Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Портретная характеристика: Морозка и Мечик. Фадеев А.А

Портретная характеристика: Морозка и Мечик. Фадеев А.А

- 88.00 Кб

Гвозди бы делать из этих людей –

Крепче бы не было в мире гвоздей…

(Н. Тихонов. «Баллада о гвоздях»)

Вступление

Революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.

Надо также иметь в виду, что Октябрьская революцияважнейший этап в истории человечества – породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.

Со всей своей страстью писателя-коммуниста и революционера А.А. Фадеев стремился приблизить светлое время коммунизма. Эта гуманистическая вера в прекрасного человека пронизывала самые тяжелые картины и положения, в которые попадали его герои.

Для А.А. Фадеева революционер не возможен без этой устремленности в светлое будущее, без веры в нового, прекрасного, доброго и чистого человека.

Фадеев писал роман "Разгром" в течение трех лет с 1924 по 1927 годы, когда многие писатели писали хвалебные произведения о победе социализма. На этом фоне Фадеев написал, на первый взгляд, невыгодный роман: в ходе гражданской войны партизанский отряд был разгромлен физически, но морально он победил врагов своей верой в правильность выбранного пути. Мне кажется, Фадеев написал этот роман таким образом, чтобы показать, что революцию защищает не оголтелая толпа оборванцев, громящая и сметающая все на своем пути, а мужественные, честные люди, воспитавшие в себе и других нравственного, гуманного человека.

Если брать чисто внешнюю оболочку, развитие событий, то это действительно история разгрома партизанского отряда Левинсона. Но А.А. Фадеев использует для повествования один из самых драматических моментов в истории партизанского движения на Дальнем Востоке, когда объединенными усилиями белогвардейских и японских войск были нанесены тяжелые удары по партизанам Приморья.

Можно обратить внимание на одну особенность в построении «Разгрома»: каждая из глав не только развивает какое-то действие, но и содержит полную психологическую развертку, углубленную характеристику одного из действующих лиц. Некоторые главы так и названы по именам героев: «Морозка», «Мечик», «Левинсон», «Разведка Метелицы». Но это не значит, что эти лица действуют только в этих главах. Они принимают самое активное участие во всех событиях жизни всего отряда. Фадеев, как последователь Льва Николаевича Толстого, исследует их характеры во всех сложных и порой компрометирующих обстоятельствах. В то же время, создавая все новые психологические портреты, писатель стремится проникнуть в самые сокровенные уголки души, пытаясь предвидеть мотивы и поступки своих героев. С каждым поворотом событий обнаруживаются все новые стороны характера.

Морозка

Морозка! Вглядываясь в облик лихого партизана, мы испытываем то счастливое чувство открытия яркого человеческого типа, которое приносит подлинно художественное произведение. Нам доставляет эстетическое наслаждение следить за перипетиями душевной жизни этого человека. Его нравственная эволюция заставляет задуматься о многом.

До вступления в партизанский отряд Морозка "не искал новых дорог, а шел старыми, уже выверенными тропами" и жизнь казалась ему простой, немудрящей. Воевал храбро, но порой тяготился требовательностью Левинсона. Был щедр и самоотвержен, но не видел ничего дурного в том, чтобы набить мешок дынями с крестьянского баштана. Мог и напиться вдрызг, и изругать товарища, и грубо обидеть женщину.

Боевая жизнь приносит Морозке не только воинские навыки, но и сознание своей ответственности перед коллективом, чувство гражданственности. Наблюдая начинавшуюся панику на переправе (кто-то распространил слух, что пускают газы), он из озорства хотел было "для смеху" еще сильнее "разыграть" мужиков, но одумался и взялся наводить порядок. Неожиданно Морозка

"почувствовал себя большим, ответственным человеком...". Это сознание было радостным и многообещающим. Морозка учился держать себя в руках, "он невольно приобщался к той осмысленной здоровой жизни, какой, казалось, всегда живет Гончаренко...".

Многое еще предстояло преодолеть в себе Морозке, но в самом решающем - это подлинный герой, верный товарищ, самоотверженный боец. Не дрогнув, он пожертвовал собственной жизнью, поднял тревогу и предупредил отряд о вражеской засаде.

Метелица

Метелица. Пастух в прошлом, непревзойденный разведчик в партизанском отряде, он тоже навечно выбрал свое место в огне классовых битв.

В ходе работы над "Разгромом" образ Метелицы переосмысливался автором. Судя по черновой рукописи, вначале Фадеев намеревался показать прежде всего физическую силу и энергию своего героя. Метелица был озлоблен старой жизнью, не верил людям и даже презирал их, считал себя - гордого и одинокого - неизмеримо выше окружающих. Работая над романом, писатель освобождает образ Метелицы от таких "демонических" черт, развивает те эпизоды, в которых раскрывается светлый ум, широта мышления его героя. Его стремительная и нервная сила, которая могла бы носить разрушительный характер, под воздействием Левинсона получила верное направление, была поставлена на службу благородному и гуманному делу.

А способен Метелица на многое. Одна из ключевых в романе - та сцена, где показан военный совет, на котором обсуждалась очередная боевая операция. Метелица предложил дерзкий и оригинальный план, свидетельствующий о его недюжинном уме.

Бакланов

Бакланов. Он не просто учится у Левинсона, а подражает ему во всем, даже в манере поведения. Его восторженное отношение к командиру может вызвать улыбку. Однако при этом нельзя не заметить, что дает эта учеба: помощник командира отряда заслужил всеобщее уважение своей спокойной энергией, четкостью, организованностью, помноженными на храбрость и

самоотверженность, он один из людей, ведающих всеми отрядными делами. В финале "Разгрома" говорится о том, что в Бакланове Левинсон видит своего преемника. В рукописи романа эта мысль развивалась еще подробнее. Сила, двигавшая Левинсоном и внушавшая ему уверенность в том, что уцелевшие девятнадцать бойцов продолжат общее дело, была "не силой отдельного человека", умирающей вместе с ним, "а была силой тысяч и тысяч людей (какой горел, например, Бакланов), то есть силой неумирающей и вечной".

Левинсон

Фигура Левинсона открывает галерею "людей партии" - нарисованных советскими писателями. Художественная привлекательность этого образа в том, что он раскрыт "изнутри", озарен светом великих идей, вдохновляющих таких людей.

Как живой встает со страниц книги невысокий рыжебородый человек, берущий не физической силой, не зычным голосом, но крепким духом, несгибаемой волей. Изображая энергичного, волевого командира, Фадеев подчеркивал необходимость для него выбрать правильную тактику, которая обеспечивает целеустремленное воздействие на людей. Когда Левинсон властным

окриком останавливает панику, когда он организует переправу через трясину, в памяти всплывают коммунисты - герои первых повестей Фадеева. Но этот образ произвел огромное впечатление на читателей несходством со своими предшественниками. В "Разгроме" художественные акценты были перенесены на мир чувств, мыслей, переживаний революционного бойца, большевистского

деятеля. Внешняя неказистость, болезненность Левинсона призваны оттенить главную его силу - силу политического, нравственного влияния на окружающих. Он находит "ключик" и к Метелице, чью энергию надо направить в нужное русло, и к Бакланову, ждущему лишь сигнала к самостоятельным действиям, и к Морозке, который нуждается в строгой заботе, и ко всем остальным партизанам.

Левинсон казался всем человеком "особой, правильной породы", вообще не подверженным душевным тревогам. В свою очередь, он привык думать, что, обремененные повседневной мелочной суетой, люди как бы передоверили ему и его товарищам самые важные свои заботы. Поэтому ему кажется нужным, выполняя роль человека сильного, "всегда идущего во главе", тщательно прятать свои

сомнения, скрывать личные слабости, строго соблюдать дистанцию между собой и

подчиненными. Однако автор-то знает об этих слабостях и сомнениях. Больше того, он считает обязательным рассказать о них читателю, показать затаенные уголки души Левинсона. Вспомним, например, Левинсона в момент прорыва белоказачьей засады: изнемогавший в непрерывных испытаниях, этот железный человек "беспомощно оглянулся, впервые ища поддержки со стороны...". В 20-х годах писатели нередко, рисуя смелого и бесстрашного комиссара, командира, не считали возможным изображать его колебания и растерянность. Фадеев пошел дальше своих коллег, передав и сложность нравственного состояния командира отряда, и цельность его характера, - в конечном счете Левинсон обязательно приходит к новым решениям, его воля не слабеет, а закаляется в трудностях,

он, учась управлять другими, учится управлять самим собой.

Левинсон любит людей, и эта любовь требовательная, деятельная. Выходец из мелкобуржуазной семьи, Левинсон задавил в себе сладкую тоску о красивых птичках, которые, как уверяет детей фотограф, вдруг вылетят из аппарата. Он ищет точек сближения мечты о новом человеке с сегодняшней действительностью. Левинсон исповедует принцип борцов и преобразователей: "Видеть все так, как

оно есть, для того, чтобы изменять то, что есть, приближать то, что рождается и должно быть..."

Верностью такому принципу определяется вся жизнедеятельность Левинсона. Он остается самим собой и тогда, когда с чувством "тихого, немножко жуткого восторга" любуется дневальным, и тогда, когда силой принуждает партизана достать рыбу из реки, или предлагает сурово наказать Морозку, или конфискует единственную у корейца свинью, чтобы накормить изголодавшихся партизан.

Через весь роман проходит противопоставление действенного гуманизма гуманизму абстрактному, мелкобуржуазному. Здесь лежит водораздел между Левинсоном и Морозкой, с одной стороны, и Мечиком - с другой. Широко пользуясь приемом контрастного сопоставления персонажей, Фадеев охотно сталкивает их между собой, проверяет каждого отношением к одним и тем же ситуациям. Восторженный позер и чистюля Мечик не прочь порассуждать о высоких материях, но страшится прозы жизни. От его витийства только вред: он отравил последние минуты Фролову, рассказав о конце, который его ждет, устраивал истерику, когда у корейца отбирали свинью. Плохой товарищ, нерадивый партизан, Мечик считал себя выше, культурнее, чище таких, как Морозка. Проверка жизнью показала иное: героизм, самоотверженность ординарца и трусость белокурого красавчика, предавшего отряд, чтобы спасти собственную шкуру. Мечик оказался антиподом и Левинсону. Командир отряда быстро понял, какой это ленивый и безвольный человечишка, "никчемный пустоцвет". Мечик сродни анархисту и дезертиру Чижу, богобоязненному шарлатану Пике.

Фальшивый гуманизм был ненавистен Фадееву. Он, безапелляционно отвергавший абстрактно-романтическую эстетику, на деле не только мастерски анализировал реальные будни противоречивой действительности, но и смотрел на них с высоты целей и идеалов "третьей действительности", как именовал будущее Горький. Внешнему, показному в "Разгроме" противостоит внутренне значительное, истинное, и в этом смысле сравнение образов Морозки и Мечика представляется чрезвычайно важным.

Мечик

Мечик является антиподом Морозки. На все протяжении романа прослеживается их противопоставление друг другу. Если характер Морозки в ряде эпизодов выражает психологию массы со всеми ее недостатками, унаследованными от старых времен, то индивидуальность Мечика, наоборот, предстает как бы дистиллированной, внутренне чуждой глубоким интересам народа, оторванной от него. В результате же и поведение Морозки, пока он не обретает черты самостоятельной личности, оказывается в чем-то антиобщественным, и Мечик губит не только товарищей, но и себя как личность. Разница между ними в том, что у Морозки есть перспектива преодоления недостатков, а у Мечика нет.

Мечик, другой «герой» романа, весьма «морален» с точки зрения десяти заповедей… но эти качества остаются у него внешними, они прикрывают его внутренний эгоизм, отсутствие преданности делу рабочего класса.

Мечик постоянно отделяет себя от других и противопоставляет себя всем окружающим, в том числе и наиболее близким из них – Чижу, Пике, Варе. Его желания почти стерильно очищены от внутренних подчиненности всему тому, что кажется ему некрасивым, с чем мирятся и что принимают как должное многие вокруг. И Фадеев поначалу даже сочувственно акцентирует это стремление к чистоте и независимости, это самоуважение, стремление сохранить свою личность, мечту о романтическом подвиге и прекрасной любви.

Однако осознание себя человеком, личностью, столь дорогое для Фадеева, в Мечике оказывается совершенно абсолютизированным, оторванным от общенародного начала. Он не чувствует своей связи с обществом, а потому при любом соприкосновении с другими людьми теряется – и перестает чувствовать себя человеком. Как раз то, что могло бы стать в Мечике наиболее ценным, начисто исчезает у него в сложностях в реальной жизни. Он не в состоянии быть личностью, быть верным самому себе. В результате ничего не остается от его идеалов: ни столь желанного благородного подвига, ни чистой любви к женщине, ни благодарности за спасение.

На Мечика никто не в состоянии положиться, он всех может предать. Он влюбляется в Варю, но прямо об этом не может сказать ей. Мечик стыдится любви Вари, боится кому-либо показать свою нежность к ней и в конце концов грубо отталкивает ее. Так из-за слабости совершается и еще один шаг по той дороге к предательству, по которой идет развитие характера Мечика в книге и которая позорно и страшно заканчивается двойным предательством: не сделав сигнальных выстрелов и сбежав дозора, Мечик обрекает на гибель и своего спасителя Морозку, и весь отряд. Так вырождается и вянет, не успев расцвести, та личность, которую не питают родные соки.

Краткое описание

Революция – слишком огромное по своим масштабам событие, чтобы не быть отраженным в литературе. И лишь считанные единицы писателей и поэтов, оказавшиеся под ее влиянием, не коснулись этой темы в своем творчестве.
Надо также иметь в виду, что Октябрьская революция – важнейший этап в истории человечества – породила в литературе и искусстве сложнейшие явления.

/ / / Образ Метелицы в романе Фадеева «Разгром»

Роман русского писателя Александра Александровича Фадеева « » - это рассказ не столько о революции, сколько о восхитительных личностях.

Образ Метелицы – пример обаятельного героя, вызывающего симпатию у читателя. Отношение автора к нему очень теплое; ощущается, что Метелица - один из его любимых персонажей.

Метелица был обычным пастухом, но душевный огонь в нем был неуемным. Этот человек любил жизнь, жаждал совершать героические поступки во благо людей. Его преданность партизанскому делу удивительна. Революционные идеи были для Метелицы священными.

И хотя герой был еще молод, он уже имел военную смекалку. Ведь даже командир Левинсон уважительно относится к энергичному пастушку.

Добродушный Метелица сострадательно относится к людям. Например, он жалеет маленького мальчика, которого повстречал однажды ночью. Мальчик был очень беден, однако предложил Метелице немного картошки и хлеба. Поступок ребенка кажется юноше очень трогательным. Он не принял еду у мальчика, чтобы не объедать его.

Несмотря на смекалку, Метелица попадает в плен, выполняя задание. Окруженный врагами молодой пастух держится очень смело, не показывает страха. Вначале он пытается найти выход, чтобы сбежать. Когда же осознает, что это бесполезно, смиряется со своим положением. Главной задачей для него теперь остается выдержать пытки с гордостью и презрением к врагам. И у него это получается. Его выдержка во время допроса удивительна. Как бы ни старался его палач, Метелица не сказал ничего, чтобы выдало его соратников.

В трудные минуты юноша осознает, что всегда любил свой народ, никогда не презирал его. Все его деяния были во благо людей. Метелица ясно ощутил свою связь с народом, свою ответственность за каждого ребенка, мужчину, женщину.

Все партизаны Александра Фадеева в романе «Разгром» достойны внимания, однако Метелица вызывает особое уважение. Добродушный и умный пастух Метелица был ребенком в душе и настоящим мужчиной в своих поступках.

Любимый герой А.Фадеева в романе «Разгром»… Кто же он? Я думаю, что это Метелица. С какой теплотой, симпатией рисует писатель образ этого обаятельного человека!

Пастух Метелица «весь был огонь и движение». В нем чувствуется неуемная жажда жизни, он полон энергии. Метелица предан делу, которое защищает, для него идея революции – священное понятие. Это на удивление цельная натура.

Молодой, энергичный Метелица «не лишен военной сметки», он «выставил свой план отступления». Фадеев обращает внимание читателей на «смелый полет Метелицыной самостоятельной мысли». Да и сам командир отряда, Левинсон, с уважением относится к юному пастуху, невольно «любуется» им.

У Метелицы детская, добрая душа. Его трогает до глубины души маленький подпасок, парнишка, которого он встречает ночью, выполняя свое трудное задание. При виде этого мальчишки и всей его убогости (а перед ним крестьянский мальчонка в пиджаке «с хозяйского плеча», в рваных штанишках «с просвечивающими голыми коленками», бросается в глаза «тонкая детская шея») в душе Метелицы «пробуждается» «что-то – такое же жалкое, смешное, детское». Метелица отказывается от предложенного парнишкой угощения – картошки и хлеба, не желая объедать сироту.

Во время разведки Метелица проявил неосторожность и попал в плен. Среди врагов пастух ведет себя смело и решительно.

Первым делом деятельный, неугомонный Метелица «обшарил весь сарай, ощупал все дырочки, попытался даже выломать дверь», но это были «напрасные усилия». С завидным спокойствием осознав, что «на этот раз» «ему действительно не уйти», Метелица сосредоточил все свои «душевные и физические силы» на том, чтобы не показать людям, которые будут его допрашивать и «убивать», своего страха и, напротив, продемонстрировать свое «презрение» по отношению к ним. Какая твердость духа! Как независимо и мужественно ведет он себя во время допроса!

Сколько силы воли понадобилось ему, чтобы выдерживать взгляд своего «палача», при этом показывать всем своим видом, что «он не скажет ничего такого, что могло бы удовлетворить спрашивающих».

Перед лицом смерти раскрылось все то лучшее, что есть в этом человеке: искренность, отвага, преданность делу и своим товарищам. Метелица вдруг осознал, что обманывал сам себя, когда думал, будто ему безразлично мнение окружающих, будто он «презирает» людей за их «мелочность». Метелица понял: все, что делал он в своей жизни, «он, сам того не замечая, делал ради людей и для людей». Герой Фадеева вдруг ощутил горячую любовь к людям. Он «сердцем охватил» «колеблющуюся, пеструю, тихую толпу мужиков, мальчишек, напуганных баб…».

«Вот это да!» - чуть не воскликнул он, сразу весь распахнувшись, обрадовавшись этому всему живому, яркому и бедному, что двигалось, дышало и светило вокруг и трепетало в нем…».

Метелица не склонил головы перед своими «палачами». И ту силу, которая таилась в этом парне, почувствовали люди: «… и каждый человек на площади обернулся к нему и тоже почувствовал, затаив дыхание, как эта поступь, сила живет в его гибком и жадном теле».

Когда привели «свидетеля» (того пастушонка, с которым Метелица встретился ночью), он «с деланным равнодушием» смотрит на насмерть перепуганного парнишку. И когда офицер, исполняя приказ начальника эскадрона, бросился к мальчику, чтобы подвергнуть ребенка физическим пыткам, Метелица не выдержал и бросился на офицера. В то «мгновенье», когда толпа замерла от ужаса, «чье-то стремительное и гибкое тело взметнулось с крыльца». Не думая о себе, герой романа Фадеева, бросился на защиту ребенка. В Метелицу выстрелили в упор. Так героически оборвалась его жизнь.

И пусть Метелице Фадеев уделил меньше страниц своего романа, чем Мечику, Левинсону, Морозке, но этот образ получился на удивление светлый, притягательный. И Фадеев любуется своим героем! Метелица обладает всеми качествами, которые характеризуют настоящего мужчину: мужеством, силой воли, человечностью.


Создал в 1926 году. Вам будет представлено его краткое содержание. "Разгром" - это роман, который принес писателю признание и славу. Он стал одним из лучших его произведений.

Вы скажете, что уже существует пересказ романа, который создал Фадеев ("Разгром"). Краткое содержание (брифли) знакомит с основными событиями. Мы разделили текст на главы, описав каждую из них более подробно. Результат нашей работы предлагаем вашему вниманию.

1. Морозка

Командир отряда партизан Левинсон передает Морозке, своему ординарцу, пакет с приказом отвезти его к Шалдыбе, командиру другого партизанского отряда. Так начинается произведение "Разгром". Краткое содержание по главам последовательно опишем в этой статье.

Морозке, однако, не хочется ехать, он пререкается с Левинсоном и отнекивается. Командиру, в конце концов, надоедают вечные препинания этого партизана. Он забирает у него письмо, советуя Морозке убираться прочь, так как ему не нужны баламуты. Моментально передумывает непослушный партизан, берет письмо, скорее себе, чем командиру, объясняя, что без отряда нельзя ему ехать, после чего отправляется в путь с пакетом.

Герой Морозка является шахтером уже во втором поколении. Родился он в бараке шахтеров, а уже в возрасте 12 лет стал сам "катать вагонетки". По накатанному пути шла его жизнь, как у всех. Парень этот сидел однажды в кутузке, а также служил в кавалерии, был контужен, поэтому уволен еще до революции из армии. Возвратившись домой, он женился. Как пишет Фадеев, Морозка делал все необдуманно, поскольку жизнь казалась ему немудрящей, простой, как "муромский огурец". Таков был произведения "Разгром" (Фадеев). Краткое содержание по главам еще познакомит вас с этим персонажем поближе. В 1918 году он отправился вместе с женой защищать Советы. Не удалось отстоять власть, поэтому подался наш герой в партизаны.

Морозка, заслышав выстрелы, забрался ползком на верхушку сопки и увидел оттуда, что бойцов Шалдыбы атакуют "белые", и они бегут. Разъяренный командир хлещет во все стороны палкой, но не может удержать своих людей. Было видно, как срывали некоторые из них красные бантики украдкой.

Возмущен Морозка, наблюдая все это. Он увидел среди отступающих одного хромающего парнишку. Боец упал, но товарищи его побежали дальше. Не мог видеть этого Морозка. Он подозвал своего коня, вскочил на него и отправился к упавшему бойцу. Свистели пули вокруг. Морозка заставил лечь своего коня, положил раненого поперек крупа и поскакал вместе с ним в свой отряд.

2. Мечик

Опишем события второй главы, ее краткое содержание. "Разгром" Фадеев продолжает следующим образом.

Сразу же не понравился спасенный Морозке. Автор пишет, что этот герой не жаловал "чистеньких людей", поскольку по его опыту они были никчемные, непостоянные, которым не следовало верить. Распорядился Левинсон отвезти этого юношу в лазарет. У него в кармане нашлись документы, из которых стало известно, что зовут его Павел Мечик. С этим героем вы познакомитесь поближе, если прочитаете текст произведения "Разгром". Краткое содержание по главам, представленное нами, также опишет этого персонажа в дальнейшем более детально. В то время сам он находился уже без сознания.

Очнулся Мечик только тогда, когда его везли в лазарет, а затем до утра спал. Проснувшись, увидел он врача Сташинского и Варю, сестру с и пушистыми золотисто-русыми косами. Мечику при перевязке было больно, однако он не кричал, потому что чувствовал присутствие этой девушки.

Еще три недели назад этот герой шагал радостно по тайге в партизанский отряд с путевкой в сапоге. Но вот из кустов неожиданно выскочили люди, которые подозрительно отнеслись к этому персонажу. По малограмотности они, не разобравшись в его документах, избили сначала, а потом приняли в свой отряд. Это были жесткие, грязные, грубые люди, которые дрались и ругались из-за малейшего пустяка, издевались над Павлом. Однако они были "живые люди", а не книжные. Мечик, лежа в госпитале, вспоминал пережитые события, ему было жаль искреннего и хорошего чувства, с которым он направлялся в отряд. Принимал этот герой с особой благодарностью заботу о себе. Мало было раненых. Из тяжелых - лишь двое: Мечик и Фролов. Часто беседовал с Павлом старик Пика. Приходила изредка и "миловидная сестра", которая обстирывала и обшивала весь госпиталь. Однако к Мечику это девушка относилась особенно заботливо и нежно. Пика про нее сказал, что она "блудливая", так как ее муж, Морозка, находится в отряде, а она тем временем блудит. Поинтересовался Мечик, почему эта сестра такая? На это ответил Пика, что просто не может отказать никому.

3. Шестое чувство

Третья глава произведения называется "Шестое чувство". Опишем ее краткое содержание. "Разгром" рассказывает нам о следующем. Почти сердито о Мечике думал Морозка: зачем подобные люди идут "на все готовое" к партизанам. Хотя это было несправедливо, ведь предстоял "крестный путь". Морозка, проезжая мимо баштана, слез с коня и набирал дыни в мешок, пока его не увидел хозяин. Погрозился Рябец Хома Егорович найти управу на него. Он не мог поверить, что Морозка, которого он одевал и кормил, обкрадывает его.

Беседовал Левинсон с возвратившимся разведчиком, который доложил, что сильно потрепали японские войска отряд Шалдыбы. Пришел в это время Бакланов, который был заместителем Левинсона, приведя с собой Рябца, который рассказал пространно о поступке Морозки. Партизан, которого затем вызвали, не отрицал ничего. Он лишь отказался сдать оружие, посчитав это очень строгим наказанием.

4. Один

Мечик все время думал, почему приехавший навестить его в госпиталь Морозка смотрел на него так пренебрежительно. Уже выздоравливал Павел. А вот рана Фролова оказалась безнадежной. Разрыдался Мечик, припомнив события прошедшего месяца, укрывшись одеялом с головой.

Это лишь краткое содержание. "Разгром", глава "Один", повествует более подробно об описываемых событиях. Мы выделили лишь основные.

5. Мужики и "угольное племя"

Левинсон отправился на собрание, желая проверить опасения, рассчитывая услышать слухи, разговоры мужиков. Он улавливал тревожные нотки, понимал, что следует затаиться, уходить в тайгу. Пришли шахтеры. Левинсон приветствовал рослого забойщика Дубова.

Рябец уже считал историю эту хлопотной и никчемной. Все недоумевали, зачем понадобилось воровать - ведь любой дал бы дыни Морозке, если бы тот попросил. Партизана вывели вперед, спросили, зачем он сделал это. Морозка ответил, что по привычке, необдуманно, и дал слово, что подобное не повторится никогда. Левинсон предложил ему помогать хозяевам в свободное время. Остались довольны крестьяне таким предложением.

6. Левинсон

Левинсон скрывал свои страхи и сомнения, всегда четко и уверенно отдавая приказы. Он всегда думал о деле, был "правильным" человеком. Вскоре этому герою вручили "страшную эстафету", которую прислал Суховей-Ковтун, начальник штаба, написавший о разгроме главных сил партизан в борьбе с японцами. Призвав начхоза и Бакланова, он их предупредил, что следует быть готовыми к возможному выступлению отряда. Левинсон получил вместе с письмами из города и записку от жены.

7. Враги

Отправил Сташинскому письмо командир, в котором писал, что следует разгружать постепенно лазарет.

Люди с этого времени начали расходиться по деревням. Остались из раненых лишь Пика, Мечик и Фролов. Пика не болел ничем, просто он у госпиталя прижился. Мечик хотел стать дельным и уверенным бойцом, чтобы по возвращении в город никто не узнал его прежнего.

8. Первый ход

Дезертиры, появившись, посеяли вокруг панику, что будто бы надвигаются большие силы неприятеля. Но разведка это не подтвердила. Отпросился во взвод Морозка у Левинсона, рекомендовав Ефимку ординарцем вместо себя. Командир согласился. Левинсон при всем отряде объявил о том, что они выступают.

9. Мечик в отряде

Мечик встал на ноги и ушел в отряд с Пикой. Он был определен во взвод Курбака. Мечик был недоволен выделенной кобылой, но не сказал Левинсону ничего. Он решил ее уморить. Мечика в отряде не любили, считали задавалой и лодырем. Он только с Чижом сошелся, который научил его отлынивать от кухни, от дневальства.

10. Начало разгрома

Левинсон в глухом месте почти полностью потерял связь с другими отрядами. Он решил сделать вылазку. Напал на товарняк отряд Дубова, раздали партизанам сухари, шашки, патроны, шинели. В разведку вскоре отправились Бакланов и Мечик. В селе им встретились четыре японских солдата. Они их убили всех, кроме одного, который убежал. Выезжая из хутора, они увидели, что основные силы японцев выходят оттуда.

Отряд наутро был атакован. Мы лишь упомянем об этом, описывая краткое содержание. Разгром потерпели партизаны, они отступили. Мечик лишь в тайге пришел в себя от испуга.

11. Страда

Левинсон сделал за лошадь Мечику внушение. Отряд испытывал недостаток фуража и продуктов. Левинсону приходилось приказывать угонять коров, обворовывать крестьянские огороды и поля. Стырин сообщил, что за его поимку назначена плата в Левинсон усмехнулся - "дешевка". У корейцев оставалась только одна свинья на зиму. Командир приказал ее убить, чтобы накормить партизан. Осуждал Мечик Левинсона, но все же ел свинью, так как был голоден. Отряд, наконец, с боями пробился в госпиталь, где были заготовлены продукты. Мечик случайно подслушал разговор Сташинского и Левинсона, из которого понял, что они намерены убить Фролова. Он побежал в барак, пытаясь этому помешать, но его прогнал Сташинский.

12. Пути-дороги

Фролов умер ночью. Отряд, похоронив его, двинулся на север. Морозка думал о том, что вечно кто-то ему мешает, Мечик - больше всех. На Павла обижалась и Варя, которая уже стала сомневаться в его чувствах. Она пошла разыскивать его сама. Полное равнодушие выказал ей Павел.

13. Груз

Мечик стоит в дозоре. Он думает, как бы ему уйти из отряда Левинсона. Скучная и однообразная жизнь в городе кажется ему сейчас идеальной. Павел вдруг высказывает все, что думает, Левинсону, говоря о том, что партизанам не важно, кому служить, главное - это "набить брюхо". Левинсон возражает, убеждая Павла, что тому некуда идти, его убьют. С сожалением он думает о таких, как Мечик, - слабых, безвольных, ленивых. Проблемы характера раскрывает произведение "Разгром". Краткое содержание, к сожалению, не может передать всех особенностей внутреннего мира персонажей.

14. Разведка Метелицы

Командир отправил в разведку Метелицу, сказав ночью вернуться. Но деревня оказалась дальше, чем предполагали. Ночью Метелица увидел костер пастуха. Тот сообщил ему, что в селе находится множество казаков, которые убили брата и родителей, сожгли дом. Метелица отправился туда. Он знал со слов парнишки, что в поповском доме разместился начальник. Он хотел подслушать, но ему не удалось - Метелицу схватили и избили.

15. Три смерти

Следующие события описывает в пятнадцатой главе произведения "Разгром" Фадеев. Краткое содержание их опишем в одном абзаце.

Партизан попробовал сбежать, но это не удалось. На допросе он не отвечал на задаваемые вопросы. Тогда у жителей стали спрашивать, знает ли кто-нибудь его. Пастушок ответил, что впервые видит. Один мужик сказал, что он привел коня (которого подарил мальчику этот партизан). Парнишку схватили, но на офицера налетел Метелица. В него выстрелили. Левинсон увидел казаков. Отряд расправился с ними. Партизан в селе накормили.

16. Трясина

Варя, идя в село, увидела мертвого коня Морозки. Самого его она нашла раненого. Утром послышались выстрелы. Отряд бежал в лес, но люди уперлись в трясину. Тогда Левинсон приказал класть настил из бревен. По нему прошли, а затем взорвали. Так лишь чудом не состоялся разгром. Роман, краткое содержание которого мы описываем, продолжается. Переходим к семнадцатой главе.

17. Девятнадцать

Казаки на мосту устроили засаду. Мечик ехал по лесу спокойно, но вдруг наткнулся на казаков. Тогда он побежал к оврагу, а они за ним гнались. Морозка думал лишь об отдыхе. Он понял, что Мечик сбежал. Павел мучился из-за своего предательства. Он достал пистолет, но понял, что не убьет себя, так как любит именно себя самого больше всего на свете. Он решил идти в город.

Так заканчивается произведение "Разгром". Краткое содержание, конечно, не охватывает всех событий. Тем более что произведение довольно объемное. "Разгром", краткое содержание которого вы только что прочитали, - это отражение опыта самого Фадеева. Он участвовал в боях до 1921 года на Дальнем Востоке. Этот опыт послужил толчком к написанию романа "Разгром".

Описывает события менее детально, не делит их на главы. Поэтому мы и решили написать эту статью, чтобы поближе познакомить читателя с данным произведением. Однако и нашим описанием не исчерпывается произведение, которое создал Александр Фадеев ("Разгром"). Краткое содержание - это лишь основная информация. Как известно, пересказать можно лишь фабулу, но не сюжет. Лев Толстой говорил о том, что если бы его попросили пересказать "Войну и мир", он прочел бы целиком свое произведение. Так и роман Фадеева "Разгром". Краткое содержание не передает атмосферы, авторского стиля, не формирует впечатления о романе. Для того чтобы иметь полное представление о нем, стоит прочитать произведение целиком.

В социально-психологическом романе «Разгром» автор рассказывает о годах Гражданской войны. Композиция и сюжет произведения построены таким образом, чтобы можно было ярко и полно показать ростки нового сознания в душах бойцов партизанского отряда. По мнению автора, это неизбежный результат революционных событий. Фадеев, доказывая эту идею, соединил два различных жанра - эпопею и роман. Поэтому и сюжет произведения получился очень разветвленным, в котором переплетаются различные характеры и события.

Предпосылки создания романа

Александр Фадеев стал писателем «нового времени». Для отображения действительности он пытался показать соответствующее настроение и вводил новые образы в литературу. Задачей писателя было создать героя революции, который был бы понятен новому, в основном малограмотному, читателю. По замыслу, мысли и язык книги должны были быть доступны людям, не имеющим достаточного образования. По-иному нужно было подойти и к вопросам духовных ценностей, в другом ракурсе представить и такие понятия, как гуманизм, любовь, верность, долг, борьба, героизм.

Дата написания

В этот переломный для страны момент, с 1924 по 1926 год, Александр Фадеев пишет роман «Разгром», который «вырос» из рассказа «Метелица». Писатели, посвятившие свои творения Гражданской войне, пытались как-то «сгладить» острые углы, сдерживали своих героев, не давая им опуститься до предела. У Фадеева же, напротив, герои бывают беспощадными, бесчестными и жестокими. Ужасные условия, в которых они находятся, его персонажи оправдывают тем, что это служит защите и победе революции. Служением высшей идее они оправдывают все поступки и преступления, уверяя себя, что цель оправдывает средства. Такими моральными принципами и руководствуются герои Фадеева.

Идея романа

Основную идею произведения «Разгром» Фадеев определил примерно так: «В войне происходит закалка людей. Неспособное бороться отсеивается». Конечно, с позиции сегодняшнего дня, такая оценка Гражданской войны несправедлива. Но несомненной заслугой автора является то, что он сумел показать Гражданскую войну изнутри. И на первом плане его романа не военные действия, а человек. Не случайно для описания автор выбрал время, когда отряд разгромлен. Фадеев хотел показать не только успехи, но и неудачи Красной армии. В драматических событиях характеры людей раскрываются наиболее глубоко. Такова история создания «Разгрома» Фадеева.

Тема произведения

Действие романа происходит на Дальнем Востоке, где в те годы воевал и сам автор. Но на первом плане не историческая составляющая, а социально-психологические проблемы. Партизанский отряд, война - только фон для отображения внутреннего мира героев, внутренних конфликтов и психологии. Сюжет романа очень сложен, и за короткий промежуток - от начала разгрома и до прорыва - вырисовываются различные характеры героев, а также отношение к ним автора. Несколько фигур - Левинсон, Морозка, Метелица и Мечик - занимают центральное место в произведении Фадеева «Разгром».

Характеристику героев рассмотрим более подробно. Все они находятся в равных условиях, что наиболее точно позволяет судить о характерах этих персонажей и их поступках.

Командир отряда

Левинсон - истинный герой времени. Он является в романе воплощением героического. Родился и вырос в рабоче-крестьянской среде и всю свою жизнь посвятил служению народу. В душе этого человека живет мечта о светлом и сильном человеке - именно таким, по его представлению, и должен быть новый человек революции. Командир отряда - человек долга, «особый», холодный и непоколебимый, «правильной породы», ставящий только дело превыше всего. Он знал, что люди пойдут за сильным и уверенным человеком. И он умел им быть.

Левинсон быстро принимает решения, действует уверенно, ни с кем не делится своими чувствами и мыслями, «преподносит готовые да или нет». Его героизм основан на непоколебимой вере в свои идеалы; конечной целью оправдана «даже смерть». Эта уверенность и дает ему моральное право на жестокие приказы. Ради великой идеи можно многое допустить: отобрать единственную свинью у корейской семьи с шестью детьми (в конце концов, не за их ли будущее сражается отряд?); отравить раненого товарища, иначе он затормозит отступление отряда...

Но Левинсону непросто оставаться холодным и неприступным: он страдает, узнав об убийстве Фролова, не скрывает слез, когда узнает о смерти молодого Бакланова. Ему жаль и корейца, и его детей, и своих, страдающих от цинги и малокровия, но он не останавливается ни перед чем, главное для него - выполнять задание большевистского центра. Он думает о будущем и настоящем: «Как можно говорить о прекрасном человеке, если миллионы людей вынуждены жить невыносимо скудной и жалкой жизнью?»

Метелица

Выделяется в произведении и бывший пастух Метелица. Гордость всего отряда - взводный Метелица, которого командир ценит за «необыкновенную цепкость» и «жизненную силу». В число основных героев он выдвинулся только к середине романа. Автор объяснил это тем, что увидел необходимость раскрыть более подробно характер этого героя. Перекраивать роман было поздно, и эпизод с этим персонажем несколько нарушил гармоничность повествования. Метелица явно симпатичен автору произведения «Разгром» - Александру Александровичу Фадееву. Во-первых, это видно по внешнему виду героя: стройный богатырь, в нем била «необыкновенная ценность» и «жизненная сила». Во-вторых, образ жизни героя - живет, как хочется, ни в чем себя не ограничивает, горячий, смелый и решительный человек. В-третьих, поступки Метелицы доказывают положительную индивидуальность этого героя: он бесстрашно ходит в разведку, достойно ведет себя в плену, ради других принимает смерть. Он смел и решителен.

Находясь в плену, Метелица спокойно размышляет о смерти и желает только одного - умереть достойно. Он держится гордо и независимо и бросается на спасение пастушонка, который не захотел выдать разведчика белым. Храбрость Метелицы восхищает окружающих. Таким был он и до войны, в трудовой жизни, а революция помогла герою не растерять свои лучшие качества. В романе он - как дополнение Левинсона: решительность Метелицы как бы дополняет сомнения и опыт командира. Это видно из того, как ловко командир подменяет стремительный план Метелицы более осторожным и спокойным. Попав в плен, он понимает безвыходность своего положения. Но ведет себя как настоящий герой и хочет показать тем, кто будет его убивать, что «не боится и презирает их». По мнению автора, новый герой и должен быть проникнут классовой ненавистью, которая способна из рядового бойца сделать настоящего героя.

Морозка

Иван Морозов или, как его называют, Морозка, не искал в жизни легких путей. Это разбитной и болтливый парень лет двадцати семи, шахтер. Он всегда шел давно выверенными тропами. Морозка испытывает сострадание к Мечику и спасает его. Морозка проявил храбрость, но все же считал Мечика каким-то «чистеньким» и презирал этого человека. Парня сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика, он возмущенно вопрошает: «И в кого? В энтого, маминова?» И с презрением называет соперника «желторотым», от боли и от злости. В личных отношениях он терпит крах. Ближе Вари у Ивана никого нет, поэтому он ищет спасение в отряде, у своих товарищей.

Когда он крадет дыни, он очень боится, что за этот проступок его выгонят из отряда. Для него даже мысль об этом невыносима, настолько тесно он живет жизнью отряда, сжился с этими людьми. Да и идти ему некуда. На собрании говорит, что за каждого из них «по капельке» кровь свою «отдал бы» не сомневаясь. Он уважает своих командиров - Левинсона, Дубова, Бакланова - и пытается им подражать. Они так же видели в парне не только хорошего бойца, но и добродушного, отзывчивого человека, и во всем его поддерживали и доверяли. В последнюю разведку отправили именно его. И Морозка оправдывает их доверие - ценой своей жизни он предупреждает своих товарищей об опасности. Даже в последние минуты он думает о других. Вот за это и любит Фадеев главного героя «Разгрома» - за преданность и отвагу, за доброту, ведь не стал Морозка мстить Мечику за Варю.

Мечик

Героическим образам Морозки и Метелицы противопоставлен образ Мечика. Это девятнадцатилетний юноша, который пришел в отряд добровольно, чтобы потешить свое тщеславие. Чтобы проявить себя хоть как-то, он рвется в самые горячие места. С членами отряда ему сблизиться не удается, потому что любит он прежде всего себя. У него появилась мысль о дезертирстве, хотя никто его в отряд не гнал - он пришел сам. Это означает только одно: он пришел сюда не служить делу, а просто покрасоваться своей доблестью. Он и стоит как бы в стороне от остальных. И когда он дезертирует, читатель не удивляется.

Левинсон называет Мечика слабым и ленивым, «никчемным пустоцветом». Он заслужил такое отношение. Эгоист, который ценит себя высоко, никак не подтверждает этого поступками. В решительные моменты он, сам того не осознавая, поступает подло. Его эгоистичная натура раскрылась уже тогда, когда он позволил наступить на фотографию девушки, и сам же затем порвал ее. Он рассердился на свою лошадь за непривлекательный вид и перестал ухаживать за животным, обрекая на непригодность. Именно Мечик виноват в смерти Морозки. Страшно то, что после предательства его мучает мысль не о гибели друзей, а о том, что он, Мечик, «испачкал» свою незапятнанную душу.

И все же в романе Александра Фадеева «Разгром» он не есть воплощение зла. Скорее всего, причина его неудач в том, что Мечик - выходец из другого социального слоя, представитель «гнилой интеллигенции». Ему не привиты черты, присущие другим членам отряда, которые в большинстве своем выходцы из народа, - грубые, смелые, преданные народу и любящие его. В Мечике живо стремление к прекрасному. Его потрясла смерть Фролова. Он неопытен, юн и боится не понравиться тем, среди кого ему предстоит жить. Возможно, это заставляет его поступать так неестественно.

Товарищи по оружию

Продолжая анализ «Разгрома» Фадеева, познакомимся с членами отряда. Те, кто окружает Левинсона, такие же преданные идее люди. Его помощник Бакланов во всем подражает командиру. Взводный Дубов, бывший шахтер, честный и преданный человек, которого можно отправить на самые ответственные участки. Подрывник Гончаренко - проницательный и надежный красноармеец.

Рядовые товарищи Левинсона знают свою внутреннюю силу, но, обремененные ежедневной суетой, «чувствуют свою слабость» и «передоверяют» себя более сильным товарищам вроде Бакланова, Дубова, Левинсона. Как показал анализ «Разгрома», Фадеев, чтобы ярче высветить в персонажах героическое, создает антигероические образы, такие как Чиж и Мечик. Они рады увильнуть «от дневальства, от кухни», отступить или предать, они всегда такие «чистенькие» и «с правильной речью».

Сюжет романа

Продолжаем анализ «Разгрома» Фадеева. Эпический сюжет романа строится на рассказе о разгроме партизанского отряда. В экспозиции - передышка в войне на Дальнем Востоке, когда партизанский отряд расположился на отдых. Завязкой произведения служит получение из штаба пакета с указанием - «сохранить небольшие, но крепкие боевые единицы». Развитием действия в произведении служат маневры отряда, который отрывается от преследующих его колчаковцев и японцев. Кольцо окружения непоправимо сжимается, и кульминационной сценой в романе является ночной бой на болоте, в котором проверяется, кто и что собой представляет. Сразу за кульминацией следует развязка - остатки отряда, выбравшись из болот, попадают в засаду и почти все погибают под пулеметным огнем. В живых остаются только девятнадцать бойцов.

Композиция произведения

Завершая анализ «Разгрома» Фадеева, рассмотрим композицию романа, которая имеет некоторые особенности. Одна из них - неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах - кульминация и развязка. Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» - это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы. Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.

Например, предысторию Морозки вводит в тот момент, когда он едет с пакетом в отряд Шалдыбы. Вот эту событийную паузу, пока ординарец едет, автор и заполняет рассказом о прошлой жизни героя. Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными. Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава - это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.

Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.