Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Краткая биография тургенева самое главное. Конспект урока по Литературе "Иван Сергеевич Тургенев

Краткая биография тургенева самое главное. Конспект урока по Литературе "Иван Сергеевич Тургенев

2. "Записки охотника"

3. Роман "Накануне"

4. Роман "Отцы и дети"

1. Характеристика творчества И.С. Тургенева

Перу И.С. Тургенева (1818-1883) принадлежит множество романов и повестей, в которых отражен богатый жизненный опыт писателя, включающий период раннего детства с его крепостным бытом, прекрасное домашнее образование и учебу на словесном отделении Петербургского университета, первые литературные принципы и идеи, служба чиновником, тесное общение с Белинским, сотрудничество с журналом "Современник", которым руководил Некрасов, трехлетнее пребывание в Париже, дружба с певицей Полиной Виардо, общение с крестьянством. Все это нашло отражение в творчестве Тургенева, в частности в таких его произведениях, как:

Ранние поэмы "Параша", "Помещик";

Ранние повести "Андрей Колосов", "Три портрета";

Драматические произведения "Безденежье", "Месяц в деревне", "Нахлебник";

Повести о любви "Ася", "Первая любовь", "Переписка";

✓ Рассказ " Му-му";

Сборник рассказов "Записки охотника";

романы "Рудин" (1855), "Дворянское гнездо" (1858), "Накануне" (1860);

роман "Отцы и дети".

2. "Записки охотника"

Книга "Записки охотника" представляет собой сборник рассказов на охотничью тематику, над которым Тургенев работал довольно долгое время, создав в итоге 25 рассказов, и его работу можно разделить на следующие этапы:

первый этап (40-е гг. XIX в.), в котором в журнале "Современник" был напечатан рассказ "Хорь и Калиныч", и после его успеха Тургенев напечатал ряд небольших произведений, которые можно охарактеризовать следующим образом:

Рассматривается проблема жестокости и уродства крепостного права и помещиков и драма русского народа;

Преобладают традиции "натуральной школы": детальное описание быта, этнографии, бессюжетность, интерес к отдельным простым характерам, выхваченным из действительности;

Создаются следующие рассказы: "Бурмистр", "Бирюк", "Контора", "Льгов", "Малиновая вода", "Ермолай и мельничиха", "Петр Петрович Каратаев";

второй этап (начало 50-х гг.) характеризуется следующим образом:

Рисуются новые, более сложные образы героев, которые отличаются чувством собственного достоинства, появляется психологизм в описании натуры;

Изображается развитие у крестьян народного самосознания;

Расширяется жанровый состав рассказов, среди которых появляются:

Лирические этюды ("Певцы");

Психологические новеллы ("Свидание");

Философские размышления ("Касьян с Красивой Мечи");

Пейзажи ("Лес и степь"), соединенные с зарисовками детских характеров ("Бежин луг");

Психологические портреты ("Однодворец Овсянников", "Гамлет Щигровского уезда");

Социальные зарисовки, свойственные первому этапу ("Два помещика");

третий этап (70-е гг.), характеризуется следующим образом:

Возрождаются элементы романтизма;

Возникают мотивы ощущения трагизма жизни;

Создаются рассказы "Конец Чертопханова", "Стучит!", "Живые мощи".

Сборник "Записки охотника" имеет следующее значение :

является значительным шагом в творчестве самого Тургенева, так как рассказы, включенные в этот сборник, показывают эволюцию Тургенева как писателя и формирование у него основных литературных традиций и приемов;

повлиял на творчество последующих поколений писателей второй половины XIX в., таких, как Некрасов и его народные поэмы, Салтыков-Щедрин и развиваемый им прием сатирической зарисовки, Толстой и созданный им в романе "Война и мир" народный эпос, а также на творчество писателей XX в., например М. Пришвина, К. Паустовского, М. Казакова.

3. Роман "Накануне"

Роман И.С. Тургенева "Накануне" (1860) имеет тесную связь с тем необычным временем, в которое он создавался, и эта связь в первую очередь проявилась в политическом и социальном развитии страны, которая стояла на пороге отмены крепостного права (1860) и "накануне" многих изменений — веяний новой жизни, что во многом определило название романа. Герои романа Елена и Инсаров, по замыслу автора, явились как бы вестниками этих новых веяний и изменений. Роман "Накануне" можно охарактеризовать следующим образом :

своеобразие тематики романа, которое заключается в следующем:

Преобладание не только русской (Россия на пороге изменений), но и болгарской темы (главный герой имеет болгарское происхождение), и это было связано с внешней политической ситуацией и войной России на Балканах с Турцией;

Актуальность итальянской темы, что связано с усилением национально-освободительного движения под предводительством Гарибальди в Италии против австрийского господства, которое вызвало восторженный отклик самого Тургенева;

своеобразие композиции, которое заключается в сосредоточении всего действия вокруг темы любви, которая связана с центральной героиней Еленой Стаховой, имеющей четырех поклонников: Андрея Берсенева, Павла Шубина, Егора Курнатовского и Инсарова, который оказывается в результате ее избранником;

своеобразие в построении образа Инсарова, которое заключается в следующем:

Отличается от остальных героев рядом личностных качеств (действенностью, стремлением отдать всего себя служению общественному благу, отсутствием эгоизма);

Является обобщающим и включает в себя черты многих реальных людей, с которыми общался автор;

реалистичное, а не идеалистичное отношение автора к герою Инсарова, которого он всячески "проверяет", перенося в определенные сложные ситуации;

присутствие признаков "донкихотского типа" героя в образах Елены и Инсарова, и суть этих образов заключается в посвящении всего себя общественному и полном отсутствии эгоизма;

своеобразие образа главной героини Елены Стаховой, которое выражается в таких чертах как:

Сходство с другими тургеневскими женскими образами (Наталья Ласунская, Лиза Калитина) в таких качествах, как самостоятельность, нравственная чистота, решимость, романтическая настроенность, женственность;

Отличие и индивидуальность образа Стаховой в таких чертах, как смелость и предрасположенность к подвигу, который она смогла осуществить в реальной жизни;

тонкий психологизм, соединение героики с поэтичностью и проникновенным лиризмом;

наличие тонко выписанных индивидуальных характеристик, портретов, пейзажей.

4. Роман "Отцы и дети"

Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" является важнейшим произведением автора и имеет три редакции:

первая редакция (1860-1861), в которой творческий замысел автора обретает реальные черты и впервые на суд публики выводится "русский Инсаров";

вторая редакция (1862), созданная в Париже, и причинами ее появления были требования редактора — издателя "Русского вестника" Каткова, в результате которых роман предстает в урезанном, искаженном виде, а автора критикуют и "правые" и "левые";

третья редакция (сентябрь 1862 г.), которая имеет следующие особенности:

Роман посвящается Белинскому, что указывает на его демократическую направленность;

Усиливается критика "отцов".

Своеобразие романа Тургенева "Отцы и дети" заключается в следующем :

строгая ограниченность времени действия произведения двумя месяцами, но при этом все события вместе с эпилогом освещают период двух лет, и это имело следующее значение:

Возможность сосредоточить внимание читателя на анализе психологии и характера главного героя и раскрытии сути его конфликта и противостояния с антагонистами;

Отражение многих черт и примет современной автору эпохи — начала 60-х гг. XIX в., среди которых борьба за отмену крепостного права, борьба между поборниками старых архаических устоев и представителями молодого поколения, несущими новые веяния и новые взгляды на жизнь, и это столкновение художественно выражено в романе в противостоянии "отцов" и "детей";

отражение в романе следующих важных общественных тем:

Политические и общественные споры разных поколений;

Увлечения молодежи естественными дисциплинами;

Полемика по вопросам искусства, науки, эстетики, литературы,

Идейные искания накануне отмены крепостного права и крестьянской реформы;

Ломка политических и социальных форм жизни;

отражение русской действительности в композиции романа, своеобразие которой заключается в следующем:

Построение определяется борьбой двух исторических тенденций того времени;

Базаров выдвигается на первый план как герой времени;

С главным героем соотносятся все остальные персонажи романа, и они находятся по отношению к нему в антитезе;

В построении романа используется принцип контрастности;

Используется строгая хронологичность повествования, приверженцем которой является сам Тургенев;

Хронология нарушается введением предысторий отдельных персонажей, но эти отступления еще более помогают выражению авторской идеи о необратимости времени;

Воспроизводятся два круга путешествий Базарова, когда и в первой и во второй части книги герой посещает сначала усадьбу своего друга, затем усадьбу Одинцовой (возлюбленной Базарова) и в конце свою собственную родительскую усадьбу, и это имеет следующее значение:

Является своеобразием композиции романа;

Отсылает к гоголевским традициям кольцевой композиции;

Своеобразие, новаторство в построении образа главного героя Базарова, которое заключается в следующем:

Создание нового героя - преобразователя, которого ждала русская литература, и его отличие от Рудиных и Печориных заключается в целостности его натуры, в которой соединены воедино знание, воля, мысль и дело и все это подчинено одной задаче — служению обществу;

Собирательность образа Базарова, наличие черт ряда реальных русских деятелей: Белинского, Добролюбова, Бакунина, Спешнева;

реалистичное отношение автора к своему главному герою и его убеждениям, не восхваление, не "романтизация" его идей, а трезвая оценка и развенчание нигилизма Базарова как несущего хаос;

важность названия романа, которое отражает суть конфликта и главную идею автора — противостояние отцов и детей, их противопоставление друг другу, что сразу же настраивает читателя на восприятие и осознание этой антитезы, но при этом имеется в виду не столько возрастная разница этих двух групп, сколько разница в социальном положении и мировоззрении.

Тема И.С.Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Основной сюжет и герои.

Цели урока :

Образовательная:

познакомить с детством И.С. Тургенева, с историей создания рассказа «Муму».

Развивающие:

    формировать умение анализировать текст художественного произведения

    развивать умение выразить свои мысли, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

    воспитание общечеловеческих ценностей.

    начать ализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима);.

    учить излагать и комментировать повествовательный текст;

    обогащать словарный запас.

    уважать мнение высказывающего.

Ход урока

    Орг . момент.

    Актуализа ция знаний

Конэрс

Ребята, посмотрите наш класс разделен условно на 4 угла- Пушкин, Жуковский, Гоголь, Тургенев. Подойдите к части аудитории с нужным вам словом. Найдите партнера из вашей команды. В парах в течение 30 с объясните своему партнеру, почему вы выбрали именно это утверждение. Начинает тот партнер, у которого больше букв в имени.

Выслушаем команды. Расскажите, что рассказал вам ваш партнер.

    Учащийся рассказывает биографию И. С.Тургенева

«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

Мать писателя, Варвара Петровна, несмотря на образованность и ум была жестокой помещицей-крепостницей. Она могла оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню горничную за то. Что та не успела вытереть пыль со столика, или садовника выпороть, если кто-то сорвал любимый цветок помещицы.
В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей.
Затем, в возрасте 15 лет, поступает в Московский университет на словесный факультет, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
В мае 1838 Тургенев отправляется в Германию.
До августа 1839 Тургенев живет в Берлине, слушает лекции в университете, занимается классическими языками, пишет стихи.
В январе 1843 Тургенев поступает на службу в Министерство внутренних дел.
В мае 1845 Тургенев выходит в отставку. Много пишет.

III . Сообщение учителя о крепостном праве

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».

Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Били среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.

Сообщение учителя «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа «Муму»

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права.
«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом «на Съезжей,в помещении при полиции для арестованных», Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ «Муму».

Прототипами героев рассказа стали реальные люди

Рассказ подготовленного ученика

В дальней господской деревне матери ТургеневаСычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!

Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Уж как он там с нею прощался, с собачонкой, как топил, неизвестно. А только с той поры ни разу не улыбнулся Андрей, подарки от госпожи принимал хмуро, как каменный, а на собак не глядел, отворачивался. По смерти же барыни так же хмуро, без благодарности принял он вольную да и ушел куда-то на Русь.

Таким образом, Прототипами главных героев рассказа являются хорошо знакомые Тургеневу люди: его мать и дворник Андрей, некогда живший в их доме. Происходило же все описанное в доме № 37 на улице Остоженка, по сей день существующем в Москве.

Физминутка

Микс Фриз Груп.

    Сколько видов сказок вы знаете?

    Сколько участников в басне Крылова «Квартет»?

    Сколько братьев в сказке Пушкина «Сказка о мертвой царевне…»?

    Сколько сказок написал А.С.Пушкин?

    Эй-ар-гайд.

Поставьте знак «+» или «-« в графе «до»

После

В рассказе «Му-му» речь идет о собаке

Герасим - это хороший человек, любящий собаку

Барыня- хорошая женщина, которая уважает своих крепостных

    Чтение 1 главы

    Беседа

Что мы узнали о барыне? В начале рассказа о барыне говорится, что она одиноко доживала свою жизнь в старом доме в Москве. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать.
- Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»? Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной и старость - совсем мрачной.

– В каких словах мы чувствуем отношение писателя к барыне?

– Нарисуйте словесный портрет барыни.

Рассмотрим репродукцию картины художника-передвижника В. М. Максимова «Все в прошлом» (1889) - Что мы видим на картине? Какие чувства вызывает эта картина?
Старуха-помещица доживает последние дни в избе, где когда-то, вероятно, жила прислуга. Старый двухэтажный помещичий дом с белыми колоннами заколочен и разрушается. Деревья старого парка сломаны ветром. Дорожки зарастают травой.
Помещица сидит в кресле, облокотившись на подушку. Ноги ее покоятся на красной бархатной подушечке, протертой от долгого употребления. На помещице надет белый кружевной чепец с зеленым бантом, на шее повязан цветной шарф. На узорчатое золотистое платье накинута темная шаль, в правой руке она держит золотое пенсне. Справа у ее ног на земле старая собака, рядом на корыте, полном воды, чирикает воробей.
Простая баба в темном платке, черной рубашке, темной с цветами юбке и клетчатом домотканом переднике с вязанием в руках сидит на ступеньке. Она заменяет старухе камеристку. Вся обстановка убога: медный самовар стоит прямо на голых досках крыльца, на перилах висит рваный цветастый ковер, на столе скудная еда в блюде прикрыта белой салфеткой. Только китайская дорогая чашка говорит о былом богатстве помещицы.
Над головой старухи буйствует цветущая сирень, в небе летают ласточки, солнце ясно светит на разрушающийся дом и на желтые бревна крестьянской избы с открытыми окнами. Жизнь движется вперед, и это ощущение жизни резко контрастирует с неподвижным, неживым лицом старухи и опустошенным лицом прислуживающей ей женщины, для которых уже ничего не осталось в этой жизни, только сидеть на дворе и вспоминать былое.

- Сравните двух помещиц.

-- Итак, обобщим наши наблюдения. кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события? Кто готов?
- Автор в тексте называет Герасима «…самым замечательным лицом…». Как вы понимаете это слово? Подберите синонимы. (хорошее, выдающееся, лучшее, доброе, выделяющееся, заметное.)

Почему же автор называет Герасима «самым замечательным лицом», выделяет его из всех? Герасим немой, сам о себе он рассказать не может. Поэтому представление о нём будет складываться из сравнения его с окружающими. Найдите портрет Герасима.

- Что главное отмечает в портрете Герасима автор? («… Двенадцать вершков роста, сложенный богатырём…»).

Кого на Руси называли богатырями? (богатыри не только физически сильные люди, но и добрые, способные оказать помощь .)

Можно ли по этому описанию судить об отношении автора к своему герою? (Тургенев любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, т. е. о его неутомимости и трудолюбии.)

Привычный ход жизни нарушен? Как сказано об этом в тексте? («Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком .)

Чем занимался Герасим городе? (…Купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и определили его дворником .)

Как относился Герасим к своим обязанностям? Найдите сравнение в описании его работы.
«...Дрова ли он примется колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья...»
- С кем сравнивает Тургенев Герасима и почему? («Как дерево растёт на плодородной почве.».- его почва – деревенская жизнь, «…как молодой здоровый бык,…» -подчёркивается сила, мощь, «походил на гусака…»- гусь –птица рассудительная, подчёркивается чувство собственного достоинства, надёжность)

Как чувствует себя Герасим в Москве? Почему Герасим «…вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь»? (Пойманный зверь испытывает страх, ужас от неизвестности, страдает. Не понимает своего положения, привык к воле, к полям, всегда был в деревне занят.)

Каморка Герасима. (Зачитываем описание жилища Герасима).

Какие отношения сложились у Герасима с окружающими? (« …А что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его…». Говорим, что петухи при нем не дрались, а гусей он уважал.)

Как относился он к дворне? «Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались, - а коротких: он считал их за своих». Дальше мы будем видеть, как изменяются отношения Герасима и остальных дворовых

Эй - ар – гайд.

- Поставьте знаки в графе «после». Изменились ли ваши мнения?

VI . Выводы

Коннект-экстенд-челендж

3.Что нового узнали?

2.Над чем ещё нужно поработать?

1.Вопрос, который возник у вас во время урока?

Почему же Герасим – «самое замечательное лицо» из всей дворовой челяди? (Богатырь, трудолюбивый, во всём порядок, все уважают, нет больше таких людей среди челяди.)

Какие черты Герасима производят на вас наибольшее впечатление?

VII . Домашнее задание.

инд. задание: подготовить выразительное чтение по ролям: диалог барыни с Гаврилой стр.124, Гаврилы с Капитоном стр.27-30

Иван Сергеевич Тургенев (1817-1833) - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик. Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в её развитие во второй половине XIX века.

Иван Сергеевич Тургенев по отцу принадлежал к старинному дворянскому роду - имена его предков встречались в описаниях исторических событий со времён Ивана Грозного.

В Смутное время один из Тургеневых - Пётр Никитич - был казнён на Лобном месте за то, что обличал Лжедмитрия.

Отец писателя начал службу в кавалергардском полку и ко времени встречи с будущей женой был в чине поручика. Мать - богатая помещица, владелица усадьбы Спасское Мцен- ского уезда Орловской губернии.

Всё управление усадьбой Спасское было в руках матери Варвары Петровны. Вокруг просторного двухэтажного господского дома, построенного в форме подковы, были разбиты сады, устроены оранжереи, парники. Аллеи образовывали римскую цифру XIX, обозначавшую век, в который возникло Спасское. Мальчик рано стал замечать, что всё вокруг подчинено произволу и капризам хозяйки имения. Осознание этого омрачало любовь к Спасскому и его природе.

Детские и юношеские воспоминания о жизни в Спасском глубоко запали в душу Тургенева и нашли потом отражение в его рассказах. «Моя биография, - сказал он однажды, - в моих произведениях». Отдельные черты характера Варвары Петровны угадываются в образах некоторых героинь Тургенева («Муму»).

В домашней библиотеке было много книг на русском, английском, немецком языках, но большинство книг было на французском языке.

С гувернёрами и домашними учителями постоянно происходили какие-нибудь недоразумения. Их часто меняли. Будущего писателя занимали природа, охота, рыбная ловля.

Но вот пришла пора расстаться со Спасским на долгое время. Тургеневы решили переселиться в Москву, чтобы подготовить детей к поступлению в учебные заведения. Купили дом на Самотёке. Сначала дети были помещены в пансион, после выхода из него снова усердные занятия с учителями: шла подготовка к поступлению в Университет. В результате преподаватели отметили высокий уровень развития подростков. Отец в письмах призывает сыновей больше писать письма на русском, а не на французском и немецком языках. Тургеневу не исполнилось ещё и пятнадцати лет, когда он подал прошение в Московский университет, на словесное отделение.

Начало 1830-х годов было ознаменовано пребыванием в Университете таких замечательных людей, как Белинский, Лермонтов, Гончаров, Тургенев и др. Но проучился там будущий писатель всего год. Родители переехали в Петербург, и он перевёлся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вскоре Тургенев начал писать драматическую поэму. Небольшие стихотворения были созданы им ещё в Москве. На первом году его жизни в Петербурге произошла встреча с Жуковским, он сблизился с профессором П. А. Плетнёвым, с Грановским. Кумиром друзей стал А. С. Пушкин. Тургеневу не было ещё и восемнадцати лет, когда появилось его первое произведение.

Для завершения образования он уезжает в Берлинский университет. Немецких профессоров поражала неутолимая жажда знаний у русских студентов, готовность принести всё в жертву истине, жажда деятельности на благо родины. В начале декабря 1842 года Тургенев возвращается из-за границы в Петербург. Он с удвоенной силой отдаётся творческому труду.

В 1843 году Тургенев поступил на службу в канцелярию министра внутренних дел. В этот же год он познакомился с Белинским, который оказал немалое влияние на становление литературных и общественных взглядов молодого писателя. В 1846 году Тургенев написал несколько произведений: «Брётер», «Три портрета», «Нахлебник», «Провинциалка» и т.д. В 1852 году появился один из лучших рассказов писателя – «Муму». Рассказ был написан во время отбывания ссылки в Спасском-Лутовинове. В 1852 году появляются «Записки охотника», а после смерти Николая I были опубликованы 4 крупнейших произведения Тургенева: «Накануне», «Рудин», «Отцы и дети», «Дворянское гнездо».

Тургенев тяготел к кругу литераторов-западников. В 1863 году вместе с семейством Виардо уехал в Баден-Баден, где активно участвовал в культурной жизни и завязывал знакомства с лучшими писателями Западной Европы. Среди них были Диккенс, Жорж Санд, Проспер Мериме, Теккерей, Виктор Гюго и многие другие. Вскоре он стал редактором зарубежных переводчиков русских писателей. В 1878 году он был назначен вице-президентом на международном конгрессе по литературе, проведенном в Париже. На следующий год Тургенева удостоили звания почетного доктора Оксфордского университета. Проживая за границей, он все также душой тянулся к родине, что отразилось в романе «Дым» (1867). Самым крупным по объему стал его роман «Новь» (1877). И. С. Тургенев скончался под Парижем 22 августа (3 сентября) 1883 года. Похоронили писателя согласно его воле в Петербурге.

Тема. И.С. Тургенев (1818 – 1883) Очерк жизни и творчества.

Цели: 1) познакомить уч-ся с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, учить выбирать и конспектировать главную информацию из урока; 2) развивать связную монологическую речь, внимание, мышление, память; 3)воспитывать самостоятельность, интерес и уважительное отношение к русской литературе.

Ход урока

1.Звучит романс «Утро туманное».

Как вы думаете, почему мы начали урок с этого романса?

2.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного, плодотворного и противоречивого писателя русской литературы. Запишите в тетради тему урока.

Всмотритесь в этот портрет: писатель изображен в своем обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещеренное морщинами, седая голова. (В 35 лет Тургенев был уже седым.) Все это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелегкой внутренней борьбе писателя за истину.

3. Оформление тетрадей (эпиграфы)

Главное в нём – это его правдивость.

Л.Н.Толстой

Ежели Пушкин имел полное основание сказать о себе, что он пробуждал «чувства добрые», то же самое и с такой же справедливостью мог сказать о себе и Тургенев

М.Е.Салтыков – Щедрин

Во всей теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева.

Н.В. Гоголь

Какие особенности характера и творчества И.С.Тургенева они отражают?

4.Слово учителя.

И.С. Тургенев сыграл большую роль в развитие критического реализма. Все его произведения явились откликом на самые важные, злободневные вопросы жизни. Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишних людей», темой русской женщины. Его по праву называют певцом русской природы и русской женщины. Не у многих писателей вы найдёте героинь, подобных тургеневским. Его замечательные героини очень женственны, обладают большим умом, красивой душой, высокой нравственностью, требовательностью к себе и другим, решительностью.

И.С.Тургенев ценен для нас и своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту. Тургенев дорог нам и тем, что вслед за Пушкиным он обличал «барство дикое» в условиях крепостнического государства, прославил человека. Мы ценим Тургенева и как писателя, воспевшего язык русского народа в стихотворении в прозе «Русский язык».

Кто же такой И.С.Тургенев? При прослушивании составьте хронологическую таблицу «Этапы жизни и творчества И.С.Тургенева».

5. Сообщения учащихся.

а) Детство Тургенева

Село Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, унаследовавшая его от дяди Ивана Ивановича.

Молодость её оказалась не из лёгких… Одиночество, оскорбления, побои– вот детство Варвары Петровны… В одну страшную ночь девушка бежала из дома… Полуодетая, пешком, прошла шестьдесят верст до Спасского. Там укрылась у дяди своего Ивана Ивановича. Здесь ждала тоже не сладкая жизнь – у крутого и скупого старика… Она прожила у дяди десять лет, ей шёл двадцать седьмой, когда неожиданно обратилась она во владелицу тысяч крепостных, тысяч десятин орловских и тульских земель…

Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев… Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой… В 1816году она вышла за него замуж. Сергей Николаевич Тургенев соединял в себя разные качества предков: был прям и мужествен, очень красив, очень женолюбив… Счастливою с мужем Варвара Петровна не могла быть – любила его безгранично и безответно. Через год у них родился сын Николай, затем Иван.

Истинной «колыбелью» писателя оказалось Спасское, со всем своим пышным и тяжеловесным, медленным, суровым и поэтическим складом. Дом – чуть не дворец. Дворня – лакеи, горничные, казачки на побегушках, повара, конюхи, садовники, швеи, приживалки – всё это двигалось мерно и возглавлялось владыкою – Варвара Петровной. Сергей Николаевич – на втором плане. Жили праздно, сытно, но без нарядности. Устраивали балы, маскарады. В одной галерее давались спектакли… Играл свой оркестр, своя крепостная труппа. Трепещущий батюшка служил по праздникам молебствия.

Детство Тургенева могло стать золотым – но не стало. Слишком суровой оказалась мать… Она очень любила сына – и очень его мучила. В этом же самом роскошном доме чуть не каждый день секли будущего владельца Спасского, за всякую мелочь, за каждый пустяк…

Вне же матери Спасское давало очень много. Тут узнал он природу, русских простых людей, жизнь животных и птиц. Здесь узнал он и поэзию книжную, кроме природы.

Тургенев – дитя знал уже много о жизни. Кроме пения птиц в парке да волнующего звона стихов, слышал и вопли с конюшен и по себе знал, что такое «наказание». Всякие деревенские друзья – сверстники подробно доносили, кому забрили лоб, кого ссылают, кого как драли. Не в оранжерее рос он. И нельзя сказать, чтобы образ правления Варвары Петровны приближал к ней ребёнка. Мать растила не только далекого себе сына, но и довольно устойчивого, неукоснительного врага того жизненного склада, которого страстной носительницей была сама. Первыми воспитателями Тургенева были крепостные няньки и дядьки. Позднее в доме появились иностранцы – гувернеры. Мальчик рано пристрастился к чтению. Из русских писателей особенно любил Пушкина. Читал в подлинниках Шекспира, Байрона, Шиллера, Гёте.

Б)Отрочество и юность. Учёба.

В 1827 году Тургеневы переехали в Москву. Летом выезжали в имение: связь с деревней не прерывалась.

В это время Сергей Николаевич заболел, и для лечения ему и Варваре Петровне пришлось отправиться в Париж, быть в Эмсе и Франкфурте.

Иван остался в Москве, в пансионе Вейденгаммера.У Вейденгаммера провёл Иван года полтора, потом на несколько месяцев попал в армянский пансион и, наконец, оказался ещё в новом, у Краузе.

Его можно представить себе изящным и благовоспитанным мальчиком, хорошо учившимся, несколько чувствительным и не лишённым высокомерия… Романтические дружбы пришли и ушли с юностью. Любовь, поклонение женщине наполнили всю его жизнь, сопровождали до могилы… В судьбе Тургенева – сына важно, что первая же его встреча с истинной любовью была встреча безответная. «Неразделённая любовь» - так началась жизнь изящного, умнейшего, очень красивого человека и великого художника.

Ему предпочли другого. В загадочно – волнующем впечатлении, остающемся от этой истории, имеет значение, что «другой» оказался отцом…

К 15-ти годам Тургенев был достаточно подготовлен, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Осенью 1833 года он успешно сдал экзамены и был принят на словесное отделение Московского университета. Учился хорошо, но особого действия университет на него не произвел.

Николаевская реакция не обошла своим удушающим влиянием и это старейшее прославленное высшее учебное заведение России. Но, несмотря на все старания «гонителей просвещенья», Московский университет и в это время был важнейшим центром передовой русской общественной мысли. В 30-е годы в нем учились Лермонтов, Белинский, Герцен, Огарев.

Успешно закончив первый курс в Москве, Тургенев перевелся на филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Вся семья в это время переехала в северную столицу. Там удобнее было жить с братом Николаем, поступившим в гвардейскую артиллерию. 30 октября 1834 года скончался отец-Сергей Николаевич. Умер он довольно молодым, сорока одного года.

Жизнь же в Петербурге сложилась неплохо. В Петербургском университете любимым профессором молодого студента был Петр Алексеевич Плетнев-ученый и поэт, близкий друг Пушкина.

«Пушкин, - говорил Тургенев, - был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему».

Однажды профессор Плетнев пригласил Тургенева к себе на вечер.

Первый вечер начинающего, первая встреча с писателями!

И первый, кого он встретил в передней, был Пушкин, ни более, ни менее. Встреча эта оказалась мгновенной- как молния сверкнул Пушкин-Плетнев не успел даже их познакомить

А Пушкина он увидал еще однажды - за несколько дней до дуэли, на утреннем концерте, в зале Энгельгардта. Пушкин стоял у двери, скрестив руки, хмурый и мрачный. Тургенев кружил, как влюбленный, рассматривая и так, и этак… В сердце Тургенева Пушкин остался навсегда.

Тургенев окончил университет столь успешно, что ему предложили при нем остаться. Может быть, он и остался бы. Но, уехав на каникулы в Спасское, так увлекся охотой, что диссертации не написал.

В мае 1838 года Варвара Петровна провожала сына Ивана из Петербурга за границу. Сын уезжал в Германию изучать философию на родине Канта, Шеллинга, Гегеля. Берлинский университет был хорошо поставлен, привлекал юношей издалека. В то же время там слушали лекции Н. Станкевич, М. Бакунин, Т. Грановский, с которыми Тургенев близко сошелся.

В) Первые литературные произведения. Сотрудничество в журнале «Современник». Издание рассказов из «Записок охотника».

В 1841 году Тургенев приехал из Европы. Он вернулся на родину нарядным и блестящим юношей. Любил франтить, поболтать, пустить пыль в глаза…

Летом Тургенев жил в Спасском, зимой в Москве с матерью. Часто появлялся в московских салонах, там, где можно было встретить Гоголя, Аксакова, Чаадаева. Думал сдать магистерский экзамен, получить кафедру философии. Ничего из этого не вышло.

С матерью уживался очень прилично…

В Берлине писал стихи, продолжал писать и в России.

В 1834 г. он написал поэму «Параша», первую вещь, обратившую на него внимание. В 1842-1846 годах были написаны и опубликованы повести «Андрей Колосов», «Бретер», «Три портрета». Эти произведения ознаменовали отход молодого писателя от романтизма, утверждение в его творчестве новых реалистических принципов.

С 1847 года Н. А. Некрасов вместе с И. И. Панаевым, при руководящем участии В. Г. Белинского начал издавать журнал «Современник». К постоянному сотрудничеству в нем были привлечены Гончаров, Герцен, Достоевский, позже Л. Толстой.

В первой же книжке журнала был напечатан рассказ Тургенева «Хорь и Калиныч» (из «Записок охотника»). За ним последовали рассказы «Ермолай и мельничиха», «Однодворец Овсяников», «Бурмистр», «Контора»… Всего за три года был опубликован 21 рассказ. А в 1852 году было осуществлено отдельное издание «Записок охотника», которое сразу поставило Тургенева в первые ряды русских писателей. К «Запискам охотника» примыкает по содержанию и форме написанный позже и опубликованный отдельно рассказ «Муму».

В своих рассказах Тургенев правдиво и выразительно показал звериный облик крепостника-помещика, раскрыл душу народа, нарисовал прекрасные картины русской природы.

Резко антикрепостнический характер «Записок охотника» пришелся не по вкусу царским чиновникам. Многие страницы были не пропущены или искажены цензурой.

Все передовые силы России встретили книгу Тургенева восторженно. «Записками охотника» Тургенев завоевал широкое признание, подлинную славу и у себя на родине, и за границей.

В январе 1847 года, когда вышел том «Современника» с первым рассказом из «Записок охотника», Тургенев уехал за границу. За три года, проведенные им в Германии и Франции, были написаны почти все рассказы из «Записок охотника» и несколько драматических произведений: «Нахлебник», «Холостяк», «Где тонко, там и рвется», «Месяц в деревне» и др.

Все эти пьесы назывались комедиями. Но это не были пустые развлекательные фарсы. В своих драматических произведениях писатель обличал крепостнические нравы, показывал борьбу старого и нового в русском обществе.

Большинство пьес Тургенева было запрещено цензурой и попало на сцену много лет спустя.

Г).Полина Виардо.

Полина Виардо была дочерью знаменитого испанского тенора Мануэля Гарсиа. Мать ее тоже пела, как и сестра Мария…

Полина с детства знала театр, слушала оперы, росла среди артистов.

Она рано начала выступать. Впервые - в Брюсселе в 1837 году, шестнадцати лет. Затем в Лондоне и Париже. Ее пригласили в Итальянскую оперу. В 1841 году она вышла замуж за директора этой оперы Луи Виардо – вряд ли по любви, скорее для жизненного укрепления. Виардо был на 20 лет старше ее, человек смирный, просвещенный, малозаметный – муж знаменитости…

Красотою Виардо не славилась. Выступающие вперед губы, большой рот, но замечательные черные глаза – пламенные и выразительные. Волосы тоже как смоль. В разговоре жива, блестяща, смела. Характер имела властный.

Россия находилась далеко, но слава ее шла на восток. Виардо приехала в Петербург. Здесь она открыла гастроли «Севильским цирюльником» и успех имела потрясающий.

Среди зрителей оказался и один молодой человек, очень образованный и речистый, красивый, элегантный, будущий владелец пяти тысяч «рабов» - Иван Тургенев. В литературе к тому времени за ним числилось несколько стихотворений да поэма «Параша». В жизни – два – три неопределенных романа и кое – какие влюбленности.

Тургеневу только что исполнилось 25. Полине шел двадцать третий. Началось знакомство. Он стал посещать их. Началось время, для него и сладостное, и нелегкое. Сладостное заключалось в том, что он полюбил. Трудность его положения заключалась в неравенстве сил.

Он влюблен – она «позволяет себя любить». Для нее он один из многих, ею восхищавшихся.

Так или иначе, Тургенев сблизился с Виардо. Она его выделила его из «молодых людей». Когда весной уехала, он уже писал ей.

Зиму 44-45 г. г. Виардо вновь пела в Петербурге, вновь виделась и «дружила» с Тургеневым. Летом он ухитрился уехать за границу, разумеется, в Париж - и, разумеется, из – за нее.

Любила ли она его? В изяществе, уме, красоте молодого Тургенева было много привлекательного. Конечно, ей это нравилось. Еще нравилось – его любовь к ней. Но она не болела им. Он не имел над ней власти. Она не мучилась по нем, не страдала.

А Тургенев ездил за ней по всей Европе.

Д).Возвращение в Россию. Арест и ссылка. Издание романа «Рудин», повести «Ася», романа «Дворянское гнездо».

Тургеневу смерть матери приносит свободу, независимость и богатство. Он получает Спасское. Раздел с Николаем прошёл легко. Дворовых он отпустил, крестьян перевёл на оброк.

В феврале 1852 года скончался Гоголь. Потрясённый смертью великого писателя, Иван Сергеевич в «Московских ведомостях» опубликовал некролог, который раннее запретила петербургская цензура. Вскоре писатель был арестован и после месячного пребывания в заключении выслан в родовое Спасское, под надзор местного начальства. Полтора года провёл опальный писатель в деревне.

В конце 1853 года, после длительных хлопот, было, наконец, получено разрешение покинуть деревню.

А в 1855 году выходит первое крупное произведение Тургенева – роман «Рудин». Герой романа Дмитрий Рудин имеет много общего с Онегиным, Пушкина, Печориным и Лермонтова. Писатель показал дворянского героя новой эпохи. Он наделён незаурядным умом и даром красноречия, бескорыстен до самоотверженности, полон благородных порывов, стремления приносить пользу обществу, народу. Но для претворения в реальные дела этих порывов, этих стремлений у него нет ни ясности цели, ни силы воли. Когда искренняя смелая девушка Наталья Ласунская, которая любит его и которую любит он, готова порвать с матерью, не дающей согласия на её брак с Рудиным, и следовать за ним, она слышит от него совет «покориться». Рудин малодушен, в нём преобладает идеализм, не знающий единства слова и дела. Но, в отличие от Онегина и Печорина, он всё же пытается действовать, хоть безуспешно, стремится к преобразованиям.

Не случайно, дорабатывая позже свой роман, Тургенев завершил его сценой героической гибели Рудина на парижской баррикаде 1848 года. Показывая на примере Рудина несостоятельность дворянства, писатель в тоже время понимает и ту роль, которую играли в русской общественной жизни такие люди, как его герой.

Рудину во многом близок герой повести «Ася» (1857) – господин Н.Н. Но он не имел лучших качеств своего предшественника. За внешней мягкостью и порядочностью скрываются безволие и эгоизм, которые делают его виновником трагедии героини повести – Аси.

Три года (1856 – 1858) продолжалась работа Тургенева над вторым его романом «Дворянское гнездо». Герой романа Лаврецкий не похож на Рудина или господина Н.Н. На этом умном, сильном человеке лежит «печать народности», ему свойственны нравственная чистота, искренний патриотизм, доброта и честность во всём. Героиня Лиза Калитина – скромная непосредственная русская девушка, обладающая пытливым умом и сильным характером. Но на их пути к счастью непреодолимой преградой стоят мёртвые, закоснелые моральные устои дворянского общества. Оба они – жертвы этих устоев. В конце романа, оглядываясь на прожитую жизнь, Лаврецкий видит её пустоту и бесполезность. Но он не поддаётся отчаянию, мысли его обращены к будущим поколениям: «Играйте, веселитесь, растите, молодые силы… жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить…»

Е) Романы «Накануне», «Отцы и дети».

В конце 1850 – х годов в России возникает революционная ситуация. Резко обостряется борьба вокруг вопроса об освобождении крестьян. Тургенев не был сторонником революционных преобразований, но своим творчеством объективно служил делу народного освобождения.

Едва закончив «Дворянское гнездо», он начинает работу над романом «Накануне». Писатель отразил в этом романе нарастание освободительного движения в стране, выход на политическую арену новых демократических сил. Герой романа Дмитрий – революционер – разночинец, бесстрашный борец за свободу своей родины. Смелая самоотверженная русская девушка Елена Стахова полюбила его и идёт за ним, не страшась никаких опасностей; после гибели любимого человека она не падает духом и сама становится в ряды революционеров.

Инсаров, Елена – это новые герои, каких не знала до того русская литература.

В 1860 – 1861 году Тургенев пишет роман «Отцы и дети», где он первый создал правдивый образ русского демократа – разночинца Базарова, одного из тех новых людей, которые пришли в жизнь, чтобы её переделать. Демократ Базаров – представитель «детей» противопоставлен в романе представителям «отцов» - братьям Кирсановым, в образах которых отражены типичные черты обречённого дворянско-помещичьего класса.

Роман «Отцы и дети» был с огромным интересом встречен широкими кругами читателей и вызвал ожесточенную полемику.

Сам же Тургенев в это время жил во Франции. К концу 50 – х годов у Полины Виардо стал пропадать голос. Оставаться в Париже, видевшем её триумфы, она не хотела. Выбрала Баден. И Тургеневу пришлось тоже выбирать между Парижем и Баденом. Но что – то вновь между ними произошло – сблизило.

В это же время писатель получил через посольство предписание явиться в Петербург: его обвиняли в сношениях с врагами правительства – Герценом, Огарёвым. Он должен был дать объяснения. В противном случае грозили конфискацией имущества. В январе в 1864 года Тургенев едет в Петербург, но в марте возвращается в Баден.

В 70-ые годы вошел в парижскую литературную жизнь и оставил в ней глубокий след. Он читал бесчисленные рукописи молодых писателей, искал работу, устраивал больных в лечебницу, давал деньги на школу, возился с литературными утренниками в пользу нуждающихся, учредил первую в Париже русскую библиотеку. Но это был уже полубольной, грустный человек. Бывало, встанет Тургенев ночью, обойдёт в тишине сад и, вернувшись, запишет что – то в дневнике. Одна из записей: «Самое интересное в жизни – смерть».

В начале 79-го года умер в Росси старший брат Тургенева Николай.

В феврале 79-го года писатель приехал в Москву по делу о наследстве, а в марте посетил Петербург. В его честь устраивают литературный обед, литературный вечер. Его чуть не выносят на руках после литературных чтений восхищённые слушатели.

Шум Москвы и Петербурга достиг Запада. Оксфордский университет поднёс Тургеневу диплом доктора гражданского права. «Ох, как плохо идёт ученая шапка к моей великорусской роже!» - писал он.

В последние годы Тургенев жил у Полины Виардо в Буживале.

Когда в апреле 82-го появились «невралгические» боли, не обратил на них внимания. Боли и боли. Доктор не велел выходить из комнаты дней десять. Ни Тургенев, ни доктор не подозревали всего ужаса положения. Начинался рак спинного мозга.

В мае 83-го пишет: «Болезнь не только не ослабевает, она усиливается – страдания постоянные, невыносимые – несмотря на великолепнейшую погоду – надежды никакой – жажда смерти всё растёт».

Умер Тургенев 22 августа 1883 года. Отошедши, весь преобразился. Не осталось на лице следов страданий.

Гроб с телом писателя перевезли в Россию. 27 сентября в Петербурге, при огромном стечении народа, состоялись похороны. Тургенев, как он завещал, был похоронен на Волковом кладбище, недалеко от Белинского.

Значение Тургенева в русской литературе переоценить невозможно. В.Г.Белинский говорил: « Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек… Русь он понимает, во всех его суждениях виден характер и действительность». Произведения Тургенева переведены на многие языки.

Проверка полученного в начале урока задания.

Перед прослушиванием сообщений вы получили задание: составить хронологическую таблицу «Этапы жизни и творчества И.С. Тургенева»

Сверьте свои таблицы с таблицей на экране. Если у вас не хватает каких – либо дат, допишите.

Кем, по–вашему, является Тургенев?

Каково его место в литературе?

Домашнее задание

» на тему ««Любить людей, как я их всегда любил». Жизнь и творчество И.С. Тургенева »

Тема: «Любить людей, как я их всегда любил».

Жизнь и творчество И.С.Тургенева.

Цели:

Образовательные:
- Познакомить студентов с жизнью и творчеством писателя;
- развивать навыки самостоятельной работы с литературой по отбору материала для устного выступления;
- формировать навыки публичного выступления.
Развивающие:
- развитие логического и творческого мышления, связной речи;
- формирование познавательной деятельности;
- развитие мотивации учебной деятельности.
Воспитательные:
- формирование умения с нравственных позиций оценивать поступки героев произведения;
- воспитание любви к природе и к Родине

Оборудование и оформление:

аудиозаписи песни «Как упоительны в России вечера», «Лунной сонаты» Бетховена, мелодии Шопена, романса «Утро туманное». Выставка, посвященная жизни и творчеству И.С.Тургенева.

Студенты сидят за столами, на столах - книги, в центре сцена. Ближе к ней -журнальный столик со свечой, игральными картами, парой перчаток. На доске - портрет писателя, эпиграф «Любить людей, как я их всегда любил», иллюстрации к произведениям.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока : урок – литературно-музыкальная композиция

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вступительное слово учителя

Урок начинается с исполнения учителем под аккомпанемент гитары романса на стихи И. Северянина “Классические розы”.

Я начала урок этим романсом потому, что хочу настроить вас на торжественно-лирический лад, который станет определенной гарантией плодотворности нашего общения.

Но не только поэтому! Вы, конечно, помните, что у И.С. Тургенева есть стихотворение в прозе с одноименным названием.

И вот еще почему. 3 сентября 1883 года в далеком Париже остановилось сердце великого русского писателя. Согласно его завещанию, он был похоронен в Петербурге, на Волковом кладбище, и его соотечественники имеют возможность отдать дань уважения таланту писателя и положить цветы на его могилу.

Тургенев всю жизнь оставался русским писателем, никогда не забывал о своей стране, о ее народе, как мог, боролся за облегчение его тяжкой доли.

Сегодня у нас необычный урок, литературно-музыкальная композиция. Мы познакомимся с жизнью и творчеством И.С. Тургенева.

3. Литературно-музыкальная композиция. Выступление студентов.

Девушка:
- Поздняя осень 1815 г. Дымные клочья тумана висели на голых сучьях деревьев, уныло и однообразно хлюпала глина под лошадиными копытами и мутная грусть наплывала на душу молодого человека.
Юноша:
- Это был Сергей Николаевич Тургенев, дворянин очень знатного, но обедневшего рода, смелый до безрассудства офицер. Во время войны 1812 г. он вынес с поля боя несколько раненых офицеров, страх смерти для него не существовал. Его уважали однополчане.
Девушка:
- Говорят, когда он входил в большую залу, то на несколько мгновений там воцарялась ошеломленная тишина: столь неотразим был этот блестящий столичный офицер, любивший жизнь и приключения.
Юноша:
- Именно приключений ждал он и от посещения великолепного дома всемогущих Лутовиновых, знакомства с 29-летней Варварой Петровной.
Девушка:
- Варвара Петровна была некрасива, но очень умна, образованна, обладала восхитительным вкусом. Она питала страсть к цветам и книгам (в ее личной библиотеке 5 тыс. томов представляли мировую литературу по всем отраслям знаний).
Юноша:
- Сели за карты. Она шумно шутила. Он проигрывал. Злился. Остался до утра
в надежде отыграться. С утра продолжили игру. Он снова в проигрыше, она с
улыбкой наблюдала за ним. Отбросила карты.
(Сцена играется за журнальным столом).

Варвара Петровна:
- Пора остановиться, Сергей Николаевич. Долг ваш велик. У вас есть только один выход - оставить за собой проигранные деньги и присоединить владения... со мной вместе, разумеется.

1 чтец:
Он быстро посмотрел на нее - баснословно богатую, спокойную. Такая экстравагантность была ему по душе: он сам был того же теста, - он опустился на колено и перед ней, и перед своей судьбой.

2 чтец:
Безоблачное семейное счастье длилось недолго. Она любила его страстно всю жизнь, но уязвленная гордость не позволила долго терпеть измены. Разрыв состоялся.

3 чтец:
Иван Сергеевич Тургенев, родившийся 28 октября 1818 года в г. Орле, последний в этой ветви Тургеневых, станет величайшим писателем России, «послом от русской интеллигенции» в Париже.

4 чтец:
Тургенев любил своего грешного отца. Спустя много лет он опишет в своей самой любимой повести «Первая любовь», «действительное происшествие», изобразит красавца - отца и его взаимную любовь с молодой и красивой, талантливой княжной Екатериной Лаховской.
(Инсценировка из повести «Первая любовь»)

5 чтец:
Тогда перед отцом, полковником в отставке, встал выбор: жизнь или честь. Он мог развестись с немолодой (она старше на 6 лет) и некрасивой женой и жениться на юной красавице, но перед ним закрылись бы двери многих домов большого света. А большой свет - сущность его жизни. И он выбирает честь. И смерть. Он умирает от «каменной болезни».

6 чтец:
А Варвара Петровна постепенно становится нежнейшей из матерей и вместе с тем деспотичной до жестокости (она явилась прообразом самодурной барыни из рассказа Тургенева «Му-Му»).
(Инсценировка из «Му-Му»)

7 чтец:
Только 9 лет не доживет В.П.Лутовинова до выхода в свет «Дворянского гнезда» и триумфа сына-писателя, когда он сделался любимцем женщин высшего света, удивляя их красивой фигурой, остроумными анекдотами, изящным французским языком, блестящим изложением мыслей, изумительным языком.

8 чтец:
Для И.С. Тургенева два слова: «писать и любить» останутся неразрывными на всю жизнь. Молодая испанская певица Полина Виардо вместе с сорокалетним мужем-французом приезжает из Парижа в Петербург. Здесь ее ожидает головокружительный успех, «всеобщее опьянение восторга».

9 чтец:
Более чем через 30 лет после первых встреч с Виардо Тургенев начал одно из своих чудных «стихотворений в прозе» строками стихотворения поэта Мятлева, с которым три десятилетия назад восхищался Полиной Виардо и ее изумительным бархатным голосом.

(Под звуки «Лунной сонаты» Бетховена исполняется стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы»).

10 чтец:
Полина Виардо была яркой звездой на театральном небосклоне и, подобно многим другим, погасла и забылась бы навсегда, если бы не Тургенев, 4 десятилетия жизни которого до последнего смертного часа были отданы Полине Виардо.

11 чтец:
«С той самой минуты, как увидел ее в первый раз, я принадлежал ей весь. Я уже не мог жить нигде, где она не жила, я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой родины, и пустился вслед за этой женщиной».

12 чтец:
Вот каким в этот период увидел его Достоевский: «Поэт, талант, аристократ, красавец, богач, умен, образован, 25 лет - я не знаю в чем природа отказала ему...»

13 чтец:
«Здесь исполнено воспоминаний, что вы делаете в эту минуту? Я все это время целиком погружен в воспоминания о вас, любимая, дорогая! А вы будьте уверены, что в тот день, когда я перестану нежно и глубоко любить вас, я перестану существовать.
(Идет беседа за столом).

12 чтец:
Кто была эта женщина, которую любил писатель? Ее отец, Мануэль Гарсиа - бог-тенор Парижского итальянского театра, родился в цыганской семье в городе Севилья. А мать - красивая и талантливая женщина, была украшением мадридского драматического театра. Она была спокойной рассудительной женщиной.
(Звучит музыка Шопена или Листа)

13 чтец:
С детства Полина была чрезвычайно музыкальной: с 8 лет аккомпанировала отцу, а учителями музыки были Ференц Лист и Фридерик Шопен, с детства говорила на 6 языках, великолепно танцевала и пела.

14 чтец:
Тургенев - однолюб. Он страстно влюблен в Полину и любим ею. Он старается быть там, где находится она со своей семьей, с которой у писателя установились теплые дружеские отношения.
(Чтение стихотворения в прозе «Воробей»).

15 чтец:
Но все же это «чужое гнездо», а он - на его краю. В одном из писем он напишет: «Своего гнезда нет - ну и не надо никакого».
(Исполняется романс «Утро туманное»).

16 чтец:
Осенью 1858 г. Тургеневу исполнилось 40 лет, он вновь в России. Только что законченный роман «Дворянское гнездо» имел грандиозный успех, который можно сравнить с успехом Пушкина.
(Инсценировка из романа «Дворянское гнездо»).

17 чтец:
Вслед за этим появляются другие романы, повести, рассказы, принесшие успех их автору.
(Исполняется сцена из «Бежина луга»)

18 чтец:
Последние десятилетия Тургенев жил в Париже. К нему, как в Мекку стекались соотечественники, которые шли чаще всего за помощью. И перечислить людей, обязанных ему «пристроенной» в журнал рукописью, деньгами, работой нет никакой возможности: так их было много.

(Чтение стихотворения в прозе «Нищий»).

1 чтец:
33 года назад, как бы предчувствуя свою смерть вдали от Родины, он написал: «Как упоительны в России вечера».
(Звучит песня в исполнении группы «Белый орел»
«Как упоительны в России вечера»)

2 чтец:
«О мой сад, о заросшие дорожки возле маленького пруда. И цветы, высокие березы с длинными ветками. Расставаясь с жизнью, я к вам одним простираю мои руки. Я бы хотел надышаться горькой свежестью полыни, сладким запахом сжатой гречихи на полях моей Родины.»

3 чтец:
В одном из последних писем на Родину, обращаясь к адресату, пишет: «Когда будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, дубу - родине поклонитесь, которую я уже никогда не увижу».

4 чтец:
Друзья отовсюду приезжали сказать ему последнее «прости». Один из них хотел, «уходя, поцеловать руку писателя», Тургенев не позволил и ласково сказал: «Живите. И любите людей, как я всегда любил».

5 чтец:
22 августа 1883 г. вдали от Родины, во Франции умер русский писатель и удивительный человек. Похоронили его в Петербурге, на Волковском кладбище, при огромном стечении людей.

6 чтец:
В дневнике одного их французских писателей есть такая запись: «То был удивительный писатель, начало его истории возникает как будто в тумане и не сулит на первых порах ничего интересного, но потом они становятся такими увлекательными, волнующими. Словно что-то красивое и нежное постоянно и последовательно отмечает в своих самых мелких деталях».

7 чтец:
Тургеневское слово и сейчас вдохновляет на творчество. Послушайте лучше стихотворения в прозе, написанные студентами нашего колледжа.
Ведущий:
- Возрожденный к жизни человеческой благодарностью, И.С.Тургенев начал свою вторую жизнь. Она будет длиться до тех пор, пока живет Россия, ее язык и народ.

4.Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.

На уроке были использованы материалы из книги Валентины Боровицкой «Эпилог». Прозвучали стихи в прозе. Был исполнен романс, вы видели инсценированные отрывки из романа «Дворянское гнездо», повести «Первая любовь», из рассказов «Му-Му» и «Бежин луг».
Вы слышали изящные слова из прозы Тургенева и стихи в прозе, написанные студентами нашего колледжа.
Вы видите прекрасные иллюстрации к различным произведениям Тургенева.
И давайте выполнять его великий завет: «Любите людей, как я их всегда любил!»