Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Коренной перелом в вов. Начало коренного перелома в ВОВ: сталинградская битва

Коренной перелом в вов. Начало коренного перелома в ВОВ: сталинградская битва

1. После победы в Сталинградской битве в начале 1943 г. стратегическая инициатива в войне перешла к Красной (Советской) армии, которая не упустила ее до самого окончания войны. 1943 - 1945 гг. стали временем освобождения территории СССР и полного разгрома врага на его территории. 1943 г. стал не только годом коренного перелома в войне, но и значительных изменений в сущности и структуре самой армии.

— после Сталинградской битвы было принято решение отказаться от старого названия - Красная Армия, которое армия носила ровно 25 лет, кроме этого, армия впредь перестала именоваться Рабоче-Крестьянской;

— было введено новое название - Советская армия;

— в корне менялся имидж армии - ликвидировались прежние изобретенные большевиками воинские звания, а также введенная большевиками атрибутика - знаки отличия (нашивки) на рукавах и воротнике вместо погон, шапки-буденновки и т. д.;

— восстанавливались погоны, отмененные после революции, классические воинские звания и общепринятая военная форма;

— вместе с имиджем в 1943 г. менялась и сущность армии - она перестала рассматриваться как боевой отряд рабочих и крестьян, отличный от армий всего мира, и превратилась в общегосударственную современную армию.

2. В марте - июне 1943 г. реформированная Советская армия развила успех Сталинградской битвы и провела успешное наступление на запад. В результате наступления в июне 1943 г. образовалась так называемая Курская дуга - глубокий выступ освобожденных территорий на западе, который вклинивался в позиции немецко-фашистских войск. Данную стратегическую ситуацию решило использовать немецкое командование, которое решило окружить курский выступ и превратить «курскую дугу» в «кур­ский котел» - окружить и разгромить наступающую Советскую Армию под Курском. Для реализации этой цели Гитлер принял беспрецедентное решение - стянуть к Курску всю немецкую армию и поставить на карту судьбу всей войны. Однако Гитлер не учел того обстоятельства, что накануне Кур­ской битвы британская разведка, расшифровавшая в 1943 г. систему сверхсекретных немецких шифров «Энигма», передала советскому командованию детальный план немцев по ведению сражения - стратегию, точные даты и время военных операций, имена командиров, планы передвижения войск. Исходя из этой информации был разработан советский план ведения сражения, который учитывал планы немцев, их сильные и слабые стороны. Германия вела данное сражение, как и все остальные битвы 1943 - 1945 гг. «вслепую».

К началу июля 1943 г. к Курску были стянуты лучшие силы как советской, так и немецкой армий - около 3 млн человек, 5 тыс. танков, 10 тыс. орудий с обеих сторон. Курская битва продолжалась около 50 дней - с 5 июля по 23 августа 1943 г.:

— битва началась в невыгодной для немцев ситуации - зная точную дату наступления и расположение войск, за час до наступления Советская армия начала самую мощную в истории войн артподготовку (немецкие позиции обстреливались из всех видов орудий, артиллерией, реактивными минометами «катюша», подвергались усиленным бомбардировкам, в результате чего действия немцев были дезорганизованы с самого начала);

— затем Советская армия дала немцам возможность начать наступление, в результате чего многие немецкие части попали в «ловушки» Советской армии, нарвались на заранее подготовленные минные поля, были контратакованы советскими войсками;

— самыми тяжелыми были танковые сражения, только под деревней Прохоровка произошло лобовое столкновение 1200 советских и немецких танков;

— измотав немецкую армию, Советская армия перешла в контрна­ступление и рассекла немецкую армию на две части;

— при этом, используя британские разведданные, Советская армия уничтожила немецкие штабы и командные пункты - немецкая армия потеряла управляемость;

— одновременно партизаны начали масштабную рельсовую войну (операция «Концерт» и др.) - взрывали и пускали под откос десятки эшелонов с немецкой военной техникой и продовольствием, что обескровливало немецкую армию;

— в конце августа 1943 г. измотанная немецкая армия была окружена и разгромлена.

В ходе Курской битвы потери вермахта составили более полмиллиона солдат, 1600 танков, 3700 самолетов, 5000 орудий. Поражение на Курской дуге стало для Германии катастрофой. Германия летом 1943 г. оказалась в той же ситуации, что и СССР в 1941 г., - в ходе одного сражения потеряла основную часть армии. Лишившись сразу всей армии, Германия перешла к обороне, а территория большей части СССР была сравнительно быстро освобождена Советской армией уже к концу 1943 г.












Соотношение сил на Сталинградской направлении в ноябре Силы и средства Красная армия Германия и ее союзники Личный состав(тыс. человек) 1134,81011,5 Количество танков Количество орудий и минометов Количество самолетов






Итоги Сталинградской битвы 1. Сталинградская битва закончилась поражением врага, который потерял 1,5 млн. человек, 2000 танков, 3000 самолетов, в плен взято 100 тыс. солдат,2,5 тыс. офицеров,23 генерала, фельдмаршал Ф. Паулюс. 2. В ходе Сталинградской битвы было разгромлено 22 немецких дивизий и 160 отдельных частей. Убито 140 тыс. вражеских солдат и офицеров. 3. Победа под Сталинградом ознаменовала собой начало коренного перелома в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны в целом. Инициатива на советско - германском фронте перешла к СССР.










Из дневника немецкого офицера: « 1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие … 11 сентября: безрассудное упрямство … 13 сентября: … дикие звери … 16 сентября: … это не люди, а черти … 27 октября: русские – это не люди, а какие - то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня …»


Из речи Гитлера « Я хотел выйти к Волге в определенном месте, возле определенного города. Случилось так, что этот город носит имя самого Сталина … Не делая преувеличенных заявлений, я могу сказать вам, что мы его захватили. Только небольшая часть пока еще не в наших руках ». Гитлер поторопился: город устоял.











Правила учителей словесников. Помните главное – ваши ученики учатся не для школы, а для жизни, которую они будут украшать честными поступками, любовью к России, верой в доброе на земле. Вы главный друг детей, главный психолог в его многогранной духовной жизни. Храните в себе добрые чувства, исходите улыбкой, теплотой души, любите ваших учеников в радости. При встречах с родителями умелая задушевная беседа, большая гибкость выбора средств, умение понять и разделить с ними боль за их детей лучше любых сложных действий и наказаний. Будьте доступны детям, не делите их на плохих и хороших, сохраняйте чувство юмора, в основе отношений – честность, последовательность, согласованность. Никогда не забывайте о чувстве личной заинтересованности п принадлежности к делам школы. Каждый урок – микро праздник для детей, это день счастья. Цель вашей работы – полноценная человеческая личность, способная к страданию. Очень важно самому признать ошибки, докопаться до их причины. Уютность и теплота школы зависят от честности и доброты в этом человеческом государстве, от вас, самых главных и необходимых в этом государстве. В основе отношений с администрацией должны быть умения отстоять свои взгляды, нравственная чистота, общение с ней должно доставлять радость.

МОУ «Очкуровская СШ»
Николаевского муниципального района
Волгоградской области
Урок Победы
«Начало коренного
перелома в Великой
Отечественной войне»

Подготовила учитель начальных классов
Никишина Ольга Ивановна

2017 год
К 72 ­ летию освобождения нашей Родины от немецко­фашистских захватчиков.
Цель: способствовать формированию чувства патриотизма, гордости за прошлое
своей страны.
Задачи:
 Создание условий для более глубокого ознакомления учащихся с
основными этапами и событиями Великой Отечественной войны 1941­
1945 годов, ее защитниками и их подвигами;
 Рассказать учащимся о героических страницах Великой Отечественной
войны, освобождении нашей страны от фашистских захватчиков;
 Формировать представления о воинском долге и верности Отечеству,
формировать опыт нравственного поведения личности, побуждать интерес
к истории своей страны;
 Развивать информационную культуру учащихся;
 Эмоционально стимулировать патриотические чувства воспитанников через
приобщение к воинским традиціям;
 Воспитывать у детей любовь и уважение к воинам, партизанам,
подпольщикам,
патриотам, погибшим, защищая честь, свободу и независимость нашей
Родины, спасших народы мира от порабощения;
 Воспитывать любовь к родной стране, чувство патриотизма.
Оборудование: аудиозаписи с песнями военных лет, рисунки детей о войне,
плакаты, выставка книг о войне, шары, цветы, слайды.
Учитель: Дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь, чтобы задуматься,
вспомнить страшные и в то же время полные отваги и доблести дни Великой
Отечественной войны! Мы с вами – счастливые дети, потому что у нас есть
детство, у нас есть возможность учиться, общаться, строить планы на будущее.
Всего этого не было у детей, которые жили более 70 лет назад. У них жестоко
отобрали детство, их жизнь была определена одним ­ войной. У них не было
выбора. И у взрослых не было выбора. У всей нашей Родины не было другого
выбора.
Устный журнал (Слайд №1)
Сегодняшнее наше путешествие мы проведём в форме «Устного журнала», т. е.
будем путешествовать по страницам истории.
Страничка 1: Начало войны (Слайд №2)
Война! Жесточе нет слова!
Война! Страшнее нет слова!

И на устах у всех иного,
Уже не может быть, и нет!
1941 год.
«Тяжкий грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены
каземата. С потолка сыпалась штукатурка. И сквозь оглушительный вой и рев все
яснее и яснее прорывались раскатистые взрывы тяжелых снарядов. Рвануло где­то
совсем рядом.
- Война! - крикнул кто­то.
- Война это, товарищи, война!
…Наружную дверь смело взрывной волной, и сквозь нее видны были оранжевые
сполохи пожаров. Тяжко вздрагивал каземат. Все вокруг выло и стонало. И было
это 22 июня 1941 года в 4 часа 15 минут по московскому времени».
(песня «Эх, дороги» (музыка А.Новикова, стихи Л. Ошанина)
­ Впервые месяцы войны наша Армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили
Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши
войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов.
Очень много погибло наших солдат. Много солдат было взято в плен. Но наш
народ не сломался. Он выстоял. Но какие тяжелые были эти 1418 дней войны
(Слайд №3)
(чтение стихов учащимися)
Ученик 1
Очень страшно становится, если
Слышишь жуткое слово ­ война,
Над планетой, над целым миром
Тянет черные руки она.
Ученик 2:
Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Ученик 3:
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звезды
На полотнах знамен унося.
­ Ребята, а с какими ещё словами ассоциируется слово ВОЙНА?
(Горе, боль, смерть, разочарование, крик, шум, сирена, героизм, подвиг…)
­ А чьи прадедушки были участниками тех сражений?

Страничка 2: «Битва за Москву» (Слайд№4)
Осень 1941 года. Враг отчаянно рвался к сердцу нашей родины – Москве.
Фашистские офицеры уже заказывали для себя новые мундиры для своего парада
на Красной Площади. Государственный Комитет Обороны, командование Красной
армии стягивало силы со всей страны для решительного отпора врагу. Над
Москвой зависли аэростаты, подступы к столице ощетинились противотанковыми
рвами, ежами и окопами. К концу 1941 года враг был остановлен под Москвой.
Битва под Москвой отмечена массовым героизмом и самопожертвованием
советских людей.
Гром и дым. Огонь и кров.
Пламя в царстве мрака.
В шесть утра – атака вновь,
В семь – опять атака!
Впереди огня преграда –
Смертоносная стена.
Но встаёт, промолвив:
«Надо!»
Самым первым старшина,
Если надо – значит надо!
«Надо» – взвод встаёт.
Рвутся гулкие гранаты,
Пулемёт прицельно бьёт.
Поддержать отважных надо –
Прокричал майор:
«Вперёд!»
И, команду дав отряду,
Впереди него встаёт.
Страничка 3: «Сталинградская битва». (Слайды 5 ­11)
В блокадных днях
Мы так и не узнали,
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом паспорта
(Звучит мелодия песни «В лесу прифронтовом»)
Учитель: Все дальше отходят грозные и тяжелые годы Великой Отечественной, но
не гаснет память о тех, кто не пожалел своей крови, кто принес на алтарь свободы
самое дорогое ­ жизнь. Каждый из нас разделяет мысль, воплощенную в словах:
«Никто не забыт, ничто не забыто». И сегодня на уроке мы с вами постараемся
воссоздать картины военных лет.

После победы под Москвой были и другие победы, были и потери, и серьёзные
поражения. Но враг по­прежнему был силён и коварен. Он захватил Крым,
Харьков, Донбасс, вышел к излучине Дона, угрожая Сталинграду, занял Ростов­на­
Дону, рвался к Кавказской нефти. Встревоженный большими потерями И.В.Сталин
28 июля 1942 года издаёт приказ №227, вошедший в историю под названием «Ни
шагу назад!» Сталинград подвергается беспрерывной бомбардировке с востока, а в
начале сентября 1942 года начинаются уличные бои. Враг рвётся к Волге, но город
отчаянно сопротивляется ему. Свыше 700 тысяч убитыми и раненными потерял
враг в боях за город, более тысячи танков и самолётов. Но к середине ноября
вынужден перейти к обороне. 19 ноября 1942 года мощными залпами артиллерии
началась операция под кодовым названием «Уран» разработанная Г.К.Жуковым
и А.М.Василевским по разгрому гитлеровских войск под Сталинградом. В районе
г. Калач 330­тысячная группировка противника под командованием генерал –
фельдмаршала Паулюса была окружена и 2 февраля 1943 года капитулировала.
Начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной.
В длительных ожесточенных боях и сражениях советские войска, преодолевая
неимоверные трудности и невзгоды, нанесли сокрушительное поражение
крупнейшей стратегической группировке немецко­фашистских войск. «Победа
под Сталинградом, была не просто победой, она была историческим подвигом». В
этом подвиге с особой силой проявились несокрушимая мощь государства,
великая дружба народов нашей страны, мужество и героизм советских воинов,
превосходство советского военного искусства над военным искусством
фашистской Германии.
Ведущий 1: И в редкие минуты затишья люди вспоминали свой дом, родных и
близких им людей. Представляли, как счастливо они будут жить после войны…
Вас война любить не разучила,
Сердце было остудить нельзя
Согревал в землянке облик милый –
Жены, матери, отца, друзей.
(Звучит песня “В землянке”)
Ведущий 2: Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых
гитлеровских вояк: « Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде
сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины». Фашисты гибли
сотнями. Главным в письмах немецких солдат становится мотив предчувствия
смерти: «Мы никогда уже не покинем Россию»; «каждый из нас здесь и погибнет»;
«если из­за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это
будет для меня благом».
К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно
иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более
1 тыс. танков и свыше 1,4 тыс. самолётов, немецкие войска вынуждены были к
середине ноября перейти к обороне.

Ведущий 1. Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме
фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления
Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен
легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному
перелому в ходе всей второй мировой войны.
Ученик 1.
Вы слышите? У Сталинграда в морозном воздух звучит
Победным громом канонада, и вся Германия дрожит,
Врагам метаться бесполезно: их валит орудийный смерч,
Сдавила их петлей железной давно искавшая их смерть.
Ученик 2.
Под Сталинградом был смертельный бой,
Все защищали город наш родной,
Горит огонь, как память грозных лет,
Мы будем помнить, всех, кого сегодня нет.
Ученик 3.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Страничка 6: Победа (Слайд №13)
Ведущий. 8 мая 1945 года в Карлсхорсте под Берлином был подписан Акт о
безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Со стороны Германии его
подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны Советского Союза маршал Г.К.
Жуков.
А 24 июня на Красной Площади в Москве состоялся Парад Побед
песня М. Ясеня «Майский вальс».
За все, что есть сейчас у нас
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам,
Что отстояли мир когда­то.
Спасибо Армии родной,
Нашим отцам и дедам!

Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну.
Ученик 1:
Блестят на солнце ордена,
Звенят торжественно медали,
Гордится ими вся страна,
Они свободу отстояли.
Ученик 2:
Всё меньше остаётся их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года.
Ученик 3:
Их украшает седина,
Сияют новые медали,
В долгу пред ними вся страна,
Тепла они не ощущали.
Ученик 4:
Я в форме на парад иду,
В душе царит благоговенье,
Гремят фанфары раз в году,
И продолжается забвенье.
Ученик 5:
Мы за свободу шли на бой,
Войны безусые солдаты,
Чтоб защитить страну собой.
Уводят мысли в сорок пятый…
Ученик 6:
В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края:
Мир победил! Окончена война!
Учитель: Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Для того, чтобы помнить всегда тех, кто
сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться,
учиться, работать ­ да просто жить.

Включаем «вечный огонь».
Склоним голову перед величием их подвига. Минутой молчания почтим память не
вернувшихся с войны.
Прошу всех встать!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
На фоне фотографий звучит мелодия песни Д. Тухманова “День Победы”.
На фоне песни, в самом конце появляются слова: «Прошла война, прошла страда, но боль
взывает к людям: давайте люди никогда об этом не забудем!»
Учитель:
Склоняя головы перед светлой памятью отцов, дедов, братьев, сестёр, родных, освободим
сердца от гнева и жестокости, вспомним, что мы – сыны и дочери великого народа, и будем
достойны его.
Перешагнув порог третьего тысячелетия, хотелось бы в будущем жить без войн. Мы
гордимся тем, что у нас много героев, но пусть в грядущих веках не будет больше павших
на поле боя.
Используемые ресурсы:
1.Уткин А. «Вторая мировая война» М. 2003 год.
2.Советская историческая энциклопедия. – М.: Изд­во «Сов. энциклопедия», 1987.
3.Чуянов А.С. Сталинградский дневник (1941­1943 г.г.). – Н­Волжское издание,
1979.

К середине осени 1942 года обстановка на фронтах Великой Отечественной войны стала меняться кардинальным образом: после попытки захватить Закавказский регион, фашистская армия понесла огромные материальные и человеческие потери.

Битва под Сталинградом

Для советского командования была предоставлена возможность, воспользовавшись моментом, добиться перелома хода войны в положительную для себя сторону. Главный удар по немецкой армии было спланировано нанести на Сталинградском фронте. Разработкой плана разгрома фашистов под Сталинградом занимался Г. К. Жуков и А. М. Василевский.

Первый удар был нанесен советской артиллерией 19 ноября 1942 года, затем пришла очередь танковой атаки. Ожесточенные бои длились на протяжении пяти дней. Советским войскам удалось взять в окружение 350 тыс. армию противника. Немецкая армия потеряла 900тыс. человек, около 2 тыс. танков, 4 тыс. самолетов.

В плен был взят немецкий генерал фельдмаршал Ф. Паулс. Победа в Сталинградской битве ознаменовала коренной перелом в Великой Отечественной войне и положила начало конца могущества фашистских захватчиков.

Начало освобождения

После успеха советской армии в битве под Сталинградом, немецкие вооруженные силы начали постепенно отступать. В первую очередь были выведены войска из Кавказа, так как фашистские захватчики боялись повторения Сталинградского сценария. В начале января 1943 года бойцами Ленинградского фронта была частично прорвана блокада Ленинграда.

Связи с городом по-прежнему не было, но благодаря новообразованному «коридору», можно было переправлять горожанам продовольствие и медикаменты. С начала февраля советские войска начали предпринимать попытки освобождения Донбасса.

За стратегически важный для обеих сторон регион, борьба продолжалась до лета. именно здесь была образована знаменитая Курская дуга, которая значительно подорвала фашистские позиции. В течении зимнего периода Красная армия смогла уничтожить более 100 вражеских дивизий, что было настоящим успехом по сравнению с двумя предыдущими годами войны.

Конференция в Тегеране

В середине июля 1943 года советские вооруженные силы получили значительную поддержку в результате присоединения к ним англо-американских войск. В ноябре-декабре 1943 г. состоялась встреча лидеров СССР, США и Англии ("большой тройки") в Тегеране.

Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились об открытии второго фронта в Европе в мае-июне 1944 г., о создании после войны Организации Объединенных Наций, об основных принципах послевоенного мирового устройства, о судьбе Германии после ее окончательного поражения и т.п.

Советский Союз взял на себя обязательство выступить против Японии после завершения военных действий в Европе. После коренного перелома в военных действиях в 1942-1943 гг. политическая судьба фашистов была во многом предрешена, хотя впереди враждующие стороны ждала весьма долгая кровопролитная борьба.

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВОЙНЫ

Разгром немецких войск под Сталинградом. Летом 1942 г. на Северном Кавказе сложилась катастрофическая ситуация. После падения Ростова-на-Дону дорога для немцев на юг оказалась открыта, так как никаких укреплений на этом участке фронта не было. В результате, несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, всего за несколько дней войска противника вышли к Кавказскому хребту. Их целью была нефть Майкопа, Грозного и Баку, а также захват Закавказья. Гитлер заявлял, что без кавказской нефти он не сможет продолжать войну. Однако, мобилизовав все силы и возможности, Красная Армия сумела остановить врага.

К осени 1942 г. расстановка сил на советско-германском фронте постепенно стала меняться. Противник к этому времени понес огромные потери на сталинградском и северокавказском направлениях и был вынужден перейти к обороне. В этой ситуации советское командование стремилось добиться окончательного перелома ситуации в свою пользу. В качестве направления главного удара был избран Сталинградский фронт. План разгрома врага под Сталинградом (он был разработан заместителем Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуковым и начальником Генерального штаба А. М. Василевским) получил условное наименование "Уран". Этот план предполагал силами Юго-Западного и Сталин­градского фронтов нанести по сходящимся направлениям удар по немцам с целью их окружения и полного разгрома в междуречье Волги и Дона. Для выполнения этого плана было обеспечено двойное превосходство над противником.

19 ноября 1942 г. мощный удар по врагу нанесла советская артиллерия, после чего началась танковая атака. На пятый день ожесточенных боев войска двух фронтов соединились в районе города Калач. В окружении оказались 6-я и 4-я танковые армии немцев. Общая численность окруженных солдат и офицеров противника составляла 330 тыс. человек. Попытки немцев выйти из окружения оказались неудачными. 2 фе­враля 1943 г. окруженная группировка противника капитулировала. В плену оказался и сам ее командующий - генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс. Всего немцы потеряли 800 тыс. человек, 2 тыс. танков и штурмовых орудий, 3 тыс. самолетов.

Победа Красной Армии в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Стратегическая инициатива окончательно перешла в руки советского командования.

Начало освобождения. Победа под Сталинградом стала началом массового изгнания противника с советской земли. Опасаясь нового окружения, немцы спешно вывели свои войска с Северного Кавказа.

18 января 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сумели частично прорвать блокаду Ленинграда. По образовавшемуся "коридору" шириной всего 8-11 км в осажденный город стала поступать продовольственная помощь, медикаменты, вооружения.

В феврале 1943 г. началось освобождение восточного Донбасса. Тогда же в результате мощного наступления войск Воронежского фронта на верхнем Дону были разбиты три армии противника и образовалась Курская дуга, глубоко вклинившаяся в немецкие позиции. Именно здесь обе стороны планировали начать летнюю кампанию.

Всего в ходе зимнего наступления Красная Армия сумела разгромить более ста вражеских дивизий.

Битва на Курской дуге. Серия военных поражений сильно обескровила немецкую армию. Гитлер приказал начать "тотальную" (всеобщую) мобилизацию, в ходе которой на фронт были призваны еще 2 млн. солдат и офицеров. На восточный фронт были переброшены и немецкие части из стран Европы. Всего под Курском оказалось сосредоточено до 50 дивизий противника. Танковые армии были вооружены новыми видами техники - танками "Тигр" и "Пантера", штурмовыми орудиями "Фердинанд". Немецкий план операции ("Цитадель") предусматривал "срезать" Курскую дугу ударами немецких войск с севера и с юга, окружить и уничтожить советские войска.

По предложению Г. К. Жукова командование Красной Армии решило перейти к активной обороне, чтобы после изматывания основных сил противника обрушить на него всю силу основных и резервных войск. Для проведения этой операции Ставка обеспечила значительное превосходство над противником в живой силе и технике.

Немцы собирались использовать фактор внезапности. Предполагалось начать наступление 5 июля в 3 часа утра сильной артиллерийской подготовкой. Однако советская разведка точно определила день и час начала наступления, после чего командующий Центральным фронтом К. К. Рокоссовский принял решение об упреждающем ударе. За несколько минут до начала немецкого наступления почти 19 тыс. орудий нанесли удар по местам сосредоточения германских войск. В результате враг понес большие потери и смог начать наступление лишь спустя несколько часов, при этом ему пришлось ввести в действие все свои резервы. Продвинуться же немцы смогли лишь на 30-35 км.

12 июля советские войска перешли в контрнаступление. В этот же день в районе деревни Прохоровка состоялось крупнейшее в мировой истории танковое сражение, в котором участвовали 1200 танков. Оно закончилось победой советских танкистов. В этот день наступил перелом в ходе всей Курской битвы. Немцы были вынуждены перейти к обороне. Устремившись в наступление, Красная Армия 5 августа освободила Белгород и Орел. В Москве в этот день был произведен первый в истории Великой Отечественной войны победный салют.

В Курской битве немцы потеряли 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, 3,7 тыс. самолетов. Удар наступавших советских войск был настолько силен, что за короткое время удалось освободить от противника Харьков, Донбасс, Таманский полуостров, Брянск, Смоленск.

С середины сентября началась битва за Днепр. На крутом правом берегу реки немцы возвели мощную систему укреплений ("Восточный вал"), делавшую его, по их мнению, неприступным. Гитлер с пафосом говорил, что скорее Днепр потечет вспять, нежели русские преодолеют его. Однако советского солдата не смог остановить и "Восточный вал" - 6 ноября был освобожден Киев, а Днепр был форсирован на большинстве направлений. За героизм, проявленный при преодолении этой преграды, 2438 воинов, первыми ступивших на правый берег Днепра, были удостоены звания Героя Советского Союза. Одновременно "запертой" в Крыму оказалась значительная группировка немецких войск.

Коренной перелом в ходе войны был закреплен.

Итоги второго периода войны. Успех Красной Армии в разгроме общего противника был дополнен высадкой в конце июля 1943 г. в Италии союзных англо-американских войск. Однако советское руководство ждало выполнения главного обещания союзников - высадки их войск во Франции, что значительно ускорило бы победу над Германией.

В ноябре-декабре 1943 г. состоялась встреча лидеров СССР, США и Англии ("большой тройки") в Тегеране. Сталин, Рузвельт и Черчилль договорились об открытии второго фронта в Европе в мае-июне 1944 г., о создании после войны Организации Объединенных Наций, об основных принципах послевоенного мирового устройства, о судьбе Германии после ее окончательного поражения и т.п. Советский Союз взял на себя обязательство выступить против Японии после завершения военных действий в Европе.

С начала контрнаступления Красной Армии под Сталинградом и до конца 1943 г. Германия потеряла более 2,2 млн. человек, 3,5 тыс. танков, около 7 тыс. самолетов. Только летом-осенью 1943 г. немцы потеряли более половины всех своих войск на восточном фронте. Свержение Муссолини в Италии вывело из войны одного из наиболее надежных союзников Гитлера.

Немецкая армия оказалась на грани военной катастрофы.

К концу 1943 г. советские войска освободили почти половину всех территорий, оккупированных противником. Еще предстояла серьезная и долгая борьба. Но ее итог был уже во многом предрешен.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.