Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образ масленицы в русской литературе. Пробуждение солнца и весны

Образ масленицы в русской литературе. Пробуждение солнца и весны

Масленица – самый русский праздник. Самый пышный, самый вкусный, самый красочный. Воплощение непостижимой для иностранца русской души – это же надо, так объедаться себе во вред!

С 24 февраля по 2 марта - масленичная неделя. Праздник, уходящий корнями глубоко в прошлое. О том, как проводили Масленицу наши предки, написано немало. Многие классики в своих произведениях обращались к этой теме.

К сожалению, у всех на слуху только одно произведение, где описывается Масленица, – автобиографическая повесть Ивана Шмелева «Лето Господне» (1927 – 1948). Журналисты превратили ее в затасканный цитатник, где можно найти сцены всех русских церковных праздников. А ведь есть множество других интересных описаний Масленицы.

Почти все произведения, где описана Масленица, созданы до революции или рассказывают о дореволюционном времени (в повести Куприна «Юнкера» (1932) действие происходит в 1889 году). Сейчас, когда соблюдение поста – дело личного выбора, трудно понять, какой резкий контраст был между праздничной неделей и последующим временем. В Великий пост закрывались театры и увеселительные заведения, в ресторанах не подавали скоромного, за громкий смех могли шикнуть. Поэтому в Масленицу отрывались как могли.


Валерий Сыров - Масленица, 1998-1999 гг.

Съесть за один присест по двадцать штук блинов считалось ни во что, так, «легкой закуской», а знатоки заглатывали блины целиком, не жуя, - говорит доктор исторических наук Вера Бокова, ведущий научный сотрудник Государственного исторического музея, автор книги «Повседневная жизнь Москвы в XIX веке». - Собственно, в Москве полагали, что только так, не разжевывая, и надо их есть (кстати, резать блин ножом считалось грехом). В результате Масленица была самым горячим временем для московских врачей.


Питер Брейгель - Битва Масленицы и Поста, 1559

А для некоторых Масленица была еще и временем напряжения всех духовных сил. Это для девиц на выданье и их маменек. Особенно если те приезжали «в Москву на ярманку невест», как Татьяна Ларина, из других губерний. Приходилось добираться неделями, тесниться у родственников или снимать квартиру, питаться из экономии захваченной из деревни замороженной провизией и разоряться на наряды для дочки. Не успеешь поймать жениха до поста – возвращайся домой несолоно хлебавши. В середине 1830-х годов семья помещика Евграфа Салтыкова приехала так из Тверской губернии в Москву, чтобы выдать замуж старшую дочь. Ее брату Мише было около десяти лет. Потом он стал писателем, прибавил к своему имени «Щедрин» и рассказал об этой масленичной ловле женихов в повести «Пошехонская старина».


К. Е. Маковский - Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869 г.

«Москвичка» представляет вашему вниманию 7 самых вкусных описаний Масленицы в русской классике

1 Масленица фальшивая

… Из-за льдистого Урала
Как сюда ты невзначай,
Как, родная, ты попала
В бусурманский этот край? (…)

Нет, красавица, не место
Здесь тебе, не обиход,
Снег здесь - рыхленькое тесто,
Вял мороз и вял народ.

Чем почтят тебя, сударку?
Разве кружкою пивной,
Да копеечной сигаркой,
Да копчёной колбасой. (…)

Немец к мудрецам причислен,
Немец - дока для всего,
Немец так глубокомыслен,
Что провалишься в него.

Но, по нашему покрою,
Если немца взять врасплох,
А особенно зимою,
Немец - воля ваша! - плох.


Клод Моне - "Бульвар Капуцинок в Масленицу" (1873)

2. Масленица медицинская

§. Масленица получила свое название от русского слова «масло», которое в изобилии употребляется во время блинов, как чухонское, и после блинов, как oleum ricini (касторка. – Прим. ред.). (…)
§. Перед масленицей сходи к мастеру и полуди свой желудок. (…)
§. Если тебе ведением или неведением друзья твои или враги наставят фонарь, то не ходи в городскую управу и не предлагай там услуг в качестве уличного фонаря, а ложись спать и проспись.
§. Не всё коту масленица, придет и великий пост. Если ты кот, то имей это в виду.

А.П. Чехов. Масленичные правила дисциплины (1885)


Б. Кустодиев "Масленица" (1916)

3. Масленица назидательная

Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… (…) Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…
Но тут его хватил апоплексический удар.

А.П. Чехов. О бренности (масленичная тема для проповеди) (1886)


Петр Николаевич Грузинский - Масленица, 1889 г.

4. Масленица практическая

… С рождества в Благородном собрании начинаются балы и периодически чередуются вплоть до самого поста.
Из них самым важным считается утренний бал в субботу на масленице. Для девиц-невест это нечто вроде экзамена. При дневном свете притиранья сейчас же скажутся, так что девушка поневоле является украшенная теми дарами, какие даны ей от природы. (…) Сестра могла только слегка подсурмить брови и, едучи в церковь, усерднее обыкновенного нащипывала себе щеки. (…)
В воскресенье, последний день масленицы, ровно в полночь, цикл московских увеселений круто обрывался. (…) Семья, которой не удавалось заручиться последним масленичным увеселением, почитала себя несчастливою. Целый день ей приходилось проводить дома в полном одиночестве, слоняясь без дела из угла в угол и утешая себя разве тем, что воскресенье, собственно говоря, уже начало поста, так как в церквах в этот день кладут поклоны и читают «господи, владыко живота».

В чистый понедельник великий пост сразу вступал в свои права. На всех перекрестках раздавался звон колоколов (…); в домах слышался запах конопляного масла. Словом сказать, все как бы говорило: нечего заживаться в Москве! все, что она могла дать, уже взято!

М.Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина (1887 – 1889)

Фото:


5. Масленица непостижимая

Компания была смешанная - русско-итальянская. (…)
- Вот приезжайте к нам ранней весной, - сказали итальянцы, - когда все цветет. У вас еще снег лежит в конце февраля, а у нас какая красота!
- Ну, в феврале у нас тоже хорошо. У нас в феврале масленица.
- Масленица. Блины едим.
- А что же это такое блины? (…)
- Блины... в них главное икра, - объяснила другая.
- Это рыба! - догадался, наконец, один из итальянцев. (…)
- Блинов очень много едят, - продолжала дама. - Съедят штук двадцать. Потом хворают.
- Ядовитые? - спросили итальянцы и сделали круглые глаза. - Из растительного царства? (…)
Но между нами был человек основательный, серьезный - учитель математики. Он посмотрел строго на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:
- Сейчас я возьму на себя честь объяснить вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем все это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от него железной средой. Чтобы сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, т. е. так называемым маслом. Полученная путем нагревания
компактная тягуче-упругая смесь вводится затем через пищевод в организм человека, что в большом количестве вредно. (…)
Итальянцы пошептались и спросили робко:
- А с какою целью вы все это делаете?
Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:
- Чтобы весело было!

Тэффи (Н.А. Лохвицкая). Блин (1916)

Поль Сезанн "Масленица" ("Пьеро и Арлекин") (1888)

6. Масленица коммунистическая

Нынче, граждане, все ясно и понятно.
Скажем, пришла Масленица - лопай блины. Хочешь со сметаной, хочешь - с маслом. Никто тебе и слова не скажет. (…)
Ну а в 1919 году иная была картина.
В 1919 году многие граждане как шальные ходили и не знали, какой это праздник - Масленица. И можно ли советскому гражданину лопать блины? Или это есть религиозный предрассудок? (…)
И выбежал я во двор. И вижу: во дворе жильцы колбасятся. В страшной такой тоске по двору мечутся. И между собой про что-то шушукаются.
Говорю шепотом:
- Не насчет ли Масленицы колбаситесь, братцы?
- Да, отвечают, смотрим, не печет ли управдом. И ежели печет, из кухни чад, то вроде это декрета - можно, значит.
Вызвался я добровольно заглянуть в кухню. Заглянул вроде как за ключом от проходного. Ни черта в кухне. И горшка даже нет. Прибегаю во двор.
- Нету, говорю, граждане, чисто. Никого и ничего, и опары не предвидится. (…)
Ну, разгорелся классовый спор. А баба в споре завсегда визжит. И тут какая-то гражданка завизжала. А на визг управдом является.
- Что, говорит, за шум, а драки нету?
Тут я вроде делегатом от масс, выхожу вперед и объясняю недоразумение граждан и насчет опары. А управдом усмехнулся в душе и говорит:
- Можно, говорит, пеките. Только, говорит, дрова в кухне не колите. А что, говорит, касаемо меня, то у меня муки нету, оттого и не пеку.
Похлопали жильцы в ладоши и разошлись печь. (…)
А многие граждане и посейчас в тоске колбасятся и не знают, можно ли советскому гражданину блины кушать или это есть религиозный предрассудок.
Не далее как вчера пришла ко мне в комнату хозяйка и говорит:
- Уж, говорит, и не знаю… Ванюшка-то, говорит, мой - ответственный пионер. Не обиделся бы на блины. Можно ли, говорит, ему их кушать? А?
Вспомнил я нашего управдома и отвечаю:
- Можно, говорю, гражданка. Кушайте. Только, говорю, дрова в кухне не колите и народные суммы на это не растрачивайте.
Так-то, граждане. Лопайте со сметаной.

Зощенко М.М. Теперь-то ясно (1925)


7. Масленица ностальгическая

… Сегодня настоящий царь, витязь и богатырь Москвы - тысячелетний блин, внук Дажбога. (…) Блин красен и горяч, как горячее всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом, - это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей.

О, языческое удельное княжество Москва! Она ест блины горячими, как огонь, ест с маслом, со сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с селедками всех сортов, с кильками, шпротами, сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой закладкой и с затейливо комбинированной.

А для легкости прохода в нутро каждый блин поливается разнообразными водками сорока сортов и сорока настоев. (…)
А сколько блинов съедается за Масленую неделю в Москве - этого никто никогда не мог пересчитать, ибо цифры тут астрономические. Счет приходилось бы начинать пудами, переходить на берковцы (старинная мера веса, равная 10 пудам, т.е. 160 кг. – Прим. ред.), потом на тонны и вслед за тем уже на грузовые шестимачтовые корабли.


Ели во славу, по-язычески, не ведая отказу. Древние старожилы говорили с прискорбием:
- Эх! Не тот, не тот ныне народ пошел. Жидковаты стали люди, не емкие. Посудите сами: на блинах у Петросеева Оганчиков-купец держал пари с бакалейщиком Трясиловым - кто больше съест блинов. И что же вы думаете? На тридцать втором блине, не сходя с места, богу душу отдал! Да-с, измельчали люди. (…)

Красная площадь вся была переполнена, и по ней приходилось пробираться с трудом. Гроздья бесчисленных воздушных шаров, цветов красной и белой смородины висели высоко в воздухе и точно порывались ввысь. (…) Белые лоханки с мочеными яблоками, пересыпанными красной клюквой, стояли длинными рядами, и московский студент, купив холодное яблоко, демонстративно ел его, громко чавкая от молодечества и от озноба во рту. Есть моченые яблоки на Масленой - это старый обряд московских студентов. И везде блины, блины, блины. Блины ходячие, блины стоячие, блины в обжорном ряду, блины с конопляным маслицем, и везде горячий сбитень, сбитень, сбитень, паром подымающийся в воздухе.

А.И. Куприн. Юнкера (1932)

Фото: Наталья Феоктистова, "Вечерняя Москва"


Беляева Светлана Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Масленица в фольклоре и в русской литературе"
Дата публикации: 09.08.2017
Раздел: среднее образование

1. Русская Масленица

1.1 История праздника

множества

крестьянских

календарных

праздников

Масленица

занимала

древнейшим

народным

праздником,

отразившим

двойственность

крестьянского

мироощущения,

вобравшего

элементы

христианских,

языческих

верований.

древности,

язычниками, встречали и Масленицу, и Новый год в одно и то же время. В XIV веке

перестали встречать Новый год в марте. Масленица

по-прежнему осталась одним из

самых важных праздников в России. Сегодня она не связана с Новым годом, но связана с

Великим постом. Срок Великого поста зависит от передвижного церковного календаря, и

поэтому даты Масленицы передвижные. Она начинается за 56 дней до Пасхи. Обычно

Масленица приходится на конец февраля – начало марта.

В старину Масленица продолжалась 14 дней, но 1698 году патриарх сократил время

этого праздника до одной недели, передвинув его на первую неделю облегчённого поста.

предшествовала

Великого

многочисленными

ограничениями, распространявшимися на употребление скромной пищи, запрещавшими

всякого рода развлечения и увеселения, затрагивавшими различные сферы семейных

отношений, но, кроме того, требовавшими от крестьянина очищения души и отказа от всех

мирских соблазнов.

Существует

возникновения

названия

праздника.

Наиболее

вероятна и распространена следующая версия. На Масленицу люди старались задобрить,

то есть «умаслить» весну, поэтому праздник так и назвали – «Масленица». По второй

версии такое название праздника появилось уже после принятия Христианства. За неделю

Великого

употреблять

молочные

продукты,

смазывали

название, связанное с маслеными блинами.

Существует ещё несколько названий этого праздника. Название Мясопуст связано

с церковным запретом употреблять в пищу мясо. Сырная неделя – с разрешением есть сыр

и молочные продукты. Блинная неделя (Блинница, Блинщица) – с обычаем встречать

праздник блинами. Прожорная неделя или Объедуха – с народным представлением о том,

что, если не наесться на Масленицу, то и последующий год будет неизобильным и

голодным. История возникновения праздника Масленица уходит своими корнями в глубь

на всём протяжении своего существования он практически

не изменился, «не

испытал на себе влияние христианства, за исключением запрета мясной пищи и обычая

просить друг у друга прощение в воскресенье накануне Великого поста».

1.2 Традиции, обычаи и обряды Масленицы

Масленицу праздновали целую неделю, называвшуюся масленичной или сырной,

делилась

Масленица

Масленица.

Масленица включала в себя первые три дня недели: понедельник, вторник и среду;

Масленица

последние

воскресенье.Однако в некоторых местах подготовка к встрече Масленицы начиналась с

субботы предыдущей недели, которая получила название Малой Масленицы или Пёстрой

недели. В субботу Пёстрой недели - Родительский день - первый раз в новом году

поминали усопших родителей и родственников. Следующее же за ней воскресенье -

последний день, когда разрешалось употреблять в пищу мясо - получило название

Мясного. Как отмечал в XIX веке известный фольклорист И.П. Сахаров, все дни масленой

недели имеют свои особые названия: понедельник – «встреча», вторник – «заигрыши»,

среда – «лакомка», четверг – «широкий», пятница – «тещины вечеринки», суббота –

«золовкины посиделки», воскресенье – «прощеный день» («проводы»).

День первый – «Встреча», Узкая Масленица. В этот день встречали Масленицу:

сладостями,

соломенное

Масленицы, наряжали его и возили по улицам. В первый день Масленицы дети водили

хороводы

считалось,

Масленица

встречена,

праздник

родственникам договариваться о порядке посещения друг друга, совместных развлечениях

и поездках на ярмарки.

Вторник – «Заигрыши». Во вторник начинались весёлые игры. С утра молодёжь

каталась

Историк и

бытописатель М.И. Пыляев в книге «Старое житье» так описывает гуляния на Масленицу:

«В ряду разных увеселений старого времени первое место занимали

катальные горы,

карусели, качели и т. п. игры. Все эти удовольствия были устроены на площадях для

увеселения народа во всю Масленицу».

«Лакомка»,

блины». Среда

открывала угощение во всех домах блинами и

появлялись

торговые

приглашала к себе зятя на блины. Для многих молодых пар это посещение дома жены

свадьбы. Самыми

считались

последние

праздника, называвшиеся «широкой» или «разгульной» Масленицей. Накануне следовало

вымыться в бане, чтобы смыть с себя все тяготы и несчастья прошедшего года. В домах

прекращали все виды работ, начинали ходить в гости к родственникам и знакомым,

кататься с гор, ездить на ярмарки и т.д.

Четверг – «Разгуляй», «перелом», «широкий четверг».

ч е т в е р г

у с т р а и в а л и

большие гуляния. Во многих местах проходили кулачные бои и взятие снежного городка.

По улицам возили чучело на колесе, пели, веселились и устраивали катания на лошадях.

Считалось, что этот обычай помогает солнцу быстрее проводить зиму.

Пятница – «Тёщины вечёрки». В этот день зять устраивал «вечёрку» для тёщи.

Накануне он сам приглашал её на блины или делал это через посыльных. Тёща присылала

ему всё необходимое для блинов: сковородку и продукты. В пятницу к молодому супругу

приходили дружки с его свадьбы, чтобы помочь печь блины.

Суббота – «Золовкины посиделки». В субботу к молодой невестке приходили её

подруги и сёстры мужа (золовки). Хозяйка накрывала для

гостей праздничный стол и

одаривала золовок подарками. В этот день продолжался праздничный разгул и пиршество.

Воскресенье

«Прощёное»,

«целовальник»,

«проводы».

Последний

Масленицы отмечали широко. С утра ребятишки собирали дрова для костра, чтобы сжечь

Масленицу. Молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с

песнями и шумом. Поздно вечером все выезжали на озимь и здесь на приготовленном

Подбрасывая

повторяли:

«Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Накануне Чистого понедельника

наши предки с открытой душой просили друг у друга прощение и молили позабыть

обиды, не держать зла. В этот же день посещали кладбище и могилы умерших родителей.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста, Чистый

понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В этот день

принято было очистить дом от «духа Масленицы», помыться в бане, надеть на себя всё

чистое, то есть встречать пост в чистом. В Масленицу русские провожали

встречали весну – это её самая главная традиция.

В этом последнем зимнем празднике

переплелись

языческие

христианские

олицетворение

Масленицы

соломенным чучелом, сожжение его, бросание в воду, игрища, ряжение принадлежат к

языческим

прощении

накануне

Великого

адресованная как к людям живым, так и к ушедшим из этой жизни, относится к обычаям

христианским.

2. Масленица в фольклоре и в русской литературе

2.1. Фольклор

фольклор,

является

«исторической

народа, праздничными одеждами его души, наполняют глубоким содержанием всю его

размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и

почитанием отцов и дедов». Тема Масленицы нашла отражение в народном творчестве в

виде пословиц, поговорок, загадок, песен, закличек и т.д.

Пословицы и поговорки о

Масленице появились достаточно давно, из них мы узнаём о традициях, обычаях этого

праздника: «Это Масленица идёт, блин да мёд несёт», «На горах покатались, в блинах

повалялись», «Не житьё-бытьё, а Масленица», «Масленицу семь дней гуляем», «Не всё

коту Масленица, будет и Великий пост». Масленица слыла одним из самых разгульных

праздников: «Ели до икоты, пили до перхоты, пели до надсады, плясали до упаду». Все

пословицу

Оказывается,

предназначался

душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: «Честные наши

родители! Вот для вашей души блинок!» Традиция закрепилась в пословице: «комом» –

значит, не мне. Вернее, это мне комом будет, если забуду, кому первый блин. С блинами

связаны и насмешливые характеристики людей: «Врет, что блины печет» (о лживом

человеке); «Не корми блином, напои прежде водой» (дай людям главное); «Как блины

печет» (быстро и хорошо делает) и т.д. Раньше накормить полдюжины зятьев было делом

разорительным. Отсюда и присказка «Масленица – объедуха –

денег приберуха». Но

ничего не попишешь: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!». Много загадок сложил

народ про Масленицу, про дни масленичной недели, про главный атрибут праздника –

масленичная неделя сопровождалась обрядовыми песнями. В них Масленицу зазывали,

приветствовали, ругали, высмеивали, призывали возвратиться,

называли шуточными

человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и т.д. В русских

масленичных песнях пелось также об изобилии еды на праздничном столе, о развлечениях

на масленичной неделе. В последний день Масленицы звучали грустные прощальные

2.2 Русская литература

Образ Масленицы, так прочно вошедший в нашу культуру, послужил источником

поэтических вдохновений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, П.

А. Вяземского и многих других русских поэтов. В стихотворении П. Вяземского вместе с

лирическим героем мы ощущаем приближение весны, которую тайно ждёт душа. Автор

передаёт нам общее веселье, которым охвачен весь «крещёный мир». В стихотворении

А.Фета личное настроение героя сливается с общим настроением других людей, выражает

его и растворяется в нём. Тема всепрощения звучит в стихотворении А. Дементьева

«Прощёное воскресенье».

Масленице написано множество художественных произведений. В книге И.С. Шмелёва

«Лето Господне» целая глава посвящена этому празднику. Автор описывает свои детские

впечатления. Герой повести ощущает своё родство с миром, всеединство людей, зверей,

природы - это важнейшая особенность русского национального характера. «Масленица...

Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны

колоколов…».

Образ Масленицы выражается через знакомые детали: печи, волны

«колокольца»,

«гармонька»,

обозначает своё состояние - «яркая радость», которая рождается в нём при одном только

воспоминании о сверкающем, «ласковом» празднике.

Выразительно показана московская жизнь начала ХХ века на масленичной неделе в

рассказе Ивана Бунина «Чистый понедельник», кроме того в произведении содержится

напоминание: следом за весёлой Масленицей придёт Великий пост. Чистый понедельник

Бунин не зря выбрал для переломного момента в судьбе героев рассказа. В первый день

Великого

посвятить

служению

заставляет

любящего её мужчину страдать от расставания, но

сама, резко изменив свою жизнь,

находит смысл своего существования.

героя рассказа И. Бунина «Подснежник» тоже происходит осмысление сущности бытия

человека накануне Чистого понедельника: жизнь хрупка и тленна, поэтому она становится

отвратительной, если в ней отсутствует подлинность и красота. Именно такое понимание

жизни приходит к мальчику-гимназисту, когда к нему на масленичной неделе приезжает

из деревни отец.

неоднократно

обращался к теме Масленицы и её непременному атрибуту – блинам. Герой рассказа

«Глупый француз»

поражается тому обилию еды, которое заполняет столы во время

празднования Масленицы.

«Масленичные

дисциплины»

основательно готовит читателя к тому, чтобы без особых последствий пережить этот

кулинарный беспредел. В рассказе «О бренности»

писатель

показывает,

если этими советами пренебречь. В рассказе «Блины» Чехов не только рассказывает о

значении блинов в повседневной жизни, но и размышляет о месте блинов в науке.

о б о ш л а

вниманием весёлый праздник русская писательница Н.А. Лохвицкая (Тэффи).

«Блины» о том, как объяснить иностранцу, что такое блины.

В рассказе А. Аверченко

«Блины» мы знакомимся с шестилетним мальчиком Доди, которому мама сообщает, что

завтра будут блины и к ним придут гости. Герой ещё не знает, что это за чудесное блюдо и

поэтому ждёт следующего дня с таким предвкушением. Поэтично описал блины А. И.

Куприн в романе «Юнкера»: «С понедельника масленичной недели начинали печь блины

Главное угощение праздника. Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее

солнце, блин полит растительным маслом - это воспоминание о жертвах, приносимых

могущественным каменным идолам. Блин - символ солнца, красных дней, хороших

урожаев, ладных браков и здоровых детей».

рассказе

«Весёлая

Масленица»

показал практически все существующие пороки обильной еды масленичной недели. А

начиналось всё с блинов. В рассказ А. Аверченко «Широкая Масленица» высмеяно не

только чревоугодие, но и желание «умаслить» нужного человека, лицемерие, скупость.

К теме народного праздника Масленица обращались и

обращаются многие писатели и поэты. В своих произведениях они показывают нам своё

видение, ощущение этого праздника. Большую роль в понимании традиций, обычаев

Масленицы играет устное народное творчество: обрядовые песни, пословицы, поговорки,

загадки, поверья и приметы, знакомясь с которыми, мы открываем для себя что-то новое,

незнакомое.

Литература

1.Виноградова Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян [Текст]: /

Л.Н. Виноградова. – М.: «Наука», 2012. – 250 с.

2.Громова И.П. Православные и народные праздники [Текст]: / И.П. Громова. – М.: Дрофа,

2011. – 350 с.

3.Забылин М.С.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия [Текст]: / М.С. Забылин. –

Ростов-на- Дону: Феникс, 2012. – 200с.

4.Пыляев М.И. Старое

житьё [Текст]: / М.И. Пыляев. – М.: «Элитайл», 2011. – 300 с. 5. Сахаров И.П. Сказания

русского народа [Текст]: / И.П. Сахаров. – М.: Просвещение, 2010. – 450 с.

6. Шангина И.И. Русские

традиционные праздники [Текст]: / И.И. Шангина. – М.: «Азбука-Классика», 2008. – 336 с.

ВЕЛИКАЯ МАСЛЕНИЦА

МАСЛЕНИЦА В ФОЛЬКЛОРЕ И В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Масленичный разгул развертывается во всю ширь, и вся крещеная Русь с

чистосердечной простотой предается всевозможным потехам. Балаганные,

ледяные горы, качели, кулачные бои, шумные веселья – вот масленичные

развлечения по всей необъятной Руси…»

Сахаров

ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Была у двора Масленица, а в дом не за шла.

Без блинов – не Масленица.

Блин не сноп – на вилы не наколешь.

Блины - солнцу родственники.

Блин не клин – брюха не расколет.

Где блины - тут и мы!

Боится Масленица горькой редьки да пареной репы.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

В Прощеный день - как на Пасху все целуются!

Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело.

И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

Ищет где сорок лет Масленица и по три года мелкие праздники

Как на масленой неделе в потолок блины летели.

Кому Масленица, да сплошная, а нам Вербная да Страстная.

Масленица без блинов, как именины без пирогов.

Маслена не на век дается. Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без

Масленица объедуха, деньги приберуха.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица семикова племянница.

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Милости просим к нам об Масленице своим добром да с честным животом!

Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

На горах покататься, в блинах поваляться.

На Масленой повеселись, да блинком угостись.

Не все коту масленица, а будет и Великий Пост.

Не житье-бытье, а Масленица.

Отдадим почтенье на сырной в воскресенье.

Пируй и гуляй, баба, на Масленице, а про пост вспоминай без маслица.

После Масленицы - Великий Пост, а за Страстною - Пасха.

Сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра.сорока

бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты же моя перепелочка.

Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка Масляна.

Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить!

Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

Это Масленица идет, блины да мед несет.

Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)

На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)

Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)

Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)

Все вокруг блины пекут,

Кушать вдоволь нам дают,

Чучело зимы сжигаем,

А весну к нам зазываем. (Масленица)

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают! (Масленица)

Были коники лихие,

А блиночки золотые,

Подскажите, честный люд,

Кого в гости к нам везут?(Масленицу)

А мы Масленицу повстречали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

На широк двор зазывали.(Блины)

Масленицу мы встречали,

Большую горку накатали,

Маслом горку мы полили,

Всех знакомых угостили.(Блины)

Что за праздник – объеденье!

В этот день печем блины.

Их помажем мы вареньем -

До чего ж они вкусны!(Масленица)

Этот праздник - объеденье!

Напечём блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, икра!(Масленица)

Масленица - наслажденье!

Блинчики печём с утра.

К ним и масло и варенье

Ну и может быть..!(Икра)

Пред постом – народные гулянья,

Мясоед, веселье и блины.

И с зимою лютою прощанье

По заветам доброй старины. (Масленица)

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт! (Масленица)

На сковородку ручейком

Со сковородки солнышком. (Блин)

В понедельник вас встречаю,

А во вторник поиграю.

В среду угощу вас всех,

Среда лакомка для всех.

А в четверг разгул для всех.

В пятницу схожу я к тёще,

А в субботу уж, к золовке.

В воскресенье всех прощаю

И блинами угощаю.

Как проводите меня,

Стоит пост уж у двора. (7 дней Масленицы)

На шесте стою,

Свысока гляжу

Тело, руки, голова-

Всё из соломы у меня.

Обрядили, принесли,

С песнями меня сожгли. (Чучело масленицы)

В масленично воскресенье

Все старался старый Тит

Попросить у всех прощенья

И ответить: … ("Бог простит!")

Кто играет на дуде

Целый день,

Кто и пляшет и поёт,

Веселит во всю народ?

Ох, мальчишечка не плох,

А зовётся - … (Скоморох)

Встреча Масленицы

Понедельник – встреча

А мы Масленицу встречали,

Повстречали, душа, повстречали,

На горушке побывали,

Блином гору выстилали,

Сыром гору набивали,

Маслом гору поливали,

Поливали, душа, поливали.

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай к нам на конях вороных,

Да на саночках скорых расписных.

Чтобы слуги в санках были молодые,

Нам подарочки везли бы дорогие:

И блины, и оладьи, и калачи,

К нам в печку да в окошко их мечи!

Душа ль ты моя, Масленица,

Перепелиные косточки,

Бумажное твое тельце,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости на широк двор,

На горах покататься, в блинах поваляться,

Сердцем натешиться!

Выходи, люд, на великий чуд,

Встречай Масленицу, ее к нам ведут!

Наша Масленица годовая,

Она гостья дорогая,

Она пешею к нам не ходит,

Все на комонях разъезжает!

Чтобы коники были вороные,

Чтобы слуги были молодые!

Здравствуй, Масленица!

Ай, как мы масленицу дожидали,

Дожидали, люли, дожидали.

Сыром горушки укладали,

Укладали, люли, укладали.

Сверхом маслицем поливали.

Ах ты масленица, будь катлива,

Будь катлива, люли, будь катлива…

Дорогая наша Масленица,

Авдотьюшка Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная,

Коса длинная, триаршинная,

Лента алая, двуполтинная,

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные,

Шуба синяя, ластки красные,

Лапти частые головастые,

Портянки белые, набеленные!

Как на Масляной неделе

Мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

На поднос она кладет

И сама на стол несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы, блиночки мои!

Ой да Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор въезжает!

А мы, девушки, ее состречаем,

А мы, красные, ее состречаем!

Ой да Масленица, погостюй недельку,

Широкая, погостюй другую!

Масленица: "Я поста боюся!"

Широкая: "Я поста боюся!"

"Ой да Масленица, пост еще далече,

Широкая, пост еще далече!"

Прощание с Масленицей

Прощай, Масленица-вертушка

Настает великий пост.

На деревне все приели,

Подают селедки хвост!

Как на масляной неделе

В потолок блины летели!

Уж ты Масленица, ты обманщица,

Говорила семь недель, а остался один день!

Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступает великий пост,

Дадут нам редьки хвост.

А мы редьку не берем,

Кота за уши дерем!

Масленица-ерзовка,

Обманула нас, плутовка!

Оставила нас на кислый квас,

На постные щи,

На голодные харчи.

Ай, Масленица,

Обманщица!

До поста довела -

Сама удрала!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Масленица, Масленица,

Семенова племянница,

Обманула-провела,

Нагуляться не дала.

СТИХОТВОРЕНИЯ

А. Дементьев

Прощеное воскресение

Прощаю всех, кого простить нельзя.

Кто клеветой мостил мои дороги.

Господь учил: "Не будьте к ближним строги.

Вас все равно всех помирит земля ".

Прощаю тех, кто добрые слова

Мне говорил, не веря в них нисколько.

И все-таки как ни было мне горько,

Доверчивость моя была права.

Прощаю всех я, кто желал мне зла.

Но местью душу я свою не тешил.

Поскольку в битвах тоже не безгрешен.

Кого-то и моя нашла стрела.

А. А. Фет

Уж верба вся пушистая…

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Душа распалена,

И над душою каждого

Проносится весна…

П.A. Вяземский

Масленица на чужой стороне

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,

Свежей прелестью лица

Пробуждаешь к чувствам новым

Усыпленные сердца!

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка зима!

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

Разгулялись город, села,

Загулялись стар и млад, -

Всем зима родная гостья,

Каждый масленице рад.

Нет конца веселым кликам,

Песням, удали, пирам.

Где тут немцам-горемыкам

Вторить вам, богатырям?

М.Ю. Лермонтов

Посреди небесных тел...

Посреди небесных тел

Лик луны туманный,

Как он кругл и как он бел,

Точно блин с сметаной.

Кажду ночь она в лучах

Путь проходит млечный.

Видно, там на небесах

Масленица вечно!

К. Ступницкий

Масленица

Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК… Наступает «ВСТРЕЧА».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер…

Накатавшись вволю, все блины едят. «ЗАИГРЫШ» беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин! Тут СРЕДА подходит - «ЛАКОМКОЙ» зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи! А в ЧЕТВЕРГ - раздольный «РАЗГУЛЯЙ» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих. ПЯТНИЦА настала - «ВЕЧЕРА у ТЁЩИ»…

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы. Близится СУББОТА - «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ! ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ».

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень… Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Иван Шмелев. «Лето Господне»

«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были

старичка

зашедшего

незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог

на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица,

гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива

яркая радость». «Масленица… Я и теперь еще чувствую это

слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны –

вызывает оно во мне; пылающие свечи, синеватые волны чада

в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную

дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней

веселыми

веселыми

колокольцах

бубенцах,

игривыми

переборами

гармоньи…»

«Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи.

Сараи блестят сосульками. Идут парни с весёлыми связками

шаров, гудят шарманки. Фабричные, внавалку, катаются на

извозчиках

гармоньей.

Мальчишки

пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами».

«Стол огромный. Чего только нет на нём! Рыбы, рыбы…икорницы в хрустале, во льду,

петрушке,

лососина,

белорыбица

жемчужница,

зелёными

глазками огурца, глыбы паюсной, глыбы сыру, хрящ, осетровый в уксусе, фарфоровые

вазы со сметаной, в которой торчком ложки, розовые маслёнки с золотистым кипящим

маслом на камфорках, графинчики, бутылки…»

«…За ухою и расстегаями - опять и опять блины. Блины с припёком. За ними заливное,

опять блины, уже с двойным припёком. За ними осетрина паровая, блины с подпёком. Лещ

необыкновенной величины, с грибками, с кашкой, наважка семивершковая, с белозерским

снетком в сухариках, политая грибной сметанкой,.. блины молочные, лёгкие, блинцы с

яичками…ещё разварная рыба с икрой судачьей, с поджарочкой, желе апельсиновое,

пломбир миндальный ».

А. И. Куприн роман «Юнкера»

«С понедельника масленичной недели начинали печь блины -

главное угощение праздника. Блин красен и горяч, как горячее все

прогревающее

растительным

воспоминание

приносимых

могущественным

каменным

хорошихурожаев,

ладных браков и здоровых детей».

И.Бунин. «Чистый понедельник»

масленица.

Прощеное

воскресенье

приказала

приехать

встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в

каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках»

А. Чехов. «Глупый француз»

«Пуркуа поглядел вокруг себя и ужаснулся.

толкаясь

носили целые горы блинов... За столами сидели

аппетитом

бесстрашием,

благообразный

господин.

думал Пуркуа, выходя из ресторана. - Не только

климат, но даже желудки делают у них чудеса! О,

страна, чудная страна!"»

А. Чехов. Рассказ «Блины»

«Поддаются времена, и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды,

песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая

чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и

насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно конца им и в будущем… Принимая

внимание

почтенную

давность

необыкновенную,

засвидетельствованную

стойкость

новаторством,

вкусные круги из теста служат только узким целям кулинарии и благоутробия… Обидно и

за давность и за примерную, чисто спартанскую стойкость… Право, кухня и чрево не

стоят тысячи лет».

«В антропологии они должны занимать такое же почтенное место, как трехсаженный

папоротник

каменный

относительно блинов, то это объясняется просто тем, что есть блины гораздо легче, чем

ломать мозги над ними…».

А. Чехов. «О бренности»

«Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами.. . Семён Петрович, рискуя ожечь

пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлёпнул их на свою

тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые… Подумав немного, он положил на

блины самый жирный кусок сёмги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь,

свернул оба блина в трубку, раскрыл рот.. . Но тут его хватил апоплексический удар».

М. Зощенко. Рассказ «Весёлая Масленица»

«Нынче, граждане, все ясно и понятно.Скажем, пришла Масленица - лопай блины.

Хочешь со сметаной, хочешь - с маслом. Никто тебе и слова не скажет».

Н. Тэффи. Рассказ «Широкая Масленица»

«Из кухни несется чад, густой, масленный. Он режет глаза, и собравшиеся у закуски

гости жмурятся и мигают: « Блины несут! Блины несут!» Несут, но вам не хватит. Ваш

сосед взял два последних, а вам придётся подождать «горяченьких». Но, когда принесут

«горяченьких», окажется, что большинство уже съело первую порцию, – и прислуга

начинает подавать опять сначала…»

А. Аверченко. Рассказ «Широкая Масленица»

«Кулаков, но подумал это про себя, а вслух сказал:

Вот и блины несут. С маслом и сметаной.

И с икрой, добавьте, - нравоучительно произнес гость. - Икра – это Марфа и Онега всего

блинного, как говаривал один псаломщик. Понимаете? Это он вместо Альфы и Омеги

говорил... Марфа и Онега! Каково? Хе-хе!»

И. Бунин. Рассказ «Подснежник»

«И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко

раскрыты

лазурные

понедельник

кончается.

принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь - и великое горе

надвигается на Сашу: отец уезжает. Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким,

как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. А лошади уже

стоят у крыльца. Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто - боже,

какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые,

деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и

грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках... Еще

минута - и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в

серые снежные поля - и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!»

ГБОУ Школа №1998 «ЛУКОМОРЬЕ»

Школьная библиотека

Масленица - древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Обычай празднования Масленицы восходит к весенним сельскохозяйственным обрядам славян-язычников, когда она приурочивалась ко дню весеннего равноденствия – рубежу, отделяющему зиму от весны. Проводившиеся ритуалы были направлены на то, чтобы зимние тяготы скорее закончились и наступила весна.

Недаром Масленица сейчас считается праздником проводов зимы. Любимый народный праздник нашел отражение в произведениях русской литературы и искусства. Сцена празднования Масленицы есть в начале весенней сказки Н.Островского «Снегурочка», колоритное описание праздника содержится в романе И.С.Шмелева «Лето Господне».

В произведениях русских поэтов часто встречается описание масленичных гуляний.

Музыкальный образ Масленицы представлен в цикле П.И.Чайковского «Времена года», опере Римского-Корсакова «Снегурочка» и балете Стравинского «Петрушка». Масленичные игры и катания можно увидеть в живописных полотнах Кустодиева и Сурикова.

Любопытные сведения о масленице можно почерпнуть в таких произведениях, как «Лето господне» И.С.Шмелева, «Петр Первый» А.Н. Толстой. Уже давно стала пословицей фраза Н. С. Лескова «сыт и весел, как на масленицу».

Блистательно, с необычайной достоверностью передал душу масленицы русский живописец Борис Кустодиев в серии картин-песен «Масленицы». Просто поглядев на эти шедевры, можно услышать звон бубенцов, веселый хохот, почувствовать запах сбитня и блинов… Широко известны классические живописные образы Масленицы - картины В. Сурикова и К. Коровина «Россия. Праздничное гулянье», К. Маковского «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».

Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде

песен, загадок, пословиц и поговорок.

Пословицы.

Пословицы о масленице, как форма народного творчества, появилась достаточно давно. В них содержится богатый житейский опыт, который столетиями передается от поколения поколению.

    Без блинов - не Масленица.

    Маслена не навек дается.

    Пируй баба на Масленице и гуляй, а про пост- вспоминай.

    Не житье, а Масленица.

    Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

    Масленица семь дней гуляет.

    Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить

    Масленица у ворот - заходи в наш хоровод

    Масленица объедуха, деньгами приберуха

    Это Масленица идет, блин да мед несет.

    Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

    Ах ты, Масленица, до поста довела, а сама удрала

    Говорили, Масленица семь неделек, а ты всего семь денечков

    Сгорели молоко да масло, остался редькин хвост на Великий пост.

Загадки

Праздник этот знаем мы –
Время проводов зимы.
Люди в эти дни должны
Веселиться, печь блины.
(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,
Мясоед, веселье и блины.
И с зимою лютою прощанье
По заветам доброй старины.
(Масленица.)

Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну.
(Блины.)

Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные... (Блины.)

Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины –
Едем к… ( Тёще на блины) !
Масленица – объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, …
(Икра) !

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки –… (Блины) В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: …
(«Бог простит!»)

Стихи русских поэтов о Масленице.

Александр Пушкин

Поэма «Евгений Онегин» (отрывок)

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины...

Михаил Лермонтов
Посреди небесных тел
Лик луны туманный,
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный.
Видно, там на небесах
Масленица вечно!

Михаил Лермонтов
Песня про купца Калашникова.
(Отрывок из поэмы)

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою одиночного,
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клик кликать звонким голосом:
«Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому Бог простит»

Петр Вяземский

Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир,

И блинами и настойкой

Закутит крещеный мир.

. . .

Разгулялись город, села,

Загулялись стар и млад,-

Всем зима родная гостья,

Каждый масленице рад!

Афанасий Фет

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад...

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена -

И над душою каждою

Проносится весна!

Традиции празднования Масленицы.

Масленичную неделю величали «честной, широкой боярыней». Свое название было и у каждого дня.

Понедельник - назывался «встречей» - встреча, закликание весны.

Вторник – «заигрышами» - с этого дня начинались разного рода развлечения:

катания на санях, народные гулянья, представления.

Среда – «лакомка, разгул, перелом» - она открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами.

Четверг – «широким, разгуляем» - на этот день приходилась середина игр и веселья.

Пятница – «тещины вечёрки» - самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если, конечно, зять был ей по душе).

Суббота – «золовкины посиделки» - в этот день молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье - последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье» - проводы, сожжение Масленицы, прощение обид, нанесенных друг другу.

Главным угощением на Масленицу являются блины. Масленицу встречали блинами, которые символизировали солнце. Кстати, когда-то их называли «солнышками». На Масленицу всегда принимали гостей и сами ходили в гости. Каждый считал своим долгом получше накормить гостей. Сегодня для приготовления блинов чаще всего используют пшеничную муку, тогда как настоящие русские блины делали из муки гречишной. Помимо гречневых, пекли пшенные, овсяные, манные, рисовые, картофельные блины. Очень распространены были в то время блины с припеком. В качестве припека (а не начинки!) использовались рубленые яйца, грибы, рыба.

Праздничная атмосфера народного гуляния, яркие весенние краски, радостные лица – всё это широкая Масленица. Масленицу издавна называли обманщицей: развеселит, полыхнет огнем да погаснет. Она заканчивалась догоравшими кострами, нагулявшейся толпой. Усталые люди расходились по домам, приговаривая: « Сгорели молоко да масло, остался редькин хвост на Великий пост».

Едва ли найдёшь в народном быту праздник с такой древней традицией, как Масленица. Но, несмотря на своё древнее происхождение, Масленица продолжает жить в народной традиции. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Историки и писатели отмечают широкий размах Масленицы, участия в ней всех: и старого, и малого, и простолюдина, и знатного.

Литературный образ Масленицы.

(обзор произведений русских писателей )

Лето Господне. Иван Шмелев


Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления: «Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».

Юнкера. Александр Куприн

«О, языческое удельное княжество Москва! Она ест

блины горячими, как огонь, ест с маслом, со

сметаной, с икрой зернистой, с паюсной, с

салфеточной, с ачуевской, с кетовой, с сомовой, с

селедками всех сортов, с кильками, шпротами,

сардинами, с семушкой и с сижком, с балычком

осетровым и с белорыбьим, с тешечкой, и с

осетровыми молоками, и с копченой стерлядкою, и со

знаменитым снетком из Бела озера. Едят и с простой

закладкой и с затейливо комбинированной...».


Рассказ "Теперь-то ясно". Михаил Зощенко

О праздновании Масленицы в первые годы советской власти, в 1919 году.

«Нынче, граждане, все ясно и понятно.
Скажем, пришла Масленица - лопай блины. Хочешь со сметаной, хочешь - с маслом. Никто тебе и слова не скажет. Только, главное, на это народных сумм не растрачивай.

Ну а в 1919 году иная была картина.
В 1919 году многие граждане как шальные ходили и не знали, какой это праздник - Масленица. И можно ли советскому гражданину лопать блины? Или это есть религиозный предрассудок?»


Рассказ «Глупый француз». Антон Чехов

Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но, оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» – заключает про себя француз.

Снегурочка А. Н. Островский
Сцена празднования Масленицы описана в начале весенней сказки «Снегурочка».

Конец зиме пропели петухи,
Весна-Красна спускается на Землю.
.....................
Прощай, Масленица.
Сладко, воложно нас кормила,
Суслом, бражкою поила.
Прощай, Масленица…


Рассказы "Широкая Масленица", "Блины Доди". Аркадий Аверченко

В рассказе «Широкая масленица» мелкий Кулаков, умоляет хозяина гастрономического магазина одолжить ему «на прокат» фунт зернистой икры для украшения стола: «Что съедим – за то заплачу. У нас - то ее не едят, а вот гость нужный на блинах будет, так для гостя, а?» А когда явился гость, Кулаков все боялся того, что тот его объест. Он предлагает пришедшему и грибки, и селедку, и кильку, только бы не притронуться к икре. Но гость заметил ее: «… Зернистая икра, и, кажется, очень недурная! Авы, злодей, молчите!» В рассказе "Блины Доди" писатель знакомит нас с шестилетним мальчиком, которого все называют ласкательно – Додя. И вот однажды мама сообщает ему, что завтра будут блины, и к ним придут гости. Мальчик еще не знает, что это за чудное блюдо и поэтому ждет следующего дня с огромным предвкушением. А.Аверченко высмеивает не только чревоугодие, но и желание «умаслить» нужного человека, лицемерие, скупость.


Рассказы "Блины", "Масленичные правила дисциплины", "О бренности. Масленичная тема для проповеди". Антон Чехов


Хорошо и точно А.П.Чехов сказал о блинах в рассказе «Блины»: «Поддаются времена и исчезают мало-помалу на Руси древние обычаи, одежды, песни; многое уже исчезло и имеет только исторический интерес, а между тем такая чепуха, как блины, занимает в современном российском репертуаре такое же прочное и насиженное место, как и 1000 лет тому назад. Не видно и конца им и в будущем…».

В рассказе "Масленичные правила дисциплины" автор основательно готовит читателя к тому, чтобы без особых последствий пережить этот кулинарно-алкогольный беспредел.

Рассказ "О бренности. Масленичная тема для проповеди". Автор показывает, что будет, если пренебречь советами из рассказа "Масленичные правила дисциплины".

Фрегат "Паллада". Иван Гончаров

Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: "Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц."

Рассказ "Чистый понедельник". Иван Бунин

В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.
«Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В Прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках».

Повесть «Железная воля». Николай Лесков.

Попытка иноземцев соревноваться с русскими в умении поедать невероятное количество блинов иногда заканчивалась трагично. Так, герой повести Н. С. Лескова «Железная воля» немецкий инженер Гуго Пекторалис в ответ на утверждение, будто ему « больше отца Флавиана блинов не съесть», поспорил, что съест, и, вступив в соревнование, умер, объевшись этими самыми блинами. «"Неужли помер?" - вскричали все в один голос.
А отец Флавиан перекрестился, вздохнул и, прошептав "с нами Бог ", подвинул к себе новую кучку горячих блинков», подтвердив тем самым истинность русских пословиц: «Блин не клин, брюха не расколет» и «Что русскому здорово, то немцу смерть».

Роман «Тихий Дон». Михаил Шолохов


Автор описывает праздничный стол на масленицу в семье донских казаков Мелеховых: " Ели, как и всегда по праздникам, сытно и много. Щи с бараниной сменила лапша, потом - вареная баранина, курятина, холодец из бараньих ножек, жареная картошка, пшенная с коровьим маслом каша, кулага, блинцы с каймаком, соленый арбуз. Григорий, огрузившийся едой, встал тяжело, пьяно перекрестился; отдуваясь, прилег на кровать. Пантелей Прокофьевич еще управлялся с кашей: плотно притолочив ее ложкой, он сделал посредине углубление (так называемый колодец), налил в него янтарное масло и аккуратно черпал ложкой пропитанную маслом кашу». www . livelib . ru / selection /546494- maslenitsa - v - tvorchestve - russkih - pisatelej

Составитель Стогова Л.Н.

Посреди небесных тел
Лик луны туманный:
Как он кругл и как он бел,
Точно блин с сметаной.
Кажду ночь она в лучах
Путь проходит млечный:
Видно, там, на небесах
Масленица вечно!

Михаил Юрьевич Лермонтов!


Масленица — древний славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом.

Веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла и весеннего обновления природы. На Руси это был самый широкий, раздольный и весёлый праздник. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей.

Тема Масленицы нашла отражение как в народном творчестве в виде песен, пословиц и поговорок, в картинах русских художников, так и в художественной литературе.

Хоть все с себя заложить, а Масленицу проводить!
Поговорка
Самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель Иван Сергеевич Шмелёв. В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления:
«Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость».
Детские впечатления всегда более яркие и запоминающиеся. Герой чувствовал своё единение со всеми людьми и Богом. Слово «масленица» ассоциируется у него с «живой яркой радостью».

Антон Павлочич Чехов. Рассказ "Глупый француз"

Этот рассказ чаще всего вспоминают, говоря о русском масленичном размахе. Клоун из цирка братьев Гинц Генри Пуркуа в московском трактире Тестова решает, что молодой человек собрался покончить жизнь самоубийством через переедание. Но оглядевшись, понимает, что если это так, то тогда он не в едальном заведении, а в клубе самоубийц. «Не только климат, но даже желудки делают у них чудеса! О, страна, чудная страна!» - заключает про себя француз.


Иван Гончаров. Рассказ "Фрегат "Паллада"

Автор описывает, как матросы праздновали в плавании Масленицу: "Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана. Так и тут, задумчиво расхаживая по юту, я вдруг увидел какое-то необыкновенное движение между матросами: это не редкость на судне; я и думал сначала, что они тянут какой-нибудь брас. Но что это? совсем не то: они возят друг друга на плечах около мачт. Празднуя масленицу, они не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге удачнее, нежели Петр Александрович икру заменил сардинами. Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству: это лучше льняной бороды Нептуна и осыпанных мукой лиц."


Рассказ Надежды Тэффи "Блины".

Разговор персонажей рассказа «Блины» произошел на берегу реки Арно. В компании присутствовали русские и итальянцы. Так как среди собравшихся не было родственников или близких друзей, разговор был на отвлеченные темы. Русские восторгались Италией, итальянцы, в свою очередь, - Россией. Слово за слово разговор перетек в тему особенностей языка, а потом остановился на том, что в начале весны в Италии уже во всю цветут деревья, тогда как в России лежит снег. Хотя русские тоже нашли, что ответить. В феврале в России тоже хорошо, потому что в феврале Масленица, на которую пекут блины.

Вторая часть рассказа - Широкая масленица - о ритуале поедания блинов...


Александр Пушкин. Евгений Онегин

...Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины...


Антон Чехов. Рассказ "Масленичные правила дисциплины"


Иван Бунин. Рассказ "Чистый понедельник"

В рассказе выразительно показана московская жизнь начала XX века на масленичную неделю, а, кроме того, содержится отличное напоминание: следом за веселой Масленицей обязательно придет Великий пост.

Пётр Вяземский
"Масленица на чужой стороне"

Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.

Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыпленные сердца!

Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка зима!

Из-за льдистого Урала
Как сюда ты невзначай,
Как, родная, ты попала
В бусурманский этот край?

Здесь ты, сирая, не дома,
Здесь тебе не по нутру;
Нет приличного приема
И народ не на юру.

Чем твою мы милость встретим?
Как задать здесь пир горой?
Не суметь им, немцам этим,
Поздороваться с тобой.

Не напрасно дедов слово
Затвердил народный ум:
«Что для русского здорово,
То для немца карачун!»

Нам не страшен снег суровый,
С снегом — батюшка-мороз,
Наш природный, наш дешевый
Пароход и паровоз.

Ты у нас краса и слава,
Наша сила и казна,
Наша бодрая забава,
Молодецкая зима!

Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.

В честь тебе и ей Россия,
Православных предков дочь,
Строит горы ледяные
И гуляет день и ночь.

Игры, братские попойки,
Настежь двери и сердца!
Пышут бешеные тройки,
Снег топоча у крыльца.

Вот взвились и полетели,
Что твой сокол в облаках!
Красота ямской артели
Возжи ловко сжал в руках;

В шапке, в синем полушубке
Так и смотрит молодцом,
Погоняет закадычных
Свистом, ласковым словцом.

Мать дородная в шубейке
Важно в розвальнях сидит,
Дочка рядом в душегрейке,
Словно маков цвет горит.

Яркой пылью иней сыплет
И одежду серебрит,
А мороз, лаская, щиплет
Нежный бархатец ланит.

И белее и румяней
Дева блещет красотой,
Как алеет на поляне
Снег под утренней зарей.

Мчатся вихрем, без помехи
По полям и по рекам,
Звонко щелкают орехи
На веселие зубкам.

Пряник, мой однофамилец,
Также тут не позабыт,
А наш пенник, наш кормилец,
Сердце любо веселит.

Разгулялись город, села,
Загулялись стар и млад, —
Всем зима родная гостья,
Каждый масленице рад!!!

Цели урока: - познакомиться с традицией празднования Масленицы;

Раскрыть духовный смысл Масленицы через анализ народных и художественных текстов, картин русских художников.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необыкновенный урок, так как на нем присутствуют гости, которые пришли посмотреть, чему мы с вами научились и насколько мы любим «Живое слово».

ü Ребята, посмотрите на доску (изображение солнышка). Это символ праздника, о котором мы будем говорить на уроке. Что это за праздник? Слайд 1.

Ø Задача нашего урока состоит в том , чтобы познакомиться с традициями празднования Масленицы и посмотреть , как этот праздник нашел отражение в народных произведениях и произведениях русской литературы и в искусстве .

v А эпиграфом к нашему уроку мы возьмём слова русского поэта П. Вяземского Слайд №2«Скоро

Масленицы звонкой закипит

весёлый пир…»

Пётр Вяземский.

· Дома вы должны были подготовить материал о праздновании Масленицы и прочитать отрывок из произведения И. Шмелёва «Лето Господне»

Из далёких времён пришла к нам сударыня-масленица. У древних славян это был недельный праздник проводов зимы. Масленицу отмечают перед великим постом за восемь недель до Пасхи – и непременно с блинами, снежками, горками, кострами, катанием на лошадях. слайд №3

Какие эпитеты дал народ этому празднику? (обжорная, широкая, развеселая, честная, ясочка, касаточка, разорительница).

Слайд № 4. Достаточно распространено мнение, что Масленица – это праздник скорее языческий, чем православный. Это не совсем так. Масленичная неделя – это подготовительная неделя к Великому посту, и посвящена она в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу. В этом и есть христианская составляющая Масленицы. Масленица – это время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями. Но это не мешает праздновать Масленицу весело, шумно.

Сегодня Масленица пришла к нам в гости.

Давайте поприветствуем её.

1.уч. Душа ль ты моя, Масленица.

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости.

На широкий двор.

На горках кататься.

В блинах поваляться

Наша Масленица дорогая,

Ненадолго к нам пришла.

Мы думали на семь недель,

А получилось на семь дней.

2. Работа с SB -доской.

Действительно, Масленица длилась неделю. Каждый день этой недели имел свое название. Соотнесите названия и день недели (понедельник – встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомка, четверг – широкий четверток, разгул, перелом, пятница – тещины вечорки, суббота – золовкины посиделки, воскресенье – проводы, прощанье, целовник, Прощеное воскресенье. Доска

3. Слово учителя:

1) О том, что народ с уважением относился к этому празднику, говорит огромное количество пословиц, поговорок, частушек, посвященных Масленице.

Слайд №5,6 Вставь пропущенное слово.

А какие пословицы знаете Вы?

Ученик читает пословицы, оформленные на листочках.

Как вы понимаете их смысл?

2) О Масленице народ сложил множество песен. Прочтем одну из них на стр.8.

Какими именами называется в песне Масленица?

Запишите их в тетрадь. О каких масленичных традициях говорится в них? О каком еще христианском празднике говорится в песне?

Выпишите слова, относящиеся к Пасхе.

Как связан праздник Пасхи с масленичной неделей?

Почему так часто в текстах песен отражается тема прощения?

Масленица нашла отражение и в музыке. Великий русский композитор написал музыкальную пьесу «Февраль. Масленица»

Прослушайте пьесу и ответьте на вопросы: Слайд №8

1. Что, на ваш взгляд, хотел передать в музыке автор?

2. Какие картины вы представляете, слушая пьесу?

3. Какое настроение создаёт у слушателя музыка?

3.Для ответа вы можете использовать следующие слова и выражения:

Слушая пьесу, представляешь …

Композитор сумел передать в пьесе …

Музыка Чайковского наполняет душу … слайд.

3) К теме Масленицы обращались и русские писатели и поэты Слайд №9

А. Фет писал о Масленице так

Везде разнообразною картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною народ, чему-то рад.

Какой-то тайной жаждою душа распалена,

И над душою каждого проносится весна…

Но, пожалуй, самый яркий литературный образ Масленицы создал русский писатель рубежа XIX - XX веков Иван Сергеевич Шмелёв

В его повести «Лето Господне» есть целая глава, посвященная этому празднику. В ней автор описал свои детские впечатления.

Откройте книгу на стр.257, прочтите начало главы.

Что же осталось в памяти писателя?

4. Задание по группам:

Ребята, сейчас вы поработаете с отрывками из этого произведения, выпишите ключевые слова и расскажите о традициях празднования Масленицы

1 группа – готовит материал о развлечениях (стр.260)

Дополнительно индивидуальное задание - какие еще развлечения были на празднике?

Дополнительно индивидуальное задание – об угощениях.

2 группа - проведёт небольшую экскурсию в картинную галерею. Дополнительно – найти в тексте «Масленицы» отрывок, которым можно описать сюжет картины Кустодиева (стр.260-261) слайд №10

Давайте рассмотрим картину Сурикова «Взятие снежного городка». Какую масленичную забаву изобразил художник?

Используя прием словесного рисования, опишите, что изображено на репродукции. Слайд №11

3группа – расскажет нам об угощениях (стр.258)

Ваши выступления должны быть эмоциональными, выразительными, чёткими, громкими.

Коллективная работа с отрывком об отношении к нищим и обездоленным (стр.263)

Какой день является самым главным на масленичной неделе? Почему?

Масленичное воскресенье называется в народе «прощённым». Это день, когда люди просят друг друга: «Прости меня, Христа ради, в чём я перед тобой виноват!» И слышат в ответ: «Прости и ты меня!» Забываются все обиды, и русский народ с нетерпением ждёт прихода весны.

Уч. Масленицу провожаем – весну встречаем!

Гостья погостилася – с зимушкой простилася.

Прощай, Масленица! Прощай, красная

Масленица:

Спасибо, друзья!

Хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,

Пела и плясала, больно я устала.

Кончилось веселище-берись за делище. Слайд сани

4. Подведение итогов урока.

Угощение гостей блинами.

5. Домашнее задание .

Наверное, у каждого из вас найдется, за что попросить прощение у родителей, друзей, одноклассников. Попробуйте искренне, от души попросить у них прощение в виде письма.