя. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен и своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716). Он ре­комендует сидеть вполоборота, лицом к публике, «избавиться от I римас на лице... с помощью зеркала, поставленного на пюпитр нишета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, ■
Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воз­действует на человека, воспитывает его чувства, формирует вку­сы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувство­вал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмо­цией тльный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средства­ми воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воз­действовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайна важен для последую- 1 него развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музы­ки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музы­кальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, му- 1Ыкально-образовательная деятельность), необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнооб­разных природных задатков развигь общие и специальные музы­кальные способности, склонности к определенным видам музы­кальной деятельности.

11риобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способство­вало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вку­сов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овла­дения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной де­ятельности бу лет сформировано музыкально-эстетическое созна­ние, это не пройдет бесследно для последующего развития чело­века, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чув­ствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, пере­дающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное вос­питание имеет большое значение для формирования у детей эсте­тических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному на­следию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произ­ведений искусства постепенно ориентирует человека в выявле­нии важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообраз­ных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, бесе­да о ней включает характеристику эмоционально-образного со­держания. Словарь детей обогащается образными словами и вы­ражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная от­зывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных спо­собностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивос­ти и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как добро­та, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только воспри­ятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,- пение, игра на музыкальных инструмен­тах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкаль­ную способность-умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности пред­полагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставле­ние, запоминание-и, таким образом, влияет не только на музы­кальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формирует­ся прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее ха­рактера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только доя музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются сле­дующие:

Развить музыкальные и творческие способности детей с уче­том возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

Сформировать начала музыкальной культуры, способство­вать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуа­ра, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.

Вопросы и задание


  1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

  2. Назовите признаки сходства музыкальной и речевой интонаций.

  3. Каковы возможности музыки в воспитании человека?