Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Методы педагогического воздействия. Методы воспитания и методы педагогического воздействия

Методы педагогического воздействия. Методы воспитания и методы педагогического воздействия

М етоды педагогического воздействия на детей

При эффективном управлении учебно-воспитательной деятельностью педагога предполагается создание здоровой творческой обстановки в детском коллективе, способствующей эффективности и качеству работы.

Авторитет педагогов в глазах детей формируется и укрепляется не призывами и нравоучениями, а практическими действиями, всем духом и стилем педагогического общения, принятым в данном учебном заведении за норму вообще и на занятиях в частности.

Правила управления детским коллективом.

С целью создания благоприятного психологического климата и улучшения взаимодействия в работе с воспитанниками, педагог должен учитывать правила управления детским коллективом:

Не начинать рабочий день с замечания или наказания (обещания наказания).

Не оценивать ребенка по целому ряду положительных или отрицательных качеств, не приклеивать ярлык – «Плохой», «Драчун», «Грубиян», «Неряха».

Ровно относится ко всем воспитанникам, не выделять ребёнка из коллектива, т.к. это формирует у него эгоизм, эгоцентризм, преувеличение своих возможностей, своенравность, капризность.

Стремится оценивать отрицательно какое-либо действие ребенка, а не личность в целом. Замечание должно касаться только проступка, а не самого ребёнка. Избегать суждений и негативных оценок, ущемляющих достоинство воспитанника, пренебрежительных высказываний в его адрес.

Реально оценивать возможности воспитанников.

Помнить, что личный пример педагога оказывает большее влияние, чем указания, советы, убеждения.

Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребёнку (нежелание или неумение педагогов договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют невольных участников - детей).

Не использовать в педагогической работе тотальный контроль. «Гиперконтроль» сочетается с защитными реакциями (аффективные проявления, суицидальные вспышки) или пассивно-защитными реакциями (замкнутость, недоверчивость, робость, покорность). К этому приводит постоянный страх наказания и отсутствие последовательности в воспитании.

Не ограничивать естественные желания и потребности ребёнка (движение, активную деятельность).

Не использовать «двойную мораль», когда педагогическое воздействие расходятся с практикой (делом).

Предупреждать детские конфликты на ранней стадии. Помнить о признаках зарождения конфликтов: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребёнка от группы, затянувшееся выяснение отношений и т.д.

Обеспечивать и поддерживать в группе воспитанников здоровый нравственно-психологический климат. Использовать в некоторых случаях эмоционального или тактильного контакта.

Использовать оптимальную тактику – вовремя заметить нежелательные поведенческие тенденции воспитанников и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путём, используя совместные занятия и игры.

Использовать преимущественно активный досуг (игры, эстафеты, трудовые поручения, спорт, КТД), а не пассивный (ТВ, музыка, компьютерные игры).

Основные методы педагогического воздействия на детей

Педагог при выборе методов воспитания должен исходить из цели и актуальных задач воспитания; учитывать возрастные, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, их социальное окружение. Существуют три группы методов педагогического воздействия на воспитанников: методы убеждения, методы упражнения и методы педагогической оценки.

1. Методы убеждения – это воздействие через слово.

Направлены на формирование взглядов, убеждений; помогают организации деятельности ребенка, формированию самооценки, регуляции поведения; стимулируют мотивы деятельности.

Индивидуальная беседа. Помогает выяснить уровень знаний и понимания ребенком норм и правил поведения. Знание возможностей ребенка, его взглядов, убеждений и привычек поможет педагогу правильно её построить.

Разъяснение, раскрытие смысла происшедшего. Необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

Просьба.

Внушение.

Суждение.

Убеждение, переубеждение. Включение ребенка в критический анализ своих поступков.

Аргументация педагога. Ставить ребёнка на позицию другого человека, спросить, чтобы чувствовал он.

Предупреждение, предостережение о последствиях поступков.

Сообщение об общепринятой культуре.

Доверие.

Открытый диалог педагога с детьми.

Дискуссия, спонтанно или специально организованная педагогом («Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она нужна каждому из нас…»)

Обмен впечатлениями, сотрудничество.

Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Использование средств массовой информации, литературы, искусства.

Инструкция (указание). Должна быть краткой и выражать суть предполагаемого задания. Педагогу стараться не употреблять сложных и длинных фраз.

2. Методы упражнения – это практически-действенное воздействие, способствует формированию поведения.

Пример для подражания является своеобразным наглядным образом. Им могут быть педагог, родитель, сказочный герой, персонаж публикации.

Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок оказывается перед выбором; создаётся ситуация успеха, в которой ребёнок может проявить себя.

Упражнение. Многократно повторяется то или иное действие. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования действия.

Привлечение ребёнка в качестве помощника.

Приучение.

Детям дается определённый образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

Постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручение повторяется, усложняется и мотивируется их общественной значимостью.

Тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки (уроки этикета, уроки общения)

Доверие. Ребенок выполняет наиболее значимые общественные поручения коллектива и педагогов, в которых он может проявить себя.

Сотрудничество.

Игра с этико-психологическими правилами («Честно играть в прятки»).

Продуктивная деятельность, вовлечение в деятельность.

Приказ к действию в особых случаях («Прекратить драку!»).

Переключение. Занятие воспитанника трудом, спортом, общественной деятельностью, рукоделием и т.д.

3. Методы педагогической оценки – это методы стимулирования. Педагогическое влияние происходит через оценочное воздействие.

а. Открытая педагогическая оценка :

- Поощрение . Активизация ребенка к выбору правильного поведенческого шага, побуждение к выполнению принятых решений.

Это одобрение вербального, мимического, пластического характера (улыбка, кивок, доброе слово).

Это подбадривание, поддержка.

Это похвала.

Это демонстрация малейшего успеха.

Это благодарность, вручение грамоты - персональное либо коллективное признание значимости сделанного ребенком.

Это материальный предмет, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (открытка, игрушка, лакомство).

Это присвоение звания – признание его существенных качеств и выражение уверенности в достоинстве личности (командир группы).

- Наказание .

Это осуждение, неодобрение педагогом и другими детьми негативного поступка (направлено на возникновение желания поступать хорошо);

Это недоверие. Коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному ребенку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждает его тем самым к самокритике.

Это лишение участия в походах, в праздничных мероприятиях, развлечений, удовольствий.

Это исключение из видов деятельности, наиболее предпочитаемых и любимых ребёнком (например: физическая активность)

Это вызов родителей.

Это замечание (наедине, перед всеми детьми, косвенное воздействие).

Это порицание.

Это выговор.

Это исключение из системы общения.

Это самооценка и самоконтроль деятельности и поведения.

Это строгий контроль в разных видах деятельности.

Средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жёсткого авторитаризма), такие средства непродуктивны.

Используя наказание как систему воздействия на личность, педагог должен помнить:

Не всякое наказание может решить поставленную задачу;

Наказание должно быть адекватно проступку; воспитанник должен знать, за что его наказали, как действовать в дальнейшем, понимать свою вину;

Наказание должно следовать непосредственно за проступком;

Наказание не должно применяться одновременно с поощрением;

Наказание не должно содержать угроз, тем более невыполнимых;

Наказания должны быть последовательными.

Запрещаются:

Коллективные наказания (просмотр фильмов, лишение прогулки и подобных режимных моментов);

Наказания трудом (исключение, если сломал мебель или испортил вещь);

Меры физического воздействия со стороны педагога;

Наказания едой;

Наказания унижением личности и ущемлением других прав.

б Скрытая педагогическая оценка .

«Я - сообщение», оглашение вслух собственного состояния и переживания («Мне стыдно, когда я слышу от тебя нецензурную брань»).

«Ты - сообщение», оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им («Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно стыдно?»)

«Естественное последствие», неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок («Разлил? – Вытирай!»)

Возложение оценочных полномочий на ребенка («Как ты расцениваешь свои действия?»)

Оттянутая во времени оценка. («Я расстроена, поговорим, когда приду в себя»)

Все методы воспитания используются комплексно и направлены на профилактику детских конфликтов, формирование сознательного нравственного поведения, положительных черт личности.

В процессе педагогической практики каждый педагог совершенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения. Особенно ценен опыт, который концентрирует в себе знания в единстве с умениями и навыками и который приобретается при условии критического анализа своей работы, осмысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельности с лучшими образцами. Кроме профессиональной подготовленности педагог должен иметь и психологическую готовность, которые вместе создают интерес к учебно-воспитательной деятельности, способствуют активности и неутомимости в труде, творческой отдаче сил, неформальной перестройке воспитательного процесса в целом во имя торжества идей гуманизма, культуры и знаний.

Литература.

Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004

Методика воспитательной работы: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л. А. Байкова, Л. К., Гребенкина, О., В., Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях: пособие для педагогов/ А.В. Роготнева. Пособие для педагогов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

Симонов В. П. Стиль взаимодействия субъектов образовательного процесса и его // Справочник заместителя директора школы. – 2009. - №6

*Методика диагностики стиля взаимодействия субъектов менеджмента в вербальных и математических показателях с графической интерпретацией результатов приведена в журнале «Стандарты и качество». 1994. №8. С.51.

Средства и методы педагогического воздействия на личность Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы. Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1. убеждение; 2. упражнения и приучения; 3. обучение; 4. стимулирование; 5. контроль и оценка. Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их следует классифицировать. Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия: 1) учебный процесс; 2) внеаудиторная, внеклассная работа; 3) семейное воспитание; 4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций; 5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам). 1. Убеждение. Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как внушение. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и нравственным обязанностям. Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом. Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоятельный стиль мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца - вот главное слагаемое успеха лекции. Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения. Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации. По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным. Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета. Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпускать педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическое руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из рук «компас». Главная задача педагога на диспуте - следить за правильностью критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте - продолжая сравнение - быть штурманом, а вести корабль должны попеременно молодые капитаны. Пример. Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем богатстве их отношений. Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и литературные герои. Педагогические требования к применению методов убеждения. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них. 1. Высокий авторитет педагога у воспитанников. 2. Опора на жизненный опыт воспитанников. Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный опыт воспитанников. 3. Искренность, конкретность и доступность убеждения. 4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с организацией разнообразной практической деятельности. 5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников 2. Упражнение и приучение. Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности. Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа убеждений: 1) упражнения в полезной деятельности; 2) режимные упражнения; 3) специальные упражнения. Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд. Режимные упражнения - это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности. Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. 3. Обучение Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов: 1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.); 2) репродуктивный метод; 3) метод проблемного изложения; 4) частично-поисковый (или эвристический) метод; 5) исследовательский метод. Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности. Репродуктивные методы обучения Объяснительно-иллюстративный метод. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д. Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами. Продуктивные методы обучения. Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены. В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии: 1) создание проблемной ситуации; 2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач; 3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки; 4) проверка решения проблемы. Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод. 4. Методы стимулирования. Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога - не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Наказание. Наказание - один из самых старейших методов воспитания. Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания. Педагогические требования к применению мер наказания следующие: 1) нельзя наказывать за неумышленные поступки; 2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного; 3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания; 4) строго соблюдать педагогический такт; 5) опора на понимание и поддержку общественного мнения; 6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

знать : основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения.

уметь : классифицировать методы воспитания.

Методы воспитания

Методы воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.

Методы воспитания условно можно разделить:

1. Методы убеждений , которые позволяют формировать мировоззрение воспитанников (внушение, повествование, инструктаж, обращение призыв и т.д.).

2. , с помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, требования, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха и т.д.).

3. Методы поощрения и наказания , которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков (поощрение, похвала, замечание, наказание, создание ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики).

Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. (Беседа по душам, диспут, разъяснение — это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность — приемы поощрения).

Методы убеждений

Эти методы являются ведущими в воспитательной работе. Методы убеждений позволяют оказывать воздействие на знания воспитанниками социальных норм и правил, формировать их мировоззрение.

1. Методы убеждений являются эффективными лишь при их систематическом применении.

2. Целесообразно использовать разнообразные формы убеждений (внушение, рассказ, диалог, инструктаж и др.).

3. Воспитательные воздействия надо направлять не только на понимание воспитанниками предъявляемого содержания, но и на эмоциональное переживание ими этого материала.

4. Эффективность применения методов убеждений во многом определяется личной убежденностью педагога в правильности произносимых им норм и ценностей, т.е. убедить других легче в том, в чем убежден сам.

5. Важно использовать методы убеждений своевременно, ориентируясь при этом на готовность (в первую очередь — физиологическую и мотивационную) воспитанника воспринимать информацию.

6. Воспитанников следует учить доказывать и отстаивать свою позицию, т.е. желать и уметь использовать свою убежденность в общении с другими.

7. В воспитательной работе необходимо сочетать метод убеждения их с другими методами (методами упражнений, поощрений и наказаний).

Методы упражнений (приучения)

Это методы управления деятельностью воспитанников, направленные на формирование единства сознания и поведения, а поскольку процесс такого формирования длительный, то результат применения данных воспитательных методов отсрочен во времени.

Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений .

1. Педагогу следует хорошо знать мотивы участия воспитанников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям.

2. Методы упражнений эффективны только при использовании их с методами убеждений, важно чтобы воспитанники знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно.

3. Положительное влияние на качественное выполнение поручений оказывают предъявляемые воспитанникам образцы поведения и примеры для подражания.

4. От несложных по содержанию дел упражнений, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют все более и более значительных волевых усилий, при этом важно, чтобы определенный уровень морально-волевого напряжения всегда сохранялся.

5. При формулировке поручения необходимо определять воспитаннику степень его личной ответственности за выполнение или невыполнение поручения.

6. Личная ответственность и стремление хорошо выполнить порученное возрастают, если поручение исходит от значимого, авторитетного человека (педагога, родителя, сверстника).

7. Нельзя недооценивать роли коллектива при формулировке индивидуальных и групповых поручений.

8. Говорить об эффективности методов упражнений можно только после систематического и длительного их применения.

9. Важно, чтобы при выполнении принятых обязательств воспитанники испытывали положительные эмоции от сознания выполненного долга и личного успеха.

Методы поощрения и наказания

Эти методы педагогического воздействия используются для того, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулировать или сдерживать определенное поведение, развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Поощрение — метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следованию общепринятым нормам поведения без использования физического воздействия, лишения ребенка чего-либо, а с помощью положительного подкрепления одобряемого поведения. Формами поощрения являются одобрение, похвала и награда .

Одобрение заключается в действиях и словах, а также в положительном отношении взрослых к детям. Оно служит для создания благоприятной атмосферы в процессе обучения, снимает тревожность, помогает ребенку не чувствовать дискомфорт даже в ситуации ошибки, способствует проявлению упорства и целеустремленности. Одобрение применяется независимо от успешности деятельности ребенка, тем самым доказывая ему, что его ценность для взрослых неизменна.

Похвала сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Похвала — это устное поощрение.При чрезмерном ее использовании ребенок может ориентироваться не на поступки, а на получение похвалы.

Награда — это поощрение за успех, вещественный подарок. Награду рекомендуется использовать в сочетании с одобрением.

Наиболее эффективно в процессе воспитания комплексное использование похвалы, одобрения и награды.

Наказание — метод воспитания, цель которого научить ребенка следовать общепринятым нормам поведения. Метод основан на лишении ребенка чего-либо, ограничении его свободы, физическом воздействии на него и т.п. До 3 лет ребенок еще не может осознать цель наказания, поэтому к нему не стоит прибегать. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей.

Отрицательные последствия наказания

1. Наказание часто не исправляет, а преображает поведение ребенка.

2. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь, он чувствует себя отвергнутым, что непосредственно сказывается на его психическом развитии.

3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям и педагогам, что приведет к конфликту.

4. Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным, эмоционально незрелым.

5. Наказание может служить ребенку средством привлечения внимания родителей и педагога к себе, и он тогда будет специально совершать проступки, чтобы получить (в данном случае хотя бы негативное) внимание.

6. Наказание неэффективно при обучении, поскольку повышает боязнь ошибок, тревожность, что сказывается на результатах обучения.

Если наказание неизбежно, то оно должно быть кратковременным и следовать непосредственно за проступком. Выбор вида наказания определяется возрастом ребенка, типом личности ребенка и родителя или педагога. В целом наказание относится к малоэффективным методам воспитания.

Методы обучения

Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также на: 1) методы приобретения новых знаний; 2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся.

Классификация включает в себя пять методов:

1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ,

работа с литературой и т. п.);

2) репродуктивный метод;

3) метод проблемного изложения;

4.) частично-поисковый (или эвристический) метод;

5) исследовательский метод .

Указанные методы подразделяются на две группы: репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2 ) продуктивную (3 и 5 методы), отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности.


Введение

Темперамент и личность

Психологические состояния человека

Приемы педагогического воздействия

Гуманизация образования

Изучение личности обучающегося в ученических коллективах

Заключение

Список литературы


Введение


Данная работа состоит из пяти разделов.

Во втором разделе раскрываются психологические состояния человека. Сделана попытка выделения критериев разделения психологических состояний, приводятся основные виды этих самых состояний.

В третьем разделе перечислены основные приемы педагогического воздействия, раскрывается само содержание понятия "педагогическое воздействие".

Четвертый раздел посвящен такому актуальному направлению в современных философии и педагогике как гуманизация. Раскрывается собственно значение данного понятия, а также то, каким образом можно рассматривать сферу образования, ее сущность с точки зрения гуманизации.

В последнем разделе содержится информация об ученическом коллективе, его влиянии на развитие личности, о способах изучения личности ученика в подобном коллективе.

Актуальность данных тем задается их практичностью, возможностью использования в реальной жизни специалиста, научного работника, педагога и психолога, а также возросшим интересом к перечисленным темам. Это подтверждает и большое количество теоретических и практических исследований, часть из которых была использована в этой работе.

Большой частью в работе использовались современные исследования, источники не старее пяти лет . Большое число понятий потребовало частых обращений к словарям по педагогике и психологии .


1. Темперамент и личность


Хорошо известно, что люди отличаются друг от друга не только уровнем достижений, свойствами личности или интеллекта, но и способами выражения своих эмоций и чувств, разными способами общения и поведения, наконец, разными приемами мыслительной деятельности. Конечно, на эти различия оказывают влияние конституциональные и нейродинамические свойства человека. Квинтэссенция же этих различий заключена в темпераменте человека.

Темперамент - "закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения" .

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Интерес к данной проблеме возник более двух с половиной тысяч лет тому назад. Он был вызван очевидностью существования индивидуальных различий, которые обусловлены особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, а также особенностями социального развития, неповторимостью социальных связей и контактов. К биологически обусловленным структурам личности относится, прежде всего, темперамент. Темперамент определяет наличие многих психических различий между людьми, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а также по целому ряду других динамических характеристик.

Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор эта проблема относится к разряду спорных и до конца не решенных проблем современной психологической науки. Сегодня существует много подходов к исследованию темперамента. Однако при всем существующем разнообразии подходов большинство исследователей признает, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента, прежде всего, различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.).

Типы темперамента с точки зрения бытовой психологии можно охарактеризовать следующим образом .

Холерик - человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко - вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник - человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно выражаются во внешнем поведении, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик - человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их. Он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик - человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства его внешне почти никак не проявляются.

Однако было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями этих типов; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в различных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.

В настоящее время к основным свойствам темперамента принято относить следующие:

Общая психическая активность индивида, суть которой заключается в тенденции человека к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней среды. Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцания до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема.

Моторный или двигательный компонент. Тесно связан с предыдущим. Ведущую роль в нем играют качества, связанные с двигательным и речедвигательным аппаратами. Этот компонент очень нагляден, он проявляет себя в движениях, речи индивида, в частности, амплитуде его движений, темпе речи, силе, резвости движений и других моторных показателях. На их основании мы чаще всего и составляем свое первое впечатление о темпераменте человека.

Эмоциональность - следующее основное свойство темперамента, представляет собой своеобразный симптомокомплекс свойств и качеств, характеризующий особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных аффектов, чувств и настроений. В качестве основных характеристик эмоциональности выделяют впечатлительность, импульсивность и эмоциональную лабильность.

Впечатлительность выражает эмоциональную восприимчивость индивида, его чуткость к эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других людей такой почвы не существует. Она в значительной мере связана с чувствительностью как сенсорной, так и эмоциональной. Поэтому у одних людей " всю кожу с сердца сдирает", а другие - "толстокожие" очень слабо реагируют на окружающее.

Импульсивность характеризует быстроту, с которой эмоция становится побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания и сознательного решения выполнить их.

Под эмоциональной лабильностью обычно понимают скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильно человек загорается и с какой быстротой он угасает.

Нередко к свойствам темперамента относят экстраверсию - интроверсию, которые связывают с силой - слабостью нервных процессов.

Реактивность. Под нею понимают уровень интенсивности реакций индивида в ответ на различные стимулы. Чем интенсивнее ответная реакция, тем выше реактивность. Индивиды с низкой реактивностью реагируют на раздражители согласно закону силы: возрастание силы раздражителя приводит к соответствующему росту интенсивности реакции. Поведение высокореактивных индивидов не подчиняется закону силы: даже при слабом раздражителе их реакция может быть значительно выше требуемой. Реактивность тем сильнее, чем выше возбудимость индивида. Установлена отрицательная связь между реактивностью и активностью индивида. Высокореактивные индивиды обычно характеризуются пониженной активностью, их деятельность мало интенсивна. Низкореактивным индивидам свойственна высокая активность.

Сенситивность как особое свойство сенсорной организации человека характеризует общий "способ чувствительности". Это означает, что cенситивность является общей, относительной устойчивой особенностью индивида. Вместе с тем, экспериментальное исследование чувствительности позволяет сделать вывод об относительной независимости абсолютной чувствительности зрительного, слухового и тактильного анализаторов. Именно поэтому индивидуальные различия между анализаторами у человека носят выраженный характер. Сами же эти различия обусловлены врожденными или наследственными особенностями морфологической организации человека. Экспериментально установлены связи между телосложением и сенситивностью. Можно полагать, что общая конституция выступает в качестве общего фактора, который объединяет все природные свойства в единое целое.


. Психологические состояния человека


Психологические состояния - "широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания" .

Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени. Сменяясь, они сопровождают жизнь человека в его отношениях с людьми, обществом и т.д.

Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью.

Целостность психических состояний проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность в целом, выражают конкретное взаимоотношение всех компонентов психики.

Подвижность психических состояний заключается в их изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).

Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства, личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой.

Психические состояния отличаются крайним многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.).

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям :

Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.

Эмоции - "особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей" .

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Аффекты - это "особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает" .

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой "состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку" .

К понятию и состоянию стресса близко и понятие "фрустрация". Сам термин в переводе с латинского означает - обман, тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Аномия - психологическое состояние:

характеризующееся чувством потери ориентации в жизни;

возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм.

Дезорганизация личности - состояние, при котором индивид не может эффективно функционировать из-за внутреннего замешательства, возникающего вследствие того, что он принимает противоречащие друг другу стандарты поведения и проявляет лояльность по отношению к разным группам.

Аутизм - болезненное состояние психики; уход индивида от контактов с окружающей действительностью и ориентация на мир собственных переживаний. Аутизм ведет к потере способности к пониманию окружающей действительности, к неадекватному поведению индивида в обществе. Различают ранний детский аутизм Каннера, аутическую психопатию Аспергера, органический аутизм и т.д.

Депрессия - болезненное состояние подавленности и заторможенности психической деятельности; состояние разочарования, приводящее к анемии.

Инерция включенности - психологическое состояние личности, характеризующееся неосвобожденностью сознания от чувств и мыслей, связанных с определенными прошлыми событиями или жизненными фактами.

Когнитивный диссонанс - по Л.Фестингеру - состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Человек стремится преодолеть когнитивный диссонанс путем изменения одного из противоречивых знаний и установления соответствия между знанием и поведенческими установками .

Ментальный конфликт - в социальной психологии - душевный конфликт:

характеризующийся состоянием фрустрации и нерешительности;

являющийся следствием неспособности индивида к действию из-за боязни усилить неблагоприятные последствия (когда все возможные альтернативы равно нежелательны).

В основе ментального конфликта лежит несогласованность ролевых ожиданий и ценностей, значительно возрастающая в периоды резких социальных изменений.

Напряжение - эмоциональное состояние индивида или группы, характеризующееся нарушенным внутренним равновесием, тревогой, беспокойством, возбужденностью. Напряжение является:

либо результатом мобилизации всех сил индивида перед совершением значимых действий;

либо результатом фрустрации, действия противоречивых мотивов, неспособности или невозможности действовать адекватным для данной ситуации образом.

Невменяемость - психическое состояние человека, характеризующееся его неспособностью отдавать отчет в своих действиях и контролировать их вследствие хронической болезни или временного расстройства психики, слабоумия и т.д.

Пассивность - бездеятельность, безучастность к окружающему. Пассивность является следствием:

социальных и индивидуальных психических факторов;

одновременного наличия стимулов, побуждающих к противоположно направленным действиям.

Потребность - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности по-разному проявляются в зависимости от ситуационных факторов. Потребности различают:

по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха;

по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др. потребности;

по функциональной роли: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические, устойчивые/ситуативные потребности;

по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.

Прострация - состояние полной физической и нервно-психической расслабленности организма, наступающее после тяжелых болезней, сильного переутомления, нервных потрясений, голодания.

Релаксация - снятие психического напряжения. Релаксация возникает как непроизвольная или произвольная реакция в результате особой работы человека над собственным психическим состоянием и связана с умением отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления.

Счастье - состояние человека, которое соответствует:

наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия;

полноте и осмысленности жизни;

осуществлению своего человеческого назначения.

Усталость - комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. Усталость характеризуется:

слабостью, вялостью, бессилием;

ощущением физиологического дискомфорта;

осознанием нарушений в протекании психических процессов;

потерей интереса к работе;

преобладанием мотивации на прекращение деятельности;

негативными эмоциональными реакциями.

Утомление - в психологии - состояние временного снижения функциональных возможностей человеческого организма вследствие интенсивной или длительной деятельности.

3. Приемы педагогического воздействия


Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность :

Убеждение;

Упражнения и приручения;

Обучение;

Контроль и оценка.

Прием воздействия - совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на :

) потребности, интересы, склонности - т. е. источники мотивации активности, поведения человека;

) на установки, групповые нормы, самооценки людей - т. е. на те факторы, которые регулируют активность;

) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

Например, беседа по душам, диспут, разъяснение, лекция - это примеры приемов убеждения.

Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения. Убеждение- - это воздействие на разум, логику человека, предполагает систему доказательств на основе жизненных примеров, логических выводов и обобщений.

Но чаще всего педагог обращается одновременно к разуму и чувствам воспитанника, сочетая убеждение и внушение, заражая воспитанника своей убежденностью и верой в успех. Но наиболее весомо можно убедить, когда воздействует слово, чувство, дело и личный пример педагога. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения следующих педагогических требований:

Высокий авторитет педагога у воспитанников (логически грамотные, убеждающие речи неуважаемого человека вызывают лишь раздражение слушателей и желание поступать наоборот, но, с другой стороны, и авторитет не поможете если в речи наблюдаются логические неточности, противоречия в рассуждениях, подтасованные примеры).

Опора на жизненный опыт воспитанников.

Искренность, логическая четкость, конкретность и доступность убеждения.

Сочетание убеждения и практического приучения.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

) Методы воздействия на источники активности направлены на формирование новых потребностей или изменение побудительной силы имеющихся мотивов поведения. Чтобы сформировать новые потребности у человека, применяются следующие приемы и средства: вовлекают его в новую деятельность, используя желания человека воздействовать с каким-то определенным лицом. При этом, вовлекая человека в новую для него, пока еще безразличную деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее выполнению - если же новая деятельность для человека слишком обременительна, то человек теряет желание и интерес к этой деятельности.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его желания, мотивы (хочет уже того, чего раньше хотел, либо перестал хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в системе иерархии мотивов. Один из приемов, который позволяет это сделать, регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация мотивов более низкой сферы (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.) осуществляется в случае неудовлетворения основных витальных потребностей человека (этот прием осуществляется и в политике, чтобы "сбить" активность многих слоев общества, создав им достаточно трудные условия для пропитания и выживания).

) Чтобы изменилось поведение человека, требуется изменить его взгляды, мнения, установки: создать новые установки или изменить актуальность существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены, деятельность распадается. Условия, которые этому способствуют: фактор неопределенности - чем выше уровень субъективной неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность деятельности. Метод создания неопределенных ситуаций позволяет ввести человека в состояние "разрушенных установок", "потери себя", и если потом показать человеку путь выхода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту установку и реагировать требуемым образом, особенно если будут произведены внушающие маневры: апелляция к мнению большинства, обнародование результатов общественного мнения в сочетании с вовлечением в организуемую деятельность. Таким образом, метод создания неопределенности позволяет произвести изменение целевых, смысловых установок и последующее коренное изменение его поведения и целей. Метод ориентирующих ситуаций, когда практически каждый человек какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации, испытал одинаковые требования к себе и к своей деятельности, как и все остальные люди из его окружения или группы, - это позволяет всем выработать одинаковое требуемое отношение к этой ситуации, изменить свое поведение в данной ситуации в требуемом направлении.

Требуемая социальная установка формируется у человека :

) если он периодически включается в соответствующую деятельность;

) многократно получает соответствующую информацию;

) если его включают в престижную, значимую для него группу, в которой эта позиция, эта установка поддерживается (например, лидеров детского движения выдвигают в актив, на престижный пост, после чего они довольно быстро усваивают требуемые администрацией установки и позиции - этот прием известен с древности и назывался "кооптация").

С целью формирования установки на требуемое отношение или оценки того или иного события, используется метод ассоциативного или эмоционального переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку, или вызвать моральную оценку, либо определенную эмоцию по поводу этого контекста,

Для того чтобы усилить, актуализировать требуемую установку, но способную вызвать эмоциональный или моральный протест человека, часто используется прием "совмещения стереотипных фраз с тем, что хотят внедрить", поскольку стереотипные фразы снижают внимание, эмоциональное отношение человека на какой-то момент, достаточный для срабатывания требуемой установки. Для изменения эмоционального состояния и отношения человека к текущим событиям эффективен прием "воспоминания горького прошлого" (обостренно вспоминая прошлые тяготы, более положительно воспринимают настоящее и будущее, возможно, кажется более оптимистичным).


. Гуманизация образования


Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия, создание условий для свободного развития каждого человека.

Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального прогресса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.

Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу - способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе "учитель - ученик" - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов работы учителя. Но это еще не все.

Закономерности гуманизации образования. Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, сформулируем закономерности гуманизации образования .

Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психические явления, отмечал С.Л.Рубинштейн, возникают в процессе взаимодействия человека с миром. А.Н.Леонтьев считал, что ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение (совместную деятельность, речевое или мысленное общение).

Чтобы овладеть достижениями материальной и духовной культуры, чтобы сделать их своими потребностями, "органами своей индивидуальности", человек вступает в определенные отношения с явлениями окружающего мира через других людей. Этот процесс и является по своим функциям процессом воспитания.

Среди гуманистических тенденций функционирования и развития системы образования можно выделить главную - ориентацию на развитие личности. Чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессионлчьное развитие личности, тем более свободным и творческим будет становиться человек.

Образование будет удовлетворять личностные запросы, если оно согласно Л.С.Выготскому, ориентировано на "зону ближайшего развития", т.е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Данная ориентация требует выдвижения таких целей образования, которые обеспечивали базисные качества, необязательно универсальные, но обязательно необходимые для развития личности в том или ином возрастном периоде.

Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий, связанных с материальной базой и кадровым потенциалом образования. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения базовой гуманитарной культуры. Этой закономерностью обусловлен культурологический подход к отбору содержания образования. В этой связи самоопределение личности в мировой культуре - стержневая линия гуманитаризации содержания образования.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно- исторических традиций народа, их единства с общечеловеческою культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает человека к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний в новообразования личности как продукты развития. Это обусловливает особую важность реализации деятельностного подхода как стратегии гуманизации технологий обучения и воспитания. Он позволяет "обратить" педагогические задачи в "личностный смысл" деятельности личности.

Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения. Данная закономерность обусловливает единство реализации деятельностного и личностного подходов.

Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Личностный подход требует включения в педагогический процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

Принцип диалогического подхода предполагает преобразование позиции педагога и позиции учащегося в личностно-равноправные, в позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, не учит, а активизирует, стимулирует стремления, формирует мотивы учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения. При этом должны соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи педагога учащимся в решении учебных задач на начальной стадии образования через постепенную активизацию учащихся к полной саморегуляции в обучении и появлению отношений партнерства между ними.

В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности образовательного процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, в выявлении (диагностике) и развитии ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Гуманизация образования в значительной степени связана с реализацией принципа профессионально-этической взаимоответственности. Готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы других людей неизбежно определяется степенью сформированности гуманистического образа жизни. Данный принцип требует такого уровня внутренней собранности личности, при котором человек не идет на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе. Личность сама может творить эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Итак, интеграция знаний о сущности гуманизации образования позволила выделить основные ее закономерности и систему взаимосвязанных с ними принципов.

5. Изучение личности обучающегося в ученических коллективах


Коллектив - это любая организованная группа людей или только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков .

Ученический коллектив - это "группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязанностях" .

Ученический коллектив как система - это:

органичная часть более сложного объединения - воспитательного коллектива, включающего, кроме детского, и коллектив педагогов-воспитателей;

относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;

скоординированное единство двух структур: официальной, складывающейся под влиянием взрослых, и неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;темперамент психологический гуманизация образование личность

Субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;

субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др.

Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

Каким образом можно проследить за изменениями развития личности в коллективе? В первую очередь через внешнюю оценку положения этого ученика в коллективе, через опросы сверстников о его роли, положении, авторитете. В этом деле большое значение имеет метод социометрии, где можно получить достаточно большой объем информации о взаимоотношениях в группах, например, такой, какой является ученический коллектив.

Помимо этого коллектив позволяет педагогу самостоятельно варьировать позиционный состав группы, назначая на ту или иную позицию того или иного ученика. Это позволяет посмотреть, как конкретная личность справляется с определенными требованиями позиционного поведения.


Заключение


В данной работе был представлен результат аналитического обзора литературы по пяти разделам.

В первом разделе рассматривался темперамент как одна из категорий психологии. Темперамент - "закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения".

Еще с древних времен было принято различать четыре основных типа темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Эти основные типы темперамента прежде всего различаются между собой по динамике возникновения и интенсивности эмоциональных состояний. Так, для холерического типа характерны быстро возникающие и сильные чувства, для сангвинического - быстро возникающие, но слабые чувства, для меланхолического - медленно возникающие, но сильные чувства, для флегматического - медленно возникающие и слабые чувства. Кроме этого, для холерического и сангвинического темпераментов характерны быстрота движений, общая подвижность и тенденция к сильному внешнему выражению чувств (в движениях, речи, мимике и т. д.).

Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны медленность движений и слабое выражение чувств.

Во втором разделе раскрываются известные психологические состояния человека. Психологические состояния - широкая психологическая категория, которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания.

Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:

в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;

в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;

в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие, либо поверхностные;

в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;

в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;

в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;

в зависимости от причин, их вызывающих;

в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.

В третьем разделе рассматривались основные методы педагогического воздействия на личность.

Методы воздействия на личность в педагогически-воспитательных целях разнообразны. Для должного функционирования педагогического процесса нужно как минимум 6 групп методов воздействий на личность:

Убеждение;

Внушение и заражение, "личный пример" и подражание;

Упражнения и приручения;

Обучение;

Стимулирование (методы поощрения и наказания, соревнование);

Контроль и оценка.

Прием воздействия - совокупность средств и алгоритм по их использованию. Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на: 1) потребности, интересы, склонности - т. е. источники мотивации активности, поведения человека; 2) на установки, групповые нормы, самооценки людей - т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на состояния, в которых человек находится (тревога, возбужденность или депрессивность и т.п.) и которые изменяют его поведение.

В четвертом разделе рассматривалась гуманизация как одно из основных направлений развития современного образования.

Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Данный социально-педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

В пятом разделе рассматривались особенности функционирования ученических коллективов и их влияние на развитие личности.

В педагогической литературе коллективом называется объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством.

Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности.

Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются отношения, отражающие единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений.

Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения.

Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.


Список литературы


1.Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. - М., 2002.

2.Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика. - М.: Академия, 2008 - 224 с.

.Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "ВЛАДОС". В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 2003. - 576 с.

.Психологический словарь / под ред. Кондакова И.М. - М., 2000.

.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2006.

.Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. - М., 2004.

.Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 576 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психологические особенности педагогического воздействия на учащихся начальных классов, общая характеристика и отражение проблемы социально-психологического обеспечения на практике. Принципы влияния учителя на младших школьников в процессе обучения.

    диссертация , добавлен 09.03.2011

    Выявление форм педагогического просвещения родителей, необходимых для повышения их активности как участников воспитательного процесса. Взаимодействие школы и семьи как условие эффективного педагогического воздействия. Деятельность социального педагога.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2013

    Понятие и разновидности темперамента. Основные типы психологического состояния человека. Рассмотрение приемов педагогического воздействия на личность. Закономерности гуманизации образования. Исследование влияния коллектива на развитие личности ученика.

    реферат , добавлен 07.05.2012

    Понятие и черты педагогического такта, его основная функция - регулирование педагогического процесса с гуманистических позиций. Концепции педагогического такта в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили. Важные качества личности учителя.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2014

    Обоснование совокупности методологических подходов и средств историко-педагогического исследования развития педагогического знания, образующих методологическую систему. Теоретико-методологическое обеспечение научных исследований по истории педагогики.

    Анализ теоретико-методологических аспектов изучения педагогического общения в психологии. Педагогический стиль учителя как характеристика педагогического общения. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспекты педагогического общения учителя.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2009

    Педагогическое общение как средство, через которое осуществляется реализация задач обучения и воспитания. Стили педагогического общения, их характеристика. Психическое развитие младшего школьника. Оценка воздействия педагогического общения на учащихся.

    курсовая работа , добавлен 08.09.2014

    Психология и структура педагогического общения. Коммуникативный аспект педагогического общения. Личность учителя в структуре педагогического образования. Характеристика формальной сторон педагогических стилей. Интерактивные технологии в образовании.

    отчет по практике , добавлен 27.11.2014