Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Вдова муслима магомаева раскрыла причины семейных ссор. Дочь Муслима Магомаева - Марина Магомаева-Козловская: биография, личная жизнь Муслим магомаев есть ли у него дети

Вдова муслима магомаева раскрыла причины семейных ссор. Дочь Муслима Магомаева - Марина Магомаева-Козловская: биография, личная жизнь Муслим магомаев есть ли у него дети

Муслим Магомаев являлся популярным исполнителем. Его неподражаемый голос стал привлекать внимание публики ещё с начала 60-х годов прошлого столетия. В репертуаре великого артиста звучали оперные арии, эстрадные песни, романсы и зарубежные хиты.

Личная жизнь Муслима Магометовича привлекала внимание публики всегда. Артист в течение 30 лет был счастлив в браке с Тамарой Синявской. После ухода из жизни мужчины несколько женщин утверждали об отношениях с ним и рождении от него детей, но экспертиза ДНК это не подтвердила.

В настоящее время сложно встретить человека в России, который бы не знал такого певца, как Муслим Магомаев. На телеэкранах часто выходят в эфир телепередачи, посвящённые творческой деятельности этого великого певца. Просмотрев программу, можно узнать ответ на многие возникающие вопросы, в том числе, какой у него был рост, вес, возраст. Годы жизни Муслима Магомаева достаточно легко найти в различных источниках. Легенда ушёл из жизни в середине 2008 года. На момент смерти ему было 64 года.

Муслим Магомаев, фото в молодости и сейчас которого собираются поклонниками исполнителя до сих пор, в течение многих лет сохранял массу тела. Он делал заявления, что отрицательно это кажет влияние на вокал. Артист весил 75 кг при росте в 170 см.

Биография и личная жизнь Муслима Магомаева

Биография и личная жизнь Муслима Магомаева привлекает внимание всех, кто желает узнать более подробно об этом мастере вокала.

Мальчик родился в 1942 году. В это время для страны было сложное военное время. Малыша родители назвали в честь его дедушки Муслимом. Отец – Магомет Магомаев был художником. Мать – Айшет Магомаева была драматической актрисой. Воспитанием мальчика в течение нескольких лет занимался брат его отца. Мужчина подарил племяннику отеческую любовь. Был в меру строг и справедлив.

Когда ребёнок пошёл в школу, то переселился к маме. С этого времени наш герой много времени проводил в театральных кулуарах, наблюдая за выступлениями мамы. В это время проявился талант Муслима. Песни в исполнении парня вызывали восхищения у людей, которые их слушали.

Получив аттестат, талантливый молодой человек становится студентом музыкального училища в родном Баку. Его учителем стал Владимир Аншелевич, выступлениям которого рукоплескали любители классической музыки во многих странах мира. Помогала становлению Магомаева выдающийся концертмейстер Тамара Кретинген и мастер вокала Александр Миловаюнов. Благодаря усилиям этих выдающихся людей, голос молодого человека обретал силу.

В начале 60-х годов прошлого столетия артист был принят в музыкальный коллектив в Баку, с которым объездил все закавказские республики. В 1962 году наш герой одерживает победу в Хельсинки. С этого времени о молодом певце заговорили не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Муслим гастролирует за рубежом. Ему аплодируют слушатели в Италии, Франции, Соединённых Штатах Америки и многих других странах. В репертуаре Магомаева было множество оперных арий, романсов, эстрадных песен.

В начале нового тысячелетия звезда перестал гастролировать. Он занимался рисованием, написанием мемуаров, с которыми могут в настоящее время познакомиться поклонники исполнителя.

О личной жизни артиста долгое время почти ничего известно не было. Сам артист говорил, что в первый раз женился в молодости на ровеснице. В течение многих лет Муслим Магомаев прожил в браке с Тамарой Синявской, на руках которых и умер. Уже после ухода мужчины из жизни всплыли некоторые тайны, которые он хранил в течение многих лет. В настоящее время можно сказать, что поклонники могут узнать всё о жизни великого мэтра советской и мировой эстрады.

Семья и дети Муслима Магомаева

Семья и дети Муслима Магомаева в течение нескольких лет боролись за наследство, оставшееся после его ухода из жизни.

Семья популярного исполнителя проживала в азербайджанской столице. Именно здесь появился на свет малыш, названный Муслимом.

Артист гордился своими близкими. Назван Муслим был в честь своего деда по линии отца, который был творческим человеком. Он писал музыку, руководил местным оркестром.

Отцом великого артиста был талантливый бакинский художник по имени Магомет. Папу мальчик не помнил. Он погиб за несколько дней до победы над фашисткой Германией.

Магомаев очень любил и ценил свою маму, которая была талантливой певицей и танцовщицей. Женщина в течение многих лет играла в постановках драматического театра. После смерти первого супруга она несколько лет была одна. Затем, встретив новую любовь, вышла замуж во второй раз. В браке появились на свет брат и сестра великого тенора.

Очень гордился наш герой своим дядей, который воспитывал мальчика как своего сына после смерти брата. Именно Джамал Муслимович способствовал тому, что племянник стал творческим человеком.

По официальным данным у популярного эстрадного исполнителя была только одна дочь, которую родила ему его первая супруга Офелия.

Перед самой смертью Муслима Магомаева в прессе появились статьи, что артист является отцом ещё и сына. Мальчик жил в Соединённых Штатах Америки. Сам популярный исполнитель признавал факт отношений с матерью Даниэля, но то, что именно от него тот появился на свет, не признавал. После ухода великого исполнителя из жизни Даниэль Фиготин приезжал в Россию и Азербайджан. Он посещал могилу артиста. Но сведения о родстве Муслима Магомаева с его псевдосыном широкой общественности неизвестны.

Недавно молодая девушка заявила, что она появилась на свет в результате отношений её матери с артистом. Но проведённая ДНК-экспертиза эти утверждения опровергла.

Дочь Муслима Магомаева – Марина Магомаева

В первый раз стал отцом звезда эстрады в юности. Его единственная официально признанная наследница появилась на свет в бакинском родильном доме. Назвали девочку родители Мариной. Когда малышке исполнился годик, артист ушёл из семьи. Он впоследствии говорил, что принял такое решение, так как любви к своей супруге не испытывал.

Дочь Муслима Магомаева – Марина Магомаева в 16-летнем возрасте была увезена мамой за океан. Девушка подавала надежды стать известным музыкантом, но стала работать в экономической сфере. Давить на выбор единственного ребёнка мэтр не стал.

Артист не забывал свою дочурку. Он выплачивал ей алименты. В настоящее время Марина уже взрослая. Она стала матерью все лишь раз. Сына своего назвала Марина Муслимовна Алленом.

Бывшая жена Муслима Магомаева – Офелия Магомаева

В первый раз молодые люди увиделись в годы учёбы в бакинском музыкальном училище. Вскоре будущие супруги задумались о свадьбе вопреки воле их родителей. В 19-летнем возрасте они оформили свой брачный союз.

Бывшая жена Муслима Магомаева – Офелия Магомаева была недовольна, что её юный супруг занимается вокалом. Она считала, что мужчина должен иметь другую специальность. Эти разногласия и привели к разводу пары.

В 70-е годы прошлого столетия Офелия уехала в Штаты. В настоящее время женщина проживает с семьёй дочери.

Жена Муслима Магомаева – Тамара Синявская

Жена Муслима Магомаева – Тамара Синявская работала в опере. Её дивный голос сводил с ума. Увидев будущую жену в первый раз, артист потерял голову от любви. Он стал настойчиво ухаживать. Тамара в то время была замужем, поэтому настойчивые ухаживания она отвергала. Но в середине 70-х годов прошлого столетия женщина всё же стала нашему герою женой.

Супруги гастролировали вместе. Они часто спорили, но находили пути решения конфликта. В начале нового тысячелетия оперная дива оставила концертную деятельность. Она проводила с супругом и любимым пуделем Чарли всё свободное время. После ухода из жизни Муслима Магомаева оперная певица стала заниматься преподавательской деятельностью. Женщина часто общается с дочерью супруга.

Инстаграм и Википедия Муслима Магомаева

Инстаграм и Википедия Муслима Магомаева с каждым годом пользуются популярностью у почитателей его таланта.

Википедия содержит сведения о родителях артиста, его дедушке, жёнах и единственной дочери звезды. Здесь нельзя узнать о внебрачных детях популярного исполнителя. На странице можно прочитать, какие эстрадные композиции и когда исполнял.

Представляем читателям Trend Life историю взаимоотношений великого азербайджанского певца Муслима Магомаева с первой женой Офелией и единственной дочерью Мариной. Первый брак длился всего год, родилась дочь... Сейчас Марина живет в США с мужем и маленьким сыном. Мальчику дано несколько имен, и одно из них - Муслим.

Муслиму Магомаеву было 18 лет, и уже в эти годы юноша пользовался бешеным успехом у девушек. Он учился в Бакинском музыкальном училище, где познакомился с однокурсницей, красавицей с романтическим именем Офелия, и решил на ней жениться. Бабушку Байдигуль Муслима это так напугало, что она спрятала паспорт любимого внука, чтобы тот "сдуру не женился".

Спрятанный паспорт и тайный брак

"Беззаботная юность кончилась - я влюбился, - вспоминал Муслим Магомаев. - Все как в песне: я встретил девушку, полумесяцем бровь... Мы стали встречаться. Дядя и тетя, зная о моем увлечении и зная мой характер, почувствовали неладное. Но по своей природной деликатности дядя Джамал не решался затевать со мной мужской разговор, а я еще не считал нужным открываться дяде. И вот в один прекрасный день у меня исчез паспорт. Похоже, это была рука бабушки: она вовремя уловила опасное мгновение - мы с Офелией как раз решили по¬жениться. В нашем дворе жила некая Ольга Каспаровна Чарская, в прошлом известная исполнительница старин¬ных романсов. Она была весьма общи¬тельная женщина и, если что-то рассказывала, то крича¬ла на весь двор. И вот бабушка спрятала мой паспорт именно у нее, так как понимала, что дома я все равно разыщу его. Соседка, в силу своей общительности, не могла долго хранить доверенную ей тайну, и все кончи¬лось тем, что я каким-то хитрым способом вернул пас¬порт".

19-летний Муслим все равно женился, причем тайно...

"Мы с Офелией расписались, ничего и никому не сказав. Я поставил перед фактом свою семью. Реакция сдер¬жанная, думал, будет хуже. Бабушка была расстроена, а погрустневший дядя ворчал:

Хочешь быть самостоятельным? Хорошо, давай по¬пробуй, ты уже взрослый. Но имей в виду, будешь пла¬каться - не поймем.

Я стал жить в семье Офелии. Ее отец, человек интеллигентный, ученый-химик, работал в Академии наук. Был он деликатный, скромный, а теща... Теща есть теща. Все полу¬чалось по закону семейных качелей. Очень скоро началось выяснение отношений. Мне надо было кормить нашу ма¬ленькую семью, пришлось срочно устраиваться на работу".

"Из тебя не выйдет хорошего мужа!"

В юношеском браке Муслиму приходилось, прямо скажем, несладко. Родня жены считала, что он не щадя себя должен зарабатывать деньги. Юноша же мечтал тогда петь в оперном театре, пусть и в маленьком. Но родственники супруги встречали эти желания Муслима в штыки. Самым невыносимым для певца были всегдашние упреки: "Из тебя не выйдет хорошего мужа!". Муслим был принят в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО. Но после этого, Офелия стала тяготиться сумасшедшим гастрольным графиком восходящей звезды. Молодая женщина хотела, чтобы муж всегда был с ней.

"С ансамблем мы ездили по разным городам, в том числе и по курортным. Везде был успех. В ансамбле мне платили по тем временам прилично. Гастрольная круговерть отвлекала меня от домашних неурядиц. Из поезд¬ки возвращаться домой не хотелось, разыгрывать роль благопристойного семьянина не позволял характер".

Затем в жизни певца зазвучали чеченские мотивы. По приглашению друзей вместе с Офелией он переехал работать в Грозный, на родину прадеда Ма¬гомета. Солиста Грозненской филармонии ждал успех... Но из-за жадности директора Муслим впервые в жизни оценил вкус обычного черного хлеба с килькой.

"В продуваемых всеми ветрами гостиницах мы кормили клопов... Я напростужался в разъездах по аулам, наорался в горах так, что у меня пропал голос. Нашли для меня в Грозном хорошую врачиху - специалистку по иглоукалыванию. Через две недели от ее иголок или от молчания голос вернулся. Я запел. Но Офелия не выдержала такой нашей жизни и уехала домой, в Баку".

Ни¬щенское существование в Грозном надоело певцу, и через несколько месяцев он вернул¬ся в Баку, но не в семью Офелии, а поселился у Рамазана Халилова (дирек¬тор Бакинского оперного театра), племянника Узеира Гаджибекова, сына одной из сестер бабушки Байдигюль.

"После отъезда Офелии из Грозного в Баку я решил, что наша совместная жизнь закончилась, но, узнав, что жена ждет ребенка, вернулся в ее дом. У нас родилась дочка (1961 год), мы назвали ее Мариной... Но наша семейная жизнь не получалась... Впоследствии мы расстались..."

Это имя было выбрано отцом неслучайно. Еще в 13-летнем возрасте Муслим был влюблен в школьницу Марину и даже написал в ее честь песню, которую исполнял на школьных праздниках и вечеринках. В 70-х годах эта композиция стала хитом.

"Что тут сказать? - со вздохом вспоминал Муслим Магомаев об этой странице жизни. - Мальчик в 18 лет впервые воспылал к женщине... Первая реакция моя - надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Но я благодарен тем временам - наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина - за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу, чтобы не травмировать Марину... Жить мне стало совсем невмоготу. Меня стали заставлять где-то зарабатывать деньги. А я знал одно: мне надо петь в оперном театре, пусть в маленьком. А от меня ждали, что я уйду в какой-то коллектив, где больше платят. Но самое невыносимое - вечные причитания: "Из тебя не выйдет хорошего мужа".

"Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего..."

По свидетельству многих, за единственную дочку Муслим всегда платил "бешеные алименты". Сейчас Марина вместе с супругом Александром Козловским и матерью Офелией живут в США, в Огайо. У них растет семилетний сын - Ален, внук Муслима. Кстати, отец зятя Геннадий Козловский был другом Муслима, вместе они даже написали две песни.

"Потом друг уехал в Америку с семьей. К сожалению, он уже умер. Алик - очень хороший парень. Сначала они с Мариной долго общались по телефону, каждый день он звонил ей в Баку, а закончилось все свадьбой. Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего..."

Марина была очень близка с отцом, а Муслим бесконечно ценил дружеские отношения с дочерью. Хотя Марина окончила школу как пианистка, и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Отец с нежностью говорил: "У меня пре¬красная дочь Марина, уже взрослый человек. В свое вре¬мя дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии: видно из-за меня в семье жены появилась аллергия на музыку. Марина с отличием закончила школу как пиани¬стка, ей прочили прекрасное будущее музыканта, она по¬трясающе играет с листа... Но профессиональным музы¬кантом дочь не стала. Решила найти себя в другом. Я не имел права что-то навязывать ей, давать советы, а тем более вмешиваться в ее судьбу. У нас с ней дружеские отношения, и я бесконечно ценю это..."

Муслим мечтал выступать с дочерью на одной сцене.

"Если бы она жила со мной... Впрочем, как она могла жить со мной, ведь я очень долго вел скитальческую жизнь? Да и с ребенком на руках я был бы не свободен в творческой жизни. Так сложилось - Марина не стала музыкантом... Я убеждал дочь бросить свою географию, идти в консерваторию. Выступала бы со мной в концертах, аккомпанировала".

Они часто встречались. Или Марина с внуком прилетала в Москву или в Огайо любил приезжать знаменитый отец вместе с супругой Тамарой Синявской.

"У нас с Тамарочкой прекрасные отношения, - говорит Офелия. - То, что нас с Муслимом связывало, - было давно. Она же не уводила у меня мужа. Они встретились после нашего развода. Да и Марина ей как дочь. Она с внуком часто ездила к отцу..."

Марина попрощалась с отцом в Баку

29 октября... В зале Азербайджанской Государственной филармонии, в центре сцены, на постаменте, убранном белыми розами, установили закрытый гроб. Вдова - Тамара Синявская - с трудом сдерживает слезы. Ее успокаивает президент Азербайджана Ильхам Алиев. Рядом навзрыд плачет Марина. Она из-за проблем с визой не смогла приехать на прощание с отцом в Москву, а прилетела сразу в Баку. Ее поддерживает муж - Алекс. Офелия очень хотела поехать на похороны, чтобы еще раз увидеть человека, которого так любила в молодости. Но осталась в США с внуком, говорят, здоровье не позволяет совершать дальние перелеты.

Тамара Синявская, вдова легендарного певца, категорически запретила рассказывать семилетнему Аллену о смерти его дедушки. Аллен очень любил своего дедушку и родные боялись, что для ребенка известие о его кончине станет сильнейшим стрессом. Аллен, у которого есть еще имя Муслим, пока не знает, что больше никогда не увидит своего доброго и великого дедушку...

В статье использованы материалы из книги Муслима Магомаева "Любовь моя - мелодия" и интервью певца из "Московского комсомольца"

17 августа исполняется 70 лет со дня рождения знаменитого оперного и эстрадного певца Муслима Магомаева .

Оперный и эстрадный певец, народный артист СССР Муслим Магомедович Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку (Азербайджан). Его отец - Магомед Магомаев, театральный художник, погиб на фронте, мать - Айшет Магомаева (сценический псевдоним - Кинжалова), драматическая актриса, дед - Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония.

Магомаев учился в музыкальной школе при консерватории по классу фортепиано и композиции. В 1956 году был принят в Бакинское музыкальное училище имени Асафа Зейналлы . В 1968 году окончил Азербайджанскую консерваторию (ныне - Бакинская музыкальная академия имени Гаджибекова) по классу пения Шовкет Мамедовой.

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлевском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году. Первый сольный концерт Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в концертном зале имени Чайковского.

В 1963 году Магомаев стал солистом Азербайджанского театра оперы и балета им. Ахундова и продолжил выступления на концертной эстраде. В 1964 1965 годах стажировался в миланском театре "Ла Скала", в 60-х годах выступал в крупнейших городах Советского союза в спектаклях "Тоска" и "Севильский цирюльник". В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Магомаева в знаменитом театре "Олимпия" в Париже.

В 1969 году на Международном фестивале песни в Сопоте (Польша) Магомаев получил I премию , а в Канне (Франция) на Международном фестивале грамзаписи и музыкальных изданий (МИДЕМ) - премию "Золотая пластинка".

В 1973 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

С 1975 по 1989 годы Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В концертном репертуаре Магомаева более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни). Он снялся в фильмах: "Низами", "Поет Муслим Магомаев" и "Москва в нотах". Магомаев автор более 20 песен, музыки к фильмам. Он был автором и ведущем цикла телепередач о жизни и творчестве американского певца Марио Ланца, написал книгу об этом певце.

В 1997 году его именем 4980 Magomaev была названа одна из малых планет Солнечной системы.

В сентябре 2011 года в Москве у посольства Азербайджана .

Магомаев был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1980), (2002), орденами Азербайджана "Шохрат" (1997) и "Истиглал" (2002). В 2005 году за выдающийся личный вклад в развитие культуры России удостоен Национальной премии имени Петра Великого. Являлся Кавалером ордена "Сердце Данко", присуждаемого за выдающиеся достижения в деле развития российской культуры.

Магомаев был женат дважды. От первого брака, который распался через год, родилась дочь Марина. Второй женой была певица народная артистка СССР Тамара Синявская.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Народный артисm СССР, лауреат международных фестивалей

МУСЛИМ МАГОМЕТОВИЧ МАГОМАЕВ

Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк - оперы, мюзиклы, неаполитанские песни, вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодежном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным символом нашего искусства.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и уважаемой семье. Его назвали в честь - так он стал полным его тезкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку. Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижером, и пианистом.

Дед Муслима вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку. Муслим Магомаев-старший рано начал играть на восточной гармони, во время учебы в Грозненской городской школе освоил скрипку. Свое образование продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори, где познакомился с Узеиром Гаджибековым; они оба впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества. В Горийской семинарии дед научился игре на гобое. Как скрипач и гобоист играл в оркестре, состоявшем из учащихся семинарии, а в 18 лет стал ведущим музыкантом оркестра и заменял дирижера. Впоследствии Магомаев-старший создал оркестр из своих учеников, хор, организовывал концерты, где исполнялись народные песни, произведения популярных жанров и его собственные сочинения, часто выступал как солист-скрипач. С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте, дед с семьей поселился в Баку. Тогда музыка стала главным делом его жизни: Муслим Магомаев-старший дебютировал как дирижер, оперный композитор, написал две оперы - "Шах Исмаил" и "Наргиз" и стал основоположником азербайджанской классической музыки. В настоящее время его имя носит

У деда Муслима и его супруги Байдигюль было два сына. Младший - , отец Муслима, был очень одаренным человеком. Нигде специально не учась музыке, играл на рояле, пел - у него был очень приятный и задушевный голос. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. От отца Магомет Магомаев унаследовал мужественность, ценил порыв, отвечал за слово, был честолюбив и всегда оставался романтиком - именно такой человек смог бросить все и уйти на фронт. Старший сержант М. М. Магомаев погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина за 9 дней до окончания войны. От мальчика долго скрывали, что отца уже нет в живых, и только лет в 10 сказали правду.

, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), - драматическая актриса с многоплановым амплуа. У Айшет был хороший голос, она аккомпанировала себе на аккордеоне - играла в основном характерные роли, а ее музыкальность была дополнением к драматическим способностям. На сцене Айшет Кинжалова была очень эффектна - броская внешность и одаренность, видимо, в большой степени произошли от смешения кровей: ее отец был турок, мать - наполовину адыгейка, наполовину русская. Айшет Ахмедовна родилась в Майкопе, театральное образование получила в Нальчике. С будущим супругом уехала в Баку, где они поженились. Когда Магомет Муслимович ушел на фронт, Айшет Ахмедовна жила в семье Магомаевых, а после его гибели вернулась в Майкоп. Человека неординарного, ее томила жажда к перемене мест.

навсегда стал для Муслима родным, а сам дядя заменил ему отца и деда.Мальчик знал, что для него он был самым близким человеком на свете, а любить дядя Джамал умел. Такое у него было сердце - все там умещалось, и сила, и слабость, а строгость была прикрытием доброты. Инженер по образованию, он имел склонность к точным наукам. Унаследовав от отца музыкальность, играл на рояле, не получив при этом специального музыкального образования. Очень любил нажимать на педаль, чтобы было громко, хотя Муслима учил: "Играй тихо и с чувством". Дядя Джамал превыше всего ценил свою честь, что стало семейной заповедью Магомаевых.

Няня тетя Груня часто водила Муслима гулять... Они заходили в православную церковь. Мальчик навсегда запомнил запах ладана, мерцание свечей, пышность православного храма, и русская церковь казалась сказочным теремом. На ночь няня рассказывала ему добрые сказки. Позже, когда Муслим научился читать, он сам прочел сказки Пушкина, узнал о его няне Арине Родионовне. Став постарше, увлекся книгами Жюля Верна. Муслима очень интересовало все, что связано с морем, - капитан Немо, его "Наутилус". Дома он устроил собственный "Наутилус" - целый уголок в комнате, где мастерил корабли. В зрелом возрасте Магомаев увлекся фантастикой, но любовь к сказкам осталась навсегда - у знаменитого певца собраны все фильмы Уолта Диснея.

В то время когда сверстники Муслима играли машинками и оловянными солдатиками, он ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром. Сначала Муслима хотели научить играть на скрипке. Как многие дети, он был очень любопытен: ломал механические игрушки, чтобы посмотреть, как они устроены. Это "техническое творчество" не забылось - Муслим Магометович и сейчас в свободное время тешит себя современными электронными "игрушками". Когда близкие, глядя на него, играющего на компьютере, говорят: "Как мальчишка!.", - он не обижается, так как уверен, что если в человеке исчезает что-то детское, наивное, это значит, что пришла старость. Но тогда от детского любопытства Муслима пострадала дедушкина скрипка: мальчик решил посмотреть, что находится внутри, и инструмент сломался. Его склеили, и в настоящее время реликвия находится в одном из бакинских музеев...

Путь Муслима по дороге деда-композитора решили начать с рояля. был большой, а Муслим маленький, но они ладили: с 3 лет мальчик уже подбирал мелодии, а первую сочинил в 5 лет и запомнил ее на всю жизнь. Впоследствии Муслим Магомаев с поэтом Анатолием Гороховым сделали из нее песню "Соловьиный час".

В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант. Магомаеву запомнились прекрасные учителя - Аркадий Львович, преподававший географию и английский язык, и Арон Израилевич, который вел музыкальную грамоту. Впервые об уникальном голосе Муслима заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, - вместе с хором он старательно выводил "Спи моя радость, усни". Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего голоса - еще детского, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло - ступенька к небывалому успеху. Муслим Магометович уверен, что голос достался ему по наследству от матери, а музыкальность - от Магомаевых. На певца оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, музыкальная школа, а впоследствии - консерватория и оперный театр.

Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик впервые узнал, что такое русская душа. Там он продолжил занятия в музыкальной школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в городском драматическом театре музыкальным оформителем, подбирала и обрабатывала музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений. Когда Валентина Михайловна оформляла музыкальный спектакль "Анджело" по А. С. Пушкину, Муслим сидел в оркестровой яме рядом с роялем и млел от счастья - оттого, что любит музыку, театр с его особым пыльно-сладким запахом, с шорохами и суетой за кулисами, с долгими репетициями.

Интерес к театру вскоре вылился в то, что Муслим увлек ребят идеей организовать кукольный спектакль. К тому времени он уже немного лепил, и сделать кукол для небольшого спектакля "Петрушка" для него не составило труда. Ребята достали почтовую коробку, смастерили из нее сцену, сами написали текст, и марионетки на ниточках разыграли короткий спектакль минут на десять. Детям хотелось, чтобы у них было все, как в настоящем театре: они даже брали за билеты "деньги" - фантики от конфет.

Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования. Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у нее появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна.

Главное дело его жизни началось с итальянского фильма , в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако. На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы - трофейные, старые и новые, которые еще не вышли на экран. Именно там он увидел "Любимые арии", "Паяцев", "Тарзана", фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно. Муслим продолжил учебу в музыкальной школе, и его увлечением стало пение.

Он слушал пластинки, оставшиеся от деда, - Карузо, Титто Руффо, Джильи, Баттистини. Слушая записи вокальных произведений, он анализировал басовые, баритоновые, теноровые партии. Брал клавиры и пел все подряд, сравнивал то, что делали знаменитые певцы, с тем, как пел он сам. К 14 годам у Муслима проснулся голос, но петь при посторонних он стеснялся и скрывал свою тайну от домашних и педагогов. Не стеснялся он только одноклассников, показывал популярных персонажей из детского фильма "Буратино", забавно пел песенку "Моя лилипуточка" из фильма о Гулливере.

Тогда еще никто не мог предположить, что именно этот необыкновенный талант пригодится Муслиму в жизни и он блестяще озвучит Сыщика, Трубадура и Цыганку в любимом всеми мультфильме На школьном концерте Муслим спел "Песню нефтяников Каспия" Кара Караева - через 20 лет он снова пел ее как профессиональный певец на правительственных концертах. А тогда, в школе, он пронзительно звонким голосом выводил: "Песня мужества плывет на морском просторе". Это было первое выступление Муслима Магомаева на большой сцене Бакинской консерватории.

На одном этаже с семьей Магомаевых в большом доме, который в Баку называли "домом артистов", жил известный певец Бюльбюль. Их квартиры были смежными, и Муслим слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену. Как представители "верховной власти" двора, как Том Сойер и Гек Финн, соперничали, кто ловчее "тарзанит", перепрыгивая с дерева на дерево. В детстве Муслим увлекся астрономией. Вместе с Поладом они даже смастерили трубку, чтобы посмотреть, есть ли пятна на Луне. Полад был моложе Муслима и учился в другом классе, но вместе они постоянно оформляли школьную стенгазету: уже тогда Магомаев почувствовал склонность к рисованию.

Вместе с ребятами Муслим создал тайное общество меломанов. Собирались у его друга, Толи Бабеля, страстного поклонника И. С. Козловского и Большого театра, слушали вокальные записи, джазовую музыку. Постепенно от прослушивания перешли к практике. Тогда у Магомаева появилось много музыкальных пристрастий: он любил и классику, и джаз, и эстрадную музыку. Ребята организовали небольшой джаз-банд, играли дома у кларнетиста Игоря Актямова. Муслим собрал кружок струнников и обработал каватину Фигаро в переложении для двух скрипок, альта, виолончели и рояля. Позже, узнав о сочинительских талантах Муслима Магомаева, его перевели в класс детского творчества, где он начал писать пьесы и романсы на стихи А. С. Пушкина.

Когда в школе узнали о том, как Магомаев поет, на уроках музыкальной литературы он стал вокальным иллюстратором - пел арии и романсы. Поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне. Он приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич. Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром: Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы. Опыт, приобретенный на занятиях с Владимиром Цезаревичем, пришелся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике".

Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог. Пение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешел в музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т. И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела, поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.

В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина живет в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек. Когда-то ее дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии. Хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у Муслима Магометовича дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.

Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда Муслим приехал из Грозного в отпуск, его вызвали в Центральный комитет комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана под управлением Т. Ахмедова и единственный солист - Муслим Магомаев. Хельсинкский фестиваль начался в Москве с Центрального дома Советской армии имени Фрунзе, где будущие участники собрались для репетиций культурной программы. Песни Магомаева понравились, и по этим положительным отзывам он предчувствовал успех.

В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах. Почему-то на финской земле ему пелось как никогда. После завершения фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в Москву, Муслим увидел в журнале "Огонек" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т. Ахмедова пригласили на Центральное телевидение. После передачи Магомаева начали узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажером в Азербайджанский театр оперы и балета.

Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в Кремлевском дворце съездов. Его принимали очень тепло. Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню "Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали. Муслим кивнул дирижеру Ниязи и повторил каватину на русском языке.

30 марта 1963 года в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов, где сообщалось: ". Самый большой, можно сказать, редкий успех достался Муслиму Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришел богато одаренный молодой артист". Пресса очень активно откликнулась на успех Магомаева - восторженные оценки, анализ исполнения, но самым дорогим для певца стал отзыв билетеров Кремлевского дворца, которые написали на концертной программке: "Мы, билетеры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся еще услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание". После выступления на декаде, имевшего такой резонанс, Муслиму Магомаеву предложили выступить сольно в Концертном зале имени Чайковского. Впоследствии жизнь складывалась так, что певцу часто приходилось что-то делать первым: записывать на фирме "Мелодия" в студии (в здании англиканской церкви на улице Станкевича) оперные арии в сопровождении симфонического оркестра под управлением Ниязи, со звукорежиссером В. Бабушкиным осваивать цифровую запись.

10 ноября 1963 года к зданию Московской филармонии стеклось множество людей. Только потом Муслиму стало известно, что желающих попасть на его концерт оказалось столько, что поклонники снесли входную дверь в вестибюль.Начав петь, он успел заметить, что в зале аншлаг и люди стоят в проходах. прошел лучше, чем ожидал певец. Бах, Гендель, Моцарт, Россини, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Гаджибеков. Вместо объявленных в программе 16 вещей в тот вечер Муслим спел 23: в незапланированном третьем отделении исполнял итальянские и современные песни. Уже выключили свет, а у авансцены все стояла толпа поклонников. Муслим сел за рояль - и наступило время эстрады: "Come prima", "Guarda che Luna", твист А. Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев".Впоследствии Магомаев стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. К симфоническому оркестру присоединялись гитара, ударные и бас - и оркестр превращался в эстрадно-симфонический. Требовательная К. И. Шульженко вспоминала: "Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился.". Именно в тот день Муслим Магомаев почувствовал, что сомнения преодолены и никогда не вернется юношеская робость.

В 1964 году Муслим Магомаев уехал на стажировку в миланский театр "Ла Скала" вместе с Владимиром Атлантовым, Янисом Забером, Анатолием Соловьяненко и Николаем Кондратюком. Италия - страна несметных сокровищ искусства, родина бельканто, и это не только благотворно сказалось на исполнительских возможностях Муслима, но и существенно расширило его духовный горизонт. Он навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио дель Монако. Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина. В Милане у Муслима появился любимый магазин пластинок, где он приобретал записи. Во время стажировки он познакомился с директором театра - синьором Антонио Гирингелли, который относился к молодому певцу с особым вниманием и симпатией. Занятия по вокалу проводил маэстро Дженарро Барра - известный певец, обладавший завидной энергией и жизнелюбием. Педагогом-репетитором по разучиванию оперных партий стал Энрико Пьяцца, в свое время ассистировавший великому Артуро Тосканини. Во время стажировки Муслима он работал в "Ла Скала" консультантом и концертмейстером. Для занятий Магомаев выбрал оперу "Севильский цирюльник".

Незабываемое впечатление у певца оставил спектакль "Девушка с Запада" Дж. Пуччини - в главной партии ковбоя Джонсона выступал молодой и уже знаменитый Франко Корелли. Яркое впечатление оставило и выступление Джузеппе ди Стефано. Именно в Милане Муслим услышал в "Богеме" Миреллу Френи, познакомился с Робертино Лоретти и бывшими итальянскими партизанами, главными среди которых были доктор-стоматолог синьор Пирассо и Никола Мучача. Дружески опекала советских стажеров и гостеприимная семья Луиджи Лонго, сына секретаря Коммунистической партии Италии. Во время второй стажировки в "Ла Скала" Муслим готовил партию Скарпиа в "Тоске" Пуччини. Его коллегами во время поездки стали Владимир Атлантов, Хендрик Крумм, Виргилиус Норейка и Ваган Миракян. 1 апреля 1965 года стажеры выступили с концертом на малой сцене театра - "Ла Пикколо Скала". Муслим спел среди других песен "Вдоль по Питерской". Зал был полон, принимали замечательно. Так на русской ноте под крики итальянского "браво" закончилась его итальянская эпопея. На основе привезенных из Италии пластинок Магомаев сделал цикл передач об итальянских оперных певцах для радиостанции "Юность" и записал с Государственным камерным оркестром Азербайджана под руководством Назима Рзаева целую пластинку старинной музыки с произведениями композиторов XVI-XVIII веков.

Летом 1966 года Муслим Магомаев впервые попал во Францию, где ему предстояли выступления на сцене знаменитого театра "Олимпия" в составе большой группы советских артистов. Газета "Русская мысль" написала: "Молодой певец Муслим Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию. Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поет арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться. Затем он садится за рояль и, превосходно аккомпанируя себе, поет по-русски "Стеньку Разина" и "Подмосковные вечера" - две вещи, казалось бы, набившие оскомину даже у французов, но в его исполнении все интересно"... Через 3 года Магомаев , но уже с Ленинградским мюзик-холлом.

Находясь в Баку, Муслим за год окончил консерваторию. Учился легко, прекрасно гармонизировал мелодии, а на экзамен по фортепиано подготовил Сонату до мажор Моцарта в переложении для четырех рук, Прелюдию до-диез минор Рахманинова, первые две части "Лунной" сонаты Бетховена и отыграл программу так, что члены комиссии сказали: "У нас такое ощущение, что мы принимаем экзамен не на вокальном отделении, а на фортепианном факультете". народного артиста Азербайджанской ССР Муслима Магомаева пришло столько людей, что никакой зал не мог вместить всех желающих. Пришлось открыть окна и двери, люди слушали своего кумира с улицы. На своем выпускном экзамене он пел произведения Генделя, Страделлы, Моцарта, Шумана, Грига, Верди, Чайковского, Рахманинова.

Вскоре Муслим Магомаев снова оказался во Франции - в Каннах, где проходил очередной Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий (МИДЕМ). Муслим участвовал в конкурсе по разделу "Эстрадная музыка". Записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в 4 с половиной миллиона экземпляров. Певец из СССР получил "Золотой диск". Всего таких дисков у Муслима Магометовича два - второй он получил на 4-м МИДЕМе в начале 1970 года.

В конце лета 1969 года в состоялся IX Международный фестиваль эстрадной песни. От СССР направили Муслима Магомаева. Для конкурса певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день", представив ее как красивую мелодичную песню в итальянском духе, и получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим исполнил "Сердце на снегу" А. Бабаджаняна. Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Муслим Магомаев нарушил традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал еще раз в качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 году.

Во время поездок в Польшу Муслим искал могилу отца. И при содействии Общества польско-советской дружбы удалось отыскать братскую могилу в городе Хойна Щецинского воеводства. Через 27 лет после гибели отца сын смог навестить его могилу - это было весной 1972 года. А 17 августа 1972 года друг Муслима Магометовича Роберт Рождественский преподнес ему в день тридцатилетия бесценный подарок - стихотворение "Отец и сын". Позже композитор Марк Фрадкин написал к нему музыку, но Муслим не стал исполнять эту песню - это было личное, не для публики. Отцу он посвятил песню, написанную тоже на стихи своего друга - Геннадия Козловского. вошла в кинофильм "Поет Муслим Магомаев".

Муслиму Магометовичу посвящен еще один фильм - , который снят на основе записи неаполитанских песен. Вместе с А. А. Бабаджаняном они создали прекрасные песни - "Ожидание", "Королева красоты", "Моя судьба". Своими песнями одарил Магомаева и еще один давний друг - О. Б. Фельцман. "Возвращение романса", "С любовью к женщине", "Колыбельная", "Одиночество женщины" запомнились слушателям. Муслиму Магомаеву всегда было интересно придать песням новое звучание. Одним из первых он исполнил на новый лад "Темную ночь", "Шаланды, полные кефали", "Три года ты мне снилась", "Что так сердце растревожено", "Веселый ветер" и "Капитана". Знаменитому певцу довелось работать с замечательнейшими исполнителями. В "Тоске" он пел с Марией Биешу, в "Севильском цирюльнике" - с примадонной Кировского театра Галиной Ковалевой. Когда Магомаев исполнял в Ленинграде Скарпиа, партию Тюремщика пел Е. Е. Нестеренко.

В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был какой-то знак: филармония будто семейная обитель Магомаевых, в которой живет дух предков. Еще до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с ее участием, дарил самые большие и красивые букеты... А потом было испытание чувств разлукой - Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"... Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Ильинична одной из первых услышала ее по телефону в далекой Италии. Муслим Магометович признается, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...

У Муслима Магомаева всегда были полноценные зарубежные гастроли. Из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта он первым поехал в США. Гастролировали по большим городам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Зрители очень тепло принимали артиста. Муслим Магометович часто посещал эту страну и в связи с работой над книгой о легендарном Марио Ланца. Когда он провел на радио цикл из 5 передач, посвященных творчеству этого великого исполнителя, и поделился со слушателями планами написать книгу о нем, откликнулось немало бескорыстных помощников. В 1989 году Муслим Магомаев и Тамара Синявская получили приглашение принять участие в ежегодном вечере, приуроченном к дате кончины певца (7 октября 1959 года). Встретили их необычайно радостно - впервые за 30 лет после смерти Ланца в вечере его памяти участвовали артисты из Советского Союза.

Всю свою любовь к Ланца, великому певцу XX века, Магомаев выразил в , написанной о нем в СССР, которая увидела свет в 1993 году в издательстве "Музыка". После рассказов о Марио Ланца на радио пришло много благодарственных писем от радиослушателей, и было решено продолжить цикл. Вышли передачи о других выдающихся певцах - Марии Каллас, Джузеппе ди Стефано. Через некоторое время Магомаеву предложили сделать то же самое, только для телевидения, - так появился со Святославом Бэлзой "В гостях у Муслима Магомаева". Они рассказывали о Марио дель Монако, Хосе Каррерасе, Пласидо Доминго, Элвисе Пресли, Фрэнке Синатре, Барбре Стрейзанд, Лайзе Миннелли. Последней работой в этом цикле стал рассказ о великом дирижере Артуро Тосканини.

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале "Кругозор", а также 15 компакт-дисков: "Благодарю тебя" (1995), "Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни" (1996), "Звезды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее" (2001), "Любовь - моя песня. Страна грез" (2001), "Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском" (серия "Звезды, которые не гаснут", 2002), "Муслим Магомаев. Избранное" (2002), "Арии из опер" (2002), "Песни Италии" (2002), "Концерт в зале имени П. И. Чайковского, 1963 г." (2002), "Великие исполнители XX века. Муслим Магомаев" (2002), "С любовью к женщине" (2003), "Спектакли, мюзиклы, кинофильмы" (2003), "Рапсодия любви" (2004), "Муслим Магомаев. Импровизации" (2004), "Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты" (2005).

В свое время Муслим Магомаев отдал предпочтение эстраде и принес в нее новые ритм и стиль. Как это часто бывает у талантливых людей, знаменитый певец одарен разносторонне: он не только прекрасный певец и актер, но и пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, Рисует Муслим Магометович с детства, чаще всего по настроению. Находясь летом в Баку, день за днем писал закаты на море - за мольбертом его душа отдыхает. Муслиму Магомаеву удалось воплотить и еще одну давнюю мечту - создать эстрадный оркестр. Сначала он работал со знаменитым биг-бендом под руководством Л. Мерабова, а потом собрал лучших джазовых музыкантов. У Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра была база в Московском дворце культуры автозавода имени Лихачева - музыканты давали по 20-30 концертов в месяц.

Еще одно увлечение Муслима Магомаева - киномузыка, которую он пишет в основном к фильмам Эльдара Кулиева. В середине 1980-х годов кинорежиссер задумал фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами и пригласил на эту роль Муслима. Снимали картину в Азербайджане и Самарканде. получился прекрасным - в нем все изысканно, орнаментально красиво, истинно по-восточному. Поэзия, философия, плавность мыслей, действий, размышления о жизни, любви и смерти. Муслим Магомаев впервые сыграл в кино роль своего великого соотечественника.

В середине 1980-х годов режиссер Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова Глеб Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Рождает Птица птицу". Муслим Магометович написал песню, получившую то же название, что и пьеса, которую позже записал на радио. Премьера спектакля прошла с успехом. Впоследствии Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю по мотивам "Слова о полку Игореве". Муслиму Магометовичу в глубине души давно хотелось испытать свои силы в русской теме, и в результате получились интересные музыкальные номера. Перекликаясь, сплетаясь в русский венок, зазвучали три темы: плач Ярославны, который записала Тамара Синявская, песнь Бояна (он же Ведущий спектакля) в исполнении Владимира Атлантова, ария князя Игоря, которую записал Муслим Магомаев. Премьера состоялась в августе 1985 года. Спектакль шел не на сцене театра, а у стен Спасо-Преображенского монастыря, где в XVIII веке обнаружили рукопись "Слова о полку Игореве". Эти стены стали лучшей декорацией.

Муслима Магомаева любят все. В свое время Л. И. Брежнев с удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Добрые и теплые отношения долгие годы связывали Муслима Магомаева с первым секретарем ЦК компартии Азербайджанской ССР Г. А. Алиевым. Муслим Магометович даже был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. Он получал письма с различными просьбами, посылал их в соответствующие инстанции, пытался помочь людям. Живя в Москве, специально приезжал на сессии в Баку.

Жизненный принцип Муслима Магомаева - "Не жди, не бойся, не проси". Ко всем прочим достоинствам необходимо причислить еще и то, что душа Магомаева не устает трудиться. Он поддерживает контакт со своими многочисленными поклонниками через Интернет, любит "поколдовать" в домашней студии над записями. К его юбилею в 2002 году вышла коллекция из 14 компакт-дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства великий певец.

Муслим Магомаев гордится своей родиной, любит ее и всегда говорит о том, что Азербайджан - его отец, а Россия - мать. Он никогда не забывал и свой бакинский двор, и бульвар на берегу теплого Каспия. Муслим Магометович часто приезжает в Баку как на святую землю. Для бакинцев их город - это не просто место рождения, это нечто большее. Бакинец - это особый характер, индивидуальность, особый стиль жизни. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в профессии на прекрасной земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова, он совсем молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала его известным и окружила любовью.

Роберт Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени “Муслим” раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия “Магомаев” безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А еще к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо".

В 1997 г. именем "4980 Magomaev" названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом "1974 SP1".

М. М. Магомаев награжден орденами Почета (2002), Трудового Красного Знамени (1971), Дружбы народов (1980), орденами Азербайджана "Истиглал" (2002) и "Шохрат" (1997), почетным знаком "За заслуги перед польской культурой", нагрудным знаком "Шахтерская слава" III степени. В 2004 году награжден орденом М. В. Ломоносова Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ. В 2005 году за выдающийся личный вклад в развитие культуры России удостоен Национальной премии имени Петра Великого. Является Кавалером ордена , присуждаемого за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры.

"Кто есть кто в современной культуре"
[ Эксклюзивные биографии. - Выпуск 1-2. - М.: МК-Периодика, 2006-2007. ]


История взаимоотношений великого азербайджанского певца Муслима Магомаева с первой женой Офелией и единственной дочерью Мариной. Первый брак длился всего год, родилась дочь… Сейчас Марина живет в США с мужем и маленьким сыном. Мальчику дано несколько имен, и одно из них – Муслим.
Муслиму Магомаеву было 18 лет, и уже в эти годы юноша пользовался бешеным успехом у девушек. Он учился в Бакинском музыкальном училище, где познакомился с однокурсницей, красавицей с романтическим именем Офелия, и решил на ней жениться. Бабушку Байдигуль Муслима это так напугало, что она спрятала паспорт любимого внука, чтобы тот “сдуру не женился”.

Спрятанный паспорт и тайный брак

“Беззаботная юность кончилась – я влюбился, – вспоминал Муслим Магомаев. – Все как в песне: я встретил девушку, полумесяцем бровь… Мы стали встречаться. Дядя и тетя, зная о моем увлечении и зная мой характер, почувствовали неладное. Но по своей природной деликатности дядя Джамал не решался затевать со мной мужской разговор, а я еще не считал нужным открываться дяде. И вот в один прекрасный день у меня исчез паспорт. Похоже, это была рука бабушки: она вовремя уловила опасное мгновение – мы с Офелией как раз решили пожениться. В нашем дворе жила некая Ольга Каспаровна Чарская, в прошлом известная исполнительница старин
ных романсов. Она была весьма общительная женщина и, если что-то рассказывала, то кричала на весь двор. И вот бабушка спрятала мой паспорт именно у нее, так как понимала, что дома я все равно разыщу его. Соседка, в силу своей общительности, не могла долго хранить доверенную ей тайну, и все кончилось тем, что я каким-то хитрым способом вернул паспорт”.


19-летний Муслим все равно женился, причем тайно…

“Мы с Офелией расписались, ничего и никому не сказав. Я поставил перед фактом свою семью. Реакция сдержанная, думал, будет хуже. Бабушка была расстроена, а погрустневший дядя ворчал:
- Хочешь быть самостоятельным? Хорошо, давай попробуй, ты уже взрослый. Но имей в виду, будешь плакаться – не поймем.
Я стал жить в семье Офелии. Ее отец, человек интеллигентный, ученый-химик, работал в Академии наук. Был он деликатный, скромный, а теща… Теща есть теща. Все получалось по закону семейных качелей. Очень скоро началось выяснение отношений. Мне надо было кормить нашу маленькую семью, пришлось срочно устраиваться на работу”.

“Из тебя не выйдет хорошего мужа!”

В юношеском браке Муслиму приходилось, прямо скажем, несладко. Родня жены считала, что он не щадя себя должен зарабатывать деньги. Юноша же мечтал тогда петь в оперном театре, пусть и в маленьком. Но родственники супруги встречали эти желания Муслима в штыки. Самым невыносимым для певца были всегдашние упреки: “Из тебя не выйдет хорошего мужа!”. Муслим был принят в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО. Но после этого, Офелия стала тяготиться сумасшедшим гастрольным графиком восходящей звезды. Молодая женщина хотела, чтобы муж всегда был с ней.
“С ансамблем мы ездили по разным городам, в том числе и по курортным. Везде был успех. В ансамбле мне платили по тем временам прилично. Гастрольная круговерть отвлекала меня от домашних неурядиц. Из поездки возвращаться домой не хотелось, разыгрывать роль благопристойного семьянина не позволял характер”.
Затем в жизни певца зазвучали чеченские мотивы. По приглашению друзей вместе с Офелией он переехал работать в Грозный, на родину прадеда Магомета. Солиста Грозненской филармонии ждал успех… Но из-за жадности директора Муслим впервые в жизни оценил вкус обычного черного хлеба с килькой.
“В продуваемых всеми ветрами гостиницах мы кормили клопов… Я напростужался в разъездах по аулам, наорался в горах так, что у меня пропал голос. Нашли для меня в Грозном хорошую врачиху – специалистку по иглоукалыванию. Через две недели от ее иголок или от молчания голос вернулся. Я запел. Но Офелия не выдержала такой нашей жизни и уехала домой, в Баку”.


Нищенское существование в Грозном надоело певцу, и через несколько месяцев он вернулся в Баку, но не в семью Офелии, а поселился у Рамазана Халилова (директор Бакинского оперного театра), племянника Узеира Гаджибекова, сына одной из сестер бабушки Байдигюль.
“После отъезда Офелии из Грозного в Баку я решил, что наша совместная жизнь закончилась, но, узнав, что жена ждет ребенка, вернулся в ее дом. У нас родилась дочка (1961 год), мы назвали ее Мариной… Но наша семейная жизнь не получалась… Впоследствии мы расстались…”

Это имя было выбрано отцом неслучайно. Еще в 13-летнем возрасте Муслим был влюблен в школьницу Марину и даже написал в ее честь песню, которую исполнял на школьных праздниках и вечеринках. В 70-х годах эта композиция стала хитом.
“Что тут сказать? – со вздохом вспоминал Муслим Магомаев об этой странице жизни. – Мальчик в 18 лет впервые воспылал к женщине… Первая реакция моя – надо жениться! Сейчас мне об этом своем легкомыслии и говорить смешно. Но я благодарен тем временам – наш недолгий брак, он длился всего один год, подарил нам дочку. У меня очень хорошая дочь Марина – за что Офелии большое спасибо. А про то, что я перетерпел в той семье, и вспоминать не хочу, чтобы не травмировать Марину… Жить мне стало совсем невмоготу. Меня стали заставлять где-то зарабатывать деньги. А я знал одно: мне надо петь в оперном театре, пусть в маленьком. А от меня ждали, что я уйду в какой-то коллектив, где больше платят. Но самое невыносимое - вечные причитания: “Из тебя не выйдет хорошего мужа”.

“Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего…”
По свидетельству многих, за единственную дочку Муслим всегда платил “бешеные алименты”. Сейчас Марина вместе с супругом Александром Козловским и матерью Офелией живут в США, в Огайо. У них растет семилетний сын – Ален, внук Муслима. Кстати, отец зятя Геннадий Козловский был другом Муслима, вместе они даже написали две песни.


“Потом друг уехал в Америку с семьей. К сожалению, он уже умер. Алик – очень хороший парень. Сначала они с Мариной долго общались по телефону, каждый день он звонил ей в Баку, а закончилось все свадьбой. Марина унаследовала мой характер, по-женски его заострила. Получился, увы, похлеще моего…”


Марина была очень близка с отцом, а Муслим бесконечно ценил дружеские отношения с дочерью. Хотя Марина окончила школу как пианистка, и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Отец с нежностью говорил: “У меня пре¬красная дочь Марина, уже взрослый человек. В свое время дед, академик-химик, уговорил ее учиться геодезии и картографии: видно из-за меня в семье жены появилась аллергия на музыку. Марина с отличием закончила школу как пианистка, ей прочили прекрасное будущее музыканта, она потрясающе играет с листа… Но профессиональным музыкантом дочь не стала. Решила найти себя в другом. Я не имел права что-то навязывать ей, давать советы, а тем более вмешиваться в ее судьбу. У нас с ней дружеские отношения, и я бесконечно ценю это…”
Муслим мечтал выступать с дочерью на одной сцене.

“Если бы она жила со мной… Впрочем, как она могла жить со мной, ведь я очень долго вел скитальческую жизнь? Да и с ребенком на руках я был бы не свободен в творческой жизни. Так сложилось – Марина не стала музыкантом… Я убеждал дочь бросить свою географию, идти в консерваторию. Выступала бы со мной в концертах, аккомпанировала”.
Они часто встречались. Или Марина с внуком прилетала в Москву или в Огайо любил приезжать знаменитый отец вместе с супругой Тамарой Синявской.
“У нас с Тамарочкой прекрасные отношения, – говорит Офелия. – То, что нас с Муслимом связывало, – было давно. Она же не уводила у меня мужа. Они встретились после нашего развода. Да и Марина ей как дочь. Она с внуком часто ездила к отцу…”
Марина попрощалась с отцом в Баку
29 октября… В зале Азербайджанской Государственной филармонии, в центре сцены, на постаменте, убранном белыми розами, установили закрытый гроб. Вдова – Тамара Синявская – с трудом сдерживает слезы. Ее успокаивает президент Азербайджана Ильхам Алиев. Рядом навзрыд плачет Марина. Она из-за проблем с визой не смогла приехать на прощание с отцом в Москву, а прилетела сразу в Баку. Ее поддерживает муж – Алекс. Офелия очень хотела поехать на похороны, чтобы еще раз увидеть человека, которого так любила в молодости. Но осталась в США с внуком, говорят, здоровье не позволяет совершать дальние перелеты.


Тамара Синявская, вдова легендарного певца, категорически запретила рассказывать семилетнему Аллену о смерти его дедушки. Аллен очень любил своего дедушку и родные боялись, что для ребенка известие о его кончине станет сильнейшим стрессом. Аллен, у которого есть еще имя Муслим, пока не знает, что больше никогда не увидит своего доброго и великого дедушку…

В статье использованы материалы из книги Муслима Магомаева “Любовь моя – мелодия” и интервью певца из “Московского комсомольца”

Из книги Софьи Бенуа "Муслим Магомаев. Преданный Орфей.