Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Меч Победы — триптих монументальных советских памятников. Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»

Меч Победы — триптих монументальных советских памятников. Интересные факты о памятнике «Родина-мать зовет»

По просьбе Александра. Этота публикация об истории создания скульптуры "Родина мать зовет"

Красная Стена - На Мамаевом кургане

Мамаев курган

Навсегда сохранит наш народ память о величайшем в истории войн сражении у стен Сталинграда.

200 ступеней - по числу дней и ночей Сталинградской битвы - отделяют вершину кургана от подножия. Когда поднимаешься по первым ступеням и перед вами открывается вид на Родину-мать - захватывает дух, щемит сердце,слезы наворачиваются на глаза. Все композиции памятника вы проходите с этим чувством, достигая кульминации в пантеоне Славы: безмолвно горит Вечный огонь, освещая своим светом более семи тысяч имён погибших за главную высоту России. От Вечного огня вы выходите уже чистым: без мыслей, без печалей поднимаетесь на вершину - а внизу лежит мирный город.

И только тут осознаешь весь гениальный замысел, заложенный в памятник. Мамаев курган - это связь с историей, осязаемый мост между прошлым и настоящим. Именно здесь всеми порывами своей души вы можете почувствовать момент мира и счастья, ради которого столько десятилетий назад проливалась кровь, совершались бесстрашные подвиги, отвоёвывалась земля пядь за пядью. По величию этих подвигов вряд ли что-то возможно привести в сравнение, их мастаб вполне передает сам памятник и надпись на Площади Героев:

- Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку? смертны ли они?



На фото: Победный флаг на вершине Мамаева кургана

На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна

История создания памятника-ансамбля.

"... Пройдут годы и десятилетия, нас сменят новые поколения людей. Но сюда, к подножию величественного монумента Победы, будут приходить внуки и правнуки Героев, сюда будут приносить цветы и приводить детей. Здесь, думая о прошлом, мечтая о будущем, люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни" - такие пророческие слова высечены у подножия Мамаева кургана.

На самом Мамаевом кургане битва длилась 135 дней и ночей. Его вершина была важным звеном в системе обороны города, так как с нее прекрасно просматривался не только сам Сталинград, но и Волга, переправы, заволжье. Вся земля на холме была буквально перепахана снарядами, минами, бомбами - до 1000 осколков и пуль на каждый квадратный метр. Весной 1943-го там даже не взошла трава. В тот год высота 102.0 (ставшее легендарным обозначение Мамаева кургана на военных картах) стала настоящим курганом - на его склонах хоронили погибших со всего города.

В начале 1943 г. Сталинград лежал в руинах и был практически мертвым - в городе осталось всего полторы тысячи человек. Но как только фронт отодвинулся от города - туда стали возвращаться жители; и уже к маю количество населения превысило сто тысяч человек.

Родина высоко оценила исторический подвиг Сталинграда. Страна желала видеть Город-герой возрожденным, и не просто городом для жителей, а городом-памятником, в камне и бронзе, с назидательным уроком возмездия врагу, городом вечной памяти павшим его защитникам. Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника Сталинградской битве был объявлен почти сразу после окончания войны. Обугленный, искалеченный Мамаев курган простоял таким до 1959 г., когда по проекту Евгения Вучетича была начато сооружение грандиозного памятника-ансамбля.

Строительство продолжалось 8 лет, скульптура Родины-матери возводилась 4 года; а всесоюзного значения торжественное открытие мемориала состоялось 15 октября 1967 г. "Этот монумент - дань героическим сыновьям и дочерям советской страны. Здесь, на этой земле, они повернули ход судьбы, заставив ее идти от мрака к свету, от порабощения к свободе, от смерти к жизни. Человечество помнит их как героев-сталинградцев" - сказал на открытии Леонид Брежнев. В тот же день был зажжен вечный огонь в зале Воинской славы, и выставлен почетный караул.

Скульптура "Родина-мать зовет!" г. Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт!» - композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

Общая информация

Строительство

Работа скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была Пешкова Анастасия Антоновна,


выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года

(по другим сведениям, Валентина Изотова)


Валентина Изотова

.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.


Технические данные

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).


Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое - целиком состоящее из фторированной стали - а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например - статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала - 46 метров.

Почему при создании памятника героической обороне Сталинграда был использован именно этот образ? Есть мнение, что за основу скульптуры Евгений Вучетич взял образ Ники Самофракийской, также на творческий замысел мог повлиять барельеф с Марсельезой в Париже, где тоже изображена женщина с мечом.

Образ

Сам образ «Родины-Матери» стал одним из самых сильных образов советской пропаганды после того, как в 1941 году Ираклием Таидзе был создан, пожалуй, самый известный агитационный плакат Великой Отечественной войны «Родина-мать зовет».

Скульптура на Мамаевом кургане таким образом является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом.
Евгений Вучетич пришел к этому образу не сразу. Первоначально проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя.

Прототипы

До сих пор насчет того, с кого Вучетич «лепил» свою скульптуру есть несколько версий.

Накануне празднования 70-летия Победы в Сталинградской битве 79-летняя жительница Барнаула Анастасия Пешкова объявила, что именно она стала прообразом. В 2003 году ровно то же самое сказала Валентина Изотова, работавшая официанткой в ресторане «Волгоград». Еще одной претенденткой на звание прототипа «Родины-матери» стала бывшая спортивная гимнастка Екатерина Гребнева, но она, в отличие от предыдущих претенденток, считает, что была не единственной натурщицей, а образ «Родины-матери» все же является собирательным.
Бывший замдиректора памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» Валентина Клюшина высказала другое мнение: «Фигуру Евгений Викторович делал с Нины Думбадзе, знаменитой дискоболки. Она позировала ему в Москве, в его мастерской. А вот за лицом скульптуры Евгений Викторович далеко ходить не стал. Он создавал его с супруги – Веры Николаевны. И порой ласково называл скульптуру именем жены – Верочка».

Меч победы

Меч в руках «Родины-матери» имеет связь с другими известными памятниками. Подразумевается, что этот меч является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем опускает «Воин-освободитель» в Берлине.

Первоначально меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Однако листы титановой обшивки гремели на ветру, создавали лишнюю парусность и могли привести к нежелательным последствиям. В 1972 году лезвие меча было заменено в ходе реставрации - на состоящее целиком из фторированной стали.

Мамаев курган

На Мамаевом кургане похоронено более 35 тысяч человек. Из 200 дней Сталинградской битвы борьба за эту высоту продолжалась 135 суток. Даже зимой Мамаев курган оставался черным от разрывов бомб, на один квадратный метр приходилось от полутысячи до 1200 осколков и пуль. Весной 1943 года трава здесь так и не взошла.

На Мамаевом кургане, у подножья «Родины-матери» также был похоронен командующий 62-й армией, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков. Свое желание быть похороненным именно здесь Василий Иванович выразил в своем завещании.

Размеры

Строительство монумента началось в мае 1959 года и было завершено 15 октября 1967 года. На момент создания скульптура была самым высоким в мире памятником. Ее общая высота - 85 метров, вес - 8 тысяч тонн. Расчеты монумента делал Николай Никитин, который до этого принимал участие в проектировании МГУ и Останкинской башни.

Высота статуи была определена Никитой Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в США. В сравнении с ростом человека фигура «Родины-матери» увеличена в 30 раз.

Несмотря на свой огромный вес (8000 тонн), «Родина-мать» является свободностоящей конструкцией. Внутри она состоит из отдельных ячеек. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, которые постоянно находятся в натяжении. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров.

Сегодня «Родина-мать» занимает 11 место в рейтинге высочайших статуй мира.
Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах.

Материалы

«Родина-мать» отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов, блоков предварительно напряжённого железобетона, состоящих из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металла. И это вес без основания.

Стоит монумент на плите высотой 2 метра, которая установлена на главном фундаменте высотой в 16 метров, почти полностью скрытом под землей. Для того, чтобы фигура выглядела ещё монументальней, на верхней точке Мамаева кургана также была сделана искусственная насыпь высотой 14 метров и весом 150 тысяч тонн.

Все время, пока возводилась статуя, была необходимость в непрерывной поставке бетона, даже незначительная задержка могла нарушить прочность многотонной конструкции.

Грузовики, подвозившие к месту строительства бетон, помечались особыми знаками. Водителям же разрешалось нарушать правила дорожного движения, они могли даже проезжать «на красный», не опасаясь того, что их остановят сотрудники ГАИ.

Смещение

Иван Букреев, прораб бывшего «Сталинградгидростроя», строитель с 50-летним стажем, в 2010 году заявил, что «Родину-мать» необходимо спасать, поскольку она отклонилась от заложенных в проекте 270 миллиметров уже на 221 миллиметр. Наклоняется монумент по двум причинам: движение фундамента и деформации самой фигуры. Также усугубляют положение колебания меча от ветровых нагрузок.

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур - «Родина-мать зовет!», которая установлена в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: «Тыл - фронту», который установлен в Магнитогорске и «Воин-освободитель», расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент - Меч Победы.

Два из трех монументов триптиха - «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!» - принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча. Третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН. Композиция под названием «Перекуем мечи на орала» демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.


Первая часть трилогии «Тыл - фронту», расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в той страшной войне. На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят «Родиной-матерью» в Сталинграде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии «Воин-освободитель» опускает Меч Победы в самом логове врага - в Берлине.

Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь - стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным - каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента - работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда.

Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Сталинграде на Мамаевом Кургане «Родина-Мать». В том месте, где произошел перелом в войне. И уже в завершение композиции «Воин-освободитель» опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.

Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл - фронту» был готов только летом 1979 года.

«Тыл - фронту»

Монумент «Тыл - фронту»

Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала - гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника - это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске - это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.

На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).

«Тыл - фронту»

Монумент «Родина-мать зовет!»

Монумент «Родина-мать зовет!» расположен в городе Волгограде и является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», который расположен на Мамаевом кургане. Данная статуя считается одной из самых высоких на планете. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент - это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.

Проводя некоторую аналогию можно сравнить статую «Родина-мать зовет!» с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывала своих детей дать отпор силам захватчиков. В последствии силуэт скульптуры «Родина-мать зовет!» был помещен на герб и флаг Волгоградской области. Стоит отметить, что вершина для строительства монумента была создана искусственным образом. До этого наивысшей точкой Мамаева кургана в Волгограде была территория, которая располагалась в 200 метрах от нынешней вершины. В настоящее время там находится храм Всех Святых.

«Родина-мать зовет!»

На создание монумента в Волгограде без учета постамента ушло 2400 тонн металлоконструкций и 5500 тонн бетона. При этом общая высота скульптурной композиции составила 85 метров (по другим данным 87 метров). Перед тем, как приступить к строительству монумента, на Мамаевом кургане был вырыт фундамент под статую глубиной 16 метров, а на этом фундаменте была установлена двухметровая плита. Высота самой 8000-тонной статуи составила 52 метра. Для того чтобы обеспечить необходимую жесткость каркаса статуи было применено 99 металлических тросов, которые находятся в постоянном натяжении. Толщина стен памятника, выполненных из железобетона, не превышает 30 см, внутренняя поверхность памятника представляет собой отдельные камеры, которые напоминают конструкции жилого здания.

Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.

«Родина-мать зовет!»

Однажды главный скульптор монумента Евгений Вучетич рассказывал Андрею Сахарову о своей самой известной скульптуре «Родина-мать зовет!» «Часто меня спрашивало начальство, зачем у женщины открыт рот, это же некрасиво», - рассказывал Вучетич. На этот вопрос известный скульптор отвечал: «А она кричит - за Родину… вашу мать!»

Монумент «Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Памятник был открыт 8 мая 1949 года, высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.

Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

«Воин-освободитель»

Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов - уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин - освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.

Памятник, как и все три монумента триптиха, расположен на насыпном кургане, к постаменту ведет лестница. Внутри постамента располагается круглый зал. Его стены были украшены мозаичным панно (автор - художник А. В. Горпенко). На панно были изображены представители различных народов, включая народы Средней Азии и Кавказа, которые возлагают венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества». В центре зала был установлен постамент кубической формы, выполненный из черного полированного камня, на котором установлен золотой ларец с пергаментной книгой в красной сафьяновом переплете. В эту книгу были вписаны имена героев, которые пали в боях за немецкую столицу и были похоронены в братских могилах. Купол зала был украшен люстрой диаметром в 2,5 метра, которая изготовлена из хрусталя и рубинов, люстра воспроизводит орден «Победа».

«Воин-освободитель»

Осенью 2003 года скульптура «Воина-освободителя» была разобрана и отправлена на реставрационные работы. Весной 2004 года отреставрированный монумент вернулся на свое законное место. Сегодня данный комплекс является центром проведения памятных торжеств.

Источники информации:
http://ribalych.ru/2014/08/04/unikalnyj-triptix
http://www.pravda34.info/?page_id=1237
http://defendingrussia.ru/love/pamyatniki_pobedy
http://www.tgt.ru/menu-ver/encyclopedia/tourism/countries/dostoprimechatelnosti/dostoprimechatelnosti_155.html
https://ru.wikipedia.org

: Мне выдалась поистине уникальная возможность посмотреть на Мамаев Курган и на Волгоград глазами самой Родины-Матери.

Попасть внутрь и подняться на самый её верх доступно далеко не каждому посетителю мемориала. Но я приехала в Волгоград специально за этим. Завораживают не столько виды, сколько сам факт того, что можно побывать в таком месте, пролезть через все нутро великой женщины. Сбылась мечта, казавшаяся несбыточной.

Сначала покажу, из чего же, из чего же сделана наша Родина, какая она внутри, а потом выглянем вместе из люка на макушке.

1. В непарадной части скульптуры есть небольшая дверца. Из нее инженер достал приставную лесенку, и мы небольшой компанией из четырех человек прошли в самое потайное и желанное помещение мемориала.

2. Технические данные скульптуры.

Скульптура сделана из предварительно напряжённого железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника - 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры - 52 метра (масса - свыше 8000 тонн). Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно - большая его часть скрыта под землёй.

Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен составляет всего 25-30 сантиметров.

Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Все это я вам сейчас покажу!

3. На этом снимке виден отсек, в котором стоит огнетушитель, и тросы натяжения. Подобные тросы стягиваю останкинскую башню.

4. Тросы стягивают руки к туловищу, а туловище натянуто по вертикали.

5. Крепление вертикальных тросов.

6. Крепление тросов правой руки с мечом.

7. За натяжением тросов следят специальные датчики.

8. Внутри много разных датчиков. Этот, судя по всему, установлен на трещину.

9. А эта конструкция следит за колебаниями.

10. Лаз в правую руку.

11. Без инструкций по технике безопасности никуда. Изображения напомнили уроки ОБЖ в школе, которые мы особенно всерьез не воспринимали, но бинтовать голову я до сих пор умею (-:

12. Редкий шанс встать монументу поперек глотки.

13. Добро пожаловать в голову, говорит старец Фура инженер отдела безопасности Виктор Григорьевич.

14. На каком-то форуме РЖД посчастливилось добыть отличные фотографии периода строительства монумента.

15. Меч, длиной 33 метра и массой 14 тонн, изначально представлял собой стальной каркас, обшитый титановыми листами. Высокая «парусность» меча вызвала его сильное раскачивание на ветру – избыточное механическое напряжение привело к деформации конструкции, появился неприятный скрежет металлических листов. В 1972 году лезвие меча заменили на бескаркасное, выполненное полностью из стали. Более короткое, 28-метровое, с отверстиями для уменьшения парусности и демпферами для гашения колебаний от ветровых нагрузок.

16. Готова! Прообразом скульптуры была Валентина Изотова (по другим сведениям - Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

17. Виктор Григорьевич открывает люк на самой макушке и разрешает нам вдоволь наслаждаться видом и делать фотографии.

18. Для начала оглядимся. Вид на Волгу и на весь мемориал.

19. Волгоград почти на сотню километров растянулся вдоль реки. Справа открывается вид на центральную часть город.

20. Слева - волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь".

21. Позади - воинское мемориальное кладбище, а чуть ближе видны водонапорные баки.

Ранее они использовались в качестве систем для очищения питьевой воды в городской системе водоснабжения. Эти баки – очевидцы самых суровых дней войны. В 1942-1943 годы они были превращены в гигантские блиндажи. Во время боев за Мамаев курган служили фашистам как настоящие бункеры: заминированные, с сосредоточением большого количества техники, вооружения. Это был жесточайший узел сопротивления.

22. Эстакадная часть танцующего моста.

24. Трубы завода.

25. Поселок "Тир".

26. Стадион "Ротор".

27. Купол планетария.

33. Экскурсию провела ваша Дашэчка. К слову, в тот день наверху было не очень ветрено, хотя я готовилась в тому, что будет сдувать.

В решительном порыве стоит на кургане женщина с мечом в руках. Ее необычайно выразительное, волевое лицо и повернутый торс, развивающиеся на ветру волосы создают ощущение значительной силы. Раздуваемые ветром концы платка делают ее похожей на птицу. В безмолвном крике призывает она идти за собой сыновей своей страны, идти в бой и биться с врагом на смерть, стоять до конца. Она – Родина-мать – самая необыкновенная и величественная скульптура Мамаева кургана.

Являясь частью ансамбля «героям Сталинградской битвы» в Волгограде, скульптура “Родина-мать зовет” заслуженно занимает в нем центральное место благодаря своим внушительным размерам – 85 метров, и не мене значительному весу – 8 тонн. Меч в ее руке имеет размер в 33 метра, а вот вес превышает массу скульптуры и составляет 14 тонн, что невольно наталкивает на мысль: а не хотел ли автор тем самым показать, что как бы тяжело ни было, все ровно нужно стремиться к победе.

Специально для этого памятника была создана искусственная четырнадцати метровая насыпь, которая стала самой высокой точкой в окрестностях города. В этой возвышенности были захоронены останки воинов, павших в сражении за Сталинград. К памятнику ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 надгробий отличившихся воинов. Стены памятника толщиной 25-30 см прочно скреплены внутри жесткими тросами. Что примечательно, сама фигура не скреплена с фундаментом, она просто стоит на двухметровой плите.

Интересным фактом является и то, что памятник Родине-матери мог выглядеть совершенно иначе. Создателем памятника мог стать каждый приславший свой чертеж или эскиз. Отбор проводился очень тщательно и занял десять лет.

Автором памятника стал Е.В. Вучетич, заработавший непререкаемый авторитет тем, что слепил портреты почти всех советских военачальников, начиная с Жукова. На тот момент им уже были построены такие памятники, как «Воин-победитель», находящийся в Трептов-парке в Берлине и «Перекуем мечи на орала», нашедший свое место в Нью-Йорке. В каждом из этих произведений затронута тема меча.

Проект памятника “Родина-мать зовет!” в ходе строительства подвергался колоссальным изменениям. Из первоначальной задумки в виде женщины со знаменем и бойца, который склонил перед ней колено, он превратился в тот образ «Родины-матери», который мы можем видеть сегодня. Изменилась и идея строительства торжественного постамента, на котором должна была стоять скульптура. Но самым значительным изменением было увеличение размера – из 36 метровой, фигура увеличилась в высоту до 85 метров.


Перекуем мечи в орала, Нью-Йорк

Все эти рабочие эскизы сохранились, и мы можем ознакомиться с ними в доме-музее автора. Этот дом являлся мастерской для Вучетича, он же был его дачей, находящейся в Тимирязевском районе Москвы.

Изменения происходили и после того, как памятник был открыт и уже несколько лет привлекал посетителей. Они коснулись переделки меча. Меч сильно раскачивался в руке скульптуры. Как оказалось, он находился плашмя по отношению к ветру. Решением этой проблемы, стали отверстия, проделанные в мече. Позднее и само лезвие меча было сделано из более легкой стали.

50 мощных прожекторов были изготовлены для того, чтобы мы смогли рассмотреть статую как днем, так и ночью. Рабочие трудились сверх нормы, осознавая, что они делают важное дело. К открытию памятника 15 октября 1967 года, каждый прожектор занимал свое место рядом с памятником.

Валентина Изотова - прототип памятника Родине-матери

Прототипом памятника главной Матери СССР стала жительница Волгограда Валентина Изотова. Своей внешностью она больше подходила для образа Родины-матери, чем приехавшая позировать московская модель.

Два года она позировала скульптору. Работа для нее оказалась очень серьезной и тяжелой, ведь нелегко стоять, часами раскинув руки, в одной из которых находилась палка как предполагаемый меч.

Всю жизнь Валентина гордилась тем, что стала образом для такого великого памятника.

На момент окончания постройки статуя “Родина-мать зовет!” оказалась самой высокой в мире, что и отразилось в книге рекордов Гиннеса. Сегодня же она отодвинулась на 11 место списка самых высоких памятников.

Статуя каждый год отклоняется от своего первоначально положения, что в 1986 году стало основанием для значительного укрепления конструкции. В 2010 были произведены устранения трещин, образовавшихся за столь длительный период, и был скорректирован угол допустимого наклона статуи.

Тысячи россиян и иностранцев приезжают из года в год на Мамаев курган , чтобы поклониться, выразить свою благодарность, почтить память павших в Сталинградской Битве советских воинов. И изо дня в день встречает гостей наша “Родина-мать” – символ воли и бесстрашия всех тех, кто сражался с фашистской Германией!

Инна Антонова
Анастасия Савиных