Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Архитектоника в архитектуре. Архитектоника в литературе: что это такое, примеры

Архитектоника в архитектуре. Архитектоника в литературе: что это такое, примеры

Понятие архитектоники широко применяется в различных видах искусства. Так, напри­мер, в литературе и в музыке этим термином обозначают построение произведения как еди­ного целого, взаимосвязь составляющих его частей и элементов, определяемых идеей произ­ведения. В том же значении употребляется термин «композиция» в применении не только к произведению в целом, как архитектоника, но и к отдельным его элементам: композиция об­раза, сюжета и т.д. Архитектоника включает соотношение частей произведения, расположе­ние и взаимную связь его компонентов, образующих художественное единство. В понятие архитектоники входит как внешняя структура произведения, так и деление его на части, та или иная последовательность, группировка элементов. Приемы архитектоники составляют один из существенных элементов стиля и вместе с ним являются социально обусловленны­ми. В пределах одного стиля приемы архитектоники изменяются в зависимости от художест­венного жанра; каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции. Понятием «композиция» в искусствоведении, в живописи и архи­тектуре обозначается соединение отдельных частей произведения в художественное целое.

Условие существования современных художественных произведений - чувственно воспри­нимаемый облик, наличие мггсериально-конструктивных признаков и особенностей средств вы­ражения композиции. Отсюда вытекает деление искусств на три большие группы: пространст­венные, временные и пространственно-временные. Границы данных классификационных при­знаков достаточно условны и могут изменяться с появлением новых видов искусства.

Пространственные искусства осваивают мир и передают его в материально-образной форме, они являются пластическими, то есть воспринимаемыми зрением, осязанием, напри­мер скульптура, прикладное искусство. В классе пространственных искусств изобразитель­ный строй художественного языка свойственен живописи, скульптуре, графике, фотоискус­ству, воспроизводящим с различной мерой достоверности существующую и визуально вос­принимаемую действительность. Изображение объектов в произведениях искусства может быть объемным, трехмерным (скульптура) или плоскостным, двухмерным (живопись, гра­фика, фотоискусство). Неизобразительный строй свойственен архитектуре, прикладному ис­кусству, промышленному искусству, где зрительно-пространственные формы не предпола­гают аналогий в реальной действительности [Пармон, 1995]. Группа неизобразительных ис­кусств относится к архитектоническим искусствам. Этот термин выявляет формообразую­щий принцип, структуру художественного языка, при помощи которого строится художест­венный образ, а также подчеркивает родство прикладных искусств и дизайна с архитектурой -ведущей в этой группе. В группе архитектонических искусств наблюдается самое широкое раз­нообразие используемых материалов, и сфера деятельности творчества расширяется благодаря техническому прогрессу. Крупные открытия и научно-технические достижения находят отраже­ние в новых художественных формах и новых технологиях формообразования.



Интересную систему искусств разработал Булат Махмудович Галеев (1940 г.р.), руково­дитель НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» при Академии наук Татарстана и Тех-


ническом университете им. А.Н. Туполева. Картину современного искусства, особенно его экспериментальных форм (светомузыка, электронная и пространственная музыка, световая архитектура, световой дизайн, абстрактное кино, видеоарт, лазерное и компьютерное искус­ство и т.д.), по мнению Б. Галеева, необходимо рассматривать вместе с традиционными ви­дами искусства. Автор «Периодической системы искусств» подразделяет все искусства на четыре основных группы, берущие свое начало от синкретического искусства (фольклор): изобразительные, выразительные, слышимые и зрительные искусства. Архитектура и орна­мент занимают промежуточное положение между выразительными искусствами (танцеваль­ное искусство) и зрительными искусствами (прикладное искусство и дизайн).

Все архитектонические искусства бифункциональны: выполняют утилитарную и худо­жественную функции, причем при оценке эстетических качеств произведений прикладного и промышленного искусства решающее значение имеет их выраженная функциональность. Так, например, в середине XIX века в европейских странах сложилась кризисная ситуация в области эстетики формообразования предметного мира, на которую повлияли упадок реме­сел, разрыв между смыслом и формой предметов, несоответствие процессов жизнедеятель­ности общества и выпускаемой продукции, повторение устаревших форм в новых изделиях [Михайлов, 2002]. Возникла необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии развивающегося машинного производства. Готфрид Земпер (1803-1879), немецкий теоретик архитектуры и промышленного искусства, ставил вопрос о принципиальном единстве и взаимосвязи архи­тектуры и прикладных искусств. В работе «Стиль в технических и тектонических искусст­вах, или практическая эстетика» (1860-1863) Земпер провел исследование исторических за­кономерностей формообразования в искусстве; автор аргументировал мысль о зависимости формы от функции, материала и технологии создания произведения.

Обязательным свойством архитектонических изделий высокого эстетического уровня явля­ется их оригинальность. Форма нового изделия должна иметь свой, индивидуальный неповто­римый облик. Задачи композиции каждый раз должны решаться заново, так как много раз ви­денные решения воспринимаются как неудачные, устаревшие. С другой стороны, необычность решения не должна переходить в неопределенность, в нарушение информативности, правдиво­сти формы. Композиционное решение разрабатывается с учетом развития моды и несколько опережает моду, тем самым воспитывая вкусы потребителей. Архитектура, изобразительное и прикладное искусство XX века восприняли все величие прошлого и на основе его достижений создали свои традиции. В основе всех проектов XX - нач. XXI вв. заложена одна идея формы -идея динамического преодоления силы земного притяжения, тяжести предмета, статичности.

Как уже было отмечено, предметом исследования является архитектоника экранных адаптаций литературных произведений. Для начала стоит определиться с терминами - что мы понимаем под архитектоникой в данном контексте?

Слово «архитектоника» пришло к нам из архитектуры. «Архитектоника» (греч. - architektoike) - строительное искусство. Согласно Толковому словарю Ушакова, «архитектоника:

  • 1) органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.), расположение частей, композиция какого-нибудь художественного целого (искус.), Архитектоника романа, повести;
  • 2) отдел геологии, изучающий строение земной коры, расположение её элементов (геол.)».

Литературный энциклопедический словарь подсказывает нам, что архитектоника - это «внешнее построение литературного построения как единого целого, взаимосвязь и соотношение основных составляющих его частей и элементов».

«В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т.п.».

В научной среде понятие архитектоники противопоставляется композиции или считается её частью. Как отмечает М.С. Каган в «Мифологии искусства», «преимущества этого термина состоят в том, что он, во-первых, выявляет лежащий в основе формообразующий принцип, структурную доминанту художественного языка - эстетически значимое соотношение пластических элементов, из которых строится художественный образ». Такой принцип организации формы как архитектоника, обладает большей универсальностью по сравнению с принципом композиции, так как, «помимо композиции, выражает многомерную структуру произведения, подчеркивает сложность и многоуровневость строения формы предмета, будь она плоской или объемной».

Таким образом, мы намеренно разделяем понятия композиции и архитектоники в контексте нашего исследования. В то время как композиция акцентируется на самой структуре произведения и выявляет художественную функцию приема или элемента, архитектоника фокусируется на взаимосвязях структурных элементов, является формально-технической стороной многоуровневого произведения.

Какие структурные элементы мы можем выделить в архитектонике экранного произведения? Их множество. Это типы конфликтов между персонажами, хронометраж и типы сцен и эпизодов (диалог, экшн, экспозиция, пейзаж и т.д.), монтажные склейки и наличие драматургических переходов между сценами («клиффхэнгеров»), «аттракционные» эффекты и эмоциональная напряжённость повествования в целом, объём поступающей зрителю информации, всевозможные аудиовизуальные и технические приёмы, на которых мы не будем подробно останавливаться. В данном исследовании мы собираемся сфокусировать наше внимание на двух ключевых элементах архитектоники, обуславливающий силу воздействия экранного произведения на аудиторию - это драматургия и монтаж. В качестве краеугольного камня драматургического построения произведения мы рассмотрим конфликты между основными актерами произведения и т.н. «аттракционные» эффекты, о которых речь пойдёт ниже. Основными составляющими монтажа являются последовательность кадров и сцен в экранном произведении и связи между ними, а также их продолжительность (хронометраж).

Все мастера драматургии, как один, в своих наставлениях и учебниках сходятся во мнении, что основной движущей силой любой истории является конфликт. Автор наиболее известного труда по искусству сценаристики Р. Макки в своей «Истории на миллион долларов» пишет: «Когда главный герой выходит за пределы побуждающего происшествия, он вступает в мир, где правит закон конфликта. Этот закон гласит: в истории движение происходит только через конфликт». Под конфликтом маэстро понимает фундаментальное различие действующих лиц в мировоззрении, мотивации, целях и средствах их достижения. Это различия настолько несочетаемы, что приводят в действие механизм всей истории и толкают её вперед, подобно тому, как пар приводит в движение части парового двигателя. Макки делит конфликты на три большие подгруппы: внутренние, межличностные и внешние (внеличностные). Такое деление давно стало классическим. Все три вида конфликтов соответствуют основным типам сюжета - архисюжету, мини-сюжету и антисюжету, - влияют на жанр произведения и образуют так называемый треугольник истории (рис. 1).

Рис. 1.

Внеличностный конфликт возникает при столкновении героя с явлениями, которые не находят воплощения в конкретном человеке - это крупные социальные потрясения (войны, революции), природные катаклизмы (пожары, землетрясения), общество, обстоятельства, судьба, злой рок. В чистом виде мы наблюдаем этот вид конфликта в эпических произведениях (например, «Илиада» и «Одиссея» Гомера).

Межличностные конфликты массово встречаются в т.н. мини-сюжете. Интересы героя здесь сталкиваются с интересами других персонажей, личностей. Это могут быть семейные ссоры, конфликты в любовных и дружеских отношениях, конфликты между начальником и подчиненным и так далее. В чистом виде такой тип конфликта диктует определенный жанр - это мелодрама.

Наконец, у нас есть внутренний конфликт, когда герой вступает в схватку со своими «внутренними демонами» - это могут быть пороки, дурные воспоминания из детства, комплексы и слабости и т.п. В той или иной степени внутренний конфликт можно отследить в любом серьёзном произведении искусства, но есть жанры, в которых внутренний конфликт выдвинут на передний план, а все остальные конфликты остаются в тени или вовсе отсутствуют. Например, когда всё действие происходит в мозгу героя, даже межличностные конфликты могут восприниматься как часть внутреннего. Наиболее часто подобные приемы используются в так называемом авторском кинематографе (или артхаусе).

Стоит отметить, что это - наиболее распространённая классификация конфликтов, но не единственная. Так, драматург и скрипт-доктор Уильям Индик делит конфликты по принципу принадлежности их к основным психотерапевтическим учениям прошлого столетия, по Фрейду, Юнгу и другим мастерам психоанализа. Он выделяет невротический, нормативный, архетипический, экзистенциальный конфликт и конфликт на основе комплекса неполноценности. Однако, при определённых оговорках, данная классификация также вписывается в теорию Макки.

Подобное деление характерно для любого вида искусства, в основе которого лежит текст - для литературы и кинематографа в том числе. В данном случае мы можем даже рассуждать о некой преемственности, ведь первоначально киноискусство развивалось именно на основе накопленного литературой опыта. Скажем, исторические романы со временем превратились в киноэпопеи, а любовные романы - в мелодрамы. В своей «Теории кино» С.И. Фрейлих подробно останавливается на этом об этом и цитирует литературоведа М.Бахтина: «Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра. В этом жизнь жанра. Поэтому и архаика, сохраняющаяся в жанре, не мертвая, а вечно живая, то есть способная обновляться архаика. Жанр живет настоящим, но всегда помнит своё прошлое, свое начало. Жанр - представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр способен обеспечить единство и непрерывность этого развития. Вот почему для правильного понимания жанра и необходимо подняться к его истокам».

Об этой самой живой архаике и истоках жанра мы подробнее будем говорить ниже, разбирая конкретные примеры экранизаций русских классиков. Как отмечал всё тот же Роберт Макки, «выбор жанра устанавливает чёткие границы возможного, так как структура истории должна учитывать познания и ожидания аудитории». А на жанр непосредственно влияет тип конфликта в произведении.

РЕФЕРАТ

АРХИТЕКТОНИКА РАСПОРНЫХ БОЛЬШЕПРОЛЕТНЫХ СИСТЕМ – ВАНТОВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ

Выполнила студентка 326 группы

Штефан Марина

Проверил профессор Челноков А.В.

Г.Днепропетровск

1. Что такое архитектоника?

2. Типология тектонических систем:

· Понятие тектоники

· Тектоника каркасных сооружений

· Тектоника сводчатых конструкций

3. Распорные плоскостные конструкции

4. Виды вантовых поверхностей

o Покрытия с параллельными вантами

o Покрытия с радиальными вантами

o Двухпоясные покрытия с параллельными вантами

o Двухпоясные покрытия с радиальными вантами

o Покрытия с висячими фермами и балками

o Комбинированные и подвесные системы

o Мембранные поверхности

ЧТО ТАКОЕ АРХИТЕКТОНИКА?

АРХИТЕКТОНИКА, (греч. architektonike - "главное строение" от archi - "главный" и tektainomai - "строить, возводить"). Архитектоника - "выстроенность", означающая в изобразительном искусстве композиционность, ясно воспринимаемую целостность в результате организации художником соподчиненности частей, артикуляции, акцентации, выявления пластических связей целого и детали, главного и второстепенного, центра и периферии, соотношений масс, объема и пространства. На уровне формальной организации это явление называется тектоникой, а соответствующее качество формы - тектоничностью. Создаваемая на такой основе художественно-образная целостность - архитектоникой и, соответственно, художественный образ (композиция) - архитектоничным. Тектоника - это ясное выражение на поверхности формы ее внутренней конструкции (функциональной структуры) посредством членений, подразделений. Архитектоника - то же, выражающее художественно-образный смысл формы, явление, преображающее формальную тектоничность в смысловую целостность (см. также гармония, гармонизация; "Дионисийские архитекторы"). Подобное понимание архитектоники всегда было присуще мастерам классического искусства, но утрачено в XIX столетии в искусстве академизма, подменяющего композицию компоновкой, и натурализма, где отсутствует не только художественная организация, но даже формальная тектоничность. В знаменитой книге "Проблема формы в изобразительном искусстве" (1893) А. Хильдебранд (Гильдебранд), немецкий скульптор и теоретик, попытался противопоставить разрушительным тенденциям поверхностно-описательного и сюжетно-занимательного подхода к изображению нормы классики, логику формообразования, архитектонического преображения формы, принципиально отличного от простого копирования натуры. Качества архитектоничности художественного произведения достигаются применением соответствующих материалов-средств и способов-приемов (см. композиция). Понятно, что универсальные закономерности архитектоники проявляются неодинаково в разных видах, исторических типах, направлениях и стилях искусства. Естественно, что качества архитектоничности наиболее полно выражены в архитектуре. На это указывает и родство терминов. В искусстве архитектуры сама строительная конструкция неумолимо порождает качества тектоничности, а в воображении и умелых руках художника эти качества преображаются в архитектоничность и, в конечном итоге, в архитектуру как вид художественного творчества. Но и в области архитектуры исторически формировались атектоничные стили, например Маньеризм, Барокко, Рококо, Ар Нуво, неопластицизм, или "органическая архитектура". Принципиально архитектоничны произведения искусства Классицизма - это их главное композиционное свойство. Оно проявляется во всех видах и разновидностях искусства: в архитектуре, скульптуре, живописи, графике. Таким образом, всю историю художественных стилей можно рассматривать как взаимодействие (и преобладание на отдельных этапах) двух формообразующих начал: тектоничного и атектоничного. Отсюда - архитектонический метод формообразования; его можно выделить в сравнении со скульптурным, пластическим, живописным и графическим. Преобладание того или иного метода в зависимости от конкретных задач, решаемых художником, определяет характер творческого процесса, тип композиции и, в последнюю очередь, принадлежность результата этого процесса - художественного произведения - к тому или иному виду искусства (см. морфология изобразительного искусства). В архитектуре архитектонический метод предполагает ясное расчленение несущих и несомых частей здания. Идеальным выражением архитектоники является ордер. Но в искусстве архитектуры известен и противоположный метод - стереотомия (от греч. stereos - "объемный, плотный" и tome - "рассечение, разрезание"). Тектонические сооружения складываются, стереотомические - "вынимаются, вырезаются" из окружающего пространства. Эта оппозиция соответствует двум основным способам формообразования, общим для всех видов искусства, - формосложению (лат. additio) и формовычитанию (лат. divisio) и, соответственно, качествам скульптурности или пластичности формы (см. стиль). Помимо всепроникающего принципа архитектоничности, определяющего сущность композиционного мышления формой в разных видах искусства, известно и явление уподобления форм, "романтики масштабов", когда архитектура по принципу подобия отражается в композиции "малых форм" - изделий прикладного и декоративного искусства. Это явление называется миниатюризацией, оно характерно для искусства Готики и, отчасти, Итальянского Возрождения (см. также мнимость). Противоположный принцип - максимализации - типичен для стиля Барокко. В готическом искусстве миниатюризация архитектурной композиции породила оригинальные изделия. Такова мебель из резного дерева - кресла, высокие спинки которых повторяют силуэт готического собора. Изделия из металла - архитектонические реликварии, монстранцы - выполняли в форме миниатюрных готических храмов. Они одновременно сакральны, архитектоничны и декоративны. Миниатюрные алтари-складни - диптихи, триптихи и полиптихи из слоновой кости, позолоченной бронзы или серебра, украшенные эмалями и драгоценными камнями, - также уподобляли средневековому собору, для чего украшали башенками с пинаклями, крестоцветами, краббами. Даже огромные, монументальные алтари из резного и расписного дерева, установленные в нефах католических соборов южной Германии, вторят архитектурной композиции собора. Ощущение архитектоничности (при насыщенности их пластикой и цветом) возникает от того, что интерьер готического храма становится экстерьером алтаря и архитектоника пространства определяет форму всего, что находится внутри. Поэтому можно сказать, что архитектоника композиции является непременным условием целостности художественного пространства - аккордности восприятия, явления ансамбля, стилистического взаимодействия компонентов. Формальной основой подобной целостности служит "гармонический резонанс" (см. пропорционирование). В XVII-XIX вв. содержание термина "архитектоника", в отличие от тектоники, пластики, композиции и, наконец, собственно архитектуры, зодчества, еще не было общепринятым. Архитектоникой называли просто теорию архитектуры, закономерности формообразования в этом виде искусства, что имело свой исторический смысл. В античности и Средневековье архитектоникой именовали тайные, сокровенные знания древних строителей братства "Дионисийских архитекторов", позднее - масонов. Такой же сокровенный смысл имело слово "архитектор".

Значение слова АРХИТЕКТОНИКА в Литературной энциклопедии

АРХИТЕКТОНИКА

построение художественного произведения. Чаще употребляется в том же значении термин «композиция», причем в применении не только к произведению в целом (как А.), но и к отдельным элементам его: композиция образа, сюжета, строфы и т. п. Понятие А. обнимает собой соотношение частей произведения, расположение и взаимную связь его компонентов (слагаемых), образующих вместе некоторое художественное единство. В понятие А. входит как внешняя структура произведения, так и построение сюжета: деление произведения на части, тип рассказывания (от автора или от лица особого рассказчика), роль диалога, та или иная последовательность событий (временная или с нарушением хронологического принципа), введение в повествовательную ткань различных описаний, авторских рассуждений и лирических отступлений, группировка действующих лиц и т. п. Приемы А. составляют один из существенных элементов стиля (в широком смысле слова) и вместе с ним являются социально обусловленными. Поэтому они изменяются в связи с социально-экономической жизнью данного общества, с появлением на исторической сцене новых классов и групп. Если взять напр. романы Тургенева (см.) , то мы найдем в них последовательность в изложении событий, плавность в ходе повествования, установку на гармоническую стройность целого, важную композиционную роль пейзажа. Эти черты легко объясняются как бытом поместья, так и психикой его обитателей. Романы Достоевского (см.) строятся по совершенно иным законам: действие начинается с середины, повествование течет быстро, скачками, замечается также внешняя несоразмерность частей. Эти свойства архитектоники точно так же определяются особенностями изображаемой среды — столичного мещанства. В пределах одного и того же лит-ого стиля приемы А. изменяются в зависимости от художественного жанра (роман, повесть, рассказ, поэма, драматическое произведение, лирическое стихотворение). Каждый жанр характеризуется рядом специфических признаков, требующих своеобразной композиции (см. «Композиция»).

Литературная энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АРХИТЕКТОНИКА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АРХИТЕКТОНИКА в Архитектурном словаре:
    (от греч. Architektonike - строительное искусство) - художественное выражение структурных закономерностей конструкции здания. Архитектоника выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, а также композиции круглой скульптуры и объемных произведений декоративного искусства; композиционное …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. architektonike - строительное искусство) художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, а также круглой скульптуры или объёмных …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (греч.) — теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Современном энциклопедическом словаре:
    (от греческого architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведению …
  • АРХИТЕКТОНИКА
    [из древнегреческого (строительное искусство)] построение, соразмерность художественного …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, м. 1. архит. Закономерное соотношение и сочетание в одном целом элементов сооружения или произведения скульптуры; то же, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. (спец.). Сочетание частей в одном стройном целом, композиция. А. здания. А. романа. II прил. архитектонический, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АРХИТЕКТ́ОНИКА (от греч. architektonik; - строит. искусство), худ. выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (греч.) - теория архитектуры и строительного искусства. Выражение это в настоящее время употребляется редко и большею частью заменяется словом …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    архитекто"ника, архитекто"ники, архитекто"ники, архитекто"ник, архитекто"нике, архитекто"никам, архитекто"нику, архитекто"ники, архитекто"никой, архитекто"никою, архитекто"никами, архитекто"нике, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, только ед. , ж. 1) архит. Художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе сооружения, здания. Архитектоника моста. 2) иск. …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. architektonike строительное искусство) 1) архит. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2) общий эстетический план построения …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. архит. художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания; 2. общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь …
  • АРХИТЕКТОНИКА в словаре Синонимов русского языка:
    композиция, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-л. строения или произведения …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре русского языка Лопатина:
    архитект`оника, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Полном орфографическом словаре русского языка:
    архитектоника, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Орфографическом словаре:
    архитект`оника, …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Словаре русского языка Ожегова:
    сочетание частей в одном стройном целом, композиция А. здания. А. …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. architektonike - строительное искусство), художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    архитектоники, мн. нет, ж. (от греч. architekton - строитель). 1. Органическое сочетание частей в одно стройное целое (архит.). || расположение …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Толковом словаре Ефремовой:
    архитектоника ж. 1) Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-л. строения или …
  • АРХИТЕКТОНИКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • АРХИТЕКТОНИКА в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. 1. Соразмерное расположение частей, гармоничное сочетание их в единое целое как художественное выражение композиционных закономерностей какого-либо строения или произведения …

  • (Diderot) Дени (1713-1784) - французский философ и идеолог Просвещения, писатель, теоретик искусства, глава энциклопедистов. Основные сочинения: вольный авторский перевод и …
  • ГИЙОМ в Новейшем философском словаре:
    (Guillaume) Гюстав (1883-1960) - французский лингвист, автор идеи и концепции психомеханики языка. Преподавал в Школе Высшего образования в Париже (1938-1960). …