Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое жанр в литературе, список и примеры. Описание и примеры отдельных жанров

Что такое жанр в литературе, список и примеры. Описание и примеры отдельных жанров

Жанр (от фр. genre - род) - исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями, «исторически сложившаяся совокупность поэтических элементов разного рода, не выводимых друг из друга, но ассоциирующихся друг с другом в результате долгого сосуществования» (М.Л.Гаспаров) . Понятие жанра подразумевает преемственность восприятия: читатель, обнаруживая в произведении те или иные особенности сюжета, места действия, поведения героев, относит его к какому-либо известному ему жанру, вспоминая прочитанное и узнавая в новом знакомое. Однако, помимо устойчивости и равенства себе, категория жанра обладает и прямо противоположной особенностью: она исторически подвижна, как и вся шкала художественных ценностей. Границы, отделяющие жанр от жанра, изменчивы, причем эпохи относительной устойчивости поэтических систем чередуются с эпохами деканонизации и формотворчества. Любой жанр может заимствовать специфические особенности других жанров и существенно менять свой строй и облик. Идентифицировать его в таком случае становится крайне затруднительно: один и тот же жанр может по разному восприниматься в разные эпохи, и последнее слово в споре о его природе принадлежит, по-видимому, литературной традиции.

Основные принципы жанровой классификации произведений

По традиции, восходящей к литературной теории классицизма, принято различать литературные роды и виды (собственно жанры). Литературный род, согласно этому взгляду, является обобщением группы жанров, а литературный вид - конкретным воплощением общеродового принципа.

В разработке классификации литературно-художественных изданий по жанровому признаку принимали участие М.М. Бахтин, Л.Ф. Ершов, С.А. Коваленко, А.И. Кузьмин, В.Н. Соболенко, Л.Н. Целкова, А.Я. Эсалнек и др.

Жанры могут разделяться по разным признакам:

1) по принадлежности к разным родам литературного творчества:

Эпический жанр;

Драматический жанр (трагедия, комедия);

Лирический жанр (ода, элегия, комедия).

Внутри родов различаются виды - устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами. Они дифференцируются в зависимости от организации речи в произведении - стихотворной или прозаической, от объема текста. Кроме того, основанием для выделения родовых форм в эпосе могут быть принципы сюжетосложения, в стихотворной лирике - твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме - то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театра и т.д.);

2) в рамках родов жанры разделяются по их ведущему эстетическому качеству:

Комический;

Трагический;

Элегический;

Сатирический;

Идиллический;

3) по объему и соответствующей структуре произведения:

Лирика - обычно небольшое по объему произведение;

Драма имеет определяемые сценическими условиями размеры;

Эпические произведения: большой объем - роман, средний - повесть и малый - новелла (рассказ).

Принципом жанровой классификации может быть содержание. Тогда классификация будет выглядеть так:

Историческое произведение;

Научно-фантастическое;

Произведение на военную тему;

Публицистическое;

Приключенческое и т.д.

Романы разделяются и по жанровой форме:

Роман-размышление;

Роман в письмах;

Кинороман;

Роман-исповедь и т.д.

В последнее время жанровая форма романа обогатилась следующими разновидностями:

Роман-эссе;

Мемуарный роман;

Роман-исследование;

Роман-спор.

Повесть стремится к четко очерченному предмету повествования, к созданию цельной образной системы. Её динамика строится на развитии темы, на постепенном раскрытии характера персонажа. По содержанию повести могут быть:

Романические;

Героические;

Мифологические;

Авантюрные;

Сатирические;

Фантастические;

Психологические.

Поэма - прародительница нынешней письменной литературы. Это наиболее древний литературный жанр. Жанр современной поэмы определяется двумя моментами: выбором темы и позицией повествования, связанной с оценочным моментом в изображении персонажей и событий. На протяжении всей истории письменности поэма является одним из ведущих жанров литературы.

Современная поэма многотипична по художественной структуре:

Сюжетно-повествовательная поэма, обращенная к конкретному событию;

Стихотворная драма с четко прочерченным сюжетом и композицией;

Монологическая поэма;

Поэма, складывающаяся из отдельных лирических стихотворений, объединенных единой художественной идеей и образом повествования.

Система жанров сатиры включает в себя:

Стихотворные жанры - басня, эпиграмма, пародия;

Драматические жанры - комедия, трагедия, фарс и т.д.;

Прозаические жанры - от фельетона, памфлета, рассказа до романа.

Внутри жанров могут быть подразделения, например, эпиграмма. Она может различаться по средствам и способам изображения:

Сатирическая;

Юмористическая;

Шутливо-развлекательная.

Деление может быть и тематического характера:

Литературная;

Бытовая;

Жанровые признаки, имеющие наиболее устойчивый, исторически повторим ы и характер, кладутся в основу литературоведческой классификации произведе­ний. В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения - басня, баллада, поэма, роман и т. д., - стихийно возникав­шие в литературе и обраставшие в процессе жанровой эволюции широким кругом ассоциаций. Отсюда возмож­ность несоответствий между литературоведчески­ми и писательскими, читательскими жанровыми обозначе­ниями произведений. Например, авторские обозначения «Мертвых душ» как поэмы или «Медного всадника» как петербургской повести, важные для уяснения замысла произведений и «реставрации» жанровых норм 1830 - 1840-х годов, плохо вписываются в современную жанровую классификацию; в ее рамках жанры этих произведений определяются иначе.

Важнейшим жанровым признаком произведений явля­ется его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры. Внутри родов различаются виды - устойчивые формальные, композиционно-стилистические структуры, которые целесообразно назвать родовыми формами (77, 209). Они дифференцируются в зависи­мости от организации речи в произведении - стихотворной или прозаической (в устном народном эпосе есть стихотворная форма - песня и прозаическая сказка; в литературном эпосе соответственно поэма и рассказ,


повесть), от объема текстов (эпическая песня, например былина, и эпопея - это малая и большая стихо­творные эпические формы; рассказ и повесть - малая и средняя прозаические формы). Кроме того, основанием для выделения родовых форм в эпосе могут быть прин­ципы сюжетосложения (так, новелла предпола­гает особое сюжетное построение), в стихотворной лири­ке - твердые строфические формы (сонет, рондо, триолет), в драме - то или иное отношение к театру (драма для чтения, для кукольного театра) и т. п. Во всех родах литературы произведения могут образовывать цикл (rp. kyklos - круг, колесо), подчи­ненный общему замыслу («Миргород» Гоголя, «Театр Клары Гасуль» Мериме, «Стихи о Прекрасной Даме» Блока). Все эти особенности имеют жанровое значение.

В драме, во многих лирических и некоторых эпических жанрах деление традиционно связано также с пафосом произведений. Например, трагедия пронизана трагическим пафосом, комедия - сатирическим или юмористическим, сатира - сатирическим, ода - героическим.

Наряду со всеми этими признаками жанров, обозначе­ния которых возникли давно и стали традиционными, для характеристики произведения важны также жанровые особенности содержания, заключающиеся в некоторых общих свойствах его проблематики. Изучение жанровой проблематики имеет свою научную традицию. Понятия, с нею связанные, разрабатывались Гегелем в «Эстетике», Ал-ром Н. Веселовским в «Исторической поэтике». В на­стоящее время жанровая проблематика привлекает прис­тальное внимание многих советских ученых (87, 76, 22). Ее исследование помогает уяснить историческую стадиаль­ность в развитии художественного содержания.

Еще на поздней ступени развития первобытнообщинно­го строя и далее в эпоху первоначального формирования государственной жизни сначала в устном народном твор­честве, а затем и в художественной литературе наибольшее значение имели произведения с национально-и с т о-рической (в большинстве случаев героической) проблематикой (см. гл. V). В таких произведениях интерес певцов и сказителей, а потом и писателей сосредоточивал­ся на событиях, которыми решалась историческая судьба народов и государств и для которых огромное значение имела деятельность отдельных выдающихся личностей, берущих на себя инициативу в осуществлении защиты тех или иных национальных интересов. Произведения с такой


проблематикой возникали и в последующие исторические эпохи, возникают они и в наше время.

Позднее, когда у разных народов уже сложился клас­сово-государственный строй, в литературе возникла новая, нравоописательная проблематика. Она заключа­лась в том, что писатели обращали преимущественное внимание на определенный гражданский или социально-бытовой уклад жизни общества, отдельных его слоев и выражали в своих произведениях его идейное отрицание или утверждение. Произведения с такой проблематикой создавались и в последующие эпохи, вплоть до нашего времени.

С разложением феодализма и началом формирования буржуазных отношений в литературе разных стран появи­лись произведения, получившие название романов и новелл. При различии масштаба сюжетов и объема текстов это - произведения романические по проблематике. Особенность такой проблематики (намеченной еще в про­заических произведениях античности) заключалась в том, что внимание писателей было направлено на жизнь и судьбу отдельной личности, на развитие ее характера в столкновении с окружающей средой. Произведения с такой проблематикой в дальнейшем получали все боль­шее значение.

Жанровая проблематика является в произведении одним из стилеобразующих факторов, обус­ловливающих, как будет показано ниже, некоторые особен­ности индивидуализации персонажей, их расстановку, ту или иную функцию и соответствующее построение сюжета, определенные стилистические тенденции.

Таким образом, произведения по общим особенностям своей проблематики могут быть отнесены в основном к одной из трех больших жанровых групп (хотя бывают произведения переходного характера, а так­же соединяющие в себе различные типы проблематики). В каждую группу входят произведения различных родов и родовых форм, а также различные по своему пафосу. В итоге общая жанровая классификация произведений оказывается перекрестной, или полицентри­ческой. Поскольку наиболее фундаментальными явля­ются родовые различия произведений, рассмотрим последовательно эпические, драматические, лирические и лиро-эпические жанры, выделяя в пределах каждого из родов другие - перекрестные - линии деления.


ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Вследствие широты и многогранности изображения характеров в эпических произведениях, по сравнению с драмой и лирикой, особенно отчетливо и ярко выступает их жанровая проблематика. Она раскрывается в самых разных родовых формах. Так, националь­но-историческими по своей проблематике могут быть и песня, и сказка, и рассказ, и повесть.

В классификации родовых форм в литературном эпосе очень важны различия в объеме текстов произведений. Наряду с малой (рассказ) и средней (повесть) прозаичес­кими формами выделяют большую эпическую форму, которую часто называют романом. Название это неточно, так как роман заключает в себе особое, романическое содержание, а в большой эпической форме может выра­зиться и национально-историческое («Тарас Бульба» Гоголя), и нравоописательное содержание («История одно­го города» Салтыкова-Щедрина). Объем текста произведе­ния в эпосе не возникает сам по себе, но определяется полнотой воссоздания характеров и конфликтов, а отсюда и масштабами сюжета. Так, в отличие от повести и большой эпической формы, рассказу не свойственна развернутая система персонажей, в нем нет сложной эволюции харак­теров и их подробной индивидуализации.

На ранней стадии развития эпоса в нем возникали национально-исторические жанры, в которых личность показана в ее активном участии в событиях национальной жизни. Эта связь особенно ярко обнаруживается в опреде­ленных исторических ситуациях - в национально-освобо­дительных войнах, революционных движениях, которые обычно и являются сюжетной основой таких произведений. В характерах главных героев подчеркнуты их действия и устремления, связанные с общеколлективными нацио­нальными интересами и идеалами.

Героическая народная песня принадле­жит к древнейшим жанрам этой группы (см. гл. II). Первоначально это была, по-видимому, «песнь о победах и поражениях» (Ал-р Н. Веселовский), создаваемая по свежим следам межплеменных войн, а затем постепенно складывалась устная традиция песенного повествования о наиболее значительных героях и событиях. Историческое предание в этом повествовании долгое время было тесно переплетено с мифологическими мотивировками событий. Главный герой в таких произведениях - лучший представи-


тель коллектива (Ахилл и Гектор в «Илиаде» Гомера, Зигфрид в «Песни о Нибелунгах»). Гиперболическое изображение физической мощи богатыря сочеталось с большим вниманием к его нравственным качествам. Героический эпос хорошо отражает историческое развитие патриотического чувства, достигающего особой осознанно­сти в период развитой государственности («Песнь о Ро­ланде»).

В тесной преемственной связи с литературными обра­ботками народных героических песен и эпопей, также получивших название поэм, возникла поэма как соб­ственно литературный жанр. Эта связь обнаруживается и в выборе сюжетов (обычно рассказывается о важном историческом событии), и в принципах гиперболического изображения могущества героя, и в объективном тоне повествования. Однако многие героические литературные поэмы уступают народному эпосу в свежести и непосред­ственности мировосприятия («Энеида» Вергилия),а поэмы классицизма откровенно подражательны («Франсиада» П. Ронсара, «Генриада» Вольтера, «Россиада» М. Хе­раскова).

Гораздо значительнее в идейном отношении оказались поэмы, в которых национально-историческая проблематика раскрывалась в новых аспектах, обусловленных револю­ционными ситуациями в жизни общества. Так, в поэмах К. Рылеева «Войнаровский», «Наливайко» утверждается новый тип героя-борца, для которого независимость отечества неотделима от мечты о свободе и социальной справедливости.

В литературной прозе национально-историческая про­блематика раскрывалась прежде всего в повестях, отражавших реальные исторические события; таковы в древнерусской литературе «Слово о полку Игореве» (некоторые исследователи, исходя из ритмичности речи «Слова», называют его поэмой), «Повесть о разорении Рязани Батыем». В новой литературе в героической повес­ти появляется вымышленный герой («Тарас Бульба» Гоголя, «Железный поток» Серафимовича).

Жанры национально-исторического эпоса успешно развиваются в литературе социалистического реализма. Новое качество героизма революционной борьбы, защиты социалистического Отечества ярко раскрыты в таких поэмах, как «Владимир Ильич Ленин» Маяковского, «Василий Теркин» Твардовского, а также в повестях («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Непокоренные» Горба-


това) и рассказах («Сорок первый» Лавренева, «Судьба человека» Шолохова). Воспевая героические подвиги современников, писатели отказываются от наив­ного в наше время гиперболического стиля. Герой поэмы «Василий Теркин» - рядовой боец; ничем, кроме особой выдержки и находчивости, не отличается он от своих товарищей, но именно поэтому воспринимается читателем как глубоко типическое лицо, как олицетворение мужества всего народа.

Если в национально-исторических жанрах общество в лице героев показано в развитии, в борьбе за осущест­вление общенациональных задач, то в нравоописательных жанрах, которые появились позднее, изображается отно­сительно устойчивое состояние всего общества или какой-то отдельной социальной среды. И это состоя­ние всегда как-то оценивается автором: нравоописательные произведения пронизаны пафосом идейного ут­верждения или отрицания.

Характеры в нравоописании подчеркнуто «репрезента­тивны», его герои - представители своей социальной среды, воплощение ее недостатков или достоинств. Поэтому и сюжеты произведений обычно не строятся на развитии какого-то принципиального идейного конфликта между героями и средой: эти конфликты часто случайны и созда­ны для того, чтобы лучше и ярче показать сущность гражданского или бытового состояния среды. Так, в «По­вести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя два главных героя. Их образ жизни раскрывает внутреннюю ничтожность жизни мирго­родских обывателей, а через них и многочисленных низо­вых слоев дворянства. Между Иваном Ивановичем и Ива­ном Никифоровичем нет существенных различий; их разные наружность, привычки, манеры речи только подчеркивают внутреннюю близость. И остальные персонажи, роль кото­рых в сюжете второстепенна (судья, городничий), похожи на двух главных героев. А происшествия, описанные в повести, - все подробности ссоры бывших друзей - не изменяют, не развивают характеры,- но раскрывают их истинную основу. Воспетая рассказчиком в начале повести дружба героев оказывается комичной иллюзией.

Нравоописательные эпические жанры возникают еще в фольклоре. В сатирических бытовых сказ­ка х, в лиро-эпическом жанре басни уже оформился принцип нравоописательной типизации; в персонаже подчеркнуты какие-то устойчивые нравственные качества.


В античной литературе одним из ранних нравоописа­тельных произведений была поэма Гесиода «Труды и дни». Гесиод - поэт крестьянского труда, и цель его поэмы - обличить дурные нравы современности, научить крестьянина быть счастливым, не тягаясь с «соколами» (под которыми разумеются аристократы). Продолжателем Гесиода в римской литературе был Вергилий, создавший поэму «Георгики». В античной литературе возникает также и нравоописательный жанр идиллии (гр. eidyllion - картинка, вид). В стихотворных идиллиях Феокрита утверждалась прелесть патриархальной пастушеской жиз­ни на лоне природы. Эти идиллии часто выражают сентимен­тальное восприятие жизни, не изменяющее автору и тогда, когда речь идет о любовной тоске, неудаче или даже смерти героя («Тирсис или песня»). Сходным пафосом пронизаны и прозаические античные идиллии («Дафнис и Хлоя» Лонга).

В средневековой и ренессансной литературе получили большое распространение нравоописательные сатири­ческие жанры. В них часто в развитых сюжетах изобра­жались и высмеивались различные нравственные пороки старого феодального общества. Таковы, например, сати­рические поэмы («Корабль дураков» С. Бранта), вос­создающие галерею комических типов (скрягу, невежду, брюзгу и т. д.), или прозаические сатиры («Похвала Глупости» Эразма Роттердамского). В ренессансной и просветительской литературе оформляется намечавший­ся ранее художественно-публицистический жанр утопии (гр. ои - не и topos - место, буквально: место, которого нет). В утопиях изображалось вымышленное идеальное, по представлениям авторов, общество, свободное от недос­татков («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанел-лы). Очень часто просветительская нравоописательная проза представляет собой сочетание утопии и сатиры («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта). И в литературе XIX-XX вв. широко представлены утопия, сатира, идил­лия, часто взаимодействующие в системе одного произведе­ния («Борьба миров» Г. Уэллса, «Туманность Андромеды» И. Ефремова, «451° по Фаренгейту» Р. Бредбери).

Обусловленность характера обстоятельствами, «выведе­ние» самой нравственности из социальных условий - эти достижения критического реализма XIX в. придали новое качество нравоописательной проблематике. В русской классической литературе эта проблематика объединяет многие эпические жанры. Часто им свойственна свободная,


«панорамная» композиция. Так, в основе композиции поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - сказоч­ное путешествие мужиков, которые встречают на своем пути попа, помещика, крестьян и т. д., выслушивают множество историй-исповедей. В результате перед читате­лем встает развернутая и сложная картина крестьянско-помещичьей пореформенной Руси. Сходны принципы сюжетосложения и в прозаических произведениях, в которых преобладает нравоописательная проблематика, - «Мертвых душах» Гоголя, в сатирических «сборниках» и «обозрениях» Салтыкова-Щедрина. И советские прозаики и поэты создают нравоописательные повести («Двенад­цать стульев» Ильфа и Петрова, «Прощание с Матёрой» В. Распутина), рассказы («За тремя волоками» В. Бе­лова), поэмы («Страна Муравия» Твардовского).

В отличие от нравоописательных произведений в рома­нических жанрах изображение социальной среды, того или иного состояния общества является лишь фоном, на котором раскрывается главное для автора - развитие характера отдельной личности в ее отношениях со средой. Характеры здесь изображаются в их внешнем или внут­реннем становлении, развитии. Поэтому и сю­жеты обычно подчинены развитию конфликтов между героями, они мотивируют внутреннее изменение харак­теров.

Романтическая жанровая проблематика отдаленно на­мечена еще в народной волшебной сказке, по­вествующей о судьбе одного человека, отбившегося от пле­мени и достигшего личных целей с помощью различных чудесных сил. В литературном эпосе романическая проблематика объединяет целую группу жанров, ведущим из которых является роман - значительный по мас­штабам сюжета, преимущественно прозаический жанр. Само слово «роман» обозначало первоначально в средне­вековой Европе повествовательные произведения на ро­манских (не латинском) языках; ретроспективно рома­нами стали называться и некоторые повествовательные произведения античной художественной прозы.

В истории европейского романа можно выделить ряд исторически сложившихся типов, последовательно сме­нявших друг друга. Возникший в эллинистическую эпоху античный роман («Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия, «Эфиопика» Гелиодора и др.) своим вымышленным любовно-приключенческим сюжетом отличался от эпоса, опирающегося на мифологию и исторические предания.


Такой роман был построен по определенной схеме: не­ожиданная разлука влюбленных, их разнообразные зло­ключения и счастливое соединение в конце произведения.

Сочетание любовного и приключенческого элементов характерно и для рыцарского романа, популярного в средневековой Европе (романы артуровского цикла, об Амадисе Галльском, о Тристане и Изольде). Рыцарь изо­бражался идеальным влюбленным, готовым на любые ис­пытания ради дамы сердца. В «Тристане и Изольде» тема любви получила глубокое гуманистическое звучание: герои романа невольно вступают в конфликт с нормами своей среды, их любовь поэтизируется, она оказывается «силь­нее смерти».

Хотя роман имеет давнюю историю, его подлинный расцвет начинается за пределами средневековья. Романи­ческая проблематика приобретает в эпоху Возрождения новое качество. Развитие буржуазных отношений и распа­дение феодальных связей было мощным стимулом роста личного самосознания, личной инициативы, и все это не могло не отразиться на судьбах романа и родственных ему жанров. Появляется новелла (итал. novella - но­вость) - тип романического рассказа, который часто рассматривают как форму, подготовляющую роман («Де­камерон» Дж. Боккаччо).

В XVI-XVIII вв. оформляется плутовской ро­ман («Жизнь Ласарильо с Тормеса», «История Жиль Бла-за из Сантильяны» А.-Р. Лесажа). Его тема - восхожде­ние инициативного человека из низших сословий по соци­альной лестнице. Плутовской роман широко осваивает стихию частной жизни и интересен конкретным воссозда­нием обычных житейских ситуаций. Его сюжет состоит из цепочки эпизодов, связанных судьбой главного героя; таким образом в рамках романа создается вместе с тем и нравоописательная панорама. Событийное начало пре­обладает в плутовском романе над психологическим, внеш­няя подвижность героя - над внутренним развитием ха­рактера.

В XVIII в. складывается такая важная черта романа, как изображение характера во внутреннем раз­витии и связанный с ним психологизм («Исто­рия кавалера де Грие и Манон Леско» А.-Ф. Прево, «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Кларисса» С. Ричард­сона). Его сюжет имеет более концентрическое, четкое строение, так как подчинен развитию характера в едином конфликте.


Начиная с XVIII в. роман становится одним из веду­щих литературных жанров. В эпоху реализма роман обре­тает и наибольшее сюжетное разнообразие, освобождаясь от традиционных схем и осваивая новые, подсказанные жизнью сюжеты. При этом многие романы объединяет глубокое проблемное сходство. Гегель считал типичным для современного ему романа конфликт «между поэзией сердца и противостоящей прозой отношений, а также случайностью внешних обстоятельств» (42, 14, 273). Конфликт личности с окружающей средой выявлял разлад между стремлениями личности к идеалу и невозмож­ностью его достижения. Сходство конфликта объединяет такие разные произведения, как «Страдания юного Вер-тера» Гёте, «Утраченные иллюзии» Бальзака, «Мадам Бо-вари» Флобера, «Домби и сын» Диккенса, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Накануне» Тургенева, «Анна Каре­нина» Л. Толстого, «Преступление и наказание» Достоев­ского, «Очарованная душа» Роллана.

В декандентском романе XX в. подобный конфликт отличается безысходностью и часто приобретает глубоко пессимистическую интерпретацию. Так, в романах Ф. Каф­ки «Замок», «Процесс» сама личность оказывается духов­но бесплодной и неспособной к борьбе.

С изменением общественных условий этот устойчивый романный конфликт теряет свою актуальность. В романе социалистического реализма герой не противостоит обще­ству, но по-своему участвует в его жизни («Цемент» Ф. Гладкова, «Соть» Л. Леонова, «Дорогой мой человек» Ю. Германа, «Иду на грозу» Д. Гранина, «Выбор» Ю. Бон­дарева). Определяет романическую проблематику, таким образом, не тот или иной конфликт сам по себе, но типи­зация характера как развивающейся личности в своеобра­зии ее внутреннего мира и судьбы.

От романа отличается романическая повесть, обыч­но имеющая меньшие масштабы сюжета и более простую его организацию. К специфическим особенностям повести часто относятся преобладание хроникального начала в сюжете, а также ощутимость голоса повествователя. Эти особенности ярко проявились в таких романических по­вестях, как «Дубровский» Пушкина, «Казаки» Л. Толстого, «Детство», «В людях», «Мои университеты» Горького, «Джамиля» Ч. Айтматова, «Другая жизнь» Ю. Трифо­нова.

В романической поэме, по сравнению с прозаиче­ским романом, эпичность чаще сочетается с лирической


медитацией автора. Искусство такого повествования берет свое начало от ренессансных поэм «Неистовый Ро­ланд» Л. Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо, по основному сюжету напоминающих героические, но по­вествующих прежде всего о любовных приключениях. Расцвет романической поэмы наступает в эпоху роман­тизма. Создается тип «байронической» поэмы (поэмы са­мого Байрона, южные поэмы Пушкина, Лермонтова) с центральным конфликтом между героем и неудовлетво­ряющим его обществом, от которого герой тщетно ищет спасения в экзотике патриархальной жизни. Реалистиче­ская поэма, замечательные образцы которой - «Дон-Жу­ан» Байрона и «Евгений Онегин» Пушкина, унаследовала от романтической поэмы принцип эпического повествова­ния, пронизанного лиризмом.

Свои особенности построения имеет малая эпическая форма - рассказ. Емкость детали и глубина подтекста как принципиальные качества малой эпической формы были осознаны в истории литературы сравнительно поздно. Небольшая по размеру повесть, каких было много в сре­дневековье, еще не была собственно рассказом, так как в ней преобладала событийно насыщенная «атмосфера». Интенсивно развивается малая эпическая форма в литера­туре Возрождения (Дж. Боккаччо). Но особенно ярко воз­можности рассказа раскрываются в литературе XIX- XX вв., в творчестве Пушкина, Мериме, Мопассана, Чехова, О’Генри, Хемингуэя, Паустовского, Шукшина и др.

Жанровая проблематика в рассказе может быть раз­личной, что часто обусловливает те или иные принципы сюжетосложения. Выделяют, в зависимости от организа­ции сюжета, разновидности рассказа. Рассказ с динамич­ным сюжетом, неожиданными, острыми сюжетными пово­ротами и развязкой обычно называют новеллой. Такое узкое понимание новеллы (наряду с широким: но­велла как синоним рассказа) имеет свою давнюю тради­цию. Гёте определял новеллу как «одно необычайное про­исшествие». Элемент необычайности, неожиданности, зани­мательности, присутствующий в сюжете новеллы, подчер­кивали многие теоретики.

Образцом новеллистического сюжета часто считают де­вятую новеллу пятого дня в «Декамероне» Боккаччо. В этой новелле бедный влюбленный рыцарь подает на стол единственное свое достояние - охотничьего сокола, что­бы угостить им даму своего сердца, пришедшую к нему с просьбой подарить ей этого сокола для больного сына.


Здесь неожиданный поворот сюжета представляет в новом свете личность рыцаря и его любовь. Связь новеллисти­ческого сюжета с проблематикой романического типа очень устойчива: острые повороты сюжета как бы мотиви­руют развитие характеров. Мастером такой романической новеллы был Пушкин («Повести покойного Ивана Петро­вича Белкина»).

Наряду с рассказом-новеллой можно выделить очерк - описательно-повествовательный рассказ, имею­щий обычно нравоописательную проблематику. Сюжет в очерке играет меньшую роль, чем диалог, описание обста­новки, авторское отступление и пр. Об очерке как жанре в литературоведении ведутся споры. Многие исследователи считают документальность его обязательным признаком. Однако опыт русской литературы XIX в. (очерки Тургенева, Салтыкова-Щедрина и др.) показывает, что очерк может и не опираться на происшествия реальной жизни, что доку­ментальность в нем не обязательна. Жанровая специфика очерка более четко обнаруживается в его композиции, по преимуществу описательной и гораздо более свободной, чем в новелле и романической повести. Часто очерки объединяются в циклы, и в этом случае единство цикла возникает не столько из их тематической близости, сколь­ко из единства проблемы. Так, в «Записках охотника» Тургенева различные по сюжетам и персонажам очерки близки по проблематике, и все вместе они производят еди­ное, сильное впечатление.

В литературе очерк получает теоретическое признание в 40-х годах XIX в., когда он оформляется как типично нравоописательный жанр, получивший название «физио­логии». Писатели русской «натуральной школы» решали в физиологическом очерке задачи демократизации литера­туры, пристального художественно-публицистического изу­чения «толпы». Таковы «Петербургские углы» Н. Некра­сова, «Петербургские шарманщики» Д. Григоровича, «Уральский казак» В. Даля. Нового взлета нравоописатель­ный очерк достигает в русской литературе (1860- 1870-е го­ды) в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Г. Успенского, В. Слепцова, А. Левитова и др. В советской литературе успешно развивается очерк в творчестве В. Овечкина, Е. До-роша, Г. Троепольского и др.


ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Драматические произведения с характерной для них краткостью времени исполнения на сцене и вытекающими отсюда единством и концентрированностью конфликта создают благоприятную почву для выражения определен­ных разновидностей пафоса в действиях и переживаниях персонажей. Поэтому деление драмы на жанры связано с пафосом пьесы: трагическим в трагедии, юмористиче­ским, сатирическим в комедии, драматическим в жанре драмы. (Слово «драма» традиционно используется для обозначения и литературного рода и жанра.) Однако па­фос является не исходной, но как бы производной сто­роной идейного содержания произведения, так как он вы­текает из сущности порождающего его конфликта. Поэтому начинать анализ драматических жанров следует с вопроса о различной природе конфликта в трагедии, драме, комедии.

Дополнительным содержательным критерием деления в драме (как и в эпосе) являются особенности жанро­вой проблематики - национально-исторической, нравоописательной, романической. Например, понятие на­ционально-исторической или романической трагедии дает более конкретное представление об общем содержатель­ном свойстве произведения по сравнению с понятием трагедии вообще.

Родовые формы в драме различают по таким признакам, как стихотворная или прозаическая речь пье­сы, объем текста. Обычно объем произведения соотнесен с временем его сценического представления, но возможны пьесы малой формы (маленькие трагедии Пушкина). Кроме того, то или иное отношение драмы к театру может дать дополнительные жанровые признаки. Так, наряду с пьесами, могущими стать основой спектакля, существуют драмы для чтения, которые трудно или невозможно по­ставить на сцене. При определении жанра пьесы надо учи­тывать и ее связь с некоторыми традиционными видами сценического искусства (кукольным театром, театром ма­сок и т. п.).

Трагический пафос может возникать в содержании произведений всех родов (см. гл. V). Трагедия - это дра­матическое произведение. В трагедии конфликт между личными стремлениями и сверхличными «законами» жизни происходит в сознании главного героя (героев) и весь сюжет пьесы создается для развития и разрешения этого


конфликта. Герой трагедии находится, таким образом, в состоянии конфликта не только с другими персонажами - он борется прежде всего с самим собой, испытывая глу­бокие страдания. Трагедия заканчивается обычно гибелью героя, хотя, как писал Белинский, «сущность трагического не в кровавой развязке» (24, 446). Его сущность в самом конфликте. Бывают же трагедии, где главные герои не гибнут («Пир во время чумы» Пушкина, «Царь Федор Ио-аннович» А. К. Толстого).

О страдании ка"к необходимой стороне трагического содержания много писали со времен Аристотеля, по-раз­ному интерпретируя его загадочные слова о том, что траге­дия имеет целью «путем сострадания и страха произвести очищение подобных аффектов» (20,56). «Очищение аффек­тов» («катарсис»), по-видимому, значит, что зритель может осознать не только печальную, но и возвышенную сторону трагедии. Изображая человека, способного на глубокое страдание в своем противоречивом стремлении к цели, трагедия тем самым раскрывает значительность, а очень часто и достоинство его характера. Способность трагическо­го героя быть доступным высоким, сверхличным побужде­ниям подчеркивалась всеми теоретиками трагедии (Гегелем, Шиллером, Белинским).

Долгое время нравственная сила страдания трагиче­ского героя связывалась с «высотой» его положения. Геро­ями трагедии от античности до романтизма были или ми­фические персонажи, или цари, аристократы. Эпоха реа­лизма дала трагедию с демократическим героем («Гроза» А.Островского или «Росмерсхольм» Г.Ибсена).

По своей жанровой проблематике трагедия может быть различной. Так, трагедии Эсхила и Софокла по преимуще­ству нравоописательны: персонажи в них высту­пают как носители определенных нравственно-гражданских норм, отражают столкновение старых и новых, более чело­вечных, норм морали. Другие трагедии раскрывают про­блематику национально-исторических конф­ликтов: таковы «Персы» Эсхила, «Макбет» Шекспира и его «Хроники», «Гофолия» Расина, «Борис Годунов» Пушкина. Есть и трагедии с романической проблематикой. Таковы «Ипполит» Еврипида, «Ромео и Джульетта» Шекс­пира, «Гроза» А. Островского.

Истоки трагедии уводят в античный фольклор, тогда песни-дифирамбы исполнялись во время обрядовых пред­ставлений гибели и воскресения Диониса. В V в. до н. э. в творчестве Эсхила, Софокла, Еврипида трагедия стано-


вится драматическим произведением с сюжетами из чело­веческой жизни, но та большая роль, которая отводится в трагедии хору, указывает на ее связь с обрядом. Музой трагедии у греков была Мельпомена. Постепенно основой спектакля становится игра актеров: еще в VI в. до н. э. Фриних вывел на сцену одного актера, Эсхил присоединил второго, Софокл - третьего, а у Еврипида пение хора уже воспринимается как лирический аккомпанемент дей­ствию.

Новый расцвет трагедии связан с английским Возрож­дением, особенно с творчеством В. Шекспира. Раскрывая трагические конфликты, Шекспир в то же время не чужда­ется комического («фальстафовский» фон в «Генрихе IV» и «Генрихе V»). Трагедии Шекспира отличает также сво­бода композиции и речевой организации.

Трагедии французского классицизма - П. Корнеля и Ж. Расина - в отличие от шекспировской написаны по строгим «правилам»: в пяти актах, с соблюдением единства действия, времени и места, александрийским стихом. На сцене запрещались «кровавые» поединки, убийства (как писал Буало: «Но то, что стерпит слух, порой не стерпит глаз (34, 78); о них сообщали не участвующие в действии «вестники». В литературе Просвещения еще поддержива­лись формальные традиции трагедии классицизма. Воспи­танный на творчестве Корнеля и Расина, Вольтер не при­нимал «дикаря» Шекспира, хотя и восхищался его глуби­ной. Романтизм освободил трагедию от сковывающих ее «правил».

В России классицистическая трагедия XVIII в. А. Су­марокова, Я. Княжнина, В. Озерова, написанная по стро­гим правилам, александрийским стихом, была коренным образом преобразована А. Пушкиным. Свободная компози­ция «Бориса Годунова», полифонизм речевой структуры соответствуют глубокому реализму трагедии. В этих же традициях написаны А. К. Толстым трагедийная трилогия «Смерть царя Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис», ряд исторических хроник А. Н. Остров­ского.

Начиная со второй половины XVIII в. трагедия посте­пенно уступает ведущее место жанру драмы. В современ­ном драматическом репертуаре трагедия сравнительно редкое явление.

Из всех драматических жанров драма - самый разно­образный по тематике, отличающийся большой широтой изображаемых жизненных конфликтов.


Основное отличие драмы от трагедии - в сущности того конфликта, на котором она строится. Если трагиче­ский пафос вытекает из непреодолимого противоречия в д у ш е героя, то пафос драматизма, которым пронизана драма, порождает столкновения персонажей с такими си­лами жизни, которые противостоят им извне (см. гл. V). Однако конфликт в драме может быть также очень серьезным и острым и может приводить к страданиям, а иногда и к гибели героя (героев).

Сопоставим с этой точки зрения трагедию А. Остров­ского «Гроза» и его драму «Бесприданница». Идейный конфликт обеих пьес сходен, в общем плане его можно определить как несовместимость духовного богатства, искренности главных героинь и «жестоких нравов» (в «Гро­зе» - это домостроевский уклад жизни, в «Бесприданни­це» - власть денег). Есть в этих пьесах и сюжетное сходство: обе героини, мечтающие - каждая по-своему - о какой-то иной, лучшей жизни (в этой мечте выразился протест против унижения их личности), вступают на опас­ный путь «преступной» любви и попадают в очень трудное положение. Но идейным центром «Грозы» является внут­ренняя безысходность положения Катерины, трагические переживания измученной совести, обрекающие ее на само­убийство. В «Бесприданнице» же переживания Ларисы связаны прежде всего с ее внешним столкновением с дру­гими персонажами, и смерть Ларисы в финале от выстре­ла Карандышева - это как бы последний аккорд, завер­шающий уже определившуюся реалистическую развязку драматического внешнего конфликта: богатство и обман побеждают бедность и душевную чистоту.

Таким образом, внутренний мир героя драмы, при всей его возможной напряженности, противоречивости и т. д., все же не заключает того состояния неразрешимой внутренней борьбы, которое свойственно трагическому герою. Гибель героя в драме в этом отношении неравнознач­на смерти трагического героя.

Конфликты в драме, так же как и в трагедии, могут быть и национально-историческими («Ове­чий источник» Лопе де Беги, «Воевода» А. Островского, «Враги» Горького, «Любовь Яровая» Тренева), и социаль­но-бытовыми, романическими («Венецианский ку­пец» Шекспира, «Баязет» Расина, «Маскарад» Лермонтова, «Иванов» Чехова, «Васса Железнова» Горького, «Волк» Леонова). Драмы с социально-бытовыми конфликтами за-


ключают в себе, подобно романам, развитие характера героя в его столкновении со средой.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

    Понятие о жанре литературного произведения. Функции и структура (теоретическая модель жанра). Статическое и динамическое в жанре. Жанровообразующие признаки. Типология жанров (универсальные – локальные, канонические – неканонические и др.).

Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес­ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме – проблема клас­сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков.

Жанры литературные виды, на которые делятся три рода лит-ры. Жанр дает представление о прозведени и определяется через комплекс признаков, постоянно меняющихся. Например, один из признаков трагедии – «ужасающий» финал.

Внутри каждого рода литературы складываются свои жанры.

Жанр - определенный тип произведений, имеющих общую структуру, общие содержательные и формальные признаки. Не смотря на то, что у каждого жанра своя устойчивая структура, жанр - категория, исторически меняющаяся. У каждого жанра есть исторические разновидности. По этому жанры очень сложно подвергнуть классификации.

Жанрообразующие признаки:

Пространственно-временная организация

Субъектная организация

Речевая организация, ассоциативный фон.

Этим признакам соответствуют 3 жанровых плана :

План формы

План восприятия.

Все жанры делятся на универсальные и локальные:

Универсальные - жанры, которые, появившись в лит-ре, продолжают функционировать и по сей день

Локальные - функционирующие только в определенный исторический период.

Жанры бывают канонические и неканонические :

Канонические: нормы и правила, обязательные для автора, создаются по образцу, имеют определенные границы, имеют определенную форму бытования.

Неканонические – свободны от этого

Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи­тель творческой памяти в процессе литературного разви­тия». Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»);«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде­ленное жанровое ожидание.

Поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: напр., «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла­ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось.

Романтизм выдвинул в противо­вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас­сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман­тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от нормативности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово­го регламента стало возможным лишь с развитием реализ­ма, оно было связано с преодолением субъективной одно­сторонности в самом творчестве. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро­вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

В качестве литературоведческих терминов в основном используются традиционные жанровые обозначения - басня, баллада, поэма, роман и т. д..

Важнейшим жанровым признаком произведений явля­ется его принадлежность к тому или иному литературному роду: выделяются эпические, драматические, лирические, лиро-эпические жанры.

Реализм (от позднелат. reаlis — вещественный, действительный) — художественное направление в искусстве и литературе, которое утверждается в первой трети XIX века. У истоков реализма в России стояли И. А. Крылов, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин (в западной литературе реализм возникает несколько позднее, первыми его представителями были Стендаль и О. де Бальзак).

Черты реализма. Принцип жизненной правды, которым руководствуется художник-реалист в своем творчестве, стремясь дать наиболее полное отражение жизни в ее типических свойствах. Верность изображения действительности, воспроизводимой в формах самой жизни, — основной критерий художественности.

Социальный анализ, историзм мышления. Именно реализм объясняет явления жизни, устанавливает их причины и следствия на социально-исторической почве. Иначе говоря, реализм немыслим без историзма, который предполагает понимание данного явления в его обусловленности, в развитии и связи с другими явлениями.

Историзм — основа мировоззрения и художественного метода писателя-реалиста, своего рода ключ к познанию действительности, позволяющий соединить прошлое, настоящее и будущее. В прошлом художник ищет ответы на актуальные вопросы современности, а современность осмысливает как результат предшествующего исторического развития.

Критическое изображение жизни. Писатели глубоко и правдиво показывают отрицательные явления действительности, сосредоточиваются на обличении существующих порядков. Но при этом реализм не лишен жизнеутверждающего пафоса, ибо в основе его лежат положительные идеалы — патриотизм, сочувствие народным массам, поиски положительного героя в жизни, вера в неисчерпаемые возможности человека, мечта о светлом будущем России (например, «Мертвые души»).

Вот почему в современном литературоведении вместо понятия «критический реализм», которое впервые было введено Н. Г. Чернышевским, чаще всего говорят о «классическом реализме». Типические характеры в типических обстоятельствах, то есть характеры изображались в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, сформировала в определенных социально-исторических условиях.

Взаимоотношения личности и общества — ведущая проблема, которую ставит реалистическая литература. Для реализма важна драма этих взаимоотношений. Как правило, в центре внимания реалистических произведений оказываются личности незаурядные, неудовлетворенные жизнью, «выламывающиеся» из своего окружения, люди, способные встать выше общества и бросить ему вызов. Их поведение и поступки становятся для писателей-реалистов предметом пристального внимания и исследования.

Многогранность характеров персонажей: их действия, поступки, речь, образ жизни и внутренний мир, «диалектика души», которая раскрывается в психологических подробностях ее эмоциональных переживаний. Тем самым реализм расширяет возможности писателей в творческом освоении мира, в создании противоречивой и сложной структуры личности в результате тончайшего проникновения в глубины человеческой психики.

Выразительность, яркость, образность, точность русского литературного языка, обогащенного элементами живой, разговорной речи, которые писатели-реалисты черпают из общенародного русского языка.

Разнообразие жанров (эпических, лирических, драматических, лироэпических, сатирических), в которых находит выражение все богатство содержания реалистической литературы.

Отражение реальной действительности не исключает вымысел и фантастику (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобылин), хотя эти художественные средства не определяют основную тональность произведения.

Типология русского реализма. Вопрос о типологии реализма связан с раскрытием известных закономерностей, определяющих доминанту тех или иных типов реализма и их смену.

Во многих литературоведческих работах присутствуют попытки установить типовые разновидности (течения) реализма: ренессансный, просветительский (или дидактический), романтический, социологический, критический, натуралистический, революционно-демократический, социалистический, типический, эмпирический, синкретичный, философско-психологический, интеллектуальный, спиралевидный, универсальный, монументальный...

Поскольку все эти термины довольно условные (терминологическая неурядица) и между ними нет четких границ, предлагаем использовать понятие «этапы развития реализма».

Проследим эти этапы, каждый из которых складывается в условиях своего времени и художественно оправдан в своей неповторимости. Сложность проблемы типологии реализма в том, что типологически своеобразные разновидности реализма не просто сменяют друг друга, но и сосуществуют, развиваются одновременно.

Следовательно, понятие «этап» отнюдь не означает, что в тех же хронологических рамках не может быть другого рода течения, более раннего или более позднего. Вот почему необходимо соотносить творчество того или иного писателя-реалиста с творчеством других художников-реалистов, выявляя при этом индивидуальное своеобразие каждого из них, обнаруживая близость между группами писателей.

Введение в литературоведение (Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.) / Под ред. Л.М. Крупчанова. — М, 2005 г.

(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
  1. Центральное место отводится символу*
  2. Преобладает стремление к высшему идеалу
  3. Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
  4. Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
  5. Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
  • Акмеизм

    (От греческого «акме» - острие, высшая точка). Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
    1. Ориентация на классическую поэзию XIX века
    2. Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
    3. Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
    4. В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
    5. регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
  • Футуризм

    Футуризм – от лат. futurum , будущее. Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов - прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
    1. Бунтарство, анархичность мировоззрения
    2. Отрицание культурных традиций
    3. Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
    4. Активное словотворчество
  • Имажинизм

    От лат. imagо - образ Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
  •