Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Алексей антипович потехин биография. Значение потехин алексей антипович в краткой биографической энциклопедии

Алексей антипович потехин биография. Значение потехин алексей антипович в краткой биографической энциклопедии

Известный писатель.

Род. в Кинешме Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил в военной службе.

В 1856 г., вместе с другими писателями - Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье.

В 80-х годах заведовал репертуарной частью С.-Петербургских Императорских театров.

Литературная деятельность П. началась в 1852 г. сценами из провинциального быта: "Забавы и удовольствия в городке", напеч. в "Современнике". Затем появился в "Москвитянине" ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком.

Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества.

Впоследствии П. не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения П. на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии.

С наступлением эпохи реформ П. печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми.

Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман П., ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами.

Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство.

Шумным успехом пользовались драмы П. "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13-го представления.

Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена.

П. написал также несколько драм из народной жизни: "Чужое добро в прок не идет", "Суд людской не Божий", "Около денег" (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью.

Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности.

Рисует он захватьваемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного П. вошло в собрание его произведений, изд. в 1874 г. в 6 т. Ср. "Соч." Добролюбова (т. 2); Aп. Григорьев (т. 1); Скабичевский, "Винегрет современной морали" ("Соч.", т. II). {Брокгауз} Потехин, Алексей Антипович (дополнение к статье) - известный писатель.

В 1900 г. избран почетным академиком. {Брокгауз}

В семье мелкопоместного дворянина, казначея уездного суда. Брат драматурга Николая (1834-1896) и адвоката Павла (1839-1916) Потехиных. Окончил Костромскую гимназию . В 1846-1849 годах учился в ярославском Демидовском лицее , за сочинение «Образование присутственных мест при Петре Первом » был награждён золотой медалью и переведён в связи с бедностью на казённое обучение. Окончил лицей с серебряной медалью.

Некоторое время был офицером. Служил чиновником особых поручений при костромском губернаторе. В конце 1850-х - начале 1860-х годов служил в качестве доверенного лица по управлению имениями Игнатьевой в селе Горки, и Голицыной в селе Карабиха Ярославской губернии.

В 1856 году вместе с другими писателями - Писемским , Островским , Максимовым , Михайловым , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряжённой по инициативе великого князя Константина Николаевича ; исследовал Поволжье . В 1880-х годах заведовал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров .

Литературная деятельность Потехина началась в 1852 году сценами из провинциального быта: «Забавы и удовольствия в городке», напечатанными в «Современнике ». Затем в «Москвитянине » появился ряд его рассказов и романов из народной жизни: «Тит Софроныч Казанок», «Крестьянка» и другие. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества . Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 1870-е годы он напечатал в «Вестнике Европы » известные рассказы: «Около денег», «Хай-Девка», «Хворая» и др. В них больше реализма , но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду русских беллетристов-народников, всё-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии .

С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в «Русском вестнике », «Современнике», «Библиотеке для чтения » и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы «Бедные дворяне» - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с её приживальщиками и шутами. Роман «Крушинский» осмеивает дворянское чванство . Шумным успехом пользовались драмы Потехина «Мишура» и «Отрезанный ломоть», встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: «Мишура» находилась под запрещением 4 года, «Отрезанный ломоть» был запрещён после 13-го представления. Комедия «Вакантное место» совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: «Чужое добро в прок не идёт», «Суд людской не Божий», «Около денег» (переделка романа под тем же заглавием) и др.

Как художник, Потехин не обладал резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придаёт его произведениям большу́ю яркость, особенно его драмам и комедиям.

Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданное в 1874 году в 6 томах. В последние годы жизни писал очень мало.

Умер 29 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры .

Отец драматической актрисы Раисы Потехиной (1861-1890).

Издания

  • Сочинения Алексея Потехина: В 7 т. - СПб.: К. Н. Плотников, 1873-1874.
  • После освобождения. Рассказы из крестьянского быта: В 3 т. - СПб.: А. С. Суворин, 1891.
  • Сочинения А. А. Потехина: В 12 т. - СПб.: Просвещение, 1903-1905.

Напишите отзыв о статье "Потехин, Алексей Антипович"

Примечания

Литература

  • Касторский С. В. Писатель-драматург А. А. Потехин // Из истории русских литературных отношений XVIII-XX вв. М.; Л., 1959.
  • Лотман Л. М. А. Н. Островский и русская драматургия его времени. М.; Л., 1961.
  • Тамаев П. М. «Мужицкие пьесы» А. А. Потехина в контексте русской драматургии сер. XIX в. Иваново, 1991.

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Клевенский М. // Литературная энциклопедия
  • . ЯрГУ им. П. Г. Демидова

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Потехин, Алексей Антипович

[Да здравствует Генрих Четвертый!
Да здравствует сей храбрый король!
и т. д. (французская песня) ]
пропел Морель, подмигивая глазом.
Сe diable a quatre…
– Виварика! Виф серувару! сидябляка… – повторил солдат, взмахнув рукой и действительно уловив напев.
– Вишь, ловко! Го го го го го!.. – поднялся с разных сторон грубый, радостный хохот. Морель, сморщившись, смеялся тоже.
– Ну, валяй еще, еще!
Qui eut le triple talent,
De boire, de battre,
Et d"etre un vert galant…
[Имевший тройной талант,
пить, драться
и быть любезником…]
– A ведь тоже складно. Ну, ну, Залетаев!..
– Кю… – с усилием выговорил Залетаев. – Кью ю ю… – вытянул он, старательно оттопырив губы, – летриптала, де бу де ба и детравагала, – пропел он.
– Ай, важно! Вот так хранцуз! ой… го го го го! – Что ж, еще есть хочешь?
– Дай ему каши то; ведь не скоро наестся с голоду то.
Опять ему дали каши; и Морель, посмеиваясь, принялся за третий котелок. Радостные улыбки стояли на всех лицах молодых солдат, смотревших на Мореля. Старые солдаты, считавшие неприличным заниматься такими пустяками, лежали с другой стороны костра, но изредка, приподнимаясь на локте, с улыбкой взглядывали на Мореля.
– Тоже люди, – сказал один из них, уворачиваясь в шинель. – И полынь на своем кореню растет.
– Оо! Господи, господи! Как звездно, страсть! К морозу… – И все затихло.
Звезды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в черном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чем то радостном, но таинственном перешептывались между собой.

Х
Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры.
Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду.
Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение.
Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов.
Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.
Всеми этими людьми, именно потому, что они не могли понимать его, было признано, что со стариком говорить нечего; что он никогда не поймет всего глубокомыслия их планов; что он будет отвечать свои фразы (им казалось, что это только фразы) о золотом мосте, о том, что за границу нельзя прийти с толпой бродяг, и т. п. Это всё они уже слышали от него. И все, что он говорил: например, то, что надо подождать провиант, что люди без сапог, все это было так просто, а все, что они предлагали, было так сложно и умно, что очевидно было для них, что он был глуп и стар, а они были не властные, гениальные полководцы.

Родился в Кинешме, Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил на военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями - Писемским, Островским, Максимовым, Михайловым, Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье. В 80-х годах заведывал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров. Литературная деятельность Потехина началась в 1852 г. сценами из провинциального быта "Забавы и удовольствия в городке", напечатан в "Современнике". Затем появился в "Москвитянине" ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии. С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман Потехина , ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами. Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13 представления. Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: "Чужое добро в прок не идет", "Суд людской не Божий", "Около денег" (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям. Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданы в 1874 г. в 6 томах. Ср. "Сочинения" Добролюбова (т. 2); Апполон Григорьев (т. 1); Скабичевский "Винегрет современной морали" ("Сочинения", т. II). В 1900 г. избран почетным академиком.

Потехин Алексей Антипович

П отехин (Алексей Антипович) - известный писатель. Родился в Кинешме, Костромской губернии, в 1829 г., учился в Демидовском ярославском лицее, некоторое время служил на военной службе. В 1856 г., вместе с другими писателями - , Афанасьевым-Чужбинским и др. - принял участие в известной литературно-этнографической экспедиции, снаряженной по инициативе великого князя Константина Николаевича, и исследовал Поволжье. В 80-х годах заведывал репертуарной частью Санкт-Петербургских Императорских театров. Литературная деятельность Потехина началась в 1852 г. сценами из провинциального быта "Забавы и удовольствия в городке", напечатан в "Современнике". Затем появился в "Москвитянине" ряд его рассказов и романов из народной жизни: "Тит Софроныч Казанок", "Крестьянка" и др. Они обратили на себя внимание знанием крестьянской жизни и колоритным языком. Недостатком их является приподнятость тона, в сентиментальном духе славянофильского народничества. Впоследствии Потехин не раз возвращался к сюжетам из народной жизни. Так, в 70-х гг. он напечатал в "Вестнике Европы" известные рассказы: "Около денег", "Хай-Девка", "Хворая" и др. В них больше реализма, но в общем произведения Потехина на темы из крестьянской жизни, отводя ему видное место в ряду наших беллетристов-народников, все-таки страдают тем, что в них больше знания внешнего быта, чем народной психологии. С наступлением эпохи реформ Потехин печатает в "Русском Вестнике", "Современнике", "Библиотеке для Чтения" и других журналах ряд повестей, романов и драм, обличающих дикость старого быта и борьбу новых понятий со старыми. Таковы "Бедные дворяне" - лучший роман Потехина, ярко изображающий старинную помещичью семью, с ее приживальщиками и шутами. Роман "Крушинский" осмеивает дворянское чванство. Шумным успехом пользовались драмы Потехина "Мишура" и "Отрезанный ломоть", встретившие чрезвычайные препятствия при постановке на сцене: "Мишура" находилась под запрещением 4 года, "Отрезанный ломоть" был запрещен после 13 представления. Комедия "Вакантное место" совсем к представлению не была дозволена. Потехин написал также несколько драм из народной жизни: "Чужое добро в прок не идет", "Суд людской не Божий", "Около денег" (переделка романа под тем же заглавием) и др. Как художник, Потехин не обладает резко выраженной индивидуальностью. Он большей частью усваивал себе стиль и мотивы тех литературных кружков, к которым примыкал, и тех полос общественного настроения, выразить которые он старался в разные периоды своей литературной деятельности. Рисует он захватываемые им явления по преимуществу схематично, в общих очертаниях; но именно это часто придает его произведениям большую яркость, особенно его драмам и комедиям. Большинство написанного Потехиным вошло в собрание его произведений, изданы в 1874 г. в 6 томах. Ср. "Сочинения" (т. 2); Апполон Григорьев (т. 1); "Винегрет современной морали" ("Сочинения", т. II). В 1900 г. избран почетным академиком.

Другие интересные биографии:

«Алексей Антипович Потехин -известный и забытый» Е.А.Потехина

14 июля 2009 года исполняется 180 лет со дня рожденья нашего земляка – кинешемца, писателя-беллетриста, драматурга, почетного академика изящной словесности, начальника репертуарной части Императорских театров Потехина Алексея Антиповича. Так и хочется сказать «известного». Но нет… Автор 12 пьес, бытописатель, краевед, современник и последователь Островского незаслуженно забыт современниками. А зря. Его пьесы о произволе чиновников, падении нравов, развале деревни, о власти денег актуальны до сих пор. Изучая творческую биографию А.А.Потехина, поражаешься многогранности его таланта, творческой плодовитости и глубокими знаниями народной жизни.
Ученик К.Ушинского, А.Потехин родился и вырос на Волге, неоднократно участвовал в литературно-этнографических экспедициях и исследовал Поволжье вместе с другими писателями. Любовью к Волге и Кинешме пронизаны его очерки – «Путь по Волге», «Уездный городок Кинешма», «Забавы и удовольствия в городке», а также его «Неоконченная повесть». А.А.Потехин дружил с Н.А.Некрасовым. Большой интерес к творчеству писателя проявлял Л.Н.Толстой.
Алексей Антипович Потехин родился в г. Кинешма 14 июля 1829 года. В метрических книгах Кинешемской Благовещенской церкви за 1829 г. значится актовая запись № 8:
« 1 июля у Кинешемского уездного казначея титулярного советника Антипы Макарова Потехина от жены его Анфисы Алексеевой родился сын Алексей. Крещен десятого. Восприемники: содержатель питейного кинешемского откупа, дворянин, титулярный советник Николай Степанов Карцев и помещичья жена, дворянка Варвара Николаева Яковлева».
Отец писателя – Антип Макарович Потехин имел 11 детей. А.А.Потехин учился в Костромской гимназии, затем в Ярославском Демидовском лицее, где и окончил курс в 1849 году. Многое во взгляде А.Потехина на русского человека, его природу сложилось под влиянием Константина Дмитриевича Ушинского, профессора Ярославского Демидовского лицея. Идеи Ушинского, как добрые семена, падали на подготовленную почву детской и юношеской любви к родному волжскому краю. Общение молодого профессора со своими учениками не ограничивалось лекциями. Педагог вовлекает студентов в научную деятельность. За 1847-1848 учебный год Совет лицея присуждает две золотые медали за студенческие работы, выполненные под руководством Ушинского. Одним из медалистов становится А.Потехин. А.Потехин прочно усвоил главный урок своего учителя – изучать, исследовать родной край, описывать его, поскольку в русской литературе мало «путешествий», а читающая публика не знает не только окраин своей огромной Родины, но и русской равнины. Поэтому еще со студенческой скамьи Алексей Антипович начал знакомство с родным краем, избороздив пешком всю Костромскую губернию.
Влияние Ушинского на Потехина сказалось уже в первых очерках 1852 года, где начинающий автор описывает Волгу и ее окрестности от Ярославля до Кинешмы. Позднее, в 1856 году, во время литературной экспедиции он выполнил существенную часть замысла своего учителя: исследовал лесную и торговую (очерки «С Ветлуги», «Река Керженец»), пустынную и рыбную (очерк «Лов красной рыбы в Саратовской губернии») стороны великой реки. Волга со своей тихой величавостью, живописными картинами природы, ее городами заложила в душу будущего художника чувство глубокого преклонения, восхищения, крепкой связи с Родиной. Написанные более ста лет назад, произведения А.Потехина и сегодня вызывают чувство восторга перед неизъяснимой красотой могучей Волги, перед силой и мужеством русских людей.
Некоторое время А.А.Потехин служил на военной службе. Был офицером, вышел в отставку. В 1852 году А.Потехин становится сотрудником журнала «Москвитянин», членом «молодой редакции».
Его первые беллетристические опыты - это «Тит Софронов Козонок» и «Бурмистр», повести из народного быта, замысел которых возник во время написания очерков о Волге.
В письме к родителям Потехин просит прислать не только сведения о Кинешме и уезде, но и «сюжеты тех анекдотов, где выражается так хорошо веселая, добрая, готовая на самопожертвование душа русского крестьянина… теперь у меня явилось желание облечь эти анекдоты в хорошенькую форму рассказа». Это письмо свидетельствует также о поисках молодым писателем своего пути в литературе, своей темы. Изображение быта, нравов, а главное, «доброй, готовой на самопожертвование души русского крестьянина» принесло А.Потехину известность.
Конечно же, А.А.Потехин причислял себя к «школе Островского», считая себя его учеником. Когда его пьеса из крестьянского быта, которую он написал по подсказке Островского «Суд людской – не Божий» была опубликована осенью 1853 года в журнале «Москвитянин» и с большим успехом поставлена в Петербурге, начинающий тогда драматург писал Александру Николаевичу: «Общество Ваше лучшая для меня школа: я чувствую, как взгляд мой на великое дело искусства развивается…» В этом же письме А.А.Потехин называет великого русского драматурга «образцом и страшным судьею».
Сближало их и то, что Алексей Антипович родился в Кинешме, где часто по долгу службы и проездом в свое имение Щелыково бывал А.Н.Островский.
Характерной особенностью произведений А.А.Потехина был язык: это не условная книжная речь, а чисто-русский красивый и образный язык, простой и вместе с тем высоко художественный, не придуманный, а подсказанный самою жизнью. И выработался он за долгие годы живого общения с простыми людьми – с источниками народного словесного творчества. От того-то А.А.Потехин и стал мастером русского слова, что жил этим словом, дышал им и любил его, как сам русский воздух и несравненную русскую природу среднего Поволжья.
В начале 80-х годов Алексей Антипович Потехин становится заведующим репертуарной частью Александринского Петербургского театра, позднее – управляющим драматическими труппами императорских театров, входит в состав Театрально- литературного комитета. Принимает активное участие в театральных реформах.
Последнюю треть своей жизни писатель посвящает художественному исследованию быта русского народа, крестьянства, русской деревни. Как и в первый период своего творчества, он пристально изучает жизнь русской провинции – Кинешмы, Вичуги… Почти все персонажи его повестей, очерков и романов, их сложные трагические судьбы взяты из жизни. В это время проявляется интерес писателя к маленькому человеку (очерки «Крестьянские дети»). Потехин показывает, как земледельческий труд придает детям силу, уверенность в себе, помогает преодолевать трудности и лишения сиротства, закаляет и облагораживает душу и сердце.
Пьесы драматурга ставились в Малом, Александринском, в провинциальных театрах и пользовались большим успехом у публики. В них участвовали крупнейшие актеры П.А.Степанова, Л.П.Никулина-Косицкая, И.М.Садовский, Г.Н.Федотова, М.Г.Савина и др. Всего А.А.Потехин написал 12 пьес.
Мы видим, что по иронии судьбы ученик и почитатель таланта Островского становится как бы его начальником, ведь именно А.Потехин утверждает теперь репертуар Императорских театров, решает кадровые вопросы, а так же устанавливает содержание актеров. Из писем А.Н.Островского А.А.Потехину видно, как Островский настойчиво рекомендует (диктует) свой кадровый состав актеров и размер их жалованья.
Театр отнимал у А.Потехина очень много сил и времени, причем зачастую возникали ситуации, требующие выбора – совесть, справедливость, разум или чувство долга и верность традициям.
Вот выдержка из Записки Островского (1884г.): «Потехин позволяет себе учить на репетициях – кого же? – Стрепетову! да еще покрикивает на нее».
Ученик выходит из повиновения учителя, что начинает раздражать Островского. Вероятно, между ними происходит разрыв. Об этом свидетельствует довольно жесткое письмо А,Н.Островского А.А.Потехину (апрель 1885г.), где Островский обвиняет адресата в профессиональной непригодности:
«…В управление сценическим искусством в двух (главных) столичных императорских театрах, которые должны служить образцами для всех театров России, ты вступил совершенно неподготовленный, не зная этого искусства ни теоретически, ни практически, потому что нельзя же считать за практику постановку нескольких своих пьес…»
Но вот совершенно противоположное мнение не менее авторитетного писателя Л.Н.Толстого (в одном из писем А.А.Потехину):
«Полагаю, что в драматическом и театральном деле после Островского нет знатока лучше Вас; то же, что в деле народного быта нет знатока равного Вам, это я уж сам знаю; и потому за все, что вы делаете, распределяя роли, ставя, изменяя, сокращая пьесу, я буду Вам всей душой благодарен».
Речь в этом письме идет о постановке в Александринском театре пьесы Л.Н.Толстого «Власть тьмы» и участии в спектакле известной актрисы М.Г.Савиной, которая готовилась к бенефису и выбрала для этого одну из ролей в новой пьесе Толстого. Более того, не щедрый на похвалы Лев Николаевич пишет в том же письме, что
«…я всегда чувствовал близость с Вами по Вашим произведениям, которые любил и люблю, и по коротким и случайным встречам у меня составилось о Вас представление как о вполне близком и родственном человеке».
В начале 80-х годов формирование трупы Александринского театра, составление репертуара, наблюдение за подготовкой спектаклей, систематический надзор за их уровнем входило в круг обязанностей А..А.Потехина, назначенного 5 апреля 1882 года заведующим репертуарной частью и сделавшегося фактически его художественным руководителем.
За время пребывания на своем посту Потехин в какой-то мере обновил и укрепит труппу, пригласив ряд талантливых актеров из провинции. Он выступал против строгого соблюдения сценических амплуа, настаивая на том, чтобы крупные актеры играли небольшие роли и эпизоды. При нем попало на сцену «Дело» («Отжитое время») А.В.Сухово-Кобылина, находившееся под запретом цензуры 20 лет, а «Ревизор» и «Горе от ума» были впервые поставлены в костюмах, отвечающей эпохе, в которую происходит действие пьес. Спектакли стали более правдивыми в деталях. Постановочная часть стала работать при нем более слаженно, но приглашение провинциальных актеров вызвало в труппе напряжение и конфликты.
Последние годы (летние месяцы) А.А.Потехин провел в с. Орехово, подаренном жене писателя Марье Петровне Потехиной в 1855 году матерью - Анной Федоровной Кондратьевой. Кондратьевы – известная фамилия в Кинешемском уезде. Отец жены писателя – Петр Петрович Кондратьев – офицер конной гвардии, полковник, участник Отечественной войны 1812 года.
В стенах Ореховской усадьбы (ныне Родниковский район) были продуманы и созданы многие произведения А.А.Потехина. В своих повестях и рассказах 70-80 годов Алексей Антипович отказался от приукрашивания народного быта. Крестьянская жизнь для него была объектом критического исследования.
В 1900 году Российская Академия Наук избрала Алексея Антиповича почетным академиком по разряду изящной словесности.
В этом же 1900-м году А.А.Потехин путешествовал по Европе с дочерью Диной. Париж, Ницца, Генуя, Женева… Неприятный случай приключился в июле 1900 года на вокзале в Кельне: носильщик украл у русских путешественников саквояж. Он, конечно, не знал, что тащит у писателя, известного на родине обличителя капиталистического общества. Сочинения А.А.Потехина вышли в 1873 – 1874 г.г. в 6 томах, а в 1904-м – в 12-ти томах.
В 1901 году в честь 50-летия литературной деятельности писателя в селе была открыта школа, построенная на пожертвования А.А.Потехина и поклонников его таланта. Усадьбу посещали родственники, друзья, знакомые писателя, известные актеры. Умер писатель 29(16) октября 1908 года.
То, что некоторые произведения А.А.Потехина пробыли под запретом 12-15 лет, говорит вовсе не об угодничестве царскому режиму. Более того, брат драматурга Николай Антипович Потехин за связь с Герценом и Огаревым сидел в крепости. Жизнь А.А.Потехина не была легкой.
К сожалению, архив самого Потехина был безвозвратно утерян. Большевики не нашли в его творчестве «революционности», а потому усадьба писателя попала в разряд обычных помещичьих владений, в годы революции разграбленных и разоренных. Но, не смотря на это, в усадьбу была направлена губернская комиссия. В Иваново-Вознесенском «Ежегоднике» в 1921 году были опубликованы материалы по результатам работы этой комиссии. Видимо, сознавая всю ответственность перед русской культурой, авторы статьи постарались быть объективными, отметили, что «произведениями Потехина зачитывалось целое поколение 60-70 годов прошлого столетия». Осмотрев осиротевшую усадьбу Потехиных, гости нашли в пристройке лишь семейство латыша переселенца. В самом доме царило запустение: паутина, иней, пыль… «Стоят зеркала, мебель из красного дерева, пианино с раскрытой клавиатурой, два библиотечных шкафа с письмами, рукописями, грамотами и книгами. Часть книг взята учителями местной школы, часть ценного исторического материала, как говорят, утеряна и растрачена, между тем материалы могли бы осветить целую эпоху жизни и быта нашего края», отметили члены комиссии.
Позднее дом А.А.Потехина разобрали и перевезли в село Филисово, где оборудовали из него дом культуры.
Как жаль, что мы не ценим свое «культурное наследие». Жаль, что имя А.А.Потехина незаслуженно забыто современниками, как, впрочем, и многих других талантливейших писателей. Потехина миновал ореол «мученика-эмигранта», поскольку он умер до революции. Однако сколь высоко оценивали его творчество современники!
Изучая и анализируя выписки из репертуарных сводок, мы видим, что пьесы А.Н.Потехина пользовались большой популярностью у зрителей, их постановки неоднократно возобновлялись.
В 2007г. сотрудниками МУ КГЦБС была разработана программа: «Потехин А.А. – летописец Верхней Волги». 29 октября в ЦБ им. В.А.Пазухина планируется провести «Потехинские чтения», посвященные 100-летию со дня смерти писателя. В 2009 году мы будем праздновать 180-летие со дня рождения писателя и надеемся, что сумеем собрать к этому времени достаточный материал по жизни и творчеству нашего замечательного земляка.

Библиографический список

1. Антонов И.П., Щелков А.Ф. Приволжская сторона: Ист. – краевед. очерки о Кинеш. р-не – Иваново: Иван. газета, 1993.
2. Историко – культурный и природный потенциал кинешемского края. Развитие регионального туризма: Материалы 3-ей (27 сентября 2005г.) и 4-й (18-19 апреля 2006г.) регионал. краевед. конференций./ Сост. И.А.Лебедев, Е.В.Лебедева. – Кинешма, 2006.
3. История русского драматического театра. В 7-ми т.: т. 4, 5, 6, 7, - М.: Искусство, 1979-1987.
4. Кузнецова О.А. Культурный облик российской провинциальной буржуазии в 19 – начале 20 в.в.: (На материалах Верхнего Поволжья). – Иваново: ИГТА, 2006.
5. Островский А.Н. Полное собрание сочинений. В 12-ти т.: т. 12. Письма (1881-1886) / Под общ. ред. Г.И. Владыкина и др. – М.: Искусство, 1980.
6. Писатели земли Ивановской: Биобиблиогр. справочник./ Ив. обл. науч. б-ка; Ив. писат. организация; Сост. З.Н.Корчагина. – Иваново: Верх. Волж. кн. изд. , 1988.