Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Фильм матильда основан на реальных событиях. Правда или вымысел? Вся подноготная «Матильды

Фильм матильда основан на реальных событиях. Правда или вымысел? Вся подноготная «Матильды

Самое известное место в Петербурге, связанное с именем Матильды Кшесинской, - принадлежавший ей особняк на Кронверкском проспекте. Его начали строить специально для балерины в 1904 году, но не на её собственные средства, а на деньги великого князя из рода Романовых Сергея Михайловича - второго любовника артистки. Однако в 1917 году ей пришлось покинуть особняк навсегда. После Февральской революции в нём хозяйничали большевики, и особняк был полностью разграблен. Поэтому каких-то подлинных вещей балерины почти не сохранилось. Сейчас в особняке находится Музей политической истории России, но о его хозяйке здесь никогда не забывают. В здании работает постоянная экспозиция "Матильда Кшесинская: фуэте судьбы", поэтому есть много специалистов, для которых белых пятен в биографии великой балерины почти не осталось.

Конечно, нам постоянно приходится развенчивать мифы и легенды, cвязанные как с самим особняком, так и с именем Матильды, - начала рассказ куратор экспозиции Маргарита Самойлова. - Мы слышали и о том, что якобы был проложен подземный ход от особняка к Зимнему дворцу прямо под Невой, и о том, какие сокровища якобы до сих пор здесь зарыты. Но, конечно же, все эти слухи не соответствуют действительности.

Она была необыкновенно талантлива
О самой Матильде, а также о её отношениях с наследником русского престола Николаем Александровичем также существует огромное количество легенд. Последнее время православные активисты настаивают на том, что у царя вообще не было любовных отношений с артисткой балета, а их связь была исключительно духовной. Историки с таким мнением не согласны.

Это были нормальные интимные отношения двух молодых людей, - говорит Маргарита Самойлова. - Матильда познакомилась с наследником в 1890 году на выпускном в балетном училище. И есть мнение, что рассадка гостей на последующем за выступлением балерин торжественном ужине не была случайной. Посадить Матильду рядом с Николаем мог распорядиться сам Александр III, мечтавший, чтобы наследник из застенчивого юноши превратился в настоящего мужчину.

План сработал: Николай и Матильда влюбились друг в друга. Их встречи происходили в доме на Английском проспекте, 18, который был снят для свиданий.

Отношения прекратились
Продлились отношения Николая и Матильды совсем недолго - с 1890 по 1894 год, да и то за этот период будущий царь успел совершить кругосветное путешествие. Потом своё чувство Николай II назовёт "самыми светлыми" страницами юности.

Мы точно знаем, что, после того как состоялась помолвка Николая с Алисой Гессенской, его отношения с Матильдой закончились, - говорит Маргарита Самойлова. - Поэтому называть балерину любовницей царя некорректно.
Будущий император после расставания передал Матильду на попечение своего двоюродного дяди Сергея Михайловича. Он преданно любил Матильду 25 лет и даже дал своё отчество сыну балерины - Володе, который родился в 1902 году. Позднее Матильда даст ему отчество настоящего отца - великого князя Андрея Владимировича (двоюродного брата Николая II), который станет её мужем уже во Франции.

Романовы в жизни Матильды Кшесинской
Трое мужчин из рода Романовых сыграли в жизни Матильды Кшесинской самую большую роль. Вот они:

Балерина чуть-чуть не дожила до ста лет
Покинув в 1917 году Петроград, больше трёх лет Матильда Кшесинская жила на юге России. Лишь в феврале 1920 года на пароходе "Семирамида" она уехала из страны навсегда. Во Франции она проживёт долгую и насыщенную событиями жизнь и умрёт в Париже в 1971 году, не дожив трёх месяцев до своего столетия.

С собой из своего роскошного особняка Матильда увезла маленький чемоданчик с драгоценностями, - говорит Маргарита Самойлова. - В банках у неё хранились другие украшения и деньги, но все они были национализированы. Великий князь Сергей Михайлович долго оставался в городе и надеялся, что сумеет что-то вывезти. Но так и не смог: в июле 1918 года он был расстрелян под Алапаевском.

Андрею Владимировичу повезло больше: он эмигрировал, и в 1921 году в Каннах уже 49-летняя Матильда Кшесинская стала его законной женой.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Произошло это не столько из любви к искусству: ей нужно было зарабатывать на хлеб. В последний раз Матильда вышла на сцену 14 июля 1936 года на вечере балета в лондонском театре Ковент-Гарден - ей было 64 года. Театр был переполнен.
Cын балерины Володя так и не завёл семью, всю свою жизнь посвятив матери.

1960 год - в Париже вышли мемуары Матильды Кшесинской, где она рассказала о своём знакомстве и встречах с наследником престола

Конфликт, в центре которого оказалась историческая мелодрама о взаимоотношениях цесаревича Николая Александровича и балерины Императорских театров Матильды Кшесинской, набирает обороты уже в течение года.

Корреспондент ТАСС посмотрел фильм накануне выхода в широкий прокат и рассказывает, насколько ожидания от картины, спровоцированные шумихой вокруг нее, совпадают с реальностью.

Любовный треугольник

Одно из неожиданных решений картины в том, что все три главные роли сыграли иностранные актеры: немец Ларс Айдингер (Николай II), полячка Михалина Ольшанская (Матильда) и немка Луиза Вольфрам (Алиса Гессенская). Их лица вряд ли знакомы широкому российскому зрителю. И в этом – безусловный плюс фильма.

Сама история добрачных отношений будущего императора и известной балерины идеально ложится на киноязык. Тем более, что и жанр картины – историческая мелодрама. А значит, режиссер знал, где попытаться выжать слезу из зрителя, где добавить страстный поцелуй, где – красивую массовую сцену из балетного спектакля, а где просто держать план на фоне мощного оркестрового саундтрека.

Это кино предназначено для тех, кто предпочитает костюмные любовные мелодрамы. И этим бы оно и ограничилось, не будь названы в качестве главных героев цесаревич Николай Александрович, принцесса Алиса Гессенская и балерина Матильда Кшесинская. О роли в истории первых двух не стоит напоминать. А вот о последней, возможно стоит – Кшесинская сделала многое не только для развития, но и для последующего распространения традиций русского балета в Европе.

Историческая правда против вымысла

У Алексея Учителя за плечами несколько биографических картин. Его первой игровой картиной была "Мания Жизели" (1995) – байопик о русской балерине Ольге Спесивцевой. Следом он снял "Дневник его жены" (2000) о писателе Иване Бунине.

И вот в 2014 он начал съемки "Матильды", которые проходили с особым размахом – в Царском Селе, во дворцах Санкт-Петербурга, в специально построенных декорациях Успенского собора. Масштабный замысел с большим бюджетом обернулся "масштабной" историей выхода в картины в прокат.

Общаясь со зрителями и журналистами до премьеры, Алексей Учитель неоднократно подчеркивал, что снимал художественный фильм, а значит, имел право на вымысел. Вымысла в картине оказалось много, и вряд ли стоит рассматривать "Матильду" с точки зрения соответствия историческим событиям. Здесь можно угодить в ловушку и начать бесконечно обсуждать вопрос "было - не было". Очевидно, что историческая правда будет не на стороне создателей картины.

Все исторические события как бы спрессованы – венчание предваряет коронацию, после которой Николай II якобы сразу отправляется на Ходынку. Будущая императрица приезжает в Москву чуть ли не одна, и так же, без видимого сопровождения передвигается по Петербургу. Накануне свадьбы роман цесаревича с балериной Кшесинской все еще продолжается. И даже в момент коронации настойчивая танцовщица умудряется прорваться в собор и в самый ответственный момент с надрывом прокричать "Ники!"

О предчувствии катастрофы

Отдельная линия картины – это то самое предчувствие катастрофы, о которой еще никто не знает, но она как бы ощущается в воздухе. Начиная с крушения поезда, в котором страдает Александр III и заканчивая подготовкой к коронации, когда будущая императрица ранится шпилькой и кровь стекает по ее лицу – все это настойчиво зрителю напоминает о том, что глобальные потрясения и большие перемены вот-вот настанут.

Ужаса добавляет и фактически вымышленный персонаж, странный немец-экспериментатор. В его то ли лаборатории то ли клинике практикуются самые изощренные пытки. Именно к нему попадает поручик Воронцов (Данила Козловский) – страстный и безумный поклонник Кшесинской, которого подозревают в покушении на царя. Молодого человека сажают в огромный аквариум, где держат, судя по всему сутками, давая изредка глотнуть свежего воздуха.

Мистикой увлекается и будущая императрица – она устраивает спиритические сеансы и пытается избавиться от соперницы, прибегая к помощи того самого немецкого врача.

О метаниях между тремя женщинами

Будущий император Николай II по версии Алексея Учителя – почти что типичный мужчина, на которого давит властная мать, он увлечен одной женщиной, а вынужден жениться на другой. Взаимоотношения героев не выходят за эту стандартную схему.

Эти главные характеры по сути ничего нового не рассказывают зрителю. Николай II безволен и мягок, Алиса – стереотипно суха, как якобы подобает немке, Кшесинская – строптива и самовольна, какой в представлении обывателя и должна быть балерина. Вряд ли несведущий зритель поймет, что Кшесинская, судя по воспоминаниям современником, действительно была выдающейся танцовщицей, обладала харизмой, а характеры будущего императора и его супруги были во много раз более интересны и многогранны.

Елена Васильева

Художнику, конечно, повышенное внимание к его произведениям обычно приятно. Но когда твой опус рассматривают с увеличительным стеклом – увольте, это уж лишнее.

В таком примерно положении оказался сейчас Алексей Учитель со своей многострадальной (без иронии) «Матильдой». Атака Натальи Поклонской, вызвавшая мутную волну агрессивных нападок со стороны «царебожников» вплоть до высказанного желания посадить режиссера на кол, с одной стороны добавили фильму популярности заранее. С другой стороны – добавили ему чисто энтомологического интереса со стороны критики, вынужденной теперь анализировать «Матильду» в свете агрессивных событий вокруг нее. И это фильму вместе с командой на пользу, конечно, не пошло.

Не будь Поклонской с ее свитой психически нестабильных – «Матильда» скромно прошла бы по обочинам кинокритических обзоров как очередное околопатриотическое кино с не слишком удачной прокатной судьбой, но и не провальное на фоне всей нашей киноиндустрии. Которую так и хочется забрать в кавычки. Но раз уж волна общественного обсуждения вынесла на поверхность – приходится перебирать по косточкам. Экспонат как-никак.

Отдадим должное Учителю: с парадной стороной фильма он поработал отменно. Костюмная историческая драма из стародавних времен, когда дамы волочили шлейфы шелковых юбок, кавалеры в бакенбардах котлетами смаковали слово «честь», а новоиспеченные императоры выкладывали круглые суммы из своего кармана семьям погибших во время их коронации, в «Матильде» сконструирована грамотно, любовно и явно с честным применением выделенного бюджета. Что, согласитесь, в наше подозрительное время уже достижение.

История, рассказанная в фильме, разворачивается на фоне парадных фасадов и в нарядных интерьерах. Здесь чувствует не только размах, но и вкус, что опять же для нашего нынешнего кино – редкость. У нас по большей части что-то одно – либо размах, либо вкус. Пышный излет 300-летнего царствования династии Романовых, который через 20 лет закончится кровавой трагедией, становится удачным фоном для драматичной истории любви между вот-вот императором Николаем Александровичем (Ларс Айдингер) и балериной Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанска). Любовь начнется с отважного эксперимента молоденькой Кшесинской на сцене – у нее случайно обнажится грудь, и вместо того чтобы стыдливо убежать за кулисы, она, завидев в ложе будущего императора, нахально глядя ему в глаза, продолжит танцевать с обнаженной грудью чем, разумеется, привлечет и увлечет юного Николая. Потом, когда Ники попытается овладеть ею в специальном шатре, Матильда влепит ему пощечину и пообещает, что он теперь будет любить ее вечно.

В венценосном семействе Романовых Кшесинскую считали чем-то вроде переходящего знамени – начав с великого князя Сергея Александровича, она займется Николаем, а когда Николай станет примерным семьянином, обратит свой взор на императорского кузена, князя Андрея, за которого впоследствии и выйдет замуж. Но Учителю не хочется знать ничего плохого про героиню – Матильда у него девица хоть и пробивная, но искренно и преданно любящая своего Ники. Польская актриса отменно хороша – свежа, черноброва и обладает той свободной сексапильностью, которой наши актрисы в основном лишены. Поэтому не надо удивляться, что героиню Учитель привез из-за границы. С императором все намного печальнее. Ларс Айдингер – выдающийся артист, на спектакли берлинского «Шаубюне» с его участием попасть практически невозможно. Что сделал с ним режиссер – сразу даже не скажешь. То ли запретил под страхом расторжения контракта играть привычно хорошо. То ли накачал снотворным. Но в любом случае смотреть на бородатого мужчину за 40, которому явно скучно изображать 22-летнего юношу, - несколько даже неловко. Диссонанс между глазами изрядно пожившего человека и юными порывами вчерашнего пубертата слишком бросается в глаза, и от этого история любви кажется заведомо фальшивой.

Хотя – и тут снова надо отдать должное режиссеру – он не настаивает на правдивости рассказанного. Он даже не уговаривает нас, что, дескать, такое ведь могло быть. Наоборот – он словно подчеркивает, что все рассказанное – выдумка от начала до конца, и для этого привлекает совершенно сказочных персонажей. Вроде князя Воронцова (Данила Козловский), неистово влюбленного в Матильду бородача, готового ради нее отправить на тот свет наследника престола. Это такой Кощей, Мальчиш-Плохиш и все демоны сразу в одном лице. Это уже смешно, но еще смешнее, когда некий люцифероподобный врач-психиатр в исполнении почему-то великого немецкого театрального режиссера Томаса Остермайера помещает Воронцова в аквариум с головой и принимается пытать. Не это ли прямой намек нам: не верьте, дорогие зрители, ни секунды не верьте!

Проблема только в том, что сам режиссер так и не понял – верить самому себе или нет. Он отчаянно мечется между жанрами, между вымыслом и реальностью, так до конца и не решив, что и зачем снимает. То ему самому кажется, что он снимает вполне патриотическое кино про ту самую хрестоматийную Россию до 1913 года, когда поросята были жирненькие, а люди верили в бога. То есть «Россию, которую мы потеряли». Не зря фильм начинается недвусмысленной метафорой – тем самым знаменитым крушением поезда, после которого здоровье государя Александра Третьего (Сергей Гармаш), долго удерживавшего крышу вагона, сильно пошатнулось, как тот поезд. Вскоре Ники стал императором.

Моментами кажется, что хитрый Учитель на самом-то деле снял комедию – кроме Воронцова и полубезумного психиатра, в фильме еще множество комических персонажей в комических обстоятельствах. Самый обаятельный из них – начальник царской сыскной полиции Власов (Виталий Кищенко). Этот зловещий тип, каким он вроде должен казаться зрителю, по сюжету несколько лет только и делает, что носится за Матильдой, пытаясь разлучить ее с будущим императором. Видимо, дела в стране с точки зрения безопасности шли очень неплохо, коль скоро главный охранник бросает все силы на девицу-балерину. Настигнув ее, Власов пытается девушку то утопить, то сжечь. Или может, наоборот – дела-то шли плохо, но сыскная полиция была занята не тем, вот все и рухнуло? Тогда, выходит, глубоко копает Учитель. А в это поверить совсем уж трудно.

Скорее всего, режиссер хотел угодить понемножку всем – патриотам (православие-самодержавие-народность), любителям массового зрелища (нарядные салоны и гонки на паромах), домохозяйкам (история несчастной любви), критикам (хорошие актеры, особенно Ингеборга Дапкунайте в роли вдовствующей императрицы, плюс простор для трактовок, которым мы и воспользовались). Но как часто и бывает в таких случаях, художник промахнулся, и единственным, кто всерьез заинтересовался фильмом, оказалась депутат Поклонская. Да и та фильм смотреть не хочет.

Кстати, в пользу комедии говорит и тот факт, что цесаревич после ночи любви с Матильдой всегда оказывается в кальсонах. Кстати, скажите кто-нибудь об этом Поклонской – может, она успокоится?

Ожесточенные дискуссии. TUT.BY сходил на фильм, сравнил авторскую версию Алексея Учителя с реальными историческими событиями, проанализированными в научной литературе, а также нашел прямые ошибки, которых вполне можно было избежать.

Уточним, что TUT.BY не намеревается осуждать режиссера за (не)сознательное отклонение от исторической правды. В конце концов, каждый художник имеет право на творческую интерпретацию событий. Другой вопрос, что многие зрители (автор строк — не исключение) склонны во многом доверять таким биографическим лентам. А правда, к сожалению, часто остается неизвестной.

Помолвка при жизни царя

Самая главная претензия историка к фильму «Матильда» — сознательное смещение акцентов. Согласно сюжету фильма, император Александр III одобряет выбор своего сына, который, говоря современным языком, встречается с балериной Матильдой Кшесинской. Но умирает, когда решение о кандидатуре невесты еще не принято. В результате после смерти отца молодой император оказывается перед нелегким выбором между своей невестой Аликс (будущей императрицей Александрой Федоровной) и Матильдой.

В реальности никакого любовного треугольника не было. О помолвке Николая и Аликс было публично объявлено еще при жизни Александра III. Невеста находилась с семьей своего суженого до смерти императора, свадьба состоялась менее чем через неделю после похорон. Отношения между балериной и наследником закончились перед помолвкой последнего. С того времени герои ни разу не общались наедине.

Решение о браке — краеугольный камень в сюжете картины, придуманный сценаристом. Если следовать исторической правде, то придуманный конфликт разваливается на глазах. Поэтому логичнее воспринимать «Матильду» как работу в жанре «альтернативная история». К примеру, в фильме Тарантино «Бесславные ублюдки» один из героев расстреливает Гитлера из автомата и вся верхушка рейха гибнет при взрыве и пожаре кинотеатра. И это никого не смущает.

Матильда — княгиня? Почему бы и нет!

Согласно сюжету фильма, Николай II до последнего не оставлял надежды жениться на Матильде. Для этого он решил доказать, что род Кшесинской имел княжеские корни. Балерина и великий князь Андрей Владимирович (друг молодого императора и будущий муж балерины) отправляются в библиотеку, где ищут сведения о древнем роде, к чьей родословной можно приписать Кшесинских. Увы, тут создатели фильма передают нам привет из ХХ века.

В то время будущий монарх мог заключить брак только с особой, равной ему по статусу. Поскольку европейских династий было совсем немного, выбор невест оказывался минимальным, а кровосмешение — неизбежным. Например, по линии своего отца Аликс являлась и четвероюродной теткой, и троюродной сестрой Николая. За десять лет до их брака Элла (в православии Елизавета Федоровна), старшая сестра Аликс, вышла замуж за Сергея Александровича, дядю Николая.

Но даже если бы Кшесинская была княгиней, она могла в лучшем случае рассчитывать на морганатический брак. Так, дедушка ее возлюбленного Александр II заключил подобный союз с Екатериной Долгоруковой, которая получила титул княгини Юрьевской. Да и то это случилось, когда император уже был давно на троне, а у него имелся наследник.

Что касается отречения от престола — кстати, в мемуарах балерина утверждала, что никогда не обращалась к наследнику с таким предложением, — то похожая история случилась в Англии, когда король Эдуард VIII отрекся от трона, чтобы жениться на любимой женщине (к тому же разведенной). Правда, это событие случилось в 1936 году. Так что за сорок лет до этого счастье Матильды с Николаем было невозможным.

Голой груди не было!

«Матильда» вряд ли порадует и любителя эротики. По словам кинокритика Анны Ефременко, там «даже спонтанный секс происходит по интуитивно понятной инструкции от IKEA». Но одна радость для любителя ню все-таки есть: в одном из эпизодов у Матильды оголяется грудь (это мелкая пакость со стороны конкурентки, которая дергает завязку сценического костюма на ее спине). Но смелая солистка не тушуется и танцует партию до конца. Тем более что потрясенный Николай обратил на нее внимание только после этого эпизода (теперь понятно, чем надо удивлять 22-летних наследников престола).

Разумеется, такой сцены в реальности не было. Скандал в балетном Петербурге произошел лишь в 1911 году. И случился не с женщиной, а с мужчиной. Во время постановки балета «Жизель» великий танцовщик Вацлав Нижинский вышел на сцену в обтягивающем трико (до этого исполнители этой партии надевали наверх шаровары). Александра Федоровна, сидевшая в царской ложе, засмеялась, но у остальных членов императорской семьи такая вольность вызвала смятение. В результате Нижинский был уволен из Мариинского театра.

Если читатель обратится к фотографиям спектаклей того времени (например, они опубликованы в книгах Веры Красовской, наиболее авторитетного специалиста по истории дореволюционного балета), то увидит, что лиф (верхняя часть костюма у танцовщиц) был более закрытый, а его ширина на плечах оказывалась намного толще, чем у современных артистов. Тогда в костюмах почти не использовались теперешние, почти невидимые шлейки. Поэтому если обтягивающее трико, как у Нижинского, на рубеже веков было возможно, то легкий стриптиз — никак.

Бал на крови

Во время коронации Николая II случилась Ходынка — массовая давка на Ходынском поле (теперь оно находится на территории современной Москвы). Не менее полумиллиона человек пришло туда на массовое гулянье в честь коронации. Многих привлекли слухи о подарках и раздаче ценных монет. В ходе давки погибли 1379 человек и были покалечены более 900. Если верить фильму, Николай прибыл на место трагедии, распорядился похоронить каждого убитого в отдельной могиле (а не в общей, как предлагали нерадивые подчиненные), выделить их родственникам из казны деньги, а потом стал на колени, раскаиваясь в неумышленном преступлении.

В реальности Ходынское поле очистили от следов трагедии… и продолжили празднование. К примеру, на этом же поле оркестр играл концерт. Вечером в Кремлевском дворце продолжились празднования, а во французском посольстве прошел бал. Монархисты доказывали, что Николай II не отменил бал, верный союзническим обязательствам. Но в любом случае репутация императора была серьезно испорчена.

После этой сцены даже странно, что Наталья Поклонская обвиняла режиссера фильма Алексея Учителя в осквернении памяти последнего российского императора. Скорее, в фильме есть идеализация его образа.

Император в коляске и Аликс на мотоцикле

В картине хватает и других неточностей. К примеру, крушение императорского поезда произошло за шесть лет до смерти императора Александра III, когда его сын даже не был знаком с Кшесинской. Но для фильма очень не хватало красивой картинки. Поэтому в кадре появляется и подвода с мужиком, которая не успела переехать пути, в результате чего в нее врезался поезд (в реальности никакого крестьянина не было. По одной версии, причиной оказалась слишком высокая скорость, по другой — гнилые шпалы). А императора после аварии мы видим в инвалидной коляске. Для того времени это было немыслимо: слухи о состоянии Александра III тотчас бы разлетелись по столице.

Или другой пример. Александра Федоровна привозит с собой немецкого доктора. Будущая свекровь выгоняет его из дворца. Доктор уже заводит мотоцикл, когда Аликс выходит из дворца, садится у него за спиной, и они выезжают вместе. Вы можете себе представить, чтобы в конце ХIХ века без пяти минут жена императора ездила по столице на мотоцикле за спиной малознакомого мужчины? Не побоюсь показаться категоричным — это невозможно.

Ради объективности добавлю: если бы «Матильда» оказалась удачным фильмом, ее художественные достоинства перекрыли бы многие из этих перечисленных недостатков. Но, судя по фильму, король, точнее император, оказался голым. Или все-таки только Матильда?


Михалины

Ларс Айдингер и Михалина Ольшанская


Михалина Ольшанская

Евгений Миронов в фильме "Матильда"

Сложнее всего оказалось одеть исполнителя роли Николая II Ларса Айдингера, который по сюжету почти все время ходит в военном мундире. Дело в том, что современное сукно совершенно не подходит для военных костюмов. Удивительно, но в исторической драме "Матильда" можно будет увидеть джинсовую куртку и даже джинсы.

Во время первого в России киносеанса, который устраивает Николай II, на него набрасывают куртку. Джинсовая ткань существовала еще с начала XIX века, правда в Америке. Но мы допустили мысль о том, что она могла попасть и к нам. И это была такая рабочая куртка, которая, в принципе, существовала. А в джинсы одет брат Николая. Вообще таких вещей, которые могли бы существовать, очень много. Мы узнавали о них не только из царских дневников, но и из дневников фрейлин, - рассказала главный художник по костюмам Надежда Васильева.

Кадр из фильма "Матильда"

Подходящий для будущего императора голос искали долго и тщательно. Режиссер отслушал десятки кандидатов, прежде чем остановился на актере Максиме Матвееве, который из-за плотного графика долго не мог пройти пробы. В итоге он и озвучил героя.

Музыку для фильма написал известный американский композитор Марко Белтрами, работавший над такими картинами, как "Опасные игры", "Росомаха: Бессмертный", "Война миров Z" и многими другими.
Кадр из фильма "Матильда"

Ингеборга Дапкунайте, с которой Алексей Учитель работал впервые, выступила в роли матери будущего императора Марии Федоровны. А отца главного героя - императора Александра III - сыграл Сергей Гармаш, что поначалу не казалось очевидным выбором ни Алексею Учителю, ни самому актеру.

Я долго думал, но в итоге выбрал Сергея Гармаша, хотя вроде бы у него такое простоватое лицо, но его органика, способность к перевоплощению удивительны, - отметил Учитель.

Сергей Гармаш в фильме "Матильда"


Ингеборга Дапкунайте и Алексей Учитель

Без эксцессов во время съемок не обошлось - cъемочную группу выгнали из Александровского дворца, а сотрудницы музея плакали.

В Александровском, любимом дворце Николая II, мы снимали проход с министрами. Рельсами там пользоваться нам не разрешили, поэтому камеры передвигали вручную. А в зале, где снимали, стояла большая ваза на постаменте. Во время репетиций мы провозили камеру восемь раз, и все было хорошо. Как только начали снимать, на втором дубле, не рассчитали и немного задели постамент. Женщины, сотрудницы музея, которые там работают десятки лет, буквально зарыдали. Прибежал директор, нас выгнали, составили акт, выставили счет за реставрацию, - рассказал Алексей Учитель.





I)&&(eternalSubpageStart


"Матильда": 10 фактов о самом громком фильме этой осени

Считанные дни остались до российской премьеры исторической драмы Алексея Учителя "Матильда", повествующей о романе последнего русского императора Николая II и прима-балерины Матильды Кшесинской. Почему было сложно найти подходящую одежду для царя, где снималась сцена коронации, почему съемки проводились во дворцах исключительно ночью и как творческая группа довела до слез музейных работников - все это и не только в 10 фактах, которые собрал HELLO.RU в преддверии 26 октября, даты выхода фильма в прокат.

Алексей Учитель во время репетиций очень долго настраивал нас так, чтобы между нами была определенная химия, которая возникает между влюбленными. И несмотря на то, что я женат, а у Михалины есть молодой человек, мне кажется, нам удалось эту химию воплотить на экране, - отметил Ларс.

Ларс Айдингер и Михалина Ольшанская

Ларс Айдингер и Михалина Ольшанская

Съемки проводились в Юсуповском и Константиновском дворцах, в Екатерининском и Александровском дворцах Царского села. В последних снимались в основном дворцовые интерьеры, кабинеты и спальня Николая II. Почти все съемки там проводились ночью, поскольку днем эти объекты работают как музеи.
Михалина Ольшанская в фильме "Матильда"

Евгений Миронов, который играет директора Императорских театров Ивана Карловича, проявил себя не только как талантливый актер, но и как надежный партнер. Во время съемок Михалина Ольшанская подхватила грипп и лежала с температурой 39, отказываясь разговаривать со съемочной группой, Миронов стал единственным, кому удалось уговорить актрису выйти на площадку.