Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Эдуард мане основные картины. Самые известные картины мане

Эдуард мане основные картины. Самые известные картины мане

Этот художник был одним из отцов-основателей импрессионизма. Вот потому часто и путают двух художников Моне и Мане. Они оба творили в этом направлении и работы их практически похожи, но всё же есть разница. Клод Моне прожил дольше и чем дольше он жил и тем более менялся его стиль, а точнее краски на холсте. А вот Эдуарду Мане повезло меньше, в смысле жизненных лет. После Ренуара это пожалуй самый многострадальный художник. И дело тут вовсе не в творчестве, а в совершенно ином – в состоянии здоровья. И снова ассоциации – и у Мане и у Ренуара был ревматизм, приступы которого привели обоих к смерти.

Но всё же вернёмся от сравнений к жизненному пути Эдуарда Мане. Как художник он был великолепен. Его работы радовали, да и до сих пор радуют многих поклонников импрессионизма и простых любителей. Итак, прежде всего Эдуард Мане был представителем довольно таки обеспеченного семейства и потому мог себе спокойно проживать. Тем более, что его отец прочил ему место юриста, но… мальчик хотел только рисовать. Отец не был категорично против, но всё же его мало радовало это. Зато дядюшка Мане был совсем не против увлечения племянника и частенько водил его в Лувр. Вот там то и понял юный Мане, что его удел быть художником. Именно дядя оплачивал посещение курса лекций о живописи, но будущему гениальному художнику там показалось скучно. И то правда: постоянно рисовать гипсовые фигуры – это скучно и не интересно, а вот изображать своих одноклассников куда как интересно. Это он и делал и вскоре этим же стали заниматься все его товарищи «по несчастью». Но ссориться с отцом Эдуард не стал и потому взял и попробовал поступить в морскую академию, но экзамен провалил. Правда, ему позволили сдать экзамен повторно, но для этого он отправился на паруснике в Бразилию. Но там он просто так тоже не сидел, когда он вернулся с путешествия, то в его багаже была масса этюдов и набросков, портретов матросов и бразилианок. А ещё он очень много писал писем своим родным, где делился впечатлением от увиденного. Конечно, же по прибытию Мане ещё раз попытался поступить в Морскую академию, но его отец увидел рисунки и… сдался. Он посоветовал сыну поступить Школу изящных искусств в Париже. Но Мане этого не сделал, подумав, что получится у него так же, как и с морской академией. Зато пошёл в мастерскую Кутюра. Но и там он не задержался – всё было слишком академично.

Потом в его жизни было долгое путешествие по Центральной Европе. Там он часто посещал знаменитые музеи в Вене, в Дрездене, в Праге. А ещё позже была борьба за своё признание. Например, в то время нужно было утвердится в каком нибудь Салоне. Он это попробовал и поначалу это весьма получилось. Но однажды он выставил своё полотно под названием «Олимпия» и в результате его перестали воспринимать всерьёз. Его оскорбляли, его назвали извращенцем, и полотно вообще считали сверх пошлым.

А ещё дальше – начался мрак. Он серьёзно заболел, и это его просто сводило с ума. Было трудно передвигаться, ревматизм не отступал и заставлял чувствовать себя отвратительно. Он работал через боль, страдал, но работал. И как раз именно в этот период к нему вернулось признание публики. И это как раз тогда когда он получил орден Почётного легиона, и это случилось как раз тогда, когда его лишили одной ноги. Спустя одиннадцать дней его не стало.

Его картины – это его жизнь. Он творил для людей и старался своим творчеством утвердить величие красоты. И кажется, у него это получилось, ведь мы помним его полотна, изучаем его биографию и высоко, в истинном смысле этого слова, ценим его труды. Увы, при жизни за полотна импрессионистов платили очень мало, а вот после… Сейчас эти полотна входят в десятку самых дорогих картин.

Алексей Васин


19. Мэри Лоран
20. "Бар в Фоли-Бержер"
21. Запоздалые почести

МАНЕ Эдуард (1832-1883) - французский живописец и график, один из ярчайших художников, положивших начало импрессионизму.

Художественное кредо Э.Мане сформировалось в основном под влиянием разочарования, вызванного поражением буржуазной революции 1848 г. Под непосредственным впечатлением от этого события семнадцатилетний парижанин из буржуазной семьи бежал из дома и нанялся матросом на морское парусное судно. В дальнейшем путешествовал мало и почти всю свою жизнь провел в неустанной работе в своей мастерской.

Э.Мане резко выступал против академических форм творчества, но на протяжении почти всей своей жизни он испытывал глубокое уважение к традициям некоторых великих мастеров, непосредственное или опосредованное влияние которых проявляется во многих его произведениях ("Балкон" , 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; "За кружкой пива" , 1873, Собрание К.Тисен, Филадельфия).

Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников: великих испанцев Веласкеса и Ф.Гойи, знаменитого голландского мастера Ф.Хальса, французских живописцев О.Домье и Г.Курбе, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство. Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: "Завтрак на траве" (1863, Музей Орсэ, Париж) и "Олимпия" (1863, Музей Орсэ, Париж). После их написания художник подвергся жестокой критике со стороны публики и прессы, на его защиту встала лишь небольшая группа художников, среди которых были К.Моне , Э.Дега , П.Сезанн и др., а нападки журналистов отражал один Э.Золя. В благодарность в 1868 г. Э.Мане пишет портрет писателя (Музей Орсэ, Париж), представляющий собой классический пример характеристики модели при помощи натюрмортных деталей.

Импрессионисты считали Э.Мане своим идейным вождем и предшественником. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления, хотя художник всегда поддерживал импрессионистов в основополагающих взглядах на искусство, касающихся работы на плэнере и отражения мимолетного впечатления от реально существующего мира. Так называемый импрессионизм Э.Мане более близок живописи японских мастеров. Он упрощает мотивы, уравновешивая в них декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения ("На берегу моря" , 1873, Собрание Ж.Дусе, Париж). Э.Мане неоднократно участвовал в совместной работе с К.Моне и О.Ренуаром на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода ( "В лодке" , 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Э.Мане любит рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы его мимикой, жестом и выразительными позами ("Аржантёй" , 1874, Музей искусств, Турне).

Наиболее близка к импрессионистическом восприятию мира картина "Лодка - мастерская К.Моне" (1874, Новая пинакотека, Мюнхен), в которой, используя дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюлзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой. Нельзя сказать, что эта работа на пленэре сильно изменила творческую манеру художника, но она значительно обогатила его живописную палитру. Так, он отказался от использования чистого черного цвета, особенно при написании пейзажей, и заменил его сочетанием отдельных мазков разного цвета.

В 1874 г. Э.Мане совершает путешествие в Венецию, впечатления от которого вылились в серию импрессионистических картин, написанных энергичными мазками ("Канале Гранде в Венеции", 1875, Компания Провидент Секьюрити, Сан-Франциско).

В поздний период своего творчества Э.Мане отходит от импрессионизма и возвращается к своему прежнему стилю. В середине 1870-х гг. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом ("Женщина, подвязывающая чулок", 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Работа Э.Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей ("Нана" , 1877, Кунстхалле, Гамбург; "У папаши Латюиль" , 1879, Музей, Турин).

Вершиной творчества Э.Мане является его знаменитая картина " Бар в Фоли Бержер " (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Четкий передний план картины противопоставлен заднему - неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. Это произведение можно считать программным в творчестве Э.Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы.

Официальное признание Э.Мане получил в 1882 г., когда ему был вручен орден Почетного Легиона - главная награда Франции.

Литература:
1. Э.Золя. Эдуард Мане. Пер. с франц. Л., 1935.
2. Э.Мане. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. Пер. с франц. М., 1965.
3. Чегодаев А.Д. Э.Мане. М., 1985.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Основные даты жизни и творчества Эдуарда Мане

1844
Мане поступил в коллеж Роллен.

1847
Мане провалился на конкурсных экзаменах в Мореходную школу.

1849, 5 февраля - 10 апреля
Мане в Рио-де-Жанейро. 13 июня - возвращение во Францию.

1853
Первое путешествие Мане в Италию.

1856, весна
Мане покидает мастерскую Кутюра; вместе с Альбером де Баллеруа он снимает мастерскую на улице Лавуазье.

1856, лето
Путешествие в Голландию, Германию, Австрию; второе путешествие в Италию.

1858
Начало дружбы Мане и Бодлера. Мане пишет "Мальчика с вишнями" и начинает "Любителя абсента".

1859
Мане окончательно порывает с Кутюром; жюри Салона отклоняет "Любителя абсента".

1860
Мане поселяется вместе с Сюзанной Ленхоф в квартале Батиньоль. Пишет "Музыку в Тюильри", "Портрет родителей", "Гитарреро", "Мальчика с собакой".

1861
Успех "Гитарреро" в Салоне; Мане удостоился "почетного упоминания".

1862
Мане пишет "Уличную певицу", "Викторину Меран в костюме эспада" и серию картин, посвященную испанской танцевальной труппе (в том числе "Лолу из Валенсии"). Делает первый эскиз "Завтрака на траве".

1863, март
Выставка картин Мане в галерее Мартине. Жюри Салона отвергает "Лолу", "Махо", "Завтрак на траве". Они выставлены в "Салоне отвергнутых" и вызывают невероятный скандал.

1863, октябрь
В Залт-Бомме Мане обвенчался с Сюзанной Ленхоф. Фантен-Латур пишет картину "В честь Делакруа", изобразив Мане в числе подлинных наследников только что умершего живописца.
Мане пишет "Олимпию".

1864
Мане выставляет в Салоне "Эпизод боя быков" и "Мертвого Христа". Пишет "Бой "Кирсэджа" и "Алабамы", морские пейзажи и многочисленные натюрморты.

1865
Выставлена "Олимпия". Мане едет в Испанию.

1866
Жюри Салона отвергает "Трагического актера" и "Флейтиста". Начало встреч художников-новаторов в кафе Гербуа. Эмиль Золя начинает в газете "L"Evenement" кампанию в защиту Мане.

1867
Во время Всемирной выставки Мане по примеру Курбе устраивает частную выставку. Пишет "Расстрел императора Максимилиана", но полиция запрещает выставлять эту картину и распространять выполненную с нее литографию. Умер Бодлер.

1868
В Салоне выставлены "Женщина с попугаем" и "Портрет Золя". Мане посетил Лондон.

1868, Осень
Мане пишет "Завтрак в мастерской", "Балкон", "Чтение", "Портрет Т.Дюре".

1869
В Салоне выставлены "Завтрак в мастерской" и "Балкон". Пишет "Отдых" (портрет Берты Моризо).

1870
Фантен-Латур выставил в Салоне картину "Мастерская в квартале Батиньоль", изобразив Мане главой кружка художников-новаторов. Там же показаны "Урок музыки" и "Портрет Эвы Гонсалес" самого Мане. В начале лета Мане впервые пишет картину на пленэре ("Сад").

1870, сентябрь - 1871, январь
Мане участвует в обороне Парижа, осажденного пруссаками.

1871, 12 февраля
Мане уезжает в Оролон-Сент-Мари.
22 февраля
В Бордо пишет картину "Порт".
Март
Мане в Аркашоне пишет пейзажи.
Конец мая
Возвращается в Париж, делает зарисовки расправы версальцев с коммунарами. Все виденное вызывает у Мане глубокую нервную депрессию.

1872, январь
Поль Дюран-Рюэль покупает сначала две картины Мане ("Натюрморт с семгой" и "Лунный свет в Булонском порту"), а затем еще около 30 картин - всего на 53 тысячи франков.
Июнь
В Салоне выставлен "Бой "Кирсэджа" и "Алабамы". Мане снимает мастерскую на улице С.-Петербург. Пишет "Берту с веером", "Берту в трауре" и "Скачки в Булонском лесу". Поездка в Голландию.

1873
Успех в Салоне картины "Кружка пива". Возобновление встреч в кафе Гербуа. Мане сближается с Малларме. Пишет "Бал-маскарад в Опере", "Партию в крокет", "Ласточки в Берке".

1874, весна
Мане отказывается присоединиться к созданному "батиньольцами" "Анонимному обществу живописцев, скульпторов и графиков" и участвовать в их первой групповой выставке. Жюри Салона принимает его картину "Железная дорога", но отвергает "Бал-маскарад" и "Ласточек".
Лето
Мане работает в Аржантейе вместе с Клодом Моне. Пишет "Аржантей", "В лодке", "Женщину на берегу Сены".

1875
В Салоне скандал в связи с картиной "Аржантей". Мане пишет "Стирку" и "Художника" (портрет Марселена Дебутена). Поездка в Венецию.

1876
Жюри отвергает "Стирку" и "Художника"; Мане выставляет их в своей мастерской. Знакомство с Мери Лоран. Пишет "Портрет Малларме", "Портрет Фора в роли Гамлета", "Нана".

1877
Жюри Салона принимает "Портрет Фора", но отвергает "Нана" как "безнравственную картину". У Мане начинается атаксия.

1878
Мане не посылает свои работы в Салон. Пишет два вида улицы Монье ("Мостильщики", "14 июля"), "Блондинку с обнаженной грудью", начинает усиленно работать в технике пастели.

1879
В Салоне выставлены картины "В лодке" (1874) и "На скамейке". Пишет "У папаши Латюиль" и "Автопортрет". Работает над портретом Жоржа Клемансо. Лечится в гидротерапевтической клинике в Бельвю.

1880, 8-30 августа
Выставка Мане в галерее газеты "La Vie moderne" (10 картин и 15 пастелей). В Салоне выставлены "У папаши Латюиль" (1879) и "Портрет А.Пруста". Пишет серию натюрмортов. Мане проходит второй курс лечения в Бельвю.

1881
В Салоне, где выставлены "Портрет Пертюизе" и"Портрет Рошфора", Мане получает медаль второго класса и теперь может посылать свои работы на выставку вне контроля жюри.
Лето
Мане живет в Версале, его болезнь прогрессирует. Пишет картину "Весна" (портрет Ж. де Марси). Начинает "Бар в Фоли-Бержер".

1882
В Салоне выставлены "Весна" и "Бар в Фоли-Бержер". Лето проводит в Рюэле. Пишет пейзажи и натюрморты с цветами и плодами. Болезнь его резко обостряется.

1883, 19 апреля
Мане ампутируют пораженную гангреной левую ногу.
30 апреля
xМане скончался.

1884, 6-29 января
Ретроспективная выставка произведений Мане в залах Школы изящных искусств (154 картины, акварели и пастели, 22 офорта, 4 литографии, 13 рисунков). Предисловие к каталогу написал Э.Золя.
4-5 февраля
Распродажа мастерской Мане в Отеле Друо: 93 картины, 30 пастелей, 14 акварелей, 23 рисунка, 9 офортов и литографий проданы всего за 116 637 франков.

1885, 5 января
В ознаменование первой годовщины со дня открытия посмертной выставки Мане в кафе папаши Латюиля устроен банкет почитателей художника под председательством А.Пруста (присутствовало 150 человек).

1889
В экспозиции "Сто лет французского искусства", устроенной А.Прустом во время Всемирной выставки в ознаменование столетия Великой французской революции, экспонируется 14 картин Мане. К.Моне открывает общественную подписку для приобретения "Олимпии".

1890
"Олимпия" принесена в дар Люксембургскому музею в Париже.

1895
В Люксембургский музей по завещанию Кайботта поступили "Балкон" и "Аржантей".

1900
13 картин Мане экспонируются на Всемирной выставке в Париже.

1905, 18 октября - 25 ноября
Почетная выставка Мане в Осеннем Салоне (26 картин, 5 пастелей).

1907
Клемансо добивается включения "Олимпии" в собрание Лувра.

По материалам книги А.Перрюшо "Эдуард Мане"./ Пер. с фр., послесл. М.Прокофьевой. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб. 2000. - 400 с., 16 с. ил.

Все кто начинают знакомиться с миром искусства, рано или поздно испытывают когнитивный диссонанс по поводу фонетического происшествия у двух французских художников. Сказать что этих мастеров часто путают — ничего не сказать, их просто не различают, а многие думают что это вообще один человек. Этих людей можно понять, ведь Моне и Мане жили в одно время, родились в одном городе и даже дружили.

О ком рассказать в первую очередь? История известности их настолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, поэтому справедливо начать с Мане. По мере знакомства с этими художниками, вы поймете, что они очень разные и абсолютно индивидуальные личности. Сложно сказать чей вклад в живопись был весомее, но сейчас Клод Моне является более популярным и узнаваемым художником, чем его друг. Стоит заметить, что как только Моне приехал в Париж из Гавра, он искал встречи и знакомства с Мане, Ренуаром, Базилем и другими уже именитыми импрессионистами на то время.

Эдуард Мане (Édouard Manet)

1832 - 1883 (51 год)

Эдуард Мане, автопортрет.

Родился в приличной семье, его отец занимал крупный чин в министерстве юстиций, а мать была дочкой французского дипломата и консула. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Провалив тесты, он не отчаивался, и отправился в учебные плаванья при морской школе. Но уже тогда он сильно сомневался в том, что ему нужно море, его все сильнее тянуло к краскам и холсту. Естественно его родители были против, но отец дал ему шанс, чтобы Мане за время учебного путешествия практиковался с рисовании. По прибытию в Париж, Эдуард показал отцу свои работы и на удивление, родня их приняла очень тепло. Таким образом, он поступил в школу изящных искусств, потом были мастерские различных художников, одним словом закончил своё обучение ровно через декаду, в возрасте двадцати семи лет.

Эдуард Мане, «В лодке»

В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Эдуард отличается тем, что он рисовал более реалистичные картины, с правильными контурами и цветами. Он любил изображать людей, и у него это хорошо получалось, в отличии от своего визави. Мане входил в Батиньольскую группа, в ней было множество деятелей искусств того времени, в основном художники-импрессионисты. Дега, Ренуар, Моне, Писсарро - все они состояли в этой группе, уважали и считались с мнением Эдуарда. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в „Фоли-Бержер“» , после которой его мастерство было признано официально в Салоне 1882 года. Спустя год ему ампутировали ногу, и через несколько дней он умер в агонии от боли.

«Бар в „Фоли-Бержер“»

Клод Моне (Oscar-Claude Monet)

1840 - 1926 (86 лет)

Клод Моне, автопортрет.

Родился в семье бакалейщика, его отец мечтал о том, чтобы Клод продолжил его дело и хотел передать ему свою бакалейную лавку. Копеечка на жизнь его семье давалась непросто, а свою юность Моне отмечает практически бродяжной и очень непростой. Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Если он и появлялся в школе на уроках, то он больше разрисовывал тетрадки, вместо того, чтобы вести конспект. К 15-ти годам он уже был известен на всю округу, все знали его как молодого карикатуриста и остроумного парня. Ему поступало много заказов, ему пришлось сделать волевое решение, он выставил очень внушительный ценник на свои работы, это придало ему некой скандальности. Но ожидаемо, что карикатуры быстро ему надоели, и он начал рисовать то что он действительно любит - природу во всей её красе. Вскоре его работы признала вся Франция, он отличался от художников тем, что его плохое зрение позволило рисовать картины совершенно невообразимыми цветами красок. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм».

Клод Моне, «Антиб, послеполуденный эффект»

Слава и признание позволило ему переехать в городок Живерни, где он создал свои легендарные сады, которые цвели круглый год. Он сделал это специально, причина понятна сразу - чтобы было что рисовать, и на что посмотреть независимо от поры года. Сейчас это место является музеем под открытым небом и культовым культурным местом Франции. Дополнительно вы можете прочитать про сады Живерни в материале

На первый взгляд, жизнеописание Эдуарда Мане кажется вполне радужным и являет нам художника баловнем судьбы. Рожденный в богатой уважаемой семье, получивший великолепное образование, вращался он в высших светских кругах, путешествовал и занимался любимым делом - писанием картин. Что еще нужно человеку для того, чтобы считать себя счастливым? Ан нет! Не все так просто…

Эдуард Мане. Биография

Рожден 23.01.1832 г. Отец - юрист, мать - дочь посла.

Характер Мане являлся интеллигентно-бунтарским. При осуществлении давления на него, попыток навязать ему свою волю, его родители не встречали явного сопротивления с его стороны. Не связывая свое будущее ни с какими профессиями, кроме художнического ремесла, парень тайно стоял на своем. «Будешь юристом, как твой отец». «Конечно, маменька, для меня». После чего «вдруг» проваливает Это характерный для него способ борьбы с попытками сломить свою волю.

После ссоры с родителями устраивается юнгой на парусник и, воплощая давнюю мечту о Рио-де-Жанейро, отправляется в плавание.

По возвращении устраивается учеником к художнику скандальной репутации Тома Кутюру, автору нашумевшей картины «Римляне эпохи упадка», изображающей оргию. Отношения между Кутюром и Мане складываются прескверные, но, тем не менее, молодой художник терпеливо проходит обучение у мастера до конца.

Общаясь с известными художниками, поэтами, писателями и черпая вдохновение из их творчества, Эдуард Мане развивает свой индивидуальный стиль написания картин. Среди его друзей и вдохновителей: Шарль Бодлер, Ренуар, Моне и другие.

Несмотря на отверженность критиками его произведений, был широко известным художником, принятым как среди импрессионистов, так и в кругу мастеров прочих направлений живописи.

Признание таланта Мане происходит на самом закате его жизни. В 1881 году он удостаивается медали Салона, а спустя некоторое время и ордена Почетного легиона. На тот момент Эдгар Мане уже не пишет картин, парализованный вследствие атаксии мозга. 30 апреля 1883 года художник покидает грешную землю, не перенеся операции по будучи в возрасте 51-го года.

Творчество художника

Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Но со смертью отца и получением наследства полет его мысли раскрепощается, не тяготимый финансовой зависимостью от писания картин. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров - «Завтрак на траве», изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Осуществившая дерзкий вызов общественной морали, картина поддается запрету в показе официальным салоном. Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание.

Дальнейшее творчество Эдуарда Мане не изменяет своей направленности и продолжает свою линию. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Эдуард Мане дерзает изобразить на ней обнаженную женщину в современном ему интерьере, а не в классическом стиле древности, принятом среди Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Бедная красавица, изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».

Более того, «Олимпия» была написана на масштабном холсте, что приемлемо лишь для что также подливало масло в огонь негодования критиков. Картина собирает массу народа вокруг себя лишь для того, чтобы быть осмеянной и обруганной.

И вот теперь Эдуард Мане, биография которого чиста от блуда и разврата, всю жизнь любившего лишь одну женщину - Сюзанну Леенхофф, обретает крайне скверную репутацию. Устав от подобных слухов, художник Эдуард Мане покидает ненадолго родину. Но по возвращении продолжает работать в своей манере, не опуская рук. Это больше всего злит критиков.

Вклад в развитие искусства

Мане осуществил своего рода переворот в осмыслении изобразительного искусства тех времен. Непрерывным экспериментом с цветом и формой он положил начало развитию многих новых направлений во французской живописи. Он поставил под вопрос незыблемость стилей писания картин конца 19-го - начала 20-го веков: классицизм, реализм, импрессионизм. Примером дерзости и новизны в сюжетах картин вдохновлял многих юных художников на поиски новых путей раскрытия образов.

Эдуард Мане не останавливался на определенных темах своих произведений, чередовал пейзаж с портретом, натюрморт с сюжетами из жизни. Предпочтение в цветовой гамме также подвергалось постоянному эксперименту: темные, густые, контрастные сменялись более светлыми, легкими.

Признание художника

Как это часто бывает, эпитеты «гениальный художник», «великий Мане» и прочие лестные отзывы при своей жизни он так и не услышал. Настоящая слава пришла к его произведениям спустя много лет по его смерти, и ее начало положила все та же «Олимпия», - «безвкусная» и «пошлая».

Теперь же картины Мане оцениваются в миллионы фунтов стерлингов: от семи до пятидесяти шести.

Эдуард с названиями не менее скандальной репутации

«Удивленная нимфа». Картина, сюжет которой открывает зрителю испуганный взгляд перевязывающей колено нимфы, поражает ценителей живописи и теперь. В начале же прошлого века оригинальный сюжет этой картины критики восприняли как плевок в лицо классической живописи.

«Самоубийца». Ввиду остроты сюжета, полотно не признавалось достойным показа в национальном Салоне и пылилось в мастерской художника много лет. На данный момент работа пребывает в частной коллекции Эмиля Георга Бюрле в Цюрихе.

Шедевр «Купальщицы на Сене», выполненный маслом, тоже подвергался запретам представления на суд общественности в официальном Салоне, выставлялся лишь в Салоне отверженных. Нетипичная для того времени манера исполнения картины побудило общественность отнестись к ней предубежденно.

Подобная судьба преследует многих художников и их работы. Лишь спустя годы, а иногда и столетия они признаются гениальными.

«Существует только одна истинная вещь: сразу рисовать то, что вы видите... Все остальное - обман.»

Этот человек хотел быть художником с детства, но не желал учиться у признанных мастеров своего времени. Он шел наперекор всему официальному искусству, и каждый год пытался выставить картины и добиться признания Парижского салона. Он стал главой школы импрессионистов, не будучи импрессионистом сам. Кто же он?

Сын юриста, моряк и - наконец! - художник

Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника французского министерства юстиции, его мать была дочерью дипломата. Казалось, карьера Эдуарда предопределена еще до рождения - грех было не пойти по широкой проторенной дороге, которую могли предложить ему родители. Но маленький Эдуард совсем не горел желанием проявить себя на юридическом поприще. С ранних лет его влекли рисунок и живопись. Тем не менее, отец настаивал на юриспруденции, хотя, как показало время, с обычным образованием отношения у Эдуарда не складывались. Мальчик переходил из одного колледжа в другой, оставаясь равнодушным к учебе.

Эдуард Мане (фото Надара, ок. 1888)

Его дядя Эдмон Эдуард Фурнье считал неправильным оставлять без внимания и развития явные дарования племянника. Он записал Эдуарда на лекции по живописи и оплачивал их сам. Но... лекции тоже не пробудили ученического

рвения в юном Мане. Видимо, из-за сухости и академической манеры преподавания они были ему просто скучны. И все же дядя сыграл в судьбе племянника решающую роль, приведя того в Лувр. Картины голландцев, фламандцев и испанцев XVIII века произвели на Эдуарда такое впечатление, что определили направление развития всего его последующего творчества.

Но до мольберта и кистей было еще далеко. Старший Мане был по-прежнему категорически против художественной карьеры сына. Компромиссом стала попытка Эдуарда поступить в мореходную школу, не увенчавшаяся успехом - будущему творцу просто не хватало академических знаний. Для подготовки к пересдаче его приняли на одно из судов, курсировавших между Францией и Бразилией.

Семья все еще тешила себя надеждой на то, что наследник образумится. Но вместо того чтобы постигать морскую науку, Эдуард все больше времени посвящал живописи. Из долгой поездки он привез огромное количество набросков и этюдов - и окончательно укрепившееся желание стать живописцем.

Выдержав последний бой с отцом, Эдуард Мане все-таки получил разрешение поступить в Школу изящных искусств и в 1850 году стал учеником Тома Кутюра.

«Прежде, чем я начну завоевывать официальные салоны, я должен отдать дань старым мастерам…» (Э. Мане)

Наследие веков

Казалось бы, мечта сбылась. Но снова все складывалось непросто. Академизм и рутина, как и прежде, наводили на Эдуарда скуку. Методы преподавания Кутюра его не устраивали. Мане хотел писать свет во всем его многообразии, отображая мир в самых разных световых проявлениях, от рассветных до закатных, а его учитель не понимал, как можно стремиться «писать жизнь как есть», - по мнению академиста это не могло называться искусством. Их столкновения, перераставшие в ссоры, в конце концов, привели к тому, что спустя шесть лет после поступления Мане покинул мастерскую Кутюра.

Но не все эти годы Мане потратил на баталии с наставником. Много времени молодой художник проводил в Лувре, делая копии с картин старых мастеров, постоянно посещал то Голландию, то Италию, где также работал в музеях. В одной из поездок во Флоренцию Эдуард Мане написал копию «Венеры Урбинской» Тициана, позднее она стала прообразом его скандальной «Олимпии».

Постепенно художник выбрал себе настоящих учителей. Ими стали Тициан, Веласкес и Гойя. Он унаследовал их классическую манеру письма, цветовую палитру, композиции и сюжеты. Придет время, и Мане станут упрекать за то, что он не ищет собственных сюжетов вовсе, настолько очевидной будет проработка классических сюжетов в его картинах.

«Недостаточно знать свое ремесло, вы должны иметь чувство. Наука - это очень хорошо, но для нас воображение стоит гораздо больше». (Э. Мане)

Человек-скандал

В 1859 году Париж был взволнован первым из бесконечной череды скандалов, связанных с именем Эдуарда Мане и Салоном. Для выставки художник создал полотно «Любитель абсента» (1858-1859). Сюжет он почерпнул в стихотворном сборнике «Цветы зла» не менее скандального поэта Шарля Бодлера, близкого друга Мане.

Наверное, высокое жюри еще могло бы стерпеть темные, мрачноватые тона картины, но разве оно могло допустить, чтобы в благонравном Салоне был выставлен портрет парижского пьяницы! Отказ был резким и категорическим.

В 1861 году Мане написал две картины, которые все-таки прошли через сито жесткого отбора. «Гитарреро» получил награду Салона, а «Портрет родителей» наконец принес Эдуарду признание семьи.

Следующая попытка выставиться в Салоне вновь оказалась безуспешной. Полотно «Музыка в Тюильри» (1862) стало огромным групповым портретом, каких до Мане не писал никто. Эдуард изобразил на полотне не только себя, но и почти всю свою родню и друзей. Но удивление и отторжение жюри вызвало даже не это, а отсутствие предписанной классическим жанром тщательной проработки деталей. В такой манере в то время иллюстрировали журналы и газетные репортажи, и для живописи она считалась совершенно непригодной. Вблизи воспринять картину было очень сложно, общий вид открывался только на расстоянии.

К выставке 1863 года художник подготовил три картины: «Купание» (или «Завтрак на траве», 1863), «Молодая женщина в костюме эспада» (1862) и «Молодой человек в костюме махо» (1863). Но выставиться в Салоне ему не удалось. Впрочем, в тот год было отклонено почти три тысячи работ разных мастеров. Тогда-то и произошло чрезвычайно важное событие, определившее ход истории искусства. Возмущенные художники обратились за разрешением открыть одновременно с официальным Салоном альтернативную, как сказали бы сейчас, выставку, где могли бы демонстрироваться полотна художников, не принятые жюри.

«В природе нет никаких линий, только контрастные пятна цвета» (Э. Мане)

Салон отверженных

Разрешение на проведение неофициальной выставки художники получили от самого Наполеона III, и в мае 1863 года она открылась во Дворце промышленности. На ней были представлены десятки, сотни работ самых разных жанров и сюжетов. Мане задумывал «Завтрак на траве» как центр композиции из трех своих работ, а в итоге эта картина стала гвоздем программы всей выставки. Но такой ли славы ожидал живописец?

Каких только эпитетов не получила картина: «несъедобная» - с точки зрения критики, «опасная» - по мнению зрителей, «неприличная» - со слов Наполеона III... Она была не просто осуждена, а осмеяна! Вряд ли этого был достоин сюжет, позаимствованный из гравюры средневекового мастера Маркантони Раймонди, созданной по рисунку «Суд Париса» Рафаэля. Но вот художественные приемы Мане действительно шокировали тогдашнюю публику. Неубедительная, слабая перспектива, резкий, почти фотографический свет, незавершенность мазка, узнаваемость людей, с которых писалась работа (Викторина Меран - любимая модель Мане, его брат Гюстав и будущий шурин - скульптор Фердинанд Леенхофф), взгляд нагой натурщицы прямо в глаза зрителям - все это вызывало насмешки и отторжение.

Но целая плеяда молодых живописцев, среди которых были Моне, Писсарро и Сислей, открыто встала на сторону Эдуарда Мане, полностью одобрив его творческие искания. Художника поддержали и его друзья Шанфлери, Бодлер, а главное, Эмиль Золя, написавший о выставке обзорную статью, в которой смело, отстаивал художественный вкус Мане.

Еще более крупным скандалом сопровождалось появление на выставке 1865 года картины «Олимпия» (1863). И вновь - не обнаженная натура стала причиной осуждения и травли, а то, как она была изображена: «грязный» тон тела, вульгарность, «уродство» модели... Мэтры были готовы принять такую «Венеру», будь ее изображение классически прекрасным, но манеру Эдуарда Мане они категорически отвергли. И опять его поддержали только близкие друзья и группа импрессионистов.

Надо ли удивляться тому, что год спустя Мане сблизился с этой молодежью?

Чужой среди своих

В 1866 году импрессионисты регулярно собирались в кафе Гербуа квартала Бартиньоль. Моне, Писсарро, Дега, Сезанн, Ренуар - и Мане, которого в своем небольшом кружке они считали старшим. Правда, это старшинство распространялось только на жаркие баталии с представителями официально признанного искусства - здесь молодым художникам было далеко до красноречивого и имеющего уже немалый опыт борьбы с «академиками» Эдуарда. А вот при выездах на природу Мане становился их учеником. Постепенно его палитра светлела, приобретала легкость и большую воздушность. Однако Эдуард так и не принял технику неоформленного мазка и дивизионизма и к тому же не отказался от черного цвета. И что интересно, в окружении все более ярких и светлых тонов черный у Мане приобретал совершенно удивительную выразительность, достаточно взглянуть на портрет Берты Моризо его кисти (1872) или картину «Бал в опере» (1873).

Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер» (1881–1882)

Но, говоря откровенно, несмотря на всю свою скандальную известность, настоящего признания Эдуард Мане так и не получил даже от импрессионистов. Большинство современников полагали его главой целой школы, но Мане не был импрессионистом.

Знаменем, символом, наставником - да, но не создателем. И все же его роль в импрессионизме неоценима.

Точнее всего, пожалуй, о нем сказал Поль Сезанн: «Что делает Мане настоящим предвестником, этого, что он дал формулу простоты в эпоху, когда официальное искусство было напыщенным и соглашательским».

Самые скандальные картины Э. Мане:

Эдуард Мане «Любитель абсента» (1858-1859)

Эдуард Мане «Завтрак на траве» (1863)

Эдуард Мане «Олимпия» (1863)