Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско

Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско

Сочинение

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» написан Буниным в 1915 г. Путешествуя по Средиземному морю на комфортабельном пароходе, Бунин спустился в машинное отделение: «Если разрезать пароход вертикально, то увидим: мы сидим, пьем вино, беседуем на разные темы, а машинисты в пекле, черные от угля, работают... Справедливо ли это?»

Темой рассказа становится социальная несправедливость, предчувствие крушения мира, неспособного существовать далее при таком остром расслоении, а также противопоставление естественной го мира бытия расчетливому буржуазному устройству жизни.

Отнюдь не случайно господин из Сан-Франциско не имеет имени. Сколько их таких, немолодьш и решивших с опозданием насладиться жизнью, на пароходе «Атлантида», в разнообразных доропЯ отелях?

Нажив состояние, просуществовав, «правда, очень недурно, но все же возлагая надежды на будущее», отправляются они посмотреть мир. И благодаря маршруту, который выбирает господин из Сан-Франциско, мы видим, в каком состоянии пребывает этот мир. «Карнавал он думал провести в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору стекается самое отборное общество - то самое, от которого зависли все блага цивилизации: и фасон смокингов, и прочность тронов, и объявление войн, и благосостояние отелей, - где одни с азартом предаются автомобильным и парусным гонкам, другие- рулетке, третьи - тому, что принято называть флиртом, а четвертые - стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас стукаются белыми комочками о землю...» - мир занят развлечениями и уничтожением красоты...

А вот название пароходу дано очень символичное. «Атлантида» - многоэтажная громадина со всеми удобствами (ночным баром, восточными банями, собственной газетой), символ мира господ с их размеренной жизнью и мира слуг, «великое множество» которых «работало в поварских, судомойнях и винных подвалах», - движется к своей гибели. «Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали» - вот она, причина близкого возмездия: господа не думают о слугах, богатые - о нищих... Все в этом мире продается и покупается... «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач, ...был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара, за которой все с любопытством следили... и только один командир знал, что эта пара нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги...»

Семья господина из Сан-Франциско прибывает в Неаполь. «И господину из Сан-Франциско, так же как и всем прочим, казалось, что это для него одного гремит марш гордой Америки, что это его приветствует командир с благополучным прибытием». Жизнь снова потекла по заведенному порядку, но природа творит «что-то ужасное», и «портье, когда с ними говорили о погоде, только виновато поднимали плечи». Благополучию цивилизации Бунин противопоставляет силы стихии, словно возмущенной этим кажущимся благополучием. Продолжая искать удовольствий, семья отправляется на Капри. По дороге господин из Сан-Франциско ощущает себя стариком, видит подлинную Италию - «под скалистым отвесом кучу таких жалких, насквозь проплесневевших каменных домишек, налепленных...возле лодок, возле каких-то тряпок, жестянок и коричневых сетей...» - и чувствует отчаяние... Впервые в нем просыпаются человеческие чувства, и слова, предшествовавшие его смерти: «О, это ужасно!», которые он сам не пытается понять, отражают состояние мира...

Смерть господина из Сан-Франциско встревожила всех в гостинице. Бунин называет естественны ход вещей «ужасным происшествием», «что натворил он», подчеркивая, что «люди и до сих пор еще больше всего дивятся и ни за что не хотят верить смерти». Да, для господ смерть - самый страшный враг, отнимающий право наслаждаться всеми благами построенной ими цивилизации. Своим равнодушием они наказывают тех, кто к смерти причастен. Хозяин гостиницы, «которому совсем не интересны были те пустяки, что могли оставить теперь в его кассе приезжие из Сан-Франциско», отказываете даже достать простой гроб, и мертвый старик, как теперь называет его. Бунин, путешествует на той же «Атлантиде» в ящике из-под содовой, спрятанном глубоко в трюме, а над ним продолжает «притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку» пара, чья игра в любовь хорошо оплачена. О чем же говорит Бунин своему читателю? Не только о социальных противоречиях. Ведь, в сущности, писатель показывает во всем призрачном и равнодушном блеске именно буржуазный мир, где стремление к наживе, расчетливое устройство жизни заслоняют от «господ из Сан-Франциско» настоящий мир, способность чувствовать и сопереживать горю и радости. Только небольшой проблеск оживления мы видим в дочери господина из Сан-Франциско: «Всем восхищалась и была тогда мила и прекрасна: прекрасны были те нежные, сложные чувства, что пробудила в ней встреча с некрасивым человеком...ибо ведь в конце концов, может быть и не важно, что именно пробуждает девичью душу - деньги ли, слава ли, знатность ли рода». Теплым чувством проникнуты строки о Ло- ренцо, старике-лодочнике, который «принес и уже продал за бесценок двух пойманных им ночью омаров» (он «мог спокойно стоять хоть до вечера, с царственной повадкой поглядывая вокруг, рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом»), и о двух абруццких горцах. Наконец мы видим ту Италию - радостную, прекрасную, солнечную, - которая так и не открылась перед господином из Сан-Франциско.

Бунин, заметивший несправедливость социального расслоения, сострадавший тем, кого не замечает буржуазия, тем не менее не принял революцию (предсказанное им крушение старого мира), которая ставила перед собой цель сделать тех, «кто был ничем», - всем. Он остался в том мире, где жил господин из Сан-Франциско, и в этом драма его судьбы - он остался в погибающем мире, но умел видеть его красоту.

Возникающий в конце рассказа Дьявол, следящий со скал Гибралтара за движущейся к гибели «Атлантидой», знает о человечестве всё то, чего не знает оно само: все в мире подчинено естественному ходу вещей, и, пока смерть не пришла за тобой, наслаждайся красотой мира, дыши полной грудью, люби, пой «наивные и смиренно-радостные хвалы солнцу, утру... непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской, в бедном пастушеском приюте, в далекой земле Иудиной».

Другие сочинения по этому произведению

"Господин из Сан-Франциско" (раздумье об общем пороке вещей) «Вечное» и «вещное» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Анализ рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Анализ эпизода из рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Вечное и «вещное» в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар») Жизнь естественная и жизнь искусственная в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско Жизнь и смерть господина из Сан-Франциско (по рассказу И. А. Бунина) Значение символов в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Идея смысла жизни в произведении И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Искусство создания характера. (По одному из произведений русской литературы XX века. - И.А.Бунин. «Господин из Сан-Фран-циско».) Истинные и мнимые ценности в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско» Каковы нравственные уроки рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»? Мой любимый рассказ И.А. Бунина Мотивы искусственной регламентации и живой жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Отрицание суетного, бездуховного образа жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Предметная детализация и символика в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Проблема смысла жизни в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско" Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" Роль звуковой организации в композиционном строении рассказа. Роль символики в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско») Символичность в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франнциско» Смысл названия и проблематика рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Состоятельна ли человеческая претензия на господство? Социально-философские обобщения в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Судьба господина из Сан-Франциско в одноименном рассказе И. А. Бунина Тема обречённости буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Философское и социальное в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Жизнь и смерть в рассказе А. И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Философские проблемы в творчестве И. А. Бунина (по рассказу «Господин из Сан-Франциско») Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Сочинение по рассказу Бунина «Господин из Сан-Франциско» Судьба господина из Сан-Франциско Символы в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина. Тема обреченности буржуазного мира. По рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» История создания и анализ рассказа "Господин из Сан-Франциско" Анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Идейно-художественное своеобразие рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Символическая картина человеческой жизни в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Вечное и "вещное" в изображении И. Бунина Тема обреченности буржуазного мира в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Идея смысла жизни в произведении И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" Тема исчезновения и смерти в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско» Философская проблематика одного из произведений русской литературы ХХ века. (Смысл жизни в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско») Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Первый вариант)

Иван Алексеевич Бунин - писатель с мировым именем и нобелевский лауреат. В своих произведениях он затрагивает вечные темы: любви, природы и смерти. Тема смерти же, как известно, затрагивает философские проблемы человеческого бытия.

| Философские проблемы, которые Бунин поднимает в своих произведениях, наиболее полно раскрылись в рассказе «Господин из Сан-Франциско». В этом рассказе смерть представлена как одно из важных событий, определяющих истинную цену личности. Философские проблемы смысла жизни, истинных и мнимых ценностей являются главными в этом произведении. Писатель размышляет не только о судьбе отдельного человека, но и о судьбах человечества, стоящего, по его мнению, на краю гибели. Рассказ написан в 1915 году, когда уже шла Первая мировая война и налицо был кризис цивилизации. Символично в рассказе то, что корабль, на котором путешествует главный герой, называется «Атлантида». Атлантида - легендарный затонувший остров, который не выдержал разбушевавшейся стихии и стал символом погибшей цивилизации.

Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 г. «Титаником». «Океан, ходивший за стенами» парохода, - символ стихии, природы, противостоящей цивилизации. Но плывущие на корабле люди не замечают скрытой угрозы, которую таит в себе стихия, не слышат воя ветра, который заглушает музыка. Они свято верят в своего идола - капитана. Корабль - модель западной буржуазной цивилизации. Его трюмы и палубы - слои этого общества. Верхние этажи напоминают «громадный отель со всеми удобствами», здесь находятся люди, стоящие на верхушке социальной лестницы, люди, достигшие полного благополучия. Бунин обращает внимание на размеренность этой жизни, где все подчинено строгому распорядку. Автор подчеркивает, что эти люди, хозяева жизни, уже лишились своей индивидуальности. Все, что они делают во время путешествия, - это развлекаются и ждут обеда или ужина. Со стороны это выглядит ненатурально и неестественно. Здесь нет места искренним чувствам. Даже влюбленная пара оказывается нанятой Ллойдом для того, чтобы «играть в любовь за хорошие деньги». Это искусственный рай, залитый светом, теплом и музыкой. Но есть и ад. Этот ад - «подводная утроба» корабля, которую Бунин сравнивает с преисподней. Там трудятся простые люди, от которых зависит благополучие тех, кто наверху ведет беспечную и безмятежную жизнь.

Ярким представителем буржуазной цивилизации в рассказе является господин из Сан-Франциско. Герой назван просто господином, потому что именно в ртом его суть. По крайней мере, он сам считает себя господином и упивается своим положением. Он достиг всего, к чему стремился: богатств, власти. Теперь он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать в Старый Свет, может пользоваться всеми благами жизни. Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, крепкая лысая голова сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель - стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась, но он не стал от этого счастливее. } Но вот наступает кульминация рассказа, господин из Сан-Франциско умирает. Вряд ли этот хозяин жизни рассчитывал так скоро покинуть грешную землю. Смерть его выглядит «нелогичной», выбивающейся из общего размеренного порядка вещей, но ведь для нее нет ни социальных, ни материальных различий.

И самое страшное, что человеческое начинает проявляться в нем только перед смертью. «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть». Смерть резко меняет отношение к нему окружающих: труп должны срочно убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, даже гроб предоставить не могут - только ящик из-под содовой, а прислуга, трепетавшая перед живым, смеется над мертвым. Таким образом, могущество господина оказалось мнимым, призрачным. В погоне за материальными ценностями он забыл о ценностях истинных, духовных, а поэтому он был забыт сразу же после смерти. Это то, что называют воздаянием по заслугам. Господин из Сан-Франциско заслужил только забвение.

Неожиданный уход в небытие воспринимается как высший момент, когда все встает на свои места, когда иллюзии исчезают, а истина остается, когда природа «грубо» доказывает свое всесилие. Но люди продолжают свое беспечное, бездумное существование, быстро возвращаются к «миру и покою». Их души не может пробудить к жизни пример одного из них. Проблема рассказа выходит за рамки частного случая. Концовка его связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех людей, прошлых и будущих пассажиров корабля под мифическим и трагическим названием «Атлантида». Челов вынуждено преодолевать «тяжкий» путь «мрака, океана, вьюги». Только наивным, простым, как доступна радость приобщения «к вечным и блаженным обителям», к высшим духовным ценностям. Носителями же истинных ценностей являются абруццкие горцы и старик Лоренцо. Лоренцо - лодочник, «беззаботный гуляка и красавец». Он, вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско, посвящено лишь несколько строк, однако в отличие от господина он имеет звучное имя. Лоренцо знаменит по всей Италии, не раз служил моделью многим живописцам. С «царственной он глядит вокруг, радуясь жизни, рисуясь своими лохмотьями. Живописный бедняк Лоренцо остается вечно жить на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни, как только он умер.

Абруццкие горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Горцы воздают хвалу солнцу, утру, Богоматери и Христу. По Бунину, это и есть истинные ценности жизни.


Рассказ "Господин из Сан-Франциско" был написано И.А.Буниным в 1915 году. Рассказ основан на общем впечатлении автора от его путешествия и как бы намекает на социальный развал во всем мире. Бунин специально не дает имени главному герою, представляя нам обобщенный образ. Изначально названием рассказа было "Смерть на Капри", но в процессе работы над произведением Бунин отказался от названия, содержащего слово "смерть".

Несмотря на это, ощущение неминуемой гибели появляется с первых же слов эпиграфа.

Повесть рассказывает о последних днях жизни состоятельного американского господина, решившего в своим 58 лет начать жить. Именно начать, ведь он работал все это время, пытаясь обеспечить себе достойную старость. Он считал, что жизнь - это отдых и удовольствие, которое он заслужил. потому он тщательно распланировал маршрут поездки, что в свою очередь уже является глупыми подчинение графику.

И все почти сразу идет не так, как задумал главный герой. Да и к тому же было что-то в его существовании искусственное, где расписано не только каждое движение пассажиров, но и их эмоции.

Тут-то уже ясно показывается диссонанс меду мнениями главного героя и автора. Такое существование невозможно назвать полноценной жизнью. Герой живет только мгновение, и то борясь со смертью.

Дальше картина предсказуема. Если уж герой в начале сам развлекается, беседуя с людьми высшего круга и наблюдая за фальшивыми влюбленными, то и после смерти господина этот же высший круг продолжает прожигать свою жизнь теперь уже без главного героя, чье тело покоится глубоко под ними.

"Господи из Сан-Франциско" полон символизма. Гроб в трюме - послание тем, что веселятся, означающее, что все люди равны перед смертью, а деньги их не могут помочь им в последние мучительные минуты. Счастье их на самом деле и не счастье вовсе, их мировоззрение не может сравниться с видением мира простых бедных горцев.

Идея произведения - не просто история о смерти богача. Накопленные им деньги, его чин не имели больше значения. Вот, что важно. Бунин раскрывает в своем рассказе собственное видение смысла жизни, и кроется этот смысл явно не в приобретении богатства и славы.

Герой назван господином, потому что в этом и складывается его суть. По крайней мере, это он так считает и потому упивается своим положением. Он представляет собой то общество, которое губит в человечестве все живое, заставляя придумывать себе расписание, слепо следовать ему и жеманно улыбаться в притворном наслаждении. В таком обществе нет ничего духовного, его цель - быть богатым и пользоваться этим богатством. Но от этого никто еще не стал по-настоящему счастливым.

"Атлантида" - корабль, несущий это общество к новым наслаждениям; океан, по которому плывет корабль - неподвластная даже самым богатым людям стихия, способная вмиг разрушить планы "мертвого общества" и отправить его на дно. А на дне общество будет ждать господин из Сан-Франциско. "Атлантида", по сути, идет в никуда, увлекая за собой слепое общество черствых людей.

Основная проблема рассказа "Господин из Сан-Франциско" - мертвое общество, способное лишь хвалиться перед всеми своими деньгами да жить по расписанию, составленному таким же бесчувственным неживым человеком. В своем дневнике Бунин написал следующее: "Плакал, пиша конец".

Над чем же он плакал? Над печальной участью только начавшего жить господина: Над его семьей, оставшейся теперь без кормильца? Ведь теперь им придется искать жениха, чтобы дочь господина продолжила свою скучную жизнь, как и велит расписание. Я думаю, что опечалила автора судьба "мертвого" общества, их образ жизни и беспристрастие к чужому горю; их черствость и бесчувственность. В этом-то и заключается проблема современного общества, как и многие годы тому назад.

Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» написан в годы Первой мировой войны, когда целые государства оказались вовлечены в бессмысленную и беспощадную бойню. Судьба отдельного человека стала казаться песчинкой в водовороте истории, даже если этого человека окружали богатство и слава. Впрочем, в рассказе Бунина нет ни слова о войне и ее жертвах. Он описывает лишь обычное путешествие богатых туристов через Атлантический океан на огромном комфортабельном пароходе. Корабль «Атлантида», пытающийся одолеть «мрак, океан и вьюгу » и оказывающийся во власти Дьявола, становится символом современной технократической цивилизации. Не случайно корабль назван так же, как затонувший когда-то мифологический материк. Мотив обреченности «Атлантиды», ее гибели и разрушения, связан в тексте с образом смерти и Апокалипсисом. Возникают образные параллели «капитан - языческий идол», «пассажиры - идолопоклонники», «отель - храм». Современная эпоха изображается Буниным как господство нового «язычества»: люди одержимы пустыми и суетными страстями и пороками. Занятия и распорядок дня пассажиров корабля «Атлантида» автор описывает с гневной иронией: «…жизнь на нем протекала весьма размеренно: вставали рано… накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, какао; затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку; до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана, или играть в шеффльборд или другие игры для нового возбуждения аппетита…». При этом вокруг корабля бушует страшный океан, вахтенные мерзнут на своих вышках, истопники обливаются грязным потом около исполинских печей, зловещая сирена поминутно завывает с адской мрачностью, напоминая об опасности. О реальности этой опасности напоминает и то, что рассказ Бунина написан через три года после гибели знаменитого «Титаника».

В Неаполе жизнь богатых туристов протекает по заведенному образцу: посещение церквей и музеев, бесконечные обеды и развлечения. Представителей современной цивилизованной Америки не интересуют европейские культурные ценности. Туристы лениво осматривают достопримечательности, морщась при виде лачуг и лохмотьев: им чужды сострадание и любовь к ближнему. Из многих пассажиров «Атлантиды» Бунин выделяет господина из Сан-Франциско, путешествующего с женой и дочерью. Никто из них не назван по имени, что еще больше подчеркивает типичность главного героя и его семьи. Мы видим, что блеск и роскошь жизни не приносят им даже самого обыкновенного человеческого счастья. Смерть, неожиданно постигшая на Капри главу семейства, описана Буниным подчеркнуто физиологически. Здесь нет места упоминаниям о бессмертной душе, потому что в земном существовании героя рассказа не было ничего духовного.

Бунин подчеркивает, что смерть господина из Сан-Франциско вызывает лишь недолгий переполох среди постояльцев роскошной гостиницы. Никто из них не сочувствует вдове и дочери, никто не жалеет умершего. Он был членом их клана, клана богатых и всесильных, но при этом по-человечески оставался для всех чужим. И если бы несчастье случилось с кем-нибудь другим, господин из Сан-Франциско вел бы себя точно так же. Современная цивилизация нивелирует личность, разобщает и ожесточает людей, говорит нам Бунин. Если со стороны богатых мы видим равнодушие, то гостиничные слуги в лице расторопного Луиджи позволяют себе откровенно потешаться над тем, чьи приказы они еще недавно неукоснительно и благоговейно исполняли. Бунин противопоставляет им простых людей - каменщиков, рыбаков, пастухов, которые не утратили связь с природой, сохранили наивную и простую веру в Бога, душевную красоту.

Катер с телом господина из Сан-Франциско покидает Капри. В этом месте рассказа Бунин проводит параллель между современными капиталистами и римским тираном Тиверием: «…человечество навеки запомнило его, и те, что в совокупности своей столь же непонятно и, по существу, столь же жестоко, как и он, властвуют теперь в мире, со всего света съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где жил он на одном из самых крутых подъемов острова». Сравнивая древних и современных «хозяев жизни», Бунин снова напоминает читателю о неизбежности гибели современной цивилизации, убивающей все человеческое в человеке. В заключительной части рассказа писатель показывает путь огромного многоярусного корабля через Атлантику. Также в нижней части корабля до кровавого пота трудятся рабочие, а в бальных залах блистают нарядные женщины, и пара нанятых влюбленных изображает чувства перед пресыщенной толпой. Здесь все страшно, все уродливо, все продается за деньги. Но в самом нижнем трюме стоит тяжелый гроб с телом господина из Сан-Франциско - как воплощение хрупкости человеческой оболочки, эфемерности власти и богатства. Писатель словно вершит суд над бездуховностью цивилизации, убивающей души и господ, и рабов, отбирающей радость существования и полноту чувств.

Рассказ Бунина "Господин из Сан-Франциско"имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение "вечных"проблем человечества в развитии цивилизации.

В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.

В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.

В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают Финансы , то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: "Умер человек". Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: "Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену - ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра:"

Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: "Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили,

Цедили коньяк и ликеры:"Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом "играть в любовь за хорошие деньги".

На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин Анонсирует о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, "кого некогда взял себе за образец". К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: "золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысина".

Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.