Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кем приходится алексей толстой льву толстому. Лавренев борис андреевич

Кем приходится алексей толстой льву толстому. Лавренев борис андреевич

Фамилия Толстой в нашем представлении тесно связывается с литературным творчеством, и это неслучайно. В русской прозе и поэзии было целых три известных автора, носивших ее: Лев Николаевич, Алексей Константинович и Алексей Николаевич Толстой. Произведения, написанные ими, ничем не связаны, а вот сами авторы объединены кровным родством, хотя и дальним. Все они являются представителями большой дворянской ветви. Татьяна Толстая, современная писательница, кстати, тоже относится к этому роду. Хотя наиболее известным из представителем этой дворянской ветви является, безусловно, Лев Николаевич, сегодня мы предлагаем вам познакомиться с творчеством Алексея Константиновича. Произведения Алексея Николаевича Толстого также заслуживают пристального внимания. Однако это уже тема совсем другой статьи. Так, например, создал тезка интересующего нас поэта и писателя Алексей Толстой произведения для детей, которые и по сей день очень популярны и увлекательны.

Биография Толстого Алексея Константиновича

Алексей Константинович Толстой (годы жизни - 1817-1875) - поэт, писатель, драматург. Он родился в Петербурге. Происходил из рода Разумовских по материнской линии (прадед его - последний гетман Малороссии а дед, А. К. Разумовский - министр народного просвещения при царе Александре I). Отец будущего писателя - граф К. П. Толстой, с которым мать сразу же после рождения мальчика рассталась. Воспитывался Алексей Константинович под руководством своей родительницы и ее брата - А. А. Перовского, писателя, поощрявшего поэтические опыты юного Толстого.

В 1834 году он был принят на службу в Министерство иностранных дел, в Московский архив. После этого был на дипломатической службе. Толстой Алексей, произведения которого мы представим вам ниже, получил в 1843 году звание камер-юнкера.

Фантастические повести и романтическая проза

В конце 1830-х - начале 1840-х годов он создал фантастические повести, тяготеющие к готическому роману, а также романтическую прозу: "Встреча через триста лет", "Семья вурдалака". Первое его опубликованное произведение - это написанная в 1841 году повесть "Упырь", созданная под псевдонимом Краснорогский. Также в 1840-е годы Алексей Константинович приступил к работе над историческим романом под названием (окончен в 1861 году), в это же время был создан целый ряд лирических баллад и стихов, вышедших несколько позже (в 1850-60-е годы). Приобрели большую популярность многие произведения Алексея Толстого. Список их следующий: "Курган", "Колокольчики мои", "Князь Михайло Репнин", а также "Василий Шибанов" и др.

Сотрудничество в "Современнике"

В начале 1850-х годов произошло сближение Толстого с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым и другими писателями. Начиная с 1854 года в "Современнике" печатаются его литературные пародии и стихи. В соавторстве с В. М. и А. М. Жемчужниковыми (своими двоюродными братьями) в отделе этого журнала "Литературный ералаш" были опубликованы под псевдонимом Козьма Прутков сатирико-пародийные произведения. Творчество этого вымышленного автора стало зеркалом отживающих в литературе явлений и одновременно создавало сатирическую картину бюрократа, претендующего на то, чтобы быть законодателем художественного вкуса.

Толстой Алексей, произведения которого к тому времени были уже многочисленны, отойдя от участия в "Современнике", с 1857 года начал печататься в "Русской беседе", а позднее, в 1860-70-х годах - в основном в "Вестнике Европы", а также "Русском вестнике". В это время он отстаивал принципы так называемого "чистого искусства", то есть независимого от любых политических идей, в том числе "прогрессивных".

В 1861 году Толстой Алексей Константинович, произведения которого рассматриваются в этой статье, наконец, увольняется со службы, очень тяготившей его, и полностью сосредотачивается на литературном творчестве.

В 1862 году была опубликована его поэма "Дон Жуан", в следующем - "Князь Серебряный" (роман). В 1866 году на свет выходит первая часть большого творения - исторической трилогии "Смерть Иоанна Грозного", через два года - вторая - "Царь Федор Иоаннович", а в 1870 году - заключительная - "Царь Борис".

Лирическое наследие

Отвечая на вопрос о том, какие произведения написал Алексей Толстой, нельзя не отметить и его лирику. В 1867 году появляется первый поэтический сборник этого автора. В последние десять лет жизни им были написаны баллады (1868 год - "Змей Тугарин", 1869 - "Песня о Гаральде и Ярославне", 1870 - "Роман Галицкий", 1871 - "Илья Муромец" и др.). Возникли также политические сатиры в стихах ("История государства Российского...", опубликованная в 1883 году, "Сон Попова" - в 1882 и др.), лирические стихи и поэмы (1874 год - "Портрет", 1875 - "Дракон").

Общая характеристика творчества

Творчество Алексея Константиновича проникнуто единством философских идей, мотивов, лирических эмоций. Можно отметить интерес к таким проблемам, как философия истории, национальная старина, неприятие царской тирании - эти особенности творчества Толстого нашли отражение во многих его произведениях, относящихся к различным жанрам. Идеалом устройства страны, соответствующим русскому национальному характеру, Алексей Константинович считал древний Новгород и Киевскую Русь. Уклад жизни Руси того времени представлялся ему следующим: высокий уровень развития различных искусств, важное значение такого культурного слоя, как аристократия, уважение князя к свободе и личному достоинству граждан, простота нравов, многообразие и широта международных связей, в особенности с Европой.

Баллады

Изображающие образы Древней Руси баллады пронизаны лиризмом, они отражают страстную мечту их создателя о духовной независимости, а также восхищение героическими цельными натурами, которые изобразил в народной эпической поэзии Алексей Толстой. Произведения, список которых вам предлагается ("Сватовство", "Илья Муромец", "Канут", "Алеша Попович" и другие баллады) отмечены тем, что образы легендарных героев в них, сюжеты исторических событий иллюстрируют авторскую мысль, воплощают его идеалы (к примеру, князь Владимир Киевский). Они по своим художественным средствам близки некоторым другим лирическим стихотворениям Алексея Константиновича ("Край ты мой...", "Коль любить, так без рассудку", "Благовест" и др.).

Баллады Толстого, изображающие эпоху укрепления на Руси государственности, пронизаны насквозь драматическим началом. Их сюжетами являются события времени правления Ивана Грозного, которого поэт считал самым ярким выразителем принципа поглощения государством личности и неограниченного самовластия.

Баллады "драматические" по своей форме более традиционны, чем "лирические", которые относятся в основном к концу 1860-х - началу 1870-х годов. Однако и эти произведения Алексея Константиновича Толстого отмечены тем, что он выступил как оригинальный поэт, способный видоизменять структуру жанра.

Например, в одной из баллад, "Василий Шибанов", он пересматривает классическую ситуацию спора с царем свободолюбивого подданного, получившую широкое распространение под влиянием произведений Ф. Шиллера. Передавая то, как Курбский обличает Ивана Грозного, Толстой в участниках этого драматического конфликта - мятежном боярине и царе - подчеркивает общее: неблагодарность, бесчеловечность, гордость. Готовность пострадать за правду, способность к самопожертвованию Алексей Константинович находит в простом человеке, которого приносят в жертву данному спору сильные мира сего. Так, раб одерживает над царем нравственную победу и восстанавливает своим подвигом торжество истинного величия человека над мнимым. Как и другие "драматические" баллады этого автора, "Василий Шибанов" по тематике своей и психологической сложности образов героев, а также по этическому подходу создателя к историческим событиям сближается с творениями крупных жанров, которые написал Толстой Алексей. Произведения эти мы сейчас рассмотрим.

Романы Толстого

Алексей Константинович в своем романе "Князь Серебряный" изображает жестокие столкновения в обстановке разнузданной тирании сильных людей и показывает, что на личность монарха, а также на его окружение произвол оказывает пагубное влияние. В этом произведении отмечено, что, отстраняясь от испорченного уже придворного круга, иногда даже вынужденные скрываться от социального угнетения и преследований одаренные люди, принадлежащие к различным слоям общества, тем не менее "творят историю", защищают страну от нападения внешних врагов, осваивают и открывают новые земли (Ермак Тимофеевич, Митька, Иван Кольцо, князь Серебряный и др.). Стиль этого произведения связан с традициями повести и исторического романа 1830-х годов, в том числе и идущими от таких повестей Николая Васильевича Гоголя, как "Тарас Бульба" и "Страшная месть".

Драматургическое творчество

В вышеупомянутой драматической трилогии автор изобразил русскую жизнь конца 16 века - начала 17. И в этих пьесах для него более важно решение различных историко-философских проблем, чем точное следование историческим фактам. Алексей Константинович изображает трагедию трех правлений, трех самодержцев: Ивана Грозного, одержимого идеей о том, что его власть - божественного происхождения, мягкосердечного правителя Федора и мудрого Бориса Годунова, "гениального честолюбца".

Большое внимание Толстой Алексей, произведения которого часто изображали минувшие эпохи, уделял созданию своеобразных, индивидуальных и ярких портретов исторических лиц. Его огромным достижением является образ государя Федора, который свидетельствует о том, что в 1860-е годы писатель усвоил принципы психологического реализма. В 1898 году Московский художественный театр был открыт постановкой трагедии этого автора - "Царь Таковы основные драматургические произведения Алексея Толстого. Список их можно продолжить, поскольку мы перечислили лишь основные.

Политическая сатира

Особенности исторического мировоззрения Алексея Константиновича нашли отражение и в его Например, за таким анекдотическим сюжетом, который был у произведения "Сон Попова", скрывалась насмешка автора над либералами. В стихах "Против течения" или, например, "Порой веселой мая..." и других отразилась полемика с нигилистами. В "Истории государства..." Алексей Константинович подверг исторические явления беспощадному осмеянию, он считал, что они мешали жить России.

Интимная лирика

В отличие от баллад и драматургии, интимной лирике этого автора была чужда приподнятость тона. Задушевны и просты лирические произведения Алексея Константиновича Толстого. Многие из них являются как бы психологическими стихотворными новеллами ("То было раннею весной", "Средь шумного бала, случайно...").

Музыка, созданная по произведениям Алексея Константиновича

Алексей Константинович вводил в свое творчество элементы народного поэтического стиля, часто его стихи бывают близки к песне. Положены на музыку многие творения, которые создал Алексей Толстой. Произведения (список включает более 70 стихотворений) стали основой для романсов, которые писали на его слова П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. И. Танеев, М. П. Мусоргский и другие.

Юрий Николаевич Либединский (1898–1959) - русский писатель. Повести «Неделя» (1922), «Комиссары» (1925), романы «Завтра» (1923), «Поворот» (1927), «Рождение героя» (1930), «Баташ и Батай» (1940–1941); трилогия «Горы и люди» (1947), «Зарево» (1952) и «Утро Советов» (1957); книга «Воспитание души» (1962), мемуары «Современники» (1958), «Связь времён» (1962).

Георгий Константинович Никифоров (1884–1939) - русский советский писатель. Повести «Кимба, или 33 оказии» (1926), «Седые дни» (1927); романы «У фонаря» (1927), «Степанида» (1927), «Женщина» (1929), «Встречный ветер» (1930), «Единство» (1933), «Мастера» (1935-37). В 1937-м репрессирован; умер в заключении. Реабилитирован посмертно.

Владимир Германович Лидин (наст. фамилия Гомберг, 1894–1979) - русский писатель. Сборники рассказов «Трын-трава» (1916), «Мышиные будни» (1923), «Норд» (1925), «Прилёт птиц. Рассказы 1954–1961» (1970), «Отражение звезд. Рассказы 1974–1976» (1978) и др.; сборники очерков «Пути и версты» (1927), «Путина» (1930), «О Дальнем Востоке» (1932), «Зима 1941 года» (1942); повести «Полая вода» (1917), «Курга-баба» (1922), «Повести о многих днях» (1923), «Искатели» (1931); романы «Идут корабли» (1926), «Великий материк» (1926), «Отступник» (1927), «Могила неизвестного солдата» (1932), «Великий, или Тихий» (1933), «Две жизни» (1950) и др.; воспоминания «Люди и встречи» (1957); записки книголюба «Друзья мои - книги» (1962-81).

Исаак Эммануилович Бабель (наст. фамилия Бобель, 1894–1940) - русский писатель. Сборники рассказов «Конармия» (1926), «Еврейские рассказы» (1927), «Одесские рассказы» (1931); пьесы «Закат» (1927), «Мария» (1935); киносценарии «Блуждающие звезды (1926), «Беня Крик» (1928), «Бежин луг» (1936) и др; публицистика. Репрессирован, расстрелян 27 января 1940 г. Реабилитирован посмертно.

Феоктист Алексеевич Березовский (1877–1952) - русский писатель. Мемуары и очерки «Таежные застрельщики» (1926), «Под звон кандальный» (1928), «К вершинам» (1928) и др.; повесть «Мать» (1923), романы «В степных просторах» (1926), «Бабьи тропы» (1928).

А. Зорич (Василий Тимофеевич Локоть, 1899–1937) - русский писатель, один из самых известных фельетонистов 1920-х годов. Сборники рассказов и фельетонов «Нехорошее слово» (1928), «Избранные рассказы» (1932), «Простой случай» (1934), «Самое главное» (1961), «Созвездие Ориона» (1963); повесть «Легкомысленная повесть» (1934); киносценарии «Дон Диего и Пелагея» (постановка 1927), «Любовь» (постановка 1933), «Девушка спешит на свидание» (постановка 1936). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Алексей Силыч Новиков-Прибой (наст. фамилия Новиков, 1877–1944) - русский писатель. Очерки «Безумцы и бесплодные жертвы» (1906), «За чужие грехи» (1906); сборники «Морские рассказы» (1917), «Две души» (1918); повести «Море зовет» (1919), «Подводники» (1923), «Ералашный рейс» (1925), «Женщина в море» (1926), «Соленая купель» (1933) и др.; романы «Цусима» (1932–1935), «Капитан I ранга» (1942–1944, не закончен).

Александр Степанович Яковлев (наст. фамилия Трифонов-Яковлев, 1886–1953) - русский писатель. Сборники рассказов для детей; повести «Повольники» (1922), «Пионер Павел Морозов» (1936; одноим. пьеса); книга «Жизнь и приключения Роальда Амундсена» (1932); романы «Человек и пустыня» (кн. 1–2, 1929), «Пути простого сердца» (1935), «Ступени» (1946); сборник повестей и рассказов «Октябрь» (1965).

Борис Андреевич Лавренев (наст. фамилия - Сергеев, 1891–1959) - русский писатель и драматург. Повести «Ветер» (1924), «Звездный цвет» (1924), «Сорок первый» (1924), «Седьмой спутник» (1927), «Гравюра на дереве» (1928) и др.; роман «Крушение республики Итль» (1925; 1926); пьесы «Разлом» (1928), «Мы будем жить!» (1930), «Песня о черноморцах» (1943), «За тех, кто в море» (1945), «Голос Америки» (1949) и др.

Константин Александрович Федин (1892–1977) - русский писатель, общественный деятель, академик АН СССР (1956), член-корреспондент Германской академии искусств (1958). Сборник «Пустырь» (1923); повести «Анна Тимофевна» (1923), «Мужики» (1926), «Трансвааль» (1927), «Я был актером» (1937) и др.; романы «Города и годы» (1924), «Братья» (1928), «Похищение Европы» (1935), «Санаторий Арктур» (1940), «Первые радости» (1945), «Необыкновенное лето» (1948), «Костёр» (1961–1965, неоконч.); книга воспоминаний «Вечные спутники».

Николай Николаевич Ляшко (наст. фамилия Лященко, 1884–1953) - русский писатель. Повести «Доменная печь» (1925), «Никола из Лебедина» (1951) и др.; роман «Сладкая каторга» (ч. 1–2, 1934-36).

Алексей Николаевич Толстой (1882/83-1945) - русский писатель, поэт. Книга стихов «За синими реками» (1908); сборники «Сорочьи сказки» (1910), «Заволжье» (1910); пьесы «Нечистая сила» (1916), «Касатка» (1916), «Мракобесы» («Горький цвет», 1917), «На дыбе» (1929), «Петр I» (1934, 1938), «Путь к победе» (1938), дилогия «Иван Грозный» («Орел и орлица», 1941; «Трудные годы», 1943); повести «Детство Никиты» (1920), «Приключения Никиты Рощина» (1922), «Хлеб» (1937) и др.; книга для детей «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936); очерки «Рассказы Ивана Сударева» (1942–1944); романы «Чудаки» («Две жизни», 1911), «Хромой барин» (1912), «Егор Абозов» (1915, незаконч.), «Аэлита» (1923), «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924), «Гиперболоид инженера Гарина» (1927), «Черное золото» («Эмигранты», 1931); трилогия «Хождение по мукам» («Сестры», 1922; «Восемнадцатый год», 1928; «Хмурое утро», 1941), «Петр I» (кн. 1–3, 1929-45, незаконч.).

Современники называли Алексея Николаевича Толстого «красным графом», подчеркивая парадокс его биографии: в 1917-м большевики разделались с титулами и их носителями, но Толстому удалось невозможное. «Товарищ граф» стал воплощением компромисса: ненавидя большевиков, он преданно служил режиму и сумел получить три Сталинских премии.

Детство и юность

Родился писатель в январе 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Детство автора «Графа Калиостро» и «Хождения по мукам» прошло в имении обедневшего помещика, служившего в земской управе, Алексея Бострома на хуторе Сосновка неподалеку от Самары.

Кто был генетическим отцом Алексея Толстого – спорят и сегодня. Мама писателя Александра Леонтьевна Тургенева сбежала от мужа – богатого самарского помещика, офицера лейб-гвардии гусарского полка и графа Николая Александровича Толстого, будучи беременной. Она ушла к Бострому, оставив мужу троих детей. Биографы и современники Алексея Толстого называли отцом писателя помещика Бострома. До 13 лет прозаик носил его фамилию и считал родным отцом. Замуж за Алексея Бострома Александра Леонтьевна так и не вышла: не позволила церковь.


Когда Алеша повзрослел, мать начала 4-летнюю тяжбу, желая вернуть сыну графский титул, фамилию и отчество первого мужа. Тяжба завершилась к 17-летию Алексея Николаевича: в 1901 году он стал графом Толстым, не зная человека, чье отчество и фамилия ему достались.

Любовь к литературе и писательству привила Алексею Толстому мама, внучатая племянница Николая Тургенева. Сочинения – романы и детские книги – она подписывала псевдонимом Александра Бостром.


Первоначальное образование будущий автор «Гиперболоида инженера Гарина» получил дома. Но в 1897 году семья перебралась в Самару, где Толстой стал студентом реального училища. В 1901 году молодой человек продолжил образование в Петербурге, поступив на факультет механики Технологического института.

Литература

Сборник стихов Толстого «Лирика» вышел в 1907 году. Критики отметили в раннем творчестве 24-летнего Алексея Толстого влияние и Семена Надсона: молодой литератор подражал мэтрам. Позже Алексей Николаевич стыдился авторства сборника и старался не вспоминать о стихах.


Первый рассказ «Старая башня» появился после поездки на Урал, куда студента отправили на практику. Полтора месяца Алексей Толстой жил в старинном Невьянске, где собирал легенды, исторические сведения о крае и его достопримечательностях, в том числе о Невьянской наклонной башне.

В 1907 году Алексей Николаевич оставил институт и посвятил себя писательству. По словам Толстого он «напал на свою тему», подсказанную рассказами матери и родственников: это был уходящий мир дворянства, представителей которого литератор назвал «чудаками красочными и нелепыми».

Сборник повестей и рассказов «Заволжье» критики, в числе которых , приняли благожелательно, но Алексей Толстой остался недоволен результатом, назвав себя «неучем и дилетантом».

В студенческие годы Толстой под влиянием Алексея Ремизова взялся за совершенствование языка. Богатейшим материалом оказались старинные сказки, фольклор, сочинения Аввакума и судебные акты XVII века. Вскоре появились «Сорочьи сказки» и второй (последний) поэтический сборник «За синими реками».

Больше стихов Алексей Толстой не писал. Зато рассказы, сказки, повести и романы рождались в огромном количестве – литератор трудился, не покладая рук, удивляя коллег невероятной работоспособностью. В 1911-м он написал роман «Две жизни», в следующем году появился роман «Хромой барин», потом повесть «За стилем» и рассказы. Пьесы Толстого ставили в столичном Малом театре. При этом литератор успевал посещать вечеринки, вернисажи, салоны и все театральные премьеры.


Первая мировая война сделала Алексея Толстого военным корреспондентом: он писал фронтовые очерки для газеты «Русские ведомости», побывал во Франции и Британии. В 1915-16 годы появились рассказы «На горе», «Под водой», «Прекрасная дама». О драматургии писатель тоже не забывал – в 1916-м вышли комедии «Нечистая сила» и «Касатка».

Революционные события октября 1917 года Алексей Толстой принял настороженно. Летом 1918-о он перевез семью в Одессу, спасаясь от большевиков. В южном городе появилась повесть «Граф Калиостро» и комедия «Любовь – книга золотая».


Из Одессы семейство Толстых эмигрировало в Константинополь, затем в Париж. На работоспособности писателя переезд не отразился: Алексей Толстой по-прежнему трудился, не разгибая спины. Во Франции родилась повесть «Детство Никиты» и первая часть трилогии «Хождение по мукам».

Жизнь за границей показалась русскому литератору тоскливой и неуютной. Привыкший к роскоши и комфорту, граф Толстой тяготился неустроенностью быта. Осенью 1921 года он перевез семью в Берлин, где продержался два года. Отношения Алексея Николаевича с эмигрантским миром испортились.


В конце лета 1923 Алексей Толстой навсегда вернулся в советскую Россию. Его возвращение вызвало бурную и неоднозначную реакцию: эмигрантские круги назвали поступок предательством и осыпали «советского графа» проклятиями. Большевики же приняли писателя с распростертыми объятиями: Толстой стал личным другом , завсегдатаем кремлевских приемов, получил членство Академии Наук, избран депутатом Верховного Совета СССР. Алексей Николаевич не то чтобы принял – смирился с новым строем, как с неизбежностью. Ему подарили поместье в Барвихе, дали автомобиль с шофером.

Алексей Толстой доработал трилогию «Хождение по мукам» и подарил маленьким читателям десятки сочинений. Для детей он переделал сказку Карло Коллоди о приключениях Пиноккио, назвав свою историю «Золотой ключик, или Приключения Буратино».


В 1924-м родилась повесть, которую литературные критики считают лучшим произведением Алексея Толстого - «Похождения Невзорова, или Ибикус». Писатель подарил миру увлекательные фантастические произведения – романы «Аэлита» и «Гиперболоид инженера Гарина», утопический рассказ «Голубые города». Но читатели приняли фантастические сочинения «товарища графа» настороженно, а коллеги – , Юрий Тынянов – скептично. По достоинству новые романы автора оценил лишь Максим Горький, который предрек славу романам в жанре фантастики.

В 1937 году Алексей Толстой написал повесть «Хлеб», в которой рассказал о выдающейся роли Сталина в защите Царицына в годы гражданской войны. Но главной книгой, над которой трудился писатель последние 16 лет жизни, был исторический роман « ». Прочитав произведение, расщедрился на похвалу даже скупой на комплименты Иван Бунин, недолюбливавший Толстого.


Повесть Алексея Толстого "Хлеб"

В годы Великой Отечественной войны Алексей Толстой написал драму-дилогию « » и рассказ «Русский характер».

Но есть сочинения, приписываемые перу «красного графа», от которых он открещивался, не желая признавать авторство. Это эротический рассказ «Баня», который называют первым порнографическим произведением дореволюционной России. Но подтверждения, что рассказ написал Алексей Толстой, не нашли: ни в письмах, ни в черновиках писателя не осталось следов работы. Некоторые критики предполагают, что «Баню» написал , но есть и те, кто указывает на Николая Лескова.


Возможно, Алексей Николаевич попал в число «подозреваемых» из-за обоснованного предположения об авторстве другого произведения, в котором тоже есть элементы порнографии. Это «Дневник Вырубовой», появившийся в 1927 году – пошлый пасквиль, написанный (предположительно) Алексеем Толстым и Павлом Щеголевым по заказу власти, чтобы дискредитировать царскую семью.

Произведения Алексея Толстого экранизированы. Некоторые («Хромой барин», «Хождение по мукам») по 3-4 раза. В основе фильмов «Формула любви», «Петр Первый», «Юность Петра», «Золотой ключик», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина» и «Детство Никиты» лежат произведения «советского графа».

Личная жизнь

Писателя называли ловеласом и бонвиваном. В жизни Алексея Толстого было четыре брака. Первый с Юлией Рожанской, дочерью коллежского советника. Писатель познакомился с девушкой в Самаре, на репетиции спектакля в любительском театре. В 1901 году, после проведенного вместе лета на даче Рожанских, Толстой уговорил Юлию уехать в Петербург, где она поступила в медицинский институт. В следующем году пара повенчалась, а в январе 1903 года родился сын Юрий (умер в 1908).


Во время революционных событий Алексей Толстой уехал в Германию, где познакомился с художницей Софьей Дымшиц. С первой женой официально расстался в 1910-м. Иудейка Софья приняла православие и вышла замуж за Толстого. В 1911 году родилась дочь Марианна.


Вскоре любвеобильный литератор обратил внимание на поэтессу Наталью Крандиевскую и ушел от второй супруги. В 1914-м Толстой и Крандиевская поженились, брак длился до 1935 года. В союзе с Натальей Васильевной, ставшей прототипом Кати из «Хождения по мукам», родились сыновья Никита и Дмитрий.

В августе 1935 года в дом к Толстым пришла красавица-секретарша Людмила Крестинская-Баршева. В октябре Людмила, которая была разительно младше Алексея Николаевича, стала его супругой. Вместе они прожили до кончины писателя.

Смерть

В 1944 году врачи поставили Алексею Толстому страшный диагноз: быстро прогрессирующий рак легкого. Полгода писателя мучили адские боли. Он умер в феврале 1945 в Москве, не дожив до Победы.


Похоронили Алексея Толстого на Новодевичьем кладбище, объявив государственный траур.

В октябре 1987 года в столице на улице Спиридоновка, где прожил последние годы писатель с супругой Людмилой, открыли музей.

Цитаты Алексея Толстого

  • Этот мир погибнет неминуемо. Здесь одни дрозды живут разумно.
  • Должно быть, когда у человека есть все, - тогда он по-настоящему и несчастлив.
  • От солдат требовалось упрямо и послушно умирать в тех местах, где указано на карте.
  • Людей нельзя оставлять без вожаков. Их тянет стать на четвереньки.
  • Здесь дрались свои: брат на брата, отец на сына, кум на кума, - значит, без страха и беспощадно.
  • Необходимо, чтобы количество золота было ограничено, иначе оно потеряет запах человеческого пота.

Библиография

  • 1912 – «Хромой барин»
  • 1921 – «Граф Калиостро»
  • 1922 – «Детство Никиты»
  • 1923 – «Аэлита»
  • 1924 – «Похождения Невзорова, или Ибикус»
  • 1927 – «Гиперболоид инженера Гарина»
  • 1922 – «Хождение по мукам. Сестры»
  • 1928 – «Хождение по мукам. 18-й год»
  • 1941 – «Хождение по мукам. Хмурое утро»
  • 1934 – «Петр Первый»
  • 1942 – «Иван Грозный. Орел и орлица»
  • 1943 – «Иван Грозный. Трудные годы»

Алексей Николаевич Толстой, биография которого будет рассматриваться в этой статье, - писатель яркого и многогранного дарования. Им написаны романы об историческом прошлом России и современности, пьесы и рассказы, политические памфлеты и сценарии, сказки для детей и автобиографическая повесть. О судьбе этого замечательного человека будет полезно узнать каждому.

Происхождение

Биография Толстого Алексея Николаевича началась в далеком 1883 году. Он появился на свет 29 декабря в Николаевске, в Самарской губернии. Будущий писатель воспитывался в семье помещика. Его отчим - А. Бостром - был наследником шестидесятников и либералом. К нему от законного мужа ушла мать Толстого - Александра Леонтьевна. Она была женщиной образованной, дворянского происхождения. Ее девичья фамилия - Тургенева, она приходилась внучатой племянницей декабристу Николаю Тургеневу. Родным отцом писателя был граф Толстой Николай Александрович. Впрочем, некоторые приписывают отцовство отчиму мальчика - Алексею Аполлоновичу Бострому. Этот момент в происхождении Алексея Николаевича по сей день является загадкой для биографов.

Детство

Ранние годы мальчика прошли в Сосновке - хуторе, принадлежавшем отчиму. Начальное образование будущий писатель получил дома, занимаясь под руководством приходящего учителя. Далее биография Алексея Толстого продолжилась в Самаре, куда он в 1897 году переехал вместе с родителями. Там мальчик поступил в реальное училище и окончил его в 1901 году. Затем он переехал в Петербург, чтобы продолжить свое образование. Там Алексей Николаевич поступил в технологический институт на отделение механики. К тому же времени относятся его первые поэтические опыты, созданные под влиянием творчества Надсона и Некрасова.

Раннее творчество

Писательство настолько увлекло юношу, что в 1907 году, перед защитой диплома, он оставил институт и решил целиком посвятить себя литературному творчеству. Краткая биография Алексея Толстого гласит, что в 1908 году он сочинил книгу стихов под названием «За синими реками», которая стала результатом его знакомства с русским фольклором. Через год он написал свою первую повесть - «Неделя в Тургеневе». Затем свет увидели два романа писателя - «Хромой барин» и «Чудаки». На произведения Алексея Толстого обратил внимание сам М. Горький. Он охарактеризовал их как творения, несомненно, крупного и сильного писателя. Критика также проявила благосклонность к первым публикациям автора.

Военные годы

Биография Алексея Толстого во время Первой мировой войны заслуживает отдельного внимания. Писатель трудился военным корреспондентом от издания «Русские ведомости», находился на фронтах, побывал во Франции и Англии. В это время он написал ряд рассказов и очерков о войне: «На горе», «Прекрасная дама», «Под водой». Алексей Николаевич также обратился к драматургии и сочинил две пьесы - «Касатка» и «Нечистая сила». События февральской революции вызвали интерес писателя к проблемам российской государственности. Он всерьез заинтересовался историей времен Петра Первого. Писатель много дней провел в архивах, стремясь проникнуть в суть того непростого времени.

Октябрьскую революцию Алексей Николаевич воспринял враждебно. Во время всеобщей смуты погибли его братья и были расстреляны другие родственники, некоторые скончались от болезней и голода. Во всем писатель винил большевиков. Он все еще продолжал работать, в его творчестве появилась историческая тематика (рассказы «День Петра», «Наваждение»), однако в 1918 году переехал вместе с семьей в Одессу, а оттуда эмигрировал за рубеж.

Эмиграция

Биография Алексея Толстого продолжилась в Париже. Писатель отзывался об этом периоде как о самом сложном отрезке своей жизни. Вдали от родины ему приходилось нелегко. Бытовая неустроенность усугублялась тем, что Толстой не смог найти единомышленников в эмигрантской среде. Его безграничную веру в русский народ никто не разделял. Преодолевая гнетущую тоску по Родине, Алексей Николаевич сочинил несколько произведений, пронизанных воспоминаниями о милом детстве. В 1920 году он написал повесть «Детство Никиты», а спустя два года опубликовал книгу «Приключения Никиты Рощина». В 1921 году Толстой перебрался в Берлин. Здесь он примкнул к сменовеховской группе «Накануне». Это общественно-политическое объединение русских эмигрантов отказалось от борьбы с властью Советов и перешло к ее фактическому признанию. В результате бывшие друзья по эмиграции отвернулись от Алексея Николаевича. В 1922 году Берлин посетил Горький. С ним у писателя установились тесные дружеские отношения. Под влиянием Алексея Максимовича писатель в 1922 году опубликовал «Открытое письмо Н. В. Чайковскому», в котором объяснял причины своего разрыва с белой эмиграцией и безоговорочно признавал советскую власть. Во время жизни за рубежом Толстым были написаны многие прозаические произведения: «Рукопись, найденная под кроватью», «Черная пятница», роман «Аэлита» и первая часть трилогии «Хождение по мукам» - «Сестры».

Возвращение на Родину

Биография Толстого Алексея Николаевича в 1923 году сделала новый судьбоносный виток - писатель вернулся в Россию. На Родине в последующие годы наряду с бесчисленными повестями и рассказами он написал вторую и третью часть «Хождения по мукам»: «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро». Затем писатель создал откровенно неудачную верноподданническую повесть «Хлеб», в которой прославлял оборону Царицына под руководством Сталина, и помпезную пьесу «Путь к победе». Однако вскоре Алексею Николаевичу приходит на ум действительно гениальная идея. Он начиняет сочинять исторический роман «Петр Первый», в котором всячески одобряет деятельность великого реформатора. Предполагалось, что жесткие методы Сталина уходят своими корнями глубоко в историю России. Этот жест был оценен властью по достоинству. Алексей Толстой, краткая биография которого приводится в этой статье, был осыпан всяческими милостями и заслужил прозвище «товарищ граф». Роман «Петр Первый» писатель создавал почти шестнадцать лет, и он так и остался неоконченным.

Великая Отечественная война

Алексей Николаевич Толстой, биография которого интересна и поучительна, в годы Великой Отечественной войны часто выступал с рассказами, очерками, статьями, главными героями которых были обыкновенные люди, сумевшие проявить в тяжелых испытаниях. В годы войны ему удалось блестяще проявить свой публицистический дар. Алексей Николаевич написал более шестидесяти патриотических статей, в том числе известный очерк под названием «Родина» (в 1941 году, 7 ноября). Кроме того, он сочинил цикл фронтовых очерков «Рассказы Ивана Сударева» и драматическую дилогию «Иван Грозный». В своих произведениях стремился передать несокрушимый дух своих соотечественников Алексей Толстой. «Русский характер» - рассказ, который заставляет читателей задумываться о тех, кто сумел отдать свою жизнь за свободу Отчизны. Впоследствии писатель хотел сочинить роман о подвиге русского народа во время Великой Отечественной войны, но этот замысел так и остался неосуществленным.

Последние годы жизни

В гостеприимный и открытый дом писателя все время приходили гости. Здесь собирались интересные люди: музыканты, актеры, литераторы. Алексей Толстой, русский характер которого не позволял ему замкнуться в четырех стенах и целиком посвятить себя творчеству, умел жить на широкую ногу и щедро делился получаемыми благами с друзьями. Писатель несколько раз был женат, женщины любили его за необычайно легкий нрав и широту натуры.

Биография Алексея Толстого завершилась в 1945 году, 23 февраля, в Москве. Он всего несколько месяцев не дожил до Победы. Писателя с большими почестями похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Толстой Алексей Константинович. Детство

Общеизвестно, что в русской литературе заявил о себе не один Алексей Толстой. Краткая биография одного из них была изложена выше, однако не меньшего внимания заслуживает другой известный российский писатель. Толстой Константин Алексеевич родился 28 сентября 1878 года в селе Красный Рог Черниговской губернии. Его отцом был граф Толстой Константин Петрович, а матерью - внебрачная дочь графа Разумовского Перовская Анна Алексеевна. Женщина по неизвестным причинам рассталась с мужем сразу после рождения мальчика и, вместо родного папы, будущего писателя воспитывал дядя по материнской линии - А. А. Перовский. Этот человек прославился в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский.

Ранние годы Алексей провел на Украине, в имении дяди - селе Погорельцы. С десятилетнего возраста мальчика постоянно вывозили за границу. Будущий писатель входил в ближайшее окружение наследника престола, будущего императора Александра Второго.

Карьера и творчество

Повзрослев, сделал удачную статскую карьеру Алексей Константинович Толстой. Сначала (в 1934 году) он был определен в «студенты» московского архива при Министерстве иностранных дел, затем служил в русской дипломатической миссии в Германии, а в 1940 году поступил на службу в Петербурге при дворе, где получил в 1943 году чин камер-юнкера.

Краткая биография Алексея Толстого не может раскрыть все знаменательные события в его жизни. Известно, что в 1830-1840-х он сочинил на французском языке два фантастических произведения: рассказы «Встреча через триста лет» и «Семья вурдалака». В 1941 году в мае писатель впервые опубликовал свою книгу - фантастическую повесть «Упырь». Белинский весьма благосклонно отнесся к этому произведению и увидел в нем проблески недюжинного дарования.

Личная жизнь

Биография Толстого Алексея Константиновича в 1850 году ознаменовалась важным событием - он влюбился в жену полковника Миллер Софью Андреевну. Этот брак был официально оформлен лишь в 1863 году, так как ему препятствовали родственники влюбленных. С одной стороны, бывший муж Софьи Андреевны никак не давал развод, а с другой, мама писателя всячески препятствовала отношениям сына.

Алексей толстой, творчество и жизнь которого освещаются в данной статье, вышел в отставку в 1861 году. Он поселился под Санкт-Петербургом, на берегу реки Тесны в усадьбе «Пустынька», и лишь изредка наведывался в столицу. В следующее десятилетие своей жизни (1860-1870) он часто выезжал за границу и путешествовал по Англии, Франции, Германии, Италии. Творчество писатель не бросал и постоянно печатался в журналах «Вестник Европы», «Русский вестник» и «Современник». В 1867 году опубликовал сборник своих стихов Толстой Алексей Константинович. Биография этого человека была насыщена интересными событиями. Он оставил свой след в русской литературе.

Кончина

Писатель умер в 1975 году, 28 сентября, во время очередного приступа сильнейшей головной боли. Биография Толстого Константина Алексеевича завершилась потому, что он ввел себе слишком много морфия, который был ему прописан врачом. Музей-усадьба этого замечательного человека находится в Красном Роге (Брянская область). Здесь писатель провел свои детские годы и неоднократно сюда возвращался. В этом поместье Алексей Константинович Толстой, биография которого интересна многим, нашел себе последний приют. Детей писатель после себя не оставил. Он вырастил только приемную дочь - Бахметьеву Софью Петровну.

Толстой Алексей Константинович. Творческое наследие

Произведения Алексея Толстого отличались заметным своеобразием. Писатель создал немало сатирических стихотворений и баллад. Он также является автором знаменитого исторического романа «Князь Серебряный». Творческая биография Толстого Алексея Константиновича также связана с написанием драматической трилогии об Иване Грозном. Кроме того, перу этого замечательного автора принадлежат лирические стихотворения. Достаточно вспомнить строчки из популярного романса «Средь шумного бала…», чтобы оценить всю мощь литературного дарования Алексея Константиновича. Толстой еще был неплохим драматургом. В 1898 году открытие Московского Художественного театра ознаменовалось постановкой его исторической драмы «Царь Федор Иоанович».

И уж никак нельзя обойти вниманием комический талант этого замечательного писателя. Алексей Константинович Толстой, биография которого весьма насыщенна, наряду с братьями Жемчужными создал бессмертный образ Козьмы Пруткова. Более половины сочинений этого забавного персонажа принадлежит его авторству.

Теперь вы знаете биографии двух выдающихся русских писателей. Толстой - фамилия, которая навсегда закрепилась в отечественной литературе как символ высочайшего писательского таланта, превзойти который дано далеко не каждому.

Почему мы знаем только многотомного Льва Николаевича Толстого, а Алексея Константиновича мы слышим в основном в цитатах

5 сентября 2017 года исполняется 200 лет со дня рождения Алексея Константиновича Толстого , одного из самых ярких представителей этой славной фамилии. И «сиятельный крестьянин» Лев Николаевич , и «советский граф» Алексей Николаевич были при жизни признаны классиками – не избежал этой судьбы и их старший однофамилец. Однако его посмертная биография оказалась менее счастливой: до сих пор многие цитируют его строки, не представляя, кто был их автором.

Потомки князя

Знаменитый род Толстых, среди которых были не только литераторы, но и скульпторы, художники и другие известные в России люди, ведет свое начало от литовского князя Индриса . А знаменитый Петр Андреевич Толстой , дипломат, российский посланник в Турции, соратник и друг Петра I , награжденный за заслуги перед Отечеством графским титулом, - общий предок и создателя «Войны и мира» Льва Николаевича, и автора «Петра I» и «Хождения по мукам», «Аэлиты» и «Гиперболоида инженера Гарина» Алексея Николаевича, и Алексея Константиновича. О последнем представителе знаменитой фамилии мы знаем меньше всего. Между тем, весельчак, остроумец, «тролль XIX века», заслуживает того, чтобы мы его помнили и время от времени перечитывали.

Эксклюзивная сказка

Алексей Константинович, приходившийся троюродным братом Льву Николаевичу, вошел в историю литературы совсем еще маленьким. Алеша рос без отца, его воспитывал брат матери Алексей Перовский . Судя по всему, мальчик отличался живостью нрава и непокорностью, поэтому Перовский прибег к небанальному педагогическому ходу: он написал для племянника (тому было 8–9 лет) страшную сказку «Черная курица, или Подземные жители». Эта сказка считается первым в России оригинальным авторским произведением для детей. То есть именно ради правильного воспитания Алеши Толстого был создан на русской земле столь популярный впоследствии жанр, которому отдадут дань, кстати, и более молодые Толстые (Алексей Константинович на 11 лет старше Льва Николаевича и на 65 – Алексея Николаевича).

Типичный дворянин

Как и троюродный брат, Алексей любил охоту. Правда в отличие от молодого Льва Николаевича, страстью к кутежам и азартным играм не отличался, хотя в карты тоже умел играть с юных лет. Зато обладал недюжинной силой: рассказывали, что он с легкостью разгибал подковы и мог при помощи пальцев вогнать гвоздь в стену. Многочисленных странностей, в отличие от знаменитого автора эпопеи «Война и мир» и «Анны Карениной», за ним тоже особенно не замечали, за исключением разве что увлечения спиритизмом.

Алексей Константинович Толстой жил типичной жизнью русского дворянина-интеллигента середины века. Он поздно женился (его будущая жена, которую звали Софья – как и супругу Льва Николаевича, - долго не могла получить развод), детей, в отличие от своего более литературно знаменитого родственника, не имел, служил при дворе, но одновременно очень скептически относился к власти. Босиком, в отличие от брата Льва, не странствовал, в зрелом возрасте предпочитал жить за рубежом или в своем черниговском имении.

Для публики он был в первую очередь успешным драматургом, но исключительное остроумие помогало ему выражать свое отношение к российской действительности в таких стихах, которые зачастую просто не могли быть опубликованы в стране. При этом речь шла о веселой и одновременно глубоко философской сатире на весь наш нелепый, но такой милый быт.

Кстат: Если музей-усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне известна на весь мир, то про музей-усадьбу Алексея Толстого, расположенную в Красном Роге, знают далеко не все. Между тем, в ней граф провел детские годы, не раз возвращался в любимые места потом, здесь же и был похоронен.

От «Истории государства…» до Козьмы Пруткова

Его знаменитое стихотворение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» было опубликовано лишь после смерти автора, иначе ему не поздоровилось бы. В этой озорной пародии на знаменитый труд Карамзина обыгрывается фраза «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет» из «Повести временных лет», и вся история России предстает как безнадежное стремление хоть к какому-то порядку. Лишь однажды удалось добиться временного успеха:

Иван Васильич Грозный
Ему был имярек
За то, что был серьезный,
Солидный человек.

Приемами не сладок,
Но разумом не хром;
Такой завел порядок,
Хоть покати шаром!

Жить можно бы беспечно
При этаком царе;
Но ах! ничто не вечно –
И царь Иван умре!

Позднее к этой «Истории» не раз приписывали дополнения, что лишний раз подтверждает верность наблюдений и иронии Алексея Константиновича.

Именно Алексей Константинович Толстой является основным автором «произведений Козьмы Пруткова» – вместе со своими друзьями, тремя братьями Жемчужниковыми и Александром Аммосовым , он придумал уморительного в своей серьезности персонажа, «директора Пробирной палатки» которому приписывались соответствующие стихи и афоризмы.

Кто не слышал псевдоглубокомысленных «афоризмов» вроде «Если на клетке слона прочтешь надпись "буйвол", не верь глазам своим», «Смотри в корень!», «Бди!», «Никто не обнимет необъятного»! Издевательство над напыщенным самонадеянным «автором» больно ранило многих литераторов того времени, не без оснований узнававших в Козьме Пруткове собственные черты.

Жертва морфия

Троллинг удался на славу, но истинные творцы этой пародии долгое время не были известны – Жемчужниковы признались в мистификации лишь через несколько лет после смерти Толстого. Если Лев Толстой дожил до 82 лет, и кто знает, сколько бы он мог прожить, если бы не унесшее его в могилу воспаление легких, то Алексей скончался в 58 лет. Он много лет мучился сильными головными болями, с которыми медицина справиться не могла. Спасался Толстой морфием – дозы становились все больше, смертельно опасное «лекарство» его и убило.