Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку? Средства музыкальной выразительности.

«Музыка и изобразительное искусство» Тема урока: «Рисуем … музыку? Средства музыкальной выразительности.

Разработка урока музыки
«Рисуем музыку. Импрессионизм в музыке и
живописи».

Тема урока: Рисуем…музыку! Импрессионизм в музыке и живописи.
1. Ф.И.О. – Хамуева Е.В.
2. Место работы – МБОУ СОШ№42
3. Должность – учитель музыки
4. Предмет – Музыка
5. Класс – 5
6. Тема и номер урока в теме – № урока 29.
Рисуем…музыку! Импрессионизм в музыке и живописи.
Раздел: “Музыка и изобразительное искусство”, № урока в разделе 14
7. Базовый учебник ­ Учебник Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская,
изд. «Просвещение»

8. Оборудование ­ проектор, ноутбук, экран, презентация со слайдами,
музыкальный инструмент фортепиано.
9. Цель урока: сформировать понимание стилистических особенностей импрессионизма, научить выделять художественные связи
между музыкой и живописью
10. Планируемые результаты:
Предметные: получить возможность научиться: работать с учебником, организовывать рабочее место. Обогатить музыкальный словарный запас
обучающихся
Метапредметные:
регулятивные ­ оценивать свои достижения на уроке
коммуникативные – овладевать способностью слушать собеседника и вести диалог, уметь вступать в речевое общение.
познавательные – отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, пользоваться учебником., развитие целостности восприятия, развитие
фантазии и творческого начала, музыкального слуха, способности обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, готовность к самообразованию, самовоспитанию.
11. Задачи:
­ образовательные (формирование познавательных УУД):
Обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения.. Научить учащихся определять стиль импрессионизма в живописи музыке. Формировать
потребность поиска ответов на возникающие вопросы.
­ воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
Воспитывать открытую личность, способную к познанию, активному действию.
­ развивающие (формирование регулятивных УУД)
Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух,
развивать способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества.
12. Тип урока: урок получения новых знаний. Вид урока: урок творчества. Ключевые слова: импрессионизм, музыкальная живопись, живописная
музыка.
13. Методы:
метод художественного, нравственно­эстетического познания музыки;
 по источникам знаний: словесные, наглядные;
 по степени взаимодействия учитель­ученик: эвристическая беседа;

 относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; собственного «я».
относительно характера познавательной деятельности: погружение, сравнение
14. Организация деятельности учащихся на уроке:
­самостоятельно определяют тему, цели урока;
­отвечают на вопросы;
­решают самостоятельно задачи;
­оценивают себя и друг друга;
­рефлектируют.
Приемы музыкальной деятельности учащихся ­ пение, активное слушание, анализ.
Музыкальный материал К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет», М.Чюрлёнис «Симфоническая поэма»,Э.Григ «Утро»,
песня «Музыка» Г.Струве, И.Исакова, песня «Возьмите в руки краски» Т.Мухаметшиной;
15. Необходимое техническое оборудование: раздаточный справочный материал по творчеству К.Дебюсси, импрессионизму,
Презентация с репродукциями картин Огюста Ренуара «Залив Мулен Гюе» («Сена близ Анера (Лодка)», «Купальня на реке»,
В.Кандинского, М.Чюрлёниса.
Вспомогательные материалы ­ краски, кисточка, листы с плотной глянцевой поверхностью, легковпитываемая бумага.
16. Структура и ход урока.
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по учебнику Музыка 5 класс, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, изд. «Просвещение».
Ход урока.
Тема четверти: «Можем ли мы увидеть музыку?»
Тема урока: «Рисуем… музыку? Импрессионизм в музыке и живописи»
­ Ребята, любите ли вы сказки?
­ Какие из них нравятся вам больше всего?
­ Знакомы ли вам сказки английского писателя Льюиса Керолла? Назовите их.
В одной из сказок Льюиса Керолла «Алиса в стране чудес» есть забавная героиня Соня и такие странные строки:
«А еще они рисовали всякую всячину всё, что начиналось на букву «М».
­ Как вы думаете, какое?
­ Правильно, музыка!
­ Подумайте, что я должна записать на доске после слова тема?
Рисуем музыку? (сл.1)
Рисовать музыку? Это так же как рисовать мысль: возможно ли вообще такое? Если возможно, то как?
Сегодня, отвечая на этот вопрос, мы попытаемся с вами не только услышать трепетные звуки музыки, но и увидеть их и даже нарисовать. (Сл.2)
На доске (зачитать):

Красок музыка полна
И живет во всех она.
Кто рисует все в себе,
Кто рисует на холсте, ­
Но везде пусть вашей кистью
Управляют чувства,
Как внутри, так и вовне.
Музыка! Что такое музыка? Можем ли мы ее увидеть? На этот вопрос попыталась ответить школьница Ира Исакова в песне «Музыка». (Сл.3)
Исполнение: «Музыка» Г.Струве, И.Исакова.
­ Было ли в песне ощущение законченности? Обычно всегда в конце песни стоит точка. Почему ее здесь нет? Подумайте.
­ Какие средства музыкальной выразительности помогают нам понять и увидеть содержание музыкального произведения?
(мелодия, лад, темп, тембр, динамика, регистр)
Оказывается между музыкой и изобразительным искусством существует тесная взаимосвязь. (Сл.4)
Сравним произведения живописи и музыки с точки зрения динамики.
­ Как вы думаете, что звучит громче (<) объект, изображенный на переднем плане или то, что составляет его фон?
­ Какой элемент музыкальной выразительности можно сравнить (уподобить) контрасту цветов в живописи? (лад).
­ За что отвечает тембр? (окраска звука). Тембр способен выражать не только разнообразие звуков, но и разнообразие цветов и оттенков.
­ Какие цвета подойдут грустной музыке? (холодные, неяркие). Для веселой? (яркие, теплые).
­ Какое графическое изображение имеет мелодия?
Людей искусства всегда волновала проблема синтеза музыки и живописи. Своеобразно творчество классика литовской музыки, композитора и
художника М.Чюрлениса (1875­1911 г.) (Сл.5)
Его картины самостоятельные живописные произведения, в которых есть все музыкальные элементы. Но переданы они графически, средствами
рисунка, пространства, красок.
Глядя на картины «Сонаты моря» Чюрлёниса, сравним мелодию с линиями в рисунке.
(Сл.6,7,8,9,10,11,12,13,14,15)
«Соната моря» (Andante) «Соната моря» (финал).(Сл.16, слушание)
­ Какое графическое изображение «мелодии» вы здесь видите?

­ Какова «динамика» произведения?

­ Какие оттенки придает произведению «регистр»? (Сл.17,18,19,20)
Обратите внимание на название репродукции «Соната моря». Следуя этому названию можно предположить что это музыкальное произведение, а уж
потом – живопись.
­ Как М.Чюрленис смог увидеть музыку?
­ Можем ли мы увидеть музыку? Каким образом? (Представить)

Я знаю очень интересную историю. Называется она­ «Тайна лондонского тумана».
Однажды в Англию приехал французский художник Клод Моне, которому очень
хотелось поближе познакомиться с этой страной, и, конечно, запечатлеть на холсте ее
красоты, культурные шедевры и природу в различное время суток. В Лондоне
он увидел прекрасное здание ­ известный собор Святого Петра, в котором похоронено
много знаменитых ученых и писателей. Пораженный его красотой, художник решил
нарисовать собор. Для этого он выбрал удобное, как ему казалось место и начал
работать. А происходило все в туманный день, ведь Лондон известен всему миру как
город туманов. В тот момент, когда творил художник, туман был очень густой, что
едва можно было рассмотреть очертания зданий. Моне в своей картине постарался
передать это явление. Когда картина была закончена, он показал ее на выставке.
Жители Лондона, увидев картину, начали смеяться. «Подумаешь, говорили они, приехал
какой­то французишка и рисует всякую чепуху! Каждый ребенок знает, что туман серый»
А как думаете вы, какого цвета туман? (Слайд 21)
А музыку можно представить и нарисовать?
Физкультминутка.(Сл.22)
Часто в своем воображении мы превращаемся в героев сказок, фильмов. Давайте сейчас попробуем превратиться в птицу. Одна из самых красивых
птиц – лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом.
Поднимите подбородок вверх, выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны. Закройте глаза.
Звучит музыка Э.Грига «Утро».
Давайте подышим как лебеди – вдох, выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь». Потом выдохните. Вдох. «Я лебедь», ­ выдох. Вдох. «Я
лебедь» ­ выдох. Шея лебедя вытянута, спина прямая, гордая. Широко раскиньте руки­крылья.
А теперь согните чуть­чуть в коленях ноги, и… резко выпрямитесь… вдох и о, чудо. Мы полетели.
Можете свободно взмахнуть крыльями. Вдох, выдох. Тело, как пушинка, лёгкое, мы его совсем не чувствуем. (Поднимаемся на носочках вверх, вниз).
Как радостно и свободно.
Чистое, голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой. Вдох, выдох. Под нами, как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и
увидеть себя. Какая красивая, гордая птица. Вдох, выдох.
Мы плавно летим. Спустимся пониже, ниже, еще ниже… вот уже близко лес, поле, дома, люди.
И вот ноги легко коснулись земли. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.
Был замечательный полет! (Присаживайтесь).
В 1874 г. Группа молодых французских художников организовала выставку своих работ. Посмотрите на некоторые картины этих художников: Клода
Моне, Камиля Писарро, Альфреда Сислея. (Слайды 23,24,25,26,27,28) Какие, на ваш взгляд, характерные черты живописи импрессионистов. Для
удобства я вам предлагаю ответить на несколько вопросов.
1)Какая техника письма преобладает на этих картинах: четкие линии или наложение мазков?
2)Есть ли четкие контуры?
3) Какая цветовая палитра является основной?


5) Тематика картин?
Ответы на все эти вопросы поместите в тетради в виде схемы, в центре которой,как Солнце, нарисуйте круг, в центре которого пока ничего не пишите.
По названию одной из увиденных вами картин, художников стали называть импрессионистами. Как вы думаете, что это за картина? Почему вы так
решили?
Желание «увидеть музыку», «связать цвет и музыку» и «услышать цвет», столь же древнее как стремление человека взлететь в небо или обрести
вечную молодость.
А может ли вообще звук иметь цвет? Одним из первых русских художник В.Кандинский (Сл.29,30,31,32,33,34) понимает, что «цвет» в
многообразии его проявлений, линий, складывающихся в различные геометрические фигуры, сам по себе рождает эмоции, создает настроение.
В.Кандинский настаивал: «Желтое, включенное в геометрические формы невыносимо, как резкий звук трубы; в красном заложено кипение и жар,
огромная сила, напоминающая о фанфарах и трубах». Подобно композитору в музыке, Кандинский стремился обрести способность свободного
выражения чувств. Он создал акварель – беспорядочное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Но,
присмотревших, пятна как бы оживают.
И пусть эти картины не всем понятны и даже загадочны, но ведь в неразгаданности искусства таится огромная всепоглощающая сила.
А теперь, я предлагаю описать ваши впечатления в синквейне. Памятка его написания на экране (Слайд 35). Тема­Импрессионизм. Напоминает правила
написания синквейна. Выслушивает и оценивает результаты написания.
А теперь мы переходим к следующему этапу нашей работы. (Работа по рядам) Картины многих импрессионистов называют музыкальными. И мы сейчас
постараемся услышать музыку картин Огюста Ренуара. 1 ряд «озвучивают» картину «Залив Мулен Гюе»», а 2 ряд ­ «Купальня на реке». (Слайды 36,37).
Третий ряд постарается решить кроссворд (раздаточный материал).
А теперь постарайтесь дать определение понятия музыкальная живопись.
Поменяем род наших занятий и попробуем выступить в роли художников. Сейчас мы послушаем музыкальные произведения Клода Дебюсси. Я заранее
не буду говорить название ­ постарайтесь найти свои варианты.
Перед вами лежат краски, кисточка и плитка. По мере прослушивания произведения, выбирайте цвета, отражающие суть и характер музыки. Наносите
краски брызгами на плитку (прослушивание «Девушка с волосами цвета льна»)
А теперь возьмите в руки бумагу и промокните вашу плитку. У вас получилась цветовая палитра ваших слуховых впечатлений.
Музыкальный импрессионизм возник несколько позже на почве, подготовленной живописью. В прослушанном вами произведении, Клод Дебюсси добился
эффекта переливания красок без смешения тембров.(Слайд 38)

Основной темой творчества импрессионистов стали картины природы, причем сиюминутное ее восприятие. Важным было показать движение воздуха,
всплеск воды, игру света и тени.
Художники­импрессионисты пользовались чистым цветом, стараясь не смешивать краски на палитре и не добавлять черных и серых тонов. Из­за
своеобразной живописной манеры, поверхность картин у импрессионистов кажется трепещущей, зыбкой, благодаря чему им удавалось передать
блеск солнечных лучей, рябь на воде, улыбку, мелькнувшую на губах человека.
Множество музыкальных полотен принадлежит Клоду Дебюсси (Сл.39), французскому композитору­импрессионисту. Живописность присутствует
уже в названиях произведениях: «Шаги на снегу», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет»
Музыка К.Дебюсси не вызывает столь конкретных представлений, тем не менее производит впечатление ярких музыкальных картин.
Клод Дебюси «Лунный свет на террасе» (слушание). Сл.40,41,42,43,44
А теперь, на основе справочного материала и ваших впечатлений, сделайте вывод, что общего между импрессионистами: художниками и
композиторами.
Предполагаемый ответ: у композиторов основным выразительным средством становится гармония, а не мелодия, подобно тому, как у художников
краска преобладает над линией.
Какую же музыку можно назвать живописной?
Давайте вернемся к началу нашего урока. После просмотра картин импрессионистов мы узнали, что туман был розовый. А теперь послушайте разгадку
лондонского тумана. Когда возбужденные лондонцы вышли на улицу, чтобы убедиться в своей правоте и еще раз посмотреть на туман, то оказалось, что
он на самом деле был розовый. Лондон­ город старых кирпичных строений. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и когда смешивается с туманом,
придает ему красную окраску.
Теперь давайте вспомним выразительные средства живописи
Каковы выразительные средства музыки?
Сравните: выразительные средства в живописи и музыке. В картинах импрессионистов основным выразительным средством является не линия, а цвет,
колорит. А что чаще всего является главным выразительным средством в музыке импрессионистов?­ Гармония.
В заключении, давайте исполним песню Т.Мухаметшиной «Возьмите в руки краски»(сл.45) Композитор Николай Мясковский так сказал о Клоде
Дебюсси «…И разве художник, в звуках воссоздающий живую природу, не великий художник, не исключительный поэт?» думаю, что вы согласитесь с
этими словами
После выше сказанного я с уверенностью могу стереть точку после названия темы «Рисуем музыку» и поставить восклицательный знак.
Подведение итогов урока. Сообщение оценок за урок.
Домашнее задание: подобрать литературное произведение, созвучное с музыкой Дебюсси «Лунный свет».
Рисуем музыку! (Сл.46)
Технологическая карта урока музыки

Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
1.Этап
мотивации
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
2. Проверка
домашнего
задания.
Проверка
усвоенного
материала
прошлого урока
3.Этап
актуализации
и
фиксирование
затруднений
Актуализация
опорных знаний и
способов действий
4.Этап
выявления
места и
причины
затруднения
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
ими целей урока
Приветствие, настрой. Можем ли
мы услышать живопись или увидеть
музыку? Зачитывает на доске
эпиграф. На эти вопросы мы
постараемся сегодня найти ответы,
но для начала, давайте вспомним
песню, которую вы учили дома.
­ Было ли в песне ощущение
законченности? Обычно всегда в
конце песни стоит точка. Почему
ее здесь нет? Подумайте.
­ Какие средства музыкальной
выразительности помогают нам
понять и увидеть содержание
музыкального произведения?
Что вы знаете о М. Чюрленисе?
В чем заключается связь музыки,
изобразительного искусства и
литературы на примере творчества
литовского художника ­ композитора
М.Чюрлёниса?
Какое графическое изображение
«мелодии» вы здесь видите?
­ В каком ладу «звучит» картина?
­ Какова «динамика»
произведения?
­ Что вы можете сказать о «темпе»?
­ Какие оттенки придает произведению
«регистр»?
Вспомним значение терминов портрет,
пейзаж, натюрморт.
Что объединяет эти понятия?
Мы с вами вспомнили, как называются
основные жанры живописи,
но я знаю очень интересную
историю. Рассказывает о написании
художником Клодом Моне картины
«Тайна лондонского тумана».
А как думаете вы, какого цвета туман?

Формируемые УУД
Познаватель­
ные
Регулятив
­ные
Коммуни­
кативные
Личност
­ные
Время
в мин.
2
Деятельность
учеников
Приветствуют
учителя.
Настраиваются на
работу на уроке.
Исполняют песню
«Музыка» Г.Струве,
И.Исакова
5
5
4
Отвечают на
вопросы.
Слушание «Сонаты
моря» финал
Устанавливать
ассоциативные
связи между
художественными
образами музыки и
произведениями
литературы,
изобразительного
искусства
Воспринимать и
анализировать
музыкальное
произведение для
постижения их
художественного
содержания
Выдвигать
версии
Анализируют
информацию,
Отвечают на
поставленный
вопрос
выделять
существенные
характеристики
объекта
Осознанно
использовать
речевые
средства в
соответст­
вии с
ситуацией
Осознавать
свои
эмоции
Развитие
эмоциональ
но­
нравственн
ой
отзывчивос
ти
Осознавать
свои
эмоции
Осознавать
целостност
ь мира и
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
Понимать
позицию
другого,
участвовать
в диалоге
Учатся
размышлять,
слушать
вопросы и
отвечать на
них.
Выдвигать
версии

Изучение нового
материала на
основе сравнения,
анализа, синтеза
информации
4­.
Введение
в тему
урока
5.Совместн
ое
открытие
новых
знаний

Какие,
В 1874 г. группа молодых французских
художников организовала выставку
своих работ. Посмотрите на некоторые
картины этих художников: Клода
Моне, Камиля Писарро, Альфреда
на ваш взгляд,
Сислея.
характерные
черты живописи
импрессионистов.
1)Какая техника письма преобладает на
этих картинах: четкие линии или
наложение мазков?
2)Есть ли четкие контуры?
3) Какая цветовая палитра является
основной?
4) Место действия всех картин?
5) Тематика картин?
По названию одной из увиденных вами
картин, художников стали называть
импрессионистами. Как вы думаете,
что это за картина? Почему вы так
решили?
Одним из первых русских художников­
импрессионистов был В.Кандинский.
Рассказывает о художнике.
А теперь, я предлагаю описать ваши
впечатления в синквейне. Памятка его
написания на экране)
Тема­Импрессионизм. Напоминает
правила написания синквейна.
Выслушивает и оценивает результаты
написания.
Переходим к следующему этапу нашей
работы. (Работа по рядам) Картины
многих импрессионистов называют
музыкальными. И мы сейчас
постараемся услышать музыку картин
Огюста Ренуара. 1 и 2 ряд
«озвучивают» картину «Залив Мулен
Гюе»», а 3 ряд ­ «Купальня на реке».
Осознавать
целостност
ь мира
развитие
умения
осмыслить
полученную
информацию
Формирован
ие умения
грамотно
строить
речевые
высказывани
я
Вырабатыв
ать
уважительн
о­
доброжела
тельное
отношение
к
одноклассн
икам
Определять
цель,
проблему
17
Строить
логическое
рассуждение с
установление
причинно­
следственных
связей
Учатся слушать и
эмоционально
откликаться на
музыку
учатся
размышлять над
содержанием
музыкального
произведения,
определять
средства
музыкальной
выразительности
высказывать
суждения о
музыке
Устанавливать
ассоциативные
связи между
художественными
образами музыки и
произведениями
изобразительного
искусства
Составление
кластера в тетради,
обмен мнениями в
парах, проверка на
экране, коррекция с
учетом изучения
справочного
материала
Формулируют тему
и цели урока.
Написание
синквейна.
Индивидуальная
работа.
Презентация
синквейнов.
Работа в группах.
Звуковой
анализ
полотна.
Презентация работ и
обмен мнениями.

Постараться решить кроссворд.
А теперь, на основе вашей творческой
работы, постарайтесь дать определение
понятия музыкальная живопись.
Поменяем род наших занятий и
попробуем выступить в роли
художников. Сейчас мы послушаем
музыкальные произведения Клода
Дебюсси. Я заранее не буду говорить
название ­ постарайтесь найти свои
варианты. Перед вами лежат краски,
кисточка, лист бумаги. По мере
прослушивания произведения,
выбирайте цвета, отражающие суть и
характер музыки. Наносите краски
мазками на лист.
Прослушивание «Девушка с волосами
цвета льна»
Музыкальный импрессионизм возник
несколько позже на почве,
подготовленной живописью. В
прослушанном вами произведении,
Клод Дебюсси добился эффекта
переливания красок без смешения
тембров. Рассказывает о картинах
К.Дебюсси. Видеозарисовка картин
природы под музыку Клода Дебюсси
«Лунный свет».
Слуховое
восприятие музыки,
воплощение в цвете
своих впечатлений
Презентация своих
работ и мнений о
названии.
Анализируют
картины, ищут
проявление
импрессионизма в
видеозарисовке
6­8 Этап
первичного
закрепления
Обеспечение
восприятия,
осмысления и
первичного
запоминания
детьми изученной
темы
А теперь, на основе справочного
материала и ваших впечатлений,
сделайте вывод, что общего между
импрессионистами: художниками и
композиторами.
Какую же музыку можно назвать
5
Работают со
справочным
материалом, делают
выводы об основных
средствах
выразительности
импрессионизма в
живописи и музыки
Анализировать
Строить
логическое
рассуждение с
установление
причинно­
следственных
связей
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
Понимать
позицию
другого,
Оценивать
степень и
способы
достижения
цели
Осознавать
свои
эмоции
Вырабатыв
ать
уважительн
о­

живописной?
Вернемся к началу нашего урока. После
просмотра картин импрессионистов мы
узнали, что туман был розовый.
Послушайте разгадку лондонского
тумана. Рассказывает.
Вспомним выразительные средства
живописи?
Каковы выразительные средства
музыки?
Сравните: выразительные средства в
живописи и музыке.
В заключении исполним песню
Т.Мухаметшиной «Возьмите в руки
краски
Подведение итогов урока.
Сообщение оценок за урок.
9.Этап
рефлексии
Инициировать
рефлексию детей по
поводу
психоэмоционального
состояния,
мотивации их
собственной
деятельности и
взаимодействия с
учителем и другими
детьми в классе.
10.Итоги
урока. Оценки
за урок
Самооценка
результатов своей
деятельности и
всего класса
11.Домашнее
задание
Домашнее задание: подобрать
литературное произведение, созвучное
с музыкой Дебюсси «Лунный свет».
3
2
2
Анализировать
Классифицировать
Сравнивать
Обобщают
полученные
представления,
отвечают

вопросы учителя
на
Сравнивают черты
импрессионизма в
живописи с музыке,
делают выводы
Исполняют хором
песню.
участвовать
в диалоге
Излагать
свое мнение
Корректиров
ать свое
мнение
доброжела
тельное
Аргументи
рованно
оценивать
свои и
других
мнение
Развитие
умения
осмыслить
полученную
информацию
формирова­7. Организация звуков в музыке вокруг главного звука – тоники.
По вертикали:
Так называют музыкальную картину, созданную симфоническим оркестром.

24 сентября -Всемирный день моря.

Море завораживает, море убивает, волнует, пугает, а ещё смешит, иногда исчезает, при случае рядится озером или громоздит бури, пожирает корабли, дарует богатствами не дает ответов; оно и мудрое, и нежное, и сильное, и непредсказуемое. Но главное — море зовёт.
Алессандро Барикко “Море-океан”

Трудно найти в природе что-либо прекраснее и величественнее морской стихии. Постоянно меняющаяся, бескрайняя, манящая вдаль, переливающаяся разными красками, звучащая, - она притягивает и завораживает, созерцать ее отрадно. Образ моря воспет поэтами, море живописали художники, мелодии и ритмы его волн легли на нотные строки произведений многих композиторов.

***

Симфоническая поэма «Море» написана К.Дебюсси почти с натуры - под впечатлением от созерцания Средиземного моря и океана, как признавался сам композитор.


Просыпается море (1часть - «От зари до полудня на море»), нежно плещутся морские волны, постепенно ускоряя свой бег, солнечные лучи заставляют море переливаться яркими красками. Далее следуют «Игры волн» — безмятежные и радостные. Контрастный финал поэмы — «Диалог ветра и моря» рисует драматическую атмосферу, в которой властвуют обе разбушевавшиеся стихии.

***

Морской пейзаж в творчестве М.К. Чюрлёниса - литовского композитора и художника , представлен в звуках и красках.



В его симфонической поэме «Море» гибко отражены причудливые изменения морской стихии, то величественной и спокойной, то мрачной и неистовой. А в цикле его картин «Соната моря», каждое из 3-х художественных полотен имеет название частей сонатной формы. Причем, художник перенес в живопись не только наименования, но и выстроил логику развития художественного материала согласно закономерностям драматургии сонатной формы.

Картина «Аллегро» полна динамики: бушующие волны, искрящиеся жемчужные и янтарные брызги, летящая над морем чайка. Загадочное «Анданте» показывает таинственный город, застывший на дне моря, медленно тонущий парусник, который остановился в руке воображаемого колосса. Величественный финал представляет суровую огромную и стремительную волну, нависшую над маленькими суденышками.


Морской пейзаж присутствует во всех существующих музыкальных жанрах. Отображение в музыке морской стихии - неотъемлемая часть творчества Н.А. Римского-Корсакова . Его симфоническая картина «Шехеразада», опера «Садко» , насыщены превосходно созданными картинами моря.

Каждый из трёх гостей в опере «Садко» поёт о своём море , и оно представляется то холодным и грозным - у варяга, то плещется таинственно и нежно в рассказе гостя из Индии, то играет сияющими бликами у берегов Венеции.


Интересно, что характеры представленных героев оперы удивительно соответствуют нарисованным ими картинам моря, а созданный в музыке морской пейзаж переплетается со сложным миром человеческих переживаний.


Андрей Петров - известный мастер кинематографической музыки. Не одно поколение кинозрителей полюбило фильм «Человек-амфибия» . Во многом своим успехом он обязан музыке, звучащей за кадром.Композитор нашел сочные средства музыкальной выразительности для создания картины загадочной подводной жизни со всеми её яркими красками, плавными движениями морских обитателей. Резко контрастируют с морской идиллией мятежные наземные звучания.

(с 0.01 до 2.53)

Прекрасное бескрайнее море поет свою вечную дивную песнь, и, подхваченная творческим гением композитора, она обретает новые грани бытия в музыке.

Только человеку, глубоко равнодушному к природе, море может показаться однообразным.
Жюль Верн

картины художника Владимира Фёдорова

Цель: Дать сравнительный анализ изображения состояний моря в литературе на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», изобразительном искусстве на примерах картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал», музыке на примерах фрагментов оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова.

Задачи:

  1. познакомить с произведениями художников Н.Рериха, И.Айвазовского, композитора Н.А.Римского-Корсакова;
  2. развивать эстетическое восприятие и понимание красоты природы в произведениях изобразительного искусства и музыки;
  3. обучать анализу содержания и художественных особенностей рекомендуемых картин, музыкальных произведений;
  4. воспитывать любовь к природе и произведениям искусства.

Оборудование:
Портрет Н.А. Римского-Корсакова.
Фонохрестоматия – образ моря (фрагменты из оперы «Садко», сюиты «Шехерезада» Н.А. Римского-Корсакого).
Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (с иллюстрациями).
Репродукции картин Н.Рериха «Заморские гости», И.Айвазовского «Девятый вал».
Геометрические фигуры.

Ход урока

I. Организационный момент (цвет настроения).
II. Изучение нового.
III. Выставка.
IV. Итог (цвет настроения).

В начале урока ребятам раздаются 3 цвета настроения (красный – радостное, желтый – равнодушное, синий – грустное). Каждый должен выбрать один цвет своего настроения и передать учителю. Подсчитывается количество соответствующих цветов в начале и в конце урока.

Учитель:
– Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в увлекательное путешествие. А чтобы путешествие состоялось, нам нужно набрать команду на волшебный корабль (из геометрических фигур дети складывают кораблик).

– Ребята, кто из вас был на море? Какое море вы видели? Чем оно вам запомнилось? (Ответы детей.)

Наше путешествие будет проходить по морю знаний и команда должна быть готова к различным неожиданностям и приключениям. А капитанами на этом корабле будем мы, педагоги.

Итак, мы отправляемся в путь, но недалеко от берега нас останавливает грозный царь Нептун, повелитель морей и океанов.

Учитель рисования:

Море – кто не восхищался им, когда стоял на берегу и смотрел в его бесконечную даль. Слыша легкий плеск волны или мощный шум огромного вала, тысячами искр разбивающегося о крутые скалы и камни берега, поневоле вспоминаешь сказочных персонажей – чудо-кита, русалок, золотую рыбку…

Давайте обратимся немного к литературе. Послушайте отрывок и скажите, из какой это сказки:

Вот пошел старик к синему морю,
Видит, море разыгралось… (Ответы детей.)

Опишите состояние моря в этом отрывке, какое настроение оно передает, какими красками можно передать? (Ответы детей.)

Учитель музыки:

– Ребята, а скажите, можно ли музыкой передать образ моря? (Ответы детей.) А вы любите сказки?

– Я хочу вам рассказать про одного замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. (Кто такой композитор?) Н.А. Римский-Корсаков родился 18 марта 1844 г. В 6 лет маленький Ника начал заниматься музыкой, но в душе мечтал стать моряком, с увлечением читал книги о мореплавателях. И когда Нике исполнилось 12 лет, отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. По окончании морского корпуса Ника отправляется в кругосветное плавание на клипере «Алмаз». Плавание продолжалось 3 года. За это время он увидел много стран, набрался новых впечатлений, полюбил еще больше море, которое не раз изображал в своих произведениях. А во время плавания читал сказки, которые любил с детства. Сам композитор говорил: «В сущности, мой род – это сказка, былина и непременно русские». Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра Садко с океаном-морем. И сейчас мы с вами послушаем фрагменты из музыкальной картины «Садко».

– А пока будет звучать музыка, выберите репродукцию картины, которая соответствует настроению прослушанного вами произведения (дети слушают фрагмент и выбирают подходящую репродукцию).

Проводится беседа с детьми:

  • Какая музыка по характеру?
  • Как композитор передает образ моря, какое здесь развитие?
  • Каким образом композитор сумел выразить то или иное чувство в музыке?
  • Какие средства музыкальной выразительности вам известны? (Темп, лад, тембр, мелодия, ритм, динамика звука.)

Затем беседу проводит учитель рисования:

  • Что ребята видят на картине?
  • Какие здесь используются художественные выразительные средства?
  • Какая природа, какое небо?

(Учащиеся красками изображают состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи.)

– А теперь, ребята, вспомните, как стало меняться состояние моря дальше в сказке А.С.Пушкина.

Вот идет он к синему морю
Видит на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так воем и воют. (Ответы детей.)

– Изменилось ли ваше настроение?

Учитель музыки:

– Ребята, сейчас мы с вами прослушаем еще один фрагмент из замечательной сюиты (музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом ) «Шехерезада», картина моря с плывущим по нему кораблем Синдбада-морехода (слушание в записи).

  • Какая музыка по характеру в этом фрагменте?
  • Какими музыкальными средствами композитор передает образ спокойного и бурного моря?
  • Какой фрагмент вам больше понравился и почему?
  • Какое настроение, впечатление у вас создалось после прослушанных фрагментов?

Учитель рисования:

– Пока звучит музыка, вам необходимо выбрать репродукцию еще одной картины, которая будет соответствовать настроению прослушанного вами произведения (дети выбирают репродукцию картины И.К.Айвазовского «Девятый вал»).

– Художников, которые в своем творчестве главной темой выбрали море, называют маринистами , а картины с морскими видами – маринами . Знаменитым русским маринистом был Иван Константинович Айвазовский. Тихая гладь моря, отражение луны, бушующие волны, огненные отблески молнии, мощные раскаты грома – все это с удивительной точностью запечатлел художник. Когда мы смотрим на картины Айвазовского, то ощущаем дыхание моря, звуки, шум волн (учащиеся красками изображают то состояние моря, которое они увидели на картине и услышали в записи).

В конце урока проводится выставка рисунков.

Итог: С детьми всего класса проводится рефлексия.

Ребята снова выбирают цвет соответствующего настроения после проведенного урока.

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи это рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово — это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического — игра актеров.

У музыки свой особенный язык — язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства: регистр, мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура и метр.

Разные элементы музыкального языка (высота, долгота, громкость, окраска звуков и т.д.) помогают композиторам выражать различные настроения, создавать разные музыкальные образы. Эти элементы музыкального языка также называют средствами музыкальной выразительности. Рассмотрим их подробнее.

Мелодия

Это основа любого музыкального произведения, его мысль, его душа. Без мелодии музыка немыслима. Мелодия может быть разной — плавной и отрывистой, весёлой и грустной.

Регистр

Регистр – это часть диапазона, определенная высота звучания голоса или музыкального инструмента.

Различают:

— высокий регистр (легкое, воздушное, прозрачное звучание),
— средний регистр (ассоциации с голосом человека),
— низкий регистр (серьезное, мрачное или юмористическое звучание).

Ритм

В любой музыке, в любой песенке кроме мелодии очень важен ритм. Всё в мире имеет ритм. Наше сердце — сердечный ритм; есть ритмы мозга, есть суточный ритм — утро, день, вечер и ночь. Смена времён года — это ритм планеты.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков. Хорошо понятен ритм в разных танцах. Все понимают, о каком ритме идет речь, когда говорят: в ритме вальса, марша, танго.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков, а не мелодия. Он влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт музыкальному произведению лиричность. Прерывистый ритм создает ощущение тревоги, взволнованности.

Таким образом, ритм – это последовательность звуков одинаковой или разной длительности.

Разные по длительности звуки объединяются в ритмические группы, из которых складывается ритмический рисунок произведения.

Виды ритмических рисунков

Повторение одинаковых длительностей в произведениях медленного или умеренного темпа создает спокойный, уравновешенный образ.

В произведениях быстрого темпа — этюдах, токкатах, прелюдиях – повторение одинаковых длительностей (часто встречаются шестнадцатые длительности) придает музыке энергичный, активный характер.

Чаще встречаются ритмические группы, объединенные нотами разной длительности. Они образуют разнообразные ритмические рисунки.

Реже встречаются следующие ритмические фигуры:

  • Пунктирный ритм (характерен для марша, танца) — обостряет, активизирует движение.
  • Синкопа — перемещение акцента с сильной тактовой доли на слабую. Синкопа создает эффект неожиданности.
  • Триоль — деление длительности на три равные части. Триоли придают легкость движению.
  • Остинато – многократное повторение одной ритмической фигуры.

Размер

Чтобы записать ритм на бумаге, используют так называемый музыкальный размер. С его помощью музыканты понимают, с каким ритмом и темпом необходимо играть музыку. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти и т. д. Чтобы точно соблюдать ритм, музыкант при разучивании новой мелодии должен считать: раз и, два и.. . И так далее, в зависимости от размера.

Темп

Это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает быстрый, медленный и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире. Например, быстрый темп — аллегро, престо; умеренный темп — анданте; медленный — адажио.

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные, определённые размеры, и поэтому они легко узнаваемы на слух: у вальса — три четверти, у быстрого марша — две четверти.

Лад

В музыке существуют два контрастных лада — мажор и минор. Мажорная музыка воспринимается слушателями, как светлая, ясная, радостная, а минорная — как печальная и мечтательная.

Тембр

  1. Высокий — сопрано, тенор.
  2. Средний — мeццо-сопрано, баритон.
  3. Низкий — альт, бас.

Хор — большой коллектив певцов (не менее 12 человек), подобный оркестру в инструментальной музыке.

Типы хора:

  • мужской (плотный, яркий тембр),
  • женский (теплый, прозрачный тембр),
  • смешанный (полнозвучный, богатый, яркий тембр),
  • детский хор (светлый, легкий тембр).

Группы инструментов симфонического оркестра

Инструменты в оркестре распределяются по своим семьям — музыканты называют их оркестровыми группами. Их в оркестре четыре:
— Струнные инструменты
— Деревянные духовые инструменты
— Meднные духовые инструменты
— Ударные инструменты

Динамика

Динамика — это степень громкости исполнения музыкального произведения.

Приглушенная динамика связана со спокойными, светлыми, либо щемящими грустными настроениями. Сильная динамика выражает энергичные, активные либо напряженные образы.

Основные обозначения динамических оттенков:

  • Piano pianissimo — ppp — предельно тихо
  • Pianissimo — pp — очень тихо
  • Piano — p — тихо
  • Mezzo piano — mp — не очень тихо
  • Mecco forte — mf — не очень громко
  • Forte — f — громко
  • Fortissimo — ff — очень громко
  • Forte fortissimo — fff — предельно громко

Обозначения изменения силы звучания:

Crescendo — cresc. — усиливая
Sforzando — sforc., sfc., sf.- внезапно усиливая
Subito forte — sub.f. — внезапно громко
Diminuendo — dim. — уменьшая, ослабляя звук
Decrescendo -decresc. — ослабляя
Smorzando — smorc. — замирая
Morendo — morendo — замирая

Нарастание динамики связано с усилением напряжения, подготовкой кульминации. Динамическая кульминация — это вершина нарастания динамики, высшая точка напряжения в произведении. Ослабление динамики рождает ощущение разрядки, успокоения.

Метр

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере (верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра

    • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
    • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
    • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
    • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
    • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
    • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
  • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38).
  • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
  • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
  • Марш — 44 , пунктирный ритм.

Гармония

В переводе с греческого harmonia означает созвучие.

Гармония – это объединение звуков в различные созвучия (аккорды) и их последовательности.

Главный элемент гармонии — это аккорд – одновременное сочетание трех и более разных по высоте звуков.

Виды аккордов:

По количеству звуков:
— Трезвучия – аккорды из трех звуков. Виды трезвучий: мажорное, минорное, уменьшенное, увеличенное.
— Септаккорды – аккорды из четырех звуков и т.д.

По интервальному строению:
— аккорды секундового строения (кластеры)
— аккорды терцового строения (трезвучие, септаккорд)
— аккорды квартового строения (квартаккорды)
— аккорды квинтового строения (квинтаккорды).

В классической музыке гармония благозвучна (опирается на консонансы), в основном используются аккорды терцовой структуры.

В современной музыке гармония может звучать резко (такие резкие созвучия называются диссонансами), бывает весьма сложной, широко используются необычные созвучия – одновременное сочетание секунд, кварт, квинт и других интервалов.

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка).
Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса.
Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением.
Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

Основные виды полифонии

  • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
  • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом. Основные виды фактуры:
    Формы имитационной полифонии:
  • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
  • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
  • Фуга — многоголосное полифоническое произведение, в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
  • Фугетта (ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

Штрихи

Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения.

  • Legato - (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
  • Staccato - (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
  • Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.
Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.
Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?
  • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
  • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма, без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.

  • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
  • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
  • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий голос или «голос» музыкального инструмента.
К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.
Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.